Трудовая миграция в снг. Миграционные процессы в пределах снг. Мигранты из Узбекистана

- 34.84 Кб

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Учебная дисциплина: Мировая экономика

Реферат

на тему:

    «Миграционные процессы в снг »

Выполнил:

студент группы ФК2-16

Чечин Е.Е.

Научный руководитель:

Сумароков Е.В.

Москва 2010

План:

1.Введение

2.1 Вынужденная миграция

2.2 Добровольная Миграция

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Введение.

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конку рентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится услож нение экономической и общественной жизни. И в тоже время она откры вает новые возможности.
Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда.

По масштабам международных миграций постсоветское пространство находится на втором месте в мире после США. При этом с середины нынешнего десятилетия примерно половина трансграничных людских потоков в СНГ состоит из жителей центральноазиатского региона, направляющихся в своем подавляющем большинстве для работы в РФ.

В целом, процессы массового перемещения людей в Центральноазаиатском регионе ежегодно охватывают до четырех млн. человек, или более 15% трудоспособного населения, из которых не менее трех миллионов постоянно находятся на территории России. В условиях современного кризиса численность трудовых мигрантов из Центральной Азии в России существенно не сократилась, причем менее половины из них работает легально. Характерно, что, несмотря на меры по повышению эффективности миграционной политики в рамках СНГ, предпринимаемые с 2006 года, ситуация с центральноазиатскими мигрантами остается сложной.

Сегодня нелегальная миграция – одна из самых острых социальных проблем, регулярно обсуждаемых в прессе и на уровне государства. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.

Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства – около 50,% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:

43% – на стройках, их удел – должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков;
21% – торгуют на вещевых и продуктовых рынках;
14% – ремонтируют квартиры и всевозможные конторы;
8% – работают слесарями в автосервисе;
6% – трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе;
5% – крутят баранки автобусов и троллейбусов;
3% – окопались в столичных офисах.

Вынужденная миграция.

Образование на территории бывшего СССР 15 независимых государств, межэтнические столкновения на Кавказе, в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Молдове, обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, рост национализма, дискриминация русского языка, расширение экологических бедствий (землетрясение в Армении, Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря и др.) повергли в отчаяние миллионы людей и привели к беспрецедентному росту потока беженцев. По данным Министерства внутренних дел РФ, на 1 января 1994 г. было 609 085 беженцев и вынужденных переселенцев и их число с тех пор еще более выросло. Наиболее насыщен ими Северо-Кавказский регион: Ингушская Республика, Северная Осетия, Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область.

Первые беженцы - 20 тыс. турок-месхетинцев - появились в 1989 г. После резни в Баку в Россию прибыло 90 тыс. изгоев, а в 1991 г. из Южной в Северную Осетию, т.е. на территорию России, бежали 100 тыс. осетин. В последующие годы поток беженцев продолжал нарастать. В начале 1995 г. в результате трагических событий в Чечне, по оценкам Международного Комитета Красного Креста, число перемещенных лиц в России увеличилось на 325 тыс. человек.

Все это порождает острейшую кризисную ситуацию, приводит к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода "бомбу замедленного действия". Крайне тяжелое материальное и безысходное моральное состояние беженцев усугубляется тем, что ни в России, ни в других бывших советских республиках до сих пор не урегулированы в законодательном порядке отношения беженцев с государствами, которые они покинули и где волею судьбы оказались, и не определены гражданство и статус этих обездоленных людей. До последнего времени на территории государств, куда они прибыли, действует лишь временный, основанный на многочисленных подзаконных актах и инструкциях порядок определения беженцев и помощи им.

Поскольку в основе большинства массовых перемещений жителей стран СНГ лежат не экономические факторы, а политические мотивы, поскольку данный тип иммиграции не относится непосредственно к иммиграции трудовой и речь идет о стремлении перемещенных лиц осесть на новом месте, постольку эта проблема неминуемо приводит к резкому обострению положения с занятостью. Обустройство беженцев осложняется еще и тем, что при решении многих социальных проблем часто возникает несовпадение их интересов с интересами коренных жителей. Это касается проблем занятости, жилья, обострения криминогенной ситуации, опасности массовых заболеваний.

В связи с этим возникает вопрос, а действительно ли так необходимо в условиях резкого обострения проблемы занятости и острого дефицита жилья предоставлять мигрантам работу и жилье, а также содействовать выезду наших соотечественников на работу за рубеж. Иначе говоря, чем является внутренняя и внешняя миграция для общества: благом или социальным злом? Ответ на этот вопрос имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку он касается одного из важнейших аспектов проблемы занятости, от решения которой во многом зависит успех осуществляемых в России реформ. Давайте вместе попытаемся разобраться в этом вопросе.

Добровольная миграция.

Внутренняя и внешняя трудовая миграция обусловлена острой необходимостью и поэтому носит во многом вынужденный характер. Дело в том, что наряду с избытком отдельных рабочих профессий и ростом безработицы в целом, имеется целый ряд пользующихся большим спросом вакансий, которые, несмотря на усилия работодателей, оказываются незаполненными местными работниками. Нет надежды на то, что эти вакансии смогут занять после соответствующей переподготовки "новые" безработные. Так, например, по данным Департамента труда и занятости Москвы к числу вакантных относятся следующие специальности: водители автобусов и грузового транспорта, слесари по ремонту автомашин, медицинские сестры, бухгалтеры, страховые агенты, дворники, милиционеры.

Не удалось также укомплектовать имеющиеся вакансии за счет других категорий местных работников. В результате (например, представители "Мосгортранса") привлекают нужных работников из различных городов Украины и других регионов. Именно в значительной степени за счет иностранной рабочей силы удалось обеспечить работу городского транспорта. Всего в Москве по данным Федеральной миграционной службы сейчас работают примерно 340 тыс. иностранцев (в том числе нелегальных мигрантов, хотя по заявлению мэра Москвы Собянина их около 2 млн.) В связи с необходимостью привлечения иностранной рабочей силы приходится учитывать и целый ряд других факторов и, в частности, ее рентабельность. Когда в конце 80-х годов попытались использовать вьетнамцев на работах, требующих невысокой квалификации, выяснилось, что сумма затрат на их обучение значительно превышает возможную отдачу от их работы. Стало очевидным также, что большинство их интересовала не столько сама работа, на которую они были приглашены, сколько скупка и перепродажа дефицитных товаров, в связи с чем возникало много конфликтных ситуаций.

Кроме того, никем и ничем не ограничиваемое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев как в России, так и в СНГ в целом, часто приводит к избытку рабочей силы и к нежелательной для местного населения конкуренции со стороны приехавших. Так, к примеру, в Ингушетии на одного работающего приходится два беженца, официально получивших статус безработных. Много шахтеров с Украины работает на угольных шахтах в Ростовской области. Сложности во взаимоотношениях приезжих с коренными жителями возникают в основном из-за того, что украинцы готовы работать за мизерную по меркам российских рабочих заработную плату, но которая намного превышает их заработок на Украине.

Учитывая рост безработицы в России и все более ограниченное количество свободных рабочих мест, профсоюзные лидеры и местные рабочие обеспокоены возможным обострением конфликтной ситуации, особенно в период второго этапа экономических преобразований, которые будут сопровождаться банкротством многих предприятий и началом массовой безработицы. Поэтому профсоюзы и местные власти считают целесообразным привлекать к работе и использовать иностранною рабочую силу, обеспечив приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест.

Таким образом, налицо классическая для западных стран ситуация противостояния местных и иностранных рабочих: первые боятся конкуренции и штрейкбрехерства со стороны иностранцев, вторые добиваются равенства своего положения по сравнению с местными работниками. И хотя для России до недавнего времени подобные явления не были характерны, но в условиях значительного роста безработицы конфликты между "своими" и "чужими" постоянно обостряются.

Особенно много проблем возникает из-за приезда в Россию и другие страны СНГ так называемых нелегалов. В основном это выходцы из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран Азии и Африки. Пользуясь "прозрачностью" государственных границ, в последние годы в страны Содружества приехали сотни тысяч беженцев из этих регионов, которые также оказываются перед необходимостью устройства хотя бы на кратковременную работу

В Сибири и на Дальнем Востоке без какого- либо либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определенных занятий живет около 1 млн. китайцев. На химических, швейных и других предприятиях с тяжелыми условиями труда работают вьетнамцы, численность которых достигла 100 тыс. человек; на строительстве, в агропромышленном комплексе, на предприятиях легкой и текстильной промышленности в основном в Сибири и на Дальнем Востоке заняты также иностранные рабочие и специалисты из Болгарии, Югославии, Польши, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, КНДР.

Учитывая, что ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения не в состоянии вести учет мест проживания, работы и состояния здоровья иностранных рабочих, в некоторых регионах возникла реальная угроза распространения инфекций и эпидемий. По некоторым данным, среди приезжих иммигрантов 30% больных (СПИД, туберкулез, гепатит и т.д.).

В ряде городов иностранные рабочие организуют голодные забастовки, причем особенно часто проводят их у здания Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Москве, требуя обеспечения их жильем, материальной помощью и настаивая на содействии их выезду в развитые страны. У многих российских предприятий возникают большие трудности с отправкой на родину тех иностранных рабочих, у которых истек срок контракта, в связи с резко возросшей стоимостью авиа- и железнодорожных билетов, оплатой морских контейнерных перевозок.

Краткое описание

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конку рентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится услож нение экономической и общественной жизни. И в тоже время она откры вает новые возможности.
Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда.

Шумилов О.В., аспирант Всероссийской академии внешней торговли.

Внутренние правовые режимы миграции в качестве объекта международно-правового регулирования

В современном мире все больше вопросов внутренней компетенции государств интернационализируются, смещаются в сферу международно-правового регулирования.

Происходит такая интернационализация и в области миграции. Ни глобализация, ни интеграция невозможны, если не двигаться в сторону создания единого рынка труда и к унифицированным правовым режимам миграции.

Создание общего правового поля для миграции и труда имеет место на региональном уровне во всех интеграционных объединениях, в том числе и на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ).

Во внутреннем праве государств нормы, регулирующие миграцию, объединяются институтом под названием миграционное право, который входит в состав отрасли административного права с присущим ему методом публично-правового регулирования. Административным правом, среди прочего, в значительной степени определяется статус гражданина и иностранца, институт гражданства в целом.

В России в сфере миграции в качестве определяющих законодательных актов служат Законы: "О гражданстве Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О вынужденных переселенцах", "О занятости населения в Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

Одним из последних (по времени принятия) явился Закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" 2006 г. Положения названных ранее Законов конкретизируются множеством подзаконных актов. Наличие мощного подзаконного регулирования - одна из особенностей рассматриваемого института.

Общая картина миграционных отношений состоит из ряда стадий, этапов, сторон <1>:

<1> См.: Васильева Л.Н. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2006.

  • въезд/выезд из страны по соответствующим документам (заграничные паспорта и т.п.);
  • установление и оформление квот на въезд иностранцев в страну;
  • получение и предъявление визы;
  • получение/выдача приглашения на въезд;
  • прохождение пограничного контроля;
  • заполнение/оформление миграционной карты;
  • получение/выдача разрешения на временное проживание либо вида на жительство - для постоянного проживания;
  • ограничения в свободе передвижения (ПП N 754 от 11 октября 2002 г. и ПП N 470 от 4 июля 1992 г.);
  • допуск к труду, трудовой деятельности (и соответствующие ограничения).

Под трудовой деятельностью иностранца в Законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понимается работа "на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)".

Государство гарантирует гражданам свободу выбора деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защиту от безработицы, бесплатное содействие в трудоустройстве, информирование о положении на рынке труда, социальную поддержку и т.п. <2>. Трудовые мигранты пользуются большинством этих прав зачастую с ограничениями (например, в отношении торговли на рынках или торговли алкогольной и фармацевтической продукцией).

<2> См.: Чапек В.Н., Долгодушев В.А. Рынок труда. Ростов-на-Дону, 2005; Зинченко Н.Н. Правовое регулирование трудовой миграции в странах Европейского союза // Московский журнал международного права. 2004. N 2. С. 233 - 241.

Правительство России утверждает ежегодные квоты на въезд иностранцев в целях трудовой деятельности - по группам профессий и регионам" (см. ПП N 782 от 30 октября 2002 г.). Порядок подготовительной работы по определению квоты указан в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 23.

До 2006 года указанная квота не распространялась на граждан СНГ (с которыми у России действует безвизовый режим), но в связи с проявившейся напряженностью в межнациональных отношениях на рынке труда в ноябре прошлого года были приняты соответствующие постановления Правительства РФ, которыми введены трудовые квоты для граждан СНГ. Одновременно срок действия многократных виз был сокращен со 180 дней до 90 (по стандарту европейских стран).

Серьезные обязанности в правоотношениях с трудящимися-мигрантами и с государством несут работодатели.

Федеральное регулирование во всех этих вопросах дополняется региональным - в субъектах Федерации. Так, в Воронежской области был принят и действует Закон "Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области" 1995 г. <3>.

<3> См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 416.

Именно данные вопросы и представляют тот объект регулирования, который в значительной степени подпадает под регулирование при помощи международно-правовых норм на пространстве СНГ. В последние 12 - 14 лет в странах СНГ были приняты специальные законы, посвященные правовому регулированию тех или иных сторон миграционных отношений <4>, среди которых такие: "О внешней миграции" (Киргизия, 2000 г.); "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (Беларусь, 1993 г.); "Об иммиграции" (Беларусь, 1998 г.); "О миграции населения" (Казахстан, 1997 г.); "О правовом положении иностранных граждан" (Таджикистан, 1996 г.).

<4> См.: Кулматов Т.Ш., Сластунина О.А. Правовой режим перемещения граждан государств - участников СНГ // Журнал российского права. 2003. N 10. С. 109 - 121; Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. М., 1996; Рязанцев С. Труд мигрантов в СНГ: тенденции и проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2005. N 11. С. 65 - 69; Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. М., 2006.

В целом внутреннее миграционное право государств СНГ приближено и продолжает приближаться к аналогичным нормам в России. При этом явно обозначилась тенденция к сближению правовых режимов для иностранцев вообще и для иностранцев из стран СНГ.

В то же время существуют и определенные различия в миграционных режимах стран СНГ. Они касаются некоторых основ правового режима трудовой миграции (правил въезда, регистрации, допуска к профессиям), а также и отдельных нюансов: сроков, видов и компетенции государственных органов, наименования и статуса выдаваемых документов, соотношения законов и подзаконных актов и т.п.

На правовом обеспечении международных миграционных отношений отражаются и некоторые различия в государственных интересах отдельных стран СНГ <5>. Так, Россия - это преимущественно страна-импортер трудовых ресурсов, тогда как большинство стран СНГ - экспортеры рабочей силы (только Украину и Белоруссию можно отнести к государствам обеих групп) <6>.

<5> См.: Шумилов В.М. Категория "государственный интерес" в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) // Право и политика. 2000. N 3. С. 4 - 17.
<6> См.: Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003. С. 112.

Таким образом, внутренние миграционные режимы и законодательство в государствах СНГ представляют собой реальный объект для международно-правового регулирования с целью унификации.

Специальные договоры государств - участников СНГ по вопросам миграции

Представляется, что можно выделить несколько направлений международно-правового воздействия на внутренние режимы миграции в странах СНГ, а именно:

  • при помощи императивных универсальных международно-правовых норм о правах человека;
  • посредством многостороннего регулирования в рамках универсальных международных организаций, прежде всего Международной организации по миграции (далее - МОМ);
  • в рамках специальных многосторонних договоров государств - участников СНГ;
  • в рамках специальных двусторонних договоров между отдельными государствами - участниками СНГ;
  • прочие средства воздействия на указанные внутренние режимы.

Из числа актов универсального характера по правам человека миграционных аспектов касаются в той или иной мере Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <7>.

<7> См.: Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995; Пожидаева М.В. Международная защита прав неграждан // Юрист-международник - International Lawyer. 2004. N 2; Саидов А.Х. Международное право прав человека. М., 2002; Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека // Практика Совета Европы. М., 1997.

В названной Декларации (документе "мягкого права") и в Пакте провозглашены, в частности, следующие нормы: право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации; право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну; право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы.

Императивные нормы и принципы, содержащиеся в основополагающих актах о правах человека, послужили юридической основой, на которой строится миграционное законодательство стран СНГ и которая дает веские основания считать унифицированными правовые режимы миграции и труда. Расхождения в правовых режимах проходят по более глубоким "точкам" внутреннего права.

Интересно, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. имеется оговорка, разрешающая развивающимся странам определять, в какой мере они будут гарантировать признаваемые права лицам. В СНГ развивающейся страной официально является Туркменистан; следовательно, данное государство имеет право на специальный режим для иностранцев в миграционной сфере (и это следует принимать во внимание при организации правового обеспечения сотрудничества).

На универсальном уровне институциональной основой сферы миграции является Международная организация по миграции - МОМ, созданная в 1951 г. Большинство стран СНГ являются членами МОМ, а Россия и Туркменистан - наблюдателями.

МОМ - это межправительственная организация, занимающаяся проблемами миграции: управлением миграционными потоками, содействием обустройству и интеграции мигрантов в принимающих странах, оказанием миграционных услуг на международном уровне (подготовка к миграции, языковая подготовка, деятельность по информированию мигрантов, медицинское обследование, размещение, мероприятия, способствующие приему и интеграции; консультативные услуги по вопросам миграции и др.).

Нормотворческая сторона деятельности данной международной организации практически отсутствует, а главное для нее - оперативное оказание услуг государствам в сфере миграции. На это обстоятельство также следует обратить внимание в свете полезного опыта, который так или иначе мог бы быть применен внутри СНГ.

Среди специальных многосторонних соглашений по вопросам миграции на пространстве СНГ необходимо, в частности, выделить:

  • Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г.;
  • Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г.;
  • Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств - участников СНГ 1996 г.;
  • Соглашение о порядке выезда граждан государств - участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и выезда из них 1997 г.;
  • Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.

Кроме того, в Уставе СНГ в качестве одного из основных направлений сотрудничества в экономической и социальной областях (ст. 19) зафиксировано "формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы".

В Соглашении о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) 2003 г. предусмотрена "гармонизация законодательства Сторон" в необходимой для ЕЭП мере (ст. 2), а под "принципом обеспечения свободного движения рабочей силы" понимается "обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО".

В Соглашении о формировании ЕЭП участвуют пока только Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина, но Соглашение открыто для присоединения других государств.

Предметную сферу Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. составляют важные положения, охватывающие наиболее "чувствительные" для сторон аспекты миграционных правоотношений, а именно: вопросы въезда, пребывания и выезда работников; признание документов, необходимых для трудовой деятельности; право государства на возвращение мигранта в его страну.

В большинстве вопросов утверждается приоритет внутреннего права и двустороннего регулирования, предусматривается применение национального режима (с исключениями из него).

Специальным институциональным механизмом в сфере миграции определен Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ (был создан специальным Соглашением 1992 г.).

После подписания указанного ранее Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ одобрила модельный законодательный акт "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ" <8>, который представляет собой международный документ рекомендательного характера. В нем особо оговариваются ограничения на въезд: из-за ситуации на внутреннем рынке труда; по соображениям национальной безопасности; в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; для определенных категорий лиц, совершивших преступления, предусмотренные уголовным законодательством страны трудоустройства.

<8> См.: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1995. N 8.

В 2004 году Совет глав государств Содружества одобрил проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ (до сих пор не вступила в силу).

В названном международно-правовом документе имеются положения, касающиеся конкретных категорий мигрантов: так называемых "приграничных мигрантов", сезонных трудящихся, трудящихся не по найму и др. (ст. ст. 16 - 19). Предусматривается предоставление мигрантам национального режима по широкому спектру вопросов, что вряд ли несет большие выгоды России как стране - импортеру труда. Налицо расхождение между формально-юридической и материальной взаимностью.

В Соглашении о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г. было закреплено право граждан государств СНГ въезжать и выезжать из своих стран, свободно передвигаться по территории государств СНГ без виз при наличии соответствующих документов.

Предусматривалось сохранение за государствами права на паспортный контроль и на иные меры защиты границ. Визы, которые были выданы государствами СНГ для въезда в третьи страны, должны признаваться другими государствами СНГ; граждане с такими визами допускаются для беспрепятственного транзита в третью страну.

Стороны договорились не выдавать визы иностранцам, въезд которым закрыт в любую из стран СНГ, а также вести централизованный учет таких иностранцев. Было принято решение обмениваться информацией о порядке оформления виз, консульских сборах, образцах паспортно-визовых документов и т.п.

Россия участвовала в этом Соглашении с 1992 г., но в 2000 г. вышла из состава его участников.

Думается, что формальная взаимность в правах и обязанностях, заложенная Соглашением, вновь пришла в противоречие с материальным несоответствием выгод, которые государства получают в результате действия Соглашения. Учитывая потоки мигрантов в Россию, на нашу страну легла основная тяжесть по контролю за потоками. Зачем в такой ситуации связывать себя многосторонними международно-правовыми нормами?

Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г. предусматривает вопросы миграционного контроля, учета незаконных мигрантов и их депортации; обмен информацией; подготовку кадров для данной сферы; гармонизацию национального законодательства в области миграции.

В то же время Соглашение оставляет ряд пробелов. В нем, например, можно было бы гармонизировать отдельные аспекты миграционных отношений, например механизм депортации и т.п.

Среди специальных двусторонних договоров по вопросам миграции следует отметить группу типовых соглашений о трудовой деятельности и социальной защите граждан.

Указанные соглашения практически повторяют многие положения, которые включены в многосторонние договоры, не восполняя имеющиеся пробелы. Возможно, подобные соглашения необходимы в качестве подстраховочного регулирования: если та или иная страна выйдет из многостороннего соглашения, то она останется связанной аналогичными нормами двустороннего соглашения и наоборот.

Более того, круг участников многосторонних соглашений и сторон, связанных двусторонними соглашениями, не всегда совпадает. Это означает, что в миграционной сфере создано несколько разновидностей международно-правовых режимов - с различным составом участников и источников. Такое положение не может не сказаться на эффективности международно-правового регулирования.

Не исключено, что существование одновременно многосторонних и серии двусторонних соглашений с повторяющимися нормами - результат неустоявшейся и неустойчивой политики государств - участников СНГ. Государства пока еще не отдают себе отчета в том, какой метод регулирования является наиболее подходящим для них.

Очевидно, что наиболее разумным и целесообразным подходом было бы сочетание многостороннего и двустороннего методов регулирования, но тогда многосторонние соглашения должны задавать общие нормы и принципы, а двусторонние - детализировать их. В действительности этого нет.

Еще существует значительный ряд двусторонних договоров, касающихся миграционных отношений, а именно договоры: о правовом статусе граждан одного государства СНГ на территории другого государства СНГ; о равных правах граждан; о порядке приобретения гражданства; о правах национальных меньшинств, а также договоры политического и экономического характера (о дружбе и сотрудничестве; об экономическом сотрудничестве).

К проблематике миграции примыкают вопросы образования, медицинского обслуживания и т.п. В каждой из таких сфер на двустороннем уровне действуют свои типовые договоры и договорные положения.

Среди иных средств международно-правового воздействия на внутренние режимы миграции можно упомянуть решения органов СНГ. Так, в сентябре 2004 г. Совет глав правительств СНГ своим решением утвердил Концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ. Речь идет о более тесных связях между регионами государств СНГ.

В тексте названной Концепции особое внимание уделено сотрудничеству в сфере регулирования миграции населения и рынка труда (раздел II, пункт "ж"). В документе, в частности, намечены следующие меры: упрощение процедур иммиграционного контроля для населения приграничных территорий; разработка согласованных мер по регулированию миграционных потоков; учет особенностей рынка труда на приграничных территориях; заключение соглашений о приеме и возврате (реадмиссии) незаконных мигрантов и др.

На уровне концепций и программ дополнительно согласовываются государствами СНГ и некоторые вопросы противодействия незаконной миграции. Так, в сентябре 2004 г. Совет глав государств своим решением одобрил Концепцию сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции, а в августе 2005 г. - Программу такого сотрудничества на 2006 - 2008 гг.

В контексте изложенного ранее можно сделать некоторые выводы.

Внутренние миграционные режимы и миграционное законодательство стран СНГ, с одной стороны, постепенно унифицируются, но с другой - содержат много различий, пробелов, сильно дифференцированы. Единое правовое поле в данной сфере пока не сформировалось.

Действующий механизм международно-правового регулирования миграционных отношений на пространстве СНГ несовершенен и неэффективен. Он состоит из норм универсального и регионального характера.

При этом правовой режим в вопросах миграционных отношений для мигрантов из стран СНГ в целом оказывается более благоприятным, чем соответствующий режим для мигрантов из третьих стран.

На пространстве СНГ в сфере миграционных отношений ощущается нехватка в институционально-оперативном регулировании. Следует проработать вопрос о создании региональной международной организации по миграции, которая решала бы под эгидой России специфические вопросы, представляющие интерес для государств-участников СНГ (вопросы депортации/реадмиссии, борьбы с незаконной миграцией и т.п.).

Представляется, что России необходимо инициировать создание неправительственных международных организаций в области труда и миграции.

Система специальных двусторонних и многосторонних договоров по вопросам миграции на пространстве СНГ выстроена произвольно, хаотично, противоречиво. В действующих договорах много пробелов.

России не следует подписывать и/или ратифицировать многие специальные соглашения. Выход из некоторых договоров следует признать правильным, поскольку они не обеспечивают России материальной заинтересованности.

Таким образом, меняющийся характер взаимоотношений между Россией и государствами - участниками СНГ <9> настоятельно требует изменений и дополнений в механизме международно-правового регулирования сферы миграции.

До недавнего времени проблема миграции населения как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы) находилась в центре социально-политической жизни западноевропейских и ряда стран дальнего зарубежья. Население же бывшего Советского Союза практически не принимало участия в международных миграционных процессах. Эмиграция (внешняя миграция) в стране была практически запрещена. Внутренняя миграция осуществлялась в основном в виде переезда населения из деревни в город, из одной республики единого Союза в другую. Естественно, при этом и тогда возникали определенные сложности, но они не были настолько болезненными, чтобы выйти за рамки мелких производственных и бытовых конфликтов.

Ситуация в этом отношении коренным образом изменилась с конца 80-х годов (особенно после распада Советского Союза), когда Россия и другие бывшие республики СССР столкнулись с массовыми стихийными перемещениями жителей. Практически неконтролируемая миграция населения приобрела характер одной из наиболее острых социальных проблем.

Образование на территории бывшего СССР 15 независимых государств, межэтнические столкновения на Кавказе, в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Молдове, обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, рост национализма, дискриминация русского языка, расширение экологических бедствий (землетрясение в Армении, Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря и др.) повергли в отчаяние миллионы людей и привели к беспрецедентному росту потока беженцев. По данным Министерства внутренних дел РФ, на 1 января 1994 г. было 609 085 беженцев и вынужденных переселенцев и их число с тех пор еще более выросло. Наиболее насыщен ими Северо-Кавказский регион: Ингушская Республика, Северная Осетия, Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область.

Первые беженцы - 20 тыс. турок-месхетинцев - появились в 1989 г. После резни в Баку в Россию прибыло 90 тыс. изгоев, а в 1991 г. из Южной в Северную Осетию, т.е. на территорию России, бежали 100 тыс. осетин. В последующие годы поток беженцев продолжал нарастать. В начале 1995 г. в результате трагических событий в Чечне, по оценкам Международного Комитета Красного Креста, число перемещенных лиц в России увеличилось на 325 тыс. человек.

Все это порождает острейшую кризисную ситуацию, приводит к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода "бомбу замедленного действия". Крайне тяжелое материальное и безысходное моральное состояние беженцев усугубляется тем, что ни в России, ни в других бывших советских республиках до сих пор не урегулированы в законодательном порядке отношения беженцев с государствами, которые они покинули и где волею судьбы оказались, и не определены гражданство и статус этих обездоленных людей. До последнего времени на территории государств, куда они прибыли, действует лишь временный, основанный на многочисленных подзаконных актах и инструкциях порядок определения беженцев и помощи им.

Поскольку в основе большинства массовых перемещений жителей стран СНГ лежат не экономические факторы, а политические мотивы, поскольку данный тип иммиграции не относится непосредственно к иммиграции трудовой и речь идет о стремлении перемещенных лиц осесть на новом месте, постольку эта проблема неминуемо приводит к резкому обострению положения с занятостью. Обустройство беженцев осложняется еще и тем, что при решении многих социальных проблем часто возникает несовпадение их интересов с интересами коренных жителей. Это касается проблем занятости, жилья, обострения криминогенной ситуации, опасности массовых заболеваний.

В связи с этим возникает вопрос, а действительно ли так необходимо в условиях резкого обострения проблемы занятости и острого дефицита жилья предоставлять мигрантам работу и жилье, а также содействовать выезду наших соотечественников на работу за рубеж. Иначе говоря, чем является внутренняя и внешняя миграция для общества: благом или социальным злом? Ответ на этот вопрос имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку он касается одного из важнейших аспектов проблемы занятости, от решения которой во многом зависит успех осуществляемых в России реформ. Давайте вместе попытаемся разобраться в этом вопросе.

Внутренняя и внешняя трудовая миграция обусловлена острой необходимостью и поэтому носит во многом вынужденный характер. Дело в том, что наряду с избытком отдельных рабочих профессий и ростом безработицы в целом, имеется целый ряд пользующихся большим спросом вакансий, которые несмотря на усилия работодателей оказываются незаполненными местными работниками. Нет надежды на то, что эти вакансии смогут занять после соответствующей переподготовки "новые" безработные. Так, например, по данным Департамента труда и занятости Москвы к числу вакантных относятся следующие специальности: водители автобусов и грузового транспорта, слесари по ремонту автомашин, медицинские сестры, бухгалтеры, страховые агенты, дворники, милиционеры.

В настоящее время примерно 80% безработных в Москве составляют женщины, работавшие ранее на предприятиях ВПК и других ведомств инженерами и конструкторами (к тому же большинство из них находятся в предпенсионном возрасте). Трудно предположить, что их можно переквалифицировать и использовать по вышеуказанным специальностям. Не удалось также укомплектовать имеющиеся вакансии за счет других категорий местных работников. В результате (например, представители "Мосгортранса") привлекают нужных работников из различных городов Украины и других регионов. Именно в значительной степени за счет иностранной рабочей силы удалось обеспечить работу городского транспорта. Всего в Москве и Московской области сейчас работают примерно 100 тыс. рабочих из ближнего и 25-30 тыс. из дальнего зарубежья.

В связи с необходимостью привлечения иностранной рабочей силы приходится учитывать и целый ряд других факторов и, в частности, ее рентабельность. Когда в конце 80-х годов попытались использовать вьетнамцев на работах, требующих невысокой квалификации, выяснилось, что сумма затрат на их обучение значительно превышает возможную отдачу от их работы. Стало очевидным также, что большинство их интересовала не столько сама работа, на которую они были приглашены, сколько скупка и перепродажа дефицитных товаров, в связи с чем возникало много конфликтных ситуаций.

Кроме того, никем и ничем не ограничиваемое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев как в России, так и в СНГ в целом, часто приводит к избытку рабочей силы и к нежелательной для местного населения конкуренции со стороны приехавших. Так, к примеру, в Ингушетии на одного работающего приходится два беженца, официально получивших статус безработных. Много шахтеров с Украины работает на угольных шахтах в Ростовской области. Сложности во взаимоотношениях приезжих с коренными жителями возникают в основном из-за того, что украинцы готовы работать за мизерную по меркам российских рабочих заработную плату, но которая намного превышает их заработок на Украине.

Учитывая рост безработицы в России и все более ограниченное количество свободных рабочих мест, профсоюзные лидеры и местные рабочие обеспокоены возможным обострением конфликтной ситуации, особенно в период второго этапа экономических преобразований, которые будут сопровождаться банкротством многих предприятий и началом массовой безработицы. Поэтому профсоюзы и местные власти считают целесообразным привлекать к работе и использовать иностранною рабочую силу, обеспечив приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест. Об этом говорится в Указе Президента от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использованию в Российской Федерации иностранной рабочей силы", где определен порядок привлечения иностранных специалистов и соблюдения их прав, зафиксированных в соответствующих межправительственных соглашениях.

Таким образом, налицо классическая для западных стран ситуация противостояния местных и иностранных рабочих: первые боятся конкуренции и штрейкбрехерства со стороны иностранцев, вторые добиваются равенства своего положения по сравнению с местными работниками. И хотя для России до недавнего времени подобные явления не были характерны, но в условиях значительного роста безработицы конфликты между "своими" и "чужими" постоянно обостряются.

Особенно много проблем возникает из-за приезда в Россию и другие страны СНГ так называемых нелегалов. В основном это выходцы из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран Азии и Африки. Пользуясь "прозрачностью" государственных границ, в последние годы в страны Содружества приехали сотни тысяч беженцев из этих регионов, которые также оказываются перед необходимостью устройства хотя бы на кратковременную работу. По оценке Министерства внутренних дел РФ, только в Москве проживают примерно 200 тыс. нелегальных иммигрантов из стран дальнего зарубежья, тогда как в начале 1993 г. во всей России их насчитывалось около 100 тыс. (в настоящее время их около 0,5 млн.), а ближайшие годы их численность может достигнуть 6 млн. человек.

В Сибири и на Дальнем Востоке без какого-либо либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определенных занятий живет около 1 млн. китайцев. На химических, швейных и других предприятиях с тяжелыми условиями труда работают вьетнамцы, численность которых достигла 100 тыс. человек; на строительстве, в агропромышленном комплексе, на предприятиях легкой и текстильной промышленности в основном в Сибири и на Дальнем Востоке заняты также иностранные рабочие и специалисты из Болгарии, Югославии, Польши, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, КНДР.

Учитывая, что ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения не в состоянии вести учет мест проживания, работы и состояния здоровья иностранных рабочих, в некоторых регионах возникла реальная угроза распространения инфекций и эпидемий. По некоторым данным, среди приезжих иммигрантов 60% больных (СПИД, туберкулез, гепатит и т.д.).

В ряде городов иностранные рабочие организуют голодные забастовки, причем особенно часто проводят их у здания Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Москве, требуя обеспечения их жильем, материальной помощью и настаивая на содействии их выезду в развитые страны. У многих российских предприятий возникают большие трудности с отправкой на родину тех иностранных рабочих, у которых истек срок контракта, в связи с резко возросшей стоимостью авиа- и железнодорожных билетов, оплатой морских контейнерных перевозок.

Часто иностранцы (особенно китайцы и вьетнамцы) не желают уезжать и сами устраиваются на работу в различные нелегальные конторы и формы. К примеру, только в Москве проживает ныне свыше 50 тыс. китайцев, промышляющих контрабандой, скупкой и перепродажей недвижимости. Ситуация с отправкой иммигрантов из стран Африки и Азии осложняется еще и тем, что в соответствии с постановлением правительства России о развитии сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев Россия считается "страной первого убежища" и не может депортировать иностранцев.

В ходе экономических и политических преобразований в России заметное развитие получила внешняя трудовая миграция, которая складывается в основном из:

Специалистов редких, пользующихся значительным спросом рабочих профессий, занятых чаще всего по краткосрочным контрактам;

Ученых и деятелей культуры и искусства, которые выезжают по контрактам и в большинстве своем не возвращаются;

Работников низкой квалификации из азиатской части СНГ, работающих, например, в странах Персидского залива по контрактам;

Граждан европейской части СНГ, уезжающих нелегально и соглашающихся на любую работу.

Общим для всех этих "новых групп трудящихся" является то, что если им удается получить работу, то ее условия, как правило, совершенно иные, чем у них на родине. Что же конкретно ожидает мигрантов, решивших отправиться за границу в поисках работы, для приобретения необходимой квалификации или с целью заработать валюту?

Те, кто имеет легальные контракты в странах Западной Европы, защищены в социальном плане как межправительственными соглашениями, так и существующей многолетней традицией приема иностранных работников и детально разработанной правовой базой. Кроме того, Министерство труда России следит за тем, чтобы не занижалась заработная плата и не изменялись в худшую сторону для его подопечных условия контрактов. И в данном случае возникновение конфликтных ситуаций маловероятно.

Если принимающая сторона и нарушает какие-то условия контракта, то иммигранты из стран СНГ, учитывая большую разницу в оплате труда и жизненном уровне в странах-работодателях и у себя на родине, не отвергают скорректированный контракт и не возвращаются домой. Но любое цивилизованное государство должно в этом случае активно защищать своих подданных и настаивать на выполнении первоначально подписанного контракта.

Вместе с тем необходимо учитывать, что до последнего времени мигранты из России, несмотря на заключенные контракты, имели значительно меньше прав, чем коренные жители западноевропейских стран. Подписанное Президентом РФ Б.Н.Ельциным 24 июля 1994 г. на острове Корфу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом стало важным шагом в направлении цивилизованного решения вопросов трудовой миграции. В соответствии с Соглашением власти стран ЕС обязаны не допускать дискриминации наемных работников из России в отношении условий и оплаты труда, а также других социальных аспектов. Страны ЕС, принимающие у себя россиян, заключают отдельные соглашения по обеспечению перевода пенсий по месту работы за границей и получению семейных пособий. Однако пока трудно представить, в какие сроки и в какой мере условия этого Соглашения будут реализованы на практике. Кроме того, Соглашение с ЕС о свободе передвижения рабочей силы заключила пока Россия, что ставит выходцев из других стран СНГ в неравноправное положение не только с гражданами стран ЕС, но и с россиянами.

Особенно трудным является положение незаконных иммигрантов. В странах СНГ действует множество сомнительных фирм, а также частных лиц, занимающихся нелегальным бизнесом - переправкой рабочих на европейские нелегальные рынки труда. Они специализируются в основном на вербовке сезонных рабочих для сельскохозяйственных работ, а также на устройстве молодых людей в ночные увеселительные заведения.

Существует и специализация другого рода - изготовление виз и видов на жительство. Если учесть, что законные организации, такие, например, как Министерство труда и другие могут содействовать в получении работы очень небольшому числу желающих, а число стремящихся получить работу за рубежом растет (особенно в условиях возросшей безработицы), можно констатировать, что внешняя трудовая миграция в странах СНГ будет в значительной мере "неконтрактной", а скорее стихийной и неконтролируемой.

Как показывает практика, выехавшие нелегально или по контрактам, заключенным при посредничестве незаконно действующих фирм, сталкиваются с бесчисленными трудностями. В лучшем случае нарушаются отдельные пункты контракта, чаще всего об оплате и условиях проживания. Еще хуже, когда мигранту предоставляется совсем не та работа, на которую его принимали. Это часто касается молодых женщин, взятых на работу в шоу, фотомоделями, официантками, а на самом деле их вынуждают заниматься проституцией. Были данные и о нарушении условий контрактов с наемниками, например в Югославии, набранными в России для охраны объектов. По приезду же их направили в самую гущу военных действий.

Обычно столь грубые нарушения соглашений сопровождаются и похищением документов у нелегальных мигрантов, что делает невозможным их возвращение на родину. Тем не менее, фирмы по вербовке мигрантов продолжают активно работать и можно предвидеть, что в сложившейся ситуации число граждан, которые пожелают в странах СНГ воспользоваться их услугами, будет увеличиваться.

В СНГ четко прослеживаются два совершенно различных вида эмиграции трудящихся. Первый из них охватывает государства Средней Азии и Закавказья и характеризуется поглощением странами-импортерами неквалифицированной рабочей силы стран-экспортеров по кратковременным или долгосрочным контрактам с последующим применением ее на тяжелых, непрестижных для местного населения работах. Хотя здесь тоже не обходится без проблем, связанных с несоблюдением условий контрактов, но они вполне разрешимы и регулируются межправительственными соглашениями, а также и международными нормами.

Трудовая миграция из европейской части СНГ имеет принципиально иной характер. Прежде всего на нее не оказывают большого влияния демографические факторы, так как в странах европейской части СНГ доля населения моложе 15 лет значительно ниже, чем в Средней Азии (в России, например, в начале 90-х годов - 23%, на Украине - 21,5%, тогда как в Таджикистане - 42,9%, Туркменистане - 40,5%). Основываясь на этих данных, некоторые специалисты считают, что эмиграция рабочей силы из европейской части СНГ будет лишь временным явлением (в отличие от стран неевропейской части Содружества), поскольку резервы ее незначительны и вскоре совсем иссякнут.

Необходимо учитывать, что значительная часть желающих выехать за границу из России и других бывших республик СССР, расположенных на европейской части СНГ, это социально активные специалисты высокой и средней квалификации (хозяйственники, педагоги, ученые, врачи и т.д.), обладающие значительным потенциалом. Проведенные среди ученых в период 1990-1993 гг. опросы показали, что 15-20% уезжающих из этих стран - специалисты в области информатики и программирования, без которых немыслимо будущее цивилизованного общества, а из 500 опрошенных уезжающих лишь 100 высказали намерение вернуться на родину. Поэтому очевидно, что в результате подобной трудовой миграции страны, из которых уезжают ученые, теряют свой интеллектуальный потенциал, а те страны, куда прибывают, этот потенциал приумножают.

Как показывает практика последних лет, эмигрирует из европейских регионов СНГ в основном по материальным соображениям самая молодая, высококвалифицированная рабочая сила. Так, только в 1992 г. Россию покинули 4,5 тыс. молодых научных работников. В столицах европейских государств СНГ (как показывают опросы общественного мнения) готовы выехать на работу за рубеж 17% опрошенных. Среди них от 1/4 до 1/3 специалисты с дипломами о высшем образовании. По мере ухудшения материальных условий жизни и роста безработицы в России и других странах европейской части СНГ число потенциальных эмигрантов будет и дальше расти. К подобному решению их подталкивает явно недостаточное внимание со стороны властей к науке и ученым, к деятелям культуры и искусства, отсутствие возможности реализации своих способностей, иначе говоря, стремление жить в обстановке социальной и политической стабильности.

Перед лицом массового наплыва мигрантов из стран Восточной Европы страны Западной Европы ввели строгие ежегодные квоты для иммигрантов (в связи с падением спроса на неквалифицированную рабочую силу и на ручной труд) и единственная профессиональная категория, которой не коснулись эти ограничения, - это ученые.

Проблема "утечки мозгов" приобрела в нашей стране столь важное значение, что стала предметом специального рассмотрения на заседании правительства РФ в июле 1994 г. Правительство России приняло ряд серьезных мер для оказания материальной и финансовой помощи науке и ученым. Его решение по этим вопросам является дальнейшим развитием принятой в 1992 г. республиканской долговременной программы "Миграция", направленной на поддержку беженцев и вынужденных переселенцев. В соответствии в этой программой приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:

Защита прав и интересов граждан России, проживающих как в нашей стране, так и за ее пределами;

Управление миграционными процессами, регулирование въезда и выезда мигрантов, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения;

Формирование общественного мнения, направленного на позитивное восприятие вынужденной миграции в Россию;

Осуществление сотрудничества с мировым сообществом. Естественно, что все проблемы, связанные с обустройством мигрантов, с обеспечением их жильем и работой, нельзя решить в рамках отдельных государств. Они требуют согласования и решительных мер со стороны всех стран СНГ, а также их сотрудничества в этом плане со странами дальнего зарубежья. Налаживание нормальных экономических связей между государствами СНГ могло бы способствовать развитию взаимовыгодной добровольной трудовой миграции на экономической основе. Сохранение же в государствах СНГ значительных по численности групп населения, лишенных жилья, работы, не имеющих средств к существованию и дискриминируемых в социально-экономических и политических правах, чревато острыми социальными взрывами.

В ходе реализации в России государственной долговременной программы "Миграция" важное значение приобретает вопрос о создании вместе с другими странами СНГ соответствующих совместных структур, выработки согласованного законодательства о беженцах, определяющего их статус, устанавливающего процедуры и условия его получения, их минимальные социальные гарантии. В случае реализации этих, а также ряда других мер в рамках единого социально-экономического пространства СНГ была бы подведена правовая база, обеспечивающая равные права беженцев и добровольных переселенцев, и они были бы, таким образом, под покровительством всех государств Содружества, на территории которых они волею судьбы оказались. И хотя все главы стран СНГ подписали в апреле 1994 г. совместный документ о защите мигрантов, но до сих пор основная нагрузка по его реализации легла на Россию. Между тем совместная забота всех стран СНГ о вынужденных и добровольных переселенцах, представляющих из себя мощный рабочий и интеллектуальный потенциал, в наших общих интересах и она окупится сторицей.

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации" российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

С середины 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина, Узбекистан, Таджикистан и др. (рис. 1.).

Рис. 1.

Одна из самых главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах - ее экономическая выгодность. Прежде всего - низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая возникла в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за "прозрачности" российских границ со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства.

Таблица 1 Сравнительные показатели миграции в регионах России на 2013 год, чел.

Численность мигрирующего населения

Число убывших

Миграционный прирост

Число прибывших

Северо-Западный фед. округ

Санкт-Петербург

Ленинградская обл.

Калининградская обл.

Республика Карелия

Новгородская обл.

Вологодская обл.

Псковская обл.

Архангельская обл.

Мурманская обл.

Республика Коми

По уровню миграционного прироста Санкт-Петербург занимает первое место в Северо-Западном Федеральном округе и четвертое место в Российской Федерации после Московской области, Москвы и Краснодарского края.

В России в течение последних лет наблюдается неуклонный рост данного показателя в первую очередь за счет иммигрантов из государств-участников СНГ и сокращения числа выбывших за пределы региона. При этом соотношение миграционного прироста к числу прибывших в среднем по России (0,105), что свидетельствует об определенной интенсивности миграционных процессов.

Статистика демонстрирует значительный рост объемов трудовой миграции в Россию как из Евразийского экономического союза, так и из неприсоединившихся к ЕАЭС стран СНГ. Объемы денежных переводов из РФ, которые мигранты отправляют на родину, также значительно возросли. При этом, несмотря на то, что трудовым мигрантам из государств ЕАЭС устроиться на работу в России гораздо проще, чем, например, гражданам Таджикистана и Узбекистана, из этих двух стран в РФ прибывает больше мигрантов, чем из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Трудности подсчета

По данным МВД России,за последние пять лет число работающих в России граждан Кыргызстана увеличилось в пять раз, а Армении – вдвое. Если в 2012 г. на территории РФ работало 79 375 чел., то в 2017 г. – уже 376 863 чел. Численность работающих в России граждан Армении за этот же промежуток времени возросла с 90 549 до 232 247 чел. При этом Кыргызстан и Армения в 2017 г. занимали первое и второе места по числу работающих в России мигрантов из стран ЕАЭС, опережая Беларусь (124 633) и Казахстан (88 202).

После создания ЕАЭС в начале 2015 г. миграционный режим между его участниками был либерализован, и мигранты стали указывать работу в качестве цели прибытия гораздо чаще, что и привело к формальному росту объемов трудовой миграции.

Трудовая миграция из государств ЕАЭС и ранее была очень значительной. Так, по данным Федеральной миграционной службы РФ, на начало марта 2016 г. в России насчитывалось 573 тыс. граждан Кыргызстана и 470 тыс. – Армении. Даже если учесть, что часть из них находилась в России с целью учебы, в деловых поездках или с частными визитами у родственников, общее число трудовых мигрантов все равно получается внушительным и как минимум сопоставимым с озвученными МВД цифрами.

Откуда едут мигранты

Миграционные процессы в рамках ЕАЭС действительно заметно активизировались. Отсутствие необходимости приобретать патент на право ведения трудовой деятельности в РФ и сдавать необходимые для этого экзамены по русскому языку, истории и праву привело к тому, что число работающих в России граждан стран ЕАЭС заметно возросло. А миграционное пространство СНГ стало делиться на две большие зоны, первая из которых представляет собой страны ЕАЭС, а вторая – все прочие республики бывшего СССР, у которых с Россией сохранился безвизовый режим.

Большая часть трудовых мигрантов по-прежнему прибывает в Россию из «неприсоединившихся» государств, которые в ЕАЭС не входят.

Согласно данным МВД, за январь-март этого года с целью ведения трудовой деятельности в РФ прибыли 41,2 тыс. граждан Армении, 30,3 тыс. – Беларуси, 22,4 тыс. – Казахстана и 77,3 тыс. – Кыргызстана. В совокупности на долю стран ЕАЭС, таким образом, пришлось 171,3 тыс. трудовых мигрантов. При этом из Азербайджана в Россию с этой же целью прибыли 34,4 тыс. чел., из Таджикистана – 234,5 тыс., Узбекистана – 471,5 тыс., а из Украины – 105,7 тыс. То есть число мигрантов из Узбекистана и Таджикистана многократно больше объемов трудовой миграции из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Число трудовых мигрантов из государств ЕАЭС в России по итогам прошлого года росло медленнее, чем из прочих стран СНГ, включая Грузию и Украину. Если количество мигрантов из государств ЕАЭС выросло по сравнению с 2016 г. на 10,9%, то из остальных стран СНГ – на 14,8%. При этом численность граждан Армении, прибывших в Россию с целью работы, увеличилась на 10,7%, Беларуси – на 27,5%, Казахстана – на 23,2%, а Кыргызстана – всего на 4,1%. При этом количество мигрантов из Таджикистана выросло на 11,8%, а из Узбекистана – сразу на 27,2%.

Куда уходят деньги

Похожая ситуация складывается и с денежными переводами. Для трудовых мигрантов это самый простой и надежный способ отправить деньги на родину. В целом ряде «неприсоединившихся» стран СНГ их объем за прошлый год вырос гораздо более значительно, чем в государствах ЕАЭС. По данным Центробанка РФ, в 2017 г. денежные переводы физических лиц в Кыргызстан и Казахстан по сравнению с предыдущим годом увеличились на 27%, в Беларусь – на 19%, а в Армению – только на 6%. При этом объем переводов в Узбекистан вырос сразу на 42%, в Таджикистан – на 31%, в Азербайджан и Молдову – на 21%, а в Украину – всего на 5%.

Опережающий рост трудовой миграции и денежных переводов в Узбекистан и Таджикистан на протяжении 2017 г. объясняется, по всей видимости, как начавшимся оживлением экономики РФ, так и адаптацией этих стран к системе трудовых патентов, введенных РФ в 2015 г.

Поскольку же страны ЕАЭС сумели воспользоваться льготным миграционным режимом с Россией уже в 2015-2016 гг., их трудовая миграция в настоящее время растет не столь быстро. При этом преимущества, которыми пользуются союзные государства, по-прежнему позволяют им увеличивать число работающих в России трудовых мигрантов и объем отправляемых ими денежных переводов.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук