Киевское соглашение о порядке разрешения споров 1992. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности

Глава 4. Организация извещения через механизм, предусмотренный договорами между государствами – участниками СНГ (Киевское соглашение и Минская Конвенция).

Оказание правовой помощи на территории государств - членов СНГ регулируется нормами двух основных универсальных международных договоров:

Киевского соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 г.;

Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г.

Кроме того, многие государства-участники этих международных договоров являются одновременно участниками Гаагской конвенции о вручении за границей судебных документов 1965.


Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992

Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993

дата вступления в юридическую силу для Российской Федерации

19.12.1992

10.12.1994

государства-участники

Россия, Белоруссия и Украина - с 19.12.1992;

Узбекистан – с 06.05.1993;

Киргизия – с 19.04.1994;

Казахстан – с 20.04.1994;

Армения – с 24.05.1994;

Таджикистан – с 21.11.1994;

Туркмения - с 23.01.1998;

Азербайджан – с 15.11.2007


Белоруссия, Узбекистан и Казахстан - с 19.05.1994;

Киргизия - с 17.02.1996;

Армения - с 21.12.1994;

Таджикистан - с 20.12.1994;

Украина – с 14.04.1995;

Молдавия – с 26.03.1996;

Азербайджан и Грузия – с 11.07.1996;

Туркмения – с 19.02.1998


механизм взаимодействия

непосредственно через компетентные суды и другие органы государств - участников СНГ (статья 5)

через учреждения юстиции договаривающихся сторон

(статьи 4 и 5)


требования к оформлению поручения

в произвольной форме на официальном бланке.

Сведения, которые должны быть отражены в поручении (ссылка на бланк поручения)

(статья 7):

1) наименование запрашиваемого учреждения;

2) наименование запрашивающего учреждения;

3) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

4) имена и фамилии (наименования) и местожительство (местонахождения) сторон, их представителей; для юридических лиц - их наименование и местонахождение;

6) точный адрес получателя и наименования вручаемого документа.
Бланк запроса размещен на сайте Главного управления Минюста России по Новосибирской области по адресу -

http://djsib.atlas-nsk.ru/index.php?pagealias=Documents_MDepartment21#11

Поручение подписывается и скрепляется гербовой печатью запрашивающего учреждения.


требования к языку составления документов

допустимый язык изложения документов – русский (статья 5)

допустимый язык изложения документов – русский (статья 10)

интернет-адреса компетентных органов

1) Казахстан - сайт Верховного суда Республики http://www.supcourt.kz

(можно узнать наименование и адреса специализированных межрайонных экономических судов)

2) Беларусь - сайт Высшего Хозяйственного Суда Республики http://www.court.by (список и адреса хозяйственных судов областей)

3) Украина - сайт Высшего Арбитражного Суда Украины http://www.arbitr.gov.ua/ (адреса компетентных судов);

4) Узбекистан - официальный справочник адресов Узбекистана

5) Республика Киргизия, Армения, Таджикистан, Туркмения - http://pravo.kulichki.com/dop/sprav/in01.htm ,

http://www.bereg.ru/sprav_info/pravo/vas_zarub.shtml


поскольку взаимодействие между странами построено через учреждения юстиции договаривающихся сторон, поручение направляется в Главное управление Минюста России в федеральном округе

Применительно к правовому регулированию порядка извещения лиц, находящихся на территории стран СНГ, участниц как Киевского соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, так и Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам возникает вопрос о соотношении данных международных договоров.

Представляется, что при решении данного вопроса несмотря на то, что Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам представляет собой более поздний международный акт необходимо применять Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, являющееся более специальным международным договором по вопросам разрешения коммерческих споров в рамках СНГ, чем Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам. Более того, Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности является приоритетным и постольку, поскольку устанавливает более упрощенную процедуру направления документов за границу, чем Минская конвенция.

СОГЛАШЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области разрешения связанных с осуществлением хозяйственной деятельности споров между субъектами, находящимися в разных государствах - участниках Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости обеспечения всем хозяйствующим субъектам равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов,

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Настоящее Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним.

Статья 2. Для целей настоящего Соглашения под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, и их объединения.

Статья 3. Хозяйствующие субъекты каждого из государств - участников Содружества Независимых Государств пользуются на территории другого государства - участника Содружества Независимых Государств правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства.

Хозяйствующие субъекты каждого государства - участника Содружества Независимых Государств имеют на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в статье 1 настоящего Соглашения (в дальнейшем - компетентные суды), могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Статья 4. Компетентный суд государства - участника Содружества Независимых Государств вправе рассматривать упомянутые в статье 1 настоящего Соглашения споры, если на территории данного государства - участника Содружества Независимых Государств:

а) ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска.

Если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств - участников Содружества, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца;

б) осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

в) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

г) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

д) имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации;

е) находится контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы), а спор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

2. Компетентные суды государств - участников Содружества Независимых Государств рассматривают дела и в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение Сторон о передаче спора этому суду.

При наличии такого соглашения суд другого государства - участника Содружества прекращает производство дел по заявлению ответчика, если такое заявление сделано до принятия решения по делу.

3. Иски субъектов хозяйствования о праве собственности на недвижимое имущество рассматриваются исключительно судом государства - участника Содружества Независимых Государств, на территории которого находится имущество.

4. Дела о признании недействительными полностью или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйственным субъектам такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются исключительно судом по месту нахождения указанного органа.

Указанная в пунктах 3 и 4 компетенция судов не может быть изменена соглашением Сторон.

5. Встречный иск и требование о зачете, вытекающие из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в том суде, который рассматривает основной иск.

Статья 5. Компетентные суды и иные органы государств - участников Содружества Независимых Государств обязуются оказывать взаимную правовую помощь.

Взаимное оказание правовой помощи включает вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности проведение экспертизы, заслушивание Сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

При оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств - участников Содружества Независимых Государств сносятся друг с другом непосредственно.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства.

При обращении об оказании правовой помощи и исполнении решений прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

Статья 6. Документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств, принимаются на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств доказательной силой официальных документов.

Статья 7. Государства - участники Содружества Независимых Государств взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов.

Решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника Содружества Независимых Государств, подлежат исполнению на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств.

Решения, вынесенные компетентным судом одного государства - участника Содружества Независимых Государств в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства - участника Содружества Независимых Государств органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства.

Статья 8. Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной Стороны.

К ходатайству прилагаются:

должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;

официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;

доказательства извещения другой Стороны о процессе;

исполнительный документ.

Статья 9. В приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, только если эта Сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:

а) судом запрашиваемого государства - участника Содружества Независимых Государств ранее вынесено вступившее в силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника Содружества Независимых Государств либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

в) спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентным судом;

г) другая Сторона не была извещена о процессе;

д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Статья 10. Высшие судебные органы государств - участников Содружества Независимых Государств регулируют спорные вопросы, возникающие в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов.

Статья 11. Гражданское законодательство одного государства - участника Содружества Независимых Государств применяется на территории другого государства - участника Содружества Независимых Государств согласно следующим правилам:

а) гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства - участника Содружества Независимых Государств, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель;

б) к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется законодательство места нахождения имущества. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству государства, где транспортное средство внесено в реестр;

в) возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству государства, на территории которого имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права.

Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением Сторон;

г) форма сделки определяется по законодательству места ее совершения. Форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества;

д) форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность;

е) права и обязанности Сторон по сделке определяются по законодательству места совершения, если иное не предусмотрено соглашением Сторон;

ж) права и обязанности Сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

Это законодательство не применяется, если действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда по законодательству места рассмотрения спора не является противоправным;

з) вопросы исковой давности разрешаются по законодательству государства, применяемому для регулирования соответствующего отношения.

Статья 12. Высшие судебные органы и Министерства юстиции государств - участников Содружества Независимых Государств представляют друг другу по просьбе аналогичных органов другой Стороны сведения о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и практике его применения.

Статья 13. Настоящее Соглашение открыто для подписания государствами - участниками Содружества Независимых Государств и подлежит ратификации. Оно вступает в силу после его ратификации не менее чем тремя государствами - участниками Содружества со дня сдачи третьей ратификационной грамоты государству-депозитарию. Для государств, ратифицировавших Соглашение позднее, оно вступает в силу со дня сдачи на хранение их ратификационных грамот.

Совершено в городе Киеве 20 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Республика Армения

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Республика Кыргызстан

Республика Молдова

Российская Федерация

Республика Таджикистан

СОГЛАШЕНИЕ
о порядке разрешения споров, связанных с
осуществлением хозяйственной деятельности*

Ратифицировано
постановлением Верховного Совета
от 9 октября 1992 года N 3620-1

________________
* О действии настоящего Соглашения см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 августа 1995 г. N ОМ-230.

Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области разрешения связанных с осуществлением хозяйственной деятельности споров между субъектами, находящимися в разных государствах - участниках Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости обеспечения всем хозяйствующим субъектам равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящее Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним.

Статья 2

Для целей настоящего Соглашения под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, и их объединения.

Статья 3

Хозяйствующие субъекты каждого из государств - участников Содружества Независимых Государств пользуются на территории другого государства - участника Содружества Независимых Государств правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства.

Хозяйствующие субъекты каждого государства - участника Содружества Независимых Государств имеют на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств право беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в статье 1 настоящего Соглашения (в дальнейшем - компетентные суды), могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Статья 4

1. Компетентный суд государства - участника Содружества Независимых Государств вправе рассматривать упомянутые в статье 1 настоящего Соглашения споры, если на территории данного государства - участника Содружества Независимых Государств:

а) ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска.

Если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств - участников Содружества, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца;

б) осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

в) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

г) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

д) имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации;

е) находится контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работу) и спор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

2. Компетентные суды государств - участников Содружества Независимых Государств рассматривают дела и в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение Сторон о передаче спора этому суду.

При наличии такого соглашения суд другого государства - участника Содружества прекращает производство дел по заявлению ответчика, если такое заявление до принятия решения по делу.

3. Иски субъектов хозяйствования о праве собственность на недвижимое имущество рассматриваются исключительно судом государства - участника Содружества Независимых Государств, на территории которого находится имущество.

4. Дела о признании недействительными полностью или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются исключительно судом по месту нахождения указанного органа.

Указанная в пунктах 3 и 4 компетенция судов не может быть изменена соглашением Сторон.

5. Встречный иск и требование о зачете, вытекающее из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в том суде, который рассматривает основной иск.

Статья 5

Компетентные суды и иные органы государств - участников Содружества Независимых Государств обязуются оказывать взаимную правовую помощь.

Взаимное оказание правовой помощи включает вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности проведение экспертизы, заслушивание Сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств - участников Содружества Независимых Государств сносятся друг с другом непосредственно.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства.

При обращении об оказании правовой помощи и исполнении решений прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

Статья 6

Документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств, принимаются на территорию других государств - участников Содружества Независимых Государств без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств участников Содружества доказательной силой официальных документов.

Статья 7

Государства - участники Содружества Независимых Государств взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов.

Решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника Содружества Независимых Государств, подлежат исполнению на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств.

Решения, вынесенные компетентным судом одного государства - участника Содружества Независимых Государств в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства - участника Содружества Независимых Государств органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства.

Статья 8

Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной Стороны.

К ходатайству прилагаются:

должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;

официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;

доказательства извещения другой Стороны о процессе;

исполнительный документ.

Статья 9

В приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, только если эта Сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:

а) судом запрашиваемого государства - участника Содружества Независимых Государств ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

б) имеется признанное решение суда третьего государства - участника Содружества Независимых Государств либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

в) спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентным судом;

г) другая Сторона не была извещена о процессе;

д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Статья 10

Высшие судебные органы государств - участников Содружества Независимых Государств регулируют спорные вопросы, возникающие в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов.

Статья 11

Гражданское законодательство одного государства - участника Содружества Независимых Государств применяется на территории другого государства - участника Содружества Независимых Государств согласно следующим правилам:

а) гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства - участника Содружества Независимых Государств, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель;

б) к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется законодательство места нахождения имущества. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству государства, где транспортное средство внесено в реестр;

в) возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству государства, на территории которого имущество находилось в момент, когда имело действие или иное обстоятельство, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права.

Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное предусмотрено соглашением Сторон;

г) форма сделки определяется по законодательству места ее совершения. Форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и права на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества;

д) форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность;

е) права и обязанности Сторон по сделке определяются по законодательству места совершения, если иное не предусмотрено соглашением Сторон;

ж) права и обязанности Сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.

Это законодательство не применяется, если действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, по законодательству места рассмотрения спора не является противоправным;

з) вопросы исковой давности разрешаются по законодательству государств, применяемому для регулирования соответствующего отношения.

Статья 12

Высшие судебные органы и Министерства юстиции государств - участников Содружества Независимых Государств представляют друг другу по просьбе аналогичных органов другой Стороны сведения о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и практике его применения.

Статья 13

Настоящее Соглашение открыто для подписания государствами - участниками Содружества Независимых Государств и подлежит ратификации. Оно вступает в силу после его ратификации не менее чем тремя государствами - участниками Содружества со дня сдачи третьей ратификационной грамоты государству-депозитарию. Для государств, ратифицировавших Соглашение позднее, оно вступает в силу со дня сдачи на хранение их ратификационных грамот.

Совершено в городе Киеве 20 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Правительство
Азербайджанской Республики

За Правительство
Республики Армения
(подпись)

За Правительство
Республики Беларусь
(подпись)

За Правительство
Республики Казахстан
(подпись)

За Правительство
Республики Кыргызстан
(подпись)

За Правительство
Республики Молдова
(подпись)

За Правительство
Российской Федерации
(подпись)

За Правительство
Республики Таджикистан
(подпись)

За Правительство
Туркменистана

За Правительство
Республики Узбекистан

За Правительство Украины
(подпись)

Российская Федерация 9 октября 1992 года (ратификационная грамота депонирована 5 марта 1993 года);

Республика Таджикистан 4 августа 1993 года (грамота не депонирована);

Туркменистан 18 октября 1994 года (грамота не депонирована).

26 марта 1994 года к данному Соглашению присоединилась Азербайджанская Республика. (Приложение N 7 к Информационному вестнику Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество" N 1 (14), 1994 год).

(документ предоставлен
Высшим Арбитражным судом РФ)

Соглашение заключено было рядом стран СНГ 20 марта 1992 г. в связи со срочной необходимостью заполнения правового вакуума, образовавшегося после распада СССР, в результате чего решения судов постсоветских государств оказывались не подлежащими исполнению в судах других таких же государств.

Соглашение, во-первых, применимо только к регулированию гражданско-правовых отношений по спорам, сторонами которых выступают хозяйствующие субъекты государств-участников Соглашения, а также отношений этих хозяйствующих субъектов с государственными и иными органами.

Во-вторых, признан был принцип равенства прав (по сути - национальный режим) на судебную защиту хозяйственных субъектов каждого из государств в других государства-участниках. При этом под компетентными судами понимаются как государственные, так и арбитражные суды.

В третьих, государства взаимно обязались признавать и исполнять вступившие в законную силу решения компетентных судов других государств-участников Соглашения.

При этом, поскольку ряд стран-участниц Киевского соглашения участвует также в Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и требующиеся для получения исполнения документы по 2 названным документам не совпадают (по Киевскому соглашению требуется дополнительно исполнительный лист), могут возникать коллизии в отношении применения того или иного документа. В таких случаях, очевидно, преимущество имеет Киевское соглашение, которое является, в отличие от Нью-Йоркской конвенции, региональным, т.е. специальным (lex specialis derogat lex generalis), а также более поздним по появлению (lex posteriori derogat lex anteriori).

Киевское соглашение содержит перечень оснований, по которым в приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе лица, против которого оно направлено, если это лицо представит доказательство суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение решения, что:

Судом запрашиваемого государства уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

Имеется признанное решение компетентного суда третьего государства по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

Спор разрешен некомпетентным судом;

Другие стороны не были извещены о процессе;

Истек 3-годичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

В четвертых, Киевское соглашение содержит ряд коллизионных норм, относящихся к выбору применимого права.

В качестве вывода можно отметить, что Киевское соглашение являет собой особого рода многосторонний многофункциональный договор о порядке урегулирования хозяйственных (т.е. отраслевого характера) споров между субъектами права из государств-участников Соглашения, включая судебные и арбитражные способы, признание и исполнение решений судов государств-участников, а также коллизионные нормы, срок давности и т.д.

Международно-правовое урегулирование "диагональных" экономических споров (между государствами и иностранными лицами)

Уникальным является механизм урегулирования споров по так называемым диагональным правовым отношениям между, с одной стороны, государством, а с другой стороны иностранным физическим или юридическим лицом, причем определяющим в этих отношениях является не правовой статус субъектов отношений, а предмет отношений, которые признаются гражданско-правовыми. Поэтому урегулирование споров по таким отношениям подпадает под рубрику частноправовых, несмотря на то, что в спорах участвуют и суверенные государства, а правовая база урегулирования - международный договор.