Сколько длится рт по английскому. Способы успешного прохождения теста. Что делать, если результаты РТ намного меньше чем предполагает преподаватель

После того, как становятся известны результаты первого этапа РТ некоторые ученики решают увеличить количество занятий, некоторые решают их прекратить, а кто-то решает поменять репетитора или предмет для сдачи ЦТ. Ученики задают множество вопросов о том, каковы их дальнейшие перспективы и как относиться к полученным результатам? Перед тем, как ответить, сначала нужно спросить абитуриента: где и как он сдавал РТ, и только потом комментировать результаты ученика. Кроме этого, ученики постоянно сравнивают свои результаты РТ с баллами одноклассников, что также порождает у них множество вопросов.

Здесь мы постараемся ответить на большую часть часто задаваемых вопросов, а заодно написать инструкцию по прохождению РТ. Ученикам мы рекомендуем её внимательно изучить, а также просим показать её своим родителям. Отметим также главное свойство РТ: сложность и количество задач, а также время на выполнение репетиционного теста точно такие же как и на самом централизованном тестировании.

Почему нужно проходить РТ?

Прохождение учениками репетиционного тестирования необходимо для того чтобы:

  1. Научиться заполнять бланк ответов (на РТ ученикам необходимо заполнить точно такой же бланк ответов как и на ЦТ, процедура эта, как ни странно, не очень простая, в бланк нужно правильно и в подходящее место внести много разной информации, умение это делать быстро и без ошибок сэкономит ученику минут двадцать на ЦТ, а это будет совсем не лишнее).
  2. Привыкнуть к другим организационным вопросам и обстановке (на РТ хотя и не полностью, но всё же воспроизводится обстановка ЦТ, а чем привычнее обстановка тем меньше волнение, а чем меньше волнение тем лучше работает голова и выше результат).
  3. Научиться планировать свое время так чтобы ученику хватило этого времени на решение всего теста и заполнение бланка ответов (задач на ЦТ и РТ довольно много, а времени не так много, чтобы успешно написать ЦТ задачи эти нужно уметь решать быстро и четко).
  4. Привыкнуть и стилю и методу изложения заданий и постановки вопросов (на ЦТ и РТ используется немного специфический способ постановки вопроса, например, обычно недостаточно просто найти корни уравнения, нужно еще указать какую-нибудь их алгебраическую комбинацию, либо по какому-либо критерию выбрать один из них и т.д.).
  5. Перестать надеяться на удачу (типа: там же есть варианты ответа, чего там, наугадываю…), а также развеять представление некоторых, что балл на ЦТ соответствует школьной оценке (типа: ну у меня же в школе по математике 9, значит на ЦТ наберу около 90…). Дело в том что эти мысли очень неправильные и вредные. Наугадывать на ЦТ можно максимум баллов на 10, а зачастую на 5-7, т.е. даже меньше порогового балла. А школьная оценка соответствует будущему баллу на ЦТ очень редко, зачастую тот, кто имеет в обычной школе 9 по математике, на ЦТ без дополнительной подготовки наберет балов 30-40.
  6. Баллы которые Вы получите на РТ помогут Вам представить, на что Вы можете рассчитывать на ЦТ, а значит с меньшей долей неопределённости и волнения подойти к вступительной кампании в целом.
  7. Отслеживание результатов РТ поможет правильно построить подготовку к ЦТ. А это в свою очередь поспособствует росту итогового балла, который Вы наберете на ЦТ.

Все вышеперечисленные факторы приведут в конечном счете к тому, что ученик на самом ЦТ будет настолько спокоен, насколько это вообще возможно на таком ответственном экзамене, а это позволит ему показать максимум из того, на что будет способен данный ученик, т.к. волнение (и невнимательность) это фактически единственные факторы, которые могут помешать Вам набрать заслуженный балл на ЦТ.

К репетиционному тестированию надо относиться, как к генеральной репетиции спектакля в театре или как к учениям в армии. Чем больше таких репетиций будет, тем лучше будет результат ЦТ. Необходимо потренироваться выполнять каждый элемент:

  1. Зарегистрироваться;
  2. Оплатить;
  3. Что-то повторить перед тестом;
  4. Выспаться;
  5. Психологически правильно настроиться;
  6. Приехать вовремя в пункт тестирования, пройти контроль, найти нужную аудиторию;
  7. Ещё раз правильно психологически настроиться;
  8. Проходя тест, правильно распределить время на решение простых и сложных задач;
  9. Научиться пользоваться черновиками, которые выдают во время тестирования;
  10. Научиться не отвлекаться во время теста на соседей по парте, которые будут донимать абитуриента разными вопросами;
  11. Посмотреть, как происходит общение с организаторами тестирования и с преподавателями, которые находятся в аудитории;
  12. Научиться без ошибок и за короткое время заполнить бланк.

