Классификация по степени обязательности назначения судебных экспертиз. По степени обязательности предписания определенного поведения По степени обязательности нормы подразделяются на

Обязательное назначение судебных экспертиз регламентировано процессуальным законодательством (например, ст. 196 УПК РФ).

Обязательное назначение судебной экспертизы проводится для установления:

  • - причины смерти;
  • - характера и степени вреда, причиненного здоровью;
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы;
  • - психического состояния подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
  • - психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания;
  • - возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;
  • - экспертизы, оставляемые на усмотрение следователя и суда.

Установление причины смерти - главная задача СМЭ. Смерть делят

на насильственную и ненасильственную. Насильственной смертью считают ту, которая наступила в результате воздействия на организм внешнего фактора (физического, механического и др.).

Насильственная смерть подразделяется на роды:

  • - убийство, т.е. неправомерное лишение жизни одним лицом по отношению к другому (в уголовном законе убийством признается лишь умышленное причинение смерти другому человеку - ч. 1 ст. 105 УК РФ, хотя ст. 109 УК РФ предусматривает причинение смерти по неосторожности);
  • - самоубийство, т.е. преднамеренное лишение жизни самого себя;
  • - несчастный случай - случайное стечение непредвиденных обстоятельств на производстве или вне его, повлекшее смерть.

Ненасильственная смерть классифицируется на роды:

смерть от болезней (вследствие заболеваний или патологических состояний, а также скоропостижная смерть);

смерть от нежизнеспособности (вследствие недоношенности плода или пороков развития);

Смерть от старости (физиологическая или естественная).

Смерть также классифицируют по видам: насильственную смерть - по характеру повреждающего фактора, ненасильственную смерть от болезней - по характеру заболевания и т.д.

При производстве СМЭ по определению характера степени вреда , причиненного здоровью, эксперт руководствуется критериями, изложенными в Правилах определения степени тяжести вреда здоровью человека и Медицинских критериях определения степени тяжести вреда здоровью человека.

К сожалению, до сих пор законодателем не принят нормативный акт, адаптирующий установление правил определения тяжести вреда здоровью в соответствии с действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Судебно-медицинская практика по установлению степени вреда здоровью настоятельно требует новой инструкции, которая устранит все возможные коллизии и препятствия по определению квалификации преступлений.

Судебно-медицинская экспертиза в обязательном порядке проводится по делам об изнасиловании, заражении венерическими болезнями и др.

Судебная психиатрическая экспертиза обязательно назначается для установления психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве (и. 3 ст. 196 УПК РФ).

Для понимания смысла законодательной нормы необходимо определить, что такое вменяемость, невменяемость, ограниченная вменяемость и другие состояния.

Вменяемость - состояние, при котором человек способен сознавать значение совершаемых им действий и руководить ими. Вменяемость или невменяемость лица, совершившего преступление, устанавливается судом на основании заключения СПЭ . К сожалению, в законодательстве отсутствует четкое определение признаков сущности вменяемости. Это порождает различное толкование вменяемости среди ученых и практиков. Например, Р. И. Михеев считает, что вменяемость - это «...способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими» . 3. О. Гергадзе и Э. Б. Царгасова утверждают, что вменяемость - это «есть способность лица понимать совершенное им и руководить своими действиями» .

Вменяемость - это возможность нести ответственность за совершенные правонарушения.

Невменяемость - неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или управлять ими вследствие психического заболевания или временного расстройства психической деятельности. Лицо, признанное невменяемым, освобождается от уголовной ответственности по решению суда и направляется в зависимости от квалификации психической патологии на принудительное лечение или лечение на общих основаниях в психиатрическую больницу (ст. 21 УК РФ).

Вменяемость (невменяемость) необходимо рассматривать через совокупность юридического и медицинского критериев. В литературе встречаются и другие толкования критериев вменяемости: медицинский критерий называют биологическим либо психиатрическим, а юридический - психологическим, патопсихологическим и др.

Юридический критерий невменяемости характеризует тяжесть психических нарушений, а медицинский критерий - это обобщенный перечень психических заболеваний, исключающих вменяемость. К медицинскому критерию относятся хроническая душевная болезнь, временное расстройство душевной деятельности, слабоумие и иные болезненные состояния (психопатии, психический инфантилизм, некоторые случаи глухонемоты).

Хроническое психическое расстройство охватывает все психические заболевания внутреннего или внешнего происхождения, которые имеют продолжительный характер и практически неизлечимы. Временное психическое расстройство имеет кратковременное течение болезни. Такими состояниями являются патологический аффект, просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания, патологическое опьянение, алкогольные психозы и реактивные состояния.

Распознавание временных психических расстройств является наиболее сложной проблемой как среди психиатров, так и юристов. В. Н. Волков совершенно справедливо указывал, что «до сих нор нет убедительных диагностических критериев временных психических расстройств...» .

Статья 22 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

В данном случае речь идет о «временных психических расстройствах»: физиологическом аффекте, ярко выраженной акцентуации характера, холерических и меланхолических типах нервной системы и др. Практически необходимо рассматривать вопрос об ограниченной (относительной, уменьшенной, пограничной, частичной) вменяемости.

Ограниченная вменяемость свидетельствует о промежуточном характере изменений личности, поэтому их нельзя отнести ни к норме, ни к патологии. В подобной ситуации необходимо говорить о состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (переживания) личности или о наличии беспомощного состояния потерпевшего.

Слабоумие - это стойкое снижение уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности. Слабоумие может быть врожденным - олигофрения (малоумие), и приобретенным - деменция. Деменция связана с необратимыми изменениями личности.

Иное болезненное состояние психики - это сопутствующие психические расстройства либо приравненные к психическим расстройствам аномалии психики: психопатии, неврозы, психический инфантилизм и др.

Понятие «способность самостоятельно защищать свои права и интересы» раскрывается через наличие у человека психических и физических недостатков. Законодатель не определяет, что необходимо понимать под физическими и психическими недостатками, примерный их перечень, критерий и какие лица подразумеваются под имеющими физические и психические недостатки. В УПК РСФСР 1960 г. предусматривалось участие защитника по делам немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могли сами осуществить свои нрава на защиту.

Представляется, что психическими недостатками являются все психические заболевания и психические расстройства на грани заболевания. Физические недостатки - это соматические (физические) заболевания, которые относятся к органам тела, а не к нервной системе и психике. Особого внимания заслуживают неочевидные физические (соматические) заболевания, так как они не позволяют человеку объективно воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать.

Указанные психические расстройства (хронические, временные и др.) устанавливаются при проведении СПЭ. Соматические (физические) недостатки определяет СМЭ. Думается, в подобных ситуациях целесообразно назначать комплексную судебную медицинско-психиатрическую экспертизу.

Обязательное назначение СПЭ для установления психического или физического состояния потерпевшего определено законодателем в п. 4 ст. 196 УПК РФ, если есть сомнения в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела. Это необходимо для установления вменяемости потерпевшего или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Общеизвестно, что процесс формирования показаний потерпевшего подразделяется на три этапа: восприятие, сохранение и воспроизведение информации. В случаях, когда потерпевший не способен правильно понимать характер, значение правонарушения, свое процессуальное положение, а также не способен самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и обязанности, целесообразно назначать судебную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Эксперт-психиатр определяет наличие психических расстройств потерпевшего, т.е. решает вопрос о дееспособности подэкспертного, констатирует возможность допроса потерпевшего и его участия в процессуальных действиях, а эксперт-психолог устанавливает возможность потерпевшего с учетом его развития, состояния органов чувств, особенностей восприятия и запоминания сложившейся ситуации объективно воспринимать и воспроизводить события. Искажение информации в показаниях потерпевшего может быть обусловлено психическим состоянием, вызванным страхом, стрессом, ужасом и др. Экснерт-нсихолог определяет влияние конкретного психического состояния на поведение и действия потерпевшего.

Обязательное назначение судебной медико-психолого-психиатрической экспертизы для определения возраста подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего установлено п. 5 ст. 196 УПК РФ и проводится при отсутствии документов у лица или наличии сомнения в их подлинности.

Необходимость установления возраста возникает в случаях привлечения к уголовной ответственности, особенно подростков. В ст. 19 УК РФ говорится, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Возраст устанавливается по документам (паспорт, свидетельство о рождении, военный билет и др.). Определение возраста производится и по другим поводам: при призыве в армию, назначении пенсии, идентификации личности человека, замене детей и при ряде других обстоятельств, когда документы утрачены или вызывают сомнение, а основания выдачи не сохранились.

Приобретение ряда гражданских прав также связано с возрастом. Во всех подобных случаях для определения возраста назначается СМЭ.

При установлении возраста детей и подростков используются данные об их весе, росте и размере отдельных частей тела, сроках прорезывания молочных зубов и смены их постоянными зубами, степени стирания зубов, а также ряд признаков, связанных с половым созреванием (в возрасте 14-18 лег). Например, у мальчиков - рост волос на верхней губе лица, в подмышечных впадинах и др., у девочек - рост молочных желез, появление менструации и др. При определении возраста используются также особенности покрова (цвет кожи, появление и выраженность морщин и т.д.), поседение волос и другие признаки. При определении возраста большое значение имеет рентгенологическое исследование костей. Рентгенологический метод позволяет эксперту в ряде случаев довольно точно решать вопрос о возрасте человека.

В последнее время объектом изучения рентгенографии является кисть человека. На основании индивидуальной оценки состояния возрастных изменений костей кисти ученые определяют возраст человека.

Судебно-медицинское заключение о возрасте иодэксиертного дается на основании совокупности признаков, полученных с помощью различных методик исследования. В связи с этим последнее время активизировались комплексные судебные медико-психолого-психиатрические исследования. Например, центральным вопросом судебно-психологической экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних является установление психического возраста (степень умственной зрелости) субъекта. СПЭ устанавливает психические недостатки подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего с учетом возрастных изменений. Перед СМЭ нельзя ставить вопрос о соответствии уровня психического развития подростка его «паспортному» возрасту или возрасту уголовной ответственности. Это относится к компетенции психолога. Для решения вопроса об установлении степени (уровня) умственной отсталости несовершеннолетнего подключается психиатр, поскольку умственная отсталость может быть связана с олигофренией, психофизическим инфантилизмом, деменцией и др. На разрешение комплексной судебной экспертизы может быть поставлен вопрос о том, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

Таким образом, определение возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего имеет важное значение прежде всего для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных.

В обязательном порядке СМЭ назначаются:

  • Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия; Поринт, 1997. С. 212.
  • Михеев Р. И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве.Владивосток, 1983. С. 49.
  • Гергадзе 3. ОЦаргасова Э. Б. Судебная психиатрия / под ред. 3. О. Гергадзе. М.: Закони право, 2004. С. 26.
  • Волков В. II. О временных психических расстройствах у обвиняемых и судебно-психиатрических подходах к ним // Закон и право. 2003. № 9. С. 43.

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные - содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные - рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные - рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные - не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные - закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы - закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения - определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные - определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные - не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные - позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные - санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие - описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие - описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие - описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

17. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, как отмечалось, ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права

11аи6олсе выпукло такой взгляд выражен в предисловии к книге: Общая теория права- Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 4–5. См. также: Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Под общей ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 4-5.

представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-право-вых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

Так, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в отдельных странах или регионах в различные хронологические периоды опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного механизма (аппарата) и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т.д. В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права.

Все отраслевые юридические науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения – один из важнейшихисточников существования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.

Теория государства и права органически взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя

причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Богатейший материал для теории государства и права содержат такие исторические события, как восстание рабов под руководством Спартака в Древнем Риме, крестьянские восстания в России под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, буржуазная революция в Англии в XVII в., борьба за независимость и образование США, реформаторская деятельность Петра I и Александра II в России, Парижская Коммуна во Франции 1871 г., Великая французская революция 1789 г. и многие другие. В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, вырабатываемыми теорией государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-ма-териалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Руководствуясь отправными положениями исторического материализма, открытыми им законами общественного развития, теория государства и права сосредоточивается на специальном изучении государства и права, специфических закономерностях, многообразных сторонах и тонкостях их возникновения, развития и функционирования. Исторический материализм, в свою очередь, при рассмотрении государственно-правовых явлений жизни общества пользуется данными теории государства и права.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с поли-тологией, изучающей политику и политические системы современного

мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т.д.

Учитывая значимость и место, которое занимают проблемы государства -- главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку.

Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным частным вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать «узкими специалистами», активно способствует формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Существенно заметить также, что углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведет к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов.

Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.

19. юридические документы.

Документ - это материальный носитель информации. Документы могут быть текстовыми, графическими, фотографическими изобразительными, звуковыми. Юридические документы - это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием систем электронной информации появляются и документы на машинных носителях (диски, дискеты, ленты, пластиковые магнитные карты и т. п.). Главное в том, что юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию.

С помощью юридических документов средства правового регулирования (нормы, индивидуальные решения, соглашения и т. д.) становятся объективированными, доступными для других субъектов, им придается определенная официальность. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц и, в конечном счете, устойчивость общественных отношений, стабильность, прочность правового, а следовательно, и социального положения человека.

Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов будет способствовать их классификация. В зависимости от характера правовой информации все юридические (правовые) документы можно подразделить на пять основных групп:

а) Нормативные документы. К ним относятся все нормативные правовые акты, как источники, формы права. Это акты, которые содержат такие идеальные объекты как нормы права. К числу этих документов следует отнести и интерпретационные акты общего характера, содержащие интерпретационные нормы.

б) Документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущие правовые последствия, т. е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и юридические обязанности. Сюда относятся индивидуальные решения как государственных органов (решения высших органов государственной власти и управления; решения, приговоры, постановления судов, решения арбитражных органов, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений, решения государственных инспекций, акты следствия и дознания и т. д.), так и органов общественных организаций и отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение (решения комиссий по трудовым спорам профсоюзных комитетов, третейского судьи и т. д.).

в) Документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Если всего нормативных документов в стране около 30-40 тысяч, то очевидно, что количество документов второй группы должно измеряться миллионами, а третьей - миллиардами.

Многочисленность и разнообразие последних требуют различных классификаций и прежде всего по характеру этих фактов:

 документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения - участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельства о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.);

 документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, сельскохозяйственное и иное использование, документ об отводе лесосеки, технический паспорт автомашины, счета в сберкассе и сберегательные книжки и т. д.);

 документы, фиксирующие факты - волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т. д.);

 документы, фиксирующие факты-события (акты о порче или уничтожении посевов, скота, строений, средств транспорта и иного имущества в результате стихийных бедствий и т. п.);

документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы госбанков, сберкасс, денежных касс предприятий и учреждений, приходно-расходные документы на прием-передачу товарно-материальных ценностей от одной организации другой, от одного материально-ответственного лица другому и т. д.) .

г) Деньги и ценные бумаги. Ценные бумаги - это документы, фиксирующие имущественные права их обладателей. И коль скоро в них фиксируются юридические права, это не просто документы, а юридические документы. К ним относятся облигации, банковские сертификаты, чеки, акции, векселя и др.

Своеобразными документами являются бумажные деньги в виде банковских билетов. Как юридический документ денежный билет удостоверяет имущественное право лица, собственника билета, право использовать этот документ в гражданском обороте как средство платежа за различного рода услуги и материальные ценности.

д) Документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов).

Необходимо отметить, что все документы, перечисленные в п. «В», служат для того, чтобы быть доказательствами юридических фактов, которые они фиксируют. Однако в данном случае речь идет о фиксировании таких фактов, которые сами по себе не являются юридическими, но служат для доказательства таковых.

К ним относятся различного рода процессуальные документы, как источники доказательств: протоколы, составляемые в процессе следствия и дознания (осмотра места происшествия, допроса очной ставки, обыска, выемки документов, заключения экспертизы), судебных процессах (протоколы судебных заседаний).

Юридические документы как носители информации, имеющей юридическое значение, носят, как правило, официальный характер, за некоторыми исключениями (например, простой договор, нотариально не удостоверенный), ибо исходят от официальных органов, уполномоченных на их принятие или выдачу.

Юридическая сущность документов состоит не только в характере информации, в них содержащейся, но в их особом внешнем оформлении, которое достигается путем "привязок" документа к субъектам, от которых они исходят. Это делается или в заголовке документа, отражающем его название (например, указ Президента РФ), или в самом тексте (например, в паспорте указывается орган, его выдавший, и подпись должностного лица). Каждый документ, исходящий от официального органа, должен иметь подписи соответствующих должностных лиц, а в необходимых случаях, когда, в частности, документ выходит за пределы органа, и печать.

Юридический документ должен иметь, как минимум, две "привязки" к субъектам: к субъекту - автору документа и к субъектам - адресатам. Очевидно, нормативные документы "привязываются" к целой группе (виду) адресатов (ко всем гражданам государства, ко всем военнослужащим, работникам МВД и т. д.), все прочие документы - к адресатам, конкретно названным. В документах, фиксирующих правовой режим объектов собственности, наблюдается тройная "привязка". Третья привязка - это "привязка" документа к объекту собственности. Например, на первой странице технического паспорта автомобиля указываются признаки, индивидуализирующие автомобиль (марка, модель, год выпуска, номер двигателя, кузова, государственный номер, юридические основания права собственности), на второй - данные, индивидуализирующие его собственника, и в конце страницы - указание на орган, выдавший документ, дата выдачи, подпись должностного лица и печать. Таким образом, документ "привязан" к двум субъектам и объекту. Основное его назначение - официально зафиксировать связь объекта права собственности с его субъектом, а также служить средством государственного контроля за использованием автотранспорта и дорожным движением .

Тройная "привязка" может быть осуществлена и к трем разным субъектам, например, при нотариальном удостоверении доверенности (доверитель, доверенный и нотариус). Итак, каждый юридический документ "привязывается" к субъектам, объектам, юридическим фактам (например, при выдаче справки), а также к месту и времени выдачи (составления) документа. Некоторые из этих привязок (название документа, органа, выдавшего документ, дата, место выдачи, подпись должностного лица, печать) называются реквизитами документа. Иначе можно сказать, что именно с помощью реквизитов осуществляют "привязки" юридических документов. Эти реквизиты придают документу юридическую силу, легитимируют документ. Исследование, проверка любого документа обычно начинается с проверки его реквизитов, их соответствия друг другу, затем переходят к проверке компетенции органа, выдавшего документ (имел ли он право на выдачу или составление такого документа) и, наконец, исследуют содержание документа, соответствие его действительности и т. д.

Заметим, что реквизиты обязательны и для документов на машинных носителях. Придание юридической силы документам на машинном носителе регламентировано таким документом как ГОСТ 6.10.4-2003, который предусматривает и некоторые дополнительные реквизиты, например, код лица, отвечающего за правильность документа, электронная подпись и т. п.

Надлежащее оформление, хранение, обоснованная, законная выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие законности и правопорядка в обществе, стабильности и защиты общественных интересов, прав граждан, нормальной деятельности государства. Поэтому государство небезразлично относится к нарушениям в сфере документооборота. В Уголовном кодексе РФ мы видим немало статей, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с указанными нарушениями. Например, предусмотрена ответственность за подделку удостоверений и иных официальных документов, предоставляющих права (ст. 327), за подделку и сбыт денег и ценных бумаг, кредитных карт (ст. 186, 187), служебный подлог (ст. 292), злоупотребления нотариуса (ст. 202), фальсификацию доказательств (ст. 303), приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324) и целый ряд других преступлений, совершение которых связано с подделкой, фальсификацией, представлением документов в официальные органы

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодей-ствий.

Признаки правовых норм :

1) Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят не персонифицированный, а всеобщий характер.

Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

2) Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

3) Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

4) Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

5) Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать, как, например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной кампании 1996 г.

6) Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Структура нормы права — это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если … — то … — иначе … » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

В зависимости от структуры гипотезы бывают:

· ·простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· ·сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· ·альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· ·абстрактными — гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· ·казуистическими — гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция — это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях, определенных в гипотезе. Диспозиция — это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных ак

тивных действий, запрещающих — отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

· простыми — диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ);

· описательными — в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ);

· ссылочными — диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ);

· бланкетными — диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

Санкция — это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений. Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или неблагоприятных последствий

Полные и логические нормы права

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

· если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);

· то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);

· иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция).

Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.


Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

По месту в механизме правового регулирования нормы права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей, связаны с правомерным поведением субъектов.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Они являются основой для возникновения правоотношения.

Регулятивные нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие (дозволяющие ) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Помимо трех вышеуказанных типов, существуют нормы специального действия , которые не являются самостоятельными и направлены на обслуживание регулятивных и охранительных норм.

К ним относятся:

· нормы-дефиниции — содержат определение какой-либо юридической категории;

· оперативные нормы — определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм (нормы о нормах);

· нормы-принципы , устанавливающие правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом;

· нормы-рекомендации — не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями к субъектам права действовать наиболее целесообразным, с точки зрения государства, образом. Несмотря на официально ненормативный характер таких норм, повсеместное, массовое, регулярное использование рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер;

· декларативные нормы - нормы-принципы, нормы, формулирующие задачу;

· коллизионные нормы - нормы, действующие в спорных случаях.

По степени обязательности нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные но рмы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

По характеру регулирования нормы права делятся на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений — юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности — процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

По кругу действия нормы права делятся на общие, конкретные и специальные. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений, конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения, специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

По предмету правового регулирования выделяют нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По степени определенности нормы права делятся на абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Абсолютно-определенные нормы точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон.

Относительно-определенные нормы дают возможность действовать в пределах нормы.

По объему нормы права делятся на простые, сложные, отсылочные и бланкетные.

Простые нормы права — указывается правило поведения без расшифровки его признаков.

Сложные нормы права — дается правило поведения и его признаки.

Отсылочные нормы права - указывается правило поведения и дается отсылка к другой статье данного НПА.

Бланкетные нормы права - указывается, какие правила необходимо исполнять, дается отсылка к специальному нормативному акту (правила техники безопасности, стандарты и т. п.).

В зависимости от органа, издавшего норму, выделяют федеральные нормы, нормы субъектов федерации, нормы органов местного самоуправления, локальные акты.

По времени действия выделяют временные и постоянные нормы права.

Временные нормы права действуют в пределах определенного времени.

Постоянные нормы права действуют до их официальной отмены.

По кругу лиц нормы права делятся на общие и специальные.

Общие нормы права распространяются на всех граждан или юридических лиц.

Специальные нормы права распространяются на определенную категорию

Культура речи предполагает соблюдение этих норм с разной степенью обязательности, строгости, отмечаются колебания норм, что отражается на оценке речи, которая происходит по шкале «правильно-допустимо-неправильно». В связи с этим принято различать два типа норм - императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные). Нарушения императивных и диспозитивных норм могут быть осмыслены как грубые и негрубые.

Императивные нормы в языке - это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка. Примером императивных норм являются правила спряжения, склонения, согласования и т. п. Такие нормы не допускают вариантов (невариативные нормы), и любые другие реализации расцениваются как неправильные, недопустимые. Диспозитивные нормы в языке - это те рекомендации, которые выявляют условия выбора того или иного варианта в зависимости от ситуации общения, специфики высказывания, с учетом тех значений, которые возникают у того или иного варианта с опорой на структуру (структурные отношения) или выступают как следствие тех или иных теоретических или культурно-исторических предпосылок.

Вместе с тем необходимо разграничивать нарушения норм русского литературного языка, которые происходят по разным причинам, среди которых и оговорки, и невнимательность, и незнание того, как нужно говорить и писать правильно, с одной стороны, и намеренное отступление от нормы, в основном, в целях усиления выразительности речи - с другой. И, на наш взгляд, подход к оценке отступлений от норм должен определяться в зависимости от причин нарушения правильности и от того, как это отступление повлияло на коммуникацию в целом.

С коммуникативной точки зрения различные нарушения правильности можно подразделить на те, что создают коммуникативную помеху (вследствие неправильного понимания), и те, что не препятствуют пониманию текста в целом или отдельной его части. Немаловажно и то, что пренебрежение нормами языка также может стать причиной коммуникативной неудачи (при условии, что слушатели или читатели владеют этими нормами) из-за того, что оно свидетельствует о недостаточном уровне культуры (а иногда и профессионализма) говорящего или пишущего.

Таким образом, культура речи учителя представляет собой культуру его речевой деятельности в целом, которая оценивается главным образом с позиций ее соответствия этическим и коммуникативным нормам, реализуемым через более частные речевые и языковые нормы.


Глава 2

Речевой поступок в педагогическом общении

В чем отличие речевого поступка от речевого действия и что считается речевым поступком?

Понятия «речевой поступок» и «речевое действие» очень близки: и то и другое - составляющие речевой деятельности, это мотивированные и целенаправленные высказывания. Однако отличаются они следующим:

во-первых, речевой поступок непременно отражает нравственную сторону речевого поведения, а речевое действие не всегда являет собой речевой поступок, который совершается в кризисных ситуациях;

во-вторых, речевое действие может совершаться на уровне автоматизма, речевой поступок - всегда сознательно совершенный;

в-третьих, речевой поступок всегда предполагает рефлексию (самоанализ, анализ оценки окружающих), в речевом действии рефлексия может отсутствовать.

Речевой поступок отражает коммуникативно-нравственную сторону речевого поведения личности.

Таким образом, любой речевой поступок есть речевое(ые) действис(ия), однако далеко не всякие речевые действия становятся речевым поступком, т. е. РП = РД, но не любое РД = РП.

Речевой поступок (РП) - это намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого - воздействовать на адресата в кризисной ситуации общения (повлиять на мнение, на его отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие им решения и т. п.).

Заметим также, что адресат может воздействовать (на уровне внутренней речи) и на самого себя, на собственное отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие решения.

Совершая речевой поступок, адресант далеко не всегда может рассчитывать на немедленный результат, который ожидает от слушателя (читателя), важно прежде всего обрести взаимопонимание с тем (теми), к кому обращена речь, стимулировать их «активную ответную позицию». Как пишет М. Бахтин, «активное ответное понимание услышанного... может оставаться до поры до времени молчаливым (выделено нами. - 3. К.) ответным пониманием», «это, так сказать, ответное понимание замедленного действия: рано или поздно услышанное и активно понятое откликнется в последующих речах или в поведении слышавшего».



Так как в речевом поступке наиболее ярко проявляется ком-муникативно-нравственная культура личности, то говорящему или пишущему следует помнить о коммуникативно-нравственных максимах:

Помыслы, слова и поступки направляй во благо, на доброе;

Стремись к взаимопониманию, взаимодействию;

Неси ответственность за каждое произнесенное или написанное слово;

Поступай по совести. Прислушивайся к внутреннему голосу своему;

Адекватно оценивай коммуникативную ситуацию и поступай сообразно оной;

Продумай использование вербальных и невербальных средств, которые не будут противоречить твоим нравственным установкам;

Будь лояльным и справедливым в оценке речевых действий и поступков других и строгим в оценке собственных.

Тема №11 Теория принятия управленческих решений

Классификация управленческих решений

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель управленческого решения - обеспечение достижения целей организации.

Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.

Требования к процедуре принятия решений:

Своевременность

Обоснованность

Директивность и адресность

Непротиворечивость

Правомочность

На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:

понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;

характер взаимоотношений внутри организации;

личностные моменты;

наличие времени;

степень риска;

основополагающие принципы;

четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;

наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;

учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров.

По степени уникальности (по Г.Саймону)

Запрограммированные (рутинные, нетворческие) решения есть результат заранее определенной последовательности шагов или действий.

Незапрограммированные (уникальные, творческие) решения, возникающие в ситуациях, которые в определенной степени новы, неструктурированы и сопряжены с неизвестными факторами.

По степени воздействия на будущее

Оперативные – решения по обеспечению максимизации прибыльности от текущих производственно-хозяйственных операций. Основная сфера решений – распределение имеющихся ресурсов предприятия между функциональными подразделениями, оперативное планирование, регулирование и контроль производственно-хозяйственных процессов на предприятии

Тактические (административные) – решения о структуризации ресурсов предприятия, обеспечивающие максимальную результативность. Принятие решений в области структуры организации (структурное построение организации и делегирование полномочий), организация производственных и информационных потоков, каналы товародвижения и т.п.

Стратегические – решения о целях и задачах предприятия, сферах деятельности, целевых рынках, обеспечивающих стабильный рост и потенциальную результативность предприятия.

По виду

Индивидуальные , принимаемые единолично


Коллективные , принимаемые на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.)

По степени определенности ситуации

Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения). Руководитель в точности знает последствия развития ситуации по каждой из возможных альтернатив.

Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения) . Последствия развития ситуации в точности не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.

Решения, принимаемые в условиях неопределенности , т.е. в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий).

По способам

Интуитивные решения . Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта.

Рациональные решения . Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

По степени обязательности исполнения

Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения.

Ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов..