Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения. Закят не выплачивается. Сунна праздничной молитвы

Аудио версия настоящей статьи:

Закятуль-фитр и садакатуль-фитр - это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) , а точнее - до праздничной молитвы . Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями .] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» .

«Са‘ », упоминаемый в хадисе, - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых . Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс .

Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней» .

Кто платит

По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения.

Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых.

Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.

Кто получает

Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры .

«Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:

Бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];

Нищим [неимущим и обездоленным];

Тем, кто занимается сбором и распространением закята;

Тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;

Для выкупа и освобождения рабов;

На уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;

На пути Господа (фи сабилиль-лях) ;

Путникам [оказавшимся в затруднительном положении].

Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» ().

Сроки выплат

Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов.

Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно .

Денежный эквивалент одного са‘ закятуль-фитр

В 2019 году размер фитр-садака:

150 руб. - для малоимущих;

350 руб. - для семей со средним достатком;

500 руб. - для семей с большим достатком.

Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) - один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.

(1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. - Ш. А. ], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д.

(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.

Как раз через меру сыпучих тел - са‘ - (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.

Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте.

Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один са‘» .

Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.

«Налог разговения является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Выплачивается в пользу бедных и неимущих мусульман». Я живу в маленьком провинциальном российском городке, где мусульман не так много. Будет ли правильным, если я помогу бедным людям иной религии? Нармин.

Намереваясь выплатить эту обязательную милостыню, найдите малоимущих, неимущих именно среди мусульман. Так как они есть и их немало, такая реализация данной милостыни остается первоочередной.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430–441; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2035–2050 и др.

См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 233.

Самое главное, чтобы глава семьи выплатил за свою жену и маленьких детей. Если жена желает выплатить закятуль-фитр самостоятельно из своих сбережений, то такое возможно. Что касается остальных родственников, то здесь все определяется по обстановке и договоренности. Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 1. С. 123; аш-Ширази И. Аль-мухаззаб. В 3 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 302.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430, хадис № 1503, а также смотрите хадисы № 1508, 1510.

См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 1. С. 336, 337. Также см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2044, 2045.

Сегодня муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин принял участие в XI Международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», которая проходит в Уфе на площадке Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

В работе форума участвовали врио главы Республики Башкортостан Радий Хабиров, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, а также ученые из различных регионов Российской Федерации и Ближнего и Дальнего зарубежья. Среди почетных гостей были заместитель муфтия РТ, ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин, заместитель муфтия РТ Мансур хазрат Джалялетдин, профессор Болгарской исламской академии Абдуразак Абдурахман Ас-Сагди.

Научный форум приурочен к 230-летию ЦДУМ России и организован в рамках реализации федерального проекта подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Конференция проходит под эгидой Башкирского государственного педагогического университет им. М. Акмуллы и Российского исламского университета ЦДУМ России при содействии Министерства образования и науки РФ и Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан, Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.

В рамках конференции Камиль хазрат Самигуллин выступил с докладом на тему «Роль исламского образования в воспитании молодежи и профилактике асоциальных явлений и экстремизма». Во время своего выступления муфтий Татарстана отметил, что ислам призывает к образованности и культуре.

«Всевышний Аллах в Достопочтимом Куръане сказал: «Сравнятся ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9). Ислам призывает к образованности и воспитанности, к развитию науки, мысли и культуры. Мусульманские учебные заведения в дореволюционный период готовили для нужд российской уммы не только образованных людей, но и людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые формировали лучшую часть общества, национальную элиту, задавали тон прогрессивным взглядам», - сказал он.

Камиль хазрат напомнил, что мусульманские учебные заведения подарили татарскому народу плеяду блистательных гениев, ученых мирового уровня, богословов, общественных деятелей и философов: Шигабутдин Марджани, Габдрахим Утыз Имяни, Галимджан Баруди, Мурат Рамзи, Курсави, Ризаитдин Фахретдин, Муса Биги, Зайнулла Расулев и многие другие. Все они были выходцами из простых сельских медресе, но смогли добиться огромных успехов и признания по всему миру.

Далее муфтий РТ поделился опытом Духовного управления мусульман Татарстана в вопросе развития системы мусульманского образования на благо формирования нравственной, высококультурной, здоровой и грамотной молодежи с активной гражданской позицией.

«Сегодня система исламского просвещения в Республике Татарстан содержательно сформирована и имеет достаточную материально-техническую базу, достойный преподавательский состав и соответствует принятым образовательным стандартам. Ежегодно в республике на примечетских курсах в среднем обучается до 30 тыс. людей. Свыше 1400 преподавателей дают им знания по основам ислама. В Татарстане функционируют 9 медресе, Российский исламский институт и Болгарская исламская академия, в которых трудится 220 преподавателей и обучается свыше 4000 шакирдов. С открытием Болгарской исламской академии в 2017 году система религиозного образования Республики Татарстан окончательно сформировалась, как четырехступенчатая: примечетские курсы - медресе - институт - академия. Это позволяет нам создавать возможности для общества учиться всю жизнь, как это следует из наставлений Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи вассалям), который говорил: «Приобретайте знания от колыбели до могил», - проинформировал он.

Глава мусульман Татарстана подчеркнул необходимость внедрения мусульманского образования уже в дошкольное время.

«Именно в детском возрасте особенно интенсивно идет формирование человека, стереотипов его поведения, привычек, представления о мире, добре и зле. То есть заниматься образованием ребенка - все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Безусловно, мусульманское образование должно быть внедрено еще в дошкольное время, тем самым наши дети приобретут первые знания по основам Ислама и мусульманской этики и нравственности, которые впоследствии запомнятся и останутся с ними навсегда. А с этими знаниями им уже будет намного легче получать первые серьезные знания по Исламу в медресе», - отметил Камиль хазрат.

По словам муфтия, сегодня Духовное управление мусульман Республике Татарстан делает много для популяризации традиционного Ислама. В первую очередь, это реализуется через развитие системы исламского образования.

«В рамках данной системы молодые люди усваивают исламские традиции и знания, что станет их «прививкой» от экстремизма и религиозной нетерпимости. Ведь как правило, экстремизм и терроризм развивается в малограмотной среде, где людям внушают, что Ислам — это религия всемирной борьбы и войны, а не религия диалога и созидания. И сегодня наша задача - возродить российскую богословскую школу, привлечь в медресе лучших преподавателей и наиболее талантливую молодежь», - подытожил он.

Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммад (мир ему и благословение). Обязательным этот вид закята стал во втором году Хиджры за два дня до Праздника разговения, в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста месяца Рамазан. За день или два до разговенья Пророк (мир ему и благословение) произнёс проповедь, в которой сказал: «Выплачивайте саа (мера сыпучих тел равная 2кг 400г) пшеницы или саа фиников, или ячменя за каждого свободного или раба, и маленького и взросло­го».

Одной из мудростей, скрытых в выплате закятуль-фитр является та, что благодаря этому Всевышний Аллах прощает недостатки, допущенные в соблюдении поста. В хадисе сказано:

شهر رمضان معلق بين السماء والأرض ولا يرفع إلى الله إلا بزكاة الفطر

«Пост Рамазана будет находиться между землей и небесами, и только после выплаты закятуль-фитр пост будет вознесен на небеса» («Джамиульахадис» № 13439) т. е.,закят-уль-фитр способствует принятию нашего поста.

От Ибн Умара(да будет доволен им Аллах) передали:

عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: "فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر صاعاً من تمر أو صاعاً من شعير على العبد والحر والذكر والأنثى والصغير والكبير من المسلمين وأمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة".

«Пророк (мир ему и благословение) велел выплатить подаяние разговенья после поста Рамазана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман»(«Сахих аль-Бухари» № 1503 «Сахихал-Муслим» № 984).

Неверующий также обязан выплачивать закятуль-фитр, но не за себя, а за своих родственников- мусульман, находящихся на его иждивении.

Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закятуль-фитр, в отличие от того, у кого остаётся излишек после праздничной ночи и праздничного дня. Излишком считается любое имущество, продав которое можно выплатить закятуль-фитр, за исключением дома – его продавать не обязуется. Наличие долга не является препятствием для выплаты закятуль-фитр. Тот, кто обязан отдать закятуль-фитр за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его иждивении. Однако мусульманину нельзя отдавать закят за своего раба, близкого родственника, жену, если они не мусульмане, хотя они и находятся на его иждивении. Сын не обязан выплачивать закятуль-фитр за свою мачеху.

Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закятуль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он отдаст за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее за отца, далее за мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.

Закятуль-фитр выплачивается из тех сельхозкультур, от которых взимается закят: пшеницы, риса, кукурузы, фиников, винограда и т.д. Также в качестве закятуль-фитр можно отдавать сыр и молоко, но с них закят даёт только тот, у которого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закятуль-фитр из того продукта питания, которым питается большинство жителей его населённого пункта. Если в населённом пункте существуют несколько основных продуктов питания – можно отдать с любого из них.

По мазхабу имама Шафии (да будет доволен им Аллах)закятуль-фитр обязательно выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества.

Отцу разрешается отдавать закятуль-фитр за своего несовершенного ребёнка, даже без его согласия.

При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение, например:«Я намереваюсь выплатить обязательный закят-уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека. Вакилю, т.е., уполномоченному человеку, не обязательно делать намерение во время раздачи закята, если уполномочивающий человек, т.е., хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.

Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.

На кого обязуется выплата закятуль-фитр

Выплата закятуль-фитра обязуется на свободного мусульманина, который имеет пропитание на день и ночь Праздника разговения для себя и тех, кто он обязан содержать. Также выплата закятуль-фитраобязятельнадля неверного, если те, кого он обязан содержать являются мусульманами.

Если муж беден, а жена состоятельная, то она не обязана выплачивать закят ни за него, ни за себя, но, все-таки, ей желательно выплатить его, и это будет считаться её желательной милостыней. В случае, если муж находится далеко, а жена остаётся без пропитания, то она может для своего пропитания взять в долг на имя мужа что-либо, но прежде ей следует обратиться к имаму, чтобы он оповестил мужа о её положении и необходимости содержать свою семью. Если разведённая (трёхкратным разводом) жена беременна, бывший муж обязан выплатить за неёзакят.

Закятуль-фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.

Ученые мазхаба имама Шафии (да будет доволен им Аллах)ИбнуМунзир, Равяни, шейх абуИсхакШирази говорят, что можно раздать трём неимущим и необязательно всем категориям.

Рафии сказал, что можно давать и одному человеку.

Размер милостыни разговения

Закятуль-фитр выплачивается тем видом зерна, который больше употребляют в данной местности, в количестве одного саха с одного человека. Это может быть пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм и т.д. Если где-то употребляют ячмень, лучше будет, если выплатить пшеницей.

Закятуль-фитр за умершего

С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамазана, закятуль-фитр выплачивается, а если умер до захода солнца – не выплачивается. С ребёнка, родившегося в последний день Рамазана, тоже выплачивается, если он останется живым до захода солнца.

Сах равен 2 кг. 400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. Согласно мазхабу имама Шафии(да будет доволен им Аллах), нельзя выплачивать денежным эквивалентом. Когда есть трудность выплаты зерном, следуя имаму Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах), шафииту разрешается выплачивать деньгами,в размере стоимости 1сах, но следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы(да будет доволен им Аллах) достаточно отдать половину саха, если выплачивают пшеницей или изюмом т.е. приблизительно,1700-2000 грамм.

Время выплаты закятуль-фитр

Мусульманские правоведы сошлись на том, что время выплаты закятуль-фитр–это конец месяца Рамазана, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговенья или восход солнца в день праздника. Но, несомненно, что лучшее время это - перед выходом на молитву.

Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал:

عن ابن عمر أن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بإخراج زكاة الفطر قبل خروج الناس إلى الصلاة

«Пророк (мир ему и благословение) повелел нам выплатить закят разговенья до выхода людей на молитву» («Сахих аль-Бухари» №1407).

Закятуль-фитр разрешается выплатить в начале Рамазана, не дожидаясь конца месяца. Но нельзя его выплачивать до наступления рамазана.

Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух).

Откладывать выплату закятуль-фитр до захода солнца дня разговения без причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закятуль-фитр, если его имущество находится далеко, или, если люди, которые должны получить закят, находятся далеко.

Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населённом пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, только тогда его переносят в другое место.

Если в начале месяца Рамазан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день месяца.