Неважных элементов здесь нет – любая, на первый взгляд, мелочь может вывести абитуриента из состояния душевного равновесия. Можно привести множество примеров из опыта некоторых учеников, которые неправильно регистрировались, теряли документы или квитанции об оплате, не могли от волнения найти нужную аудиторию, неправильно заполняли бланк тестирования, неумело пользовались черновиком и в нужный момент не находили уже решённую задачу... Конечно, можно сказать, что так им, этим неприспособленным к жизни «маменькиным сыночкам и доченькам», и надо, пусть получают «по башке». Им это только пойдёт на пользу. А можно сказать, что при подготовке к самым ответственным событиям в жизни мелочей не бывает, всё надо делать умело, тщательно и аккуратно, заранее потренировавшись.

Совершенно необходимо, чтобы ученики проходили все три этапа РТ в 11 классе, более того не плохо было бы десятиклассникам пройти третий этап РТ вместе с одиннадцатиклассниками. Есть репетиторы, которые требуют от своих учеников проходить каждый этап РТ по два раза – тестирование, подробный разбор теста, закрепление знаний на повторном тестировании – и это не перебор.

Когда проходить РТ?

Как известно, первый этап РТ проходит с октября по декабрь, второй – в январе и феврале, третий – в марте и апреле. Лучше ученикам проходить тестирование в конце каждого этапа (в конце декабря, февраля и апреля соответственно), чтобы успеть как можно больше пройти учебного материала к моменту тестирования.

Но здесь есть один негативный момент – к концу каждого этапа условия РТ становятся всё менее секретными – выносить черновики с репетиционного тестирования разрешено и уже написавшие тест ученики активно обсуждают его в социальных сетях. Достаточно часто удаётся найти и оригинал теста. Абитуриент должен побороть в себе соблазн пойти на тест, заранее прорешав его весь или частично. Кроме этого, некоторые школьные учителя, руководствуясь самыми благими намерениями, разбирают по просьбе учеников на уроках отдельные задачи РТ или весь тест. Важно в этом случае попросить учителя производить разбор этих задач РТ только после того, как все ученики напишут его.

Надо правильно выбрать и день недели для прохождения теста. Очень важно, чтобы в день теста у абитуриента не было более важного дела, а значит, ученик не должен устать перед тестом и никуда не должен торопиться после теста. Поэтому лучше всего для дня тестирования подойдёт суббота или воскресенье. Можно выбрать и будний день, но в этот день не стоит идти с утра в школу.

Где проходить РТ?

Принципиальной разницы, в каком из пунктов тестирования проходить РТ, нет. Выбирайте пункт тестирования, в первую очередь, из соображений удобства и транспортной доступности. Главное, что нужно понимать проходя РТ, это то, что на РТ за Вами следить будут очень слабо, на РТ у Вас будет возможность и поговорить, и списать. На ЦТ такой возможности точно не будет. Поэтому, где бы Вы ни проходили РТ, смоделируйте сами для себя строгую обстановку ЦТ, не списывайте, не разговаривайте, не берите с собой шпаргалок, не узнавайте условия и решение РТ, пока его не пройдете.

Как проходить РТ?

Очень важно, чтобы абитуриент относился к РТ очень серьёзно и попытался получить максимально возможный результат, используя только законные средства. Эти требования означают:

  1. Перед РТ настроиться на достижение максимального результата;
  2. Выполнять РТ по правилам ЦТ, то есть без шпаргалок, без использования мобильного телефона, калькулятора (на математике), подсказок соседей по парте;
  3. Использовать всё отведённое на РТ время, а не сбегать через час, чтобы успеть в этот день ещё что-нибудь сделать или отдохнуть.

Надо быть готовым к тому, что соседи по парте будут задавать вам разные вопросы. Не отвечать на них, возможно, невежливо, но если вас будут слишком часто отвлекать, постарайтесь договориться, чтобы вас не дёргали. На всякий случай напомним, что на ЦТ за разговоры выгоняют без всяких предупреждений. Если вы пошли на РТ с другом, то покажите ему эту инструкцию и договоритесь встретиться с ним не раньше, чем когда РТ закончится, а если попадете с ним в одну аудиторию, рассядьтесь по разным ее углам.

Как относиться к результатам РТ?

На форуме одной статьи, посвящённой централизованному тестированию, когда-то был размещен душераздирающий пост, смысл которого сводился к тому, что дочь автора поста все репетиционные тесты по русскому языку сдавала на 75 – 90 баллов, а ЦТ сдала на 24 балла. Автор поста делает очевидный для неё вывод, что на ЦТ всё продано – куплено.

Ученики часто растерянно рассказывают истории о том, что их одноклассники набирают на РТ высокие баллы, хотя имеют невысокие оценки в школе и вообще к ЦТ особенно не готовятся. Абитуриенты не могут рационально объяснить эти факты, но на самом деле объяснение очень простое. Причин несколько:

  1. Некоторые репетиторы, находят в социальных сетях условие задач РТ или записываются и проходят тестирование перед тем, как направить на него ученика, а затем показывают решение задач ученику, чтобы результат РТ устроил родителей ученика;
  2. Значительное количество учеников, узнав у одноклассников прошедших тест его условие, решают заранее РТ или просто узнают в социальных сетях коды с правильными ответами, чтобы, хотя бы временно, разрешить свои семейные проблемы (проще говоря, чтобы родители «не парили мозг»).

Вероятнее всего, по последнему алгоритму действовала дочка, мама которой посчитала, что ЦТ хорошо сдают только за деньги.

Родителям абитуриентов с нереально оптимистическими результатами РТ, мы рекомендуем не поддаваться иллюзиям, а трезво оценить ситуацию. Не менее важно, чтобы родители не требовали высоких результатов на РТ от детей, провоцируя их совершать нечестные поступки. Каждый учебный год некоторые ученики рассказывают, какие «ласковые слова» слышат они от родителей, когда становятся известны результаты первого этапа РТ.

Что касается абитуриентов, то им стоит сохранять стойкость духа и не делать глупости, искусственно увеличивая результат РТ. Чтобы убедить учеников не верить мифическим результатам некоторых одноклассников, им можно заключать пари на любое количество шоколадок, что на ЦТ такой высокий результат повторён не будет. Заранее найти и прорешать тест ЦТ не получится. Это абсолютно точно. Итак, все абитуриенты должны знать – ни они, ни их одноклассники с фантастическими результатами РТ на ЦТ абсолютно ничего не спишут.

Как готовиться к каждому этапу и как оценивать его результаты?

Для адекватной оценки результатов каждого этапа РТ важно понимать некоторые особенности.

1-й этап.

Ученики, которые готовятся к ЦТ с начала учебного года, к декабрю уже что-то знают, но этих знаний абсолютно недостаточно для получения высоких баллов. Кроме этого, никакого специального повторения к этому этапу не проводится. На первом этапе абитуриент должен почувствовать атмосферу тестирования, поучиться правильно заполнять бланк, попытаться понять, чем формулировки тестовых задач отличаются от формулировок задач в обычных сборниках. Нормальный результат по математике находится в пределах 30 – 50 баллов, по физике нормального результата первого этапа не существует, так как пройдено ещё чрезвычайно мало.

Для учеников тех немногих школ, где можно получить хорошее образование по математике, нормальным результатом первого этапа РТ будет 50 – 70 баллов, а по физике 30 – 50 баллов. Что касается учеников, которые только в сентябре или октябре узнали, как решается квадратное уравнение, то их участие в РТ уже само по себе, это маленькая победа над собой. Откровенно говоря, первый этап РТ нужен для того, чтобы на нём облажаться. Например, часто даже сильные ученики ошибаются в тесте по физике во всей части В, вписывая в бланк ответы с размерностями величин, хотя вписывать надо только саму величину, без размерности (например, 5, а не 5 м/с). В результате, сканер засчитывает все ответы части В, как неправильные.

2-й этап.

Не стоит специально готовиться к прохождению и этого этапа, то есть не стоит вместо изучения новых тем заниматься повторением уже пройденного материала. Например, в математике вероятнее всего вы будете изучать показательные и логарифмические уравнения и неравенства, а на втором этапе РТ этих тем не будет (они появятся только на третьем этапе). Как правило, результаты добросовестных абитуриентов возрастают приблизительно на 10 – 15 баллов по сравнению с первым этапом.

3-й этап.

Естественно, это самый важный этап РТ. Здесь очень важно, чтобы абитуриенты его проходили как можно позже, а значит, как можно ближе к ЦТ. К этому этапу уже стоит немного повторить изученный материал, но успеть качественно повторить всё не получится, иначе придётся прекратить изучение нового материала, а его так много, что к апрелю всё изучить не удаётся. Итак, на третий этап надо идти, как в «последний и решительный бой», но помнить, что ещё полтора месяца на подготовку осталось. По сравнению со вторым этапом баллы, как правило, возрастают ещё на 10 – 15 баллов.

Кстати, некоторые абитуриенты, получив высокие баллы на третьем этапе прекращают готовиться к ЦТ, считая, что они уже достаточно готовы к вступительным экзаменам. Это очень серьёзное заблуждение, так как необходимо постоянно поддерживать хорошую «спортивную» форму перед ЦТ.

О разборе решений РТ

После того, как становятся известны результаты РТ необходимо разобрать тест с преподавателем. Задачи по темам, которые ещё не изучались, имеет смысл разобрать позже, ближе к третьему этапу, или в ходе разбора третьего этапа.

Что делать, если результаты РТ намного меньше чем предполагает преподаватель?

Здесь для начала приведем две реальные истории, которые произошли с настоящими учениками, пересказанные и прокомментированные их репетитором:

  1. Несколько лет назад у меня занималась девушка, у которой были очень хорошие способности и прекрасная подготовка (у неё был замечательный школьный учитель). Моя работа заключалась в организации системного повторения материала и демонстрации особенности формулировок тестовых заданий. Но когда я предложил девушке на всякий случай проверить свои силы на РТ, её начало в буквальном смысле трясти от волнения. Насколько я помню, я так и не смог её уговорить пойти хотя бы на один этап РТ, а на ЦТ она вместо 90 – 100 баллов набрала около 50. Именно после этой истории я стал не просить, а требовать от учеников ходить на РТ, причём на все его этапы, при необходимости подключал родителей ученика для принятия мер убеждения и принуждения.
  2. Вторая история произошла с парнем, который тоже был прекрасно подготовлен школьными учителями, а я занимался только повторением и показом некоторых фишек. После первого РТ позвонил отец ученика и спросил, как у нас идут дела? Я ответил, что всё более, чем хорошо, похвалил ученика и его учителей, нарисовал радужные перспективы. Отец ученика меня внимательно выслушал, а затем спросил, какой результат, по моему мнению, на первом этапе РТ показал его сын? Я ответил, что удивлюсь, если результат будет меньше 80. Оказалось, что я ошибся, так как ученик набрал двадцать баллов! Это был шок. Я предположил, что парень просто неправильно заполнил бланк, и попросил отправить его на второй этап РТ сразу же, как только он начнётся. Мы продолжали заниматься, результаты работы мне казались превосходными, но результат второго этапа РТ также оказался в районе двадцати. Ученик исчез на несколько недель, потом позвонил отец и рассказал, что они обратились к другому репетитору (на мой взгляд, это было абсолютно правильное решение), который после нескольких занятий подтвердил всё сказанное мною. Также он сказал, что его сын хочет продолжить занятия у меня. Я ответил, что мы кардинально изменим всю схему подготовки. Мы прекратили изучать новый материал и прекратили повторение. Во время занятий ученик выполнял на моих глазах тест, заполнял реальный бланк ответов, а я контролировал время выполнения теста. Аналогичным было и домашнее задание – решать тесты на время с заполнением бланка. Выяснилось, что ученик абсолютно неправильно распределял время на выполнение теста. Два месяца мы ничего не изучали, а только решали и разбирали тесты. В результате третье РТ он написал на семьдесят, а ЦТ более, чем на восемьдесят баллов.

К чему такие подробности? Репетитор с помощью реальных результатов РТ может и обязан корректировать ход подготовки, но для этого ему надо знать истинные, а не мифические результаты РТ. Уважаемые родители! Если Вас результаты РТ вашего ребёнка не устроили, то обязательно поговорите с репетитором перед тем, как предпринимать какие-то серьезные шаги! Вполне возможно, что подготовка идёт нормально, но её надо скорректировать. В противном случае, вы рискуете, что репетиторы будут прорешивать РТ с вашим ребёнком заранее, чтобы результат теста вас устроил.

Что делать в мае и июне?

«Не наелся – не налижешься» - это высказывание часто можно услышать или прочитать, когда обсуждается вопрос о подготовке к ЦТ в последний месяц перед тестом. Это не совсем верно. На самом деле абитуриент должен в это время вести себя, как спортсмен перед соревнованиями, поддерживая свою форму, но не перегружаясь.

В начале мая изучение нового материала надо прекратить. Месяц – полтора перед ЦТ надо обязательно потратить на повторение изученного материала, решая тесты РТ и ЦТ прошлых лет. Естественно, после решения каждого теста надо провести его подробный разбор с преподавателем. Мы также готовим свои репетиционные тесты, которые аналогичны третьему этапу РТ. Мы решаем и разбираем их сразу же после окончания третьего этапа РТ, то есть весь май и июнь. Как правило, наши ученики на ЦТ прибавляют к результату третьего этапа РТ ещё 10 – 15 баллов.

Выводы, которые вы должны сделать

  1. Ещё раз повторимся, что РТ – дело очень серьёзное и ответственное, а значит, не надо планировать на день тестирования ещё какие-то дела, которым РТ может помешать. Чтобы правильно планировать подготовку к ЦТ, и абитуриенту, и его родителям, и учителям, и репетиторам важно знать реальные промежуточные результаты подготовки. Надо постараться получить на РТ максимально возможный результат, но добиваться его надо только честными способами.
  2. Учтите, что каждый пропущенный этап РТ – это потеря от 5 до 10 баллов на ЦТ!
  3. Май и июнь – время для системного повторения изученного материала, а не для изучения новых тем, и тем более не для отдыха.

Что же это такое — ЦТ по английскому языку? Какие в нем задания? Что нужно знать и уметь, чтобы успешно его пройти? За какой срок можно подготовиться к этому экзамену? Большинство абитуриентов не имеет ответа ни на один из этих вопросов.

Тем не менее, это далеко не все вопросы, ответы на которые им нужно будет знать уже к июню следующего года.

Здесь мы сделаем краткий обзор заданий и тех ловушек, которые вас в них поджидают.
Всего заданий 60. 48 в части «А» — с вариантами ответов, и 12 в части «Б», где правильный ответ нужно будет вписать самостоятельно. Давайте посмотрим, на какие группы разбиваются наши задания.

Часть «А»

Первые 7-9 заданий — это задания на времена. В них нужно будет выбрать правильную временную форму глагола. В каждом задании дается небольшой текст, где абитуриент должен выбрать правильный вариант глагола.

В английском языке 16 времен действительного залога и 10 страдательного. Есть правило согласования времен и отступления от этого правила. Также есть условные предложения типа «if I had… I would …». Все это вы можете встретить в этих заданиях. Есть времена, которые встречаются очень редко и в повседневном языке почти не используются, но это не означает, что они не попадутся вам здесь.

Сложность этого задания двояка. Во-первых, это очень большое количество грамматического материала. Во-вторых, тексты эти нужно будет понять, — а они бывают достаточно сложные, с большим количеством неизвестных слов. В тексте все связано: временная форма глагола следующего предложения может напрямую зависеть от временной формы глаголов предыдущего предложения.

Просто знать правила употребления и согласования времен — крайне мало. Необходимо научиться их применять в самых разных ситуациях. За одно занятие невозможно научиться пользоваться, например, Present Simple, а потом на следующем занятии — Present Continuous. С учениками 10-11 классов мы учим времена минимум три месяца — из общих 4 академических часов занятий в неделю на времена уходит около двух академических часов в неделю.

По мере прохождения времен их накапливается все больше и больше, и ученикам приходится постоянно практиковаться и повторять, чтобы научиться употреблять их. Когда абитуриент вообще не понимает текста и не знает 50% процентов слов, то даже если он и знает правила употребления всех времен, выбрать правильный вариант ему или ей будет крайне сложно. Здесь также необходимо развивать «языковую догадку», чтобы выбрать правильный вариант, даже если вы не никогда прежде не встречали этого конкретного глагола.

Следующие задания, приблизительно А8 – А16 : в них дается небольшой текст, который для начала тоже будет нужно понять. В нем будут тесты на артикли и предлоги.

На артикли существует огромное количество правил — на несколько листов. Помимо этого, есть масса выражений, которые не поддаются правилам, их просто нужно запомнить. Этого материала — еще на пару листов. Правило употребления артиклей тесно связано с правилами употребления существительных, к которым они относятся. Если вы не можете перевести существительное и не знаете, какое оно (исчисляемое, неисчисляемое, абстрактное, собирательное и т.п.), то вы не сможете правильно подобрать артикль к данному существительному.

Задания на предлоги тоже не из легких. Правил на предлоги мало, но есть исключения, которые надо запомнить. Придется заучить множество выражений с глаголами, прилагательными — и с какими предлогами они употребляются. Вот простые примеры: depend on (зависеть от), congratulate on (поздравить с).

А еще в английском языке есть фразовые глаголы. Они очень удобны для носителей языка, но являются сущим кошмаром для тех, кто его учит. Фразовый глагол – это глагол, который употребляется с предлогом, и этот предлог кардинально меняет первоначальный смысл глагола. Возьмем глагол look, первоначальное значение которого — смотреть. И посмотрим, как меняется его смысл с разными предлогами:

— look at – смотреть на
— look for – искать
— look after – ухаживать, присматривать за (детьми, животными)
— look up – посмотреть (слово, информацию в словаре, справочнике)
— look into – расследовать (дело, случай)
— look forward to — ждать с нетерпением

Всего таких форм для глагола look словарь Лонгмана насчитывает 19. Для глагола go, кроме 49 значений самого глагола, этот словарь выдает еще 40 вариантов фразовых глаголов. Для каждого из широко употребляемых глаголов типа see, put, take, get, give, go, let, break, be, call, pull, cut, blow, run, stand, come, carry, check и т.п. существует свой набор фразовых глаголов. Всего их нужно будет запомнить минимум пару сотен.
Еще 4-6 заданий из этой группы могут быть на разные темы: прилагательные, наречия и их степени сравнения, употребления союзов, притяжательный падеж, герундий, инфинитив. Эти задания не очень сложные, но, опять же, много правил, ловушек и нужно правильно понять смысл предложений. Например, выбрать правильный вариант из следующих:

— much harder
— more harder
— far harder
— far more harder
— much more harder

Здесь абитуриенту надо будет проделать очень много заданий, чтобы понять и на собственном опыте испытать, где и какие бывают ловушки.

Следующие задания, приблизительно А18 – А22 , — на нахождение ошибок. Этих заданий бывает от 3 до 6. В каждом предложении подчеркнуто четыре фрагмента. В одном из них — ошибка. Нужно указать номер фрагмента с ошибкой.

Эти предложения очень длинные, с большим количеством слов, не всегда известных абитуриенту. Ошибки могут быть самые разные — из широкого спектра правил. Здесь знать много количество правил и уметь на практике найти ошибку – далеко не одно и то же.

Далее идут приблизительно 10 заданий на выбор слова, более подходящего по смыслу. Чаще всего абитуриенту дается небольшой текст из 10-12 предложений, в которых пропущены слова, всего около 8 -10. Внизу для каждого пропущенного слова предлагается несколько вариантов ответов. Чаще всего это синонимы или похожие по смыслу слова, но также встречаются и фразовые глаголы. Здесь важен запас слов и выражений, которыми владеет абитуриент.

Затем идут пару заданий на реплики. Здесь тестируется знание культуры языка: нюансы приветствий, прощаний, выражения благодарности и т.п. Например, наше «спасибо-пожалуйста» в английском языке звучит не «thank you — please», а «thank you — you’re welcome». Здесь понадобится проработать все возможные варианты, а также знать варианты ловушек, встречающихся в этих заданиях. В этих же заданиях вас могут попросить выбрать вариант ответа, где реплики в диалоге расположены в правильном порядке.

После этого идут два достаточно объемных текста и задания к ним. Тексты непростые, написаны носителями языка и взяты из англоязычных журналов. Такой текст нужно прочитать, понять и правильно выбрать вариант ответа на предложенные вопросы. Причем прямого ответа на заданный вопрос в тексте может и не быть. Вас могут спросить что-то вроде: «Что именно этим текстом хотел нам сказать автор?».

В первом тексте встречается задание, в котором к слову из текста необходимо подобрать слово, похожее по смыслу. Для задания выбираются очень редкие слова, которые ученик скорее всего не знает. Ему нужно будет понять смысл этого слова или выражения исключительно из контекста — и выбрать синоним из предложенных вариантов. Бывает и так, что из 4 предложенных вариантов ответа, абитуриент может вообще не знать ни одного из них.

Как показали исследования, если в тексте содержится 80% знакомых слов и выражений и только 20% незнакомых, то, в основном, это не влияет на понимание всей сути. Информация воспринимается легко. Незнакомые просто пропущенные слова в рамках этих 20% создают полную картину текста при помощи «языковой догадки». Но если незнакомых слов больше 20% — здесь начинают возникать проблемы. Очень часто бывает, что абитуриент может знать только половину слов из текста, и тогда задания, к сожалению, приходится выполнять «методом тыка».

Еще одно задание в первом тексте – нужно выбрать правильный перевод фрагмента. Тут потребуется не только понимание английского языка, но и хорошее знание русского. Бывают такие варианты переводов, у которых есть стилистические ошибки или которые просто не звучат в русском языке.

Задания ко второму тексту могут быть разные. Первый вариант — заполнить пропущенные предложения или их фрагменты. Из предложенных вариантов один будет лишним. Второй вариант текста – подобрать заголовок к каждому абзацу. Естественно, один из предложенных заголовков будет лишним. Третий вариант – когда в тексте есть около 5 абзацев, объединенных одной темой. После текста стоят вопросы вроде этого: «в каком абзаце из предложенных говорится о….»

Тексты не могут быть равнозначными по сложности. Тут присутствует некоторая доля удачи: повезет вам с текстом или нет, понравится ли он вам, поймете ли вы его, покажутся ли вам вопросы сложными или наоборот.

Часть «Б»

В этой части ответы надо вписывать самому. За каждое правильное задание дается большее количество баллов, чем в части «А».

Первое задание обычно на словообразование. Дается небольшой текст, в котором пропущено от 4 до 6 слов. Слова эти написаны отдельно, поэтому нужно самому понять, куда какое слово вставить. При этом требуется преобразовать его по смыслу: в прилагательное, наречие или в существительное (например, able превратить в enable, disable, unable, ability, inability или disability). В большинстве случаев надо просто запомнить производные от подобных слов. Чем больше вы знаете таких слов — тем лучше вы справитесь с этим заданием.

Следующие задания — исключить ненужные слова из предложений. Предложения обычно объемные. Правильный вариант засчитывается только в том случае, если вы исключили два ненужных слова в одном задании. Заданий обычно два.

Затем идут задания на перевод отдельных слов или выражений из текста на английский язык. Текст идет на английском, одно-два слова в нем — на русском. Их и требуется перевести. При переводе нужно учитывать правила употребления тех или иных вариантов перевода в разных контекстах. Например, слово «еще» на английский можно перевести как “another, other, still, yet, more, else”, а слово «добиться» (успеха) — в одном случае словом succeed, а в другом — словом “make”, если за ним стоит слово «progress» (make progress — добиться успеха).

Еще встречается задание на правильную постановку разделительного вопроса — типа «Nobody was there, were they?»

Подводим итоги

Чтобы сдать ЦТ по английскому языку успешно, нужно иметь очень хороший уровень подготовки:

1) знание грамматики и умение применять грамматические правила на практике,
2) хороший словарный запас, с большим количеством выражений,
3) логическое мышление и
4) немного везения.

За какой срок можно подготовиться? Это зависит от нескольких вещей:

1) От вашего начального уровня подготовки;
2) От количества времени на подготовку: год, несколько лет, пару месяцев;
3) От трудолюбия и серьезной работы самого абитуриента;
4) И от того преподавателя, с которым вы будете заниматься и кто поможет вам в нахождении ловушек, нюансов и сложных моментов.

Если уровень языка очень низкий, то даже за год подготовиться и сдать ЦТ на высокий балл практически нереально.

Что же делать?

Начинать серьезно заниматься английским языком желательно за 2-3 года до ЦТ, а самое лучшее — с начальной школы. Если же вы решили готовиться только в 11 классе, то начинать надо уже в первых числах сентября, так как материал для прохождения — очень объёмный. Очень полезно ходить на все пробные репетиционные тестирования, желательно уже с 10 класса.

Если вы понимаете, что сами подготовиться не сможете, то обращайтесь к опытным преподавателям, репетиторам. Причем искать репетитора нужно с середины августа, ибо у хороших специалистов к сентябрю большинство мест могут быть заняты.
А также смотрите фильмы и передачи на английском языке, слушайте через интернет англоязычное радио, пытайтесь читать художественную литературу по-английски и помните, что многое зависит от вас.

Наталья Сорокоумова,
профессиональный репетитор
uchu.by

Из года в год РИКЗ организовывает репетиционное тестирование (РТ), которое позволяет ощутить атмосферу ЦТ, оценить уровень знаний по предмету, научиться заполнять бланк ЦТ и распределять время на решение теста. Чтобы ты подготовился к будущему тестированию основательно, расскажет о графике и местах, где можно пройти РТ 2018/2019 года, сколько стоит один предмет и как узнать результаты. К слову, на РТ обкатываются задания для предстоящего ЦТ, поэтому особенно полезно прорешать 2-й и 3-й этапы репетиционного тестирования.

Даты РТ 2018/2019

Ежегодно РТ проходит в три этапа:

1-й этап — октябрь-декабрь 2018 г.

2-й этап — январь-февраль 2019 г.

3-й этап — март-апрель 2019 г.

Репетиционное тестирование РИКЗ проводит по 15 предметам: белорусский язык, русский язык, математика, физика, химия, биология, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), география, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), обществоведение.

Точное расписание РТ (дата, время, аудитория) и перечень предметов устанавливает учреждение образования, которое заключило с РИКЗ договор на проведение репетиционного тестирования.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Представь себе такую ситуацию. Ты пришёл на ЦТ, дождался распечатывания конверта с заданиями, приступил к выполнению теста… как вдруг абитуриенты, сидящие вокруг тебя, начали сдавать свои бланки. «Как, ещё и половины времени не прошло!» — удивишься ты. Как стоит реагировать на таких «быстрых» абитуриентов?

Наш ответ: никак. Ведь тот, кто вылетает из аудитории через 5, 10, 15 минут после начала теста, явно не занимался вдумчивым решением заданий. А всего-навсего сыграл в игру с удачей, расставив галочки наугад. Раз ты заглянул в эту статью, то однозначно рассчитываешь на высокий балл на ЦТ. Поэтому мы поделимся с тобой важными советами, которые помогут распределить время на ЦТ.

Сколько времени тратить на написание ЦТ

Дома можно решать тесты сколько угодно, но на ЦТ есть строгий регламент. В прописано точное время, которое даётся на написание централизованного тестирования по каждому из предметов. Эту информацию мы свели в одну удобную инфографику. Сохраняй её, чтобы не запутаться.

Часть А и часть В: сколько времени тратить на каждую из них

Универсального ответа на этот вопрос нет. Здесь всё очень индивидуально, многое зависит от специфики предмета и твоих личных предпочтений. Доверимся экспертному мнению преподавателей, которые уже не один год готовят абитуриентов к ЦТ. Их мнение должно немного сориентировать тебя.


Грамотно распределять своё время ты научишься на РТ. Допускать ситуацию, когда остаётся 5 минут до конца, а ещё 20 заданий не выполнено, не стоит. Хотя 120 минут на биологию более чем достаточно. В принципе, в ЦТ мало заданий, на которые нужно много времени. Только несколько задач, а остальное либо вспомнил, либо нет.

Мария Казакова, преподаватель биологии в образовательном центре Адукар


В ЦТ по истории и обществоведению 38 заданий в части А и 12 заданий в части В. На тест даётся 90 минут. И всегда есть абитуриенты, которым этого времени мало. Но часа более чем достаточно среднестатистическому ученику для решения всех заданий, если он готовился. Не стоит проверять ответы по десять раз, а оставить на перепроверку ответов и заполнение бланка 20−25 минут.


Всего ЦТ по математике длится 180 минут. А часть в идеале решается за 40 минут — это среднее время. То есть, если ты за 40 минут справился с частью А, это значит, что у тебя есть задаток на то, что ты хорошо напишешь тест. Это для тех, кто претендует на результат около 80 баллов. Ну, а если ты решаешь 1,5 часа часть А, то что уж тут сказать… На часть В отводится примерно 2 часа. 20 минут — проверка и заполнение.

Дмитрий Судник, преподаватель математики и физики в образовательном центре Адукар

Дилемма: начинать решать с части А или В

Составители ЦТ советуют решать задания по порядку. Но это не значит, что делать наоборот, если тебе так удобнее. Думаем, что порешав пробные тесты ты уже сам сможешь сказать, комфортнее тебе решать тест с части А или с части В. Во всяком случае, выбор за тобой.


Лучше решать всё по порядку. Не застревать на вопросах, если не знаешь. Пропускать. В конце вернуться. Часть В, на мой взгляд, не является сложнее части А. Там в двух последних заданиях нужно распределить, например, предложения, где есть слова с одной или двумя буквами н, к правилам. Это требует некоторого времени. Ещё и формулировка сложноватая. Таким образом, долго останавливаясь на заданиях в части А, рискуешь упустить время и не решить вторую часть.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар


Сначала можно выполнить те задания из части А, которые понимаешь и в которых уверен. Затем приступаешь к решению более трудных. То есть, по-хорошему, должно возникнуть всего пару сложных вопросов, в которых есть спорные моменты. Не получается их решить — не зависай, а приступай к части В.

Мария Петуховская, преподаватель химии в образовательном центре Адукар


Я рекомендую ребятам начинать решение ЦТ по истории и обществоведению с заданий части В, особенно с открытых, где нужно вписать ответ. Бывает так, что нужное слово вертится на языке, но никак не хочет формулироваться. И, если ты в самом начале прочёл задание, твой мозг уже начал генерировать мысли. В конце, когда ты к нему вернёшься, у тебя в голове появятся уже три-четыре варианта ответа.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар

Сколько времени тратить на заполнение бланка

Заполнять бланк нужно в самом конце тестирования, когда ты уже перепроверил черновик с ответами. Сами организаторы советуют приступать к заполнению бланка за 15 минут до окончания ЦТ. Периодически они предупреждают, сколько времени осталось у абитуриентов. Кстати, если до окончания теста остаётся ещё достаточно времени, ты можешь спокойно подняться с места и сдать организаторам задания и бланк с ответами. Но когда остаётся 15 минут до окончания тестирования, организаторы просят оставаться на своих местах и ожидать завершения ЦТ. Вероятно, это делается для того, чтобы не отвлекать абитуриентов при заполнении бланка. Так что учти этот момент. Что ж, думаем, теперь вопрос распределения времени на ЦТ не кажется тебе таким сложным. Пусть на тестировании у тебя всё пройдёт гладко!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Каждый подросток рано или поздно начинает задумываться о поступлении и тестировании. Однако вопрос «Как успешно сдать ЦТ по русскому?» остается открытым. Представляем вашему вниманию проверенные способы подготовки к ЦТ и лучшие советы от студентов и преподавателей, которые помогут сдать русский на «отлично».

Начинай путь к успеху раньше остальных!

Придя в 10 класс, многие думают, что у них есть целый год на отдых. Но это не так. Давая себе фору, ты и не подозреваешь, как усложняешь следующий год, и как сильно будешь жалеть об утраченном времени после. Ведь за 10 класс ты не обязан (-а) проходить всю программу в режиме нон-стоп. Когда появляется свободная минута - трать ее с пользой. Просматривай правила, делай тесты, включай видеоуроки. Так, за первый год ты можешь повторить больший кусок программы, оставляя незначительную часть на выпускной класс. И пока твои одноклассники только начинают думать о репетиторах ты уже на шаг впереди! Ты уже идешь к своей цели!

Репетиции важнейшего события школьной жизни

А ходил (-а) ли ты когда-нибудь на репетиционное тестирование (РТ)? Не пошел (-ла), потому что боишься узнать свои результаты?! Очень зря! Чем раньше ты начнешь свои репетиции, тем лучше. Особая атмосфера РТ поможет лучше перенести волнение на ЦТ. Если же ты начнешь ходить на РТ с начала 10 класса, то существует вероятность, что на самом экзамене ты не запутаешься, а волнение может вообще сойти на «нет».

Способы успешного прохождения теста

Если брать вопрос масштабно, то можно выделить всего два способа подготовки к тестированию :

  • с репетитором;
  • без репетитора.

И в основном многие выбирают первый вариант, но обоснован ли он? Для самостоятельной подготовки нужно, прежде всего, терпение и усидчивость. Если ты счастливый (-ая) обладатель (-ца) этих двух качеств, то этот вариант для тебя!

Анастасия Караткевич, студентка Минского государственного лингвистического университета:

«Я готовилась к тестированию сама, ибо считаю это очень реальным. Просто нужен самоконтроль и всё ».

Материалы для подготовки к ЦТ

Самый главный помощник в подготовке - сборник тестов за прошлые годы . Когда готовишься, необходимо сделать как можно больше тестов. Однако не стоит решать их наобум или же, как все любят делать в школе, в уме. Необходимо прописывать каждое задание для лучшего усвоения, чтобы в конечном итоге не было проблем на главном событии всей школьной жизни.

Анна Тихонович, студентка Института журналистики БГУ:

«К ЦТ по русскому я не то что бы сильно готовилась, потому что с языком никогда проблем не было. Купила сборник заданий за 5 или 6 лет и прорешала весь от начала до конца. Непонятные задания потом разбирала ».

Галина Бородина, учитель русского языка и литературы:

«Можно найти много хороших интернет-порталов, на которых получишь консультацию и поработаешь на тематических тренажерах».

Мало тестов с прошлых лет и хочется готовиться еще? Посмотри в интернете! На просторах всемирной паутины можно найти тесты , которые будут сразу показывать, правильно ли ты ответил и объяснять все правилами.

А что же делать, если ты ярый (-ая) фанат (-ка) социальных сетей ? Ответ прост - вступить