Влияние компьютера на здоровье человека. Влияние компьютерных игр - Психология - Здоровье (тело и разум) - Каталог статей - Сила Правды

← + Ctrl + →

Компьютерные игры и их влияние на психику

С появлением компьютеров почти одновременно появились и компьютерные игры, которые нашли множество поклонников среди пользователей. Игры развивались и улучшались, привлекая все больше людей. Современные игры предлагают красиво нарисованный трехмерный мир, который, заигравшись, можно принять за настоящий по причине высокого качества изображения и звуковых эффектов.

Игры и проблемы, связанные с ними, занимают второе место в списке компьютерных зол (после болезней зрения). Игромания опаснее, чем карпальный туннельный синдром, интернет-зависимость или информационная перенасыщенность. Во-первых, существует мощная игровая индустрия, которая способствует развитию негативных явлений, связанных с компьютерными играми. Во-вторых, компьютерные игры у многих ассоциируются с азартными, которые - настоящая опасность, прежде всего для кошелька.

Развитие игровых технологий приводит к росту количества любителей играть - геймеров. Среди геймеров встречаются разные люди - сторожа, руководители крупных компаний, домохозяйки, журналисты или художники и, конечно, программисты, дизайнеры и системные администраторы.

Среди игроманов есть те, которые относятся к своему увлечению спокойно и понимают, что игра - это не жизнь. Однако встречаются те, кто уходит в игру от реальности. Здесь начинаются серьезные проблемы. Игра заменяет таким людям реальный мир. Их круг общения узок, другая деятельность направлена на удовлетворение элементарных потребностей, а все остальное подчинено игре.

Время от времени раздаются предложения искоренить «игровое зло». Приводятся примеры, в которых игроманы, наигравшись в стрелялку, идут крушить и убивать в реальном мире. Нельзя сказать, что подобные случаи - выдумка журналистов, однако обвинять всех любителей компьютерных игр и запрещать игры как вид развлечения не стоит.

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов. Одна из видимых проблем связана с тем, что любители поиграть проводят за компьютером слишком много времени, а это, как вы уже знаете, чревато возникновением проблем со здоровьем, которые напрямую не связаны с компьютерными играми, однако являются их следствием. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки.

Игра требует пристального внимания. Играя, человек практически не отрываясь смотрит на экран, что вызывает синдром сухих глаз.

Длительные игры также влияют на сон и психику: если долго играть, а потом лечь спать, то такой резкий переход чреват проблемами со сном - закрыв глаза, игрок будет видеть картины игры, которые мешают заснуть. Особенно часто такая ситуация возникает со сравнительно простыми играми с повторяющейся картинкой - «Тетрис», «Сапер» или Lines. Подсознательная работа мозга не только затрудняет попытку заснуть, но и делает сон некачественным. Игра снится, причем не в лучших проявлениях. Подобные сны еще больше утомляют: человек может спать достаточное количество времени, однако такой сон нельзя назвать полноценным отдыхом.

В последнее время игровую зависимость часто сравнивают с наркотической, алкогольной и другими более известными. Нельзя сказать, что они одинаково опасны, однако у них есть общие механизмы возникновения. Любая зависимость является результатом психологических проблем, которые и приводят к ее развитию. Вид зависимости - алкоголь, наркотики или игромания - это дело случая, результат проявления среды, в которой живет человек. По этой причине, если игровая зависимость проявилась, нужно не прятать диски, а обратиться к психологу .

Игровая зависимость - величина непостоянная. Со временем она может вырастать, как, например, растет зависимость от наркотических веществ, хотя у многих игроков увлеченность компьютерными играми со временем проходит.

Динамика развития игровой зависимости обычно имеет следующий вид: после периода, когда человек входит во вкус, наступает время резкого роста и быстрого формирования зависимости. В результате этого сила зависимости достигает некоторой точки максимума. Далее она на какое-то время остается неизменной, а затем идет на спад и фиксируется на гораздо более низком уровне.

Бывание степени зависимости может быть связано с разными факторами, например с процессом становления личности и увеличением жизненного опыта. У опытных игроков, которые начали увлекаться играми в подростковом возрасте, со временем происходит переоценка ценностей и игра уже не заменяет им мир. Правда, так происходит в лучшем случае, в худшем игровая зависимость приобретает угрожающие масштабы.

Можно выделить четыре стадии развития игровой зависимости, каждая из которых имеет свою специфику.

Стадия легкой увлеченности возникает после того, как человек несколько раз поиграл в компьютерную игру и увидел красоту графики, оценил реальность звуковых эффектов, а также возможности имитации реальной жизни. Компьютер позволяет человеку с приближением к реальности осуществить мечты. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, ощущая при этом положительные эмоции, и хочет это повторить. Однако такое стремление к игровой деятельности носит скорее ситуационный, чем систематический характер.

Фактором, свидетельствующим о переходе человека на следующую стадию - стадию увлеченности, является появление потребности играть. Проведение времени за игрой носит систематический характер.

Стадия зависимости характеризуется не только значимостью игры, которая становится такой же важной, как, например, сон или еда. Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. В первом случае игрок общается с людьми, правда, чаще с такими же игровыми фанатами. Однако связь с социумом в данном случае не теряется. Социальное окружение, пусть состоящее из таких же игроманов, не дает человеку полностью уйти в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических отклонений.

При индивидуализированной форме зависимости такая перспектива реальна. В этом случае человек теряет связь с окружающим миром и компьютерную игру уже можно сравнить с наркотиком. Такая привязанность требует вмешательства психолога.

Стадия привязанности характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Это самая длительная из всех стадий- она может длиться всю жизнь (в зависимости от скорости угасания привязанности).

Игровая зависимость может остановиться на одной из предыдущих стадий. Наиболее опасной является третья, где без специалиста не обойтись. Однако естественный переход на четвертую стадию опасности для пользователя не несет. Умеренное время, проведенное за компьютерной игрой, может быть даже полезным.

Существуют причины, которые приводят к возникновению игровой зависимости. Основной из них является уход от реальности, желание выплеснуть эмоции. Для такого процесса используется термин «эскапизм». При отсутствии болезненного пристрастия компьютерные игры могут оказывать неплохой антистрессовый эффект.

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время уходит в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т. д. Однако следует быть осторожным, чтобы не перейти тонкую грань, когда благотворное влияние игр превращается в болезненную зависимость. В патологических клинических случаях происходит обратное: человек на время выходит из виртуального мира. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, так как в нем нельзя делать то, что доступно в виртуальном. Утверждение «все есть яд, и все есть лекарство» в случае компьютерной игромании особенно точно.

← + Ctrl + →
Профилактика стресса - резервное копирование Интернет - зависимость - выдумка или болезнь

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ЦЕЛЬ - исследовать положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на здоровье школьников.

ЗАДАЧИ

    Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу.

2. Провести исследование с целью

выявления компьютерной зависимости.

3. Математически обработать результаты анкетирования.

4. Провести анализ результатов.

5.Распространить среди учеников памятку с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи.

Введение.

Компьютеризация человечества.

Человечество всегда стремилось облегчить себе жизнь. С целью усовершенствования труда, для более легкого выполнения задач люди изобретали все новые и новые приспособления и устройства.

Механизация труда не обошла и умственную работу. Человек создал компьютер, что положило начало компьютеризации общества, то есть процессу развития информационного общества.

Компьютеризация (Computerization) - процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности. Цель компьютеризации состоит в улучшении качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Производительность персональных компьютеров приблизительно за десять лет возросла в несколько тысяч раз, а их стоимость наоборот, снизилась, что позволило многим частным пользователям иметь у себя дома компьютеры.

Так появилось понятие домашней компьютеризации.

Домашняя компьютеризация (Home computerisation) - процесс оснащения домашних хозяйств компьютерными устройствами.

Цели использования компьютера

Компьютер сейчас занимает важное место во многих областях жизнедеятельности человека. С помощью компьютера можно выполнять работу на дому. При наличии хорошего усилителя компьютер может порадовать Вас весьма приличным качеством исполнения Вашей любимой музыки.

DVD проигрыватель и телевизионный тюнер легко уживаются в любом современном компьютере, поэтому он без труда продемонстрирует любой фильм или телепередачу.

С помощью компьютера можно получить доступ к архивам самых крупных библиотек всего мира, и получить в свое распоряжение практически любую книгу. С помощью компьютера можно «пройтись» по музеям мира и полюбоваться на шедевры самых великих художников. При желании можно распечатать себе копию любого полотна и составить свой альбомчик репродукций. Компьютер позволяет слушать различные радиостанции.

Сегодня компьютер объединяет в себе все виды коммуникации:

Почту; интернет - пейджеры (сообщение абоненту до любого конца земного шара доходит менее чем за полсекунды);IP-телефония (возможность разговаривать по телефону с гораздо более низкой стоимостью оплаты междугородних и международных звонков, возможна и видеотелефония, когда разговор ведется с помощью видеокамеры); факс (компьютер с принтером и сканером с успехом заменяет любой, даже самый дорогой факсимильный аппарат); чаты; форумы, гостевые книги и Интернет-дневники.Компьютер так же будет полезен для выполнения курсовых и дипломных работ, для написания рефератов. Компьютер - магазин с доставкой на дом или в офис.

На сегодняшний день компьютер это не только машина для выполнения каких-то задач, но и полнофункциональный центр развлечений. Ну, кто хотя бы раз не пробовал пострелять монстров или побродить по дому с приведениями, отгадывая загадки. Кто не выполнял миссий на Марсе или в джунглях Амазонки или где-нибудь еще? Мир компьютерных игр настолько широк, что практически каждый может подобрать подходящую для себя игру, чтобы скоротать пару часиков, пока совершенно нечем заняться.

Теоретическая часть.

Компьютерные игры

Компью́терная игра́ — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.

Современные компьютерные игры предлагают красиво нарисованный трехмерный мир, который, заигравшись, можно принять за настоящий по причине высокого качества изображения и звуковых эффектов.

Компьютерных игр создано сейчас много.

Термин «игра» настолько обширен, что в него входят сразу несколько понятий, совершенно не похожих друг на друга. Игра может быть как забава, соревнование, обучение, творческое занятие, перевоплощение в чужую роль. В зависимости от того, какая основа положена в игру, изменяется и цель в этой игре.

Рассмотрим классификацию игр по цели:

Игра на прохождение (выполнение целей, сюжет).

В сюжетной игре все игровые задачи взаимосвязаны между собой, следуют одна за другой, образуя линию сюжета. Данный тип игр конечен, после прохождения сюжета игра заканчивается (если в составе игры есть элементы игры-песочницы, то остаётся доступ только к этим элементам). Сюжетные игры не долговечны, сразу после прохождения сюжета к ним пропадает интерес. Такую игру можно сравнить с прочтением книги, просмотром фильма. (Пример: Half Life).

Обучающая игра (получение новых знаний).

Это общеразвивающие игры для детей или узкоспециализированные симуляторы для взрослых. В процессе игры в игровой форме подаётся информация для изучения.

Казуальная (повседневная) игра (наслаждение самим процессом).

На освоение игровой механики нужно минимум времени, всё просто и интуитивно понятно. Игра построена так, что её можно временно прервать в любой момент, а затем продолжить. Часто процесс игры разделен на небольшие уровни. (Пример: Angry Birds, Plants vs Zombies).

Игра-песочница (творческие возможности, выбор целей).

Игры без сюжета и целей. Основой игры-песочницы являются разнообразные игровые возможности, которые игрок может применять по своему усмотрению. Довольно часто песочницы, это не отдельные игры, а специальные режимы в сюжетных играх. (Пример: Grand Thief Auto, Minecraft, SimSity).

Игра-соревнование (дуэль, чемпионат) (соперничество).

Игра, в которой игроки соревнуются между собой за статус победителя. Во многих играх есть возможность соревноваться как с реальными игроками, так и с компьютерными противниками. Качественные игры-соревнования очень долговечны - в них могут играть спустя десятилетия после даты выхода игры, что не естественно для других видеоигр. (Пример: StarCraft, Counter Strike, Battlefield).

Хардкорная (очень сложная) игра (улучшение игровых навыков).

Игра, созданная специально для опытных игроков, для испытания их игровых навыков. Отличительная особенность: игра разделена на небольшие уровни, в каждом уровне подсчитывается затраченное время или количество заработанных очков. Игроки раз за разом проходят одни и те же отрезки игры, чтобы получить наилучший результат - рекорд. В таких играх на первом месте стоит игровой процесс и замысловатый дизайн уровней. (Примеры: Super Meat Boy, Battleblock Teathre).

Часто к хардкорным играм относят так же сюжетные игры с повышенной сложностью, где приходится много раз проходить одну и ту же игровую ситуацию, пока не получится её пройти. Но в этом случае наградой служит не рекорд, а доступ к следующему этапу игры. (Пример: Dark Souls).

Также классифицируют игры по жанрам: игровой жанр - группа игр, которые имеют схожую игровую механику и похожие правила игры. Жанр игры определяет то, какие действия чаще всего необходимо выполнять игроку для победы. Примеры: в шутерах нужно хорошо стрелять, в экшенах - иметь хорошую реакцию и применять в бою разнообразные способности, в платформерах - преодолевать препятствия, в гонках - обгонять соперников, в стратегиях - развиваться и действовать умнее, чем соперники;

по сеттингу: сеттинг (от англ. «setting» - обстановка, декорация, антураж) - игровой мир, место и время, в котором происходит действие художественного произведения.

Сеттинг указывается при описании игры, так как жанр определяет только игровой процесс (отвечает на вопрос «что?»), сеттинг же определяет окружающий антураж в игре (отвечает на вопросы: «где?» и «когда?»).

Авторы могут комбинировать различные сеттинги между собой, таким образом появляются гибридные вымышленные миры, типа: фентези мир в эпоху киберпанка; мифологии различных стран в одном мире; «гостевые» персонажи из других вселенных.

Игр много, есть полезные и вредные, например, «Manhunt», запрещенная во многих европейских странах, где главный герой - маньяк, который должен любыми способами убивать всех людей, встречающихся ему по пути. Или «Quake» и «Doom», где элементами «интерьера» является сатанинская символика и изображения бесов или игра, где игрок выполняет роль русского командира, который, командуя артиллерийским расчетом, должен остановить продвижение фашистских танков и защитить Родину? А еще есть игры-«стратегии», где не нужно вообще ни в кого стрелять, но развивать или город, или государство, или колонию поселенцев, прокладывать дороги, строить зернохранилища, библиотеки, определять доходы и расходы госбюджета, устанавливать дипломатические отношения с соседями и т.п.

Игры-«квесты» также не требует «убийства невинных монстров», они, как правило, подразумевают разгадывание множества закрученных в сюжет загадок и вопросов. Еще один тип игр - «симуляторы». В них тоже никаких убийств: игрок учится водить виртуальную машину, объезжать препятствия и т.п.

Кроме того, существуют сотни логических игр и игр на реакцию.

В конце концов, есть и такая компьютерная игра как «шахматы».

Наконец, в Екатеринбургской епархии уже выпущена компьютерная игра, которая знакомит игрока с устройством и назначением православного храма.

Конечно, у компьютерных игр есть ряд объективных недостатков. Во-первых, они не коллективные, и с компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения. Во-вторых, ребенок, вместо того чтобы физически развиваться, портит себе глаза за монитором.

Кимберли Томпсон и Кевин Ханингер из Гарварда установили: популярные видеоигры категории Е, рекомендованные для детей старше шести лет, воспитывают в чадах склонность к насилию и жестокости. Там нужно бить, стрелять и убивать, и за это полагается вознаграждение. В играх типа «action» на насилие уходит 91 процент времени, причем в 27 процентах игр насилие приводит к смерти.

Но параллельно с прививкой жестокости у компьютерного поколения происходит падение умственных способностей. Ученые университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Так вот, компьютерные игры ведут к деградации именно лобных долей. А те дети, которые занимаются старой доброй арифметикой и решают традиционные математические задачи, лобные доли развивают.

Игромания

Игромания опаснее, чем карпальный туннельный синдром, интернет-зависимость или информационная перенасыщенность.

Во-первых, существует мощная игровая индустрия, которая способствует развитию негативных явлений, связанных с компьютерными играми.

Во-вторых, компьютерные игры у многих ассоциируются с азартными, которые - настоящая опасность, прежде всего для кошелька.

Игровая зависимость.

Сегодня миллионы людей добровольно заточают себя в матрицы компьютерых игр, приковав себя к клавиатурам зависимостью от виртуальной реальности . Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, жертвы зависимости живут в игре, оставляя в нашем мире лишь сгорбленное, ожиревшее тело. Иногда его системы жизнеобеспечения отказывают во время очередного сеанса компьютерых развлечений, и человек умирает.

Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин - сам по себе наркотик, заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В обычных ситуациях (взять хотя бы спорт) этот гормон "подстегивает" организм, заставляя нас делать все "быстрее, выше, сильнее", а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат - неврастения и непоправимые изменения в работе мозга.

Сознание начинает существовать уже "по ту сторону экрана". Чем увлеченней играет геймер, тем меньше он реагирует на внешние раздражители. Необходимость есть и спать подменяются нуждой убийства виртуальных монстров, а разум человека перестает слышать естественные сигналы организма. В результате - дисфункция сердечно-сосудистой системы, истощение организма, потеря сознания и омертвение тканей. Человек медленно умирает, сам этого не осознавая. Так, например, умерли тайцы Танет Соммои и Юен Лонг, проиграв целую ночь в "Counter-Strike" и "Diablo II" соответственно. Несчастным "повезло", произошедшее получило огласку только потому, что случилось в интернет-кафе.

Ученые обнаружили, что агрессивное поведение может быть во многом связано со слишком сложным прохождением игры, неспособностью освоить её. В августе 2014 года американские ученые наблюдали за пятиклассниками в трех городах США. Оказалось, что дети, которые играют более 2-х часов в игры со сценами жестокости, имеют более выраженные симптомы депрессии по сравнению с теми, кто играют менее 2-х часов в день в игры без жестоких сцен. В ноябре 2013 года ученые из США, Италии и Нидерландов провели исследование с участием 172-х итальянских старшеклассников. Детей разделили на две группы. Одни играли в нейтральные компьютерные игры (пинбол или гольф), а другие - в более агрессивные. Первый эксперимент состоял в том, что перед каждым ребенком во время игры ставили корзинку с шоколадом и говорили, что он может брать столько сладостей, сколько захочет, но это вредно для здоровья. Дети, которые играли в более агрессивные игры, съедали больше шоколада. Затем детям предложили пройти логический тест, состоящий из десяти вопросов. За каждый правильный ответ ребенок получал лотерейный билет, который можно было обменять на призы. В конце тестирования школьнику говорили, сколько правильных ответов он дал, и предлагали самостоятельно взять из конверта соответствующее количество лотерейных билетов. Ученые обнаружили, что дети, которые играли в агрессивные игры, в восемь раз чаще обманывали экспериментаторов и брали больше билетов, чем им полагалось. На основании этих результатов были сделаны выводы о том, что увлечение агрессивными, жестокими компьютерными играми снижает самоконтроль. Но есть в компьютерных играх и положительный момент. Крупное исследование, завершившееся в марте 2016 года, показало, что увлечение ребенка компьютерными играми оказывает положительное влияние на психическое здоровье, познавательные и социальные навыки.

«Первые звоночки» игровой зависимости, которые должны насторожить: постоянное увеличение количества времени, которое человек проводит в игре. Постоянные мысли и разговоры об играх во время других занятий и мероприятий. Стремление сесть за компьютер и поиграть каждый раз, когда хочется убежать от тревоги и депрессии. Зависимый человек стремится скрыть, что он проводит много времени в игре, из-за этого лжет родным и друзьям. Раздражение, гнев, агрессия при попытке близких сократить время игры. Зависимый человек выпадает из социума, становится менее общительным, отказывается от прежних хобби. Чаще всего компьютерной игроманией страдают подростки и мужчины младше 30-ти лет. Как правило, это умные и творческие люди, но у них нет друзей, снижена самооценка, они испытывают проблемы в социуме.

Практическая часть.

Меня заинтересовала данная тема и я стал наблюдать за знакомым, который любит играть в компьютерные игры. Удалось проследить состояние исследуемого в течение 30дней: с 7 апреля по 7 мая 2016 года.

Агрессия; 8 дней.

Не принимал действия; 8 дней

Спокойствие; 5 дней.

            • Напряжение; 10 дней.

7 апрель- не принимал действия. 8 апрель- исследуемый находился в «напряжении» из-за внешних раздражителей. 9 апрель-исследуемый был в спокойствии.10 апрель-исследуемый был в агрессии из-за череды поражений в компьютерной игре. 11 апрель- исследуемый был в депрессии из-за «крупного поражения в игре». 12 апрель- не играл. 13 апрель- не играл.14 апрель- исследуемый был в агрессии из-за проблем с интернет-соединением, в результате которых игра была затруднительной.15 апрель- исследуемый был в спокойствии. 16 апрель-не играл. 17 апрель- исследуемый находился в «напряжении» из-за внешних раздражителей. 18 апрель- исследуемый находился в депрессии из-за вмешательств в игру.. 19 апрель- исследуемый был в спокойствии. 20 апрель- исследуемый был в спокойствии. 21 апрель- исследуемый был в депрессии из-за «вылета игры».22 апрель-исследуемый находился в «напряжении» из-за поражения в игре. 23 апрель-исследуемый находился в «напряжении» из-за внешних раздражителей. 24 апрель- не играл.25 апрель-исследуемый находился в «напряжении» из-за проблем, возникших с ПК во время игры.26 апрель-исследуемый находился в «напряжении» из-за внешних раздражителей. 27 апрель- не играл. 28 апрель- исследуемый был в агрессии из-за череды поражений в компьютерной игре. 29 апрель-исследуемый был в агрессии из-за череды поражений в компьютерной игре. 30 апрель- исследуемый был в спокойствии. 1 мая- исследуемый находился в «напряжении» из-за внешних раздражителей. 2 мая- не играл. 3 мая- исследуемый был в агрессии из-за проблем с электричеством. 4 мая- исследуемый был в напряжении из-за проблем, связанных с клавиатурой. 5 мая- не играл.6 мая- исследуемый находился в «напряжении» из-за внешних раздражителей.7 мая-исследуемый был в агрессии из- за крупных поражений, начал обвинять людей. Которые находились радиусом 1,5 м от исследуемого.

Вывод:после проведенного эксперимента, который длился 31 день, исследуемый стал: рассеянным, агрессивным (мог ударить стол, при разговоре повысить тон, оскорбить товарища). Эксперимент показал, что исследуемый хорошо стал разбираться в правилах игры и потратил за 31 день на игру 700 рублей.

Интернет-зависимость

Многочасовое сидение в Интернете, в чатах, социальных сетях, на форумах, или за играми может привести к зависимости. Люди, которые проводят время в Интернете, зачастую нуждаются в социальной и психологической поддержке. В Интернете они могут найти общение, поддержку, людей, которые разделяют его взгляды.

Я в течении месяца наблюдал за моими «друзьями» «в контакте». Из 112 друзей, ежедневно заходили на свои страницы — 74%; в выходные дни- в субботу, воскресенье - 98%, особенно в вечернее время.

Зависимость от компьютера

Общение по интернету или общение с другом на яву: 56% выбрали общение по интернету, а 44% общение с другом яву; 36% ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 74% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.

На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? 37% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 32% предпочитают стратегии, 21% предпочитают логические игры.

Положительное влияние компьютера на человека

Компьютерные игры развивают:

  • быстроту реакции,

    мелкую моторику рук,

    визуальное восприятие объектов,

    память и внимание,

    логическое мышление,

    зрительно-моторную координацию.

    А также компьютерные игры учат:

    классифицировать и обобщать,

    аналитически мыслить в нестандартной ситуации,

    добиваться своей цели,

    совершенствовать интеллектуальные навыки.

Человек, который с детства свободно ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Негативное влияние компьютера на организм человека

Компьютеры влияют на разные системы органов организма человека. Особенно опасно влияние электромагнитных излучений, ухудшение зрения, нарушение психики (особенно у подростков), заболевания мышц и суставов.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

    сидячее положение в течение длительного времени,

    воздействие электромагнитного излучения монитора,

    перегрузка суставов кистей,

    стресс при потере информации.

Выводы

Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Развитие новых технологий обучения в школе требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно - таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все - таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

Компьютеры будут видоизменяться, становиться более безопасными и удобными. Но пока компьютер приносит значительный вред нашему организму надо принять все меры для того, чтобы не потерять свое здоровье, так как нет ничего дороже, чем здоровье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. - М.: Сканрус, 2003. - 336 с.

2. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И. Г. Белавина // Вопросы психологии. - 1991. - № 9. - С.62-69.

3. Касапчук, А. Компьютерная зависимость / А. Касапчук // http://www.tiensmed.ru/

4. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие / В. Д. Менделевич. - М., МЕДпресс, 2001. - 432 с.

5. Моторин, В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В. Н. Моторин // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12. - С.21-26.

6. Панов, С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия / С. Панов // Учитель. - 2007. - № 12. - С.12-16.

7. Стукова, О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! / О. В. Стукова // Аномалия. - 1996. - № 23.

http://allrefs.net/c3/1w1tz/p7/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://gamesisart.ru/game_class_all.html#Game_Class_3

http://psihomed.com/igromaniya/

Приложение

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1. (со зрительными метками).

Не поворачивая головы, переводить взгляд с одной метки на другую по команде преподавателя.

Упражнение 2. (со зрительными метками и поворотами головы)

Встать рядом с рабочим местом.

Переводить взгляд с одной метки на другую по команде преподавателя.

Зрительная гимнастика после работы на компьютере.

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Упражнение 1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4 - 5 раз.

Упражнение 2.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4,затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.

Упражнение 3.

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

Упражнение 4.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Упражнение 5.

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 6.

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

Упражнение 7.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1- 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, влево - прямо.

Проделать движение по диагонали в одну и в другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1 - 6.

Упражнение 8.

В течение 10 секунд посмотреть на предмет, находящийся на расстоянии 30 - 35 см от глаз, затем перевести взгляд на удаленный предмет за окном и посмотреть в течение 10 секунд. Упражнение повторить несколько раз.

Продолжительность этой гимнастики 1 - 1,5 минуты.

Гимнастика для снятия общего утомления.

Упражнение 1.

Исходное положение - ноги врозь. По счету 1 - руки к плечам; 2 - руки поднять вверх, прогнуться; 3 - руки через стороны опустить вниз; 4 - прийти в исходное положение. На счете 1-2 - вдох, на счете 3 -4 - выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2.

Исходное положение - ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. По счету 1-2 - два рывка согнутыми руками назад; 3 -4 - два рывка назад прямыми руками; 5-6 - руки опустить. На счет 1-2 - выдох, 3-4 - вдох, 5-6 - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3.

Исходное положение - ноги врозь, руки вверх. По счету 1 - не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо, 2 - прийти в исходное положение, по счету 3 - повернуть туловище влево, по счету 4 - вернуться в исходное положение. На счет 1 - вдох, 2 - выдох, 3 - вдох, 4 - выдох. Повторить 3 -4 раза.

Упражнение 4.

Исходное положение - руки вниз, ноги широко расставить. По счету 1-2 - руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счету 3 - резко опустить руки вниз, 4 - прийти в исходное положение. На счет 1-2 - вдох, 3-4 - выдох. Повторить 3 раза.

Гимнастика для снятия общего утомления выполняется после работы на компьютере, не в помещении компьютерного класса, при выполнении необходимо соблюдать режим проветривания.

Чтобы уменьшить утомление глаз через каждые 30 - 45 минут работы за компьютером нужно проводить зарядку для глаз.

1. Пальминг. Наши ладони - превосходный инструмент для зашиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется, что появился новый источник света. При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

2. Крепко зажмурить глаза на 3 -5 секунд. Затем открыть глаза на такое же время. Это упражнение для укрепления мышц век, улучшения кровообращения, расслабления глаз. Выполняется сидя.

3. Смотреть перед собой 2 -3 секунды, затем держа перед глазами на расстоянии 25 -30 см указательный палец правой руки, смотреть на его конец 3 -4 секунды. Опустить руку. Повторить упражнение 10 -12 раз. Это упражнение для снижения утомления при длительной работе. Выполняется стоя.

4. 30 раз поморгать глазами.

5. Неподвижно смотреть в одну и ту же точку (30 секунд)

6. Посмотреть вверх и быстро перевести глаза вниз, в стороны. Повторить с закрытыми глазами.

7. Посмотреть на кончик носа, потом перевести взгляд не дальний предмет.

В статье представлены данные анализа влияния компьютерных игр на повседневную жизнь человека. Проведенный анализ позволил выявить степень влияния компьютерных игр на различные сферы деятельности человека, на его настроение и взаимоотношения с окружающими.

Ключевые слова: компьютерные игры, видеоигры, влияние игр, польза и вред компьютерных игр.

Компьютерные игры - это довольно новое направление, и с ними часто связывают агрессивное поведение у человека. Споры о пользе и вреде компьютерных игр ведутся уже давно. Рост подозрительности к компьютерным играм в прошлом вызван случаями массовых убийств, виновниками которых были подростки, увлекающиеся компьютерными играми.

В качестве примера можно привести массовое убийство в школе «Колумбайн» которое произошло 20 апреля 1999 года. Игры обвиняют в том, что они подталкивают к совершению преступлений, несут негативное влияние на психику человека, человек начинает путать реальный мир с виртуальным. Как показывают исследования, компьютерные игры не безвредны, но обвинения об их сильном негативном влиянии, по нашему мнению, зачастую преувеличены.

Очень часто СМИ затрагивают тему пагубного влияния компьютерных игр, что повышает опасения многих людей по поводу видеоигр. В большинстве случаев опасения основываются не столько на научных фактах, сколько на «медиаистерии» . Как говорилось ранее, компьютерные игры не безвредны, они имеют как плюсы, так и минусы. В пример положительных сторон можно отнести то, что многие компьютерные игры способствуют развитию интеллекта, внимания, реакции, пространственной ориентации и логического мышления . Связано это напрямую с механикой игры, которая развивает один из навыков или несколько, такие как увеличение восприятия и когнитивных навыков. Игры с ненасильственным взаимодействием (взаимопомощью) могут развивать просоциальное поведение .

Существуют также и развивающие игры для самых маленьких, игры, которые помогут освоить иностранные языки или какие-то научные дисциплины. Стоит добавить, что люди, играющие в видеоигры (также и в жестокие), могут лучше справляться со стрессом, чем неиграющие, также эти люди меньше подавлены и раздражительны после стрессов . К отрицательному эффекту компьютерных игр относятся малоподвижный образ жизни, сильные нагрузки на глаза, опасность формирования компьютерной зависимости и сужения круга интересов у людей .

Есть множество исследований подтверждающие безопасность и положительные стороны компьютерных игр, а есть и полностью противоположные исследования, которые утверждают о негативном влиянии и сильном вреде компьютерных игр, но какого-то точного ответа на этот вопрос нет. Поэтому следует изучить влияние компьютерных игр на нормы поведения человека среди людей, увлекающихся компьютерными играми. В ходе проведения исследования методом анонимного анкетирования в марте 2017 года по случайной выборке было опрошено 57 человек, играющих в компьютерные игры. Около двух третей респондентов — мужчины (61,4%), доля женщин составляет 38,6%. Возраст респондентов — от 18 до 30 лет. Больше всего респондентов в возрасте 19 - 21 лет (56,2%).

Больше половины респондентов (54,4%) проводят за играми 1-3 часа в день, 21,1% отметили вариант «3-5 часов», от 5 до 8 часов за играми проводят 3,5% опрошенных. В среднем респонденты проводят за играми 2,9 часа в день. На вопрос «у вас есть увлечения помимо компьютерных игр?» 96,5% опрошенных ответили «есть», доля ответивших «нет» составила 3,5%.

Наиболее популярным среди респондентов жанром игр оказался CRPG (31,6%). CRPG(RPG) - компьютерная ролевая игра. В данном жанре игрок взаимодействует с персонажами, выполняет различные задания (как совершенно безопасные и спокойные, так и с применением силы), по своему усмотрению продвигаясь по сюжету в открытом мире. Такое интерактивное повествование превращает обычные статические миры в динамические и адаптивные миры, где игрок своими действиями сам выбирает, как и что делать . Другими словами, RPG - это жанр, где игрок отыгрывает любую роль, какую ему захочется (можно быть добродетелям и всем помогать, либо быть злодеем, нанося вред всем окружающим, либо ещё кем то, всё зависит от фантазии игрока). 17,5% опрошенных предпочитают MMO RPG. Это жанр массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра, другими словами, жанр ролевой игры скрещён с жанром массовой онлайн-игры.

Столько же человек предпочитают шутеры - жанр игры, в котором весь игровой процесс полностью основан на стрельбе. Именно с этим жанром чаще всего связывают агрессивное поведение, но как мы писали ранее, люди, играющие в видеоигры (также и в жестокие), могут лучше справляться со стрессом, чем неиграющие, также эти люди меньше подавлены и раздражительны после стрессов. 10,5% респондентов предпочитают RTS (стратегию в реальном времени), то есть жанр, в котором игровой процесс состоит из сбора ресурсов, постройки базы, сбора армии и уничтожения противника или его базы . Отвечая на вопрос о влиянии компьютерных игр, опрашиваемые чаще всего говорили, что игры на них не оказывают влияния (40,4%), противоположного мнения придерживаются 31,6% респондентов, 26,3% ответили «возможно». Почти у трети респондентов (31,6%) происходили ссоры с родными, друзьями или знакомыми из-за компьютерных игр, у большинства опрошенных (50,9%) ссор из-за компьютерных игр не возникало.

Отвечая на вопрос «оказывают ли компьютерные игры влияние на ваше настроение?» респонденты чаще всего отвечали «иногда» — 45,6%, «нет» ответили 31,6%, «да» — 10,5% опрошенных. Подавляющее большинство респондентов проводят время за играми дома - 98,2%, 1,8% ответили «везде, где могу получить доступ к играм». Две трети респондентов (64,9%) ответили, что игры не влияют на их повседневную жизнь. 15,8% респондентов утверждают, что игры влияют на их повседневную жизнь. Влияние игр на успеваемость отрицает более половины опрошенных (54,4%), противоположное мнение у 22,8% респондентов.

В вопросе «если бы у вас не было возможности играть в компьютерные игры, вы бы от этого больше лишились, или больше приобрели?» чаще остальных выбирались варианты «ничего не изменилось» и «больше приобрел (а)» (по 36,8%). Вариант «больше лишился (ась)» выбрали 21,1% опрошенных. Наши данные показали, что среди исследуемых доля тех, на чью повседневную жизнь, настроение, успеваемость и поведение игры оказывают влияние, значительно меньше, чем доля респондентов, на которых игры не оказывают влияния. В вопросе про влияние на настроение «да» ответили только 10,5% опрошенных. Исходя из данных опроса, следует, что игры хоть и оказывают влияние, но это влияние небольшое.

Литература

1. Влияние компьютера на успеваемость учащихся среднего звена [Электронный ресурс]. - URL: http://fauna42.ru/lib/children/researcher09/computer/02/ (Дата обращения: 20.03.2017).

2. Кожевникова, М. Л. Влияние компьютерных игр на организм человека [Электронный ресурс]. - URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/16597/discussion_platform (Дата обращения: 12.04.2017).

3. ЛКИ. Смысл игровых жанров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lki.ru/text.php?id=37#epos (Дата обращения: 5.04.2017).

4. Петрова, Е.И. Дети и компьютер [Текст] // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2012. - № 1. - С.133 - 141.

5. Generating Educational Interactive Stories in Computer Role-Playing Games. [Электронный ресурс]. - URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-642-04636-0_46 (Дата обращения: 5.04.2017).

6. Texas A&M International University. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tamiu.edu/newsinfo/7-08-10/article5.shtml (Дата обращения: 20.03.2017).

7. The Effects of Prosocial Video Games on Prosocial Behaviors: International Evidence from Correlational, Longitudinal, and Experimental Studies. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2678173/ (Дата обращения: 20.03.2017). 8. Video games as a tool to train visual skills. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2884279/ (Дата обращения: 20.03.2017).

Гортинский В.А., Шатров С.М.

Оглавление
Эволюционно тело человека предназначено для физических нагрузок. Среди врачей есть образное выражение: «человек приспособлен для того, чтобы мало есть и много бегать». Но многие современные люди работают в офисах и ведут малоподвижный образ жизни. С появлением компьютеров проблема только усугубилась.

Больше времени возле мониторов стали проводить дети и подростки. Многие дети предпочитают играм на свежем воздухе виртуальные «стрелялки» и «бродилки». Это негативно сказывается на состоянии здоровья .

Влияние компьютера на позвоночник


Как работа на компьютере влияет на позвоночник и окружающие его мышцы :
  • Неподвижная поза . Это приводит к ослаблению мышечного корсета позвоночника . Одни мышцы выключены из работы, а другие постоянно напряжены, в итоге может возникать миофасциальный болевой синдром . Длительные статические нагрузки приводят к преждевременному изнашиванию позвонков и межпозвоночных дисков.
  • Согнутая спина . Если монитор расположен слишком низко, во время работы на компьютере человек вынужден постоянно наклоняться вперед, выгибать спину «колесом». Это усиливает нагрузки на передние края межпозвонковых дисков и может приводить к их протрузиям (выпячиваниям за пределы позвонка), грыжам.
  • Малоподвижный образ жизни и неполноценное питание . Многие люди, которым приходится подолгу работать за компьютером, перестают следить за своей физической формой и рационом. Это негативно сказывается на состоянии позвоночника и всех суставов.
Нарушение осанки и сколиоз – распространенные проблемы, вызванные длительной работой на компьютере. У таких людей раньше развивается остеохондроз, повышены риски развития межпозвонковых грыж .

Нередко компьютер становится причиной болей в шее , спине, пояснице, плечах, головных болей . Они могут быть связаны с миофасциальным синдромом – напряжением мышц, или с более серьезными патологиями. Если вас стали беспокоить боли в спине , нужно посетить врача, разобраться в их причине и при необходимости начать лечение.

Меры профилактики проблем с опорно-двигательным аппаратом, вызванных длительной работой на компьютере :

  • Используйте специальное офисное кресло . Оно поможет уменьшить нагрузки на позвоночник и плечевой пояс.
  • Ваши ноги должны стоять на полу, быть согнуты под углом 90° C в коленных и тазобедренных суставах. Не кладите ногу на ногу.
  • Держите спину ровно. Отрегулируйте офисное кресло так, чтобы вы могли сидеть с прямой спиной.
  • Делайте перерывы. После каждого часа работы нужно встать и 10 минут походить.
  • Выполняйте упражнения. Малоподвижный образ жизни вреден не только для опорно-двигательного аппарата, но и для сердечно-сосудистой системы, внутренних органов. Выделяйте каждый день хотя бы немного времени на физические упражнения. Старайтесь больше ходить пешком, а не ездить на автомобиле и в общественном транспорте.

Влияние компьютера на здоровье человека: правила безопасной работы за компьютером - видео

Синдром компьютерных глаз (компьютерный зрительный синдром)


Синдромом компьютерных глаз называют проблемы с органом зрения , которые вызывает частая и длительная работа с компьютером. Это не какое-либо одно определенное состояние: термин «синдром компьютерных глаз» обозначает весь спектр нарушений, включая сухость, боль и пр.

Согласно американской статистике, от 50% до 90% людей, которым приходится подолгу работать с компьютером, испытывают те или иные проявления синдрома компьютерных глаз.

Обычно это состояние рассматривают как «профессиональную болезнь» офисных работников. Но компьютерный зрительный синдром в настоящее время встречается довольно часто и среди детей, которые любят поиграть в игры на компьютере или мобильных устройствах. Нагрузки на глаза повышаются при плохом освещении и неправильном расположении монитора.

Почему возникает синдром компьютерных глаз?

Особенности функционирования глаз во время работы на компьютере :
  • Зрение должно постоянно фокусироваться на экране, поэтому движения глазных яблок ограничены – это неестественное состояние.
  • Все картинки на экране постоянно находятся в одной плоскости. Человек не переводит взгляд с ближних объектов на дальние и наоборот. Поэтому мышцы, ответственные за изменение кривизны хрусталика и фокусировку зрения, постоянно находятся в напряжении.
  • Экран компьютера сам испускает свет. А глаз человека привык воспринимать окружающие предметы в отраженном свете. Особенно большие нагрузки на орган зрения приходятся в случае, если на мониторе настроена слишком высокая яркость.
  • Во время напряженной работы на компьютере, когда нужно сосредоточиться, человек «забывает» моргать. Это приводит к повышенной сухости глазных яблок . В норме человек моргает 15-25 раз в минуту, при этом каждый раз глаз увлажняется слезной жидкостью.
Во время работы на компьютере глаза испытывают более высокое напряжение, чем при чтении книги. Изображения на компьютерном экране обычно более контрастны, он мерцает (хотя это и незаметно невооруженным глазом, так же, как мигание лампочки и экрана телевизора), дает блики.

Синдром компьютерных глаз с большей вероятностью развивается у людей, страдающих близорукостью , астигматизмом .

С возрастом работать за компьютером становится всё сложнее, так как уменьшается гибкость хрусталика – естественной линзы глаза. Способность глаза фокусироваться на предметах, находящихся вблизи и вдалеке, снижается. Обычно это состояние начинается после 40 лет и называется пресбиопией («старческое зрение»).

Проявления компьютерного зрительного синдрома

На данный момент нет никаких доказательств того, что синдром компьютерных глаз может приводить к каким-либо хроническим заболеваниям или серьезным осложнениям. Однако это состояние сопровождается дискомфортом, приводит к неприятным ощущениям, способствует ухудшению самочувствия и снижению работоспособности.

Компьютерный зрительный синдром может проявляться в виде следующих симптомов :

  • Помутнение зрения («туман перед глазами»).
  • Сухость, покраснение глаз .
  • Двоение в глазах.
  • Головные боли.
  • Раздражение, зуд глаз.
  • Боли в шее и спине.
Если не бороться с этими симптомами, со временем они будут оказывать всё более сильное негативное влияние на производительность труда.

Лечение синдрома компьютерных глаз

В большинстве случаев для того чтобы справиться с синдромом компьютерного зрения и предотвратить его, бывает достаточно внести некоторые изменения в рабочую среду:


Влияние компьютера на здоровье человека. Синдром компьютерного зрения: как спасти глаза при долгой работе за монитором - видео

Влияние компьютера на здоровье человека: упражнения для глаз при работе за компьютером - видео

Влияние компьютера на нервную систему, мышление, познавательные навыки, поведение

Во время работы на компьютере человек напрягает внимание, вынужден обрабатывать большие объемы информации в единицу времени. Это способствует более быстрому наступлению утомления.

Однако, как показывают исследования, компьютеры могут благотворно влиять на познавательные навыки.

Компьютер и риск познавательных нарушений


К познавательным функциям человеческого мозга относят способность обучаться, усваивать новую информацию, запоминать её, передавать другим людям и использовать. С возрастом в этой сфере происходят ухудшения. Сильные познавательные нарушения возникают при деменции (слабоумии), наиболее распространенной формой которой является болезнь Альцгеймера , возникающая преимущественно у пожилых людей.

Вероятность развития деменции зависит от разных факторов. Ученым уже давно известно о том, что люди, которые постоянно поддерживают умственную активность и решают разные интеллектуальные задачи, лучше защищены от подобных расстройств, часто до глубокой старости сохраняют ясный ум.

В марте 2016 года было проведено исследование, которое показало, что люди, которые регулярно используют в работе компьютер, имеют на 42% более низкие риски снижения познавательных способностей с возрастом.

Влияние компьютерных игр на поведение


Тема агрессивного поведения подростков, да и взрослых людей, увлекающихся компьютерными играми, не нова. Считается, что агрессию провоцируют жестокие сцены, которые человек видит на экране. Однако результаты исследований показывают, что дело не только в этом. В 2014 году ученые обнаружили, что агрессивное поведение может быть во многом связано со слишком сложным прохождением игры, неспособностью освоить её.

Данные исследования показывают, что геймеры зачастую ведут себя агрессивно, когда не могут пройти игру, даже если в ней нет сцен насилия и нецензурной лексики.

В августе 2014 года американские ученые наблюдали за пятиклассниками в трех городах США. Оказалось, что дети, которые играют более 2-х часов в игры со сценами жестокости, имеют более выраженные симптомы депрессии по сравнению с теми, кто играют менее 2-х часов в день в игры без жестоких сцен.

В ноябре 2013 года ученые из США, Италии и Нидерландов провели исследование с участием 172-х итальянских старшеклассников. Детей разделили на две группы. Одни играли в нейтральные компьютерные игры (пинбол или гольф), а другие – в более агрессивные.

Первый эксперимент состоял в том, что перед каждым ребенком во время игры ставили корзинку с шоколадом и говорили, что он может брать столько сладостей, сколько захочет, но это вредно для здоровья. Дети, которые играли в более агрессивные игры, съедали больше шоколада.

Затем детям предложили пройти логический тест, состоящий из десяти вопросов. За каждый правильный ответ ребенок получал лотерейный билет, который можно было обменять на призы. В конце тестирования школьнику говорили, сколько правильных ответов он дал, и предлагали самостоятельно взять из конверта соответствующее количество лотерейных билетов. Ученые обнаружили, что дети, которые играли в агрессивные игры, в восемь раз чаще обманывали экспериментаторов и брали больше билетов, чем им полагалось.

На основании этих результатов были сделаны выводы о том, что увлечение агрессивными, жестокими компьютерными играми снижает самоконтроль.

Но есть в компьютерных играх и положительный момент. Крупное исследование, завершившееся в марте 2016 года, показало, что увлечение ребенка компьютерными играми оказывает положительное влияние на психическое здоровье, познавательные и социальные навыки.

Кистевой туннельный синдром

Кистевой туннельный синдром (синдром запястного канала ) – заболевание, которое возникает из-за сдавления одного из нервов, иннервирующих кисть, между мышцами и сухожилиями. Разные виды монотонной работы, во время которых человек вынужден постоянно сгибать и разгибать руку в лучезапястном суставе, в том числе работа на клавиатуре, повышают риск развития синдрома лучезапястного канала.

Почему у компьютерщиков развивается синдром запястного канала?

Срединный нерв – один из нервов, обеспечивающих чувствительность и движения кисти – проходит в ограниченном пространстве, в так называемом запястном канале , образованном соединительной тканью и костями запястья.

Во время работы на клавиатуре кисти рук постоянно испытывают следующие воздействия :

  • Постоянные, монотонные сгибания и разгибания в лучезапястных суставах.
  • Кисти постоянно пребывают в напряжении.
  • Вибрация во время ударов пальцами по клавиатуре.
В результате этого происходит постоянная травматизация структур запястного канала. В них развивается воспаление и отек . Это приводит к сдавлению срединного нерва и возникновению характерных симптомов.

Проявления кистевого туннельного синдрома


При кистевом туннельном синдроме симптомы в основном затрагивают большой, указательный, средний, в меньшей степени – безымянный палец кисти. Это соответствует зоне иннервации срединного нерва.
  • В начале заболевания беспокоят неприятные ощущения в кисти: покалывание, жжение, онемение .
  • Боль – один из основных симптомов. Она тупая, ноющая, может захватывать пальцы, кисть , часть предплечья .
  • Чувство онемения кистей по утрам.
  • Постепенно развиваются нарушения со стороны мышц. Человеку становится сложно удерживать пальцами мелкие предметы, они выпадают из рук. Возникают сложности с выполнением точных движений.
  • Так как нервы регулируют функции сосудов, могут развиваться и сосудистые нарушения. Кисти могут стать бледными или приобрести синюшный оттенок, часто холодеют.
  • Нарушение иннервации потовых желез приводит к повышенной потливости или сухости кожи .
  • Нарушение иннервации и кровоснабжения кожи и ногтей приводит к ухудшению их внешнего вида.

Как сохранить здоровье кистей и лучезапястных суставов, работая на компьютере?

Правильное использование компьютерной мышки :
  • Ладонь должна располагаться таким образом, чтобы нижняя часть мышки находилась возле запястья.
  • Безымянный и большой палец должны находиться немного по бокам и слегка касаться боковых граней мышки.
  • Указательный палец должен легко лежать на левой кнопке мышки, средний – на правой.
  • Во время перемещения мышки старайтесь не совершать сильные движения в лучезапястном суставе – вся рука должна свободно двигаться за мышкой.
Правильное использование клавиатуры :
  • Руки должны быть расслаблены, согнуты в локтях под углом 90° и свободно лежать на столе.
  • Пальцы должны быть слегка согнуты. Кнопок клавиатуры нужно касаться только подушечками, нанося короткие мягкие удары.
  • Во время набора текста совершать движения лучше не в лучезапястных суставах, а пальцами.
  • Не кладите ладони на стол и на клавиатуру.
Если вам приходится долго работать на компьютере, нужно периодически делать перерывы, разминать кисти. Существуют простые комплексы упражнений.

Влияние компьютера на сердечно-сосудистую систему

Главный фактор, который негативно влияет на состояние сердца и сосудов при частой и долгой работе на компьютере – малоподвижный образ жизни.
Нарушения, которые могут развиваться :
  • Атеросклероз , повышенное артериальное давление . Из-за малоподвижного образа жизни, особенно если при этом человек увлекается жирной и сладкой пищей, развивается избыточная масса тела, на внутренних стенках сосудов начинает откладываться холестерин . Повышается кровяное давление . Если долго не заниматься профилактикой и лечением этих проблем, со временем они могут привести к тяжелым состояниям, таким, как инфаркт , инсульт .
  • Венозная недостаточность, варикозное расширение вен на ногах . Из-за действия силы тяжести крови сложно возвращаться из сосудов нижних конечностей к сердцу. Ситуация усугубляется, если человеку приходится подолгу стоять или сидеть. Вены растягиваются, клапаны в них перестают нормально справляться со своей функцией, происходит застой крови. Поначалу это проявляется в виде болей, неприятных ощущений, чувстве усталости в стопах и голенях. Возникают отеки на ногах . Обычно симптомы возникают ближе к вечеру. Когда вены растягиваются достаточно сильно, они становятся видны под кожей в виде синих извитых «червей».
  • Геморрой . По сути, это тоже разновидность варикоза . В результате сидячего образа жизни кровь застаивается в венах, окружающих прямую кишку.
  • Застой крови в венах таза . Проявляется в виде тянущих болей, дискомфорта, неприятных ощущений. Это состояние не так безобидно: оно повышает риск воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы у мужчин и женщин, со временем даже может стать причиной бесплодия .

Влияние компьютера на здоровье человека: постоянная работа за компьютером ухудшает внешность и портит здоровье, как этого избежать - видео

Компьютерная игромания: зависимость от игр


Зависимость от компьютерных игр – это разновидность психологической зависимости . Некоторые ученые ставят пристрастие к компьютерным играм в один ряд с наркоманией и алкоголизмом , считают его очень опасным. Такие утверждения достаточно спорны, но, как минимум, капля истины в них есть.

Почему возникает зависимость от компьютерных игр?

Эффекты наркотических веществ и алкоголя в организме изучены достаточно хорошо. Того же нельзя сказать о компьютерных играх. Кое-что известно: например, ученые знают, что во время игры в головном мозге выделяется большое количество вещества под названием допамин .

Однако, по мнению исследователей, в игромании есть нечто большее, чем просто биохимические процессы в нервной системе. Игра становится для зависимого человека тем местом, куда можно убежать от повседневных проблем, где он чувствует себя комфортно. В реальной жизни у него может быть много сложностей, а в виртуальном мире всё хорошо. Человек старается больше времени проводить там, где чувствует себя комфортно.

Не все компьютерные игры обладают одинаковой способностью вызывать зависимость. Наиболее опасны в этом плане сетевые игры в жанре MMORPG – их главная отличительная особенность в возможности взаимодействия между большим количеством игроков.

Как проявляется компьютерная игромания?

Компьютерная игромания обладает классическими признаками, присущими любому виду зависимости:
  • Непреодолимое влечение к некоему веществу или деятельности.
  • Если лишить человека этого вещества или возможности заниматься данной деятельностью, он начинает плохо себя чувствовать, становится раздражительным .
Если человек помногу играет в компьютерные игры, это еще не говорит о том, что он страдает игроманией. Вопрос в том, насколько он способен контролировать свою игровую деятельность?

«Первые звоночки» игровой зависимости, которые должны насторожить:

  • Постоянное увеличение количества времени, которое человек проводит в игре.
  • Постоянные мысли и разговоры об играх во время других занятий и мероприятий.
  • Стремление сесть за компьютер и поиграть каждый раз, когда хочется убежать от тревоги и депрессии.
  • Зависимый человек стремится скрыть, что он проводит много времени в игре, из-за этого лжет родным и друзьям.
  • Раздражение, гнев, агрессия при попытке близких сократить время игры.
Зависимый человек выпадает из социума, становится менее общительным, отказывается от прежних хобби.

Чаще всего компьютерной игроманией страдают подростки и мужчины младше 30-ти лет. Как правило, это умные и творческие люди, но у них нет друзей, снижена самооценка, они испытывают проблемы в социуме.

Чем опасная игровая компьютерная зависимость?

Болезненное пристрастие к компьютерным играм может разрушить жизнь человека. Школьнику, который по 4-5 часов в день проводит в любимой игре, некогда выполнять домашние задания, заниматься хобби, спортом , общаться со сверстниками. На выходе можно получить, к примеру, 21-летнего парня, психологическое развитие которого находится на уровне 12-ти лет. Он не умеет общаться с людьми, у него нет друзей, отсутствуют многие важные умения и навыки, необходимые взрослому человеку.

У взрослых людей зависимость от компьютерных игр может разрушить карьеру, семейные отношения.

В 2011 году было проведено исследование, во время которого ученые показали, что компьютерная игромания может приводить к таким последствиям, как депрессия, повышенная тревожность , социальная фобия (боязнь выполнения общественных действий).

Как бороться с игровой зависимостью?

Так как зависимость от компьютерных игр часто развивается у школьников, родителям важно вовремя заметить первые признаки патологии. Для того, чтобы понять, является ли пристрастие ребенка к играм болезненным, стоит вести тетрадь и выписывать в неё:
  • Сколько времени ребенок проводит за игрой каждый день.
  • Проблемы в поведении, школьной успеваемости и в других сферах, которые возникают из-за игр.
  • Реакция ребенка на попытки родителей ограничить время, проводимое в игре.
Для борьбы с игроманией лучше обратиться к специалистам, которые занимаются этими проблемами. В современном обществе нельзя избежать компьютеров. В конце концов, у многих людей они являются неотъемлемой частью профессии. Игроман должен научиться жить с компьютером, но без компьютерных игр. Если зависимость уже есть, нельзя просто сократить время игры до часа или менее, так же как человек, страдающий алкоголизмом, уже никогда не сможет «пить культурно».

Влияние компьютера на здоровье человека: как проявляется компьютерная и игровая зависимость (игромания), ее причины и методы лечения, отзывы врачей-психиатров и психологов - видео

Что лучше: компьютер или ноутбук?


Во многих современных домах и офисах на смену стационарным компьютерам пришли ноутбуки. Они удобны, так как не занимают много места, их можно переносить куда угодно, и даже брать с собой в путешествия. Но работа на ноутбуке имеет некоторые недостатки в плане влияния на здоровье:
  • Неудобный набор текста . Главное неудобство ноутбука по сравнению с компьютером в том, что клавиатура присоединена к экрану, её нельзя подвинуть. Эта проблема решается легко – можно купить отдельную usb-клавиатуру.
  • Экран сложно разместить на нужном уровне . Он всегда находится ниже, чем нужно, из-за небольших размеров.
  • Вы вынуждены сидеть, скрючившись . В этом снова виновато низкое расположение экрана – во время работы с ноутбуком человеку приходится сильнее наклоняться вперед и выгибать спину дугой. Это приводит к болям в спине, плечах и шее, таким проблемам, как спондилез и межпозвонковые грыжи .
  • Выше риск развития компьютерного зрительного синдрома . Из-за небольшого размера экрана движения глазных яблок еще больше ограничены, человек реже моргает.
  • Повышается риск кистевого тоннельного синдрома . Если вы печатаете на «родной» клавиатуре ноутбука, вам приходится опираться о нее запястьями. Это неудобно и оказывает повышенные нагрузки на запястья, особенно в случае с маленькими ноутбуками.
  • С ноутбуком часто работают, находясь в неудобных позах . Если вы используете ноутбук в качестве «походного» компьютера, вы можете работать с ним лежа, сидя, поставив его на колени, в других не совсем естественных позах. Это может негативно сказываться на состоянии опорно-двигательной системы, нервов, сосудов.

Как сохранить здоровье, если вы работаете на ноутбуке? Полезные советы:

  • Используйте внешнюю usb-клавиатуру и мышь . Это сделает работу более удобной и снизит нагрузки на спину, шею, руки.
  • Используйте специальный держатель для ноутбука, который помогает поднять его на необходимую высоту. Если у вас нет возможности приобрести такой держатель – под ноутбук можно что-то подложить.

В компьютерные игры сегодня регулярно играют от 60 до 90% подростков. Многие родители в растерянности, ведь они уверены, что активная виртуальная жизнь мешает учебе, тормозит развитие социальных навыков и, главное, что игры с элементами насилия заражают подростка своей жестокостью.

«Исследования опровергают эту зависимость, - объясняет возрастной психолог Тимур Мурсалиев. - Большинство школьников, погружаясь в виртуальный мир, забывают о реальности. Азартно расстреливая 50 противников в минуту, подросток отдает себе отчет в том, что его враги - пиксели, они нарисованы. Невозможно научиться убивать человека, расстреливая пиксели. Подростку может быть интересно провести виртуальную операцию и посмотреть, что у человека внутри. Но так же увлеченно он разбирал в детстве машинку, желая понять, как она сделана...

Ролевые игры развивают социальные навыки, игры-стратегии тренируют способности к анализу

По-настоящему агрессивное поведение подростка в реальной жизни - это симптом его внутреннего неблагополучия, а «стрелялки» и прочие «экшны» привлекают его как раз тем, что позволяют расслабиться, выплеснуть агрессию социально приемлемым способом. Злые выходки - повод не выключить компьютер, а задуматься о том, что происходит у него в душе, в его отношениях со сверстниками и в вашей семейной жизни».

Влияние компьютерных игр может быть вполне позитивным. Многие игры - если им посвящать ограниченное время - полезны для формирования разных умений. Так, ролевые игры (например, Baldur’s Gate) развивают социальные навыки, игры-стратегии (Heroes 3 или Warcraft) тренируют способности к анализу, а «стрелялки» (Quake или Counter-Strike) отрабатывают навык работы в команде, тактические решения и реакцию. Игры-симуляторы (гонки, полеты на самолетах, как «Ил-2» или NFS) расширяют кругозор и помогают разобраться в технике, логические игры развивают пространственное мышление.

Узнайте больше

На сайте Фонда развития интернет родители могут найти самую полную подборку научных исследований по теме «Дети и интернет», комментарии ведущих российских психологов, а также записаться на консультацию к специалистам.

«Контролировать отношения подростка с интернетом сложно, - признает Тимур Мурсалиев. - Тем более не стоит ставить пароли на компьютер, запрет только повышает его притягательность. Старайтесь договариваться - как о времени, проводимом за игрой, так и о выборе игр с соблюдением возрастных ограничений (сегодня они указаны на всех лицензионных версиях).