Палаш морской курсантский. Моремход - лвмпу Курсанты морских училищ

Шли бурные 50-е годы, Советский Союз в политическом и особенно в военном плане противостоял практически всему остальному миру. На это время приходилась кульминация «холодной войны» между военно-политическими блоками ряда стран мира. В более жестком противостоянии находились блок НАТО и страны - участницы Варшавского договора.

В 1956 году произошли кровопролитные события в Венгрии. Советские танки восстановили так называемый «конституционный порядок» в Венгерской народной республике. Эти события я хорошо помню, так как в 1956 году окончил Батумское мореходное училище в Грузии по военной специальности - противовоздушная зенитная оборона Военно-морского флота СССР. И как раз в это время часть наших моряков-курсантов была направлена на военную стажировку в город Севастополь. Наша четвертая гвардейская зенитная батарея располагалась недалеко от Северной бухты. Практически каждый день мы занимались боевой подготовкой, изучая уставы, материальную часть и правила ведения боевых стрельб. И, наконец, был дан приказ срочно передислоцироваться на проведение боевых стрельб в район мыса Феолент. Затем по «слухам» нам предстояла спецкомандировка с боевой техникой в одну из горячих точек мира. Никто не сомневался, что это будет Венгрия.

Перед проведением боевых стрельб по «живым» мишеням на воде и в воздухе к нам неоднократно приезжали командиры боевых кораблей Черноморского флота и офицеры-летчики, которые должны были принимать непосредственное участие в проведении боевых стрельб. Это были достаточно молодые офицеры, которые уже прошли боевое «крещение» в годы Великой Отечественной войны, а также в многочисленных горячих точках планеты, в которых СССР официально или неофициально принимал участие.

Наш командир собирал на встречу с летчиками и моряками весь состав нашей 4-й гвардейской зенитной батареи. На этих встречах обсуждалась боевая операция по точной стрельбе по мишеням.

Боевой военный самолет под управлением офицера должен тащить за собой мишень, которую наши гвардейцы-зенитчики и были обязаны поразить боевым снарядом точно и при этом не попасть в самолет и не сбить его. Летчики были психологически уверены, что если они лично побеседуют с солдатами, сержантами и офицерами батарей, то наверняка стрельбы пройдут удачно и они будут живы и невредимы. То же самое происходило с офицерами-моряками, которые своими боевыми кораблями тащили за собой «боевые мишени» в виде специальных щитов.

И вот рано утром наша батарея из 4 орудий на мысе Феолент заняла боевую позицию. Вскоре мы услышали гул мотора и в воздухе на значительной высоте увидели самолет, а за ним на расстоянии 100–150 метров боевую мишень в виде вытянутого овального «пенала».

Все затихли, напряглись, вглядываясь в летящий самолет, и ожидали команду «огонь». Напряжение возросло до предела, нервы не выдерживали, снаряды вложены в лотки автоматической доставки в ствол зенитной пушки. Нужна была только команда «готовьсь», а затем «огонь». Все мы думали о летчике-герое, который вел самолет и знал, что скоро последует очередь выстрелов боевыми снарядами. Мы же, курсанты-батарейцы, переживали не за судьбу самолета, а за жизнь пилота, который перед полетом сказал нам: «Мальчики, я на вас надеюсь. Мы вновь встретимся на земле и выпьем по этому случаю 100 граммов боевых».

Как это всегда бывает, команда «огонь» наступила неожиданно. Каждая батарея произвела по выстрелу, все покрылось кругом красной пылью, заслонило солнце, самолет, мишень, по которой вели огонь. Буквально задрожала земля под ногами, взметнулась пыль высоко в небо и долго-долго не оседала. Все мы прислушивались к гулу самолета, потом увидели и его, - пилот шел по кругу над нами, покачивая крыльями, а мишени за ним не было, ее мы с первых выстрелов поразили. Боевая задача была выполнена. Поразили мы и морскую мишень, которую на этот раз тащил за собой военный корабль, предназначенный специально для этого.

Вечером к нам прибыли высокопоставленные офицеры-летчики и офицеры-моряки и всех нас от души благодарили. Было приятно, что мы впервые прошли боевое «крещение», стреляя не по противнику, но подразумевая его. Подобных стрельб за полгода армейской службы на флоте было более чем достаточно. В общем, мы были довольны; огорчило нас только то, что сняли с нас морскую форму и переодели в армейскую, и получилось, что из мичманов мы превратились в старшин. Как раз в это время шла реорганизация противовоздушной обороны флота и кем-то сверху было принято решение всех переодеть в общевойсковую форму. Многие тогда сожалели, что им приходилось расставаться с морской формой, морской выучкой и морской судьбой.

Будучи на военной стажировке, мы, курсанты, с удовольствием осматривали город-герой, город русской славы Севастополь. Все здесь напоминало о силе, духе и мощи русского человека, русского оружия. И мы этим гордились, так как все были воспитаны на патриотизме к Родине, на любви к своему Отечеству. Каждый из нас хотел служить, служить честно, со знанием дела и в любой точке мира. У нас не было вопросов - где служить, у нас был только один ответ - куда пошлет Родина, там мы будем служить.

У всех у нас было героическое настроение. Правда, оно было несколько огорчено тем, что за год до нашего пребывания в городе Севастополе там, в бухте Инкерман, 29 октября 1955 года по какой-то неведомой причине взорвался и ушел на дно знаменитый флагман Черноморского Военно-морского флота - линкор «Новороссийск». Сотни моряков погибли вместе с ним, и, по воспоминаниям очевидцев, почти три дня и три ночи еще живые матросы стучали изнутри по броне «Новороссийска», сообщая о том, что они живы и просят помощи. Помочь им не смогли. Вскоре на северной стороне Севастопольской бухты экскаваторами была вырыта братская могила, куда захоронили всех погибших моряков. Многие из тех моряков были молодыми, неопытными в морском деле ребятами, переведенными на линкор из Германии в связи с сокращением там численности советских войск. Скоро уже будет 50 лет со дня гибели легендарного линкора, но причины, к сожалению, до сих пор не установлены. В последующие годы, уже будучи студентом, а затем и офицером-разведчиком, я часто посещал это трагическое место, которое было обставлено морскими буйками. На этой могиле многие годы была закреплена одна-единственная красная звездочка. Собирались местные власти поставить памятник морякам-новороссийцам, но я его там не видел.

Закончилась наша военная стажировка, и все мы вернулись в свои родные пенаты - Батумскую мореходку. Через шесть месяцев мы вновь встретились. Было много разговоров о том, кто, где и как служил. Кто-то был в Батуми, кто-то в Поти, а кто-то на военных кораблях Черноморского флота. Каждый вечер мы вели разговоры и заканчивали, как правило, глубоко за полночь. Нам тогда было чуть больше двадцати лет и каждому из нас была обозначена одна дорога служить флоту. И все мы были готовы к этой нелегкой службе.

Почти пять лет нас воспитывали опытные моряки, прошедшие войну, не только Великую Отечественную, но и войну в Корее, в других «горячих точках» мира, где наши войска принимали участие в боевых операциях. Все это называлось в те годы служебной командировкой, а некоторые из таких командировок не возвращались совсем, а если и возвращались, то только в «цинковых гробах». Грустно это осознавать, но мы были молоды и каждый был уверен, что с ним этого не произойдет никогда. Нас воспитали в любви к морю, Родине, Военно-морскому флоту, Советскому Союзу, и мы гордились всем этим, куда бы ни забросила судьба каждого из нас.

В те годы никто не говорил о национальной принадлежности. Мы были советскими курсантами, советскими моряками, моряками-черноморцами, моряками-батумцами. Служили дружно, жили мирно, любили морскую романтику, помогали друг другу чем могли.

Формировалась настоящая морская дружба, независимо от того, был ли ты русский, аварец, грузин, осетин, татарин, удмурт, чеченец, азербайджанец, латыш или литовец. Мы были единой морской державой, единой морской семьей, единым Советским Союзом.

Вскоре командование Батумского морского училища зачитало приказ о том, что каждому из нас присваивается звание лейтенанта Военно-морского флота, а вскоре определили и места, где нам предстояло проходить морскую службу.

Из книги Свои и чужие автора Хомяков Петр Михайлович

4. Лимитирующие факторы развития и их преодоление в процессе производства. Путь земледельца и путь скотовода Теперь посмотрим ещё раз на производство как на процесс жизнеобеспечения. Допустим, мы научились измерять, причём в неких общих единицах, трудовые ресурсы,

Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Армейский спецназ Первые спецподразделения в сухопутных войсках США были сформированы во время 2-й мировой войны и распущены после ее окончания. Однако после начала Корейской войны они были воссозданы и с тех пор существуют, так сказать, на постоянной основе.Армейский

Из книги Статьи и рецензии (1831-1942) автора Гоголь Николай Васильевич

<Описание Прусского государства в географическом и статистическом отношениях, составленное Ардалионом Ивановым, воспитателем и наставником Императорского училища Правоведения. СПб., в тип. И. Глазунова, 1836, в 8. Часть первая, стр. 201.> Книга в роде тех географий, каких

Из книги Дуэль 2009_8 автора Газета Дуэль

С ДНЕМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА!

Из книги Планируемая история [Сборник] автора Зиновьев Александр Александрович

Русский путь и путь России Русский путьВыражение «русский путь» двусмысленно. В одном смысле оно является социологическим понятием, обозначающим оригинальный творческий вклад России и русского народа в социальную эволюцию человечества. Такой вклад был сделан в

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОРСКОГО ФЛОТА СССР РЕШАЮТ НАШУ СУДЬБУ Прибыла из Москвы довольно многочисленная группа начальников и специалистов, чтобы принять участие в распределении курсантов мореходки по северным, восточным и южным морям.Все мы стояли строем перед училищем в

Из книги Бандиты семидесятых. 1970-1979 автора Раззаков Федор

Подвиг курсанта Из криминальных событий второй половины февраля стоит выделить ЧП, которое произошло в Куйбышеве. 23-летний курсант патрульно-постовой службы Анатолий Силаев поздно вечером возвращался с дежурства домой. Внезапно он увидел, как от здания, в котором

Из книги Матрица бунта автора Пустовая Валерия Ефимовна

Человек армейский Денис Гуцко. «Там, при реках Вавилона». Уже общепринято: считать повесть Дениса Гуцко произведением о межнациональном конфликте накануне распада СССР. Собственно, «Вавилон» и есть метафорическое название рухнувшей многоязычной империи Советов.

Из книги ПОДВОДНАЯ ОДИССЕЯ «Северянка» штурмует океан автора Ажажа Владимир Георгиевич

НА ДНЕ МОРСКОГО ПОРТА Подводные лабиринты. - Ихтиандры с дипломом инженера. - Рандеву под приколом.Осенней ночью 1944 года Рига содрогалась от взрывов. Отступающие фашистские оккупанты в бессильной злобе разрушали заводы, мосты, причалы огромного порта. Спеша выполнить

Из книги На пути к Цусиме автора Павлов Дмитрий Борисович

№ 27. Справка Главного морского штаба 2 октября 1904 г. По рекомендации директора Департамента полиции ДСС Лопухина вызван из Парижа в Петербург отставной капитан 2–го ранга французской службы Морис Луар, которому предположено поручить организацию охраны Суэцкого

Из книги Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству автора Манвелов Николай Владимирович

Глава 8. Карьера морского офицера Обучение будущих офицеров Русского флота - тема настолько обширная, что ей стоит посвятить целую книгу. Здесь же мы попробуем рассказать о том, кто и как мог стать «вашим благородием», т. е. мичманом либо младшим офицером одного из

Из книги Большая судьба Малой земли автора Ефимович Придиус Петр

ПРИКОСНИСЬ СЕРДЦЕМ К ПОДВИГУ Татьяна Цуркан, учащаяся Туапсинского профессионально–технического училища № 9 морского флота, член совета музея боевой славы 18–й десантной армии Каждый год учащиеся нашего училища совершают традиционное восхождение на вершину горы

Из книги Гениальное просто! автора Соловьев Александр

ВЫСОТА Игорь Сулим, курсант Ейского высшего военного ордена Ленина училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика–космонавта СССР В. М. Комарова Будущие офицеры славных Вооруженных Сил державы, чье 60–летие в феврале 1978 года отмечал весь наш народ, мы в

Из книги Империя «трёх бриллиантов» автора Бандура Юрий Николаевич

Вышел ножик из тумана // Бальтазар Эльзенер-Отт и швейцарский армейский нож У каждого народа есть свои любимые вещи, имеющие статус национального символа. Карате и караоке – у японцев, водка, черная икра и граненый стакан – у русских, гамбургер, кока-кола и джинсы – у

Из книги Последняя гавань Белого флота. От Севастополя до Бизерты автора Черкашин Николай Андреевич

Карьера «морского чудища» Не один год провёл самурайский сын Ятаро на службе у князей Яманоути, властителей влиятельного княжества Тоса на острове Сикоку. Оставался он их вассалом и в октябре 1870 года, когда в Осаке появилась судоходная компания «Цукумо сёкай».Когда сто

Из книги автора

ОШИБКА «МОРСКОГО СБОРНИКА» Я бы не обратил особого внимания на мелькавшую в документах отряда фамилию Серафимов, если бы перед приездом в Ленинград, листая старые номера «Морского сборника», не наткнулся в октябрьской книжке 1915 года на убористое сообщение о том, что

Как известно, Севастополь является не только военно-морской базой, но и давней кузницей кадров для российского Военно-морского флота. Здесь находится Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова (ЧВВМУ) — одно из наиболее известных военно-морских учебных заведений России.

Одно из лучших военно-морских училищ

Основанное еще в 1937 году, ЧВВМУ выпустило тысячи офицеров с высшим военно-морским образованием. Среди них — 15 Героев Советского Союза и 5 Героев России, а также министр обороны России маршал Игорь Сергеев . До 2014 года училище функционировало как академия в системе военного образования Украины, однако после воссоединения Крыма с Россией было принято решение о восстановлении в Севастополе на базе украинской академии российского военно-морского училища. Большинство курсантов и преподавателей училища восприняли это событие позитивно — ведь перспективность службы в ВМФ России не идет в сравнение со службой в ВМС Украины, которые находятся в плачевном состоянии. Единственное — пришлось менять учебные программы, но и это пошло курсантам на пользу — в российских военно-морских учебных заведениях относятся к учебному и воспитательному процессу намного серьезнее.

Мало кто знает, но в Черноморском высшем военно-морском училище проходят подготовку и иностранные военнослужащие. В июне 2016 года состоялся первый выпуск возрожденного ЧВВМУ. В торжественном строю курсантов — не только россияне, но и африканцы. Уроженцы далекой Экваториальной Гвинеи проходили в училище подготовку по программам среднего военного образования. Семнадцать темнокожих курсантов достались ЧВВМУ «в наследство» от украинского периода в истории военного учебного заведения. Дело в том, что они были приняты в училище еще во время вхождения Крыма в состав Украины, а заканчивали курс подготовки, рассчитанный на 4 года и 10 месяцев, уже в России. Курсанты из небольшой африканской страны получили дипломы механиков, минеров и артиллеристов. Им предстоит проходить службу в Военно-морских силах Республики Экваториальная Гвинея.

Выпускники отправятся сражаться с пиратами?

Между Экваториальной Гвинеей и Украиной прежде существовало военное партнерство, в том числе и в сфере подготовки кадров, однако теперь, судя по всему, африканская страна переориентируется в этом отношении на Россию. Численность населения небольшой страны, расположенной на западе Центральной Африки — чуть более 704 тысяч человек. Однако, она обладает одним из сильнейших в Африке военно-морских флотов. Благодаря доходам от продажи нефти, Экваториальной Гвинее удалось вложить значительные средства в развитие собственных вооруженных сил и, в особенности, военно-морского флота, который призван охранять республику от посягательств на нефтяные ресурсы. В этом действительно есть необходимость — прибрежные воды Западной и Центральной Африки кишат пиратами, которые по своей активности не уступают сомалийским. Поэтому знания, которые получают курсанты из Экваториальной Гвинеи в Севастополе, вполне вероятно окажутся крайне востребованными в реальной боевой обстановке.

Раньше главным экспортером вооружения в Экваториальную Гвинею был Советский Союз. После его распада страна продолжила сотрудничать с Украиной и Болгарией. Так, в Николаеве проектировали, а в Варне построили фрегат «Wele Nzas». По украинскому проекту в Болгарии построили и амфибийный фрегат «Сapitán de Fragata David Eyama Angue Osa». Корвет «Bata» тоже проектировали в Николаеве, а спустили на воду в болгарской Варне. То есть, именно Украина фактически заложила основы современных военно-морских сил Экваториальной Гвинеи. Поэтому не было ничего удивительного и в том, что курсанты этой страны отправились получать военно-морское образование в Севастополь. Когда Крым воссоединился с Россией, командование ВМС Экваториальной Гвинеи приняло решение о том, что курсанты продолжат учиться уже в российском военном вузе. Сами курсанты тоже были не против, тем более, что российское военное образование продолжает очень высоко котироваться во всем мире.

Начальник ЧВВМУ капитан первого ранга Александр Гринкевич сообщил прессе, что в училище проходят подготовку более 50 курсантов из Экваториальной Гвинеи, а также курсанты из Анголы. Учебное заведение рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с Военно-морскими силами этих африканских государств. Это вполне реально, особенно если учитывать, что Ангола также является одним из традиционных для России военных партнеров на Африканском континенте. Расширение объемов российского военно-промышленного экспорта в страны Африки неизбежно приведет и к росту потребностей африканских государств в наличии специалистов, подготовленных для обслуживания сложной техники российского производства.

В Крыму готовили партизан «третьего мира»

Кстати, в советское время именно в Крыму находился знаменитый учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих. 165-й учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих располагался в селе Перевальное, недалеко от Симферополя. Долгое время это было одно из самых секретных военных учебных заведений в Советском Союзе. В 1965—1980 гг. здесь обучали участников национально-освободительных движений со всего мира — будущих партизан. В 1980 году учебный центр был преобразован в Симферопольское военное объединенное училище, где стали готовить офицеров для армий дружественных Советскому Союзу государств. В 1992 году училище было расформировано.

За двадцать семь лет существования в учебном центре и училище прошли подготовку 16 тысяч человек. Здесь обучали военных специалистов для таких знаменитых организаций как Африканский национальный конгресс ЮАР и Организация освобождения Палестины, мозамбикский ФРЕЛИМО и ангольская МПЛА, намибийское СВАПО и ПАИГК из Гвинеи-Бисау. Первыми курсантами в 1965 году стали как раз партизаны из Гвинеи-Бисау. Семьдесят пять молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет прошли полный курс подготовки.

После того, как в 1980 году на базе учебного центра было создано училище, оно стало принимать курсантов из Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Монголии, Кубы, Афганистана, Ливана, Индии, Никарагуа, Мадагаскара, Эфиопии, Ливии и ряда других государств. Главной задачей стала подготовка офицеров сухопутных войск для армий вышеназванных государств по наиболее востребованным специальностям — танкисты, артиллеристы и зенитчики, связисты, автомобилисты, а также повышение квалификации для уже действующих офицеров иностранных армий, в том числе и в немаленьких воинских званиях.

Таким образом, Крым имеет богатые традиции подготовки иностранных курсантов. Не исключено, что они будут сохраняться и в будущем — ведь престиж российского военного образования в мире остается весьма высоким.

Фонтаны были одной из главных достопримечательностей училища. Фото с сайта www.newkaliningrad.ru

На флот мы приходим романтиками. Романтики у нас в этот момент, как говорится, полные штаны. После чего мы пару лет воюем с флотской придурью, плавно переходящей в полный идиотизм. Потом до тебя медленно, но верно доходит, что это бесполезно. Потому что если это борьба, то где же результат? Так что будущий офицер флота уже на третьем курсе военно-морского училища начинает относиться к происходящему с юмором. Если чувства юмора нет, можешь смело списываться на гражданку. Но это если получится.

ЗАПИСКИ ИЗ ПРОШЛОГО

Я в Калининградской высшей военно-морской бурсе все пять лет учебы вел дневник. Сейчас с удовольствием перечитываю. Это ведь сегодня в армии и на флоте аутсорсинг. А в наше время - все сами, своими умелыми ручками. Вот, к примеру, несколько записей из моего дневника:

Сегодня обычный, ничем не знаменательный день. Уже темно, за окном падает на землю мокрый снег – точнее, гибрид снега с дождем. Это плохо – значит, сейчас лопату в руки и пахать, как папа Карло, который, впрочем, был безработным».

То есть это уже четвертый курс, через год – офицерские погоны. А ты лопатой снег гребешь или метлой лужи разгоняешь, причем не только во время приборки, но и вместо лекций. Потому что главное на флоте – чтобы на плацу снега не было и луж.

Вчера после обеда на большой приборке собирали на Поле дураков (это большой газон – наш объект приборки) одуванчики. Начальству они не нравятся».

То есть несколько десятков гардемаринов (курсантов четвертого и пятого курсов), будущей элиты наших Вооруженных сил, остервенело уничтожают одуванчики на объекте приборки, чтобы газон был единообразного, как все на флоте, зеленого цвета! Потому что иначе обеспечить высокую боеготовность ВМФ СССР просто невозможно.

Ну, понятно, что курсантские руки – не для скуки. Строительные и прочие работы в нашей бурсе, по-моему, занимали гораздо больше времени, чем занятия.

Вчера ходил на танцы в училище. Они были в кафе «Океан». Это здание со знаменательной мемориальной доской, на которой выбито золотыми буквами:

Кафе «Океан»

Спроектировано и построено

ГСС вице-адмиралом Пилипенко В.С.

Капитанами 1 ранга (три фамилии)

Капитанами 2 ранга (две фамилии)

Мичманами (пять фамилий)

Курсантами (четыре фамилии)

Почему-то забыли выбить мою фамилию. Очень удивлен».

Вообще-то в кафе «Океан» выбор блюд был не богат. Кефир, молоко, печенье и пряники. Но уставшие от бигоса (вонючая квашеная капуста с чем-то отдаленно напоминающим мясо) и перловой каши (ее мы называли РБУ – по названию реактивной бомбометной установки) курсанты были и этому рады. Поэтому очереди стояли огромные.

С тех пор я ненавижу пряники. И каши, естественно, не говоря уже о бигосе. Да, ГСС – это Герой Советского Союза.

СТРАСТЬ К ГИГАНТОМАНИИ

Скоро начнем строительство «Глыбы-78». Это картина 120 на 15 м. Гигантская, в стиле Сикейроса. Правда, тот работал с помощью подъемного крана и пульверизатора. Ну, а мы попроще – у нас кисть и мозолистые руки. Этого достаточно».

У начальника КВВМУ адмирала Владимира Пилипенко была страсть к гигантомании. Особенно он гордился тем, что плац в училище по квадратному метражу был больше Красной площади (для чего пришлось снести несколько строений). А еще вокруг плаца стояли картины на морскую тематику: «Бой авианосной ударной группы с подводной лодкой противника», «Высадка морского десанта при поддержке авиации», «Корабли в кильватерном строю» и т.д. Размер картин – сотни квадратных метров. Самая большая – 120 на 15 м (она не вынесла порывов ветра и вскоре рухнула).

Картины рисовали на плитах шифера, которые перед этим варили в масле, а потом покрывали грунтовкой. Руководил процессом как минимум капитан 2 ранга, который после завершения строительства получал очередную звездочку.

На главной башне, в здании, где находились дежурный по бурсе и знамя училища, были большие часы. Каждые полчаса они громко играли мелодию «Ты, моряк, красивый сам собою...» Жители окрестных кварталов были очень недовольны, но победить адмирала, да еще Героя Советского Союза, не смогли...

А еще Пилипенко (в училище его звали Герой, Барин, Хозяин) любил фонтаны. Один (квадратный) находился перед главным входом в училище и бил на три метра выше Петергофского «Самсона». Второй (круглый) – в училищном скверике. В центре фонтана была статуя Нептуна, который держался двумя руками за рога мины образца 1905 года. Помнится, когда я еще был кандидатом в курсанты, то есть только сдавал экзамены, мимо фонтана шли два абитуриента из Белоруссии. И один из них сказал другому:

– Во, глядзі, у міну ўпярдоліў.

Мы же называли фонтан просто: «Нептун, насилующий мину».

Вчера дела развивались так.

13.30. Закончил писать докладную записку к диплому.

13.50. Заходит Чубаров (преподаватель), спрашивает, готов ли я защищаться. Отвечаю: «Всегда готов».

15.15–15.45. Защищаюсь. Даже меньше, чем за 25 минут. Оценка «отлично». Только зашел в класс, как Ваня, Юра, Леха и Сережа схватили меня и понесли на Лебединое озеро. Рядом бежал Валерьян с моим «Зорким». У самого начала мостков, ведущих к острову с маяком (высота 1,5–2 м), меня дружно раскачали и на счет «три» бросили в воду. Валерьян фотографировал... Оставшуюся часть дня сушил первый срок. Вечером вышел в город, купил два торта – в камеру и на стол».

Была такая традиция в бурсе. Выпускника, который первым защитил диплом, кидали в фонтан с Нептуном или же в Лебединое озеро (в училище было и такое) сразу же после сдачи и прямо в форме. В 1978 году таким выпускником в нашем классе как раз оказался я.

«КАРУСЕЛЬ» ВРЕМЕН СССР

В сессию в училище царит благодушное, безмятежное настроение. Даже дисциплина слегка разжимает свои железные тиски в эти деньки. Офицер может пройти мимо курящего в неположенном месте курсанта и не сделать ему замечание. Дежурный по училищу, обходя свои владения, обнаруживает ночью в Ленкомнате долбящего гранит науки курсанта (фанатики есть в любом деле) и не отправляет его спать, а лишь, уходя, плотно закрывает за собой дверь».

Если вы думаете, что «карусель» на выборах придумали политтехнологи 90-х, вы глубоко ошибаетесь. Эту схему мы в училище освоили еще на первом курсе. Курсант берет со стола втихаря не один билет, а два. Второй он передает через дежурного по классу очередному однокласснику, сдающему экзамен. Тот берет со стола билет, но отвечает на тот, который у него в кармане и к ответам на который он успел подготовиться. И так далее. Чтобы преподаватель был не слишком внимателен, в графин (обязательный атрибут на столе) вместо компота наливается пиво.

Есть еще один способ помочь курсанту в ответе на сложные вопросы. К примеру, когда мы сдавали ТУЖНК (теорию устройства и живучести надводного корабля), на внутренней стороне двери в кабинете, где проходил экзамен, повесили боевой листок, на котором крупным, видимым из любого конца помещения шрифтом, было начертано рукой Юры Нестерова следующее:

«Курсант!

Если ты любишь свою маму и хочешь встретиться с ней в отпуске, ты должен знать, что:

– адмиралтейский коэффициент выражает зависимость скорости, водоизмещения корабля и мощности;

– качка – это колебание судна относительно положения равновесия...»

Ни один преподаватель даже не заметил, что это был не боевой листок, а банальная шпаргалка. Может, потому, что графин с пивом мы пополняли регулярно?

О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ И ИХ ДОЧКАХ

Сегодня ко мне подошел начальник кафедры военно-морской тактики капитан 1 ранга Смышников. Попросил пригласительный билет на танцы для своей дочки. Дал даже два билета. Думаю, теперь проблем с зачетом по тактике у меня не будет».

В училище на танцы девушки проходили только по пригласительным билетам. Билеты раздавал желающим (на артиллерийском факультете по крайней мере) я, так как был заместителем секретаря комитета комсомола. Преподаватели заходили часто, кто-то брал билеты для своих дочерей, кто-то для дочек родственников и знакомых. Так что зачеты и экзамены я в то сытное время сдавал на ура.

Кстати, о Виталии Васильевиче Смышникове. Высокий, худющий, странно выбрасывающий при походке ноги. Подпольная кличка Camel (Верблюд). Он действительно напоминал корабль пустыни. Причем не только походкой, но и профилем лица. На лекции:

– Товарищи курсанты, сегодня на танцы придет моя дочь, прошу оказать ей максимум внимания.

– Товарищ капитан 1 ранга, а она симпатичная?

– Естественно. Она же похожа на меня!

А еще у меня в дневнике записана особая курсантская терминология. Кто в училище служил, тот поймет, кто погон не носил – тому это и не нужно. Но, по-моему, любопытно. К примеру, «сидеть до зеленой травки» – это если тебе не дают увольнение с зимнего периода до 1 марта. «Сидеть до зеленой елочки» – то же самое, но с осени и до Нового года. «Карась» – первокурсник. «Караси» – носки, как правило, не стиранные, то есть весьма ароматные. «Шланговать, прикидываться бушлатиком или лопатой» – состояние, в котором курсант бывает очень часто. Объяснить это состояние невозможно. Отсюда и понятие «шланг» (на иностранные языки не переводится).

«Топор, фанера» – оскорбление, близкое к понятиям «кретин», «идиот». «Сосредоточиться» – уснуть на лекции. «Зэк» – заместитель командира взвода. «Комод» – командир отделения. «Политик» – курсант, которому задержали отправку в отпуск за нарушения воинской дисциплины. «Олимпиец» – курсант, которому задержали отправку в отпуск за двойку по физкультуре. «Академик» – курсант, которому задержали отправку в отпуск за двойку на экзаменах. «Пролетарий» – курсант, пролетающий мимо кассы, к примеру, выгнанный из строя увольняющихся за прическу, брюки-клеш и т.д. «КВН» – клуб вечно неувольняющихся. «Команда «Ух» – группа курсантов, пытающаяся грубым физическим трудом смыть с себя пятно нарушителей воинской дисциплины.

И, наконец, еще одна запись в дневнике, объясняющая, почему мы всегда помним о службе на флоте и считаем эти годы лучшими в жизни.

Интересную речь сегодня сказал один капитан 2 ранга:

– На флоте вы окунетесь в великолепную атмосферу. Юмор, пусть даже немного грубоватый, поможет вам всегда.

Я помню, однажды возвращались мы с боевой службы. Шли через Ла-Манш. Точнее, не шли, а болтались на месте – шторм был адский. И вот в этот штормовой денек мне исполнилось 33 года, как Христу. Я стоял на вахте. Нес «собаку», кстати. И вот, зайдя после вахты в кают-компанию, я увидел огромный торт-пирог, свежеиспеченный, ароматный. Два лейтенанта держали его в руках, ибо со стола он мгновенно бы слетел – так качало наш эсминец.

Из торта торчала металлическая трубка, в прорезь на ней была вставлена великолепно нарисованная корабельным художником карта района, в котором мы находились.

Вы знаете, какое это счастье? Его надо испытать. Такое не забывается. Отлично помню, что все ели этот торт и говорили: «Как хорошо, Витя, что ты родился в такой день, когда так хочется кушать...» Вот так, друзья мои! Учитесь видеть во всем каплю юмора – и тогда вам легче будет служить».

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Здание Ленинградского военно-морского подготовительного училища и территория Приютского переулка в период формирования училища - лето 1944 года

Шел третий год Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии. В ходе войны советский Военно-морской Флот непрерывно пополнялся новыми надводными кораблями и подводными лодками, оснащенными современной боевой техникой. Созданные до войны специальные военно-морские средние школы в системе Наркомпроса РСФСР и предназначенные для подготовки молодых людей к поступлению в высшие военно-морские учебные заведения уже не отвечали возросшим требованиям ВМФ.

В целях повышения ка-чества подготовки поступающих в высшие военно-морские училища Советское пра-вительство 31 марта 1944 года приняло Постановление об организации военно-морских подготовительных училищ с подчинением их Народному Комиссариату ВМФ. В городе морской славы, Ле-нинграде, было создано но-вое военно-морское учебное заведение, получившее наименование Ленинградское военно-морское подготови-тельное училище. Для размещения училища Городским Советом депутатов трудя-щихся были переданы помещения, размещавшихся в старинном здании, построен-ном для пансионата (детского приюта) еще в прошлом веке по Приютскому, ныне Морскому, переулку.
Согласно приказу народного комиссара ВМФ от 30 апреля 1944 года Ленинградское военно-морское подготовительное училище с трехлетним сроком обучения было формировано на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию: 2-ой Ленинградской, эвакуированной с началом войны в далекий сибирский городок Тару, и 1-ой Московской.

Ленинградская военно-морская спецшкола находилась с 09.08.1940 по 08.02.1942 на Васильевском острове по адресу: Васильевский остров, 13-я линия д.14.(по некоторым данным дом 12)

Ленинградская военно-морская спецшкола. Васильевский остров, 13-я линия д.14

Директоры Ленинградской военно-морской спецшколы...

Первым начальником Ленинградского подгото-вительного училища был назначен капитан 1 ранга Николай Юрьевич Авраамов.

Начальник Ленинградского подготовительного училища капитан 1 ранга Николай Юрьевич Авраамов,

Это был высокообразованный и прекрасно подготовленный моряк, прошедший суровую школу гражданской и Великой Отечественной войн. Он обладал большим боевым и педагогическим опытом. Перед войной он служил в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, где преподавал мор-скую практику. С начала Великой Отечественной войны Н.Ю. Авраамова направили в действующий флот, где он возглавил военную флотилию, сформированную на Авраамовском озере, а в дальнейшем командовал различными частями Краснознаменного Балтийского флота.

Маршал Советского Союза Говоров Л. А. благодарит начальника училища капитана 1 ранга Авраамова Н. Ю. за отличное прохождение курсантов на параде 1 мая 1946 года.

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ЮРЬЕВИЧА АВРААМОВА

Сегодня в пятнадцать на пять минут
Замер курсантский мир.
Сегодня в пятнадцать в последний путь
Уходит наш командир.

В строгих шеренгах курсантских рот
Сотни его сынов.
Скорбный оркестр нам души рвет,
Бьет барабан суров.

Трубы о вечности говорят,
Склоняется шелк знамен.
Стал на мертвые якоря
В памяти нашей он...

Он был гражданином своей страны,
Иной не желал себе.
Две революции, три войны
Прошли по его судьбе.

Изведал наветов девятый вал
И шквалы иных невзгод,
Но твердой рукой он держал штурвал,
В Россию верил и Флот.

Должно быть, Бог морской ворожил,
С Флотом его сроднив —
Жил он по совести и служил,
Чести не уронив.

Он говорил нам — жизнь хороша,
И дорог в ней каждый час!
Он умер. Его морская душа
Навеки осталась в нас.

Ближайшим помощником Н.Ю. Авраамова стал капитан 1 ранга И.И. Величко, назначенный заместителем на-чальника училища по политической части.


Жизнь училища началась летом 1944 года. К этому времени было закончено формирование органов управления и начали прибывать первые посланцы специальных школ. Вместе с ними приезжали офицеры, воспитатели и преподаватели. Одновременно шел прием в училище матросов, старшин и солдат, прибывавших с фронта и действующих флотов.

Первые воспитанники: посланцы специальных школ матросы и солдаты.

В большинстве это были молодые люди, которые добровольно пошли на фронт и самоотверженно сражались с немецкими захватчиками. Поступала гражданская моло-дежь из числа окончивших 7, 8 и 9-е классы средних школ. Ученики специальных во-енно-морских школ зачислялись без экзаменов. Из тех, кто сдавал экзамены, предпочтение отдавалось военнослужащим, прибывшим с фронта, и сиротам, потеряв-шим своих родителей во время войны.
В числе принятых в подготовительное училище было немало юных героев Великой Отечественной войны, награжденных орденами и медалями Советского Сою-за. Воспитанником училища стал комсомолец Александр Забояркин, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза за подвиг, совершенный в бою за Днепр. Под ураганным огнем противника отважный комсомолец переправлял на шлюпке бойцов на западный берег Днепра и трижды прокладывал через реку телефонный кабель, обеспечивая нашему командованию надежную связь с войсками, захватив-шими плацдарм на правом берегу реки. В числе воспитанников первого набора был и радист А.В. Баранов, награжденный орденом Красного Знамени за активное уча-стие в уничтожении нескольких фашистских кораблей. Шестнадцатилетним юношей пришел в училище и был зачислен воспитанником Лев Жильцов, который впослед-ствии командовал прославленной атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол», покорившей Северный полюс. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а в последствии - известный советский писатель.

Ленинград, 1945 год. Бывалым моряком был Валентин Пикуль, когда поступил в ЛВМПУ

К октябрю 1944 года были созданы основные учебные циклы: математики, физики, химии, литературы и русского языка, истории и географии, иностранных языков, физкультуры, военно-морского дела. Преподавательский состав училища представлял собой хорошо подобранный коллектив, состоящий из высокообразованных и опытных педагогов. Среди преподавателей было немало участников Великой Отечественной войны.

Командир курса капитан-лейтенант Щёголев Иван Сергеевич

К началу учебного года значительная работа была проделана по комплектованию фундаментальной библиотеки, которой руководил А.Ф. Волков. Библиотека комплектовалась, исходя из нужд и профиля училища. В ней широко была представлена и военно-морская литература. Ценным приобретением библиотеки стал полный комплект журнала «Морской сборник», начиная с первого номера, вышедшего в свет в 1848 году. Полный комплект этого старейшего морского журнала представляет собой большую библиографическую ценность, которой может гордиться любая специализированная военно-морская библиотека.
Первый учебный год в подготовительном училище начался 9 октября 1944 года. 15 ноября 1944 года приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота день 7 ноября был установлен годовым праздником училища. 28 апреля 1945 года начальник военно-морских учебных заведений от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил Военно-морскому подготовительному училищу Знамя части.


Большинство выпускников для продолжения военно-морского образования и подготовки к службе в Военно-Морском Флоте на офицерских должностях были направлены в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Около 35% выпускников были направлены в другие высшие военно-морские командные и инженерные училища.

Ленинград, 1946 год. Контрольно-пропускной пункт (КПП) ЛВМПУ. (вид с внешней стороны)

Первого сентября 1945 года училище вместе со всеми учебными заведениями страны начало свой второй учебный год. К этому времени в училище были введены в строй все жилые, классные и подсобные помещения. На всех циклах закончено оборудование учебных кабинетов и лабораторий. Развернули свою работу библиотека и читальный зал. Для занятий физкультурой и художественной самодеятельностью воспитанники получили в свое распоряжение хороший спортивный зал и клубные помещения. В летнее время в училище широко практиковались пешие и шлюпочные походы по местам минувших боев. В свободное от учебы время многие воспитанники увлекались художественной самодеятельностью, которой руководил начальник клуба майор С.И. Акимов. При клубе были организованы: хоровой коллектив, оркестр народных инструментов, духовой оркестр, хореографический коллектив, группа художественного слова, вокального пения и другие.

Ленинград, ЛВМПУ, лето 1945 года. Курсанты переносят дрова с Балтийской товарной станции. На втором плане видна деревянная будка КПП, на стене которой вывешивали объявления о результатах приёмных экзаменов.

Училище располагало отрядом учебных кораблей в составе парусно-моторных шхун «Учеба» и «Надежда». Командовал этим отрядом кораблей капитан 1 ранга Д.П. Михайловский - один из наиболее опытных военных моряков, в совершенстве владевший управлением крупными парусными кораблями.

Главное, что дало подготовительное училище своим воспитанникам, - это твердые знания в объеме средней школы, привило им любовь к морской профессии, приучило их к определенному воинскому режиму, жизни и труду в коллективе. Таким образом училище подготовило их физически, морально и психологически к обучению в высших военно-морских учебных заведениях.

Июль 1948 года.

За четыре года существования Ленинградское военно-морское подготовительное училище выпустило свыше тысячи человек. Многие из них при выпуске были награждены золотыми и серебряными медалями. Большинство воспитанников поступили в высшие военно-морские училища и после их окончания успешно служили на всех флотах нашей великой Родины, занимая высокие должности командиров соединений кораблей. Некоторые из них стали адмиралами, как, например, В.К. Коробов, М.Д. Искандеров, Г.Н. Авраамов, Л.Д. Чернавин. Другие пошли по на-учной линии и стали видными учеными в различных областях. Среди них докторы наук Ю.П. Петров, СИ. Моисеев, К.В. Недялков, В.В. Сорокин, А.Б. Велицкий, А.Д. Слобожанкин и другие. Некоторые из выпускников подготовительного училища после прохождения службы на соединениях кораблей Военно-Морского Флота в должностях командиров кораблей и флагманских специалистов вернулись в родное училище и стали начальниками кафедр, преподавателями военно-морских дисциплин. Это кандидат военно-морских наук, доцент капитан 1 ранга А.И. Жаров и капитан 1 ранга Л.С. Лисин, которые возглавляли в училище кафедры. Многие воспитанники Ленинградского подготовительного училища за образцовое выполнение правительственных заданий по освоению новой боевой техники и высокие показатели в боевой подготовке награждены орденами, вице-адмиралы В.К. Коробов и Л.А. Матушкин, а также контр-адмирал Л.М. Жильцов удостоены высшей военной награды - звания Героя Советского Союза.

Начальник училища (1947-1953 годы) контр-адмирал Никитин Борис Викторович