К чему относятся детские сады. Виды дошкольных учреждений. Виды организации дополнительного образования
Дошкольное учебное учреждение (ясли) для
детей в возрасте от двух месяцев до трех
лет, где обеспечиваются уход за ними, их
развитие и воспитание в соответствии с
требованиями базового компонента
дошкольного образования;
- дошкольное
учебное учреждение (ясли-сад) для детей в
возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет,
где обеспечиваются уход за ними, их
развитие, воспитание и обучение в
соответствии с требованиями базового
компонента дошкольного образования;
-
дошкольное учебное учреждение (детский сад)
для детей в возрасте от трех до шести (семи)
лет, где обеспечиваются их развитие,
воспитание и обучение в соответствии с
требованиями базового компонента
дошкольного образования;
- дошкольное
учебное учреждение (ясли-сад)
компенсирующего типа для детей в возрасте
от двух до семи (восьми) лет, которые
нуждаются в коррекции физического и (или)
умственного развития, длительном лечении и
реабилитации. Дошкольные учебные
учреждения (ясли-сад) компенсирующего типа
делятся на специальные и санаторные;
-
дом ребенка - дошкольное учебное учреждение
системы здравоохранения для
медико-социальной защиты детей-сирот и
детей, лишенных родительской опеки, а также
для детей с недостатками физического и (или)
умственного развития от рождения до трех
(для здоровых детей) и до четырех (для
больных детей) лет;
- дошкольное учебное
учреждение (детский дом) интернатного типа,
где обеспечиваются развитие, воспитание,
обучение и социальная адаптация
детей-сирот и детей, лишенных родительской
опеки, дошкольного и школьного возраста,
содержащихся за счет государства;
-
дошкольное учебное учреждение (ясли-сад)
семейного типа для детей в возрасте от двух
месяцев до шести (семи) лет, состоящих в
родственных отношениях, где обеспечиваются
уход за ними, их развитие, воспитание и
обучение в соответствии с требованиями
базового компонента дошкольного
образования;
- дошкольное учебное
учреждение (ясли-сад) комбинированного типа
для детей в возрасте от двух месяцев до
шести (семи) лет, в составе которого могут
быть группы общего развития,
компенсирующего типа, семейные,
прогулочные, где обеспечивается дошкольное
образование с учетом состояния здоровья
детей, их психического и физического
развития;
- дошкольное учебное
учреждение (центр развития ребенка), в
котором обеспечиваются физическое и
психическое развитие, коррекция
психического и физического развития,
оздоровление детей, посещающих другие
учебные заведения или воспитывающихся
дома;
- детский дом семейного типа -
дошкольное учебное учреждение, в котором
воспитываются дети-сироты и дети, лишенные
родительской опеки, в возрасте от двух до
восемнадцати лет.
2. Перечень
дошкольных учебных учреждений (яслей-садов)
компенсирующего типа определяется
специально уполномоченным центральным
органом исполнительной власти в области
образования по согласованию со специально
уполномоченным центральным органом
исполнительной власти в области
здравоохранения.
3. Для удовлетворения
образовательных потребностей граждан
дошкольное учебное учреждение может
входить в состав учебно-воспитательного
комплекса "дошкольное учебное учреждение -
общеобразовательное учебное заведение",
"общеобразовательное учебное заведение -
дошкольное учебное учреждение" или в состав
объединения с другими учебными
заведениями.
Для удовлетворения
образовательных, социальных потребностей,
организации ранней коррекционной и
лечебно-восстановительной работы при
специальных общеобразовательных школах
(школах-интернатах), общеобразовательных
санаторных школах (школах-интернатах) могут
создаваться дошкольные группы.
Для
обеспечения реализации прав ребенка на
родственные связи при общеобразовательных
школах-интернатах для детей-сирот и детей,
лишенных родительской опеки, могут
создаваться дошкольные отделения.
Для
удовлетворения образовательных,
социальных потребностей граждан могут
создаваться дошкольные учебные учреждения
с сезонным пребыванием детей.
Существующие детские сады подразделяются по направлениям и методам образования детей. В данном перечне представлены основные их виды и особенности проводимых в них занятий.
● Виды детских садов, их особенности
Детский сад
Дошкольное образовательное учреждение для пребывания ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Дети занимются общим развитием: изучают окружающий мир, знакомятся с основными навыками в быту, общению с другими детьми, готовятся к поступлению в школу.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Детские сады делятся по принадлежности на:
- муниципальные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
- домашние (семейные).
Деление детских садов по специализации:
- общеразвивающего вида;
- центры развития детей;
- сад компенсирующего вида;
- детский сад комбинированного вида;
- детский сад оздоровительного типа
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа - детский сад»;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
- центр развития ребенка - детский сад;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».
В детских садах дети распределены на группы согласно их возраста и особенностей развития.
Детский сад общеразвивающего вида
Само название говорит о специализации детского сада - всестороннее развитие ребенка.
У таких садов могут быть разные приоритетные направления, такие как:
- физическое,
- интеллектуальное,
- художественно-эстетическое развитие
Детский сад компенсирующего вида
Специализация - коррекция при определённых отклонениях, как психического, так и физического развития ребёнка.
Компенсирующее обучение подразумевает организацию реабилитационных занятий, ведущих к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения.
Группы в таких детских садах формируются из детей, испытывающих выраженные трудности в освоении обычных общеобразовательных программ согласно возрасту. Главная задача, которую решает детский сад компенсирующего вида - помощь детям в восстановлении и укреплении нормального нервно-психического и физического здоровья.
Показания для посещения детского сада компенсирующего вида:
- заболевания, связанные с ухудшением зрения;
- проблемы слуха;
- заболевания, нарушающие функции опорно-двигательного аппарата;
- проблемы с психологическим равновесием (нервозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность);
- дефекты речи.
Помимо перечисленных показаний, направление в группы могут выдаваться детям часто болеющим острыми респираторно-вирусными заболеваниями (ОРЗ) и ослабленной иммунной системой.
В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
Детский сад комбинированного вида
В состав такого заведения входят компенсирующие, общеразвивающие и оздоровительные группы, причём в абсолютно разных сочетаниях.
Детский сад оздоровления и присмотра
Приоритет деятельности - выполнением профилактических, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур, а также других мероприятий, направленных на вышеуказанные цели.
Дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка"
Это специализированный детский сад, в котором осуществляется психологическое, в том числе и физическое развитие, оздоровления и коррекции воспитанников.
Именно в таких центрах чаще всего бывают физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, детский театры и т.д.
Многие детские сады имеют специализированные группы:
- группы подготовки к общеобразовательной школе
;
- группы подготовки к начальной школе
;
- дошкольные группы от центров образования
;
Дошкольная группа "Центра образования"
Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы:
- дошкольного
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего образования
- программы профессиональной подготовки обучающихся
- дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
Классификация детских дошкольных учреждений обширна и сложна. Разобраться в ней неподготовленному человеку, в частности родителю, бывает непросто. Типы садов определяются их формой собственности, направлением деятельности, педагогической программой. Каждая группа учреждений предлагает свою программу занятий, условия пребывания и т.п.
Детские сады по типу собственности, направлению деятельности
Дошкольные учреждения этой группы делятся:
- на государственные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
Первые контролируются государством. Вторые создаются специально для детей сотрудников определенной организации. Контроль осуществляется ею же. Коммерческие, или частные, сады сегодня известны преимущественно под названием «центры детского развития». Чтобы официально стать полноценным садом, учреждению необходимо пройти сложную бюрократическую процедуру. Частные сады делятся на традиционные и семейные.
Частные детские садики — это неплохая альтернатива государственному, вот только платить придется намного больше. Хорошо организованные частные сады предлагают своим клиентам пребывание ребенка с раннего утра до позднего вечера, хорошее питание, занятия с педагогами, прогулки, индивидуальный подход, небольшое количество детей в помещении и прочие прелести. Правда, в случае болезни, деньги не всегда возвращают, а то и вовсе не делают перерасчет.
Существуют так называемые домашние детские сады, которые организуются в выкупленных помещениях, таких как многоквартирные дома на 1 этаже. В одной комнате дети играют и занимаются, в другой спят, в третьей кушают, и, конечно же, есть туалет с ванной. Гуляют на обычной площадке около дома, или огораживают свою, если есть возможность. Стоят они, как правило, подешевле частых, но все же это не лицензированная деятельность, которая не контролируется проверяющими органами, а вся ответственность лежит на плечах организаторов. К тому же, обычно в таких садах нет своего доктора, который бы смог оказать помощь в непредвиденном случае.
Есть садики, организованные в отдельных домах, коттеджах, и в них гораздо больше места для детей, а так же имеется своя придомовая территория, игровая площадка.
В ситуации, когда малышу не дали путевку в государственный садик, а родителю нужно выходить на работу, приходиться искать варианты. Какой бы вы не выбрали, старайтесь следить за тем, как ребенок отзывается о месте своего пребывания, не обижают ли его воспитатели, хорошо ли кормят. В крайнем случае можно нанять няню, и поставить камеру в квартире.
По направлению деятельности дошкольные учреждения бывают:
- общеразвивающего вида;
- с предметным уклоном (в них углубленно изучается какая-либо дисциплина: иностранный язык, физкультура, рисование, пение и т.д.);
- оздоровительные, ориентированные на часто болеющих дошкольников, не имеющих патологий в развитии (программы в таких садах отличаются частыми оздоровительными процедурами, от гимнастики и массажа до фитотерапии);
- компенсирующего типа (созданные для детей с ограниченными возможностями, принимают на присмотр и обучение дошкольников с патологиями развития органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, мозга);
- детские сады комбинированного типа, в них работают разные виды групп, ориентированных на конкретные виды деятельности. Также в таких учреждениях соседствуют группы здоровых детей с компенсирующими.
В детские сады компенсирующего вида принимают детей, которые получили путевку через комиссию ПМПК, и небольшую часть здоровых детей могут взять. Как правило, в таких садиках группы по численности небольшие, с детьми усиленно занимаются педагоги, дефектологи, специалисты разных областей, ведь нужно помочь ребенку выровняться к школе, если есть проблемы.
В группах с нарушением зрения детей не просто обучают и воспитывают, но еще и лечат. Все детки ходят в очках, никто никого не дразнит, занятия направлены на улучшение и исправление зрения.
Компенсирующее обучение помогает в реабилитации ребенка, устраняет нарушения работоспособности, укрепляет нервно-психическое здоровье, развивает физически.
Мой ребенок ходит детский сад комбинированного вида, где есть (бывают отдельные глазные, ортопедические и т.д.) Именно в такую группу его перевели в 5 лет, и мы просто счастливы, что попали туда. Были проблемы в произношении звуков, но логопед детсада поставила звуки буквально за пару месяцев.
У детей постоянно какие-то занятия, на дом задают делать упражнения, чем неплохо подготавливают и дисциплинируют к школе. В группе не более 15 человек, у воспитателя на всех хватает внимания. Ребенок попал в логопедическую группу, пройдя комиссию ПМПК. Предложил перевестись из обычной группы нам детсадовский логопед.
Педагогические программы в детских садах
По приоритетной педагогической программе детские дошкольные учреждения делятся:
- на традиционные (стандартная модель, одна из самых популярных сегодня и знакомая многим родителям еще со времен СССР);
- игровые (система дошкольного воспитания Фридриха Фребеля, основанная на применении в процессе обучения дидактических игр);
- работающие по методике М. Монтессори;
- вальдорфские (обучение и воспитание примером взрослого).
Что касается эффективности программ, наивысшим является показатель традиционной.