Какие договоры могут заключать госучреждения без госконтракта. Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте? Порядок заключения государственного контракта

С. В. Манохова , редактор журнала

В прошлом номере журнала мы писали о порядке размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд в форме электронного аукциона . Теперь поговорим о других способах размещения заказа, возможной ответственности поставщика, заключившего государственный (муниципальный) контракт (в частности в случае нарушения срока поставки товаров, а также поставки товаров ненадлежащего качества).

В соответствии со ст. 10 Закона о госзакупках заказы на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд размещаются заказчиком (государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, казенными и бюджетными учреждениями):

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Размещение заказа путем проведения конкурса

Если товары, являющиеся объектом госзакупки, целесообразно сравнить не только по цене, но и по другим качественным характеристикам (критериям) (при этом они не входят в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее – Перечень )), заказ может быть размещен в форме конкурса. Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) на участие в конкурсе (п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках ). Все требования к товару (качеству, техническим и функциональным характеристикам, их безопасности, размерам, упаковке, отгрузке товара, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара и иным показателям) заказчик устанавливает в конкурсной документации (п. 1 ст. 22 Закона о госзакупках ).

Кстати, заказчик не вправе включать в нее дополнительные требования к производителю товара и к участнику размещения заказа (если только возможность установления таких требований не предусмотрена Законом о госзакупках ). В частности, в конкурсной документации не должны содержаться требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы, к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта (п. 2.1 ст. 22 Закона о госзакупках ).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках ).

Так же как и аукцион, конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик размещает заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну.

Пунктом 3 ст. 20 Закона о госзакупках предусмотрено, что взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе (за исключением платы за предоставление конкурсной документации в отдельных, установленных законом случаях) не допускается. В то же время заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Размер такого обеспечения в общем случае не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта, а если участник размещения заказа – субъект малого предпринимательства – 2% начальной (максимальной) цены контракта (размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления денежных средств указываются в конкурсной документации). В случае если торговая организация участвовала в конкурсе, но не стала его победителем, данное обеспечение будет ей возвращено в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Кроме того, в конкурсной документации может быть установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления. Размер этого обеспечения не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта. В случае если начальная цена превышает 50 млн руб., размер обеспечения устанавливается в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена его выплата), а в случае, если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, – в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса). Особое внимание торговые организации должны обратить на критерии оценки заявок на участие в конкурсе (эти критерии также отражаются в конкурсной документации).

Определение лучших условий исполнения контракта

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет их по цене, а также по иным критериям, указанным в конкурсной документации. Это могут быть (п. 4 ст. 28 Закона о госзакупках ):

  1. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  2. расходы на эксплуатацию товара;
  3. расходы на техническое обслуживание товара;
  4. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  6. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Правила оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 . В соответствии с их нормами значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100 (п. 4 ). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев. Как уже отмечалось выше, один из них – цена контракта (его значимость не может быть менее 35%). Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. Для оценки заявки рассчитывается итоговый рейтинг путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость (п. 6 , 7 , 11 Правил оценки заявок ).

Таким образом, конкурсной комиссией на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта (набравшей наибольший итоговый рейтинг), присваивается первый номер (п. 8 ст. 28 Закона о госзакупках ). Все участники торгов могут ознакомиться с оценками и сопоставлениями заявок на участие в конкурсе на официальном сайте в сети Интернет на следующий день после подписания протокола. При этом любой участник конкурса вправе направить заказчику запрос о разъяснении результатов конкурса, а в случае несогласия с объявленными результатами – обжаловать их.

По истечении 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с победителем заключается контракт. В случае если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Способ обеспечения исполнения контракта из указанных выше определяется таким участником конкурса самостоятельно. В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней со дня заключения с ним контракта (ст. 29 Закона о госзакупках ).

Размещение заказа без проведения торгов

Запрос котировок

Если цена контракта не превышает 500 000 руб., заказчик может размещать заказ путем запроса котировок цен товаров (п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках ). При этом он не вправе размещать заказ на поставку товара названным способом, если предметом контракта выступают одноименные товары на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала .

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 42 Закона о госзакупках).

Коротко опишем ход данной процедуры. Не менее чем за 7 рабочих дней (при размещении заказа на поставку товаров на сумму, не превышающую 250 000 руб., – не менее чем за 4 рабочих дня) до дня истечения срока представления котировочных заявок заказчик размещает на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса (п. 1 ст. 45 Закона о госзакупках ). Одновременно с этим заказчик может направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Если торговая организация претендует на заключение государственного (муниципального) контракта, она должна подать котировочную заявку. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, рассматривает их на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает поданные заявки. Победителем признается участник размещения заказа (при условии, что заявка отвечает всем требованиям), в заявке которого указана наиболее низкая цена товаров. Таким образом, в отличие от аукциона, который проводится путем снижения начальной (максимальной) цены, торговая организация – участник размещения заказа при его размещении путем запроса котировок может предложить свою цену только один раз. При предложении низкой цены товаров несколькими участниками победителем в проведении запроса котировок признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников (ст. 47 Закона о госзакупках ). Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подав-ших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложения о наиболее низкой цене товаров и другие сведения. На основании протокола выявляется победитель запроса котировок. Не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола может быть заключен государственный (муниципальный) контракт.

Размещение заказа у единственного поставщика

Если цена контракта не превышает 100 000 руб. (величины предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке ), заказчик вправе вообще не проводить торги и разместить заказ у единственного поставщика (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках ). В пункте 2 названной статьи перечислены и другие случаи, когда заказ может размещаться указанным образом. Например, если осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов и иных аналогичных фондов (пп. 3 п. 2 ст. 55 ); если представлена только одна заявка на участие в конкурсе (аукционе); если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), признан участником конкурса (аукциона); если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся (пп. 8 – 11 п. 2 ст. 55 ).

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (п. 1 ст. 55 Закона о госзакупках ).

Для наглядности представим способы размещения заказов и их основные характеристики в таблице.

Способы размещения заказа на поставку товаров для нужд заказчиков:

Способ
размещения
заказа

Сумма заказа

Примечание

Аукцион (закрытый, открытый, в том числе в электронной форме)

Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб. Если предметом госзакупки выступают товары, поименованные в Перечне, проводится открытый аукцион в электронной форме

Конкурс (закрытый, открытый)

Нет ограничений по начальной цене контракта

Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб.

Запрос котировок

Не более 500 000 руб. (п. 2, 3 ст. 42 Закона о госзакупках)

Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках, за исключением случаев, предусмотренных п. 5, 6 ст. 42 и гл. 5 Закона о госзакупках

У единственного поставщика

Не более 100 000 руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках)

Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках, а также в иных случаях, указанных в п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках

Ответственность поставщика по государственному контракту

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи. В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ к нему применяются правила о договоре поставки, урегулированные § 3 «Поставка товаров» ГК РФ , специальные правила, предусмотренные § 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» ГК РФ , а также иными законами. К ним относятся федеральные законы от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» , от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» , от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее – Закон о государственном материальном резерве ).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ ). Законом о госзакупках предусмотрены определенные меры ответственности за нарушение договорных обязательств для обеих сторон сделки. В частности, согласно п. 9 ст. 9 названного закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом (например, обязательства оплатить товар), другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) . Размер такой неустойки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства). Кстати, заказчик избежит ответственности, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Мы же в данной статье сделаем акцент на поставщике товаров. Какие меры ответственности могут быть применены к нему?

В соответствии с в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, установленного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Как и в предыдущем случае, начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Однако размер такой неустойки устанавливается контрактом. Немаловажное условие: он не может быть менее 1/300 действующей на день ее уплаты ставки рефинансирования (). При этом в целях реализации данных мер ответственности контракт должен содержать указание на основания применения ответственности и порядок определения размера неустойки (штрафа, пени) (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 № ИА/19716 ).

Нарушение срока поставки

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ ). По факту применения этой нормы, а также п. 11 ст. 9 Закона о госзакупках сформирована обширная арбитражная практика. Как правило, если доказан факт нарушения продавцом срока поставки товаров, судьи признают правомерным применение штрафных санкций. При этом они нередко снижают сумму неустойки, если считают, что ее размер несоразмерен последствиям нарушения условий контракта (см., например, Постановление ФАС ДВО от 27.02.2012 № Ф03-7188/2011 ).

Для справки

Пунктом 2 ст. 16 предусмотрена специальная имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва. В частности, за недопоставку материальных ценностей в государственный резерв поставщик уплачивает штраф в размере 50% стоимости недопоставленных материальных ценностей. За просрочку поставки материальных ценностей с поставщика взыскиваются пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств.

Поставка товаров ненадлежащего качества

Качеству товаров, поставляемых по государственному (муниципальному) контракту, должно уделяться особое внимание. Как уже отмечалось выше, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 – 522 ГК РФ ). В свою очередь, в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ к договору поставки товаров применяются положения, предусмотренные § 1 гл. 30 «Общие положения о купле-продаже» ГК РФ ,если иное не предусмотрено правилами того же кодекса о договоре поставки товаров. Статьей 475 ГК РФ установлены последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, кроме того, покупатель вправе вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Приведем примеры отдельных судебных процессов, в которых у госзаказчиков возникли претензии к качеству поставляемой продукции.

Постановление ФАС ДВО от 18.04.2011 № Ф03-1191/2011 . Поставленный товар (смесь сушеных фруктов)при поступлении к месту назначения был подвергнут обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, по результатам которого установлено несоответствие его качества требованиям государственного контракта. На этом основании суд пришел к выводу, что госзаказчик вправе отказаться от поставленного ему товара и у него отсутствует обязательство по его оплате (сработало правило, в соответствии с которым покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (абз. 2 п. 2 ст. 475 ГК РФ )).

Таким образом, поставка некачественного товара может быть расценена госзаказчиком как неисполнение обязательства , предусмотренного контрактом, которое приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. При таком положении дел заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон или в судебном порядке и потребовать от поставщика возмещения убытков, а также привлечь его к ответственности в соответствии с п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках (такие пояснения были даны в Письме Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 № Д22-588 ). В то же время госзаказчик вправе расценить действия поставщика, поставившего некачественный товар, как ненадлежащее исполнение обязательства , предусмотренного контрактом, которое не приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. В этом случае заказчик может принять такой товар и потребовать от поставщика возмещения причиненных ему убытков, и также привлечь его к ответственности.

Еще один пример – Постановление ФАС УО от 05.03.2012 № Ф09-542/12 . В соответствии с условиями государственного контракта при несоответствии качества поставляемой продукции (мазута) его требованиям поставщик обязан за свой счет в месячный срок заменить бракованный товар на доброкачественный (напомним, что в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 475 ГК РФ покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору). При этом поставка некачественного товара не засчитывается в выполнение обязательств по контракту. Условием контракта предусмотрена ответственность поставщика в случае поставки продукции не соответствующей по своему качеству, ассортименту условиям, указанным в контракте, в виде уплаты государственному заказчику неустойки в размере 5% стоимости бракованной продукции. При этом уплата неустойки (штрафа) не освобождает поставщика от выполнения принятых обязательств по поставке товара.

Другой пример. Продавец с нарушением установленного срока произвел в рамках госконтракта поставку реанимобилей (современных автомобилей скорой медицинской помощи), которые не соответствуют условиям контракта и требованиями ГОСТов (Постановление ФАС СЗО от 25.07.2011 № А56-32612/2010 ). В соответствии с условиями контракта просрочка поставки товара влечет за собой выплату пеней в размере 0,5% за каждый день просрочки от стоимости недопоставленного товара, ненадлежащее исполнение обязательств наказывается штрафом в размере 0,5% от суммы контракта. Кроме того, предусмотрены дополнительные санкции за поставку товаров без документов, подтверждающих качество товаров, – в виде пени в размере 0,5% от стоимости такого товара. В итоге размер неустойки по данному контракту составил 3,5 млн руб. Такой большой размер штрафных санкций суд посчитал обоснованным, так как предполагаемый к поставке товар является социально значимым.

Для справки

Пунктами 5 – 7 ст. 16 Закона о государственном материальном резерве предусмотрена специальная имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва. В частности, за поставку непригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта товаров поставщик уплачивает штраф в размере 20% их стоимости. За поставку в государственный резерв немаркированных (ненадлежаще маркированных) материальных ценностей либо поставленных в ненадлежащей таре поставщик уплачивает штраф в размере 5% стоимости указанных материальных ценностей. Кроме того, поставщик обязан в течение месяца заменить забракованные товары, тару, восстановить (исправить) маркировку. При обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, заложенных в государственный резерв, поставщик несет имущественную ответственность независимо от времени поставки материальных ценностей в государственный резерв и времени обнаружения указанных дефектов (при условии соблюдения установленных режимов хранения этих материальных ценностей).

Еще один интересный, на наш взгляд, процесс слушался в уральском округе (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2010 № А60-12036/2010-С2 , постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по тому же делу, ФАС УО от 21.12.2010 № Ф09-9903/10-С3 , Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2011 № А60-12036/2010-СР ). По результатам аукциона между заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен госконтракт на поставку мясных консервов в количестве 300 000 кг, по цене 98,19 руб. за кг на сумму 29 457 000 руб. По результатам проверки образцов консервов первая поставленная партия товара была полностью забракована в связи с ее несоответствием требованиям качества. ИП отказался от замены товара и предложил расторгнуть договор. По соглашению сторон контракт был расторгнут. Позднее государственный заказчик заключил контракт на поставку того же количества консервов с поставщиком, участвовавшим в аукционе и предложившим предпоследнюю цену. Контракт заключен по цене 99,09 руб. за кг на сумму 29 727 000 руб. В связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем обязательств по контракту госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании с предпринимателя штрафной неустойки за неисполнение обязательств по поставке товара (в соответствии с условием договора – 20% от непоставленной продукции или 5 891 400 руб.) и убытков в виде разницы в цене, которую пришлось после расторжения первоначального контракта заплатить другому поставщику (270 000 руб.). Судом признано обоснованным взыскание с ответчика убытков в указанной сумме. Что касается правомерности взимания неустойки, мнение суда менялось. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что, поскольку неустойка представляет собой один из способов обеспечения обязательства и вид гражданско-правовой ответственности за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение (ст. 330 ГК РФ ), при прекращении самого обязательства договорная не-устойка взысканию не подлежит, и освободили тем самым предпринимателя от уплаты огромной суммы. Суд кассационной инстанции с таким видением ситуации не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Вывод арбитров Свердловской области после нового рассмотрения был прямо противоположный: расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавши-еся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Таким образом судьи признали взыскание неустойки правомерным.

Ключевой момент

Расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Справедливости ради отметим, что заявленный истцом размер неустойки за непоставленную продукцию судом был признан несоразмерным, в связи с этим он усмотрел возможность ее уменьшения до 589 140 руб.

Заключение государственного (муниципального) контракта – заманчивая перспектива для многих производителей и торговых организаций, которая может решить проблему сбыта продукции. Однако поставка товаров для государственных нужд налагает на продавцов большую ответственность: государственный (муниципальный) контракт в обязательном порядке содержит условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательства. Как правило, это не одно, а целый ряд указаний на основания применения ответственности. Таким образом, перед тем как принять решение об участии в аукционе, конкурсе, проведении запроса котировок, организация должна трезво оценить свои силы и возможности, внимательно изучить конкурсную документацию о требованиях, предъявляемых к товарам. Ну а если в силу различных причин организация торговли, заключившая госконтракт, стоит перед фактом необходимости уплаты договорной неустойки, она может попытаться снизить ее размер в суде.

Внимание: заявление ответчика (торговой организации) о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81 ). Если организация при рассмотрении дела судом первой инстанции заявила о явной несоразмерности не-устойки последствиям нарушения обязательства и представила соответствующие доказательства, однако суд первой инстанции ее размер не снизил либо снизил, но стороны не согласны с этой суммой неустойки, суд апелляционной инстанции по жалобе соответствующей стороны решает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения. Что касается суда кассационной инстанции, он не вправе снизить (увеличить) размер взысканной (сниженной судом) неустойки, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение. Однако суд кассационной инстанции по жалобе кредитора может довзыскать неустойку, если она была снижена судом по собственной инициативе в отсутствие соответствующего заявления ответчика.

См. статью «Поставка товаров по государственному контракту: организационные моменты».

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

Для определения одноименности товаров Минэкономразвития был издан Приказ от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2011 № Д28-659).

Установлена Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

О правовой стороне неустойки см. статью М. О. Денисовой «Условия договора не соблюдены: применение обеспечительных мер», № 2, 2012.

Правила ст. 333 ГК РФ предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

По-порежнему остаются актуальными вопросы: «Что такое госконтракт?», «Как правильно его составить?», « Какие положения он должен содержать?» , «Каков порядок его заключения и изменения?». На эти и другие вопросы лишь частично дает ответы ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). В данной статье попытаемся разобраться в правовых особенностях контракта и в специфике возникающих контрактных отношений.

Итак, по итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 п од государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия , поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

О тличительной чертойгосконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность (направленность) – закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.


Особенности государственного и муниципального контракта

    В роли государственного (муниципального) заказчик а, в соответствии со ст. 4 ФЗ № 94, выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru .

    В качестве участников размещения заказов могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, признанные победителями торгов, запроса котировок, удовлетворяющие требованиям, установленным законодательством, а также физические или юридические лица, с которыми контракт заключается как с единственным поставщик ом.

    Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 94 порядке.

    Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 94.

Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчик а, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

1. Преамбула содержит информацию о :

Месте и дате составления контракта (договора);

Сторонах по контракту (договору): наименование сторон, фамилии, имена, отчества и должности подписывающих контракт лиц, ссылка на их полномочия, представленные учредительными документами, приказами или доверенностью;

Номере и дате протокола о результатах проведения закупки.

2. Предмет контракта (договора) - это материальный или нематериальный объект (товары, работы, услуги), по поводу которого складывается гражданское правоотношение, т. е. заключается контракт.

3. Цена контракта (договора) и порядок расчетов:

В связи с тем, что заключаемый контракт (договор) является возмездным, важным элементом содержания такого контракта (договора) является наличие в нем цены и порядка расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Отсутствие сведений о цене может привести к признанию контракта (договора) недействительным.

В структуру цены контракта (договора) помимо стоимости непосредственно самих закупаемых товаров (работ, услуг), как правило, включаются расходы на доставку, разгрузку, налоги, сборы, пошлины и др. обязательные платежи.

Стоимость товаров, работ, услуг, иными словами, цена контракта определяется итоговым протоколом по закупке - протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколом подведения итогов по открытому аукциону в электронной форме и протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Согласно ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 ФЗ № 94.

Порядок расчетов определяется заказчиком самостоятельно, в связи с этим может предусматривать предоплату, аванс, оплату поэтапно, по окончании срока действия контракта (договора) или иной порядок выплаты.

4. Права и обязанности сторон: контракт (договор) является двусторонним, соответственно, поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик имеют друг перед другом определенные права и обязательства по его исполнению.

5. Срок исполнения контракта (договора) и порядок приемки. Срок исполнения контракта - это срок, в который по согласованию сторон и в предусмотренные контрактом (договором) временные периоды поставщик (подрядчик, исполнитель) должен поставить заказчику товар (выполнить работу, оказать услугу).

Порядок осуществления приемки заказчиком поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте (договоре).

6. Ответственность сторон - правила, в соответствии с которыми в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязательств каждая из сторон контракта (договора) несет ответственность в виде различного рода санкций.

7. Срок действия. Порядок изменения и расторжения контракта. В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

8. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг контракт (договор) наряду с перечисленными выше положениями может содержать дополнительно разделы:

- Гарантийные обязательства.

- Форс-мажорные обстоятельства.

- Прочие условия.

Также государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, как правило, содержит различные приложения:

    техническое задание (подробно излагается наименование работ, услуг, а также товар, с помощью которого эти работы должны быть выполнены, а услуги, соответственно, оказаны;

    спецификация (качественные и количественных характеристики товаров и т. д.);

    календарный план (график) исполнения контракта (договора);

    протокол соглашения о цене контракта (договора);

    график осуществления оплат (в случае необходимости);

    и другие необходимые приложения.

Техническое задание отражает содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания выполнения работ. Разбивка выполнения работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В данном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения от выполнения работ могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий к исполнителю, подрядчику.

Сроки заключения контракта (договора)

Сроки, отведенные для заключения контракта (договора), наряду с ФЗ № 94 регламентированы ч. 2 ГК РФ (параграф 4 гл. 30 и параграф 5 гл. 37). Участник, с которым заключается контракт (договор) по закупке, обязан подписать его в установленные документацией (извещением) сроки.

Форма размещения заказа

Не ранее

Не позднее

Открытый конкурс

чем через 10 дней после дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок

20 дней

Открытый аукцион

чем через 10 дней после дня подписания протокола аукциона

20 дней после подписания данного протокола

Запрос котировок

чем через 7 дней после дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

20 дней после подписания данного протокола

Открытый аукцион в электронной форме

чем через 10 дней со дня размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме

13 дней после подписания данного протокола

Отказ от заключения контракта (договора)

На практике решение об отказе от заключения контракта (договора) может принять как заказчик, так и участник. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта только на основаниях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9 ФЗ № 94, а именно в случае установления факта:

    проведения ликвидации участников размещения заказов;

    приостановления деятельности участников размещения заказа;

    предоставления участникам размещения заказа заведомо ложных сведений;

    нахождения имущества участников размещения заказа под арестом, наложенным по решению суда, вступившему в силу, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 20 % балансовой стоимости активов участников;

    наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

Каких-либо иных законных причин отказа от заключения контракта (договора) у заказчика нет.

Участник, с которым должен быть заключен контракт (договор) по результатам проведения закупки, не вправе отказаться от его заключения. Однако зачастую потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, не всегда осознавая объем возлагаемой на них ответственности за подобный отказ, все же к нему прибегают. Отказ от заключения контракта (договора) по инициативе участника чаще всего происходит в двух формах:

- уклонение от заключения контракта (договора) без предварительного объяснения причины;

- письменный отказ от заключения контракта (договора). Участник незамедлительно уведомляет о принятом решении заказчика и оформляет письмо об отказе от заключения контракта (договора).

В обоих упомянутых выше случаях заказчик вправе принудить такого недобросовестного участника к заключению контракта (договора), обратившись с иском в арбитражный суд с данным требованием , а также может потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (договора).

В качестве санкции за отказ от заключения контракта сведения о таком уклонившемся от заключения контракта (договора) участнике, в соответствии с требованиями ч. 5. ст. 19 ФЗ № 94 и Постановлением Правительства № 292 от 15.05.2007 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков», должны быть в обязательном порядке направлены заказчиком в ФАС для включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

После оформления протокола отказа от заключения контракта с победителем по закупке заказчик согласно положениям ФЗ № 94 обязан заключить контракт с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта либо заявке которого присвоен второй номер, а в случае открытого аукциона в электронной форме - с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий.

Изменение условий контракта (договора)

Одной из важнейших составляющих контракта (договора) является цена . Законом предусмотрено, что цена контракта (договора) может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом (договором) количества поставляемых товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (договора) (ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94).

Ряд условий контракта не подлежит изменениям в связи с прямым запретом, указанным в ч. 5 ст. 9 ФЗ № 94, на изменение существенных условий контракта (договора) как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения, причем не только в одностороннем порядке, но и по соглашению сторон.

ФЗ № 94 предусмотрена возможность внесения изменений в уже заключенный контракт (договор) по результатам проведения торгов или без их проведения в следующих случаях:

1. В ходе исполнения контракта (договора) заказчик по открытому конкурсу и открытому аукциону в электронной форме имеет право изменить объем поставляемых товаров, работ, услуг (см. ниже) в пределах 10 % от общего числа, если такая возможность была предусмотрена конкурсной или аукционной документацией (ч. 6 ст. 9 ФЗ № 94). К таким товарам, работам, услугам относятся:

    научно-исследовательские работы;

    опытно-конструкторские или технологические работы;

    аварийно-спасательные работы;

    реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

    оказание медицинских услуг;

    аудиторские услуги.

При этом общая начальная (максимальная) цена контракта изменяется пропорционально объему таких товаров.

2. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее чем три года составляет более 10 млдр руб ., то выполнение данного контракта (договора) без изменения цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. Такая цена может быть изменена решением Правительства РФ (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ № 94).

3. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ составляет более 1 млрд руб . и срок исполнения указанного контракта составляет не менее чем три года, то цена такого контракта (договора) может быть изменена на основании закона субъекта РФ (ч. 6.3 ст. 9 ФЗ № 94).

4. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для муниципальных нужд составляет более 500 млн руб . и срок исполнения обязательств по данному контракту (договору) составляет не менее трех лет, цена такого контракта может быть изменена на основании решения представительного органа местного самоуправления.

5. При этом законом не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником исполнителя по такому контракту (договору) вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 ФЗ № 94).

6. В случае изменения, в соответствии с законодательством РФ, регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании ч. 1 или ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, обязан изменить цену такого контракта (договора) соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

7. При заключении контракта (договора) по результатам проведения открытого конкурса или открытого аукциона в электронной форме заказчик по согласованию с участником размещения заказа вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта (договора) , предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (договора), если данное требование предусмотрено конкурсной или аукционной документаией (ч. 6.5 ст. 9 ФЗ № 94).

8. По согласованию с поставщиком заказчик вправе изменить цену контракта (договора) пропорционально объему указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или объему указанной части работ (услуг), но не более чем на 10 % (ч. 6-6.6 и 8.1 ст. 9 ФЗ № 94). При этом следует иметь в виду, что заказчик может изменить в пределах 10 % указанные в контракте объемы лишь при соблюдении в совокупности следующих условий:

    возможность таких изменений должна быть предусмотрена конкурсной или аукционной документацией;

    внесение таких изменений возможно лишь на этапе исполнения контракта, т. е. после его подписания обеими сторонами.

9. В случае перемены заказчика по контракту (договору) права и обязанности по такому контракту (договору) переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях (ч. 6.6 ст. 9 ФЗ № 94).

10. При расторжении контракта (договора) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту, в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 ФЗ № 94, заказчик вправе заключить контракт с участником, с которым в соответствии с законом заключается контракт при уклонении победителя торгов, при условии:

    с огласия участника размещения заказа, занявшего второе место;

    е сли обстоятельства заключения контракта соответствуют тем, которые были прописаны в аукционной, конкурсной документации или спецификации, приложенной к запросу котировок и заявке поставщика, которой присвоен второй номер, в том числе цена за единицу.

При этом объем контракта может быть уменьшен пропорционально объему, выполненному победителем, с соответствующей корректировкой цен.

Расторжение контракта (договора)

Под расторжением контракта понимается прекращение установленных контрактом обязательств в пределах срока действия контракта без создания между сторонами новых обязательств. Документом, подтверждающим прекращение действия контракта (договора), как правило, является с оглашение о расторжении.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение контракта (договора) допускается только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

1. Контракт (договор) на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг может быть расторгнут по соглашению обеих сторон системы размещения госзаказа. Предложение о расторжении контракта (договора) оформляется в форме официального письма, которое подписывается руководителем организации заказчика и направляется в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя). Обязательным условием при составлении данного предложения является указание оснований, которые легли в основу принятия такого решения. В случае получения согласия на расторжение контракта заказчиком составляется Соглашение о расторжении контракта (договора). Вследствие получения отказа на поступившее предложение или неполучения ответа в указанный срок требование о расторжении контракта (договора) может быть направлено в суд.

2.Контракт может быть расторгнут по решению суда, если одна из его сторон существенно нарушила требования контракта (договора). Вследствие указанных действий одна из сторон контракта (договора) несет существенный ущерб, в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта (договора).

Принимая решение обратиться в суд, заказчику следует уточнить, требуется ли соблюдение претензионного порядка разрешения спора. Если стороне, изъявившей желание расторгнуть контракт (договор), необходимо соблюдение претензионного порядка, то ей нужно предварительно обратиться к другой стороне контракта (договора), направив ей соответствующую претензию в письменной форме, с предложением урегулировать спор или расторгнуть контракт (договор) в добровольном порядке. Поставщик (подрядчик, исполнитель), существенно нарушающий условия контракта, рискует получить от заказчика требование о расторжении контракта.

Обратим внимание, например, что согласно ст. 523 ГК для договора поставки к существенным нарушениям условий поставки со стороны поставщик а относятся:

    поставка товаров ненадлежащего качества (причем ответственность за поставку некачественных товаров поставщик несет даже при отсутствии его вины);

    несвоевременная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (нарушение сроков поставки).

Для того чтобы заказчик на практике смог себя защитить от вышесказанного, з аконом предусмотрено право заказчика отказаться от принятия товаров, качество которых не соответствует требованиям, изложенным в извещении, а также от товаров, срок поставки которых неоднократно был нарушен поставщик ом.

Для заказчика к существенным условиям нарушения исполнения контракта относятся нарушения сроков оплаты поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а в случае закупок, предметом которых является поставка товаров, - невыборка поставляемой продукции.

Если в качестве стороны-нарушителя условий контракта (договора) выступает поставщик , то заказчик , в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 94-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта (договора) направляет в территориальный орган УФАС сведения о таком участнике для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщик ов.

В случае расторжения контракта (договора) по инициативе заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе заключить контракт (договор) с участником, с которым заключается контракт (договор) при уклонении победителя, с согласия такого участника.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

13.03.2012 г.

У вас остались вопросы по теме «Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте» ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

    Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

    Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина , имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным - ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2019

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.