Когда контракт считается заключенным по 44 фз. Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика. Отличия от других периодов

Время на чтение: 7 мин

Каждая закупка, которая осуществляется в целях обеспечения тех или иных государственных нужд, должна быть произведена только в соответствии с правилами действующего законодательства. Одним из положений Федерального закона №44-ФЗ, который и регулирует процедуру проведения таких закупок, является необходимость обязательного подписания контракта, который будет отражать все условия заключенной сделки, а также позволит в будущем отразить все этапы исполнения заключенной сделки.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Что следует понимать под государственным контрактом и каким образом происходит заключение такого контракта? Что грозит потенциальным участникам сделки в связи с уклонением от заключения контракта?

Государственный и типовой контракты

Нередко при подготовке тех или иных контрактов у заказчика возникают сложности с оформлением самого документа. В этом случае может прийти на помощь типовой контракт.

С юридической точки зрения, типовой контракт не имеет никакой силы, так как этот документ разработан только для того, чтобы отражать ключевые моменты, которые должны быть зафиксированы в , подписываемом с целью удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика.

Типовой контракт направлен только на то, чтобы в нем можно было получить информацию о том, каким образом отображать те или иные сведения в заключаемом контракте. Кроме того, типовой контракт предназначен для проверки на отражение всех необходимых положений о ранее заключенном контракте как заказчиком, так и исполнителем.

В типовом контракте отражаются сведения, которые предусмотрены действующим законодательством, а именно:

  • сведения о сторонах, которые участвуют в конкретной сделке , с указанием полных наименований, а также лиц, которые принимают участие в подписании контракта от каждого участника. При этом при указании сведений о подписывающих контракт лицах необходимо также указать данные о тех документах, на основании которых они представляют интересы своих ;
  • предмет контракта . Описанию подлежит сам предмет заключаемого контракта, а также на основании чего происходит заключение такого контракта (по итогам электронного аукциона, закупка по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ и т. д.);
  • стоимость контракта и порядок взаиморасчетов . Данный раздел оформляется в качестве обязательного условия на основании действующих норм законодательства и должен отражать актуальные сведения о том, какая именно денежных средств должна быть перечислена от заказчика к исполнителю в качестве расчета по контракту. В том случае, если речь идет о контракте по итогам электронного аукциона или другого вида , в которых используется обеспечение исполнения контракта, то в данном разделе также должны быть отражены данные о порядке возврата такого внесенного обеспечения;
  • в некоторых случаях требуется также предоставление сведений о порядке исполнения контракта . Данный раздел заполняется отдельно, либо сведения вносятся в приложение к контракту, которое заполняется на основании созданного к закупке технического задания. Создание раздела о порядке исполнения контракта характерно для тех случаев, когда речь идет о цикличных контрактах, которые заключаются на весь финансовый год, но их исполнение растянуто во времени (например, при поставке ГСМ);
  • права и обязанности сторон , а также меры ответственности в случае допущенных нарушений с какой-либо из сторон;
  • обстоятельства непреодолимой силы, которые могут повлиять на исполнение контракта всеми участвующими сторонами , а также повлиять на его по взаимному согласию сторон;
  • порядок расторжения контракта при наступлении соответствующих обстоятельств для всех сторон, которые участвуют в его взаимном исполнении;
  • реквизиты и подписи сторон , а также печати самих организаций.

Все типовые контракты, которые могут быть использованы для уточнения данных, отражаемых в заключаемых по итогам сделок контрактах, размещаются в специальной библиотеке типовых контрактов. Доступ к ней может получить как заказчик, так и исполнитель, так как данная библиотека находится в открытом доступе в рамках Единой информационной системы zakupki.gov.ru .

Порядок заключения контракта

Заключение контракта по итогам любой закупки происходит на основании положений соответствующих статей Федерального закона «О контрактной системе» .

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ регламентирует сроки, которые должны быть соблюдены для подписываемых контрактов, а также подробный алгоритм действий, которые должны предпринять стороны для того, чтобы проводимая закупка обрела документально оформленный результат.

Независимо от того, каким именно образом проводится та или иная закупка – в виде специальных электронных торгов или на основании правил закупки у единственного поставщика, порядок действий выглядит следующим образом:

  1. После того как проводимая закупка получит результат в виде конкретного победителя, заказчик обязан прислать предварительно сформированный проект контракта своему контрагенту для проверки и выявления возможных возражени й. Если таковых со стороны контрагента не будет, то исполнитель обязан уведомить заказчика о возможности подписать контракт, после чего ему направляется на подписание электронный вариант контракта, размещенный на одной из используемых заказчиком электронных торговых площадок.
  2. Исполнитель, со своей стороны, еще раз проверяет содержание условий контракта , после чего подписывает его и направляет подписанный вариант заказчику.
  3. Заказчик подписывает контракт со своей стороны , после чего в течение ограниченного срока времени он должен разместить его в с отметкой о взаимном подписании и переходе к его исполнению.

Если речь идет о контракте, который заключается с единственным , то в отношении него процедура несколько легче, так как закон предоставляет возможность сторонам процесса подписать не электронный, а бумажный вариант контракта, так как необходимости в электронной процедуре для всех закупок, проводимых по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ, на сегодняшний день нет.

Сведения о том, что контракт подписан, должны быть зафиксированы в ЕИС также в ограниченный период времени после подписания договора сторонами.

Для случаев, когда речь идет о подписании контракта по итогам электронных торгов, которые требуют наличия обеспечения исполнения контракта, подписание его возможно только после того, как будет подписан соответствующий договор. При этом все действующие электронные торговые площадки предоставляют возможность подписать контракт в электронном виде только после того, как исполнитель предоставит подтверждение о перечислении обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта – это гарантия от исполнителя контракта, что он со своей стороны в полном объеме выполнит все взятые на себя обязательства. Если же по каким-то причинам исполнитель уклоняется от своих обязательств, именно на перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта средства заказчик обращает первое взыскание по поводу взыскиваемой неустойки.

Если контракт в полном объеме исполнен контрагентом, то заказчик возвращает обеспечение вместе с перечислением средств в качестве оплаты по исполненному контракту. Если срок действия контракта более одного финансового года, то обеспечение возвращается только после того, как будет в полном объеме исполнен контракт.

Контракт по итогам электронного аукциона

С 1 июля 2018 года для заключения контракта по итогам проводимой электронной процедуры, например, аукциона в электронной форме, должна быть использована статья 83.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная статья предусматривает не только порядок проведения процедуры непосредственного заключения контрактов по итогам электронного аукциона, но также и сроки, в течение которых должны быть осуществлены все необходимые действия.

Пункт 2 статьи 83.2 указанного закона говорит о том, что в течение пяти дней с момента подведения общего итога проведенного аукциона заказчик обязан разместить на той торговой площадке, на которой и проводился сам аукцион, контракт, заполненный в соответствии с данными, полученными на основании результатов . Однако подписывать его заказчик не имеет права.

После того как на электронной площадке размещен проект контракта, победитель аукциона обязан его подписать. Для подписания возможно использовать только электронную цифровую подпись усиленного или квалифицированного образца. Никакая другая подпись не будет считаться действительной в данном случае.

На подписание контракта победителю торгов дается не более десяти дней с момента размещения проекта контракта. В этот период победитель контракта имеет право разместить на электронной площадке протокол разногласий, если в размещенном проекте его что-то не устраивает, либо в случае, если в заполненном контракте допущены серьезные ошибки. На размещение такого протокола ему дается не более трех дней с публикации для подписания контракта заказчиком. Заказчик, в свою очередь, в течение трех дней должен ответить на протокол разногласий. После чего победитель обязан подписать сам контракт.

Если победитель намеренно публикует дополнительные протоколы разногласий, то это может быть расценено как намеренное затягивание процедуры подписания контракта и истолковано в качестве уклонения от подписания.

На подписание контракта самим заказчиком после того, как победитель торгов подпишет документ со своей стороны, дается не более трех дней. Со стороны заказчика подписание контракта также должно осуществляться электронной подписью усиленного или квалифицированного вида.

На основании пункта 9 статьи 83.2 контракт должен быть заключен не ранее, чем через 10 дней после того, как заказчик разместит в Единой информационной системе протоколы о результатах самих торгов и рассмотрении вторых частей заявок, на основании которых и будет в итоге определен победитель данной закупочной процедуры.

Контракт по итогам запроса котировок

С 2018 года в Российской Федерации действует правило, согласно которому проведение запроса котировок может быть осуществлено только в электронной форме.

Запрос котировок должен проводиться только с использованием электронных торговых площадок, а все результаты в виде протоколов изучения заявок, определения победителя той или иной закупки, возможные разногласия в виде специально оформленных протоколов должны быть размещены и на электронной торговой площадке, и в Единой информационной системе zakupki.gov.ru .

Для заключения контракта по итогам запроса котировок с 1 июля 2018 года действуют те же правила, что и для контрактов, которые заключаются по итогам электронного аукциона. Это означает, что процедура становится единой для всех случаев электронных закупок, а для такой процедуры используются положения статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ.

Уклонение от заключения и исполнения контракта

Для государственных закупок уклонение от заключения контракта является достаточно распространенным случаем нарушения условий действующего законодательства. На основании положений действующего законодательства под уклонением от заключения контракта следует понимать либо непредоставление участниками необходимых документов, которые должны сопровождать подписание контракта, либо неподписание контракта в течение условленного времени , которое регламентировано с точки зрения действующих статей Федерального закона №44-ФЗ.

Общий срок, в течение которого должен быть подписан контракт, находится в диапазоне от трех (по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком) до тринадцати дней (по электронным аукционам и конкурсам в случае наличия протоколов разногласий).

В том случае, если по каким-то причинам в течение указанного времени контракт не подписан одним или обоими участниками, может быть принято решение о проведении специальной процедуры привлечения к ответственности за уклонение от заключения или исполнения контракта.

В качестве мер ответственности за такие действия в отношении исполнителя могут быть предприняты следующие меры воздействия:

  • списание денежных средств в качестве взыскания , которое осуществляется с перечисленного обеспечения исполнения контракта или предоставленной банковской гарантии. Списание происходит в виде налагаемых на исполнителя штрафных санкций, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • внесение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков на срок до двух лет (максимальный срок определяется Федеральной антимонопольной службой на основании предоставленных заказчиком документов, подтверждающих уклонение победителя закупки от заключения контракта, а также на основании того, какое по счету это нарушение, которое зафиксировано ФАС в отношении конкретного исполнителя);
  • возмещение понесенных заказчиком убытков на основании вынесенного судебного решения по иску от заказчика для тех случаев, когда речь идет о нехватке денежных средств, которые были взысканы с исполнителя из заблокированных на электронной торговой площадке средств.

Если речь идет об уклонении от заключения или исполнения контракта со стороны заказчика, то к ответственности такой заказчик может быть привлечен на основании решения суда или на основании соответствующего постановления ФАС.

Однако в случае с уклоняющимся от исполнения контракта заказчиком исполнитель должен доказать, что используемые заказчиком основания подписывать контракт являются законными. Перечень оснований, по которым заказчик вправе отказаться от подписания контракта, следует уточнять в Федеральной антимонопольной службе при подаче жалобы на действия заказчика.

Основания для признания контракта недействительным

Признание государственного контракта недействительным происходит в таком же порядке, что и для других аналогичных договоров, которые заключаются на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации. Среди основных причин, по которым государственный контракт может быть признан недействительным, следует выделить следующие основания:

  • сделка, которая была заключена по результатам проведенной государственной закупки, признана судом недействительной, так как предмет такой сделки не соответствует уставным целям создания , которое выбрано победителем закупки (на основании статьи 173 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • сделка признана недействительной на основании решения суда, если при ее заключении одна из сторон ввела в заблуждение другую сторону, участвующую в ее заключении (например, путем умышленного или неумышленного предоставления информации по предмету закупки, которая не соответствует действительности, либо в оформленной документации к закупке допущена умышленная опечатка или оговорка, которая существенным образом влияет на толкование предмета сделки);
  • при подписании государственного контракта были предоставлены документы одной из сторон, которые содержат заведомо ложные сведения , а сам контракт в результате нацелен не на удовлетворение государственных нужд, а на получение прибыли от мошеннических действий.

Однако каждый из перечисленных типов оснований должен быть доказан в Арбитражном суде с целью привлечения к ответственности тех лиц, по причине негативных действий которого контракт признан недействительным.

Государственный контракт на основании положений действующего Федерального закона «О контрактной системе» - это специальный документ, который подтверждает результат проводимой закупки. Заключение контракта подвергается тщательной регламентации со стороны действующего законодательства не только со стороны сроков подписания, но и со стороны предусмотренных этапов. Если у государственного или муниципального заказчика или у исполнителя возникают вопросы по содержанию контракта, для проверки всегда можно обратиться к библиотеке типовых контрактов, представленной в Единой информационной системе.

Такая проверка необходима для того, чтобы избежать возможных санкций за нарушение действующего законодательства в сфере закупок, а также исключить вероятность того, что подписанный контракт может быть признан недействительным по основаниям, которые предусмотрены для такого признания. Решение о признании контракта недействительным выносится только судом по результатам изучения всех представленных обстоятельств по конкретному делу.

Статья 70. заключение контракта по результатам электронного аукциона

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

Сроки заключения контракта по результатам аукциона

На самом деле это не так — функционал электронной площадки не позволит окончательно заключить его раньше, чем пройдет 10 календарных дней с момента опубликования итогового протокола. Этот срок необходим для того, чтобы другие участники аукциона могли обжаловать действия комиссия в Федеральной антимонопольной службе в случае несогласия.

Внимание

После того, как 10 дней прошло и контракт заключен, можно смело приступать в его исполнению в соответствии в обозначенными условиями. Расторгнуть его теперь можно только в следующих случаях.

Какой срок подписания контракта по 44-фз считать правильным?

Согласование разногласий с победителем электронного аукциона — Отказ учесть замечания победителя электронного аукциона — Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем электронного аукциона — Подписание контракта с победителем электронного аукциона — Признание победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта — Отказ заказчика от заключения контракта при проведении электронного аукциона — Подготовка обеспечения исполнения контракта победителем электронного аукциона — Проверка проекта контракта победителем электронного аукциона — Протокол разногласий победителя электронного аукциона — Подписание контракта победителем электронного аукциона и размещение его в ЕИС (на официальном сайте) — Победитель аукциона является государственным (муниципальным) учреждением.

Форум института госзакупок (москва)

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. 3.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. 11. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, возвращаются победителю такого аукциона в сроки, установленные частью 6 статьи 44 настоящего Федерального закона.
12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта. 13.

Заключение контракта по итогам аукциона

В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.

Заключение контракта по 44 фз: сроки, порядок заключения, типичные ошибки

Инфо

В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. 8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. 10.

Categories

При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона. 6.
В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником.

Порядок заключения контракта победителем закупки детально регламентируется законом о контрактной системе. Предусмотрены жёсткие сроки заключения контракта и серьёзные последствия их нарушения. Если вы активно участвуете в тендерах, будет не лишним узнать всё что касается заключения государственного контракта: на какие его положения следует обратить внимание, каков порядок заключения контракта по 44-фз и типичные ошибки при его подписании, последствия уклонения победителя от заключения контракта.

1. Изучаем государственный контракт, его положения

При принятии решения об участии в закупке, следует сначала досконально изучить всю документацию, что называется «от корки до корки», не пропуская малейшие детали. То, что поначалу может показаться несущественным, потом может привести к непредвиденным проблемам и неучтённым дополнительным расходам.

