Решений об отказе в государственной. Теперь можно обжаловать отказ в регистрации ооо в досудебном порядке. Причины принятия новых норм

В каких случаях может быть получен отказ в государственной регистрации права собственности на землю?

Право наобъект недвижимого имущества, огосударственной регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации всоответствии сЗаконом « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Если сзаявлением огосударственной регистрации прав обратилось не уполномоченное на то лицо, или документы, представленные нагосударственную регистрацию, несоответствуют требованиям закона поформелибо содержанию;

Если актгосударственного органаили акторгана местного самоуправления опредоставлении прав наземельный участок был признан, всоответствии сзаконодательством, недействительным смомента егоиздания.

Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, неуполномочено было заниматься предоставлением прав наданный участок земли;

Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без упоминания о данных условиях;

Правоустанавливающий документ на участок земли свидетельствует оботсутствии узаявителя прав наданный объект недвижимости;

Правообладатель непредставил заявление идругие необходимые документы нагосударственную регистрацию ранее – при возникновении права наобъект недвижимого имущества, хотя их наличие было необходимо длягосударственной регистрации после введения вдействие Закона;

Непредставлены все документы - всоответствии сзаконодательством, требующим государственную регистрацию прав;

Имеются противоречия между заявленными правами иужезарегистрированными правами;

Осуществление государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества недопускается федеральным законом.

Последствия получения отказа в совершении регистрационных действий

Самым негативным последствием при получении отказа вгосударственной регистрации права собственности на землю можно считать дальнейшую невозможность перехода права собственности. Ведь определенные группы договоров считаются заключенными только после государственной регистрации, и в итоге собственник оказывается не в состоянии участвовать в сделке. К их числу, например, относятся сделки сжилым недвижимым имуществом. Договоры с земельными участками хоть и являются заключенными смомента ихподписания, но законодатель все равно предусматривает обязательную государственную регистрацию перехода права собственности подоговору купли-продажи. Это касается любого объекта недвижимости, в том числе - и земли. Переход права собственности, который непрошел обязательную государственную регистрацию, не может считаться свершившимся, ипотому непорождает правовых последствий длязаключивших его сторон. Таким образом, отказ всовершении регистрационных действий означает не что иное, как ничтожность самой сделки.

К другим нежелательным последствиям при получении отказа вгосударственной регистрации относится и потеря денег, уплаченных в виде государственной поплины.

Обжалование отказа вгосударственной регистрации права собственности на землю

Сообщение о причине отказа направляется заявителю вписьменной форме в течение неболее пяти дней после окончания срока, установленного длярассмотрения заявления.

При получении отказа узаявителя остается дваварианта дальнейших действий:

1. Повторное обращение сзаявлением орегистрации правана участок земли.

2. Обжалование отказа всудебном порядкелибо направление всудискового заявления опризнании права собственности.

Обычно жалоба на действия регистрационного органа состоит из трех частей и обязательного перечня прилагаемых к ней доказательств.

В первой (описательной) части содержатся указания на документ, зафиксировавший отказ в регистрации; вторая (мотивировочная) - доводы заявителя, а также основания, по которым он считает неверным обжалуемое решение; в просительной (третьей) части жалобы выражается аргументированное требование лица, подающего жалобу.

К жалобе, поданной заявителем, необходимо приложить следующие документы:

1. копию обжалуемого отказа;

2. правоустанавливающие документы на землю;

3. документы, подтверждающие оплату государственной пошлины в указанном законом порядке и размере (если есть необходимость в такой оплате), либо право на получение льгот при оплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки (уменьшении размера госпошлины);

4. копии самой жалобы;

5. доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы представителем (при его участии в процессе), и т. д.

Преимущества привлечения юриста для обжалования отказа в регистрации права собственности на землю

Наша компания, основанная в 1992 году, имеет многолетнюю положительную практику обжалования действий любых государственных органов: при отказе в регистрации права собственности, приватизации, регистрации по месту жительства и т. д. Доверившись нашим специалистам, вы можете забыть о возможных неприятностях и ошибках, которые, увы, не редкость в процессе рассмотрения жалобы.

