Минутки безопасности в подготовительной группе. Наш любимый детский сад. Чем опасно весеннее солнце

«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения

(1-2 минуты), которое проводиться воспитателями в группах дошкольных учреждений.

Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности».

« Минутка » Улица

Дорогу, которая проходит по городу или населенному пункту, называют улицей. Она имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили. Иногда проезжая часть разделяется полосой зеленых насаждений – бульваром на две части, две полосы движения.

По краям проезжей части тянуться полоски, покрытые асфальтом, - это тротуары. По ним движутся пешеходы. Тротуар немного возвышается над проезжей частью; делается это для того, чтобы четко определить границу между проезжей частью и тротуаром.

На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуар отгораживают от проезжей части металлическими ограждениями – они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Никто из пешеходов не имеет право перелезать через ограду.

Улицы, по проезжей части которых машины идут в двух направлениях: по одной стороне в одном, а по другой – в обратном, называются улицами с двусторонним движением . Улицы, где движение происходит в одном направлении, называют улицами с односторонним движением.

Есть улицы, которые идут параллельно друг другу, а есть улицы, которые пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком .

    Что такое улица?

    Где должен идти пешеход?

    В каком направлении движутся машины по улице с двусторонним движением?

    Как называется место пересечения улиц?

« Минутка » Мы – пешеходы


Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие велосипед), называют

ПЕШЕХОДАМИ.

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое-то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности их на улицах и дорогах мало кто заботился.

Когда же на улицах и дорогах движение увеличилось, появилась необходимость заботиться о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика обязан их знать. Повторите с детьми

Основные правила для пешеходов .

    Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.

    Идти только по правой стороне тротуара.

    Если вы встретили знакомого, то для того чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

    Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

    Когда ждешь перехода, никогда не стой на краю тротуара.

    Переходить улицу нужно в местах, где есть пешеходная дорожка.

    Переходить дорогу нужно на зеленый свет светофора, только после того, когда убедился, что машины успели затормозить и остановиться.

    Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.

    Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.

    Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

    Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.

    Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.

    Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.

Как называют людей идущих вдоль улицы?

Для кого предназначен тротуар?

По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

Где пешеходы обязаны переходить улицу? Как?

Почему нельзя переходить улицу наискосок?

Где нужно ожидать маршрутный транспорт?

Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

Почему нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.

« Минутка » Перекресток.


Перекресток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние (крестообразные и Х-образные), трехсторонние (Т-образные и У-образные), многосторонние(от которых отходит более 4-х улиц)

Каждый перекресток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекресток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

Перекресток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью .

Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светофором и без него.

Нерегулируемые перекрестки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.

Спросите у детей:

    Как называется место, где пересекаются улицы?

    Как называется место, где пересекаются и берут начало несколько улиц?

    Какие бывают перекрестки?

    Как переходить регулируемый перекресток?

    Как переходить нерегулируемый перекресток?

    Кто руководит нерегулируемым перекрестком?

    На светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает переход. Как ты поступишь?

«Минутка» Светофор.


Светофор – лучший друг пешехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее.

Бывают светофоры и с одним «глазом» - желтым. Обычно он постоянно мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения транспорта. Этот светофор предупреждает водителей – здесь пешеходы могут переходить улицу. Правда, сам пешеход должен быть на этом переходе вдвойне осторожен – всякие у нас бывают водители, и не каждый снижает скорость перед таким светофором.

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди.

Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пака он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

    Как называется прибор, регулирующий движение на улице?

    О чем говорит красный сигнал светофора? Зеленый?

    Чем опасна дорога, где стоит светофор с одним (желтым) «глазом»?

    Что вы знаете о специальном светофоре для пешеходов?

Кто регулирует движение, если светофор не работает?

«Минутка» Пешеходный переход.

Пешеходный переход - это дорожная разметка для пешеходов. Его обозначают на асфальте белыми широкими полосками, которые идут поперек дороги. Эти полоски называют «зеброй».

Дороги, с интенсивным движением транспорта, нужно переходить по подземному переходу.

    Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

    Ни в коем случае не переходить улицу на красный свет, даже если кажется, что машин поблизости нет.

    Когда зажегся зеленый свет, сначала посмотри – все ли машины успели затормозить и остановиться. А потом только переходи улицу.

    Не выбегай на мостовую – улицу надо переходить спокойно. И лучше это делать вместе с группой других пешеходов.

    Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.

    Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.

    Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.

    Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

    • Где пешеходы должны переходить улицу?

      Как называется место, где можно переходить улицу?

      Как нужно двигаться по пешеходному переходу?

      На какой сигнал светофора надо переходить улицу?

      Можно ли переходить улицу на красный свет, если рядом нет машин?

«Минутка» в детском саду.

Дорожные знаки.

По улицам и дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенных местах, где захочется, очень опасно. Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок: по проезжей части едут автобусы, машины. На тротуарах полно спешащих людей. Но на самом деле все движение на улице происходит по строгим правилам – правилам дорожного движения.

На улицах много разных дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Дорожные знаки должны быть заметны издалека, поэтому они окрашены в яркие цвета.

Белые треугольники с красной каймой – это знаки предупреждающие. Они рассказывают о возможной опасности или о том, что водителю надо быть особо внимательным.

Белые или синие круги с красной каймой – это знаки запрещающие. Они могут запрещать движение каких-либо видов транспорта, не разрешать въезд автомобилей куда-нибудь, запрещать им стоянку.

Синие круги с белым рисунком – это знаки предписывающие .

Они сообщают, кому и в какую сторону можно двигаться, определяют скорость.

Синие прямоугольники с различными рисунками – это указательные знаки и знаки сервиса (обслуживание машин и услуги для водителя). Они подсказывают, где можно перейти улицу, где остановка транспорта, где находится медпункт или бензоколонка.

    Какой цвет присутствует на запрещающих знаках?

    О чем говорят предписывающие знаки?

    Какие знаки рассказывают о возможной опасности или о том, что

    что водителю надо быть особо внимательным?

    По каким знакам можно определить, где находится больница, автобусная остановка?

    Какие знаки сервиса ты знаешь?

«Осторожно сосульки /снег с крыши»
Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть - ангина);
учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

«Не ешь снег и сосульки!»
Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть- ангина);

«Безопасность на дороге»

Цели: закреплять, систематизировать и актуализировать знания детей о правилах дорожного движения.

«Если ты потерялся на улице»

Цель: учить правильно вести себя, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации; научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02.

«Цвета в дорожном движении»

Цель: напомнить детям значения цветов в дорожном движении; активизировать знания о работе светофора.

«Не играй с бродячими животными
Цель: разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.

«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить
подчиняться требованиям безопасности.

«Ура! Мы едем на экскурсию! (на автобусе)»

Цель: учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.

«Как был наказан любопытный язычок»
Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;
научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

«Зимой на горке»

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
развивать выдержку и терпение, умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

«Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;
знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

«Зимние дороги»
Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время, сформировать представления о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.

«Морозы жестокие в этом году»
Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду.

«Правила перехода улицы»

Цель: напомнить правила перехода улицы по пешеходному переходу.

«Виды транспорта. Спецмашины»

Цель: Закрепить представления о различных видах транспорта. Обращать внимание детей на то, что за крупно-габаритным транспортом (автобусы, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды) Довести до сведенья детей понятие «тормозной путь автомобиля».

«Улица. Перекресток»

Цель: Уточнить представление детей о правилах уличного движения (тротуар для пешеходов, машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним).

«Пешеход. Пешеходный переход»

Цель: расширять у детей представления о правилах дорожного движения: улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход»; отрабатывать навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая–правая сторона, впереди–сзади, навстречу и т. п.)

«Дорожные знаки»

Цель: расширять представления детей о дорожных знаках; познакомить с новыми знаками: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, велосипедная дорожка, въезд запрещен, дети; расширять представление о том, к чему приводит незнание знаков.

«Где можно и где нельзя играть»

Цель: познакомить детей с тем, что может произойти, если играть в неположенном месте; формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах; убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге); объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах; обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

«О правилах дорожного движения»

Цель: учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения

«Правила дорожного движения выполняй без возражения»

Цель: ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; продолжать формировать знания правил перехода улицы по светофору,

развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу

дать представление о том, как важно учить правильно ходить по городу.

«Мой друг-светофор» Цель: познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.

«Опасность на дороге» Цель: предупредить детей о возможной жизненной опасности с непоправимыми последствиями.

«Путешествие по улице: правила для пешеходов»

Цель: продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход».

«Как песок может стать опасным»

Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

«Безопасность на дорогах»

Цель: сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения.

«Если ты потерялся или заблудился»

Цель: Объяснить детям, чтобы помочь себе, ты должен: уметь обращаться за помощью к взрослым, знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст, свой полный домашний адрес (улица, дом, квартира).

«Минутки» безопасности в детском саду

Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: « Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

Ребенок каждый день попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Тем более, что в детях «сидит» целый «букет» опасных привычек, хотя и естественных в быту – «бытовых». Например: отступать назад, не глядя – пятиться; бросаться за мячом, собакой, бегущим приятелем, забыв посмотреть по сторонам; гладить собаку, кошку; брать незнакомые предметы или знакомые, но чужие; выбегать из-за кустов, углов домов; играть со спичками, электропроводами; разговаривать с незнакомыми людьми на улице и т.п. А если этот букет дополняет отрицательный пример взрослых – родителей, которые, например, знают, как переходить улицу, но идут не по переходу, а как удобнее, быстрее, ведя за руку малыша. И не удивительно, что много детей погибает на улицах города или во время пожара, становятся жертвами преступников.

Такие «Минутки безопасности» в детском саду» нужны не только детям, но и взрослым – родителям. Помочь дошкольникам и объяснить родителям, как овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в общественных местах; развить у детей самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.

Одной из форм обучения детей и родителей в нашей группе и стала такая «Минутка» безопасности. Почему «минутка»? Потому что родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой. А так как тема «минутки» совпадает с тем, о чём говорилось в группе, то данная информация закрепляется. В «минутках» обращается внимание ребенка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций. Родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, дома, в гостях, учатся замечать и предвидеть скрытую опасность или ошибки в поведении.

Таким образом, ребенок учиться правильно поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.

Воспитатель
старшей группы «Капельки»
Петрова С.В.

Минутки безопасности по темам:

Кто стучится в дверь ко мне?

Вопросник «Как избежать опасности на улицах»

Чем опасна стоящая машина?

Беседа о безопасном поведении "Кто стучится в дверь ко мне?"

Цель: воспитывать чувство самосохранения; формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Оборудование : плакаты, карточки с номерами телефонов быстрого реагирования на неадекватную обстановку.

Ход мероприятия

(Сцена ярко освещена. Стол. На столе телефон. На занавесе на больших карточках номера телефонов: 01 - пожарная охрана; 02 -милиция; 03 - скорая помощь; 04 - газ.)

Руководитель . Если с тобой случилась беда, набери один из этих телефонных номеров, объясни, что случилось, назови свою фамилию и точный адрес. Всем это понятно?

Дети . Понятно!

Руководитель . Запомните номера этих телефонов. Они должны быть всегда с тобой.

(Дети записывают номера.)

Инспектор . В мои обязанности входят связь со школами района. Всех детей, плохо себя проявивших в каком-нибудь деле (кража, избиение, поломка имущества), ставят на учёт в детскую комнату милиции. За этими ребятами устанавливают особый надзор. Инспектор посещает таких детей на дому, интересуется их учёбой, внеклассной деятельностью. Обычно поведение таких детей бывает развязным, вызывающим. Причиной этому может служить неблагополучная семья, влияние улицы с негативной её стороны. Хорошо, если родители и сам ребёнок понимают своё положение. Если же - нет, то из такого мальчишки (девчонки) может вырасти гражданин, который отравляет жизнь людей.

Руководитель . На такого человека нельзя надеяться. Его все обходят стороной.

Инспектор . Так вот запомните, дети, чего нельзя делать дома!

Руководитель . Открывать дверь незнакомым людям.

Инспектор . Раздался звонок. Спроси: «Кто это?» Не открывай дверь незнакомым людям. Если же кто-то настойчив, можно поступить так.

Ребёнок (громко за дверью) . Звоню в милицию! А ты, братишка, зови на помощь в окно или с балкона!

Инспектор . Очень важно детям знать, что нельзя открывать дверь незнакомым людям.

Руководитель . А теперь поработаем с плакатами.

(Дети ведут рассказы по плакатам.)

Руководитель . Клуб «Спасик» приготовил вам небольшую инсценировку. Здесь можно и посмеяться.

Инсценировка «Грабитель»

(В записи звонок.)

Мама (кричит). Петя, открой! У меня руки мокрые.

Петя . Сама открой, я занят.

Мама (выходит из кухни). Никогда тебя ничего не допросишься.

Мама (вытирает руки о передник, открывает дверь). Ой!

Человек в тёмной маске (в руках огромный пистолет). Руки вверх!

Мама (поднимает руки вверх, пятится в комнату) . Ай! Ой!

Петя (в ужасе). Бр-р-р!

Человек в маске (нагло). Ни с места! Золото есть?

Мама . Откуда у нас золото…

Человек в маске (дерзко). Бриллианты?

Мама . И бриллиантов у нас нет…

Человек в маске (с нетерпением) . Хлеб, молоко, колбаса? Очень хочется есть!

Мама . Я не успела. Только с работы пришла.

Человек в маске (разочарованно). Ну, если и еды в доме нет!.. (Грабитель целится из пистолета.)

Петя (кричит). Не надо! Я всё сейчас принесу! У нас магазин тут рядом! (Дрожащими руками шарит по карманам, ищет деньги.)

Мама (жалобно). Петенька, зайди к тёте Нине, займи от моего имени деньги.

Петя (бодрее). Правильно, я сейчас у тёти Нины займу деньги и всё куплю. (Выбегает из квартиры, хлопает дверью.)

Отец (сдёргивает маску с лица, смеётся) . Ну вот… А говорила, его ничего не допросишься.

Мама . Ну и подход к сыну нашёл…

Отец . Конечно, нашёл… (снова натягивает маску на лицо) . Мы его ещё и завтра за картошкой пошлём.

Руководитель . Подумайте хорошо, можно ли такой метод считать воспитанием?

Беседа "Как уберечься от ударов электрическим током?"

Цели: напомнить учащимся о правилах безопасности при пользовании электроприборами; познакомить с правилами поведения во время грозы; развивать логическое мышление, наблюдательность, память; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: магнитофон и записанные на кассете песни: «Не боимся мы дождя», «Песенка пожарных», «Песенка о дружбе», «Небылицы»; декорации для оформления доски (деревья, цветы); реквизит (розетка, кипятильник, посуда); конверт с заданиями.

I вариант

Учитель (читает стихотворение).

Ветерок подул в окно

А в письме задание -

Приготовьтесь к испытанию.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это… (электричество).

«Происшествие в лесу» (инсценировка)

Действующие лица: Заяц, Ёжик, Хорёк, Сова.

Действие 1

Класс оформлен, как лесная поляна, справа - домик Ёжика.

Звучит фонограмма песни «Не боимся мы дождя».

Заяц приходит в домик Ёжика.

Ёжик. Привет, Заяц! Как жизнь молодая? Как работа удалая?

Заяц. Да вот бегу по лесу. Дай, думаю, к Ёжику забегу. Давненько не виделись.

Ёжик. Заходи, заходи, Косой! Будь как дома.

Заяц (заходит в дом, видит розетку с торчащими из нее проводами, отвертки на столе ). А чем это ты тут занимаешься?

Ёжик. Да вот розетка сломалась. Мастера вызвал еще вчера, а он и сегодня до сих пор не пришел.

Заяц. О, Ёжик! А чем я тебе не мастер?!

Ёжик. А ты учился-то на электрика?

Заяц. Да, помнится, у меня папа им был. Помню, он какие-то проводки куда-то всовывал, но сейчас попробую и я.

Ёжик дает Зайцу отвертку, резиновые перчатки.

Заяц (недоумевая, смотрит на перчатки ). А это еще что такое?

Ёжик. Да это же резиновые перчатки, чтобы защищаться от электрического тока.

Заяц. А что, там еще и электрический ток живет? Зачем от него защищаться?

Ёжик. Да, и еще какой! Ну, ты, Заяц, прямо как в первый раз родился. Не хочешь - не надо. Давай так.

Заяц. Сейчас я все сделаю. Что это тут за проводки торчат? (Дергает за проводки.)

Электрический ток (запись на кассете ). Давай, давай! Дерни-ка еще посильней. Давно я никого не бабахал. Какой хорошенький, жирненький зайчик.

Ёжик. Заяц, может, не будешь за них дергать?

Заяц. Ох, я же забыл перед работой руки помыть.

Ёжик. А я слышал, что нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам!

Заяц. Можно, Ёжик, можно. Ты видел в больнице, чтобы врачи руки не мыли? (Берет провод мокрыми руками. Возникает небольшой разряд. Заяц охает.) Что-то я делаю неправильно? Посмотрим, откуда этот провод идет. (Наступает на него ногой, возникает разряд.)

Ёжик. Заяц, ты все-таки подожди Хорька-электрика.

Заяц. Да ну его. Я понял, в чем дело. Ну-ка, дай я в розетке отверточкой поковыряю…

Возникает сильный разряд. Заяц падает на пол. Ёж дотрагивается до него, пытаясь спасти, и тоже падает.

Действие 2

Звучит фонограмма песни «Песенка пожарных». Выходит Хорёк и стучит в дверь Ёжика.

Хорёк. Ёжик, ты дома? Можно войти? (Видит, что Ёж и Заяц лежат на полу. Берет резиновую палку и отодвигает провода, делает непрямой массаж сердца. Ёж и Заяц медленно приходят в себя.)

Заяц. Что это было?

Хорёк. Ну, вы, ребята, и молодцы! Не дождались профессионала. Если бы я не поспел, вы могли бы погибнуть. Как же так, вы не знаете правил пользования электрическими приборами и не знаете, как уберечься от ударов током!

Заяц. А что такое электрический ток?

Хорёк. Послушайте, что я знаю об электрическом токе. В природе существуют мельчайшие заряженные частицы. Одни частицы заряжены положительно, а другие - отрицательно. Самые маленькие частицы - с отрицательным зарядом - электроны . Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц называется электрическим током . Вы приходите домой, нажимаете на выключатель - и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая на кнопку, вы соединяете проводники, и по ним пошел в лампу поток электронов - электрический ток. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе, в поезде и квартире, на телефонной станции и в магазине. Везде вы встретите электроприборы или просто электрическую лампочку. Если возникли неполадки с током, то в этом поможет электрик.

Ёжик. Говорил тебе, что нужно дождаться электрика.

Заяц. Ну, я же не знал.

Хорёк. Каждый должен знать правила обращения с электроприборами. А вы, ребята, их знаете? (Дети отвечают.)

Правила обращения с электроприборами

Действие 3

Заяц бежит по полянке. Видит дерево.

Заяц. Отдохну-ка я под этим чудным деревом. Ребята, давайте поиграем.

Слышен гром и шум дождя (фонограмма).

Заяц. Ой, как страшно! Что это гремит? (Смотрит на небо .) Нужно быстрее спрятаться под дерево.

Сова (выходит с большим зонтом ). Боже, как испортилась погода! Слякоть, гроза…

Заяц. Сова, скорей иди под дерево! Ведь дождь идет…

Сова. Заяц, находиться во время грозы под одиноко стоящим деревом очень опасно!

Заяц. Видишь ли, я не знаю, что такое гроза. Мама говорила, чтобы я остерегался грозы. А что это, она не сказала.

Сова. Иди ко мне под зонт. Я много прожила, и я-то уж знаю, что такое гроза. (Заяц становится под зонт .) Вот послушай. Водяной пар, поднявшись с земли, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. А чем выше, тем холоднее, и вот вода превращается в льдинки. Капельки и льдинки внутри тучи ударяются друг о друга, сталкиваются, заряжаются электричеством. Вдруг между ними проскакивает искра. Это молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Молнии могут поражать людей и животных, растения и дома. Поэтому для предохранения зданий от разрушительного действия молний ставят молниеотводы. Это может быть металлический стержень. Один его конец возвышается над постройкой, другой закопан в землю. По молниеотводу электричество уходит в землю.

Правила поведения по время грозы

Когда Сова называет правило 1, Заяц пытается отмерить расстояние. Когда называется последнее правило, Заяц дрожит от холода.

Сова. Пойдем-ка, Заяц, к нашему другу Хорьку. (Идут в домик Хорька.)

Действие 4

Звучит в записи «Песенка о дружбе». Хорёк накрывает на стол.

Хорёк. Заходите, я вас угощу горячим чаем. (Ставит в стакан кипятильник.)

Заяц. Ой, как интересно! Какие чудные пузырьки! (Пытается сунуть палец в воду.)

Хорёк. Заяц, ни в коем случае нельзя лезть в воду, которая находится под действием электрического тока. Так как вода очень хорошо проводит электрический ток.

Заяц. Грома уже не слышно, и дождь, кажется, кончился. Вода в реке, наверное, как парное молоко. Пойду-ка я искупаюсь.

Сова. Нет, гроза еще не закончилась. Нельзя во время грозы купаться в реке. Ведь вода - хороший проводник электрического тока.

Заяц. Вы многому научили меня. Теперь мы с электрическим током будем хорошими друзьями. (Заяц, Сова, Хорёк уходят.)

Учитель. А вы, ребята, запомнили, как вести себя в различных ситуациях?

Ситуации:

Дети отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы все хорошо поняли и запомнили. До свидания!

Материал для проведения минуток безопасности

Раздел: Начальные классы » Разное начальные классы

Как избежать опасности на улицах

Кто стучится в дверь ко мне?

Как уберечься от ударов электрическим током

Вопросник

«Как избежать опасности на улицах»

Почему надо переходить только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?

Почему опасно переходить бегом?

Почему опасно переходить улицу наискосок?

Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?

Как видит водитель пассажиров автобуса?

Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?

Чем опасна стоящая машина?

Чем опасны кусты и деревья на улице?

Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

Почему опасно, когда на улице очень мало машин?

Как определить, далеко машина или близко?

Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?

Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных?

Как определить, что машина собирается повернуть направо?

Чем опасны машины с прицепом?

Почему опасно ходить по улицам группами?

Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?

Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?

Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса (троллейбуса)?

Кто стучится в дверь ко мне?

(беседа о безопасном поведении)

Цель: воспитывать чувство самосохранения; формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Оборудование: плакаты, карточки с номерами телефонов быстрого реагирования на неадекватную обстановку.

Ход мероприятия

(Сцена ярко освещена. Стол. На столе телефон. На занавесе на больших карточках номера телефонов: 01 - пожарная охрана; 02 -милиция; 03 - скорая помощь; 04 - газ.)

Руководитель. Если с тобой случилась беда, набери один из этих телефонных номеров, объясни, что случилось, назови свою фамилию и точный адрес. Всем это понятно?

Дети. Понятно!

Руководитель. Запомните номера этих телефонов. Они должны быть всегда с тобой.

(Дети записывают номера.)

Представляю вам инспектора детской комнаты милиции.

Инспектор. В мои обязанности входят связь со школами района. Всех детей, плохо себя проявивших в каком-нибудь деле (кража, избиение, поломка имущества), ставят на учёт в детскую комнату милиции. За этими ребятами устанавливают особый надзор. Инспектор посещает таких детей на дому, интересуется их учёбой, внеклассной деятельностью. Обычно поведение таких детей бывает развязным, вызывающим. Причиной этому может служить неблагополучная семья, влияние улицы с негативной её стороны. Хорошо, если родители и сам ребёнок понимают своё положение. Если же - нет, то из такого мальчишки (девчонки) может вырасти гражданин, который отравляет жизнь людей.

Руководитель. На такого человека нельзя надеяться. Его все обходят стороной.

Инспектор. Так вот запомните, дети, чего нельзя делать дома!

Руководитель. Открывать дверь незнакомым людям.

Инспектор. Раздался звонок. Спроси: «Кто это?» Не открывай дверь незнакомым людям. Если же кто-то настойчив, можно поступить так.

Ребёнок (громко за дверью). Звоню в милицию! А ты, братишка, зови на помощь в окно или с балкона!

Инспектор. Очень важно детям знать, что нельзя открывать дверь незнакомым людям.

Если кто-то ломится в дверь, нужно срочно звонить в милицию, соседям, на работу родителям.

Руководитель. А теперь поработаем с плакатами.

(Дети ведут рассказы по плакатам.)

Руководитель. Клуб «Спасик» приготовил вам небольшую инсценировку. Здесь можно и посмеяться.

Инсценировка «Грабитель»

(По рассказу А. Курляндского.)

(В записи звонок.)

Мама (кричит). Петя, открой! У меня руки мокрые.

Петя. Сама открой, я занят.

Мама (выходит из кухни). Никогда тебя ничего не допросишься.

Мама (вытирает руки о передник, открывает дверь). Ой!

Человек в тёмной маске (в руках огромный пистолет). Руки вверх!

Мама (поднимает руки вверх, пятится в комнату). Ай! Ой!

Петя (в ужасе). Бр-р-р!

Человек в маске (нагло). Ни с места! Золото есть?

Мама. Откуда у нас золото…

Человек в маске (дерзко). Бриллианты?

Мама. И бриллиантов у нас нет…

Человек в маске (с нетерпением). Хлеб, молоко, колбаса? Очень хочется есть!

Мама. Я не успела. Только с работы пришла.

Человек в маске (разочарованно). Ну, если и еды в доме нет!.. (Грабитель целится из пистолета.)

Петя (кричит). Не надо! Я всё сейчас принесу! У нас магазин тут рядом! (Дрожащими руками шарит по карманам, ищет деньги.)

Мама (жалобно). Петенька, зайди к тёте Нине, займи от моего имени деньги.

Петя (бодрее). Правильно, я сейчас у тёти Нины займу деньги и всё куплю. (Выбегает из квартиры, хлопает дверью.)

Отец (сдёргивает маску с лица, смеётся). Ну вот… А говорила, его ничего не допросишься.

Мама. Ну и подход к сыну нашёл…

Отец. Конечно, нашёл… (снова натягивает маску на лицо). Мы его ещё и завтра за картошкой пошлём.

Руководитель. Подумайте хорошо, можно ли такой метод считать воспитанием?

Права ли мама, открыв дверь, не задав вопроса: «Кто там?».

Трудовое задание вам такое: нарисовать рисунки на тему «Кто там?». Устроим конкурс.

Как уберечься от ударов электрическим током

Цели: напомнить учащимся о правилах безопасности при пользовании электроприборами; познакомить с правилами поведения во время грозы; развивать логическое мышление, наблюдательность, память; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: магнитофон и записанные на кассете песни: «Не боимся мы дождя», «Песенка пожарных», «Песенка о дружбе», «Небылицы»; декорации для оформления доски (деревья, цветы); реквизит (розетка, кипятильник, посуда); конверт с заданиями.

I вариант

Учитель (читает стихотворение).

Ветерок подул в окно

И принес к нам в класс письмо,

А в письме задание -

Приготовьтесь к испытанию.

Сегодня мы совершим путешествие в сказку. А о чем эта сказка, вы отгадаете сами, прослушав загадку:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это… (электричество).

Цель нашего путешествия - побольше узнать об электрическом токе. Об этом нам поведают герои сказки, которая называется так: «Как Заяц подружился с электрическим током». Смотрите внимательно, а затем мы проверим, что вы усвоили.

«Происшествие в лесу» (инсценировка)

Действующие лица: Заяц, Ёжик, Хорёк, Сова.

Действие 1

Класс оформлен, как лесная поляна, справа - домик Ёжика.

Звучит фонограмма песни «Не боимся мы дождя».

Заяц приходит в домик Ёжика.

Ёжик. Привет, Заяц! Как жизнь молодая? Как работа удалая?

Заяц. Да вот бегу по лесу. Дай, думаю, к Ёжику забегу. Давненько не виделись.

Ёжик. Заходи, заходи, Косой! Будь как дома.

Заяц (заходит в дом, видит розетку с торчащими из нее проводами, отвертки на столе). А чем это ты тут занимаешься?

Ёжик. Да вот розетка сломалась. Мастера вызвал еще вчера, а он и сегодня до сих пор не пришел.

Заяц. О, Ёжик! А чем я тебе не мастер?!

Ёжик. А ты учился-то на электрика?

Заяц. Да, помнится, у меня папа им был. Помню, он какие-то проводки куда-то всовывал, но сейчас попробую и я.

Ёжик дает Зайцу отвертку, резиновые перчатки.

Заяц (недоумевая, смотрит на перчатки). А это еще что такое?

Ёжик. Да это же резиновые перчатки, чтобы защищаться от электрического тока.

Заяц. А что, там еще и электрический ток живет? Зачем от него защищаться?

Ёжик. Да, и еще какой! Ну, ты, Заяц, прямо как в первый раз родился. Не хочешь - не надо. Давай так.

Заяц. Сейчас я все сделаю. Что это тут за проводки торчат? (Дергает за проводки.)

Электрический ток (запись на кассете). Давай, давай! Дерни-ка еще посильней. Давно я никого не бабахал. Какой хорошенький, жирненький зайчик.

Ёжик. Заяц, может, не будешь за них дергать?

Заяц. Ох, я же забыл перед работой руки помыть.

Ёжик. А я слышал, что нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам!

Заяц. Можно, Ёжик, можно. Ты видел в больнице, чтобы врачи руки не мыли? (Берет провод мокрыми руками. Возникает небольшой разряд. Заяц охает.) Что-то я делаю неправильно? Посмотрим, откуда этот провод идет. (Наступает на него ногой, возникает разряд.)

Ёжик. Заяц, ты все-таки подожди Хорька-электрика.

Заяц. Да ну его. Я понял, в чем дело. Ну-ка, дай я в розетке отверточкой поковыряю…

Возникает сильный разряд. Заяц падает на пол. Ёж дотрагивается до него, пытаясь спасти, и тоже падает.

Действие 2

Звучит фонограмма песни «Песенка пожарных». Выходит Хорёк и стучит в дверь Ёжика.

Хорёк. Ёжик, ты дома? Можно войти? (Видит, что Ёж и Заяц лежат на полу. Берет резиновую палку и отодвигает провода, делает непрямой массаж сердца. Ёж и Заяц медленно приходят в себя.)

Заяц. Что это было?

Хорёк. Ну, вы, ребята, и молодцы! Не дождались профессионала. Если бы я не поспел, вы могли бы погибнуть. Как же так, вы не знаете правил пользования электрическими приборами и не знаете, как уберечься от ударов током!

Заяц. А что такое электрический ток?

Хорёк. Послушайте, что я знаю об электрическом токе. В природе существуют мельчайшие заряженные частицы. Одни частицы заряжены положительно, а другие - отрицательно. Самые маленькие частицы - с отрицательным зарядом - электроны. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц называется электрическим током. Вы приходите домой, нажимаете на выключатель - и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая на кнопку, вы соединяете проводники, и по ним пошел в лампу поток электронов - электрический ток. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе, в поезде и квартире, на телефонной станции и в магазине. Везде вы встретите электроприборы или просто электрическую лампочку. Если возникли неполадки с током, то в этом поможет электрик.

Ёжик. Говорил тебе, что нужно дождаться электрика.

Заяц. Ну, я же не знал.

Хорёк. Каждый должен знать правила обращения с электроприборами. А вы, ребята, их знаете? (Дети отвечают.)

Правила обращения с электроприборами

1. Не трогайте руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод, не наступайте на него ногой.

2. Не прикасайтесь мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

3. Не прикасайтесь к человеку, находящемуся под действием электрического тока.

4. Не вставляйте в розетку различные предметы.

5. Не пользуйтесь приборами, у которых испорчена вилка.

И тогда электрический ток будет с вами дружить.

Действие 3

Заяц бежит по полянке. Видит дерево.

Заяц. Отдохну-ка я под этим чудным деревом. Ребята, давайте поиграем.

Слышен гром и шум дождя (фонограмма).

Заяц. Ой, как страшно! Что это гремит? (Смотрит на небо.) Нужно быстрее спрятаться под дерево.

Сова (выходит с большим зонтом). Боже, как испортилась погода! Слякоть, гроза…

Заяц. Сова, скорей иди под дерево! Ведь дождь идет…

Сова. Заяц, находиться во время грозы под одиноко стоящим деревом очень опасно!

Заяц. Видишь ли, я не знаю, что такое гроза. Мама говорила, чтобы я остерегался грозы. А что это, она не сказала.

Сова. Иди ко мне под зонт. Я много прожила, и я-то уж знаю, что такое гроза. (Заяц становится под зонт.) Вот послушай. Водяной пар, поднявшись с земли, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. А чем выше, тем холоднее, и вот вода превращается в льдинки. Капельки и льдинки внутри тучи ударяются друг о друга, сталкиваются, заряжаются электричеством. Вдруг между ними проскакивает искра. Это молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Молнии могут поражать людей и животных, растения и дома. Поэтому для предохранения зданий от разрушительного действия молний ставят молниеотводы. Это может быть металлический стержень. Один его конец возвышается над постройкой, другой закопан в землю. По молниеотводу электричество уходит в землю.

Гроза - очень опасное явление. Но если соблюдать правила, то можно уберечься.

Правила поведения по время грозы

1. Если вас в походе застала гроза, то ни в коем случае не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Лучше всего переждать грозу в 10-12 м от дерева. На этом расстоянии оно будет играть роль молниеотвода, и вы будете защищены.

2. Опасно бежать во время грозы по открытому полю.

3. В лесу во время грозы надо выбрать место между деревьями на расстоянии не менее 8-10 м от каждого из них.

4. Если вас застала гроза в легковой машине или автобусе - не беспокойтесь, их металлический кузов является хорошей защитой от молнии.

5. Нельзя убегать от шаровой молнии. Движущийся человек вызывает струю движения воздуха и как бы тянет за собой шаровую молнию.

Когда Сова называет правило 1, Заяц пытается отмерить расстояние. Когда называется последнее правило, Заяц дрожит от холода.

Сова. Пойдем-ка, Заяц, к нашему другу Хорьку. (Идут в домик Хорька.)

Действие 4

Звучит в записи «Песенка о дружбе». Хорёк накрывает на стол.

Хорёк. Заходите, я вас угощу горячим чаем. (Ставит в стакан кипятильник.)

Заяц. Ой, как интересно! Какие чудные пузырьки! (Пытается сунуть палец в воду.)

Хорёк. Заяц, ни в коем случае нельзя лезть в воду, которая находится под действием электрического тока. Так как вода очень хорошо проводит электрический ток.

Заяц. Грома уже не слышно, и дождь, кажется, кончился. Вода в реке, наверное, как парное молоко. Пойду-ка я искупаюсь.

Сова. Нет, гроза еще не закончилась. Нельзя во время грозы купаться в реке. Ведь вода - хороший проводник электрического тока.

Заяц. Вы многому научили меня. Теперь мы с электрическим током будем хорошими друзьями. (Заяц, Сова, Хорёк уходят.)

Учитель. А вы, ребята, запомнили, как вести себя в различных ситуациях?

Ситуации:

1) У вас поломана розетка, что делать?

2) У вас загорелся телевизор, что будете делать?

3) Вы отдыхаете на реке, идет дождь, гремит гром, сверкает молния. Как вы будете себя вести?

4) Вы гуляете по лесу, вдруг все загремело, и перед вами огненный шар - шаровая молния. Ваши действия?

Дети отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы все хорошо поняли и запомнили. До свидания!

Чтобы скачать материал

«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты) ,которое проводиться воспитателями старших групп дошкольных учреждений перед тем, как дети пойдут домой.

Цель «минутки». Человек движется по улице на основе навыков: навыков движения и навыков наблюдения (оценки обстановки, прогнозирования). Эти навыки приобретаются на практике ежедневно, при движении по улицам и дорогам, переходе через дорогу, с каждым и с каждым взглядом. Часто такое стихийное обучение приводит к закреплению неправильных навыков, ибо ошибка Ии нарушение на улице далеко не всегда приводят к неприятным последствиям. Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности».

Желательно, чтобы ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучал ее, познавая ее «секреты», поскольку улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций. Для этой цели при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания, построение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай на улице с ребенком.

Методика проведения «минутки». Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса из «вопросника», приложенного к методике «минуток» где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.

«Минутку» следует проводить еженедельно или познакомить родителей с содержанием «минуток» через различные формы наглядной агитации.

«Минутки»

  • Почему надо переходить улицу на перекрестке или пешеходных переходах

Ответ: Водитель транспорта знает, что, согласно ПДД, переход проезжей части в этих местах разрешен. Взаимное внимание там больше, и при надобности водитель снижает скорость или останавливает машину, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход который переходит проезжую часть в неустановленном месте, может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и мешать общему движению часто такое поведение пешехода было причиной дорожного происшествия.

  • Почему нельзя переходит улицу на красный свет или желтый сигнал светофора?

Ответ: Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его (за исключением тех, кто совершает повороты. Они должны пропустить пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который является пешеходным и не разрешает начинать переход проезжей части.

  • Почему опасно перебегать проезжую часть?

Ответ: Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на все окружающее. Даже безопасная обстановка может за долю секунды измениться и стать опасной, так что человек, который бежит, не заметит это. Когда бежишь, можно столкнуться и упасть, особенно если дорога неровная.

  • Как видит водитель пассажиров автобуса?

Ответ: Водитель автобуса наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров с помощью специальных зеркал. Зеркала прикреплены снаружи автобуса и в кабине водителя. За посадкой пассажиров с передней двери водитель наблюдает через стекло кабины. Вы обязательно замечали надпись на кабине «Рядом с кабиной стоять запрещается». Для чего это нужно? Для того, чтобы наблюдать за передней дверью, так как в зеркало ее плохо видно, а именно через эту дверь выходят маленькие дети, престарелые люди и инвалиды.

  • Почему стоящая машина может быть опасна?

Ответ: Стоящая машина закрывает обзор, мешает наблюдать за проезжей частью. Стоящие автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовики скрывают за собой приближающиеся транспортное средство, водитель которого не видит пешехода, а в движении есть требование: «я должен видеть, и я должен быть виден».

  • Чем опасны кусты и деревья на улице?

Ответ: Деревья и кусты - это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части дороги.

  • Может ли движущаяся машина скрывать другую движущуюся машину?

Ответ: Может, так как из-за движущихся автобусов, троллейбусов, грузовиков и даже легковых машин могут выехать транспортные средства меньшего габарита, но которые двигаются быстрее, и поэтому можно их раньше не заметить.

  • Почему улицы, по которым редко проезжают автомашины, могут быть опасными?

Ответ: Так называемые пустынные улицы могут быть опасными потому, что пешеход, переходя проезжу часть, иногда не считает нужным убедиться в безопасности. Скорости автомашин сейчас большие, и выехавшая из переулка автомашина может быстро оказаться опасной для пешехода. Каждый участник движения должен в любой обстановке должен убедиться в безопасности.

  • Как определить, далеко машина или близко?

Ответ: Перед тем как переходить проезжую часть, пешеход должен остановиться, вслушаться и посмотреть, чтобы убедиться, нет ли приближающегося транспорта. Скорость приближающегося транспорта нельзя оценивать сразу. Например, если от тебя до машины 4 столба уличного освещения, посмотри, сколько автомашине понадобиться времени, чтобы проехать от одного столба до другого, тогда приблизительно будешь знать, успеешь ли перейти.

  • Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?

Ответ: Улицы и дороги разделяются на части. На улицах - проезжая часть и тратуары. На шоссейных дорогах - обычно тоже проезжая часть и обочины. Тратуар или обочина - для пешеходов, а проезжая часть - для транспортных средств. Движение пешеходов на проезжей части мешает общему движению, так как скорости транспортных средств и пешеходов неравны. Все участники движения должны быть взаимно внимательны, но движение транспортных средств и пешеходов по одной части требовало бы слишком большого напряжения. Поэтому пешеход пользуется проезжей частью только тогда, когда ему нужно перейти на другую сторону, и это тоже только в установленном месте, или если по тротуару или обочине двигаться невозможно (есть и такие улицы, где, к сожалению, нет тротуаров). Тогда нужно идти по левой стороне проезжей части навстречу транспорту и обязательно друг за другом.

  • Какая опасность может возникнуть, когда ребенок увидит свой дом?

Ответ: Увидев дом, поневоле возникает желание скорее домой, а если впереди - проезжая часть дороги, которую надо переходить, тогда надо все-таки остановиться и не дать воли спешке. Спешка часто является причиной неприятностей и несчастных случаев.

  • Какой из переходов опаснее: обозначенный знаками или «зеброй» или переход со светофором?

Ответ: Обозначенный знаками пешеходный переход опаснее потому, что он не регулируемый. Сигналы светофора на регулируемом переходе разрешают или запрещают движение пешеходов. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением, оценивать расстояние, скорость транспорта и, убедившись в безопасности, начинать переход проезжей части. Но и на перекресте со светофором надо убедиться в безопасности. К сожалению, как среди пешеходов, так и среди водителей иногда встречаются нарушители.

Ответ: На перекресте довольно сложно следить за движением. Транспортные средства могут ехать прямо, делать повороты - все надо видеть. Но остановка общественного транспорта намного опаснее. Многие имеют плохую привычку при выходе из автобуса или трамвая начинать сразу же переход проезжей части спереди или сзади, не думая о том, что мимо едут другие машины. Особенно опасны остановки общественного транспорта зимой, когда дороги скользкие. Любая невнимательность может обернуться дорожным происшествием.

  • Какое транспортное средство труднее всего заметить в потоке машин?

Ответ: Если на дороге много больших транспортных средств (автобусы. Трамваи, троллейбусы, грузовики), трудно заметить за ними мотоциклы или даже легковые машины, особенно в плохую погоду и с невключенными фарами.

  • Что на улице самое опасное?

Ответ: Многие думают, что самое опасное на улице - движущаяся машина. Она опасна, если мы попытаемся перейти улицу перед близко идущей машиной. Но анализ дорожных происшествий доказывает, что не менее опасны стоящие машины, из-за которых, не убедившись в безопасности на проезжей части, мы начинаем переходить улицу. При этом нарушается требование: «я должен видеть, и я должен быть виден».

  • Что на улице самое главное?

Ответ: На улице самое главное - взаимное уважение, внимание всех участников движения. Участники движения должны знать правила дорожного движения и выполнять требования безопасности движения. Каждый участник движения должен вести себя так, чтобы он своим поведением не поставил себя и других в опасность. Улица не терпит бесконтрольного поведения.

  • На проезжей части разметка «зебра». Если взрослый с ребенком хочет перейти там улицу, должен ли он убедиться, что нет приближающихся автомашин?

Ответ: Да. Проезжую часть никогда нельзя переходить, не убедившись в безопасности. Ни одно транспортное средство нельзя оставить моментально. Поэтому даже обозначенный пешеходный переход не дает права пешеходу «вслепую» переходить проезжую часть дороги. Особое внимание требуют улицы. Где на проезжей части в одном направлении несколько рядов. Движущаяся машина в первом ряду остановилась, но остановились ли машины в других рядах. В этом надо убедиться. Обозначенным пешеходным переходом считается тот переход, где разметка «зебра» или около которого стоит дорожный знак « Пешеходный переход».

  • Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть на красный сигнал светофора, можно ли следовать его примеру?

Ответ: Нет. Нельзя повторять ошибки других. Если ты когда-то что-то делал неправильно и оказался ненаказанным, может появиться желание повторить эти ошибки. Жертвами дорожных происшествий становятся не все, кто нарушает правила, а те, кому не повезло. А знаешь ли ты, когда тебе не повезет? В движении очень опасны неправильные привычки.

  • Опасно ли играть вблизи проезжей части?

Ответ: Да. Когда играешь, забываешь где находишься. Можешь выбежать на проезжую часть, где твое неожиданное появление может кончиться под колесами автомашины. Например: ты играл с мячом, он упал на проезжую часть дороги, и ты, не думая, побежишь за ним.

  • Если дорога в обе стороны просматривается хорошо и нет приближающихся автомашин, можно ли переходить шоссе?

Ответ: Да. Вне населенных пунктов условия пешехода такие, как и в городе: надо убедиться в опасности. Скорости автомашин и мотоциклов на шоссе большие, надо далеко видеть дорогу, чтобы быть убежденным в безопасности. Если будешь переходить дорогу на крутых поворотах или из-за кустов, или деревьев, ты можешь вовремя не заметить приближающийся транспорт.

  • Легко ли остановить машину на скользкой дороге?

Ответ: Нет. У каждого транспорта средства есть остановочный путь, который зависит от габаритов, груза, скорости, дорожного покрытия и т.д. Остановочный путь зависит также от водителя. На скользкой дороге остановочный путь в три раза длиннее, чем на сухой.

  • Может ли пешеход двигаться по левой обочине дороги?

Ответ: Да. По левой обочине ходить безопаснее, потому что транспорт идет навстречу и его хорошо видно.

  • Можно ли ехать по «островку безопасности» на машине?

Ответ: Нет. «Островок безопасности» только для пешеходов. На машине там ехать нельзя даже тогда, когда там нет пешеходов.

  • Обязательно ли для пешеходов сигналы светофора?

Ответ: Да. Светофор помогает регулировать движение на перекрестках с большой интенсивностью движения. Не всегда помогает светофор ускорить движение, но со стороны безопасности движения он необходим. У нас в городе много мест, где между перекрестком довольно большое расстояние, поэтому и установлено много светофоров для пешеходов и за пределами перекрестков.

  • Можно ли играть на тротуаре?

Ответ: Нет. Тротуар - для движения пешеходов, и поэтому играть на тротуаре никак нельзя, для игры необходимо использовать детские площадки.

  • Должен ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?

Ответ: Да. Тротуар предусмотрен для пешеходов и отделен от проезжей части дороги бордюрным камнем, который не дает возможности машинам заезжать на него. У нас существует правостороннее движение, как в большинстве стран мира. Двигаясь по тротуару, надо держаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Двигаясь по левой стороне, мы можем вынудить других пешеходов выйти на проезжую часть дороги, что опасно. Важно, чтобы пешеход не был спиной к близкому транспорту. Если мы идем группой, всегда нужно учитывать ширину тротуара. Впереди идущих обходят слева.

  • Можно ли начать переходить улицу при желтом сигнале светофора?

Ответ: Нет. Желтый сигнал светофора - это промежуточный сигнал. Он не позволяет начинать переход, но разрешает закончить его в случае, если при разрешающем сигнале не успели это сделать или в середине улицы нет «островка безопасности». Остаться в середине улицы, где нет «островка безопасности» крайне опасно.

  • В чем разница в значении знаков «Пешеходный переход» в квадрате и в треугольнике.

Ответ: Знак в квадрате (для пешехода) указывает на место перехода проезжей части, а знак в треугольнике (он для водителя) предупреждает, что скоро будет место перехода проезжей части пешеходами.

  • Обозначают ли пешеходный переход на асфальте полосами?

Ответ: Да. На обозначенных пешеходных переходах белой краской нарисованы довольно широкие полосы, и от края тротуара стрелками показано направление движения. Около таких переходов обязательно есть указательный дорожный знак «Пешеходный переход» (описать знак), так как зимой на асфальте полосы не видны. Такая разметка называется «зеброй». На таком переходе пешеход, который уже на проезжей части, имеет преимущество перед транспортом, но всегда нужно быть внимательным, особенно когда движение в одном направлении в несколько рядов.

  • Можно ли начинать переход проезжей части при мигающем зеленом сигнале светофора?

Ответ: Нет. Когда в светофоре мигает зеленый сигнал, это уже предупреждает, что вот-вот загорится желтый, а после того - запрещающий красный. Время мигающего зеленого сигнала настолько короткое, что ты не успеешь перейти улицу, а останавливаться на середине проезжей части очень опасно, и это мешает общему движению.

  • Правильно ли, что чем больше скорость автомашины, тем больше требуется времени для ее остановки?

Ответ: Да. (Тут можно привести пример: когда ребенку легче остановиться - когда он идет или бежит.) Транспортному средству, которое едет быстро, требуется большое расстояние, чтобы остановиться. Это значит и больше времени. Это расстояние называется остановочным путем. Остановочный путь - это расстояние, пройденное машиной с начала реакции водителя на опасность + тормозной путь. Тормозной путь (от начала торможения до остановки транспортных средств) зависит еще от груза - чем тяжелее груз, тем длиннее путь торможения.

  • Где расположены указатели показатели поворота у различных видов транспорта (легковых, грузовых, автобусов, мотоциклов)?

Ответ: Указатели поворота могут быть на бампере, под фарами, на крыльях, на руле мотоцикла, спереди и сзади.

  • Должен ли ты наблюдать за сигналами поворота автомашин, когда будешь переходить проезжую часть?

Ответ: Да. Каждый внимательный пешеход, перед тем как переходить проезжую часть, должен убедиться в безопасности. Указатели поворота на транспортных средствах показывают, что они поворачивают или будут менять рад движения.

  • Должны ли пешеходы, двигаясь по тротуару, держаться правой стороны?

Ответ: Да. У нас в России правостороннее движение, и, чтобы не было напрасных столкновений, пешеходы на тротуаре должны держаться правой стороны.

Ответ: Нет. На железных дорогах есть переходы, каждый знающий пешеход переходит железную дорогу только на обозначенных местах. В местах, где имеются шлагбаумы (закрываются автоматически или дежурными), после закрытия шлагбаумов опасно переходить дорогу. Составы поездов тяжелые, и остановочный путь их очень длинный.

  • Хорошо ли видно в темноте человека в темной одежде?

Ответ: Нет. В темное время пешеход для водителя вообще очень плохо виден. Немного лучше можно заметить тех, кто одет в светлую одежду. Чтобы пешеход был лучше заметен, нужно носить светоотражатели, можно и фонарики (особенно тем, кому приходится двигаться по краю проезжей части или по обочине). Велосипеды должны иметь все, что предусмотрено ПДД (спереди - фонарь с белым светом, сзади - фонарь с красным светом и красный светоотражатель).

  • Может ли на дороге быть скользко тогда, когда нет снега?

Ответ: Да. Проезжая часть дороги становиться скользкой тогда, когда начинается дождь, снегопад, а очень скользко бывает осенью, во время листопада. В это время проезжая часть дороги и трамвайные пути будто покрыты маслом, поэтому тормозной путь немного больше, чем на сухой дороге.

  • Может ли зонтик мешать наблюдению за движением, когда переходишь через проезжую часть дороги?

Ответ: Да. Зонтик нужен во время дождя, но, когда переходишь проезжую часть дороги, особенно в местах, где движение регулируется, он мешает следить за движением. Поэтому лучше научиться носить зонтик так, чтобы была обеспечена безопасность движения.

Материал подготовила воспитатель: Бузлукова С.С.