Курсовая работа Этапы развития теории организации производства. Научные основы организации производства. Основные этапы развития организации производства и управления предприятием опиуп

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Казанский государственный технический университет им. А.Н.ТУПОЛЕВА
Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли»
тема: «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

Зеленодольск 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА……………………………………………… ……………….5
1.1. Предмет и сущность организации производства………...…..….5
1.2.Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности…………..……………………...8
1.3.История развития науки об организации производства….……14
1.4. Организация производства как вид деятельности……………..16
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ОАО "МАГМА"………….…22
2.1. Характеристика предприятия ОАО "МАГМА"……………….…..24
2.2. Расчет технико-экономических показателей………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..43

ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика ориентирует предприятия на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести предприятию необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ предприятия в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий.
Для машиностроительных предприятий, работающих в рыночных условиях, необходим непрерывный процесс модернизации и обновление выпускаемой продукции, а это требует соответствующей организации производства, научно-исследовательской, конструкторской, технологической и организационной подготовки и освоения выпуска новой продукции. Большее значение имеет для предприятия сокращение цикла создания и освоения новых изделий – это одна из основных задач, которая может быть решена только с помощью современных методов организации системы создания и освоения новой техники.
Промышленное производство является наиболее крупной и ведущей областью сферы материального производства. Оно представляет собой систему взаимосвязанных процессов, связанных с добычей и переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, необходимую для общественного производства и личного потребления. Следовательно, предприятие – это, прежде всего товаропроизводитель, который выпускает продукцию, необходимую потребителю.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что под организацией машиностроительного производства понимается процесс координации и оптимизации использования ресурсов предприятия с целью выпуска конкурентоспособной продукции, что является непременным условием нынешних рыночных условий.
Оптимальные количественные и качественные зависимости производственных процессов, параметры и показатели производства продукций являются исходной информацией для разработки планов работы предприятий и их подразделений. Поэтому вопросы организации производства рассматриваются в непосредственной связи с внутризаводским планированием, а решения, зафиксированные в плановых заданиях, проводятся в жизнь с помощью управления.
Предметом в курсовой работе служит теоретические аспекты организации производства, объектом же служит ООО "МАГМА".


Целью исследования в курсовой работе является рассмотрение вопросов касающихся организации производства, этапов его становления и истории развития его как науки.
Задачи, стоящие перед курсовой работой:
1) рассмотреть предмет и сущность организации производства;
2) изучить историю развития организации производства как науки;
3) проанализировать организацию производства как вид деятельности;
4) рассчитать технико- экономические показатели на примере ООО "МАГМА";
5) сделать соответствующие выводы о проделанной работе.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Предмет и сущность организации производства

Развитие человеческого общества не стоит на месте. И подтверждение тому – смена общественно- экономических формаций. Каждой ступени развития общества соответствует определенная организация процесса производства. Но и стадия развития производства не остается неизменной в рамках определенного строя. Развитие техники, технологии изменяет техническую роль труда, его кооперацию, существенно влияет на организацию производства в пределах одной и той же общественно-политической формации.
На протяжении нескольких веков ученые разных стран изучали и продолжают изучать данный вопрос, опровергая теории одних и защищая теории других, дополняя труды и учения своих предшественников и современников, открывая все новые и новые страницы в науке об организации производства. И вместе с тем, до настоящего времени предмет и сущность ОП всесторонне не обоснованы. Трудности в их определении возникли, с одной стороны, в связи с естественным процессом становления науки об ОП, с другой – в связи с различными смысловыми нагрузками как термина «организация», так и термина «производство».
Термин «организация» (франц. organisation, от позднелат. organizo – сообщать стройный вид, устраивать) обозначает внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого как средство достижения желаемого результата.
Категория «организация» многозначна. В широком смысле это свойство систем, в узком – действие, направленное на создание чего-либо (например, организация собственного «дела»). В то же время организацией можно назвать группу людей, объединившихся для достижения общих целей. Если целью, объединившей людей, является бизнес, то их совместное «дело» можно назвать бизнес-организацией. Такого рода организациями могут быть предприятия, фирмы, корпорации, товарищества, акционерные общества и т.п. независимо от их формы собственности.
После принятия Гражданского кодекса РФ (часть 1), введенного в действие с 1 января 1995 года, все юридические лица получили название организаций, кроме группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При различных смысловых значениях и оттенках слов «организация» и «производство» очевидно, что ОП имеет своим объектом производство (или предприятие в целом) как сложную производственную систему. Объектами ОП на предприятии являются производственные системы различных уровней, в которые входят люди и подчиненные им средства труда.
Производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Известно, что производство включает три составные части:
1. Труд человека, т.е. его целенаправленную производственную деятельность. Люди приводят в движение средства производства, создают орудия и предметы труда, совершенствуют их.
2. Предметы труда – объект приложения сил человека; все то, на что направлена его деятельность, из чего получается готовый продукт. В сфере материального производства – это основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, заготовки, детали, сборочные единицы, изделия, топливо.
3. Средства труда – это технологическое оборудование, инструмент, приспособления, с помощью которых человек воздействует на вещество природы, на предмет труда.
Человек – личный фактор производства, орудия и предметы труда – вещественные факторы. Для того чтобы все составные части производства слились в единый процесс материального производства, их необходимо объединить и обеспечить рациональное сочетание и взаимодействие в пространстве и во времени. Здесь ОП и выполняет свою первую, системообразующую функцию, соединяя личные и вещественные факторы производства в единый производственный процесс.
В материальном производстве выделяют, кроме производительных сил, и вторую сторону - производственные отношения. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Они образуют сложную систему, включающую производственно-технические и социально-экономические отношения.
Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников процесса производства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участков, цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей.
Следующая, вторая функция организации производства – установление между отдельными исполнителями и производственными подразделениями разнообразных связей, обеспечивающих совместную деятельность людей, участвующих в едином процессе производства.
Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Социально- экономические отношения являются важным элементом создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников и достижения наивысшей эффективности производства.
При этом ОП реализует свою третью функцию – создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев как единой производственно-технической системы.
Наконец, можно выделить и четвертую функцию ОП, которая призвана решать задачи создания условий для повышения качества трудовой жизни работников, постоянного профессионального и социально-культурного саморазвития и самосовершенствования трудовых ресурсов предприятия.
Таким образом, сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении существенных количественных и качественных связей и согласованных действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.

1.2. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности
Самостоятельность теории ОП как науки обусловлена тем, что эта область знаний имеет свой предмет и объекты исследования, теорию и особый понятийный аппарат, изучает совершенно определенный, присущий данной науке круг закономерностей и принципов.
Предметом ОП как науки является изучение организационных отношений в сфере непосредственного производства материальных благ, т.е. в низовом звене народного хозяйства - на предприятии. К таким отношениям ОП относятся:

    чисто технические отношения, выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов производства;
    отношения между людьми, возникающие по поводу совместного труда участников производственного процесса;
    отношения, обеспечивающие связи между технической стороной производства и отношениями собственности;
    отношения, характеризующие взаимозависимость вещественных, энергетических и трудовых ресурсов предприятия.
Теория выявляет причинно-следственные связи и устанавливает законы и закономерности протекания процессов или развития явлений, изучаемых конкретной наукой. Современная теория ОП – это система идей, законов, закономерностей, принципов и нормативов, позволяющая осуществлять на практике наиболее эффективные организационные формы и методы и создавать условия для рациональной ОП.
В схематической форме круг теоретических проблем, раскрывающих содержание дисциплины, включает в себя законы, закономерности, принципы, процедуры, формы и методы ОП, обеспечивающие развитие и повышение эффективности процессов производства.
Всякая теория строится на определенных законах, т.е. необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношениях и связях между явлениями. Закономерностью обычно называют устойчивую причинно- следственную повторяемость и последовательность в явлениях. Закономерности отвечают и соответствуют законам.
Под законами ОП понимаются необходимые, существенные, устойчивые отношения или причинно- следственные связи между элементами производственной системы, а также между этой системой и внешней средой.
Положения теории ОП базируются на экономических законах, законах отдельных технических и естественных наук – теории систем, теории управления, кибернетики и др. Вместе с тем наука ОП опирается и на имманентные, т.е. присущие только ей законы и закономерности.
В настоящее время в теории ОП можно выделить две группы закономерностей: (1) закономерности организации производственных систем (ПС) и (2) закономерности организации производственных процессов.
Усилиями наших научных работников удалось создать систему законов организации производственных систем. Эта система включает три группы законов:
    создания;
    функционирования;
    развития ПС.
К законам создания ПС относятся закон резервов и законы соответствия. Закон резервов устанавливает, что ПС не может функционировать без наличия резервных (не используемых в данный момент) ресурсов (материальных и информационных).
Законы соответствия широко распространены в природе и обществе. В ПС действие этих законов означает необходимость соответствия организации ПС экономическим и юридическим законам, а также целям создания и функционирования предприятий. Необходимо также соответствие друг другу всех элементов ПС, ее частей (принцип пропорциональности) и т.д.
Из специфических законов функционирования в настоящее время сформулирован лишь один закон – согласования ритмов. Этот закон базируется на признании ритмичности всех процессов и ритмичности развития всех элементов ПС. Отдельные аспекты этого закона признаны давно:
    организация массового производства обусловливает ритмичное продвижение деталей, серийного – партий и серий;
    система планово-предупредительного ремонта оборудования базируется на признании ритмичности ремонтных работ и пытается увязать эти ритмы;
    всегда принимался во внимание биологический ритм человека.
Биологические ритмы, по которым функционирует человеческий организм, изучает относительно молодая наука – хронобиология. Оказывается, в каждом из нас работают внутренние часы, которые день и ночь управляют всеми процессами нашего организма. Как именно функционируют эти часы, хронобиология и изучает вот уже около 30 лет.
Период около 10 часов идеален для умственной работы. В это время мозг оптимально снабжен кровью и находится на пике активности, поэтому даже самые сложные задачи решаются легче, чем обычно, а творческий потенциал особенно высок. Но уже через два часа после утреннего апогея наступает предобеденный спад. Организм требует свежей энергии. Однако в то же время возрастает производство гормонов счастья – эндорфинов, и человек становится менее восприимчивым к физической боли. Ходить к зубным врачам лучше всего около 2 часов дня. В это время боль при сверлении зубов кажется не такой острой. Учиться легче всего в послеобеденное время, когда наиболее мобилизована долговременная память. Физические нагрузки приносят максимальную пользу организму в период между 17 и 19 часами.
Развитие ПС подчинено законам инерции, эластичности и непрерывности совершенствования системы. Закон инерции констатирует невозможность быстрого изменения направлений и объемов функционирования ПС. Следствиями этого являются необходимость прогнозирования динамики внешней среды, целей и самой ПС, а также необходимость управления как способа преодоления противоречий.
Закон эластичности (гибкости) означает, что ПС должна обладать свойством приспособляемости к изменяющимся внешним условиям и целям, а также к изменениям элементов системы и их связей.
Закон непрерывности совершенствования системы устанавливает необходимость систематических усилий по улучшению производственного процесса.
Принципы ОП представляют собой исходные, фундаментальные положения теории, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие ПС и их отдельных подсистем.
Сравнительно недавно сформулированы основные (базовые) принципы организации производственных процессов: специализации, конструктивной и технологической стандартизации, непрерывности, прямоточности, параллельности, пропорциональности, надежности, ритмичности и автоматичности. Анализ этих принципов показал, что они применимы не только к организации производственных процессов, но и к организации производства в целом.
Выявлено свойство парности этих принципов (рис.1). Некоторым основным принципам ОП соответствуют парные принципы. Если принять, например, за основной принцип специализации, то ему будет противостоять парный принцип диверсификации производства.

Рис.1. Основные принципы организации производства
(базовые и противоположные базовым)
Аналогичным образом для основных принципов: конструктивной стандартизации, технологической стандартизации, параллельности, непрерывности – можно выделить парные принципы соответственно конструктивной универсальности, технологической универсальности, последовательности, прерывности.
Принципы ОП возникают при реализации законов и закономерностей. Так, принцип специализации вытекает из требований закона неуклонного роста производительности труда, той его стороны, которая направлена на совершенствование разделения труда. Принцип автоматичности также определен требованиями упомянутого выше закона, но связан с той его стороной, которая требует роста технической вооруженности труда.
Для различных форм ОП необязательно полное и всестороннее следование положениям отдельных принципов. Часто доминирующим становится не основной, а парный принцип ОП. Так, в единичном производстве преобладает универсальность, а не стандартизация. В других случаях реализация основного и парного принципов идет на паритетных началах.
ОП использует категории, т.е. фундаментальные, повторяющиеся понятия, отражающие свойства и отношения явлений производства. К таким известным из экономической теории категориям можно отнести товар, стоимость, себестоимость, хозрасчет, заработную плату и т.п.
Категории могут объединять несколько второстепенных, нефундаментальных понятий, отражающих различные стороны данного явления или объекта. Например, категория «заработная плата» включает понятия: расценок, основная и дополнительная заработная плата различных рабочих, фонд оплаты труда и т.п.
ОП имеет совершенно определенный набор понятий такого рода, которых можно было бы назвать категориями второго порядка. Иногда последних объединяют термином «понятийный аппарат». К числу терминов (являющихся названиями понятий) ОП, используемых в научной и практической деятельности, относятся: аттестация рабочих мест, брак производственный, бригадная форма труда, виды движения партии деталей, групповое производство, диспетчеризация, задел, комплексная подготовка производства, метод организации производства, незавершенное производство, оперативное планирование, производственная система, производственный цикл, поточное производство, партия деталей, производственная структура, ритм, такт, тип производства и др.
Наука организации производства имеет определенный круг объектов изучения. Схематично в перечень изучаемых ею теоретических проблем входят:

    предмет науки организации производства;
    место организации производства в системе наук;
    система законов, закономерностей и принципов организации производства;
    системная концепция организации производства;
    формы и методы организации производства;
    развитие организации производства;
    теория и методы определения экономической эффективности организации производства;
    формы и методы реализации научных разработок в производстве.
1.3.История развития науки об организации производства
Научная организация производства зародилась во второй половине 19 века. Основоположник этой науки Фредрик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Его труд “Принципы научного управления ” гласил, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Тейлор осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:
- отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;
- дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;
- ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;
- разработал системы учета и контроля;
- предложил аппарат функциональных руководителей – мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего;
- разработал сдельно- дифференциальную систему зарплаты, суть которой заключалась в двойном тарифе: оплата по “низкой шкале” при невыполнении нормы и по “высокой шкале – при его выполнении, сама же норма устанавливалась с помощью хронометража самых лучших, специально тренированных рабочих”.
Генри Форд (1863-1947) ввел в 1913 году на своем автозаводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 минут. Человек превращался в придаток машины.
Технические, технологические и организационные новшества Форда:
- разработка организации массового поточного производства;
- высокий уровень стандартизации элементов производства;
- организация системы внутризаводского транспорта и другие.;
Системы Тейлора и Форда используются в мире в настоящее время.
Г. Эмерсон (1853-1931) – выдвинул 12 принципов, соблюдение которых обеспечивает повышение производительности труда в любой сфере деятельности.
Анри Файоль (1841-1925) – создатель системы управления производством, основанной на выделении шести групп функций:
-технических;
- коммерческих;
- финансовых;
- охраны;
- счетных;
- административных;
К. Адамецки (1866-1933) – создатель теории построения производственных процессов во времени, разработчик графиков движения деталей по операциям и формул для расчета производственного цикла.
М. Уолкер, Д. Келли – создали системы сетевого планирования и управления.
В России в 1918-1919 годах были начаты и получили развитие научные работы в области совершенствования организации труда, управления на предприятиях. В 1920 году был создан Центральный институт труда (ЦИТ) – директор Гастеев А.К. (1882-1941). Он провел огромную работу в области НОТ в нашей стране. Проблемами организации и управления занимались у нас более 10 НИИ.
В.И. Иоффе (1886-1947) – разработал теорию организации производственного цикла во времени.
Л.В. Конторович (1912-1986)- провел первые работы по методическим методам оптимального планирования, заложившие основы линейного программирования.
В 50-60-е годы на Новочеркасском электровозостроительном заводе была впервые внедрена система непрерывного оперативного планирования производства, получившая в последствии широкое распространение на заводах серийного производства. Система называлась “Р-Г”. В Уфе эта система нашла широкое применение на заводах военно-промышленного комплекса (ВПК). В 70-х годах эта система была усовершенствована работниками Уфимского приборостроительного завода под руководством его легендарного директора Ковалева Н.Г. и получила название “Ритм”.
В 60-80-х годах совершенствовались методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, методы оценки эффективности новой техники по фазам жизненного цикла. Эти работы связаны с именами профессоров М.И. Ипатова (1923-1996), А.В. Проскурякова (1918-2001), создавших новые направления в этих областях науки об организации производства.

1.4. Организация производства как вид деятельности
Организация производства – это особый вид человеческой деятельности по проектированию, осуществлению или совершенствованию производственных систем. Как вид деятельности организация производства осуществляется на всех уровнях управления: на уровне всей экономики, отрасли, региона, а также на уровне низового звена – предприятия.
Организация производства непосредственно на предприятиях (в объединениях) охватывает весьма значительный комплекс задач организационного, технического и экономического характера, который можно распределить по нескольким важнейшим направлениям:
1. Выбор и обоснование производственной структуры объединения или предприятия, т.е. определение состава и специализации входящих в них подразделений и установление рациональных взаимосвязей между ними.
2.Проектирование и обеспечение взаимоувязанного функционирования всех составляющих единого производственного процесса: подготовки производства, основных производственных процессов, контроля качества продукции, технического обслуживания процессов производства.
3. Проектирование и осуществление на практике организации подразделений производственной инфраструктуры объединения или предприятия: ремонтного хозяйства, инструментального производства, транспортного и складского хозяйства и т.п.
Без своевременного обеспечения инструментом, ремонтом, материалами, энергией невозможна организация основных процессов, т.е. не будет «питания». Более того, в условиях автоматизации производства инфраструктура, как объект ОП, становится доминирующей областью приложения. Прямые затраты труда в промышленности развитых стран (основные материалы и основная заработная плата) составляют от 2 до 10% стоимости продукции. Поэтому сколько-нибудь существенная экономия на этом практически невозможна. Недаром возникла новая (в прикладном смысле) наука – логистика.
4. Сочетание элементов производственного процесса во времени на основе разработки и внедрения систем оперативного планирования с учетом типа и технико-экономических особенностей производства. Нормальное функционирование производственного процесса во времени предполагает решение следующих задач:

    установление порядка выполнения отдельных видов работ, рациональное совмещение времени их выполнения;
    обеспечение непрерывного движения предметов труда в процессе производства;
    установление порядка запуска изделий в работу;
    создание необходимых производственных заделов;
    организация бесперебойного снабжения рабочих мест сырьем, материалами и полуфабрикатами.
В области стратегического планирования от весьма громоздкого техпромфинплана, всецело подчиненного централизованной системе управления и планирования, осуществляется переход на бизнес-планирование, ориентированное на выживание предприятия в условиях рыночной экономики.
В области же оперативного планирования, в условиях четкой работы внешних поставщиков необходимо осваивать системы типа японской just in time, KANBAN (“вытягивание”); по примеру японцев больше уделять внимания не вертикальным, а горизонтальным связям подразделений, гибкому маневрированию рабочей силой, использованию в планировании творческих и новаторских идей.
Такие современные системы оперативного планирования производства, как just in time или KANBAN, увеличивают фондоотдачу и приводят практически к полному отсутствию заделов, ликвидации большинства складских помещений, к работе, как иногда говорят, «с колес».
5. Организация труда работающих как конкретная форма реализации процесса соединения рабочей силы со средствами производства. Методы организации труда в значительной мере определяются формами и методами организации производства. В центр внимания данного направления деятельности по организации производства выдвигаются следующие задачи:
    рациональное разделение и кооперация труда и выявление на этой основе профессионально-квалификационн ого состава работающих;
    научная организация и обслуживание рабочих мест;
    улучшение и оздоровление условий труда;
    организация материального и морального стимулирования работников.
Необходимо подтянуть условия труда и отдыха до уровня лучших западных фирм. Миф об усиленной эксплуатации – это «фордовское» прошлое. На Volkswagen отпуск у рабочих составляет 32 дня, а фактически – все 50, т.к. 37-часовая рабочая неделя неудобна и работают по 40-часовой (7 часов в день). Так «набегает» дополнительно еще 18 дней отпуска.
И еще один вопрос, входящий в систему НОТ, - это вопрос мотивации труда, морального и материального поощрения. Японцы, например, переняли у нас грамоты, кубки и т.д., но не для дома, а для размещения на стендах на предприятиях.
Конечно, трудно говорить о материальном поощрении, если средняя зарплата в России, например, в 1995 году составляла 5% от уровня заработной платы в развитых странах. Но даже в таких условиях можно многое сделать выбором «правильной» системы заработной платы.
6. Сочетание рациональных организационных форм и экономических методов ведения производства. Тем или иным формам организации должны соответствовать адекватные им методы создания экономической заинтересованности работников в повышении эффективности производства. Важным направлением деятельности здесь является усиление экономической самостоятельности структурных подразделений предприятия.
В условиях становления рыночного хозяйства важной задачей организации производства является дальнейшее развитие взаимосвязанных организационных форм и экономических методов.
7. Разработка системы взаимодействия производственных подразделений и формирование структуры управления предприятием / объединением.
Следует отметить, что ОП не остается неизменной с течением времени. Задача ОП как практической деятельности состоит в творческом синтезе данных всех наук о производстве и разработке путей и методов наилучшего использования орудий и предметов труда и самого труда на основе теории ОП. Кроме того, курс ОП формируется на основе опыта организации производства на отечественных и зарубежных предприятиях, анализа как достижений передовых предприятий и их подразделений, так и причин и недостатков отстающих предприятий, цехов и участков.
Развитие науки и техники изменяет техническую основу производства, характер кооперации труда и через это влияет на формы и методы организации производства. Определенное воздействие на организацию производства оказывает и расширение масштабов производства, рост культурно - технического уровня работающих, степень обобществления производства и разделения труда, методы хозяйствования.
Так, внедрение комплексной автоматизации производственных процессов требует существенных изменений в составе работающих и организации их труда, создания новых технических и производственных подразделений, усиления роли технического и организационного обслуживания производства.
Высокий уровень применяемой в современном производстве техники в сочетании с ростом образованности и общей культуры трудящихся поставил задачу отказа от чрезмерно узкой специализации рабочего и перехода к более универсальному характеру труда.
В условиях НТП усложняются изделия и технология, возрастает потребность во все большем количестве машин, приборов, аппаратов разного назначения и, следовательно, различающейся номенклатуры; из разных изделий формируются все более сложные комплексы, системы машин.
Если первые автомобили начала ХХ века имели около 2 тыс. деталей, то современный автомобиль – более 30 тыс. деталей и при этом 60-80 тыс. сопрягаемых поверхностей. Самолет «Боинг-747» имеет 1 млн деталей, американский космический корабль многоразового использования «Шатл» - 10 млн деталей. Сложность производства отражается в росте номенклатуры выпускаемой продукции. Например, компания Вестингауз (США) выпускает 50 тыс. различных типов турбинных лопаток. Компания IBM из 2700 различных деталей собирает 55 тыс. видов пишущих машинок.
Это сказывается на ОП. Необходимо дополнительное развертывание мелкосерийного производства, а оно и более материалоемко, и более трудоемко, чем массовое или крупносерийное, отсюда, обходится дороже. Увеличение удельного веса мелкосерийного производства неизбежно снижает производительность труда, а это недопустимо для развивающегося общества.
Возникает противоречие между быстро меняющимся содержанием и застывшей формой ОП. Оно преодолимо в рамках существующего способа производства. Для этого используются известные формы ОП, например, построение предметно-замкнутых участков, где высокий уровень типизации технологических процессов, использование специальной переналаживаемой оснастки, групповой технологии и принципа предметного построения пространственной структуры обеспечивает приближение результатов мелкосерийного производства, в частности производительности труда, к показателям крупносерийного производства.
Преодолеть указанное противоречие позволяет и образование новой формы ОП – гибких производственных систем (ГПС), где соединяются маневренность мелкосерийного производства с высоким, свойственным массовому производству уровнем механизации и автоматизации.
В обычной практике высокая степень специализации рабочих мест и связанная с этим разделением труда большая производительность труда сочетается с малой универсальностью, гибкостью этих рабочих мест, столь необходимых для мелкосерийного производства. Иначе обстоит дело в ГПС, где высоки и специализация, и универсальность.

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ОАО "МАГМА"
2.1. Характеристика предприятия ОАО "МАГМА"

Машиностроительное предприятие ООО "МАГМА" представляет собой современный производственный комплекс, созданный 20 августа 2001 года, имеющий в своем составе специализированные производства и выпускающий сложную техническую продукцию.
На протяжении ряда лет предприятие изготавливает нестандартное оборудование и запчасти для металлургического и кранового оборудования, ГОКов, морских и речных портов.
За сравнительно небольшой период времени предприятию удалось успешно наладить прочные партнерские отношения с крупнейшими предприятиями СНГ.
Располагая современным металлообрабатывающим и механосборочным производством, высококвалифицированными кадрами, предприятие изготавливает уникальное по своим характеристикам нестандартное оборудование и детали различных классов точности и типоразмеров, массой от нескольких килограммов до 120 тонн.
Наличие инженеров высокой квалификации в конструкторских и технологических службах в сочетании с универсальной производственной базой и финансовыми возможностями позволяет предприятию быстро перестраиваться на освоение новых видов продукции, в том числе, и модернизированной, без значительной внешней кооперации.
Развитие собственного складского хозяйства позволяет постоянно поддерживать на складе самый широкий ассортимент заготовок, поковок, литья и др. металлопроката.
На предприятии внедрена и применяется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта DIN EN ISO 9001:2008, это позволило организовать четко налаженную связь коммерческих и технических служб на всех этапах от закупки сырья, материалов и комплектующих до отгрузки потребителю конечной продукции. Сертификат на систему менеджмента качества является документальным подтверждением способности предприятия производить продукцию, удовлетворяющую требования заказчика.
Документация системы менеджмента качества, разработанная на предприятии, четко определяет взаимосвязь между подразделениями в вопросах планирования, контроля технологии производства, обеспечения качества продукции и формирования основных показателей деятельности предприятия.
Проводится аккредитация аналитической лаборатории по контролю производства (ЛКП), оснащенная оборудованием, приборами и методиками необходимыми для выполнения требуемого объема входного контроля и сопровождения технологического процесса, приемо-сдаточных испытаний готовой продукции.
Отдел технического контроля (ОТК) взаимодействуя с лабораторией по контролю производства (ЛКП), в рамках подготовки производства, допускает к использованию только те исходные материалы, которые прошли полный входной контроль. Такая связь позволяет исключать приобретение недоброкачественного сырья, материалов, комплектующих, что существенно влияет на качество готовой продукции.
Организация и проведение ремонтов механического и энергетического оборудования выполняются непосредственно персоналом предприятия в строгом соответствии с технической документацией.
Используя разработанную документацию для ведения технологических процессов, контролируя продукцию на всех стадиях ее производства, позволяет при выявлении несоответствий определять причины и устранять их, а главное разрабатывать и внедрять корректирующие, предупреждающие меры с целью исключения их в дальнейшем.
Положительная динамика в работе нашего предприятия объясняется: расширением технологических возможностей, внедрением новых технологий, обучением производственного персонала, увеличением производственных мощностей.
Согласно плану стратегического развития предприятия, в декабре 2010 года сдан в эксплуатацию новый корпус ЦМК общей площадью 3024 кв.м., предназначенный для производства стальных металлоконструкций промышленного назначения. Производственная мощность цеха - до 3000 тонн в год.
2.2. Расчет технико-экономических показателей
На данном предприятии было осуществлено реализация инвестиционной программы, в которой было запланировано приобретение машины плазменной резки, с рабочей зоной 2500х12000 мм;
Данное решение потребовало капитальных вложений в размере 35 млн руб., которое привело к увеличению выпуска продукции до 80 тыс. шт. и улучшению ее качества. Данные предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные предприятия


и т.д.................
Показатели
измерения
1
2
3
4
5
I. До внедрения мероприятий по техническому перевооружению производства
1.1
Годовой выпуск изделий

тыс.шт.
57
1.2
Затраты на производство и реализацию продукции на 1 изделие
Змо
руб.
7500
    ЗП основная и дополнительная

руб.
850
    отчисления с ЗП

%
26
    прочие расходы

руб.
180
    косвенные расходы

%
28
    расходы, связанные с реализацией
Р
%
5
1.3
Рентабельность изделия

%
20

1.4
Стоимость остатков незавершенного производства
    на начало года

тыс. руб.
960
    на конец года

тыс. руб.
830
Продолжение таблицы 1

1.5
Стоимость остатков готовой нереализованной продукции на складе и товаров отгруженных, но не оплаченных
    на начало года

тыс. руб.
570
    на конец года

тыс. руб.
450
1.6
Балансовая стоимость ОПФ на начало года

тыс. руб.
60000
1.7
Поступление (+), выбытие (-) ОПФ по балансовой стоимости в течение года
    с 1 февраля

тыс. руб.

    с 1 июня

тыс. руб.
+ 13 000
    с 1 сентября

тыс. руб.
– 7 000
    с 1 декабря

тыс. руб.
– 3 000
1.8
Стоимость остатков нормируемых ОС
    на 1 января (нач. года)

тыс. руб.
55000
    на 1 марта

тыс. руб.
53 000
    на 1 июля

тыс. руб.
50 000
    на 1 октября

тыс. руб.
57 000
    на 31 декабря

тыс. руб.
58 500
1.9
Среднегодовая списочная численность ППП

чел.
400
1.10
В том числе рабочих

чел.
300
II. После внедрения мероприятий по техническому перевооружению производства
2.1

У истоков современной классической школы теории управления и организации стоял Фредерик Тейлор (1902 год «Управление предприятием», 1911 год «Принципы научного управления»). Концепции Тейлора основана на инженерном подходе к рационализации управления и состоит из следующих компонентов: · Дифференциация производственных функций на управленческие и исполнительские · Глубокая дифференциация производственного процесса и узкая специализация рабочих · Научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе фотографий рабочего дня и хронометражных наблюдений · Отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов · Введение сдельной оплаты труда Анри Файоль – главный управляющий французского горнодобывающего концерна, последователь Тейлора. 1916 год «Общее и промышленное управление» повествует о необходимости управления по пяти функциям: планирование, организация, распоряжение, координация, контроль. Файоль исходил из следующих предпосылок: 1. Предприятие должно производить продукт, который пользуется спросом на рынке и отвечает требованиям покупателей по качеству и пр. 2. Цена должна быть минимальной (по возможности), так как это увеличивает спрос и реализует эффект масштаба. 3. «сегодня нужно работать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня!» 4. Покупатель всегда прав Фаойль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов корпоративным, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (непрерывные команды по уровням иерархии), порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Харрингтон Эмерсон – 1912 год «12 способов эффективности». Генри Форд – «Моя жизнь, мои достижения» - в 1903 году он основал компанию «Форд-мотор». Разработанная им система базировалась на принципах: · Постоянное обучение · Нормальный образ жизни · Напряженный, целеустремленный труд · Интересы дела выше личных · Ориентация на потребителя · Ориентация на новшества (инновации) · Ориентация на понятные и простые решения · Честность в конкурентной борьбе · Воспитание в себе и в коллективе стремления работать качественно и ответственно · Забота о рабочих (нижняя планка зп рабочих Форда была в 2 раза выше, чем у конкурентов) · Стремление к унификации и стандартизации составных частей и тех.процессов · Беречь время потребителей · Четкая организация труда и производства Элтон Мэйо – 1933 «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» - начало школы человеческих отношений. Обращают внимание на важность благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. Мэйо разработал основные тезисы: · Люди мотивируются соц.потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми · В результате промышленной революции и рационализации работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет в соц.взаимосвязях · Люди отзывчивы к соц.влиянию группы равных людей, а не к побуждениям и контролю руководства · Работник откликается на распоряжения руководителя, если тот удовлетворяет социальные потребности подчиненных Мэйо писал о важности неформальный отношений в коллективе, о неэффективности только формального лидерства. Мери Фоллетт – психологические аспекты управления, конфликты в организации, конструктивные конфликты. Абрахам Маслоу – 1943 год «Психологический анализ», 1954 «Мотивация и личность». Он считал, что человек не может полностью достигнуть цели, и, удовлетворив одну потребность, стремится к другим. 1. Люди – это социальные животные, потребности которых постоянно растут 2. Неудовлетворенность побуждает человека к действию 3. Потребности образуют иерархию (пирамиду) Д. МакГрегор – 1960 год «Человеческая сторона предприятия». Он настаивал на переходе от формального управления к неформальному лидерству. Представители школы человеческих отношений положили начало бихевиористскому направлению менеджмента. Другое направление - эмпирическое (считает, что решает всё опыт – управлению может научить только практика). Друкер – 1957 год «Практика управления» - о целевом управлении, т.е. постановки общих задач перед работникам, чтобы они сами рассчитывали время, ресурсы и пр. Томпсон и Стрикленд – 1980 год «Стратегический менеджмент» - передовой опыт американских компаний по разработке и реализации стратегий. Особое внимание уделено стратегии маркетинга, анализу состояния компании. Мескон, Альберт, Хедоури – 1988 год «Основы менеджмента» - анализ всех направлений менеджмента, начиная от Тейлора. Школа социальных систем – начиналась с исследования операций (комплексное изучение и однозначное решение сложных задач) Честер Барнард – «Функции руководителя» - обосновал необходимость применения комплексного подхода к управлению Г. Саймон – 1960 год «Новая наука принятия управленческих решений» - иерархия власти и целеполагания, принятие решений в связи с практикой управления, последовательный поиск и несовершенные знания. В России. Классическая школа развивалась применительно к условиям становления гос.собственности и централизованного гос.планирования. Александр Багданов – 1913 год «Между человеком и машиной» - о новаторских и прогрессивных установках Тейлора, у культурном развитии и здоровье рабочего. Разработывал тектолоию, всеобщую организационную науку (межотраслевую, применимую ко всем сферам жизни) – о триединстве вещей, людей, идей. Отмечал важность системного подхода и что организованное целое больше суммы его частей. Алексей Гастев – писал о проблемах производства и научной организации труда. С 1920 года высказывался о необходимости социализации трудового процесса («трудовая установка») – активировала массы на повышение производительности труда. Его разработки получат развитие в неоклассической школе человеческих отношений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Основные этапы развития науки об организации производства.:

  1. 84. Основные этапы развития психологческой науки в СССР.
  2. 2. Основные исторические этапы развития предмета экономической науки.
  3. Основные исторические этапы развития науки. Понятие научной рациональности и её типология.
  4. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
  5. 3. Понятие истории науки. Соотношение логического и исторического в развитии философии, и методологии науки. Этапы становления форм научного сознания.

Развитие науки «Организация производства» начинается с XVIII века. А. Смит (1776г.) в книге «Богатство народов» описал экономические выгоды от разделения труда. Это явление известно также как специализация труда.

Разделение труда – разбивка производственного процесса на ряд отдельных операций, так чтобы каждый рабочий выполнял лишь некоторую небольшую часть общей работы.

В 1790г. Э. Уитни разработал концепцию взаимозаменяемых частей. Взаимозаменяемые части – детали изделия, изготовленные с такой степенью точности, что их не надо подгонять вручную. Уитни разработал сборочную линию по производству мушкетов с такой системой допусков, что любая часть могла подойти к любому изделию.

В 1911 году Ф. Тейлор в книгах «Принципы научного управления» и «Управление фабрикой» изложил подходы к организации производства: отделил подготовку производственных операций от их исполнения, дифференцировал процесс труда, ввел хронометраж, разработал систему учета и контроля, разработал сдельно – дифференцированную систему заработной платы.

Разработкой проблем совершенствования трудовых процессов занимались супруги Фрэнк и Лилиан Гилбреты. Они осуществили классификацию микродвижений, выделив 18 микроэлементов, и назвали их терблигами. Работа Гилбертов положила начало микроэлементному нормированию труда.

Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности труда» доказал возможность рациональной организации труда целого коллектива, используя следующие принципы:

Отчетливо поставленные идеалы или цели;

Здравый смысл;

Компетентная консультация;

Дисциплина;

Справедливое отношение к персоналу;

Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

Диспетчирование;

Нормы и расписания;

Нормализация условий;

Нормирование операций;

Стандартные инструкции;

Вознаграждение за производительность.

В 1913 г. Г.Форд внедрил на автомобильных заводах поточные методы организации производства, в основе которых лежали следующие положения:

Максимальное разделение труда;

Детальная разработка технологических процессов;

Механизация и автоматизация процессов производства;

Полная стандартизация производства.

Значительный вклад в развитие теории и практики организации производства внес К. Адамецки. Он создал теорию построения производственных процессов во времени, разработал графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Следует также отметить работы Э. Мейо, в которых он сделал вывод о примате психологических и социальных факторов в производительности труда и необходимости глубокого исследования «человеческих отношений».



Среди наших соотечественников можно отметить А.К. Гастева (1882 - 1941). Он опубликовал такие известные работы, как «Трудовые установки» и «Как надо работать», в которых были заложены принципы программированного обучения трудовым движениям.

О.Е. Ерманский (1866 - 1941) в книге «Теория и практика рационализации» впервые ввел понятие о физиологическом оптимуме в работе.

О.И. Непорент (1886 - 1966) разработал в 30 х годах теорию организации производственного процесса во времени (виды движения деталей).

Л.В. Конторович (1912 - 1986) разработал основы линейного программирования и применил их в планировании производства.

Б.Я. Каценбоген (1897 - 1956) разработал теорию и методику использования поточных методов производства в серийном производстве.

Э.А. Сатель (1885 - 1968) первым указал на необходимость комплексно решать конструкционные, технологические, организационные, эксплуатационные и экономические проблемы современного производства.

С.П. Митрофанов разработал научные принципы групповых методов обработки деталей, которые позволили внедрить поточное производство в серийном и мелкосерийном производствах.

Значительный вклад в развитие системы оперативного планирования внес А.С. Родов. Он в 1963 г. разработал и внедрил систему непрерывного оперативно – производственного планирования.

Современные тенденции развития организации производства следующие:

1) Глобализация экономики. Рынки и компании становятся все более и более глобальными по своей природе. Многочисленные производственные компании США имеют предприятия в Европе или планируют их создание. Европейские и азиатские компании размещают свое производство в США. В результате значительно усиливается конкуренция по всему миру.

2) Тотальное управление качеством, подход, когда все работники предприятия от генерального директора до рабочего вовлекаются в непрерывный процесс улучшения качества товаров и услуг.

3) Гибкость производства – способность предприятия быстро приспосабливаться к изменениям в общем объеме спроса, в ассортименте и в дизайне изделий. В современных условиях это является главным фактором конкурентоспособности предприятия.

4) Компьютерные технологии. Развитие новых компьютерных технологий привело к появлению новых изделий и производственных процессов. Они оказывают огромное воздействие на организацию производства. Сфера применения компьютерных технологий включает в себя проектирование изделий, технологию обработки, информационную обработку и связь. Новые технологии имеют огромное значение для производственных систем, воздействия на конкурентоспособность и качество.

5) Вовлечение рабочих в решении производственных задач. Все большее число компаний спускают ответственность за разрешения производственных проблем на нижние уровни организационной структуры. Руководство компаниями признает компетентность рабочих в вопросах производственного процесса и их способность внести вклад в совершенствование системы производства.

6) Особое внимание вопросам экологии. Законы и постановления, регулирующие вопросы экологии, становятся все более жесткими, а штрафы и наказания суровыми. Контроль над загрязнением окружающей среды и переработка отходов становятся главными проблемами предприятий.

Развитие науки «Организация производства» начинается с XVIII века. А. Смит в книге «Богатство народов…» (1776) описал экономические выгоды от разделения труда. Это явление известно также как специализация труда.

Разделение труда – разбивка производственного процесса на ряд отдельных операций таким образом, чтобы каждый рабочий выполнял лишь некоторую небольшую часть общей работы.

В 1790 году Э. Уитни разработал концепцию взаимозаменяемых частей. Взаимозаменяемые части – детали изделия, изготовленные с такой степенью точности, что их не надо подгонять вручную. Э. Уитни разработал сборочную линию по производству мушкетов с такой системой допусков, что любая часть могла подойти к любому изделию.

В 1911 году Ф. Тейлор в книгах «Принципы научного управления» и «Управление фабрикой» изложил подходы к организации производства: отделил подготовку производственных операций от их исполнения, дифференцировал процесс труда, ввел хронометраж, разработал систему учета и контроля и сдельно-дифференцированную систему заработной платы.

Проблемами совершенствования трудовых процессов занимались супруги Ф. и Л. Гилбреты. Они классифицировали микродвижения производственного рабочего, выделив 18 микроэлементов и назвав их терблигами. Работа Гилбертов положила начало микроэлементному нормированию труда.

Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности труда» доказал возможность рациональной организации труда целого коллектива, используя следующие принципы:

· отчетливо поставленные идеалы или цели;

· здравый смысл;

· компетентная консультация;

· дисциплина;

· справедливое отношение к персоналу;

· быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

· диспетчирование;

· нормы и расписания;

· нормализация условий;

· нормирование операций;

· стандартные инструкции;

· вознаграждение за производительность.

В 1913 году Г. Форд внедрил на автомобильных заводах поточные методы организации производства, в основе которых лежали следующие положения:

· максимальное разделение труда;

· детальная разработка технологических процессов;

· механизация и автоматизация процессов производства;

· полная стандартизация производства.

Значительный вклад в развитие теории и практики организации производства внес К. Адамецки. Он создал теорию построения производственных процессов во времени, разработал графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Следует также отметить работы Э. Мейо, в которых сделаны выводы о примате психологических и социальных факторов в производительности труда и необходимости глубокого исследования «человеческих отношений».



Среди наших соотечественников можно отметить А.К. Гастева (1882–1941), опубликовавшего такие известные работы, как «Трудовые установки» и «Как надо работать», в которых были заложены принципы программированного обучения трудовым движениям.

О.Е. Ерманский (1866–1941) в книге «Теория и практика рационализации» впервые ввел понятие о физиологическом оптимуме в работе.

О.И. Непорент (1886–1966) разработал в 30-х годах теорию организации производственного процесса во времени (виды движения деталей).

Л.В. Конторович (1912–1986) разработал основы линейного программирования и применил их в планировании производства.

Б.Я. Каценбоген (1897–1956) разработал теорию и методику использования поточных методов производства в серийном производстве.

Э.А. Сатель (1885–1968) первым указал на необходимость комплексно решать конструкционные, технологические, организационные, эксплуатационные и экономические проблемы современного производства.

С.П. Митрофанов разработал научные принципы групповых методов обработки деталей, что позволило внедрить поточные линии в серийном и мелкосерийном производствах.

Значительный вклад в развитие системы оперативного планирования внес А.С. Родов. В 1963 году он разработал и внедрил систему непрерывного оперативно-производственного планирования.

Современные тенденции развития
организации производства

1.Глобализация экономики. Рынки и компании становятся все более глобальными по своей природе. Многочисленные производственные компании США имеют предприятия в Европе или планируют их создание. Европейские и азиатские компании размещают свое производство в США. В результате значительно усиливается конкуренция по всему миру.



2.Тотальное управление качеством, подход, когда все работники предприятия, от генерального директора до рабочего, вовлекаются в непрерывный процесс улучшения качества товаров и услуг.

3.Гибкость производства – способность предприятия быстро приспосабливаться к изменениям в общем объеме спроса, в ассортименте и в дизайне изделий. В современных условиях это является главным фактором конкурентоспособности предприятия.

4.Компьютерные технологии. Развитие новых компьютерных технологий привело к появлению новых изделий и производственных процессов, что оказывает огромное воздействие на организацию производства. Сфера применения компьютерных технологий включает в себя проектирование изделий, технологию обработки, информационную обработку и связь. Новые технологии имеют огромное значение для производственных систем, воздействия на конкурентоспособность и качество.

5.Вовлечение рабочих в решение производственных задач. Все большее число компаний спускает ответственность за разрешения производственных проблем на нижние уровни организационной структуры. Руководство компаниями признает компетентность рабочих в вопросах производственного процесса и их способность внести вклад в совершенствование системы производства.

6.Особое внимание вопросам экологии. Законы и постановления, регулирующие вопросы экологии, становятся все более жесткими, а штрафы и наказания суровыми. Контроль над загрязнением окружающей среды и переработка отходов становятся главными проблемами предприятий.

Первый этап в теории организации охватывает период с 1900 по 1930 гг. Его можно определить как эру "закрытых систем и рационального индивида". Главными представителями теории организации этого времени были Макс Вебер и Фредерик Тейлор. Разработанный ими подход ориентирован на организационные и технические усовершенствования системы путем повышения эффективности внутренних функций организации.

Второй этап , 1930 - 1960 гг., является эрой "закрытых систем и социального индивида". Его представителями были Энтон Мэйо, Дуглас Макгрегор, Честер Барнард. Эта группа теоретиков разрабатывала вопросы управления закрытыми системами, опираясь на внутренние отношения и неэкономическую мотивацию работников.

Рис. 7. Этапы развития организации

Третий этап продолжался с 1960 по 1975 гг.. Это период "открытых систем и рационального индивида". Теория организации делает шаг вперед, рассматривая организацию как составную часть системы более высокого уровня, и одновременно с этим - шаг назад, поскольку возвращается к механистическим представлениям о человеке. Основной вклад в развитие теории организации в этот период внесли Альфред Чандлер, Поль Лоуренс, Джей Лорш.

И, наконец, четвертый этап , начавшийся около 1975 г., можно определить как период "открытых систем и социального индивида". На данном этапе происходит возвращение к "социальному мышлению", но уже в рамках открытых систем. Лидером современной теории организации является Джеймс Марч.

Определим вклад в развитие теории организации ее наиболее ярких представителей.

Основополагающие идеи теории организации

Ф. Тейлор и научные основы теории организации. Начало серии фундаментальных работ в области теории организации положили "Принципы научного управления" Ф. Тейлора, опубликованные в 1911 г.

Фредерик Тейлор (1856 – 1915 гг.) - американский инженер. После окончания технологического института в 1876 г. Тейлор работал в металлургической компании "Мидвейл стил компани" и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. В 1886 г. он вступил в Американское общество инженеров-механиков. Тейлор оставил после себя солидное творческое наследие, включающее, помимо социальных работ по металлургии, прославившие его имя на весь мир книги: "Сделочная система" (1895), "Цеховый менеджмент" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911). Похоронен он в Филадельфии, где на его могиле начертано: "Отец научного менеджмента".

Своими экспериментами и научными трудами Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы "научного менеджмента" сделают подлинную революцию в современном производстве, заменив устаревшие авторитарные методы научными подходами к управлению.

Из своих исследований и экспериментов Ф. Тейлор вывел ряд общих принципов, которые и легли в основу классической теории организации.

К их числу относятся:

    разделение труда - этот принцип проводится не только на уровне

мастерской или цеха, но и распространяется на управленческие эшелоны. За менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения. Помимо этого разделения труда в широком смысле Тейлор рекомендовал также осуществлять распределение конкретных производственных задач, чтобы каждый член персонала (как рабочий, так и менеджер) был ответственен лишь за какую-либо одну функцию;

    функциональное руководство - надзор за рабочими должен носить функциональный характер и осуществляться на каждой фазе производства. Тейлор предложил перейти от единоличного к функциональному руководству, заменив власть одного мастера функциональной администрацией (несколькими руководителями-специалистами, каждый из которых давал бы рабочему указания в пределах своей компетенции). В специальной литературе по проблемам организации таких руководителей-специалистов и их подразделения называют функциональными органами (отделами), а организацию - функциональной;

    измерение труда - Тейлор настаивал на изучении процессов рабочего времени, видя в этом наиболее оптимальный путь реализации производственных задач. Этот принцип предполагает измерение рабочего времени с помощью так называемых "единиц времени", представляющих дискретные элементы трудовых процессов;

    задачи - предписания - согласно данному принципу производственные задачи не только должны быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия четко запланированы, и каждому рабочему выдаются письменные инструкции относительно его конкретных задач. Путем реализации этих мер как рабочий, так и менеджер получают определенные стандарты, содействующие измерению труда;

    программы стимулирования - для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции; в случае же достижения большей производительности рабочему выплачивается премия;

    труд как индивидуальная деятельность - влияние группы делает рабочего менее продуктивным;

    мотивация - суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей;

    роль индивидуальных способностей - проводится различие между способностями рабочих и менеджеров; рабочие работают за вознаграждения в настоящем, а менеджеры ради вознаграждения в будущем.

Как видим, Ф. Тейлор не пренебрегал человеческим компонентом организаций, как считают многие, но ставил акцент скорее на индивидуальных, чем коллективных качествах работника.

Тейлор считал, что применение принципов научного управления приведет к устранению почти всех причин споров и разногласий владельцев предприятий и наемных работников.

К сожалению, этот оптимизм не был "оценен". Профсоюзы в 20 - 30-х гг. оказали резкое сопротивление внедрению "научного управления". Методы Тейлора рассматривали как научно обоснованную систему эксплуатации рабочих, ведущую к интенсификации труда и росту безработицы.

Тем не менее Тейлор, несомненно, был одним из великих первопроходцев в области теории организации и социальной инженерии. Он предложил новую концепцию "разделения труда", которая была принята всеми. Ее влияние все еще можно проследить и на промышленных предприятиях, и в государственных учреждениях при организации канцелярской работы.

Принципы организации А. Файоля. Спустя некоторое время после опубликования Ф. Тейлором результатов своих исследований в США француз А. Файоль сформулировал общие принципы организации.

Главный труд А. Файоля "Общее и промышленное руководство" вышел в свет в 1916 г. И хотя работы Тейлора и Файоля были написаны приблизительно в одно время, они существенно отличались друг от друга. Идеи Тейлора базировались преимущественно на научных исследованиях, в то время как принципы, сформулированные Файолем, явились результатом многочисленных экспериментов и определялись опытом его работы в качестве руководителя. На протяжении 30 лет (1888 - 1918 гг.) он был главным управляющим французского горнодобывающего и металлургического концерна "Комамбо", который принял на грани краха; когда же Файоль вышел в отставку, это было одно из крупнейших и процветающих предприятий Франции.

Файоль стремился разработать принципы организации, применимые для всех уровней управления. Коротко их можно сформулировать следующим образом.

Чтобы работать эффективно, организация должна иметь:

    четкие цели;

    один центр подчинения (единство управления);

    один отдел управления (единство контроля);

    четкие линии инстанций, по которым идут распоряжения (скалярная цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии до ее низких звеньев);

    равенство прав и обязанностей;

    рациональное разделение труда и логическую группировку задач по подразделениям, отделам и административным секторам высшего звена;

    четкое определение ответственности за результаты деятельности и такие установленные официальные отношения, чтобы каждый в организации знал свою роль и положение в коллективе;

    благоприятные возможности для проявления инициативы.

Особое знание А. Файоль придает формальной структуре организации. Использование принципа скалярной цепи, по линии А. Файоля, позволяет создать систему ответственности различных звеньев и обеспечивает единство распорядительства с последовательной передачей указаний и информации. Однако он предостерегает от чрезмерного формализма организации, показывая, какие препятствия создаются на пути коммуникационного потока организационной структурой.

управления

Проблему ограниченности формальной организационной структуры Файоль проиллюстрировал, используя следующий типичный пример (рис.8).

Рис. 8. Ступени иерархии

Пример . Допустим, требуется передать сообщение от индивида Д к индивиду О, которые находятся на одном уровне иерархии, но в разных подразделениях. В соответствии с показанной иерархической структурой формальный контакт между ними может быть осуществлен только через ступени иерархии власти (вверх и вниз). Однако очевидно, что разумнее и намного быстрее для Д и О осуществить прямой контакт, минуя 7 вышестоящих руководителей. Файоль утверждал, что в любой организации следует разрешить такую прямую горизонтальную связь, по крайней мере в кризисных ситуациях, когда важна быстрота действия. Этот социальный коммуникационный канал получил название "мостика Файоля".

Файоль признает, что при нарушении некоторых принципов управления в организациях возникают коммуникационные трудности. Например, если диапазон контроля управляющего слишком расширяется и количество подчиненных превышает 5 - 6 человек, то способность его эффективного общения с подчиненными может уменьшиться. Поэтому Файолем и Тейлором предпринимаются попытки разработать правила и нормы управляемости в цифровом выражении. Так, в эффективно работающих организациях, по мнению Файоля, диапазон контроля на уровне мастеров может различаться от 10 до 30 человек; наличие 2, 3, 4 или 5 мастеров принуждает введение должности заведующего мастерской; а наличие 2 -5 заведующих мастерскими требует введения заведующего отделом. Для решения проблем контроля и координации действий подчиненных предлагается делегирование власти руководителя на более низкие уровни иерархии, характеризующиеся уменьшением диапазона контроля.

Рассмотренные принципы общего руководства критиковались на всех уровнях. Считалось, что принципы А. Файоля лишь более точно выражают "общеизвестные истины", и в конкретной ситуации первостепенное значение приобретает оценка менеджером сложившихся обстоятельств. Однако, несмотря на существенные замечания, работы А. Файоля оказали огромное влияние на развитие теории организации, а результаты внедрения его идей можно увидеть во многих промышленных и социальных организациях.

Бюрократия Макса Вебера . Немецкий социолог Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) разработал принципы построения идеального типа структуры организации, которая получила название бюрократической. Термин "бюрократия " М. Вебер использовал в его точном значении - "правление государственных служащих ". По мнению Вебера, бюрократию отмечает точность - строгая дисциплина, стабильность и ответственность. Принципы построения бюрократической организации состоят в следующем:

    вся деятельность на основе разделения труда расчленяется на элементы, что позволяет определить задачи и обязанности каждого должностного лица;

    организация строится на принципах иерархии, строгой системы подчиненности и ответственности, системы власти и авторитета;

    деятельность организации регулируется на основе инструкций, стандартов, правил, определяющих ответственность каждого сотрудника и его обязанности;

    управление организацией осуществляется на основе формальной безличности, т.е. исключает личные мотивы и эмоции;

    отбор, назначение на должность и повышение по службе основываются на заслугах и достоинствах, а не на традициях и капризах.

М. Вебер полагал, что предложенная им система принципов обеспечит удовлетворительное исполнение многих однообразных организационных задач, а иерархия, власть и бюрократия лежат в основе всех социальных организаций.

Элтон Мэйо и хоторнский эксперимент . Австралийский консультант, социолог, профессор школы бизнеса Гарвардского университета Э. Мэйо возглавил серию экспериментов, проведенных на заводе фирмы "Уэстерн электрик" в Хоторне. Результаты этих экспериментов существенным образом изменили существовавшие в тот период представления о мотивах поведения работника в организации и послужили началом второго этапа в развитии теории организации.

Исследования на Хоторнском заводе начались с ряда экспериментов по улучшению освещенности рабочих мест с целью поиска путей повышения производительности труда.

Результаты экспериментов не позволили вывести такой зависимости. Однако удалось установить, что производительность труда связана с тем, что рабочие чувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента. Данное явление получило название хоторнского эффекта.

Хоторнский эффект означает склонность людей к отклоняющемуся от нормы поведению, когда они понимают, что являются объектом эксперимента и чувствуют к себе особое внимание.

Такого рода "специальное" обращение к испытуемым субъектам привело к возникновению в управлении новой научной школы, получившей название школы "человеческих отношений".

Проведенные исследования позволили Э. Мэйо сделать ряд существенных выводов, противоречащих концепции "рационального работника". Главными из них являются следующие:

    четкое разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;

    люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;

    менеджер должен быть хорошо подготовлен профессионально, чтобы быть настоящим руководителем. Он должен понимать потребности отдельных людей и групп, выслушивать проблемы тех и других, уметь дать нужный совет и убедить сотрудника принять перемены.

Влияние идей Э. Мэйо очевидно и сегодня. В программах по усовершенствованию управления во многих крупных организациях подчеркивается необходимость и важность специальной подготовки менеджеров по проведению бесед, установлению межличностных отношений, пониманию группы и развитию в менеджере других социальных навыков. Все эти проблемы актуальны и прямо или косвенно вытекают из работ Э. Мэйо.

В заключении можно отметить, что Э. Мэйо сформулировал ряд руководящих принципов, которые могут быть полезны и использоваться в управлении любой организацией:

    Индивидуумы имеют уникальные потребности, цели и мотивы. Положительная мотивация требует, чтобы с рабочими обращались как с личностями.

    Человеческие проблемы не могут быть простыми.

    Личные или семейные проблемы рабочего могут неблагоприятно повлиять на производительность труда.

Честер Барнард и целенаправленные организации . Соединение идей Тейлора, Файоля и Вебера с результатами Хоторнского эксперимента привело к выводу, что организация - это "система сознательно координируемых действий группы людей". Ее основными элементами являются техника и люди, и сосредоточение внимания только на одном из этих элементов не ведет к оптимизации системы.

Данное положение впервые было выдвинуто Ч. Барнардом. Честер Барнард - профессор, бизнесмен и философ. Он начал работать в корпорации AT & T в 1909 г. в качестве статистика и быстро поднялся по служебной лестнице. В 1927 г. Ч. Барнард уже был президентом одной из телефонных компаний. Его единственная книга "Функции руководителя", вышедшая в свет в 1938 г., признана как классическая работа в области теории организации.

Ч. Барнард дал определение формальной (целенаправленной) организации и составляющих ее элементов, назначения, выделил субъективные и объективные аспекты власти руководителей. Особое признание получила разработанная им теория восприятия, по-новому объясняющая взаимоотношения менеджеров и работников. Суть идей Ч. Барнарда может быть выражена в следующих положениях:

    физические и биологические ограничения, присущие индивидам, вынуждают их сотрудничать, работать группами, поскольку кооперация - это самый действенный способ преодоления этих ограничений;

    сотрудничество приводит к возникновению согласованно действующих систем. Успешное функционирование таких систем зависит от результативности и присущей им эффективности. Результативность характеризует достижение корпоративных целей. Эффективность является следствием индивидуальной производительности и означает достижение целей с минимальными затратами для ее участников;

    отдельным индивидам присущи личные мотивы кооперации, но существует некий предел, до которого они продолжают способствовать усилиям в достижении корпоративных целей. Поэтому успех организации зависит и от степени удовлетворенности своих членов;

    организации могут быть разделены на два рода: на "формальные", т.е. те, которые объединяют усилия нескольких лиц и координируют их действия для достижения общих целей, и "неформальные" организации, под которыми подразумеваются совокупность личных контактов и взаимодействий, а также ассоциируемые группы людей, не имеющих общей или сознательно координируемой цели;

    неформальная организация выступает как своего рода самозащита индивидов перед экспансией формальных организаций. К числу ее главных функций относятся: коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного достоинства, самоуважения и независимости выбора. Формальная организация возникает в случае, если есть индивиды, которые: а) в состоянии общаться друг с другом; б) согласны вносить свой вклад в групповые действия; в) имеют общую цель;

    каждая формальная организация включает в себя следующие элементы:

а) общее назначение (цель); б) систему стимулов, которые будут побуждать людей вносить свой вклад в достижение поставленной цели; в) систему власти, которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администраторов; г) коммуникации;

    власть - это информационная связь (команда), благодаря которой информация воспринимается членами организации как инструмент управления их деятельностью. Руководителя наделяют властью люди, которые хотят, чтобы ими управляли. Поэтому подлинным носителем власти является не менеджер, а сам персонал, так как именно он решает, выполнять или не выполнять распоряжения сверху. Субъективным элементом власти служит ее восприятие работниками, а объективным - характер команды или информационной связи;

    функции администратора в формальной организации состоят в следующем: а) поддержание информационной связи посредством организационной структуры; б) обеспечение деятельности важнейших участков силами индивидов, входящих в организацию; в) формализованное определение цели (планирование).

Ч. Барнард так же, как и Э. Мэйо, был сторонником концепции "социального человека" и рассматривал неэкономические стимулы в качестве решающего фактора производства. Он полагал, что суть взаимоотношений индивида и организации кроется в сотрудничестве. Существуют определенные потребности, которые не могут быть удовлетворены самим индивидом, поэтому он должен кооперироваться с другими. Таким образом, организация просто помогает индивиду достичь цели, к которой он не может пройти другим путем.

Дуглас Макгрегор и теория Х - теория Y . Дуглас Макгрегор (1906 - 1964 гг.) является одним из наиболее известных теоретиков, внесшим существенный вклад в разработку теории организации на втором этапе. Его труды посвящены вопросам практического управления (руководства). Наиболее значимой работой является книга "Человеческая сторона предпринимательства", изданная в 1960 г. Наблюдая за взаимоотношениями руководства и персонала, Макгрегор пришел к выводу, что управляющий строит свое поведение относительно подчиненных в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях. Проведенные исследования позволили Макгрегору описать систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Упрощенный вариант этой системы рассматривает обозначенные позиции по разные стороны континуума. Одна из крайних позиций, отражающая традиционный взгляд на управление и контроль, названа теорией Х, а другая - теорией Y.

Теория Х . В соответствии с теорией Х руководитель выражает свое отношение к подчиненным наиболее часто следующим образом:

    каждому человеку от природы присуще нежелание работать, а поэтому он старается избегать затрат труда, где это только возможно;

    в силу того, что люди не расположены к труду, их следует принуждать, контролировать, руководить ими или угрожать им наказанием, если они не предпринимают достаточных усилий для достижения поставленных организацией целей;

    честолюбие присуще очень немногим, люди стараются избегать прямой ответственности и предпочитают быть ведомыми;

    больше всего люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите.

Теория Y описывает противоположную идеализированную ситуацию, при которой субординация выглядит как партнерство и становление коллектива проходит в идеальной среде. Она включает в себя следующие положения:

    затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, что и при игре или отдыхе, и в нормальных условиях человек не отказывается от выполнения тех или иных обязанностей;

    угроза наказания или внешний контроль не являются единственными средствами, стимулирующими достижение поставленных организацией целей. Люди наделены способностями к самоуправлению и самоконтролю при достижении целей, которым они привержены;

    приверженность целям является функцией вознаграждения, т.е. вовлечение в деятельность организации подразумевает, что награда за деятельность будет строго соответствовать тому, как выполнены стоявшие перед коллективом задачи;

    изобретательность и творческое начало весьма распространены среди населения, но в условиях современной жизни, когда технологии столь высоко развиты, они зачастую остаются скрытыми.

В соответствии со взглядами Макгрегора теория Х - это управление и контроль посредством прямого применения власти. В этом случае человек выступает как объект властного воздействия. Напротив, теория Y основана на принципе интеграции или создания таких условий, в которых члены данной организации наилучшим образом достигали бы целей, направляя свою энергию на достижение успеха предприятия.

Значимость сформулированных Макгрегором допущений заставила менеджеров и авторов в области теории организации внимательно рассматривать относительные достоинства разных стилей руководства организацией. Вскоре главным в исследованиях лидерства стал вопрос, что значит руководить наилучшим образом?

Альфред Чандлер, Джеймс Томсон, Поль Лоуренс, Джей Лорш и исследование влияния внешней среды на организацию . Наиболее значительный вклад в развитие теории организации на третьем этапе был сделан Альфредом Чандлером. Результаты его исследований получили отражение в книге "Стратегия и структура" (1962 г.). А. Чандлер установил, что с изменением стратегии компаний соответствующим образом меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды. Изменение условий функционирования предприятия приводит к изменению стратегии, а это оказывает прямое воздействие на организационную схему.

Так, А. Чандлер показал, что увеличение объема выпускаемой продукции ориентируется на поточное производство и ведет к необходимому переходу от функциональной организационной формы к структурной схеме на основе подразделений.

Теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации выполнил Дж. Томсон в книге "Организации в действии". Дж. Томсон показал разницу между закрытыми и открытыми организациями. Закрытая, по мнению Дж. Томсона, организация стремится к определенности

и ориентирована на внутренние факторы, которые связаны с достижением ее целей. Открытая организация признает взаимозависимость организационной структуры и ее окружения, пытается достичь стабилизации в своих отношениях с требованиями внешней среды. Как заявлял Дж. Томсон, в конечном счете организации тесно связаны со своим окружением. Они приобретают ресурсы в обмен на выпускаемую продукцию, их технологии базируются на реальностях окружающего мира.

Вслед за А. Чандлером и Дж. Томсоном исследование влияния внешней среды на организацию было проведено в 1967 г. преподавателями гарвардской школы бизнеса П. Лоуренсом и Дж. Лоршем. Они сотрудничали в написании книги "Организация и ее окружение". П. Лоуренс и Дж. Лорш рассматривали организационные структуры и системы управления, сравнивая компании, имеющие лучшие результаты в динамичном бизнесе (производство специальных пластиков), с лучшими компаниями в стабильной, мало меняющейся отрасли (производство контейнеров). Они установили, что лучшие фирмы в бизнесе, для которого характерна стабильность, используют функциональную схему организации и простые системы контроля. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентрализованную форму организации и более сложные системы управления, чем их конкуренты. Путем социометрического обследования П. Лоуренс и Дж. Лорен выявили тесную корреляционную зависимость внутренних параметров организации и характеристик внешней среды.

Полученные результаты и выводы послужили основой для формирования концепции организации как открытой системы. Теоретики выдвинули и обосновали положение о том, что между организацией и средой не только существуют отношения адаптации, но внешние характеристики среды, с одной стороны, и внутренние структурные и поведенческие параметры - с другой, неразрывно связаны объективными закономерностями и взаимозависимостями (среда, конечно, не является единственной детерминантой организации, кроме этого, важное значение имеют независимые переменные целей, технология, размеры, нововведения и др.). К началу 70-х годов этот подход, названный П. Лоренсом и Дж. Лоршем, оформился как одно из направлений теории организации.

Джеймс Марч, Гелберт Саймон и модель "мусорной корзины" . Современная концепция в развитии взглядов на организацию делает упор на неформальность, индивидуальную предприимчивость и эволюцию. Наиболее известными теоретиками данного этапа являются Р. Сайерт, Дж. Марч, Г. Саймон.

Р. Сайерт и Дж. Марч предпринимали попытку построить теорию фирмы, действующей в условиях постоянного "квазиразрешения" конфликтов между подразделениями в организации, составляющими, по Дж. Марчу, "политические коалиции". Однако источниками конфликтов они считали естественное для любой организации распределение ответственности за разные цели

и "ограниченную рациональность" менеджеров в их стремлении справиться с проблемами управления. Любая организация, по Сайерту - Марчу, имеет достаточно сильные социальные механизмы для снятия конфликтов (компромиссное согласование целей и задач, образование резервов на случай непредвиденных осложнений, переключение внимания с рассмотрения одних проблем на другие и т.п.). Развивая такие идеи, как сатисфакция (достижение скорее удовлетворительных, чем максимальных результатов в принятии решений), ограниченная рациональность и последовательный поиск, Р. Сайерт, Г. Саймон и Дж. Марч во многом способствовали утверждению взгляда о том, что менеджеры вовсе не являются устройствами для рационального решения проблем или счетными машинами. Лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. В последующем Дж. Марч и Г. Саймон выдвинули концепцию организации как "мусорной корзины", выразив этим свое отношение к конфликту целей и интересов, неопределенности проблем, к иррационности решений, которые имеют место в внутриорганизационных отношениях. Модель "мусорной корзины" применима к особому типу организационной структуры, известному как организованная анархия. В качестве примеров "мусорных корзин" можно назвать университеты, мозговые центры, исследовательские организации и, возможно, некоторые организации в системе здравоохранения. В организациях подобного рода предпочтения не имеют четких определений и во многих случаях непоследовательны. Технологии здесь неясны, участие негибкое, с массой примеров периодической замены работников по принципу "ушел - пришел", а также непрерывной смены персонала в результате текучести кадров. Предпочтения, или цели, определяются скорее в действии, а не так, будто менеджер начинает с постановки заранее выбранной цели и преследует ее достижение. Таким образом, модель "мусорной корзины" можно рассматривать как одну из моделей нерационального принятия решений, с которыми приходится иметь дело менеджерам.



Подписаться
на обновления
Получайте уведомления
о новостях