Армения Древняя: история, даты, культура. Великая Армения: история государства

Краткий анализ древних и средневековых карт, указывающих на существование Армении на Кавказе

1NEWS.AZ

Продолжая тему армянских исторических фальсификаций, думаем, будет весьма уместно коснуться одного интересного аспекта армянского мифотворчества: «искусства» подделывать, фальсифицировать и придумывать «древние» карты, указывающие «Великую Армению от моря до моря».

Начнем с наиболее распространенного среди армянских юзеров трюка с двумя картами Римской империи, размещенными на стене Колизея в Риме, где указана Армения. Пожалуй, больше всего армянская сторона ссылается на эти карты, как якобы на достоверный источник существования «Великой Армении» свыше 2000 лет назад. Обычно эти карты ставят первыми - как неопровержимое доказательство существования древнеармянского государства, а потом вслед выставляют массу сфальсифицированных карт, как само собой разумеющееся после «древнеримской» карты с указанием Армении.

Эти две карты показывают территории Римской империи и соседних регионов в период с 146 года до н.э. и до 14 года н.э. Однако даже при беглом взгляде становится ясно, что это никакие не «древние карты», а всего лишь современный бетонный макет, прикрепленный к стене Колизея с целью знакомить приезжих туристов с ареалом Древнего Рима. К тому же карта составлена в современных границах и очертаниях материков, рек и морей, поскольку является копией сделанного с космоса фотоснимка этого географического региона. И школьнику ясно, что древние римляне не могли чертить карт с точностью, которой можно достичь, сделав фотоснимок с космоса, тем более римляне не могли предугадать, как будут выглядеть очертания региона через 2000 лет после их жизни.

Однако, несмотря на эти элементарные вещи, данную «древнеримскую» карту армянская сторона везде выдает как доказательство существования древнего армянского государства. На «древней» карте в Колизее указана географическая область «Армения», что ничего не говорит о государстве Армения и не объясняет, какое отношение все это имеет к переселившемуся туда хайскому народу, который мы ныне привыкли называть армянами, по месту их последнего проживания.

В действительности, никаких римских карт, кроме т.н. Пейтингеровой таблицы, не существует, а имеющаяся Пейтингерова таблица (для просмотра дополнительно нажать на фрагмент карты – Р.Г.) считается копией римской карты IV века, которая не сохранилась в оригинале и никто не может доказать была ли она вообще в оригинале. Эта карта схематично показывает сеть дорог Римской империи от Иберии на восток. И все. Явно подправлена в средние века была и сама Пейтингерова таблица. Мы видим, как гигантская Персия (Persida) покрывает маленькую Парфию, тогда как это государства разного исторического периода. Армении на этой карте ни в каком виде нет. Зато большая территория указана как Албания. Eсть там и Колхида. А ведь если верить армянским историкам то IV век это же время, когда «Великая Армения» от моря до моря еще была в расцвете. Так, где же она?


Имеется также несколько древнегреческих карт мира, это всем известная карта Птолемея и карты Геродота и Страбона. Однако сохранилась переделанная в 1467 году карта «Космография Птолемея» , в которой кроме названия почти ничего не осталось от античной Птолемеевой карты.

То есть все это средневековые копии античных карт, оригиналы которых безвозвратно утеряны. Все эти карты как две капли воды похожи друг на друга, а также на другие карты того времени. Причем на первых опубликованных древнегреческих картах никакой Армении не показано. Там вообще мало что показано. На некоторых более поздних копиях уже появляется Армения, как и много других новых наименований, при чем неясно кем и с какой целью туда включены эти названия. Это говорит о том, что даже если и были какие-то древние оригиналы, они явно были хорошенько обработаны средневековыми картографами и дополнены средневековыми названиями, существующими и предполагаемыми. Вместо античного названия Иберия на карте указано более позднее название – Испания, вместо Эллады – Греция, также добавлена Германия, тогда как такого названия в античный период не было и есть еще много подобных ляпов. Кроме того, Персия находится рядом с Парфией и Медией (Мидией), хотя их существование как государств разделяют века. А если увеличить и внимательно посмотреть эту «античную» карту, где находится Армения (кстати, Великая), Албания, Колхида (Грузия, стало быть), то выяснится, что эти страны помещены в таком же виде, как и на поздних картах cредневековья и Pенессанса. То есть это все равно, что если нынешние США будут указаны как границы древнего государства индейцев Америки, к тому же граничащая с империей майя и ацтеков.


Как мы видим, на проверку так называемые древние карты, приписываемые античному периоду, на самом деле оказываются творчеством целой плеяды средневековых и более поздних монахов, писарей и псевдоученых, при этом каждая поправка и фальсификация сделана с учетом политической конъюнктуры и симпатий своего времени. В итоге получилась такая каша, в которой государства, появившиеся на 300-700 позже друг друга, показаны как современники и соседние страны.

А если посмотреть на армянские карты, в прямом смысле нарисованные под воздействием буйной фантазии и выдаваемые за «древние», то просто дар речи можно потерять.

Взгляните на фантастические армянские карты , где нарисован какой-то параллельный мир, созданный прямиком из рассказов фантаста Рэя Брэдбери. Если бы не эти карты, мы бы и не знали что где-то рядом существует параллельный мир со своей историей и государствами, о которых не знает ни историческая наука, ни археология, ни древние письменные источники.

Просто диву даешься: всего несколько лет тому назад придуманы «древнеармянские» карты Кавказа с названиями городов Тигранакерт, Ервандашат, Аршамашат, и даже герб есть. Разве что гимн «Великой Армении» упустили придумать. Но это не поздно поправить, предлагаю сделать древнеармянский гимн на мотив песни «Сары Гялин» – мелодию армяне знают и любят.


А теперь вернемся к реальным картам средневековья. Совершенно очевидно, что все эти карты отражают видение мира людьми средневековья, поскольку почти все они составлены на основе слухов, рассказов, легенд и предположений, а не фактах. Причем чаще всего это видение карты мира основано на Ветхом и Новом Заветаx. Известно, что на средневековую картографию огромное влияние оказала арабская картография. Как отмечает исследователь Амир Эйваз, арабские карты тогда напрямую переписывались европейцами и переводились они с арабского как попало. Известно, что средневековое арабское написание часто не использовало огласовку (не указывались гласные), тем более в картах, где почти все географические названия сокращались. Поэтому арабское РМН обычно расшифровывается не как Армения, а как Романия (Ромея, Рум) или современным языком - Византия. Kогда карта Птолемея появилась в Европе в средние века, Византийская империя была еще довольно великoй. Причем Румом она называлась очень долго, даже когда она уже давно стала Османской империей.

Именно эта территория Рум и показана на некоторых средневековых картах, переведенных с арабского как Armenia Major и там локализуют Османскую Империю в XIV веке. Еще не настал 1453 год, Мехмет II пока не взял Константинополь, и империя пока не распространилась на всю Mалую Азию, но она уже Великая! Как же так – откуда «древние» картографы знали, что произойдет в будущем?

К тому же очень часто географические названия самовольно вносились каким-то средневековым монахом только потому, что они есть в Библии. А откуда они взялись в Библии никто и не знает.


Не зря армянские идеологи, в первую очередь именно «древними» картами обосновывают принадлежность тех или иных земель к «Великой Армении». Ведь доказать, что это не так будет не так уж и просто и есть большой риск увязнуть в бесполезных околонаучных спорах и дискуссиях, в которых весьма поднаторели армянские «спецы». Веками идут споры по поводу аутентичности многих таких карт. Неужели на таких картах и исходящих из них исторических аргументах времен царя Гороха можно что-то обосновывать, а тем более перекройку границ нынешних реальных государств? Подобное маниакальное стремление доказать всем что армяне - самые «первые и древние» во всем: от принятия христианства и до высадки с Ноева ковчега, позволяет армянским националистам обосновывать территориальные и культурно-исторические претензии к другим народам.

При этом армяне любят ссылаться на «античные» или «древние» карты, на которых чьим-то легким росчерком стоит слово «Армения», однако когда дело доходит до подробных карт, где указаны населенные пункты, то становится ясно, что разыскать там что-то армянское не получается и днем с огнем. Армянские националисты стараются избегать этих карт, составленных конкретными людьми, специалистами, пробывшими не один год в регионах, которые они затем описывают и наносят на карты

Ризван Гусейнов

Во II-I вв. до н. э. среди рабовладельческих государств Закавказья особого могущества достигла Великая Армения. Она объединила в своих границах подавляющее большинство армянских земель, подчинила некоторые иберийские и албанские области и захватила многие другие территории в Передней Азии.

Выше уже шла речь о том, что Великая Армения и Софена освободились от власти Селевкидов после поражения, нанесенного римлянами Антиоху III в битве при Магнесии (190 г. до п. э.), когда правители Взликой Армении и Софены объявили себя независимыми царями.

Процесс перехода к рабовладельческой системе в основных чертах закончился ко II в. до н. э. Развитию широких экономических связей в Армении в значительной мере содействовало объединение в III в. большинства армянских земель под единой политической властью Селевкидов, ускорившее завершение сложения общенародного армянского языка и культуры.

Царем Великой Армении был в то время Артаксий (арм. Арташес), явившийся основателем царской династии Арташесидов. Многочисленные сельские общинники Армении, в среде которых имущественное расслоение ощущалось в то время еще сравнительно слабо, предоставляли прекрасные кадры для армии. Опираясь на эту армию, молодое, быстро растущее государство вступило на путь широких завоеваний.

Подобно тому, как в войне Антиоха III с Римом, Артаксий действовал в интересах римлян и содействовал поражению Антиоха, он и в дальнейшем ориентировался в своей внешней политике на Рим. В войне, вспыхнувшей вскоре в Малой Азии между Фарнаком, царем Понта, и пергамским царем Евменом (183-179 гг.), Артаксий помогал Евмену и его союзникам, пользовавшимся покровительством римлян, и тем самым значительно упрочил свои политические позиции.

Антиох IV, которому удалось укрепить власть Селевкидов в Сирии, предпринял большой поход в Армению, увенчавшийся успехом. Антиох проник далеко вглубь царства Артаксия и заставил его покориться. Однако последовавшая вскоре смерть Антиоха снова развязала руки Артаксию. Он активно вмешивался в дела соседних государств и всячески содействовал развалу царства Селевкидов.

Вскоре Артаксию удалось расширить территорию своего царства за счет соседних закавказских государств. Страбон пишет: «Говорят, что Армения, первоначально имевшая небольшие размеры, была увеличена Артаксием и Зариадром… они расширили Армению, отрезав себе часть земель у окрестных народов, а именно: у мидян Каспиану, Фавнитиду и Басоропеду, у иберов - склоны Париадра, Хордзену и Гогарену, лежащую по ту сторону Куры, у халибов и моссипойков - Каренитиду и Ксерксену, которые граничат с Малой Арменией или даже составляют части ее, у катаонов- Акилисеыу и область но Антитавру, у сирийцев - Таронитиду, так что все эти народы говорят теперь на одном языке».

Победоносные войны Артаксия (189-161 гг.), помимо территориальных приращений, военной добычи и политических выгод, давали ему еще и большое количество обращаемых в рабство пленников, которых он частью дарил своим полководцам и приближенным, частью использовал сам. По словам армянского историка V в. Моисея Хоренского, Артаксий подарил своему спарапету (должностному лицу, ведавшему военными делами и трудовыми повинностями населения) 500 рабов. Пленных рабов поселяли большими массами на землях царя и знати и использовали для ведения сельскохозяйственных и всевозможных других работ, что в значительной степени содействовало разрушению старых общинных установлений.

К этому времени прелший центр государства - древний Армавир уже не оправдывал себя ни в экономическом, ни в политическом отношении. Главные пути караванной торговли, пересекавшие Армению и связывавшие Малую Азию через Парфию и Бактрию с Индией и Китаем, проходили в стороне от Армавира. Поэтому Артаксий основал новый город в излучине р. Аракса, назвав его Артаксатой (арм. Арташат). Город этот вскоре достиг большого расцвета, так как в него стекалось множе­ство купцов и ремесленников - греческих, сирийских и еврейских.

Во внутренние области Армении было переселено значительное ко­личество населения из завоеванных стран. По сообщению Моисея Хоренского, Артаксий «повелел определить границы деревень и агараков», и «было увеличено народонаселение Армении введением в нее многих чужеземцев, которых водворяли в городах, долинах и равнинах». Для размещения переселенцев были осуществлены перераспределение земель и установка межевых камней. Три таких камня с надписями арамейским письмом были найдены в Нор-Баязетском районе, в окрестностях озера Севан.

Настоятельная потребность в письменности возникла в Армении в связи с развитием экономической, политической и культурной жизни. Арамейское письмо, широко распространенное в странах Передней Азии еще с V в. до и. э., было занесено, вероятно, сирийскими купцами и в Армению. Применение его в целях дипломатической переписки правителями Армении засвидетельствовано еще в конце IV в. до н. э. При Селевкидах, в III в., в Армении языком официальных документов в международных сношениях и частноправовых сделках стал греческий язык, употреблявшийся также и жрецами в святилищах в тех городах, которые оказались в значительной степени затронутыми греческой культурой.

Древнейшие известные нам памятники греческой письменности относятся также к правлению Артаксия. Это четыре из семи греческих надписей, открытых па скалах неподалеку от развалин древнего Армавира, по предположению ученых - на месте древнего святилища. Они служат ценными источниками, освещающими политическую и культурную жизнь Армении, а также ее взаимоотношения с другими государствами малой Азии.

Усиление власти рабовладельческой аристократии в Армении повлекло за собой обострение классовых противоречий. Мероприятия по переселению в Армению жителей завоеванных областей и наделение их землей, предоставление земельных угодий знати, составлявшей социальную опору царской власти, не могли не задеть интересов свободных общинников. Возникшие из-за этого внутренние смуты, свидетельствующие о серьезных классовых противоречиях, раздиравших уже тогда армянское общество, на время несколько ослабили Армению.

При внуке Артаксия Тигране II (95-55 гг.) Великая Армения достигла апогея своего могущества. В это время было не только окончательно завершено объединение всех армянских земель, кроме Малой Армении, ранее присоединенной к Понтийскому царству; путем многочисленных завоеваний границы армянского государства были расширены до огромных пределов. Накопление материальных ресурсов па базе развития рабовладельческой экономики и людские резервы создавали предпосылки для военных успехов. Благоприятна была и внешнеполитическая обстановка. Римское государство с начала II в. энергично вмешивалось в дела Малой Азии и поддерживало все государства, способствовавшие ослаблению Селевкидов.

На рубеже II и I вв. до н. э., когда государство Селевкидов неуклонно шло к своей окончательной гибели и когда возвышение Армении могло бы встретить противодействие римлян, последние были отвлечены тяжелыми внутренними потрясениями и предоставили страны Азии их собственной судьбе. Благоприятная обстановка была использована Тиграном II и царем Понта Митридатом Евпатором. Их государства быстро усиливались и расширяли свои границы.

Сначала Тигран II захватил владения царя Софены (Артана) и присоединил их к своему царству (94 г. до н. э.), завершив в основном объединение армянских земель в едином государстве. Его владения оказались теперь в непосредственном соседстве с Каппадакией. Митридат Понтийский, стремившийся к захвату Каппадакии, заключил с Тиграном союз, закрепив его браком Тиграна со своей дочерью Клеопатрой. Затем Митридат и Тигран договорились об объектах своих будущих завоеваний: Тиграну предоставлялись пограничные области Аршакидской Парфии, Сирия и окружающие их мелкие страны, а Митридату - Малая Азия, Черноморское побережье, островная и материковая Греция.

Митридат захватил все владения римлян в Малой Азии. Жители, измученные вымогательствсм римских провинциальных правителей, встречали его как освободителя. Не ограничившись Азией, Митридат оккупировал также и Балканскую Грецию. Однако в дальнейшем римские войска под предводительством Суллы нанесли ему ряд сокрушительных поражений и в 85 г. до н. э. он вынужден был заключить с римлянами мир, отказавшись от всех своих завоеваний, сделанных в Греции и Малой Азии с начала войны.

Между тем Тигран завладел сначала албанскими областями - Сакасеной, Отеной и Орхистеной - и северо-западной областью Мидии Атропатены - Симбакой. Затем с царями Албании, Иберии и Мидии Атропатены был заключен договор о союзе на условиях предоставления ими отрядов в армию Тиграна. Вторгнувшись после этого с большим войском в Месопотамию, Тигран завоевал северо-западные области Парфянского царства: Адиабену, Мигдонию, Осроену и Кордуену. Парфяне вынуждены были также отказаться в пользу Тиграна и от Мидии, оккупированной армянскими войсками, занявшими и столицу ее Экбатану. Соседняя Мигдония, имевшая большое стратегическое и экономическое­значение, была превращена в особое армянское царство со столицей в Нисибиде; управление ею Тиграы поручил своему брату Гурасу. Аршакиды отказались от торжественного титула «царя царей», который Тигран присвоил теперь себе и своим преемникам.

После этого Тигран приступил к завоеванию последних остатков владений Селевкидов в Сирии. Овладев Коммагеной, он стал обладателем всех переправ через р. Евфрат из Щалои. Азии и Леванта в Армению и Нарфию.

В 84 г. он завоевал северную Сирию, восточную Киликию и большую часть Финикии с крепостью Птолемаидой. Царство Селевкидов полностью перешло к Тиграну. Столица Сирии Антиохия на р. Оронте стала одной из столиц армянского царя. В Антиохии чеканилась монета с изображением Тиграна. Сирия и восточная (так называемая Равнинная) Киликия, вместе с Коммагеной, были объединены в особый административный округ под управлением Магадата - наместника Тиграна.

Наконец, воспользовавшись смертью Суллы, Тигран и Митридат вновь завоевали Каппадокию. Согласно ранее заключенному договору территория Каппадокии была присоединена к Понтийскому царству, а область г. Мелитены - к Великой Армении Цветущие города Киликии и столица Каппадокии г. Мазака подверглись страшному опустошению. Многие жители Кардуэны, Адиабены, Киликии, Каппадокии, особенно лштели городов, со всем своим имуществом были насильственно переселены в Армению, главным образом в основанную Тиграном новую столицу Тигранакерту,

Так из правителя небольшого государства, унаследованного от предков, Тигран превратился во владыку огромной державы, раскинувшейся от р. Куры до границ Палестины и от Средиземного моря до Каспийского.

В связи с расширением пределов царства столица Артаксата, оказав­шаяся в северо-восточном углу владений Тиграна, уже не могла служить главным политическим центром. Свою новую столицу Тигранакерту Тигран построил в центре своего царства, на берегу притока р. Титра - Никефория, в плодородной местности, на скрещении торговых путей в Индию, Каппадокию и Понт, Сирию и Киликию. Новый город вырос необычайно быстро: вместе с царским двором туда насильственно, под страхом конфискации имущества, переселилась армянская знать; кроме того, туда были насильственно переселены 300 тыс. жителей городов Ассирии, Осроены, Кордуены и Адиабены, а после оккупации Каппа­докии и Киликии - жители Мазака и других городов, главным образом ремесленники и купцы. Аппиан рассказывает, что новый город был обнесен мощной и высокой стеной, в толще которой помещались конюшни. Царский дворец был окружен садами, парками и прудами. Начата была постройка роскошного грандиозного театра по греческому образцу.

Однако в противовес прежней Армении новое государство Тиграна II отличалось внутренней слабостью, так как было лишено органического единства. Царство Тиграна представляло собой непрочное объединение различных по уровню экономического развития областей с населением, неодинаковым по характеру культуры и языку. Здесь были и эллини­стические города с рабовладельческим хозяйством, утонченной культурой и всеми присущими им социальными противоречиями и разрозненные племена номадов, живших своим примитивным бытом. Основное ядро царства составляли области с населением, говорящим на армянском языке.

Тигран II, подобно другим царям эллинистического Востока, был неограниченным монархом и являлся верховным собственником как центральных областей Армении, так и покоренных им территорий с их природными богатствами. Он по своему усмотрению распоряжался всем жившим на этих территориях населением со всем его частным общественным имуществом. Страной Тигран II управлял с помощью многочисленных должностных лиц, высшие из которых, облеченные особым доверием, входили в состав царского двора. Наличие центральных областей, составлявших основное ядро царства, и периферийных завоеванных областей отразилось в организации управления этой обширной империи. Наиболее плодородные земли во внутренних областях государства составляли наследственную собственность царской династии -«царскую землю». Некоторые из них составляли царские поместья, а остальные были переданы царем во владение знатным аристократическим родам за те или иные услуги царскому дому. Завоеванные области были разделены на отдельные наместничества во главе с назначавшимися царем наместниками, которые соединяли в своих руках военную и гражданскую власть, подобно сатрапам в государстве Селевкидов. Наместниками назначались представители высшей родовой и служилой знати, а иногда и члены царского дома. Их задачей была организация эффективной защиты пределов царства. Господствующим классом в стране, на который опиралась царская власть, являлась рабовладельческая аристократия; к ней примыкало и жречество. Экономической базой тех и других было крупное землевладение.

Святилищу богини Анахит принадлежала даже целая область - Анаитида (арм. Анахитакан) в Акилисене (в долине верхнего Евфрата), Управлявший ею верховный жрец (часто это был брат царя) считался вторым после царя лицом в государстве. Должности верховных жрецов крупных святилищ обычно были наследственными в знатном роде, за которым они были закреплены царем или который владел этим святилищем с незапамятных времен.

Из среды высшей знати замещались высшие государственные должности, закрепленные впоследствии за отдельными родами и замещавшиеся ими по наследству. Представители высшей родовой знати занимали также важнейшие командные посты в армии. Периферийные земли, организованные в особые наместничества, считались лишь переданными на тех или иных условиях в управление назначенным наместникам или искон­ным их правителям.

Важнейшими центрами хозяйственной жизни Великой Армении являлись частные поместья рабовладельческой знати - дастакерты. Награждая своих приближенных поместьями, царь передавал им земельные угодья вместе с жившим на них зависимым населением. Дастакерты представляли собой укрепленные замки с примыкавшими к ним службами, пашнями, садами, огородами и виноградниками. В этих поместьях широко применялся труд рабов и полусвободных крестьян. В поместьях, принадлежавших богатым древним святилищам, доходами с которых пользовались управлявшие ими жрецы, также эксплуатировался труд рабов и зависимых землевладельцев, которые назывались «священными рабами» (гиеродулами).

Труд рабов широко применялся при сооружении городов и укреплений, в солеварнях, каменоломнях и в разработках рудных месторождений, а также в городах и на принадлежащих городам земельных участках, где жило эллинизированное население, принесшее с собой привычные формы рабовладельческого хозяйства.

Основную массу населения составляло свободное крестьянство, жив­шее общинным укладом. Сидевшие на земле общинники обладали лишь правом землепользования, за что должны были вносить в казну подати, выполнять всевозможные трудовые повинности и отдавать еще часть продуктов сельского хозяйства. Жившие на царской земле считались «царскими людьми» и соответствовали категории полузависимых крестьян в других эллинистических государствах. Во главе сельской общины, как и раньше, стоял старшина, сдававший подати в царскую казну.

Основную массу рабов составляли вначале военнопленные, которых сажали на землю и наделяли необходимыми орудиями, приближая тем самым к положению зависимых крестьян. Особой формой эксплуатации труда являлась широко распространенная на эллинистическом Востоке практика насильственного переселения целыми семьями жителей завоеванных областей на царские земли.

Таким образом, армянское общество времен Тиграна было вполне сложившимся рабовладельческим обществом, но по сравнению с рабовладельческими обществами Греции и Рима менее развитым. В нем еще существовали установления, характерные для раннерабовладельческих обществ и хорошо известные на примерах Древнего Востока, такие, как долговое закабаление, угон населения в другие области целыми семьями, поселение рабов на земле.

Тигран всячески поощрял развитие широкой международной торговли. Он заботился о благоустройстве и поддержании безопасности дорог, занимался интенсивным градостроительством на основных торговых магистралях.

В обстановке развала государства Селевкидов Тигран и Митридат Понтийский сделали попытку взять обеспечение международной торговли в свои руки. Митридат заботился о развитии северных торговых путей через страны Закавказья и Боспорское царство, а Тигран - путей, ведших через Малую и Переднюю Азию. Этим и объясняется в значительной степени завоевательная политика Тиграна и та поддержка, которую ему оказывали правящие классы эллинистических городов - торгово-ростовщические элементы, крупные рабовладельцы, собственники ремесленных мастерских. Торговля приносила царю огромный доход в виде пошлин, обильно стекавшихся в его казну.

В числе армянских городов того времени особенно большую роль играли древняя столица Армавир и обе новые столицы - Арташат и Тигра-накерта, а также города Вардгесаван (позднейший Вагаршапат), Ван, Ервандашат и др. Армяне в этих городах составляли, с одной стороны, господствующий слой, знать, с другой стороны - городские низы, трудовой люд.

Преобладающим элементом населения городов были греки и сирийцы, а в Тигранакерте, возможно, еще и каппадокийцы. Каждый город имел святилище своего главного бога-покровителя. Характерной чертой армянских городов того времени являлось существование при­надлежащей городу территории, заселенной земледельцами, которые владели наделами на правах горожан.

Говоря о широком развитии транзитной торговли в Армении, не следует упускать из виду развитие товарного производства в самой Армении, ее внутренней торговли и вывоза армянских товаров в другие страны.

Из ремесел особенно высокого развития достигли металлургия, использовавшая местные залежи железной и медной руды и свинца для изготовления в большом количестве оружия и орудий труда, гончарное производство, художественная обработка камня и дерева, производство мебели и домашней утвари, кожевенное, ткацкое ремесло - производство всех сортов тканей для населения, а также роскошных художественных тканей и ковров, красильное дело и ювелирное ремесло.

Многочисленные города Армении того времени в археологическом отношении еще почти совершенно не изучены. В древнем армянском г. Армавире существовало святилище, где издавна совершались гадания по шелесту листьев священной платановой рощи и давались прорицания.

О высоком развитии строительного искусства свидетельствуют ра­скопки в Гарни, в 27 км от Еревана, у подножья Гехамских гор. Это была укрепленная летняя резиденция армянских царей, построенная на высоком мысу над глубокими обрывистыми ущельями, с текущей внизу горной речкой Азат. К крепости примыкало большое и богатое поселение. В Гарни сохранились развалины замечательного античного храма, постройка которого относится ко II в. н. э. Однако раскопками вскрыты и более древние постройки. Особого внимания заслуживают мощные оборонительные стены с башнями, построенные из громадных, великолепно отесанных рустованных базальтовых глыб, сложенных насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Крепостная стена была построена примерно в III в. до н. э..

Крепость Гарни с находившейся там царской резиденцией и возник­шим возле нее поселением, несомненно, играла большую роль во времена Тиграна и продолжала играть еще более значительную роль в последующие века, от которых в Гарни сохранились замечательные памятники архитектуры и изобразительного искусства.

Основным ядром большой армии Тиграна были армянские воины. Кроме того, союзные цари и подвластные династы поставляли многочисленные вспомогательные отряды, которые придавали ей типичную для армий больших государств Передней Азии пестроту. Плутарх, описывая войска Тиграна, говорит, что к Тиграну во время войны с Лукуллом собрались для защиты Тигранакерты (в 69 г. до н. э.) «поголовным ополчением армяне и гор диены, явились цари с поголовным ополчением мидян и адиабенов, пришло от моря, что при Вавилоне, много арабов, а от Каспийского моря - множество албанов и их соседей иберов, прибыло также немалое количество живущих по Араксу». Армию Тиграна отличала от армий эллинистических государств очень незначительная роль в ней наемных отрядов, составлявших основное ядро армий таких держав, как, например, государство Селевкидов и Египет Птолемеев.

Постоянное армянское войско состояло из конницы, вооруженной копьями и кривыми саблями, особый отряд которой был закован в сплошные панцыри, и специальных отрядов конных лучников. Пехота набиралась в случае войны; во время войны с римлянами она была реорганизована и вооружена по римскому образцу. При армии существовали также специальные отряды саперов, боевые колесницы и военные машины. О размерах армии можно судить по тому, что в отдельных сражениях численность армянских войск, согласно римской версии, достигала до 300 тыс. бойцов.

Содержание армии, двора и административного аппарата требовало огромных средств, в которых не было недостатка, так как царская казна возросла до небывалых размеров и Тигран располагал укрепленными хранилищами -«газофилакиями», наполненными золотом и различными сокровищами. Таковы были замки Бабирса и Олана в районе г. Артак-саты и Артагейрына р. Евфрате. Главными источниками их пополнения служили военная добыча, доходы с царских имений, государственные подати и таможенные пошлины.

В связи с высоким развитием экономических связей и, в частности, внутренней и внешней торговли в Армении развилось денежное обращение, появился денежный капитал. Возникла большая потребность в армянских денежных номиналах, которые бы имели хождение по всей обширной империи Тиграна. С этой целью была произведена реорганизация монетной системы. Началась чеканка золотых монет; кроме того, в большом количестве чеканились серебряные тетрадрахмы и разменная бронзовая монета. На всех монетах был изображен царь Тигран, монеты были снабжены греческой надписью с его именем. Кроме того, в обращении были селевкидские, парфянские и римские монеты.

Армянская религия того времени носила яркий отпечаток синкретизма. В многочисленных древних святилищах почитались божества, культы которых восходили к урартским и еще более древним временам. Вместе с ними в святилищах дрзвнеармянских божеств утвердились еще со времен господства Ахеменидов некоторые иранские культы. В Армению проник и зороастризм, широко распространившийся среди высших слоев армянского общества.

Наиболее чтимым в народе божеством была богиня Анахит, культ которой проник в Армению из Бактрии; с ним были связаны таинственные обряды почитания воды и огня. Образ ее слился с образом женских малоазиатских божеств плодородия. Самое знаменитое святилище Анахит находилось в Акилиссие.

В местности Камах был расположен храм верховного армянского божества Арамазда. В округе Дерджап находился храм Митры, бога огня, солнца и космического света, наиболее чтимого после Анахит; культ его был особенно широко распространен среди армянской знати. Цари Армении почитали его своим богом-покровителем. Почитались также бог войны Вахагн, супруг Анахит, считавшийся отцом Митры, бог луны и звезд - Тир и богиня Астхик. Храмы этих богов составляли один из главнейших культовых центров древней Армении в долине верхнего Евфрата.

Другой, столь же богатый святилищами, культовый центр находился в долине Евфрата - Арацани, в местности Аштишат. Третья группа святилищ была сосредоточена в Багаване, у подножья горы Нпат. Еще один культовый центр был расположен в верховьях Тигра.

Греческое влияние на древние армянские культы началось еще в III в., во времена Селевкидов, но особенно сильным оно стало в правление Тиграна. В это время на армянские религиозные образы наслоились черты греческих божеств и было принято отождествлять армянские божества с греческими: Арамазда с Зевсом, Вахагна с Гераклом, Митру с Аполлоном, Гелиосом и Гефестом, Анахит с Артемидой и Кибелой, Нанэ с Афи­ной, Астхик с Афродитой.

Но все эти божества отражали главным образом проникнутую иноземными влияниями религию и культуру правящих классов. Население армянских деревень продолжало придерживаться своих древних культов и обрядов. Особенно большим почитанием пользовался культ солнечного божества Арди-Арега, культ умирающего и воскресающего бога Ара Прекрасного и древние божества влаги и плодородия. Это были могучие силы природы, от которых зависело благополучие трудового населения: урожай полей, размножение скота. Образы этих богов не запечатлены ни в статуях, ни в храмах, они известны лишь по древним народным песням и эпическим сказаниям.

Благодаря длительным и тесным политическим и культурным связям армянского народа с персами иранская культура наложила известный отпечаток на слагавшуюся тогда культуру армянского народа, преимущественно на культуру армянской знати. В период господства Селевкидов, а особенно в годы правления Тиграна II, в среде господствующего класса Армении весьма большую роль стала играть греческая культура. При дворе Тиграна находились такие представители греческой культуры, как Метродор из г. Скепсиса - известный философ, историк и политический деятель, страстный ненавистник римлян, автор несохранившейся истории Тиграна и выдающийся афинский ритор и писатель Амфикрат. В Тигра-накерте и Арташате были построены театры по образцу театров греческих городов, где выступали греческие актеры и ставились произведения греческих трагиков. Особенной популярностью пользовался Еврипид. Сын Тиграна Артавазд, наследовавший царство после отца, сам был известным писателем, автором речей, исторических сочинений и трагедий на греческом языке.

Однако эллинизация Армении была очень поверхностной, захватившей лишь внешнюю сторону жизни верхов армянского общества. Греческая культура не могла пустить глубоких корней в Армении, так как она не смогла стать достоянием широких народных масс.

Застарелые мифы очень сложно разрушать. Особенно, если это касается исторической науки. К сожалению, история всегда писалась в угоду политикам, а нередко и в угоду политиканам… Из-за этого сегодня в истории многих регионов мира полно пробелов и нестыковок. Это относится и к истории Малой Азии и Кавказа. Здесь издревле сталкивались интересы различных могущественных государств, все они писали для этого региона ту историю, что поддерживала их захватнические стремления…

К таким застарелым мифам, несомненно, относится и миф о «Великой Армении».

Мы постараемся рассмотреть и разрушить этот миф, не прибегая к своим измышлениям, а используя лишь то, что известно официальной исторической науке. Это делается нами, чтобы никто не мог поставить под сомнение нашу объективность. Итак, начнем…

«Великий» или «большой» – история или география?

Не зря мы берем в кавычки название «Великая Армения». Хоть мы очень сомневаемся в существовании «великого» армянского государства в античности, мы используем кавычки не по этой причине.

Кавычки мы ставим потому, что фраза «Великая Армения» на деле является лишь предумышленным неправильным переводом древнего названия.

Известно, что больше всего упоминаний о древней Армении дошло до нас из римских источников. Именно с латыни современные ученые перевели труды древних об истории и географии этого региона.

И все бы хорошо, да только вот одна неувязка: все древнеримские и более поздние источники на латыни называют «Великую Армению» не иначе как Armenia Major .

Что здесь такого? — спросите вы. Поясняем. Слово major с латыни переводится как«большой» . Следовательно, понятие Armenia Major невозможно перевести иначе как«Большая Армения» . А почему тогда ее переводят, как ? Что это? Случайная ошибка, закравшаяся во многие современные исторические труды и даже школьные учебники, или большая ложь, большая претензия на то, что никогда не существовало?

Почему-то в случайность в данном случае не верится.

Поэтому мы пишем название «Великая Армения» в кавычках, чтобы читатели видели то, как из географического названия «Большая Армения» нынешняя официальная история сделала название «великого», «могущественного», но никогда не существовавшего, армянского государства.

Ведь, как известно, понятие «великий» действительно относится к государствам и странам. На различных исторических картах и в книгах можно прочесть, к примеру, такие «великие» названия:

«Великая Британия» — Великобритания (GreatBritannia);

«Великая Тартария» — империя Чингисхана (Great Tartaria, Grande Tartarie, или на латыни: Tartarie).

Но ни в одном древнем или средневековом источнике на латыни вы, уважаемый читатель, не найдете надписи Great Armenia или Magnus Armenia (то есть «Великая Армения»). Там везде будет лишь одно название: Armenia Major, то есть «Большая Армения». А, как известно, понятие «большой» относится, например, к горам Большого Кавказа или к рекамБольшая Тира (Иркутская область РФ) и Большая Алматинка (Алматинская область Казахстана)… То есть к названиям географическим.

Но сегодня мифотворцы от науки рассказывают прекрасные сказки о древнем и могущественном государстве армян. Чуть ли не об «армянской империи»…

Однако вопреки всем этим сказкам из различных источников древности нам становится известно следующее:

Территория древней Армении (тогда еще такого названия не существовало) при Ахеменидах – являлась обычной сатрапией (провинцией) Ирана. Затем, спустя два века иранского владычества, Армения была подчинена державе Александра Македонского.

Лишь после смерти Александра западная часть (пределы которой на востоке доходили до Евфрата) бывшей персидской сатрапии обрела независимость, но спустя столетие была покорена царями Понта. В последствии она вошла в состав провинции Рима – Каппадокии и лишь в конце III века н.э. стала отдельной провинцией Рима . Именно тогда эту территорию стали называть «Арменией» – но с приставкой – «малая» (minor). На деле именно эта небольшая область в нынешней Турции должна считаться исторической «Западной Арменией», а не пол-Турции, как сейчас настаивают на этом армянские горе-ученые.

Восточная часть бывшей персидской сатрапии, известная всему миру под названием Armenia Major (Большая Армения), наименование которой, как мы уже знаем, предумышленно преподносится некоторыми учеными, как «Великая Армения», имеет историю еще менее величественную, нежели западная.

Так, после падения державы Александра Македонского (конец IV века до н.э.), в подчинении которой и находилась эта территория, у власти здесь были посажены иранские сатрапы – Оронт (которого современные армянские источники называют Ервандом, безосновательно пытаясь арменизировать имя, указанное в древних источниках) и его преемники. Их менее чем столетнее правление пресекается, когда в конце III века до н.э. (около 220 гг. до н.э.) эти территории завоевываются Селевкидами (Антиохом III) и включаются в состав области Софена…

«Сначала Арменией завладели персы и македоняне; после этого - те, кому были подвластны Сирия и Мидия; последним властителем Армении был Оронт, потомок Гидарна, один из семи персов

…Однако в 190 году до н.э. римляне разгромили Селевкидов в битве при Магнезии. Наместник Антиоха в этой области – Артаксий (в современных армянских источниках – Арташес), предав побежденных римлянами Селевкидов, объявил себя царем этих земель.

В последствии Артаксий и сам был разгромлен римлянами, а затем (около 165 года до н.э.) был схвачен и заключен в оковы уже селевкидами, отомстившими ему за предательство…

«Затем Артаксий и Зариадрий, полководцы царя Антиоха Великого , воевавшего с римлянами, разделили страну на две части. Они правили страной по поручению царя . После того как царь потерпел поражение, они перешли на сторону римлян… «.

…После смерти такого вот «независимого царя» Артаксия, земли, находившиеся в его подчинении – то есть Большая Армения (расположенная в междуречье Евфрата и Мурата (Восточного Евфрата)) была подчинена Парфянской державе, которая и в дальнейшем сажала на «царский трон» Большой Армении своих ставленников, к примеру, того же Тиграна II, который купил царский трон Армении у парфян за крупные территориальные уступки…

«Тиграну выпало на долю испытать различные превратности судьбы. Вначале он жил заложником у парфян; затем ему удалось получить от них дозволение вернуться на родину, причем парфяне взяли выкуп - 70 долин в Армении » (Страбон. География. КнигаXI).

Однако, после того как князек Тигран II, посаженный на трон парфянами, почувствовал слабость Парфянской державы, он начал вести с ней войны. В течение двух десятилетий Тигран совершил ряд успешных походов в соседние страны, что записывается на его имя, как завоевания – хотя если бы это были завоевания, а не просто походы – они закрепились бы за Арменией или хотя бы за Тиграном. Но этого не произошло.

Так, несмотря на то, что после подчинения римлянам в 66 году до н.э. Тигран был оставлен в качестве правителя-марионетки в Большой Армении, римляне не подчинили Тиграну никаких территорий, которые он якобы «завоевал». Хотя, если бы эти земли воистину принадлежали этому царьку Армении, Рим обязательно попытался бы прибрать их к своим рукам, признав их за своей марионеткой — Тиграном…

«…Лукулл изгнал Тиграна также из Сирии и Финикии. Наследник его (Тиграна – ред.) Артавасд преуспевал, пока состоял в союзе с римлянами , но когда Артавасд изменил Антонию во время войны с парфянами , он понес за это наказание. Антоний привез его в Александрию, в триумфальной процессии его провели связанным по городу и некоторое время содержали под стражей, но потом убили…» (Страбон. География. Книга XI).

…В дальнейшем Большая Армения как игрушка, переходила из рук одного хозяина в руки другого. До середины первого века н.э. в Большой Армении правили римские, а затем парфянские наместники. С 66 года нашей эры парфянами в Армении был посажен наместник из правящего рода парфян — Тири-сат (имя которого было арменизировано и представлено в виде «Трдат»).

Сегодня армянские ученые называют Тири-сата основателем армянского дома Аршакидов (отметим, что такие же правящие дома Аршакидов существовали в Албании Кавказской и Иране), хотя достоверно известно, что правление его было не наследственным .

Плюс ко всему, учитывая, что Аршакиды вели свое происхождение от саков (сак, в индийских источниках — шак; в ассирийских источниках – иш-гуз), ни о каком армянском государстве говорить не приходится, тем более что в начале II века н.э. Большая Армения вновь была оккупирована Римом и объявлена провинцией империи

«После Артавасда страной (Арменией – ред.) управляли несколько царей под властью Цезаря и римлян ; и теперь еще страна существует, управляемая на таких же началах » (Страбон. География. Книга XI).

…Лишь в середине II века парфянам удалось частично отвоевать у римлян Большую Армению и вновь назначить наместника из правящего парфянского рода Аршакидов. Анаследственный титул царя Большой Армении парфянские наместники получили лишь в конце II века.

В связи с тем, что в начале III века власть в Иране захватили Сасаниды, уничтожив местную династию Аршакидов Ирана (парфян), аршакидские наследственные правители Большой Армении стали сближаться с Римом.

Однако Сасаниды вскоре завоевывают Большую Армению и удерживают ее в своих руках вплоть до конца III века . В 296 году персидский шахиншах (царь царей) изгоняет из Армении римского ставленника из рода Аршакидов Тири-сата (у армян — Трдат III), а затем вторгается через территорию Большой Армении в восточные провинции Рима.

Однако в 298 году римская армия разбивает войска Сасанидов и между Ираном и Римом заключается мирный договор, согласно которому Рим получал право назначать правителей уже не только в Армении , — марионеточном царстве , подконтрольном Римской империи, но и в Иберии, где раньше царей назначали Сасаниды. По договору Большая Армения была отнесена к сфере влияния Рима.

Немного отходя от темы поиска великого армянского государства древности, стоит уделить внимание и вопросу распространения христианства в Армении.

Как отмечают армянские источники, «в 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии». Обратите внимание – государственной ! Прочитав вышеизложенное, возникает вопрос: о каком государстве идет речь? По чьему решению христианство было принято государственной религией Армении?

Мог ли аршакидский (то есть не армянский по происхождению) правитель Трдат III (Тири-сат), назначенный Римом в качестве своей марионетки , самостоятельно принимать «государственные решения» для армянского населения, находящегося под влиянием Римской империи ?

Понятное дело, что дата «301 год» из пальца высосана. Римские марионетки – «армянские» аршакиды, могли принять христианство лишь после того, как император Константин и Лициний подписали Миланский эдикт, разрешающий свободу вероисповедания в Риме и на подвластных ему территориях – в том числе и в Большой Армении. То есть после 313 года.

В 330-х годах на территорию Большой Армении (расположенной в междуречье Евфрата и Мурата) вторгаются сначала потомки саков (масакут), во главе с правителем албанской области Байсакаран Санатюрком, который объединил в своем союзе также и гуннов из Хунана («Гуннской области» в Кавказской Албании). Санатюрк завоевал столицу Армении Валарш-абат (по-персидски — «город Валарша») и удерживал ее целый год.

Однако в 338 году римские войска, защищая свою марионетку — Армению , напали на Санатюрка и разбили его армию.

Затем (339 год) на Армению пошел походом Сасанид Шапур II, но Рим разбивает и его армию и в 350 году назначает правителем Армении Аршака.

Стоит отметить, что в Армении постоянно находились римские полководцы , поэтому современные высказывания армянских ученых о великом армянском государстве (так называемой «Великой Армении») – просто миф , и не более того.

В 370 году римляне назначают нового правителя Большой Армении из рода аршакидов – по имени Баб (в современных армянских источниках – Пап). Тот пытается заручиться поддержкой Сасанидов, о чем узнают в Риме. По приказу римского императора аршакид Баб был убит римским полководцем (в современных армянских источниках этого полководца называют Траяносом), который вольготно располагался и, как видно,распоряжался , на территории мифического «великого армянского государства».

После смерти аршакида Баба (374 год), марионеточное государство Армения лишается даже номинальной царской власти , становясь, по сути, провинцией Рима. Но Иран, которому веками принадлежала территория, названная при римлянах Арменией, не собирался уступать ее Риму.

Символ Великой Армении

Армянские историки считают первым армянским "гербом" изображение двух птиц с восьмиконечным солнцем (или звездой) меж ними. Такой сюжет изображался на короне царя из династии Арташесидов Тиграна II Великого и некоторых его наследников (в частности, он изображался на монетах-драхмах царя Артавазда II (56–34 г.г. до н.э.). Этот сюжет сохранился в третьем поле щита государственного герба Армянской Республики 1918-1921 гг. и в современном гербе.

Символ Армении при Багратуни

С I в. до н.э. территория Армении стала ареной и объектом борьбы между Римом и Парфянским царством. В 62 г. н.э. Великая Армения попала во власть ветви парфянских Аршакидов. Символом династии Аршакидов, предположительно, также было изображение солнца между двух сидящих птиц. По свидетельствам древних и авторов цари династии Аршакуни также "носили (знак) орла". Золотой орёл был элементом головного убора монарха - патива. Символом династии Багратуни была двухголовая птица, держащая в когтях овцу. По другим источникам, знаком Багратуни было изображение льва (или парных львов) с крестом.

Регалии

Описание регалий

Храм Звартноц

Другие армянские государства и образования

Армянское царство
Арме́ния (арм. Հայաստան )
Раздел находится в разработке

Происхождение названия

Топоним «Армения» восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области Armi-, расположенной на Армянском нагорье. Это название через арамейское ˊarmǝn-āiē перешло в древнеперсидский язык, и в форме «Arminiyaiy» шесть раз встречается в Бехистунской надписи 522 г. до н. э. Древнегреческая форма названия -др.-греч. Ἀρμενία. Древнегреческое название армян, используемое до распространения Ἀρμένιοι, было Μελιττήνιοι.

По мнению Мовсеса Хоренаци, название «Армения» и соответствующие древнегреческие и древнеперсидские топонимы даны по имени урартского царя Арама. По-армянски название страны звучит как «Айк» (арм. Հայք, Hayk). В Средние века место армянского топонимообразующего суффикса «-к» занял заимствованный иранский суффикс «-стан» и страна стала называться «Айастан» (арм. Հայաստան, Hayastan). По одной из версий, название страны происходит от мифологического предводителя армян - Айка, который, по легенде, в 2492 году до н. э. разбил в битве войско ассирийского царя Бэла, а позже образовал первое Армянское государство. Этот год считается первым в традиционном армянском календаре. Другая версия связывает это название с древним государством Хайаса. По третьей версии, самоназвание Армении происходит от урартского названия Мелитены - Ḫāti.

Великая Армения

Вели́кая Арме́ния (арм. Մեծ Հայք , др.-греч. Μεγάλη Ἀρμενία, лат. Armenia Magna, пехл. Buzurg Armenā, груз. დიდი სომხეთი, др.-рус. Армения Великая, реже используется название Большая Армения) - древнее армянское государство на территории Армянского нагорья, существовавшее более 600 лет, начиная с 190 года до н. э. по 428 год н. э.

При Тигране II, превратившись в крупнейшую державу, имела границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского

Термин «Армения» (Армина) впервые встречается в Бехистунской надписи около 521 года до н. э. персидского царя Дария I для обозначения персидской сатрапии на территории бывшего царства Урарту. Из позднейших греческих источников известны две сатрапии с таким названием: Западная Армения и Восточная Армения. На территории последней наследственно правила династия Оронтидов (Ервандидов, арм. Ервандуни).

После падения царства Ахеменидов под ударами македонцев, армянские земли оказались фактически независимыми. Правители Южной Армении признали власть Александра, но это признание оставалось чисто формальным: Александр сам не проходил через Армению, его военачальникам также не удалось проникнуть на её территорию. С конца IV в. до н. э. на территории Армении начинают складываться самостоятельные или полусамостоятельные государства. Сатрап Ерванд (Оронт) во время борьбы диадохов в 316 году до н. э. создал независимое Айраратское царство. В 220 году до н. э. (по другим данным около 200 г. до н. э.) армянское Айраратское царство было присоединено селевкидским царём Антиохом III к подконтрольной ему части Армении, располагавшейся в районе озера Ван и по верхнему течению Тигра, которая отныне начала называться Великой. Таким образом уже концу III в. до н. э. почти все армянские земли оказались под властью Селевкидов.

Примерно тогда же, в III-начале II в. до н. э. армяне заселяют почти всю территорию, которая впоследствии составила историческую Армению.

По мере отхода заевфратской Малой Армении от основной линии развития древнеармянской государственности, обозначение «Великая Армения» приобрело также самостоятельное значение и превратилось в официальное название древнеармянского государства. Именно в таком смысле оно употреблено в греческой надписи из Гарни 77 г н. э. царя Трдата I, (греч. Мега?лэ Армени?я - «Великая Армения»). Это название государства зафиксировано и в других надписях, например в надписи царя Трдатa III в начале IV века, найденной в Апаране. Это же обозначение употребляется также в других иноязычных - латинских, персидских, грузинских, русских и других источниках.

Династия Арташесидов

Основателем династии был Арташес I называвший себя Ервандидом. Его связь с предыдущей правящей династией Армении до конца не ясна.

Арташес I

После поражения Антиоха от римлян местный правитель (стратег) Арташес I (Артаксий) в 189 до н. э. возглавил восстание армян против Селевкидов и провозгласил себя независимым царём. Его царство получило название «Великой Армении» в противоположность расположенной к западу от Евфрата «Малой Армении», где правил родственник Антиоха Митридат. Таким образом Арташес стал основателем династии Арташесидов. Он расширил владения Армении Великой объединив почти все Армянское нагорье. Арташес провел также реформу укрепившую частную собственность на землю, в частности отдал приказ о демилитации внутренних земель страны. Он основал новую столицу армянской монархии - Арташат (др. греч. «Арта?ксата»). Уже в эпоху Арташеса, как сообщает Страбон, все население Армении говорило на одном языке - армянском.

Тигран II Великий

Наивысшего могущества Армения Великая достигла при Тигране II (95-55 гг. до н. э.), основавшем новую столицу - Тигранакерт, и сумевшему объединить все армянские земли. При нём границы Великой Армении значительно расширились, в её состав на несколько десятилетий вошли Цопк (Софена), Мидия, Атропатена (Атрпатакан), Сирия, Финикия, Киликия и ряд других государств и областей. Границы армянского государства доходили вплоть до Египта. Уже в 70-х годах до н. э. армянское государство представляло собой обширную державу, границы которого простирались от Куры до реки Иордан и от Средиземного моря до Каспия. Тигран II Великий принял титул «царя царей», который до этого носили правители Парфии. Великая Армения стала самым обширным, но внутренне непрочным государством региона, владевшим богатыми городами, центрами эллинистической культуры и важнейшими торговыми путями из Средиземноморья на восток. В стране развивалась торговля, Тигран II, а в дальнейшем и его преемники, чеканили золотую, серебряную и бронзовую монету. Помимо рабовладельческой знати большую роль имело также жречество. В армянской армии, в отличие от греческой, наемники имели третьестепенную роль, основу армии составляла конница.

В 69 г. до н. э. римляне осадили город Тигранакерт. После нескольких месяцев осады, в результате восстания внутри города столица Армении была разграблена. После этого Великая Армения потеряла почти все свои завоевания. В 68 г. Лукулл двинулся на Арташат с целью полностью покорить Армению. Однако из-за начавшейся народной войны против римских оккупантов попытки римлян завоевать Армению окончилась неудачей.

Артавазд II и Арташес II

После смерти Тиграна II около 55 г. до н. э. в Великой Армении воцарился его сын Артавазд II (55-34 гг. до н. э.), который придерживался главным образом нейтральной политики, периодически сотрудничая с обеими державами. Поражение римлян в битве с парфянами при Каррах в 53 до н. э. и гибель Красса позволили Артавазду расширить пределы Армении на западе, вновь присоединяя захваченные ранее Римом Софену и Малую Армению а также несколько укрепить независимость армянского государства. 36-34 гг. до н. э. против Армении начал войну римский полководец Марк Антоний. После начальных поражений, под предлогом переговоров он сумел заманить армянского царя в свой лагерь, а позже казнил его.

В 30 г. до н. э. с помощью союзной Парфии армянским царём становится Арташес II (30-20 гг. до н. э.), сын Артавазда. Вскоре после вступления на престол, войска Арташеса II перебили римские гарнизоны, оставленные Антонием в Армении. После убийства Арташеса II в 20 г. до н. э. династия Арташесидов постепенно шло к упадку. Трон унаследовал его младший брат Тигран III (20-6 гг. до н. э.).

Тигран IV и Эрато

Последними представителями династии Арташесидов были дети Тиграна III, Тигран IV (8-5 до н. э. и вторично 2 до н. э. - 1 н. э.) и его сестра Эрато (2 до н. э. - 1 н. э. и вторично 6-14 гг. После падения династии Арташесидов в Великой Армении начинается период междуцарствия.

Династия Аршакидов

До середины I века царствовали римские и парфянские ставленники. Трдат I (с 62 г., официально - с 66 по 80 гг.), представитель парфянского царского рода, стал основателем династии армянских Аршакидов, которые носили титул «царей Великой Армении». Впредь эту титулатуру носили все армянские цари Аршакиды. Помимо этого, по Рандейскому мирному договору 62 г. римская и парфянская армия должны были покинуть территорию Армении, полностью восстанавливались границы Армянского государства. Первая половина времени правления Аршакидов была сравнительно благополучным периодом для Армении. От признания независимости Тиридата I до первой четвери III века было только три кратковременных римских выступления против Армении, но ни один из этих походов не привёл к уничтожению Армянского государства. В 114 г. Великая Армения была оккупирована Римом и объявлена римской провинцией, но после смерти в 117 году императора Траяна незвисимость и царская власть в Армении была восстановлена. В стране развивались ремесло и сельское хозяйство, процветала транзитная международная торговля - например, через территорию Армении шли караваны в Рим. В результате связей с Парфией усилилось иранское влияние на социально-политической строй, религию, язык и культуру Великой Армении. Правление армянских Аршакидов становится наследственным с конца II века, когда царская власть в Великой Армении переходит от Вагарша II к его сыну Хосрову I Великому. С 20-х годов III века, после сасанидского переворота в Иране, внешнеполитический вектор страны стал направленным на сближение с Римом.

После принятия христианства

В середине III в. Армения подвергается разрушительным нашествиям со стороны вновь возникшего царства Сасанидов: Шапуру I удается подчинить себе Армению, Албанию и Иберию. Однако уже в 287 г. с помощью Рима на армянский престол вступает Тиридат III Великий. В конце того же века, в 298 г., по Нисибисскому миру Рим и Персия признали независимость Армении, уточнялись границы Армении с Римом и Персией. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Армения, как государство с древними традициями, стремилось утвердить и идеологическую независимость. Трдат III в 301 г. ввёл в Армении христианство как официальную религию. Удовлетворительная политическая обстановка начала IV века продолжалась и в период правления Хосрова III Котака. Хосров переносит царскую резиденцию из Арташата в Двин. Наследник Хосрова III царь Тиран своей политикой пытался сохранить независимость страны. В 337 г., несмотря на наличие мирного договора, в Армению вторгаются войска Сасанида Шапура II. Хотя война заканчивается победой армян, поддержанных Римом, Тиран был захвачен и трагически погиб. После неудачных попыток персов установить в Армении свое политическое влияние, на армянский престол был возведен сын Тирана Аршак II.

В IV столетии в Армении формируются феодальные отношения. Будучи реформатором, Аршак II начал принимать меры с целью борьбы с феодализацией. Он основал город Аршакаван, где нашли свое убежище беглые крестьяне и рабы, которые получали также царские льготы. Такие меры вызвали недовольство нахараров, поддерживаемых церковью, которые привели государство в состояние гражданской войны. В конечном итоге Аршак почти полностью уничтожил многие мятежные роды, некоторые бежали из Армении, а другие вынужденно примирились с царем. В 367 г. Сасаниды снова вторглись в Армению; после переменных успехов армянский царь под предлогом переговоров был приглашен к Шапуру, где и погиб. Армянские города были разрушены, часть населения была угнана в Иран. В 370 г., не без вооруженной помощи римлян, воцарился Пап - сын Аршака II. В следующем 371 г. попытка Шапура II снова разорить Армению не увенчалась успехом. Сасанидские войска были разбиты совместными силами армян, иберов и присланных римлянами отрядов, а Шапур признал Папа царем Армении. Новый армянский царь продолжал политику отца в подавлении сепаратистских тенденций, стремился к укреплению царской власти. Пап также не позволил рукоположить нового армянского католикоса епископу Кесарии, чем порвал организационные связи с византийским православием. Внешняя политика Папа (как считалось, проаринаская) спровоцировала разногласия с армянской церковью, нахарарами и спарапетом. В конце концов в 374 г. Императору Валенту при содействии армянских нахараров удалось организовать убийство армянского царя. После его смерти армянское государство шло к упадку, армянские цари и военачальники оказались бессильны перед угрозой с двух сторон. В 387 г. Армения была разделена между сасанидским Ираном и Римской империей. В римской зоне номинальная власть армянского царя была упразднена уже в 391 г., в сасанидской зоне Аршакиды продолжали править до 428 г.

Раздел Армении не привёл к распаду давно сформировавшегося армянского народа. После потери государственности одним из наиболее мощных факторов, объединявших армян, стала религиозная общность.

Мифические цари армян (айев)

Торгом
Айк (Хайк)
Арменак
Арамаис
Амасия
Гегам
Сисак
Харма
Арам
Ара Гехецик (Прекрасный)
Кардос (Ара)
Анушаван
Парет
Арбак
Заван
Парнак
Сур
Хонак
Ваштак
Айкак
Амбак
Арнак
Шаварш
Норайр
Встам
Кар
Горак
Грат
Ындзак
Гзак
Хорой
Зармайр
Перч
Арбун
Базук
Хой
Иусак
Кайпак
Скайорди

Сатрапия (Наместничество) Армения в составе державы Ахеменидов 522-331 годы до нашей эры

Ервандидская Армения, или Айраратское царство 331-200 годы до нашей эры

Софенское, или Цопское царство 260-94 годы до нашей эры

Царство Малая Армения 200 год до нашей эры - 72 год нашей эры

Царство Великая Армения 190 год до нашей эры - 428 год нашей эры

Коммагенское царство 163 год до нашей эры - 72 год нашей эры

Марзпанство (Наместничество) Армения в составе державы Сасанидов 428-646 годы

Ишханы Армении (Имарат Арминийа) в составе Арабского халифата 635-885 годы

Армянское царство Багратидов, или Анийское царство 885-1045 годы

Ервантиды

401-344
344-331

македонская оккупация
(сатрап Армении)

331−323

македонская оккупация
Неоптолем (сатрап Армении)

323-321

321-317
317-?
?-260
260-228
260-212
228-201
212-200

Завоевание царства государством Селевкидов

200 - 189

Арташесиды

189 - 159
159-123
123-95
95-56
56-34
33-20
20-6
6 - 5
5 - 3
3 до н.э. - 1 н.э.
1

Разные династии

Вонон, авантюрист

1 - 2
2-4
4-6
6-12
12-16
16-18
34-35
35-51
51-54

Аршакиды

60-63
98-113
113-114

к Риму

114-117

117-140
161-163
190-196
196-215

к Риму

215-216

216-222
222-252
252-272

к Персии

272-287

287-330
330-339
339-345
345-367
367-374
374-379
379-390
384-401
401-417
417-420
422-428

Обращение Армении в провинцию

428 - 859

Правители, с 885 года цари Анийского царства

Багратуни

859-891
891-914
914-928

Изгнание закавказских армян в Персию. «Великий сургун»

Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вполне вероятно, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении. В 1604 году Аббас I Великий применил тактику выжженной земли против армян в Араратской долине. Из Восточной (Закавказской) Армении были выселены свыше 250 тыс. армян. Аракел Даврижеци, автор XVII века, сообщает:

"Шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем, чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара".

Город Джульфа в провинции Нахичеван был взят в самом начале нашествия. После этого армия Аббаса развернулась веером вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.

Осаждая город Карс, он узнал о приближении большой османской армии, возглавляемой Джигазаде Синан Пашой. Был дан приказ об отводе войск. Чтобы предотвратить возможное пополнение припасов врага с этой земли, Аббас отдал приказ о полном разрушении всех городов и сельских угодий на равнине. И как часть всего этого, всему населению было приказано сопровождать персидскую армию в их отступлении. Около 300 тысяч людей были, таким образом, отправлены к берегам реки Аракс. Те из них, кто попытался сопротивляться высылке, были тотчас убиты. Ранее шах приказал разрушить единственный мост, и людей заставили проходить через воду, где огромное количество людей утонуло, унесённое течением, так и не добравшись до противоположного берега. Это было лишь начало их суровых испытаний. Один очевидец, - Отец де Гуян, - описывает положение беженцев так:

"Не только зимние холода причиняли муки и смерть высылаемому народу. Наибольшая мука была из-за голода. Провизия, что высылаемые взяли с собой, скоро кончилась... Грудные дети плакали, прося еды или молока, но ничего из этого не было, потому что женские груди высохли от голода. Множество женщин, голодных и истощённых, оставляли своих умирающих от голода детей на краю дороги и продолжали своё мучительное странствие. Некоторые отправлялись в ближайшие леса, чтобы попытаться найти какой-нибудь еды. Как правило, они не возвращались. Часто те, кто умирал, служили пищей тем, кто ещё был жив".

Не в состоянии поддерживать свою армию в пустынной равнине, Синан Паша был вынужден провести зиму в Ване. Армии, отправленные на преследование шаха в 1605 году, были разгромлены, и к 1606 году Аббас снова завоевал всю территорию, что ранее проиграл туркам.

Часть территории Армении с XV века была известна также как Чухур-Саад. Со времен Исмаила I-го административно она образовывала Чухур-Саадское бегларбекство государства Сефевидов. После смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашского племени Устаджлу, являвшиеся наследственными владетелями Чухур-Саада, объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства. В результате вытеснения армянского населения из Армении, армяне к XVIII веку составляли 20 % от общего числа населения Чухур-Саадской области. Позже на ханском троне род Устаджлу сменил тюркское племя Кенгерли. При власти Каджаров Эриванское ханство признало вассальную зависимость от Каджарского Ирана. Ханский род Кенгерли был сменен ханом из рода Каджаров. На территории исторической Армении также существовали Нахичеванское и Карабахское ханства.

Восточная Армения на карте Персидской империи. Джон Пинкертон, 1818 год.

С начала XVII до середины XVIII века на территории Нагорного Карабаха, при сефевидском шахе Аббасе I, были созданы пять армянских меликств (мелкие княжества) известные под общим названием Хамс. Армянское население Хамсы управлялось князьями из родов Мелик-Беглерян, Мелик-Исраелян (позже Мирзаханян и Атабекян), Мелик-Шахназарян, Мелик-Аванян и Гасан-Джалалян, из которых Гасан-Джалаляны, их младшая ветвь Атабекяны и Мелик-Шахназаряны были коренными династиями, остальные же князья были переселенцами из других областей Армении.

В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.

Армянская национально-освободительная борьба XVIII века

В Москве Исраэл Ори встречается с Петром I и передает ему письмо сюникских меликов. Пётр пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту Ори привлек к себе симпатии императорского двора. Ори предложил Петру следующий план: для освобождения Грузии и Армении нужно послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское море из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах, крепостях и т. д. Чтобы не вызвать подозрений, Ори должен был бы говорить, что послан римским папой ко двору Солтан Хусейна, чтобы собрать информацию о жизни христиан в Персидской империи.

В 1707 году, после всех необходимых приготовлений, Ори, в ранге полковника русской армии, с большим отрядом выступил в путь. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём. Когда Ори прибыл в Ширван - ему пришлось ждать несколько дней дозволения войти в пределы страны. В Шемахе он повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 году он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 году Ори неожиданно умер в Астрахани.

В 1722 году армяне Сюника и Нагорного Карабаха подняли восстание против персидского господства. Восстание возглавляли Давид Бек и Есаи Гасан-Джалалян, сумевшие на несколько лет свергнуть иранское господство. Восстание охватило также Нахичеванский край. В 1727 Сефевиды признали власть Давид Бека над регионом, а сам полководец даже получил право чеканить монеты. В 1730 году с убийством его преемника Мхитара Спарапета, 8-летнее восстание армян Сюника завершилось.

Новое оживление армянского национально-освободительногодвижения наблюдается во второй половине XVIII столетия. Так, уже в 1773 году Ш. Шаамирян в труде «Западня честолюбия» изложил республиканские принципы будущего независимого армянского государства. Значимыми деятелями национально-освободительной борьбы эпохи стали Иосиф Эмин и Мовсес Баграмян, выдвинувшие планы воссоздания армянского государства.

В конце XVIII столетия армянские мелики Нагорного Карабаха вели неустанную борьбу с Ибрагим Халил-ханом в надежде восстановить в Карабахе армянскую государственность.

Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи. В результате русско-персидской войны 1803-1813 годов к России было присоединено Карабахское ханство (было образовано в середине XVIII века после захвата армянских меликств Хамсы), которое было населено преимущественно армянами, а также Зангезур в историческом Сюнике со смешанным на то время населением. Дважды предпринимавшиеся попытки осадить Эривань не увенчались успехом. 5 октября 1827 года, в ходе русско-персидской войны 1826-1828 годов, Эривань был взят графом Паскевичем; несколько ранее (в июне) пала и столица Нахичеванского ханства город Нахичевань.

Подписанный затем Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан - в Россию. В 1828 на месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.

По итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении - Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.

Армянская область в составе Российской империи (существовала до 1849 года)

Западная Армения

Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году и сделал его столицей Османской империи. Османские султаны пригласили армянского архиепископа, чтобы учредить в Константинополе армянский патриархат. Армяне Константинополя росли в числе и стали уважаемыми (если не полноценными) членами общества.

Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они подвергались жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить налоги курдским племенам. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар. Известно, что некоторые османские генералы гордились своим армянским происхождением.

В XVI - начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами-курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне. С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще, и к армянам в частности, стало заметно ухудшаться. После того, как султан Абдул-Меджид I в 1839 году произвёл реформы на своей территории, положение армян в Османской империи на некоторое время улучшилось.

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (