Различие между жалобой и обращением. Существуют три основных вида обращения: предложение, заявление, жалоба. Что мы пишем, когда нас принимают на работу

Султан турецкий Мехмед IV запорожским казакам:

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Запорожские казаки турецкому султану:

Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь… Какой ты к чёрту рыцарь… Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук… Не будешь ты даже свиней у христиан пасти… Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому!

Чем претензия отличается от жалобы?

О том, что такое жалоба, и как ее правильно составлять, можно прочитать

Основное отличие жалобы от претензии можно определить следующим образом. Жалоба пишется тогда, когда хочешь чего-то добиться от органов власти. Претензия сочиняется, когда налицо разногласия с лицами (юридическими и физическими), с которыми наличествуют деловые отношения. Например, продали в магазине некачественный диван, а менять его или деньги возвращать отказываются.

Всегда ли составление претензии обязательно?

Нет, не всегда. В административные органы (например, в тот же Роспотребнадзор) можно жаловаться без предварительного предъявления претензии. Что касается суда, то претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных законом или договором. Следует отметить, что с 1 июня 2016 года претензионный (досудебный) порядок урегулирования большинства гражданско-правовых споров стал обязательным в арбитражном процессе. В гражданском процессе - обратная ситуация, и посылать претензию до суда, чаще всего, вовсе не обязательно.

Что обязательно следует включить в претензию

Прежде всего, конечно же, наименование организации и указание на то, что претензия адресована ее руководителю. Как именно называется должность «главаря» (вне конкуренции здесь, по опыту автора, является «Президент совета директоров») и его фамилию, имя, отчество тоже можно добавить. Деловой этикет, знаете ли.

Затем пишем от кого претензия, указываем свое местожительство и телефон.

Законодательство каких-либо требований к составлению претензий не предъявляет. Поэтому писать ее можно в свободной форме. Излагаем в ней свою проблему и возможные пути ее решения. Лучше ссылаться в претензии на соответствующее законодательство , чтобы оппонент понял, что на юридически грамотного напал. Еще лучше помянуть в претензии «добрым словом» административные органы, которые можно «подключить» к этому делу. Например, можно прописать в претензии возможность обращения в Роскомнадзор.

«Государевы слуги», конечно же, вряд ли придут на помощь, но главное – это психологическое воздействие.

В конце претензии ставим дату и подпись.

Как правильно вручить претензию?

Претензия вручается так же, как и жалоба. Об этом можно прочитать

В заключение отметим, что грамотно составленная претензия способна избавить, как от долгого судебного процесса, так и от больших денежных затрат на него. Именно поэтому имеет смысл поручить составление претензии

Александр ЧАКИНСКИ

1. При оформлении жилищной субсидии необходима справка о доходах за пол года (не 2 НДФЛ), Справка о доходах работника для соцзащиты - это не форма налоговой отчетности в отличие от справки о доходах по форме 2-НДФЛ.
На основании справки о доходах специалист соцзащиты определит, имеет ли работник право получать субсидию, согласно п. 32 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, далее - Правила предоставления субсидий
Работник уволился с прежнего места работы 4 месяца назад, Последние 2 месяца работы до увольнения входят в этот период для справки. Работник пишет заявление бывшему работодателюо необходимости выдачи такой справки за указанный период его работы. При приеме заявления бухгалтер устно отказывает в выдаче оной. Работодатель согласно ст.62 тк рф ни коим образом не предоставил справку, т.к не уведомил работника. Работник не знал что справку могут изготовить и она (якобы) готова в положенный срок. Поэтому работник пропустил сроки подачи заявления на предоставление жилищной субсидии. При обращении в прокуратуру выяснилась что справка была готова. Работодатель в объяснениях пояснил, что справка была готова, просто за ней ни кто не обращался (не приходил).
Вопрос: Должен ли бывший работодатель уведомлять своего бывшего работника о готовности данной справки каким либо способом или если он не может (не хочет) этого сделать выслать ее по почтовому адресу, указанному в личном деле (анкете) работника, что бы не нарушать срок 3 дня.

1.1. Если в заявлении указали о выдаче справки, что просите Вас уведомить почтой и по телефону, то может. ОДнако все зависит от добросовестности исполнителя. Прямой обязанности нет


ст. 62 ТК РФ

""По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть "заверены" надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

(см. текст в предыдущей "редакции")

1.2. К сожалению по закону об уведомлении не чего не указано. Привлечь работодателя нельзя.

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 62]

Части вторая - третья утратили силу.

1.3. --- Здравствуйте Евгений, нет не должен уведомлять. Но обязан выдать справку в течении по зарплате 3 дней. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
(с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016) По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно. Удачи Вам и всего хорошего.

1.4. Трудовой кодекс РФ не обязывает направлять почтой (или звонить и приглашать явиться) затребованные документы или копии документов. Бывший работник должен самостоятельно подойти в организацию и получить.
Ст.62 ТК РФ .

1.5. Здравствуйте.
Бывший работодатель не должен уведомлять о готовности справки, может отправить почтовым отправлением. Должен предоставить согласно ст.62 ТК РФ . Нарушений нет.

Удачи.

1.6. Здравствуйте. Возможно вот эти разъяснения помогут вам разобраться в вашей проблеме:
Работодатель, согласно ст. 84.1 ТК РФ, должен выдать работнику копии всех документов, которые имеют отношение к работе данного сотрудника. Делается это в течение 3-х дней после получения письменного заявления сотрудника. Это кадровые документы, и выдаются они в отделе кадров.

Также при увольнении сотрудника по собственному желанию работодатель должен выдать ему справки, которые можно получить в бухгалтерии. Они также выдаются по письменному заявлению сотрудника.

К кадровым документам, которые работодатель должен выдать сотруднику по его письменному заявлению при увольнении с работы относятся:

Приказ о приёме данного сотрудника на работу;
Приказы о повышении работника в должности;
Приказы о переводе работника в другие отделы;
Трудовой договор;
Допсоглашения, если они заключались;
Медицинская книжка, если характер работы требует её наличия;
Приказ об увольнении;
Трудовая книжка.
Работодатель должен выдать не оригиналы документов, а их копии. Только трудовая и медицинские книжки выдаются в оригинале.

Также работник должен получить различные справки в бухгалтерии работодателя.

Справка по форме 2-НДЛФ о начисленных и уплаченных налогах. Работодатель обязан выдать такую справку работнику. В ней содержатcя сведения не только о заработной плате, но и обо всех выплатах на которые начислялись страховые взносы, а также сведения о бывшем работодателе.

Эта справка применяется на новом месте работы, если работник имеет право на получение налогового вычета по основаниям ст. 218 - 220 НК РФ.

Справка по форме 4 Н. В ней указываются все доходы работника за последние 2 года.

Эта справка необходима новому работодателю для корректного расчёта выплат по больничному листу. Если такой справки не будет, работодатель будет рассчитывать больничный, исходя только из тех выплат, которые он произвёл сам. Эту справку работодатель обязан выдавать даже без заявления работника.

Если работник планирует встать на учёт в центр занятости, то он может попросить справку о своих доходах за последние 3 месяца.

На основании данных, указанных в справке, в центре занятости будут рассчитывать пособие по безработице.

Все документы выдаются в день увольнения работника. Они могут быть вручены как лично в руки, так и высланы работнику по почте. Для этого работник должен написать письменное согласие.

Все копии документов должны иметь печать «копия верна» и быть заверены печатью работодателя.

Все бухгалтерские справки также должны содержать печать работодателя. Без этого они не имеют своей законной силы.

1.7. Нет такой обязанности не предусмотрено.
ТК РФ, Статья 62. Выдача документов, связанных с работой, и их копий
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 62 ТК РФ

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)
Работник обязан не позднее трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

1.8. Здравствуйте! Если вы куда-то обращаетесь с заявлением о выдачи какого-то ответа, то необходимо уточнять о готовности ответа, даже если предупредили о том, что он будет отрицательным. К сожалению, в данной ситуации работодатель будет прав, поскольку даже если вы обратитесь в суд или с жалобой, и ссылаться планируете на сроки изготовления (заднем числом поставили, принесли в прокуратуру), то доказательств об этом у вас нет. Обращайтесь за субсидией вновь, когда подойдет срок и не не тратте время, если все так, как вы описали.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

1.9. Здравствуйте, Евгений!
Закон не предусматривает обязанность работодателя уведомить работника о готовности документов, связанных с работой. Какую-либо ответственность за ненадлежащее уведомление по данному поводу работодатель не несёт. Работодатель только обязан выдать все запрашиваемые документы, связанные с работой.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)
Статья 62. Выдача документов, связанных с работой, и их копий
По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Части вторая - третья утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
Работник обязан не позднее трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.
Удачи Вам!

ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.

Иск — применительно к российскому законодательству — это требование, предъявляемое истцом в судебном или арбитражном порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе. Хотя следует обратить внимание на то, что само понятие иска в законодательстве не закреплено, что, в свою очередь, позволяет учёным вести дискуссии на эту тему. Так, существуют различные теории раскрытия сущности этого правового феномена - как материального понятия, процессуального, имеющего двойственную природу и двух раздельных понятий как для материального, так и для процессуального права. Иск — это средство защиты через суд (в том числе третейский суд и арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Претензия - требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. До предъявления иска, вытекающего из отношений между организациями, обязательно предъявление претензии.

Жалоба - обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов.

Заявление - официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в государственный орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, не связанное, в отличие от жалобы, с нарушением его прав и законных интересов и не содержащее просьбы устранить такое нарушение, а направлено на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций. 3аявления могут быть поданы и в письменной и в устной форме. Порядок их рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения жалоб.

Здесь представлены различные образцы исков, заявлений, претензий, жалоб (самые распространенные), которые могут вам понадобиться.
Но, необходимо учитывать, что не существует универсальной формы указанных документов и каждый образец должен составляться, в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

Просим обратить внимание!
Представленые здесь бланки и образцы документов получены из открытых источников и могут быть не актуальны на текущий момент времени. Администрация сайта не несет никакой ответственности за неактуальность опубликованных образцов и бланков (подобные виды документов часто подлежат обновлению). Мы стремились представить Вам здесь максимально полезную информацию.

Если вы не нашли то, что искали или вам необходимо составить индивидуальный пакет документов - обращайтесь непосредственно к нам, используя контактную информацию. Звоните, поможем! Для Вашего удобства в разделе приведена схема проезда.

"Жалоба", "заявление", "ходатайство" - понятия широко известные и в общем смысле чем-то схожие. Под этими терминами подразумевается обращение гражданина (или нескольких лиц), устное или письменное, в любые официальные (государственные, общественные, местного самоуправления и т.п.) органы.

Основное отличие между ними - предмет обращения.

Жалоба - это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или восстановления справедливости, связанное с нарушением прав и законных интересов заявителя.

Заявление (ходатайство) - обращение, не связанное (в отличие от жалобы) с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения.

Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявление о приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению этих недостатков.

Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.

Процессуальный смысл перечисленных понятий заключается в том, что "ходатайство", например, - это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к органу дознания, следствия, прокурору или суду. "Заявление" (в том числе и исковое) - форма обращения в суд.

Жалоба может быть кассационной - обращенной в вышестоящий суд с просьбой об изменении приговора или решения, вынесенного судом первой инстанции; на отказ в совершении нотариального действия и т.д. (более подробно остановимся на них далее). В этом случае право принесения жалобы (заявления, ходатайства) имеет ограниченный законом узкий круг лиц: подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, защитник (адвокат), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, прокурор, общественный обвинитель (защитник) - в уголовном процессе; истец, ответчик, третьи лица, заявитель, их представитель (адвокат), прокурор - в гражданском процессе.