Золотая орда. Золотая орда и ее падение

На просторах тогдашнего цивилизованного и полуцивилизованного мира Евразии возникла мировая империя в границах, превосходящих Римский мир, что сблизило Восток и Запад.

Расцвет Золотой Орды пришелся по времени как раз на кризис в Западной Европе рубежа XIII - XIV вв. Как пишет автор: “Взлет и падение Золотой Орды с точки зрения социоестественной истории, единицей измерения которой является век... Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342)”.

Ордынский порядок максимально благоприятствовал торговле, жизнь и быт человека были более защищены, чем у жителя Западной Европы. В мировоззренческой, идеологической сфере главное, чем Орда отличалась от Европы, - это веротерпимость, восходящая к установкам Чингисхана.

Не менее примечательно, что становление и расцвет евразийской империи по времени совпадают с периодом становления и расцвета инквизиции в Западной Европе. Далеко не случайно на Руси борьба с еретиками началась фактически сразу после так называемого освобождения от татаро-монгольского ига.

Верховные правители Орды создали для русской православной церкви режим наибольшего благоприятствования. Так, еще в 1261 г. была основана Сарайскаяепископия Русской православной церкви. Половина всех русских монастырей возникла при татаро-монгольской власти.

В эпоху Золотой Орды была создана уникальная городская цивилизация. В ее формировании участвовали все народы, жившие на просторах Восточной Европы, Западной Сибири, Казахстана и Северного Приаралья. Главные города Золотой Орды имели широкие улицы, водопровод в керамических трубах и канализацию. Жители городов брали питьевую воду в фонтанах. Во всех городах и селениях были бани. У ордынских городов, в отличие не только от европейских, но и от восточных, не было стен - а значит, и западных городских свобод и привилегий. Успешно развивались золотоордынские города в системе функционирования грандиозной по протяженности транспортной магистрали - Великого Шелкового пути (во всяком случае до падения Юаньской (Монгольской) династии в Китае).

Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь. В “других” городах жили другие люди - с иными представлениями о жизни. Население трех главных городов - двух Сараев и Солхата - оценивалось примерно в 75 - 150 тысяч человек в каждом, а остальных 110 городов (выявленных археологически) - в пределах миллиона. И это не считая 39 итальянских колоний-городов Генуи и Венеции.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни.

К положительным последствиям золотоордынского владычества для Руси, замалчиваемых рядом российских и советских историков можно отнести то обстоятельство, что напряженность духовной атмосферы общества привела к созданию высоких художественных образцов во всех областях религиозного искусства (иконописи, церковной музыке, религиозной литературе). Олицетворением этих достижении можно считать творчество художника-иконописца Андрея Рублева. Чувство национального унижения сменялось в народе благородным чувством преданности национальному идеалу. Религиозно - национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. По мнению российских историков, сторонников теории евразийства (П.Н.Савицкого, Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева), русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включенности в Монгольский улус. Кстати, исследования последних лет показали, что население Руси за время ига удвоилось.

По мнению Савицкого, ордынцы - нейтральная культурная среда, принимавшая “всяческих богов” и отличие от католической Европы. Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны, Русь имела в лице метрополии, каковой была для нее Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское Королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество литовское, Венгерское Королевство, Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды, жертвой католической Европы, объявившей крестовый поход против Руси и ордынцев.

Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, был, видимо, сделан исходя из, разумеется, сомнительной теории “наименьшего зла” в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящен русской православной церковью и причисление Александра Невского к лику святых - наглядное тому подтверждение.

Заметно было золотоордынское влияние на русский язык, что нашло свое отражение в современном русском языке, где пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения.

Именно золотоордынская государственная система сделалась прообразом российской имперской государственности, частью которой впоследствии, в XVIII-XX вв. стал в течение более чем двух с половиной столетий и Казахстан. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды российской истории. Помимо этого, средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ, Западная Сибирь, Хорезм и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены в находящуюся па более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи. Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории Казахстана и России.

Наследием Золотой Орды стало обыкновение (хотя и не всегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванные или включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменять жизнь, религию и язык, подвластных народов.

На территории Казахстана после распада Золотой Орды образовались сначала Кок-Орда и Ак-Орда, а затем Узбекский улус, непосредственный предшественник Казахского ханства, где наследие империи Чингиз-хана проявилось в общественно-политическом устройстве казахского общества, высшее сословие которого составляли потомки Чингиз-хана по мужской линии - Чингизиды, а Яса Чингиз-хана - свод монгольских законов XIII в., возможно, стала частью "Жеты-Жаргы" - памятника права казахов XVII века.

Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингиз-ханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника - Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем.

В Великой степи в империи Чингиз-хана и государствах его наследников на много веков вперед возобладала устойчивая традиция наследования верховной власти. На самом верху оказались те группы военной знати, которые были генеалогически связаны с “Золотым родом”.

Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри государств - наследников Монгольской империи.

Одним из новых этнополитических сообществ стали казахи, чье рождение как народа неразрывно связано с эпохой распада степной империи, заключительным аккордом существования которой стало падение Золотой орды. Сохранив многие принципы политической и идеологической организации империи, казахское общество развивалось, тем не менее, под воздействием иных импульсов, порожденных изменившимися условиями геополитической среды, о чем речь пойдет ниже.

История этого решающего этапа, когда из массы раздробленных кыпчакских племен формировались в казахский, ногайский, крымско-татарский и в определенной степени другие тюркские этносы Поволжья, Центральной Азии и Кавказа, а также их государства, эта история не может быть познана, понята и оценена без знания структуры и того властного ядра, каким было сословие Чингизидов не только в Казахском ханстве, но и в других государствах-наследниках Золотой Орды.

Стремясь организовать свои собственные запросы и интересы, силой исторической необходимости Чингизиды - степная элита тех времен, стала мощным фактором консолидации раздробленного кочевого мира, сопровождавшейся разделом и переделом золотоордынского наследия, определившим на столетия политическую и этническую судьбу постордынского пространства.

Как и в Казахском ханстве, так и в других государствах-наследниках Золотой Орды правом на престол обладали потомки Чингиз-хана. В Крымском ханстве все столетия его существования правили Чингизиды. Гирей, ту же картину можно наблюдать в Казанском, Астраханском, Сибирском (на Тоболе) ханствах, а также в Хиве. Ногайцы, каракалпаки, башкиры и кыргызы не имели своихЧингизидов и приглашали на княжение, например, казахских Чингизидов. Этническое или, говоря современным языком “национальное” лицо Чингизидов не играло заметной роли. Такова была сила традиции на огромных пространствах Евразии, некогда входивших в состав огромной монгольской империи.

Казахское ханство представляло собой типичное кочевническое государство, в котором продолжали жить традиции Монгольской империи. Государство казахов рассматривалось в качестве собственности всей царствующей фамилий и распадалось на множество крупных и мелких владений.

Управление находилось в руках Чингизидов для обозначения которых употребляется термин “султан”. Султаны - Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии - ак-суйек (белая кость); только султана можно было провозгласить ханом.

Традиционный десятичный военно-организационный принцип разделения вооруженных сил кочевников, зародившийся еще у сунну и гуннов, распространенный у древних тюрок и в улусах найманов и киреитов ХП и начала XIII вв., достигший расцвета в военной организации Чингиз-хана и его первых наследников, неоднократно фиксируется и в военной структуре казахов в периоды их военной консолидации и усиления центральной власти в казахском обществе, хотя и носил, как представляется, эпизодический характер.

Монгольские завоевания и их последствия представляют последние страницы казахстанского средневековья. Хотя монголы принесли в казахские степи собственное общественное устройство, уже на рубеже XIII-XIV вв. они приняли ислам и потом смешались, породнились с кыпчаками, и все они стали точно кыпчаки, - как пишет арабский летописец Ал-Омари. А тюркские племена кыпчаков были основным населением евразийских степей от Иртыша до Днестра и Дуная, в том числе и на просторах Казахстана.

Особенно заметную роль в истории Казахстана сыграла эти два столетия Золотой Орды. Казахская позднесредневековая государственность, несомненно, развилась на собственной основе и явилась плодом возрожденных традиций древнетюркской государственности, оказавших огромное влияние на создание империи Чингиз-хана и его наследников, а Золотая Орда или Улус Джучи - наглядное тому подтверждение.

Оказавшись в составе Золотой Орды, подвластные этой империи народы не остановились в своем развитии. Были радикально изменены пути этого развития, что в итоге привело Русь, например, к принятию от Золотой Орды эстафеты гегемонии в евразийской державе, когда к концу XV века Русь в лице Московского государства становилась решающей силой в великом состязании “царств- наследников” Золотой Орды, к коим наряду с упомянутыми выше тюркскими государствами, среди которых наиболее грозным соперником Москвы был Крымский юрт, относилось и Казахское ханство.

В XVI в. хотя и происходило неуклонное наращивание мощи московских государей, силой оружия поглотивших такие осколки Золотой Орды, как Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) ханства, Московское государство испытало сильнейший натиск со стороны Крымского ханства, да которым стояла могущественная тогда Османская империя. Крымско-татарские орды доходили до предместий Москвы и даже захватывали Александровскую слободу - резиденцию победителя Казани, Астрахани и Сибирского ханства на Тоболе - первого русского царя Ивана IV Грозного. Эта борьба за гегемонию в евразийском наследии Золотой Орды затянулась до конца XVII столетия, когда Московское государство прекратило выплату дани, правда нерегулярную, так называемых “поминок”, Крымскому ханству. И произошло это в правление царя Петра I, преобразовавшего Московское государство в Российскую империю.

Став частью исторического прошлого, это соперничество оставило о себе память и в виде многочисленных российских княжеских родов тюркского происхождения, истоки формирования которых относятся как ко времени Золотой Орды, так и к более поздней эпохе, когда после ее распада в течение XV-XVII в. на постордынском пространстве складывался новый баланс политических сил в борьбе за наследие Улуса Джучи в виде двух основных “полюсов” этой борьбы - Русского государства, эволюционировавшего в течение трех веков от Великого княжества Московского до Российской империи, и Крымского юрта (чья мощь во многом обуславливалась поддержкой и союзническими отношениями с Османской империей), к которым, так или иначе, тяготели Ногайская Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) и Казахское ханства.

Одной из форм тяготения были так называемые отъезды тюркских аристократов соответственно в московские или крымские владения. Московские государи предоставляли выходцам с Востока города в кормление и требовали исполнения воинской службы. При тюркских вельможах оставлялись их дружины, в их уделах дозволялось селиться неродовитым эмигрантам из степи. В разное время татарам отводились Кашира и Серпухов, Звенигород и Юрьев - Польский; выходцам из Ногайской Орды был выделен Романов, а выходцам из ханств, управлявшихся Джучидами, к которым можно отнести Казахское ханство, - городец-Мещерский или Касимов с прилегающими землями. Длительное подчинение Золотой Орде выработало на Руси стойкое почитание Джучидов - династии, правившей в Орде и большинстве наследных ханств. Знатность тюркских мигрантов позволяла им претендовать на высочайшие места в структуре Русского государства, считаться “честию бояр выше”. В “Разрядах” (росписях воевод по полкам) “служилые цари” и “царевичи” всегда упоминаются после русского государя и его сыновей и перед (или наряду) с высшими представителями московской знати.

Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из ее среды даже становились “государями всея Руси”, как номинальными, так и реальными. К первому случаю можно отнести так называемое “отречение” от русского престола Ивана Грозного в пользу крещеного татарского царевича ЧингизидаСимеонаБекбулатовича, ставшего на короткий период времени номинальным правителем Московии без реальной власти. Но были и подлинные властелины. Такие, как потомок ордынца Чет-мурзы -русский царь Борис Годунов - “татарин, нехристь, зять Малюты”, - как писал о нем А.С. Пушкин. А царь Иван Грозный был Чингизидом по матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.

Полки служилых татар сыграли решающую роль в победе московского государя Ивана III над Новгородом, последним соперником Москвы в борьбе за главенство над Русью. Немало было крещеных татар в ближайшем окружении Ивана Грозного, ревностно служивших русскому трону. Предполагается, что к их числу относились влиятельные фавориты Грозного и видные политические деятели той эпохи, отец и сын - Алексей и Федор Басмановы.упомянутый выше глава опричнины и “правая рука” царя Малюта Скуратов, “заплечных дел мастер”, один из самых зловещих персонажей русской истории. Важные услуги русской монархии оказали потомки ногайскихбиев - князья Урусовы и Юсуповы. Князь Петр Урусов, сын мурзы Исмаила, возглавил заговор и убил царя самозванца Лжедмитрия II, а князь Феликс Юсупов участвовал в убийстве фаворита царя Николая II и его жены - Григория Распутина. Казахский султан Ораз-Мухаммед получил за службу русскому престолу от Бориса Годунова Касимов с округой и сполна разделил судьбу России в “смутную годину” ее истории, пав от руки Лжедмитрия II. Известным персонажем русской истории является завоеватель Сибири Ермак, о котором есть мнение как о ногайском казаке на русской службе.

Политика Российской империи в отношении кочевых народов и государств-наследников Золотой Орды, до тех пор, пока они еще не стали поданными российской короны, в частности башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, во многом несла на себе печать страха, во всяком случае, до начала XIX века, еще со времен золотоордынского владычества перед возможным объединением этих народов. Окончательная точка в этом многовековом состязании в пользу Российского государства была поставлена в конце XVIII века, когда последние тюркские государства - наследники Золотой Орды - Ногайская Орда, Казахское и Крымское ханства стали частью Российской империи. За пределами российского управления оставалось лишь Хивинское ханство на территории Хорезмского оазиса. Но во второй половине XIX века Хива была завоевана русскими войсками и Хивинское ханство стало вассальным княжеством в составе России. История совершила очередной виток по спирали - все вернулось на круги своя. Евразийская держава возродилась, хотя и в ином обличье.

ИТОГИ

  • 1. Государство Золотая Орда, существовавшее в XIII-XVI веках на большей части территории сегодняшней России и ряда стран СНГ, оставило богатейшее культурно-историческое наследие, оказавшее значительное влияние на формирование и судьбу многих коренных народов Евразии. Это один из краеугольных камней истории нашего Отечества.
  • 2. Необходимо привлечь общественный интерес к изучению золотоордынской эпохи, расширить фронт научных исследований, а также усилить меры по сохранению исторических памятников того времени. Создание серьезного научного труда по истории Золотой Орды позволило бы окончательно освободить общественное сознание от балласта целой системы искусственно созданных мифов и предрассудков.
  • 3. Несмотря на то, что большая часть культурно-исторического наследия Золотой Орды утрачена навсегда, сегодня у населения, в хранилищах и фондах существует еще немало свидетельств той эпохи, пока недоступных для исследователей. Сбору их, учету и изучению помимо существующих учреждений могли бы содействовать специализированные по национальной или тюркской тематике музеи, архивы, библиотеки, букинистические магазины и пр. Надо заметить, что и в Москве, в столице многонационального государства, в крупнейшем мировом научном центре, где более миллиона населения принадлежит к тюркской группе народов, отсутствие подобных объектов культуры приводит к утрате ценнейших книг, документов, картин, художественных изделий из частных и государственных собраний. Кроме того, дефицит грамотных специалистов ведет к систематической недооценке уникальных предметов старинной тюркской культуры, что, без сомнения, наносит вред культурному достоянию как наших стран, так и всего человечества.

До тех пор пока в Сарае правили волевые и энергичные ханы, Орда казалась могучим государством. Первая встряска произошла в 1312 г., когда население Поволжья - мусульманское, купеческое и антикочевническое - выдвинуло царевича Узбека, сразу казнившего 70 царевичей Чингизидов и всех нойонов, отказавшихся предать веру отцов. Вторым потрясением было убийство хана Джанибека его старшим сыном Бердибеком, а через два года, в 1359 г., началась двадцатилетняя междоусобица – “великая замятия”. Вдобавок к этому в 1346 г. в Поволжье и в других землях Золотой Орды свирепствовала чума. В годы “великой замятий” спокойствие покинуло Орду.

На 60-70-е гг. XIV в. приходятся самые драматические страницы истории Золотой Орды. Заговоры, убийства ханов, усиление власти темников, которые, возвышаясь вместе со своими ставленниками на ханский престол, гибнут от рук очередных претендентов на власть, проходят быстрым калейдоскопом перед изумленными современниками.

Наиболее удачливым временщиком оказался темник Мамай, который продолжительное время ставил в Золотой Орде (точнее в ее западной части) ханов по своему усмотрению. Мамай не был чингизидом, но женился на дочери хана Бердебека. Не имея права на престол, он правил от имени подставных ханов. Подчинив себе Великие Булгары, Северный Кавказ, Астрахань, могучий темник к середине 70-х годов XIV в. стал наиболее сильным татарским правителем. Хотя в 1375 г. Арабшах захватил Сарай-Берке и от Мамая отложились булгары, а Астрахань перешла к Черкесбеку, он еще оставался правителем огромной территории от низовьев Волги до Крыма.

“В эти же годы (1379 г.), - пишет Л.Н.Гумилев, - вспыхнул конфликт русской церкви с Мамаем. В Нижнем Новгороде по инициативе Дионисия Суздальского (епископа) были убиты послы Мамая. Возникла война, шедшая с переменным успехом, закончившаяся Куликовской битвой и возвращением в Орду Чингизида Тохтамыша. В этой войне, которую навязала церковь, участвовали две коалиции: химерная держава Мамая, Генуя и Великое княжество Литовское, т.е. Запад, и блок Москвы с Белой Ордой - традиционный союз, начало которому положил еще Александр Невский. Тверь от участия в войне уклонилась, а позиция рязанского князя Олега неясна. Во всяком случае, она была независима от Москвы, потому что в 1382 г. он, подобно суздальским князьям, воюет на стороне Тохтамыша против Дмитрия”… В 1381 году, через год после Куликовской битвы, Тохтамыш взял и разрушил Москву.

“Великая замятия” в Золотой Орде кончилась с приходом к власти в 1380г. хана Тохтамыша, что было связано с поддержкой его возвышения великим эмиром Самарканда Аксак Тимуром.

Но именно с правлением Тохтамыша связаны события, оказавшиеся роковыми для Золотой Орды. Три похода правителя Самарканда, основателя мировой империи от Малой Азии до границ Китая, Тимура сокрушили улус Джучи, были разрушены города, караванные пути переместились на юг во владения Тимура.

Тимур последовательно громил земли тех народов, которые выступили на стороне Тохтамыша. Кыпчакское царство (Золотая Орда) лежало в развалинах, города обезлюдили, войска были разбиты и рассеяны.

Одним из ярых противников Тохтамыша был эмир Белой орды из племени мангыт Едигей (Идегей, Идику), принимавший участие в войнах Тимура против Золотой Орды. Связав свою судьбу с занявшим с его помощью золотоордынский трон ханом Тимур-Кутлуком, Едигей продолжил войну с Тохтамышем. Он во главе золотоордынского войска в 1399 г. на реке Ворскле разбил соединенные войска литовского князя Витовта и бежавшего в Литву Тохтамыша.

После смерти Тимур-Кутлука в 1399 г. Едигей фактически встал во главе Золотой Орды. Ему последний раз в истории Золотой Орды удалось объединить под своей властью все прежние улусы Джучи.

Едигей, как и Мамай, правил от имени подставных ханов. В 1406 г. он убил Тохтамыша, пытавшегося обосноваться в Западной Сибири. В стремлении восстановить улус Джучи в прежних границах Едигей повторил путь Батыя. В 1407 г. он организовал поход на Волжскую Булгарию и разгромил ее. В 1408 г. Едигей напал на Русь, разорил ряд русских городов, осадил Москву, но взять ее не смог.

Свою жизнь, богатую событиями, Едигей закончил, потеряв власть в Орде, от руки одного из сыновей Тохтамыша в 1419 г.

Неустойчивость политической власти и экономической жизни, частые опустошительные походы на булгаро-казанские земли золотоордынских ханов и русских князей, так же как и вспыхнувшая в поволжских районах в 1428 - 1430 гг. эпидемия чумы, сопровождаемая сильной засухой, приводили не к консолидации, а скорее к рассредоточению населения. Люди целыми селениями тогда уходят в более безопасные северные и восточные районы. Имеет место и гипотеза социально-экологического кризиса в степях Золотой Орды во второй половине XIV - XV в. - то есть, кризиса одновременно природы и общества.

От этих потрясений Золотая Орда уже не смогла оправиться и на протяжении 15 века Орда постепенно раскалывалась и распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.

В начале XV в. Белая Орда распалась на ряд владений, наиболее крупными из которых были Ногайская Орда и Узбекское ханство. Ногайская Орда занимала степи между Волгой и Уралом. “Этнический состав населения Ногайского и Узбекского ханств был почти однороден. В него входили части одних и тех же местных тюрко-язычных племен и подвергшихся ассимиляции пришлых монгольских племен. На территории этих ханств жили канглы, кунграты, кенгересы, карлуки, найманы, мангыты, уйсун, аргыны, алчины, китай, кипчаки и др. По уровню своей экономики и культуры эти племена были очень близки. Их основным занятием было кочевое скотоводство. В обоих ханствах господствовали патриархально-феодальные отношения”. “Но в Ногайской орде монголов-мангытов было больше, чем в Узбекском ханстве”. Некоторые ее роды иногда переходили на правый берег Волги, а на северо-востоке они доходили до Тобола.

Узбекское ханство занимало степи современного Казахстана к востоку от Ногайской Орды. Его территория простиралась от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на север до Яика и Тобола и на северо-восток до Иртыша.

Кочевое население Кыпчакского царства не поддалось воздействию этноноосферы ни русских, ни булгар, уйдя в Заволжье, образовало свой этнос со своей этноноосферой. Даже тогда, когда часть их племен потянула народ Узбекского ханства в Среднюю Азию к оседлой жизни, они удержались в степях, оставив ушедшим этноним узбеки, себя они гордо называли - казакъ (казах ), т.е. свободный человек, предпочтя удушливой жизни городов и кишлаков свежий ветер степей.

Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение. И окончательно рухнула в 1502, не выдержав столкновения с Крымским ханством.

Все империи имеют свойство когда-нибудь разваливаться. Развалилась великая Монгольская империя, созданная Чингисханом. Через некоторое время ее примеру последовала и Золотая Орда — мощнейшее государство, долгое время наводившее ужас на соседей.

Чингисхан разделил завоеванные им земли между сыновьями. Улус Джучи, старшего сына великого хана, со временем превратился в Золотую Орду.

Расцвет этого государства пришелся на первую половину XIV века. Простите за тавтологию, но это был «золотой век» Золотой Орды. Правил тогда хан Узбек, который окончательно ввел ислам как государственную религию. Несогласных казнили. Узбек вообще правил жестко. Отсюда и расцвет. При мягких правителях расцветов не бывает.

«Великая замятия»

При сыне Узбека — Джанибеке — тоже все было нормально. А вот сын Джанибека — Бердибек — оказался нехорошим человеком. Его папаша заболел, и Бердибек собрался править самостоятельно. Но папаша неожиданно начал выздоравливать. Тогда Бердибек велел его прикончить.

Нельзя так обращаться с родителями. Бог, как говорится, наказывает. И действительно — наказал. В Золотой Орде началась «великая замятия», то есть великая смута. В 1359 году Кульпа убил Берибека. А Наврус (Науруз) убил Кульпу и его сыновей. Но Хизр убил Навруса вместе со всей его семьей. А сын Хизра убил папу, но продержался у власти всего пять недель.

В общем, за 20 лет в Золотой Орде сменилось 25 ханов с самыми разнообразными именами. Не каждое государство выдержит такие потрясения. Золотая Орда кое-как выдержала. Хотя к концу XIV века, по сути, разделилась на две части.

Земли к востоку от Волги взял под контроль Урус-хан. А в западной части страны на ведущие позиции выдвинулся темник Мамай. Он не был Чингизидом, поэтому правил через подставных ханов, единственным достоинством которых была генеалогия — они являлись потомками Чингисхана.

Однако на востоке объявился новый вождь. Решительный и талантливый. Его звали Тохтамыш. За ним стояла серьезная сила — Тимур, он же Тамерлан, новый великий завоеватель. Тохтамыш отвоевал восточную часть Золотой Орды у сыновей Урус-хана, а потом захватил столицу страны — Сарай.

Перед Мамаем встал вопрос. На востоке серьезный соперник — Тохтамыш. А на западе Московское княжество от рук отбилось, воспользовавшись смутами в Золотой Орде. И Мамай думал: разгромить сначала Тохтамыша или сначала Москву? Решил сначала разделаться с Москвой. Не удалось. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле Мамай был разбит войском Дмитрия Донского.

Нокдаун от Тимура

После Куликовской битвы Мамай как-то сразу исчезает из русской истории. Но из монгольской он не исчез. Он дал еще одно сражение — Тохтамышу. Но снова проиграл. После чего бежал в Крым, где был убит и теперь уже окончательно сошел со страниц истории. А Тохтамыш объединил западную и восточную части Золотой Орды. И правил огромной территорией — от устья Сырдарьи до устья Днестра.

Куликовская битва — важное событие в русской истории. Но для Тохтамыша она была событием совсем не важным. Ничего особенного. Русские победили узурпатора и незаконного правителя Мамая. Молодцы. Теперь они должны выразить уважение законному правителю. То есть ему, Тохтамышу.

Русские заартачились. Тогда Тохтамыш в 1382 году захватил и сжег Москву. «В одно мгновение вся ее красота погибла, и слава обратилась в ничто», — писал русский летописец.

Тохтамыш — в зените славы. В это время правителей-чингизидов выгнали из Китая, Персии, Центральной Азии. А он — велик. Он — истинный наследник Чингисхана. Но гордость — большой грех. А Тохтамыш возгордился. И поссорился со своим покровителем — Тимуром. Даже стал с ним воевать.

Войны с Тимуром закончились плачевно и для самого Тохтамыша, и для его государства. Тимур не просто победил, он уничтожил экономическую основу Золотой Орды. Раньше караванные пути из Китая и Индии шли через Золотую Орду: через Ургенч в Новый Сарай и Астрахань, потом — к Черному морю, а оттуда восточные товары доставлялись в Европу. Тимур разрушил все эти города. И теперь торговля с Китаем и Индией пошла южным путем — через Персию и Сирию. То есть не через Золотую Орду, а через империю Тимура.

Кроме того, города — центры ремесел и культуры. После войн с Тимуром и ремесла, и культура Золотой Орды пришли в упадок. Они сохранились только в Крыму и в бассейне Средней Волги. Именно эти территории станут главными очагами золотоордынского сепаратизма. Именно здесь возникнут независимые Крымское и Казанское ханства.

Всеми этими действиями Тимур нанес Золотой Орде такой удар, от которого она уже не смогла оправиться. Проще говоря, Тимур отправил Золотую Орду в нокдаун. Не за горами был и нокаут.

Выходит, что тюркско-монгольскую Золотую Орду погубил тюркизированный монгол Тимур. И этим оказал большую услугу Руси. Так уж получалось, что мусульманин Тимур, сам того не желая, оказывал большие услуги православным государствам. Разбив турецкого султана Баязида, он отсрочил падение Византии. А победив Тохтамыша, в конечном итоге помог Руси сбросить татаро-монгольское иго. История любит шутки.

Свои против своих

Впрочем, до свержения ига было еще далековато. В Золотой Орде возвысился Едигей. Это была лебединая песня Золотой Орды. В последний раз это государство смогло заявить о себе. Едигей воевать умел и любил. Он захватывал Хорезм и стоял под Москвой. Так что русским князьям пришлось снова напрячься и на время перестать похваляться победой на Куликовом поле.

У Едигея была та же проблема, что у Мамая. Он не был чингизидом. И поэтому не мог стать ханом. Так что правил по старой схеме — через марионеток-чингизидов. Все шло хорошо до тех пор, пока одна из таких марионеток внезапно не взбунтовалась и не свергла Едигея. После этого Золотая Орда как единое государство фактически перестает существовать. На территории бывшего улуса Джучи возникают независимые ханства — Узбекское, Казахское, Сибирское, Астраханское, Касимовское, Крымское, Казанское.

Процесс распада шел постепенно, но неуклонно. В 1419 году ханом стал Улу-Мухаммед. Он все еще был силен. Когда рассорились внук и сын Дмитрия Донского — Василий Васильевич и Юрий Дмитриевич, они поехали решать свои проблемы именно к Улу-Мухаммеду, как к представителю высшей власти. А потом Василий Васильевич, вошедший в историю как Василий Темный, попадет в плен к Улу-Мухаммеду. И будет отпущен, но за огромный выкуп.

Но Улу-Мухаммеда теснил Кичи-Мухаммед. Тогда Улу-Мухаммед захватил Казань и основал Казанское ханство. Которое будет существовать до тех пор, пока его не ликвидирует Иван Грозный. Кичи-Мухаммедом были недовольны в Крыму. А в Литве жил Хаджи-Гирей. С помощью литовцев он выгнал из Крыма Кичи-Мухаммеда, основал независимое Крымское ханство и династию Гиреев. Позже Крым станет вассалом Турции, а Гиреи будут править Крымом вплоть до самых времен Екатерины II.

Стояние на Угре

С 1432 по 1459 год Кичи-Мухаммед — хан Большой Орды. Это то, что осталось от Золотой Орды. Ахмат, сын Кичи-Мухаммеда, оказался последним ханом, который попытался восстановить былое могущество Орды. Кое-что в этом отношении ему даже удалось. Но его активность вызвала недовольство соседей — Крыма, Астраханского ханства, Ногайской Орды. И все же сгубила Ахмата борьба с Русью.

Московские князья были не дураки. Они видели, что Орда, так сказать, впадает в ничтожество. И перестали ездить к ханам за ярлыком на великое княжение. А Иван III совсем обнаглел и прекратил платить «выход». То есть дань. Приехавших за ним ханских послов отправил куда подальше. Более того, он заключил союз против Ахмата с крымским ханом Менгли-Гиреем. Вассал заключает союз против сеньора. Дальше, как говорится, ехать некуда. Ахмат не выдержал и пошел на Русь войной. Чтобы закрыть вопрос еще на сотню-другую лет.

Началось знаменитое стояние на реке Угре 1480 года. Русские побаивались татар и не нападали. Ахмат тоже не нападал. Он ждал союзника — литовского князя и польского короля Казимира. Но союзник не подошел. Потому что крымский хан, союзник русских, вторгся во владения Казимира. Короче говоря, Иван III сверг татарское иго с помощью тех же татар, но крымских. Которым, кстати, Русь долгие годы будет платить дань. Но уже не как вассал, а просто за то, чтобы те не ходили в набеги на южные рубежи державы.

Ахмат в итоге на Угре так и не ввязался в бой. Он постоял и ушел. Распустил войско и сидел в своем шатре. Внезапно на него напали сибирские и ногайские татары. И убили. Вполне возможно, что их подговорил государь всея Руси Иван III. По крайней мере, это было в его духе.

А в 1502 году крымский хан окончательно ликвидировал Большую Орду. На этом заканчивается и история Золотой Орды. Государства, просуществовавшего два с половиной века, испытавшего взлеты и падения и погибшего, потому что любые империи рано или поздно погибают.

Глеб СТАШКОВ

Сколько стоит «выход»?

Сколько же платили русские княжества Золотой Орде?

Сумма дани никогда не была фиксированной — она зависела от численности населения и его зажиточности. Ордынские чиновники (а потом и сами князья, по их приказу) вели довольно строгий и тщательный учет, назначая суммы «выходов» в соответствии с ним. Например, в XIV веке при Иване Калите дань собиралась из расчета один рубль с двух сох (то есть крестьянских хозяйств). Соответственно, «московский выход» в это время составлял 5-7 тысяч рублей серебром, а «новгородский» — 1,5 тысячи рублей.

Другое дело, что одним только «выходом» (он же «царева дань») сборы с Руси не ограничивались. В целом историки установили около 14 видов различных «ордынских тягостей». Среди них: торговые сборы («мыт», «тамга»), извозные повинности («ям», «подводы»), содержание ханских послов («корм»), различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Периодически собирались разовые «запросы» на военные и другие нужды.

Суровая школа

Чем же было на самом деле монголо-татарское иго для Руси? Годы идут, а ученые все не могут выработать единой точки зрения на этот вопрос.

Одни считают, что это была настоящая катастрофа, другие же упирают на то, что ничего особенного в отношениях между русскими князьями и ордынскими ханами не наблюдается. Обычные вассалы, обычные сеньоры. Все как везде. Просто монголы. Большинству из нас со школы более привычна точка зрения академика Бориса Рыбакова, который писал так: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

По некоторым оценкам, завоевывая Русь, монголы истребили около трети всего населения. То есть из 6-8 миллионов человек было убито 2-2,5 миллиона. Сохранились свидетельства европейских путешественников, которые, проезжая по южным территориям (по которым сильнее всего ударил поход Батыя), писали, что это мертвая пустыня и такой страны, как Русь, больше не существует.

Однако когда завоевание было закончено, началось сосуществование. И оно было, как ни парадоксально, в чем-то даже полезно для русских княжеств, погрязших в междоусобицах. Монголам, кстати, эти междоусобицы были весьма выгодны, и они всячески подогревали их на всем протяжении ига. Натравливая князей друг на друга, устраивая набеги на слишком самостоятельных «в воспитательных целях» и так далее. Но тем временем и русские многому у них учились. Тому, как управлять огромной территорией, как организовывать центральную власть, как собирать и учитывать налоги, в конце концов. После падения Золотой Орды и обретения долгожданной независимости все эти знания очень пригодились при создании Московского государства.

Великий русский историк Василий Ключевский говорил следующее: «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Просмотрено: 1 983


Русские князья и ордынское иго.

Русские князья в первые годы после нашествия были заняты больше восстановлением своих разгромленных княжеств и распределением княжеских столов, чем проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы русских земель завоевателями.

Видимо, полного единодушия в Северо-Восточной Руси по этому вопросу не было. Сильные и богатые города на северо-западной и западной окраинах, не подвергшиеся татарскому разгрому (Новгород, Псков, Полоцк, Минск, Витебск, Смоленск), выступали против признания зависимости от ордынских ханов. Северо-Западной Руси, которая также выступала против подчинения ордынскому хану, противостояла группировка ростовских князей. Их княжества сравнительно мало пострадали от нашествия Батыя: Ростов и Углич сдались без боя и не были, вероятно, разрушены татарами, а до Белоозера завоеватели вообще не доходили. Некоторые города Ростовской земли еще во время нашествия наладили некоторые отношения с завоевателями.

Существование этих двух группировок – северо-западной и ростовской – во многом определяло политику великого владимирского князя. Эта политика в первое десятилетие после нашествия Батыя была двойственной. С одной стороны, большая часть Северо-Восточной Руси была опустошена нашествием и уже не имела сил для открытого сопротивления завоевателям, что делало неизбежным признание, хотя бы формальное, зависимости от золотоордынских ханов. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что добровольное признание власти ордынского хана обеспечивало лично великому князю преимущества в борьбе за подчинение своему влиянию других русских князей. С другой стороны, существование сильной оппозиции завоевателям в Северо-Западной Руси и неоднократные обещания западной дипломатией военной помощи против монголо-татар могли пробуждать надежду при определенных условиях противостоять притязаниям Орды. Кроме того, великий князь не мог не считаться с антитатарскими настроениями народных масс, которые неоднократно выступали против иноземного ига.

Политику соглашения с завоевателями поддерживала православная церковь.

Кроме причин, общих для всего класса феодалов, на позицию церковников оказывала большое влияние обычная для монголов политика привлечения на свою сторону местного духовенства путем полной веротерпимости, привилегий, освобождения от дани и т.д. Не менее важным для объяснения позиции православной церкви представляется то обстоятельство, что церковники очень подозрительно следили за переговорами оппозиции с Ватиканом, видя в союзе с католическими государствами реальную угрозу своим доходам и привилегированному положению.

Поражение антитатарской группировки привело к тому, что в течение длительного периода (вплоть до возвышения Москвы) ни одно из северо-восточных русских княжеств уже не могло стать организационным центром для борьбы с завоевателями. Это послужило основной причиной отделения от Владимиро-Суздальской Руси, завоеванной монголо-татарами, русских земель на западной окраине.

Куликовская битва. Феодальная война второй четверти XV века. Продолжение объединения русских земель.

В начале 60-х годов XIVв. Золотая Орда раскололась на две враждующие части. Границей между ними стала Волга. В левобережной Орде происходили бесконечные усобицы с частой сменой правителей. За двадцать с небольшим лет на престоле сменилось больше двадцати ханов. В условиях ослабления ханской власти многие ордынские царевичи и мурзы на свой страх и риск предпринимали многочисленные разбойничьи набеги на Русь. Но вместе с тем Орде было труднее вмешиваться в политическую жизнь Руси. Долгое время власть была неустойчива и в правобережной Орде. Этим воспользовался великий князь литовский Ольгерд. Уже в 1362г. он нанес ордынцам тяжелейшее поражение в битве у Синих Вод. Орда утратила после этого контроль над Киевским, Черниговским, Волынским княжествами. Население этих территорий освободилось от ордынского ига.

Однако в середине 70-х гг. усобицы в Орде приостановились. Мамай захватил власть и стал фактическим правителем Орды, ставя и свергая ханов по своему усмотрению. Он сумел отчасти восстановить военное могущество своего ханства.

Почувствовав ослабление Орды, Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, перестал выполнять ее требования. Постепенно московский князь стал превращаться в верховного защитника русских земель. Теперь сплотившаяся вокруг Москвы Русь и преодолевшая усобицы Золотая Орда стояли друг перед другом. Столкновение было неизбежно. Тяжкий опыт предыдущих неудач помог выиграть в сражении против войск Мамая, в 1378г. на реке Воже. Ордынские войска потерпели поражение и уплатили большой выкуп. Впервые не Русь платила дань Орде, а ордынские князья Руси. Монголы бежали в панике. Кроме множества рядовых воинов погибло пять ордынских царевичей. Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. Битва на реке Воже поставила под сомнение власть Орды над Русью. К новому походу Мамай готовился два года.

В 1380г. произошло сражение на Куликовом поле. Дмитрий проявил себя талантливым и мужественным полководцем, приняв решение переправиться через Дон и там принять бой. Тогда в случае поражения путь к отступлению был бы отрезан: переправа в боевой обстановке почти невозможна. Таким образом, русское войско было готово сражаться до последнего. Куликово поле было очень удобно для сражения против ордынцев, предпочитавших глубокие обходы противника и удары по его флангам и тылу. С трех сторон поле ограничивали реки. Мамай мог атаковать только с юга. Ширина равнины, удобной для действий конницы, составляла 4-5 км. Русские перекрыли это расстояние своими войсками и вынудили ордынцев наносить удар в «лоб», отказавшись от обходных маневров. Дмитрий Иванович выдвинул вперед боевое охранение – сторожевой полк, а за ним расставил главные силы: большой полк, полк «правой руки» и полк «левой руки». За левым флангом скрытно располагался отборный засадный полк, в котором находилось несколько тысяч всадников.

Битва началась 8 сентября около 11 часов утра. Ордынская конница смяла передовые русские части, нанесла серьезные потери большому полку. Потеснить полк «правой руки» ордынцам не удалось, но стой полка «левой руки» был прорван. Монголы стали обходить большой полк, стремясь прижать его к одной из рек. В это момент засадный полк нанес сокрушительный удар, внесший перелом в ход битвы. Ордынцы недолго сопротивлялись, а затем обратились в бегство. Победа была совершенная, но много русских князей, бояр и простых воинов пало на поле битвы. Сам князь хотя и не был ранен, но как свидетельствует летопись «доспех на нем был помят». Похоронивши своих убитых, великий князь со своим ополчением не преследовал разбитого врага, а вернулся с торжеством в Москву.

«…Казалось, что независимость, слава и благоденствие нашего отечества утверждены ею (победой) навеки; что Орда пала и не восстанет; что кровь христиан, обагрившая берега Дона, была последнею жертвою для России, и совершенно умилостивила небо. Все поздравляли друг друга, радуясь, что дожили до времен столь счастливых, и славили Димитрия,…единогласно назвав его Донским…» (Н. М. Карамзин. Об истории государства Российского). Хотя Москва через два года была сожжена и разграблена ханом Тохтамышем, а окончательное падение ига надолго отодвинулось, значение Куликовской битвы нельзя переоценить. Тохтамыш потребовал от русских князей дани: он утверждал, что на Куликовом поле потерпела поражение не Золотая Орда, а узурпатор Мамай. Но все же зависимость от Орды была теперь значительно слабее. Это отразилось и в завещании Дмитрия Донского, умершего в 1389г. В своей духовной грамоте он благословил старшего сына Василия Дмитриевича «своею отчиной, великим княжением», не спрашивая ханского позволения. Он предусматривал возможность падения ордынского ига еще при жизни своих сыновей при условии, что «переменит Бог Орду», т.е. снова там начнутся смуты.

Василий I (1389-1425) успешно продолжал политику своего отца. В 1392г. ему удалось присоединить Нижегородское, а затем Муромское и Тарусское княжества.

Василий II (1425-1462), прозванный Темным, вел неустанную борьбу со своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Эта феодальная война дорого стоила народу: за распри князей расплачивались жители сожженных дотла и разграбленных городов. Сторонники Василия вешали тех, кто осмелился присягнуть Шемяке, а сторонники Шемяки вешали тех, кто был лоялен к Василию. Театром военных действий была вся страна. Междоусобица на Руси усилила власть Орды, снова получившей возможность вмешиваться в политические отношения русских князей.

Вместе с тем феодальная война показала необратимость процесса объединения русских земель вокруг Москвы.

Эпоха Ивана III.

В 1462г. умер Василий II. Ещё при жизни он сделал своим соправителем сына Ивана – будущего Ивана III, который правил с 1462г. по 1505г. Вот какую характеристику Ивану III дал Карамзин: «… Но в лета пылкого юношества он изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной горячности и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными…». Именно в это время завершился двухвековой процесс единения русских земель: за какие-нибудь два с небольшим десятка лет до конца XVв. в Восточной Европе произошли колоссальные изменения. В этих бурных переменах рождалось новое государство.

К моменту вступления Ивана III на московский престол большая часть Северо-Восточной Руси была объединена вокруг Москвы. Но до полного объединения русских земель было ещё далеко. Одной из главных задач нового великого князя стало присоединение обширных владений Великого Новгорода. В 1471г. новгородские власти заключили договор с Польско-Литовским государством, отдавшись под защиту короля Казимира IV. В 1471г. Иван III принял решение о походе на Новгород. Помощь великому князю шла со всех сторон. Новгороду не помог никто. Казимир IV так и не решился на открытую войну с Москвой. Новгородцы просили о помощи даже магистра Ливонского ордена, но тщетно.

Московские войска сожгли город Русу и на берегу Ильменя разбили новгородские отряды. Решающее сражение произошло в июле 1471г. на реке Шелони. И хотя новгородцы обладали численным преимуществом, московские рати оказались гораздо опытнее новгородских ополченцев. В 1477г. новгородские послы признали Ивана III государем. Ранее они обращались к нему как к господину. Если обращение «господин» означало отношение подчинения и покровительства, то «государь» - это безоговорочное признание полной власти. В 1484-1499гг. земли новгородских бояр были конфискованы. Бывших новгородских землевладельцев выселили в центральные районы Московского государства, а их земли раздали московским служилым людям.

Падение новгородской независимости и свержение ига предопределили судьбу Твери. Иван III не мог допустить коалиции тверского князя Михаила Борисовича и литовского князя Казимира. Московское войско в 1485г. «попленило» тверскую землю, нанеся большой урон. Михаил, видя свое «изнемождение», бежал в Литву.

Так завершилась долгая история соперничества двух центров Северо-Восточной Руси. Закрепляя достигнутое, Иван III создал в Твери некое подобие удела во главе со своим сыном Иваном Ивановичем. Так Московское княжество превратилось в общерусское, что и было закреплено в великокняжеском титуле. С 1485г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». В годы правления Ивана III было присоединено также Ростовское княжество – 1474г. и Ярославское – 1463-1468гг.

Свержение Ордынского ига.

В XV в. происходит распад некогда могущественной Золотой Орды. В 30-е годы от нее отделяются Крым (там утвердилась династия ханов Гиреев), Астрахань, а в Среднее Поволжье переходят кочевники бывшего хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда, которые образуют Казанское ханство. Преемницей Золотой Орды стала Большая Орда, ханам которой должны были платить дань русские князья.

В июне 1480г. в Москву пришла весть о походе на Русь хана Большой Орды Ахмеда. Ахмед шёл с огромной армией, желая покарать великого князя за непослушание: с 1476г. Иван III прекратил выплату дани Орде.

Еще в 1472г. после смерти своего брата Юрия Иван III не разделил его удел между братьями (как полагалось), а полностью включил в состав великокняжеских владений. Получив некоторую компенсацию, братья с неохотой согласились не «вступаться» в земли великого князя и без его ведома не заключать договоров с кем бы то ни было. В 1479г. братья подняли мятеж против Ивана III и обратились за помощью к литовскому князю Казимиру IV. На это конфликт внутри Русского государства, на союз Казимиром и рассчитывал Ахмед.

Русские и монгольские войска сосредоточились у притока Оки – реки Угры.

30 сентября 1480г. Иван III вернулся из Коломны в Москву, чтобы решить: сопротивляться или капитулировать. Московские посадские люди настойчиво требовали оказать отпор врагам. В октябре Ахмед, собрав почти 100-тысячное войско, дважды пытался перейти Угру, но был отброшен русскими войсками. Расчеты хана на помощь Казимира IV не оправдались, поскольку тот был занят отражением набега крымского хана Менги-Гирея, союзника Москвы и давнего врага Ахмеда. Долгое противостояние, изнуряющее ожидание, ранняя зима, грозившая бескормицей, переменили все планы Ахмеда: он ушёл в Орду, фактически признав своё поражение. Так бескровно закончилось «стояние на Угре» и окончательно пало монгольское иго.

Но после падения Большой Орды в 1502г. военная опасность со стороны татар не уменьшилась. При Иване III союзником московского правительства был крымский хан Менгли-Гирей, но при Василии III дружба с Крымским ханством прекратилась. Жители восточных и южных окраин государства пребывали в постоянном страхе перед набегами крымских и казанских татар. Чтобы добиться мира с крымцами, Василий III ввел практику посылок «поминков» (подарков) ханам. Вместе с тем ежегодно с ранней весны до поздней осени на «берегу» (южная граница государства проходила по берегу Оки) ставились войска – охранять рубеж от непрошенных гостей. На особо опасных направлениях строили каменные крепости.

Роль русского государства в конце XV - начале XVI вв.

Иван III – «государь всея Руси».

По мере объединения русских и значительной части нерусских земель под властью московского государя изменялся самый характер его власти, ее организация и идеология. При Иване III было положено начало формированию системы централизованного аппарата и произошло резкое усиление великокняжеской власти. После того как Русское государство освободилось от ига Золотой Орды, к великокняжескому титулу иногда стали прибавлять слово «самодержавец»: сначала в смысле независимости великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле неограниченности его власти. В этом изменении титула Ивана III ярко отразилось усиление великокняжеской власти, которое вытекало из всего процесса ликвидации феодальной раздробленности страны и создании единого Русского государства. Удельными князьями оставались в основном братья и племянники великого князя, но он уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными державами и править суд по важным уголовным делам.

Иван III несколько раз пересматривал и урезывал права удельных князей. С мятежниками он расправлялся жестоко, невзирая на лица. В 1491г. он беспощадно расправился с одним из братьев – Андреем Углицким.

Иван III не был принципиальным противником удельной системы: он выделил четырем младшим братьям Василия III новые уделы. Однако Иван III намного увеличил долю старшего брата; великий князь владел значительно большей частью страны, чем все удельные князья, вместе взятые. Младшим сыновьям Иван III завещал держать Василия III «в мое место, своего отца» и угрожал им проклятием за неповиновение государю.

И все же удельные князья оставались постоянным источником династических смут.

Введение нового герба Русского государства.

В целях укрепления самодержавной власти Иван III после смерти своей первой жены, тверской княгини Марии Борисовны, сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софией Палеолог, получившей воспитание при папском дворе в Риме. Папские дипломаты рассчитывали при посредстве Софии втянуть Русское государство в бесперспективную борьбу с могущественной Турецкой империей под предлогом освобождения Византии. Но Иван III разгадал эти коварные планы и отверг их. Свое родство с византийским императорским домом он использовал, прежде всего для укрепления великокняжеской власти и подъема политического авторитета Русского государства. Старый московский герб, изображающий всадника («ездеца»), поражающего копьем змея, Иван III объединил с печатью Византии – двуглавым орлом, означавшим единство Восточной и Западной Римской империи.

Княжеская аристократия и боярство.

Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую думу. Слово «боярин» в узком смысле означало человека, получившего высший думный чин. В широком смысле боярином называли любого вотчинника. В последствии из этого слова родилось общее обозначение привилегированного землевладельца – барин. Русские бояре были гораздо теснее связаны со своим государем, нежели западноевропейские бароны. На Руси никогда не было боярских замков. Если вторгался враг, бояре защищали не свои усадьбы, а княжество в целом. Союз великого князя с боярами креп по мере усиления власти московской династии. Первоначально в Боярскую думу входили только представители старых московских боярских фамилий, служивших еще Ивану Калите и его сыновьям. Но с середины XVв. состав Думы стал меняться. С присоединением независимых прежде княжеств их князья вошли в состав московского боярства. Они сохранили титулы, но утратили права независимых правителей.

Боярская дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Дума была немногочисленной, великий князь включал в ее состав лишь тех, на кого мог всецело положиться. Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской думы. Для таких случаев существовала специальная торжественная формула: «Государь указал и бояре приговорили».

Помимо участия в Боярской думе, представители феодальной аристократии (по назначению или поручению великого князя) заведовали его казной, командовали войском, управляли областями, вели переговоры с иностранными послами и выполняли другие государственные функции. Из функций должностных лиц и органов вотчинного управления выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством и дворцовыми землями.

Центральное и местное управление.

Вплоть до середины XVIв. на Руси существовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Дворцовые земли вновь присоединенных княжеств управлялись Новгородским, Тверским, Дмитровским и другими дворцами. Таким образом, различные территории управлялись разными учреждениями.

Это было пережитком раздробленности.

В Казне, возглавлявшейся казначеем, хранились деньги и драгоценности, а также – государственная печать и великокняжеский архив. Казна являлась государственной канцелярией. Она заведовала также внешней политикой. Не случайно иностранцы называли казначеев и хранителей печати (печатников) канцлерами.

В конце XV- начале XVIвв. в государственном управлении значительную роль играли неродовитые, но грамотные чиновники – дьяки. Они стали, реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.

Огромная территория страны разделялась на уезды. Под словами «уезд княж» понималась территория, непосредственно подчиненная князю. Границы уездов восходили к рубежам прежних независимых и удельных княжеств. Поэтому размеры уездов были различны. Уезды делились на волости и станы.

Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Наместники и волостели получали управляемые территории в кормление. Это означает, что они «кормились», собирая в свою пользу часть налогов и судебные пошлины. Кормление было наградой за прежнюю службу в походах, средством поправки расстроенного материального положения. Обязанности по управлению оказывались для кормленщиков только обременительным дополнением к получению доходов. Поэтому и выполняли кормленщики эти обязанности неохотно, зачастую передоверяя их своим холопам-тиунам.

Местничество.

На рубеже XV- XVI вв. в едином государстве возник особый порядок назначения на должности – местничество. Возможность занять тот или иной пост зависела от происхождения служивого человека. Но значение имела не просто «знатность», а служебные заслуги рода перед московскими князьями.

Начало формирования идеологии единого Московского государства в период правления великого князя Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533).

Для того чтобы каждый осознал возросшее значение Московского государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые понятия – идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и ее независимость, и сила ее государей, и истинность ее веры. Центром, где создавалась новая идеология, была Москва. Однако о новом значении Московского государства задумывались не только в Кремле. Образованные люди размышляли об этом повсюду.

Так, монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей был уверен, что Россия призвана сыграть в истории особую роль. Она – последняя страна, где сохранилась истинная православная вера в своем первоначальном неиспорченном виде. Вначале чистоту веры сохранял Рим, но постепенно вероотступники замутили чистый источник. На смену Риму пришел Константинополь, столица Византии, - «второй Рим». Но и там от истиной веры отступили, согласившись на объединение с католической церковью. Произошло это в 1439г. А в 1453г. в наказание за этот грех древний город был предан в руки турок. Центром мирового православия стала с тех пор Москва. Филофей писал: «… все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве… и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать!»

Из этого Филофей сделал вывод, что русский государь «во всей поднебесной есть христианам царь» и является «сохранителем… святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве». Однако Филофей отнюдь не предлагал великому князю Василию III силою меча привести все христианские земли под свою власть. Идея была в другом. Чтобы Россия стала достойна этого высокого предназначения, Филофей призвал великого князя «хорошо урядить свое царство» - искоренить в нем несправедливость, немилосердие и обиды.

Идеи Филофея в совокупности составили так называемую теорию «Москва – третий Рим». И хотя эта теория не вошла в официальную идеологию, она подкрепила одно из важнейших ее положений, став вехой в развитии русской общественной мысли.

Именно в это время были сформулированы две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий, - идеи богоизбранности и независимость Московского государства.


Время яркого процветания Золотой Орды длилось недолго. Каждое государство, подобно человеку, имеет разные стадии развития: детство, юность, возмужание, старение, когда постепенно начинают отказывать органы, и наконец, смерть. Подобный путь прошла и Золотая Орда. Ее юность была при Сыртаке и Бэрке, возмужание и расцвел при Узбек хане (1312-1340). Именно тогда ею был внесен значительный вклад в исламскую культуру. В те времена византийские императоры, именовавшие себя властелинами всего мира, с опаской поглядывали на Золотую Орду, стремились породниться с ханами, выдавали замуж за них своих дочерей, не обращая внимание на то, что ханы были мусульманами. Могучие египетские мамлюки искали союза с золотоордынцами, посылали дары, также хотели породниться с ханами Орды. Приезжающие в Орду русские князья подобострастно кланялись ханам, русское духовенство улаживало проблемы дарами, римские папы направляли в Орду своих послов, торговые республики Италии - Генуя и Венеция заключали с Золотой Ордой разнообразные соглашения при этом ханов именовали не иначе как императорами. Это было время наивысшего расцвета Золотой Орды. Двор хана был местом большого сосредоточения торговцев и ученых. В городах Золотой Орды построили много мечетей, православных церквей, постоялых дворов (караван-сараев), а также других сооружений разного функционального назначения. Процветание Золотой Орды длилось до 1359 года, до смерти могущественного хана Бердибека. Этот хан, занял престол отца, умертвив последнего. После смерти Бердибека все изменилось в стране. Начались кровавые гражданские войны, обусловившие начало процесса упадка государства.
С конца XV века берут свое начало фундаментальные изменения в экономике и политике всей Европы, которые были связаны с открытием новых торговых путей. До того, как было описано выше, в Китай и Индию ездили по суше и рекам Евразийского материка. Европейские купцы из Балтийского моря попадали в Волгу, или через Босфор и Дарданеллы - в Черное море, останавливаясь в Крыму, либо в Азове. Оттуда поднимались по Дону, переправлялись в Волгу, по Волге добирались до города Атиль или, позднее, до построенной почти на том же месте Астрахани или Таджи-

Тархана, затем в Каспий - на кораблях в Иран или Среднюю Азию, в богатые и культурные страны Востока, где вели оживленную торговлю. Однако с конца XV в. описанный выше торговый путь потерял свое значение. Европейские купцы стали ездить в Индию, Иран и Китай океанским путем, открытым мореходами Португалии и Испании. Старая, некогда очень живая дорога совсем заглохла. Соответственно упало и торговое значение поволжских городов. Постепенно уменьшился поток иностранных купцов и путешественников. В городах поредели и стали замирать базары. Татарские купцы, лодочники и ямчи (ямщики), обслуживающие купцов и путешественников, ведущих торговые дела с арабами и иранцами, остались без работы. Жизнь в Золотой Орде замерла. В это время на Золотую Орду навалилось еще одно несчастье. Уже в XV в. османские турки захватили Дарданеллы, а вскоре все проливы между Средиземным, Черным и Азовским морями перешли в их руки. Татары, проживающие в городах Кафе и Азове, ранее ведущие торговлю с генуэзцами и венецианцами, потеряли свою работу. Торговля перешла в руки турок, которые сначала повысили пошлины, затем возникли распри между турками и итальянцами, перешедшие в войны. Через проливы перестали ходить суда итальянских купцов. Как следствие этого на некогда живой торговой артерии на Волге жизнь совершенно замерла. Поскольку основная статья доходов в Золотой Орде формировалась за счет таможенных сборов, казна стала пустеть. Сильно пошатнувшаяся экономика страны уже не позволяла содержать войско, необходимое для поддержания внешней и внутренней стабильности. В стране начались беспорядки и даже восстания. Экономическое ослабление повлекло сильное ухудшение качества управления государством. Ханы большой страны после смерти Мэнгу, державшего бразды правления в своих руках, утратили властные функции. Окруженные большим числом жен и слуг, они продолжали беспечно и весело жить в своем Гулистане, утопающем в великолепных садах. Летом уходили в степи, где жили в кибитках, пили кумыс и праздно проводили время. Увлечение алкогольными напитками нарастало. Даже Узбек хан, как уже говорилось, приходил на пятничный намаз в таком пьяном виде, что не мог стоять на ногах во время богослужения. Ханы перестали заниматься управлением страной. Тот же Узбек хан, некогда признаваемый самым компетентным правителем среди ханов, перестал вникать в дела. Однажды, когда ему начали читать адресованное ему письмо, он даже сказал: "Если в
нем написано, что-либо, кроме приветствия, говорите с моим визирями". Все проблемы передавались на решение бекам и другим представителям "белой кости". Уже Мэнгу хан (1281-1282) полностью передал ведение государственных дел визирям. Увлечениями ханов стали беседы с бедняками, шейхами и иностранцами. Больше всего любили ханы сказки. В гаремах их было огромное число жен разных национальностей. Эти жены стали вмешиваться в решения государственных вопросов, некоторые из них писали ярлыки. На ярлыках появилось типовое выражение: "Так думают жены и эмиры". Некоторые жены получали богатые подарки, а затем покровительствовали приносящим дары. Были случаи, когда приезжающие в Орду русские князья за получением ярлыка на Великое княжение, сначала обращались к влиятельным женам, одаривали их и только потом шли на прием к хану. Известны факты, когда ханские жены - дочери властителей других стран служили своими действиями на пользу своей родины и в ущерб Золотой Орде, часто играли решающую роль в государственных делах. Существенны их роль в смене ханов и вклад в падение Золотой орды.
Когда ханы устранились от государственных дел, последние стали вершить придворные. Прежде всего, они без стеснения стали грабить население, казну и природные ресурсы. Убив хана, стремились занять трон. Широко известны имена таких придворных вершителей судеб державы, как Ногай, Мамай, Едигей. Вместо отважных государственных деятелей, таких как Бату и Сыртак, в чьих руках не дрожала сабля, а идеалом норм поведения была принятая курултаем как закон Чингизова Яса, ханский трон стали занимать совсем другие люди. Они жили только во дворцах, ели изысканную пищу, пили алкогольные напитки, веселились в окружении жен. Живя распутной жизнью, они игнорировали нравственные императивы и в борьбе за трон стали убивать своих близких. Так, хан Бердибек (1342) был убит сыном, Джанибек убил брата.