Школьная форма в ссср: вспомним, какой она была? Школьная форма: история и современность

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности. Об этом спорят родители и учителя, журналисты и психологи. А дети тем временем ходят в школу в чем попало - в спортивных костюмах и мини-юбках, свитерах и топиках. В том, что нравится им самим и что по карману родителям.

Школьная форма существовала в нашей стране достаточно долгое время и свою историю забывать не стоит.

Еще в знаменитом Смольном институте благородных девиц каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый, 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.

1834. Принят закон, который утвердил общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

1896. Утверждено положение о гимназической форме для девочек.

1. 1. Школьная форма в СССР

Униформа (по Ожегову) - суть форменная одежда. Форма имеет то же самое значение. ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА - это единая по покрою, единая по цвету одежда, установленная для определенной категории лиц. Форменная одежда прежде всего выступает прежде всего как знак различия. Наличие других индивидуальных знаков различия только подчеркивает ее функциональность. Форменная одежда никогда не шла в ногу с модой. Школьная форма советского периода - являлась истинной форменной одеждой или формой.

В 1918 году после революции гимназическая форма в России была отменена.

Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям, а с другой стороны - форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая сторона - бедность народа. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.

Однако со временем решили возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям с черным передником, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1949 году. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с расхлябанностью.

В советское время школьная форма была обязательной для каждого школьника, но она несколько раз менялась.

Существовало несколько моделей. У девочек - классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным.

В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки.

Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям морали - «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

1962. Мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась старая.

1973. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения.

В начале 1980-х (1976г.) была введена форма для старшеклассников: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Такую форму начинали носить с восьмого класса. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

В 80-х годах особой строгости в одежде школьников уже не было. Мальчики средних классов, не говоря уже о старшеклассниках, могли надевать в школу обыкновенные костюмы, в том числе и с жилетом. Для девочек швейные фабрики шили платья и фартуки различных фасонов и покроев, но только одного цвета, темно-коричневого с разными оттенками. По правде говоря, издалека разница в фасонах была не очень заметна. Девочки, особенно старших классов, всегда пытались как-то «украсить» свою форму, использовали разной формы манжеты, укорачивали длину платья. Процесс демократизации школьной одежды начался изнутри, подросткам были необходимы перемены.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника»

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное - блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Разрешалось носить распущенные волосы.

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В этом же году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В сентябре 1991 года ношение пионерских галстуков и октябрятских значков было отменено в связи с упразднением Пионерской организации СССР.

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

1. 2. Современная Россия

Перестройка изменила отношение к школьной форме. Ее стали считать одним из средств подавления индивидуальности, которое мешает гармоничному развитию личности. От школьной формы отказались, и какое-то время она в российских школах отсутствовала вообще. Однако затем школьная форма вновь стала возвращаться – только теперь уже на уровне отдельных школ, как своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных.

Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. Возросли требования детей купить новый наряд, в соответствии с веяниями моды. Ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде неприлично, так же как и на работу. Психологи, размышляя на тему социального неравенства, считают, что отсутствие единой школьной формы только подчеркивает это неравенство.

Сейчас существуют очень разные мнения о необходимости школьной формы. Год назад

Министерство образования России проводило опрос школьников, родителей и учителей. Среди подростков только 38% проявили интерес к форме, остальные высказались резко против. Большинство взрослых считают, что униформа нужна, она приучает детей к дисциплине, развивает дух корпоративности. Школьная форма - это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит пять дней в неделю. Идеальный вариант - это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года.

Многие школы заключают контракт со швейными фабриками. При этом учителя и родители (дети тоже принимают участие) определяют стиль, выбирают фасон, цвет формы.

Детские психологи советуют:

Выбирать спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение;

Сочетание цветов типа черное-белое лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль;

Наиболее подходящими считаются бежевый или разбавленный зеленый цвет;

Для мальчиков классический костюм-тройка. Ткань лучше выбирать без синтетических добавок – они аккумулируют статическое электричество;

Так решают проблему школьной формы руководство учебных заведений и родители, которые хотят видеть своих детей аккуратными, воспитанными, образованными и подтянутыми. Первоклашки, с удовольствием надевают школьной униформы. Они считают себя взрослыми. Приблизительно с 6-го класса подростки весьма неохотно надевают форму, а старшеклассники часто ее просто игнорируют и не хотят ходить как «инкубаторские».

1. 3. Дресс - код

За последние 100 лет понятие дресс-код перекочевало из Лондона во все крупные города мира. Это понятие активно используют.

Dress-code в переводе с английского означает "одежный код", то есть профодежда или униформа. Если в школе, гимназии или колледже принято носить форму, то данная одежда - dress-code. Деловой стиль – одежда для работы и важных встреч. Основные характеристики стиля: солидный, уверенный в себе, привлекательный, внушающий доверие, элегантный. Это одежда, не обращающая на себя внимания. Наиболее деловыми цветами костюма и платья считаются темные: темно-синий, темно-серый, коричневый, черный, сине-зеленый; светлые: бежевый, светло-серый.

II. Основная часть.

Мы провели анкетирование среди учащихся 2, 3 и одного 4 класса, а также родителей.

Вопросы анкеты:

1. Стоит ли перед вами проблема: в чём пойти в школу?

2. Нужна ли форма ученикам начальной школы?

3. Стоит ли перед вами проблема: в чём отправить ребёнка в школу? (Взрослым)

4. Нужна ли в начальной школе форма? (Взрослым)

Из диаграмм видно, что перед многими детьми стоит проблема выбора одежды в школу – это 43% опрошенных. Хотят носить форму – 51 % опрошенных, 48% не желают, 1% относится нейтрально.

Взрослые в большинстве – 77% стоят перед проблемой: в чём отправить своего ребёнка в школу, 85 % однозначно сказали, что их детям необходима в школе форма и только 15 % процентов опрошенных, считают, что в школу ребёнок может ходить в чём хочет.

На основании прочитанной литературы и опроса, мы выяснили, что школьная форма имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы школьной формы:

Форма помогает избежать видимые признаки социального различия среди детей и подростков и не так заметна разница в доходах их семей.

Школьная форма дисциплинирует. Дизайн любой формы строгий и деловой, не допускающий вольностей и не отвлекающий учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

Она, как и всякая корпоративная одежда, способствует сплочению коллектива.

Минусы школьной формы:

Скрыть полностью социальную разницу никакая форма не может. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и так далее и тому подобное. Дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус. К тому же большую часть жизни дети и подростки проводят вне школы, и тут они в любом случае носят свою обычную одежду, а не единую форму.

Форма – это подавление индивидуальности. Для детей и подростков невозможность выразить себя в одежде может быть довольно чувствительным стрессом, мешающим полноценному и гармоничному развитию личности.

Еще один минус касается родителей. Дополнительные траты на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы.

Следующий минус – это единый фасон школьной формы. Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка и, особенно для подростка носить одежду, которая ему не нравится – это очень серьезный стресс.

III. Заключение.

Идея возвращения школьной формы, как корпоративной одежды, в учебные заведения приобретает все большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Школьная форма для девочек и для мальчиков имеет преимущества:

Сглаживание социального неравенства, что может отрицательно сказаться на психике ребенка;

Воспитание в ребенке внутренней дисциплины и хорошего вкуса к элегантному деловому стилю;

Формирование чувства общности и сплоченности с классом, школой.

2. Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, модной, и главное – она должна нравится самим школьникам.

3. В учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.

31 августа, 2013

История школьной формы в России берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено „Положение о гимназической форме для девочек ”.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.

Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.


Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.


В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды » стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек - в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е : Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса ). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.

Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия . Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.

Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей.

1. Социальное значение школьной формы
Социальное значение является одним из важных значений в ношении школьной формы, так как именно она решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников - социальное неравенство и распри в детской среде, которые молодые люди проявляют в демонстрации своих дорогих нарядов.

Форма, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

2. Дисциплинирующее значение школьной формы
Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.

Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше, способствует формированию ума и тела - это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

3.Эстетическое значение школьной формы
Эстетика одежды как ничто другое конструирует окружающий мир человека - указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры - она отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.

Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

4. Имиджевое значение школьной формы
Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус.

Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о его принадлежности к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей, как в стенах образовательного учреждения, так и за ними, так как наличие формы в настоящее время - является показателем высокой корпоративной культуры.

Выдержка из федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу с 01.09.2013 года

Статья 28 . Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:

пункт 18: установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации

Сегодня каждый регион решает сам, какую школьную форму носить детям. Например, в Оренбурге выбрали такой вариант:

А в Брянске для депутатов устроили показ мод:

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I, одев одинаково учеников навигаторской школы, созданной 1701 году.

И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, в обычные дни каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет - коричневый (кофейный), 9-12 лет - голубой, 12-15 лет - серый и 15-18 лет - белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица.

Активно созданием формы для учащихся занимались в XIX веке. 1834 г. - принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

1896 г. - утверждено положение о гимназической форме для девочек.

До 1917 г. школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т. к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам - темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

1918 г. - гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена.

С точки зрения «классовой борьбы», старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки - «гимназистка»). Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплека - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.

Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».

1949 г. - было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, у девочек - классическое коричневое платье с воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить черные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались.

1962 г. - мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах.

1973 г. - введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома.


В 1984 году для девочек был введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

1988 г. - некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 г. - отмена школьной формы в школах Российской Федерации. Начиная с 1999 г. - отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. Англия - страна консерваторов, школьная форма там всегда приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить форму, большинство из них гордится ею.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ. Однако для США довольно часты случаи, когда школьники, одетые в мешковатые одежды, проносят в класс огнестрельное оружие. Строгая школьная форма с облегающим силуэтом не дала бы возможности незаметно спрятать пистолет.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся.

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» - «матросский костюм». К форме обычно дается еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.

Любопытно, что в США попытка повысить безопасность школьников с помощью электроники провалилась.


| Забыли пароль?

Дисконтная карта

получи дисконтную карту
и право на скидку от 5% бесплатно

Новинки

Куртка мужская

Торговая марка:
Антика

Сорочка мужская

Торговая марка:
Brostem

Брюки мужские

Торговая марка:
Meytex

Трусы мужские

Торговая марка:
Qztas

Костюм мужской

Торговая марка:
Nowal

Сорочка мужская

Торговая марка:
Berlot

Галстук-бабочка

Торговая марка:
Brostem

Ремень мужской

Торговая марка:
Serpentor

Сорочка подростковая

Торговая марка:
Brostem

История школьной формы в Росии

Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнение. Но чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, советуем почитать историю школьной формы.

История школьной формы в Росси берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено положение о гимназической форме для девочек.

Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.

Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек - в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е: Перестройка в действии

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.


Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.
А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный.

На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей. Никаких официальных документов, приказов, распоряжений на счет обязательности школьной формы нет.

Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.

Такая тенденция особенно сильна среди школ с более качественной или углубленной учебной программой, лицеев и гимназий. И это понятно, ведь не секрет, что школьная форма дисциплинирует детей, помогает стереть разницу в материальном положении родителей, и таким образом, избежать пагубного влияния потребительского образа мышления на подростков.

Нужна ли школьная форма или нет — вопрос спорный. Некоторые считают, что это пережиток, тормозящий развитие личности, а другие убеждены, что она фокусирует внимание учеников именно на уроках, а не на внешнем виде. А как обстояли дела в прошлом — всегда ли учебные заведения требовали, чтобы дети носили особую одежду?

Первая школьная форма в России

Изначально среднее образование было обязательным только для мальчиков, поэтому форму для гимназистов стали шить с 1834 года, а для гимназисток лишь с 1896 года, когда было введено общее обучение для всех детей. По стилю костюм ученика царской России походил на военный: фуражка, гимнастерка, брюки, поясной ремень, шинель и черный суконный нагрудник зимой. Старшеклассники вместо гимнастерок носили куртки со стоячим воротником. Каждый гимназист был обязан надевать всегда чистую и наглаженную форму - за этим следили надзиратели.

Повседневную форму полагалось носить и на улице. Интересно, что каждому ученику строго-настрого запрещалось афишировать номер своей гимназии. Так руководство учебного заведения старалось защитить свою репутацию, ведь их воспитанник мог попасть в драку или другую неприятную историю.

Платья для девочек шили из грубой хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Повседневный вариант – коричневое платье, черный фартук, а праздничный – то же платье, но белый фартук и кружевной воротничок. В теплое время года образ дополнялся соломенной шляпкой. В такой форме гимназистки ходили в театр, церковь и на торжественные вечера.

У учениц Смольного института благородных девиц, первого в России женского учебного заведения, было несколько вариантов формы. Девочки от 5 до 7 лет носили коричневые платья, от 8 до 10 лет голубые или синие, от 11 до 13 лет - серые, от 14 до 18 лет – белые.

Школьная форма после революции

В 1918 гимназическую форму приравняли к буржуазному пережитку и отменили ее вообще, впрочем, как и гимназии. Совет народных комиссаров РСФСР приказал организовать учебные заведения для крестьян и рабочих. На уроки детям разрешили ходить в чем есть - на внешний вид школьников вообще перестали обращать внимание, ведь в стране после революции царила бедность и разруха.

СССР: из прошлого в настоящее

В 1948 году форма вновь вернулась, она была очень похожа на гимназическую – те же строгие коричневые платья, фартуки, манжеты и воротнички у девочек, гимнастерки, фуражки и шинели у мальчиков. Из аксессуаров в девичий образ добавились черные, коричневые и белые банты.

Следующее видоизменение формы произошло в 1962 году - уже 1 сентября мальчики шли в школу в новом одеянии: в серых полушерстяных брюках и пиджаке на трех пуговицах, белой рубашке, вместо фуражек появился темно-синий берет. Младшим школьникам поверх пиджачного воротника нашивали белый воротничок. Форма девочек осталась без изменений.

Оттепель

Во время хрущевской оттепели фасон школьной формы вновь переделали, правда опять это коснулось только одежды для мальчиков. В 70-е годы серые шерстяные костюмы заменили на синие из полушерстяной ткани. На рукава младших и средних школьников нашивали специальную эмблему с изображением открытой книги и восходящего солнца – символ просвещения.

Перестройка

В 80-е годы ввели стандартную форму для старшеклассников, ее носили с 8-го класса. Платья девочек по дизайну остались такими же, только немного выше колен. Также для учениц начали выпускать костюм-тройку синего цвета, он состоял из юбки, пиджака и жилетки. В Ленинграде и некоторых районах Сибири и Крайнего Севера разрешали даже надевать синие брюки зимой.

Современная Россия

Форму отменили в 1994 году - ученики начали ходить в школу в том, в чем хотели. С одной стороны, стало проще, но в классах стало больше проявляться социальное расслоение: некоторые дети донашивали одежду старших братьев и сестер, а некоторых родители одевали по последней моде.

Обсуждение

Любительщина какая-то(((
Вторая статья, которую не ленюсь открыть, но почему все так на коленке-то(((
Даты, фотографии, информация- хоть немного времени на поиск информации потратил бы человек(((
Считаю подобные любительские опусы неуважением к читателю

У "Редакции", видимо, отношение к прошлому ребенка-подростка. До моего рождения - значит страаашно давно, доисторические времена, пару десятков лет туда-сюда - неважно.
И Хрущевская оттепель у них - в 1975 г.
И какая-то фантастическая "В 80-е годы ввели стандартную форму для старшеклассников, ее носили с 8-го класса. Платья девочек по дизайну остались такими же, только немного выше колен." - появилась.
Хотелось бы знать, что они напутали в части, описывающей то, что я сама лично-точно не знаю.

пропущена синяя девичья форма конца 80-х. А в остальном интересно, спасибо.

Надо же, в первый раз с интересом почитала редакционную статью и посмотрела фотографии до конца.

Комментировать статью "Школьная форма в России: когда появилась и как менялась"

В рационе российских детей появятся каши из основных видов злаков в упаковках с изображениями любимых принцесс и супергероев. Креативная ко-брендинговая концепция каши, разработанная компанией Desan под Торговой Маркой «Чистая крупа» в партнерстве с компанией Disney, призвана повысить популярность здоровой еды среди детей и подростков. По мнению производителя, высококачественные злаки и креативная упаковка с изображениями героев из любимых фильмов и сериалов – именно то, что нужно детям для...

Вредные советы: мой грудь перед кормлением с мылом! Очень часто бабушки настаивают на том, чтобы кормящая мама мыла грудь перед каждым кормлением. Ведь в их молодости так рекомендовали врачи. Однако на сегодняшний день рекомендации изменились. Частым мытьем груди стерильности не добьешься, да она и не нужна, а вот спровоцировать проблемы в виде трещин сосков можно. Нельзя мыть грудь с мылом перед каждым кормлением – это пересушивает нежную кожу и способствует образованию трещин. Достаточно...

Французский бренд модной одежды для всей семьи KIABI представляет коллекцию школьной формы, созданную специально для России. В августе во всех магазинах KIABI в Москве, Самаре, Краснодаре и Уфе в рамках запуска коллекции одежды для школьников BACK TO SCHOOL стартуют продажи школьной формы для девочек и мальчиков. Специально для России дизайнеры KIABI разработали модную и удобную форму для школьников от 6 до 14 лет. Линейка включает в себя: платья, юбки и блузки для девочек, брюки и рубашки...

Философия осознанного потребления – одна из главных характеристик современного общества. Натуральные ткани, эко-косметика, предметы из переработанных материалов и eco-friendly подход – основные тренды современной моды. Сеть торговых центров "МЕГА" полностью поддерживает идею осознанного потребления и призывает своих посетителей следовать этому тренду. Идею осознанного потребления и акцию "Меняйся" поддержали эксперт моды и телеведущий Влад Лисовец, который и открыл Академию Перемен вместе с...

Здравствуйте! На телеканале « Россия » в программе «О самом главном» с доктором Александром Мясниковым запускается новый лечение, пишите по адресу: [email protected] В письме подробно расскажите о своей проблеме: как давно она появилась, какие симптомы, у...

Обсуждение

Но это основное условие участия... Все обследования остаются за кадром. Но момент, когда вы обсуждаете свой диагноз с врачами - это конечно, будет в эфире. Я понимаю, что не хочется выставлять свои проблемы на показ... Но в консилиуме участвуют действительно одни из лучших врачей, которые готовы разбираться в сложных случаях.

К началу нового учебного года компания Button Blue выпустила первую коллекцию школьной формы. Размерный ряд включает модели для детей ростом от 122 до 158 см. Коллекция появится в продаже уже в начале июня и будет представлена как в фирменных магазинах, так и различных специализированных торговых точках и интернет-магазинах. Школьная форма от Button Blue – оптимальный гардероб школьника на каждый день! В зависимости от требований учебных заведений и предпочтений ученика, ассортимент одежды...

Группа компаний «ГУД-ФУД» расширяет ассортимент кондитерских изделий и представляет вафельный десерт «Ореховый рожок». Уникальность продукта состоит в оригинальной рецептуре, не имеющей аналогов на российском рынке – это неповторимое сочетание хрустящей сахарной вафли с изысканной начинкой из натуральных дробленых орехов. Новый продукт сочетает в себе отменный вкус и необычную форму. Ассортимент продукции представлен двумя вкусами: - «Ореховый рожок с миндалем» - бархатистый темный шоколад...

Крепостное право в России вернут буднично. Скорее всего в пятницу. Ровно в полночь на сайте газеты «Известия» появится эксклюзив со ссылкой на достоверный источник в администрации президента.

Обсуждение

Ребят... вот какое крепостное право, смешно просто.Вот то, что гос-во (а судя по рассказам участниц из США их гос-во значительно более в этом преуспело) может следить и следит за каждым, что каждая паспортистка будет иметь возможный доступ к вашей же медицинской карте (если взломать доступ), что при приеме на работу работодатель сможет получить такое множество сведений о Вас только по одному электронному документу (подозреваю, что создано человеком, всегда может разрушить другой человек, так что и что закодировано одним, сможет раскодировать другой)... вот это значительно "интереснее". Предполагаемые отработки на чьих-то участках покажутся раем.

эхо? Сноб - ф топку не читая.

А в России это было сделано в 1993 году, когда горел Парламент. Главная стратегическая экономическая, финансово-политическая цель: не дать ввести в России и на Украине "законы Каддафи" и ввести оккупационный режим 07.05.2014 11:30:32, Финанса.

Обсуждение

За это же страдает Берлускони бедняжка, кстати:(

Вам же не пишут, какая у него социальная и политическая программа? Вы думали за что на него "наехали"? За то, что он был за народ. Успокоил и удовлетворил "народные массы" - до него Италию (а значит и Европу) лихорадило и правительства менялось по пять раз в году... Но это вашингтонскому обкому не нужно.

А если бы писали, за что борется Берлускони, то европейцы бы вышвырнули МВФ из Европы и своих "дермократических" правителей заодно на помойку...

Пункт №6 + "принял решение вывести Ливию из мировой банковской системы и его примеру хотели последовать ещё 12 арабских стран.". И чего бы он не сделал, этого достаточно.

Впервые режиссеры рекламы и кино, рекламное агентство, благотворительный фонд и кинотеатры объединились для уникального социального проекта. Чтобы привлечь внимание общества к проблемам усыновления, российские режиссеры создали 10 короткометражных фильмов о воспитанниках детских домов. С 9 апреля их можно увидеть онлайн и в московских кинозалах "35мм", "Иллюзион" и "Фитиль". Сейчас в федеральном банке данных содержится информация о 105 000 детей, оставшихся без попечения родителей. Как...

Вечером в 18 часов собрался митинг за Россию, референдум и т.п. Потом из спрятанных по задворкам автобусов появились майданутые. Началась потасовка. Надо отдать должное - наши не дали себя спровоцировать.

Обсуждение

Вот из другого форума, тоже не политического в основном, жительница Донецка пишет: "Только оттуда, в смысле с площади Ленина. [другая форумчанка] вам уже рассказала и показала. Вечером в 18 часов собрался митинг за Россию, референдум и т.п. Потом из спрятанных по задворкам автобусов появились майданутые. Началась потасовка. Надо отдать должное - наши не дали себя спровоцировать. Пострадавшие есть. Извините, инет очень плохой, к тому же с телефона.
Какой у нас в стране сейчас правовой беспредел - ни в сказке сказать, ни в страшном сне не увидеть!!! Просто жуть!"
Дальше уже разные участники форума рассказывали, что местные победили напавших и поставили их на колени.

По-моему вы время теряете.

Еще надо бы выяснить, куда делись несколько подразделений ГРУ, задержанные СБУ и внешнем разведуправленим украины - ну раз уж вы решили искать истину.

Думаю, нет смысла описывать что же из себя представляют ботфорты, потому что они более чем известны и популярны у современных модниц. Если же возвращаться к истории их возникновения, то надо сказать появились они довольно давно - в XVII, XVIII, в Европе и происхождение их имело практическое значение и диктовалась необходимостью длительного пребывания всадников в седле. В те времена такие сапоги были довольно твердыми и практически не гнулись в щиколотках и коленях, их ценили за прочность и...

В 2005 году в Берлине был основан брэнд Escentric Molecules (Эксцентрик Молекула), успешности которого могла бы позавидовать даже Шанель.В чем же причина столь стремительного взлета популярности немецкого дизайнера Geza Schoen?Всё гениальное просто-феромоны(Феромоны, биологически активные вещества, выделяемые животными в окружающую среду и специфически влияющие на поведение, физиологического и эмоциональное состояние или метаболизм др. особей того же вида). Однако работы по созданию первой...

Зачем нужна школьная форма и какой она должна быть? Эти вопросы обсуждаются столько, сколько существует система образования. И в разные века он решался по-разному. Например, форму для учеников лицеев ввели еще в 1834 году, а женскую – только на 63 года позже. Обязательную советскую школьную форму отменили в 1992, а чуть позже каждая школа стала выбирать свою. Переосмыслению места школьной формы в процессе образования мы в «Школе Сотрудничества» посвятили грандиозный праздник, свой 20-летий...

У нас тоже возникали мысли что-то предпринять, чтобы появилась возможность приобретать его в России.Муж в инете нашёл, что Сабрил не хотят использовать в России из-за его негативного воздействия на зрение. Ну что тут предпримешь? 10.10.2007 19:08:18, Мишаня.

Обсуждение

Света, здравствуйте!!!Я снова вам приведу то, что рассказал Айвазян нам.Сабрил в России был разрешён лет 5 назад.Но потом кто-то с кем-то что-то не поделил и препарат запретили.
У нас тоже возникали мысли что-то предпринять, чтобы появилась возможность приобретать его в России.Муж в инете нашёл, что Сабрил не хотят использовать в России из-за его негативного воздействия на зрение. Ну что тут предпримешь?

такое ощущение, что автомат отвечал, а не человек.

Но когда появляются дети, как им объяснить ситуацию? получать ответы на E-mail. показывать ссылки на изображения в виде картинок. Россия. Многоженство. Право жены на поло >.

Обсуждение

Если это действительно семья то против. Одно дело когда люди просто живут втроем, вчетвером и т.д. Одна моя подруга вообще с тремя сразу жила. Видели бы вы размеры её кастрюль и объемы стирки. Хотя в материально и физическом плане - идеальный вариант. Но когда появляются дети, как им объяснить ситуацию? Да и оформить это документально затруднительно, наше законодательство это не предуматривает. Все равно жена будет одна, а вторая просто сожительница. Если уж у мужика столько денег что он может обеспечивать две семьи, то не проще иметь людимую жену и помощницу по хозяйству. Если жена не будет затюкана бытом, то и в интимном плане её будет более чем достаточно.

Очень интересная тема, не могу прийти мимо8-). Если не секрет, а где вы живете? Неужели в СНГ где-то официально разрешили многоженство???
Я родилась и выросла в Казахстане, для своей семьи такой вариант не приемлю. Касательно высказываний о том, что "Мусульманских женщин к мысли о многоженстве с рождения приучают", не знаю такого не встречала. Сложно говорить о мусульманских республиках в целом, все таки не маленький регион, да и в пределах одной республики вариации огромные, кроме того разделение город/деревня, север/юг страны, насколько "обрусела" семья, как строго именно в данной семье придерживаются традиций - огромное множество факторов...
По многоженству могу сказать, что знаю семью где у мужа 2 жены, это дальние родственники со стороны мужа. Но они люди не нашего поколения, ровесники свекров. У них вроде все нормально, по словам моей свекрови жены дом работу не делили, только мл жена делала (токал называется), а за детьми ее ухаживала 1 жена. Они уже старики, дети называют 1 жену "большая/старшая" мама, кровную маму "белая" мама, она светлая казашка, скорее на татрку похожа.
И еще, насколько я знаю в Коране говориться, что нужно соблюдать определенные правила, те должна быть веская причина для 2 брака, согласие 1 жены, мужчина должен обеспечивать (!!!) всех своих жен и детей, никто из жен не должен быть обделен. Кроме того есть трактовки Корана где учат как истинный мусулманин должен относиться к своим родителям, жене/ам, детям...

Мне когда-то из инюрколлегии (я им посылала вопрос на эту тему) написали сначала то же самое (что нет у России с США договора, и что сделать ничего нельзя), а потом (через уже год, а то и больше - я и думать об этом забыла) вдруг прислали письмо, что вроде бы появляются у дела...

Обсуждение

Я тут делаю кое-какие исследования на сайте МИДа США, где говорится в частности и про алименты с лиц, уехавших за границу. Так вот, там написано, что США не имеет договора ни с одной страной, касающихся неплательщиков алиментов. Причина - многие страны не согласны с жесткостью американских законов. (хм, интересно...) К тому же, неплата алиментов не является криминалом, поэтому не может расследоваться Интерполом и международными правоохранительными органами. Единственное, что советуют делать - обращаться в местные органы, подавать иск в суд, и записывать, сколько недоплачено алиментов. А потом их взыскивать по возвращении неплательщика в страну. :(

В общем, ничего хорошего.

Ален, искать его надо. Хоть бы и по инету просто. Как правило, люди, живущие там, перечислены в телефонных книгах (или доплачивают за то, чтобы их не включали). Через знакомых. По какой визе он уехал? Если это студенческая (F, J) или рабочая (Н), что есть самые распространенные варианты легального перемещения, то все не проблема. Надо отыскать работодателя или университет и начать слать письма. Имея на руках, естессно, судебное решение о взыскании алиментов. То есть бить на сложности с визой. В посольство-консульство обращались? Они должны, думаю, помочь с выяснением, как именно он уехал. В розыск подали? На запрос милиции (полиции?) обязано, думаю, ответить консульство и выяснить, где он там.

Если он уехал по гостевой визе (В) типа в гости к приятелю и остался работать садовником нелегально, думаю, мазы никакой.

То есть алгоритм, мне кажется, получать решение по алиментам, поговорить с милицией или как там это называется, и в консульство. Имхо, в Эстонии будут разговаривать нежнее, чем в штатовском консульстве в Москве.

(По инструкции - они одинаково ужасно на печень действуют) 6 На какой дозировке депакина становится понятно,что он хоть чуть помогает? Соответственно и про суксилеп тоже. Приступы у нас пока только миоклонии с падениями, но, похоже, могут появиться и другие.

Обсуждение

А мы депакин пьем 2 года с хвостиком. Печень он действительно садит, но ее надо поддерживать. Я знаю есть детки, которым 30 мг/кг достаточно, а есть и 70. Мы пьем по 60 мг/кг. Мухин еще любит Сабрил, не предлагал Вам? принимая депакин, необходимо смотреть концентрацию его в крови (Инвитро, делает, например). Опять же концентрация не всегда дает точную картину, поэтому важна и реакция ребенка, вам как маме виднее всего будет. Для информации: врачи НИИ Педиатрии на Талдомской считают концентрацию депакина ерундой.

Обсуждение

Совет 2
Контрастный

Постарайтесь внимательнейшим образом отнестись к каждому действию, которое совершает ваш благоверный, сидя перед мерцающим экраном. Непременно оказывайтесь рядом при каждом коннекте. Заранее составьте длинный список идиотских вопросов, которые должны вызывать горячее желание придушить вас голыми руками - чтобы больше над ними не мучилась. Постоянно говорите о своей мечте стать такой же умной и просвещенной, как некоторые, но соблюдайте меру: если вас-таки настигнет слабый проблеск понимания чего-либо, рекомендуется немедленно впасть в детство и начать искать на клавиатуре Any Key. Не умолкайте ни на секунду, доводите ситуацию до абсурда - делать, так по-большому! В качестве контрастной терапии при малейших признаках выздоровления, как то: попытка сбежать от вас и компьютера вместе со стулом, беспричинные крики и повышенная раздражительность - немедленно меняйте тактику. Становитесь ласковой, умной, всепонимающей, нежной - короче, будьте самой собой. В конце концов он вынужден будет катапультироваться на плюшевую поверхность своего четвероногого друга-дивана. А вас ведь не надо учить, что делать, чтобы он там и оставался?

Совет 3
Имени грубой силы

Применяется в клинических случаях, практически не дает сбоев. Прост, как все гениальное. Быстро продайте компьютер вместе с доступом в Интернет и регулярно конфискуйте появляющуюся наличность из карманов, кошелька и бухгалтерии по месту работы. Бунты и революции подавляйте в зародыше по примеру вождей пролетариата: а) первым делом захватить коммуникации; б) раздать водку. Получилось? А теперь начинайте копить появившиеся средства на ту пумпочку, о которой вы так давно мечтали.