Виды власти демократия. Демократия: понятие, принципы, виды и формы. Признаки демократии. Что такое демократия простыми словами – краткое определение

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий».

«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает «власть народа». Однако начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелевской «Политики» в 1260 г. и до настоящего времени не смолкают споры о ее содер-

с бюрократией, группами интересов и средствами массовой информации и коммуникации. Сама демократическая система институтов поддерживается сложным конституционным устройством и судебной системой;

2) конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение;

3) политические партии, служащие основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство;

4) гражданские, политические и социальные права.

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

Современные формы демократии (неодемократии)

Полиархия

Когда-то австрийский философ К. Поппер (1902-1994), размышляя над альтернативой: диктатура или демократия, заметил, что «мы основываем наш выбор не на добродетелях демократии, которые могут быть сомнительны, а единственно на пороках диктатуры, которые несомненны... Этого достаточно, чтобы сделать выбор в пользу демократии»... Действительно, термин «демократия» оказывается размытым в силу различных причин. Он стал включать не только формы политического правления (народовластие), но и идеологические, мировоззренческие, моральные предпосылки человеческого существования. То, что когда-то считалось главным в определении демократии - участие рядового гражданина в политической жизнь - теперь становится второстепенным, поскольку на первый план вышла проблема социальной стабильности. Это позволило американским политологам Т. Дай и X. Цайглер выявить парадокс демократии: «Демократия - это власть народа, но ответственность за выживание демократии лежит на плечах элиты. Это - ирония демократии: элиты должны править мудро, чтобы «правление народа» выжило. Если бы выживание американской политической системы зависело от активности, информированности и просвещенности граждан, демократия в Америке давно исчезла бы, ибо массы в Америке апатичны и дезинформированы в политическом отношении и удивительно



мало привержены демократическим ценностям... Но, к счастью для этих ценностей и для американской демократии, американские массы не ведут, они следуют за элитами...» Таким образом, демократия как идеал и демократия как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Наиболее последовательно эту идею проводит американский политолог Р. Даль. Во втором - институциональном - смысле инфраструктуру современных демократий он обозначает термином «полиархия». Он рассматривает полиархию «как специфический вид режима для управления современным государством - режима с характеристиками, которые определенно отличают его от всех других режимов, существовавших до XIX в., а также от большинства современных режимов, установившихся в нациях-государствах». Полиархия как политический порядок предполагает наличие «относительно высокой терпимости к оппозиции - к тем, кто противостоит действиям правительства, и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц».



Функционально полиархия как политический режим опирается на семь институтов, которые обеспечивают его эффективность. К ним относятся:

1) выборность должностных лиц; контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от народа представителями;

2) свободные и честные выборы, исключающие всякое насилие и принуждение;

4) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов;

5) свобода слова, обеспечивающая возможность свободно выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии;

6) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;

7) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.

Мировой опыт демократизации чрезвычайно актуален для современной модернизации России. По крайней мере он позволяет выявить особенности политического развития российского общества, соотнести их с мировыми тенденциями.

Сообщественная демократия

Нормативная концепция демократии является продуктом преимущественно гомогенной западной культуры и была связана с ценностями индивидуальной свободы, политическим участием, патриотизмом, политическим плюрализмом и толерантностью. Основополагающим принципом демократии является принцип большинства, составляющий суть доктрины народного суверенитета. В соответствии с ней народ провозглашается источником верховной государственной власти. Кроме того, демократия предполагает право меньшинства на оппозицию, разделение властей и гарантии прав личности и т.д. Традиционно демократии связывались с обществами, где минимизированы социальные различия. В связи с этим Аристотель замечал, что «государство стремится, насколько это возможно, быть обществом, состоящим из одинаковых и равных».

Голландский политолог Аренд Лейпхарт заново переосмысливает концепт демократии в контексте перспектив ее утверждения вне западной культуры, а также возможности ее развития в обществах гетерогенных в социальном и культурном отношениях. А. Лейпхарт пытается доказать, что стабильные демократические режимы возможны и в многосоставных обществах, разделенных на сегменты (как в Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии) по религиозному, языковому, идеологическому, социальному, этническому, культурному признакам. Разделенность в этих обществах уравновешивается установками на взаимодействие.

Сообщественную демократию как новый тип демократического правления А. Лейпхарт определяет с помощью четырех компонентов:

1) осуществление власти большой коалицией политических лидеров (либо в форме кабинета в парламентской системе, либо комитета с совещательными функциями в президентской системе);

2) взаимное вето или правило «совпадающего большинства» как гарантия интересов меньшинства;

3) пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределение постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета;

4) высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами.

Принцип большой коалиции, когда лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной, противоречит традиционным представлениям о системе демократии, где есть большинство и меньшинство. Простейшим видом сообщественного механизма является кабинет большой коалиции, как, например, Федеральный Совет в Швейцарии - правительство страны, состоящее из семи человек. Важнейшую черту

гражданского общества, усиливая многосоставность и без того неоднородного общества.

Особой формой автономии сегментов является федерализм, выступающий в качестве способа обеспечения государственного единства при признании автономии регионов и их соучастии в принятии решений.

Существенным недостатком данной модели демократии является утрата гибкости и темпов при принятии политических решений, что значительно затрудняет достижение политической стабильности. Во-первых, в границах большой коалиции принятие решений осуществляется медленно: все-таки легче добиться согласия в коалиции с небольшим числом участников, нежели в большой коалиции. Во-вторых, принцип взаимного вето обладает негативным последствием, связанным с тем, что решение вообще не будет принято. В-третьих, правило пропорционального представительства при назначении на государственную службу игнорирует личные качества соискателя, основывается на его сегментарной принадлежности, что снижает эффективность управленческой системы. В-четвертых, автономия сегментов значительно удорожает сообщественную систему управления, поскольку предполагает создание для каждого сегмента своих управленческих структур.

И все-таки приходится признать, что сообщественная демократия медлительна и неповоротлива в принятии краткосрочных решений, но эффективна в реализации стратегических задач, которые требуют консенсуса всех политических сил.

Делегативная демократия

Новый тип демократии - делегативная, описан аргентинским политологом Гильермо О"Доннеллом на основе обобщения опыта политического развития новых демократий в Аргентине, Бразилии, Перу, Эквадоре, Боливии, на Филиппинах, в Корее и посткоммунистических странах. Ее принципиальное отличие состоит в том, что она не относится к представительным демократиям и не стремится быть таковой. Процесс принятия политических решений, формирование воли большинства населения с помощью справедливых выборов, равный доступ к власти не институционализированы, отсутствуют устойчивые формы взаимодействия субъектов политики в соответствии с правилами и нормами. Однако, несмотря на это, делегативные демократии могут быть достаточно устойчивыми. В этих обществах имеются определенные политические институты, которые являются официальными и составляют элементы конституционной системы: суд, парламент, политические партии, президент. Но в силу сложности социально-экономических проблем, доставшихся от предшествующих правительств, немногочисленности и слабости имеющихся институтов доминирующим в системе власти становится инсти-

тельные и судебные институты в делегативной демократии рассматриваются президентами как помеха на пути осуществления их «миссии».

Во-вторых, представительные демократии основаны на принципе разделения властей, их автономии, а процесс принятия решений рационализирован, осуществляется в результате консультаций и застрахован от грубых ошибок, хотя и движется очень медленно. В делегативных демократиях принятие решений остается за президентом, поскольку отсутствует подотчетность по горизонтали. Возможность быстрого принятия решений сопровождается вероятностью совершения больших ошибок. В этих условиях популярность президентов может испытывать резкие колебания от восхваления до проклятия.

В-третьих, представительные демократии, имеющие высокую степень институционализации и организационно-правового оформления плюрализма интересов, ориентированы на рационально-позитивный стиль политики, который предусматривает поэтапное решение актуальных задач, соответствие практической политики предвыборным обещанием. Делегативная демократия преимущественно формируется в условиях глубокого кризиса и экстремальной ситуации в обществе. Следствием этого является «магический» стиль политики, где президентов избирают под обещания «спасти» страну в короткие сроки, а «правительство спасителей» вынуждено опираться на бюрократию и при этом обещать быстрое решение всех накопившихся проблем. Однако на практике после выборов победители проводят совсем иную политику, не направленную на выполнение предвыборных обещаний.

Политический режим России

Общая характеристика демократии

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.

В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом:

Определение 1

Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.

Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:

  • Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
  • Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
  • Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.

При этом, как было отмечено выше, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях.

В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.

Типы демократии

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

Представительная демократия , содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Определение 2

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Виды демократии

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;
  • Имитационная демократия – вид демократии , при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;
  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;
  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

При котором решения принимаются коллективным способом. На протяжении веков возникали разные формы демократии, в зависимости от потребностей и особенностей общества, в котором она развивалась. В этой статье мы рассмотрим ее виды и специфические черты.

демократия?

Свое начало народовластие получило еще в Древней Греции, и, в отличие от современного устройства демократии, ее характерная особенность того времени заключалась в том, что женщины, а также рабы, не имели права участвовать в решении политических вопросов.

Современные формы этого режима несколько отличаются от древних рядом признаков:

1. Народ является единственным источником власти (легитимным).

2. Управляющие назначаются с помощью состязательных выборов, в которых участвуют все граждане страны, имеющие право голоса (в том числе и женщины).

3. Общество самоуправляется ради достижения общего блага и удовлетворения интересов.

Исторические формы демократии

С течением времени выделилось два основных прямой и представительский. Эти формы демократии имеют одно значимое отличие: в первом случае политическое решение меньшинства подчинялось решению большинства, а во втором эту функцию (решение) выполняют народные избранники. Однако это далеко не все виды демократического режима, существуют также:

1. Олигархический. Здесь последнее политическое слово стоит за крупными собственниками.

2. Эгалитарный. Когда особое внимание уделяется понятию нации, решения принимают в зависимости от того, насколько это будет полезно для лиц определенной национальности, которые и имеют право голоса. оказываются бесправными при этом режиме.

3. Социалистический. Эта форма предполагает ликвидацию классового общества и реализацию власти по решению простого народа, что сближает ее с эгалитарной демократией.

4. Либеральный. Такая форма достаточно распространена в наши дни и характеризуется рядом признаков: во-первых, она более остальных предполагает нахождение консенсуса между сторонами, во-вторых, здесь проявлена ценность открытой информации, которая касается выборов, и, в-третьих, существуют гарантии гражданских, политических и социальных прав человека.

5. Имитационный. Эта форма демократии тоже достаточно распространена сегодня. Ее характеризует ряд внешних атрибутов народной власти, но, по сути, она не реализовывается должным образом.

Формы прямой демократии

При таком режиме граждане сами принимают и выполняют их. Это так называемое самовластие, которое Сенека очень ценил и называл это высшей властью. Классические примеры такой формы демократии: Нижний Новгород в 12-14 в.в. и Древняя Греция в 5 и 4 в.в. до н.э.

При этой форме граждане несут ответственность за принятие и исполнение своих решений. Плюсы и минусы ее заключаются, главным образом, в организационных моментах: с одной стороны, решения принимаются быстро и исполняются также в короткие сроки, поскольку это делается небольшими группами людей. С другой стороны, на больших территориях внедрение и реализация прямой демократии затруднена.

Среди исторических форм прямой демократии выделяют народное вече, которое было распространено на территории Также в этом списке апелла - собрание, проводившееся каждый месяц спартанцами, которые достигли 30-летнего возраста. Венецианская и Флорентийская республики также отличились организацией народных собраний, которые проводились несколько раз в год, где решались важнейшие политические и экономические вопросы.

Сегодня существуют страны, в которых есть лишь некоторые элементы прямой демократии: Италия, Швейцария, Лихтенштейн и штат Калифорния (США).

Общая характеристика демократии

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.

В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом:

Определение 1

Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.

Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:

  • Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
  • Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
  • Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.

При этом, как было отмечено выше, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях.

В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.

Типы демократии

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

Представительная демократия , содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Определение 2

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Виды демократии

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;
  • Имитационная демократия – вид демократии , при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;
  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;
  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.