Перестройка реформа политической системы. Политические преобразования в период "перестройки"

Перестройка в СССР 1985-1991 годов - масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с историей Перестройки в СССР 1985-1991 годов.

Этапы

Основные этапы Перестройки в СССР 1985-1991 годов:

  1. Март 1985 - начало 1987 гг. Лозунгами этого этапа стали фразы: «ускорение» и «больше социализма».
  2. 1987-1988 гг. На этом этапе появились новые лозунги: «гласность» и «больше демократии».
  3. 1989-1990 гг. Этап «разброда и шатания». Единый прежде лагерь перестройки раскололся. Политическое и национальное противостояние начало набирать обороты.
  4. 1990-1991 гг. Данный период ознаменовался крахом социализма, политическим банкротством КПСС и, как следствие, распадом Советского Союза.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников - Ю. А. Андропова. Есть также мнение, что с 1983 по 1985 годы Перестройка переживала «эмбриональный период», пока СССР входил в стадию реформирования. Так или иначе, в силу отсутствия экономических стимулов к труду, разорительной гонки вооружений, огромных расходов на военные действия в Афганистане, и нарастающего отставания от Запада в сфере науки и техники, на заре 1990-х годов Советский Союз нуждался в широкомасштабном реформировании. Разрыв между лозунгами правительства и реальной ситуацией был огромен. В обществе росло недоверие к коммунистической идеологии. Все эти факты и стали причинами Перестройки в СССР.

Начало перемен

В марте 1985 года М. С. Горбачева избрали на пост генсека ЦК КПСС. В следующем месяце новое руководство СССР провозгласило курс на ускоренное развитие страны в социальной и экономической сфере. С этого и началась реальная Перестройка. «Гласность» и «ускорение» в результате станут ее главными символами. В обществе все чаще можно было услышать лозунги типа: «мы ждем изменений». Горбачев тоже понимал, что изменения крайне необходимы государству. Со времен Хрущева он был первым генсеком ЦК КПСС, который не брезговал общением с простым народом. Путешествуя по стране, он выходил к людям, чтобы спросить об их проблемах.

Работая над выполнением поставленного курса по развитию и внедрению реформ Перестройки в СССР 1985-1991 года, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования. С 1986 по 1989 гг. постепенно издавались законы о государственных предприятиях, индивидуальном труде, кооперативах, а также о трудовых конфликтах. Последний закон предусматривал право рабочих на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены: госприемка продукции, хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов.

Стоит признать, что все указанные меры мало того что не привели к главной цели Перестройки в СССР 1985-1991 годов - положительным улучшениям экономического положения страны, так еще и ухудшили ситуацию. Причиной тому стали: «сырость» реформ, значительное расходование бюджета, а также увеличение количества денег в руках простого населения. Из-за государственных поставок продукции нарушились установленные между предприятиями связи. Дефицит потребительских товаров усилился.

«Гласность»

С экономической точки зрения, Перестройка началась с «ускорения развития». В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». Под этим он подразумевал, что народ должен знать обо всех государственных событиях прошлого и процессах настоящего. В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Культура в годы Перестройки СССР (1985-1991 гг.) начала «оживать». Власть изменила свое отношение к диссидентам. Лагеря для политзаключенных постепенно начали закрываться.

Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов. Репертуар театральных и кинематографических деятелей значительно расширился. Процессы «гласности» нашли проявление в журнальных и газетных публикациях, а также на телевидении. Большой популярностью пользовался еженедельник «Московские новости» и журнал «Огонек».

Политические преобразования

Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.

Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.

Внешняя политика

В годы Перестройки коренным образом изменился курс внешней политики советского союза. Правительство отказалось от конфронтации в отношениях с Западом, прекратило вмешиваться в локальные конфликты и пересмотрело свои взаимосвязи со странами социалистического лагеря. Новый вектор внешнеполитического развития базировался не на «классовом подходе», а на общечеловеческих ценностях. По мнению Горбачева, отношения между государствами должны были базироваться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора путей развития в каждом отдельном государстве и коллективной ответственности стран за решение глобальных вопросов.

Горбачев был инициатором создания общеевропейского дома. Он регулярно встречался с правителями Америки: Рейганом (до 1988 года) и Бушем (с 1989 года). На этих встречах политики обсуждали вопросы разоружения. Советско-американские отношения были «разморожены». В 1987 году были подписаны договоры об уничтожении ракет и ПРО. В 1990 году политики подписали договор о сокращении количества стратегического вооружения.

В годы Перестройки Горбачев смог установить доверительные отношения с главами ведущих государств Европы: Германии (Г. Коль), Великобритании (М. Тэтчер) и Франции (Ф. Миттеран). В 1990 году участники Совещания по безопасности Европы подписали договор о снижении количества обычного вооружения на территории Европы. СССР начал выводить своих солдат с Афганистана и Монголии. На протяжении 1990-1991 годов были распущены как политические, так и военные структуры Варшавского договора. Военный блок, фактически, прекратил свое существование. Политика «нового мышления» принесла принципиальные изменения в международные отношения. Это было концом холодной войны.

Национальные движения и политическая борьба

В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.

На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.

В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

Выборы 1990-го

Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.

Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы - Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов - мэром Москвы.

Начало распада СССР

М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.

Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации - новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

Выборы президента России

12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

Августовский путч

К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.

Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов - Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.

Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

Окончательный распад

В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.

1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.

7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.

Положительные итоги перестройки:

  1. Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
  2. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
  3. Однопартийную систему ликвидировали.
  4. Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
  5. Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
  6. Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
  7. Был разрешен рок.
  8. Формально прекратилась «холодная война».

Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.

Вот лишь основные из них:

  1. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
  2. Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
  3. Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля - государство попросту замерло.

Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. - распад СССР.

Началом коренных перемен послужили изменении я в составе КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества.

В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи "дальнейшей демократизации советского общества" и "совершенствования советской избирательной системы", предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе.

Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года.

Многие критиковали политику "гласности", называли выступления журналистов "очернительством". Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом.

"Перестройка - единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка - это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен" - говорил М.С. Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения, прежде всего, коснулись высших органов государственной власти.

1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" и "О выборах народных депутатов СССР". Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.

В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).

В августе 1990 года были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х--1930-х годов и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990). В 1989--1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки. Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В.И. Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др. партии социал-демократического типа включали в себя: Социал-демократическую партию России (О. Румянцев, В. Шейнис), Социалистическую партию трудящихся (Л.С. Вартазарова), Народную партию свободной России (А.В. Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е.Т. Гайдар), Демократической партией России (Н.И. Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н. Лысенко) и др. Фланг праворадикальных и консервативных партий был следующим: Христианско-демократическая партия России (А. Чуев), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н. Стерлигов), Российский общенародный союз (С.Н. Бабурин), Либерально-демократическая партия (В.В. Жириновский) и др. Образовались радикал-националистическиепартии: Национально-патриотический фронт «Память» (Д.Д. Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А.П. Баркашов),Национально-республиканская партия (Н.Н. Лысенко) и др.

Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 года вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 года. После этого состоялся в мае -- июне 1989 года. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин. В 1990 году в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 года прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть. Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС -- представители движения «Демократическая Россия» (лидер -- Е.Т. Гайдар). 1989--1990 годы стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий. М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 года центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

Экономические и политические реформы периода «перестройки»

Направления преобразований

Мероприятия

Результаты

Экономические реформы

    Курс на «ускорение» социально-экономического развития страны (обновление машиностроения).

    Перевод экономики (1986-1989 гг.) на новые методы хозяйствования – госприемка, хозрасчет и самофинансирование, выбор администрации работниками, разрешена индивидуальная трудовая деятельность, право рабочих на забастовку.

    «Ускорения» не произошло, резко возрос бюджетный дефицит, потеря доходов государства в результате антиалкогольной компании.

    Ухудшение экономического положения в стране: увеличилась денежная масса на руках населения, обострился дефицит товаров потребления, нарушились производственные связи между предприятиями.

Политические реформы

    Политика «гласности», идея перехода к социализму «с человеческим лицом».

    Закон о выборах народных депутатов на альтернативной основе.

    Политика «нового мышления»

    Отмена 6-ой статьи Конституции СССР.

    Проект Союзного договора и программы КПСС. Предполагалось создание Союза Суверенных Государств.

    Изменилось отношение власти к диссидентам, реабилитация жертв сталинских репрессий, правда о прошлом. Рост критики социализма.

    Легальная оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), политический плюрализм. Нарастание националистических настроений в стране, «парад суверенитетов».

    Окончание «холодной войны».

    Ослабление власти КПСС.

Урок №51. Крах социализма в Восточной Европе.

В процессе урока:

    проанализировать предпосылки процесса краха социалистической системы в странах Восточной Европы;

    раскрыть влияние событий в СССР в период «перестройки» на революционные события в странах Восточной Европы;

    охарактеризовать процесс революционных событий в восточноевропейских странах конца 80-х гг., в результате которых произошел крах коммунизма;

    отметить особенности форм борьбы с коммунистическими режимами в ходе восточноевропейских революций;

    выявить проблемы, с которыми пришлось столкнуться восточноевропейским государствам после краха коммунизма;

    сделать выводы о современном развитии восточноевропейских стран.

Основные понятия: «бархатные» революции, приватизация, либерализация цен, интеграция.

Основные даты: 1989-1990 гг. – революции в странах Восточной Европы, крах

коммунистических режимов.

1992 г. – начало вооруженного этнического и религиозного

конфликта на Балканах.

Персоналии: В. Гавел, Л. Валенса, Н. Чаушеску, С. Милошевич.

    Охарактеризуйте основные направления экономических преобразований в СССР в период «перестройки». Почему реформы не привели к улучшению экономической ситуации в стране? Какие последствия имели эти реформы?

    Докажите, что в конце 80-х годов процесс ослабления власти КПСС и распад СССР приобрел необратимый характер.

    Раскройте противоречия во взглядах между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным на цели и пути преобразований в стране и обществе.

    Почему в период «перестройки» обострились национальные проблемы?

    События 19-21 августа впоследствии часто называли «путчем» – государственным переворотом ГКЧП. Согласны ли вы с таким определением характера этих событий? Объясните свою точку зрения.

    Как вы оцениваете распад СССР? Какие факты говорят о закономерном итоге существования СССР?

Вопросы плана урока

1. Предпосылки преобразований.

а). Кризис социалистической экономики.

б). Рост оппозиционных движений.

в). «Перестройка» в СССР и страны Восточной Европы.

 Беседа с учащимися с элементами повторения по характеристике предпосылок, которые привели к краху социалистической системы в странах Восточной Европы.

 Анализ статистического материала сравнительной таблицы «Темпы экономического роста государств Восточной Европы» (стр. 269).

Обратите внимание! Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым уже в первые месяцы пребывания у власти пыталось найти новые формы отношений со странами социалистического лагеря. Слово «лагерь» исчез из программных документов и был заменен на «социалистическое содружество». Основу новых взаимоотношений между странами социалистического содружества должны были составить экономические отношения на началах взаимовыгодности и взаимопомощи, отказ СССР от роли «старшего брата», т.е. от «доктрины Брежнева». Однако руководство восточноевропейских стран стремилось сократить собственные военные расходы, перейти в товарном обмене на мировые цены, сохранив поставки дешевого советского сырья и энергоносителей (нефти и газа). Экономическая дезинтеграция «социалистического содружества» стала прологом к политическому развалу мировой системы социализма.

    Определите на основе приведенных фактов, почему попытка изменения экономических принципов отношений между СССР и странами Восточной Европы стала предпосылкой развала социалистической системы?

 Работа с документом к параграфу из книги американского политика Г. Киссинджера (стр. 276) о неспособности коммунистических лидеров Восточной Европы осуществить плавную трансформацию своих режимов.

 Подготовка ответа на вопрос: «Причины краха социалистической системы в Восточной Европе».

2. Революции конца 80-х годов.

а). Чехословакия.

б). Болгария.

в). Венгрия.

г). Польша.

е). Румыния.

 Работа с текстом учебника (§39), составление смыслового плана хроники революций в восточноевропейских странах конца 80-х гг. Выявление форм борьбы с коммунистическими режимами.

 Работа с термином «бархатные» революции . В процессе обсуждения результатов работы учащихся с текстом учебника необходимо обратить внимание на то, что в тех странах, где в период перестройки началось проведение реформ, а коммунистическое руководство осознало неизбежность происходящих событий, ликвидация коммунистических режимов произошел мирно, на правовой основе – Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария. Только в Румынии падение коммунистической диктатуры сопровождалось серьезными военными столкновениями. Но события в Румынии были исключением из правил. Бескровный характер ликвидации коммунистических режимов в Восточной Европе, стремительность этих событий дали основание назвать их «бархатными» революциями .

    Как вы думаете, почему процессы в странах Восточной Европы, начавшиеся под лозунгом «обновления социализма», «демократического социализма», очень быстро сменились целями, исключающими социалистическую перспективу?

    Возможны ли были демократические революции в странах «социалистического содружества» без политических изменений в СССР? Почему вы так считаете?

3. Национальные конфликты и экономические проблемы.

а). Мирный распад Чехословакии.

б). Вооруженный этнический и религиозный конфликт на Балканах.

в). Рыночные реформы в странах Восточной Европы и их результаты.

 Работа с текстом учебника с элементами беседы, в процессе которой выявляются проблемы, с которыми пришлось столкнуться восточноевропейским государствам после краха коммунизма.

 Подготовка ответа на вопрос: «Процесс распада Югославии». Работа с картами №25 «Распад Югославии» (стр. XXX), №26 «Европа в конце XX в.» (стр. XXXI). Возможно заслушивание на уроке сообщений учащихся о причинах и событиях вооруженного конфликта на Балканах в результате распада Югославии с привлечением материалов СМИ, фото и видеоматериалов.

    Как вы думаете, возможен ли был иной вариант развития югославских событий?

    Как можно было предотвратить кровопролитные конфликты на территории Югославии? Обоснуйте свое мнение.

 На основе текста и карты №26 покажите территориальные и политические изменения в Европе в конце 80-х гг. В результате каких событий эти изменения произошли?

Урок №52. Становление новой России.

В процессе урока:

    охарактеризовать замыслы и реализацию курса нового российского правительства на радикальное реформирование общества;

    отметить возможные критерии оценки результатов «шоковой терапии» в России;

    дать сравнительную характеристику радикально-реформаторского и эволюционного подходов по проведению преобразований в процессе становления новой России;

    раскрыть сущность политического кризиса власти осенью 1993 года, расстановку сил в противостоянии между президентом и Верховным Советом, ход событий и результаты борьбы для становления новой государственности в России;

    рассмотреть основные черты российской многопартийности в период проведения выборов в конце 1993 года.

Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация цен («свобода цен»), ваучерная приватизация, президентская и парламентская республики, мажоритарная система выборов, пропорциональная система выборов, партия вождистского типа, электорат.

экономических реформ, «шоковая терапия».

Октябрь 1993 г. – вооруженное столкновение в Москве в ходе

политического кризиса.

Персоналии: Г.А. Явлинский, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский.

Вопросы для повторительной беседы:

    Охарактеризуйте причины краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы.

    Какую роль в революционных событиях восточноевропейских стран сыграла «перестройка» в СССР?

    В какой последовательности произошли революции в странах Восточной Европы? Почему их называют «бархатные» революции? В каких странах и почему крах социализма приобрел далеко не «бархатный» характер?

    Подведите итоги и результаты революционного процесса в странах Восточной Европы.

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Реформирование экономики: «шоковая терапия».

а). Курс на радикальное реформирование общества.

б). «Шоковая терапия» 1992 года.

в). Первые результаты реформ 1992 года.

 Работа с текстом учебника (§40) с элементами беседы. Раскрытие сущности политики нового российского правительства «шоковой терапии ».

Характеристика замыслов и реализацию курса нового российского правительства на радикальное реформирование общества – реформа 1) либерализации цен и 2) приватизация. Подготовка ответа на вопрос: «Экономические реформы 1992 года и их результаты». Дискуссия о критериях оценки результативности радикально-либеральных реформ в России.

 В процессе обсуждения вопроса о критериях результативности радикальных экономических реформ целесообразно обратить внимание школьников на отношение к ним населения России.

Обратите внимание! Согласно опросам общественного мнения, осенью 1991 года около 47% опрошенных были готовы ради будущего процветания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформ и безработицу, и рост цен, и временное снижение уровня жизни. Только 17,8% были не согласны с такими лишениями. В референдуме 25 апреля 1993 года, в котором приняло участие 64% избирателей, одобрили социально-экономическую политику правительства Б.Н. Ельцина 53%.

Целесообразно обсудить с классом вопрос об использовании мирового экономического опыта при проведении реформ в России.

Подумайте! Вам знакомы основные экономические теории и принципы стран Запада: экономический либерализм, идеи Дж. Кейнса и политика монетаризма. Правда, такого опыта – перехода от социалистической экономической системы к капиталистической не было.

    Как вы думаете, какие элементы экономического опыта Запада были использованы в России при проведении радикальных экономических реформ?

2. Президент и

Верховный Совет: противостояние

властей.

а). Радикально-реформаторский и эволюционный подходы

к преобразованиям в России.

б). Конфликт двух ветвей власти – конфликт

подходов проведения реформ.

в). Президентская или парламентская

республика?

3. Политический кризис

осени 1993 г.

а). Конфликт Кремль – Белый дом.

б). Октябрьское вооруженное

столкновение в Москве

в). Победа

исполнительной власти.

 Беседа с учащимися с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Работа с документами задания №2 к параграфу (стр. 282-283), фрагменты из президентского указа "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", Обращения Президиума Верховного Совета Российской Федерации, стенограммы совещания судей Конституционного Суда 21 сентября 1993 года. Просмотр и обсуждение документального фильма о событиях сентября-октября 1993 года (по «Москва. Осень-93: Хроника противостояния // Ответственный за выпуск А.П. Сурков, М.: Республика, 1995).

    конфликт по экономической политике правительства – радикально-реформаторский подход (президент и правительство) или эволюционный (Верховный Совет);

    конфликт политический о принципах государственного устройства России по новой Конституции – президентская республика (президент и его окружение) или парламентская республика (Верховный Совет).

Целесообразно при рассмотрении данного вопроса с целью усиления межпредметных связей привлечь знания учащихся по обществознанию (Политическая сфера жизни общества).

Обратите внимание!

    Используя текст учебника и приведенные фрагменты документов, сравните позиции противоборствующих сторон. Чья оценка ситуации октября 1993 года вам кажется более объективной? Почему?

    Как события осени 1993 года и документы характеризуют степень политической зрелости представителей государственной власти? При каких условиях возможно было избежать открытое столкновение между законодательной и исполнительной ветвями власти?

    Какое значение имел результат противостояния для формирования государственности новой России?

Исполнительная власть . Из президентского указа "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". «В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа … Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции…Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации… Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу; учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации; принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

постановляю:

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и верховным Советом Российской Федерации…»

Законодательная власть. Из Обращения Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

«Граждане России! Соотечественники!

Президент пошел на крайние, заранее запланированные действия по свержению конституционного строя и свертыванию демократии. В России совершен государственный переворот, введен режим личной власти Президента, диктатуры мафиозных кланов и его проворовавшегося окружения. Мы являемся свидетелями преступных действий, открывающих путь к гражданской войне, в которой не будет победителей и побежденных. Может стать реальностью кровавая трагедия миллионов людей. Избранные волей народа, отстаивающие народовластие в этих тяжелых условиях, верные Конституций Российской Федерации, народные депутаты Российской Федерации определяют действия, Ельцина Б.Н. как антиконституционные и антинародные. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, беря на себя всю полноту ответственности за судьбу страны и благо народа, Верховный Совет Российской Федерации призывает всех граждан России выступить против антиконституционных действий Президента и его окружения.

Основываясь на Конституции Российской Федерации, Президиум Верховного Совета объявляет о введении в действие ее статьи 121" об отрешении Б.Н.Ельцина от должности Президента Российской Федерации в связи с приостановлением им деятельности официально избранных органов власти как инициатора государственного переворота…»

Судебная власть. Из стенограммы совещания судей Конституционного Суда 21 сентября 1993 года

Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин (впоследствии мнение отражено в Заключении Конституционного Суда РФ) «Это Указ, это нормативный акт, но это же решение, которое принято высшим должностным лицом государства. И что в решении мы читаем? В решении изменен конституционный строй, введено фактически, пусть это и временно, но прямое президентское правление, если говорить конституционным языком, попросту совершен государственный переворот: ликвидированы высшие органы представительной власти, пусть они плохие… Я полагаю, принято решение и совершено фактически деяние, заключающееся в том, что путем заговора узурпирована вся власть в государстве. Президентом присвоена не только законодательная власть, но и власть всей системы прокуратуры, полностью под контроль взята банковская система, которая по Конституции не подчиняется Президенту. Фактически блокирована деятельность Конституционного Суда и тем самым, на мой взгляд, совершен государственный переворот. Я не могу иначе оценить эти деяния...»

4. Выборы в Федеральное Собрание.

б). Левые и их предвыборные программы.

в). Мажоритарная и пропорциональная системы выборов в России.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Российская многопартийность первой половины 1990-х годов», с последующим обсуждением результатов работы.

Характеристика особенностей политической программы партий и движений правого и левого политических спектров в России.

 Одним из вариантов рассмотрения данного пункта плана урока может быть беседа с учащимися по характеристике российской многопартийности начала 1990-х годов.

Подумайте! Как вы считаете, какие события в России повлияли на результаты выборов в Государственную думу в конце 1993 года? Аргументируйте свой ответ.

Работа над понятиями электорат , партия вождистского типа , мажоритарная система выборов, пропорциональная система выборов.

Уроки №№53-54. Российская Федерация: новые рубежи в политике и

экономике.

В процессе уроков:

    рассмотреть основные положения Конституции 1993 года о государственном устройстве и осуществлении государственной власти в Российской Федерации;

    охарактеризовать экономические проблемы в России во второй половине 90-х годов;

    проанализировать изменения в социальной структуре российского общества, которые произошли в результате экономических и политических преобразований последнего десятилетия XX века в стране;

    проанализировать на основе сравнения итоги парламентских выборов 1993, 1995, 1999 гг. и президентских выборов 1996, 2000 гг.;

    раскрыть проблемы федеративных отношений в России в условиях становления новой государственности, которые привели к этнополитическим конфликтам и создали реальную угрозу целостности Российской Федерации;

    охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение в российском обществе, сложившееся на рубеже XX – XXI вв.;

    определить основные направления деятельности нового президента и правительства по решению кризисных явлений в стране, отметив первые итоги правления президента в 2000-2002 гг.

Основные понятия и названия: «галопирующая» инфляция, Федеральное Собрание, этнополитический конфликт, «этническая война», маргинальные группы, «вертикаль» власти, бездефицитный бюджет, дефолт, право вето, гиперинфляция, криминализация промышленности и торговли, этнократические тенденции.

Основные даты: 1992 г. – подписание республиками Российской Федерации

Федеративного договора.

Федерации.

1994 г. – операция по наведению «конституционного

порядка» российскими войсками в Чечне.

Август 1998 г. – финансовый кризис в России.

1999 г. – антитеррористическая операция российских войск в

Персоналии: А.И. Лебедь, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, В.В. Путин, М.М. Касьянов, Ю.М. Лужков, Б.Е. Немцов, Д. Дудаев, А. Масхадов.

Вопросы для повторительной беседы:

    Охарактеризуйте взгляды радикально-реформаторского и эволюционного подходов к становлению новой России. Какой из подходов и почему был реализован в начале 90-х гг.?

    Какие экономические реформы были проведены в России в 1992 г.? Как вы оцениваете первые результаты реформ 1992 года? Каковы социальные и экономические достижения и издержки экономического курса, предложенного реформаторами в 1992 г.?

    Раскройте суть политического кризиса осени 1993 г., расстановку противоборствующих сил, ход событий и результаты.

    Охарактеризуйте российскую многопартийность первой половины 1990-х годов. Какие итоги выборов в Государственную думу в конце 1993 года вы считаете наиболее важными?

Вопросы плана уроков

Приемы, средства и содержание обучения

1. Новая Конституция Российской Федерации.

а). Особенности принятия Конституции РФ 1993 г.

б). Характер государственного строя России.

в). Президентская республика.

 Беседа с учащимися с элементами повторения и обобщения. Работа с Конституцией Российской Федерации. Актуализация знаний школьников по теме «Политическая сфера жизни общества» курса обществознания.

    Как в Конституции РФ решается вопрос о разделении властей?

    Используя текст учебника и Конституцию РФ, охарактеризуйте структуры государственной власти в стране с точки зрения властных полномочий исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

    Опираясь на текст учебника и структуру государственной власти Конституции РФ, докажите, что в России сложилась президентская республика.

    В чем особенности федеративного устройства России?

    Согласны ли вы с утверждением, что с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году советский период истории нашего Отечества завершился? При любом варианте ответа, аргументируйте свою точку зрения.


по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире перестройку справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям).

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным - условиям. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

1.Ускорение

На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил «как автор» стратегии ускорения, суть которой была изложена Генеральным секретарем по всем правилам партийно-бюрократического стиля: «Широко используя достижения научно-технической революции, приведя форму социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса» /1/. Об «ускорении» Горбачев говорил и на 27-ом съезде КПСС в феврале 86 года.

Уже к началу 70-го года специалистам стало ясно, что экономика СССР в целом не выдерживает соревнования с экономикой «капиталистического мира»: США, Западной Европы, Японии. 14 мая 75-го года в первом Главном управлении КГБ (внешняя разведка) выступил с большим докладом директор экономико-математического института академии наук СССР академик Н.В. Федоренко. Он заявил ошеломленным офицерам разведки, что нормальное развитие экономики возможно только в том случае, если две трети прироста годового производства происходит за счет научно-технического прогресса, а одна треть за счет других факторов (денежные вложения – инвестиции, дисциплина труда, и так далее), тогда как в СССР дело обстоит наоборот. Были приведены и другие печальные цифры: ручной труд в промышленности составляет 60 %, в сельском хозяйстве – 80 %, на транспорте – 50 %. Эта статистика мало изменилась и к началу 80-х. годов. Зато в остальном мире начали происходить глобальные перемены. Политолог Ф.М. Бурлацкий, один из идеологов перестройки, писал: «Думается, мы все еще не достаточно глубоко проникаемся сознанием, того величественного (а быть может грозного) процесса, который, подобно океанским волнам, прокатывается по земному шару. Речь идет о технологическом перевороте, а точнее – новой технологической революции» /2/. Знаток и теоретик технологической революции, американский ученый О. Тоффлер, следующим образом оценивал начавшийся в мире глобальный переворот: «В период «первой волны» сельскохозяйственной цивилизацией – самой главной формой собственности была земля. Во время «второй волны» самой главной собственностью является уже не земля. Это здания, заводы, машины, средства промышленного производства. Основной собственностью в период «третьей волны» является информация… Поэтому нет ничего более вредного, чем контроль, цензура, чрезмерная секретность. Поэтому свобода информации впервые становится не просто политическим или философским вопросом, а конкретно экономическим вопросом: Сколько рублей у русского человека в кармане. Информация становится центральной проблемой экономического развития. Это заставляет пересмотреть нас нашу идеологию – как буржуазную, так и марксистскую» /3/.

Однако никто из лидеров СССР марксистскую идеологию пересматривать не собирался. Отставание экономики беспокоило их потому, что это не могло не отразиться на боеспособности армии и военно-морского флота. По мнению самих американцев, США вели «одновременно две войны: в области вооружений – с Советским Союзом, в области промышленности - с Японией». Итак, важнейшая задача – ускорить экономическое развитие за счет научно-технической революции – была поставлена. Члены Политбюро и Совета Министров начали размышлять, как воплотить ее в жизнь: «… где начинать прогресс? В химии? В авиации? В металлургии?». Решено было начать с машиностроения. В эту действительно важную отрасль стали усиленно вкладывать деньги из бюджета, усилили контроль за качеством производимой продукции (была создана так называемая «Госприемка») – но ничего не помогало. Экономика и наука по-прежнему не находили общего языка. Поскольку между предприятиями государственной экономики совершенно отсутствовала конкуренция, их руководство просто не имели стимула внедрять на своих конвейерах новейшие технологии – деньги-то исправно поступали из казны, не зависимо от того, как работали фабрики и заводы. «Ускорение» так и не произошло.

2.«Сухой закон»

В мае 85-го года появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимостью: единым фронтом повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить его» /4/. В «борьбе с пьянством», которую повел Горбачев и его команда, ярко проявился насильственный характер «революций сверху», когда благие начинания воплощаются в жизнь бюрократией таким образом, что превращается в зло. Авторы указа рассуждали: «Почему рабочие и крестьяне работают плохо? – потому что, пьют много водки. Давайте сократим количество выпускаемых спиртных напитков, закроем часть винных магазинов, ресторанов, баров, и тогда население станет меньше пить и лучше работать». В течение года в СССР «фактически установился режим сухого закона». Результаты оказались ошеломляющими: выросло потребление наркотиков, у дверей магазинов выстроились огромные очереди, а «теневая экономика» мгновенно освоила подпольный выпуск спиртных напитков крайне низкого качества, которые продавались «из-под полы», увеличивая капитал организованной преступности (в 87-88 годах на страницах печати ее открыто именуют «мафией»). Надежды народа на «доброго царя» начали постепенно таять.

3. Гласность

Терпя серьезные неудачи в преобразовании экономики «революционеры сверху» добились впечатляющих успехов в осуществлении политики гласности. Когда в 60-е годы 19-го века правительство Александра IIОсвободителя боролось с сопротивлением консервативно настроенных дворян-крепостников и чиновников, оно также проводило политику «гласности», позволяя журналистам и писателям разоблачать отдельные злоупотребления. Советники Горбачева, хорошо изучившие историю «революций сверху», решили использовать этот опыт. Начиная с 1986 года, на страницах газет и журналов появляется все больше и больше критики в адрес взяточников, бездельников, а то и явных уголовных преступников – из среды партийно-государственной бюрократии. Конечно, «гласность», имела четкие границы. Можно было критиковать: Л.И. Брежнева и его приближенных; нельзя: КПСС в целом, социализм, правившее руководство партии и государства. Новый генсек и его «команда» активно пытались использовать против своих противников «идеологическое оружие» - средства массовой информации. В 87-году особенную популярность получил роман А.Б. Рыбакова « Дети Арбата», рассказывающий о событиях 34-го года: убийстве С.М. Кирова, внутрипартийных интригах и начале массовых репрессий. Это является явным доказательством того, что «команда» во многом вернулась к политике Хрущева. Еще на заре своей истории партия большевиков огромное влияние уделяла пропаганде. На протяжении десятилетий все кризисы и трудности в развитии страны коммунисты объясняли двумя основными причинами: «тяжелым наследием царского режима», и «происками мирового империализма». В 87-ом году объяснять топтание экономики на месте «тяжелым наследием», оставленным, якобы, династией Романовых, было уже невозможно. Сваливать все беды на «капиталистическое окружение» тоже становилось неудобно: советские дипломаты вели сложные переговоры с США и ведущими европейскими государствами по ограничению гонки вооружений. Тогда и была сформулирована основная идея гласности: Сталин, присвоив себе неограниченную власть, извратил ленинские идеи, истребил преданных делу Ленина принципиальных коммунистов, в результате чего социализм хотя и был построен, но со многими недостатками. Теперь предстоит эти недостатки исправить. Тогда же возник и термин «перестройка». Советская интеллигенция с восторгом приняла политику гласности. Множество ученых, писателей, публицистов считали своей гражданской обязанностью разоблачение «сталинских преступлений». О трагедии 37-38 годов в 87-89 годах много пишется в газетах «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Известия», «Правда»; в журналах «Огонек», «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Октябрь», «Нева». Цензура с каждым годом слабела, запретных тем становилась все меньше. ЦК

Реформа началась с разного рода политических и организационных мер, принятых на пленуме ЦК партии в январе 1987 г.: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями 6 .

28 июня -1 июля 1988 г. состоялась Всесоюзная конференция КПСС, которая положила начало конституционным реформам в стране. Здесь развернулась борьба мнений сторонников и противников "перестройки" по вопросу о задачах развития страны.

Был учреждён новый орган власти - Съезд народных депутатов СССР, из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. I Съезд народных депутатов (1998 г.) сформировал Верховный Совет СССР, его председателем был избран М.С. Горбачев.

Первый Съезд народных депутатов СССР завершился разделением сторонников перестройки на умеренных во главе с Горбачевым и радикалов, объединившихся в Межрегиональную группу народных депутатов, т.е. появилась оппозиция. Был избран координационный комитет группы и пять сопредседателей, ведущую роль, среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. Горбачев перестал быть единоличным лидером реформаторского процесса, у него появились конкуренты. Началась борьба за власть.

Гласность и многопартийность

Все эти перемены происходили в атмосфере демократизации общественной жизни, чему способствовали выработка и принятие ряда законов с целью учреждения "правового государства" и расцвет многочисленных "неформальных объединений" .

В результате подъема политической активности народа происходит рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в стране насчитывалось уже до 30 тыс. самодеятельных общественных объединений различной направленности.

Реформы во внешней политике

Годы "перестройки" стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. За несколько лет М.С.Горбачев завоевал огромный личный авторитет на международной арене, как на встречах "в верхах" с руководителями иностранных государств, так и во время пресс-конференций, которые позволили ему проявить свой несомненный талант общения и способности представлять новый облик Советского Союза. 8

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М.С. в его книге " Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", вышедшей в 1987 г 9 . Утверждался приоритет общечеловеческих ценностей, их защита и защита мира над разногласиями между мировыми системами социализма и капитализма.

В 1987 г. М. С. Горбачёв и Р. Рейган достигли соглашения о выводе советских войск из Афганистана и о прекращении американской помощи моджахедам, который состоялся 15 февраля 1989 г.

В декабре 1989 г. М. С. Горбачёв встретился с новым президентом США Дж. Бушем на Мальте.

В июле 1990 г. на встрече с канцлером ФРГ Г. Колем М. С. Горбачёв согласился на вхождение единой Германии в НАТО, взамен СССР получил обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе того же года была разрушена "берлинская стена", ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверенное государство.

Общим итогом внешнеполитической линии М. С. Горбачева стало окончание "холодной войны".

Экономическая реформа

Гласность подняла на новый уровень недовольство существующим порядком и поощрила самые разнообразные формы протеста против него, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса, Именно этот процесс определял социально-политическую динамику пяти последних лет.

Попытки политических преобразований не привели к улучшению социально-экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления "перестройки", в стране нарастал хаос, нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. Для преодоления этих негативных тенденций была предложена экономическая реформа, суть которой сводилась к введению свободных договорных цен. Высокие договорные цены предприятий-монополистов, за счет которых получались большие прибыли, направлялись, главным образом, на увеличение зарплаты, почти ничего не оставлялось на разработку и освоение достижений науки и техники. Это, в свою очередь, привело к нарушению пропорций роста денежной и товарной массы, к возрастающему дефициту товаров, дезорганизации потребительского рынка. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться.

Повседневная жизнь в период "перестройки"

Политика реформирования экономики привела к значительным социально-экономическим проблемам. Нарастающие трудности экономического характера неминуемо отразились на сфере потребления, из магазинов стали исчезать элементарные товары 11 . Резко сократилось производство как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Оставались нерешенными социальные проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.