Виды целевых средств. Целевое финансирование и его значение в бюджетных организациях. Оформление расхода целевых средств

В бухгалтерском учете нет конкретного определения целевого фи­нансирования. В Инструкции по применению Плана счетов бухгал­терского учета указано, что информация о движении средств, посту­пивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначе­ния, обобщается на счете 86 «Целевое финансирование».

Вместо этого другие организации используют послов. Эта стратегия, которая чаще всего распространяет причину в целом, чем на крупную кампанию, приводит к группировке личностей, которые выступают в качестве послов организации либо последовательно, либо одновременно. Именно этого добились Маяк Дети и Семьи, которые каждый месяц сотрудничают с другим послом знаменитостей в рамках своего проекта «День подарков». Каждый пресс-секретарь предоставляет эпизодическое воздействие на свою целевую аудиторию; их правопреемство позволяет организации честной, но прочной и постоянной видимости.

В налоговом учете определены две группы целевых средств - це­левые поступления и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ). Раз­личие этих понятий заключается в природе возникновения и целях дальнейшего использования средств.

Целевое финансирование - это поступления из бюджета, а также от других организаций (юридических лиц) и физических лиц, предос­тавленные для финансирования определенных целевых программ (работ) (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). К средствам целевого финанси­рования относятся:

Средства целевого финансирования и

Для сильного начала и «удара» другие организации вместо этого используют послов одновременно. Использование послов занимает много времени и управления; однако объединение этой стратегии с рекламными местами, медиа-альянсами и планом веб-платформы может быть очень полезным. Некоторые организации сознательно предпочитают не использовать пресс-секретаря, когда они приступят к крупной кампании. Это особенно касается некоторых больниц, которые решают поставить пациентов вперед, «реальный мир», чтобы гуманизировать кампанию.

Средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджет­ных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

Инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов), а также иностранные инвестиции;

Средства дольщиков, полученные заказчиком согласно заклю­ченным договорам с организацией-долыциком в порядке долевого участия в строительстве объектов;

Каждое лицо часто будет связано с проектом кампании и будет отклонено в средствах коммуникации. Если он будет выполнен хорошо, эта стратегия также может быть выгодна для организации, особенно когда организация не имеет серьезной проблемы с известностью и влиянием, которое необходимо заполнить.

Гордый, чтобы иметь возможность внести свой вклад в дело, которое важно для него, представитель может сыграть ключевую роль в крупной кампании по сбору средств. Он приходит, чтобы протянуть руку организации, став рупором кампании и призывом к пожертвованиям. Последнее, в свою очередь, может воспользоваться этой ассоциацией, чтобы повысить ее наглядность и улучшить ее общественный имидж.

Средства, полученные обществом взаимного страхования от ор­ганизаций - членов общества;

Средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда;

Средства, полученные организациями, в состав которых входят особо радиационно- и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения их безопасности;

Средства, полученные от европейских структурных фондов, предоставляются за счет финансирования конкретных проектов через соответствующие департаменты. Предоставленные средства используются для частичного возмещения расходов, понесенных при реализации соответствующего проекта, с учетом того, что часть расходов по проекту выплачивается из государственного бюджета, из других источников.

Возможное использование выделенных средств из Структурных фондов бенефициаром

Бенефициар будет использовать выделенные средства для своей собственной деятельности. Бенефициар будет использовать средства, предназначенные для покупки товаров или услуг, используемых для осуществления государственного управления, или для осуществления своей собственной экономической деятельности, облагаемой налогом.

Сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;

Средства, получаемые медицинскими организациями от страхо­вых организаций, осуществляющих обязательное медицинское стра­хование этих лиц;

Страховые взносы банков в фонд страхования вкладов в соот­ветствии с законодательством РФ.

Целевые поступления - это поступления, полученные из бюджета бюджетополучателями, а также средства других организаций (юриди­ческих лиц) и физических лиц, полученные некоммерческими орга­низациями, направленные на содержание и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

У муниципалитета есть средства, выделенные на место завода, который будет построен строительной компанией. С точки зрения муниципалитета, это покупка предложения, состоящего из предложения строительных работ, которые должны быть оплачены муниципалитетом из выделенных средств.

Пример 2 - Строительство коммунального парка и коммуникаций. У муниципалитета есть средства, выделенные для статуса муниципального парка, и связь, которую он построил строительной компанией. С точки зрения муниципалитета, это снова покупка предложения, состоящего из строительных работ, которые должны быть оплачены муниципалитетом из выделенных средств.

Кроме бюджетных ассигнований к целевым поступлениям также относятся средства, полученные некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности. Их перечень является закрытым. К ним, например, относятся:

Вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и от­числения в публично-правовые профессиональные объединения, по­строенные на принципе обязательного членства;

Бенефициар будет использовать выделенные средства для оказания общественной поддержки. Получатель выделенных средств будет использовать программу для предоставления целевых программ, предоставляемых другим лицом, а конечным пользователем реализованного проекта является лицо, которому обеспечивается соответствующая работа со стороны промоутера проекта. Таким образом, получатель выделенных средств предоставляет финансовую общественную поддержку промоутеру проекта.

Промоутер проекта на основе запроса финансовой поддержки и решения отборочной комиссии об утверждении государственной финансовой поддержки заключит соглашение с получателем средств из Структурных фондов для обеспечения вклада в рамках соответствующей целевой программы, софинансируемой из государственного бюджета Чешской Республики и Европейского структурного фонда для реализации грантового проекта.

Целевые поступления на формирование отраслевых и межотрас­левых фондов финансирования НИОКР;

Имущество, переходящее некоммерческим организациям по за­вещанию в порядке наследования;

Суммы финансирования из бюджетов всех уровней, государст­венных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление устав­ной деятельности некоммерческих организаций;

Пример 3 - Предоставление средств для программ занятости. Министерство труда и социальных дел предоставляет средства, выделяемые из Структурных фондов для целевых программ занятости, Операционную программу развития людских ресурсов Управления труда, которая может сотрудничать с другими организациями в осуществлении целевых программ или может предоставлять их через других юридических или физических лиц по договорным отношениям. Часть соглашения о предоставлении целевой программы также является грантовым соглашением для промоутера проекта.

Средства и иное имущество, полученные на осуществление бла­готворительной деятельности;

Совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

Пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсион­ных резервов негосударственного пенсионного фонда;

Пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

Использованные по целевому назначению поступления от соб­ственников созданным ими учреждениям;

Отчисления адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов;

Средства, поступившие профсоюзным организациям на прове­дение социально-культурных и других мероприятий, предусмотрен­ных их уставной деятельностью;

Использованные по назначению средства, полученные струк­турными организациями РОСТО;

Имущество (включая денежные средства) и (или) имуществен­ные права, которые получены религиозными организациями на осу­ществление уставной деятельности;

Средства, полученные профессиональными объединениями страховщиков и предназначенные для финансирования компенсаци­онных выплат.

В отличие от средств целевого финансирования, которые должны быть использованы по назначению, определенному источником фи­нансирования или федеральным законом, целевые поступления не имеют такой четкой направленности и используются в соответствии с уставной деятельностью.

Основным нормативным документом по учету целевых средств является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержден­ное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 92н. Положение применяется в отношении государственной помощи, предоставляе­мой коммерческим организациям в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление данной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и дру­гое имущество), и в прочих формах. Стоимость таких активов опреде­ляется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых об­стоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или ана­логичных активов. При этом необходимо исходить из определений форм государственной помощи.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юриди­ческому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осущест­вление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическо­му или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных рас­ходов, которая предусматривает предоставление средств юридиче­ским лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной ос­новах.

Принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету осуществ­ляется при выполнении следующих условий (п. 5 ПБУ 13/2000):

1. Имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заклю­ченные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная про­ектно-сметная документация и т. п.

2. Имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уве­домление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обяза­тельств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

В п. 7 ПБУ 13/2000 предлагаются два варианта по отражению в бухгалтерском учете поступления целевых средств.

Вариант 1: если бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. 5 ПБУ 13/2000), то по мере фактического полу­чения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п. При этом в учете производятся записи:

Начислена задолженность по признанному в учете целевому финансированию;

Дебет 08,41,43,51

Приняты к учету поступившие средства целевого финансиро­вания.

Вариант 2: если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов (п. 12 ПБУ 13/2000), то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.:

Дебет 08,41,43,51

Кредит 86 «Целевое финансирование».

Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены:

Для финансирования капитальных расходов;

Для финансирования текущих расходов;

Для финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущем отчетном периоде.

Списание бюджетных средств на финансирование капитальных расходов производится на счет 98 «Доходы будущих периодов», суб­счет 2 «Безвозмездные поступления» при вводе объектов внеоборот­ных активов в эксплуатацию. В учете при этом составляются записи:

Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

Приобретен объект основных средств;

Кредит 51 «Расчетные счета»

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

Введен в эксплуатацию объект основных средств;

Впоследствии производится списание средств с субсчета 2 «Без­возмездные поступления» на прочие доходы в течение срока полезно­го использования объекта в размере начисленной амортизации:

Кредит 91-1 «Прочие доходы».

Списание бюджетных средств, предназначенных для финансиро­вания текущих расходов, производится в периоды признания этих расходов.

В случае использования средств на приобретение материаль­но-производственных запасов в учете производятся записи:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Приняты к учету приобретенные материально-производствен­ные запасы;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетные счета»

Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед поставщиком;

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Списаны средства целевого финансирования;.

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10 «Материалы»

Отпущены в производство материалы;

Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Кредит 91-1 «Прочие доходы»

Включены средства целевого финансирования в текущие рас­ходы в размере стоимости списанных в производство материалов.

Если государственная помощь получена на финансирование рас­ходов на оплату труда и осуществление других расходов аналогичного характера, то списание средств осуществляется в момент начисления таких расходов. В учете при этом составляются следующие записи:

Дебет 20, 25, 26

Кредит 70, 69, 60 и др.

Начислены расходы;

Дебет 86 «Целевое финансирование»;

Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Списаны средства целевого финансирования;

Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Кредит 91-1 «Прочие доходы»

Средства целевого финансирования включены в текущие до­ходы.

Бюджетные средства, полученные на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов, отражаются как возникновение за­долженности по бюджетному финансированию и увеличение финан­сового результата организации:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 86 «Целевое финансирование»

Отражена задолженность по средствам целевого финансиро­вания;

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Получены бюджетные средства на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов;

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 91-1 «Прочие доходы»

Списаны средства целевого финансирования.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ организация должна вернуть бюджетные средства, если она использовала их не по назна­чению или не использовала в срок. Порядок отражения в учете опера­ций по возврату бюджетных средств зависит от того, когда были полу­чены эти средства - в текущем отчетном периоде или в предыдущие годы.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с кото­рыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то на основании п. 13 ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете производятся сторнировочные записи. Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств, полученных в предыдущие годы, указан в п. 14 ПБУ 13/2000. Так, если бюджетные средства были направлены на финансирование капитальных расходов, то организация уменьшает целевое финанси­рование на сумму, подлежащую возврату, и отражает свою задолжен­ность перед бюджетом. Одновременно организация уменьшает фи­нансовые результаты на сумму начисленной амортизации и восста­навливает несписанную сумму доходов будущих периодов. В учете составляются следующие проводки:

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Отражена сумма, подлежащая возврату в бюджет;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 86 «Целевое финансирование»

Восстановлено целевое финансирование на сумму начислен­ной амортизации по внеоборотным активам;

Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Кредит 86 «Целевое финансирование»

Восстановлена сумма ранее списанных доходов будущих пе­риодов;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 «Расчетные счета»

Если бюджетные средства были направлены на финансирование текущих расходов, то в учете организаций также следует уменьшить целевое финансирование и отразить задолженность перед бюджетом: Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Отражена задолженность по возврату бюджетных средств;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 86 «Целевое финансирование»

Восстановлено целевое финансирование на сумму отпущенных в производство материалов;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 «Расчетные счета»

Возвращены бюджетные средства.

Если сумма, которую нужно вернуть, превысит остаток средств целевого финансирования, то организация должна уменьшить свои финансовые результаты и отразить задолженность перед бюд­жетом.

Основные термины, используемые в бухгалтерском учете общественных объединений - «целевые поступления (целевые доходы)» и «целевые расходы».

Что касается прибыли, то этому понятию в общественных объединениях эквивалента нет. Поясним это утверждение.

Дело в том, что доходы в общественных объединениях должны соответствовать расходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы.

Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы.

Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет.

Главное, о чем необходимо помнить - средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя (спонсора, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. В случае, если это согласие не получено, средства следует вернуть.

Напомним, что средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета, а в целях налогообложения включаются в состав внереализационных доходов в полном объеме нецелевого использования и подлежат налогообложению в общепринятом порядке.

В ходе осуществления целевых программ в общественном объединении составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год). Смета утверждается высшим органом управления организации. По окончании отчетного периода рекомендуем составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.

Общественное объединение самостоятельно определяет перечень своих программ, их содержание, перечень статей смет, а также размеры доходов и расходов по каждой статье.

Общественное объединение может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками).

Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность общественного объединения и вносить коррективы в направления расходования средств объединения, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.

При необходимости, общественное объединение может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом не следует забывать, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, за исключением случая, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».

При выполнении нескольких целевых программ по каждой из них целесообразно составлять отдельную смету.

В сметах расходов по каждой программе могут быть предусмотрены в числе прочих и административно-хозяйственные расходы. В этом случае у организации возникает необходимость распределять все свои административно-хозяйственные расходы между отдельными программами.

Если же сметы расходов по целевым программам предусматривают только прямые расходы (без учета расходов на содержание самой организации), то в этом случае административно-хозяйственные расходы между отдельными программами не распределяются, а погашаются в полном объеме за счет целевых взносов на содержание некоммерческой организации.

Многие общественные организации в начале своей деятельности, справедливо полагая, что их деятельность (в финансовой части) имеет много общего с бюджетными организациями, применяют бюджетный план счетов. Многочисленные разъяснения по этому вопросу, данные Минфином Российской Федерации и МНС Российской Федерации свидетельствуют о том, что бюджетный план счетов используется только бюджетными организациями.

Напомним, что бюджетной организацией является организация, «основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета».

Таким образом, основной методологической базой учета в общественных объединениях являются План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» использование средств целевого финансирования отражается в некоммерческой организации по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств.

Особое внимание при ведении операций в некоммерческих структурах следует обратить на точность и логичность формулировок при принятии на учет целевых поступлений. Ошибки, совершенные при оформлении документов, могут привести к самым негативным последствиям.

Так, например, наличие в тексте платежного поручения на получение пожертвований записи «НДС в том числе» или отсутствие записи «НДС не облагается» дает формальное право налоговой инспекции изъять НДС по целевым пожертвованиям и другим аналогичным поступлениям.

Если плательщик-спонсор указал в тексте платежного поручения назначение платежа «Оплата за участие в семинаре», то деятельность общественного объединения будет объявлена коммерческой, если же написать «Целевой взнос на организацию работы семинара», то обвинений в ведении предпринимательской деятельности не последует.

Наличие в тексте платежного поручения записи «НДС не облагается» обязательно.

При проведении расходных операций необходимо точно указывать, за счет каких средств (какой программы) расходуются деньги, а также указывать номер статьи в смете. В этой ситуации вероятность обвинений в нецелевом использовании средств минимальна.

Рассмотрим подробнее особенности учета средств целевого финансирования.

Для учета средств, поступивших для финансирования программ и отдельных мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями, предусмотрен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете учитываются все поступления в некоммерческую организацию, в том числе взносы учредителей в уставный капитал, если они указаны в уставных документах. Поэтому к счету 86 целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.

Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, то, в соответствии с действующим законодательством, они должны направляться на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, поэтому, правомерным является зачисление этих сумм также на счет 86.

Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.

В соответствии с классификацией доходов, приведенной в предыдущих разделах книги, можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:

  • 86-1 «Вступительные членские взносы»;
  • 86-2 «Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц»;
  • 86-3 «Целевые поступления от юридических и физических лиц»;
  • 86-4 «Ассигнования из бюджета»;
  • 86-4 «Доходы от внереализационных операций»;
  • 86-5 «Средства от собственной предпринимательской деятельности».

Субсчета третьего порядка открываются в данном случае к субсчетам второго порядка и предназначаются для формирования информации об использовании источников финансирования отдельных программ.

Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» не уточняет, каким образом необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования. Исходя из экономического содержания счетов, участвующих в бухгалтерских проводках, можно сделать следующие выводы:

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать одну из двух традиционных схем:

  • распределять суммы расходов между отдельными программами и списывать на соответствующие субсчета, открытые к счету 20;
  • списывать распределенные суммы общехозяйственных расходов непосредственно в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка.

При этом следует иметь в виду, что общие расходы, произведенные некоммерческими организациями, могут осуществляться за счет всех видов доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов.

Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общих расходов по источникам финансирования.

При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах, используя для этого данные штатных расписаний, или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности;

Счет 20 «Основное производство» целесообразно применять для формирования данных о сумме затрат по отдельным программам.

Такой подход предполагает открытие к счету 20 «Основное производство» отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка.

Если некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и тому подобное, к счету 20 «Основное производство» целесообразно открывать субсчета двух уровней.

Если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в порядке, установленном для коммерческих организаций, на субсчетах, открываемых к счету 20 «Основное производство».

Списание сформированной на счете 20 фактической себестоимости продукции, работ или услуг производится также в порядке, применяемом в коммерческих организациях, на счет учета готовой продукции или на счет учета продаж.

Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность при организации учета средств целевого финансирования (включая бюджетные ассигнования), переданные для финансирования такой деятельности, должны руководствоваться требованиями ПБУ 13/2000, которое разработано для применения коммерческими организациями, получающими средства государственной помощи. Однако следует признать, что в настоящее время наиболее распространенным является бюджетное финансирование коммерческих проектов, осуществляемых некоммерческими организациями.

Для учета средств государственной помощи используется счет 86 «Целевое финансирование».

Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются:

  • на средства, направляемые на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и других). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
  • на средства, направляемые на финансирование текущих расходов. K ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Бюджетные средства принимаются к учету некоммерческими организациями при выполнении следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением тому могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением тому могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Из вышеприведенных условий можно сделать вывод, что принятие бюджетных средств к учету не обязательно обусловлено их фактическим получением. Проще говоря, если по состоянию на какую-либо дату имеется извещение финансирующего органа о суммах выделенных ассигнований и смета расходов, под которые эти ассигнования выделяются, в бухгалтерском учете должна быть сделана следующая проводка:

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму бюджетных средств, причитающихся к получению.

Согласно пункту 12 ПБУ 13/2000, если организация фактически получила бюджетные средства, но нет уверенности в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, в бухгалтерском учете поступление денежных средств (капитальных вложений и тому подобного) отражается как целевое финансирование и учитывается так до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

В данном случае должна быть сделана следующая проводка:

Дебет 51 «Расчетный счет»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму поступивших денежных средств,

Или, при получении имущества, не являющегося денежными средствами:

Дебет 08 «Капитальные вложения»,

Дебет 10 «Материалы»,

Дебет 41 «Товары»

Кредит 86 «Целевое финансирование»- при получении имущества.

В соответствии с пунктами 8 и 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 51 «Расчетный счет»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму полученных бюджетных средств.

Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи на сумму возвращенных средств:

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 Расчетный счет».

Однако можно рассмотреть при написании учетной политики некоммерческой организации такой вариант, что все затраты учреждения на ее содержание и ведение уставной деятельности, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, будут учитываться на отдельном субсчете счета 26 «Общехозяйственные расходы».

