Федеральные стандарты оценки

О внесении изменений в Федеральный стандарт оценки
«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256, и Федеральный стандарт оценки
«Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255

В соответствии с абзацем 3 статьи 19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998) приказываю:

1. Внести в Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» , утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 22 августа 2007 г., регистрационный № 10040), изменения согласно приложению № 1.

2. Внести в Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» , утвержденный приказом Минэкономразвития России
от 20 июля 2007 г. № 255 (зарегистрирован в Минюсте России 23 августа 2007 г., регистрационный № 10045), изменения согласно приложению № 2.

ИЗМЕНЕНИЯ,

«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»,
утвержденный приказом Минэкономразвития России
от 20 июля 2007 г. № 256

1. Пункт 26 изложить в следующей редакции:

«26. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.».

2. Дополнить пункт 17 абзацем следующего содержания:

«В случае если задание на оценку составляется для целей определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, оно должно содержать перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.».

ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Федеральный стандарт оценки
«Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденный приказом
Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255

1. Абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

«При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.».

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Федерального стандарта оценки "Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" *


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________

________________
приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 ..


В соответствии со и 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2006, N 31, ст.3456; 2011, N 1, ст.43)

приказываю:

Утвердить Федеральный стандарт оценки "Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)".
приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

Министр
Э.С.Набиуллина

Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)

________________
* Название в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 ..

I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки, на основе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 12, ст.1093, N 46, ст.4537; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 2, ст.172, N 31, ст.3456; 2007, N 29, ст.3482, N 31, ст.4016; 2009, N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.43) (далее - Федеральный закон) и содержит требования к экспертизе отчетов об оценке.

2. Настоящий федеральный стандарт оценки устанавливает порядок проведения экспертизы отчетов об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.
приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

3. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении экспертизы отчетов об оценке.

4. Под экспертизой отчета об оценке в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.

Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке.

Действия (бездействие) эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков при проведении экспертизы отчета об оценке, результаты такой экспертизы могут быть обжалованы заинтересованными лицами в саморегулируемой организации оценщиков в порядке и в сроки, которые установлены требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики , утвержденными приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 989 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2016 г., регистрационный N 41484), или оспорены в судебном порядке.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

II. Виды экспертизы отчета об оценке

III. Порядок проведения экспертизы

6. Экспертиза отчета об оценке проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

Размер оплаты за проведение экспертизы отчета об оценке определяется договором и не может зависеть от вывода, содержащегося в положительном (отрицательном) экспертном заключении, подготовленном экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков по результатам проведения экспертизы (далее - экспертное заключение).
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

7. Экспертиза отчета об оценке проводится в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков (если иные сроки не предусмотрены договором на проведение экспертизы) или договором на проведение экспертизы.

8. Выбор эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющего (осуществляющих) экспертизу отчета об оценке, проводится в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, содержащими критерии выбора и процедуру назначения эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, основания и порядок отказа эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков от участия в проведении экспертизы отчета об оценке.

9. Экспертиза отчета об оценке не может проводиться экспертом, подписавшим отчет об оценке, в отношении которого проводится экспертиза, либо являющимся учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика экспертизы, собственника объекта оценки.

Экспертиза отчета об оценке также не может проводиться экспертом в случае, если эксперт имеет имущественный интерес в объекте оценки, в отношении отчета об оценке которого проводится экспертиза, либо если эксперт состоит с учредителем, собственником, должностным лицом юридического лица - заказчика экспертизы, физическим лицом - заказчиком экспертизы или лицом, подписавшим соответствующий отчет об оценке, в близком родстве или свойстве, а также если юридическое лицо - заказчик экспертизы является кредитором или страховщиком эксперта.

10. Эксперт обязан уведомлять саморегулируемую организацию оценщиков о фактах оказания на него воздействия со стороны любых лиц в целях влияния на вывод (выводы), содержащийся (содержащиеся) в экспертном заключении.

11. Для проведения экспертизы отчет об оценке или заверенная в установленном саморегулируемой организацией оценщиков порядке его копия предоставляется в саморегулируемую организацию оценщиков, с которой заказчик экспертизы заключил договор, в порядке и в сроки, установленные внутренними документами такой саморегулируемой организации оценщиков, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

12. При проведении экспертизы саморегулируемой организацией оценщиков устанавливаются допущения и ограничительные условия, с учетом которых проводится экспертиза отчета об оценке, не противоречащие Федеральному закону, федеральным стандартам оценки и иным актам в области оценочной деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

13. Для целей проведения экспертизы необходимая для проведения экспертизы, но отсутствующая в отчете об оценке информация, на которую ссылается оценщик в отчете об оценке, представляется оценщиком по запросу эксперта. Эксперт направляет запрос в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, содержащими требования к:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

содержанию запроса и срокам его направления;

обоснованию необходимости представления информации;

срокам и порядку направления оценщиком информации.

14. При проведении экспертизы отчета об оценке не допускается использование экспертом информации, ставшей известной после даты оценки.

15. Порядок действий эксперта при проведении экспертизы отчета об оценке устанавливается внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

IV. Требования к экспертному заключению

16. В экспертном заключении указываются:

а) дата составления и номер экспертного заключения;

б) основание для проведения экспертизы отчета об оценке;

в) сведения о заказчике экспертизы отчета об оценке или ином органе, инициировавшем проведение экспертизы отчета об оценке (полное наименование, место нахождения, ОГРН (при наличии).

В случае, если заказчиком экспертизы отчета об оценке является физическое лицо, сведения о нем указываются в следующем составе: фамилия, имя, отчество, серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи и орган, выдавший указанный документ;

г) подпункт утратил силу - ;

д) сведения об отчете об оценке (дата составления и порядковый номер отчета об оценке, информация, идентифицирующая объект оценки, дата определения стоимости объекта оценки), а также сведения об иных документах и материалах, представленных для экспертизы отчета об оценке;

е) сведения о допущениях и ограничительных условиях, с учетом которых проведена экспертиза отчета об оценке;

ж) сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков);

з) результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке;
приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

и) результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам;

к) результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

л) вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.

17. Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об оценке об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

Абзац утратил силу - приказ Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 ..

Отрицательным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод, отличный от вывода, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

Отрицательное экспертное заключение включает в себя полный перечень выявленных нарушений и их обоснование.

18. Отрицательное экспертное заключение должно содержать перечень выявленных технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), которые способны ввести в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также приводят к неоднозначному толкованию.

Выявленные технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета об оценке, но не приведшие к нарушению требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, и не отразившиеся на стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, не являются основанием для составления отрицательного экспертного заключения.

19. Пункт утратил силу - приказ Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 ..

20. Экспертное заключение составляется в письменной форме в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий (проводящие) экспертизу отчета об оценке, и должно быть пронумеровано постранично, прошито, скреплено печатью саморегулируемой организации оценщиков (за исключением случаев составления экспертного заключения в виде электронного документа), подписано экспертом (экспертами), проведшим (проведшими) экспертизу отчета об оценке, утверждено руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

V. Требования к порядку утверждения экспертного заключения

21. Установленный саморегулируемой организацией оценщиков порядок утверждения экспертного заключения, подготовленного экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков (далее - порядок утверждения экспертного заключения), должен содержать положения, определяющие:

состав лиц, подписывающих экспертное заключение;

форму утверждения экспертного заключения руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом;

форму заверения экспертного заключения руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом;

последовательность и сроки процедур подписания, утверждения и заверения экспертного заключения;

состав и объем указываемых в экспертном заключении сведений о полученной от оценщика на основании запросов информации, необходимой для проведения экспертизы, но отсутствующей в отчете об оценке.

Порядок утверждения экспертного заключения должен содержать требования о подписании экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.

22. В случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности или договором на проведение экспертизы отчета об оценке, саморегулируемая организация оценщиков уведомляет оценщиков, которые подписали отчет об оценке, о результатах экспертизы подписанных ими отчетов в срок, предусмотренный внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, а также направляет копию экспертного заключения в саморегулируемые организации оценщиков, членами которой являются оценщики, подписавшие отчет об оценке. Копия экспертного заключения может быть направлена в форме электронного документа.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года N 71 .

23. Копия экспертного заключения хранится саморегулируемой организацией оценщиков в течение общего срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Копия экспертного заключения может храниться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Федеральные стандарты оценки 2018 года практически ничем не отличаются от предыдущего.

Все законы, выданные ранее, действуют и по сей день.

Что такое ФСО

Федеральные стандарты оценки – оценки, утвержденные министерством России.

Существует 3 стандарта:

  1. Общие понятия и требования.
  2. Цель проведения оценки и виды стоимости.
  3. Обязательные требования при подсчете.

Условия проведения:

  1. Оценка должна быть независимой.
  2. Квалификация оценщика. Он должен обладать соответствующими знаниями.
  3. Наличие заключенного договора и всей необходимой документации.
  4. Предварительная проверка объекта на предмет долгов, налога и ипотеки.
  5. Беспристрастность проверяющего. Он не должен быть заинтересован в недвижимости.

Стандарты оценки недвижимости

Объектами оценки недвижимости являются:

  1. Заселенные участки земли.
  2. Незаселенная территория.
  3. Недвижимость в процессе постройки.
  4. Части земли.
  5. Части помещений.
  6. Жилые дома.

Оценщик должен осмотреть недвижимость в указанное время. В случае, если тот не явился в срок, он должен написать объяснительную с указанием причины.

В документах по оценке должна быть указана следующая информация:

  1. Из чего состоит объект. Перечислить все его части.
  2. Характеристики объекта. Проверка его состояния в целом и отдельных помещений.
  3. Права, которые учитываются при оценке объекта.

Оценка бизнеса

Она очень важна. Благодаря оценке, можно заранее определить доходы и расходы от бизнеса.

Шаги оценки бизнеса:

  1. Предварительный шаг. Оценщик и заказчик решают, какие именно объекты нужно проверить и сколько времени на это потребуется. Эксперт изучает компанию, постепенно вникая в работу.
  2. Старт. Оценщик начинает работу. Он прибывает на объект, изучает документы и базу данных, а также все, что ляжет в основу работы.
  3. Аналитический этап. Теперь нужно просмотреть маркетинг, экономику и проверить перспективы развития и деятельность компании.
  4. Завершающий шаг. Теперь можно начинать расчеты. Считается стоимость движимого и недвижимого имущества, а также доходы и расходы компании.
  5. Сдается отчет.

ФСО 1

ФСО 1 – это общие понятия и требования, необходимые для правильного проведения оценки.

Объекты оценки – это то, что можно покупать или продавать. Чтобы правильно оценить объект, нужно определить, сколько он стоит.

Конечный результат высчитывается путем обобщения.

Существует несколько подходов к оценке:

  1. Сравнительный. Объект сравнивается с его аналогами.
  2. Доходный. Высчитывается прибыль за покупку.
  3. Затратный. Высчитываются расходы. Бывает, что при покупке дома приходится делать ремонт, покупать новую мебель. Затраты – это деньги, необходимые для того, чтобы дом снова стал пригодным для эксплуатации.

ФСО 5

Это экспертиза оценки — как проводится, какие требования предъявляются к заключению, и как оно утверждается.

Существует несколько видов:

  1. Экспертиза проверки соответствия требованиям, указанным в российском законодательстве.
  2. Экспертиза подтверждения, что стоимость, указанная в отчете, правильная и не противоречит требованиям.

Экспертиза может проводиться в двух случаях:

  1. Так решило законодательство.
  2. На основании договора определения стоимости.

В заключении эксперта указывается следующее:

  1. Дата создания и номер заключения.
  2. Почему необходимо было проводить экспертизу.
  3. Информация о заказчике.
  4. Вид экспертизы.
  5. Почему был выбран именно данный вид.
  6. Результаты подсчетов.
  7. Условия, которые были или не были соблюдены.
  8. При подсчете экспертом были совершены другие действия (если нет, данный пункт пропускается).
  9. Выводы.

Результат оценки – отрицательное или положительное заключение.

Цели экспертизы:

  1. Проверить соответствие отчета законодательству.
  2. Подтвердить правильность указанной стоимости.
  3. Убедиться, что оценщик выполнил все требования при создании отчета.
  4. Проверка обоснованности.
  5. Убедиться, что все характеристики и информация об объекте, указанные в отчете, соответствует действительности.
  6. Анализировать наиболее эффективный метод использования.
  7. Подвести итоги, подтвердив правильность или неправильность составленного отчета.

ФСО 6

Здесь определяется уровень знаний эксперта.

Он должен обладать следующими знаниями и навыками:

  1. Информацию о сравнительном подходе, как его применить, знать оценочные методы и последовательность их применения.
  2. Требования к аналогу.
  3. Информацию о доходном подходе. Как правильно его рассчитать.
  4. Информацию о затратах. Как правильно применить данный подход и рассчитать убытки.
  5. Как определить изношенное или устаревшее оборудование, или непригодное помещение.
  6. Уметь согласовать все перечисленные характеристики, чтобы правильно определить итоговую величину.

Заключение

ФСО необходима, чтобы правильно рассчитать объект, не допустив ошибок. Скачать подробную информацию можно на этом сайте http://www.ceae.ru/law-2.htm . Новых стандартов пока не поступало, но возможно, они появятся в будущем.

Предлагаем вашему вниманию вебинар, посвященный Федеральному стандарту оценки недвижимости: