Земли охранных зон промышленных предприятий включаются. И иного специального назначения. Состояние земель и почв

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарии к ст. 87 ЗК РФ


1. Несмотря на то что земли разного назначения и правового режима включены ЗК РФ в одну категорию, определенную данной главой, все земли этой категории имеют некоторые общие юридически значимые особенности. Данные земли являются прежде всего территорией, базой размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Они являются основным ресурсом производства или научных исследований, либо служат размещению транспортных систем, либо являются территорией обеспечения особых функций государства.

Настоящей статьей установлены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 ЗК РФ. При этом как данная статья, так и иные статьи комментируемой главы исходят из того, что земли должны принадлежать одной категории, с тем чтобы избежать пересечения правового режима использования земель разных категорий, когда одни нормативные требования накладываются на требования, установленные для земельных участков иного целевого назначения, создавая противоречие. Так, данной статьей определено, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне границ населенного пункта. Это означает, что на земельные участки, занятые промышленными, энергетическими и иными объектами, которые бы вне населенного пункта создавали предпосылки для отнесения земель под ними к категории, установленной гл. XVI ЗК РФ, статьи данной главы не распространяются. Напротив, на такие земли распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.

2. Назначение земель рассматриваемой категории накладывает особый отпечаток на правовые условия реализации правомочий на земельные участки. При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы. Кроме того, утверждение данного положения объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Разумеется, нормы об обороте земельных участков как недвижимых вещей дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но установленная возможность заранее обеспечить территории для запланированного развития предприятия или размещения оборонных объектов также немаловажна для принятия государственно значимых решений.

Каждый из видов использования, приведенных комментируемой статьей и указанных в перечне п. 2 статьи, не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования. К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. Перечень видов использования земель указанной категории является открытым.

Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.

3. Согласно п. 3 данной статьи в состав земель данной категории входят охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Однако заметим, что включение охранных зон в состав земель промышленности и иного специального назначения вызывает затруднения. Прежде всего это связано с тем, что создание охранной зоны не требует формирования специального земельного участка. Если же охранная зона оказывается в границах земельного участка иной категории (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и др.), объявить такую зону принадлежащей к землям промышленности и иного специального назначения не представляется возможным.

Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы.

Общее назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер.

Установление зоны и контроль за соблюдением ее режима - действия, относящиеся, в зависимости от компетенции, к полномочиям органов государственной власти или органов местного самоуправления. На пользователей земельных участков возлагаются обязанности по соблюдению режима зоны.

Требования по установлению охранных зон закреплены Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами. Так, конкретные цели установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) определяются исходя из нескольких нормативных актов. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15 июня 2003 г. предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Кроме того, СЗЗ отделяют территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

СЗЗ устанавливаются в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств, объектов. Размер ее, организация и благоустройство определяются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, которые учитывают размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Установление режима охранной зоны распространяется на населенные пункты, территории, где установлены особые условия для обеспечения охраны рекреационных, курортных и им подобных зон. С точки зрения земельно-правового регулирования это означает, что режим охранной зоны наиболее часто пересекается с режимом земель населенных пунктов или земель особо охраняемых территорий и объектов (гл. XV, XVI ЗК РФ).

Осуществление градостроительства, возведение предприятия и застройка рядом с предприятием тоже связаны с необходимостью учета правил по установлению охранной зоны.

Те реформы, которые проходят в России, практически не коснулись сущности и назначения охранных зон, включая СЗЗ, но задали много вопросов относительно порядка их установления и соблюдения режима. Видимо, правовое положение охранных зон нуждается в осмыслении дополнительно.

Наиболее важными оказываются проблемы:

распределения и обеспечения прав и обязанностей при соблюдении режима зоны между владельцем предприятия и владельцем земельного участка, на котором зона установлена;

закрепления и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области регулирования и управления СЗЗ.

С первой проблемой связаны трудности обеспечения использования и обустройства СЗЗ. В самом деле требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязывают лицо, в интересах деятельности которого установлена СЗЗ, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем участка, на котором зона установлена. Как он будет это делать в современных земельно-правовых условиях, Правила не указывают. Но это весьма интересует самих владельцев предприятий, собственников соседних земельных участков и, наконец, контрольные органы, обязанные следить за соблюдением режима охранной зоны.

Для земельного права установление особых требований к лицам в отношении земельных участков, прав на которые у них нет, а именно так можно характеризовать обязанности лиц, в интересах которых устанавливается охранная зона, - явление необычное. Это свойственно, пожалуй, только для правовой конструкции охранных зон. При этом данное обстоятельство в правоприменении вызывает некоторые недоразумения. Напомним, что сравнительно недавно одной из наиболее актуальных тем того же ряда было налогообложение земель охранной зоны, когда налоговые органы отстаивали позицию, согласно которой земельный налог за площади охранной зоны обязаны уплачивать владельцы предприятия.

В этой связи можно задать вопрос о правомерности наложения обязанностей, исполнение которых невозможно без использования чужих земельных участков. Если ответ на такой вопрос оказывается положительным, какие условия должны быть соблюдены?

Дело в том, что режим охранной зоны, с точки зрения земельного законодательства, - это совокупность норм, составляющих ограничение прав на землю, согласно ст. 56 ЗК РФ. При этом лица, в пользу которых установлены зоны, в отличие, например, от сервитута, прав на эти земли не получают. В статье 87 ЗК РФ указывается, что земельные участки, которые включены в состав охранных или санитарно-защитных зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. (Полное наименование категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".)

Таким образом, запреты по использованию охранных зон, установленные нормативными правовыми актами, направлены прежде всего на лиц, реализующих свои права на земельные участки. Это они обязаны не осуществлять неправомерную застройку, не использовать недвижимость способами, несовместимыми с режимом охранной зоны, не совершать иных действий, запрещенных в СанПиН и иными правовыми актами. Данное условие действует в отношении земель любой формы собственности. Даже если в пределах охранной зоны земельные участки не предоставлены гражданам или юридическим лицам и не закреплены в федеральную собственность, собственность субъекта РФ, муниципальную собственность, режим охранной зоны подлежит соблюдению органами государственной власти или местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

Если охранная зона установлена и зарегистрирована, возникает необходимость взаимодействия лиц, включенных в процесс соблюдения режима зоны. Как выстраивать отношения с собственником участка владельцу предприятия, для функционирования которого установлена санитарно-защитная зона, помимо возмещения убытков, законодательство пока умалчивает.

Напомним, что за вводимые ограничения ст. 57 ЗК РФ предусматривается обязанность лица, в пользу которого установлена охранная зона или иная охранная зона, возместить собственникам, владельцам, пользователям земельных участков соответствующие убытки.

При таких обстоятельствах владелец предприятия может решить проблему обустройства охранной зоны, либо договорившись с собственником (пользователем, владельцем) земельного участка о возможности использования чужого участка для обустройства зоны (для этого может подойти конструкция сервитута), либо предоставив владельцу участка денежную сумму, чтобы он обустраивал охранную зону самостоятельно. Оба варианта имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые могли бы проявиться на практике. В любом случае обеспечение обустройства зоны в современных условиях нуждается в соглашении между как публичным, так и частным собственником (владельцем) участка и владельцем предприятия.

В свою очередь, правообладатель земельного участка должен и имеет право не только знать, что на его земле установлена охранная зона, но и четко представлять ее площадь и режим. Такие простые вещи из-за отсутствия официальной информации на практике превращаются в неразрешимую проблему.

Понимание санитарно-защитных и иных охранных зон как ограничения прав на землю обладает и некоторыми пробелами в регулировании.

Осуществить государственную регистрацию охранной зоны, так как это ограничение права, возможно только в связи или после государственной регистрации права на соответствующий земельный участок. Следовательно, для внесения сведений в Единый государственных реестр прав на недвижимость об охранной зоне, установленной на "неразграниченных" государственных землях, где отсутствуют земельные участки, нет оснований.

Решение проблем связано с совершенствованием практики кадастрового учета и государственной регистрации охранной зоны и с уточнением правовых основ этих видов государственной деятельности.

Согласно ст. ст. 1, 7, 12 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" самостоятельным объектом кадастрового учета являются территориальные зоны, к которым можно отнести и зоны охранные, а государственная регистрация ограничений прав на землю основана на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Но в то же время исходя из нормативных требований сведения об ограничениях прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки. Однако и государственная регистрация такого ограничения, как охранная зона, также требует кадастровых оснований, т.е. необходимо определить очередность кадастровых и регистрационных действий, и, как представляется, вновь выявленная или устанавливаемая охранная зона все же должна быть занесена в кадастровые документы.

Согласование реализации полномочий органов государственной власти - еще одна существенная проблема соблюдения режима охранной зоны. Она пересекается с общими проблемами реализации административной и муниципальной реформ, а также с продолжающимся процессом разграничения полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъекта РФ. В одночасье решить все эти проблемы не удастся. Для того чтобы упорядочить взаимодействие органов Роспотребнадзора с органами исполнительной власти и местного самоуправления в процессе согласования размещения и соблюдения условий охраны, целесообразно использовать механизм административных регламентов, которые сейчас разрабатываются для определения порядка исполнения органами государственной исполнительной власти закрепленных за ними функций. Следует обратить внимание и на практику разработки нормативных актов местного самоуправления, определяющих порядок разработки, согласования и утверждения проектов организации охранных и санитарно-защитных зон.

4 - 6. Земельные участки указанного целевого назначения могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности. Однако ЗК РФ установил для данной категории и некоторые ограничения. Так, в частной собственности не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, согласно ст. 27 ЗК РФ.

Помимо указанных требований об изъятии из оборота часть земель определенного разрешенного использования может находиться только в федеральной собственности. Такие земельные участки указаны в п. 4 комментируемой статьи. Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объектам собственности Российской Федерации не означает, что и охранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут находиться в собственности граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.

Согласно статье 87 ЗК РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли представляют собой земельные участки, которые используются для несельскохозяйственных целей. Объединение указанных земель в рамках одной категории обусловлено тем, что они используются для специальных нужд.

Одним из критериев отнесения земельных участков к этой категории земель является общая цель, для которой используются эти земли, - строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, как правило, имеющих производственное назначение. Другим критерием, на основании которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.

Земли рассматриваемой категории подразделяются на следующие виды:

  • земли промышленности;
  • земли энергетики;
  • земли транспорта;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли для обеспечения обороны и безопасности;
  • земли иного специального назначения.

Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для указанных специальных задач прежде всего должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, а при отсутствии таковых - сельскохозяйственные угодья худшего качества (ст. 79 ЗК РФ).

В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения. В соответствии со статьей 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Более развернуто целевое назначение земель промышленности представлено в «Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». В соответствии с этой методикой земельные участки промышленности - это земельные участки, которые используются или предназначены для следующих целей:

  • для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
  • предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Таким образом, к землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.

Иными словами, земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Для промышленных предприятий характерно наличие больших производственных цехов, высокая численностью персонала, крупногабаритные сборочно-ковейерные линии и т. д. Объекты производственного назначения не могут быть многоэтажными по причине размещения в них тяжелых машин и оборудования. Техника безопасности, нормативы застройки, соображения экологической безопасности не позволяют возводить промышленные здания на ограниченной территории с целью минимизации затрат за счет сокращения площадей.

Обширная производственная инфраструктура занимает значительные по площади земельные участки, непосредственно связанные с производственной деятельностью предприятия. На одного занятого в сфере материального производства работника приходится 200-300 квадратных метров земли. После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации проблемы, возникшие из-за несоответствия положений вновь принятого земельного законодательства положениям ранее действовавшего земельного законодательства.

Одна из таких проблем - разграничение земель промышленности и земель поселений. До принятия ЗК РФ статус земель промышленных предприятий в пределах черты поселения оставался не совсем ясным. Статья 75 Земельного кодекса РСФСР от 1991 года относила к землям застройки земельные участки, застроенные и подлежащие застройке промышленными и иными (жилыми, культурно-бытовыми и т. п.) строениями и сооружениями. В то же время наряду с другими землями специального назначения земли промышленности образовывали отдельный вид земель поселений (ст. 79 ЗК РСФСР).

Следует отметить, что положения Земельного кодекса РСФСР от 1970 года не включали в состав земель специального назначения в пределах черты поселений земли промышленности, не связанной с разработкой недр. Такие земли относились к землям застройки в составе земель городов (ст. 90 ЗК РСФСР от 1970 года). В силу существования социальных и экономических факторов на территории России множество предприятий промышленных отраслей производства или оказались построенными на окраинах городов, либо за период их деятельности городские поселения приблизились вплотную и даже окружили промышленные предприятия. Таким образом, территории ряда предприятий вошли в ранее установленные границы городской черты, и, следовательно, подпадают под предусмотренное статьей 83 ЗК РФ определение категории земель поселений как земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить производственные зоны, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ понимаются земельные участки, предназначенные для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Положения статьи 88 ЗК РФ внесли существенно конкретизировали признаки, по которым предприятие следует оценивать как промышленное и, следовательно, признавать земельный участок, занятый этим предприятием, землями промышленности.

Однако в статье 87 ЗК РФ все же делается акцент на то, что землями промышленности признаются земли, расположенные за чертой поселений. В то же время указанные в статье 7 ЗК РФ категории земель являются самостоятельными и независящими друг от друга и взаимного расположения. На основании этих положений некоторыми авторами делается вывод о том, что земли промышленности, не входя в городскую черту, могут быть окруженными или примыкающими к землям поселений.

Далее следует вывод о том, что, если предприятие отвечает признакам промышленного предприятия, то такое предприятие с его земельным участком, где бы оно ни располагалось относительно земель поселений, может быть признано землями промышленности, и территория этого земельного участка должна быть исключена из территории земель поселений.

В качестве признаков промышленного предприятия называются следующие признаки:

  • предприятие относится к горнодобывающей, нефтяной и газодобывающей химической, металлургической или иной специальной отраслям промышленности;
  • предприятие обладает санитарно-защитной зоной, охраняемой зоной или иной зоной с особыми условиями труда.

Следовательно, если земельный участок, соответствующий указанным требованиям, вошел в городскую черту и ему присвоена категория земель поселений, то собственник вправе обратиться в соответствующий органы власти, определяемые положениями статьи 8 З ЗК РФ, с требованием изменить категорию земельного участка и привести его категорию в соответствие с существующим законодательством. Отказ в переводе земельного участка можно оспаривать в судебном порядке. Однако с указанной позицией нельзя согласиться.

Основные различия в правовом режиме характеризуемых земель вытекают из определений земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения. В статье 87 ЗК РФ четко указано, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, используемые в специальных целях и расположенные в пределах черты поселения, входят в состав земель поселений в качестве производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, зон военных и иных подобных объектов. При этом согласно положениям пункта 7 статьи 85 ЗК РФ производственные зоны включают в себя земельные участки, предназначенные для размещения следующих объектов: промышленных, коммунальных и складских объектов, а также обеспечивающих их функционирование; объектов инженерной и транспортной инфраструктур; санитарно-защитных зон. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования (п. 8 ст. 85 ЗК РФ).

Земельные участки в пределах зон военных и иных подобных объектов служат территориальным базисом для размещения военных и иных режимных объектов (п. 8 ст. 85 ЗК РФ). В общем правовой режим земельных участков промышленного и иного специального назначения в составе земель поселений подчиняется правовому режиму земель поселений в целом. Отсюда особые требования земельного и градостроительного законодательства к размерам земельных участков для специальных целей, размещению на них построек, благоустройству территории и т. п. с соблюдением градостроительной документации и правил землепользования и застройки. Таким образом, целевое назначение земельных участков не может являться единственным критерием разграничения земель промышленности и земель поселений. Думается, что в этом случае основным критерием выступает местоположение земельного участка относительно городской черты.

В тех случаях, когда целевое использование промышленного объекта или объекта специального назначения, попавшего в городскую черту, не соответствует разрешенному использованию земель поселений в соответствии с территориальным зонированием и градостроительным регламентом, указанные объекты должны не выделяться в самостоятельную территорию, окруженную городской чертой, как предлагается некоторыми специалистами, а выводиться за территорию поселения ввиду приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (п. 3 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В случаях когда целевое использование объекта промышленности или иного специального назначения на территории поселения возможно, то его использование должно подчиняться общим правилам, предусмотренным для земель поселений, с учетом территориального зонирования, и, следовательно, такой земельный участок должен быть признан относящимся к землям поселений. Таким образом, в случае если земель участок, на котором расположен промышленный объект, попадает в черту города, то это является основанием для изменения категории земельного участка.

Источник - Инвест-Недвижимость

Земли специального назначения и иных категорий – это земельные участки основной целью использования которых является эксплуатация промышленных сооружений, инженерных объектов, обеспечивающих какую-либо область экономики государства.

Право на использование промышленных земель возникает на основании Земельного кодекса . Состав земель включенных в категорию определяется в зависимости от целей их использования.

Государственная граница РФ также причисляется к этой категории и представляет собой линию, определяющую границы государства.

Для обеспечения целостности государственной границы в постоянное пользование отдаются полосы и земельные участки для строительства заградительных сооружений.

Для транспорта

Участки, которые переданы под автомобильные и железные дороги, гражданскую авиацию, водные виды транспорта, под сооружения для их обслуживания и отводы дорог.

Для связи, радиовещания, телевидения, информатики

Участки, на которых размещаются предприятия связи, кабели наземные и подземные, усилительные пункты, здания для их обслуживания.

К ним же относятся отделения почтовой связи, которые обязательно вносятся в проекты и планы населенных пунктов согласно ФЗ от 17.07.1999 N176-ФЗ «О почтовой связи» .


Районом падения частей ракет может оказаться и территория, находящаяся в частной собственности. Для таких ситуаций предусмотрен порядок возмещения убытков (Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 N536).

Для энергетики

В рамках законодательства предоставляются участки под гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, хранилища ядерных отходов, подстанций, распределительных станций и т.д.

Правовой режим этих территорий предусматривает создание санитарно-защитных зон вокруг них. Размер зоны устанавливается при расчетах мощности объекта , а также возможных экологически неблагоприятных последствий при аварии на нем.

Полезную информацию о землях для энергетики можно найти в .

Для промышленности

Выделяются под промышленные объекты, а также административные и хозяйственные строения, обеспечивающие эту деятельность. Выделяется два типа земель внутри этой категории:

  • участки, которые используются для размещения производственных предприятий;
  • участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых горнодобывающей промышленности.

Правовой режим промышленных земель обязывает субъектов правоотношений к созданию санитарно-защитных зон и соблюдению природоохранных требований.

Подробнее о землях промышленного назначения читайте

Телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,

Земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

В данную категорию включены земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Общая площадь земель рассматриваемой категории на 1 января 2015 г. составила 257,2 тыс. га. За 2014 г. площади данной категории увеличились на 12,1 тыс. га. Увеличение площадей данной категории произошло в результате перевода из земель сельскохозяйственного назначения 0,4 тыс. га для ведения работ по разведке и добыче полезных ископаемых, размещения промышленных объектов; перевода из земель запаса 11,7 тыс. га для ведения горных работ, размещения промышленных объектов.

Земли промышленности и земли иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач территории края подразделяются на шесть групп по разрешенному использованию (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Распределение земель промышленности…и земель иного специального назначения в

зависимости от характера специальных задач территории, тыс. га

К землям промышленности отнесены земельные участки, предоставленные для размещения административных и производственных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, а также земельные участки, предоставленные предприятиям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Общая площадь земель промышленности составила 114,1 тыс. га, что на 11,8 тыс. га больше, чем в 2013 г.. Увеличение площадей, в основном, обусловлено переводом из земель сельскохозяйственного назначения для размещения промышленных объектов.

К землям энергетики отнесены земельные участки, предоставленные для размещения гидроэлектростанций, воздушных линий электропередач, подстанций, распределительных пунктов и иных объектов электроэнергетики. Площадь земель данного вида использования в сравнении с 2013 г. не изменилась и составила 3,7 тыс. га.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта.

В целом по краю площадь земель транспорта составила 63,2 тыс. га. Площадь земель данного вида использования по сравнению с 2013 г. увеличилась на 0,3 тыс. га. Увеличение площади земель транспорта обусловлено переводом земель из земель сельскохозяйственного назначения.

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики. На территории Красноярского края они представлены землями, занятыми объектами ОАО «Сибирьтелеком» и ОАО «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», объектами сотовой связи. Площади данной категории не изменились и составляют 1,2 тыс. га. Вместе с тем, в 2014 г. были осуществлены переводы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и … иного назначения под объекты сотовой связи (базовые станции сотовой связи), но в связи с тем, что площади этих земельных участков незначительные (около 20-30 кв. м), сумма этих площадей не отразилась на общем значении площади данной категории земель.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях. Площадь земель обороны и безопасности на территории края в 2014 г. не изменилась и составила 67,4 тыс. га.

Площадь земель иного специального назначения составила 7,6 тыс. га. Эти земли представлены участками, выделенными мелким организациям и частным лицам под автозаправочные станции, цеха промышленных предприятий и другие предприятия, которым предоставлены земельные участки для различных целей, не учтенные в других категориях земель.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

В соответствии с действующим законодательством на территории Красноярского края к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное значение.

Общая площадь земель, отнесенных к категории особо охраняемых территорий и объектов, по сравнению с 2013 г. не изменилась и на 1 января 2015 г. составила 9639,0 тыс. га.

Земли особо охраняемых природных территории (ООПТ), занимают 9634,6 тыс. га. На них расположены государственные природные биосферные заповедники «Таймырский», Центральносибирский и Саяно-Шушенский, государственные природные заповедники «Большой Арктический», «Путоранский», «Тунгусский», «Столбы», а также национальный парк «Шушенский бор». Кроме того, в данную категорию земель включены лечебно-оздоровительные местности и курорты («Красноярское Загорье», «Озеро Учум», «Озеро Тагарское») и земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры. Для этих земель установлен особый режим охраны. В целях обеспечения их сохранности они изъяты из хозяйственного использования полностью или частично.

Площадь земель рекреационного назначения не изменилась и составила 4,3 тыс. га. Удельный вес земель историко-культурного назначения в общей площади земель, отнесенных к данной категории, невелик. Их общая площадь составляет всего 0,1 тыс. га. Изменение площадей за 2014 г. не произошло.

Земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие).

Все леса (за исключением лесов, расположенных на землях обороны, ООПТ и землях городских и сельских поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Непосредственными фондодержателями лесного фонда в настоящее время являются лесничества, за которыми закрепляются участки лесного фонда с целью осуществления конкретной деятельности, включая лесные земли, переданные в аренду или срочное пользование другим землепользователям.

По состоянию на 01.01.2015 площади земель лесного фонда составляют 155623,7 тыс. га. Площадь земель лесного фонда увеличилась на 7,0 тыс. га в связи с тем, что в Абаканском муниципальном районе проведены работы по лесоустройству и межеванию на всех лесных площадях, включая лесные земли, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и числившиеся в категории земель сельскохозяйственного назначения по всему району. Сформированные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с категорией земель «земли лесного фонда».

В состав земель лесного фонда не включены земельные участки с расположенными на них лесами, относящиеся к другим категориям земель, которые переданы органами государственной власти в управление юридическим и физическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды. В целом лесными землями, включенными в состав других категорий, занято 6012,7 тыс. га.

Сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда представлены мелкими, вкрапленными среди леса, контурами, используемыми как служебные наделы под сенокошение и выпас скота, а также для производства сельскохозяйственной продукции работниками лесхозов.

Кроме того, из всех земель лесного фонда 24903,5 тыс. га используются как оленьи пастбища на территориях Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов.

Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

По состоянию на 1 января 2015 г. площадь категории земель водного фонда увеличилась на 7,7 тыс. га и составляет 725,0 тыс. га за счет перевода в земли водного фонда земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов Кежемского муниципального района под ложе водохранилища Богучанской ГЭС. В связи с затоплением территории под ложе водохранилища упразднен ряд административно-территориальных единиц Кежемского района.

Земли под водой (без болот) в целом по краю занимают 9221,4 тыс. га, из них 721,4 тыс. га (7,82 %) включены в состав земель водного фонда, все остальные земли под водой распределены между другими категориями. Значительная их доля приходится на земли сельскохозяйственного назначения (32,38 %), запаса (31,89 %) и лесной фонд (23,71 %).

В учете земель земли водного фонда – это, прежде всего, водопокрытые земли, занятые в основном поверхностными водными объектами и расположенные за чертой поселений. Земли под водными объектами, находящиеся в других категориях, в первую очередь подлежат в установленном порядке переводу в категорию земель водного фонда.

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, то есть земли запаса – это неиспользуемые земли. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Площадь категории земель запаса в Красноярском крае на 1 января 2015 г. составила 30315,2 тыс. га или 12,8 % площади территории края. Площадь данной категории в сравнении с 2013 г. увеличилась на 837,3 тыс. га. Увеличение площадей земель запаса произошло в результате перевода 849,3 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения в земли запаса. Уменьшение площади данной категории произошло за счет перевода 0,3 тыс. га в земли сельскохозяйственного назначения, 11,7 тыс. га – в земли промышленности и иного специального назначения.

По составу земли запаса неоднородны. В состав земель запаса входят земли, занятые как сельскохозяйственными угодьями, так и обширными природными объектами, не вовлеченными в хозяйственный оборот, представляющие собой скалы, пески, галечники, под участками леса, водными объектами и земельные участки с тундровой растительностью. В отношении участков леса и водных объектов необходимо проведение комплекса мероприятий по переводу земель или земельных участков в другие категории земель согласно требованиям лесного, водного и земельного законодательства.

Состояние земель и почв

Оценка состояния земель дана для:

Земель, нарушенных производственной и другой хозяйственной деятельностью;

Земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов в плане сохранения плодородия почвы, неиспользования сельскохозяйственных земель, зарастания сорной, древесно-кустарниковой растительностью, включая размещение на них промышленных и бытовых отходов; загрязнения земельных участков опасными веществами и т. д.

Нарушенные земли

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

По данным свода отчетных данных муниципальных районов и городов края ) общая площадь нарушенных земель в целом по краю на 01.01.2015 составила 17,2 тыс. га.

В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промплощадками.

Земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых, находятся на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения (12,6 тыс. га) и землях лесного фонда (3,1 тыс. га).

На землях сельскохозяйственного назначения (0,9 тыс. га) и землях запаса (0,2 тыс. га) находятся земли, нарушенные в процессе сельскохозяйственной деятельности.

На землях населенных пунктов (0,4 тыс. га) к нарушенным землям отнесены земельные участки, образованные в процессе производства строительных работ и добычи строительных материалов.

К нарушенным и загрязненным землям относятся также земли, занятые полигонами отходов и свалками. В 2014 г. общая площадь земель, занятых полигонами отходов и свалками в крае, не изменилась и составила 6,4 тыс. га. Полигоны отходов и свалки в основном расположены на землях промышленности... и иного специального назначения (5,2 тыс. га), а также землях населенных пунктов (0,9 тыс. га). Значительная часть земель под полигонами отходов и свалками предоставлена органами местного самоуправления специализированным предприятиям по переработке отходов, расположенных за пределами границ населенных пунктов.

В таблице 3.5 представлены результаты обработки статистических отчетов по форме 2-тп (рекультивация) в 2014 г.

Таблица 3.5

Площади нарушенных и рекультивированных земель

Наименование показателя Всего, га Нарушенные и рекультивированные земли, га, в том числе:
при разработке полезных ископаемых вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти при строи-тельных работах при лесозагото-вительных работах при изыска-тельских работах при размещении промышленных и твердых бытовых отходов при иных работах
Наличие нарушенных земель на 01.01.2014 1)
Всего 0,3 4,8
в том числе, отработано 74,2
Нарушено земель за 2014 год
Всего 3195,5 1774,9 677,2 600,5 0,5 77,7 64,7
в том числе, отработано 1668,6 946,3 476,9 180,9 2,1 62,4
Рекультиви-ровано, всего 1606,9 1015,3 315,5 213,3 0,4 62,4
в том числе, под сельско- хозяйственные угодья (кроме пашен) 106,7 14,1 92,6
лесные насаждения 1349,4 926,1 156,3 213,3 0,4 53,3
водоемы и другие цели 150,8 75,1 66,6 9,1
Наличие нарушенных земель на 01.01.2015
Всего 40404,0 28245,8 9563,9 715,2 0,5 699,9 1178,7
в том числе, отработано 5654,9 4327,0 1076,1 180,9 70,9

1) – в сравнении с таблицей 3.5 Доклада-2013 данные уточнены Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю

По обобщенным данным ) обработки материалов статистической отчетности 2-тп (рекультивация) по 341 предоставленной форме в 2014 г. площадь нарушенных земель в крае составила 3195,5 га, из них отработанных – 1668,6 га, рекультивированных – 1606,9 га. Отработанные земли - участки нарушенных земель, на которых завершены разработки (полностью или частично) месторождений полезных ископаемых, в том числе, формирование отвалов (946,3 га), геологоразведочные, строительные (476,9 га), лесозаготовительные (180,9) или иные работы (64,5 га), связанные с нарушением почвенного покрова. Они подлежат рекультивации (восстановлению) и дальнейшему использованию по назначению или для иных целей. В 2014 г. земли, нарушенные и отработанные при разработке полезных ископаемых (1015,3 га), рекультивированы, в основном, под лесные насаждения (91,2 %), под водоемы и другие цели (7,4 %). Земли, нарушенные и отработанные при строительных работах (315,5 га), рекультивированы под сельскохозяйственные угодья (29,4 %), лесные насаждения (49,5 %), водоемы и другие цели (21,1 %).

По состоянию на 01.01.2015 г. в крае площадь нарушенных земель увеличилась до 40404,0 га, преимущественно при разработке полезных ископаемых до 28245,8 га, при строительных работах - до 9563,9 га, при лесозаготовительных работах – до 715,2 га.

При разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, требуетсяснятие плодородного слоя почвы, ее складирование и дальнейшее использование,если по условиям восстановления этих земель должна быть проведена рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв.

На начало 2014 г. было заскладировано 12939,0 тыс. м 3 плодородного слоя почвы. За 2014 г. снято почвы на площади 1499,6 га объемом 1665,4 тыс. м 3 . Использовано 1023,9 тыс. м 3 плодородного слой почвы, в том числе: на рекультивацию земель – 875,8 тыс. м 3 , иные цели - 148,1 тыс. м 3 . По состоянию на 01.01.2015 заскладировано плодородного слоя почвы объемом 13580,5 тыс. м 3 .

Доля интенсивно используемых земель в общей площади 44 муниципальных районов края составляет около 1,5 %. Доля интенсивно используемых земель без учета северных территорий (Туруханского, Эвенкийского и Таймырского муниципальных районов) составляет 6,6 %. В центральных и южных районах края доля интенсивно используемых земель незначительно увеличивается, в основном, за счет распаханных земель, до 30-50 % от площади района.