Дата публикации: 19.08.2014 13:00 (архив)

С 22 августа 2014 года действует новая глава VIII.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Название главы - «Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации». Этот порядок регулирует действия тех, кто решит обжаловать действия налоговиков по результатам государственной регистрации (например, отказ в регистрации новой организации).

Вводная информация


Процедура государственной регистрации проводится, в частности:
  • при создания организации;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в целях внесения изменений в учредительные документы организации;
  • при регистрации в качестве ИП.
С 22 августа 2014 года Закон № 129-ФЗ дополнен положениями об обжаловании решений налоговиков по результатам госрегистрации (Федеральный закон от 21.07.14 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Прежде такие решения нужно было обжаловать в суде (пункты 9 ст. 22 и 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Теперь же для отдельных случаев введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Новый порядок


Для государственной регистрации в налоговую инспекцию подается комплект определенных документов. Налоговые органы его проверяют и выносят одно из двух решений:
  • о государственной регистрации;
  • об отказе государственной регистрации.
Новым порядком предусмотрено, что любое из этих решений можно обжаловать. Предпосылки к обжалованию могут быть различными. Так, решение об отказе в регистрации новой компании может пожелать обжаловать заявитель-учредитель. А жалобу на решение о госрегистрации может направить кто-либо из участников компании (он посчитает, что его права были нарушены). В зависимости от вида обжалуемого решения различается и сам порядок подачи жалобы.

Порядок обжалования

Обжалуется решение об отказе в госрегистрации: cначала жалобу на решение следует направить в вышестоящую налоговую инспекцию. Если в удовлетворении жалобы откажут, то с жалобой можно обратиться: или в ФНС России; или в суд.

Обжалуется решение о госрегистрации: жалобу можно подать на выбор: в вышестоящую налоговую инспекцию; в ФНС России; в суд.

  • вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, отказавшему в регистрации, является центральный аппарат ФНС России;
  • решение по жалобе не принято вышестоящей инспекцией в установленные сроки (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).
Сроки обжалования

Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить на основании соответствующего ходатайства (п. 3 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ). Если этого не сделать, то «просроченную» жалобу оставят без рассмотрения (ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ).

Вид жалобы:

  • жалоба подается заинтересованным лицом, чье право нарушено (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется).
  • жалоба подается заявителем при государственной регистрации, который обжалует отказ в регистрации (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в государственной регистрации. При уклонении от получения решения об отказе срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
  • жалоба подается в ФНС России на решение вышестоящей налоговой инспекции. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по ранее поданной жалобе.
  • заявление в суд. В течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Содержание жалобы

В соответствии со статьей 25.4 Закона № 129-ФЗ в жалобе нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество, а также место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование налоговой инспекции, чье решение обжалуется;
  • основания, которые позволяют лицу, подающему жалобу, считать, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.
В документе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Заявитель может приложить документы, подтверждающие его доводы.

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить документы, подтверждающие полномочия.

Способ отправки


Подготовленную в письменном виде жалобу можно подать (п. 1 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ):
  • непосредственно в вышестоящую налоговую инспекцию или в ФНС России;
  • в налоговую инспекцию, чье решение обжалуется (считается подачей жалобы в вышестоящую инспекцию или в ФНС России).
Что же касается способа подачи, то жалобу можно направить (

Дата публикации: 11.08.2014 08:56 (архив)

Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов, а также обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации (официально опубликовано 22.07.2014г на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, вступление в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования).

Порядок обжалования решений определен главой VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ).

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Куда направлять жалобу?

Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия), а также в Федеральную налоговую службу, путем подачи жалобы в установленном порядке и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в установленном порядке. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в Федеральную налоговую службу, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 256 Закона №129-ФЗ, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу и (или) в суд.

Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу, и (или) в суд.

Решение, принятое Федеральной налоговой службой, обжалуется в судебном порядке.

Адрес УФНС России по Республике Саха (Якутия):
677018, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.В.Губина, дом 2
Адрес ФНС России:
127381, г.Москва, у.Неглинная, 23

Сроки обжалования в судебном порядке

В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или Федеральной налоговой службой, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Закона №129-ФЗ и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, в течение двадцати пяти рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 256 Закона №129-ФЗ решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, не получено решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 4 статьи 256 Закона №129-ФЗ, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в Федеральную налоговую службу. Жалоба перенаправляется в вышестоящий регистрирующий орган или в Федеральную налоговую службу, в течение трех дней со дня получения жалобы.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом №129-ФЗ.

В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в Федеральную налоговую службу в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или Федеральной налоговой службой.

Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе указываются:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
б) сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
в) наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
г) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
д) требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий регистрирующий орган или Федеральная налоговая служба оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что:
а) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
б) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Федеральным законом, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
в) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
г) ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
д) имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы, а в случае, предусмотренном подпунктом "д", в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "д".

Рассмотрение жалобы

В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Вышестоящий регистрирующий орган или Федеральная налоговая служба без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
а) об отмене решения регистрирующего органа;
б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе принимается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения в порядке, установленном Законом №129-ФЗ.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или Федеральной налоговой службы для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на десять рабочих дней. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.
В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения.

В случае, если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.

В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или Федеральной налоговой службы.

Обращаем внимание, что жалобы на решения, действия (бездействие) регистрирующих органов, относящиеся к случаям, предусмотренным статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подаются и рассматриваются в соответствии с положениями указанного Федерального закона, Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840, и Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 № 87н.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ заявитель может обратиться с жалобой в регистрирующий орган в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены законодательством;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной законодательством;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Иные обращения, связанные с исполнением налоговыми органами функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В государственной регистрации может быть отказано по основаниям, исчерпывающий перечень которых установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

  1. право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации прав;
  2. с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  3. документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  4. акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
  5. лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
  6. лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
  7. правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
  8. правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы для проведения государственной регистрации ранее возникшего права на объект для регистрации сделки, перехода, ограничения (обременения) права;
  9. не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для проведения регистрации;
  10. имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;
  11. осуществление регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 5 ст. 25.2 Закона о регистрации прав (участок, предоставленный гражданину до 30 октября 2001 г. (т.е. до введения в действие ЗК) для ЛПХ, ИЖС, ИГС, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, не может быть предоставлен в частную собственность, так как относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте ст. 27 ЗК, например, в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда, в границах ЗАТО, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд земель*(137));
  12. осуществление регистрации права собственности на вновь построенный или не завершенный строительством объект недвижимости не допускается в соответствии с п. 2 ст. 25.3 Закона о регистрации прав - в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке, на котором расположен объект, за исключением случаев, когда:
  13. право на участок зарегистрировано в ЕГРП;
  14. объект расположен на земельном участке для ЛПХ и представлено заключение органа местного самоуправления о том, что объект расположен в пределах участка;
  15. объект расположен на участке, предназначенном для дачного хозяйства или садоводства, и представлено заключение правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения граждан о том, что объект расположен в пределах данного участка;
  16. для строительства объекта не требуется разрешение на строительство;
  17. объект не считается учтенным в ГКН (за исключением установленных федеральным законом случаев*(138)) (п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации прав).

По сравнению с приведенным выше общим перечнем ограничен перечень оснований для отказа в регистрации прав:

  1. установленных судебным актом (п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав);
  2. по требованию судебного пристава-исполнителя (п. 1.1 ст. 20 Закона о регистрации прав).

Так, в случае регистрации, проводимой в порядке исполнения судебного акта по требованию судебного пристава, не может быть отказано на том основании, что обратилось ненадлежащее лицо, либо что правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии права заявителя.
Причинами, препятствующими регистрации ипотеки, также являются запрещение ипотеки указанного в договоре имущества, несоответствие требованиям государственной регистрации прав содержания договора об ипотеке и приложенных к нему документов (п. 2 ст. 29 Закона о регистрации прав), в том числе в случае их неустранения по требованию регистрирующего органа (п. 3 ст. 21 Закона об ипотеке).
Судебный спор о границах земельного участка не является основанием для отказа в регистрации права на него (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации прав).
Например, если в ЕГРП имеется запись о праве, а заявитель не является ни правопреемником, ни наследником, ни стороной по сделке с зарегистрированным правообладателем и не может подтвердить свое право решением суда, в регистрации отказывается на основании противоречия между заявленным и ранее зарегистрированным правом либо на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Если акт государственного органа или органа местного самоуправления об установлении права принят за пределами компетенции и в нарушение порядка издания таких актов, в регистрации отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект.
Если имеется запись о ранее принятом на государственную регистрацию заявлении, указывающая на правопритязание в отношении данного объекта, в первую очередь должно быть принято решение по ранее принятым документам. После регистрации ранее заявленного права в регистрации позднее заявленного права отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Сомнения в наличии оснований для бесспорной регистрации по двум конфликтующим заявлениям разрешаются регистратором в соответствии с законом (представленные документы направляются на подтверждение подлинности, истребуются дополнительные документы, запрашиваются сведения о недвижимом имуществе, имеющиеся у других организаций, и пр.).
В случае если в договоре отсутствуют установленные законом для данного вида договоров существенные условия (п. 1 ст. 432 ГК), в регистрации отказывается на основании того, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Если в ЕГРП имеется запись о зарегистрированной сделке, ипотеке, аренде, сервитуте, праве требования в судебном порядке, ином ограничении (обременении) права, но об этом не упомянуто в договоре, то в государственной регистрации сделки (или перехода права) отказывается на основании того, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий. Аналогично, если на сделку в соответствии с законом дано согласие третьих лиц (супругов, органов опеки и попечительства, собственника недвижимого имущества, общего собрания акционеров, залогодержателя, получателя ренты и пр.), содержащее условия сделки, то в случае отсутствия таких условий в договоре в государственной регистрации также может быть отказано.
Если в ЕГРП отсутствует запись о праве лица, распоряжающегося недвижимостью, возникшем после введения в действие Закона о регистрации прав, то в государственной регистрации сделки отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации права в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления о регистрации:

  1. выдается заявителю лично;
  2. направляется по почте с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении (при наличии об этом указания в заявлении, требовании судебного пристава на регистрацию);
  3. дополнительно направляется по электронной почте (при наличии об этом указания в заявлении, требовании судебного пристава на регистрацию).

Сообщение об отказе в регистрации сделки, перехода права направляется всем сторонам договора.
Содержание сообщения об отказе в государственной регистрации определяется Инструкцией Минюста о порядке заполнения свидетельств.
По общему правилу отказ должен быть мотивированным. В сообщении указываются основания для отказа, предусмотренные п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, и причины принятия такого решения - нормы законов и иных правовых актов, нарушенных при приобретении прав на недвижимость.
При одновременной подаче заявления о кадастровом учете и регистрации прав, в случае отказа в кадастровом учете, документы, поданные на регистрацию, возвращаются без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в кадастровом учете (п. 5 ст. 13 Закона о регистрации прав). Одновременно возвращается документ об уплате государственной пошлины за регистрацию, который может быть повторно представлен для регистрации права.
Отметка об отказе также вносится в ЕГРП и книгу учета входящих документов; копия сообщения об отказе помещается в дело правоустанавливающих документов. После отказа в регистрации поданные документы не возвращаются (это не предусмотрено Законом о регистрации прав). Возвращены заявителю могут быть только подлинники правоустанавливающих документов (без отметок об отказе в регистрации). При отказе уплаченная государственная пошлина за регистрацию не возвращается (п. 5 ст. 20 Закона о регистрации прав). Отказ в регистрации не означает, что заявление о регистрации права на данный объект не может быть подано еще раз (с другими или исправленными документами). Естественно, что во второй раз уже не требуется представления копий некоторых документов, оставшихся в деле (учредительных документов юридического лица, технических паспортов зданий и сооружений, планов земельных участков), если в этих документах не произошло никаких изменений. Представление подлинников повторно обязательно. Обязательна также и повторная оплата пошлины за регистрацию.
Обжалование отказа в государственной регистрации. Заявитель или иное заинтересованное лицо может обжаловать отказ в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав).
Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 ГПК "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе (ст. 256 ГПК). Заявление рассматривается судом в течение 10 дней (ст. 257 ГПК).
Согласно ст. 206, 258 ГПК суд, признав заявление гражданина обоснованным, принимает решение об обязанности регистрирующего органа провести государственную регистрацию и устанавливает для этого срок. Решение суда направляется руководителю или иному должностному лицу (регистратору, руководителю филиала) не позднее трех дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.
Обжалование отказа юридическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 24 АПК "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе (ч. 4 ст. 198 АПК).
При удовлетворении требования арбитражный суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить такую регистрацию в установленный судом срок. В решении может быть указано на необходимость сообщить суду об исполнении данного решения. Копия решения направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю и органу по регистрации. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении (ч. 3 ст. 180, ч. 7 ст. 201, ч. 1 ст. 318 АПК).
Как указано в п. 56 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам гл. 25 ГПК или гл. 24 АПК с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные
действия.
В соответствии с п. 6 ст. 20 Закона о регистрации прав, если отказ в регистрации признан судом необоснованным, и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию, она осуществляется:

  1. на основании вступившего в силу судебного акта, поступившего в орган по регистрации;
  2. без дополнительного заявления на регистрацию;
  3. без представления дополнительных документов - на основании ранее представленных и помещенных в дело правоустанавливающих документов (в том числе об оплате государственной пошлины).

Особенности регистрационных действий определены Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденными приказом Росрегистрации от 07.06.2007 N 112.
Обратим внимание, что копия судебного решения о незаконности отказа в регистрации должна поступить в регистрирующий орган из суда. Как установлено п. 20 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов, если такое решение представлено заинтересованным лицом, органу по регистрации рекомендуется запросить суд о представлении надлежащим образом заверенной копии.
Указанным методическим документом (п. 22) регистратору рекомендовано направить заявителю уведомление о поступлении судебного акта с признанием незаконности отказа в регистрации с указанием:

  1. срока регистрации и получения документов;
  2. возможности представления дополнительных документов;
  3. невозможности удостоверения проведенной регистрации сделки без повторного представления подлинников договора.

Регистрация в соответствии с судебным актом о необоснованности отказа должна проводиться при отсутствии иных (не рассмотренных судом) оснований для отказа. Иными основаниями для отказа могут послужить, например, арест имущества, наложенный в период обжалования действий регистрирующего органа, выявленные противоречия между заявленным и зарегистрированным ранее правом. Методическими рекомендациями ФРС по регистрации на основании судебных актов (п. 25) регистрирующему органу в этих случаях рекомендовано запросить суд о порядке исполнения судебного решения.
Другие регистрационные действия (внесение записей в ЕГРП, удостоверение проведенной регистрации, выдача документов, уведомление правообладателя) проводятся в порядке, установленном Законом о регистрации прав. Дополнительного заявления правообладателя и оплаты регистрации не требуется, поскольку он уже ходатайствовал о государственной регистрации своего права (или сделки) и оплатил регистрацию, но орган по регистрации неправомерно отказал ему и прекратил регистрационные действия.
Как установлено п. 23 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов, регистрация должна проводиться в срок, который может быть специально установлен для этих целей локальным актом регистрирующего органа*(140), но не более установленного для регистрации месячного срока*(141), если иной срок не установлен законодательством или судебным актом.
Орган по регистрации вносит в ЕГРП запись о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) или сделке и готовит свидетельство, удостоверяющее проведенную регистрацию права. При регистрации в качестве документов-оснований указываются правоустанавливающие документы и судебный акт о признании отказа незаконным. Заявитель и суд должны быть извещены о проведенной регистрации (арбитражный суд - в случае указания на это в решении). Если при отказе в регистрации заявителю были возвращены подлинники правоустанавливающих документов (например, подлежащих государственной регистрации договоров), то заявитель должен повторно представить их в орган по регистрации, в том числе для совершения специальной регистрационной надписи (простановки регистрационного штампа) на договоре. Непредставление подлинников документов не должно являться основанием для отказа (приостановления) регистрации как исполнения судебного решения. Регистрация права проводится на основании копий, ранее представленных на регистрацию (п. 22 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов).
Следует отличать действия регистрирующего органа в случае признания необоснованным (незаконным) отказа в государственной регистрации и в случае признания судом права на недвижимое имущество. Исходя из ст. 28 Закона о регистрации прав, установленные решением суда права подлежат государственной регистрации на общих основаниях, т.е. по заявлению правообладателя с приложением необходимых для регистрации документов, в том числе и об оплате государственной пошлины. В данном случае судебный акт - основание для возникновения и соответственно государственной регистрации права на недвижимость. Напротив, регистрация в случае незаконного отказа является исполнением судебного решения, положения п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав на общих основаниях в данном случае не применяются. По жалобе на отказ в регистрации регистрирующий орган является ответчиком, процессуальное положение которого позволяет возложить на него обязанность по совершению определенных действий, но, с другой стороны, дает возможность ему самому обжаловать решение суда. Судебное решение о признании незаконным отказа в регистрации является не основанием для возникновения права на недвижимость, а обязанием совершения регистрации на основании представленных заявителем правоустанавливающих документов, неправомерно признанных регистратором не соответствующими закону.

Добрый день! Хочется получить совет, что делать в следующей ситуации: Организация в апреле 2017 года подала пакет документов необходимый для раздела земельного участка принадлежащего организации на праве собственности на 2 (два) земельных участка и регистрации права собственности на эти два вновь образованные земельные участки. В мае 2017 года получено Сообщение об отказе в государственной регистрации - "в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с созданием объекта недвижимости. В соответствии с Законом о регистрации не допускается осуществление регистрации права на объект недвижимости который не стоит на кадастровом учете. Заявления на постановку на кадастровый учет и на государственную регистрацию права были поданы одновременно. Вместе с тем 03 мая 2017 года принято решение об отказе №47/17-49 в осуществлении кадастрового учета. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется одновременно в отношении всех образуемых участков. Вами представлен фрагмент проекта межевания территории в качестве не позволяющем определить площади образуемых и исходного земельного участка.". Полагая, что данный отказ является незаконным организация обратилась в Арбитражный суд сформулировав свои требования следующим образом:

1.Признать незаконным отказ от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на указанный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Получено Определение суда о назначении дела к слушаниям где написано следующее:

Заявителю: правовое обоснование требования об обязании осуществить регистрацию права на вновь образованные участки с учетом указания в оспариваемом отказе на принятие решения об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков; сведения о том, что оспаривалось решение об отказе в осуществлении кадастрового учета вновь образованных участков.

Данная формулировка непонятна т.к. в иске под пунктом №1 стоит требование признать незаконным отказ от 03.05.17 №47/17-49 (это отказ в осуществлении кадастрового учета).

Удалось переговорить с судом по данному вопросу. Суд полагает, что нам необходимо обжаловать 2 (два) отказа: отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и отказ в государственной регистрации. И третьим требованием заявлять об обязании осуществить государственную регистрацию.

Вместе с тем отказ в регистрации права был выражен Сообщением об отказе в котором была ссылка только на отказ в кадастровом учете. Т.е. как такового Решения об отказе в регистрации не выносилось. Более того мы полагаем, что признания отказа в осуществлении кадастрового учета незаконным является основанием для постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков и для осуществления государственной регистрации.

Вопрос: стоит уточнять исковые требования на:

1.Признать незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета от 03.05.2017 года №47/17-49.

2.Признать незаконным отказ в осуществлении государственной регистрации (Сообщение об отказе от 03.05.17 №116).

3.Обязать Заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет 2 (двух) вновь образованных земельных участков и государственную регистрацию прекращения права собственности на исходный земельный участок в связи с его разделом и осуществить государственную регистрацию права собственности на 2 (два) вновь образованных земельных участка.

Или достаточно оставить исходные требования?