В России будет создан аналог ФБР - Федеральная служба расследований (ФСР). Федеральная служба расследований рф Читать проект закона о федеральной службе расследования

2003-04-03T08:24+0400

2008-06-05T18:59+0400

https://сайт/20030403/361377.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

В России появится Федеральная служба расследований

В рамках реформы следственных органов России будет создана Федеральная служба расследований /ФСР/. Об этом сообщил начальник Следственного комитета при МВД России, генерал-майор юстиции Виталий Мозяков в четверг в прямом эфире радиостанции "Наше время на милицейской волне". "Существует проект закона, - отметил Мозыков, - предусматривающий создание на базе МВД, помимо полиции, национальной гвардии и муниципальной милиции, также и ФСР". Скорее всего, ФСР не будет самостоятельной спецслужбой, добавил Мозяков. Кроме того, он особо подчеркнул, что "речь идет только о проекте закона". Служба, по словам генерал-майора, может быть создана не ранее 2005-2006 года. Чаще всего, отметил Мозяков, проводятся ошибочные аналогии между ФСР и такой спецслужбой, как ФБР в США. "Федеральное бюро расследований наделено не только правом расследования уголовных дел, но и правом проведения оперативно-розыскной работы - чем у нас сейчас занимается уголовный розыск, УБЭП и другие. В ФСР же планируется...

МОСКВА, 3 апреля. /Корр. РИА "Новости"/. В рамках реформы следственных органов России будет создана Федеральная служба расследований /ФСР/.

Об этом сообщил начальник Следственного комитета при МВД России, генерал-майор юстиции Виталий Мозяков в четверг в прямом эфире радиостанции "Наше время на милицейской волне".

"Существует проект закона, - отметил Мозыков, - предусматривающий создание на базе МВД, помимо полиции, национальной гвардии и муниципальной милиции, также и ФСР". Скорее всего, ФСР не будет самостоятельной спецслужбой, добавил Мозяков. Кроме того, он особо подчеркнул, что "речь идет только о проекте закона". Служба, по словам генерал-майора, может быть создана не ранее 2005-2006 года.

Чаще всего, отметил Мозяков, проводятся ошибочные аналогии между ФСР и такой спецслужбой, как ФБР в США. "Федеральное бюро расследований наделено не только правом расследования уголовных дел, но и правом проведения оперативно-розыскной работы - чем у нас сейчас занимается уголовный розыск, УБЭП и другие. В ФСР же планируется деятельность только следователей, и строго в рамках своих полномочий", - пояснил начальник Следственного комитета.

Федеральная служба расследований РФ

Федеральная служба расследований Российской Федерации (ФСР РФ) - Российская силовая структура которая как ожидается, осенью 2008 года обьединит в себе следственные органы всех силовых ведомств,тем самым став аналогом американского ФБР. Работу новая структура должна начать в сентябре 2008.По мнению РБК Daily, на пост главы ФСР претендуют два сокурсника Путина - глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин. Оба предполагаемых кандидата, оставляют правительству возможность максимально эффективно влиять на следственные органы. викифицировать нет иллюстраций нет интервики заготовка

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральная служба расследований РФ" в других словарях:

    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности… … Википедия

    ФСНП России … Википедия

    - (Ространснадзор) федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах),… … Википедия

    Флаг Росфинмониторинга Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный приниммать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём … Википедия

    Эмблема ФСНП России Вымпел ФСНП России Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России) подчинённый непосредственно Президенту правоохранительный орган России, существовавший с 1992 по 2003 год. Содержание … Википедия

    Служба военной контрразведки Militärischer Abschirmdienst (MAD) Страна … Википедия

    Федеральная резервная система США - (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

    Спецслужба неофициальный (отсутствует в текстах законодательных актов России и иных стран) термин, который со второй половины XX века может использоваться в узком смысле «специальной службы для ведения разведывательных действий» или… … Википедия

    United States Secret Service … Википедия

Интервью Председателя Высшего совета партии "Гражданская сила" Михаила Барщевского журналу "Итоги"

Создание Федеральной службы расследований, которая возьмет под свое крыло сыщиков из всех "компетентных органов", ожидалось еще в 2001 году, как и слияние прокуратуры и Минюста. В связи с "пересменкой" в Кремле слухи о глобальной правоохранительной реформе становятся все настойчивее. Приживутся ли на нашей почве "соединенные штаты следствия"?

- Михаил Юрьевич, вы являетесь давним сторонником создания единого следственного органа. Чем вас не устраивает нынешнее положение дел?
- Очень многим. Например, конкуренцией между силовиками: идет не столько борьба с преступностью, сколько борьба за влияние. Сказывается на качестве расследования и то, что в одном и том же деле может быть несколько составов преступления, относящихся по подследственности к разным ведомствам. В общем, у семи нянек дитя без глазу.

- Все-таки нельзя сказать, что ничего не меняется: появился Следственный комитет при прокуратуре, который многие считают первым шагом к созданию Федеральной службы расследований.
- Нельзя перепрыгивать пропасть в два прыжка. Был выбран паллиативный вариант, не решающий ни одну из проблем. В том числе и проблему разделения надзора и следствия. Следствие не может находиться при прокуратуре. Оно должно быть самостоятельным и единым.

- Кстати, вы предлагали в свое время вообще упразднить прокуратуру, объединив ее с Минюстом. Предложение остается в силе?
- Да, мое предложение остается в силе. Я вообще сторонник американской модели организации правоохранительной деятельности, являющейся, на мой взгляд, наиболее эффективной. Я за единый Верховный суд, который рассматривал бы и конституционные, и коммерческие вопросы, и дела общей юрисдикции. Я за создание Федеральной службы расследований, аналогичной ФБР. И я за объединение прокуратуры и Министерства юстиции в одну организацию, надзирающую за законностью и соблюдением прав граждан. Дело в том, что прокуратура в ее нынешнем виде - довольно странное образование. Демократия, как известно, - это три ветви власти: судебная, исполнительная, законодательная. Но наша прокуратура не относится ни к одной из них. Кому она подчинена? Парламенту? Нет. Президенту, премьеру? Нет. Председателю Верховного суда? Нет. Такое промежуточное положение возникло еще в сталинские времена, это концепция Вышинского. Никаких принципиальных изменений в статусе прокуратуры с тех пор не произошло.

- Вы считаете, необходимо объединить всех следователей без исключения?
- Я бы сделал исключение для ФСБ, оставив за ней расследование по статьям "терроризм", "шпионаж" и "измена родине".

- Но ведь у других силовых структур тоже есть своя специфика.
- Специализация должна быть внутри самого объединенного следственного органа. В нем может появиться, например, подразделение по борьбе с наркотиками, подразделение по борьбе с бандитизмом и так далее.

- Один из основных доводов противников реформы: объединение приведет к появлению мегаведомства, которым будет очень трудно управлять.
- Тогда давайте сделаем следственные органы в каждом субъекте Федерации. И даже не будем замыкать их на центр... Да, единый следственный орган будет суперминистерством. Но что, разве МВД у нас сегодня не суперминистерство? А ФСБ, а Минрегион? Этот аргумент меня совершенно не убеждает. Федеральная служба расследований будет такой же управляемой, как и другие госорганы.

- Еще одно принципиальное возражение: ФСР станет монополистом, а всякий монополизм вреден. У нынешней конкуренции силовиков есть, конечно, минусы, но есть и плюс - каждый стремится доказать, что его сыщики более компетентны и результативны.
- А вы спросите предпринимателей, как им нравится эта конкуренция и за что она идет. Не за взятки ли? Да, сегодня в различных структурах работают люди с разной квалификацией. Следователи прокуратуры, как правило, более подготовлены, чем, скажем, следователи МВД. Но это является еще одним аргументом за объединение: лучшие должны учить и подстраховывать более слабых. Оставляя же все как есть, мы консервируем ситуацию, при которой воспроизводится некомпетентность.

- Высказывается также опасение, что обособление следователей от их коллег, работающих "в поле", приведет к тому, что ФСР станет "головой без рук": дела, принятые новым органом, лягут мертвым грузом без оперативной поддержки.
- Глупости. Во всем мире следствие и полиция сотрудничают вполне нормально. Да и у нашей прокуратуры никогда не было своих оперативных подразделений, и ничего - справлялись до сих пор. Поддержка, естественно, будет. Во-первых, ФСР будет обладать правом давать поручения МВД. А во-вторых, у нее могут появиться собственные оперативные службы. Почему нет?

- Что же тогда останется остальным силовым структурам?
- Я же не говорю, что вообще все дела надо отдать в следственный комитет. Есть менее тяжкие преступления - кражи и тому подобное, которые останутся за дознавателями МВД и других правоохранительных органов. Мы выделяем тяжкие и особо тяжкие преступления - только они должны расследоваться федеральным следственным органом.

- Вы апеллируете к западному опыту, а ваши оппоненты - к более близкому, казахстанскому. Известно, что наши соседи в середине 90-х предприняли попытку создания единого следственного органа, но она окончилась крахом: пришлось возвращаться к тому, что было.
- А давайте сравним казахстанский и российский опыт проведения налоговой амнистии: там она прошла блестяще, а у нас почему-то провалилась. К тому же не забывайте: Казахстан - страна, мягко говоря, с восточной спецификой. Еще одно сравнение - там президент правит практически пожизненно, а у нас Путин не пошел на третий срок. Нет, опыт Казахстана никак не может служить нам примером.

- Всякая реформа, пусть даже самая замечательная, влечет за собой более или менее продолжительный период дезорганизации. Перебоев в деле защиты правопорядка, которыми пугают ваши оппоненты, честно говоря, не хотелось бы.
- Тогда у меня такой вопрос: может быть, напрасно мы в свое время перестроили работу сталинского НКВД? Если что-то плохо - это надо менять. А хуже, чем сегодняшняя ситуация, быть не может. И не надо бояться того, что плохие люди возьмут и этим воспользуются. Я вообще не понимаю аргументации на уровне страха. Бояться ведь можно чего угодно. Например, того, что выпадет снег и можно поскользнуться и разбить голову. Что же теперь, не выходить на улицу?

- Если все так логично и очевидно, то почему ФСР до сих пор не создано? Что мешает?
- Очень многие люди выражают те же сомнения, которые прозвучали в ваших вопросах. И потому что любому чиновнику проще не делать, чем делать. За это накажут намного меньше, чем за возможную ошибку.

- Но решения принимают все-таки не робкие чиновники, а руководство страны.
- У руководства страны было много проблем. Те вопросы, которые стояли перед Путиным, когда он вступил в должность президента, были несравнимо сложнее, чем те, которые предстоит решать Медведеву. Задача создания Федеральной службы расследований явно не входила в число первоочередных в предыдущие восемь лет. Но сегодня она очень актуальна. Как, например, и проблема деятельности судов. Правоохранительные органы, судебная система остро нуждаются в дотягивании до уровня других институтов, достаточно динамично развившихся за последнее время.

- Вы говорили, что неплохо знаете избранного президента как юриста. Насколько позиция Дмитрия Медведева по этому вопросу совпадает с вашей?
- Лучше, конечно, спросить у самого Дмитрия Медведева, не следует приписывать ему мои взгляды. Но мне хочется надеяться, что наши позиции недалеки друг от друга.

- Ходят упорные слухи, что единая следственная служба будет создана уже до конца этого года. По вашему мнению, они имеют под собой почву?
- Не знаю, не видел никаких проектов. Но, насколько я умею "нюхать воздух", общая атмосфера говорит о том, что эти слухи не беспочвенны.

Беседу вел Андрей Камакин


В средствах массовой информации активно обсуждается идея о Федеральной службе расследований (ФСР). Не прошел мимо этой темы и «Собеседник» (№12), написавший о кандидатах на роль начальника нового следственного супер-органа.

Следствие ведут дилетанты

Любопытно, что в дискуссиях на эту тему не выступили, по крайней мере публично, сами руководители силовых ведомств. Информационной поддержкой этого решения занимаются в основном журналисты. Например, небе-
зызвестный депутат-единоросс Александр Хинштейн, якобы эксперт по деятельности спецслужб. В своих публикациях Хинштейн уверяет, что этот, по его мнению, аналог американского ФБР Россию не просто осчастливит. Без него – никуда.
Видимо, вмешиваясь в дела государственной важности, этот член думского комитета по информтехнологиям и связи искренне полагает, что знает проблему лучше всяких специалистов. А ведь он уже давно не работает в комитете по безопасности. Да и нужно ли ему разбираться в нюансах производства следственных действий, если для аргументации своей позиции Александр Хинштейн довольствуется в основном эмоциональными оценками руководителя Следственного комитета при Генпрокуратуре Александра Бастрыкина, назначенного, кстати, лично президентом РФ.

ФСР – не ФБР

Тонкости же здесь очень важны. Видимо, Хинштейну невдомек, что американское ФБР (если кому интересно) – это не просто следственный орган, а целая спецслужба. Поэтому доморощенная ФСР ни при каких обстоятельствах не будет иметь с ФБР ничего общего.
В Штатах процессуальное расследование и оперативно-разыскная деятельность находятся в руках одного человека (детектива или агента), который самостоятельно выбирает стратегию и тактику расследования.
У нас же Уголовно-процессуальный кодекс прямо говорит о том, что «не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия». В переводе на гражданский язык: функции оперативного раскрытия преступления и его предварительного расследования в России четко разделены.
Теперь в нашей стране предлагается создать службу, в которой одновременно будут трудиться следователи всех правоохранительных органов страны – прокуратуры, ФСБ, МВД, Госнаркоконтроля и так далее. Но вся штука в том, что без оперативного обеспечения (какое имеется в ФБР) такая Федеральная служба расследований окажется полностью недееспособна.
Без оперативных данных и результатов экспертиз следователь просто не сможет нормально работать. Ведь чтобы допросить человека, необходимо сначала его отыскать, а чтобы провести экспертизу, нужно предварительно найти улики. Добиться этого лишь процессуальным путем, сидя в кабинете, практически невозможно. Специалисты отмечают, что в любом регионе России есть раскрытые дела, которые не направляются в суд лишь из-за нехватки доказательств. И в первую очередь это касается особо опасных преступлений.
Такого же мнения придерживаются многие ученые и практики. Они приходят к выводу: «Жизнь наглядно показывает, что такие преступления, как террористические акты, наемные убийства, организованные системы взяточничества или вымогательства, наркобизнес и некоторые другие, чисто следственным путем раскрыть зачастую не удается». Это констатируется даже в официальном комментарии к УПК РФ.
Если сейчас взаимодействие следователей и оперативников внутри ведомств (МВД, ФСБ) хоть как-то еще существует, то после возникновения ФСР оно будет окончательно потеряно. И это лишь одна из опасностей, которые подстерегают новую службу. А есть и другие...

Откуда взяться результатам?

Если у прокуратуры совсем отобрать следствие, то кто, к примеру, будет расследовать коррупционные дела в отношении следователей и руководителей ФСР, которые тоже, увы, могут совершить преступления?
И что станет с существующей специализацией среди самих следователей? Что же, рушить весь устоявшийся порядок разделения труда, а потом заново воссоздавать его внутри ФСР?
Нельзя обойти и вопрос кадров. Несложно догадаться, что следователей ФСБ и Госнаркоконтроля переведут на другие должности в их же ведомствах, чтобы не терять специалистов. А значит, кадровый костяк ФСР составят следователи МВД. При нынешнем состоянии следственного аппарата этого министерства, особенно на местах, оценивать профессиональный состав будущей службы можно крайне пессимистично. Да и что в силах привлечь в ФСР высокопрофессиональных, опытных работников? На энтузиазме мало кто будет работать.
Откуда вообще возьмутся средства на создание и содержание ФСР? Экономическая проблема – одна из главнейших. Ясно, что ни о какой самостоятельной материально-технической базе ФСР говорить не приходится. Будут делить то, что уже имеется. Так откуда же тогда ждать скорых выдающихся результатов?
Это – малая толика вопросов, возникающих у специалистов относительно ФСР, которые они адресуют Хинштейну и прочим сторонникам этой идеи.

Кому мешает Бастрыкин

И главное, опыт создания подобной структуры у нас в стране уже был. В конце 50-х – начале 60-х годов следственные подразделения милиции тоже упразднили. Но ловить уголовников оказалось некому: прокуратура просто задыхалась от бытовых преступлений, и следственный аппарат был реанимирован вновь. Вот и создание ФСР грозит обернуться очередной профанацией реформы, которая завершится новым развалом правоохранительной системы с дополнительными финансовыми расходами для бюджета.
Естественный вопрос: почему Александр Хинштейн так забурился в данную проблему? Уже целый цикл статей написал, в которых постоянно публикует порочащие Бастрыкина, а значит, и прокуратуру в целом, материалы. В статье «Рыцари со страхом и упреком» он, к примеру, пишет об отстранении от должности на время служебной проверки ряда заподозренных в коррупции руководителей Главного следственного управления во главе с его начальником Довгием. Хинштейн удивляется: «Странность этой ситуации заключается в том, что ее главный герой Дмитрий Довгий традиционно считался наиболее доверенным человеком главы Следственного комитета прокуратуры Александра Бастрыкина». Журналисту и в голову не приходит, что действия Бастрыкина могут быть признаком принципиальности вне зависимости от личных отношений. Он просто использует искусственно раздутый скандал для очередной суровой критики в адрес руководителя СКП.
Видимо, за свою недолгую работу в руководстве Следственного комитета Александр Бастрыкин слишком многим умудрился «наступить на хвост». Вот обиженные и решили создать новую систему предварительного расследования взамен существующей, а заодно и очернить самого Бастрыкина. А то, что их инициатива породит всплеск преступности в стране, апологетов ФСР ничуть не волнует.
Но думается, неспроста на последнем съезде «Единой России» Владимир Путин пообещал очистить партию от «случайных людей». Глядишь, и некоторые лоббисты Федеральной службы расследований сполна получат по заслугам.

{mosimage}
Уже осенью этого года в России может появиться новая силовая структура,
объединяющая следственные органы всех силовых ведомств под одной крышей
- Федеральная служба расследований (ФСР), аналог американского ФБР.
Создание нового ведомства принципиально одобрено на самом высшем
уровне. На пост главы ФСР претендуют два сокурсника Путина - глава
Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и
руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин, пишет РБК daily.

Обе кандидатуры на пост руководителя ведомства, по мнению издания,
гарантируют Кремлю сохранение максимального влияния на следственные
органы.

Указ о создании ФСР еще не подписан, однако, по словам источника
газеты в Генпрокуратуре, это решенный вопрос. Создание следственного
"суперведомства" решили перенести на период после выборов нового
президента России, и к сентябрю оно должно уже появиться.

Организационные детали пока прорабатываются, но уже известно, что
зарплата следователя ФСР будет на порядок выше сумм, которые получают
нынешние следователи. И заниматься новое ведомство будет
расследованиями всех уровней, как федерального, так и регионального.

Первым пострадает СК при МВД

Как сообщил источник газеты в МВД, на прошлой неделе личному составу
ведомства было объявлено, что реформа начнется со Следственного
комитета (СК) при МВД РФ. На базе его двух управлений - по
расследованию организованной преступной деятельности против
экономической безопасности и по расследованию организованной преступной
деятельности против общественной безопасности - будет создано единое
Главное следст­венное управление (ГСУ).

ГСУ должно будет затем войти в ФСР, куда к тому времени уже перейдет
в полном составе Следственный комитет при прокуратуре РФ и его
региональные представительства. Затем под крыло ФСР перейдут сотрудники
ФСКН и ФСБ.

Все остальные управления СК МВД должны стать основой создаваемого
Департамента дознания МВД РФ. Позже эта структура может стать
самостоятельным ведомством, в которое вольются дознаватели из таможни,
наркоконтроля, службы судебных приставов, ФСБ, ФСО и Службы внешней
разведки, сообщает "Росбалт".

В МВД РФ считают, что именно ГСУ должно стать ядром ФСР, но пока этому
активно противится глава Следственного комитета при прокуратуре РФ
Александр Бастрыкин.

По мнению агентства, в пользу того, что именно ГСУ, а не СК при
прокуратуре РФ, станет основой ФСР, говорит много доводов. У
милицейских следователей уже давно отлажено прекрасное взаимодействие с
оперативниками и дознавателями. Милицейские следователи имеют опыт
работы с большим количеством уголовных дел. Достаточно сказать, что
прокуратурой в 2006 году было возбуждено 318 тыс. дел, тогда как
органами МВД - 3,2 млн.

Бастрыкин против такой реформы

Между тем, по словам источников агентства, Бастрыкин уже якобы
заявил, что не хочет видеть в центральном аппарате ФСР почти никого из
руководителей центрального аппарата СК при МВД РФ. Однако, по некоторым
признакам, в Кремле больше расположены к милицейским следователям.
Например, Александру Бастрыкину так и не дали сформировать собственную
команду заместителей, а с его подчиненными рабочие договора подписаны
всего на год и истекут они как раз к сентябрю 2008 года, когда и должно
заработать ФСР, отмечает агентство.

Существует и еще одна проблема. По данным источника агентства в МВД,
при создании новой структуры 30-50% милицеских следователей (в
некоторых регионах эта цифра доходит до 60%) будут просто уволены, так
как места в ФСР им не найдется, а следствия в милиции больше не
останется.

Напомним, что впервые проект закона "О Федеральном следственном
комитете" был разработан еще в начале 1990-х годов руководителем
Государственно-правового управления президента РФ Сергеем Шахраем.
Затем в 2001 году к идее создания "русского ФБР" вернулся тогдашний
замглавы администрации президента Дмитрий Козак. Тогда резко против следственной реформы выступил генеральный прокурор Владимир Устинов.

Отметим, что в 2003 году, когда идея создания ФСР вновь активно
обсуждалась, на пост ее главы прочили другого однокурсника Путина - Виктора Черкесова, занимавшего тогда пост полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе и возглавляющего сейчас ФСКН.