На этом субсчете собираются затраты на оплату труда штатных работников организации, расходы по аренде, расходы на канцелярские принадлежности, на оплату коммунальных услуг, на ремонт основных средств и иные текущие расходы, связанные с функционированием самой организации. Ежемесячно собранные на этом субсчете затраты списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование».

В практической деятельности общественные объединения могут приобретать, получать в качестве благотворительных пожертвований и гуманитарной помощи материальные ценности.

Отметим, что порядок учета и оформления документов по приобретению за плату основных средств практически не отличается от общепринятого.

Имущество, приобретаемое общественным объединением за счет целевых средств, приходуется на соответствующих счетах учета имущества.

Для этих целей в основном используются два счета:

08 «Вложения во внеоборотные активы» - при приобретении основных средств и

10 «Материалы» - при приобретении материалов, сырья, ценностей, предназначенных для дальнейшей безвозмездной передачи и тому подобное.

При направлении целевых средств общественным объединением на финансирование капитальных вложений учет таких операций осуществляется в общеустановленном порядке.

При этом в общественных объединениях (в отличие от коммерческих организаций, которые в учете не отражают источник финансирования капитальных вложений) использование на эти цели целевых средств в бухгалтерском учете отражается проводкой:

Счет 83 «Добавочный капитал» используется общественными объединениями также для отражения стоимости основных средств, полученных безвозмездно в рамках целевого финансирования.

Пример.

Общественный фонд «Дети России» получил целевые денежные средства на финансирование.

В рамках исполнения указанной программы была оплачена стоимость работ по ремонту здания фонда на сумму 1 200 000 рублей.

В бухгалтерском учете организации использование целевых средств отражается следующими проводками:


Гранты

Операции по поступлению средств по договорам гранта отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 86 «Целевое финансирование», субсчет «Расчеты по договорам целевого финансирования (гранта)».

Гранты - целевые средства, предоставляемые иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме (в том числе, основные средства, материалы, товары и так далее) на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, обучение, лечение, и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Учет некоммерческих оборотов осуществляется на счете 86 «Целевые поступления», при наличии надлежащим образом оформленных документов по принятию к учету указанных средств, а также соответствующих положений в уставных документах.

При получении гранта в валюте общественное объединение ведет параллельный бухгалтерский учет в рублях и в валюте. В основном это связано с тем, что грантодатель требует представления отчетов по использованию средств гранта в валюте.

Рационально для средств гранта в валюте помимо валютного счета открыть отдельный рублевый счет для учета продажи валюты данного гранта.

Обычно по окончании договора о целевом финансировании (безвозмездной помощи, гранте) счет 86 «Целевое финансирование» закрывается. Но возможно, что по окончании проекта часть целевых средств не истрачена. В этом случае могут иметь место следующие варианты:

  • вернуть жертвователю остаток средств.
  • получить письменное подтверждение разрешения жертвователя на использование средств для выполнения других программ.

В соответствии с федеральным законодательством и требованиями Минфина Российской Федерации и Минюста Российской Федерации общественные объединения должны вести раздельный учет доходов и расходов по некоммерческой и предпринимательской деятельности.

Тем не менее, даже, несмотря на отсутствие доходов, и расходов некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 главы 4 Закона о некоммерческих организациях) и в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, предоставляет все необходимые материалы в отделения МНС Российской Федерации по месту своей регистрации на бланках, утвержденных Минфином Российской Федерации (а также, в прочие контролирующие органы).

Кроме того, общественные объединения должны представить отчет и все необходимые подтверждающие материалы о целевом использовании спонсорских средств - грантов, пожертвований и прочего безвозмездно полученного имущества, а также льготируемых для спонсоров взносов на благотворительные цели.

В случае, если при проверке общественного объединения было обнаружено сокрытие дохода, нецелевое использование спонсорских и благотворительных средств, а также отсутствие раздельного учета по некоммерческим и предпринимательским оборотам, к нему применяются штрафные санкции в порядке, установленном НК РФ.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения некоммерческих организаций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов