Оценщик и стандарты. Требования к оценочным организациям или может ли оценщик работать у двух юр. лиц Может ли оценщик работать в двух организациях

Ретроспективный критический обзор законодательства, регулирующего оценочную деятельность.

Хорошо известно, что важнейшим условием успешного развития любого вида деятельности является качество законодательной базы. Это особенно важно в такой стремительно развивающейся отрасли, как оценка, в которой законодательство, по сути, отстает в развитии от самой отрасли.

В сфере оценочной деятельности сталкиваются интересы многих сторон: это и непосредственно оценщики - физические лица, это их работодатели - юридические лица, это потребители оценочных услуг, это чиновники самых разных уровней и мастей. Естественно ожидать, что каждая из сторон лоббирует свои интересы в вопросе развития оценочного законодательства, пытаясь «протащить» выгодные именно этой группе поправки в закон «Об оценочной деятельности». Разумеется, хорошее законодательство должно обеспечивать соблюдение баланса интересов всех сторон, создавая при этом благоприятные условия для деятельности и развития рынка оценщиков. Ведь, с одной стороны, чрезмерное «завинчивание гаек» приведет к тому, что развитие отрасли будет сковано бюрократическими препятствиями. А с другой стороны, должен существовать реальный механизм контроля за оценщиками. Такой механизм нужен, чтобы препятствовать недобросовестной оценке, получившей, к сожалению, широкое распространение.

Интересы оценщика в данном случае заключаются в том, чтобы законодательная база содержала четкие, однозначные и выполнимые на практике требования к его деятельности, начиная от условий вхождения на рынок и заканчивая требованиями к конечному продукту - отчету об оценке.

Что было раньше

Начиная с 1998 года, когда появился первый закон об оценочной деятельности, и вплоть до произошедших в 2006-2007 годах реформ законодательства в оценочной деятельности мы имели пусть и несовершенные, но относительно простые и понятные правила игры на рынке оценки.

Деятельность оценщиков регулировалась Федеральным законом «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ (в тогдашней редакции) и Стандартами оценки, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 519 от 6 июля 2001 года. Эти стандарты особо не ограничивали оценщика, более того, многие важные для оценщиков вопросы в них вообще не были отражены. Впрочем, у этих стандартов было одно положительное для оценщика качество - выполнять их было не слишком сложно.

Закон об оценочной деятельности признавал субъектами оценочной деятельности как юридических, так и физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Для ведения оценочной деятельности компании либо индивидуальному предпринимателю требовалась лицензия, выдаваемая Росимуществом. Оценщику же - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, было необходимо иметь документ о соответствующем образовании в области оценочной деятельности (профессиональной переподготовке), при этом оценщик должен был раз в три года проходить повышение квалификации. На этом требования к нему и заканчивались.

Кроме того, закон требовал от оценочной компании либо индивидуального предпринимателя страховать свою ответственность. Страховым случаем, по замыслу законодательства, являлось причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности. В этой области законодательство об оценочной деятельности так и не заработало полноценно: на практике не было ни одного прецедента, когда страховщику оценщика потребовалось выплачивать убытки.

Необходимость изменений правил игры на оценочном рынке назрела достаточно давно - потребности рынка просто «переросли» имеющееся законодательство. В частности, много говорилось о переходе оценщиков на саморегулирование. Необходимость передачи регулирующих полномочий от государственных органов к саморегулируемым организациям оценщиков мало кто оспаривал, и вопрос был лишь в том, какой именно вариант саморегулирования будет осуществлен на практике. Именно здесь каждая из сторон пыталась «протащить» изменения в законе в том виде, в котором выгодно ей, вследствие чего обсуждение затянулось на несколько лет. Долгожданные поправки к закону об оценочной деятельности были приняты в июне 2006 года, в корне изменив взаимоотношение игроков на рынке, в частности, оценщика и компании-работодателя. Поскольку субъекты оценочной деятельности, имевшие лицензии на тот момент, получили право на ее основании продолжать свою деятельность до конца 2007 года, можно говорить о том, что новое законодательство в полной мере вступило в силу лишь в начале 2008 года.

Оценщик и юридическое лицо

Закон об оценочной деятельности в новой редакции в качестве субъектов оценки признает только оценщиков - физических лиц, членов саморегулируемой организации оценщиков. Компания - юридическое лицо, занимающаяся оценкой, должна иметь в своем штате не менее двух оценщиков - членов саморегулируемой организации (СРО). Оценщик является ответственным за результаты своей деятельности, в обязательном порядке страхуя свою ответственность.

Достаточное количество компаний пока что подошло к требованию нового закона об оценочной деятельности формально: в СРО регистрируется количество оценщиков, близкое к минимально требуемому. Они и подписывают отчеты, выпускаемые компанией. Разумеется, такой подход возможен до тех пор, пока механизм привлечения оценщиков к ответственности на практике еще не вступил в силу. Ведь по мере того, как оценщики будут осваиваться в рамках нового законодательства, станут все более важными вопросы, которые уже сейчас вызывают дискуссии среди оценщиков.

В частности, кто же на практике является ответственным за результат деятельности оценщика - сам оценщик или его компания-работодатель? В законе сказано, что « убытки, причиненные заказчику, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием), или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор». При этом отмечается, что юридическое лицо может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику. Большинство оценщиков признают эту формулировку размытой. На практике любой крупный заказчик требует, чтобы ответственность юридического лица была прописана в договоре на оценку, что фактически замыкает ответственность оценщиков на юридическое лицо. Поэтому обычно компания страхует свою ответственность как юридического лица (помимо обязательного страхования ответственности своих оценщиков - членов СРО). Все это говорит о том, что заказчики по сути отвергают механизм ответственности, предложенный разработчиками закона, т. е. механизм ответственности именно физического лица. В случае с оценкой бизнеса величина ущерба может составлять десятки и сотни миллионов рублей, и странно в этом случае говорить о том, что физическое лицо может что-то возместить из своего имущества, да и сумма страховки физического лица в 300 тыс. рублей не выглядит адекватной. Размер компенсационного фонда саморегулируемых организаций также не соответствует размеру возможной величины убытков ее членов.

Остается открытым и другой вопрос - если ответственность оценщика четко прописана в законодательстве, то как осуществлять контроль над оценочными компаниями? Ведь именно они заключают договор на оценку, и нанятому оценщику - физическому лицу не остается ничего другого, как следовать их «пожеланиям». Да и крупные клиенты ориентируются именно на компании, а не на оценщиков - физических лиц. Таким образом, оценочные компании остаются крупными игроками на рынке, но при этом они оказываются освобожденными от части ответственности. Неясен, например, механизм ответственности откровенно недобросовестных компаний: вполне вероятно, такими компаниями могут быть найдены «дыры» в законодательстве для осуществления тех или иных неправомерных действий.

Оценщик и саморегулируемые организации

В результате законодательной реформы на рынок вышли новые сильные игроки - саморегулируемые организации оценщиков. Некоторые из этих организаций действовали и ранее, правда, членство в подобных организациях было добровольным. На момент выхода статьи в печать насчитывается семь таких организаций.

Закон требует от саморегулируемых организаций включать в себя не менее 300 членов, формирующих своими взносами компенсационный фонд организации (в настоящее время этот взнос составляет 30 тыс. руб.). Компенсационный фонд, по замыслу законодателей, обеспечивает дополнительное покрытие ущерба, причиненного оценщиком третьей стороне. Основными же функциями саморегулируемых организаций являются, во-первых, контроль над деятельностью самих оценщиков (защита прав потребителя услуг данной отрасли), а во-вторых, защита корпоративных интересов самих оценщиков.

Согласно замыслу авторов реформы, предполагается тесная связь оценщика и саморегулируемой организации. СРО должны представлять интересы своих членов в отношениях с органами власти, разрабатывать стандарты оценки для данной конкретной СРО, организовывать конференции, семинары для вступивших в них оценщиков. Реально во многих случаях взаимодействие оценщика и саморегулируемой организации ограничивается следующей схемой: оценщик платит взнос в компенсационной фонд, выполняет все формальности и ограничивает этим свое участие в деятельности саморегулируемой организации. Но не все в данном вопросе зависит от воли оценщика. В ряде случаев участия саморегулируемой организации в деятельности оценщика не избежать. Так, например, когда оценивается бизнес для целей принудительного выкупа миноритарного пакета акций, требуется стоимостная экспертиза СРО.

Можно говорить о том, что механизм реального привлечения оценщика к ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей по проведению оценки объекта на данный момент так и не заработал. Случаев, когда оценщику приходилось возмещать убытки, связанные с его деятельностью, как не было, так на сегодняшний момент и нет. Вместе с тем на практике уже отмечался ряд попыток создать прецедент. Но, как уже говорилось, остается неясным, выдержат ли компенсационные фонды, если их придется использовать «по прямому назначению».

Сырость законодательства, касающегося саморегулируемых организаций, порой приводит к курьезам. Так, согласно письму Минфина от 19 декабря 2007 года, взносы в компенсационный фонд саморегулируемых организаций не учитываются в составе расходов для целей налогообложения. А следовательно, взносы в компенсационный фонд подлежат обложению налогом на прибыль. С одной стороны, формально с Минфином трудно поспорить: действительно, с 1 января 2006 года целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения из перечня целевых поступлений, которые не являются доходами, исключены. А с другой стороны, принятый в декабре 2007 года Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» утверждает в точности обратное. В этом законе говорится, что «не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами».

Разумеется, говорить о налоге на прибыль применительно к компенсационному фонду саморегулируемых организаций абсурдно. Вместе с тем следует ожидать, что пока еще сырое законодательство по оценочной деятельности будет порождать и другие подобные курьезы.

Оценщик и стандарты

То, что стандарты оценки, утвержденные Постановлением Правительства № 519, нуждаются в переработке, говорилось уже давно. Указанное постановление практически никак не ограничивает оценщика в выборе средств, и на практике каждый оценщик выбирал собственные ориентиры. Разработка новых стандартов вместе с сопутствующими ей обсуждениями велась более двух лет. За основу разработчиками стандартов были приняты Международные стандарты оценки (МСО).

И вот наконец в августе 2007 года Минэкономразвития утвердило новые стандарты оценки ФСО № 1, ФСО № 2 и ФСО № 3. Эти стандарты были опубликованы в «Российской газете» 4 сентября 2007 года и сразу же вступили в силу для оценщиков, вступивших в СРО и осуществляющих оценочную деятельность в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 135-ФЗ в новой редакции. Остальные же оценщики, то есть те, кто еще работал по продленной до 1 января 2008 года лицензии, все еще использовали старые стандарты, утвержденные Постановлением Правительства № 519.

Нужно сказать, что новые стандарты, в отличии от предыдущих, существенно ограничивают оценщика. Так, выросли требования к различного рода предположениям, экспертным корректировкам и т.д. Такого рода предположения и корректировки всегда прямо или косвенно используются в любом отчете об оценке, и при их осуществлении оценщику приходится опираться как на анализ рыночной ситуации, так и на собственный опыт. Новые федеральные стандарты оценки требуют в отчете об оценке, если в нем используется экспертное мнение оценщика, проводить анализ данного значения на соответствие рыночным условиям. Они также требуют обосновать все сделанные оценщиком предположения при согласовании результатов оценки, хотя такое согласование чаще всего производится на основе экспертных суждений оценщика (прямо или косвенно, как, например, в рамках метода анализа иерархий).

В Федеральных стандартах оценки есть ряд моментов, которые, видимо, свидетельствуют о недоработке этих стандартов. Например, стандарты фактически запрещают использовать в рамках доходного подхода к оценке какие-либо методы, кроме метода дисконтированного денежного потока (DCF). Также согласно стандарту в рамках сравнительного подхода оценщиком должен быть обоснован как выбор единиц сравнения, так и отказ от использования единиц сравнения, что на практике можно понимать весьма свободно. Эти и им подобные нечеткие формулировки могут послужить основанием для претензий к оценщику со стороны контролирующих органов.

Новые стандарты оперируют лишь четырьмя видами стоимости - это рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая стоимость. В то же время ранние стандарты содержали десять видов стоимости. Из стандартов исключены такие, например, виды стоимости, как стоимость в существующем использовании, стоимость для целей налогообложения, утилизационная стоимость и т.д. Следует ли из этого, что определение этих видов стоимости не является предметом оценочной деятельности? ФСО не дают ответа на этот вопрос.

Одно из нововведений касается сроков проведения оценки: в стандартах говорится, что если оценка согласно законодательству РФ является обязательной, то с даты проведения оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев. Это довольно жесткое ограничение, с учетом того, что сам по себе срок подготовки отчета по оценке бизнеса некоторых объектов, например, крупного бизнеса, достигает месяца и более в зависимости от того, насколько быстро удается собрать необходимые документы.

Гарантируют ли требования, содержащиеся в новых ФСО, рост качества отчетов по оценке? На этот вопрос пока нельзя ответить однозначно. Стандарты, с одной стороны, содержат множество строгих формальных требований к отчету, вследствие чего контролирующим органам стало проще «завернуть» неугодный отчет. С другой стороны, нельзя говорить о том, что новые стандарты серьезно препятствуют искажению стоимости в отчете об оценке: никакие самые строгие обоснования предположений и корректировок не гарантируют того, что полученная оценщиком итоговая стоимость соответствует действительности. Во многом это вопрос опыта, квалификации, да и добросовестности оценщика.

Резюмируя, можно сказать, что новые Федеральные стандарты не в полной мере удовлетворяют потребность оценочного рынка в ясной и выполнимой стандартизации оценочной деятельности. Вместе с тем стандартизация оценочной деятельности еще не завершена. На момент написания статьи в Минэкономразвития РФ проходит активное обсуждение федеральных стандартов «Оценка бизнеса» (ФСО № 5), «Оценка недвижимости» (ФСО № 6), «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов» (ФСО № 7).

Неясное будущее

На момент выхода статьи в свет можно говорить о том, что реформирование законодательного регулирования оценочной деятельности нельзя считать завершенным. Этому препятствует столкновение интересов сильных участников рынка - это и крупные оценочные компании, и государственные органы, такие как Минимущество, Минэкономразвития РФ, Торгово-промышленная палата РФ, и сами СРО оценщиков. Различные структуры лоббируют свои интересы, пытаясь провести выгодные им поправки в законодательство.

Так, в Госдуму уже внесен проект поправок в закон об оценочной деятельности, предусматривающий возвращение статуса субъектов оценочной деятельности юридическим лицам - специализированным оценочным компаниям. При этом минимальный размер страховой суммы, на которую субъект оценочной деятельности будет обязан застраховать свою ответственность, вырастет согласно законопроекту с 300 тыс. руб. до 30 млн руб., а страховой взнос в компенсационный фонд СРО увеличится с 30 до 60 тыс. руб. Более того, наделить правом оценки имущества, полностью или частично принадлежащего РФ, планируется только юридических лиц.

Вокруг данного законопроекта уже ведутся жаркие споры, выходящие за рамки оценочного сообщества. В частности, с резкой критикой законодательства по оценочной деятельности выступали мэр Москвы Ю.М. Лужков, Председатель Совета Федераций С. Миронов, законодательством об оценочной деятельности занялась даже Общественная Палата РФ, опубликовавшая свое заключение по упомянутому проекту внесения изменений в закон «Об оценочной деятельности», содержащее критику закона действующего.

Все это говорит о том, что в ближайшем будущем возможны новые изменения в законодательстве по оценочной деятельности. И вполне возможно, что маятник реформ качнется назад.

В проигрыше от такой непоследовательности в очередной раз окажутся, разумеется, сами оценщики. Оценщики - физические лица уже заплатили взнос в компенсационный фонд саморегулируемых организаций, теперь в случае соответствующих изменений в законодательстве придется заплатить и их работодателям - юридическим лицам, а самим оценщикам - «доплатить» в компенсационный фонд. Кроме того, чтобы законодательство заработало на практике, необходимо время для того, чтобы оценочное сообщество к нему приспособилось. Нельзя говорить о повышении качества оценочных услуг, пока оценщик недостаточно четко понимает, какой законодательной базой ему руководствоваться.

БЕЛЫШЕВА Ирина Валентиновна, начальник отдела оценки аудиторско-консалтинговой группы «BKR-Интерком-Аудит»

КОЗЛОВ Николай Александрович, методолог-оценщик аудиторско-консалтинговой группы «BKR-Интерком-Аудит»

Вопросы, касающиеся трудового права в области оценки, по-прежнему остаются актуальными для оценщиков. До сих пор у профессионалов не сформирована четкая и единообразная позиция на счет того, может ли оценщик трудиться одновременно на двух юридических лиц и каким образом это должно оформляться, чтобы соответствовать одновременно трудовому кодексу, а также закону об оценочной деятельности.

В дискуссии, проводимые оценщиками на электронных площадках, сейчас вовлечены как сами работодатели, так и юристы трудового законодательства, что лишний раз подчеркивает остроту постановки такого вопроса.

В связи с этим, нужно отметить, что оценщик, конечно же, может трудиться на двух юридических лиц, но при этом важно понимать следующие нюансы:

Для того, чтобы оценщик мог осуществлять свою деятельность, он должен заключить трудовой договор с юр. лицом, которое в свою очередь соответствует требованиям законодательства. Помимо прочего, в требованиях указано, что в штате организации должно быть не менее двух работников. В то же время в рамках требований о сотрудничестве многих организаций сказано, что в штате партнера должны работать не менее двух оценщиков, для которых это юр лицо является основным местом работы. Таким образом, предполагая, что каждое юр лицо стремится к конкурентоспособности и выполняет требования по максимуму, мы получаем цепочку взаимосвязи: если оценщик работает по основному месту работы и устраивается в другое юр. лицо по совместительству, оно уже должно иметь в штате двух лиц, устроенных по основному месту работы.

В случае, если юр лицо уже соответствует всем требованиям законодательства, то оно может принимать на работу неограниченное количество лиц по совместительству. Это не запрещается ни трудовым кодексом, ни ФЗ № 135. И, также, сам оценщик может устраиваться по совместительству в неограниченное количество юр.лиц.

Но, в то же время, в рамках дискуссий говорят о том, что если в законодательстве содержится норма о том, что в штате должно быть не менее двух лиц, то следует рассматривать эту норму с точки зрения не прямого счета количества работников, а штатного расписания юр. лица, а именно, для того, чтобы юр лицо соответствовало требованиям законодательства, в штат можно принять четыре лица по совместительству (т.е на полставки), таким образом два раза по полставки дадут полных две штатных единицы.

Эта точка зрения, к слову сказать, многими участниками дискуссий не принимается.

В любом случае, как бы ни трактовались требования федерального законодательства, повторяясь, следует отметить, что это безусловное право оценщика - работать на нескольких юр.лиц. С точки зрения же юридического лица, для обеспечения хотя бы минимальных требований кредитных организаций (или каких-либо иных) к партнерам, необходимо, чтобы в штате были оценщики с соответствующим образованием и членством в СРО. В противном случае вряд ли можно надеяться, что с профессиональным составом, целиком работающим по совместительству, удастся добиться высоких результатов на рынке оценки.

Многие не знают, что "лицензии на оценку" упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что оценкой может заниматься кто угодно. В этой статье вы узнаете какие документы должны обязательно быть у оценщика.

С оценкой большинство людей сталкивается не часто. Поэтому четкое представление о том, что же такое "оценочная деятельность" в массах отсутствует. Многие знают, что есть вот таки люди, как "оценщики", но кто они, какое образование имеют, какие разрешительные документы требуются для их работы даже не представляют. Причем этим страдают даже профессиональные юристы - судьи, адвокаты и пр. До сих пор, клиенты частенько требуют предоставить "лицензию на оценку", которые были упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что документы на право заниматься оценкой вообще не существуют. В настоящей статье мы постараемся прояснить ситуацию по этому поводу.

Интересный факт - по действующему законодательству оценщиком может быть только физическое лицо. При этом он может заниматься оценочной деятельностью как в частном порядке, так и по трудовому договору с юридическом лицом. Во втором случае договор на оценку заключает юридическое лицо, но выполняет работу конкретный оценщик. Сами же юридические лица перестали быть субъектами оценочной деятельности вместе с отменой лицензирования в 2007 году.

Так какие же документы должны быть у оценщика, чтобы он имел право заниматься оценкой?

Во-первых оценщик должен иметь диплом по специальности имеющей направленность в области оценочной деятельности. На текущий момент это следующие специальности (образовательные программы):

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса);
  2. Оценка стоимости недвижимости;
  3. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
  4. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
  5. "Финансы и кредит" специализация "Оценка собственности";
  6. "Антикризисное управление", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)".

Важный момент - специальности под номерами 2,3,4 позволяют оценщику заниматься оценкой только тех видов имущества, которые соответствуют названию специальности. Так, если у оценщика имеется диплом по специальности "Оценка стоимости недвижимости", то он не может выполнять оценку автомобилей или акций.

Также важно знать - специальность "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" позволяет оценщику заниматься оценкой любых видов имущества , поскольку в составе бизнеса может встретиться все, что угодно. Это наиболее частая специальность, по которой получают свои дипломы оценщики.

Чтобы заниматься оценочной деятельностью, оценщик кроме специального образования, также должен:

  • не иметь неснятной или непогашенной судимости;
  • быть действующим членом саморегулируемой организации оценщиков - СРО;
  • застраховать свою ответственность на сумму не менее 300 000 рублей;

Наличие или отсутствие судимости проверить стороннему лицу сложно. Но вам и не нужно волноваться по данному поводу. Это требование внимательно проверяет и отслеживает саморегулируемая организация оценщиков при вступлении нее и в процессе деятельности оценщика.

Как уже упоминалось оценщик обязательно вступает в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Список всех существующих СРО оценщиков можно посмотреть на сайте РосРеестр . На дату написания настоящей статьи существует всего 15 СРО оценщиков. Но просто вступить туда недостаточно, нужно еще и иметь статус действующего члена - т.е. платить взносы и выполнять иные требования, иначе членство может быть приостановлено или, вовсе, аннулировано.

В своих отчетах оценщик в обязательном порядке указывает сведения о членстве в СРО, а в конец отчета обычно подшивает свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО. Но наличие данной выписки не гарантирует, что именно сейчас членство оценщика не приостановлено. К счастью это довольно легко проверить на сайте СРО, членом которого является оценщик. Там всегда имеется реестр всех членов данного СРО в котором можно посмотреть текущий статус оценщика.

Для подтверждения выполнения требования о страховании оценщик указывает в своих отчетах все сведения о страховке, а часто еще и подшивает в конец копию страхового полиса. Главное, на что следует обратить внимание, чтобы дата составления отчета попадала на период действия полиса, иначе такой отчет может быть оспорен.

Часто еще спрашивают: "А есть ли какие-нибудь требования по обязательному периодическому повышению квалификации у оценщиков?" Отвечаем - действующим законодательством подобные требования не установлены. Раньше они были, но в 2007 году при реформировании оценочной деятельности их убрали из закона. Вероятно оставили на откуп СРО оценщиков. Но большинство СРО обязательного периодического повышения квалификации для рядовых оценщиков на текущий момент не требует.

Кроме всего вышеперечисленного есть один интересный момент. Как уже упоминалось, юридические лица не являются субъектами оценочной деятельности, но могут заключать договора на оценку. К таким юридическим лицам предъявляются определенные требования:

  • в штате компании должно быть не менее двух оценщиков физических лиц, для которых соблюдены все требования, описанные выше (диплом, членство СРО, страховка);
  • юридическое лицо должно застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 000 000 руб.

При этом отчет может выполнить и подписать только один оценщик, что вполне законно. А вот заказчику останется только гадать выполнило ли вышеуказанные требования само юрлицо, с которым он заключил договор. Многие компании, заключающие договора на оценку указывают сведения о втором оценщике в договоре или отчете, но так делают не все.

Итак, подведем итог, какие обязательные документы может предоставить оценщик для подтверждения законности своей деятельности:

  • диплом по специальности, имеющей отношение к оценочной деятельности;
  • свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО;
  • действующий страховой полис на страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 300 000 руб.

Для подтверждения квалификации оценщик может предоставить дополнительные дипломы, свидетельства, сертификаты, но всегда нужно помнить, что эти документы не являются обязательными.

В настоящее время юридическое лицо (оценочная компания, ООО), которое намерено с заказчиком заключить договор на оценку, обязано иметь в штате оценочной фирмы не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.

Калининградское бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» может предложить вакансию второго оценщика с квалификационным аттестатом (или первого оценщика) по одному, нескольким или всем направлениям в оценке: оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса — на безвозмездной основе.

Калининградское бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» предоставит Вам данные оценщика с квалификационным аттестатом безвозмездно через сайта для взаимодействия на всей территории РФ.

Оценщик при Калининградское бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» имеет все требуемые документы для осуществления оценочной деятельности:

  • является членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков
  • имеет страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании
  • имеет квалификационный аттестат по всем направлениям в оценке: оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса

Второй оценщик в штат ООО или оценщик по совместительству с квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности — это необходимость для соблюдения требований действующего законодательства в оценочной деятельности, возможность для оценочной компании вести бизнес, для оценщика в штате этой оценочной компании — возможность реализовать свои возможности за счет выполнения своих трудовых обязанностей. Второй оценщик в фирму также требуется для получения аккредитации организацией при кредитных учреждениях или иных организациях

Оценщик в штате оценочной организации или оценщик по совместительству может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате

Получение квалификационного аттестата возложено на уполномоченный орган. Квалификационный аттестат выдается оценщику по результатам сдачи очень сложного квалификационного экзамена по трем направлениям: оценка недвижимости, оценка движимого имущества, оценка бизнеса

Реестр квалификационных аттестатов оценщиков можно посмотреть на официальном сайте Росреестра под названием сведения из реестра квалификационных аттестатов. Выдача квалификационных аттестатов регламентирована уполномоченным органом. Получить аттестат оценщика можно по заявлению оценщика при успешной сдаче экзамена и наличия опыта работы в оценочной деятельности

Нужен второй оценщик тогда, когда в штате оценочной компании (ООО) уже имеется оценщик с квалификационным аттестатом, который производит оценку и самостоятельно подписывает отчеты об оценке, нужен второй оценщик с квалификационным аттестатом, который будет производит оценку и самостоятельно будет подписывать отчеты об оценке, а также, тогда, когда оба оценщика с квалификационными аттестатами, вместе будут производить оценку и каждый самостоятельно будет подписывать отчеты об оценке

Если Вам требуется второй оценщик в штат или по совместительству с квалификационным аттестатом советуем обратиться через или по адресу Калининградского бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ». Услуга предоставления сведений об оценщике с квалификационным аттестатом бесплатная и распространяется на все регионы РФ. Заработная плата оценщику устанавливается в соответствие с трудовым договором и требованиями действующего законодательства

Наши принципы – качество, оперативность, достоверность. Приходите к нам, звоните нам и мы Вам поможем!