Явление тихвинской иконы пресвятой богородицы. Икона Пресвятой Богородице «Тихвинская

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы , упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.


Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец - основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго - и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».


Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) - получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 - 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикаса лся к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь .

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы , который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тропарь, глас 4-й
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8-й
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Икона Божией Матери Тихвинская

Согласно многим свидетельствам Тихвинский образ Богоматери является ровесником Пречистой Девы Марии, потому как эта икона была написана евангелистом Лукой. Тихвинская икона бессчетное количество раз являла людям чудодейственные явления, играющие судьбоносную роль в жизни всего человечества.

Тихвинская икона Богородицы относится к «Одигрийскому» виду образов Пречистой Девы Марии: На этой иконе Дева изображена в момент беседы со своим отроком Христом, при этом он изображается, держащий в правой руке Евангелие, а левой рукой совершает благословение.

В данной статье Вы узнаете: в каких случаях помогает святой образ, ее роль, день почитания Божественного изображения, и в каких храмах она хранится.


В каких храмах хранится

Божественное изображение, написанное византийским монахом Лукой, является одной из самых главных реликвий Тихвинского храма, которая находится в Белокаменной. Как гласит легенда: в военные года, когда фашисты подходили к Москве, служители церкви отдали эту икону летчикам, чтобы они облетели с ней вокруг города. И случилось чудо, фашисты были разбиты.

Копии чудодейственной Тихвинской иконы Божьей Матери находится также в Успенской церкви Московского Кремля.

Кроме всего прочего, этот святой облик находится и нескольких столичных церквях, таких как:
Троицкая церковь;
Собор Девы Марии в Сущеве;
Женская Новодевичья обитель;
Собор Покрова Пречистой Девы Марии, который расположенный на Лыщинсковой горе;
В городе Зюзине есть собор Православных правителей Глеба и Бориса;
Также в Богородском, икона хранится в соборе Спаса Преображения.

Чудеса, явленные Тихвинской иконой Богородицы

Избавление от бесплодия

Больше двадцати лет семейная пара Елены и Владимира тщетно пытались завести ребенка. Елена и Владимир прошли через многое, чтобы в их доме наконец зазвучал детский смех. Семейная пара даже испробовали и ЭКО, но к сожалению, два раза, закончились неудачно, а медицинское заключение врача стал приговором для пары.

Тогда Елена и решилась обратиться к Пресвятой Богородицы с помощью прочтения акафиста перед Тихвинской иконой и через некоторое время жена Владимира почувствовала, что ее мечта сбылась. Но безумно тревожась за еще не рождённого ребенка Елена день и ночь читала молитвы. И Богородица услышала все ее просьбы и в срок, в семье Елены и Владимира родился наследник Михаил.

Защита от несчастий

Марина много раз слышала о чудодейственных свойствах Тихвинской иконы Божьей Матери и то, что этот лик особенно помогает деткам, но сама никогда не молилась перед чудотворным ликом о помощи. Но однажды в ее семье случилась беда. Валентину, дочку Марины укусил клещ, ей сразу сделали укол, но через некоторое время Вали стало очень плохо, у нее начался сильный жар.

Врачи стали опасаться, что это признаки энцефалита, и Марина пошла в храм и начала читать молитву перед Тихвинской иконой Богородицы, чтобы она помогла защитить ее дочь от несчастья. И Богородица услышала молитву Марины, и через день Валечка поправилась и болезнь отступила.


В чем помогает

Прочитанная мольба перед данной иконой Пречистой Богородицы может явить чудотворное влияние:
Оказывает помощь больным в исцелении психологических травм и больных суставов;
Если вам предстоит принять важное судьбоносное решение советуют помолиться перед Тихвинской иконой, потому что, согласно многим источникам, которые свидетельствуют, что этот лик оберегает от происков и каверз недругов, а еще уберегает от нечестных сделок;
Эта икона является защитницей детей, поэтому ее иногда называют детской. Святой облик Богородицы помогает обрести душевный покой бунтарской души, и к тому же защищает детей от болезней;
Тихвинская икона помогает избавится от паралича, эпилепсии и может помочь людям обрести зрение;
Большинство верующих верят, что Тихвинский образ может помочь в отношениях между родственниками и в укреплении родственных связей;
Девушкам Богородицы может помочь в зачатии ребенка, а также облегчить роды;
Эта святыня способна защитить детей от неблагоприятного влияния улиц, ровесников и помогает обрести настоящих товарищей.


Предназначение Тихвинского образа Пречистой Богородицы

Эта икона представляет собой один из чудодейственных святых образов Девы Марии, который явил людям огромное количество чудесных событий. С помощью этого образа по велению Всевышнего Богородица помогает христианскому народу на протяжении шести столетий.

Потому как не зря Тихвинская чудодейственная икона, как и Казанская, была явленная на пожаре в сложное время для христиан и изображается в основном в стиле Одигитрии – Путеводительницы: «По Новгородской земле шла Богородица, а за ней шли люди, чтобы обрести дом вблизи реки Тихвинке».

Своей иконой Богоматерь показало место будущего монастыря и собора. Спустя немного времени деревянная церковь три раза загоралась, что было знаком, того что Пречистая Дева Мария говорила построить обитель Тихвинской иконы Богородицы необходимо из камня возвести, так как скоро в Новгородскую землю придут тяжелые испытания.

И согласно указу русского княжича Василия Ивановича и за его счет в середине пятнадцатого века был построен каменный Успенский храм.


Еще одним знамением стало, то что в период Великой Отечественной Войны Тихвинская икона Божьей Матери пропала. Это знамение смогли понять протоиерей Сергий, его сын, и архиепископ Иоанн Рижский. Именно они защищали эту иконы, а потому и отправили ее на сохранение в Чикаго в Свято-Троицкую церковь.

Но уже после войны практически все вывезенные святыни были снова возвращены на Русскую Землю и вернулись в свои обители, среди которых и была Тихвинская икона Божьей Матери.

Все это свидетельствует о том, что это святой образ не обычные слои краски с грунтовкой, которые нанесли на деревянную дощечку, а на самом деле чудодейственный образ, хранящий в себе живой образ и открывающий дорогу в мир, где Ангелы смотрят и защищают всех, кто на самом деле верит, кому и в правду нужна помощь, те кто просят о благословении и помощи.

День почитания Тихвинской иконы

Божественный лик Пречистой Девы Марии был найден в конце тринадцатого века и с того времени каждый год двадцать девятого июня (девятого июля) считается днем памяти Тихвинского образа.

Мольба перед Тихвинским ликом Богородицы оказывает всякому православному, который с чистыми помыслами и с добрым сердцем обращается к Богородицы за помощью. Вот как звучит молитва к Тихвинской Божьей Матери:

«О Пресвятая и Пречистая из всех людей Владычица Небесная, Спасителя нашего, Всевышнего Иисуса Матерь, Преблагая Путеводница Мария! Не презри моления наших, Рабов твоих греховных и смиренных в это время просящих и поклоняющихся к Твоей Святому лику с плачем и трепетно произносящим: избавь нас нечистых эмоций, Царица Небесная, исцели нас от различного горя и несчастий, защити от всякой болезни и злого языка, и от несправедливого и страшного наклёпа недружественного. Можешь потому, как ты Милосердна Матерь наша от различных бед защитить верующих твоих и разными благами наградить и сберечь; кому если не Тебе всякой Покровительницы в несчастиях и в печалях, и милостивая Просительница о нас, недостойных, и грешных. Упроси, Владычица Небесная, Отрока Своего Иисуса Спасителя нашего, пусть откроет нам двери Рая Небесного; ради этого постоянно восхваляем Тебя, как Помощницу нашу в спасении нас недостойных, и возносим пречистое и пресвятое имя Бога Отца и Сына Божьего и Святого Духа, в живительной Троице прославляемого и почитаемого Всевышнего ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Я обращаюсь к Тихвинской иконе Божией матери, когда хочу обрести душевное спокойствие, когда чувствую, что нахожусь под угрозой и нуждаюсь в покровительстве. Молитвы помогают обрести чувство незримой поддержки и заручиться удачей во всем. Я расскажу вам в этой статье про значение данного святого образа и его удивительные чудотворные свойства.

Иконописцы не оставляли без своего внимания образ Богородицы, поэтому данный святой лик существует не в единственном экземпляре. Считается, что самая важная и главная икона находится в Тихвинской церкви. Этот храм расположен в столице нашей страны. Верующие считают, что именно этот святой образ помог во времена Великой Отечественной войны прогнать вражеских захватчиков из Москвы.

Изображение Тихвинской Богоматери есть и в других церквях, храмах и соборах нашей родины. Она есть и в Успенском, Троицком соборах, в Новодевичьем монастыре, в храмах Благоверных, Богородском, и других.

В чем помогает Тихвинская икона Божией матери: значение образа

Молитвы, обращенные к Тихвинской Божьей матери, являются чудодейственными. Есть множество историй и отзывов о лечении бесплодия, решении самых сложных проблем в жизни. Разумеется, сила святого образа работает лишь при искренней молитве и истинной вере того, кто к ней обращается.

О каких свойствах иконы ходят легенды:

  1. Помогает исцелиться от психических заболеваний и болезней суставов. Молиться могут как сами больные, так и их родственники, обращаясь в молитве за здравие близкого человека.
  2. Помогает принять верное решение в сложной ситуации. К иконе можно обратиться с просьбой помочь, подать знак, чтобы понять, как следует поступить, чтобы все разрешилось благополучным образом.
  3. Защищает от козней врагов и злых людей, которые пытаются навредить, обмануть, направить по ложному пути. Молитвы, обращенные к Тихвинской Божьей матери, - это очень мощный оберег, способный и принести удачу в важных делах.
  4. Считается, что святой образ покровительствует малышам и их матерям. К иконе можно обращаться, если ваш ребенок ведет себя беспокойно, часто болеет или не слушается родителей.
  5. Эта икона поистине чудотворна. Известны случаи, когда она помогала людям исцелиться от параличей, эпилептических припадков, в редких случаях даже помогала даровать зрение ослепшим.
  6. Это вообще очень мощный родовой символ. Молитвы иконе помогают укрепить родственные связи, наладить взаимопонимание между всеми участниками родовой системы, очень сильно влияют в лучшую сторону на отношения между детьми и их родителями.
  7. Женщины обращаются к святому образу, когда хотят забеременеть, исцелиться от бесплодия. Либо когда желают, чтобы долгожданная беременность протекала легко и без осложнений. Считается, что можно вымолить себе легкие роды, убрать страх перед ними.
  8. Родители могут обращаться к иконе с молитвами, чтобы уберечь своих детей от негативного внешнего влияния: чтобы дети не попали в плохую компанию, не занимались неблаговидными делами, жили в согласии с Богом и его заповедями.

Это далеко не все, но самые важные свойства святого образа.

История и значение

Образ Тихвинской Богоматери считается одним из самых чудотворных. С ним связывают огромное количество чудесных исцелений и событий, которые происходили после того, как люди обращались к святому лику со своими молитвами. Существует данная икона уже больше шести столетий.

Некоторые исторические факты:

  1. Икона оказалась на пожарище в храме, который до того горел уже трижды. Верующие увидели в этом знак: церковь должна быть не деревянной, ее следует построить более основательно, из камня. В итоге по указу князя в 16-м веке построили Успенский собор.
  2. Для христиан являлось знаком и то, что в период войны с немцами икона пропала с территории нашей страны. Это произошло потому, что икону берегли и выслали из страны в чикагский Свято-Троицкий собор, чтобы уберечь от порчи и сожжения фашистами.
  3. Считается, что это не просто икона, написанная на холсте. Это настоящий чудотворный символ, открывающий для верующих Святые врата, через которые за людьми следят их ангелы-хранители, посылают свои любовь и поддержку.

Важно, чтобы молитвы, обращенные к чудотворному лику, были искренними и шли от сердца, тогда ее действие вы обязательно ощутите на себе и своей жизни в полной мере.

Посмотрите видео

Два Рима пали - четвертому не быть. Формула была не гордыней, а предостережением: если Москва окажется недостойной - мир в дальнейшем будет оставлен без центральной государственной Христианской власти. Кроме указания главного символа, указания на великое призвание, Тихвинская икона, как и Курская, служила символом Хожения Богородицы по русским мукам. Особенно это сказалось через 200 лет после появления иконы, в начале ХVII века, в смутное время, когда Россию громили и свои воровские, и польские, и литовские шайки, и шведы на севере. Духовным центром защиты восточной части Новгородской земли была Тихвинская Богородица. Древние списки ее утешают в ХХ-м веке русских изгнанников. Один стоит в храме Сергиевского подворья в Париже, другой, возможно сама подлинная икона, вывезен в Америку и укрепляет там русскую душу.

Владимир Рябушинский

Как первые века, так и последние пятьдесят с небольшим лет истории чудотворного образа Матери Божией, уже седьмое столетие известного под именем Тихвинского, скрыты под покровом тайны. По преданию, образ этот написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в град Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, а в У веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. В годы временного торжества иконоборческой ереси образ скрывали иноки из обители Пантократора, после чего он не один век оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез из вмещавшего его храма, чтобы в 1383 году явиться на Руси, в новгородских пределах, возле города Тихвина.

Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и, наконец, окончательно остановился на речке Тихвинке, притоке реки Сясь, впадающей в Ладогу, где вскоре был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого, у западных дверей, и поместили чудотворный образ.

Было это ровно за полвека до взятия Константинополя турками (в 1453 году) и окончательного падения Византийской империи. Чудесное перемещение чудотворной из Второго Рима в Третий знаменовало собою и скорый переход центра христианской власти из Царьграда в Москву.

В царствование Ивана Грозного вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников со всех концов русской земли. В окружении стен сей обители Тихвинская прославилась множеством чудесных исцелений. А когда монастырь осадили шведы, голос Пречистой повелел одной благочестивой женщине пронести Ее образ по стенам обители, и устрашенные неведомой силою шведы бежали. Поэтому Тихвинская обитель и испытывала всегда на себе особенные внимание и покровительство благочестивых русских царей; в знак особой чести ее архимандриты при богослужениях пользовались преимуществами, обыкновенно положенными лишь архиереям.

Уже вскоре после явления чудотворной произошло и иное чудо. Когда на Пречистенском погосте (в будущем городе Тихвин) был выстроен первый деревянный храм, местный пономарь Юрыш (Георгий) отправился известить окрестных крестьян о начале богослужений. На обратном же пути ему в сиянии небесного света предстала Пречистая, восседающая на сосновой колоде с жезлом в руках, а возле Нее - Никола-Чудотворец в святительском облачении. Иконы особого типа, с изображением этого чудесного явления, также прославились чудесами в нескольких местах: в подмосковном селе Павловское Звенигородского уезда, в Епифановке Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в Алексеевке-Лосевке под Воронежем.

В самом же Тихвинском монастыре по двадцать четыре раза в год совершались крестные ходы с чудотворной иконою, украшала ее драгоценная риза, висела перед ней золотая лампада. Богат и славен был монастырь, пока не настало новое и, казалось всем, необратимое его разорение. С закрытием обители чудотворный образ попал в местный музей, где, насколько известно, серьезному научному исследованию так и не подвергался.

В годы Великой Отечественной городом ненадолго овладели нацисты, а с их уходом исчезла чудотворная. Говорят, Тихвинскую видели в 1944 году в одном из антикварных магазинов оккупированной немцами Риги. Сейчас достоверно известно лишь, что она находится за океаном, в частном владении в городе Чикаго. О самих владельцах и об их дальнейших намерениях ходят самые разные слухи; в последнее время - о том, в частности, будто они готовы отдать икону обратно в Тихвин при условии то ли одного лишь возрождения монастыря, то ли полного слияния Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей. Уполномочен ли кто в России на соответствующие переговоры и ведутся ли они вообще, доподлинно не знаем.

Скажем же о том, что известно. Согласно старым описаниям, икона «греческого письма», «значительных размеров; лик темный, почти черный». В течение веков не раз и довольно сильно поновлялась; по всей вероятности, видимый на ней ныне слой письма принадлежит изографу Игнатию Греку, работавшему для московского князя Юрия Дмитриевича. Издавна было замечено, что рука Пречистой «отличается необыкновенной теплотою, ощутительной для губ при прикладывании». Опять же по слухам, проведенные уже в Америке рентгеновские исследования показали наличие в этом месте иконной доски некоей аномальной зоны. Принадлежит Тихвинская к типу Одигитрии, Пречистая изображена по пояс, ликом Своим обращена вправо от молящегося (хотя по благочестивой традиции правая и левая стороны на иконах определяются с точки зрения тех, кто изображен на них); сложение пальцев на руке Младенца - двуперстное.

Уже во второй половине ХVI столетия древнерусские книжники стали отождествлять Тихвинскую с главной святыней Второго Рима - Влахернским образом Богородицы, с переходом которого Русь как единственная тогда православная держава наследовала неповрежденные традиции христианства; другие полагали, что подлинная Влахернская попала на Афон, а в 1653 году была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

Так или иначе, но именно во времена усиления католической экспансии на окружающие Россию земли появляется «Сказание о Тихвинской Одигитрии», где специально упомянут римский папа Формос, которого считали «первым виновником латинских ересей», а значит, именно в этой иконе видели русские люди преимущественный символ своей преемственности от Второго Рима и своего первенства перед Римом первым. Принадлежность Тихвинской к числу икон, написанных непосредственно Евангелистом Лукой, означала истинность и исконную давность изображаемого на ней сложения пальцев на руке у Младенца - двуперстия. После раскола ХУП века это свидетельство обрело особую роль, ибо икона служила доказательством древности двуперстия даже для неграмотных христиан. Поэтому и «Сказание о Тихвинской…» выдержало целый ряд подпольных переизданий в течение ХVIII - ХIX веков и доселе принадлежит к кругу излюбленного чтения ревнителей старой веры.

По той же самой причине очень широкое хождение имели (появившись еще в Выговской пустыни) и имеют медные литые образки «Поклонение иконе Богоматери Тихвинской», встречающиеся как по отдельности, так и в составе складней. Вверху в центре на таких образках помещается образ Богоматери Тихвинской, которому справа (от молящегося) предстоит преподобный Кирилл Белозерский, а слева - преподобный Александр Свирский. Оба они - основатели знаменитых обителей Северной Фиваиды и обоим им были явления Матери Божией. Внизу же попарно, со свитками и книгами в руках, стоят Три Святителя - создатели восточнохристианской литургии Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - вместе с величайшим из угодников Божиих Николой Чудотворцем (что в числе прочего напоминает о видении Георгию-Юрышу при явлении Тихвинской не только самой Пречистой, но и святителя Николы). Посередине же четырех фигур святителей на таких медных иконках непременно изображается северный русский лес с маковками храмов над ним и вьющейся по пригоркам дорогой, - место молитвенных подвигов целого сонма пустынножителей; это также напоминает об особом заступничестве Тихвинской за эти «полнощные» края. По твердому народному убеждению, она также «имеет нарочитую благодать сохранения здравия младенцев».

Один из древнейших и наиболее чтимых списков с чудотворного первообраза помещается в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; чтимые списки имелись также в Пантелеймоновской часовне у Владимирских ворот Китай-города, в Смоленском соборе Новодевичьего морнастыря и в церкви Николы на Щепах. Всего в первопрестольной существовало девять храмов во имя Тихвинской иконы (включая один старообрядческий). Из них ныне действуют церкви в бывшем селе Алексеевское (не закрывалась никогда; по преданию, именно отсюда перепуганный Сталин брал осенью 1941 года поднесенный сюда некогда царем Алексеем Михайловичем список с чудотворной, чтобы обвезти на самолете вокруг осажденной Москвы), в Сущеве (службы возобновлены в 1992 году), при Медведниковской богадельне (ныне Центральная клиническая больница Московской патриархии) трапезная церковь Симонова и надвратная - Донского монастырей. Снесены московские Тихвинские церкви на Бережках в Дорогомилове, в Лужниках, в Скорбященском монастыре; занята под кабак для «новорусских» «красных свиток» старообрядческая церковь на Хавской улице. На невских берегах было шесть храмов во имя Тихвинской иконы (один приходской на Лиговке, где с июля 1993 года возобновлено богослужение, один домовый и четыре - в Александро-Невской лавре и при монастырских подворьях).

Помимо самого первообраза, в Тихвинском Богородицком монастыре имелось несколько чудотворных списков с него; наиболее чтимой была Ополченная икона, сопровождавшую местных ратников во время Отечественной и Крымской войн.

В разное время прославились и другие списки с Тихвинской: в Исаакиевском соборе северной столицы (особо прославившийся исцелениями детей), в Воскресенской церкви Новгорода Великого (явлена в 1643 году), в Данкове Рязанской губернии, в Землянске Воронежской губернии, в Даниловом Троицком монастыре Переславля-Залесского.

Тихвинскими именовались и несколько иных обителей. Это один из скитов знаменитой Валаамской обители (расположенный в 25 верстах от самого архипелага на острове, мимо которого некогда шла по воздуху чудотворная), и женские монастыри: под Екатеринославом, в Цивильске под Казанью, в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии, близ Керенска под Пензой (там, где в 1687 году явилась местночтимая Тихвинская икона).

Еще в одной обители близ самого Тихвина в алтаре Введенского соборного храма находилась Тихвинская икона, принесенная ставшей здесь настоятельницей четвертой супругой Ивана Грозного царицей Дарьей. Число же иных приходских и монастырских Тихвинских церквей и местночтимых икон в городах и весях русской земли и среди русского рассеяния едва ли поддается исчислению. Подобно осколку зеркала, отражающему диск Солнца в той же его полноте и целости, как и большое зеркало, эти списки несут миру всю благодать подлинного первообраза. Верим и надеемся, что и он вернется на нашу землю.

Празднование Тихвинской иконе совершается 26 июня по христианскому летоисчислению. В тропаре этого дня поется:

Тропарь, глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны християнские невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискуснобрачная.

Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году

"Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость ".

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец, Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевавший ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы безстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на таком торжестве, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения кроме Богоматери с Предвечным Младенцем изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курско-Корнная, Серафимо-Понетаевская и другие. Особенностью Курской Коренной является изображение младенца с покровенными руками.

В новгородской истории обретения иконы занимательно, как Богородица избирает поддерживаемую ей ратную сторону. Ведь полутора десятками лет прежде она являлась под Владимиром самому Андрею Боголюбскому, после чего по заказу князя была написана икона Богородица Боголюбивая. Здесь же, при Новеграде, Богородица оказалась на стороне, противной сыну Андрея Боголюбского. Если следовать линейной логике, мы вправе были ожидать Ее покровительства отпрыску князя Андрея. Ан нет!

Каков вывод? Даже если яблоко от яблоньки падает недалеко, то все равно древо и его плод - не суть одно. Святость отца не исключает сыновней греховности. Всяк проходит свой путь. Ответственность - индивидуальна. Более того, думается, что если бы и сам Андрей Боголюбский вознамерился осуществлять какое-то не угодное Богу деяние, с него было бы снято высшее покровительство. И так же, как Богородица выступила в Новгороде против его сына, выступила бы против него самого. Кто знает, быть может, насильственная смерть, которую принял князь Андрей в своем родном Боголюбове, и есть свидетельство снятия защитительного покрова?

Икону "Знамение" ежедневно в дни блокады после литургий обносил с крестным ходом вокруг Никольского собора в Ленинграде митрополит Ленинградский и Новгородский, потом, в 1944 году ставший Патриархом Всея Руси. (И дико, и странно нам сейчас слышать два имени одного города - Ленинград и Петербург... Иностранцу так и вовсе не объяснишь, отчего так, о каких таких "разных" городах идет речь, отчего Санкт-Петербург теперь является столицей Ленинградской области? Но это - наша родная история, наша общая, пусть и трагическая, песня, из которой, как сказано, слова не выкинешь. Однако нет ли в соединении этих двух, мягко скажем, противоречивых имен - Петра и Ленина - провиденциального для русской (Всемирной) истории смысла?..)

Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы, с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений. По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.

Икона Курско-Коренной Божией Матери "Знамение" , являющаяся одной из величайших святынь Русского Православия, с 1726 года пребывала в Знаменском соборе Курска и лишь на две недели в году выносилась в Коренную пустынь. С 1806 года по Именному Высочайшему указу она пребывала в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе до 12/25 сентября, а в Знаменский монастырь Курска возвращалась на остальную часть года. Курской сия святыня была названа по месту преимущественного нахождения, а Коренною - по месту ее обретения.

Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход богомольцев со всего Курского и Белгородского края (в иные годы сбиралось до 40-50 тысяч человек) в пустынь и обратно в Курск представлял собой мощный духовный соборный акт, а также величественное зрелище. Запечатленное, в частности, на знаменитой картине чугуевца Ильи Репина "Крестный ход в Курской губернии". В Коренной пустыни теперь находится один из списков (похищенный из Знаменского собора Курска и вновь обретенный в этом году), а оригинал - в Знаменской церкви Нью-Йорка, США. Месяц в году икона пребывает в Новой Коренной пустыни (около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка), в бывшем загородном имении князя и княгини Белосельских-Белозерских.

Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 г. инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной недалеко от Арзамаса, близ села Понетаевки. Обитель названа по имени преподобного Серафима Саровского основательницею обители - сестрой Дивеевской общины.

Икона, спустя шесть лет по написании, прославилась многочисленными чудесами и стала главной святыней монастыря. Во время Богослужений молящиеся сестры видели явственные изменения в лике Богоматери: пречистое лицо Ее светлело и становилось словно живое. К иконе притекали многочисленные богомольцы, и совершалось много исцелений от слепоты и расслабления. Всего отмечено около 70 случаев исцеления.

А молятся иконе "Знамение" так:

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.