Аккредитация органов по сертификации испытательных лабораторий центров. Контрольная работа: Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

1. Понятие и цели аккредитации

2. Общие требования к аккредитующим органам

3. Требования по аккредитации к органам по сертификации продукции (услуг)

4. Требования по аккредитации к испытательным лабораториям

5. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий

1. Аккредитация в соответствии с Руководством ИСО/ МЭК это официальное признание полномочным (авторитетным) органом компетентности той или иной организации выполнять работы в определенной (заявленной) области.

В международной практике деятельность по аккредитации проводится по принятым в мировой практике процедурам и основывается, как правило, на принципах, изложенных в международных и региональных нормативных документах.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Нормативной базой аккредитации в России является комплекс государственных стандартов Системы аккредитации в Российской Федерации семейства 51000, гармонизированных с европейскими стандартами EN 45000. В этих стандартах установлены основные требования к участникам работ по аккредитации и порядок их проведения.

2. В соответствии с ГОСТ Р 51000.1-95, аккредитующие органы должны отвечать следующим требованиям:

Иметь соответствующий юридический статус;

Располагать финансовыми средствами для своего функционирования;

Располагать штатным персоналом, соответствующим направлению и объему работ по аккредитации, выполняемых под руководством данного органа;

Иметь организационную структуру, обеспечивающую независимость его персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирующую, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которые могли бы повлиять на результаты выполненных им работ;

Располагать необходимыми помещениями и средствами труда.



3. Орган по сертификации продукции (услуг), чтобы быть признанным в качестве компетентного, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.5-96:

Орган по сертификации должен иметь штатный персонал, возглавляемый квалифицированным руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации;

Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами, фондом документов, необходимых для проведения сертификации, и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию продукции в соответствии с требованиями, предъявленными к данной области производственной деятельности;

Специалисты, осуществляющие оценку соответствия продукции или услуг, испытания или инспекционный контроль, должны иметь статус экспертов системы сертификации в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации;

Орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр) сертифицированной продукции или услуг с указанием обладателей сертификатов или разрешений (лицензий) на применение знака соответствия;

Орган по сертификации обязан контролировать использование выданных им сертификатов соответствия, знаков соответствия и разрешений на их применение.

ПО Испытательная лаборатория, чтобы быть признанной компетентной для выполнения работ в определенной области аккредитации, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.3-96:

Юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству;

Персонал испытательной лаборатории не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки;

Лаборатория должна быть всесторонне компетентной для проведения соответствующих испытаний;

Лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области ее аккредитации;

Лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями;

Испытательное оборудование, средства и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на методы испытаний;

Помещения лаборатории должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенная температура, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям методик испытаний, санитарных правил и норм, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды;

Лаборатория должна быть обеспечена оборудованием и расходными материалами (химическими реактивами) для достоверного проведения испытаний и измерений;

Испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия, гарантирующие конфиденциальность в соответствии с требованиями заказчиков и безопасные условия труда для своих сотрудников.

5. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в Российской Федерации включает следующие шесть этапов:

1. Представление организацией-заявителем заявки и других документов на аккредитацию;

2. Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации.

Результаты экспертизы должны быть отражены в экспертном заключении, содержащем оценку соответствия

предъявленной вместе с заявкой информации условиям аккредитации. Представленную заявителем информацию используют для подготовки и проведения аттестации;

3. Аттестация органа по сертификации или испытательной лаборатории.

Аттестацию проводят непосредственно в организации-заявителе в соответствии с утвержденной программой.

4. Анализ материалов и принятие решения об аккредитации.

Аккредитующий орган должен рассмотреть и проанализировать информацию, полученную от заявителя; сведения, собранные при экспертизе; акт аттестации, документы, подтверждающие устранение выявленных несоответствий, и другую информацию, полученную в процессе аккредитации. На основе анализа аккредитующий орган принимает решение об аккредитации организации-заявителя в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории;

5. Оформление и выдача аттестата аккредитации. При положительном решении аккредитующий орган оформляет, регистрирует и выдает заявителю аттестат с указанием области аккредитации и срока действия (не более 5 лет), при отрицательном - направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации;

6. Контроль за аккредитованным органом по сертификации или испытательной лаборатории.

Контроль за соответствием органа по сертификации (испытательной лаборатории) условиям аккредитации предусматривает внутренние проверки, проводимые аккредитованной организацией, и инспекционный контроль, проводимый аккредитующим органом. При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене аттестата аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем один раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.

Согласно Закону о техническом регулировании необхо­димым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является их аккре­дитация. Закон (ст. 31) регулирует вопросы аккредитации только в части, касающейся работ, проводимых по подтвер­ждению соответствия. Аккредитация на проведение других работ, например, на проведение испытательными лаборато­риями испытаний и измерений в других целях, осуществ­ляется в соответствии с иными документами.

Таким образом, в соответствии с понятием подтвержде­ния соответствия аккредитация осуществляется в отношении работ, связанных с установленными формами подтверждения соответствия добровольной сертификацией, декларирова­нием и обязательной сертификацией всех объектов техни­ческого регулирования.

Аккредитация (Руководство ИСО/МЭК 2) - это офици­альное признание полномочным органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выпол­нять работы в определенной (заявленной) области, напри­мер, в области оценки соответствия.

Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) в соответствии со ст. 31 Закона осу­ществляется в целях:

Подтверждения компетентности органов по сертифика­ции и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

Обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приоб­ретателей к деятельности органов по сертификации и аккре­дитованных испытательных лабораторий (центров);

Создания условий для признания результатов деятель­ности органов по сертификации и аккредитованных испыта­тельных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтвержде­нию соответствия, осуществляется на основе принципов:

Добровольности;

Открытости и доступности правил аккредитации;

Компетентности и независимости органов, осуществ­ляющих аккредитацию;

Недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; недопустимости совмещения пол­номочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

Недопустимости установления пределов действия доку­ментов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтвер­ждению соответствия, осуществляется в порядке, установ­ленном Правительством РФ.

Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитационным испы­тательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Закона о техническом регулировании, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу настоящего Закона, считаются действительными до оконча­ния срока, установленного в них (п. 10 ст. 46 Закона).

Основной задачей аккредитации является подтверждение компетентности физических и юридических лиц при прове­дении работ в определенной области оценки соответствия.

Аккредитация является признанием того, что физическое лицо или организация обладает достаточной компетенцией для выполнения конкретных работ в области оценки соот­ветствия.

Через процедуру аккредитации проходят органы по сер­тификации, испытательные и аналитические лаборатории, метрологические службы и другие участники систем техни­ческого регулирования и метрологии.

Аккредитация в области технического регулирования осуществляется в целях повышения доверия изготовителей, продавцов и потребителей к деятельности органов по оценке соответствия и создания условий для признания их деятельности.

Система аккредитации является основой для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубе­жом и служит для устранения барьеров в международной торговле.

Основные проблемы аккредитации заключаются в том, что в настоящее время действует 18 систем обязательного под­тверждения соответствия, в том числе и 18 систем по аккреди­тации, работающих по своим правилам, в каждой из которых установлены процедуры аккредитации. Отсутствие единой системы аккредитации в стране сдерживает процедуры гармонизации и служит для устранения барьеров системы ак­кредитации с международными требованиями.

Проект положения об аккредитации в Российской Феде­рации обсуждался в 2006 г. Основной задачей является утверждение данного положения, создание в стране системы аккредитации на основе единых правил. Важный элемент пра­вильного построения аккредитации - создание института независимой экспертизы.

Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведе­нии испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испы­тательной лаборатории, которые дают заключение по его про­дукции, испытательная лаборатория - органу по сертификации и наоборот. Таким образом, для определения беспристраст­ности, независимости и компетенции участников сертифика­ции необходим соответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения доверия является аккредитация, что предполагает решение следующих задач в области аккредитации:

Установление единых требований к испытательным лабо­раториям и органам по сертификации;

Установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;

Создание национальных систем аккредитации, соответ­ствующих международным нормам;

Сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Развитие процесса аккредитации испытательных лабора­торий и органов по сертификации в России началось с введе­ния Системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система охватывала вопросы не только сертификации, но и аккреди­тации. Это противоречило международной практике, где, как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рам­ках одной системы. По этой причине возникают проблемы в признании за рубежом результатов испытаний, проведенных в России. Экспортерам приходится тратить дополнительные средства на проведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство из которых нахо­дится за пределами России.

В соответствии с законом «О техническом регулировании» Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий в РФ предназначена для официального признания органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Она осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

Данные цели предполагают решение следующих задач в области аккредитации:

установление единых требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям;

установление общих правил аккредитации и требований к объектам аккредитации;

создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;

сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе следующих принципов:

1. Добровольности.

Испытательные лаборатории и органы по сертификации могут не проходить процедуру аккредитации, при этом не допустима любая форма принуждения со стороны органов государственной или местной власти. Вместе с тем, отсутствие официального признания способности выполнять заявленные работы может вызвать недоверие со стороны заявителей, что приведет к экономической несостоятельности;

2. Открытости и доступности правил аккредитации .

Правила аккредитации должны публиковаться и распространяться свободно и быть доступными для изучения заинтересованным лицам;

3. Компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию. Любая работа по аккредитации в установленной системе аккредитации должна выполняться персоналом, обладающим необходимым опытом и с применением соответствующих технических средств. Органы по аккредитации не должны находиться в заинтересованных отношения с органами, проходящими аккредитацию;

4. Недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Мало понятный принцип, из него следует, что аккредитации подлежат испытательные лаборатории, возможно в которых используются сложные оборудование и измерительная техника. Можно предположить, что органам по сертификации в системе оценки соответствия определена особая роль, или их значение принижается. Поэтому для предотвращения многовариантного понимания принципа необходимо создать Единую систему аккредитации с учетом исторического опыта европейских стран, в которых после аккредитации складываются доверительные отношения между заинтересованными сторонами;

5. Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации.

Процедура и требования должны быть едиными для разных органов по сертификации и испытательных лабораторий, вне зависимости от их принадлежности или объема выполняемых работ;

6. Недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия.

Этот принцип может быть реализован только при условии выделения аккредитации в самостоятельную систему без права проведения подтверждения соответствия.

7. Недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитация деятельности организаций должна производиться по единым правилам, прописанным в единых документах. Внесение изменений в документы аккредитации на региональном уровне (с учетом особенностей региона) не допустимо.

Современная практика аккредитации в РФ не позволяет в полной мере достигать заявленных целей из-за ряда негативных моментов, к которым могут быть отнесены:

1. Множество аккредитующих органов, и их ведомственная разобщенность при проведении работ по аккредитации;

2. Пересечение областей деятельности аккредитующих органов и отсутствие механизма их координации;

3. Применение различных критериев и процедур в действующих аккредитующих органах;

4. Несоответствие организации работ по аккредитации международным требованиям;

5. Совмещение работ по аккредитации и сертификации.

Некоторые отставания РФ в организации проведения аккредитации вызваны двумя объективными причинами:

1. Мировые тенденции совершенствования аккредитации проявились, когда в России законодательная база аккредитации была уже сформирована и требуется время для адаптации в условиях РФ накопленного зарубежного опыта;

2. Медленным совершенствованием действующего законодательства, предусматривающего проведение аккредитации разными федеральными органами исполнительной власти и нормативной базы аккредитации;

Успешное подтверждение соответствия возможно только при высокой компетенции участников процедуры в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испытательной лаборатории, которые дают заключение на его продукцию, испытательная лаборатория - органу по сертификации, и наоборот. Для определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации необходим соответствующий механизм. Таким механизмом является аккредитация.

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

Подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

Обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей, в том числе потребителей, к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

Добровольности;

Открытости и доступности информации о процедурах, правилах и результатах осуществления аккредитации;

Компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

Недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

Недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

Недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях;

Недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с полномочиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц;

Обеспечения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аккредитации;

Недопустимости предоставления органом по аккредитации платных консультационных услуг.

Развитие процесса аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в России началось с введения системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система охватывала вопросы не только сертификации, но и аккредитации. Однако это противоречило международной практике, где сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. С 1995 г. ведется работа по созданию самостоятельной Российской системы аккредитации.

Аккредитация, как и сертификация, проводится в законодательно регулируемой и нерегулируемой областях.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих в системах обязательной сертификации, относится к регулируемой законом области. Это связано с обеспечением требований законодательства по безопасности товаров и услуг и их влиянию на окружающую среду. Аккредитация в нерегулируемой области координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий в системах добровольной сертификации.

Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия проходит в четыре этапа: подача заявки, проведение экспертизы, решение по аккредитации, инспекционный контроль.

Организация, претендующая на право стать органом по аккредитации, должна иметь: определенный юридический статус; финансовую стабильность; организационную структуру, соответствующую обеспечению компетентности, беспристрастности и независимости при аккредитациях; площади и оборудование; квалифицированный персонал; необходимые нормативные документы на критерии и процессы аккредитации; систему обеспечения качества аккредитации.

В настоящее время аккредитацию испытательных лабораторий и органов по сертификации в России осуществляют подразделения Росстандарта в обязательной области и центральные органы систем сертификации в добровольной области. В связи с тенденцией разделения сертификации и аккредитации и созданием Российской системы аккредитации функции органов по аккредитации постепенно переходят к другим структурам.

Структура российской системы аккредитации