Что из перечисленного не является существенным условием служебного контракта? Служебные споры Кем рассматриваются индивидуальные служебные споры

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

14.09.2009 № 116

О комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в ред. приказа от 16.05.2011 №109)

В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3215; 2006, №6, ст. 636; 2007, №10, ст. 1151; №16, ст. 1828; №49, ст. 6070; 2008, №13, ст. 1186; №30 (ч. II), ст. 3616; №52 (ч. I), ст. 6235; 2009, №29, ст. 3624) и в целях рассмотрения и разрешения разногласий между государственными гражданскими служащими Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказываю:

1. Образовать Комиссию по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению №1.

2. Утвердить Положение о Комиссии согласно приложению №2.

3. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возложить на Административный департамент (Духовницкий).

4. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В. Маслова.

Министр И.О. Щёголев

Приложение №1
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Состав представителей Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Маслов А.В. статс-секретарь - заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Нарукавников А.В. директор Департамента экономики и финансов

Чурсин И.Н. – директор Административного департамента

Васильев А.Н. заместитель директора Административного департамента

Попова С.Н. начальник отдела кадров Административного департамента

Макарова С.В. – начальник отдела по судебной и договорной работе Правового департамента.

Приложение №2
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Положение о комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Комиссия по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) образована с целью рассмотрения и разрешения разногласий между представителем нанимателя (Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министр) либо уполномоченным им заместителем Министра) и государственным гражданским служащим Минкомсвязи России (далее - гражданский служащий) либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) или ранее состоявшим на государственной гражданской службе в Министерстве, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон) и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства, касающимися вопросов государственной гражданской
службы.

II. Порядок формирования

2.1. Комиссия образуется решением Министра из равного числа представителей выборного профсоюзного органа Министерства и представителя нанимателя.

2.2. Представители выборного профсоюзного органа Министерства избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих Министерства. Представители представителя нанимателя назначаются в Комиссию представителем нанимателя.

2.3. Комиссия по служебным спорам Министерства избирает из своего состава председателя и секретаря Комиссии.2.4. Комиссия имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Административным департаментом Министерства.

III. Организация работы Комиссии

3.1. Служебные споры рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя, на основании письменного заявления государственного гражданского служащего Министерства либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу в Министерство или ранее состоявшего на государственной гражданской службе.

3.2. Поступившее в Комиссию письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации Комиссией в день его подачи.

IV. Сроки и порядок рассмотрения служебных споров

4.1. Порядок рассмотрения служебного спора Комиссией, а также порядок принятия решения Комиссией и его исполнения регулируется Законом, иными федеральными законами и настоящим Положением.

4.2. Комиссия по служебным спорам Министерства обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

4.3. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу или ранее состоявший на государственной гражданской службе, может обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

4.4. В случае пропуска по уважительным причинам вышеуказанного срока, установленного в пункте 4.3 настоящего Положения, Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

4.5. Служебный спор рассматривается Комиссией в присутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение служебного спора в отсутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя допускается лишь по их письменному заявлению. В случае неявки указанных лиц на заседание Комиссии рассмотрение служебного спора откладывается. В случае их вторичной неявки на заседание Комиссии без уважительных причин Комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает гражданского служащего или гражданина подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Положением.

4.6. На заседании Комиссии ведется протокол, который подписывается председателем Комиссии или его заместителем и заверяется печатью Комиссии.

V. Порядок принятия решений Комиссии и их исполнения

5.1. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. Заседание Комиссии является правомочным при присутствии не менее 50 процентов от состава членов Комиссии, не менее половины членов, представляющих выборный профсоюзный орган Министерства, и не менее половины членов, представляющих представителя нанимателя.

5.2. Заверенные копии решения Комиссии вручаются гражданскому служащему, гражданину или уполномоченным ими представителям и руководству Министерства в течение трех дней со дня принятия решения.

5.3. В решении Комиссии указываются:

5.3.1. Наименование структурного подразделения;

5.3.2. Фамилия, имя, отчество работодателя;

5.3.3. Фамилия, имя, отчество, должность обратившегося в Комиссию
работника;

5.3.4. Даты обращения в Комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

5.3.5. Фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

5.3.6. Существо решения и его обоснование (со ссылкой на Закон, иной нормативный правовой акт);

5.4. Решение Комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

VI. Обжалование решений Комиссии

6.1. Решение Комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения Комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует нпа

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда . Размер возмещения определяется судом.

1. Индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2) судом.

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 8

В статье анализируются вопросы, посвященные правовому регулированию порядка рассмотрения служебных споров государственных гражданских служащих, выявлены пробелы законодательства, действующего в этой сфере. Внесены предложения по совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе, об исполнительном производстве, налогового и гражданского процессуального законодательства.

Виды служебных споров

Виды служебных споров перечислены в ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о гражданской службе). К ним относятся споры по заявлению гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

Подведомственность и подсудность

По заявлению представителя нанимателя рассматриваются споры о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу, а также по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются районными судами - по первой инстанции, коллегиями по гражданским делам судов субъектов Российской Федерации - в кассационной инстанции, Верховным Судом РФ - в порядке надзора. Кроме судов, служебные споры могут рассматриваться комиссиями государственных органов по служебным спорам.

Словарь трудового права. Индивидуальный служебный спор - это неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Дискриминация - действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных; в широком смысле - такие действия, когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия.

Результаты разрешения споров непосредственно затрагивают права и свободы граждан. Поэтому их рассмотрение не может быть передано органам, не наделенным соответствующими полномочиями. В литературе по трудовому праву можно встретить предложение о создании третейских судов по рассмотрению трудовых споров .

В соответствии с действующим законодательством в третейский суд, по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", ред. от 07.02.2011).

Рассмотрение служебных споров третейскими судами не предусмотрено. Более того, по делам, например, о восстановлении на работе ГПК РФ предусматривает обязательное участие прокурора с целью дачи заключения по делу.

Аналогичное правило об участии прокурора по сути спора должно действовать и при рассмотрении дел о восстановлении на государственной службе. Это показывает повышенную социальную значимость такой категории дел, необходимость государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.

Передача на рассмотрение таких, да и других категорий дел в третейский суд (пусть даже специализированный, трудовой) едва ли будет способствовать повышению уровня социальной защищенности работников. Кроме того, возникнет ничем не оправданное дублирование деятельности комиссий государственных органов по служебным спорам и третейских трудовых судов.

Юристы, анализировавшие законодательство о государственной службе, указывают, что служебные споры возникают не из трудовых отношений, а из отношений, связанных с прохождением государственной службы. Поскольку Закон о гражданской службе не содержит специальных указаний относительно подсудности служебных споров, не вполне понятно, как будет решаться вопрос о подсудности соответствующей категории дел .

Вопросы подсудности и подведомственности споров, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, должны решаться только в гражданском процессуальном законодательстве. Вместе с тем действительно налицо пробел в законе, поскольку ГПК РФ не содержит правил определения подведомственности и подсудности служебных споров.

Пункт 4 ст. 1 ГПК РФ устанавливает, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют, исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Поэтому впредь до приведения законодательства в соответствие с существующими реалиями для рассмотрения служебных споров можно использовать по аналогии нормы, определяющие подведомственность и подсудность дел, возникающих из трудовых правоотношений.

Так, если ранее в соответствии с правилами родовой подсудности одни категории трудовых споров были подсудны мировым судьям, а другие - федеральным судам, то в настоящее время все категории трудовых споров рассматривает федеральный судья. Поэтому, используя предоставленную ГПК РФ возможность применения аналогии закона и аналогии права, судам следует относить служебные споры к подсудности федерального суда.

Исполнение решений

Необходимо обратить внимание на определенный пробел в законодательстве о государственной гражданской службе и законодательстве об исполнительном производстве. В федеральных законах, соответствующих подзаконных нормативных актах не содержится правил, устанавливающих порядок исполнения решений комиссии государственных органов по служебным спорам.

Представляется вполне логичным и обоснованным, что решения комиссий государственных органов по служебным спорам исполнялись бы по тем же правилам, что и решения комиссии по трудовым спорам. Для этого необходимо признать решение комиссий государственных органов по служебным спорам исполнительным документом, для чего внести соответствующие дополнения в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 21.04.2011, далее - Закон об исполнительном производстве), содержащую перечень видов исполнительных документов.

Кроме того, п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными документами могут являться также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, предлагаемые нововведения могут быть реализованы и путем внесения изменений в Закон о гражданской службе, которыми бы решения комиссий государственных органов по служебным спорам признавались исполнительными документами.

В отсутствие законодательного урегулирования вопросов исполнения решений комиссии государственного органа по рассмотрению служебных органов федеральные органы исполнительной власти пытаются самостоятельно решить этот вопрос. Хотя, очевидно, восполнение пробелов федерального законодательства не входит в их компетенцию.

Даже самые последние подзаконные нормативные акты федеральных органов государственной власти не вносят ясности в рассматриваемый вопрос. Так, Федеральным агентством связи (Россвязь) на его официальном сайте был размещен "Порядок рассмотрения служебных споров" , в заключительных положениях которого указывается, что "сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров устанавливаются федеральным законом".

Очевидно, что такого закона (либо необходимых изменений в ряд соответствующих федеральных законов, в которых это требуется) нет и до настоящего времени. Все это свидетельствует о необходимости скорейшего устранения указанных пробелов законодателем.

В отсутствие же таких изменений, видимо, возможно применение судебными приставами-исполнителями нормы, которая относит решение комиссии по трудовым спорам к исполнительным документам, к решениям комиссий государственных органов по служебным спорам, по аналогии, в соответствии с положениями ГПК РФ.

Разногласия в определениях и их последствия

Исчерпывающий перечень коллективных трудовых споров в законодательстве отсутствует. В ст. 398 ТК РФ они определены как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Коллективные служебные споры законодательством о государственной службе запрещены.

Пункт 15 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе в качестве одного из ограничений государственной гражданской службы называет запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Приведенная ранее легальная формулировка индивидуального служебного спора во многом напоминает определение индивидуального трудового спора по трудовому законодательству. Но если в трудовом законодательстве оправданно употребление термина "индивидуальный трудовой спор", поскольку существуют и коллективные трудовые споры, то для служебных споров такое уточнение кажется излишним, поскольку возможность возникновения "коллективных" служебных споров законодательство о государственной службе, как упоминалось, не предусматривает. Применять же в такой ситуации нормы трудового права по аналогии или субсидиарно не представляется возможным, поскольку законодательство о государственной службе является специальным по отношению к трудовому. Хотя некоторыми авторами в литературе допускается существование коллективных служебных споров .

Комиссии по рассмотрению служебных споров

Порядок формирования комиссии по рассмотрению служебных споров, ее состав, компетенция, сроки рассмотрения заявления государственного служащего, а также исключительная компетенция суда по вопросам их рассмотрения установлены ст. 70 Закона о гражданской службе практически аналогично правилам, предусмотренным трудовым законодательством для деятельности комиссий по трудовым спорам. На основании Закона о гражданской службе государственные органы разрабатывают свои подзаконные нормативные акты, регламентирующие деятельность по рассмотрению служебных споров.

Установлено, что порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Законом о гражданской службе и другими федеральными законами. Однако ни в самом Законе, ни в других федеральных законах такой порядок не установлен, что опять-таки побуждает правоприменителя самостоятельно устанавливать такой порядок вопреки требованиям закона. Поэтому иногда выдвигаются предложения о том, что следовало бы дополнить Закон о гражданской службе статьей, предусматривающей особый порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров, сформулировать такие правила, которые отвечали бы принципам и нормам о социальном партнерстве и позволяли бы принимать компромиссные, согласованные и взаимоприемлемые решения .

Хотя приведенное предложение и направлено на устранение пробела в законодательстве, тем не менее оно небесспорно. Если такое предложение будет реализовано, то, скорее всего, законодатель пойдет по пути дублирования соответствующих норм ТК РФ в законодательстве о государственной гражданской службе. Очевидно, что такой путь едва ли оправдан как с технико-юридической, так и теоретической точек зрения.

Предлагаю...

Внести изменения в законодательство

Пункт 2 ст. 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе" изложить в следующей редакции: "Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации".

Дополнить п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ после слов "вытекающим из трудовых правоотношений" словами "и отношений государственной гражданской службы".

Поэтому в целях юридико-технической экономии правового материала было бы предпочтительнее п. 2 ст. 70 Закона изложить в следующей редакции: "Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации".

Косвенным подтверждением обоснованности этого предложения служит, например, Приложение N 2 к Приказу Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2008 N 62 "Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам", в котором, в частности, указано, что "Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. ст. 384, 387, 388, ч. 1 ст. 389, ст. 390 и 391 Трудового кодекса РФ" .

Платить ли пошлину?

Пунктом 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

Государственные служащие получают денежное содержание, и в этой части на них распространяется действие рассматриваемой статьи. Однако поскольку в науке как административного, так и трудового права, а также в российском законодательстве трудовые и служебные отношения (и споры) не отождествляются, постольку ст. 333.36 НК РФ требует ее приведения в соответствие с действующим законодательством. С этой целью указанный пункт после слов "вытекающим из трудовых правоотношений" следует дополнить словами "и отношений государственной гражданской службы". В отсутствие предлагаемого изменения судам, видимо, также можно применять аналогию налогового законодательства, регулирующего сходные с трудовыми отношения (отношения государственной гражданской службы).

Представляется, что реализация приведенных предложений позволит устранить существующие пробелы в законодательстве о государственной гражданской службе, гражданском процессуальном и налоговом законодательстве, регулирующем порядок рассмотрения и разрешения служебных споров, вынесения по ним решений и исполнения решений комиссий по служебным спорам, а также повысить степень социальной защищенности государственных гражданских служащих.

Библиографический список

  1. Миронов В.И. Процессуальные новации при разрешении заявлений в сфере труда и социального обеспечения: возможные варианты защиты трудовых и социальных прав третейскими судами. Проблемы разработки Третейского процессуального кодекса // Трудовое право. 2006. N 3. С. 22.
  2. Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С., Масленникова Е.В., Пресняков М.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Справочная система Гарант. 2005. Доступ ограничен.
  3. Порядок разрешения служебных споров [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федерального агентства связи (Россвязь). URL: http://www.rossvyaz.ru/government-service/p340/Дата обращения - 10.06.2011.
  4. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Разрешение служебных споров (теоретические и практические проблемы) // Гражданин и право. 2007. N 6.
  5. Васильев В. Индивидуальные служебные споры: правовое регулирование // Государственная служба. 2005. N 6 (38).
  6. Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам [Электронный ресурс]. Официальный сайт Арбитражного суда Мурманской области. URL: http://murmansk.arbitr.ru/about/doc_suda/2248.html. Дата обращения - 10.06.2011.

И.Калинин

заведующий кафедрой

гражданско-правовых дисциплин

Западно-Сибирского филиала

Российской академии правосудия

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

14.09.2009 № 116

О комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в ред. приказа от 16.05.2011 №109)

В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3215; 2006, №6, ст. 636; 2007, №10, ст. 1151; №16, ст. 1828; №49, ст. 6070; 2008, №13, ст. 1186; №30 (ч. II), ст. 3616; №52 (ч. I), ст. 6235; 2009, №29, ст. 3624) и в целях рассмотрения и разрешения разногласий между государственными гражданскими служащими Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказываю:

1. Образовать Комиссию по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению №1.

2. Утвердить Положение о Комиссии согласно приложению №2.

3. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возложить на Административный департамент (Духовницкий).

4. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В. Маслова.

Министр И.О. Щёголев

Приложение №1
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Состав представителей Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Маслов А.В. статс-секретарь - заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Нарукавников А.В. директор Департамента экономики и финансов

Чурсин И.Н. – директор Административного департамента

Васильев А.Н. заместитель директора Административного департамента

Попова С.Н. начальник отдела кадров Административного департамента

Макарова С.В. – начальник отдела по судебной и договорной работе Правового департамента.

Приложение №2
к Приказу Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 14.09.2009 №116

Положение о комиссии по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Комиссия по служебным спорам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Комиссия) образована с целью рассмотрения и разрешения разногласий между представителем нанимателя (Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министр) либо уполномоченным им заместителем Министра) и государственным гражданским служащим Минкомсвязи России (далее - гражданский служащий) либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) или ранее состоявшим на государственной гражданской службе в Министерстве, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон) и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства, касающимися вопросов государственной гражданской
службы.

II. Порядок формирования

2.1. Комиссия образуется решением Министра из равного числа представителей выборного профсоюзного органа Министерства и представителя нанимателя.

2.2. Представители выборного профсоюзного органа Министерства избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих Министерства. Представители представителя нанимателя назначаются в Комиссию представителем нанимателя.

2.3. Комиссия по служебным спорам Министерства избирает из своего состава председателя и секретаря Комиссии.2.4. Комиссия имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Административным департаментом Министерства.

III. Организация работы Комиссии

3.1. Служебные споры рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя, на основании письменного заявления государственного гражданского служащего Министерства либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу в Министерство или ранее состоявшего на государственной гражданской службе.

3.2. Поступившее в Комиссию письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации Комиссией в день его подачи.

IV. Сроки и порядок рассмотрения служебных споров

4.1. Порядок рассмотрения служебного спора Комиссией, а также порядок принятия решения Комиссией и его исполнения регулируется Законом, иными федеральными законами и настоящим Положением.

4.2. Комиссия по служебным спорам Министерства обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

4.3. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу или ранее состоявший на государственной гражданской службе, может обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

4.4. В случае пропуска по уважительным причинам вышеуказанного срока, установленного в пункте 4.3 настоящего Положения, Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

4.5. Служебный спор рассматривается Комиссией в присутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение служебного спора в отсутствии гражданского служащего или гражданина, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя допускается лишь по их письменному заявлению. В случае неявки указанных лиц на заседание Комиссии рассмотрение служебного спора откладывается. В случае их вторичной неявки на заседание Комиссии без уважительных причин Комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает гражданского служащего или гражданина подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Положением.

4.6. На заседании Комиссии ведется протокол, который подписывается председателем Комиссии или его заместителем и заверяется печатью Комиссии.

V. Порядок принятия решений Комиссии и их исполнения

5.1. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. Заседание Комиссии является правомочным при присутствии не менее 50 процентов от состава членов Комиссии, не менее половины членов, представляющих выборный профсоюзный орган Министерства, и не менее половины членов, представляющих представителя нанимателя.

5.2. Заверенные копии решения Комиссии вручаются гражданскому служащему, гражданину или уполномоченным ими представителям и руководству Министерства в течение трех дней со дня принятия решения.

5.3. В решении Комиссии указываются:

5.3.1. Наименование структурного подразделения;

5.3.2. Фамилия, имя, отчество работодателя;

5.3.3. Фамилия, имя, отчество, должность обратившегося в Комиссию
работника;

5.3.4. Даты обращения в Комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

5.3.5. Фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

5.3.6. Существо решения и его обоснование (со ссылкой на Закон, иной нормативный правовой акт);

5.4. Решение Комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

VI. Обжалование решений Комиссии

6.1. Решение Комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения Комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.