Советы, рекомендации, личный опыт. В Европу на автомобиле. Беларусь - Литва - Польша. Советы, рекомендации, личный опыт Валюта, финансовая сторона поездки

Евгений родом из Минска, но сейчас постоянно живет в Варшаве. В Минск ездит раз в месяц-полтора, в основном на машине, поэтому опыта пересечения границы у него хоть отбавляй. Как сэкономить время на погранпереходе, как лучше оформить Tax Free, где переночевать в случае необходимости - в его рассказе.

Маршруты

Между Беларусью и Польшей - пять пограничных переходов, через которые можно проехать на легковом автомобиле (сортировка с севера на юг, в соответствии с картой):

  • "Брузги - Kuznica (Кузница)",
  • "Берестовица - Bobrowniki (Бобровники)",
  • "Песчатка - Polowce (Половце)",
  • "Брест - Terespol (Тересполь)",
  • "Домачево - Slawatycze (Славатыче)".

Через каждый из перечисленных погранпереходов мне приходилось ездить. Ниже представляю вашему вниманию карту, на которую нанесено пять вариантов маршрутов Минск - Варшава соответственно через каждый из переходов.

Как видно из карты, самая короткая и быстрая дорога - через ПП "Бобровники". Маршрут через "Брузги" практически такой же по времени и расстоянию. Далее идет дорога через ПП "Брест", ну а путь через маленькие переходы вроде "Домачево" и "Песчатки" обещает быть самым долгим.

Мне больше всего нравится ездить через ПП "Бобровники". Дорога по РБ после съезда с трассы М1 там узкая, не особо загруженная. При этом она проходит по местности с красивым рельефом и имеет хорошее покрытие. По Польше дорога Белосток - Варшава (190 км) примерно наполовину состоит из четырехполосной автострады с ограничением скорости 120 км/ч. Остальная часть - двухполоска (90 км/ч). Но сейчас эта дорога активно расширяется, к концу 2015 года узких кусков (с хорошим покрытием) останется только около 20-30 км. На трассе Тересполь - Варшава (также 190 км) несколько лет назад был проведен капитальный ремонт, так что покрытие на этой дороге отличное. Но основные ее минусы в том, что она узкая (двухполосная), загруженная и проходит через кучу населенных пунктов с ограничением "50". И именно в населенных пунктах довольно часто стоит полиция с радаром. Поэтому эта дорога не только медленная (быстрее трех часов мне ее проезжать обычно не удается), но и утомительная из-за постоянных обгонов фур и монотонной езды со скоростью 80-90 км/ч.

Очереди на границе: откуда они берутся

При расчете времени в пути для каждого из маршрутов Google не учитывает время, необходимое для пересечения границы. А время это может составить от 30 минут до нескольких часов, а то и больше. Самое долгое пересечение границы, с которым сталкивался, - почти 10 часов. Это было похоже на пытку, причем не только для водителя, который не может сомкнуть глаза из-за необходимости постоянно подъезжать, но и для пассажиров, так как им то жарко, то комары, то нужно в туалет, то хочется кушать.

Практически все пограничные переходы устроены схоже, причем как с польской, так и с белорусской стороны. Упрощенную схему погранперехода я изобразил на рисунке.

Из схемы видно, что очереди могут скапливаться в нескольких местах: перед въездом на территорию погранперехода, в каналах ("зеленом" и "красном") и на нейтральной территории.

Нейтральная территория везде одинаковая - это дорога (либо мост там, где граница идет вдоль реки), которая имеет по одной полосе в каждую сторону и, как правило, двойную сплошную линию между полосами. Но ее длина отличается на разных переходах, соответственно чем она длиннее, тем больше туда помещается автомобилей, тем большая очередь там может образоваться.

Откуда же берутся очереди на границе? Причин тут несколько. Самая банальная - это большой одновременный наплыв автомобилей. Погранпереходы имеют ограниченную пропускную способность и порой не справляются с ажиотажем. Такое бывает, например, во время рождественских и новогодних каникул, майских праздников и т.д., когда много людей едет в Европу на отдых. Также на моей памяти было несколько всплесков, связанных с повышением ввозных таможенных пошлин на автомобили. Тогда были огромные очереди на въезд в Беларусь из-за того, что очень много людей ввозили и растаможивали авто.

Еще одной причиной больших очередей может быть изменение законодательства РБ и/или Таможенного союза в отношении беспошлинного ввоза физическими лицами товаров для личного пользования. Это известная забава белорусского ГТК, которая стоила многим людям не только времени и денег, но и изрядного количества нервов. Ведь не секрет, что многие белорусы ездят в Польшу за покупками, потому что там дешевле. Причем это касается не только одежды и электроники, а практически всего, начиная от строительных и отделочных материалов и заканчивая продуктами питания. Существует перечень товаров, которые можно ввозить в РБ без таможенного оформления, то есть через "зеленый" канал. Этот перечень доступен на сайте ГТК. Но белорусское законодательство в этом плане неоднозначно, поэтому широко распространены разные его трактовки. Например, один и тот же товар может быть классифицирован разными работниками таможни по-разному. Кроме того, существуют так называемые "внутренние распоряжения" таможни, которые, естественно, отсутствуют в открытом доступе. Как результат, если я, к примеру, купил в IKEA журнальный столик, который по официальной классификации не подлежит таможенному декларированию, и въезжаю с ним в РБ через "зеленый" канал, работник таможни может направить меня в "красный" канал, объяснив это тем, что мне необходимо его задекларировать, пусть даже без уплаты таможенной пошлины. При этом обычно идет ссылка на "внутреннее распоряжение".

К чему же я все это так детально описываю? Дело в том, что из приведенной схемы погранперехода видно, что самым узким его местом является нейтральная территория. Так как белорусская сторона большую часть автомобилей направляет в "красный" канал, оформление на котором занимает гораздо больше времени, чем на "зеленом", то, заняв все "красные" каналы машинами, новую партию с нейтральной территории белорусы не запускают, пока не освободится место в каналах. При этом неважно, что на нейтральной территории могут стоять машины, направляющиеся в "зеленый" канал, который в это время может пустовать. Они не могут в него попасть, пока не заедут на территорию погранперехода с нейтральной территории в порядке живой очереди.

Я не раз попадал в такую ловушку. Проехав польскую границу на переходе "Брест - Тересполь", я вставал в очередь в отстойник перед выездом на нейтральную территорию, в котором к тому времени уже находилось несколько десятков, а то и сотен автомобилей. Они скопились там потому, что нейтральная территория тоже вся была занята машинами (см. фото ниже). А это было вызвано тем, что на белорусской границе все "красные" каналы были заняты, новые машины запускали на территорию по мере освобождения каналов.

Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид назад в сторону Польши


Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид вперед в сторону РБ

Я назвал это ловушкой, потому что в такой ситуации никуда уже не денешься. Теоретически, находясь на нейтральной территории, можно развернуться и опять въехать в Польшу, чтобы поехать на другую границу. Но, во-первых, на въезд в Польшу тоже может быть очередь, во-вторых, такие маневры, как правило, вызывают негативную реакцию у пограничников, что может в результате вылиться в дополнительное ожидание и разборки.

Как не попасть в ловушку

Как же все-таки поступить, чтобы не попасть в такую ловушку и не провести в ней полдня? Здесь я дам несколько советов, которыми пользуюсь и сам, когда езжу из Варшавы в Минск и обратно.

Во-первых, по дороге на границу нужно собрать информацию об очередях. Есть несколько источников такой информации:

  • . Надо заметить, что верить информации на этом сайте можно не всегда. Причин тому несколько. Во-первых, информация там обновляется нечасто - каждые несколько часов, за которые ситуация может кардинально поменяться. Во-вторых, эта информация показывает очередь (количество автомобилей), которая уже находится на территории погранперехода, то есть в каналах. Она не учитывает те машины, что стоят в очереди перед въездом на территорию или на нейтральной территории. На этот случай можно посмотреть изображение с камер, доступное на этом же сайте, но камеры не снимают нейтральную территорию, а только въезд на территорию погранперехода со стороны РБ;

  • сайт польского погранкомитета . Там указано время, необходимое для пересечения польской границы по "красному" и "зеленому" каналам. Также можно посмотреть изображения с камер. Кроме того, есть официальное приложение для смартфонов, что довольно удобно;
  • "сеть осведомителей". Чтобы выехать за границу Беларуси на автомобиле с белорусской регистрацией, необходимо иметь "зеленую карту" - автомобильную страховку гражданской ответственности, которая действует на территории ЕС. В Беларуси есть несколько страховых компаний, которые делают такие страховки. Цены у них одинаковые, их агенты сидят на всех заправках возле границы. Есть также пункты оформления "зеленой карты" прямо на границе. Все агенты с удовольствием дают свои номера телефонов, когда делаешь у них страховку. Поэтому можно позвонить им и узнать, есть ли очередь на границе. Это самый надежный источник информации об очередях. Но воспользоваться им по понятным причинам можно только при выезде из Беларуси.

Как делаю я: Минск - Варшава

Когда я еду из Минска в Варшаву, то, конечно, пользуюсь "сетью осведомителей". Я собрал номера телефонов у страховщиков на ПП "Бобровники", "Брест" и "Домачево", так как пользуюсь в основном этими тремя переходами. Из Минска на границу я выезжаю всегда по трассе М1 в направлении Бреста и, проехав Барановичи, звоню на ПП "Бобровники". Если там нет очереди, еду туда. Если там очередь, еду в Брест. Доехав до перехода "Брест - Тересполь", смотрю на месте, есть ли очередь, и звоню на ПП "Домачево" узнать обстановку там. В итоге выбираю либо "Брест", либо "Домачево" (дорога к нему идет прямо от погранперехода "Брест - Тересполь" вдоль границы). Я делаю так потому, что, если поехать на "Бобровники" сразу и окажется, что там очередь, то деваться оттуда будет особо некуда, потому что ближайший к "Бобровникам" переход - "Брузги", а туда 70 км и час пути, поэтому особого смысла в таком переезде нет. А вот от Бреста до Домачево - 44 км, да и дорога лучше. Кроме того, из Бреста можно уехать на ПП "Песчатка", до которого 55 км. Но такой вариант - на самый крайний случай, потому что из Песчатки по Польше нужно долго добираться до трассы маленькими узкими дорожками, что по времени это имеет смысл, только если очередь на границе на 5-6 часов.

Как делаю я: Варшава - Минск

Из Варшавы в Минск в последнее время я езжу только через Тересполь. Доезжаю до перехода "Брест - Тересполь", смотрю, есть ли там очередь. Тут имеется такой нюанс: очереди при въезде на территорию погранперехода и в каналах может и не быть, но это не значит, что получится быстро пройти границу. Это и есть та самая ловушка, которую я описывал выше. Может оказаться так, что движение тормозится белорусской стороной, и тогда можно провести в отстойнике и на нейтральной территории несколько часов. Поэтому я уточняю ситуацию у пограничников, и если оказывается, что белорусы медленно пускают машины, то я еду на ПП "Домачево". Там обычно нет больших очередей, но, во-первых, дорога до перехода, а потом от перехода до Бреста занимает минимум час, во-вторых, польские пограничники и таможенники там работают заметно медленнее, чем на крупных переходах. Несомненным плюсом этого перехода является то, что жители приграничных районов, которые составляют большой процент пересекающих границу, редко ездят через Домачево. Большинство из них живет в Бресте, им нет смысла делать крюк в 90 км.

Через ПП "Бобровники" из Польши я давно уже не ездил, так как в то время, когда я пересекаю границу (а это обычно 21.00-22.00), там скапливаются большие очереди жителей приграничных городов, для которых этот переход является основным. А так как переход не особо крупный, каналов там гораздо меньше, чем в Бресте.

Для путешественников: ночевка

Выше я описал, как пересекаю границу и чем при этом руководствуюсь. Так как перемещаюсь между Варшавой и Минском без ночевок, в один присест, мне важны каждые 10 минут времени и очень жаль, когда это время тратится на ожидание в очереди.

Я понимаю, что, возможно, мои советы подойдут не всем. Например, тем, кто отправляется в свой летний "евротрип", проще и удобнее поступить следующим образом: доехать до Бреста под вечер, переночевать там и с утра пораньше отправиться на границу. Как правило, рано утром, часов в 6-7, а может, и в 8, очередей быть не должно. Сам я так, правда, не делал. Но вот по дороге из Польши в РБ пару раз ночевал перед границей, поэтому могу порекомендовать пару отелей:

Hotel Pod Dеbami в 5 км от Тересполя. Переночевав там, можно утром быть на границе уже через 10 минут;
- Hotel Delfina в 67 км от Бобровников и в 22 км от Белостока. Ближе к границе можно переночевать только в самом Белостоке, так как от него до границы 45 км, дорога идет через польский кусок Беловежской пущи, поэтому гостиниц там особо нет.

Последнее, о чем я хотел написать, это небольшой лайфхак, связанный с Tax Free. Много туристов, возвращающихся из Европы, оформляют Tax Free на покупки. Чтобы получить возврат НДС по чекам Tax Free, необходимо предъявить их и сами покупки таможенникам на выезде из ЕС, чтобы они сделали отметки о вывозе товаров. Делается это после прохождения паспортного контроля, поэтому теряется дополнительное время. Так вот, процесс оформления Tax Free на границе можно значительно ускорить, внеся информацию с чеков в систему таможни через Интернет заранее. Сделать это можно на сайте польского пограничного комитета . Тогда при оформлении на границе таможеннику не нужно будет вносить всю эту информацию вручную, ему останется только лишь ее проверить и проштамповать ваши чеки.

Надеюсь, что для кого-то информация окажется полезной. Ведь в любом случае, куда бы вы ни ехали, тратить часы в очереди на границе не лучшее времяпрепровождение.

Литва является одной из самых близких к России стран Европейского союза. Красота, а также культурное и историческое богатство этой балтийской страны неизменно привлекают к себе российских туристов. Кроме того, именно через Литву пролегает кратчайший путь в другие страны Старой Европы. Она же является связующим мостиком для путешественников, желающих посетить Калининград, или живущих в этом отдаленном российском городе. Многие россияне предпочитают ездить в Литву на машине. Одни делают это в целях экономии, другие желают неспешно ознакомиться с местными достопримечательностями. Цели могут быть разными, но тем, и другим для нужно иметь соответствующее разрешение на въезд.

Какая виза нужна для поездки в Литву на машине

Планируя путешествие по Литве, гражданину России необходимо своевременно оформить въездную визу. В зависимости от цели поездки можно запросить туристическую или транзитную визу, а также получить упрощенный транзитный документ, позволяющий проезд по территории Литвы на автомобиле, автобусе или поезде . Документы на визу можно подать :

  • В Посольство Литвы в Москве.
  • В региональное Консульство.
  • В специализированный сервисно-визовый центр.

Подарок: 2100 рублей на жилье!

  1. Подъехав к КПП, нужно приготовить требуемые документы.
  2. После въездного шлагбаума следует определиться, по какому из коридоров проезжать дальше: Красному или Зеленому.
  3. На КПП нужно заглушить автомобильный двигатель и предоставить машину для осмотра представителям таможенной службы.
  4. Всем путешественникам надлежит выйти из автомобиля и подойти с документами к работнику паспортного контроля для получения штампа о пересечении границы.
  5. Получить у инспектора по транспорту отметку о наличии .

Если в машине провозятся грузы, подлежащие обложению таможенными пошлинами, следует воспользоваться Красным коридором. Если путешественники не имеют при себе подобных товаров, они могут следовать Зеленым коридором.

Таможенные правила

Отправляясь в путешествие на автомобиле, следует помнить, что законы Литвы разрешают провозить на территорию страны лишь определенное количество продуктов из расчета на одного человека:

  • Две бутылки пива, вина или ликера.
  • Бутылку крепкого алкогольного напитка.
  • 40 сигарет.
  • Не более одного килограмма продуктов растительного происхождения.

Запрещено ввозить:

  • Мясомолочные продукты.
  • Куриные яйца.
  • Консервы, колбасы.
  • Молочный шоколад.

Нарушители правил могут быть оштрафованы работниками пограничной службы, а обнаруженные товары конфискованы.

Необходимые документы для поездки на машине

Для поездки в Литву на машине в 2020 году нужно иметь при себе комплект определенных документов:

  • Заграничный паспорт, действие которого длится еще три месяца после возвращения из поездки.
  • Разрешение на въезд на территорию Литвы соответствующего типа.
  • Медицинский страховой полис с суммой покрытия в 30 тысяч евро.

  • Водительское удостоверение международного образца.
  • Документы на машину.
  • Green card – международный страховой сертификат.
  • Документы на животных, если они путешествуют вместе с хозяевами.

В некоторых случаях сотрудники пограничной службы могут запросить сведения о брони отеля или документы, подтверждающие транзитный проезд через территорию Литвы.

Зеленая карта, где ее приобрести

Зеленой картой (Green card) в России называют полис международного обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев при поездках по территориям иностранных государств. Участниками соглашения о признании действия Зеленой карты являются 48 стран.

В России оформить Зеленую карту можно через Российский Союз Автостраховщиков. На официальном сайте этой организации содержится актуальный перечень адресов всех пунктов реализации страховых полисов. На сегодняшний день участниками программы оформления Зеленой карты являются семь ведущих российских страховых компаний.

Минимальный период действия полиса равняется 15 дням. Стоимость Зеленой карты для поездки в Литву составляет 30 евро.

Основные правила движения

Литовские правила дорожного движения мало чем отличаются от российских, за исключением нескольких особенностей:


  • Водители с опытом вождения менее двух лет не имеют права ездить со скоростью свыше 70 км/час.
  • В период с 1 ноября по 1 апреля эксплуатировать можно только автомобили, оснащенные зимними шинами.
  • Водитель обязан иметь в машине светоотражающий жилет и надевать его при выходе из машины вне города в темное время суток.
  • Участники дорожного движения имеют возможность поворачивать направо на красный сигнал светофора, если он оснащен табличкой с указательной стрелкой.
  • Не допускается тонировка лобового и передних боковых стекол ТС.
  • Запрещаются к использованию антирадары.

Особенно строго литовские полицейские следят за соблюдением скоростного режима и правил личной безопасности:

  • Все пассажиры авто обязательно должны быть пристегнуты
  • Даже в дневное время в автомобиле должен гореть ближний свет.
  • Дети ростом до 135 см обязаны сидеть в специальном кресле.

Порядок заправки, стоимость бензина

На заправках Литвы продаются те же марки бензина, а также дизельное топливо, что и в России. Единственное исключение составляет 92 бензин, который не так давно исчез из продажи на территории Литвы.


Стоимость топлива может колебаться на заправочных станциях даже в рамках единой сети. Актуальные цены на бензин можно узнать на сайте . Однако, учитывая разницу в стоимости топлива на территории евросоюза и России, специалисты советуют перед пересечением литовской границы заполнить бак автомобиля. Кроме того, таможенные правила разрешают провозить канистру с 10 литрами бензина.

Оплата купленного топлива производится после завершения операции, за фактическое количество залитого в бак бензина. Оплачивать можно наличными и кредитной картой. В ночное время большинство заправочных станций работает по предоплате.

Правила парковки

Наибольшее затруднение у россиян вызывают правила платной парковки. Подавляющее большинство парковок в Литве являются платными. Они могут подразделяться на:

  • Муниципальные.
  • Частные.

Все парковки обозначены соответствующими знаками и паркоматами, информирующими водителя о зоне, времени и порядке оплаты парковки. Оплату можно произвести наличными или с помощью SMS–сообщения. Оплачивая парковочное время при помощи SMS, следует знать, что деньги с телефона будут списываться до тех пор, пока оператор не получит повторное сообщение со словом «STOP».


Запрещено ставить машину на места, зарезервированные под автомобили организаций. На парковках они обозначены табличкой «Rezervuota».

Частные парковки, как правило, оборудованы шлагбаумом. Чтобы въехать на ее территорию следует нажать кнопку на специальном аппарате и получить чек с указанием времени. Для выезда нужно произвести оплату через специальный терминал.

Транзит через Литву на авто

Путешественникам, направляющимся на автомобиле через территорию Литвы в Калининград или другие европейские страны, можно не получать шенгенскую или национальную литовскую визу. Для таких случаев иммиграционным законодательством страны предусмотрено оформление упрощенного транзитного документа – УТД.

УТД дает право своему владельцу находиться на территории Литвы не более суток. Для оформления документа в или визовый центр нужно предоставить:

  • Загранпаспорт.
  • Оригинал и копии заполненных страниц внутригражданского паспорта.
  • с указанием намерения пересечь Литву на автомобиле.
  • Фотографию.
  • Квитанцию об уплате консульского сбора.
  • Документы, подтверждающие транзитную цель поездки.

Поездка по Литве на автомобиле может стать для путешественника незабываемым событием. Однако специалисты рекомендуют во избежание недоразумений и финансовых потерь, заблаговременно изучить всю необходимую путешественнику информацию о правилах пересечения границы и пребывания на территории этой прекрасной страны.

МОСКВА, 27 июл — РИА Новости, Сергей Белоусов. Собираясь в Литву на автомобиле, помните, что нарушать правила дорожного движения в этой стране по-настоящему опасно: лишиться водительских прав можно даже за самые невинные, по российским меркам, "прегрешения". С документами на машину нужно быть еще внимательнее, иначе поездка окончится, так и не успев начаться. Об особенностях путешествия на машине в страну янтарного моря и лечебных курортов — в материале РИА Новости.

С востока и с запада

С февраля 2017 года международный статус приобрел еще один пункт пропуска на границе Белоруссии и Литвы — "Лоша — Шумскас". Он находится всего на шесть километров дальше Каменного лога и обслуживает исключительно легковые автомобили, однако проезд через него связан с некоторыми ограничениями. Как сообщает Sputnik Литва , въезд через этот пограничный переход разрешен только владельцам машин, а возвращаясь из Литвы в Россию, вы не сможете провезти ни грамма алкоголя. Дело в том, что "Лоша — Шумскас" имеет статус "пункта упрощенного пропуска", поэтому брать с собой разрешено лишь личные вещи согласно перечню .

Маршрутов до литовской границы у жителей Калининградской области едва ли меньше, чем у обитателей основной части России. Крупнейший пограничный пункт "Чернышевское — Кибартай" рассчитан на 1150 легковых автомобилей в сутки, "Советск — Панемуне" — чуть поменьше, но и в том, и в другом случае велик шанс нарваться на очередь из граждан Литвы, которые ездят в Россию заправиться дешевым топливом. Третий маршрут "Морское — Нида" — самый живописный и пролегает через Куршскую косу. Однако здесь придется уплатить экологический сбор в размере 300 рублей за водителя и 150 рублей за каждого пассажира. Причем на российской стороне это надо сделать дважды: при въезде в районе Зеленоградска и на границе. На литовской стороне сумма сбора составит 20 евро. Кроме того, до большого материка придется добираться на пароме, который ходит каждые 20 минут и оплачивается только по схеме "туда-обратно". Стоимость переправы легкового автомобиля вместе с водителем составляет 11 евро (около 800 рублей), за каждого пассажира нужно доплачивать по 80 евроцентов (около 55 рублей), плыть недолго — около пяти минут.

Бумажная волокита

Литва — одна из стран Шенгенского соглашения, поэтому понадобится виза. Также в обязательном порядке необходимы медицинские страховки на всех путешественников, а для автомобиля придется покупать международный полис ОСАГО "Зеленая карта".

Минтранс утвердил правила заполнения диагностической карты автомобилей Минтранс РФ утвердил правила заполнения диагностической карты, оформляемой по результатам проведения технического осмотра транспортных средств, следует из приказа ведомства, размещенного во вторник в "Российской газете".

Литовские пограничники могут потребовать с автотуристов диагностическую карту на автомобиль. В России этот документ обязателен только для легковых машин старше трех лет. Поэтому если вы едете на более свежем автомобиле, нужно пройти внеплановый техосмотр и получить документ. Причем сделать это надо до начала процедуры перехода границы: карту смотрят уже после проставления штампа о въезде в Литву и, если ее нет, отправляют обратно со штампом о выезде. Для обладателей визы с однократным въездом это равносильно концу путешествия.

Диагностическую карту могут потребовать и внутри страны, так как сотрудники полиции имеют право проверять техническую исправность автомобиля прямо на дороге. В связи с этим важно также иметь в машине аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и светоотражающий жилет.

Денежные вопросы

Все дороги в Литве бесплатны для легкового транспорта. С 10 ноября по 31 марта на всех автомобилях в обязательном порядке должны быть установлены зимние шины. Шипованные колеса можно использовать только с 1 ноября по 9 апреля, и в этом случае на заднем стекле должен быть размещена соответствующая наклейка. Будьте внимательны: с 1 ноября по 31 марта на скоростных магистралях (ограничение 130 км/ч) и дорогах, предназначенных только для автомобилей (120 км/ч), максимальная разрешенная скорость движения опускается до 110 км/ч.

Стоимость бензина АИ-95 составляет чуть более одного евро, в пересчете на наши — около 75 рублей. Литр дизеля стоит в среднем 66 рублей, а за литр газа попросят около 34 рублей. Литва окутана густой сетью газовых АЗС, их в небольшой стране целых 840, так что проблем с голубым топливом не будет.

В крупных городах организовано платное парковочное пространство, и цены на нем даже ниже московских. Например, в Вильнюсе городской паркинг поделен на четыре зоны: зеленую, желтую, синюю и красную. Думаете, самая дорогая красная? Ошибаетесь! Зеленая парковка будет стоить всего 30 центов в час (20 рублей), желтая — в два раза дороже, красная — полтора евро (100 рублей), а синяя обойдется в 2,5 евро (175 рублей). Экономные могут присмотреться к стоянкам возле торговых центров и супермаркетов: в этих местах обычно предусмотрены бесплатные паркинги на два-три часа.

Одни лишения

Несоблюдение правил дорожного движения карается в Литве большими штрафами. Не такими высокими, как в или даже , но более значительными, чем в России.

За езду с выключенным ближним светом или дневными ходовыми огнями грозит штраф в размере от 30 до 90 евро. Превышение скорости на 10 км/ч допустимо, но за каждую последующую "десятку" последует дифференцированное наказание. Езда со скоростью на 11-20 км/ч больше дозволенной обойдется в 12-30 евро, на 21-30 км/ч — 30-90 евро и так далее. За превышение на 50 км/ч и больше вы заплатите 550 евро, а также лишитесь прав на срок от одного до шести месяцев. Искать спасения у радар-детекторов (они, кстати, запрещены), карт расположения камер фотофиксации или полагаться на скорость движения местных автолюбителей бесполезно: в Литве работают скрытые полицейские патрули на машинах, ничем не выделяющихся из основного потока.

Попрощаться с водительским удостоверением в Литве можно за непропущенного на "зебре" пешехода, агрессивное вождение, обгон в запрещенном месте и даже за проезд на красный и неправильную парковку! Само собой, права отберут и за управление автомобилем в нетрезвом виде. Максимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,04 промилле, если степень опьянения водителя не выше 1,5 промилле, то его накажут лишением прав на срок от одного года до полутора лет и штрафом в размере от 300 до 450 евро. За отказ от медосвидетельствования выпишут квитанцию на сумму от тысячи до двух тысяч евро и лишат прав сроком до четырех лет, равно как и за сильное состояние алкогольного опьянения (более 1,5 промилле). В последнем случае также возможен арест и даже лишение свободы на срок до одного года. Как сообщает Sputnik Литва , полиция лишает водительских прав после предъявления соответствующего постановления дорожного патруля, но если водитель был задержан в состоянии алкогольного опьянения, то патруль отбирает удостоверение прямо на месте.

Молодым на заметку

Первые два года после получения прав для водителя в Литве становятся настоящим испытанием. Им, например, запрещено передвигаться со скоростью более 90 км/ч. На местных скоростных дорогах это ограничение становится проблемой, так как новичкам приходится постоянно жаться в правом ряду.

Кроме того, для молодых водителей нет понятия допустимого уровня содержания алкоголя в крови — им нельзя пить ни грамма спиртного и употреблять спиртосодержащие лекарства: штраф составит от 230 до 300 евро (при уровне алкоголя до 0,04 промилле). Лишить прав новоявленного автомобилиста могут и за превышение максимально допустимой скорости на 30 км/ч. Так что прежде чем начать собираться в Литву, лучше набраться водительского опыта.

Въезд по шенгенской визе допускается в более чем 15 стран НЕ Шенгенской зоны.

Въезд по шенген-визе допускается не только в страны Шенгенской зоны, но и в Болгарию, Румынию, Хорватию, Черногорию, Южный Кипр, Македонию, Боснию и Герцеговину, Албанию и др., в карликовые страны Европы: Андорру, Монако, Ватикан и Сан-Марино, и даже в ряд американских стран: Доминикану, Коста-Рику, Гватемалу и Сальвадор. Правда, для посещения многих из вышеперечисленных стран действуют ограничения, например, посещение этой страны должно считаться «транзитом», Вы получите штамп выезда из Шенгена и потому необходимо наличие как минимум 2-кратной (для Андорры) или полугодовой (для американских стран) шенгенской визы.

На сегодняшний день это наиболее актуально для тех, кто планирует свой отдых в Болгарии, но традиционный транзит через Украину считает для себя небезопасным.

Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн и Исландия не состоят в ЕС, но входят в Шенгенскую зону, поэтому визы шенген действуют на их территории, хотя многие туристы в этом сомневаются.

2. Для перелета в отдаленные страны с пересадкой в какой-либо стране Шенгена (или даже в Великобритании), Вам не надо получать дополнительно визу шенген, если:

а) у Вас только 1 пересадка в Шенгене (в Великобритании);

б) ожидание между рейсами не превышает 24 ч.;

в) вылетаете Вы из того же аэропорта, в который прилетели, и у Вас нет намерения покидать транзитную зону.

Однако в некоторых аэропортах транзитная зона отсутствует (например, Берлин, Женева) либо не работает круглосуточно, и Вы будете вынуждены ее покинуть в нерабочее время. Поэтому стоит уточнять информацию по конкретному аэропорту, обратившись, например, в Консульство той страны, где планируется пересадка.

Мы приводим список аэропортов, которые наиболее часто выступают в роли пересадочных пунктов на комбинированных рейсахи которые располагают транзитной зоной: Франкфурт, Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург, Амстердам, Париж, Мадрид, Хельсинки, Милан, Копенгаген, Стокгольм, Рим, Цюрих, Вена, Варшава.

3. Консульский сбор зависит от Вашего гражданства, а не от конкретной страны и консульства.

Консульский сбор устанавливается общим для всех консульств Шенгена и зависит от гражданства, а не от того, в какой стране и в какое консульство Вы подаете документы на визу. Для белорусов сбор составляет 60 Евро, для россиян и украинцев – 35 Евро. Так, белорусы, проживающие и имеющие ВНЖ в России, при подаче документов на визу в Консульствах Шенгена в России и будут уплачивать 60 Евро, и наоборот, россияне и украинцы с белорусским ВНЖ на территории РБ уплачивают 35 Евро.

В консульствах Шенгена дети до 5 лет освобождаются от уплаты консульского сбора, дети от 6 до 11 лет уплачивают 35 Евро (в редких случаях тоже не уплачивают). Отдельные консульства практикуют 35 Евро или даже полное освобождение от уплаты к/с пенсионеров и студентов очной формы обучения до 21 года, а также школьников при организованной турпоездке с учителем.

4. Россияне уплачивают 35 Евро консульский сбор, а белорусы 60 Евро

Консульский сбор формируется на основе внешнеполитических отношений между ЕС и другими странами, а его размер является сдерживающим фактором против массовой и нелегальной миграции. Заметим, что литовцы и поляки тепло и по-свойски относятся к белорусам. Тем не менее, отношение к России на уровне власти, Министерств иностранных дел и, соответственно, Посольств и Консульских служб куда более располагающее, ведь Россия – значимый игрок на международной политической и экономической арене. И денег у российских туристов больше.

Это отражается не только на размере консульского сбора, но и в более легком визовом режиме для россиян в статистике и в длительности срока действия выдаваемых виз: двух-, трех-, и даже пятилетние мультивизы под обычные и распространенные цели (деловые, гостевые и даже туристические).

Однако, в России прием документов на общие шенгенские визы типа «С» большинство консульств поручают Визовым Сервис-Центрам – уполномоченным дипломатическим представительствам, которые за дополнительный взнос (от 15 до 30 Евро) принимают от заявителей и передают в консульство уже правильно сформированный пакет документов. И здесь россияне иногда просто не имеют выбора и уплачивают 50-65 Евро, т.к. консульства могут ограничить прием в своих стенах только заявителей на национальные визы типа «D».

5. «Краткосрочная» не означает «однократная», а «долгосрочная» не значит «многократная».

Краткосрочными называют визы «типа С» – это обычные шенген-визы, выдаваемые под туристическую, деловую цели, посещение друзей или родственников, «за покупками».. Это те визы, на которых сверху встречается слово «SCHENGEN» в разных языковых интерпретациях (напр., «SENGENOVALSTYBES» на литовских), в «TYPEOFVISA» указано «С», а в «DURATIONOFSTAY» Вы никогда не увидите больше 90 («DAYS»).

Тип «С» или «краткосрочная виза» означает, что в течение календарного полугода вы не можете пребывать в зоне Шенген более, чем 90 дней. Даже если виза выдана сроком на год или больше, это означает «не более 90 дней» в течении каждого календарного полугодия (любой временной отрезок в 6 месяцев). Краткосрочная виза может быть как 1-кратной, так и многократной сроком на год и больше.

«Долгосрочная» виза – это виза типа «D», национальная виза. Такие визы выдаются под цели работы, обучения, продолжительного посещения родственников (иногда друзей), участия в культурных/спортивных мероприятиях в какой-либо стране Шенгена. Вас официально приглашает соответствующая сторона, и фактически Вы уезжаете в европейскую страну на время работы/учебы на продолжительный срок (Вам требуется более чем 90 дней в полугодии). В таком случае визу Вам выдадут, как правило, на год с указанием 180 или 365 дней пребывания. В национальной визе вверху в качестве территории распространения ее действия указывается уже не «SCHENGEN», а только страна, выдавшая визу.

6. Правило «первого въезда» и для шенгенских, и для национальных виз негласное и действует со всей строгостью только для граничащих с Беларусью стран.

Наличие визы в Вашем паспорте не является единственным условием въезда в зону Шенген, для прохождения европейской пограничной службы играет роль соответствие Вашего въезда и назначения Вашей визы. Плюс для дальнейшего успешного получения визы тем же консульством будут учитываться Ваши въездные штампы, и целевым и грамотным использованием прошлой визы будет считаться логика Ваших поездок. В этом случае так называемое «правило первого въезда» строго действует для граничащих с Беларусью стран: первый штамп о въезде должен указывать на въезд в государство, выдавшую визу. Ведь если Вы запрашивали визу в консульстве Литвы для выезда в Литву, Вы должны пересекать белорусско-литовскую границу, а не ехать в Польшу, и наоборот. В противном случае, если пограничную службу Вы и сможете убедить в том, что едете в Литву транзитом через Польшу, то литовское консульство при следующей подаче на визу спрашивать Вас, куда Вы на самом деле направлялись, не будет. Вероятно, Вам поставят отказ или однократную визу при запросе многократной, руководствуясь тем, что у Вас на самом деле нет необходимости посещать Литву. Тем не менее, Вы можете податься в консульство другой страны, в том числе и Польши, для кого целевое использование прошлых виз, выданных не ими, не имеет столь большого значения.

Исключением являются выезды в Литву по латвийским шенген-визам, ведь путь в Латвию часто проходит через Литву, и консульству это известно. Но в этом случае при подаче на латвийскую визу в анкете необходимо честно указывать «страной первого въезда» Литву.

Получив многократную визу в Литву и посетив по первому выезду Литву, Вы можете дальше ездить только в Польшу, но в следующий раз у сотрудников литовского консульства могут возникнуть сомнения, действительно ли у Вас есть необходимость часто ездить в Литву, и однократную визу могут посчитать достаточной. Поэтому грамотным использованием литовской мультивизы будут считаться преимущественные (более половины въездных штампов) посещения именно Литвы. Приведенные примеры аналогичны и для польских виз.

Кстати, штампы о въезде в Шенген рассматриваются более приоритетно, чем о выезде из него. Поэтому по литовской визе Вы можете въехать в Литву и выехать из Польши, не нарушая негласного правила «первого въезда». Аналогично и для польских виз.

Что касается национальных виз типа «D», правила и логика отличаются незначительно. По правилам Шенгена, обладая национальной визой, Вы получаете право не только находиться в стране назначения, но и свободно передвигаться по всей территории Шенгенской зоны не более 90 дней в полугодии. Это значит, имея национальную польскую визу, Вы можете после первого въезда в Польшу съездить в Литву, но здесь нужно учитывать ряд аспектов. Во-первых, при любой визе при въезде в другую страну для пограничников всегда лучше слышать от Вас, что вы направляетесь по назначения визы, но транзитом через территорию их страны, и при национальной визе эта рекомендация имеет большее значение. Во-вторых, если национальная виза выдана под приглашение на работу («рабочая виза») или учебу («виза на обучение»), подразумевается, что Вы едете в страну назначения работать/учиться на продолжительный период, с большими сроками пребывания там и редкими возвращениями в Беларусь. В-третьих, для национальной визы в соседнюю страну все-таки желательно абсолютное большинство (от 70%) штампов о пересечении именно общей с Беларусью границы.

Для виз в страны, которые не граничат с Беларусью, в том числе и национальных, первый штамп о въезде именно в страну назначения не обязателен, ведь Вас не принуждают лететь на самолете или ехать на поезде в точку назначения без пересадок. Но здесь также учитывается логика Ваших штампов и надо учитывать два фактора:

Соответствие страны первого въезда и транзитного направления в страну назначения. Например, по визе в Эстонию можно въехать в Литву/Латвию, но Ваш выезд в Польшу покажется эстонскому консульству сомнительным, или поездка в Чехию по чешской визе через Польшу куда более правдоподобна по сравнению с транзитом через Литву.

Соответствие временной разницы в штампах въезда и выезда и необходимого времени для поездки в страну назначения визы. Например, не нужно ехать в Польшу по итальянской (или французской) шенген-визе и возвращаться в Беларусь в тот же день, ведь очевидно, в Италии (или Франции) вы не побывали. В принципе, Вы могли ограничиться посещением отдаленной страны буквально на пару часов для участия в каком-то важном для Вас событии или встрече, но Вам, вероятней всего, придется это доказывать пограничникам при дальнейших поездках или Консульству при следующем обращении за визой.

Чем более отдалена страна, тем желательней более долгое пребывание в Шенгене, но тем менее Вы привязаны к транзиту по определенному направлению. Ведь вылететь по испанской визе в Испанию Вы одинаково можете и из Польши, и из Литвы, благо частые и дешевые рейсы в Барселону есть из обеих столиц, и работникам погранслужб и консульств это известно. Что касается транзита в виде прямого вылета самолетом из Минска, здесь также надо учитывать логику Вашего территориального перемещения. На практике Вы можете по испанской визе лететь в Испанию с пересадкой в Германии, Италии или любой другой стране Шенгена, но если виза у Вас чешская или словацкая, то штампы о вылете во Францию, Италию вызывают сомнения.

7. Чем серьезней и сложней цель визы (приглашение), тем чаще ее ставят на год, но тем сложнее свободно перемещаться по всему Шенгену.

Подавая на конкретную визу, Вы собираете пакет документов, который определяется целью ее получения и использования. Один вид визы подразумевает примерно общий набор документов для всех консульств. Так, например, для туристической визы необходимо показать планируемую поездку в страну назначения (билеты на транспорт или наличие водительских прав и авто со страховкой «грин карта» плюс бронь гостиницы)

И Вашу обеспеченность денежными средствами для ее осуществления (справка о зарплате за 3-6 мес. и справка из банка о наличии денежных средств на карт-счете/депозите).Для деловой визы необходимо показать договор сотрудничества Вашей фирмы в Беларуси и европейской организации, свидетельство о гос. регистрации белорусской фирмы, Вашу принадлежность к ней и приглашение от европейской стороны осуществлять поездки для выполнения условий по договору сотрудничества, выписанное (иногда заверенное миграционной службой) на Вас лично.

Что касается национальных виз «D», здесь решающим документом является приглашение из Европы: от организации на работу («рабочая виза»), от учебного заведения («виза на обучение») или от близких родственников («виза для посещения родственников»). Такие приглашения от европейской стороны проверяются и заверяются миграционной службой или полицией по месту ее регистрации или деятельности, передаются в само Консульство и присылаются Вам. Обычно кроме приглашения от Вас уже ничего не требуется, не считая общих для всех виз паспорта, заполненной анкеты с фотографией и страховки.

Не следует путать «рабочие» и «деловые визы»: «рабочие» – это национальные визы, выданные под приглашение на работу в европейской организации, а «деловые» - это обычные визы типа «С» для осуществления Вами командировок по сотрудничеству европейской и Вашей белорусской фирмы.

Как правило, чем серьезней и сложнее цель визы (приглашение), тем на более долгий срок ее открывают, но и тем чаще Вы можете услышать вопросы от пограничников и, тем сложней приходится доказывать ее целевое использование. Это касается в первую очередь национальных виз «D»под цель работы или обучения, когда по факту Вы просто иногда выезжаете по ним в Шенген на 1-3 дня. Это, хоть и в меньшей степени, касается и тех, у кого в паспорте стоит самая популярная у белорусов польская виза «за покупками» и кто собирается прямым вылетом из СНГ посетить отдаленные страны.

С этой точки зрения идеальными считаются «туристические» мультивизы в отдаленные страны, ведь «турист» не привязывается к определенной стране и осуществляет поездки не по приглашению, а по собственному намерению, маршруту и графику, которые по определению могут измениться, а изначально запланированная поездка в страну назначения вообще перенестись на следующий раз. И это вряд ли покажется странным и подозрительным погранслужбам других стран и тому же консульству.

Как правило, консульства в Беларуси ставят только однократные визы под цель «туризма», но это касается не всех и в этом направлении наблюдаются изменения (часто связанные со сменой консула). Например, с 1 апреля 2014 года польскими консульствами обещана выдача годовых «туристических» мультивиз при наличии прошлой туристической визы и поездки в Польшу с пребыванием от 3 дней. В некоторых консульствах, правда, изменения происходят в обратную сторону: например, итальянское консульство в 2012 выдавало визы под «туризм» сроком вплоть до года, а сейчас в большинстве случаев выдаются визы только на период планируемой поездки, хотя указывается «мульти» въезд.

Некоторые консульства (часть из них находятся в Москве) ставят туристические мультивизы сроком на 3, 6, реже на12 месяцев. Иногда туристическую мультивизу на полгода можно получить даже при отсутствии прошлых шенгенских виз, но чаще полугодовую или годовую визу можно получить только при наличии прошлой визы от этого же консульства.

8. После штампа с отказом в визе паспорт лучше поменять, чем не поменять.

При запросе многократной визы всегда есть вероятность получения 1-кратной или отказа, при запросе 1-кратной визы вероятность отказа практически равна 0. Как правило, причинами отказов являются сомнительная визовая история (несоответствие въездных штампов самим визам) или неправдоподобный («липовый») документ из Вашего комплекта.

Как известно, консульства никаких гарантий не дает и точных причин отказа не сообщает (это можно узнать в ходе апелляции), соответственно, и агентства визовой поддержки не могут говорить о «гарантиях» многократной визы, даже если до Вас десятки человек получили годовые визы. Какую визу Вам поставят, может быть известно только по факту, но агентства визовой поддержки владеют статистической информацией по определенным визам в различных Консульствах, а Вы лично можете что-то предполагать основываясь на отзывах друзей и знакомых.

Получив штамп с отказом в визе, вы не должны подаваться в другие консульства Шенгена и выезжать в Шенген как минимум 3 месяца (официально такой «карантин» составляет 1 год), иначе Вам должны снова поставить отказ либо отказать во въезде в Шенген, даже если визу Вы смогли получить. На практике однократную визу после отказа получить можно(напр., с личной подачей через литовское консульство), но подаваться на многократные визы со штампом в паспорте в ближайшее время действительно не стоит.

Многие после отказа меняют паспорт и подаются с чистым паспортом как с нулевой визовой историей либо прикладывая копии виз со старого паспорта. Другие утверждают, что так поступать бессмысленно, т.к. в общей базе консульств Шенгена хранятся все данные о выданных визах и отказах в них, и будут отчасти правы. Правы именно в том, что такая база (точнее, Шенгенская информационная система)действительно есть, и найти человека (белоруса) довольно просто: при рождении ему присваивается уникальный14-значный идентификационный номер, который остается тем же и при смене паспорта, и при смене фамилии. Но, как показывает практика, не все сотрудники консульств при выдаче визы проверяют наличие у человека отказов. Смена паспорта часто действительно помогает, и с чистым паспортом, не прикладывая копии и не указывая в анкете наличие прошлых виз, можно сразу получить многократную визу, не ожидая 3-месячного «карантина».

9. Что нужно учитывать при обращении в агентство визовой поддержки и выборе конкретной визы.

Если у Вас нет контактов с кем-либо из заграницы (организация или частное лицо) или у вас есть чеки «TaxFree»/«GlobalBlue» из польских магазинов, но нет желания своими силами в течение месяцев пытаться записаться в польское консульство на визу «за покупками», имеет смысл рассмотреть вариант визовой поддержки от профильных агентств. В поиске подходящей Вам визы и соответствующего агентства учитывайте 3 фактора:

1. Следует скептически относиться к заголовкам типа «Годовой шенген за 2-3 недели с безличной подачей!»: в таких визах и риск отказа максимальный. Даже если агентство успело через какое-то консульство успешно открыть первым обратившимся клиентам мультивизы под определенную цель, поток желающих на такую визу непременно и быстро увеличивается, а одинаковый набор документов у многих заявителей в консульство непременно и быстро «примелькается». Как правило, такие истории заканчиваются заметным количеством отказов или 1-кратных виз вследствие падения доверия консульства к населению.

2. Не стоит выбирать визы со сложной целью (под сомнительные «приглашения», национальные типа «D»), если Вы не хотите слышать от пограничников затруднительные вопросы и рисковать аннулированием визы при отсутствии убедительных и документально подтвержденных ответов.

3. Из двух агентств: первое с более 1-2 сотрудников и вызывающим доверие офисом, а второе из менее 3 человек, расположенное в сомнительном кабинете на окраине, но с низкими ценами, – лучше выбрать первое.