Метод представляющий собой формализованный способ анализа документов. Анализ документов: основные виды. Классификация источников документальной информации

Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Отражая духовную и материальную жизнь общества, документы передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют развитие всех выразительных средств, и прежде всего структуру языка.

В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, групп населения и общества в целом. Поэтому документальная информация представляет большой интерес для социологов, которые в ходе исследования изучают огромное количество разного рода документов: государственные и правительственные акты, статистические сборники и материалы переписей, ведомственные документы, художественные произведения и научные публикации, прессу, речи политических лидеров, письма представителей всех слоев населения.

С документами социолог сталкивается в самом начале абсолютного большинства исследований независимо от того, какими методами предстоит собирать первичную информацию. На этой стадии документы, как правило, представляют собой не объект самостоятельного социологического исследования, а лишь вспомогательный источник информации. Такую функцию могут выполнять четыре группы документов: статистические и вербальные документы об объекте исследования, массивы первичной статистической информации, протоколы и стенограммы, документы личного характера.

В плане вспомогательном источники информации об объекте исследования - это прежде всего документы, содержащие либо статистические сведения о нем, либо его вербальную характеристику; данные предшествующих социологических исследований на аналогичную тему; аналитические отчеты и другие материалы, способные дать информацию для более глубокого уяснения исследуемой проблемы, повышения качества методического инструментария, точности модели выборки; служить основой формирования выборочной совокупности. Источниками подобной документации могут быть органы государственной и ведомственной статистики, различные справочные издания, документы, хранящиеся в архивах, библиотеках и др. Сведения, содержащиеся в этих источниках, могут быть также использованы для проверки устойчивости информации, полученной в результате социологического исследования, для сопоставления, сравнения, либо построения динамических рядов распределения данных.

Массивы первичной статистической информации или статистической отчетности хранятся как в официальных статистических управлениях, так и в различных ведомствах и учреждениях. Это бланки со стандартизованной отраслевой информацией, ежеквартальные и годовые отчеты предприятий в налоговой инспекции, годовые балансы банков; данные о здоровье населения, хранящиеся в медицинских учреждениях; документы по учету преступлений, хранящиеся в правоохранительных органах, и т.д. За исключением «санкционированных» случаев (когда исследования заказаны собственниками соответствующих документов, либо иными организациями, имеющими к ним доступ) такие документы труднодоступны исследователю.

Протоколы и стенограммы судебных или арбитражных заседаний, расследований, собраний, индивидуальные характеристики школьных психологов на учащихся и другие аналогичные документы могут служить источником тематических зондажей.

Для репрезентативных исследований из-за ограниченности массива документов они, как правило, не пригодны. Кроме того, эти документы не всегда доступны исследователю ввиду своей конфиденциальности.

Используемые в зондажных целях личные документы - письма, дневники, автобиографии и т.д. - также не всегда могут составить репрезентативный массив для полномасштабного исследования. К тому же доступ к личным документам затруднен не в меньшей степени, чем к протоколам и стенограммам.

Наряду с решением вспомогательных задач - сбор сведений об объекте, предмете исследования, уточнение модели выборки, методического инструментария сбора информации - документы могут составить источниковую основу самостоятельного социологического исследования. Анализ документов как поисковый научный метод лежит в основе двух видов исследования: количественного семантического анализа и главного метода, используемого в прикладной социологии - анализа содержания документов. Прежде чем перейти к его детальному рассмотрению, ознакомимся в общих чертах с методом количественного семантического анализа.

Виды Прикладная социология в первую очередь рас-

документов сматривает различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают также теле-, кино-, фотоматериалы, звуковые записи и т. д.

Существует ряд оснований для классификации документов. По статусу различают документы официальные и неофициальные; по форме изложения - письменные и (более широко - вербальные), аудиальные, визуальные, аудио-визуальные и статистические. По своим функциональным особенностям документы разделяются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские. Естественно, при этом подчеркивается основная, ведущая направленность документа, однако чаще всего он выполняет одновременно несколько функций.

Принципиальное значение для исследователя имеют официальные документы - постановления правительственных органов, директивы ведомств, приказы и распоряжения администрации предприятий и учреждений, которые преимущественно отражают общественные связи и выражают коллективные точки зрения. Они составляются и утверждаются государственными или общественными органами, коллективными или частными учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства. Ведущее назначение этих документов - управленческое. Их основная функция - информировать о состоянии дел, о достижении определенных намеченных целей.

Полезная информация для систематизированного изучения и статистического обобщения контроля за деятельностью организаций содержится в текущих планах работы. Анализ этих материалов в динамике позволяет выявить роль различных управленческих акций в организации производства, обнаружить и исправить имеющиеся трудности, недостатки в работе. Ведущее назначение такого рода документов - коммуникативное и культурное, но при этом они информируют членов коллектива и регулируют отношения между ними.

Большую пользу может принести изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы. Они весьма ценны, поскольку представляют собой почти ничем не ограниченные высказывания людей по свободно выбранной теме. Личные документы - дневники, мемуары, письма, семейные фото- и кинодокументы, архивы и т.д. - незаменимый источник изучения общественного сознания, мнений и установок на индивидуальном уровне. Они позволяют вскрывать глубинные социальные механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность мотивов поведения, найти основу для выделения социальных типов личности. Особое значение имеют письма населения в различные властные организации, в редакции средств массовой информации.

Важнейший источник документальной информации - материалы прессы, отражающие все стороны жизни общества. Публикации газет синтезируют в себе черты документов различных типов: «словесную», цифровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления и письма граждан, документы истории и репортажные материалы о современности.

Многое может сказать об эффективности газетных выступлений изучение языка публикаций. Так, по данным исследования, проведенного в рамках проекта «Общественное мнение», до 70% читателей газеты «Таганрогская правда» неправильно интерпретировали содержащиеся в публикациях на экономическую тематику ключевые понятия: от 50% до 80% читателей продемонстрировали полное незнание или ошибочное истолкование таких слов, как: «демократ», «монополия», «реванш», «либерал», «эскалация» и др. А ведь это - понятия, наиболее часто встречавшиеся в выступлениях внешнеполитических обозревателей центральных газет, радио и телевидения.

Еще одно основание для типологии документов - их целевое назначение. Выделяют документы, созданные независимо от исследователя, и документы, «целевые», то есть подготовленные в точном соответствии с программой и задачами социологического обследования. К первой группе, естественно, относятся все документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования (связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т. д.). Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов; справки официальных и общественных организаций, выполненные по инициативе, заказу исследователей; статистическую или вербальную информацию, собранную и обобщенную в ориентации на определенное социологическое исследование.

Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идет об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных лиц или органов. Вторичная информация носит более обобщенный, аналитический характер, в ней, как правило, отражены более глубокие социальные связи.

Самостоятельные этапы анализа документов - Отбор отбор источников информации и комплектова-

документов ние выборочной совокупности подлежащих для изуче- анализу материалов. Опорой для этих этапов служит программа исследования.

Как подойти к отбору массива документов для анализа? Прежде всего принимают во внимание качественный и количественный аспекты процедуры построения выборки.

Количественная сторона выборки определяется в первую очередь материально-техническими возможностями и организационными условиями деятельности исследовательской группы. Если к отбору и анализу документов можно привлечь достаточно опытных, обученных специалистов, если сроки проведения исследования не требуют оперативного осуществления всех работ, а для обработки первичной информации могут быть использованы современные вычислительные средства, то, несомненно, надо повысить разнообразие источников информации и увеличить объем выборочной совокупности. На практике, однако, чаще приходится думать об обратном, то есть о путях сокращения количества изучаемых материалов. Общий принцип решения этой задачи один - конкретизация, уточнение целей анализа документов.

Исследователь не имеет права поддаться магии слова «документ». Ни печать, ни подписи на нем не гарантируют надежности документальной информации. За текстом всегда стоят люди и их интересы, их сила и слабости всегда отражаются в содержании документа. Поэтому приступая к работе, определяют надежность самого документа и достоверность его содержания. Речь идет, во-первых, о подлинности источника и его связи с предметом исследования и во-вторых - о правдивости в освещении фактов, точности в передаче автором описываемых им событий.

Бывает так, что случайные ошибки снижают достоверность всего документа или отдельных его разделов: неверное указание дат и имен, опечатка в приводимом статистическом материале, непреднамеренное «опущение» ряда важных деталей и т.д.

Существуют также обстоятельства систематического характера, отрицательно сказывающиеся на качестве документальной информации, например, неправильная методика группировки при составлении статистических документов.

Широко используемое средство, позволяющее проверить надежность, достоверность информации и одновременно исследовать содержание документов, - «внешний» и «внутренний» анализ. Внешний анализ состоит в изучении обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Зная истинное положение дел в соответствующей сфере жизни общества, конкретных областях, в регионах страны, будучи знакомым с традициями разных социальных групп населения, социолог легко обнаружит тенденциозность в освещении отдельных проблем, поднимаемых некоторыми авторами документов. Внутренний анализ - это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых он сообщает.

Виды Во всем многообразии исследовательских при-

анализа емов, используемых при изучении документов,

докуМентов выделяются два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий название контент-анализа. Эти два во многом различных подхода к изучению документальной информации могут, тем не менее, дополнять друг друга.

Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод он приобретает особое значение при изучении уникальных документов: их число всегда невелико и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. На первый план в таких случаях выдвигаются углубленное логическое исследование содержания документа, обнаружение возможных «умолчаний», оценка своеобразия авторского языка и стиля изложения.

Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа).

Согласно этому методу, содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. Формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но ориентирован прежде всего на изучение стоящей за ним реальности. Особо подчеркнем, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в текстах, но и используемые при их подготовке принципы отбора материалов. Другими словами, для исследователя может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.Процедура формализованного изучения документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счета. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально-значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследования - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации. К примеру, при изучении роли газеты в распространении технических знаний к публикациям на эту тему могут быть отнесены статьи, очерки, заметки, фотографии, в которых прямо или косвенно, с различной степенью достоверности говорится о новых достижениях в области техники и технологии.

Плодотворным оказывается при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст или его часть рассматриваются как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть свои «действующие лица» и рассказано об отношениях между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют ее субъекты, цели и мотивы совершаемых ими поступков, обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность - это тоже вид деятельности); объект ее направления. Подобное «проблемное» прочтение содержания совокупности писем населения или газетных публикаций способствует преодолению многих трудностей, вызываемых разнообразием излагаемых в них ситуаций и языковых средств, используемых различными авторами. При соотнесении содержания текстов с социально-демографическими характеристиками и словарным багажом их авторов описанный прием анализа документов открывает самые широкие и благоприятные возможности для применения ЭВМ, позволяет получить интересные содержательные выводы о явлениях, процессах, отраженных в документах.

Обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов - бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операциональных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные операции.

В качестве примера приведем фрагмент бланка, с помощью которого можно осуществить кодирование информации, содержащейся в письме:

Признак, градация признака

nbsp;
nbsp;
nbsp;
nbsp;
nbsp;

Один человек

nbsp;

Два и более человека

nbsp;

Ситуация не ясна

nbsp;

Группа, к которой принадлежит

nbsp;

Неформальная (семья, друзья и т.д.)

nbsp;

Формальная (производственная,

nbsp;

учебный коллектив и т.д.)

nbsp;

Ситуация не ясна

nbsp;
nbsp;

Мужчина(мужчины)

nbsp;

Женщина (женщины)

nbsp;

Смешанная группа

nbsp;

Ситуация не ясна

nbsp;
nbsp;

Молодежь (до 30 лет)

nbsp;

Лица среднего возраста (30-49 лет)

nbsp;

Лица старшего возраста (свыше 50 лет)

nbsp;

Смешанная группа

nbsp;

Ситуация не ясна

nbsp;

При анализе документов источником социологической информации выступают сообщения, которые содержатся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, выступлениях политиков, публикациях газет, журналов, в художественных произведениях, иллюстрациях, фильмах, дневниках, летописях и т.п. Например, в известной работе У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918) объектом анализа стали записки самоубийц и письма, которые на протяжении десятилетий мать писала сыну.

Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения. Так, для отечественных исследователей особую важность приобретает обширная социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и, следовательно, использовалась в крайне ограниченном объеме. Однако эта информация обеспечит возможность реалистического анализа прошлого нашего общества, более полного понимания происходивших в то время процессов и явлений, что позволит избежать подобных ошибок в будущем.

Вторичным анализом данных называют анализ документов, содержащих данные ранее проведенных исследований с важной для социолога эмпирической информацией (статистические отчеты, данные переписи, информационные банки организаций, социологические опросы). Положительной стороной этого метода является то, что социолог получает готовую систематизированную информацию и избавлен от необходимости самостоятельного исследования, отрицательной — то, что он не имеет возможности самостоятельно формулировать интересующие его вопросы.

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения:

  • можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует;
  • имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.);
  • для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;
  • статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;
  • формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

  • объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;
  • систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;
  • репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;
  • правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством слова, сочетания слов, описания; о единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу счета можно принять число печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме.

При использовании контент-анализа составляется бланк кодировки , содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа.

Таблица 1.1. Пример бланка кодировки контент-анализа

Заполнив подобный бланк, информацию можно перевести в числовые данные, удобные для последующей статистической (компьютерной) обработки, что обеспечивает выявление линейного частотного распределения каждого признака и взаимосвязи между различными признаками.

Хрестоматийным примером контент-анализа, основанного на частотном распределении, является исследование Г. Лacсуэлла и Н. Лейтеса, проведенное на материалах газеты «Истинный американец» в 1940-х гг. (табл. 1.2). Результаты анализа позволили выявить намерения авторов статей, послужили доказательством профашистской ориентации редакции и тем самым способствовали закрытию газеты.

Таблица 1.2. Число суждений в газете «Истинный американец»

Суждения

Подтверждение

Опровержение

Госаппарат США пропитан коррупцией

Внешняя политика США антихристианская

Президент Рузвельт — нежелательное лицо

Германия справедлива и мужественна

Политика Японии морально оправдана

Япония могущественна

Германия могущественна

США слабы

США находятся под контролем коммунистов

США находятся под контролем евреев

В администрации США много шпионов

Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования.

В качестве примера подобного анализа документов приведем результаты исследования межэтнических отношений в столице, выполненного на основе ряда московских газет за 2006 г. Автор исследования интересовался тем, какой образ москвичей конструируют газеты в массовом сознании горожан. При этом он определял смысл, вкладываемый в местоимение «мы» авторами различных статей. Формально «мы» обозначает «москвичи», но фактически всякий раз в это местоимение вкладывается свое содержание.

Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один изуспокаивающих факторов для населения.

На основании анализа прессы автор делает ряд рекомендаций относительно того, как снизить напряженность в межэтнических отношениях — отказаться от пропагандистских акцентов на разделении граждан по этническому и религиозному признакам; усилить интеграционные моменты в публикациях о московском сообществе; исповедовать общность культурных, гражданских и общественных ценностей; чаще показывать позитивные образы представителей разных этнических групп и т.д.

Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д.

Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.

Лекция 13. Методика проведения анализа документов

Основные вопросы

1. Применение метода анализа документов.

2. Классификация видов документов.

3. Виды анализа документов.

4. Выбор необходимых видов документов для проведения исследования.

5. Этапы проведения контент-анализа.

6. Достоинства и недостатки анализа документов.

Многие факты общественной жизни бывают зафиксированы разными способами: с помощью звукозаписи, фотографий, рисунков, букв, цифр, стенографических, иных знаков. Такая информация, независимо каким способом зафиксированная, может быть документом для исследователя. Слово «документ» произошло от латинского слова documentum - доказательство, свидетельство. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

В обыденной жизни обычно под документом мы понимаем только официальные материалы, которые закреплены печатью и подписью руководителя или опубликованные от имени государственных органов, официальных лиц.

Все сферы жизнедеятельности современного общества пронизаны потоками документальной информации. Существующие между различными социальными организациями, институтами, общностями документальные связи отражают важные характеристики социальных процессов и отношений. В документах фиксируются состояние и изменение социальных процессов во времени.

К сожалению, метод анализа документов пользуется меньшей популярностью, чем другие методы социологического исследования (опрос, наблюдение), но это связано в большей степени не с его малыми возможностями, а с тем, что исследователи не знают эти возможности и не умеют ими пользоваться.

Многие исследователи до сих пор не умеют отыскивать, анализировать и использовать существующие документы.

