Взыскание дебиторской задолженности при реорганизации компании-должника. Уведомление о реорганизации юридического лица Уведомления работнику кредитору при реорганизации

Уведомление кредиторов о реорганизации юридических лиц должно публиковаться в "Вестнике государственной регистрации" дважды с периодичностью в месяц (). О том, через сколько дней после второго опубликования извещения о реорганизации можно подавать в налоговые органы заявление о прекращении деятельности присоединяемой организации, рассмотрим в данном материале.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица ( , п. 5 ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " "; далее – Закон № 129-ФЗ). Внесение такой записи производится только при наличии доказательств уведомления о реорганизации кредиторов в порядке, установленном законом (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " ").

Уведомление кредиторов происходит путем опубликования в "Вестнике государственной регистрации" данных о реорганизации юридических лиц ( , ). Такое уведомление публикуется после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью в месяц. При этом законодательство не устанавливает минимального срока, который должен пройти между датой публикации последнего уведомления и датой подачи документов на государственную регистрацию прекращения деятельности присоединяемого юридического лица.

С одной стороны, приведенные нормы позволяют сделать вывод, что оно может быть подано непосредственно после второго уведомления кредиторов, так как требования законодательства об уведомлении были исполнены. Это вытекает также из положений , согласно которым предъявление кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении обязательств после публикации сообщений о реорганизации не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

С другой стороны, необходимо иметь в виду, что в соответствии с этим же пунктом заявленные кредиторами требования должны быть исполнены до окончания реорганизации, а на их заявление кредиторам отводится 30 дней с момента опубликования последнего уведомления о реорганизации. Иными словами, по смыслу указанной нормы, завершение процедуры реорганизации может быть произведено только после расчетов с кредиторами, заявившими реорганизуемым юридическим лицам требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств.

Какой-либо правоприменительной практики относительно указанных норм на сегодняшний день не сложилось, поскольку изменения, касающиеся положений ГК РФ о досрочном исполнении обязательств или их прекращении, вступили в силу только с 1 сентября (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ " ").

В связи с этим в рассматриваемом случае рекомендуется дождаться истечения 30-дневного срока с момента опубликования последнего уведомления о реорганизации юридических лиц и, при отсутствии требований со стороны кредиторов, подать в регистрирующий орган соответствующее заявление. Если же кредиторы заявят требования о досрочном исполнении или прекращении обязательства и возмещении убытков, документы на государственную регистрацию следует подать только после удовлетворения указанных требований.

Необходимо отметить также, что законодательство в настоящее время не предусматривает каких-либо негативных последствий завершения реорганизации юридического лица до расчетов с кредиторами, заявившими свои требования в 30-дневный срок с момента опубликования последнего уведомления. Единственное исключение составляет солидарная ответственность по таким требованиям созданных в результате реорганизации юридических лиц, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (), членов их коллегиальных органов и лиц, уполномоченных выступать от имени реорганизованного юридического лица (), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора ().

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 ГК РФ слияние – это такая форма реорганизации юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Целями слияния юридических лиц является повышение уровня конкурентоспособности, концентрация капитала, экономия за счет масштабов производства и так далее. Отметим, что слияние юридических лиц может также осуществляться в целях ограничения (недопущения) конкуренции.

Подробно с вопросами, касающимися слияния компаний в целях ограничения конкуренции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Антимонопольное право. Регулирование. Практика. Документы».

При реорганизации юридического лица в форме слияния определение состава имущества и обязательств не требуется, поскольку объем прав и обязанностей, которые переходят к вновь возникшему юридическому лицу, определен законом. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемство, которое имеет место при реорганизации в такой форме, является универсальным. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме. Это доказывает и правоприменительная практика, например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 января 2005 года №А28-1479/2002-53/17 и от 17 января 2005 года №А79-4218/2003-СК2-4088, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2005 года №Ф08-5380/2005, а также Постановление ФАС Московского округа от 14 ноября 2001 года №КГ-А40/6564-01.

Процесс реорганизации юридических лиц посредством их слияния можно подразделить на несколько этапов:

заключение договора о слиянии (в договоре указываются порядок и условия предстоящего слияния, а также другие немаловажные моменты);

проведение общего собрания учредителей (участников) каждого из юридических лиц (принимается решение о реорганизации, утверждается договор о слиянии, утверждается передаточный акт);

уведомление кредиторов о предстоящем слиянии;

получение согласия антимонопольного органа на слияние.

Подробно с вопросами, касающимися полномочий антимонопольных органов в антимонопольной сфере и антимонопольных требований к слиянию юридических лиц, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ – АУДИТ» «Антимонопольное право. Регулирование. Практика. Документы».

На практике непредставление в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на слияние либо присоединение лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, влечет наложение административного штрафа (Постановление ФАС Уральского округа от 8 апреля 2003 года №Ф09-962/03-АК).

проведение общего собрания участников всех реорганизуемых юридических лиц (утверждаются учредительные документы, выбираются органы управления);

государственная регистрация вновь созданного юридического лица;

постановка вновь созданного юридического лица на учет в налоговый орган и во внебюджетные фонды;

в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, уведомление антимонопольного органа о слиянии.

Так как современные хозяйствующие субъекты в Российской Федерации представлены в основном обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами закрытого или открытого типа, то подробно порядок уведомления кредиторов о предстоящим слиянии, мы рассмотрим именно на примере указанных юридических лиц.

Напомним, что деятельность акционерных обществ в настоящее время регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон №208-ФЗ), а деятельность обществ с ограниченной ответственностью - Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон №14-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 15 Закона №208-ФЗ установлена обязанность по письменному уведомлению кредиторов общества и опубликованию в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении об реорганизации.

Обязанность по уведомлению кредиторов должна быть выполнена не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении.

При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Такая же норма существует и в Законе №14-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Закона №14-ФЗ государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов.

Для того чтобы взыскать дебиторскую задолженность с должника, который произвел слияние с другой компанией необходимо направить претензию к вновь возникшей организации, так как при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Такая точка зрения подтверждается в Постановлении ФАС Поволжского округа от 3 июня 2004 года №А55-7116/03-19.

МУП «Тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Комитету ЖКХ и строительства Администрации города Сызрани и МУП «Жилищно-эксплуатационная служба» о взыскании дебиторской задолженности образовавшейся по договору об отпуске и потреблении тепловой энергии в горячей воде №01309 от 26 декабря 2000 года.

Дебиторская задолженность реорганизованного МУ «ДЕЗ» была передана по передаточному акту (балансу) МУП «Жилищно-эксплуатационная служба« и Комитету жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Сызрани.

Задолженность реорганизованного МУ «ДЕЗ» погашена частично и по состоянию на 1 января 2003 года осталась непогашенной сумма долга 347 472 рубля 39 копеек.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции обоснованно сделаны выводы о том, что согласно передаточному акту на 1 апреля 2001 года, актам выверки между УМП «Тепловые сети» и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Сызрани задолженность в сумме 347 472 рубля 39 копеек передана Комитету ЖКХ и строительства Администрации города Сызрани

Присоединение – представляет собой форму реорганизации юридических лиц, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому.

Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ:

«При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом».

Согласно статье 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Об этом свидетельствует арбитражная практика: Постановления ФАС Московского округа от 13 июня 2001 года №КГ-А40/2712-01, от 4 мая 2001 года №КГ-А41/2164-01, от 26 апреля 1999 года №КА-А40/1173-99, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 1999 года №А33-3050/99-С3-Ф02-1633/99-С1 и от 28 сентября 1999 года №А33-3048/99-С3-Ф02-1630/99-С1.

Для взыскания дебиторской задолженности с организации-должника, которая была присоединена к другой организации необходимо направить претензию к той организации к которой был присоединен должник, так как с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица к ней переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом на основании пункта 2 статьи 58 ГК РФ.

Приведем пример из судебной практики: ЗАО «Трансбункер-Трейдинг» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к муниципальному предприятию «Трест жилищного хозяйства», Администрации муниципального образования Корсаковского района о признании недействительной реорганизации муниципальных предприятий «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства», «Объединенные котельные и тепловые сети», «Корсаковские городские электрические сети» в форме присоединения к МП «Трест жилищного хозяйства» и о признании недействительной государственной регистрации вышеуказанных предприятий.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства письменного уведомления кредитора - ЗАО «Трансбункер-Трейдинг» о реорганизации муниципальных предприятий и их правопреемнике, что свидетельствует о нарушении гарантий прав кредитора юридического лица, установленных статьей 60 ГК РФ, а также учредителями юридических лиц не соблюден порядок их реорганизации, предусмотренный действующим законодательством. Полагает, что в результате грубого нарушения закона учредителями реорганизованных муниципальных предприятий ЗАО «Трансбункер-Трейдинг» было лишено права потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должниками, которыми являлись реорганизованные юридические лица.

При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, в том числе передаточных актов, арбитражным судом первой и апелляционной инстанций установлено, что муниципальному предприятию «Трест жилищного хозяйства», являющемуся согласно уставу правопреемником реорганизованных предприятий, переданы , объекты внешнего благоустройства, прочие активы, а также пассивы реорганизованных муниципальных предприятий, в том числе и задолженность перед кредиторами.

При таких обстоятельствах арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что право требования погашения кредиторской задолженности за истцом сохраняется, и обязанность ее погашения перешла к МП «Трест жилищного хозяйства».

Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении иска о признании недействительной реорганизации муниципальных предприятий в форме присоединения, поскольку при реорганизации предприятий нарушений действующего законодательства не допущено и право требования погашения кредиторской задолженности за истцом сохранено (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 ноября 2003 года №Ф03-А59/03-1/2882).

Разделение – это форма реорганизации юридических лиц, при которой происходит разделение юридического лица на два и более, причем его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (пункт 3 статьи 58 ГК РФ).

При разделении юридического лица также проводится собрание учредителей (участников). Аналогично слиянию и присоединению общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации.

В результате разделения возникают как минимум два новых общества, которые подлежат государственной регистрации.

Все имущественные права и обязанности разделенного юридического лица переходят к вновь создаваемым в процессе его реорганизации фирмам на основании разделительного баланса.

Для принятия решения о взыскании дебиторской задолженности с организации-должника, которая разделилась на несколько организаций необходимо принимать во внимание, что вновь возникшие фирмы обязаны солидарно отвечать по имущественным обязательствам разделенного юридического лица в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемников такой организации (права кредитора при солидарной обязанности закреплены статьей 323 ГК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ выделение представляет собой такую форму реорганизации юридического лица, при которой из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц к каждому из которых переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Таким образом, в результате преобразования путем выделения из одного юридического лица возникает не одно, а два или более юридических лиц.

Поэтому в целях взыскания дебиторской задолженности необходимо определить перечень и объем конкретных прав и обязанностей, которые перешли в итоге выделения к каждому из юридических лиц. Закон предусматривает необходимость составления разделительного баланса с указанием этих прав и обязанностей.

Отличие выделение от разделения состоит в том, что юридическое лицо, из состава которого выделяется другое (другие) юридическое лицо продолжает свое существование фактически в неизменном виде за исключением состава имущества. А при реорганизации юридического лица в форме разделения реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование, и вместо него появляются два и более юридических лиц, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят его права и обязанности.

В целях истребования дебиторской задолженности с должника, который был реорганизован и из его состава выделилось одно или несколько юридических лиц, следует учитывать, что разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входящих в состав прежнего юридического лица. В случае, если невозможно проследить к какому из юридических лиц перешла обязанность по оплате задолженности следует руководствоваться нормой, установленной пунктом 3 статьи 60 ГК РФ:

«если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами».

Преобразование – это форма реорганизации юридических лиц, при которой юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида (изменяется организационно-правовая форма). К вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ).

Указанная норма подтверждается Постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2004 года №КА-А41/10847-04, от 29 июля 2003 года №КГ-А41/5382-03, от 4 марта 2002 года №КГ-А40/904-02, Постановлениями ФАС Уральского округа от 15 февраля 2006 года №Ф09-545/06-С3 №А60-3465/05-С1, от 4 августа 2005 года №Ф09-2425/05-С5, 15 июня 2005 года №Ф09-1699/05-С5, Постановлениями ФАС Центрального округа от 1 апреля 2004 года №А62-4347/02, от 20 ноября 2003 года №А35-304/03-С17 и Постановлением ФАС Поволжского округа от 10 мая 2001 года №А65-9898/2000-СГ1-25.

Причем отсутствие передаточного акта не является основанием для отказа в признании правопреемства, на это арбитры указали в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2002 года №Ф04/3733-678/А70-2002 и от 12 февраля 2001 года №Ф04/369-42/А45-2001.

В случае реорганизации юридического лица путем преобразования и перехода к вновь образованному юридическому лицу всех прав и обязанностей должника арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 мая 2004 года №Ф03-А51/04-1/1087).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон №129-ФЗ) в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона №129-ФЗ:

«Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность».

В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление ФАС Московского округа от 7 мая 2004 года №КГ-А40/3064-04.

Анализ положений статьи 59 ГК РФ позволяет отметить, что основным документом, определяющим состав прав и обязанностей правопреемника реорганизованного юридического лица, является передаточный акт. При этом следует отметить, что в процессе реорганизации юридического лица к правопреемнику переходят не только те права и обязанности, которые отражены в указанном документе. Универсальность правопреемства заключается в том, что к правопреемнику переходят даже не выявленные на момент составления передаточного акта обязанности организации -предшественника.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателя на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2005 года №А56-25932/04.

ООО «ПСК «Петербургинжстрой» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о взыскании дебиторской задолженности по договору подряда от 7 августа 2003 года №КР-03-37 и процентов за пользование чужими денежными средствами. ОАО «РЖД» было создано путем преобразования из унитарного предприятия.

ОАО «РЖД» ссылается на то, что обязанность по уплате задолженности перед истцом возникла у него только с 1 октября 2003 года на основании сводного передаточного акта, при этом в передаточный акт проценты включены не были. Следовательно, обязанность по уплате процентов у него отсутствует, поскольку права и обязанности перешли к нему только в пределах сводного передаточного акта.

Федеральный Арбитражный Суд кассационной инстанции посчитал, что суд правомерно удовлетворил требование о взыскании с ОАО «РЖД» в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами и сделал вывод о том, что переход к ОАО «РЖД» основного обязательства по договору повлек и переход к нему обязанности, возникшей в связи с его несвоевременным исполнением, а именно обязанности по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга.

Более подробно с вопросами, касающимися списания дебиторской задолженности, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Списание дебиторской и кредиторской задолженности», «Судебные споры по дебиторской задолженности. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Рассмотрим две формы уведомления кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Реорганизация юридического лица

Реорганизуемая компания обязана дважды с периодичностью раз в месяц уведомить кредиторов о начале реорганизации путем опубликования уведомления в Вестнике государственной регистрации:

«Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации» (абз. 2 п. 1 ст. 60 ).

Стоит заметить, что ранее положения ст. 60 ГК РФ, ст. 51 «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 15 «Об акционерных обществах» предусматривали обязанность реорганизуемой компании письменно уведомить кредиторов.

Публичное уведомление кредиторов

Действующая же норма, предполагающая публичное уведомление, позволяет решить несколько задач:

  1. кредиторы, обязательства которых возникли до начала процедуры реорганизации, получают возможность определить судьбу данных обязательств.
  2. потенциальные кредиторы учитывают факт реорганизации, принимая решение вступить в договорные отношения с реорганизуемым юрлицом.
  3. именно публичное уведомление в наибольшей степени гарантирует кредиторам получение нужной информации, исключая такие случайные факторы, как, например, недобросовестность должника (отправка пустого конверта) либо ненадлежащее оказание услуг связи.

Последние изменения в ст. 60 ГК РФ дополнили обязанность компании публично уведомить кредиторов о начале реорганизации обязанностью письменно уведомить каждого известного кредитора в предусмотренных законом случаях.

Единственной нормой, применяемой ко всем видам юрлиц, в которой говорится о необходимости такого уведомления, является п. 2 ст. 13.1 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с данным пунктом реорганизуемая компания в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме сообщает об этом известным ей кредиторам, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Аналогичное положение было включено в ст. 60 ГК РФ . В итоге законодатель вернулся к способу, который содержался в первоначальной редакции ст. 60 ГК РФ. Теперь, по сути, письменное уведомление кредиторов дополняет публичное их уведомление, создавая большие гарантии реализации их прав.

Письменная и публичная формы уведомления

Представляется, что именно в совокупности указанных норм кроется одна из проблем, связанных с институтом уведомления кредиторов .

На первый взгляд, создается впечатление, что законодатель установил обязательную двухступенчатую систему уведомления: сначала компания извещает кредиторов публично, после чего направляет известным кредиторам персональные письменные уведомления. При более подробном анализе правоприменительной практики и теоретических источников все оказывается несколько иначе.

Так, ни ст. 14 Закона № 129-ФЗ, предусматривающая перечень необходимых документов для госрегистрации лица, созданного в результате реорганизации, ни соответствующий Административный регламент не предусматривают обязательного предоставления в регистрирующий орган документов, подтверждающих письменное уведомление кредиторов реорганизуемого юрлица.

Доказательства письменного уведомления

Отсюда на практике возникает вопрос: должна ли компания предоставлять доказательства письменного уведомления кредиторов в регистрирующий орган.

С нормативной точки зрения, п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ запрещает регистрирующему органу требовать предоставления иных документов, кроме названных в ст. 14 Закона № 129-ФЗ. При этом в заявлении о государственной регистрации юрлица, созданного в результате реорганизации, подтверждается, что все известные кредиторы уведомлены в письменной форме.

Налоговый орган в условиях заявительного характера госрегистрации компаний и в отсутствие полномочий на проведение правовой экспертизы представленных для регистрации документов, не проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, в том числе факт извещения всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Это приводит к большому количеству обжалований решений налоговых органов о регистрации компании со стороны неуведомленных кредиторов. Как правило, суды отказывают в удовлетворении требований на основании п. 4 ст. 9 и ст. 14 Закона № 129-ФЗ (

Вопрос: Требуется ли размещать публикацию об уведомлении кредиторов в журнале «Вестник государственной регистрации) в связи с преобразованием ЗАО в ООО?

Ответ: С 01 сентября 2014 года при преобразовании юридических лиц (ООО, АО и т.д.) кредиторов уведомлять не надо, в том числе делать публикацию об уведомлении кредиторов в журнале «Вестник государственной регистрации. На преобразование не действует статья 60 ГК РФ.

Путкт 5 Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц:

"При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются. (п. 5 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)"

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

При реорганизации должник обязан направить кредиторам письменное уведомление о реорганизации, а также сделать публичное заявление о преобразованиях в компании.

Реорганизация юридического лица: правила ГК РФ

Одной из наиболее важных задач при реорганизации юридических лиц является защита прав кредиторов. Цель правового регулирования в этой ситуации — выработать такую систему правовых норм и гарантий, которая позволит соблюсти баланс интересов реорганизуемого лица и его кредиторов. Основные гарантии защиты прав кредиторов реорганизуемого общества содержатся в ст. 60 . Реорганизуемая компания обязана дважды с периодичностью раз в месяц уведомить кредиторов о начале реорганизации путем опубликования уведомления в «Вестнике государственной регистрации»:

«Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации» (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ).

Стоит заметить, что ранее положения ст. 60 ГК РФ, ст. 51 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ), ст. 15 «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) предусматривали обязанность реорганизуемой компании письменно уведомить кредиторов.

Действующая же норма, предполагающая публичное уведомление, позволяет решить несколько задач:

  1. Кредиторы, обязательства которых возникли до начала процедуры реорганизации, получают возможность определить судьбу данных обязательств.
  2. Потенциальные кредиторы учитывают факт реорганизации, принимая решение вступить в договорные отношения с реорганизуемым юрлицом.
  3. Именно публичное уведомление в наибольшей степени гарантирует кредиторам получение нужной информации, исключая такие случайные факторы, как, например, недобросовестность должника (отправка пустого конверта) либо ненадлежащее оказание услуг связи.

Последние изменения в ст. 60 ГК РФ дополнили обязанность компании публично уведомить кредиторов о начале реорганизации обязанностью письменно уведомить каждого известного кредитора в предусмотренных законом случаях.

О юридических лицах:

  • Ликвидация и реорганизация компании как решение корпоративного конфликта
  • Ликвидация юридического лица: разъяснения Пленума ВС РФ
  • Изменения в законе об ООО и в законе о регистрации юрлиц с 1 января 2016 года

Единственной нормой, применяемой ко всем видам юрлиц, в которой говорится о необходимости такого уведомления, является п. 2 ст. 13.1 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В соответствии с данным пунктом реорганизуемая компания в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме сообщает об этом известным ей кредиторам, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Аналогичное положение было включено в ст. 60 ГК РФ . В итоге законодатель вернулся к способу, который содержался в первоначальной редакции ст. 60 ГК РФ. Теперь, по сути, письменное уведомление кредиторов дополняет публичное их уведомление, создавая большие гарантии реализации их прав.

Двойное уведомление о реорганизации должника

Представляется, что именно в совокупности указанных норм кроется одна из проблем, связанных с институтом уведомления кредиторов.

На первый взгляд, создается впечатление, что законодатель установил обязательную двухступенчатую систему уведомления: сначала компания извещает кредиторов публично, после чего направляет известным кредиторам персональные письменные уведомления. При более подробном анализе правоприменительной практики и теоретических источников все оказывается несколько иначе.

Так, ни ст. 14 Закона № 129-ФЗ, предусматривающая перечень необходимых документов для госрегистрации лица, созданного в результате реорганизации, ни соответствующий Административный регламент (утв. «Об утверждении Административного регламента...») не предусматривают обязательного предоставления в регистрирующий орган документов, подтверждающих письменное уведомление кредиторов реорганизуемого юрлица.

Отсюда на практике возникает вопрос: должна ли компания предоставлять доказательства письменного уведомления кредиторов в регистрирующий орган.

С нормативной точки зрения, п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ запрещает регистрирующему органу требовать предоставления иных документов, кроме названных в ст. 14 Закона № 129-ФЗ. При этом в заявлении о государственной регистрации юрлица, созданного в результате реорганизации, подтверждается, что все известные кредиторы уведомлены в письменной форме.

Налоговый орган в условиях заявительного характера госрегистрации компаний и в отсутствие полномочий на проведение правовой экспертизы представленных для регистрации документов, не проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, в том числе факт извещения всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Это приводит к большому количеству обжалований решений налоговых органов о регистрации компании со стороны неуведомленных кредиторов. Как правило, суды отказывают в удовлетворении требований на основании п. 4 ст. 9 и ст. 14 Закона № 129-ФЗ ( , ).

Интересно, что до 2008 года (в период действия редакции ГК РФ, предусматривавшей обязательное письменное уведомление кредиторов) суды иногда делали вывод, что реорганизуемое юрлицо обязано предоставлять в регистрирующий орган доказательства письменного уведомления кредиторов ( , ).

С одной стороны, можно предположить, что персональное извещение предоставляет кредитору возможность реализации своих прав, а объявление о реорганизации, размещенное в СМИ, может рассматриваться как дополнительная информация для кредиторов. Но первый способ создает вероятность, что недобросовестный должник не исполнит свои обязанности надлежащим образом, и кредиторы не получат персональных уведомлений о реорганизации должника. То есть, с другой стороны, именно опубликование должником уведомления о реорганизации выступает надежной гарантией для защиты интересов кредиторов.