Законопроект о сокращении отпуска госслужащим. Особенности начисления отпускных госслужащим. Новый порядок предоставления отпускных периодов для госслужащих

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 90-ФЗ внес поправки в статью 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Законодатель:

  • установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
  • сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
  • закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.

Изменения в системе отпусков муниципальных служащих с 2017 года

В 2016 году в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения. Законодатель уточнил положения о предоставлении ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим и сократил продолжительность этих отпусков для большинства из них. Теперь законодатель, руководствуясь пунктом 5 статьи 5 Закона № 25-ФЗ о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских и муниципальных служащих, закрепил те же требования для муниципальных служащих. Изменения сводятся к следующему.

  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех без исключения муниципальных служащих теперь составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ больше не имеют права устанавливать для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ранее такая возможность была предусмотрена частью 3 статьи 21 Закона № 25-ФЗ. Законодатель исключил эту норму. Регионы, в которых для муниципальных служащих была установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска более 30 дней, должны привести свою нормативную правовую базу в соответствие с Законом № 90-ФЗ.
  2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней

3 календарных дня - продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день.

  1. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день - три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

Компенсация за неиспользованный отпуска мунициальные служащие получают по старым правилам

Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск - 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

Полезно знать

Муниципальный служащий, как и прежде, сможет разделить свой ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный) на части. Одна из них должна быть не меньше 14 дней (ст. 125 Трудового кодекса РФ)

Пример. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2016, N 1, ст. 38) следующие изменения:

1) в статье 45:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона.";

б) часть 5 признать утратившей силу;

2) в статье 46:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.";

б) часть 4 признать утратившей силу;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;

2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;

4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.";

г) в абзаце первом части 6 второе предложение исключить;

д) дополнить частью 6 1 следующего содержания:

"6 1 . Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.".

Статья 2

1. Сохранить для государственных гражданских служащих, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.

2. Исчислять в соответствии с требованиями статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы на день вступления в силу настоящего Федерального закона, начиная с их нового служебного года.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 10

Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения своих должностных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Одним из видов времени отдыха является отпуск. Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска государственным служащим имеет ряд особенностей. Какой продолжительности отпуск полагается государственным служащим? Какие дополнительные оплачиваемые отпуска предусмотрены для них? Как рассчитывается стаж для предоставления оплачиваемого отпуска? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск

По общим правилам, установленным ст. 115 ТК РФ, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Однако в этой же норме содержится оговорка, что такой отпуск может предоставляться и большей продолжительности в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В частности, к таким законам относится Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ), который определяет правила предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим.

Обратимся к ст. 46 Закона N 79-ФЗ, в соответствии с которой продолжительность основного оплачиваемого отпуска служащих зависит от замещаемой ими должности и составляет:

  • 35 календарных дней, предоставляемых гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы;
  • 30 календарных дней, предоставляемых гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск гражданского служащего является частью ежегодного оплачиваемого отпуска. Другая часть - это дополнительные оплачиваемые отпуска.

Дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. При этом при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного и дополнительного отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Из этого следует, что дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет ограничен и не может быть более 10 календарных дней. Это подтверждается и ведомственными нормативными актами. Например , в соответствии с Приказом Минкультуры России N 156 <1> федеральным государственным гражданским служащим аппарата Минкультуры предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.

<1> Приказ Минкультуры России от 22.10.2008 N 156 "О продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков в Министерстве культуры Российской Федерации".

Для предоставления такого отпуска необходимо правильно посчитать стаж государственной службы. Порядок такого подсчета утвержден Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрении за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации".

Назовем некоторые периоды, включаемые в стаж для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет:

  • замещение государственных должностей РФ и субъектов РФ;
  • замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указами Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 и от 11.01.1995 N 33 <2>;
  • замещение должностей прокурорских работников, сотрудников СК РФ и таможенных органов, определяемых в соответствии с федеральными законами от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
  • служба в федеральных органах налоговой полиции;
  • замещение на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и т.д.);
  • замещение должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы);
  • замещение должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 г. до введения в действие Сводного перечня государственных должностей РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11.01.1995 N 32:

а) в администрации Президента РФ;

б) в Совете безопасности РФ и его аппарате;

в) в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах;

г) в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах;

д) в Конституционном, Верховном, Высшем Арбитражном Судах РФ;

е) в ЦИК и в Счетной палате РФ;

ж) в органах государственной власти субъектов РФ и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов РФ, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских), в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах;

  • замещение должностей в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 г. и до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств;
  • военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, учитываемые в соответствии с законодательством при исчислении стажа государственной службы.
<2> Утратил силу с 01.08.2006 в связи со вступлением в силу Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Кроме того, на основании решения руководителя государственного органа или лица, замещающего государственную должность РФ, в стаж могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей. При этом периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет.

К сведению. Документами, подтверждающими стаж гражданской службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений.

Иные дополнительные оплачиваемые отпуска

Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день. На основании ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. Аналогичная минимальная продолжительность такого отпуска на государственной службе установлена п. 4 ст. 45 Закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание! Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом (п. 3 ст. 45 Закона N 79-ФЗ).

Конкретная продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день зависит от ведомства. Например , работникам центрального аппарата Федерального агентства морского и речного транспорта установлены дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день сверх ежегодного оплачиваемого отпуска следующей продолжительности <3>:

  • заместителям руководителя, начальникам управлений и их заместителям, заместителям начальников управлений - начальникам отделов, помощникам руководителя - 18 календарных дней;
  • начальникам отделов и их заместителям, советникам - 14 календарных дней;
  • консультантам, ведущим специалистам 3 разряда, главным специалистам-экспертам - 10 календарных дней;
  • ведущим специалистам-экспертам, специалистам-экспертам, старшим специалистам 1, 2 и 3 разрядов, специалистам 1 и 2 разрядов, работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, - 6 календарных дней.
<3> Приказ Росморречфлота от 16.04.2007 N 35 "О режиме службы (работы) и времени отдыха работников центрального аппарата Федерального агентства морского и речного транспорта" (ред. от 27.04.2011).

Для гражданских служащих центрального аппарата Росздравнадзора такой отпуск составляет <4>:

  • для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, - 14 календарных дней;
  • для служащих, замещающих главные должности гражданской службы, - 12 календарных дней.
<4> Приказ Росздравнадзора от 09.04.2008 N 2600-Пр/08 "Об установлении дополнительных отпусков за ненормированный служебный день".

А вот гражданским служащим Роснедра установило единую продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день - 3 календарных дня, вне зависимости от замещаемой ими группы должностей <5>.

<5> Приказ Роснедр от 07.02.2008 N 110 "О продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию".

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090.

Дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы. Для определения продолжительности данного вида дополнительного оплачиваемого отпуска п. 7 ст. 46 Закона N 79-ФЗ отсылает нас к Трудовому кодексу, ст. 117 которого гарантирует предоставление такого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность такого ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определена Постановлением Правительства РФ N 870 <6> - не менее 7 календарных дней. При установлении конкретной продолжительности такого отпуска следует руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

<6> Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".

Конкретная продолжительность отпуска за работу во вредных и тяжелых условиях труда устанавливается коллективным договором или ведомственными нормативными актами.

Так, сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ <7>, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск продолжительностью:

  • 24 суток - для проходящих службу в районах Крайнего Севера <8>;
  • 16 суток - для проходящих службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
  • 5 суток - для проходящих службу в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями.
<7> Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 255 "О дополнительных отпусках сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями".
<8> Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к таким районам, утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029.

Такой отпуск предоставляется полностью по истечении 11 месяцев непрерывного исполнения ими должностных обязанностей в указанных районах и местностях. Если служба осуществлялась менее 11 месяцев, отпуск предоставляется пропорционально времени службы в этих районах.

Порядок предоставления отпуска

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно. Конкретный период использования отпуска определяется графиком отпусков, который утверждается представителем нанимателя. Напомним, что форма графика утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (ф. Т-7). Отметим, что при утверждении графика представителем нанимателя необходимо учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Когда у гражданского служащего возникает право на отпуск? В Законе N 79-ФЗ лишь говорится, что, если какой-то вопрос не урегулирован данным Законом, применяются иные федеральные законы и нормативно правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст. 73). Это значит, что будет применяться правило, установленное ст. 122 ТК РФ, в соответствии с которым право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы. Однако по соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Кроме того, данной нормой определены случаи, когда отказать в предоставлении отпуска до истечения шести месяцев представитель нанимателя не сможет:

  • женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
  • несовершеннолетним работникам;
  • работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.

Примечание. График отпусков должен быть утвержден не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ).

Пункт 8 ст. 46 Закона N 79-ФЗ позволяет предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск по частям, однако разбить отпуск на части можно только по заявлению гражданского служащего и так, чтобы продолжительность одной части отпуска была не менее 14 календарных дней. Однако отметим, что Законом N 79-ФЗ допускается предоставлять по согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему часть отпуска иной продолжительности. Исходя из этого приходим к выводу, что на гражданской службе можно не соблюдать ограничение по минимальной продолжительности одной части отпуска и по соглашению сторон служебного контракта изменять и ее.

При применении данного правила довольно часто возникают вопросы, например: можно ли оставшуюся часть отпуска (свыше 14 дней) делить на части, какой продолжительности могут быть такие части, правомерно ли предоставление одного или двух дней ежегодного оплачиваемого отпуска? Отвечаем. Законодатель разрешил делить ежегодный оплачиваемый отпуск на части, ограничив продолжительность лишь одной из них. По количеству и продолжительности других частей отпуска ни в Законе N 79-ФЗ, ни в Трудовом кодексе ограничений не содержится. А это значит, что они могут быть разной продолжительности (один, два, пять дней и т.д.).

К сведению. Непредоставление работнику ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление такого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, запрещено.

Продление и перенесение отпуска

Поскольку в Законе N 79-ФЗ не содержится норм относительно возможности продления или перенесения отпуска, обратимся к Трудовому кодексу. Так, на основании ст. 124 ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый представителем нанимателя с учетом пожеланий государственного служащего, в случаях:

Кроме названных случаев, представитель нанимателя обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с государственным служащим, если:

  • своевременно не была произведена оплата отпуска;
  • служащий был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала.

Однако в этих случаях отпуск переносится только по заявлению государственного служащего, а это значит, что если он не попросит, то и переносить ничего не нужно.

К сведению. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы учреждения, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (ст. 124 ТК РФ).

Государственного служащего, так же как и остальных работников, можно отозвать из отпуска, но только с его согласия. Очень часто представитель нанимателя пытается применить меры дисциплинарного воздействия на госслужащих, отказывающихся выйти из отпуска для решения рабочих моментов. Скажем сразу, что применение дисциплинарных наказаний в данном случае незаконно, и, если госслужащий обратится в инспекцию по труду или суд, они однозначно будут на его стороне.

Не использованная в связи с отзывом часть отпуска должна быть предоставлена по выбору государственного служащего в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Помните, что ст. 125 ТК РФ запрещает отзывать из ежегодного оплачиваемого отпуска беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Отдельные вопросы оплаты отпуска

На основании п. 1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ на время ежегодного оплачиваемого отпуска за гражданским служащим сохраняется денежное содержание, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, составляющих оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ст. 50 Закона N 79-ФЗ).

Примечание. Для расчета отпускных для гражданского служащего не используется понятие среднего заработка.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562. Так, размер денежного содержания на период отпуска определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В соответствии с требованиями Трудового кодекса оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Но в отношении государственных гражданских служащих эти сроки не действуют. Им в силу п. 10 ст. 46 Закона N 79-ФЗ выплата денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска.

Кроме денежного содержания при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При этом размер такой выплаты для государственных служащих субъекта РФ определяется законами субъекта РФ, которые не изменили ее размера (п. 12 ст. 35 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга", ст. 22 Закона Нижегородской области от 10.05.2006 N 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области").

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Однако по письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

Т.Шадрина

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Законодательство регулярно совершенствуется. Людям, которых касаются изменения, необходимо быть в курсе, чтобы не нарушать нормативных правил. Так, теперь отпуск госслужащих становится менее продолжительным. В июне 2016 года законодатель пересмотрел старые нормы. Давайте посмотрим, какова теперь будет госслужащих, сильно ли она отличается от времени отдыха иных работников.

Текст закона не очень большой. В нем указываются изменения, внесенные в некоторые статьи 79 ФЗ. Все они касаются продолжительности основного и дополнительных отпусков. Так, если раньше первый зависел от должности, то теперь все госслужащие будут отдыхать одинаковое количество дней - тридцать. Следующее изменение касается длительности дополнительных отпусков. Таковых существует два вида. Первый - за выслугу лет, второй - за ненормированный день. Нормы, касающиеся обоих, существенно переделали в сторону уменьшения. То есть с момента вступления закона в силу люди государевы будут отдыхать меньше, чем раньше. Справедливо ли это? Законодателю виднее, решение таких вопросов входит в его компетенцию. А самим служащим пришлось выбирать: выполнять новые нормы или поискать другую работу. Лазеек в нормативном акте для увеличения отдыха не осталось. Отпуск госслужащих теперь становится короче, то есть условия ухудшаются. Шаг не самый естественный. Почему же принято такое решение?

Основания для принятия 176 ФЗ

При обсуждении данного законодательного акта были указаны такие причины:

  1. Необходимость экономить бюджетные средства.
  2. Несправедливость существующих норм.

В предыдущей редакции продолжительность отдыха, предоставляемого за ненормированную работу, устанавливалась организацией. То есть имелась возможность злоупотреблять этой нормой. Законодательно закреплялось, что госслужащим в этом случае не мог быть меньше, чем три дня. На деле же организация могла установить его в любом размере. А это отражалось на финансировании. Ведь данные оплачиваются из бюджета. По той же причине изменили порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу. Он тоже существенно уменьшился. Последнее обстоятельство особенно чувствительно для «старых» работников, зато совсем не важно для молодых специалистов, которые до льгот еще не дослужились. Закон позволит серьезно сэкономить бюджетные деньги.

Новые нормы

Согласно внесенным изменениям, отпуск госслужащих теперь составляет тридцать календарных дней. Никаких градаций и учета «больших чинов», как раньше, закон не предполагает. Все люди государевы, независимо от рангов, уравнены в смысле продолжительности оплачиваемого отпуска. Если не помните, в старой редакции было 30 и 35 дней. Дополнительное же время отдыха изменилось немного иным образом. В старой редакции нормативного акта предполагалось, что за год выслуги служащий получал один дополнительный день отдыха. Это приводило к тому, что некоторые люди отсутствовали на службе по два месяца, если не больше. А если учесть еще и второй льготный отпуск, то дождаться такого «работника» на его месте было делом сложным. Теперь же нормы стандартизировали (смотрите таблицу).

Для примера посмотрим, как изменился отдых у людей, долгое время прослуживших в госорганах. Если раньше человек, имеющий стаж восемь лет, имел право на столько же дополнительных дней, то теперь его отдых ограничивается пятью. Экономия - заработная плата за трое суток.

Как изменился отпуск за ненормированный день

Еще строже законодатель подошел к этой норме. Ранее ее устанавливало предприятие. Закон ограничивал только минимальную его продолжительность. По договоренности можно было назначать какие угодно сроки, лишь бы хватало средств на оплату. Согласитесь, рационализма в таком расходовании мало или нет совсем. Теперь установлено, что данный вид льготного отдыха ограничен всего тремя днями. Строго и конкретно. Всякая самодеятельность в этом вопросе исключается. Вероятно, кое-кому такие строгости не по вкусу. Но нужно понимать, средств в стране не хватает, их следует экономить.

Дополнительные положения

Остался один важный вопрос. Не все люди государевы имеют возможность по объективным обстоятельствам уходить в отпуск. У некоторых накапливаются неотгулянные периоды. Согласно положениям закона, отпуск госслужащего, подпадающий под старую редакцию, не меняется задним числом. Это означает, что те периоды, которые исчисляются до вступления в силу новых норм, остаются прежними. Положено было человеку тридцать пять суток основного и пятнадцать плюс десять дополнительных - столько и отгуляет. А еще служащие имеют право взять деньгами (компенсация называется). Все это рассчитывается по старому законодательству.

Заключение

Осталось отметить, что нормы вступили в силу со второго августа 2016 года. Изменения в законодательстве расстроили не только госслужащих, они еще добавили работы специалистам кадровых отделов. Одно хорошо, что новая редакция для каждого конкретного человека начинает работать с его персонального нового года. То есть если устраивался на работу 9 апреля, то отпуск за 2016 год отгуляет по старому закону. А те, кто пришел уже 3 августа - будут получать короткие периоды отдыха. Всех остальных изменения коснутся с 2017 года. Заметим, что законодатель существенно урезал отпуск госслужащих, но он все еще остается длиннее, чем у других работников (28 суток). Так что тем, кто на страну трудится, жаловаться не на что. Привыкнут со временем.

Со 2 августа 2016 г. начинают действовать поправки в Закон о госслужащих (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)).

В частности, изменения касаются отпуска государственных гражданских служащих в 2016 году.

Сокращение отпуска госслужащим в 2016 году

Начнем с того, что сейчас государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, прочим госслужащим - 30 календарных дней. Со вступлением в силу поправок отпуск госслужащих высших/главных должностей сократят до 30 календарных дней (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)), т. е. у всех госслужащих, независимо от должности, ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет одинаковой продолжительности.

Отпуск госслужащих за выслугу лет

Помимо продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска изменится и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого госслужащим за выслугу лет.

В настоящее время за каждый год госслужбы служащему положен 1 календарный день дополнительного отпуска за выслугу лет. С 02.08.2016 г. ситуация изменится следующим образом (ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)):

Как видим, большинство госслужащих ждет сокращение отпуска за выслугу лет.

Общая продолжительность отпуска госслужащих

Отпуск госслужащих за ненормированный рабочий день

Продолжительность отпуска госслужащих, имеющих ненормированный рабочий день, также претерпит изменения:

Что произойдет с неотгулянными отпусками

Неиспользованные отпуска прошлых лет, имеющиеся у госслужащих на 2 августа 2016 г., не сгорают, а отпуска по новым правилам будут предоставляться начиная с нового служебного года каждого конкретного госслужащего (