Исследователь должен иметь полное и четкое представление о существующих документальных источниках, в которых содержится необходимая информация по изучаемой проблеме. При проведении социологического исследования практически всегда используются документальные источники для получения эмпирической информации.

В современных исследованиях анализ документов может применяться:

1) как основной и единственный метод;

2) в сочетании с другими методами;

3) как вспомогательный метод обработки массивов данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью), а также уточнения этих данных.

1) В качестве единственного метода анализ документов особенно практиковался в социологии в 20-х годах (У.Томас, Ф. Знанецки и др.), в настоящее время его часто называют «биографическим методом». Основу этих исследований составляют исключительно и преимущественно личные, неофициальные документы (письма, дневники, биографии). Подобный метод используют в психологии, а также в области юриспруденции и криминологии, так как здесь особенно много подробных личных документов официального и неофициального характера (протоколы допроса, признания, приговоры, личные документы, биографии и т. п.).


Также документы могут быть основным, а порой и единственным источником информации об изучаемом объекте, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы (например, социальные институты, классы) или когда речь идет об изучении динамики этих объектов в течение больших периодов времени, т. е. в историко-социологическом анализе.

2) Но чаще всего анализ документов все же применяется в комплексе с другими методами. В данном случае он позволяет решать различные исследовательские задачи. Для этого необходимо подбирать соответствующие документы. Чаще всего в исторических науках источником информации будут выступать официальные и неофициальные (главным образом архивные) документы, в которых содержатся необходимые сведения. В исследованиях, направленных на изучение мнений и установок, изучают личные документы и ответы на специально поставленные вопросы анкет и интервью. При исследовании внутренних характеристик отдельных людей или малых групп сочетают анализ ответов, на специально поставленные вопросы анкет/ интервью/тестов, а также изучение личных документов (писем, дневников, автобиографий).

Важное значение играет применение анализа документов на начальной стадии большинства исследований, когда еще не совсем ясна проблемная ситуация. Сбор же основной информации об объекте в дальнейшем может осуществляться с помощью других методов (анкетирование, интервью, наблюдение). Часто бывает так, что анализ документов дает исследователю большую часть необходимой информации, что в свою очередь ведет к более точному и целенаправленному использованию других методов. В данном случае анализу могут быть подвергнуты такие письменные документы, как научные публикации (книги и статьи), отчеты и табуляграммы, содержащие результаты предшествующих исследований, различного рода статистическая и ведомственная документация.

Любое эмпирическое социологическое исследование необходимо начинать с анализа документов имеющихся по интересующей исследователя проблеме. Работа с документами может дать исследователю отправные точки для изучения возникающих социальных проблем и явлений, локализовать проблему, помочь составить некоторое общее цельное представление об объекте и позволяет выдвинуть гипотезу.

Например, анализ данных, имеющихся в отделе кадров, может привести к появлению гипотезы о том, насколько сильно влияет на текучесть кадров данного учреждения удаленность его от места жительства служащих.

3) Практически при каждом анкетном опросе, интервью используется анализ открытых вопросов. В этом случае также применяется анализ документов. Как это делается мы рассмотрим позднее.

Анализ документов

Документ - (лат. documentutm - доказательство, свидетельство) - специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Документальная информация - любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке, диске и т.д.

Как научный метод анализ содержания, начинает широко использоваться в социальных науках с 20 - 30-х г.г. XX в.

В США зарождение этого метода американские исследователи относят к началу XX века и выделяют несколько этапов:

  • 1. Период разнородного нестрогого частотного анализа содержания сообщений (конец 19 в. - 30-е г.г. XX в.).
  • 2. Период "классического" частотного контент-анализа, Г. Лассуэла, Б. Берельсона (40 - 50-е г.г. XX в.).
  • 3. Период усовершенствованных методик Ч. Осгуда и др., а также компьютерного контент-анализа Ф. Стоуна и др. (конец 50 - начало 60-х г.г. XX в.).

Первое применение качественно-количественный анализ содержания получил в сфере журналистики и литературоведении. При этом исследователи обычно подсчитывали площадь, занимаемую теми или иными разделами на страницах газет, либо частоту употребления в художественной литературе разных периодов определенных слов, частей речи.

Во время Второй Мировой войны анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения пропаганды в разных странах, а также в разведывательных учреждениях.

Накопленный методический и практический опыт аналитических исследований был подытожен в начале 50-х годов в книге Б. Берельсона "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". В ней автор дал свое определение этого метода, описал различные виды его употребления, наиболее распространенные категории и единицы, условия, необходимые для количественного анализа.

В 40 - 50-е года контент-анализ в США оформляется как междисциплинарный метод. Однако проблемы специфики его применения в различных науках, в том числе в соц. психологии, разрабатываются слабо.

В нашей стране в 20-е г.г. исследователи применяли качественно-количественный анализ документов в разнообразных формах:

  • - исследование содержания газет и писем читателей в редакцию (В.А. Кузьмичев, С.Б. Генгулов); документ информация текст
  • - изучение содержания политбесед, автобиографий, воспоминаний (Н.А. Рыбников, П.П. Блонский).

Однако методики качественно-количественного анализа содержания документов, применявшиеся в 20-е г.г., в целом нельзя назвать строгими. Таковыми они тогда еще не могли быть в силу объективного положения в эмпирических социальных исследованиях, методология которых только начинала складываться. В дальнейшем, в 30 - 50-е г.г., имели место лишь отдельные случаи качественно-количественного анализа документов.

С конца 60-х г.г. в развитии качественно-количественного анализа содержания документов в нашей стране начинается новый этап, который отличается более единообразным и упорядоченным подходом, разработкой на базе марксисткой методологии общих обоснованных требований к данному методу. Этот этап начался с критического знакомства с зарубежными разновидностями контент-анализа и собственных опытов использования аналогичной техники

Традиционный анализ - это совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов.

Таким образом, суть традиционного анализа заключается в углубленном логическом исследовании содержания документов, в прослеживании той позиции, которую занимал (-ет) автор документа, в обнаружении возможных "умолчаний", в оценке своеобразия авторского языка и стиля изложения.

В современных исследованиях анализ документов может применяться:

  • 1) как основной и единственный метод;
  • 2) в сочетании с другими методами;
  • 3) как вспомогательный метод обработки массивов данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью), а также уточнения этих данных.
  • 1) В качестве единственного метода анализ документов особенно практиковался в социологии в 20-х годах (У. Томас, Ф. Знанецки и др.), в настоящее время его часто называют биографическим методом. Основу этих исследований составляют исключительно и преимущественно личные, неофициальные документы (письма, дневники, биографии). Подобный метод используют в психологии, а также в области юриспруденции и криминологии, так как здесь особенно много подробных личных документов официального и неофициального характера (протоколы допроса, признания, приговоры, личные документы, биографии и т. п.).
  • 2) Но чаще всего анализ документов все же применяется в комплексе с другими методами. В данном случае он позволяет решать различные исследовательские задачи. Для этого крайне важно подбирать соответствующие документы. Чаще всего в исторических науках источником информации будут выступать официальные и неофициальные (главным образом архивные) документы, в которых содержатся необходимые сведения. В исследованиях, направленных на изучение мнений и установок, изучают личные документы и ответы на специально поставленные вопросы анкет и интервью. При исследовании внутренних характеристик отдельных людей или малых групп сочетают анализ ответов, на специально поставленные вопросы анкет/ интервью/тестов, а также изучение личных документов (писем, дневников, автобиографий).
  • 3) Практически при каждом анкетном опросе, интервью используется анализ открытых вопросов. В этом случае также применяется анализ документов.
  • 3 Анализ документов - совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Необходимо отметить, что документы становятся источником получения необходимой информации только тогда, когда исследователь уверен в их надежности.

Изучение продуктов деятельности - это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

Особенность данного метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или с размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.

Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельности - это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе отношений и ценностей человека.

В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности человека (сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др.).

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач.

При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т.е. о сдвигах в развитии личности.

Полученные исследователем представления о творческих возможностях и переживаниях испытуемого дают основание для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

Сочетание исследовательского метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом и другими методами дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности.

Большую информацию для анализа дают черновики испытуемого. Сопоставление черновиков с окончательным результатом деятельности может не только указать уровень, но и дать представление о самом процессе, способах и приемах достижения некоторого результата.

Таким образом, можно получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности.

Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

Владение методом анализа деятельности позволяет исследователю получить психологическую информацию об испытуемом, основываясь на умелом анализе его обычной работы, специальном подборе заданий.

При постоянном использовании данного метода можно получить как качественные, так и количественные, как содержательные, так и формальные характеристики трудовых умений, творческих способностей и т.п. у конкретного испытуемого в различные периоды и на протяжении ряда лет.

В какой-то степени все методы исследования в социальной работе, в конечном счете, направлены на анализ продуктов деятельности. В этом смысле данный метод исследования выступает как синтезирующий.

4 Появление термина контент - анализ (content-analisys) относится к концу XIX - началу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были предприняты первые попытки осуществить тематически точный анализ текстов (см. раб. Д. Спиида, Д. Уилкокса, Б. Мэттьюза, и др.).

Контент-анализ начинался как количественно-ориентированный метод анализа текстов для изучения массовых коммуникаций. Он был впервые применен в 1910 году социологом Максом Вебером чтобы определить охват прессой политических акций в Германии. Американский исследователь средств коммуникации Г. Лассуелл в 30-40-е годы использовал подобную методику для изучения содержимого пропагандистских сообщений военного времени.

В 1943 году А. Каплан увеличил фокус контент-анализа от статистической семантики (значения текстов) политических дискуссий до анализа значений символов (семиотики).

Итак. Контент-анализ(англ. content analysis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет

При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

  • · уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач;
  • · исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
  • · взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • · надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Затем исследователем производится:

  • 1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
    • · понятия, выраженные в отдельных терминах;
    • · темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
    • · имена, фамилии людей;
    • · события, факты и т. п.;
    • · смысл апелляций к потенциальному адресату.
  • 2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
    • · физическая протяженность текстов;
    • · площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
    • · число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
    • · длительность трансляции по радио или ТВ;
    • · метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
    • · количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  • · классификатор контент-анализа,
  • · протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа,
  • · регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  • · инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  • · каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа.

Ее основное предназначение - предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит:

  • · во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.)
  • · во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа).

Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сравнения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа.

Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

Что достигается по итогам контент-анализа? Контент-анализ используется во многих сферах, вот лишь немногие результаты которые вы можете, получит по его итогам:

  • · Пресс-индекс компаний и представителей - отношение количества публикаций об одной компании ко всем публикациям. Данный индекс необходим для сравнения pr-активности компаний;
  • · PR-охват - количество лиц, которые могли ознакомиться с публикацией, пресс-релизом. Этот показатель зависит от количества опубликованных статей и аудитории, тиража опубликовавших их СМИ;
  • · Оценка PR-бюджетов - это сумма денег, которые потратила на свою pr-компанию та или иная фирма. Рассчитывается на основе рекламных тарифов по каждому СМИ;
  • · Тематика публикаций, пресс-релизов - данный показатель по одной компании или по рынку в целом даст представление о том, кто что продвигает;
  • · Характер публикаций - оценивается как "конфликт", "позитив", либо "другое". Данная оценка позволяет выявить "дружественных" и "враждебных" авторов, СМИ;
  • · Рейтинг СМИ - характеризует популярность СМИ среди участников рынка. Чем больше статей об исследуемом рынке опубликовано в издании, тем выше его место. Данный показатель необходим для медиапланирования своей pr-кампании;
  • · Рейтинг авторов - это распределение авторов по количеству написанных ими публикаций об исследуемом рынке и т.д.

Контент-анализ - это метод количественного анализа текстовых документов, широко применяемый в социально-гуманитарных науках. Суть его заключается в том, чтобы с помощью подсчета смысловых единиц достоверно определить смысл и направленность конкретного текстового сообщения

В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на вопросы анкеты, дневники, письма, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной техники и специальных статистических программ. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период.

Второй шаг в процедуре контент-анализа - отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, названия, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания "модернизация экономики", "развитие малого бизнеса", "борьба за власть" и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но так же данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки

Завершается процедура контент-анализа количественным подсчетом полученных данных и вычислением средней арифметической оценки шкалы для каждого случая. Затем полученные средние оценки определенным образом ранжируются.

5 Выбор необходимых видов документов зависит от замысла и цели применения анализа документов. Нельзя начинать подборку документов до тех пор, пока не определена цель. Необходимый и достаточный круг документальных источников при проведении анализа документов определяется проблемой, целью, задачами исследования, а также - организационными, техническими и финансовыми возможностями исследователя.

При сборе информации из документальных источников исследователь должен придерживаться следующих правил:

  • 1. исключать информацию, которая взята из документов сомнительной надежности, или информацию, степень научной пригодности которой близка к нулю;
  • 2. использовать информацию исключительно из документального первоисточника или перепроверенных данных;
  • 3. рассматривать документальную информацию во взаимосвязи с другой информацией, надежность которой уже определена.

Первоначально следует проверить, какие из интересующих исследователя документов есть в наличии и доступны для обработки, а также, в каком они находятся состоянии. Очень часто даже официальные документы бывают составлены недобросовестно, бывают неполными по содержанию, устаревшими. Поэтому на этом этапе необходимо параллельно вести поиск новых, ранее неизвестных документов, содержащих необходимую информацию.

Перед началом исследования необходимо определить, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т. е. решить вопрос с выборкой.

Прежде всего, исследователь должен решить, какие источники могут наилучшим образом представить изучаемые характеристики объекта.

  • · Если все документальные источники информации имеют одинаково важное значение для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов.
  • · Если документы не равнозначны, то исследователь может обратиться к расслоенной выборке, отражающей качественные и количественные стороны источников информации.
  • · В некоторых случаях выбор источника информации может быть решен и с помощью экспертной оценки.

Характер выборки может определяться качественными или количественными критериями. В первую очередь это относится к средствам массовой коммуникации. Выборка может строиться в соответствии с такими количественными критериями, как тиражность газет и журналов.

При построении выборки в первую очередь следует определить, какой объем выборки позволит распространить полученные в ходе исследования результаты на генеральную совокупность с необходимой точностью. Необходимо убедиться, что выборке не присущи циклические колебания. Если исследователь не учтет такого рода колебания (например, в выборку попадут только субботние номера определенной газеты), то даже при хорошо составленной программе достоверность полученных данных будет искажена.

6 Методы анализа документальных источников делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные, качественные) и формализованные (качественно-количественные, из которых главным является контент-анализ).

Под традиционным, классическим анализом "понимается все многообразие, умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания.

Косвенно-количественный анализ используют для преодоления субъективности традиционного анализа, более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие массивы информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.

В зависимости от места нахождения исследователя относительно исследуемого объекта наблюдение подразделяется на два вида: включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее). При включенном наблюдении исследователь непосредственно включается в изучаемый социальный процесс, входит в изучаемую социальную среду, выполняет функции изучаемых им работников и анализирует происходящие в наблюдаемой группе события как бы изнутри.

При не включенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта и события, регистрируются со стороны без вмешательства наблюдателя в их ход

В зависимости от степени осведомленности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито).

В зависимости от степени формализации процедуры, то есть жесткости предписаний относительно того, что и как наблюдать, наблюдения делятся на свободные (бесструктурные) и стандартизированные (структурные). Свободное наблюдение характеризуется отсутствием жестко установленного предписания извне. Стандартизированное наблюдение отличается от свободного своей строгой регламентацией процедуры наблюдения, времени и избранного объекта.

По принципу регулярности во времени наблюдения делятся на систематические и эпизодические.

В зависимости от количества наблюдаемых объектов наблюдения делятся на сплошные и частичные.

По месту проведения и способу организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевые проводятся над реальными социальными группами и коллективами в естественных условиях их жизнедеятельности.

В чистом виде рассматриваемые типы наблюдений в конкретном социологическом исследовании не встречаются.

Опрос самый популярный метод сбора первичной информации. Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя с респондентом. Он позволяет исследователю имитировать любые ситуации для того, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о его реальных поступках в настоящем и прошлом, о планах и намерениях на будущее, о фактах конкретной деятельности, ее мотивах, результатах, субъективном состоянии, чувствах, склонностях, суждениях.

На практике чаще всего встречаются три разновидности опроса:

анкетирование, интервью и эксперт-опрос.

Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты, с помощью которой опосредуется взаимодействие исследователя и респондента. Он чаще всего используется для сбора информации о массовых социальных явлениях.

Интервью - метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опроснику. Опросник может содержать прямо поставленные вопросы, ответы на которые позволят получить непосредственную информацию об интересующем явлении, а также суждения о возможных вариантах решения проблемной ситуации.

Тест - задание стандартной формы словесного характера или в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности отдельных или совокупности социально-психологических свойств личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых.

проективные, позволяющие выявить наличие определенных социально-психических свойств данного человека; оценки, позволяющие провести относительные измерения способности, уровня развития и т.д.; профессиональности, позволяющие выявить степень готовности к определенной деятельности.

7 Документ - средство закрепления установленным способом с помощью специального носителя информации фактов, явлений, процессов объективной реальности и умственной деятельности.

Эта информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических или других знаков и символов, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.п

Главное их назначение - информировать о состоянии дел в основных сферах жизнедеятельности общества и регулировать отношения между отдельными индивидами, группами, сообществами, социальными институтами и т.д.

Документальные источники содержат уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Поэтому очень важно найти адекватные методы, которые бы позволили получить эту информацию с достаточной надежностью, качественно интерпретировать содержание документов согласно цели и задач исследования.

При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежней вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов.

Особую осторожность должен проявить исследователь при работе с личными документами, такими, как автобиографии, дневники, мемуары, письма и т. п. Вот несколько условий доверия к информации из личных документов.

8 Контент-анализ - это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содер­жания путем подсчета признаков, существенных для исследова­ния и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя:

выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. (единиц анализа);

статистическую обработку данных (по выделенным единицам счета).

Применение контент-анализа возможно в трех видах:

в качестве основного метода исследований;

как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;

в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами (самоотчёты, анкеты и т. п.).

Условия, при которых применение контент-анализа становится крайне необходимым:

  • 1 при требовании высокой степени точности и объективности анализа;
  • 2 при наличии обширного по объему несистематизированного материала;
  • 3 при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах;
  • 4 когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенностям изучаемого объекта, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы. Классификатор представляет собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета.

Категории анализа - это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определённые проблемы, идеи или темы. Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение к самому себе, к другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе.

Единицы анализа, или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определённой категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов разной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это гот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Единицы счёта - это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. Обычно используют два их варианта:

  • -частоту проявлений в тексте категории или признака;
  • -пропорцию представленности категории (её признака), илииначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, этоможет быть: сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицахили процентах), необходимое время произнесения и т. д.

Инструкция составляется для кодировщика (лучше в письменном виде, даже если им является сам исследователь) и содержит предельно чёткие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой ИЗ них, какого типа единицы счёта при этом используются.

Разработка классификатора заканчивается подготовкой кодировочной матрицы. Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. По вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.)- Середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

Пилотажное исследование, проведённое перед основной работой, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации индикаторов их присутствия в тексте.

Главные ошибки, допускаемые кодировщиком:

пропуск тех или иных единиц анализа;

фиксация того, чего нет на самом деле, - это может быть связано с некачественной инструкцией, с недостаточной умелостью кодировщика, с отсутствием его внимательности, терпения или добросовестности.

3. Этап обработки данных. Его содержание определяется целью исследования, количеством кодировочных матриц. Могут использоваться частотные или процентные распределения единица анализа, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д. В случае большого массива данных используют специальные математико-статистические способы обработки данных контент-анализа. В конце работы проводят формулирование практических выводов и рекомендаций, составляется отчет.

Кодирование - это критический этап в процессе проведения контент-анализа. В схеме кодирования для контент-анализа есть два основных элемента: разработка схемы кодирования и разработка руководства к кодированию

Схема кодирования - это форма, в которую будут вноситься все данные, которые относятся к кодируемой статье.

Руководство по кодированию, которое иногда называют словарем контент-анализа - это набор инструкций для кодировщиков, посредством которых определяются категории, которые впоследствии используют для классификации текстов; это правила, которые определяют, как будет классифицирован текст. Это руководство включает: перечень всех параметров; разные категории, которые относятся к каждому параметру; буквы или цифры, (то есть, коды), соответствующие каждой категории; руководство, в котором указано, что относится к каждому параметру; определения, или правила, которым необходимо следовать при распределении слов по категориям, а также любые факторы, которые необходимо учитывать, принимая решение о том, как присваивать параметру определенный код. Руководство по кодированию - важный документ, потому что он предоставляет кодировщикам полный перечень всех категорий для каждого кодирующегося параметра, а также правила интерпретации этих параметров. При составлении схемы кодирования для контент-анализа существует несколько потенциальных угроз.

Дискретные параметры. Убедитесь в том, что выбранные вами параметры четко отделены друг от друга. Между ними не должно существовать концептуального или эмпирического пересечения. Например, правила кодирования могут понадобиться для того, чтобы разграничить существительное "менеджмент" (управленческий персонал фирмы) от "менеджмент" (процесс управления инновациями).

Взаимоисключающие категории. Убедитесь в том, что категории, которые относятся к одному параметру, не пересекаются. Если категории не являются взаимоисключающими, то кодировщики будут не уверены в том, как кодировать каждую отдельную единицу анализа. Исчерпывающее описание. По каждому параметру кодировщики должны располагать всеми возможными категориями.

Четкие инструкции. Кодировщики должны иметь четкое представление о том, как интерпретировать то, что подразумевается под каждым параметром, и какие факторы принимать во внимание при присвоении кода каждой категории. Иногда сделать это весьма непросто. Автономия кодировщиков в отношении произвольного распределения единиц анализа по категориям должна быть сведена к минимуму.

Чтобы повысить качество схемы кодирования, желательно протестировать более ранние версии схемы. Тестирование позволит выявить трудности в применении схемы кодирования, например, такие, как неопределенность при категоризации определенного параметра или отсутствие кода, который мог бы соответствовать конкретному случаю.

Надежность кодирования - еще одна потенциальная область интереса. Кодирование должно выполняться последовательно и согласованно.

Как и в случае структурированного наблюдения, в ходе кодирования должно быть достигнуто согласие среди кодировщиков (коэффициент согласия среди кодировщиков) и каждый кодировщик должен быть последовательным и устойчив в этом процессе, проводя исследования в разное время (коэффициент устойчивости кодирования).

Основная часть тестирования схемы кодирования - это проверка уровня согласия среди кодировщиков, и, если позволяет время - уровня устойчивости самого процесса кодирования.

Документы можно классифицировать по разным основаниям . При этом главным критерием является форма, в которой фиксируется в нем информация, и его достоверность. Именно от формы документа зависит, для каких целей он может быть использован.

В зависимости от способа фиксации информации различают :

Письменные документы - все виды печатной и рукописной продукции. Например, книги, письма, пресса, статистические и другие фактографические издания и т.п.;

Фонетические, т.е. рассчитанные на слуховое восприятие (радио, граммофонные, магнитофонные, лазерные и компьютерные аудиозаписи);

Иконографические документы, т.е. воспринимаемые визуально (видео, фото, кинодокументы, картины, гравюры и т.п.).

В зависимости от статуса источника документы делятся на :

Неофициальные, т.е. такие, которые созданы отдельными лицами и не являются официальными. Иначе они называются еще документами личного происхождения (в отличие от личных документов, которые, как правило, являются официальными и удостоверяют личность их владельца). К ним относятся личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что фиксируется частными лицами по собственной инициативе;

Официальные документы создаются юридическими или официальными (должностными) лицами государственных или общественных организаций и оформляются, и удостоверяются надлежащим образом. Например, в учреждении к официальным документам относятся: 1) текущая, входящая и исходящая документация; 2) документы периодической отчетности - месяч- ные, квартальные, годовые справки, отчеты; 3) ведомости; отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими; 4) архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения мотивации создания документы делятся на:

Спровоцированные (заданные), т.е. такие, которые появились как результат выполнения каких-либо заданий. Например, сочинения школьников на заданную тему, видеоролики, при- сланные на конкурс «Сам себе режиссер», отклики (письма, телефонные звонки) на какой-либо конкурс и т.п.;

Неспровоцированные (самопроизвольные) документы, созданные вне зависимости от каких-либо стимулов. К ним относятся все документы личного происхождения. Письма и обращения в различные инстанции, СМИ, личная переписка, дневники, мемуары, заметки на полях книг и т.п.

По критерию опосредованности документы бывают:

Первичные, созданные непосредственным участником или очевидцем события (для неофициальных документов), или основополагающие официальные (государственные законы, приказы и т.п.);

Вторичные документы создаются на основе обобщения первичных. К ним относятся обзоры, реферативные издания, аналитические справки и т.п.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов:

♦ качественный анализ , который называют еще традиционным;

♦ количественный анализ, который по международной классификации именуют контент-анализом.

Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и из­ложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограни­чение - возможность субъективных смещений информации, обу­словленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осоз­наваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяют­ся методики формализованного анализа текстов.

Контент-анализ (англ. content analysis - анализ содержания) - количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей со держательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деятелей, названия партий и движений, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.).

1. построение и обоснование выборочной совокупности источников текстовой информации;

3. определение единиц анализа – деление категорий анализа на более дробные понятия;

4. выделение единиц счета – окончательное дробление единиц анализа, т.е. появляются именно те элементы, которые будут искаться исследователями в тексте;

5. построение таблиц-кодификаторов, содержащих все категории анализа и соответствующие единицы анализа сета;

6. занесение данных в таблицы кодировки;

7. проведение перекрестного контроля за ходом исследования;

8. промежуточный подсчет результатов по видам документов;

9. окончательный анализ и выводы.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

- объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;

- систематичность анализа объекта исследования - выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;

- репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;

- правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Объектом контент-анализа могут быть экземпляры книг, пла­катов или листовок, номера газет, фильмы, публичные выступле­ния, теле- и радиопередачи, общественные и личные документы, журналистские интервью, ответы на открытые вопросы анкет и др.

К достоинствам контент-анализа следует отнести то, что он показывает, что происходит, как часто, при каких обстоятельствах; дают широкие возможности для сравнения. К недостаткам - сложность определения соответствия реальным тенденциям; зависимость результатов от источника информации.

2) Анализ и обработка результатов социологического исследования

Социологическое исследование завершается анализом и обработкой полученных данных, получением эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций.

Этап анализа представляет собой соотнесение полученной информа­ции об изучаемом объекте с уже имеющимся объемом знаний о нем. Со­держание и цель этапа анализа заключается в том, чтобы объяснить смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в одну систему.

Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исселедований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, факторный анализ. Качественными метода­ми анализа и обобщения являются типологизация, моделирование и создание теорий. Обработка данных включает в себя:

1. Редактирование и кодирование информации с целью унификации и формализации информации, полученной в ходе исследования.

2. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Необходимо провести обратную процедуру - перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

3. Статистический анализ - самый важный этап в процессе анализа социологических данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы.