Великая армения. Армения в античной и средневековой картографии и географии

Изгнание закавказских армян в Персию. «Великий сургун»

Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вполне вероятно, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении. В 1604 году Аббас I Великий применил тактику выжженной земли против армян в Араратской долине. Из Восточной (Закавказской) Армении были выселены свыше 250 тыс. армян. Аракел Даврижеци, автор XVII века, сообщает:

"Шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем, чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара".

Город Джульфа в провинции Нахичеван был взят в самом начале нашествия. После этого армия Аббаса развернулась веером вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.

Осаждая город Карс, он узнал о приближении большой османской армии, возглавляемой Джигазаде Синан Пашой. Был дан приказ об отводе войск. Чтобы предотвратить возможное пополнение припасов врага с этой земли, Аббас отдал приказ о полном разрушении всех городов и сельских угодий на равнине. И как часть всего этого, всему населению было приказано сопровождать персидскую армию в их отступлении. Около 300 тысяч людей были, таким образом, отправлены к берегам реки Аракс. Те из них, кто попытался сопротивляться высылке, были тотчас убиты. Ранее шах приказал разрушить единственный мост, и людей заставили проходить через воду, где огромное количество людей утонуло, унесённое течением, так и не добравшись до противоположного берега. Это было лишь начало их суровых испытаний. Один очевидец, - Отец де Гуян, - описывает положение беженцев так:

"Не только зимние холода причиняли муки и смерть высылаемому народу. Наибольшая мука была из-за голода. Провизия, что высылаемые взяли с собой, скоро кончилась... Грудные дети плакали, прося еды или молока, но ничего из этого не было, потому что женские груди высохли от голода. Множество женщин, голодных и истощённых, оставляли своих умирающих от голода детей на краю дороги и продолжали своё мучительное странствие. Некоторые отправлялись в ближайшие леса, чтобы попытаться найти какой-нибудь еды. Как правило, они не возвращались. Часто те, кто умирал, служили пищей тем, кто ещё был жив".

Не в состоянии поддерживать свою армию в пустынной равнине, Синан Паша был вынужден провести зиму в Ване. Армии, отправленные на преследование шаха в 1605 году, были разгромлены, и к 1606 году Аббас снова завоевал всю территорию, что ранее проиграл туркам.

Часть территории Армении с XV века была известна также как Чухур-Саад. Со времен Исмаила I-го административно она образовывала Чухур-Саадское бегларбекство государства Сефевидов. После смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашского племени Устаджлу, являвшиеся наследственными владетелями Чухур-Саада, объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства. В результате вытеснения армянского населения из Армении, армяне к XVIII веку составляли 20 % от общего числа населения Чухур-Саадской области. Позже на ханском троне род Устаджлу сменил тюркское племя Кенгерли. При власти Каджаров Эриванское ханство признало вассальную зависимость от Каджарского Ирана. Ханский род Кенгерли был сменен ханом из рода Каджаров. На территории исторической Армении также существовали Нахичеванское и Карабахское ханства.

Восточная Армения на карте Персидской империи. Джон Пинкертон, 1818 год.

С начала XVII до середины XVIII века на территории Нагорного Карабаха, при сефевидском шахе Аббасе I, были созданы пять армянских меликств (мелкие княжества) известные под общим названием Хамс. Армянское население Хамсы управлялось князьями из родов Мелик-Беглерян, Мелик-Исраелян (позже Мирзаханян и Атабекян), Мелик-Шахназарян, Мелик-Аванян и Гасан-Джалалян, из которых Гасан-Джалаляны, их младшая ветвь Атабекяны и Мелик-Шахназаряны были коренными династиями, остальные же князья были переселенцами из других областей Армении.

В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.

Армянская национально-освободительная борьба XVIII века

В Москве Исраэл Ори встречается с Петром I и передает ему письмо сюникских меликов. Пётр пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту Ори привлек к себе симпатии императорского двора. Ори предложил Петру следующий план: для освобождения Грузии и Армении нужно послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское море из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах, крепостях и т. д. Чтобы не вызвать подозрений, Ори должен был бы говорить, что послан римским папой ко двору Солтан Хусейна, чтобы собрать информацию о жизни христиан в Персидской империи.

В 1707 году, после всех необходимых приготовлений, Ори, в ранге полковника русской армии, с большим отрядом выступил в путь. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём. Когда Ори прибыл в Ширван - ему пришлось ждать несколько дней дозволения войти в пределы страны. В Шемахе он повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 году он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 году Ори неожиданно умер в Астрахани.

В 1722 году армяне Сюника и Нагорного Карабаха подняли восстание против персидского господства. Восстание возглавляли Давид Бек и Есаи Гасан-Джалалян, сумевшие на несколько лет свергнуть иранское господство. Восстание охватило также Нахичеванский край. В 1727 Сефевиды признали власть Давид Бека над регионом, а сам полководец даже получил право чеканить монеты. В 1730 году с убийством его преемника Мхитара Спарапета, 8-летнее восстание армян Сюника завершилось.

Новое оживление армянского национально-освободительногодвижения наблюдается во второй половине XVIII столетия. Так, уже в 1773 году Ш. Шаамирян в труде «Западня честолюбия» изложил республиканские принципы будущего независимого армянского государства. Значимыми деятелями национально-освободительной борьбы эпохи стали Иосиф Эмин и Мовсес Баграмян, выдвинувшие планы воссоздания армянского государства.

В конце XVIII столетия армянские мелики Нагорного Карабаха вели неустанную борьбу с Ибрагим Халил-ханом в надежде восстановить в Карабахе армянскую государственность.

Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи. В результате русско-персидской войны 1803-1813 годов к России было присоединено Карабахское ханство (было образовано в середине XVIII века после захвата армянских меликств Хамсы), которое было населено преимущественно армянами, а также Зангезур в историческом Сюнике со смешанным на то время населением. Дважды предпринимавшиеся попытки осадить Эривань не увенчались успехом. 5 октября 1827 года, в ходе русско-персидской войны 1826-1828 годов, Эривань был взят графом Паскевичем; несколько ранее (в июне) пала и столица Нахичеванского ханства город Нахичевань.

Подписанный затем Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан - в Россию. В 1828 на месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.

По итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении - Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.

Армянская область в составе Российской империи (существовала до 1849 года)

Западная Армения

Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году и сделал его столицей Османской империи. Османские султаны пригласили армянского архиепископа, чтобы учредить в Константинополе армянский патриархат. Армяне Константинополя росли в числе и стали уважаемыми (если не полноценными) членами общества.

Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они подвергались жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить налоги курдским племенам. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар. Известно, что некоторые османские генералы гордились своим армянским происхождением.

В XVI - начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами-курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне. С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще, и к армянам в частности, стало заметно ухудшаться. После того, как султан Абдул-Меджид I в 1839 году произвёл реформы на своей территории, положение армян в Османской империи на некоторое время улучшилось.

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (

Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между всеми этими выдающимися людьми - тот неожиданный для многих факт, что в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев - и тот при заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью писал - «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду - Лусбекян.

Армения... У обывателя, успевшего пожить среди пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации. Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство, свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения - это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека, в прямом смысле слова, а именно - в Венеции, на конференции по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в. до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая, а другая - доставшаяся в результате политической несправедливости. Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия - некогда всё это были земли Великой Армении.

Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) - самая высокая точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания, остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке «еревал» означает «появляться», а «еревангал» - «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным, Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан - Урарту - Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту - так она именовалась в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» - всё это сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство, знайте, это - Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё продолжались гонения на христиан - а в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе, Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык, на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός - всеобщий (епископ).

** В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

**** Монофизитство (µόνος - «один, единственный», φύσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении.

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве...

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора...

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами, рыцари IV Крестового похода...

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии - заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*. Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения, нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников. Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат, преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», - эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной, но и вневременной - на века.

После первого раздела Армении между Римской империей и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала - армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й - это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.

1453 г. - год захвата Константинополя турками-османами, после которого османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс. С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки; в это же время были изобретены «хазы» - специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских «крюков». Расцвела армянская архитектура - были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого европейского университета в Армении уже существовали его аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший два факультета - богословский и юридический, - в 1280 г. первым в Армении получил статус университета. Возрождение переживала и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела, создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») - это уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран - главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно, до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, - книга Притч.

Месроп Маштоц - человек, которому принадлежит честь создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что армянский алфавит - это шедевр. Его уникальность заключается в том, что из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук, и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. «воски») - 79; свинец (арм. «арчич») - 82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более - армянского языка, который сформировался за тысячи лет до официальной даты создания армянского алфавита - 405 г.!

Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода. И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания - Септуагинта, текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, - труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен титула «вардапет» - учитель Церкви.

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь между таким впечатляющим количеством рукописей - и тем ноу-хау, которым владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».

После падения Киликийского царства престол католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала. Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же значительная часть - горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление прав христиан в новой стране... Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии...

Трудно подобрать слова для описания случившегося в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор и священник Комитас лишился рассудка... Примечательно, что турки и официальная турецкая историография не признают преднамеренности уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время, в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным. Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук - это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении - стране надежд обновлённого человечества, стране библейской радуги - это столь любимый нами образ Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...»

Краткий анализ древних и средневековых карт, указывающих на существование Армении на Кавказе

1NEWS.AZ

Продолжая тему армянских исторических фальсификаций, думаем, будет весьма уместно коснуться одного интересного аспекта армянского мифотворчества: «искусства» подделывать, фальсифицировать и придумывать «древние» карты, указывающие «Великую Армению от моря до моря».

Начнем с наиболее распространенного среди армянских юзеров трюка с двумя картами Римской империи, размещенными на стене Колизея в Риме, где указана Армения. Пожалуй, больше всего армянская сторона ссылается на эти карты, как якобы на достоверный источник существования «Великой Армении» свыше 2000 лет назад. Обычно эти карты ставят первыми - как неопровержимое доказательство существования древнеармянского государства, а потом вслед выставляют массу сфальсифицированных карт, как само собой разумеющееся после «древнеримской» карты с указанием Армении.

Эти две карты показывают территории Римской империи и соседних регионов в период с 146 года до н.э. и до 14 года н.э. Однако даже при беглом взгляде становится ясно, что это никакие не «древние карты», а всего лишь современный бетонный макет, прикрепленный к стене Колизея с целью знакомить приезжих туристов с ареалом Древнего Рима. К тому же карта составлена в современных границах и очертаниях материков, рек и морей, поскольку является копией сделанного с космоса фотоснимка этого географического региона. И школьнику ясно, что древние римляне не могли чертить карт с точностью, которой можно достичь, сделав фотоснимок с космоса, тем более римляне не могли предугадать, как будут выглядеть очертания региона через 2000 лет после их жизни.

Однако, несмотря на эти элементарные вещи, данную «древнеримскую» карту армянская сторона везде выдает как доказательство существования древнего армянского государства. На «древней» карте в Колизее указана географическая область «Армения», что ничего не говорит о государстве Армения и не объясняет, какое отношение все это имеет к переселившемуся туда хайскому народу, который мы ныне привыкли называть армянами, по месту их последнего проживания.

В действительности, никаких римских карт, кроме т.н. Пейтингеровой таблицы, не существует, а имеющаяся Пейтингерова таблица (для просмотра дополнительно нажать на фрагмент карты – Р.Г.) считается копией римской карты IV века, которая не сохранилась в оригинале и никто не может доказать была ли она вообще в оригинале. Эта карта схематично показывает сеть дорог Римской империи от Иберии на восток. И все. Явно подправлена в средние века была и сама Пейтингерова таблица. Мы видим, как гигантская Персия (Persida) покрывает маленькую Парфию, тогда как это государства разного исторического периода. Армении на этой карте ни в каком виде нет. Зато большая территория указана как Албания. Eсть там и Колхида. А ведь если верить армянским историкам то IV век это же время, когда «Великая Армения» от моря до моря еще была в расцвете. Так, где же она?


Имеется также несколько древнегреческих карт мира, это всем известная карта Птолемея и карты Геродота и Страбона. Однако сохранилась переделанная в 1467 году карта «Космография Птолемея» , в которой кроме названия почти ничего не осталось от античной Птолемеевой карты.

То есть все это средневековые копии античных карт, оригиналы которых безвозвратно утеряны. Все эти карты как две капли воды похожи друг на друга, а также на другие карты того времени. Причем на первых опубликованных древнегреческих картах никакой Армении не показано. Там вообще мало что показано. На некоторых более поздних копиях уже появляется Армения, как и много других новых наименований, при чем неясно кем и с какой целью туда включены эти названия. Это говорит о том, что даже если и были какие-то древние оригиналы, они явно были хорошенько обработаны средневековыми картографами и дополнены средневековыми названиями, существующими и предполагаемыми. Вместо античного названия Иберия на карте указано более позднее название – Испания, вместо Эллады – Греция, также добавлена Германия, тогда как такого названия в античный период не было и есть еще много подобных ляпов. Кроме того, Персия находится рядом с Парфией и Медией (Мидией), хотя их существование как государств разделяют века. А если увеличить и внимательно посмотреть эту «античную» карту, где находится Армения (кстати, Великая), Албания, Колхида (Грузия, стало быть), то выяснится, что эти страны помещены в таком же виде, как и на поздних картах cредневековья и Pенессанса. То есть это все равно, что если нынешние США будут указаны как границы древнего государства индейцев Америки, к тому же граничащая с империей майя и ацтеков.


Как мы видим, на проверку так называемые древние карты, приписываемые античному периоду, на самом деле оказываются творчеством целой плеяды средневековых и более поздних монахов, писарей и псевдоученых, при этом каждая поправка и фальсификация сделана с учетом политической конъюнктуры и симпатий своего времени. В итоге получилась такая каша, в которой государства, появившиеся на 300-700 позже друг друга, показаны как современники и соседние страны.

А если посмотреть на армянские карты, в прямом смысле нарисованные под воздействием буйной фантазии и выдаваемые за «древние», то просто дар речи можно потерять.

Взгляните на фантастические армянские карты , где нарисован какой-то параллельный мир, созданный прямиком из рассказов фантаста Рэя Брэдбери. Если бы не эти карты, мы бы и не знали что где-то рядом существует параллельный мир со своей историей и государствами, о которых не знает ни историческая наука, ни археология, ни древние письменные источники.

Просто диву даешься: всего несколько лет тому назад придуманы «древнеармянские» карты Кавказа с названиями городов Тигранакерт, Ервандашат, Аршамашат, и даже герб есть. Разве что гимн «Великой Армении» упустили придумать. Но это не поздно поправить, предлагаю сделать древнеармянский гимн на мотив песни «Сары Гялин» – мелодию армяне знают и любят.


А теперь вернемся к реальным картам средневековья. Совершенно очевидно, что все эти карты отражают видение мира людьми средневековья, поскольку почти все они составлены на основе слухов, рассказов, легенд и предположений, а не фактах. Причем чаще всего это видение карты мира основано на Ветхом и Новом Заветаx. Известно, что на средневековую картографию огромное влияние оказала арабская картография. Как отмечает исследователь Амир Эйваз, арабские карты тогда напрямую переписывались европейцами и переводились они с арабского как попало. Известно, что средневековое арабское написание часто не использовало огласовку (не указывались гласные), тем более в картах, где почти все географические названия сокращались. Поэтому арабское РМН обычно расшифровывается не как Армения, а как Романия (Ромея, Рум) или современным языком - Византия. Kогда карта Птолемея появилась в Европе в средние века, Византийская империя была еще довольно великoй. Причем Румом она называлась очень долго, даже когда она уже давно стала Османской империей.

Именно эта территория Рум и показана на некоторых средневековых картах, переведенных с арабского как Armenia Major и там локализуют Османскую Империю в XIV веке. Еще не настал 1453 год, Мехмет II пока не взял Константинополь, и империя пока не распространилась на всю Mалую Азию, но она уже Великая! Как же так – откуда «древние» картографы знали, что произойдет в будущем?

К тому же очень часто географические названия самовольно вносились каким-то средневековым монахом только потому, что они есть в Библии. А откуда они взялись в Библии никто и не знает.


Не зря армянские идеологи, в первую очередь именно «древними» картами обосновывают принадлежность тех или иных земель к «Великой Армении». Ведь доказать, что это не так будет не так уж и просто и есть большой риск увязнуть в бесполезных околонаучных спорах и дискуссиях, в которых весьма поднаторели армянские «спецы». Веками идут споры по поводу аутентичности многих таких карт. Неужели на таких картах и исходящих из них исторических аргументах времен царя Гороха можно что-то обосновывать, а тем более перекройку границ нынешних реальных государств? Подобное маниакальное стремление доказать всем что армяне - самые «первые и древние» во всем: от принятия христианства и до высадки с Ноева ковчега, позволяет армянским националистам обосновывать территориальные и культурно-исторические претензии к другим народам.

При этом армяне любят ссылаться на «античные» или «древние» карты, на которых чьим-то легким росчерком стоит слово «Армения», однако когда дело доходит до подробных карт, где указаны населенные пункты, то становится ясно, что разыскать там что-то армянское не получается и днем с огнем. Армянские националисты стараются избегать этих карт, составленных конкретными людьми, специалистами, пробывшими не один год в регионах, которые они затем описывают и наносят на карты

Ризван Гусейнов


Свою оценку признания американской стороной Голанских высот за Израилем, а также прогноз, какие последствия может принести это решение, представили азербайджанский и российские эксперты.

БАКУ, 26 мар — Sputnik, Александра Зуева . Очень важно, чтобы ситуация вокруг Голанских высот нашла свое разрешение, и удалось снять напряжение в регионе, которое угрожает глобальной безопасности, сказал Sputnik Азербайджан директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов.

США втягивают Израиль в авантюры

Большинство шагов Администрации Трампа, связанных с ближневосточной проблематикой, и в частности, с арабо-израильским конфликтом, к сожалению, вовсе не приводят к разрешению спорных вопросов. Наоборот, действия американской стороны ведут к росту напряженности, что влияет, в первую очередь, на безопасность самого Израиля: страна втягивается в определенные авантюры, исход которых пока сложно представить, считает Гусейнов.

Такие шаги, как признание Иерусалима столицей Израиля и суверенитета страны над Голанскими высотами, обострили ситуацию и усложнили отношения Тель-Авива с соседями, подчеркнул эксперт.

"Особо в этих процессах стоит отметить роль Турции. Явно видно, что администрация Трампа предпринимает такие шаги "в противовес" росту активности и влияния Анкары на Ближнем Востоке", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан, напомнив, что на территории Голанских высот до 1967 года в основном проживали туркоманы (термин, используемый на Западе в качестве названия огузских тюркских народов – ред.).

При этом Гусейнов выразил надежду на то, что ситуация вокруг Голанских высот все-таки найдет свое разрешение, попытки администрации Трампа напрячь ситуацию на Ближнем Востоке не приведут к успеху, и напряжение в регионе удастся снять.

А если Россия признает Голанские высоты сирийскими?

Факт признания США Голанских высот принадлежностью Израиля создает весьма опасный прецедент в системе межгосударственных отношений и международной безопасности, считает, в свою очередь, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова, член экспертного совета "Офицеры России", военный аналитик Александр Перенджиев.

Ведь тогда страны-союзники государств, которые выясняют отношения по поводу принадлежности тех или иных территорий, также могут начать процесс признания этих земель за своими военными союзниками, отметил военный аналитик.

"Представьте, как обострится ситуация, если Россия, в пику США, признает Голанские высоты принадлежностью Сирии! Безусловно, Россия на такой шаг не пойдет. Но кто может гарантировать, что подобные действия не будут совершать другие страны? Например, если Франция признает Нагорный Карабах принадлежностью Армении, а Турция принадлежностью Азербайджана", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Выразив сомнения в подобных действиях официального Парижа и официальной Анкары, эксперт кроме этого предложил представить, насколько может обостриться обстановка в Азии, да в мире в целом, в случае, если США признают штаты Джамму и Кашмир принадлежностью Пакистана.

В мире много территорий, по поводу принадлежности которых государства находятся в военном противостоянии. И международное сообщество, различные региональные организации предпринимают трудные попытки урегулировать конфликты вокруг этих спорных территорий и мирным путем договориться об их правовом статусе, напомнил Перенджиев.

США же теперь, по сути, разрушают роль и влияние международного сообщества и региональных организаций, занятых обеспечением безопасности и миротворческим процессом, считает военный аналитик.

"Мир, благодаря США, все большее вступает в такую фазу "развития", когда ты прав, когда за тобой не право, а сила", - заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Ближнему Востоку грозит новый виток напряженности

Признание Голан – это довольно смелый и решительный шаг США в духе стилистики Трампа, отметил российский политолог Павел Клачков. Он рассказал, что сам бывал на Голанских высотах и хорошо ощутил их значение для Израиля. По его словам, в Израиле действительно считают, что для выживания страны и государства необходим контроль над этой территорией.

При этом, такое признание подрывает значение ООН, так как нарушает принятую ранее резолюцию, считает политолог. В то же время, отметил он, это признание разрушает и довольно серьезное внешнеполитическое влияние США.

"Значение такого признания очень велико, и его сейчас все осуждают. Международная проблематика тоже уже не будет прежней", - сказал собеседник Sputnik.

Решение Трампа, кроме прочего, влечет за собой и новый виток напряженности на Ближнем Востоке. Уже поступила реакция на это ряда стран, в том числе России и Турции. Волна неприятия этого решения будет нарастать, уверен Клачков.

В 1967 году Израиль ходе Шестидневной войны отбил у Сирии и оккупировал Голанские высоты, а в 1981 году в одностороннем порядке их аннексировал. Принадлежность горного плато считается основным предметом израильско-сирийского конфликта, попытки решить который предпринимались до начала гражданской войны в Сирии.


Символ Великой Армении

Армянские историки считают первым армянским "гербом" изображение двух птиц с восьмиконечным солнцем (или звездой) меж ними. Такой сюжет изображался на короне царя из династии Арташесидов Тиграна II Великого и некоторых его наследников (в частности, он изображался на монетах-драхмах царя Артавазда II (56–34 г.г. до н.э.). Этот сюжет сохранился в третьем поле щита государственного герба Армянской Республики 1918-1921 гг. и в современном гербе.

Символ Армении при Багратуни

С I в. до н.э. территория Армении стала ареной и объектом борьбы между Римом и Парфянским царством. В 62 г. н.э. Великая Армения попала во власть ветви парфянских Аршакидов. Символом династии Аршакидов, предположительно, также было изображение солнца между двух сидящих птиц. По свидетельствам древних и авторов цари династии Аршакуни также "носили (знак) орла". Золотой орёл был элементом головного убора монарха - патива. Символом династии Багратуни была двухголовая птица, держащая в когтях овцу. По другим источникам, знаком Багратуни было изображение льва (или парных львов) с крестом.

Регалии

Описание регалий

Храм Звартноц

Другие армянские государства и образования

Армянское царство
Арме́ния (арм. Հայաստան )
Раздел находится в разработке

Происхождение названия

Топоним «Армения» восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области Armi-, расположенной на Армянском нагорье. Это название через арамейское ˊarmǝn-āiē перешло в древнеперсидский язык, и в форме «Arminiyaiy» шесть раз встречается в Бехистунской надписи 522 г. до н. э. Древнегреческая форма названия -др.-греч. Ἀρμενία. Древнегреческое название армян, используемое до распространения Ἀρμένιοι, было Μελιττήνιοι.

По мнению Мовсеса Хоренаци, название «Армения» и соответствующие древнегреческие и древнеперсидские топонимы даны по имени урартского царя Арама. По-армянски название страны звучит как «Айк» (арм. Հայք, Hayk). В Средние века место армянского топонимообразующего суффикса «-к» занял заимствованный иранский суффикс «-стан» и страна стала называться «Айастан» (арм. Հայաստան, Hayastan). По одной из версий, название страны происходит от мифологического предводителя армян - Айка, который, по легенде, в 2492 году до н. э. разбил в битве войско ассирийского царя Бэла, а позже образовал первое Армянское государство. Этот год считается первым в традиционном армянском календаре. Другая версия связывает это название с древним государством Хайаса. По третьей версии, самоназвание Армении происходит от урартского названия Мелитены - Ḫāti.

Великая Армения

Вели́кая Арме́ния (арм. Մեծ Հայք , др.-греч. Μεγάλη Ἀρμενία, лат. Armenia Magna, пехл. Buzurg Armenā, груз. დიდი სომხეთი, др.-рус. Армения Великая, реже используется название Большая Армения) - древнее армянское государство на территории Армянского нагорья, существовавшее более 600 лет, начиная с 190 года до н. э. по 428 год н. э.

При Тигране II, превратившись в крупнейшую державу, имела границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского

Термин «Армения» (Армина) впервые встречается в Бехистунской надписи около 521 года до н. э. персидского царя Дария I для обозначения персидской сатрапии на территории бывшего царства Урарту. Из позднейших греческих источников известны две сатрапии с таким названием: Западная Армения и Восточная Армения. На территории последней наследственно правила династия Оронтидов (Ервандидов, арм. Ервандуни).

После падения царства Ахеменидов под ударами македонцев, армянские земли оказались фактически независимыми. Правители Южной Армении признали власть Александра, но это признание оставалось чисто формальным: Александр сам не проходил через Армению, его военачальникам также не удалось проникнуть на её территорию. С конца IV в. до н. э. на территории Армении начинают складываться самостоятельные или полусамостоятельные государства. Сатрап Ерванд (Оронт) во время борьбы диадохов в 316 году до н. э. создал независимое Айраратское царство. В 220 году до н. э. (по другим данным около 200 г. до н. э.) армянское Айраратское царство было присоединено селевкидским царём Антиохом III к подконтрольной ему части Армении, располагавшейся в районе озера Ван и по верхнему течению Тигра, которая отныне начала называться Великой. Таким образом уже концу III в. до н. э. почти все армянские земли оказались под властью Селевкидов.

Примерно тогда же, в III-начале II в. до н. э. армяне заселяют почти всю территорию, которая впоследствии составила историческую Армению.

По мере отхода заевфратской Малой Армении от основной линии развития древнеармянской государственности, обозначение «Великая Армения» приобрело также самостоятельное значение и превратилось в официальное название древнеармянского государства. Именно в таком смысле оно употреблено в греческой надписи из Гарни 77 г н. э. царя Трдата I, (греч. Мега?лэ Армени?я - «Великая Армения»). Это название государства зафиксировано и в других надписях, например в надписи царя Трдатa III в начале IV века, найденной в Апаране. Это же обозначение употребляется также в других иноязычных - латинских, персидских, грузинских, русских и других источниках.

Династия Арташесидов

Основателем династии был Арташес I называвший себя Ервандидом. Его связь с предыдущей правящей династией Армении до конца не ясна.

Арташес I

После поражения Антиоха от римлян местный правитель (стратег) Арташес I (Артаксий) в 189 до н. э. возглавил восстание армян против Селевкидов и провозгласил себя независимым царём. Его царство получило название «Великой Армении» в противоположность расположенной к западу от Евфрата «Малой Армении», где правил родственник Антиоха Митридат. Таким образом Арташес стал основателем династии Арташесидов. Он расширил владения Армении Великой объединив почти все Армянское нагорье. Арташес провел также реформу укрепившую частную собственность на землю, в частности отдал приказ о демилитации внутренних земель страны. Он основал новую столицу армянской монархии - Арташат (др. греч. «Арта?ксата»). Уже в эпоху Арташеса, как сообщает Страбон, все население Армении говорило на одном языке - армянском.

Тигран II Великий

Наивысшего могущества Армения Великая достигла при Тигране II (95-55 гг. до н. э.), основавшем новую столицу - Тигранакерт, и сумевшему объединить все армянские земли. При нём границы Великой Армении значительно расширились, в её состав на несколько десятилетий вошли Цопк (Софена), Мидия, Атропатена (Атрпатакан), Сирия, Финикия, Киликия и ряд других государств и областей. Границы армянского государства доходили вплоть до Египта. Уже в 70-х годах до н. э. армянское государство представляло собой обширную державу, границы которого простирались от Куры до реки Иордан и от Средиземного моря до Каспия. Тигран II Великий принял титул «царя царей», который до этого носили правители Парфии. Великая Армения стала самым обширным, но внутренне непрочным государством региона, владевшим богатыми городами, центрами эллинистической культуры и важнейшими торговыми путями из Средиземноморья на восток. В стране развивалась торговля, Тигран II, а в дальнейшем и его преемники, чеканили золотую, серебряную и бронзовую монету. Помимо рабовладельческой знати большую роль имело также жречество. В армянской армии, в отличие от греческой, наемники имели третьестепенную роль, основу армии составляла конница.

В 69 г. до н. э. римляне осадили город Тигранакерт. После нескольких месяцев осады, в результате восстания внутри города столица Армении была разграблена. После этого Великая Армения потеряла почти все свои завоевания. В 68 г. Лукулл двинулся на Арташат с целью полностью покорить Армению. Однако из-за начавшейся народной войны против римских оккупантов попытки римлян завоевать Армению окончилась неудачей.

Артавазд II и Арташес II

После смерти Тиграна II около 55 г. до н. э. в Великой Армении воцарился его сын Артавазд II (55-34 гг. до н. э.), который придерживался главным образом нейтральной политики, периодически сотрудничая с обеими державами. Поражение римлян в битве с парфянами при Каррах в 53 до н. э. и гибель Красса позволили Артавазду расширить пределы Армении на западе, вновь присоединяя захваченные ранее Римом Софену и Малую Армению а также несколько укрепить независимость армянского государства. 36-34 гг. до н. э. против Армении начал войну римский полководец Марк Антоний. После начальных поражений, под предлогом переговоров он сумел заманить армянского царя в свой лагерь, а позже казнил его.

В 30 г. до н. э. с помощью союзной Парфии армянским царём становится Арташес II (30-20 гг. до н. э.), сын Артавазда. Вскоре после вступления на престол, войска Арташеса II перебили римские гарнизоны, оставленные Антонием в Армении. После убийства Арташеса II в 20 г. до н. э. династия Арташесидов постепенно шло к упадку. Трон унаследовал его младший брат Тигран III (20-6 гг. до н. э.).

Тигран IV и Эрато

Последними представителями династии Арташесидов были дети Тиграна III, Тигран IV (8-5 до н. э. и вторично 2 до н. э. - 1 н. э.) и его сестра Эрато (2 до н. э. - 1 н. э. и вторично 6-14 гг. После падения династии Арташесидов в Великой Армении начинается период междуцарствия.

Династия Аршакидов

До середины I века царствовали римские и парфянские ставленники. Трдат I (с 62 г., официально - с 66 по 80 гг.), представитель парфянского царского рода, стал основателем династии армянских Аршакидов, которые носили титул «царей Великой Армении». Впредь эту титулатуру носили все армянские цари Аршакиды. Помимо этого, по Рандейскому мирному договору 62 г. римская и парфянская армия должны были покинуть территорию Армении, полностью восстанавливались границы Армянского государства. Первая половина времени правления Аршакидов была сравнительно благополучным периодом для Армении. От признания независимости Тиридата I до первой четвери III века было только три кратковременных римских выступления против Армении, но ни один из этих походов не привёл к уничтожению Армянского государства. В 114 г. Великая Армения была оккупирована Римом и объявлена римской провинцией, но после смерти в 117 году императора Траяна незвисимость и царская власть в Армении была восстановлена. В стране развивались ремесло и сельское хозяйство, процветала транзитная международная торговля - например, через территорию Армении шли караваны в Рим. В результате связей с Парфией усилилось иранское влияние на социально-политической строй, религию, язык и культуру Великой Армении. Правление армянских Аршакидов становится наследственным с конца II века, когда царская власть в Великой Армении переходит от Вагарша II к его сыну Хосрову I Великому. С 20-х годов III века, после сасанидского переворота в Иране, внешнеполитический вектор страны стал направленным на сближение с Римом.

После принятия христианства

В середине III в. Армения подвергается разрушительным нашествиям со стороны вновь возникшего царства Сасанидов: Шапуру I удается подчинить себе Армению, Албанию и Иберию. Однако уже в 287 г. с помощью Рима на армянский престол вступает Тиридат III Великий. В конце того же века, в 298 г., по Нисибисскому миру Рим и Персия признали независимость Армении, уточнялись границы Армении с Римом и Персией. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Армения, как государство с древними традициями, стремилось утвердить и идеологическую независимость. Трдат III в 301 г. ввёл в Армении христианство как официальную религию. Удовлетворительная политическая обстановка начала IV века продолжалась и в период правления Хосрова III Котака. Хосров переносит царскую резиденцию из Арташата в Двин. Наследник Хосрова III царь Тиран своей политикой пытался сохранить независимость страны. В 337 г., несмотря на наличие мирного договора, в Армению вторгаются войска Сасанида Шапура II. Хотя война заканчивается победой армян, поддержанных Римом, Тиран был захвачен и трагически погиб. После неудачных попыток персов установить в Армении свое политическое влияние, на армянский престол был возведен сын Тирана Аршак II.

В IV столетии в Армении формируются феодальные отношения. Будучи реформатором, Аршак II начал принимать меры с целью борьбы с феодализацией. Он основал город Аршакаван, где нашли свое убежище беглые крестьяне и рабы, которые получали также царские льготы. Такие меры вызвали недовольство нахараров, поддерживаемых церковью, которые привели государство в состояние гражданской войны. В конечном итоге Аршак почти полностью уничтожил многие мятежные роды, некоторые бежали из Армении, а другие вынужденно примирились с царем. В 367 г. Сасаниды снова вторглись в Армению; после переменных успехов армянский царь под предлогом переговоров был приглашен к Шапуру, где и погиб. Армянские города были разрушены, часть населения была угнана в Иран. В 370 г., не без вооруженной помощи римлян, воцарился Пап - сын Аршака II. В следующем 371 г. попытка Шапура II снова разорить Армению не увенчалась успехом. Сасанидские войска были разбиты совместными силами армян, иберов и присланных римлянами отрядов, а Шапур признал Папа царем Армении. Новый армянский царь продолжал политику отца в подавлении сепаратистских тенденций, стремился к укреплению царской власти. Пап также не позволил рукоположить нового армянского католикоса епископу Кесарии, чем порвал организационные связи с византийским православием. Внешняя политика Папа (как считалось, проаринаская) спровоцировала разногласия с армянской церковью, нахарарами и спарапетом. В конце концов в 374 г. Императору Валенту при содействии армянских нахараров удалось организовать убийство армянского царя. После его смерти армянское государство шло к упадку, армянские цари и военачальники оказались бессильны перед угрозой с двух сторон. В 387 г. Армения была разделена между сасанидским Ираном и Римской империей. В римской зоне номинальная власть армянского царя была упразднена уже в 391 г., в сасанидской зоне Аршакиды продолжали править до 428 г.

Раздел Армении не привёл к распаду давно сформировавшегося армянского народа. После потери государственности одним из наиболее мощных факторов, объединявших армян, стала религиозная общность.

Мифические цари армян (айев)

Торгом
Айк (Хайк)
Арменак
Арамаис
Амасия
Гегам
Сисак
Харма
Арам
Ара Гехецик (Прекрасный)
Кардос (Ара)
Анушаван
Парет
Арбак
Заван
Парнак
Сур
Хонак
Ваштак
Айкак
Амбак
Арнак
Шаварш
Норайр
Встам
Кар
Горак
Грат
Ындзак
Гзак
Хорой
Зармайр
Перч
Арбун
Базук
Хой
Иусак
Кайпак
Скайорди

Сатрапия (Наместничество) Армения в составе державы Ахеменидов 522-331 годы до нашей эры

Ервандидская Армения, или Айраратское царство 331-200 годы до нашей эры

Софенское, или Цопское царство 260-94 годы до нашей эры

Царство Малая Армения 200 год до нашей эры - 72 год нашей эры

Царство Великая Армения 190 год до нашей эры - 428 год нашей эры

Коммагенское царство 163 год до нашей эры - 72 год нашей эры

Марзпанство (Наместничество) Армения в составе державы Сасанидов 428-646 годы

Ишханы Армении (Имарат Арминийа) в составе Арабского халифата 635-885 годы

Армянское царство Багратидов, или Анийское царство 885-1045 годы

Ервантиды

401-344
344-331

македонская оккупация
(сатрап Армении)

331−323

македонская оккупация
Неоптолем (сатрап Армении)

323-321

321-317
317-?
?-260
260-228
260-212
228-201
212-200

Завоевание царства государством Селевкидов

200 - 189

Арташесиды

189 - 159
159-123
123-95
95-56
56-34
33-20
20-6
6 - 5
5 - 3
3 до н.э. - 1 н.э.
1

Разные династии

Вонон, авантюрист

1 - 2
2-4
4-6
6-12
12-16
16-18
34-35
35-51
51-54

Аршакиды

60-63
98-113
113-114

к Риму

114-117

117-140
161-163
190-196
196-215

к Риму

215-216

216-222
222-252
252-272

к Персии

272-287

287-330
330-339
339-345
345-367
367-374
374-379
379-390
384-401
401-417
417-420
422-428

Обращение Армении в провинцию

428 - 859

Правители, с 885 года цари Анийского царства

Багратуни

859-891
891-914
914-928