Кельтские языки. Кельтская музыка Кельтские группы

Кельтская музыка - термин, используемый для обозначения совокупности музыкальных традиций народов, являющихся потомками кельтов. Современные потомки кельтов проживают на территории Ирландии, Шотландии, Мэна, Корнуолла, Бретани, Уэльса, Галисии, Астурии и Кантабрии. Синтез кельтской музыки с жанрами популярной музыки породил целое направление - келтик-фьюжн.

Традиционные музыкальные инструменты в кельтской музыке:
Скрипка
Аккордеон
Волынка
Банджо
Бойран
Концертина
Ирландская флейта
Арфа
Бузуки
Тин-Вистл
Ирландская волынка
uilleann pipes

Музыкальные формы кельтской музыки:
Баллада
Джига
Рил
Страспей
Barzaz Breiz

РАЗНОВИДНОСТИ КЕЛЬТСКОЙ МУЗЫКИ

Ирландский народный танец

1. Ирландская музыка
Самым древним стилем исполнения считается пение шан-нос (sean-nos - старый стиль). Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения. Шан-нос оказал определенное влияние на инструментальную музыку, что выражается в наличии большого числа партий для солирующих инструментов в подобной музыке. Старейший инструмент ирландской музыкальной традиции - арфа, которая рассматривалась как профессиональный инструмент. В XVI веке в Ирландию попала скрипка, а к XIX-му сложилась ирландская локтевая волынка (uilleann pipes) в ее современном виде, в середине XIX века пришел аккордеон. К 1920-м годам стали появляться кейли-бэнды - группы музыкантов, игравшие на танцевальных вечерах. В 50х гг. ХХ века для борьбы с влиянием американской музыки Шон О’Риада, композитор и преподаватель, основал «Ceoltoiri Chualann», группу, посвятившую себя новому прочтению традиционной ирландской музыки. Часть ее участников позже основали «Chieftains», которые много сделали для того, чтобы представить эту музыку вниманию более широкой аудитории. Примеру «The Chieftains» последовали несколько других групп, в их числе «The Dubliners», «Planxty» и «Clannad». В 1960-70-е годы в Ирландии произошло «фолк-возрождение», благодаря которому ирландская музыка стала известна далеко за пределами Зеленого Острова.

Противостояние Англии и Шотландии находит своё отражение в содержании шотландских народных песен. Развитие шотландской фолк-музыки географически может быть поделено на Хайланд, где английское влияние было незначительным, и Лоуланд, где оно было более явным. Также распространены песни, сопровождающие различные виды работ, особенно валяние сукна, и бофи-баллады (bothy-ballads; песни фермеров). Работники играли также инструментальную музыку. В бофи-группах играли на скрипках, губных гармошках, тин-вистлах. Ритм отбивался каблуками по ящику, в котором хранился овес. Текст вообще мог не иметь никакого смысла и состоял из набора ничего не значащих слогов. Это искусство было известно как «дидлинг» или «разговорная» музыка (puirt a beul; mouth music).



3.Музыка острова Мэн
Мало что можно сказать по поводу характера музыки на острове Мэн до XV века. Существуют многочисленные резные кресты этой эпохи, на них чаще всего встречаются изображения двух музыкантов: исполнителя на луре, и арфиста. Песни этой эпохи, возможно, имели скандинавские корни, некоторые из них также похожи на ирландские и шотландские. Песня «Reeaghyn Dy Vannin» очень похожа на колыбельную с Гебридских островов. Самые ранние письменные доказательства свидетельствуют о скрипичной музыке, однако, в отличие от кельтской традиции арфа здесь не применялась. Церковная музыка XIX века является наиболее документированной мэнкской музыкой. Однако её популярность снижается к концу XX века. Народная музыка острова Мэн начала своё возрождение в конце XX века, наряду с общим возрождением мэнкского языка и культуры. После смерти в 1974 последнего носителя мэнкского языка, возрождение начинается с новой энергией.


4.Корнуоллская музыка
Корнуоллская музыка известна своим подобием бретонской музыке. Некоторые старинные песни и гимны схожи с бретонскими мелодиями. Из Корнуолла было легче попасть в Бретань, чем в Лондон. Соответственно корнский и бретонский языки взаимопонимаемы. Между этими странами происходил интенсивный культурный обмен. Корнуоллские музыканты использовали множество традиционных инструментов. Документальные источники и корнуоллская иконография предполагают, что в позднем Средневековье использовались похожий на скрипку crowd, бомбарда (рожок)(horn-pipe), волынка и арфа. К XIX столетию стали популярны бойран (crowdy crawn) и скрипка. В 1920-х активно внедрялся банджо. После 1945-го популярным стал аккордеон, в 80-х он был присоединён к инструментам народного возрождения.
Народные песни: en:Bro Goth agan Tasow, en:Camborne Hill, en:Come, all ye jolly tinner boys, en:Delkiow Sivy, en:Hail to the Homeland, The Song of the Western Men.
Известные исполнители: Бренда Вуттон (англ.), Dalla (англ.), Fisherman"s Friends (англ.), Anao Atao, Bucca, Sowena, Asteveryn, Hevva, Pyba и прочие.


5.Бретонская музыка
В отличие от островных ирландцев и шотландцев, бретонцы поселились на материке и в большей степени испытали культурное влияние европейских народов. Этим объясняется сложность и разнообразие бретонской народной музыки, в ней нет простых джиг и рилов, им скорее присущи позднесредневековые музыкальные формы, такие как гавот, например. Кан-а-дискан (kan ha diskan) - очень специфичная манера бретонского народного пения. Его суть состоит в перекличке между поющими. Характерные инструменты: биню-коз (biniou koz, традиционная бретонская волынка, использующаяся, как правило, вместе с бомбардой) и бомбарда (bombarde, старинный музыкальный инструмент, предок гобоя).


6.Уэльская музыка
Пенильон - валлийская традиция, соединяющая инструментальную музыку и поэзию: арфист играет всем известную мелодию, то время как другой музыкант импровизирует, сочиняя одновременно стихи и мелодию, переплетающуюся с мелодией первого. Пенильон дожил до XX века, хотя мастерство импровизации постепенно забывается, и теперь под пенильоном подразумевают всего лишь переплетение двух разных мелодий, одну из которых поют, а другую - играют. Наиболее популярными инструментами в Средние века были арфа, Кротта(смычковый струнный инструмент с пятью или шестью мелодическими струнами и большим числом бурдонных, вибрировавших для обеспечения длящегося аккомпанемента) и рожок pibgorn (язычковый музыкальный инструмент, состоящий из деревянной трубки и изогнутого раструба, сделанного из рога). В своё время были и волынки, но они вышли из употребления. Уэльская музыка испытала сильное влияние английской культуры. В настоящее время предпринимаются попытки по восстановлению старинных музыкальных форм и инструментов.

История

Кельтские языки - одна из западных групп индоевропейской семьи, близкая, в частности, к италийским и германским языкам . Тем не менее, кельтские языки, по всей видимости, не образовывали специфического единства с другими группами, как иногда считалось ранее. Гипотеза кельто-италийского единства , выдвинутая А. Мейе , имеет немало критиков.

Распространение кельтских языков, как и кельтских народностей , в Европе связывается с распространением гальштаттской (VI-V вв. до н. э.), а затем латенской (2-я половина I тысячелетия до н. э.) археологических культур . Прародина кельтов находится, вероятно, в Центральной Европе, между Рейном и Дунаем , однако расселились они очень широко: в 1-й половине I тысячелетия до н. э. они проникли на Британские острова , примерно в VII в. до н. э. - в Галлию , в VI в. до н. э. - на Иберийский полуостров , в V в. до н. э. они распространяются на юг, переходят Альпы и приходят в Северную Италию; наконец, к III в. до н. э. они доходят до Греции и Малой Азии .

О древних стадиях развития кельтских языков нам известно сравнительно немного: памятники той эпохи весьма скудны и не всегда легко поддаются интерпретации; тем не менее, данные кельтских языков (в особенности древнеирландского) играют важную роль в реконструкции индоевропейского праязыка.

Языки

Бриттские

Валлийский язык

  • Древневаллийский язык (VI-X вв.)
  • Средневаллийский язык (X-XII вв.)
  • Валлийский язык (с XIII в.)

Бретонский язык

  • Древнебретонский язык (VI-XI вв.)
  • Среднебретонский язык (XII-XVII вв.)

