Где правил аскольд и дир. Князь аскольд в истории киевской руси

Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло.

Габриэль Гарсиа Маркес

Киевские князья Аскольд и Дир пришли в Русь вместе с Рюриком в 862 году. Два года они находились бок о бок с новгородским князем? однако, в 864 они оставляют Новгород и отправляются в Константинополь, для служения Византийскому царю. Спускаясь вниз по течению реки, Аскольд и Дир в этом путешествии обнаружили на берегу реки Днепр небольшой город, который по сказанию летописцев никому не принадлежал. Основатели города давно умерли, а жители города, не имея правителя, платили дань хазарам. Аскольд и Дир захватили этот город, а также прилегающие к нему земли. Назывался этот городок – Киев. Таким образом, к 864 году образовалась ситуация, когда варяги образовали на Руси два центра управления: на севере в Новгороде, под управлением Рюрика, на юге в Киеве, которым управляли Аскольд и Дир.

Походы на Византию

Древняя Византия, куда отправлялись киевские князья Аскольд и Дир из Новгорода, было крупным государством, службу которому почитали за честь многие. С этой целью соратники Рюрика и выехали из Новгорода, и только встреченный на их пути город Киев изменил их планы. Стоит отметить, что древняя Византия очень высоко оценивала возможности варяг. Северных воинов с удовольствием принимали на службу в византийскую армию, поскольку ценили их дисциплину и воинские качества.

Захватив Киев, князья Аскольд и Дир осмелели и заявили, что Византия отныне враг для Киева. Варяги, будучи опытными моряками, под командованием Аскольда и Дира отправляются по Днепру в поход на Византию. Всего военный эскорт состоял из 200 кораблей. Именно с этого похода берут начало все последующие походы на Византию.

Поход на Константинополь

Аскольд и Дир со своими войсками спустились по Днепру в черное море и там осадили город Константинополь. Походы на Византию только начались, греки в первый раз столкнулись у стен своего города с новым врагом, которого окрестили скифами. Князь Византии, Михаил 3, находясь в то время в военном походе, спешно вернуться в свою столицу, как только до него дошли слухи о том, какая опасность нависла над городом. В самом же Константинополе на победу над скифами не надеялись. Здесь полагалась на чудо, поскольку силы были неравны. Оно и произошло. В храме города находилась святыня - икона «Риза Богоматери», которая считалась заступником города и не раз спасала его в сложных ситуациях. Византийский патриарх Фотий у всех на глазах опустил икону в море, которое было тихим. Но буквально тут же поднялась страшная буря. Неприятельский флот практически весь был уничтожен, лишь немногим кораблям удалось добраться до Киева. Таким образом древняя Византия спаслась от нашествия Аскольда и Дира, но на этом походы не прекратились.

Противостояние с Новгородом

В 879 году умирает князь Рюрик, оставляя после себя несовершеннолетнего наследника - князя Игоря, опеку над которым принял его родственник Олег. Став правителем, Олег решил присоединить к своим владениям южные земли и отправился в поход на Киев в 882 году. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты.

Так Олег, от имени Игоря, стал править Киевом, сказав, что отныне суждено быть Киеву матерью городов Русских. Так, впервые северные и южные русские земли были объединены в рамках одного государства, название которому Киевская Русь.

? — 882 год

Один из дружинников легендарного Рюрика. Аскольд вместе с Диром покинули Новгород, правили в Киеве и в 866 г. пошли в поход на Византию. В 882 г. в процессе объединения Северной и Южной Руси в одно государство был убит воинами князей Олега и Игоря.

Аскольд - один из древнейших исторически засвидетельствованных правителей на Руси. В 862 г. в составе «приглашенных» варягов пришел на Русь. Вместе с осуществили знаменитый поход на Византию и стали правителями Киева. В 882 г. во время объединения Северной и Южной Руси в одно государство был убит воинами князей и .

Путь на Киев

Имя Аскольда связано с самым началом русской истории. Когда, согласно рассказу «Повести временных лет» под 862 г., Рюрик стал раздавать города на севере Руси мужам своим, двое варягов - Аскольд и Дир, отпросились у него в поход на Византию вместе со «своим родом».

Архангелогородский Летописец сообщает, что Аскольд и Дир в 863 г. были рядом со , но не обосновались в нем, потому что это был «большой город» и нужно было много сил, чтобы его завоевать. Далее в 864 г. они остановились в Киеве, по словам летописи, «небольшом городке», который платил дань хазарам. По мнению некоторых ученых, например, Х. Ловмяньского, Аскольд и Дир не завоевывали Киев, а город их «призвал на княжение», то есть заключил договор («ряд»), подобно тому, как это бывало в и Северной Руси.

Установив свою власть над Киевом и местным племенем полян, Аскольд и Дир, по данным русских летописей, вели войны и с другими народами - полочанами, кривичами, древлянами, уличами, а также с болгарами и печенегами. Никоновская летопись (XVI в.) даже сообщает о том, что в 864 г. в Болгарии был убит «Оскольдов сын». На основании уже сведений Иоакимовской летописи считал, что сына Аскольда убили греки, и это свидетельствует о войне Руси с греками еще до известного по летописям похода на Царьград.

Поход на Царьград

В 866 г., как сообщает Повесть временных лет, Аскольд и Дир, собрав дружину из «многих варягов», совершают поход на Византию на 200 кораблях. В византийских источниках действительно сообщается о крупном набеге руси, но несколько раньше, в 860 г. Новгородская первая летопись помещает это событие в запись с еще более ранней датой - 854 г.

Большинство историков в настоящее время считает, что именно византийская дата, 860 год, является наиболее достоверной. Ранние даты в русских летописях изначально отсутствовали и были приурочены к годам правления императоров в византийских хрониках. Некоторые исcледователи отмечают, что сам эпизод похода описан, скорее, с византийской, чем с русской точки зрения и мог быть скопирован в летописи из византийских хроник. Согласно всем источникам поход окончился неудачей из-за бури, которая внезапно поднялась (ей предшествовали молитвы императора и патриарха и опускание в воду ризы Богородицы) и разметала корабли Руси. К сожалению, греческие авторы не упоминают имена предводителей похода, но при этом по их рассказу создается впечатление, что им руководил все же один человек. Новгородские летописцы так же, как и византийцы, не упоминают в связи с этими событиями имен Аскольда и Дира.

Жертвы лжекупцов

В 882 г. новгородский князь вместе с (еще малолетним - если верить Повести временных лет) предпринял большой поход на Киев. Приплыв к городу, Олег остановился в урочище на берегу Днепра. Прикинувшись купцом, да еще сказавшись больным, князь пригласил к себе на встречу Аскольда и Дира. Во время встречи Олег заявил, что только Игорь, сын , и он сам, как его родич, имеют права на княжение в Киеве. После этого выскочившие из ладей воины Олега убили Аскольда и Дира.

В описании этих событий много неясного. С одной стороны, если изложение событий в летописях верно, непонятно, почему Аскольд и Дир вышли к ладьям не известных им «купцов», не заподозрив засады. С другой стороны, если, как считают некоторые историки, дружина князей-соправителей была так немногочисленна, что им самим приходилось встречать купцов, то непонятно, зачем Олегу было нужно пускаться на подобную хитрость.

Согласно предположениям ряда исследователей Аскольда и Дира заманили в ловушку, дав им понять, что с ними хотят установить связь противники Олега и «рода Рюрика» в борьбе за власть над всей Русью. Может быть, потомки братьев Рюрика - или ? Целью Олега в любом случае было не только убийство Аскольда и Дира, но и утверждение «рода Рюрика» единственно законными правителями Руси.

Переход власти над Киевом к Олегу и Игорю - не единственный вопрос, который задали исследователям летописи в отношении Аскольда и Дира. Самые первые из них: кем на самом деле приходились Рюрику эти варяги, и было ли их на самом деле двое?

Аскольд - сын Рюрика?

Историки давно обратили внимание на то, с какой старательностью летописец Повести временных лет показывает, что Аскольд и Дир не принадлежали к «роду» Рюрика и, соответственно, приоритет власти над Киевом законно принадлежал именно Игорю. Под 862 г. он пишет о них: были у Рюрика два мужа, которые не были родственниками его, но были боярами. А в записи 882 г. подчеркивает, что полноправные князья Руси только из рода Рюрика.

Новгородская первая летопись, сохранившая более ранний пласт сведений о начале русской истории, указывает, что информаторы Олега в Киеве называли Аскольда и Дира братьями. При этом она не упоминает ни о том, что они были боярами Рюрика, ни о том, что они были вообще с Рюриком знакомы. Архангелогородский Летописец, в свою очередь, пишет об Аскольде и Дире, что они не принадлежали ни к княжескому, ни к боярскому роду.

Высказал предположение, что Аскольд был на самом деле сыном Рюрика и пасынком овдовевшей в 879 г. «княгини Рюриковой». Исследователь обратил внимание на то, что в Иоакимовской летописи в отличие от других упоминается только Аскольд. Дир, по мнению историка, появился из-за ошибки летописцев, принявших за имя сарматское по происхождению слово «тирар», что значит пасынок. Стоит, наверное, прислушаться внимательнее к аргументам В. Н. Татищева. Хоть и написано, что Аскольд не от рода Рюрика, однако последний его не отпустил бы с войском. Не был бы он князь и не получил бы он войска, то и в Киеве не смог бы княжение принять. Отсюда, считает первый русский историк, и зависть Олега к Аскольду и желание его убить.

Двое или один?

Гипотеза В. Н. Татищева, хотя и объясняет, почему русские летописцы задним числом так отстаивали приоритет именно Игоря (как победителя) перед Аскольдом на власть в Киеве, не пользовалась популярностью в науке. Зато идея о том, что Аскольд и Дир - это один и тот же человек, нашла немало сторонников.

Скандинавское имя Аскольда, как полагает большинство историков, звучит как Hoskuldr. Имя Дира находит ближайшие аналогии в древнесеверных языках - Djor, Djur, что, по мнению многих исследователей, означает «Зверь», эсхатологический образ в традиционной культуре. То есть, «Дир» могло быть прозвищем Аскольда. В последние годы в историографии широко обсуждается возможность того, что Аскольд и Дир, будучи все же личностями реальными, правили в Киеве, но не одновременно. Совмещение Аскольда и Дира в летописи как «соправителей» в период 862-882 гг., - писал известный ученый Г. С. Лебедев, - безусловно, искусственная конструкция. Одним из аргументом в пользу гипотезы о разновременном правлении Аскольда и Дира называют сообщения летописи о хоть и почетных, но все же разных местах их погребений на территории Киева. Это действительно выглядит странно, если учесть переданные летописью обстоятельства их одновременной гибели.

Датой, когда произошла смена власти, называют 860 г., время похода Руси на Царьград. Причем, по мнению Г. С. Лебедева, Дир правил Русью в 838-860 гг., то есть начал еще до 862 г. В качестве аргумента гипотезы о том, что Дир правил раньше Аскольда, часто приводится сообщение арабского автора Х в. ал-Масуди в сочинении «Золотые луга» о первом из славянских царей.

Аскольд - сын Одина?

Существуют в науке и сомнения в исторической реальности Аскольда. Например, Владимир Егоров, указывая на скудность исторических свидетельств и их противоречия, предполагает, что Аскольд и Дир были легендарными персонажами в летописи. По его мнению, их имена представляют собой измененное написание имен сыновей скандинавского бога Одина - Скольда и Тюра, легенды о которых могли быть занесены на Русь с варягами. Польский хронист Ян Дуглош (XV в.) считал, что Аскольд и Дир были потомками «полянской династии» основателей Киева, наследниками Кия, Щека и Хорива. Эта гипотеза поддерживалась позднее и другими авторами, стремившимися показать приоритет Киевской Руси перед Русью Рюрика.

Ярким свидетельством реальности Аскольда является проникновение на Русь христианства в период его правления.

Евангелия не горят!

Под 876 г. находим в Никоновской летописи повествование о первом крещении Руси при Аскольде. После неудачного похода на Царьград русы решили креститься, и император прислал на Русь архиерея. Князья хотели увидеть знамение и предложили архиерею бросить в огонь Евангелие, чтобы убедиться в силе учения Христа. Евангелие осталось нетронутым огнем, и Русь, потрясенная увиденным чудом, крестилась.

В. Н. Татищев первым из русских историков обратил внимание на сведения о крещении Руси при Аскольде и в византийских источниках, в которых также содержится сюжет о чуде несгоревшего в огне Евангелия. По его мнению, летописец Нестор удостоверяет крещение Аскольда убийством его от Олега и возведением христианами на месте его захоронения церкви святого Николая. Имя Николай, Аскольд, вероятно, принял при крещении. Историк высказывает предположение, что возможной причиной смерти Аскольда было нежелание киевлян принять крещение, которые потому и вступили в сговор с Олегом. Его можно почитать за первого святого мученика на Руси, и только из-за «неведения истории» его имя в святцы не внесено.

Хазарский «след»

По Повести временных лет Аскольд и Дир стали править Киевом вместо хазар, которым поляне ранее (с 859 г.) платили дань. Но ведь эта же летопись сообщает, что полян освободил от хазарской власти Олег после захвата им Киева. Поэтому многие ученые считают, что для того, чтобы утвердиться в Киеве, Аскольд и Дир должны были или могли признать себя вассалами хазар.

Важную роль в сложившейся в Киеве политической конструкции могли играть также находящиеся в восточноевропейских степях венгры, которые в этот период подчинялись Хазарскому каганату. Об их присутствии в Киеве свидетельствуют и местные топонимы угорского происхождения.

Русская летопись рассказывает, что после убийства Аскольда его тело отнесли на Угорскую гору, где был «Олъмин двор», там же захоронили. На месте погребения, согласно сообщению Повести временных лет, Олъма и возвел церковь св. Николы. Историк Г. В. Вернадский предположил, что за таинственным Оломой Повести, судя по всему, достаточно значимой личности в древнем Киеве, скрывается хорошо известный венгерский воевода Альмош, бывший в этот период вассалом хазарского кагана.

Началось ли русское летописание при Аскольде?

Известный ученый Б. А. Рыбаков, проанализировав сообщения Никоновского летописного свода за 867-889 годы, реконструировал их как самую раннюю древнерусскую летопись. Начата она была, по мнению исследователя, после крещения Руси при Аскольде и после изобретения славянской письменности солунскими братьями.

Споры по поводу реконструкции Б. А. Рыбаковым так называемой «Аскольдовой летописи» и отнесения, таким образом, начала составления русских летописей ко времени Аскольда до сих пор не утихают в научном мире. Будущие исследования покажут, был ли действительно этот человек вдохновителем первых русских книжников, но то, что он навсегда вошел в древнюю историю Руси, уже неоспоримо.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

Среди множества секретов, которыми столь богато прошлое нашей Родины, особенно интригующей является история Аскольда и Дира - легендарных князей, правивших на Киевской земле во второй половине IX века, вскоре после появления в Новгороде Рюрика и его варяжской дружины. Вокруг личностей этих героев по сей день не утихают научные споры, поскольку нет точных данных, касающихся обстоятельств их жизни. Некоторые исследователи даже склонны полагать, что в летописях под этими именами скрывается какой-то один человек.

Откуда стало известно об этих князьях?

Все сведения, касающиеся Аскольда и Дира, почерпнуты главным образом из «Повести временных лет» - летописи XII века, авторство которой традиционно приписывается монаху Киево-Печерской лавры Нестору, а также взяты из более поздних источников. Однако их достоверность вызывает сомнения, поскольку тексты многократно копировались от руки и могут содержать в себе как случайные ошибки переписчиков, так и умышленно внесенные искажения, сделанные в угоду определенным политическим тенденциям той эпохи. Восстановить же более или менее объективную картину минувших времен позволяет лишь сопоставление информации, заключенной в ряде независимых источников, которыми являются европейские, византийские и арабские документы.

Разногласия, содержащиеся в литературных памятниках

Годы жизни Аскольда и Дира точно не установлены, поскольку летописцы не выражают по этому поводу единого мнения. Даже само их прибытие в Киев описывается по-разному. В «Повести временных лет» автор утверждает, что, появившись вместе с Рюриком в 862 году на новгородской земле и будучи его дружинниками, они добровольно изъявили желание отправиться в поход на Константинополь (Царьград) и с этой целью предприняли путешествие вниз по Днепру.

Однако на основе более поздней, Никоновской летописи, относящейся к XVI веку, родилась гипотеза о том, что Аскольд и Дир, обделенные Рюриком при раздаче земель, подняли мятеж, после подавления которого спускались вниз по Днепру, спасаясь от преследования. Так или иначе, но, поравнявшись со славным городом, основанным, по утверждению его жителей, неким Кием, они узнали, что в нем нет правителя, и, располагая вооруженной дружиной, тут же восполнили этот пробел.

Причины покорности киевлян

О том, почему киевляне позволили распоряжаться у себя прибывшим невесть откуда иноземцам, летописцы упоминают лишь вскользь. Но на основании приведенных ими материалов можно заключить, что варяги достаточно лояльно относились к местным жителям и, при условии своевременной выплаты дани, не были намерены нарушать привычный уклад жизни. Общей у них была языческая религия. Кроме того, и мощный отряд, стоявший за спиной претендентов на власть, являлся весьма существенным аргументом.

Поход Аскольда и Дира на Византию

Все народы, проживавшие к северу от Черного моря, греки именовали русами, и об их разбойничьих набегах поведали миру в своих исторических хрониках. Об этих же событиях сообщает летописец Нестор, а также составители итальянских хроник той эпохи. Несмотря на некоторые малозначительные расхождения, в их рассказах нет существенных противоречий, и они заслуживают доверия.

Данное событие - грабительский набег на Византию - относится примерно к 860 году. Тогда к Царьграду с моря подошло до 300 судов, наполненных вооруженными русичами, во главе которых были киевские князья Аскольд и Дир. Истощенные длительной войной с арабами, византийцы не могли оказать им должного сопротивления и оказались на грани гибели. Безнадежность ситуации усугублялась слухами о жесточайшем разграблении, которому уже подверглись пригороды столицы.

Праздник, переживший века

Спастись от кровавых бесчинств иноземцев жителям Царьграда удалось лишь благодаря чудесному заступничеству Царицы Небесной, которая по молитвам во Влахернской церкви патриарха Фотия и самого царя Михаила распростерла над городом Свою ризу. Налетевшая буря тут же раскидала корабли русичей и тем самым вынудила завоевателей отступить. Покинули берега Босфора и их князья, предварительно заключив с царем Михаилом торговый договор. Праздник, установленный в честь этого события Русской православной церковью, отмечается ежегодно 14 октября и носит название Покрова Пресвятой Богородицы, вот только далеко не все знают, что связан он с именами киевских князей Аскольда и Дира.

Ошибки, утвердившиеся в истории

Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).

Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.

Кроме того, он обращает внимание на то, что ни в одной из ранних летописей нет упоминания о личном участии Аскольда и Дира в Цареградском походе 866 года. На этом основании ученый делает заключение, что их имена были вставлены в текст значительно позднее, с целью придать обоим большую историческую значимость.

Убийство киевских правителей

В 879 году, после смерти Рюрика, наследником княжеской власти стал его малолетний сын Игорь, опекуном которого и временным правителем был назначен его родственник Олег, вошедший в российскую историю с прозвищем Вещий. Воспользовавшись оказавшейся в его руках властью, он пожелал распространить свое влияние не только на северные земли, но и на обширные районы, простиравшиеся к югу от Новгорода. Собрав из варягов и славян многочисленное войско, он покорил Смоленск и Любеч, а в скором времени оказался у стен Киева.

По свидетельству автора «Повести временных лет», город на Днепре захватил при помощи самого изощренного коварства. Сознавая, что Аскольд и Дир сделали все необходимое для укрепления своей столицы, и взять ее приступом будет нелегко, он прибег к хитрости. Оставив в засаде основную часть своего войска, временщик выдал себя за мирного купца и пригласил правителей города выйти к нему для ведения торговых переговоров.

Не подозревая о нависшей над ними опасности, те появились на берегу Днепра без надлежащей охраны и тут же были схвачены набежавшими воинами. Обвинив князей в том, что они незаконно захватили власть, которая по праву должна принадлежать малолетнему сыну Рюрика, а до его совершеннолетия лично ему, Олег приказал их незамедлительно убить. Могилой князя Аскольда стал курган, до сих пор возвышающийся на днепровском берегу, а мощи его соправителя Дира долгое время покоились в Киеве, рядом с храмом святой великомученицы Ирины.

Единоличный правитель

Совершив это двойное убийство, Вещий Олег захватил в свои руки власть над Киевом, сделав его центром обширного княжества и впервые объявив «Матерью городов русских». Это событие, относящееся, по свидетельству летописцев, к 882 году, положило начало объединению всех южных и северных земель под властью одного правителя. Погиб он, если верить легенде, от укуса змеи, скрывавшейся в останках его коня.

Гипотезы и догадки ученых

В завершение статьи уместно будет привести несколько гипотез, касающихся происхождения коварно убитых Олегом князей. По одной из них, участником всех описанных выше событий был один лишь Дир, тогда как Аскольд являлся его потомком. При этом оба они были по происхождению не варягами, а славянами. Согласно другой версии, Аскольд единолично княжил в Киеве, происходил из варягов, в то время как Дира вообще не существовало, и его образ является плодом фантазии позднейших хроникеров.

В то же время исследователи, допускающие историчность обоих этих персонажей, вполне логично заключают, что княжили они в разные исторические периоды, и летописцем Нестором были объединены как незаконные соправители и узурпаторы власти. Сторонники какой из гипотез находятся ближе к истине - покажет время, поскольку исследования в этой области не прекращаются и по сей день.

История древней Руси хранит немало тайн и секретов. Одна из таких загадок – первые князья Киева, которых мы знаем как Аскольда и Дира. Кто они были по происхождению, откуда пришли, кем приходились друг другу? А может, это вообще был один человек? Попробуем разобраться, изложив общепринятую версию, а также несколько вариантов событий, которые допускают историки, основываясь на вполне конкретных фактах.

Официальная версия

Принято считать, что Аскольд и Дир были по происхождению варягами — русами, как их тогда называли. Они не имели родства с правящим князем , а были просто его «боярами». Когда Рюрик сел в Новгороде, он стал раздавать русские города своим ближайшим людям. Так Дира и Аскольда он отпустил на юг в поисках подходящего места для правления. Те, спускаясь по Днепру вниз, увидели славный город Киев, в котором жили поляне. Аскольд и Дир решили там остаться и объявили себя правителями.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.

Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже — сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад. Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании. Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием.

Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить. В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.

Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем из византийских и итальянских хроник, что придает сведениям больше достоверности.

Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях. Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Так изобразили поход Аскольда и Дира на Константинополь

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград. Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали корабли.

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире». Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство Аскольда и Дира

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Олег – убийца Аскольда и Дира

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того — братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – на высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Аскольдова могила в Киеве сейчас

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.

Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

"Повесть временных лет" поставила двух "варягов" — Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших "полян" от хазарской дани.

Подобно Рюрику, оба "варяжских князя" прочно обосновались на страницах древнерусской истории. Однако подтвердить историчность этих персонажей абсолютно нечем. В середине IX в. ни Новгорода, ни Киева как городских центров еще не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, остались неизвестны византийским и западноевропейским хронистам. Похожая картина наблюдалась и на Руси, где предшествующий "Повести временных лет" летописный свод, сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода, тоже не связывал этот поход с Аскольдом и Диром. Из этого следует, что имена Аскольда и Дира были внесены в летопись одним из поздних редакторов "Повести временных лет", который также превратил их в "варягов" и Рюриковых "бояр". Таким образом, вся история их княжения в Киеве есть "поэма", совершенно не подходящая для исторических реконструкций.

Для подтверждения исторического существования Аскольда и Дира обыкновенно привлекается фрагмент из сочинения арабского историка Масуди с упоминанием схожего имени: "Первый из славянских царей есть царь Дира (или Алдира, Дина, Алдин. — С. Ц. ), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами".

При этом историки закрывают глаза на то, что данный текст совершенно не подходит для описания Среднего Поднепровья второй половины IX в., где еще не было ни "обширных городов", ни политического объединения, обнимавшего "многие обитаемые страны", а более или менее заметные следы торговли с арабами (клады с дирхемами) появляются только после 900 г.

Но самое главное, сообщение Масуди о "царе Дире" рассматривается в отрыве от контекста, который предполагает совсем иную историко-географическую реальность. Границы "царства Дира" очерчены следующим образом: "Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом [Византией], Ифранджем [Франкской империй], Нукабардом [искаженное: лангобарды, то есть Северная Италия] и с другими народами..." Судя по географическим меткам, арабский писатель явно говорит о каком-то хорватском князе Далмации (среди тамошних городов Константин Багрянородный, современник Масуди, называет Алвун (Олванг у Масуди) — современный Лабин на полуострове Истрия в Югославии). "Затем, — продолжает Масуди, — с этим славянским царем граничит царь Турка [Венгрия]. Это племя [венгры] красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них..."

Итак, "царство Дира" ограничено с одной стороны северозападными Балканами, с другой — Венгрией, каковое обстоятельство перечеркивает все попытки соотнести его с киевским княжеством Аскольда и Дира.

Более того, оно не идентифицируется вообще ни с одним из славянских государств конца IX - начала X в. Согласно географическим ориентирам Масуди, "царство Дира" должно располагаться либо к югу, либо к северу от Дуная, на территории между Далмацией и Паннонией (Венгрией). Стало быть, речь может идти о Великой Моравии или о Болгарии — странах, чьи государи действительно претендовали на первенство в славянском мире, в обширных владениях которых были многолюдные города. Но ни к одному из них не приложимо наименование "царство Дира", поскольку это имя отсутствует как в именословах правящих династий, так и в топонимике этих стран.

Древнерусский воин. Конец IX - начало X в.

Но и это еще не все аргументы против локализации "царства Дира" в Среднем Поднепровье. Причисление к "славянам" венгров свидетельствует о том, что Масуди использовал термин "ас-сакалиба" ("славяне") весьма расширительно — для обозначения вообще населения Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. Поэтому не исключено, что под "первым из славянских царей" на самом деле подразумевается Оттон I — саксонский герцог, а с 936 г. король Восточнофранкского королевства (Германии) — действительно сильнейшего государства Центральной Европы того времени.

Явная чужеродность летописных преданий об Аскольде и Дире исторической реальности Киева на Днепре позволяет предположить их причастность к истории какого-то другого, дунайского Киева, куда они могли прийти из . На эту роль подходят, например: Кеве (Kevee, близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус, город Киёв в Южной Моравии недалеко от Брно, еще шесть Kyjov и три Kyje в Чехии, три Kije, четыре Kijani и два Kijova в Словакии. В пользу этой гипотезы говорит и сообщение Никоновской летописи (XVI в.) о гибели сына Аскольда в борьбе с дунайскими болгарами.

Этимология обоих имен не прибавляет ничего существенного к происхождению Аскольда и Дира. Имя Дир кельтское (Dir) и означает — верный, сильный, знатный (Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986 ); усвоено также славянами (в хронике Козьмы Пражского встречаются чешские имена Тир, Тиро; у польского историка Палацкого упомянут Дирслас или Дирислас). Имя Аскольд (первоначальное Оскольд), по всей видимости, родственно церковнославянскому слову осколъ — "скала" (прибавление конечного "д" характерно для южнорусского наречия — так и Дир в Ипатьевской летописи читается в форме Дирд) (Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. Изд. 2. М., 1986. Т. III. С. 160 ). То есть оба они лишены каких-либо характерных черт, которые помогли бы прочно увязать их с тем или иным регионом.

В конце концов, единственным доказательством реального присутствия Аскольда и Дира в истории древнего Киева являются их "могилы", упоминаемые уже в "Повести временных лет" как местные достопримечательности и сохранившиеся в киевской топографии вплоть до наших дней. Впрочем, разнесенные между собой на значительное расстояние, они мало способствуют популяризации летописного представления о "варяжских князьях" как о неразлучном правительственном тандеме. Да и само "народное краеведение", приурочивающее те или иные местности к биографиям исторических или псевдоисторических персонажей, — крайне ненадежный источник даже для вероятностных заключений.

Словом, очень похоже, что перед нами фантомные фигуры начальной русской истории.

А между тем русы действительно должны были обосноваться в Среднем Поднепровье не позднее середины IX в. Патриарх Фотий отметил, что в 860 г. русы обратили оружие против Византии лишь после того, как покорили окружавшие их народы. Этими народами могли быть только обитавшие в Поднепровье восточнославянские племена, которых Константин Багрянородный немного позднее опишет как "пактиотов" (то есть данников) русов.

Вероятнее всего, первый "русский" князь, обосновавшийся в Среднем Поднепровье на киевских "горах", остался для нас неизвестным. Но если говорить не о личности правителя, а о правящем слое в целом, то гадать здесь не приходится: он состоял из таврических русов. Ведь, по заключению Д.Л. Талиса, "Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII- IX вв., т. е. росов" (Талис Д. Росы в Крыму). На это указывает, в частности, один любопытный гидрографический парадокс — название реки Десны, впадающей в Днепр чуть выше Киева. По современным географическим понятиям это — левый приток Днепра, но для тех, кто дал Десне ее название, она была "одесной", то есть "правой " рекой. А единственным славянским этносом, который, продвигаясь вверх по Днепру, мог обнаружить Десну справа от себя, были .

Видимо, приблизительно с этого времени за Средним Поднепровьем начало закрепляться название: Русь, Русская земля.
________________________________________ ________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:).
За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.