Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству. Чрезвычайная ситуация Бедствия которые могут повлечь или

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

2. Классификация ЧС природного и техногенного характера

ЧС техногенного характера :

Транспортные аварии (катастрофы);

Пожары, взрывы, угроза взрывов;

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химических опасных веществ;

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологических опасных веществ;

Внезапное обрушение зданий, сооружений;

Аварии на энергетических системах;

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

Аварии на очистных сооружениях;

Гидродинамические аварии.

ЧС природного характера:

Геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов);

Геологические опасные явления (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины);

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления (ураганы, бури, смерчи,

крупный град, сильный снег, гололед);

Природные пожары (лесные, торфяные, горючих ископаемых);

Гидрологические опасные явления (наводнения, в т.ч. паводки, половодья, заторы,

зажоры, низкий уровень воды);

Инфекционные заболевания людей (эпидемии, пандемии);

Инфекционные заболевания животных (эпизоотии, энзоотии);

Поражение растений (эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей).

3. Радиация, суть явления, характер воздействия на организм человека.

Способы защиты от радиации:

Ионизирующие излучения (радиация) – это невидимые глазом излучения, испускаемые некоторыми химическими элементами в результате их радиоактивного распада, т.е. самопроизвольного превращения ядер атомов одного радиоактивного элемента в ядра другого. Остановить ничем невозможно.

Излучения, обладая высокой энергией, реализуют свое биологическое действие через эффекты ионизации и последующее развитие химических реакций в биологических структурах клетки, которые могут привести к ее гибели, развитию лучевой болезни.

Основной единицей, характеризующей степень воздействия на организм человека радиации (облучения), является Зиверт (Зв). В старой системе такой единицей является бэр. 1Зв =100бэр.

Нормами радиационной безопасности (НРБ-96) предусмотрены защитные мероприятия по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии, разработаны новые подходы при возникновении чрезвычайных ситуаций, определены критерии вмешательства на загрязненных территориях.

На территории, где годовая эффективная доза не превышает 1мЗв, проводится обычный радиационный контроль. При дозах более 1мЗв территории подразделяются на четыре зоны:

Зона радиационного контроля – от 1 до 5мЗв;

Зона ограниченного проживания населения – от 5 до 20мЗв;

Зона добровольного отселения – от 20 до 50мЗв;

Зона отселения – более 50мЗв.

Дозиметрические и радиобиологические исследования показали, что вредные последствия облучения не проявлялись при дозах менее 1Зв “острого”, т.е. кратковременного облучения.

Лучевая болезнь первой степени возникает при облучении более 1 до 2-х Зиверт. При облучении более 6Зв – 100% смертность.

Способами защиты от радиации являются: защита временем, защита расстоянием, защита преградой, проведение организационных мероприятий, медицинская защита.

4. Аварийные химические опасные вещества (АХОВ). Характеристика АХОВ, способы защиты от них:

Аварийные химические опасные вещества – это химические соединения, которые в определенных количествах, превышающих предельно допустимые концентрации, оказывают вредное воздействие на людей, животных, растения и вызывают у них поражения различной степени.

АХОВ могут быть элементами технологического процесса (хлор, аммиак, сероводород, бензол, серная и азотная кислоты, фтористый водород и др.) и могут образовываться при пожарах на объекте (окись углерода, оксид азота, сернистый газ и др.).

Способность АХОВ оказывать вредное воздействие на организм называется токсичностью .

Токсичность каждого АХОВ проявляется только при его непосредственном контакте с организмом человека. Вызванные ими поражения могут быть как местные, так и общие.

Количественная характеристика токсичности АХОВ, соответствующая определенному эффекту поражения называется токсидоза .

Самые распространенные АХОВ: хлор, аммиак, сероводород.

На водопроводных станциях, хлопчатобумажных комбинатах, на очистных сооружениях используют хлор . Это зеленовато-желтый газ с резким раздражающим запахом. Он в 2,5 раза тяжелее воздуха, поэтому стелется по земле, скапливается в низинных участках местности, подвалах, колодцах.

Если недалеко расположен хладо- или мясокомбинат, нефтеперерабатывающий завод, предприятие по производству азотной кислоты, соды мочевины, удобрений, там может быть аммиак . Бесцветный газ с характерным резким запахом “нашатырного спирта”, легче воздуха, поэтому довольно быстро улетучивается. В определенных пропорциях с воздухом образует взрывоопасные смеси.

Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь при поражении АХОВ является главным фактором спасения пострадавших, благоприятного исхода лечения без тяжелых осложнений и остаточных явлений.

Лекция №9

1. Характеристика стихийных бедствий.

2. Классификация ЧС по масштабам.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

А. И. ФРОЛОВ

ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства органы прокуратуры сталкиваются с необходимостью толкования различных правовых понятий. Одним из таких понятий является «чрезвычайная ситуация». Так, объявление режима чрезвычайной ситуации на какой-либо территории органами власти различных уровней является основанием расходования бюджетов бюджетной системы, в частности резервных фондов бюджетов (ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Эффективное осуществление прокурорского надзора за соблюдением законодательства при расходовании средств резервных фондов бюджетов и иных средств на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций без квалификации тех или иных неблагоприятных явлений действительности в качестве чрезвычайных ситуаций не представляется возможным. Дать толкование понятия «чрезвычайная ситуация» необходимо также для осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при осуществлении прокурорского надзора в иных сферах.

Частота и разрушительные последствия чрезвычайных ситуаций требуют принятия от государства особых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Правовые средства могут быть эффективны в борьбе с чрезвычайными ситуациями только при однозначно воспринимаемом, точном понятийном аппарате.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация»: это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абз. 1 ст. 1).

Среди ученых не сложилось однозначного представления о понятии «чрезвычайная ситуация». Вопросами чрезвычайных ситуаций в разное время занимались исследователи в области гражданской обороны и безопасности, социологии и иных дисциплин (Н. И. Ар-хипова, А. Г. Богданов, Н. Н. Брушлинский, Ю. Л. Воробьев, А. П. Зайцев, О. И. Иванов, В. В. Кульба, Н. И. Локтионов, С. М. Мягков, В. И. Осипов, Б. Н. Порфирьев, А. Про-колиба, В. П. Семиков, В. Уткин, М. И. Фалеев, А. А. Ясманов). Именно их труды изначально были положены в основу первых легальных определений понятия «чрезвычайная ситуация».

Одним из первых исследователей чрезвычайных ситуаций считается Б. Н. Порфирьев, который предложил следующее определение: внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительными человеческими жертвами, социально-экономическим и экологическим ущербом и вследствие этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию многообразных негативных

последствий (разрушений, пожаров и т. д.) .

Вопросы, связанные с понятием «чрезвычайная ситуация», также находят свое отражение в специальной юридической литературе, главным образом благодаря исследователям в сфере административного права, безопасности в чрезвычайных ситуациях (Ю. Е. Аврутин, В. С. Алексанина, В. В. Гущин, О. А. Инсаров, П. В. Канисев, О. В. Ковалева, Б. П. Кондрашов, П. В. Космынина, А. А. Кривопуст, А. Ф. Майдыков, В. И. Майоров, И. А. Назаренко, А. И. Парубов, И. А. Сахно, А. К. Сисакьян, С. А. Старостин, Т. Б. Тураходжаев, Н. В. Удальцова, Ю. С. Черепанцева, В. В. Черных и др.).

Многие из предложенных в литературе определений понятия «чрезвычайная ситуация» построены без учета правил логики о соразмерности определения, изобилуют признаками, которые нельзя отнести к существенным признакам понятия «чрезвычайная ситуация», и при этом не содержат необходимый набор всех существенных признаков, позволяющих квалифицировать чрезвычайную ситуацию среди схожих явлений действительности. Определение чрезвычайной ситуации должно препятствовать подведению под нее любых негативных с точки зрения государства, общества, гражданина явлений, так как далеко не все такие явления могут быть признаны чрезвычайными ситуациями.

Словари русского языка не содержат определения исследуемого понятия. В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово «чрезвычайный» понимается как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой , а слово «ситуация» — как совокупность обстоятельств, положение, обстановка . В словаре Д. Н. Ушакова «чрезвычайный» есть превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, исключительный , а «ситуация» определяется как совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение .

Для определения понятия чрезвычайной ситуации необходимо выделить его существенные признаки, в совокупности достаточные для обособления чрезвычайной ситуации в ряду иных явлений действительности.

1. Первый признак чрезвычайной ситуации причинение ущерба правам и охраняемым законом интересам физических лиц, юридических лиц, публично-правовых образований или возникновение угрозы причинения такого ущерба . Чрезвычайные ситуации могут повлечь причинение значительного имущественного, организационного , неимущественного, нематериального, морального вреда.

Характерно, что одни авторы обязательным признаком чрезвычайной ситуации называют реальное причинение вреда (Н. Н. Брушлинский, В. П. Семиков, В. В. Черных), другие допускают возникновение угрозы причинения вреда (Ю. С. Черепанцева, О. В. Ковалева).

Для наступления правовых последствий тех или иных явлений достаточно одной лишь угрозы причинения вреда от чрезвычайной ситуации. Угроза

причинения вреда является признаком чрезвычайной ситуации при определенных условиях. Во-первых, угроза должна быть реальной, осуществимой в относительно ближайшее время, во-вторых, вред, которым угрожает то или иное явление, может быть значительным, существенным, в-тре-тьих, вредоносное угрожающее явление должно быть чрезвычайным, т. е. исключительным, из ряда вон выходящим.

2. Действующее легальное определение (абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ) позволяет относить к чрезвычайным ситуациям любые аварии, происшествия, в том числе незначительные, обычные, случающиеся ежедневно, которые не причиняют существенного ущерба (или создают угрозу такового), например легкие дорожно-транспортные происшествия. Но в соответствии с этимологическим содержанием каждая чрезвычайная ситуация — явление исключительное, необычное, которое представляет собой определенную совокупность обстоятельств, обстановку, положение дел. Исходя из этого можно заключить, что чрезвычайная ситуация должна быть явлением редким. Следовательно, к чрезвычайной ситуации могут быть отнесены не всякие неблагоприятные явления, а лишь наиболее тяжкие, сложные, разрушительные, такие, которые подходят под определение «бедствие».

Бедствие в словарях понимается как тяжелое жизненное испытание, большая беда, существенная помеха в чем-либо, неудобство, неприятность, события, приводящие к тяжелым последствиям (наводнения, землетрясения, войны и т. п. ) ; большое несчастье ; большое несчастье, тяжелое, гибельное событие . Таким образом, вторым признаком чрезвычайной ситуации является исключительность соответствующей обстановки, отнесение ее в разряд бедствий, причиняющих существенный, значительный как имущественный, так и неимущественный вред потерпевшим (а также создающих угрозу причинения такого вреда).

Но как решить вопрос об отнесении отдельно взятой обстановки к чрезвычайной ситуации, т. е. к бедствию? В научной литературе приводится мнение о том, что критерий чрезвычайности тех или иных событий, который позволяет определить, чрезвычайная это ситуация или нет, заключает в себе «…отклонение от нормальных условий жизнедеятельности общества, вызванное необычным обстоятельством, событием или условием, исключающее возможность предусмотреть или предвидеть то или иное явление…» . Представляется неверным при отнесении тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям руководствоваться критерием непредвиденности. То обстоятельство, например, что падение столкнувшегося с землей метеорита, причинившего значительный ущерб населению, заблаговременно рассчитано астрономами, не лишает последствия его падения статуса чрезвычайной ситуации.

Представляется целесообразным на законодательном уровне определить конкретные критерии отнесения тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям по числу пострадавших, по размеру причиненного вреда или угрозе причинения соответствующего вреда.

Постановлением Правительства от 13.09.1996 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. При этом к наименее опасной из них — локальной — относится чрезвычайная ситуация, которая не выходит за пределы территории объекта, количество людей, погибших или здоровью которых причинен вред, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь

составляет не более 100 тыс. р. Как видно, предложенная классификация проводится по максимальному уровню ущерба, причиненного этим видом чрезвычайной ситуации, и не определяет минимальный ущерб для чрезвычайной ситуации.

1. Из первых двух признаков чрезвычайной ситуации следует третий признак — нарушение условий жизнедеятельности. При этом под жизнедеятельностью в различных словарях понимается: внутренняя и внешняя активность человека или социальной группы в конкретных социально-психологических, социальных, экономических и других условиях (в конфликтологии) ; работа, занятие в какой-либо области ; совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма (биол.), работа, деятельность человека за время его жизни (устар.) .

При чрезвычайной ситуации нарушаются условия деятельности юридических и физических лиц в сферах производства, обмена и потребления материальных благ, возникают, изменяются и прекращаются различные правовые отношения. Чрезвычайные ситуации как явления нежелательные, несущие разрушительные для экономики последствия, дестабилизируют общественную жизнь. С позиций права чрезвычайная ситуация представляет собой состояние общественных отношений на определенном пространстве. При чрезвычайной ситуации общественные отношения находятся в измененном, подавленном состоянии. Таким образом, через рассматриваемый признак чрезвычайная ситуация становится «обстановкой» («состоянием общественных отношений»), т. е. совокупностью обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения или положение.

4. Чрезвычайная ситуация как совокупность обстоятельств, обстановка, положение дел имеет свои пространственные границы. Представляется, что использование в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации термина «территория» не сказывается положительно на единообразном толковании рассматриваемого понятия. Включает ли в себя «территория» (от лат. t erra — земля, суша) водные объекты, воздушное пространство, недра, космос?

Статья 67 Конституции Российской Федерации определяет, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Но данное определение понятия «территория Российской Федерации» не вносит ясности: в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации речь идет не о территории Российской Федерации, а о территории вообще.

Следует признать возможность сложившейся обстановки в воде, воздухе, недрах, в космосе, так же как и на суше, наносить вред (создавать угрозу такового), нарушать условия жизнедеятельности в такой степени, чтобы стать бедствием.

Таким образом, содержание рассматриваемого понятия включает такой существенный признак чрезвычайной ситуации как возможность возникновения как на суше, где проживают люди, так и в недрах, на воде, в воздухе и в космосе , т. е. везде.

5. Чрезвычайные ситуации имеют временные границы. Возникновение чрезвычайных условий жизнедеятельности, обстановки предваряют определенные чрезвычайные обстоятельства (чрезвычайное событие, источник чрезвычайной ситуации). Что именно следует признавать чрезвычайной ситуацией: ее источник — событие, обстоятельство, явление или ее последствия — чрезвычайные условия жизнедеятельности? Существующее легальное определение исследуемого понятия признает чрезвычайные ситуации последствием определенных событий

(аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия).

Безусловно, как сам источник чрезвычайной ситуации (чрезвычайные обстоятельства), так и его следствие (чрезвычайные условия и обстановка) в равной степени значимы, но различны по своей природе.

Представляется, что причиной чрезвычайной ситуации как следствия всегда выступает ее источник — чрезвычайное происшествие, чрезвычайные обстоятельства. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» называет источниками чрезвычайной ситуации опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. С указанным определением, пожалуй, можно согласиться, добавив в него источники социальных чрезвычайных ситуаций: войны, террористические акты, народные волнения и пр.

Таким образом, пятым признаком чрезвычайной ситуации является ее обусловленность чрезвычайными обстоятельствами (источником), которые являются ее причиной и возникают в силу этого по времени ранее.

Иные признаки, которыми наделяют чрезвычайные ситуации некоторые исследователи (необходимость привлечения сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, психологический дискомфорт населения и др.), не могут быть отнесены к существенным признакам, но могут быть факультативными, необязательными.

Из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ следует, что он распространяется только на природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Следовательно, из сферы действия указанного Закона изъяты социальные чрезвычайные ситуации (бунты, волнения, беспорядки и т. д.).

Следуя буквальному смыслу слов «чрезвычайный» и «ситуация», термин «чрезвычайная ситуация» позволяет включать в себя все исключительные обстоятельства, в том числе социального характера. В этой связи необходимо внести в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ соответствующие изменения.

Представляется, что определение понятия «чрезвычайная ситуация» должно быть следующим: обстановка (состояние общественных отношений) в определенном пространстве (в том числе на суше, где проживают люди, а также в недрах, на воде, в воздухе и в космосе), выразившаяся в значительном изменении условий жизнедеятельности физических и юридических лиц, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, иных стихийных бедствий, войны, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, террористического акта, бунта, народного волнения, восстания, забастовки, иных социальных конфликтов, эпидемии, эпизоотии и других явлений, которые могут повлечь или повлекли за собой значительный имущественный и неимущественный вред .

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природой среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Это определение служит базовым для решения вопросов классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, являющейся важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.

Природные или технические объекты, на которых могут возникнуть ЧС, обычно называют потенциально опасными.

Основными критериями ЧС являются:

· непредвиденность, внезапность появления;

· невозможность контролировать и управлять ходом событий или явлений;

· значительность негативных последствий чрезвычайных ситуаций как для людей, так и для окружающей среды.

В нашем мире нет явлений, не имеющих своих причин и следствий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает не одинаковые следствия. Так, разгерметизировавшаяся в ночное время цистерна с хлором на пустынном разъезде вызовет одни последствия, а в крупном населённом пункте - совсем другие. Следствие же, порождённое какой-либо причиной, само становится причиной другого явления, которое в свою очередь оказывается причиной третьего и т. д. Например, при землетрясении разрушились ёмкости с топливом. Это привело к пожару, а из-за него произошли взрывы других ёмкостей.

Иначе говоря, причина и следствие тесно связаны между собой, оказывают друг на друга определённое влияние. Причина во времени предшествует следствию, но в течении определённого периода они как бы сосуществуют. Каким окажется следствие зависит не только от природы причины, но и от условий, при которых развёртывается её следствие. Из сказанного вытекает, что нельзя рассматривать причину в отрыве от следствия и наоборот. Поэтому и существующую между ними связь называют причинно-следственной.

Что касается явных причин, породивших ситуацию, то их можно классифицировать следующим образом:

А. Антропогенные причины :

1. Техногенные причины :

1) Разрушение зданий, сооружений;

2) Пожары;

3) Взрывы;

4) Железнодорожные аварии;

5) Автомобильные аварии;

6) Авиационные аварии;

7) Аварии на энергосистемах;

8) Аварии на магистральных трубопроводах;

9) Гидродинамические аварии;

10) Морские и речные аварии.

2. Социальные причины :

1) Блокады;

2) Терроризм;

3) Широкомасштабные репрессии;

4) Региональные конфликты;

3. Экологические причины :

1) Использование малоэффективных очистных систем;

2) Нерациональная организация добычи полезных ископаемых;

3) Нерациональное землепользование;

4) Уничтожение лесных массивов.

Б. Природные причины :

1. Извержение вулканов;

2. Землетрясения

3. Оползни, обвалы, осыпи;

4. Снежные лавины, сели;

5. Наводнения, нагоны;

6. Бури, ураганы, смерчи;

7. Циклоны, тайфуны, штормы;

8. Грозы, град;

9. Засуха;

10. Сильные морозы, гололёд;

11. Напор льдов;

12. Эпидемии, пандемии;

13. Энзоотии, эпизоотии, панзоотии;

14. Эпифитотия, панфитотия;

15. Природные пожары;

16. Пожары горючих ископаемых.

Что касается главных следствий чрезвычайных ситуаций, то ими могут быть, прежде всего, следующие:

1. Механическое воздействие частей разрушающихся зданий, сооружений;

2. Воздействие интенсивных тепловых потоков, пламени, искр;

3. Воздействие ударной волны;

4. Выбросы сильно действующих ядовитых и агрессивных веществ;

5. Выбросы горючих веществ;

6. Выбросы радиоактивных веществ;

7. Повышение ПДК на больших площадях;

8. Выбросы БАВ;

9. Воздействие высокого напряжения и электрических разрядов;

10. Образование атмосферы с недостаточным содержанием кислорода;

11. Разрушение дорог и мостов;

12. Беспорядки;

13. Голод и истощение организма;

14. Заболевание и ранение людей и животных;

15. Наличие погибших;

16. Загрязнения атмосферы;

17. Загрязнения гидросферы;

18. Изменение состояния биосферы;

19. Осадки агрессивных веществ;

20. Гибель посевов на больших площадях;

21. Гибель некоторых видов растений, домашних и диких животных;

22. Деградация почв;

23. Просадки суши;

24. Нехватка питьевой воды;

25. Воздействие воздушных масс с большой скоростью;

26. Длительное воздействие сравнительно невысоких температур;

27. Воздействие низких температур;

28. Катастрофическое затопление;

29. массовое распространение вредителей растений;

30. Резкое изменение климата.

31. Разрушение слоя озона в атмосфере.

В зависимости от количества выявившихся причин и следствий ситуация может быть признана либо однопричинной многоследственной, либо многопричинной и многоследственной.

В каждом конкретном случае ЧС обуславливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определённый момент времени и содержащая сведения о её состоянии, поступивших для неё требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия.

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы, биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Если брать всю совокупность ЧС, то их целесообразно разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и региональные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности и др. Мы же рассмотрим бесконфликтные ЧС - техногенные, экологического и природного характера. Они могут быть классифицированы (систематизированы) по их значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

В научной литературе достаточно широко обсуждается вопрос: какими показателями характеризовать тяжесть складывающейся ситуации. Учёные приходят к выводу, что интенсивность проявления первопричины случившегося не может служить мерой тяжести последствий. Однако как за рубежом, так и у нас склоняются к мысли, что мерой тяжести произошедших событий справедливее считать количество пострадавших. С учетом этого все ЧС можно разделить на четыре категории:

· несчастный случай - когда погибло до 5 человек и пострадало до 10 человек;

· острая ситуация - с числом погибших от 5 до 15 человек и от 10 до 30 человек пострадавших;

· катастрофа - с гибелью от 15 до 45 человек и с числом пострадавших от 30 до 100 человек;

· бедствие - в случае гибели свыше 45 человек и свыше 100 человек пострадавших.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные её косвенные последствия. Это, скажем, тяжёлые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того принимается во внимание тяжесть последствий, которая при небольшой площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Так вот по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные (частные), объектовые, местные, региональные, национальные (общегосударственные) и глобальные (планетарные).

Локальные не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы, квартиры. Объектовые ограничиваются пределами производственного или другого объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований), а местные - пределами населённого пункта, города, района, области, республики и устраняются их силами, средствами и другими ресурсами.

Региональные ЧС распространяются на несколько областей (республик) или экономический район. Для ликвидации их последствий нужны объединённые усилия этих территорий, а также участие этих сил, средств и ресурсов. Национальны е охватывают обширные территории страны, но не выходят за её границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают к иностранной помощи. Наконец, глобальные ЧС выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.), с быстро (пожары, выброс газообразных СДЯВ, гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.), умеренно (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержение вулканов, половодья и пр.) и медленно распространяющейся опасностью (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.).

Что касается чрезвычайных ситуаций техногенного характера, то их можно классифицировать не только по масштабам последствий, но и по отраслевым признакам (аварии - на строительстве, в промышленности, в жилищной и коммунальной сфере, на транспорте, в сельском и лесном хозяйстве).

Катастрофы и аварии, кроме причин и продолжительности процесса, отличаются, главным образом, размерами материальных потерь и количеством потерпевших. Для техногенных аварий шкала теоретических материальных потерь приблизительно такова:

· малая техногенная авария - до 10 5 долларов;

· средняя техногенная авария - до 10 6 долларов;

· большая техногенная авария - до 10 7 долларов;

· крупная техногенная авария - до 10 9 долларов;

· наибольшая техногенная катастрофа (типа Чернобыльской) - до 5∙10 12 долларов (авария на АЭС "Три Майл Айленд" в США - до 2∙10 11 долларов).

Ниже приводится базовая классификация ЧС, практически используемая в украинской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Для удобства пользования ею все ЧС имеют определённую нумерацию (коды): полный код ЧС представляет собой пяти-цифровое число, первая цифра обозначает группу ЧС, вторая и третья - тип ЧС; четвёртая и пятая - вид ЧС.

Чрезвычайная ситуация

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации социального характера

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

  • войны;
  • локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • голод;
  • крупные забастовки;
  • массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

ЧС одного типа могут вызывать, в свою очередь, ЧС других типов.

По масштабу

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

  1. Локального характера , в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  2. Муниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера , в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

  • Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
  • Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
  • Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
  • Четвёртая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации её прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться ещё до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Основные причины чрезвычайных ситуаций

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

Внутренние причины

К внутренним относятся:

  • сложность технологий;
  • недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;
  • проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

Внешние причины

К внешним относятся:

  • стихийные бедствия;
  • неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов (интернет);
  • терроризм;
  • войны

Литература

  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
  • Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара. - М. : Флинта: Наука, 2012. - 320 с. (Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 - Безопасность жизнедеятельности)
  • Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285, (3) с.- (Высшее педагогическое образование).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Павловский район
  • Киевский район

Смотреть что такое "Чрезвычайная ситуация" в других словарях:

    чрезвычайная ситуация Справочник технического переводчика

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - ЧС обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей … Экологический словарь

    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - ЧС обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей … Экологический словарь

    Чрезвычайная ситуация - ЧС совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления. По общему … Словарь черезвычайных ситуаций

    Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или… … Официальная терминология

    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - (ЧС) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или… … Российская энциклопедия по охране труда

    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей… … Словарь бизнес-терминов

    Чрезвычайная ситуация - (англ extraordinary/extreme situation) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы … Энциклопедия права

    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - 1) неожиданное и, как правило, непредсказуемое событие, при котором требуется применение неотложных мер для сведения к минимуму его неблагоприятных последствий; 2) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного… … Юридическая энциклопедия

Русский

Английский

Арабский немецкий английский испанский французский иврит итальянский японский голландский польский португальский румынский русский турецкий

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Перевод "или иного бедствия" на английский

a disaster
(11 примеров, содержащих перевод)

" lang="en"> a disaster

Посмотреть примеры с переводом or other disaster
(3 примеров, содержащих перевод)

" lang="en"> or other disaster

Другие переводы

Непосредственно после того или иного бедствия эффективность мер реагирования будет зависеть от адаптивной реакции граждан, работников передового эшелона и руководителей среднего звена.

In the immediate aftermath of a disaster , an effective response will depend on the adaptive behaviour of citizens, front-line workers and middle managers.

A disaster, an effective response will depend on the adaptive behaviour of citizens, front-line workers and middle managers.">

Он также создал гражданские коммерческие спутники, которые могут предоставлять практически в режиме реального времени информацию о масштабах того или иного бедствия в любом районе мира.

Многие люди, которые сейчас не живут в нищете, сталкиваются с большой угрозой обнищания в случае потери работы, экономического сотрясения, изменения климата или иного бедствия .

Many people not currently living in poverty confront high risk of becoming poor if faced with job loss, economic shock, climate change or other disaster .

Or other disaster.">

По статье принадлежностей и материалов испрашивается сумма в размере 871600 долл. США, которая предназначена главным образом для приобретения предметов медицинского имущества, а также другого различного имущества или запасов продуктов питания и воды для использования ключевыми сотрудниками во время пандемии или иного бедствия .

An amount of $871,600 is requested for supplies and materials, which is mostly related to the acquisition of medical supplies, as well as other miscellaneous supplies or stocks of food and water proposed for use by critical staff during a pandemic or other disaster scenario.

Or other disaster scenario.">

Наращивая знания и расширяя возможности местных действующих лиц в плане эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, страны могут сократить долгосрочные издержки и последствия того или иного бедствия .

By increasing the knowledge and capacity of local actors to respond effectively to emergency situations, countries can reduce the long-term cost and consequences of a disaster .

Космическая связь стала играть жизненно важную роль в случае выхода из строя наземных систем связи или их полного разрушения в результате того или иного бедствия .

Space technology-enabled communications had assumed a vital role when terrestrial communications systems were destroyed or not functioning as a result of a disaster .

Поэтому усилия по уменьшению опасности бедствий, миростроительству и предотвращению конфликтов в равной мере важны на всех этапах - до, во время и после того или иного бедствия .

З. На самом раннем этапе того или иного бедствия - этапе, который играет решающую роль в сведении к минимуму гибели людей - информация о месте, характере и серьезности бедствия должна передаваться незамедлительно.

At the earliest stage of a disaster - the most critical phase for minimizing loss of life among survivors - information on the location, nature and severity of the disaster must be communicated immediately.

A disaster - the most critical phase for minimizing loss of life among survivors - information on the location, nature and severity of the disaster must be communicated immediately.">

Последствия того или иного бедствия могут быть особенно тяжелыми для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, поскольку правительствам приходится оказывать чрезвычайную помощь и обеспечивать восстановление, а эти усилия могут лечь серьезным бременем на их национальную экономику и государственную инфраструктуру.

The aftermath of a disaster can be particularly difficult for developing countries and countries in transition as Governments cope with providing relief and rehabilitation - efforts that can seriously strain their national economy and government infrastructure.

A disaster can be particularly difficult for developing countries and countries in transition as Governments cope with providing relief and rehabilitation - efforts that can seriously strain their national economy and government infrastructure.">

Хотя проводимые после бедствия обзоры зачастую бывают слишком запоздавшими, чтобы можно было спасти жизнь и имущество многих жертв бедствий, переосмысление механизмов координации и быстрого реагирования после того или иного бедствия может дать возможность для мобилизации поддержки в интересах целенаправленного инвестирования в обеспечение готовности к бедствиям.

While post-disaster reviews often come too late to save the lives and assets of many disaster victims, rethinking coordination and rapid response mechanisms in the wake of a disaster may provide an opportunity to mobilize support for dedicated investment in disaster preparedness.

A disaster may provide an opportunity to mobilize support for dedicated investment in disaster preparedness.">

Он также отметил, что важнейшее значение при оказании донорской помощи в контексте того или иного бедствия имеет оперативность, и подчеркнул, что крайне важно, чтобы порядок оказания помощи ускорял этот процесс.

He also noted that time was critical in delivering donor assistance in the context of a disaster and stressed that it was essential for delivery procedures to expedite that process.

A disaster and stressed that it was essential for delivery procedures to expedite that process.">

Одной из экстренных мер, принимаемых Департаментом по гуманитарным вопросам в случае того или иного бедствия , является выпуск оперативной сводки с призывом об оказании помощи к международным кругам, занимающимся ликвидацией последствий катастроф.

One immediate action taken by the Department of Humanitarian Affairs in the event of a disaster is the issuance of a situation report/appeal for assistance to the international disaster management community.

A disaster is the issuance of a situation report/appeal for assistance to the international disaster management community.">

Разработанная Департаментом стратегия реагирования на непредвиденные бедствия основывается на применении более активного, системного и оперативного подхода, предполагающего общесистемную ответственность за координацию чрезвычайной помощи в случае того или иного бедствия .

The Department"s strategy in responding to sudden-onset disasters is based on introducing a more active, systematic and operational approach, assuming immediate system-wide relief coordination responsibility when a disaster strikes .

A disaster strikes.">

Любой подобный процесс приведет в конечном итоге к повышению эффективности и надежности мер по гуманитарному реагированию там, где это наиболее важно: в условиях полевых операций и там, где люди пострадали от того или иного бедствия или конфликта.

Disaster or conflict.">

В случае стихийного или иного бедствия или когда такое бедствие неминуемо, работники обязаны выполнять свою работу в нерабочее или несогласованное время на своих рабочих местах или другую работу, связанную с устранением или предупреждением последствий бедствия.