Виды правовых режимов в юридической науке и российском законодательстве. RELP. Правовые режимы Понятие правового режима виды правовых режимов

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ: СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ

Юго-Западный

государственный

университет

Г.С. БЕЛЯЕВА

В статье рассматриваются отдельные вопросы состава и особенностей отраслевых правовых режимов. Анализируются особенности закрепления правовых режимов частных и публичных отраслей права в российском законодательстве. Определенное внимание уделено особенностям состава правовых режимов публичных отраслей права.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: отраслевой правовой режим, метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы.

Отечественная юридическая доктрина, прошедшая через ряд дискуссий о системе права, пришла, в итоге, к выводу о том, что отрасли права - это «не просто зоны юридического регулирования, не искусственно скомпонованные совокупности норм, а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом содержании права»1.

Соответственно, специфика каждого отдельного структурного подразделения (отрасли) права выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Тем самым правовой режим олицетворяет тесное единство комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений. Отраслевые правовые режимы являются режимами наиболее высокого уровня, имеющими в праве императивное и направляющее значение.

В чем же заключаются особенности правовых режимов различных отраслей права?

Поскольку система российского права состоит из достаточно большого числа различных отраслей права, и характеристика их особенностей является предметом скорее отраслевых правовых наук, попробуем ответить на этот вопрос с позиции деления права на частное и публичное.

Надо сказать, что в отраслях публичного права буквальное указание на правовой режим встречается довольно часто. Например, режимам посвящен подраздел 2 Таможенного кодекса РФ, часть 2 Налогового кодекса РФ содержит раздел УШЛ «Специальные налоговые режимы», глава 18. Кодекса РФ об административных правонарушениях именуется «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации».

Таких примеров можно приводить много, однако они, как и собственно отсутствие в тексте нормативного акта словосочетания «правовой режим» или слова «режим», отнюдь не свидетельствуют о том, что данная юридическая конструкция не применима к другим отраслям права. Справедливо замечено С.С. Алексеевым, что из правовых режимов складываются все отрасли законодательства, это «основное комплексное составляющее звено правовой материи: из всех явлений правовой действительности он один снабжен всеми необходимыми элементами самостоятельного существования и эффективного функционирования»2.

По нашему мнению, с учетом сказанного выше, следует, что в публичных отраслях российского законодательства правовой режим выделяется просто «рельефнее», о нем как бы «сообщается» адресату. Это происходит потому, что в рамках правового регулирования в публично-правовой сфере «имеются в виду нормальные фиксированные режимы функционирования государственных и иных институтов, позволяющие успешно решать

1 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. - С. 190.

2 Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. - С. 182

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 125

IШ " 2012. № 20 (139). Выпуск 22

стратегические и тактические задачи»3 (например, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности и другие).

В частном же праве задачи правового режима ориентированы на частные ситуации, связаны со сравнительно узкой сферой регулирования (например, обеспечение трудовых прав конкретного гражданина или отдельного трудового коллектива в трудовом праве).

Отсюда вытекает повышенное внимание государства (в лице законодателя) к публичным отраслям права. В публичных отраслях права (в большей мере по отношению к частным) субъект права «оповещается» о том, что он попадает в сферу действия правового режима и должен действовать в определенных рамках, как правило, точно следуя установленным предписаниям.

Отдельные авторы по этому поводу отмечают, что четкая детальная регламентация всех элементов правового режима в нормативно-правовом акте помогает придать ему устойчивость, восприимчивость со стороны адресата, высокую эффективность, обеспечить бесперебойную работу механизма правового регулирования. Отсутствие основных структурных элементов правового режима превращает его в недостроенную, нерабочую конструкцию4.

Заметим, что в силу ограниченности объема настоящей работы и невозможности рассмотрения всех проблемных аспектов рассматриваемой темы остановимся подробнее на особенностях состава правовых режимов публичных отраслей права.

Концепция отраслевого правового режима, устоявшаяся в общей теории права5, раскрывает особенности данной категории через ее основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Рассмотрим их характеристику подробнее.

Метод правового регулирования публичных отраслей права является императивным6 (методом власти и подчинения7, субординационным8, методом централизованного регулирования9).

Следует сказать, что в теории права имеются попытки отдельных ученых более подробно охарактеризовать публично-правовой метод, проанализируем их точки зрения.

Так, Н.М. Вагина считает, что метод публичного права - это обусловленная предметом правового регулирования и волей законодателя система правовых средств, установленных централизованно в процессе официального правотворчества, среди которых основными являются средства-требования (обязывания и запреты) и средства-ограничения, применяемые вне зависимости от участников регулируемого общественного отношения10. С нашей точки зрения, при использовании данного подхода, как представляется, имеется определенная опасность сведения метода публичного права к механизму публично-правового регулирования, поскольку, как известно, метод к правовым средствам не сводится, а должен на них основываться. В то же время нельзя не отметить внимание автора к способам установления соответствующих правовых предписаний, что ценно для характеристики механизма публично-правового регулирования - самостоятельной составляющей публично-правового режима.

3 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. - С.251.

4 См., напр.: Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве / / Журнал российского права. 2001. № 9. - С. 22.

5 См., напр.: Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М., 1981., Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект). Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. Дис. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005.

6 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 46.

7 См.: Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. - С. 53.

8 См.: Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974- - С. 118.

9 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 332; Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. - С. 156.

10 См.: Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара, 2004.

К.М. Маштаков определяет публично-правовой метод в качестве основанного на позитивных обязываниях и запретах как первичных приемах правового воздействия способ регулирования общественных отношений, который характеризуется императивностью, наделением одного из субъектов специальными полномочиями - компетенцией и обеспечивает построение отношений по схеме «власть - подчинение»11. С данной характеристикой следует согласиться, поскольку учитываются особенности методов правового регулирования подавляющего числа отраслей публичного права.

В свою очередь, Ю.А. Тихомиров так раскрывает сущностные моменты метода публичного права. По его мнению, это: а) властеотношения формируются по принципу «команда-исполнение»; б) субъекты публичного права строго связаны законом и пределами предоставленных законом полномочий; в) правовое регулирование основано на позитивном обязывании общенормативной ориентации (например, когда утверждается положение об органах власти, устанавливаются их цели, задачи, функции, полномочия) или в форме конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие, либо на запрещении каких-либо действий; г) обеспечивается сочетание убеждения и принуждения12. Такой подход к определению метода публичного права разделяется и нами, поскольку он позволяет определить его сущность.

Таким образом, для метода правового регулирования публичных отраслей права характерны: а) императивность (неукоснительное соблюдение субъектами предписаний правовых норм), которая основана на позитивных обязываниях и запретах; б) наделение одного из субъектов полномочиями в рамках своей компетенции; в) и, как следствие неравенство субъектов, построение отношений по схеме «власть - подчинение» (или «команда - исполнение»).

Далее отметим, что механизм правового регулирования (юридический инструментарий) публичных отраслей права основывается на позитивных обязываниях: вначале возникает обязывающая правовая норма, затем относительное правоотношение и реализация юридических обязанностей, сводимая, по существу, к праву требования исполнения обязанностей. По верному замечанию С.С. Алексеева, в этом комплексе правовых средств энергетическую силу механизму юридического регулирования задает не столько собственная сила права, сколько государственная власть13.

Надо сказать, что в науке высказано мнение, что публичному праву не присущ специфический механизм правового регулирования, поскольку сам механизм воздействия на общественные отношения - явление общее для всего права в целом, безотносительно к природе его структурных элементов14. Не вступая в научную дискуссию, тем не менее, считаем необходимым высказать свою позицию по данному вопросу. Нас, прежде всего, механизм публично-правового регулирования интересует как составляющая соответствующих правовых режимов, их содержания. Правовой режим есть специфический механизм правового регулирования, направленный на конкретные виды объектов (субъектов), в рамках которого последние действуют. Он включает в себя несколько правовых блоков, каждый из которых реализуется через механизм правового регулирования. Скажем так: правовой режим - это проекция механизма правового регулирования на конкретную социальную ситуацию. Механизм правового регулирования в публичных отраслях права снабжает правовые режимы специфическим набором правовых средств, часто невостребованным частноправовыми отраслями. В связи с этим можно допустить действие специальных механизмов реализации прав и обязанностей в публичных отраслях права, тем более что специфичность публично-правовых средств учеными не оспаривается.

Продолжая, обратимся к правовым принципам публичных отраслей права как основополагающим началам, определяющим направления правового регулирования15, ко-

11 См.: Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. - С. 191.

12 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995- - С. 49-5°-

13 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. - С. 332.

14 См., напр.: Болгова В.В. Основы публичного права. Самара, 2009. - С. 234.

15 В философии принцип определяется как первоначало, руководящая идея, основное правило поведения, в логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляю-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

торые также находятся в прямой зависимости от метода правового регулирования, особенности которого нами уже выделены.

Здесь заметим, что относительно системы принципов публичных отраслей права мы придерживаемся традиционного деления их на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие, соответственно, характерны для всех отраслей права, как публичного, так и частного. Например, принципы справедливости, законности, гуманизма, равноправия граждан.

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на несколько отраслей публичного права. К межотраслевым принципам публичного права относятся почти все межотраслевые процессуальные принципы: принцип осуществления правосудия только судом, принцип назначаемости судей, принцип независимости судей, принцип гласности, принцип состязательности, принцип процессуального равноправия, принцип публичности и другие, а также ряд материальных принципов, таких как принцип презумпции невиновности, принцип обеспечения эффективной социальной защиты населения и некоторые другие16.

И, наконец, отраслевые принципы, свойственные отдельным отраслям публичного права. Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей и другие.

Таким образом, правовые режимы в публичном праве имеют следующие особенности: детально закрепляются в нормативно-правовых актах; носят императивных характер; основаны на позитивных обязываниях и запретах; отношения между субъектами правовых режимов построены по схеме «власть - подчинение»; используют в своем арсенале специфический набор правовых средств в рамках централизованного правового регулирования; основаны на действии специальной системы публично-правовых принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что правовые режимы присущи все отраслям права, более того, специфика последних выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы. Тем самым осуществляется тесная взаимосвязь комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений, обусловливающая необходимую степень эффективности правового регулирования.

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989.

2. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975.

3. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2001.

4. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19-25.

5. Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1981.,

6. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001;

7. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2005.

8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.

9. Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. С. 48-62.

10. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974.

щей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

16 См. подробнее: Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. дис. канд.....юрид. наук. - Казань, 2003.

Список литературы

11. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.

12. Поляков А.В. Общая теория права. СПб.: Издательский дом С. -Петерб. гос. ун-та, 2004.

13. Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2004.

14. Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

15. Болгова В.В. Основы публичного права. Самара: Самарское отд-ние литфонда, 2009.

BRANH LEGAL REGIMES: THE COMPOSITION AND PECULIARITIES

South-West State University

The article describes the structure and peculiarities of branch legal regimes. The author analyses the peculiarities of the stipulation of legal regimes of private and public branches of law in the Russian legislation. Particular attention is paid to the peculiarities of the composition of the legal regimes of the public branches of law.

e-mail: [email protected]

Key words: branch legal regime, method of legal regulation, mechanism of legal regulation, legal principles.

Другие определения

Правовой режим - широкое юридическое понятие, в связи с чем единой точки зрения в теории права и правоприменительной деятельности касаемо как самого понятия, так и содержания данного феномена нет.

Правовой режим - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

С. С. Алексеев

Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединятет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями

А. В. Малько

Причины расхождений

Расхождение во взглядах ученых, изучающих феномен «правового режима», проявляется в основном в подходе к «ширине» рассматриваемого понятия. Общим является то, что все авторы видят в режимах совокупность средств, направленных на достижение какой-либо общественной цели.

Виды правовых режимов

В настоящее время в правовой науке рассматривается множество отраслевых режимов, например:

Примечания

Литература

  • Андрей Пушкин Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. - М .: Альпина Паблишер, 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-9614-1954-2
  • Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики. // Правоведение - 1996. - № 1. C. 16 - 29.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правовой режим" в других словарях:

    Правовой режим - специфический вид правого регулирования, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и… … Элементарные начала общей теории права

    Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов… … Большой юридический словарь

    Правовой режим контртеррористической операции в России - В целях совершенствования правовых основ деятельности по борьбе с терроризмом и его предупреждению в Российской Федерации 6 марта 2006 года был принят Федеральный закон О борьбе с терроризмом. Федеральный закон определяет контртеррористическую… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Правовой режим контртеррористической операции - Федеральный закон О противодействии терроризму предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции. На территории или объектах в пределах которых введен правовой режим КТО на период проведения операции допускается… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Правовой режим территориальных вод - Территориальные воды (территориальное море) это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Правовой режим конфиденциальности информации - это правовой режим доступа к конфиденциальной информации, а также регламентация порядка ее использования, способов и средств обеспечения ее защиты... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Принят в… … Официальная терминология

    Правовой режим секретности информации - это правовой режим доступа к секретной информации, а также регламентация ее использования, способов и средств обеспечения ее защиты... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Принят в г. Санкт… … Официальная терминология

    Правовой режим земель - определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Правовой режим информационных ресурсов - нормы, устанавливающие порядок документирования информации, право собственности на нее, категорию информации по уровню доступа к ней и порядок правовой защиты информации... Источник: СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ… … Официальная терминология

    Правовой режим персональных данных - нормативно установленные правила, определяющие условия доступа, хранения, уточнения, передачи, блокирования, обезличивания и уничтожения персональных данных... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ … Официальная терминология

Книги

  • Правовой режим Шпицбергена и прилегающих морских районов , А. Н. Вылегжанин,В. К. Зиланов,В. М. Савва. Рассматривается эволюция правового положения островов архипелага Шпицберген от Соглашения 1S71 1872 гг. в виде обменных нот России и унии Швеции-Норвегии до Договорао Шпицбергене 1920 г. с…
  • Правовой режим Шпицбергена и прилегающих морских районов. Академический учебник для магистратуры , Вылегжанин Александр Николаевич, Зиланов Вячеслав Константинович, Савва Вера Михайловна. Рассматривается эволюция правового положения островов архипелага Шпицберген от Соглашения 1S71-1872 гг. в виде обменных нот России и унии Швеции-Норвегии до Договорао Шпицбергене 1920 г. с…

Иванов В. А., Баранова Е. А.

ПОНЯТИЕ «ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

Иванов Виталий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Баранова Екатерина Александровна,

магистрант ФГБУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ понятия «особый правовой режим». В процессе исследования автором широко использовано действующее законодательство, проанализированы труды видных советских и российских правоведов, теоретиков права. Автор не оставляет вне внимания и взгляды ученых-современников, подвергая их анализу, конструктивной критике.

Ключевые слова: особый правовой режим, социальный режим, правовое регулирование, правовая политика.

Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, политические, культурные, национальные, демографические, информационные и иные процессы сказываются на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений модифицируется и юридическая форма, все ее составные части. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных является такой элемент этой формы, как правовой режим.

Научная и практическая значимость проблемы определяется тем, что сложившиеся условия требуют обновленных правовых режимов, отвечающих духу времени, связанных со становлением новых политических и государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, с интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.

Понятие правового режима все активнее используется в юридической литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как «таможенный, пошлинный режимы», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования», не давая им определения. Используются эти понятия и в общественно-политическом лексиконе, в средствах массовой информации.

Что такое правовой режим? Правовой режим -разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден . Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее - не суверенно.

В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств; и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования; и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений .

Приведенные определения отражают наиболее существенные признаки рассматриваемого явления, однако содержат в себе некоторые погрешности, требующие пояснения. Так, в первом случае правовой режим определяется через понятие социального ре-

жима, которое, в свою очередь, тоже не отличается четкостью и требует соответствующих уточнений и интерпретаций.

Второе определение многословно, отдельные термины повторяются («регулирование»). К тому же правовой режим, как нам представляется, в большей мере характеризует не направленность правового регулирования (формальный признак), а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права (материальный признак). Это косвенно признает и С. С. Алексеев, когда пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим; следует принимать во внимание основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах» .

В третьем определении категорично делается упор на понимание правового режима только как результат нормативно-правового воздействия. На мой взгляд, правовой режим - это не столько результат, сколько система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей. Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, так как выражает собой прежде всего путь к подобному результату. Правовой режим -это функциональная характеристика права.

Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С. С. Алексеевым, что прежде всего правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений .

Теория и история государства и права

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований» .

Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации - уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим .

Иванов В. А., Баранова Е. А.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г. и многими другими нормативными актами.

Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще дореволюционные русские юристы (С. А. Муромцев, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и др.). Они определили правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права .

Сегодня можно обозначить правовую политику гораздо шире: как совокупность правовых средств,

целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее устройства, функционирования, социальной направленности.

Таким образом, понятие «правовой режим» нельзя отождествлять с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права.

Литература

1. Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987.

2. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

3. Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 244.

5. Государство и право. 1995. № 10. С. 49.

6. Исаков В. Б. Правовые режимы и их совершенствование // ХХУ1 съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 35.

V. A. Ivanov, E. A. Baranova

THE CONCEPT OF «SPECIAL LEGAL REGIME»

The article presents an analysis of the concept of "special legal regime". The study author widely used existing legislation, analyzed the works of prominent Soviet and Russian legal experts, legal scholars. The author does not leave out the attention and views of contemporary scientists, subjecting them to analysis, constructive criticism.

Key words: a special legal regime, social regime, legal regulations, legal policy.

IVANOV Vitally Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

BARANOVA Ekaterina Aleksandrovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временные и пространственных границах те или иные субъекты и объекти права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия однородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

в зависимости от предмета правового регулирования выделя­ют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

в зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные режимы;

в зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанав­ливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

в зависимости от функций права - режим особого регулиро­вания и особой охраны;

в зависимости от формы выражения - законный и договор­ный;

в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

в зависимости от сфер использования - внутригосударствен­ные и межгосударственные (режимы территориальных вод, эконо­мических санкций и пр.).

Еще по теме 9. Правовые режимы: понятие, признаки, виды:

  1. § 1. Понятие и виды методов государственного управления
  2. 1. Понятие и виды произведений изобразительного искусства как объектов авторского права.
  3. § 3. Понятие и виды имущественных прав как объектов гражданских правоотношений
  4. §1. Юридическое лицо: понятие, признаки, государственная регистрация, правоспособность, лицензирование деятельности
  5. Чрезвычайные административно-правовые режимы, устанавливаемые в период гражданской войны (1917-1922 гг.)
  6. Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации

качественно-специфическая, целостная система средств, приемов, методов правового регулирования общественных отношений. Р.п. («метод регулирования») во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовой режим

это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Основные признаки правовых режимов:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов:

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные;

В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;

В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные.

Отличное определение

Неполное определение ↓