Нужно также проверить: соответствует ли проект контракта условиям, предусмотренным для заключения контракта по 44-ФЗ. При обнаружении несоответствий закону, повлиять на ситуацию можно только до окончания срока подачи заявок. Согласовать иные условия при заключении государственного контракта, отличные от его проекта, после победы в закупке по закону о контрактной системе уже нельзя. В зависимости от способа размещения закупки, нужно либо направить заказчику запрос на разъяснение с указанием на несоответствие проекта контракта закону, либо направить жалобу на положения документации о закупке в территориальное УФАС. Также следует запросить разъяснение положений контракта, изложенных двусмысленно, либо противоречащих друг другу, а также несоответствующих техническому заданию. Возможно проект контракта не содержит существенные условия, обязательные для конкретного вида договора. Всё это нужно установить до окончания срока подачи заявок на закупку.

Далее проверяем пункты контракта об ответственности Исполнителя и Заказчика. Соответствуют ли они требованиям закона и Постановления Правительства от 25.11.2013 г. N 1063. Суммы штрафов за ненадлежащее исполнение условий контракта, а также пени за нарушение сроков не могут превышать размеры, установленные Постановлением Правительства N 1063. Это касается ответственности обеих сторон.

Обычно для исполнителя самыми важными пунктами являются сроки поставки (выполнения работ) и приемки работ (также возможна ли поэтапная приемка), а также условия об оплате (аванс, поэтапная оплата, либо оплата после приемки в полном объёме).

Сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), промежуточные этапы, должны быть точно указаны в договоре. Сроки должны быть реальные и нужно точно рассчитать возможность исполнить контракт не нарушая их.

Условия оплаты являются очень важными при заключении контракта по 44-ФЗ. Если предусмотрен аванс, то должен быть указан его точный размер и срок перечисления. Бывают, например, такие формулировки в контракте: «предусмотрен аванс в размере до 30% от цены контракта». При этом не указан срок его перечисления. При таких условиях рассчитывать на получение аванса и получить его в случае спора будет сложно. Все промежуточные платежи (при их наличии), их условия и сроки, а также сроки окончательного расчета должны быть конкретно указаны в контракте.

В интересах поставщика изучить условия контракта о порядке приемки товара (работ, услуг), сроки подписания закрывающих документов (актов выполненных работ, услуг, товарных накладных), иных документов, передаваемых заказчику после исполнения обязательств. При спорных ситуациях и необоснованном отказе от приемки работ, эти сроки будут важны при определении размера просрочки заказчиком своих обязательств.

Окончательный расчет должен быть либо согласован с датой выполнения всех обязательств поставщиком, либо указан конкретной датой, а не привязан к иным обстоятельствам (особенно к наличию средств на оплату у заказчика). Если заключение контракта по 44-ФЗ предусмотрено с субъектом малого предпринимательства, срок оплаты не должен превышать 30 дней. Цена договора должна соответствовать цене, предложенной победителем закупки и указанной в протоколе.

2. Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Всем, кто работает в рамках 44-ФЗ, приходится действовать в строго определенных и очень ограниченных временных рамках. Нарушение сроков заключения контракта по 44-ФЗ повлечёт штрафы и иные неблагоприятные последствия как для поставщиков, так и для заказчиков. Заключения контракта по 44-ФЗ с нарушением сроков невозможно, так как это будет расцениваться как уклонение победителя от заключения контракта и последствием может стать внесение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

При проведении всех видов конкурсов, кроме закрытого, сроки заключения контракта ограничены двадцатью днями. После опубликования итогового протокола, заключение государственного контракта возможно по прошествии 10 дней. В случае закрытого конкурса контракт следует подписать в течение 10 дней после объявления победителя.

В сроки заключения государственного контракта поставщик предоставляет все документы для его подписания и обеспечение исполнения своих обязательств. В случае не предоставления всех документов считается что вы уклонились от заключения контракта. Заказчик вправе удержать обеспечение заявки, обратиться в суд и взыскать свои издержки, а также предложить заключение государственного контракта участнику, занявшему второе место при подведении итогов конкурса. Заключение контракта по 44-ФЗ вторым участником не является обязанностью, он имеет право отказаться. Конкурс признаётся не состоявшимся.

Если закупка размещается в форме электронного аукциона, устанавливаются следующие сроки заключения контракта: поставщику даётся пять дней на подписание контракта с даты его получения в личном кабинете на электронной площадке. Одновременно с подписанным проектом контракта поставщик обязан направить документ обеспечения его исполнения.

Возможно, победитель обнаружит несоответствие полученного проекта контракта документации, протоколу подведения итогов или заявке поставщика. В таком случае направляется протокол разногласий. Протокол разногласий должен быть направлен в срок не превышающий 13 дней с даты размещения итогового протокола электронного аукциона. Закон ограничивает только срок направления протоколов разногласий, а не их количество. Протокол разногласий часто используется как возможность продлить сроки заключения контракта по 44-ФЗ на несколько дней. Поставщики пользуются этим чтобы успеть подготовить банковскую гарантию для обеспечения исполнения своих обязательств.

Закон предоставляет заказчику трёхдневный срок на рассмотрение протокола разногласий. Он либо исправляет контракт, либо отказывает и поясняет причины.
При закрытых аукционах сроки заключения контракта по 44-ФЗ регламентируются документацией, но не могут быть меньше десяти дней с даты протокола определения победителя.

Если закупка проводится в форме запроса котировок или предложений, то сроки заключения контракта устанавливаются в интервале не ранее семи и не позднее двадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов закупки. При запросе котировок одновременно с проектом контракта поставщик обязан направить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). При нарушении сроков заключения контракта или не предоставлении всех документов, заказчик не подпишет контракт и сообщит в УФАС о том, что вы уклонились от подписания контракта.

3. Обеспечение исполнения контракта

Заключение контракта по 44-ФЗ предполагает предоставление обеспечения его исполнения в случае, если это предусмотрено документацией. В некоторых случаях заказчик обязан установить данное условие в документации, в других он имеет на это право.

Определенный законом порядок заключения государственного контракта предусматривает направление документов обеспечения исполнения контракта поставщиком одним пакетом документов с проектом контракта. Подписание документов без прикрепления документа обеспечения равноценно уклонению от заключения контракта. Те же последствия ожидают, если документ обеспечения не соответствует предъявленным к нему требованиям. То есть заключение контракта по 44-ФЗ невозможно без предоставления обеспечения его исполнения, если это предусмотрено документацией.

Требования к обеспечению исполнения обязательств поставщиком устанавливаются документацией о закупке. Право выбора между обеспечением денежными средствами и банковской гарантией предоставляется поставщику. Он в зависимости от своего финансового положения и взятых на себя иных обязательств самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения своих обязательств. Необходимо тщательно рассчитать свои финансовые ресурсы так, чтобы средств хватило на все предстоящие расходы. Выбор банковской гарантии позволяет не изымать из оборота компании достаточно внушительные суммы.

Требования к банковской гарантии установлены ст. 45 закона о контрактной системе. Гарантия должна быть безотзывной и получена в банке из списка кредитных учреждений министерства финансов. Гарантия должна содержать все обязательные условия, перечисленные в законе о контрактной системе. Не лишним будет ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к банковской гарантии документацией о закупке.

Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям заказчика является причиной считать, что победитель уклоняется от заключения контракта.

На получение гарантии потребуется время, поэтому нужно подавать документы на предварительное одобрение выпуска банковской гарантии заранее. Не нужно ждать протокола подведения итогов или получения проекта договора от заказчика. Можно не успеть получить гарантию в сроки заключения контракта по 44-ФЗ, так как они очень ограничены.

Следует учесть, что при снижении начальной максимальной цены контракта нужно будет либо подтвердить документально свою добросовестность, либо предоставить обеспечение исполнения обязательств в полуторном размере.

Перед направлением банковской гарантии желательно согласовать её с заказчиком и проверить наличие сведений о ней в соответствующем реестре на сайте Единой информационной системы. Обычно сведения о банковской гарантии появляются в реестре в течение суток с даты её выдачи.

4. Последствия уклонения победителя от заключения контракта по 44-ФЗ

Заказчик в трехдневный срок обязан направить информацию об уклонившемся от заключения контракта победителе в ФАС. За не предоставление таких сведений наступает административная ответственность по ст. 19.7.2 КоАП: штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического — 100 тыс. руб.

Уклонившийся от заключения контракта победитель попадёт в РНП, если не сможет обосновать в УФАС отсутствие своей вины, что довольно сложно. Предъявит доказательства, что предпринял все необходимые действия для заключения государственного контракта и приведёт объективные, не зависящие от него причины, которые привели к нарушению срока заключения контракта по 44-ФЗ.

Если победителю не удалось оспорить решение УФАС о внесении его в РНП, сумма обеспечения заявки уклонившегося от заключения контракта победителя блокируется и перечисляется заказчику, он не будет иметь возможности участвовать в торгах по 44-ФЗ (при соответствующих ограничениях в документации) на протяжении двух лет. Заказчик имеет право потребовать возмещения убытков, возникших в связи с уклонением победителя от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки.

Что же далее происходит с электронным аукционом? Заказчику даётся право в десятидневный срок после признания победителя уклонившимся, заключить контракт с участником закупки, предложившим минимальную по значению цену после победителя. Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта без негативных последствий для себя (ч. 14 ст. 70 44-ФЗ). В соответствии с порядком заключения контракта по 44-ФЗ, в случае согласия второго участника, заключение государственного контракта с ним происходит по цене его предложения. Заказчик исправляет цену и направляет контракт следующему участнику.

В случае отказа второго участника от заключения государственного контракта, аукцион признаётся не состоявшимся. Законом не предусматривается заключение контракта по 44-ФЗ с иными участниками (занявшими третье и последующие места).

5. Подведём итоги: ошибки, которых следует избежать победителю аукциона

Перед принятием решения об участии в закупке следует внимательно ознакомиться со всей документацией и особенно тщательно изучить проект контракта. Заключение контракта по 44-ФЗ это очень ответственный процесс, так как ошибки могут очень сильно отразиться на деятельности компании.

При выборе банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств необходимо проконтролировать её соответствие требованиям закона и документации. Желательно проект банковской гарантии предварительно согласовать с заказчиком.

Строго соблюдать порядок заключения контракта по 44-ФЗ. Очень ответственно отнестись к сроку заключения контракта. Все необходимые действия для предоставления обеспечения исполнения контракта и его подписания произвести заблаговременно.

1. Не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС (т.

Сроки подписания контракта

е. с даты размещения на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона;

Порядок заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 9 ст. 70 Закона № 44-ФЗ контракт по результатам проведения электронного аукциона может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

В соответствии с ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

Исходя из анализа норм, ст. 70 Закона № 44-ФЗ, касающихся сроков подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона, следует сделать вывод о том, что в результате суммирования сроков, отведенных на выполнение действий заказчика и участника электронного аукциона, необходимых для заключения контракта (включая направление протокола разногласий, вытекающий из него обмен документами, продление срока заключения контракта в соответствии с ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ), общий срок подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона превысит 20 дней, указанные в ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ.

В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (постановление Конституционного Суда РФ № 8-П, определение Конституционного Суда РФ № 199-О).

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае заключения контракта по истечении 20-дневного срока, установленного ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ, но в пределах сроков, установленных ст. 70 Закона № 44-ФЗ, ни заказчик, ни участник электронного аукциона не могут быть признаны нарушившими положения действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.


Статья 70. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Заключение контракта по результатам электронного аукциона

1. По результатам электронного аукциона контракт заключается спобедителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящейстатьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого научастие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящегоФедерального закона признана соответствующей требованиям,установленным документацией о таком аукционе.

2. В течение пяти дней с даты размещения в единойинформационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящегоФедерального закона протокола заказчик размещает в единойинформационной системе без своей подписи проект контракта, которыйсоставляется путем включения цены контракта, предложеннойучастником электронного аукциона, с которым заключается контракт,информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателяхтовара), указанной в заявке на участие в таком аукционе егоучастника, в проект контракта, прилагаемый к документации о такомаукционе.

3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единойинформационной системе проекта контракта победитель электронногоаукциона размещает в единой информационной системе проектконтракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от именипобедителя такого аукциона, а также документ, подтверждающийпредоставление обеспечения исполнения контракта и подписанныйусиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если припроведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пятьпроцентов и более от начальной (максимальной) цены контракта,победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполненияконтракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящегоФедерального закона, обеспечение исполнения контракта илиинформацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящегоФедерального закона, а также обоснование цены контракта всоответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального законапри заключении контракта на поставку товара, необходимого длянормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, втом числе скорой специализированной, медицинской помощи,оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственныхсредств, топлива).

Заключение государственного контракта по 44-ФЗ

4. Победитель электронного аукциона, с которым заключаетсяконтракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта,размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещаетв единой информационной системе протокол разногласий, подписанныйусиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать отимени победителя такого аукциона. При этом победитель такогоаукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколеразногласий замечания к положениям проекта контракта, несоответствующим извещению о проведении такого аукциона,документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, суказанием соответствующих положений данных документов.

5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителемэлектронного аукциона в единой информационной системе всоответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласийзаказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписиразмещает в единой информационной системе доработанный проектконтракта либо повторно размещает в единой информационной системепроект контракта с указанием в отдельном документе причин отказаучесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласийзамечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единойинформационной системе заказчиком проекта контракта с указанием вотдельном документе причин отказа учесть полностью или частичносодержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такогоаукциона допускается при условии, что победитель такого аукционаразместил в единой информационной системе протокол разногласий всоответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течениетринадцати дней с даты размещения в единой информационной системепротокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федеральногозакона.

6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком вединой информационной системе документов, предусмотренных частью 5настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает вединой информационной системе проект контракта, подписанныйусиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать отимени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающийпредоставление обеспечения исполнения контракта и подписанныйусиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренныйчастью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

7. В течение трех рабочих дней с даты размещения в единойинформационной системе проекта контракта, подписанного усиленнойэлектронной подписью лица, имеющего право действовать от именипобедителя электронного аукциона, и предоставления такимпобедителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязанразместить контракт, подписанный усиленной электронной подписьюлица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единойинформационной системе.

8. С момента размещения в единой информационной системепредусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанногозаказчиком контракта он считается заключенным.

9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять днейс даты размещения в единой информационной системе протоколаподведения итогов электронного аукциона.

10. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении опроведении электронного аукциона и документации о таком аукционе,по цене, предложенной его победителем.

11. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявкина участие в электронном аукционе, возвращаются победителю такогоаукциона в сроки, установленные частью 6 статьи 44 настоящегоФедерального закона.

12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящегоФедерального закона, контракт заключается только после внесения насчет, на котором в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации учитываются операции со средствами, поступающимизаказчику, участником электронного аукциона, с которым заключаетсяконтракт, денежных средств в размере предложенной таким участникомцены за право заключения контракта, а также предоставленияобеспечения исполнения контракта.

13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимсяот заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренныенастоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта,подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителятакого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренныйчастью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с датыразмещения в единой информационной системе протокола, указанного вчасти 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнилтребования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федеральногозакона (в случае снижения при проведении такого аукциона ценыконтракта на двадцать пять процентов и более от начальной(максимальной) цены контракта).

14. В случае, если победитель электронного аукциона признануклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться всуд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением отзаключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявкина участие в конкурсе, и заключить контракт с участником такогоаукциона, который предложил такую же, как и победитель такогоаукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которогосодержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий,предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этогоучастника заключить контракт этот участник признается победителемтакого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации обаукционе, составляется заказчиком путем включения в проектконтракта условий его исполнения, предложенных этим участником.Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику всрок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такогоаукциона уклонившимся от заключения контракта.

15. Участник электронного аукциона, признанный победителемтакого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправеподписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки,которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться отзаключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляромконтракта победитель такого аукциона обязан предоставитьобеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренномчастью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязанвнести на счет, на котором в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации учитываются операции со средствами,поступающими заказчику, денежные средства в размере предложеннойэтим победителем цены за право заключения контракта. Если этотпобедитель уклонился от заключения контракта, такой аукционпризнается несостоявшимся.

16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судомсудебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы,препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленныенастоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другуюсторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств втечение одного дня. При этом течение установленных настоящейстатьей сроков приостанавливается на срок исполнения данныхсудебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не болеечем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполненияданных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельствсоответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом непозднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполненияданных судебных актов или прекращения действия данныхобстоятельств.

Другие статьи закона

Вернуться назад на Срок контракта

Порядок заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

заключение контракта по итогам аукциона

Согласно ч. 9 ст. 70 Закона № 44-ФЗ контракт по результатам проведения электронного аукциона может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

В соответствии с ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

Исходя из анализа норм, ст. 70 Закона № 44-ФЗ, касающихся сроков подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона, следует сделать вывод о том, что в результате суммирования сроков, отведенных на выполнение действий заказчика и участника электронного аукциона, необходимых для заключения контракта (включая направление протокола разногласий, вытекающий из него обмен документами, продление срока заключения контракта в соответствии с ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ), общий срок подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона превысит 20 дней, указанные в ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ.

В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (постановление Конституционного Суда РФ № 8-П, определение Конституционного Суда РФ № 199-О).

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае заключения контракта по истечении 20-дневного срока, установленного ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ, но в пределах сроков, установленных ст. 70 Закона № 44-ФЗ, ни заказчик, ни участник электронного аукциона не могут быть признаны нарушившими положения действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

При исчислении общего срока на заключение контракта по результатам проведения электронного аукциона имеются ввиду календарные дни.

В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Согласно части 7 статьи 70 Закона № 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Следовательно, при подписании контракта заказчиком должны быть учтены два срока:

1. Не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС (т. е. с даты размещения на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона;

2. В течение трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС (т. е. на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта.

Если победителем электронного аукциона предоставлено обеспечение исполнения контракта, то заказчик обязан подписать контракт в течение трех рабочих дней. Соответственно, со следующего дня после подписания контракта участником начинается отсчет трех рабочих дней.

При заключении контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона, несоблюдение сроков, установленных в ч. 4 ст. 528, ст. 765 Гражданского кодекса РФ допускается.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

Порядок заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 9 ст. 70 Закона № 44-ФЗ контракт по результатам проведения электронного аукциона может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

В соответствии с ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

Исходя из анализа норм, ст. 70 Закона № 44-ФЗ, касающихся сроков подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона, следует сделать вывод о том, что в результате суммирования сроков, отведенных на выполнение действий заказчика и участника электронного аукциона, необходимых для заключения контракта (включая направление протокола разногласий, вытекающий из него обмен документами, продление срока заключения контракта в соответствии с ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ), общий срок подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона превысит 20 дней, указанные в ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ.

В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (постановление Конституционного Суда РФ № 8-П, определение Конституционного Суда РФ № 199-О).

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае заключения контракта по истечении 20-дневного срока, установленного ч. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ, но в пределах сроков, установленных ст. 70 Закона № 44-ФЗ, ни заказчик, ни участник электронного аукциона не могут быть признаны нарушившими положения действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Вывод о том, что нормы Закона № 44-ФЗ, устанавливающие сроки на подписание контракта по результатам проведения электронного аукциона, являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, регламентирующим сроки подписания контракта по результатам проведения торгов, подтверждается судебной практикой.

В частности, из постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда № 15АП-8575 следует, что нормы Закона № 44-ФЗ, касающиеся срока заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме (ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ), являются специальными по отношению к нормам ГК РФ (п. 4 ст. 528 ГК РФ), устанавливающим предельный срок на подписание контракта по результатам проведения торгов.

Несмотря на то, что в указанном постановлении идет речь о положениях Закона № 94-ФЗ, прекратившем свое действие в связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ, данный вывод применим и в отношении норм Закона № 44-ФЗ, устанавливающих сроки на подписание контракта по результатам проведения электронного аукциона.


©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.


В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093


отчет и документы в электронной форме, предусмотренные частью 10 статьи 94 Федерального закона, подлежат размещению в единой системе. Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид).

В какой срок заказчик должен подписать контракт

При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

Разберемся, что такое срок действия контракта по 44-ФЗ и когда стоит обратить на него особое внимание.

Определение

Закон № 44 ФЗ не дает здесь определения тому, что считается сроком действия контракта по 44 ФЗ, толкование можно найти в ст. 425 ГК РФ, где сказано, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения указанных в нем обязательств либо до даты, установленной в тексте документа. Стоит учесть, что госконтракт, согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ, не может действовать дольше, чем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Договор также имеет несколько нетождественных между собой периодов:

  1. Исполнения.
  2. Оплаты.
  3. Исковой давности.
  4. Гарантийных обязательств.

В чем же их отличия от рассматриваемого термина? Давайте рассмотрим подробнее.

Как определить срок действия

Порядок расчета этого показателя в № 44 ФЗ отсутствует. Поэтому заказчик устанавливает его сам, но так, чтобы он не противоречил нормативным актам РФ (письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-11665 от 27.09.2016).

Изменение срока действия контракта по 44 ФЗ не предусмотрено. Пролонгировать сделку с госзаказчиком, равно как и увеличить сроки выполнения работ нельзя. На практике встречаются случаи, когда в документе было прописано условие о продлении сделки в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств (Решение Свердловского УФАС России от 02.06.2016 по жалобе № 724-З). Однако такой подход может быть признан и нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Решение Омского УФАС России от 29.02.2016 по делу № 03-10.1/38-2016).

Отличия от других периодов

В первом случае подразумевается промежуток, в течение которого осуществляется приемка и экспертиза поставленной продукции, оплата, взаимодействие сторон при изменении, расторжении соглашения.

Период оплаты не должен превышать 30 дней с даты подписания документа о приемке (ч. 13.1 ст. 34 № 44-ФЗ). Если соглашение заключено с субъектом малого предпринимательства, то этот отрезок времени сокращается до 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 № 44-ФЗ).

Общий срок исковой давности равен 3 годам (ст. 196 ГК РФ). Он берет начало с момента окончания исполнения обязательств по контракту и не может превышать 10 лет.

К периоду предоставления гарантийных обязательств в Законе № 44 ФЗ нет четких требований. Поэтому в договоре могут быть указаны разные значения, в зависимости от предмета сделки. Для товара можно указать так:

А на работы так:

На что обратить внимание

В рамках данного временного промежутка заказчик и поставщик должны выполнить все обязательства друг перед другом.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ

Иначе договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон либо в судебном порядке.

Если поставщик в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляет заказчику банковскую гарантию, она должна быть актуальна еще минимум месяц после завершения соглашения (ч. 3 ст. 96).

Здесь также можно отметить государственный инвестиционный контракт. В случае если товар, созданный на его условиях, был экспортирован в количестве не менее 10 % его общего объема в течение года, то период, когда можно делать закупки у поставщика такой продукции, может быть продлен еще на 12 месяцев после истечения действия (п. 2 ч. 4 ст. 111.3 № 44 ФЗ).

Первое. Срок для публикации контракта на сайте установлен три рабочих дня с даты заключения в силу следующего.

Согласно ч.3 ст. 103 Закона 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1084
"О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:

— в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта — информацию и документы, указанные в подпунктах "а" — "ж", "и", "м" и "о" пункта 2 настоящих Правил;

— в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги — информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 настоящих Правил.

Второе. Отчет об исполнении контракта на сайте должен быть опубликован в следующие сроки.

В рамках ч. 11 ст. 94 Закона 44-ФЗ порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Сроки заключения и подписания контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона

N 1093
"О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее — исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо помнить, что согласно ч. 10 ст. 94 Закона 44-ФЗ к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

В рамках п. 10 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093
отчет и документы в электронной форме, предусмотренные частью 10 статьи 94 Федерального закона, подлежат размещению в единой системе. Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

По поводу п. 10 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093 на сайте http://zakupki.gov.ru/ в рубрике "вопросы — ответы" задан вопрос:

Каким образом публиковать отчет об исполнении этапа исполнения контракта согласно постановлению Правительства РФ № 1093 от 28 ноября 2013г?

Предлагаемые способы размещения отчета в реестре контрактов:

  1. размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта), подаваемой по факту приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  2. размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта) при внесении исправлений в такую информацию.

Также считаем важным обратить внимание заказчика на ч. 8 ст. 103 Закона 44-ФЗ.

В силу ч. 8 ст. 103 Закона 44-ФЗ контракты,информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

По результатам аукциона в электронной форме поставщику победителю, предложившему лучшую цену и прошедшему проверку по , предстоит заключение государственного контракта с заказчиком. Вся процедура от А до Я происходит в электронном формате, в пространстве интернета с помощью . Не зависимо от того, на какой этп прошли торги, контракт придется подписывать исключительно в личном кабинете на площадке.

В течении трех дней после дня проведения торгов заказчик (организатор) вправе рассматривать вторые части участников аукциона, далее после выкладки итогового протокола с результатами рассмотрения вторых частей заказчик в течении пяти дней (вообще календарных, но в практике часто бывает пять дней рабочих) обязан прислать вам проект контракта на подпись.Поставщик-победитель должен в течении последующих пяти дней (в личном кабинете независимо от этп в разделе Контракты будет указано время, в течении которого поставщик должен подписать проект контракта) удобным ему способом предоставить обеспечение контракта (либо живые денежные средства перечисленные на реквизиты, указанные заказчиком, либо ), войти в личный кабинет площадки, на которой проводились торги, внимательно изучить проект контракта, и если нет никаких разногласий, приложить скан платежного поручения или скан банковской гарантии и подписать проект контракта электронной подписью. Если же возникли разногласия, то поставщик имеет возможность составить протокол разногласий (чаще всего в свободной форме), подгрузить его и подписать эцп, после чего у заказчика будет три дня на ознакомление с протоколом, на внесение изменений в проект контракта (если заказчик согласен с протоколом) и на отправку поставщику нового проекта. В любом случае даже если заказчик с протоколом не согласен, он подгрузит прежний проект и отправит его поставщику на подпись повторно (некоторые поставщики таким образом тянут время, когда происходит задержка с выдачей бг или поиском средств по обеспечению контракта). После подписания проекта контракта поставщиком, заказчик должен в течении трех дней подписать проект контракта со своей стороны, после этого контракт считается заключенным.

Таким образом ни заказчику, ни поставщику не приходится при подписании контрактов по результатам аукционов, пользоваться синими печатями и стандартными физическими подписями. Никто не запрещает после основной процедуры заключения контракта (с помощью эцп) распечатать два экземпляра контракта на принтере и подписать их с заказчиком с обеих сторон, если это необходимо например вашей бухгалтерии).