Уровень развития казанского ханства в 16 веке. Подготовьте сообщение про Казанское ханство

В Среднем Поволжье в середине 15 - середине 16 веков. Столица - г. Казань. Официально именовалось в татарских источниках также Булгарским вилаятом, а в русских - Казанским царством. Сформировалось из эмиратов Приказанья (по реке Казанка) и Предкамья Булгарского улуса Золотой Орды. Являясь крупным и экономически развитым государством, играло важную роль в политико-экономической истории Восточной Европы и этносоциальной истории Волго-Уральского региона. Источники дают возможность лишь приблизительно очертить границы Казанского ханства. Его территория включала земли «Камскою и Сыплинскою и Костятцскою и Беловолжскою и Вотяцкою и Башкырскою». Площадь около 250 тысяч км 2 (1-я половина 16 века). Казанское ханство делилось на даруги: Алатскую, Арскую, Галицкую, Зюрейскую, а также Ногайскую (в 1540-50-е годы), которые в свою очередь делились на «сотни» и т. д. Города Казань, Алабуга, Арча, Болгар, Жори, Иске-Казан, Кашан, Тятеш, Чаллы представляли собой военно-политический и культурно-экономический центры ханства. Население Казанского ханства составляли добровольно подчинившиеся ханской власти предки казанских татар («казанлылар», «казанстии татары»), марийцев (черемисы), мордвы, чувашей и удмуртов (вотяки, ары), а также башкиры (общая численность около 400 тысяч человек).

Государственное устройство Казанского ханства основывалось на восточных традициях. Верховная власть принадлежала хану - потомку Чингисхана. Однако хан лишь формально являлся единовластным правителем, реальная власть принадлежала дивану - собранию представителей высшей духовной и светской аристократии, которую составляли потомки пророка Мухаммеда - сейиды, а также карачи-беки, огланы и др. Знать Казанского ханства в совокупности именовалась «ак сояклэр» либо «зур кешелэр» (белая кость или большие люди). Военно-служилая знать Казанского ханства включала огланов, беков, эмиров, мурз и казаков, при этом держатель земельного наследственного владения, нёсший службу у своего сюзерена за налоговые льготы и судебный иммунитет, имел титул «сойургал» или «тархан». Эта знать, постоянно пополнявшаяся выходцами из других татарских государств, состояла только из представителей татарских кланов, среди которых выделялись 4 правящих рода - Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак (традиция их существования восходит ещё ко временам хунну), а в 1540-50-е годы также род Мангыт. Для решения наиважнейших вопросов собиралась вся знать - курултай («вся земля Казанская»). В Казанском ханстве существовали должности аталыка - воспитателя ханских детей, дворецкого, административные и государственные функции выполняли эмиры, хакимы, бахши и т. д., судебные - казии. На периферийных территориях в управлении участвовала местная аристократия (например, сотники у черемисов или тюро у вотяков).

Податное сословие Казанского ханства составляли государственные крестьяне (кешелэр) и зависимые от конкретного феодала люди и военнопленные (коллар) - «кара халык» (чёрные люди). Основными занятиями татарского сельского населения, объединённого в общинно-родственные джиены (несколько аулов), были пашенное земледелие, стойловое скотоводство, птицеводство и садоводство; городского населения - ремесло (гончарное, деревообрабатывающее, кожевенное, кузнечное, ткацкое, ювелирное) и торговля, в том числе международная (экспорт: ремесленные изделия, меха, мёд, скот, хлеб, рабы; импорт: соль, благовония, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия, бумага, книги). Среди населения периферии Казанского ханства развивались земледелие (горные черемисы, мордва, чуваши), табунное или домашнее скотоводство (башкиры, черемисы, мордва, чуваши), птицеводство, огородничество, пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство.

Войско Казанского ханства состояло из 5-тысячной татарский конницы и 25-40-тысячной пехоты черемисов.

Основными налогами и повинностями были ясак, амбар-малы, илчи-кунак, харадж и др. Мусульмане платили также гошур и закят, а немусульмане - джизию. В Казанском ханстве преобладал ислам (около половины населения - сунниты, последователи учения Абу Ханифы), соблюдалась полная веротерпимость, что было связано с традициями Булгарии Волжско-Камской, Монгольской империи и Золотой Орды. В Казани находилась Армянская церковь, а большая часть финно-угорского и часть тюркского населения исповедовали язычество. Ислам распространялся ненасильственно - в результате усиления этнокультурных контактов. Мусульманское духовенство (шейхи, муллы, имамы и др.) занимало почётное место в Казанском ханстве, а сейид считался вторым после хана лицом в стране, нередко возглавлял правительство в периоды междуцарствия и выполнял серьёзные дипломатические поручения. Духовенство играло важную роль в просвещении населения, чему способствовало наличие медресе при Соборной мечети в Казани, а также множества других медресе и мектебов. В Казанском ханстве активно развивались традиция историописания, юриспруденция (на основе шариата), литература, музыкальное творчество, декоративно-прикладное искусство и т. д.

Политическая история. В историографии существуют две основные точки зрения относительно времени образования Казанского ханства. Согласно первой из них, его основателем являлся бывший золотоордынский хан Улуг-Мухаммед и историю ханства следует вести с 1437 или 1438 года (Г. И. Перетяткович, Ш. Марджани, Н. П. Загоскин, Х. Атласи, М. Г. Худяков, А. Н. Курат, М. А. Усманов, Д. М. Исхаков и др.). Согласно второй (подтверждается большинством источников) - историю Казанского ханства следует вести с осени 1445 года, с начала правления в Казани Махмуда, сына Улуг-Мухаммеда (В. В. Вельяминов-Зернов, Н. Ф. Калинин, С. Х. Алишев, Р. Г. Фахрутдинов и др.). Нахождение самого Улуг-Мухаммеда в Казани не подтверждается, в большинстве источников он именуется не казанским ханом, а родоначальником первой династии казанских ханов. Ещё до окончательного оформления Казанского ханства, в конце 1444 - начале 1445, начались казанских ханов набеги на земли Московского великого княжества. После 1448 года и до конца правления Махмуда и его сына Халила (1467) между Казанским ханством и русскими княжествами фактически существовали мирные отношения. В это время внутри казанской знати начала формироваться группа, ориентировавшаяся на союз с Москвой. После смерти Халила ханом стал его брат Ибрагим (1467-79), а промосковская знать пригласила на престол Касима, сына Улуг-Мухаммеда и правителя Касимовского царства. Касим обратился за помощью и разрешением к великому князю московскому Ивану III Васильевичу, который поддержал его, что стало поводом к началу 1-й казанско-русской войны (1467-69). Однако военная кампания 1467 года успеха Касиму не принесла, и русское правительство не пыталось в дальнейшем возвести его на казанский престол. При Ибрагиме Казанское ханство расширило владения в Верхнем Прикамье и Вятской земле. По результатам 2-й казанско-русской войны (1478) хан был вынужден заключить мир на русских условиях. В начале правления сына Ибрагима - Али (Ильгама) (1479-87, с перерывами) Казанское ханство поддерживало мирные отношения с Московским великим княжеством. Однако летом 1482 года они оказались на грани войны, так как Московское великое княжество активно вмешивалось во внутренние дела Казанского ханства (в распрю между сторонниками Али и его брата Мухаммед-Эмина). В результате военного давления (Иван III с удельными князьями расположился во Владимире - пункте сбора всей русской армии; крупные силы были сконцентрированы в Нижнем Новгороде, началось плавание русской рати на судах к Казани) был заключён мир на русских условиях (конкретные статьи договора в источниках не сохранились). В середине 1480-х годов московским кандидатом на казанский трон стал сын Ибрагима Мухаммед-Эмин, которому при поддержке русских войск удавалось однажды (или дважды) на время занять трон в Казани в 1485-87. В результате 3-й казанско-русской войны 1487 года Иван III Васильевич принял титул «князя Болгарского» и вновь посадил на трон Казанского ханства Мухаммед-Эмина (1487-95). Условия воцарения определили вассальный статус Мухаммед-Эмина в его отношениях с Иваном III, союзно-вассальное положение ханства под патронатом Русского государства. Хан Али с семьёй и все его родственники были выданы русской стороне (их отправили в ссылку в Вологду и на Белоозеро), «коромольные казанские князья» были казнены в Москве по приказу великого князя. При этом русские власти не претендовали на земли Казанского ханства и не вмешивались в его внутреннее устройство.

Политика Мухаммед-Эмина спровоцировала в 1495 году заговор местных беков, в результате которого в 1496 году на казанский престол при поддержке главным образом ногайских, а также сибирских татар был возведён сибирский Чингисид - Мамук, который не сумел удержаться в Казани. Новым ханом стал брат Мухаммед-Эмина - Абд аль-Латиф (1496-1502), активно проводивший промосковскую политику и стремившийся ограничить влияние знати в Казанском ханстве. В 1500 году ногайские мурзы Муса и Ямгурчи организовали поход на Казанское ханство. Разорение территории Казанского ханства ногаями привело к усилению антирусских настроений. Абд аль-Латиф не сумел противодействовать им, вследствие чего был арестован по приказу Ивана III Васильевича и сослан на Белоозеро. Казанский трон вновь занял Мухаммед-Эмин (1502-18). Весной - летом 1505 в ходе переговоров в Москве, а затем и в Казани вспыхнул острый конфликт. В итоге Мухаммед-Эмин арестовал русского посла М. С. Кляпика-Еропкина, кроме того, ограбив, заточил в тюрьму, продал в рабство в Ногайскую Орду или казнил русских торговых людей. В том же году на этот раз казанский хан начал 4-ю казанско-русскую войну. После поражения русских войск, длительных переговоров весной - летом 1507, освобождения арестованных русских послов, некоторых купцов, а также попавших в плен в 1506 году русских воинов был заключён мир, отменивший сюзеренитет Русского государства над Казанским ханством. В 1512 году между Казанским ханством и Русским государством был заключён «вечный мир», одним из условий которого было не избирать на престол Казанского ханства никого «без ведома» великого князя московского. Мухаммед-Эмин существенно подорвал политико-экономическое влияние знати в Казанском ханстве и этим усилил свою власть. После его смерти казанская знать во главе с улуг-карачи-беком Булатом Ширином, по предварительному согласованию с великим князем московским Василием III Ивановичем, пригласила на трон касимовского хана Шах-Али (1519-21), потомка ханов Большой Орды - противников крымской династии Гиреев и пресекшейся династии Улуг-Мухаммеда. В Казани появился русский гарнизон. Подобная ситуация привела к недовольству знати ханства, которая изгнала Шах-Али, призвав на престол крымского царевича Сагиб-Гирея (впоследствии крымский хан Сагиб-Гирей I), который начал активную антирусскую политику. В 1521 году активизировались набеги казанских ханов на земли Русского государства, ряд из которых был совершён одновременно с походом брата Сагиб-Гирея - крымского хана Мухаммед-Гирея I - на Москву. В 1523 году в результате похода на земли черемисов великий князь московский Василий III построил на территории Казанского ханства (на правом берегу, в устье реки Сура) Васильгород (ныне Васильсурск), что стало первым шагом на пути покорения Казанского ханства. В 1523 году Сагиб-Гирей начал 5-ю казанско-русскую войну, однако после того, как до него дошла информация об убийстве ногаями Мухаммед-Гирея I и вспыхнувшей в Крымском ханстве междоусобице, он был вынужден уехать туда. Казанский престол занял его племянник - Сафа-Гирей (1524-31). Подписанное в середине августа 1524 года перемирие между Казанским ханством и Русским государством прекращало военные действия и обязывало Сафа-Гирея (чьё избрание формально было представлено как акт пожалования Василием III в ответ на «челобитье всей земли Казанской») срочно прислать представительное посольство в Москву. К началу переговоров (ноябрь 1524) Казанское ханство подверглось опустошительному набегу ногайских войск, в Крыму шла вооруженная борьба за трон, так что русской стороне удалось добиться значительных уступок. Весной 1525 года по настоянию русской стороны хан Сафа-Гирей согласился на перевод торга из Казани в Нижний Новгород. Однако в 1530 Сафа-Гирей, опираясь на «проногайскую партию» казанской знати, спровоцировал начало 6-й казанско-русской войны, учинив в Казани «срамоту велику» русскому послу А. Ф. Пильемову-Сабурову (вероятно, был посажен под арест и ограблен). Длительные переговоры в Москве и Казани (ноябрь 1530 - май 1531), засилье крымцев и ногаев привели к усобице в Казанском ханстве с участием податного населения. В 1531 Сафа-Гирей бежал в Ногайскую Орду, а его сторонники были казнены. Усиление русского влияния в Казанском ханстве привело к тому, что по согласованию с Василием III новым ханом летом 1531 года (по другим данным, 1532) стал брат Шах-Али - Джан-Али. Он активно проводил прорусскую политику, в ряде случаев признавая и ограничение суверенитета Казанского ханства (например, в 1534 году казанские войска направлены в составе русской армии на войну с Великим княжеством Литовским). Воцарение в Крыму Сагиб-Гирея I (1532) и смерть Василия III Ивановича (1533) привели к резкому ослаблению влияния Русского государства на Казанское ханство, усилению там антирусских настроений, которые были поддержаны Крымским ханством. Заговор 1535, организованный Булатом Ширином и хан-бике Гаухаршад (Ковгоршат), привёл к убийству Джан-Али и новому восшествию на престол Сафа-Гирея (1535-46). В январе 1536 года русское правительство освободило ссыльного Шах-Али, а в конце того же года направило войска на земли Казанского ханства. Ответом Сафа-Гирея стали новые набеги на русские земли. Под нажимом Сагиб-Гирея I в 1538-41 велись переговоры между Казанским ханством и Русским государством. В 1541 году Булат Ширин сообщил в Москву о желании знати низвергнуть Сафа-Гирея, так как его власть чрезмерно усилилась. С 1545 года правительство великого князя московского (с 1547 - царя) Ивана IV Васильевича Грозного начало организовывать регулярные казанские походы. Результаты 1-го казанского похода (1545) привели к внутренним смутам в Казанском ханстве, а также выезду многих представителей казанской знати в Москву. В 1545 Сафа-Гирей обвинил казанскую знать в измене и казнил Булата Ширина, хан-бике Гаухаршада и др., после чего в 1546 году был изгнан из Казани, а отряды крымцев, бежавших из Казани, были разбиты русскими сторожами на Каме при попытке прорваться в Крымское ханство. Казанским ханом вновь стал Шах-Али (июнь - июль 1546), которому казанцы принесли присягу, одновременно присягнув и великому князю московскому Ивану IV Васильевичу. Сафа-Гирей при поддержке крымских, ногайских и астраханских татар пытался вернуть себе казанский трон, но неудачно. Однако очередная усобица в Казани привела к бегству Шах-Али и новому воцарению Сафа-Гирея (1546-49). Сторонники прорусской ориентации были казнены, диван сформирован только из крымских и прокрымски настроенных татар, а также, видимо, и ногайцев. В конце 1546 года в Москву направились посланцы от местной знати Горной стороны Казанского ханства (черемисов и чувашей) с просьбой «послать рать на Казань» и с обещанием, что «они с воеводами государю служити хотят». С намерением восстановить Шах-Али на престоле Казанского ханства русское правительство организовало новые казанские походы (февраль - март 1547; январь - февраль 1548), однако Сафа-Гирей смог сохранить власть. После смерти Сафа-Гирея власть в Казанском ханстве перешла к его малолетнему сыну Утемыш-Гирею и ханше Сююмбике (1549-1551), вокруг которых временно объединились различные группировки казанской знати. Не оставляя попыток восстановить власть Шах-Али в Казанском ханстве, русское правительство предприняло походы 1550 и 1551. В 1551 году на территории Казанского ханства, в устье реки Свияга, возведена русская крепость Свияжск. Расширялось идеологическое обоснование русского наступления на Казань: юридические аргументы (казанцы нарушили присягу, данную в 1546 Шах-Али и Ивану IV) дополнились конфессиональными (во время набегов казанцы разрушали храмы и держали в рабстве множество православных христиан). Эти походы русских войск вызвали новый всплеск внутриполитической борьбы в Казани, чему способствовали интриги казанских князей-эмигрантов и дипломатическая изоляция Казанского ханства: предложения нового крымского хана Девлет-Гирея I, сделанные с санкции турецкого султана, об антирусском союзе двух ханств и Ногайской Орды в 1549 и 1551 имели предварительный характер; ногайские мурзы в целом признавали приоритетные права на Казань московского кандидата при условии платежей с ханства в их пользу. Казанская знать вступила в переговоры с представителями Ивана IV и под давлением обстоятельств приняла все русские условия, которые включали переход Горной стороны в состав Русского государства, принятие на трон в Казани Шах-Али, союзно-вассальный статус Казанского ханства, выдачу Утемыш-Гирея, Сююмбике, оставшихся лиц их «крымской партии» и их семей в Русское государство, освобождение всех русских пленных и передачу их властям в Свияжске (по русским данным, за летне-осенние месяцы вышли 60 тысяч человек, не считая отправившихся прямо в северные и северо-восточные регионы Русского государства, а также ближние поволжские уезды).

Казанский престол вновь занял Шах-Али (1551-52). В ноябре 1551 в ханстве опять обострилась внутриполитическая ситуация. Русское правительство, стремясь к мирному присоединению всего ханства, действовало сразу в двух направлениях. Оно предлагало Шах-Али «укрепить» Казань вводом русских войск, но хан (при условии новых пожалований в Касимове) соглашался лишь на порчу артиллерии и боеприпасов в Казани, устранение наиболее враждебно настроенных лиц при своём «добровольном» уходе в Свияжск. Одновременно русское правительство вело переговоры с противниками Шах-Али из казанской знати, находившимися в Москве в качестве послов или эмигрантов. Они предлагали, чтобы Шах-Али был сведён с трона, а Казанское ханство управлялось бы от имени царя его наместниками, и гарантировали согласие казанцев на это при условии сохранения социального статуса и владений знати, а также традиционных порядков. Идея ввести в Казанское ханство прямое правление Ивана IV привела к антимосковскому восстанию во главе с эмирами и сейидом Кул-Шарифом, изгнанию Шах-Али и русского гарнизона из Казани. Ханом Казанского ханства стал астраханский Чингисид Ядгар-Мухаммед.

Переворот в Казани вызвал ответные меры русского правительства. На заседании Боярской думы в апреле 1552 года было принято решение о подготовке очередного казанского похода с целью завоевания Казанского ханства. В результате похода 1552 и более чем 40-дневной осады 2.10.1552 Казань была взята, а Казанское ханство перестало существовать как самостоятельное государство.

Лит.: Перетяткович Г. И. Поволжье в XV и XVI вв. М., 1877; Ахмеров Г. История Казани. Казань, 1909 (на татар. яз.); Атласи Х. Казанское ханство. Казань, 1914 (на татар. яз.); Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. 3-е изд. М., 1991; Алишев С. Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. Казань, 1995; Бахтин А. Г. XV-XVI вв. в истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1998; Хамидуллин Б. Л. Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование. Казань, 2002; Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002; Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Введение в историю Казанского ханства: Очерки. Казань, 2005.

Образование Казанского ханства началось в 1438 году, когда окончательно распалась Золотая Орда. Его столицей стала Казань, а первым правителем - Улуг-Мухаммед. Территория ханства простиралась от реки Сура до и от Верхнего Прикамья до Самарской Луки.

Казанское ханство состояло из четырёх основных округов-даруг: Алатского, Арского, Галицкого и Зюрейского. Из даруг выделялись улусы, в каждый из которых входило несколько поселений. На территории ханства проживали тюркоязычные и финно-угорские народы. Население называло себя казанлы. Их религией было мусульманство.

Наиболее уважаемыми сословиями по традиции считались знать и духовенство. Важнейшие лица из них входили в состав единственного органа власти - Дивана. К военным сословиям относились огланы и казаки. Огланы являлись командирами конных войск, а казаки - простыми солдатами.

К непривилегированным сословиям относились торговцы, крестьяне, ремесленники и вольнонаёмные работники. Они должны были платить определенные ясак (10% дохода), клан (оброк), кулуш, салыг, бач, култыка, сала-хараджи (сельский налог), харадж хараджат (налог на торговлю), сусун (продовольственная подать), тютыньсяны (налог с каждой трубы), гулюфэ (фураж), постой.

Также на землях Казанского ханства процветало крепостничество и рабство. (киши) трудились на землевладельцев. Подобную работу выполняли и рабы-военнопленные. Через 6 лет такой раб получал свободу, но все равно не имел права покидать территорию страны.

Должность главы государства именовалась "хан-чингизид". Его советники, эмиры, также являлись командующими войска. Часто хан-чингизид лишь формально управлял страной, а на деле он был полностью зависим от Дивана. Должности в Диване передавались по наследству и являлись пожизненными. В исключительных обстоятельствах созывался курултай, на котором присутствовали представители сразу трёх самых важных слоёв населения: войска, духовенства и земледельцев.

Жители Казахского ханства выращивали рожь, ячмень, полбу и овёс. Также была развита охота, бортничество, рыболовство, пчеловодство, кожевенное дело.

Не меньшее значение имела торговля. Внешняя была более развита, чем внутренняя, например, Казанское ханство имело торговые отношения с Россией, Персией и Туркестаном. Особое место в экономике государства занимала работорговля. Рабами обычно становились многочисленные военнопленные.

В Казанском ханстве повсместно господствовал ислам. Духовенство возглавлял сеид, который являлся прямым Также лицами духовного звания считались шейхи, имамы, муллы, данишменды, дервиши, хаджи и хафизы. Кроме ислама в ханстве был распространён суфизм, пришедший из Туркестана.

Основным и наиболее многочисленным Казанского ханства была многочисленная конница. Пехота и артиллерия также присутствовали, но были малочисленны и довольно незначительны по сравнению с конницей.

Так как для наступательной войны армия Казанского ханства была недостаточно большой, казанцы вели тактику оборонительной войны, периодически совершая набеги на области, находящиеся во владениях русских князей.

В 1467 году русские войска организовали поход на Казанское ханство с целью посадить на престол человека, лояльного к После этого в 80-х годах 15 века русское правительство регулярно вмешивалось в борьбу за престол ханства. Результатом этого противостояния стал захват Казанского ханства в 1487 году московскими войсками и занятие казанского престола послушным Москве ханом Мухаммед-Эмином. В 1552 году армия Ивана IV штурмом взяла Казань, следствием чего стало присоединение Казанского ханства к Московскому княжеству. После этого события Казанское ханство как отдельное государство перестало существовать.

Кан [ ] (хан) (в русских летописях - царь) 1438-1445 Улу-Мухаммед (первый) 1553 Ядыгар-Мухаммед (последний) Преемственность ← Золотая Орда Русское царство →
История Татарстана
Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V-IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII-XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI-IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII-III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. - IV век н. э.)
Азелинская культура (III-VII века н. э.)
Именьковская культура (IV-VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Империя гуннов (IV-V век)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII-X века)
Волжская Булгария (VIII век - 1240)
Золотая Орда (1236-1438)
Казанское ханство (1438-1552)
Территория Татарстана в Российском государстве
Казанский и Свияжский уезды (1552-1708)
Казанский разряд (1680-1708)
Казанская губерния (1708-1781)
Казанское , Симбирское , Вятское и Уфимское наместничества (1780-1796)
Казанская , Вятская , Симбирская , Самарская и Уфимская губернии (1796-1920)
Татарская автономия (1920-1990)
Татарстан (с 1990)
Портал «Татарстан»

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Казанское ханство (рассказывает историк Искандер Гилязов)

    ✪ Казанское ханство и Москва (рассказывает историк Владислав Назаров)

    ✪ Истоки Возникновения Татар

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков о казанской истории

    ✪ История Казани | Возникновение городов и народов

    Субтитры

Основание и территория ханства

После победы над русскими войсками Дмитрия Шемяки при Белёве осенью 1437 года бывший золотоордынский хан Улуг-Мухаммед откочевал на Волгу, где в следующем году захватил город Казань, изгнав оттуда татарского князя Али-бея. Взяв Казань, Улуг-Мухаммед провозгласил себя независимым ханом, основав тем самым новое татарское государство. Рядом со Старой Казанью, неблагоустроенной и плохо укреплённой, новый хан выстроил Новую Казань, ставшую столицей нового ханства (по другим данным, Новая Казань была основана ещё в 1402 году Алтын-беком, а при Улуг-Мухаммеде существенно расширена и укреплена) .

Казанское ханство обособилось на территории Казанского улуса (бывшая территория Волжской Булгарии). В период своего расцвета (во второй половине XV в.) территория Казанского ханства существенно превышала размеры Волжской Булгарии и приблизительно достигала 700 тыс. километров. Ханство занимало среднее течение Волги и почти весь бассейн Камы. Граница ханства доходила на западе до бассейна реки Сура , на востоке - до Уральского хребта, на севере - до Вятки и Пермской земли, на юге - до Самарской Луки . Таким образом, Казанское ханство, помимо Волжской Булгарии, включало в себя земли вотяков , черемисов , башкиров, чувашей, частично мордвы и мещеры .

Административное устройство

Казанское ханство состояло из четырёх даруг (округов) - Алатской, Арской, Галицкой, Зюрейской. Позднее к ним добавилась пятая даруга - Ногайская . Даруги делились на улусы, объединявшие земли нескольких поселений.

Население

Этнический состав

На землях Казанского ханства жили предки современных татар , марийцев (черемисы), мордвы , чувашей и удмуртов (вотяки, ары), а также башкиры . Основное население чаще всего называло себя казанлы, либо по религиозному признаку - мусульмане. Общая численность населения - около 400 тысяч человек , в середине XVI века составляло около 450 тысяч человек .

В башкирские земли ханы периодически посылали своих наместников, хотя их власть ограничивалась лишь сбором ясака . Помимо этого, башкиры обязаны были также служить в ханском войске.

Значительно более сильной ханская власть была в удмуртских землях, где располагались владения многочисленных представителей казанской знати. Центром, из которого шло управление удмуртскими землями, был Арский городок, в котором сидела ханская аристократия.

Чуваши жили преимущественно в окрестностях реки Свияги . В чувашских землях также имелись владения татарской знати, однако власть хана там была менее прочной. Большая часть населения региона лишь выплачивала ясак , который зачастую собирали представители местной знати. Во главе центров расселения чувашей стояли так называемые «сотенные князи» (çĕрпÿ ), отвечавшие за сбор ясака и набор воинов в ханское войско в случае войны или похода.

Этнический состав оказал влияние на язык казанских татар - к первоначальной кипчакской основе примешалось множество тюркско-булгарских и чувашских лингвистических элементов .

Социальный состав

Привилегированные сословия

В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи ») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. Титул карачи принадлежал главам четырёх знатнейших татарских родов - Ширин, Баргин , Аргын и Кипчак, и передавался по наследству. Карачи по своему положению были ближайшими советниками и фиктическими соправителями казанского хана .

В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки , мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского «эми́р-задэ́» , букв. - «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские ». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей.

Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Духовный глава - сейид - играл важную роль в управлении государством. Хан должен был учитывать его советы, а иногда и прямые указания, глава государства пешим выходил встречать едущего на коне сейида, а в официальных документах имя сейида указывалось перед именем хана .

Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами . К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.

Податное сословие

К числу представителей податного непривилегированного сословия относились простые городские и сельские жители: торговцы, ремесленники, вольнонаемные работники, крестьяне. В ярлыке Сахиб-Гирея упоминается 13 видов налогов и податей, которые должны были платить эти группы населения, но от которых были освобождены тарханы : ясак (10 % подоходный налог, клан (оброк), салыг, кулуш, култыка, бач, харадж хараджат (торговый налог), сала-хараджи (деревенский налог), ерь-хылясы (земельный налог), тютыньсяны (подать с трубы), сусун (продовольствие), гулюфэ (фураж), постой. Также известно существование и других податей - тамга (пошлина на товары), весовой сбор и прочие.

Крепостные и рабы

Наделы землевладельцев обрабатывались зависимыми крепостными крестьянами («киши»). Также для обработки земли помещики привлекали рабов-военнопленных, которых закрепляли за поместьями. По сообщениям С. Герберштейна , по истечении 6 лет такой раб становился свободным, но не имел права покидать территорию государства .

Управление

Взаимоотношения с Московским княжеством

Внутриполитические распри в Казанском ханстве вели две основные группировки - одна являлась сторонниками мирного сосуществования и торговли с соседним Московским княжеством , вторая состояла из сторонников политики крымского ханства и рассматривала соседей исключительно как источник рабов и объект грабежа. Борьба этих группировок определяла судьбу Казанского ханства на протяжении последних 100 лет его существования.

Уже в 1439 году хан Улуг-Мухаммед подступил к Москве и осадил её, однако через одиннадцать дней отступил, разграбив по пути Коломну и несколько других русских городов. В 1444 году хан напал на Нижегородское и Рязанское княжества, а в 1445 году разбил русские войска под Суздалем и захватил в плен самого великого князя Василия II .

Московское княжество не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань , чтобы посадить на казанский престол царевича Касима . В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника. Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина . Неугодный московскому правительству хан был свергнут. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата - Абдул-Латифа .

В первой половине XVI века , преимущественно в годы правления ханов из рода Гиреев, Казанское ханство и Московское княжество постоянно воевали. Во время войны 1505-1507 гг. хан Мухаммед-Эмин, который был посажен на престол при военной и политической поддержке Москвы, освободился от Московской зависимости. Во время этой войны русские организовали в 1506 году крупный поход на Казань, потерпев у стен города полное поражение. В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на нижегородские , муромские , клинские , мещерские и владимирские земли и соединились с войском крымского хана Мехмеда Гирея у Коломны . После чего осадили Москву и вынудили


Улу-Мухаммед.
Рисунок Ф. Исламова

В 1438 году последний хан Золотой Орды Улу-Мухаммед с остатками своего войска ушел из Сарая-Бату и направился к Белеву (русский городок на Оке в составе Золотой Орды). В том же году он уходит к Нижнему Новгороду и останавливается в старой его части. Там он прожил восемь лет, в течение которых у Улу-Мухаммеда сложились не совсем простые отношения с великим князем московским Василием II. Между ними произошло несколько военных столкновений: под Белевым в 1438 и под Суздалем в 1445 году. Василий II потерпел крупное поражение и попал в плен. Однако в том же 1445 году за большой выкуп был отпущен. Осенью войска Улу-Мухаммеда направились к Казани. Но по пути Улу-Мухаммед скончался и его армию возглавил его старший сын Махмутэк. Казань была взята, Али-бей, правитель Казани, был отстранен от власти, и Махмутэк провозгласил себя ханом нового государства в Среднем Поволжье - Казанского ханства.


Изображение легендарного царя Саина, выбравшего место для основания Казани. «Казанская история»

Казанское ханство занимало северную территорию бывшей Золотой Орды и во многом совпадало с землями бывшей Волжской Булгарии. На востоке границы государства доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. Юго-восточные пределы Казанского ханства граничили с Ногайской Ордой и доходили до р. Самары. А самые Южные границы доходили до современного Саратова. На западе граница проходила по р. Суре, на севере границы доходили до среднего течения Вятки и граничили с таежной зоной.


Победа Улу-Мухаммеда в Бельском сражении над Василием II.
Вторая половина XVII в. «Казанская история»

Этническую основу населения Казанского ханства составляло татарское население (казанские татары), которых в то время русские летописи называли: татарами, казанцами или бесерменами (т.е. мусульманами). Татары занимали центральные земли государства - “Заказанье”, т.е. территория между Волгой и Камой, к северу от Камы. Достаточно много татарского населения проживало на “Горной стороне” - в правобережье Волги, в бассейне Свияги. На сегодняшней день известно около 700 населенных пунктов периода Казанского ханства. 500 из них расположено в Заказанье, 150 на Горной стороне и около 50 в Закамье. Кроме татар в государстве проживали или находились под политическим и культурным влиянием некоторые тюркские и финно-угорские народы Среднего Поволжья и Приуралья: западная часть башкир, чуваши, ары (удмурты), черемисы (марийцы), мордва.


Керамическое пушечное ядро, полое внутри, первая половина 16 века

В городах государства, и прежде всего в столице Казани проживали также представители других народов (купцы из Армении, Московии и др. государств).

Среднее Поволжье на карте братьев Пиццигани (XIV век)

Из документа:

“Тое же осени (1445 г.) царь Мамотяк (Махмутек), Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчина казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовать”.

Из Воскресенской летописи

“А царь Мамутяк пришел из Курмыша Казань взял, а Казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле нача царство быти казанское”.

Из Никоновской летописи

“Кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский, пятый башкирский”

Из книги “Взятие Казани” русского воеводы
в походе на Казань в 1552 г. А.Курбского

“Эти татары - образованнее других (имеется в виду других татар – Р.Ф.), так как они и возделывают поля, и живут в домах и занимаются разнообразною торговле
Западноевропейский путешественник

XVI в. С.Герберштейн

Мнение историков:

“План основания Казанского ханства можно назвать гениальным, потому что хан Мухаммед понял особенность древнего культурного местного населения, и задумавши восстановить мусульманское государство в Среднем Поволжье, правильно оценил шансы на его прочное существование”.
“При переезде из Московского государства в Казанское ханство путешественник попадал в такую же лесную страну, только реки здесь были еще многоводнее, берега их - пустыннее, но общий характер местности не изменялся. Только ниже Казани хвойные леса сменялись лиственными, а приволжские горы еще более вырастали. Горная сторона была довольно густо покрыта черемисскими, чувашскими и мордовскими деревнями, разбросанными среди лесов и полей”.

М.Г.Худяков

“В образовании Казанского ханства некоторые представители русской исторической науки... видели простое восстановление прежнего Булгарского ханства. Этот вывод не нашел подтверждения в тех немногочисленных исторических памятниках, которыми располагают историки Казанского ханства... Казанское ханство, подобно другим татарским государствам, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, по своей структуре во многом напоминало в миниатюре прежнюю Золотую Орду”.

М.Г.Сафаргалиев

“Улук-Мухаммед, гордый одержанной победой над русскими, двинулся с Махмутеком из Курмыша на Казань с целью завоевать ее; Махмутек же, побуждаемый честолюбием, решился убить отца незадолго до взятия Казани, либо немного времени спустя”.

В.В.Вельяминов-Зернов

“После захвата власти Махмутеком, т.е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом”.

Р.Г.Фахрутдинов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Казанское ханство"

Введение

История Казанского ханства наполнена обороной от своего соседа, которая сопровождалась сложными процессами внутри государства: экономические отношения провели в государственном организме водораздельную линию и разбили его на два различных уклона. Одно течение старалось приспособиться к давлению со стороны внешних врагов и выработать формы совместного симбиоза сначала - в виде союза, затем - в виде личной унии двух государств. Другое течение старалось решительно отмежеваться от внешних врагов и вело борьбу за свою полную независимость, на условиях взаимного равновесия обоих держав. Такая борьба двух течений сопровождалась эволюцией политической мысли и ростом государственного самосознания; она была богата яркими моментами, выдвинула немало талантливых деятелей и заслуживает большого внимания.

Целью данного реферата является как можно наиболее полно раскрыть ход казанской истории того периода, показать отношения с Русским государством. Русских историков история Казанского ханства интересовала лишь как материал для изучения продвижения русского племени на восток. При этом надо отметить, что они преимущественно уделяли внимание последнему моменту борьбы - завоеванию края, в особенности - победоносной осаде Казани, но оставили без внимания те постепенные стадии, которые проходил процесс поглощения одного государства другим. Главной задачей данной работы как раз и является раскрытие всех стадий существование Казанского ханства. При написании реферата использовались в качестве источников литературы работы казанских авторов.

1 . Образование Казанского ханства

Последний золотоордынский хан Улу-Мухаммед со своей семьей и оставшейся армией в 1438 году пришел к Белеву, небольшому русскому город куна Оке-эти земли были в составе Золотой Орды. Здесь он думал перезимовать, но великий князь московский Василий II захотел выжить хана оттуда и послал против него многочисленное войско, которое, однако, было разбито татарами. Через год Улу-Мухаммед появился под стенами Москвы и, простояв там 10 дней, отступил. Зимой 1445 года он ходил на Муром, но взять его не смог и ушел. Весной того же года хан отправил против великого князя свою армию под руководством двух сыновей - Махмутека и Якуба. Василий II пошел к ним навстречу снова с большим войском, но попал в плен в сражении под Суздалем, и царевичи отвезли его к своему отцу в Нижний.

В конце августа 1445 года Улу-Мухаммед со своими сыновьям и двинулся из Нижнего Новгородак Курмышу-небольшому городку в современной западной Чувашии. Там Василий II получилот хана и его старшего сына Махмутека свободу. Имя Улу-Мухаммеда после октября того же года больше не упоминается в источниках. Его внезапное исчезновение в какой-то степени находит отражение в сообщении «Казанской истории» о том, что Махмутек убил своего отца и младшего брата Якуба (вернее будет сказать, Юсуфа). Был ли хан убит или он умер своей смертью, - остается загадкой, ибо сообщений об этом в других источниках нет. Но ясно одно, что он сошел с исторической арены, уступив свое место старшему сыну.

Первым ханом, начальным правителем Казанского ханства был Махмутек, и никто другой. Бесспорно, и до него в Казани был свой правитель, но он был не ханом, а лишь князем, т. е. главой Казанского княжества с центром вначале в Старой, а позднее в Новой Казани.

После захвата власти Махмутеком, т. е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом. Именно в этот период, т.е. в 30 - 40-х годах XV века, возникли и другие татарские ханства, образованные после окончательного распада Золотой Орды. Однако перечеркнуть имя Улу-Мухаммеда из истории Казанского ханства, конечно же невозможно: именно с его приходом в Среднее Поволжье связаны те исторические события, которые предопределили образование нового татарского государства - Казанского ханства. К тому же он является родоначальником династии казанских ханов, которая оказалась наиболее стабильной, и именно она правила государством в период его могущества. Наконец, в связи с описанными выше событиями необходимо обратить внимание учащихся на один существенный и принципиальный вопрос.

В той же «Казанской истории» сообщается, что вместе с Улу-Мухаммедом пришли тогда 3000 воинов. Это - явно приуменьшенное число. Армия золотоордынского хана даже в период распада государства, когда от него ушли многие военачальники и часть войска, никак не могла составлять такое мизерное количество. Да и происходившие затем известные нам события говорят о том, что Улу-Мухаммед располагал еще немалыми силами. Его армия разгромила 40-тысячное войско Василия II, а с отрядом в 3000 воинов сделать это было просто невозможно; также невозможно было осаждать с этим войском Москву в течение 10 дней всего год спустя, а в 1445 году еще раз разгромить московское войско и взять в плен самого великого князя. Учитывая все это, есть основание говорить о том, что армия Улу-Мухаммеда состояла из несравнимо большего числа воинов, чем указано в «Казанской истории».Следовательно, вместе с Улу-Мухаммедом в Среднее Поволжье пришло солидное количество татарского населения, сыгравшее большую роль в окончательном формировании народности казанских татар.

2 .Территория и население. Первый период существования ханства

Казанское ханство занимало довольно большую территорию северной зоны бывшей Золотой Орды. На востоке его пределы доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. На юго-востоке и юге простирались обширные степи, занятые Ногайской Ордой. Здесь каких-то определенных границ не было, ибо степь время от времени занималась той или иной стороной, а то и вовсе пустовала. Но какую-то условную черту можно было бы провести в районе реки Самары. Самые южные пределы ханства по обширным берегам Волги простирались вниз по реке почти до пределов Сары-Тау (Саратов). Наиболее четкой являлась западная граница - это река Сура, за которой располагались уже земли, находившиеся в подчинении Русскому государству. На севере владения Казанского ханства простирались на уровне средних течений Вятки и Камы и почти граничили с таежной зоной.

Кратко описанная выше территория Казанского ханства являлась его общей территорией, территорией государства, занятой, кроме татар, и другими народами, которые были в подчинении Казани. О вхождении в состав Казанского ханства ряда тюркоязычных и финно-угорских народов сообщается в источниках. Так, например, в русских летописях при описании похода московского войска на Казань в 1469 году приводится такой эпизод: пленный, сбежавший из Казани, пришел в лагерь русского войска, стоявшего на Волге, и сообщил о том, что «дополна собрался на них царь казанской Обреим (Ибрагим) со всею землею своею, с Камскою и с Сыплинскою и с Костятцкою и з Беловоложскою и Вотяцкою и з Бакшырскою». Камская и Беловоложская - это земли выше по Каме и по Белой (Агидель); Сыплинскую землю исследователи отождествляют с нынешней ципьинской на севере Татарстана в бассейне реки Шошмы; под Костятцкою надо подразумевать земли на северо-востоке, занятые иштяками - тюркизированными уграми; вотяками раньше называли удмуртов, следовательно, Вотяцкая земля - это удмуртская. Башкирскую землю летописец несколько искаженно назвал «Бакшырскою». А вот более четко и конкретно, совершенно понятным современному читателю без особых комментариев определил этнической состав Казанского ханства Андрей Курбский - участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский), пятый башкирский». Не трудно понять, что здесь названы народы, говорившие на этих языках.

Перечисленные выше народы, таким образом, находились в составе Казанского ханства. Все они, живя в этом государстве, платили ему дань. Впрочем, такая обязанность ложилась и на основное, коренное население ханства - казанских татар (о дани и других формах налогов мы еще поговорим отдельно).

Татары занимали основные, центральные земли ханства - это главным образом Заказанье, т. е. довольно обширная область к северу от Камы между Волгой и Вяткой. Значительная часть татарского населения проживала также на Горной стороне - в правобережье Волги и в бассейне Свияги, в ее среднем и нижнем течениях. Менее заселенными являлись тогда земли восточнее Вятки на Елабужской стороне и, конечно, степное Закамье - там татарские поселения располагались чересполосно лишь по берегам Камы, Черемшана и некоторых небольших рек северо-западной части закамской низменности.

Земля Казанского ханства, занимая чрезвычайно удобное и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и Камы, отличалась исключительным природным богатством и удивительной красотой. Лесостепная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и вовсе высокогорными плато, высокоурожайные поля и богатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек - все это было весьма привлекательно, и не зря посещавшие эту землю чужестранцы восхищались ее красотой и богатством.

Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими.

В Казанском ханстве, главным образом в его столице Казани, проживали представители и некоторых других народов, например, армяне и иные кавказцы в так называемой Армянской слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов и наместников, вооруженные отряды для их охраны. Их стало больше во времена русского протектората в различные годы первой половины XVI столетия.

Таким образом, несмотря на то, что Казанское ханство было многонациональным государством, его основное население составляли татары.

3 .Экономическая жизнь. Хозяйство, ремесло и торговля

Основную территорию ханства населяло оседлое население, унаследовавшее традиции земледелия со времён существования Волжской Булгарии. В ханстве получило распространение паровое земледелие. Пахари в хозяйстве использовали деревянный плуг с металлическим лемехом. Жители ханства выращивали рожь, полбу, ячмень и овёс. Земледелие было основным занятием не только болгарского населения, но также чувашей и финских народов (черемисы, вотяки, мордва). Земледелие имело экстенсивный характер. Сельскохозяйственное землевладение основывалось на наследственном имуществе. В лесной зоне, помимо остальных промыслов, получили распространение охота и бортничество. Жители лесной зоны жили в немногочисленных укреплённых поселениях. Власть хана там ограничивалась лишь сбором ясака, осуществлявшимся местными властями. Имения хана и знати были расположены в земледельческих регионах. Помимо татар и чувашей, в ханском хозяйстве трудились и русские пленные. Что касается промыслового хозяйства, то её главным отраслями были охота и рыболовство. В лесах имелись благоприятные условия для развития пчеловодства. Кожевенное дело играло важнейшую роль среди отраслей ремесленного производства.

Другим важнейшим занятием жителей ханства была торговля, чему нимало способствовало удачное географическое положение ханства. Поволжье с древних времён было одним из центров торгового обмена. Поволжские города выступали посредниками в международном товарообмене. Внешняя торговля в ханстве преобладала над внутренней. Центром внешней торговли была столица ханства-- Казань. Государство имело тесные и прочные торговые связи с Россией, Персией и Туркестаном. Городское население занималось созданием изделий из глины, рукоделий из дерева и металла, кожи, брони, плуг и драгоценностей; производилась активная торговля людьми из Центральной Азии, Кавказа и России. Особое место в ханстве занимала работорговля. Объектом этой торговли выступали в основном пленные, захваченные во время набегов, в частности, женщины, продававшиеся в гаремы стран Востока. Главными рынками были Ташаяк Базар в Казани и ярмарка на крупном острове на Волге напротив казанского кремля, впоследствии получившем название Маркиз (в настоящее время, в связи с созданием водохранилища, затоплен). Целый ряд ремесел в Казанском ханстве также сильно зависел от наличия большого числа рабов (в основном-- христиан). Инородческое население окраин не было вовлечено в товарообмен, так как в этой среде господствовало исключительно натуральное хозяйство. Жители окраин не торговали, а даром отдавали в виде дани продукты, произведённые или добытые ими. Татарское земледельческое население, в отличие от населения окраин, было вовлечено в товарообмен.

4 .Государственное правление и общественный строй

Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Во главе государства стоял хан из бывшей династии Джучи. Как и в былые золотоордынские времена, ни один человек, не будучи джучидом, не имел права на трон как в Казанском, так и в любом другом татарском ханстве. Известно, что ханы, как и императоры, короли, цари, шахи, получали трон по наследству. Бесспорно, бывали случаи назначения, даже избрания монарха, когда династия прекращала существование по причине отсутствия наследника по всем ветвям этой династии или когда умирал государь, не объявив своего преемника. Нередко бывали случаи, когда короля, царя, хана смещали или даже убивали в результате государственного переворота, дворцовых интриг, борьбы различных партий за власть и т.д.

В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки, мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского «эмимр-задэм», букв.-- «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей.

Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами. К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.

5 . Культура К азанского х анства

В Казанском ханстве, прежде всего в его столице Казани, широкое развитие получили строительное дело и архитектура, в том числе и монументальная. Это подтверждается сообщениями очевидцев, данными писцовых книг середины XVI века, некоторыми выдающимися архитектурными памятниками, сохранившимися на территории Казанского кремля, а также обнаруженными там при археологических исследованиях фундаментами тогдашних строений и некоторыми архитектурными деталями. Писцовые книги 1563 - 1568 годов зафиксировали на территории кремля несколько мечетей, сохранившихся от разрушений при завоевании Казани, среди них названная выше Муралеева и мечеть у ханского дворца. О существовании мечетей монументальной застройки не только в кремле, но и в самом городе, в его пригородах-слободах, например, в слободе Кураишево, даже в сельском Заказанье, свидетельствуют некоторые данные писцовых книг и отдельные рисунки подобных сооружений чуть более позднего времени. Помимо ханского дворца и мечетей, были, особенно на территории Казанского кремля, и другие сооружения кирпично-каменной кладки. Часто упоминаются в источниках различные «палаты», т. е. дворцы, среди них того же Нурали Ширина («Муралеева палата»).

Выдающимся памятником культового зодчества Казанского ханства, сохранившимся на территории кремля города Казани, является знаменитая башня Сююмбике.

Это - Благовещенский собор, Спасская башня инекоторые другие объектыкремля (вторая половина XVI века), Дрябловский дом(XVII век), Петропавловский собор (XVIII век). Если бы и башня Сююмбике была построена в один из этих периодов, то это стало бы известно так же, как и названные только что памятники. На территории Казанского кремля сохранился еще один памятник культового зодчества татар-это здание бывшей, уже не раз упомянутой мечети Нурали (в настоящее время оно используется в качестве столовой). Долгие годы после падения Казани эта старая мечеть служила артиллерийским складом, потом ее превратили в церковь Введения, а в 1854 году отреставрировали под Дворцовую церковь, тогда она была значительно изменена в своей верхней половине. Однако о былых татарских временах свидетельствуют такие яркие элементы национальной архитектуры фасада второго этажа, как система и формы колоннад между окнами со скосами в верхней части. Данные археологически исследований показывают, что архитектура Казани обогащалась резной орнаментацией, облицовкой стен мозаичными и майоликовыми плитами, а также узорными кирпичами и облицовочными плитами сизящным орнаментом. Массовым видом ремесла, доведенного до уровня искусства, была резьба по камню. Самого высокого уровня развития достигло ювелирное искусство, изготовление различных украшений из благородных металлов в сочетании с самоцветами, т.е. драгоценными камнями.

Достаточно широкую распространенность получила в Казанском ханстве письменность на основе арабской графики, появившаяся в крае еще в начальный период Волжской Булгарии и явившаяся основой грамоты в Золотой Орде. На арабской графике писались официальные документы внешнеполитического характера, деловые бумаги, ярлыки, а также эпитафии, письма, поэмы.

Кроме письменной литературы, последующее развитие получило и устное народное творчество. Легенды и предания о возникновении Старой и Новой Казани своим происхождением, несомненно, связаны с этим периодом. Литературоведы относят к этому же времени такие произведения эпического характера, как «Алпамыш», «Чура-батыр», «Джик-Мэргэн», «Ханэкэ-Солтан байты» и др. В казанский период получил широкое распространение героический эпос «Идегей».

6.Завоевание Казанского ханства

К концу 15 века Казанское ханство проводило агрессивную политику по отношению к России, оно закрывало для русских купцов волжский торговый путь, совершало постоянные набеги, разоряя поселения и забирая русских в плен. К середине 16 века военные действия против татар и борьба за присоединение Казанского ханства к России значительно усилились. Но два похода 1550-х годов оказались безрезультатными.

Правительство Ивана IV Грозного развернуло серьёзную подготовку к новому походу - был проведён ряд реформ, укрепивших армию, построена русская крепость Свияжск недалеко от ханства. Для похода было собрано большое и хорошо вооруженное войско. Для Ивана Грозного и его окружения казанский поход имел не только политическое значение, но и религиозное - это был поход православного народа против неверных.

Летом 1552 года русское войско во главе с Иваном Грозным выступило из Москвы и двинулось на Казань. Это была сильная крепость того времени, огражденная высокими деревянными стенами с укреплениями. С двух сторон город был защищен труднодоступными речками, еще с одной глубоким рвом.

В августе началась осада Казани, которая оказалась долгой и трудной. Не смотря на активное сопротивление татар, русские войска превосходили по численности и мощи артиллерии. Они применяли боевые башни, осадные орудия, минные подкопы. А в результате взрыва был уничтожен ключ, из которого казанцы брали воду. И вскоре в городе началась эпидемия. Татары делали вылазки и пытались атаковать войска русских, но все безрезультатно.

Сначала царь Иван Грозный попытался провести мирные переговоры: он предложил казанцам положиться на волю государя, тогда он их простит. Но те ответили отказом. Это стало началом энергичной подготовки штурма - были взорваны защитные сооружения крепости, подожжены стены, мосты и ворота, пушки били беспрестанно.

2 октября 1552 года войска царя Ивана Грозного начали штурм города. В результате жестоких уличных боев столица Казанского ханства пала. В городе не осталось в живых ни одного из ее защитников, потому что царь велел убивать всех вооруженных, а в плен брать только женщин и детей. Участь Казани была решена.

11 октября русское войско выступило обратно в Москву, оставив в Казани гарнизон. В результате этого похода Казанское ханство было ликвидировано, и к России присоединилось Среднее Поволжье. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.

золотоордынский ханство правление

Заключение

После взятия Казани и до территориально-государственной реформы Петра I 1713 года завоёванное Казанское ханство стало т.н. формально независимым Казанским царством с Государством Российским, возглавлялось российским царём, получившим титул «Царь Казанский», и административно управлялось т.н.приказом Казанского дворца в Москве. Также созданная Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Русской Православной Церкви. В честь покорения Казанского ханства в 1551-1556 в Москве на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, известный как храм Василия Блаженного.

Казанское ханство было одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Его военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Казанское ханство, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения.

И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Казанского ханства встречаются самые противоположные мнения. И к тому же до настоящего времени существует в научных работах и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии истории целый ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Казанским ханством. Это относится к ее территории и границам, названию государства, наличию городов, развитости культуры, соотношению понятий «монголы» и «татары», некоторым моментам политической истории и т. п. Большая часть широко распространившихся штампов о Казанском ханстве возникла еще в прошлом веке, и существование их связано исключительно с пренебрежением к изучению этого во многом своеобразного государства.

С писок использованной литературы

1.Татарская энциклопедия: В 6 т. - Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т.3, С.147;

2.Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И. и т.д. «История Татарстана», Казань, Тарих, 2001г.

3.Очерки по истории Казанского ханстваХудяков М.Г. 2004г.

4.Новодворский, В.В. Ливонский поход Ивана Грозного. 1570-1582 / В.В.Новодворский. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 296 с

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Образование Казанского ханства в результате распада Золотой Орды. Территория ханства в период расцвета. Национальность и вероисповедание основного населения. Аристократический строй в Казанском ханстве, его высший законодательный и учредительный орган.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    История заселения человеком территории, относящейся к Татарстану. Расположение основных археологических памятников Волжской Булгарии: башни Сююмбеки и Нуралиевой мечети. Формирование татарской народности в период существования Казанского ханства.

    презентация , добавлен 09.02.2013

    Основатели Казахского ханства. Первоначальная территория Казахского ханства. Причины откочёвки Керея и Жаныбека. Историческое значение образования Казахского ханства. Ханы казахского ханства. Общественно-политический строй Казахстана в XVII–XVIII вв.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Предпосылки образования Джунгарского ханства. Джунгарское ханство в конце XVI – начале второй половины XVII веке. Политика Галдана–Бошокту-хана. Джунгарское ханство в период своего наибольшего могущества. Общественный и политический строй ханства.

    реферат , добавлен 18.02.2011

    Особенности политической истории Касимовского ханства, созданного внутри русских земель и просуществовавшего около 250 лет. Роль Касимовского ханства в Русском государстве. Отношение Русского государства к мусульманскому населению Касимовского ханства.

    доклад , добавлен 18.12.2013

    Сложность экономической, политико-правовой, этнической и конфессиональной ситуации сложившейся в Крыму в последние годы. Изучение исторического прошлого народов полуострова. Историография Крымского ханства. Политика России в отношении Крымского ханства.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2008

    Причины образования Казахского ханства, его основатели и ханы. Необходимость завершения политической консолидации племен Казахстана в единое государство. Старший, средний и младший жузы. Территория Казахского ханства. Борьба за власть, единая народность.

    презентация , добавлен 26.11.2015

    Причины образования Казахского Ханства. Основатели Казахского Ханства. Народные предания казахов. Создание свода законов. История правления Бурундук-хана. Поражение могулов в битве с Хак-Назар-ханом. Союз с Россией. Мирный договор Есим-хана с Бухарой.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Общественный, государственный строй казанского ханства. Декрет ВЦИК об образовании Татарской АССР, состав и территориальные границы республики. Татарская республика как политическая советская социалистическая автономия, организация народных комиссариатов.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Внешняя политика Ивана Грозного на юго-восточном и восточном направлении: присоединение Казанского ханства, Астраханского ханства 1554-1556 гг., защита страны от набегов крымского хана. Освоение Сибири. Политика на западе: Ливонская война 1558–1583 гг.