Корнский язык

  • Древнекорнский язык (VI-XI вв.)
  • Среднекорнский язык (XII-XVI вв.)
  • Новокорнский язык (XVII-XIX вв.)
  • Корнский язык (с XX в.)

Гойдельские

Ирландский язык

  • Огамический ирландский язык (II-IV вв.)
  • Древнеирландский язык (V-IX вв.)
  • Среднеирландский язык (X-XI вв.)
  • Ирландский язык (c XII в.)

Континентальные

Все эти языки относятся к мёртвым и документированы весьма плохо.

Классификация

Кельтские языки принято делить на древние и новокельтские языки: к последним относятся ныне живые или, по крайней мере, не так давно исчезнувшие (корнский и мэнский) кельтские языки. Это разделение имеет смысл не только хронологически, но и лингвистически: примерно в середине V в. н. э. произошёл ряд процессов, резко изменивших лингвистическую характеристику кельтских языков, и именно с этого периода мы и имеем более-менее надёжные источники.

Относительно внутренней генеалогической классификации кельтских языков существует две главных гипотезы: островная и галло-бриттская.

Островная гипотеза

Эта гипотеза предполагает, что главное разделение в рамках кельтской группы - на островные (бриттские и гойдельские) и континентальные языки. Действительно, эти языки отличаются от континентальных целым рядом черт, многие из которых уникальны в рамках не только кельтских языков, но и всей индоевропейской семьи.

  • Раннее отпадение (апокопа) конечного *-i.
  • Порядок слов в предложении VSO (глагол-подлежащее-прямое дополнение).
  • Противопоставление абсолютной (чаще всего в абсолютном начале предложения) и конъюнктной (после союзов , превербов и проч.) флексий.
  • Лениция многих согласных - в частности, между гласными.
  • Спрягаемые предлоги (как в валл. iddo «ему», iddi «ей»).

Противники этой теории указывают на то, что многие из этих черт могут быть объяснены как ареальные либо субстратные , а данные континентальных кельтских языков не позволяют делать о них слишком уверенные выводы.

Положение континентальных языков

Памятников континентальных языков, за исключением галльского, сравнительно немного: для лепонтийского это, в основном, эпиграфика , а для кельтиберского - надпись из Боторриты . Лишь для галльского материал сравнительно обширен, однако он, в целом, также не позволяет делать слишком определённых выводов. Главная трудность при интерпретации материала континентальных языков заключается в том, что под ярлыком «галльский язык» могут скрываться весьма сильно различающиеся диалекты; вероятно, то же относится и к лепонтийскому. Не определён и статус «галатского языка» в Малой Азии , сохранившегося, в основном, в ономастике и этнонимике . Данные, которые имеются, говорят о его близости галльскому, однако масштаб различий оценить нельзя.

Галло-бриттская гипотеза

Сторонники этой гипотезы опираются главным образом на результаты развития пракельтского *k w , а также на свидетельства древних и средневековых авторов о том, что кельты Великобритании и Галлии могли понимать друг друга. Эта гипотеза предполагает, что первым от кельтских языков отделился прагойдельский, затем кельтиберский, лепонтийский и галло-бриттская подгруппа. Галло-бриттская гипотеза также подвергается весьма обоснованной критике.

Q-кельтские и P-кельтские языки

В рамках кельтской семьи принято выделять несколько «диагностических признаков», отличающих одни языки от других. Так, пракельтский звук *k w в бриттских языках, в лепонтийском и отчасти в галльском дал *p , а в кельтиберском и гойдельских сохранился: ср. лепонтийск. -pe , кельтиберск. -kue «и» (лат. -que «и»); др.-ирл. énech , валл. wyneb «лицо».

Лингвистическая характеристика

Древние кельтские языки (в первую очередь, континентальные) по своей лингвистической характеристике весьма близки к другим древним индоевропейским языкам, таким как латынь и древнегреческий . Новокельтские (островные), напротив, являют ряд черт, нехарактерных не только для языков Европы, но и для индоевропейских языков вообще. Среди этих признаков можно назвать следующие:

  • Базовый порядок слов VSO ;
  • Появление спрягаемых предлогов;
  • Противопоставление конъюнктной и абсолютной флексии в глаголе (хорошо развито в древнеирландском, следы в ранних памятниках валлийского; в небольшой степени сохраняется в современных ирландском и шотландском);
  • В области фонологии следует отметить развитие противопоставления по мягкости, подобного наблюдаемому в славянских языках , в гойдельских и отчасти в бретонском языке; богатую систему плавных в шотландском (до пяти фонем в диалектах); развитие противопоставления по глухости/звонкости у сонантов в валлийском языке.

Подробнее см. статьи об отдельных языках.

Контакты с другими языками

С самых древних времён кельтские языки вступали в контакт с другими языками Европы. Так, топонимика свидетельствует об очень широком распространении кельтов, вплоть до Балкан и запада Украины . Кельты одними из первых в Европе начали обрабатывать железо: так, германцы заимствовали слово «железо» (англ. iron , нем. Eisen ) именно у кельтов (др.-ирл. iarann ). Следы кельтского влияния прослеживаются и в баскском языке : так, например, баск. hartz «медведь» происходит от кельтского art « медведь»; слово kai «порт, пристань» также является кельтским заимствованием .

Общее число носителей кельтских языков оценивается более чем в три миллиона человек, однако для подавляющего их большинства языком повседневного общения являются другие (английский или французский). Единственной официальной кельтоязычной страной является Ирландия, однако при номинальном числе носителей в 1,8 млн. человек и обязательном преподавании ирландского в школах в повседневной жизни им пользуются только несколько десятков тысяч человек, преимущественно в удалённых сельских районах. Официальный статус кельтские языки имеют в Шотландии и Уэльсе, однако в Шотландии ситуация с распространением и действительным использованием языка примерно такая же, как в Ирландии, тогда как в Уэльсе валлийским активно владеет шестая часть населения, правда, преимущественно, в удалённых от экономических центров районах. Также сравнительно благополучной является ситуация в Бретани, где значительное число говорящих по-бретонски - активные носители языка, использующие его дома. Мэнский и корнский языки, несмотря на попытки их возрождения, остаются в достаточно неблагополучном положении: число их активных носителей не превышает нескольких сотен человек.

Причины сложного положения кельтских языков аналогичны другим угрожаемым и исчезающим языкам: неизбежное в наше время двуязычие ; давление более распространённых и высокостатусных языков межнационального общения с живой литературной традицией - английского и французского; длительный отток населения из сельской местности; глобализационные процессы . В частности, в Ирландии живёт больше людей, которые в обиходе пользуются иностранными языками, чем ирландским.

0 комментариев

КЕЛЬТЫ - группа народов, говорящих на кельтских языках, населявших в древности большую часть Западной Ев-ро-пы.

Ны-не к кельтам от-но-сят-ся бре-тон-цы, гэ-лы и уэльс-цы.

Ядро кельтов сформировалось в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры в бассейнах Рейна и Верхнего Дуная. Античные авторы рассматривали кельтов как общность близкородственных племён, противопоставляя их другим общностям (иберам, лигурам, германцам и др.). Наряду с термином «кельты» античные авторы употребляли название «гал-лы » (латинский - Galatae, греческий - Гαλάται).

К I веку до нашей эры название «галаты» начинает закрепляться за группой кельтов, осевших в Малой Азии, а название «кельты» - за племенами Южной и Центральной Галлии (в частности, в сочинениях Юлия Цезаря), испытавшими влияние греческой и римской цивилизаций; в противоположность этому термин «галлы» продолжает оставаться более общим. Для ряда периферийных групп кельтов античными авторами были введены также искусственные двойные названия: «кель-ти-бе-ры » (кельты Иберии - Пиренейского полуострова), «кельтолигуры» (Северо-Западная Италия), «кельтоскифы» (на Нижнем Дунае), «галлогреки» (в Малой Азии). Процесс формирования кельтов связывают с верхнерейнскими и верхнедунайскими группами ар-хео-ло-гической куль-ту-ры Галь-штат и их про-дви-же-ни-ем пре-ж-де все-го в сре-ду род-ст-вен-ных за-пад-но-галь-штат-ских пле-мён. На этой ос-но-ве фор-ми-ру-ет-ся куль-ту-ра Ла-тен, от-ра-жаю-щая кельтскую куль-ту-ру пе-рио-да т. н. ис-то-ри-че-ской (т. е. от-ра-жён-ной в гре-ко-латинских ис-точ-ни-ках) экс-пан-сии.

Согласно распространённой точке зрения, приблизительно в VII веке до нашей эры (период Гальштат С) часть кельтов проникла на Пиренейский полуостров, где образовала группу, позднее известную как кельтиберы, испытавшую сильное влияние местных племён иберов и лузитан. Заняв Северную и Центральную Испанию, они совершали военные походы в другие части Пиренейского полуострова. По-видимому, уже в VI-V веках до нашей эры кельтиберы установили торговые связи с финикийскими колониями юга Испании (Гадес, Малака) и Северной Африки (Карфаген).

Литература

  • Ка­лы­гин В. П. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь кельт­ских тео­ни­мов. М., 2006
  • Ка­лы­гин В. П., Ко­ро­лев А. А. Вве­де­ние в кельт­скую фи­ло­ло­гию. 2-е изд. М., 2006
  • Пау­элл Т. Кель­ты. М., 2004
  • Megaw J. V. S., Megaw R. Celtic art: from its beginnings to the book of Kells. L., 2001
  • Гюй­он­варх Кр.-Ж., Ле­ру Фр. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция. СПб., 2001
  • Drda P., Rybová A. Les Celtes en Bohême. P., 1995

КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков индоевропейской семьи, на которых говорят в северной и северо-западной Шотландии, на Гебридских островах, в Ирландии, Уэльсе, Бретани, а также в канадском штате Новая Шотландия. Континентальные кельтские языки представлены галльским; островные языки делятся на две группы: это бриттская, включающая валлийский, корнский и бретонский, и гойдельская, включающая ирландский, шотландский (гэльский, или гаэльский) и мэнский. Наиболее характерные признаки кельтских языков лежат в области фонетики. Многие особенности фонетики и морфологии в кельтских языках – общие с латынью и другими италийскими языками, т.е. среди индоевропейских языков кельтская группа ближе всего к италийской; есть также признаки, общие с индо-иранскими языками, с хеттским, с тохарским, и поэтому кельтские языки представляют особенный интерес для сравнительной грамматики индоевропейских языков.

Обозначение «галльский» обычно употребляется применительно ко всему тому, что дошло до нас от континентальных кельтских языков, так как большая часть памятников была найдена на территории древней Галлии, а материала из других областей недостаточно для установления диалектных различий. Самые ранние галльские надписи (около 120) были найдены на севере Италии, датируемые от 3 или 2 в. до н.э. до 3 в. н.э. У античных авторов встречается много имен собственных и других слов галльского языка, однако о самом этом языке известно очень мало. Имя Ver-cingeto-rix («царь великих воинов») свидетельствует об утрате p , так как ver- соответствует греческому («над»), а также о переходе e в i , так как rix соответствует латинскому rex («царь»). Имя Epo-so-gnatus («хорошо понимающий лошадей»), воспроизводящее гомеровский эпитет , говорит об изменении o в a , так как соответствующая греческая форма – . Топоним Novio-Dunum означает «новая крепость». Наши знания о галльском языке сводятся в основном к списку имен собственных и нарицательных, часто имеющих, однако, достаточно прозрачную этимологию, которая позволяет судить о звуках галльского языка и отчасти о его грамматических формах.

Древнейшим языком бриттской подгруппы является прабриттский, а в гойдельской подгруппе – древнеирландский; возможно, что оба они – диалекты одного языка, которые оставались взаимнопонятными вплоть до 6 в. н.э. В ту эпоху главное, что различало эти диалекты, была судьба индоевропейского *kw , которое сохранилось в виде q в древнеирландском и перешло в p в древнебриттском, а также ударение, падавшее на первый слог в древнеирландском и на предпоследний – в прабриттском. Но прабриттский известен нам лишь по именам собственным в латинских надписях, найденных на территории Британии. Древнейшие валлийские документы датируются 8 в., и за это время произошло значительное количество изменений. Так, валлийское pump «пять» соответствует ирландскому coic , валлийское brawd «брат» – ирландскому bráthir , ср. также: rhin и rún «тайна», gwir и fír «правда», ieuanc и oäc «молодой», newydd и nuae «новый», chwedl и scel «история», cant и cet «сто», tywysog и toísech «вождь».

Особенностью кельтских языков – как бриттской, так и гойдельской подгруппы – является система мутаций (чередований) в начале слова: первый согласный слова меняется в зависимости от звукового состава предыдущего слова. Так, в валлийском слово pen «голова», соответствующее ирландскому cenn, может меняться следующим образом: fy mhen «моя голова», ei (из *ej-s) ben «его голова», ei (из *ej-a) phen «ее голова»; то же верно и для ирландского. Отличительным признаком кельтских языков является также образование обозначения единичного предмета от имени собирательного множества при помощи суффикса -inio-. Так, в ирландском от слова с собирательным значением grán «зерно» образуется сингулятив gráinne «отдельное зернышко»; в валлийском те же формы выглядят, соответственно, как grawn и gronyn , в бретонском – greun и greunenn . Аналогично, в ирландском слову folt «волосы» соответствует foltne «один волос»; в валлийском от слова gwallt «волосы» образуется gwelltyn «стебелек» и даже от слова adar «птицы» – ederyn «отдельная птица». См. также

Ансамбль музыкантов

Музыка кельтов… Большинство людей, активных любителей музыки — знакомы с термином «кельтская музыка». Популярные производные словосочетания также широко известны: это и «музыка кельтов», и «кельтские старинные песни», «народная музыка кельтов» и многое другое. Музыка кельтов, ее разновидности и особенности будут рассмотрены в этой статье.
Очень часто в общую группу музыки кельтов относят самые различные музыкальные категории — медленные мелодичные композиции с элементами народных шотландских, ирландских, бретонских напевов; электронную этническую музыку, подогнанную под популярный стиль (рок).

Иногда же это просто игра соло на инструментах, признанных у кельтов — ирландская арфа, шотландская волынка. Слушать музыку кельтов довольно приятно: этому способствует увлечение многими поклонниками жанром «фэнтези», так распространившимся в последнее время. Кстати сказать, многие литературные и музыкальные произведения отлично вписываются в этот жанр.

Немного о кельтах

Кельты

Кто они такие? Что это за народ? Откровенно говоря, настоящих кельтов давно уже нет: вымерли; однако их современные потомки проживают на землях Шотландии, Ирландии, Бретани, Галисии, Уэльса, Мэна и некоторых других. У этих народов есть много общего в языке; недаром филологи выделяют так называемую «кельтскую группу языков». Весьма сходными чертами обладает их музыка.

Справедливости ради стоит сказать, что от истинных кельтов не осталось никаких нотных записей или подобных им; археологические находки также не представляют особой исторической ценности, да и нельзя с полной уверенностью сказать, какой была музыка у кельтов и была ли она вообще. Впрочем, о музыке всех других народов, живших до нашей эры, сохранилось очень мало сведений.

Земля кельтов

Популяризация кельтов, как древнего могущественного народа, интерес к его культуре начались после того, как был сделан перевод (на многие языки) «Поэм Оссиана» Макферсона (1760-е годы). Мифические герои прижились в народном фольклоре. Поэзия Томаса Мура и проза Вальтера Скотта тоже внесли свой вклад в романтизацию «благородных и древних кельтов», от которых и происходили ирландцы. Этим они противопоставляли себя по отношению к англосаксам, которых считали грубыми невежественными варварами. Этим же, кстати, «подогревали» народ, побуждая его к вооруженной борьбе против колониального правления. Надо ли говорить, что англичане думали об ирландцах точно так же?

К концу XIX века ирландцы полностью освоили английский язык, что способствовало еще большей пропаганде кельтской истории и культуры в мире. Двуязычие Ирландии заметно повлияло на популярность ко всему «кельтскому». Поскольку английский язык, несомненно, является языком мирового общения, а большинство ирландских песен исполняются на английском, то можно понять, какую огромную аудиторию слушателей охватывает «кельтская музыка» и какова ее популярность на мировом музыкальном рынке.
Кстати, кельтскую музыку замечательно исполняет норвежско-ирландский дуэт Secret Garden. — в этой статье все подробности про известный дуэт. Там же можно послушать музыку.

Музыка кельтов — музыкальные жанры, формы, инструменты

Инструменты кельтов

Множество музыкальных жанров, содержащих кельтские мотивы, принято называть термином «келтик-фьюжн» (англ. Celtic fusion - кельтский сплав). Разновидностей довольно много:

  • келтик-панк
  • келтик-рок
  • келтик-электроник
  • келтик-джаз
  • келтик-метал
  • келтик-нью-эйдж

и др. Все они внедрены в современную музыку.
Музыкальные формы музыки кельтов включают в себя:

1. страспей

— одновременно танец/жанр, характерный для Шотландии; название взято от места появления — долины реки Спей.

2. джига

— старинный быстрый британский танец; на сегодняшний день джига — основа мелодий для ирландских и шотландских танцев.

3. баллада

— термин широкого значения; применяется как к музыке, так и литературе; баллада как песня получила большое распространение в разных странах Европы.

4. рил

— одновременно танец/ритм; получил распространение в Ирландии и Шотландии с 1750х годов.

К традиционным инструментам музыки кельтов относятся
скрипка, волынка, аккордеон, банджо, арфа, флейта и некоторые другие; кроме того, многие из перечисленных инструментов имеют свои собственные отличия.
Как уже упоминалось, потомки кельтов живут на разных землях и музыкальные традиции их сложились тогда, когда народы уже не назывались КЕЛЬТАМИ, а носили производное имя от страны (земли) проживания — ирландцы, шотландцы, бретонцы и проч. Невозможно в одной статье охватить особенности музыкальной культуры всех народов, ведущих свое происхождение от кельтов, но основные — попробуем.

Музыка кельтов — Ирландия

Наиболее распространенной, известной и почитаемой любителями «кельтской музыки» является ИРЛАНДСКАЯ музыка. Именно на ее музыкальных традициях основано множество экспериментов. Стиль пения без инструментального сопровождения — шан-нос (sean-nos - старый стиль) был в Ирландии самым древним. Арфа в Ирландии тоже была старейшим инструментом; с течением веков стали главенствовать скрипка и локтевая волынка, а в 19 веке появился аккордеон. Уже в в 1920х годах в городах Ирландии понемногу стали появляться небольшие группы музыкантов — кейли-бэнды, игравшие на вечеринках. Традиционная ирландская музыка исполнялась созданнй позже группой «Chieftains», примеру которой последовали «Planxty»и » Clannad».
Американская музыка проникла со временем и на Зеленый Остров и с ее влиянием в 1950-е годы боролись указанные группы, включая «The Dubliners».
Настоящее фолк-возрождение ирландской музыки произошло уже в середине 20 столетия, сделав ее известной и популярной во всем мире.

Кельтские мотивы в музыке Шотландии

Народные песни этой страны также имели свои особенности. Часто их пели во время работы сами рабочие. Работа шла веселее. Иногда вместо текста произносились отдельные слоги без всякого смысла (дидлинг, т. е разговорная музыка). Существовали бофи-баллады (песни фермеров). Пение сопровождалось игрой на скрипке, губных гармошках, а стук каблуками по ящикам создавал ритм.

Бретонская музыка

Местом заселения бретонцев был материк, поэтому они, в отличие от островитян шотландцев и ирландцев, были ближе к европейской культуре; народная музыка бретонцев более разнообразна и сложна. Простых джиг и рилов почти нет, а есть, например, такая му. форма, как гавот. Бретонцы выработали собственную манеру пения (кан-а-дискан), когда между поющими происходит перекличка. Народное пение дополнялось звучанием традиционной бретонской волынки в сочетании с бомбардой (предком гобоя).

Корнуоллская музыка

Мелодически она схожа с бретонской. Сближала и большая общность языков, т. к. географическое расстояние между Корнуэллом и Бретанью было небольшое, по сравнению с Лондоном, поэтому эти два народа отлично понимали друг друга и взаимодействовали в области культуры.

Фестиваль

С конца 19 и в 20 веке ассортимент музыкальных инструментов стал разнообразнее: помимо волынки и скрипки активно внедрялись арфа, банджо и аккордеон. В 21 веке музыка кельтов по-прежнему популярна, о чем свидетельствуют многочисленные музыкальные фестивали, проводимые в Галисии, на Острове Мэн, в Бретани, Ирландии и Шотландии. Особая тема — распространение кельтской музыки в России, но об этом — в следующий раз. Всемирно известный творческий дуэт Secret Garden исполняет кельтскую музыку.

А теперь — послушаем