Терапия творчеством, искусством. Что такое терапия творческим самовыражением

Многие из нас слышали об , но далеко не всегда есть возможность достичь полного понимания этого понятия, того, что оно означает, и тем более – возможностей, которые появляются в зависимости от наших целей. На самом деле, потенциал арт-терапии способен помочь человеку проявить то, что скрывалось глубоко внутри, за гранями его собственного понимания, стать новым способом самопознания, а также поиском ответов на давно беспокоящие вопросы.

Разобраться в теме современной арт-терапии помогла Елена Вознесенская – кандидат психологических наук, президент Всеукраинской общественной организации «Арт-терапевтическая ассоциация».

Что такое современная арт-терапия?

Изначально арт-терапия возникла на стыке искусства, психологии и медицины, поэтому и развитие ее протекает в зависимости от развития этих сфер деятельности человечества. Можно сказать, что арт-терапия постоянно развивается, и в своем развитии следует за развитием искусства. Так в арт-терапию, например, вошел постмодерн с новыми подходами как к терапии, так и к искусству – инсталляциями, перфомансами, ленд-артом… Арт-терапия – это не явление, это серьезный психотерапевтический подход, который при кажущейся простоте применения очень глубок и дает мощный психотерапевтический эффект.

А основная «концепция» – исцеление с помощью творческого самовыражения – осталась неизменной. Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической помощи, основанный на искусстве и творчестве. Как видим, ключевое слово здесь “арт” – искусство. Когда мы определяем арт-терапию, мы используем понятие “исцеление”. Арт-терапия – это способ исцеления с помощью искусства. “Исцеление”, в нашем понимании, это достижение целостности – в первую очередь, психической. Оно связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Искусство является психотерапевтическим по своей природе и сущности. И арт-терапевт целенаправленно использует искусства и творческую деятельность для сопровождения клиента в кризисный период.

Какие возможности предлагает арт-терапия, на что она способна?

Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. В арт-терапии возможно применение любых психологических теорий и моделей. Только языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки.

Арт-терапию можно применить в работе с любой проблемой – с травматическими переживаниями, с тем, о чем невозможно говорить, с психосоматическими заболеваниями, с межнациональными конфликтами, примеры можно приводить очень долго. Арт-терапией работают с детьми, которые еще не могут выразить словами свои чувства и эмоции, с пожилыми людьми, улучшая качество их жизни, эмоциональный настрой, с пострадавшими, находящимися в состоянии шока. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие саморегуляции и т.д.

Навредить арт-терапия не может, хотя может навредить арт-терапевт, если неглубоко понимает особенности применения творческих заданий, материалов, не осознает воздействие творчества.

Суть и польза наиболее распространённых методов арт-терапии

В арт-терапии столько методов, сколько видов искусства: арт-терапия (в узком смысле – использование изобразительного творчества), музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия (использование литературного творчества – сочинение сказок, эссе, хокку и других жанров поэзии)… Не может быть метода, например, мандалатерапии, поскольку для исцеления недостаточно гармонизации состояния с помощью создания мандал, а требуется более широкий контекст осознания себя, своих чувств, потребностей, устремлений, взаимодействия с миром, формирование навыков построения отношений, личностное развитие и психологическая зрелость. Создание мандал (так называемая «мандалотерапия») является, на наш взгляд, лишь одной из методик арт-терапии в узком смысле этого слова – исцеления с помощью создания художественных образов.

Изобразительное творчество

Восстановление сил при помощи

Музыка, как мы знаем, влияет на наше внутреннее состояние. Но она способна воздействовать не только на эмоции, но и на тело человека. А ктивная музыкотерапия – человек сам участвует в создании музыки (в основном – простыми инструментами, доступными аматору). Такая терапия применяется чаще всего в группах, где каждый человек играет на своём инструменте, и целью будет налаживание между людьми.

Танец – интеграция тела и эмоций

Танец помогает освобождению из тела эмоций (и позитивных, и негативных), которым человек не давал выхода в повседневной жизни. Оставаясь невыраженными, они влияют на работу тела: создают зажимы, мышечные блоки. Танцевально-двигательная терапия помогает как предотвращать образование блоков, так и разрушать их. В процессе человек может почувствовать, что улучшается не только его эмоциональное состояние (например, снижается уровень стресса), но и физическое – в движениях появляется больше свободы, их уже ничего не сковывает. Тело и эмоции приходят к равновесию.

Но групповые занятия с тренером по танцам для этой цели не подойдут – как и во всех других видах арт-терапии, терапию должна сопровождать свобода, а направлять движения может только текущее внутреннее состояние человека. Поэтому, больше спонтанности!

Раскрытие игрового и эмоционального потенциала – драматерапия

Игровая терапия соединяет в себе возможности техник по развитию воображения (например, сочинительство) и двигательных, поскольку участвует и тело. С её помощью можно обыграть беспокоящую ситуацию и осознать то, что происходит на более глубоких уровнях бессознательного. При драматерапии полное вовлечение в происходящее, помогает развивать сосредоточенность; совершенствуются навыки изобретательности, решимости, памяти; появляются ответы на волнующие вопросы, появляется возможность .

Литературное творчество и сочинительство

Так же, как и драматерапия, терапия литературой способна помочь прожить альтернативные сценарии из прошлого, чтобы избавиться от или облегчить его. Или же задействовать воображение для вариантов событий будущего.

Многие известные практики по раскрытию творческих способностей – это библиотерапия в её активной форме, например, техника “утренние страницы”. Необходимо полностью отключить голос “внутреннего критика” и писать лишь то, что приходит в голову, при необходимости предварительно задавая вопрос. Анализ написанного, если целью является генерация новых идей, происходит уже после того, как запись завершена.

Зачастую невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. В психотерапевтическом пространстве обычно практикуется мультимодальный подход – использование нескольких видов искусств, последовательная работа в нескольких творческих модальностях. Когда группа создает карту, на которой отражены места событий только что написанной сказки, после чего происходит ее драматизация – к какому виду отнести это занятие: к драматерапии, собственно арт-терапии или все же сказкотерапии? ведь в основу всего легла сочиненная сказка. Рисунок движений или танец нарисованного персонажа – это арт- или танцевально-двигательная терапия? Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал клиентов и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям, и предоставить каждому дополнительные возможности выражения своих чувств и мыслей.

Существуют ли универсальные методы арт-терапии?

Арт-терапия как метод исцеления с помощью творческого самовыражения может быть полезен всем клиентам, с любыми проблемами. Арт-терапевт выбирает (или создает) конкретную методику или использует какую-то технику для определенного клиента с учетом его запроса, жизненной ситуации. Без арт-терапевта – не будет арт-терапии. Наверное, единственное, что может использоваться для самоисцеления – это создание мандал. Рисование мандал будет гармонизировать эмоциональное состояние, но не будет арт-терапией без профессионального арт-терапевта.

Может ли человек самостоятельно определить цели и методы проработки с помощью арт-терапии?

Человек приходит на психотерапию уже с запросом, т.е. с определенной целью. Или же определяет эту цель вместе с терапевтом (арт-терапевтом) на первых встречах. Но нельзя определить направление и методику, не будучи специалистом самому. Можно использовать метод «проб» – какой-то метод может не подойти. Но вряд ли человек может это определить сам.

Например, такая распространённая проблема, как нехватка вдохновения, может быть следствием эмоционального выгорания, результатом травмирующего опыта, обусловлено особенностями развития и воспитания. Арт-терапевт не работает с симптомом (и не только), арт-терапевт работает с человеком.

Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка. Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год. Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и личностно зрелым.

Он должен понимать, как влияет на психику клиента тот или иной материал, почему в одном случае нужно дать акварель, а в другом – пластилин, в одном случае – предложить сочинить сказку, а в другом – “станцевать” свое состояние.

Арт-терапия в своём личном режиме – с чего начать?

Знакомство с арт-терапией можно начать со знакомства с арт-терапевтом. Именно он подберет необходимые методики и техники для такого знакомства. Арт-терапия – это не рукоделие и не «просто порисовать». Арт-терапия – это психотерапевтический метод.

Для улучшения эмоционального самочувствия, развития творческих возможностей, повышения энергии, расширения горизонтов личностного развития подходят любые виды творчества и не только. Кому-то важным оказывается с природой, кому-то – спорт, кому-то живопись, кому-то – общение с друзьями. Каждый человек находит себе занятие, которое его радует, дает ресурс.

Я иногда предлагаю клиентам вести «дневник удовольствий» и каждый день записывать, что порадовало, что доставило удовольствие: аромат кофе утром, красивый закат, неожиданная встреча, ванна с пеной… Каждому – свое.

Самое главное

  1. Искусство является психотерапевтическим по своей природе. Исцеление связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Творчество в любом виде может помочь в проживании и выражении своего внутреннего мира.
  2. Арт-терапия может быть полезна людям с любыми проблемами. Арт-практики, кроме того, что помогают решить существующие проблемы, дают возможность лучше познать себя. Сначала происходит постановка задачи, с которой предстоит работать, а затем определяется одна или несколько методик, поскольку универсальной не существует.
  3. Арт-терапия не может навредить. « Противопоказанием» к занятиям определёнными арт-терапевтическими практиками может быть принадлежность к творческой профессии. Например, художник будет стремиться создать эстетически привлекательный продукт, а не выразить содержания своего внутреннего конфликта. Только это условное противопоказание – с художником можно петь или танцевать, а с хореографом – сочинять сказки.

Жизнь каждого человека наполнена трудностями, переживаниями, грустью и радостью, депрессиями и воодушевлением. Несомненно, в нашем мире много разочарований, но арт-терапия поможет вам стать счастливее.

Проблемами неудачи становятся не всегда. Абсолютно любые неурядицы побеждают вас и лишают хорошего настроения только тогда, когда вы позволяете им это делать. Чтобы этого не происходило, необходимо пересмотреть оценочное восприятие мира, сделать его более гибким и позитивным. Позитивное мышление — это основа счастья, ибо любые несчастья и любые победы начинаются у нас в голове. Основной задачей арт-терапии является не избавление от негативных мыслей . Арт-терапия призвана научить вас жить с ними, не зависеть от них и не ощущать их, наблюдая лишь приятный спектр эмоций и приятные краски этого мира.

Что такое арт-терапия

Многие уже догадываются, что такая терапия связана с искусством, ибо слово «арт» в переводе с английского языка и означает «искусство». Терапия — это лечение. Депрессии и неуверенность в себе — это некая форма психологических проблем, отклонений. Многие люди дают арт-терапии статус психологического инструмента, однако основой всему является биоэнергетика.

Плохое жизненное событие, например, увольнение с работы или расставание с любимым человеком, оставляет шрамы. Дело в том, что каждый из нас имеет свое биополе и свой уровень энергетики, который должен быть стабильным и высоким. Проблемы создают дыры в нашем биополе, поэтому энергия выходит из нас, опустошая внутренний мир. Арт-терапия же заделывает эти дыры, а потом поднимает настроение. Вы спросите «как?», но ответ лежит уже в названии лечения.

Главными задачами арт-терапии являются:

  • развитие самоконтроля;
  • повышение самооценки;
  • избавление от негативных эмоций: ярости, ненависти, злости, подавленности, грусти.

Арт-терапия излечит вас и ваш внутренний мир искусством. Суть программы в том, что любой человек может выступать как творец и как тот, кто наслаждается красотой того или иного произведения человеческого ума.

Вида арт-терапии

Многие ошибочно полагают, что арт-терапия — это только рисование. Рисование, несомненно, является сильнейшим инструментом изгнания негатива, однако видов терапии несколько:

  • рисуночная терапия;
  • музыкальная;
  • танцевальная терапия;
  • библиотерапия, или книжная;
  • фильмотерапия.

Самой распространенной и простой является рисуночная терапия. Именно с нее все началось. Проще всего заставить человека изобразить свои чувства на листе бумаги, чем попросить поведать о них на словах. Первый подвид такой терапии — созерцание произведений искусства. Конечно, не у всех есть возможность посещения Третьяковской галереи, но посмотреть на живопись можно и по-другому. Дело в том, что когда вы смотрите на что-то прекрасное, вы испытываете катарсис, то есть нравственное очищение.

Второй важный вид арт-терапии, который можно назвать близким к медитациям, - музыка. Этим видом терапии ежедневно занимается почти каждый из нас, когда идет на работу, едет на машине или убирается под музыку дома. Сила музыки огромна, ведь она действует на самые потайные участки нашего сознания. Удобство такой терапии в том, что правила можете выбирать вы сами, как и саму музыку. Есть специальные аудиомедитации со звуками природы. Когда вы лежите, а вокруг играет такая спокойная и одновременно пронзительная музыка, вы очищаетесь, расслабляетесь и начинаете чувствовать мир совсем иначе. Занимайтесь аудиотерапией как можно чаще — например, во время перерыва на работе или дома в любое свободное время. Уделите 10 минут спокойствию и умиротворению. Это укрепит ваше биополе и повысит энергетику.

Фильмотерапия — это тоже вид биоэнергетического лечения, которым пользуются почти все люди, не зная об этом. Красивые и эмоциональные фильмы лечат душевные раны, делают нас сильнее. Если вы будете смотреть кино о человеке, который смог победить себя самого, изменив свою жизнь, то вы сможете перенести это и на себя. Мотивирующие фильмы действительно помогают двигаться к цели, грустные очищают нас, а красочные делают богаче наш внутренний мир, повышая энергетику, убивая депрессии.

Не все люди читают, но библиотерапия — это мощный инструмент повышения энергетики и избавления от проблем. Он в чем-то может быть даже лучше фильмов, потому что вы работаете со своим собственным воображением, рисуя себе образы в голове. С другой стороны, многие психологи и специалисты по биоэнергетике рекомендуют писать свои собственные рассказы, стихи, новеллы. Весьма интересный факт заключается в том, что большинство писателей — веселые или сосредоточенные люди, которые не имеют серьезных эмоциональных проблем, потому что все они остаются на бумаге или в памяти компьютера в виде букв. Как и в рисовании, вы можете писать что хотите — это ваше право. Не ограничивайте себя.

Есть еще один тип арт-терапии, который требует от людей полной свободы — танцевальная терапия. Цель ее — снижение напряжения. Танцуете вы дома или вместе с кем-то в специальном месте, неважно. Главное, что вы танцуете, чувствуя музыку, выражая эмоции посредством языка тела. Танцы освобождают вас, делают более свободными. Не имеет значения ваш навык — тут главное быть самим собой. Если стесняетесь танцевать перед кем-то, танцуйте дома. Эта терапия может осуществляться самостоятельно.

Так или иначе, но каждый вид терапии хорош по-своему. Сделайте это своим хобби — играйте на гитаре или другом инструменте, запишитесь в школу танцев, рисуйте, читайте, смотрите кино и пишите стихи. Всё это обязательно поможет вам избавиться от гнева, ревности, страха, беспокойства и так далее. Хватит замыкаться в себе, ибо это убивает вашу энергетику, вызывая психологические проблемы и неприятности в любви, делах, здоровье и работе.

Помните о позитивном мышлении , развив которое вы сможете создавать для себя желаемую реальность. Мысли безграничны, потому что они свободны и невесомы, однако они в то же время имеют особый вес в психологическом и энергетическом плане. Научитесь видеть себя счастливыми, тогда так и будет. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

О ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ

Терапия творческим самовыражением (ТТС) – психотерапевтический (психопрофилактический) метод, способный серьезно помочь прежде всего людям с тягостным переживанием своей неполноценности. Этим методом могут овладеть, как показала жизнь, не только врачи-психотерапевты, но и психотерапевты с не-врачебным образованием – овладеть по-своему, то есть со своими особенностями. Однако это возможно лишь тогда, когда психотерапевт, во-первых, способен искренне сочувствовать людям, переживающим свою неполноценность; во-вторых, испытывает живой интерес к духовной культуре и, в-третьих, стремится помочь человеку выразить себя целебно-творчески сообразно его природе.

В этом разделе изложены самые начала, элементы метода – даже, точнее, его аромат, который необходимо уловить для последующего более углубленного изучения ТТС по другим работам, к примеру, указанным в тексте, а также на специальных лекциях, семинарах и в психотерапевтической мастерской.

Терапия творческим самовыражением (ТТС)

Расскажу здесь о том, как могут помочь себе люди с разнообразными душевными трудностями, описанными в работе «Эмоционально-стрессовая психотерапия». Эти трудности есть расстройства настроения с нерешительностью, ранимостью, стеснительностью, тревожностью, страхами, навязчивостями, болезненными сомнениями, мнительностью, сверхценностями, ипохондриями и т. п.

Особые психотерапевтические приемы, описанные здесь, серьезно помогут в тех случаях, где указанные расстройства-трудности проникнуты переживанием своей неполноценности, своей слабости страдающим человеком, то есть он дефензивен в противовес агрессивному. При этом пока еще часто нет явной патологии, а значит, нет еще и необходимости лечиться у врача. Но необходимость эта может возникнуть, если внутренние болезнетворные причины или пагубные обстоятельства жизни продолжают свою работу и если душевной самопомощью не предупреждается становление патологического расстройства, болезни.

Нередко напряженные люди смягчают себя курением, вином, самовольно-беспорядочно принимают успокоительные или возбуждающие лекарства. Все это, приглушая напряженность, «поджигая» вялость, немало вредит организму.

Здесь речь пойдет о безопасно-мощных психотерапевтических приемах борьбы с расстройствами настроения, к которым возможно прибегнуть и не обращаясь к врачу. Это самопомощь культурными, духовными ценностями, творческим самовыражением.

Приемы традиционного элементарного самовнушения (которыми уже овладели с психопрофилактической пользой многие люди) давно вышли в жизнь, за стены медицинских учреждений, из специального психотерапевтического направления «Методы психотерапевтической тренировки (психической саморегуляции)» – так и приемы, о которых будет рассказано здесь, вышли из психотерапевтического направления «Терапия духовной культурой». Существо психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет «эмоционально-стрессовым» в широком смысле, в смысле «возвышающей» человека благотворной душевной взволнованности.

В выражении «эмоционально-стрессовое психотерапевтическое воздействие» может смутить слово «стресс». – Его не стоит бояться. Это только в житейских разговорах устоялось однобокое представление, будто стресс – вредоносный удар по человеку. Автор классического учения о стрессе Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса» (М., 1979) сетует на эту однобокость: «В обиходной речи, когда говорят, что человек „испытывает стресс“, обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение „у него температура“ означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродукция – неотъемлемое свойство жизни». Также и эмоциональный стресс – защитно-приспособительный подъем жизненных сил, вызванный эмоциональными воздействиями – может быть острым, «шумным» и внешне тихим в своей целебности и вредоносности.

Селье советует всякому человеку приобрести стойкий душевный подъем, насладительный стресс жизни. Он и сам прожил в этом состоянии долгую жизнь. Так нередко живут одухотворенные художники, артисты, ученые, влюбленные в растения садовники.

Эмоционально-стрессовое психотерапевтическое воздействие биологически основывается на благотворной лечебной работе эмоционального стресса. У разных людей по-разному, в зависимости от душевного и телесного склада и характера расстройств, формируется это целительное волнение-напряжение жизненных сил, и, стало быть, разными, иногда неожиданно найденными, тонко-поэтическими, способами приходится его вызывать.

Термин «стресс» вносит в понимание психотерапевтического дела биологический «подтекст», подчеркивает воздействие эмоционального напряжения на весь организм: работает биологическая ось Селье (гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников) с выходом в кровь «лекарств организма», внутреннего «эликсира жизни». Без специального психотерапевтического вмешательства это происходит с человеком, который влюбленностью исцеляется от недуга; с обреченным на смерть больным, который не умирает, пока в состоянии эмоционально-стрессовой увлеченности не допишет свою книгу; с солдатом, храбро защищающим Родину в сырости и холоде болот без всяких простуд мирной жизни.

Отечественный терапевт А. И Яроцкий еще до возникновения классического учения о стрессе (50-е годы нашего века) писал, в сущности, об этом же в книге «Идеализм как физиологический фактор» (Юрьев, 1908) Он понимал тут под «идеализмом» не философское направление, а охваченность идеалами, душевную приподнятость, мощно усиливающую сопротивляемость организма в отношении физических болезней.

С давних пор целители применяли различные лечебные приемы, поднимающие душу и, значит, тонус жизни (например, лечение музыкой, театральными представлениями в античные времена).

В 1887 г. в Казани, в заседании Общества врачей выступил акушер-гинеколог И.М. Львов с речью: «Душевные волнения как причина болезней и как терапевтическое средство». Он говорил, что заболевший серьезной внутренней болезнью человек должен быть захвачен какими-то интересными, веселыми делами, занятиями, хорошо бы ему иметь «хорошенький домик», где он был бы окружен заботливым теплом близких, – и тогда он скорее поправится.

О терапии творческой взволнованностью немало сказано и в художественной литературе, и в письмах писателей. Так, Чехов писал Суворину (18 августа 1893 года), что отдал Черткову «Палату № 6», «потому что перед весной и весной (...) находился в таком настроении, что (...) было все равно». И дальше: «Если бы он стал просить все мои произведения, то я отдал бы, и если бы он пригласил меня на виселицу, то я пошел бы. Этакое безличное и безвольное состояние держит меня иногда по целым месяцам. Этим отчасти и объясняется весь строй моей жизни». От расстройств настроения Чехов спасался прежде всего творчеством, творя, высвечивая в рассказах, повестях, пьесах свою индивидуальность и отодвигая, устраняя таким образом «безличное и безвольное состояние». Жалуясь Суворину на множество непрошенных гостей в Мелихове (8 декабря 1893 года), Чехов тревожился: «А мне надо писать, писать и спешить на почтовых, так как для меня не писать значит жить в долг и хандрить».

Терапия творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения) есть разработанный мною специальный сложный метод из области «Терапия духовной культурой». Существо метода – в лечебном доступном преподавании пациентам азбуки клинической психиатрии, характерологии, психотерапии, естествознания в процессе разнообразного творчества пациентов.

Метод предназначен для лечения пациентов с разнообразными душевными расстройствами, проникнутыми тягостным переживанием своей неполноценности .

Уясняя себе свои душевные, характерологические особенности в общении с творчеством больше или меньше созвучных ему по складу души, переживаниям известных творцов, товарищей по лечебной группе, в общении с собственными творческими произведениями, в творческом общении с природой, при проникновенно-творческом погружении в прошлое, страдающий человек, постигая эти свои особенности (характерологические, хронически-депрессивные, невротические и т. д.), старается найти свой путь, смысл вдохновенного целебного самовыражения, – под руководством психотерапевта и используя опыт талантливых, гениальных творцов (всегда страдающих и стихийно, каждый по-своему, лечащихся творчеством).

Когда человек совершает что-то творчески, то есть по-своему и во имя Добра (ибо творчество есть созидание – в противовес разрушению), то оживляется его душевная-духовная особенность-индивидуальность, отступает тягостная тревожно-депрессивная каша-неопределенность в душе, и все это неизменно сопровождается светлым подъемом (творческим вдохновением), в котором живут вместе и Любовь (в самом широком смысле, в том числе мягкое, доброжелательное отношение к людям с поиском хорошего, доброго вокруг), и Смысл (зачем я? куда иду? откуда? во имя чего живу?). Биологическая основа такого подъема есть эмоциональный стресс в понимании Селье (защитно-приспособительный выплеск в кровь собственных благотворных, поэтически, философски «пьянящих» лекарств).

Психотерапевтическая помощь такого рода может быть временной, эпизодической, но идеал терапии творческим самовыражением – воспитать в себе целебно-творческий стиль жизни и проникнуться им, то есть испытывать постоянно (обычно это возможно после нескольких лет лечебных занятий) более или менее выраженное творческое вдохновение.

Составные части ТТС – индивидуальные беседы с психотерапевтом, домашние задания, группы творческого самовыражения в уютной психотерапевтической гостиной (с чаем, музыкой, свечами, слайдами и т. п.), психотерапевтический театр (как особая группа творческого самовыражения исполнительским творчеством) Благодаря всему этому пациенты в течение 2-5 лет учатся выражать себя творчески (в том числе и в своем профессиональном деле), сообразно своим особенностям, для непосредственного добра людям, наполняясь богатствами духовной культуры, все подробнее и глубже высвечивая, подчеркивая для себя свои общественно-полезные особенности-способности, со светом в душе утверждаясь в «силе своей слабости».

I этап лечения:
1) самопознание («познай самого себя» – «nosce te ipsum» , лат.) – изучение собственных болезненных расстройств, своего характера; 2) познание других человеческих характеров («каждому свое» – «suum cuique» , лат.) – занятия по типологии характеров; изучение душевных расстройств.

II этап лечения:
продолжение познания себя и других в творческом самовыражении («обретает силы в движении» – «vires que acquiriteundo» , лат.), с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения – при помощи конкретных методик. Эти конкретные методики таковы: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) творческим общением с природой; 3) творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) творческим коллекционированием; 5) проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) ведением дневника и записных книжек; 7) домашней перепиской с врачом; 8) творческими путешествиями; 9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Я описал здесь кратко существо, содержание ТТС для того, чтобы всякому человеку легче было применять для самопомощи какие-то элементы, «крохи» этого сложного метода.

Итак, в чем же существо всякого (и в том числе целебного) творчества? В именно своем , индивидуальном, а значит, всегда новом, свежем взгляде на вещи, в самобытном отношении к ним.

Художественное отношение к жизни, в отличие от научного, обнаруживает не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. В этом смысле не только стихотворение или акварельный пейзаж, но и всякий творческий фотографический снимок или слайд есть автопортрет автора. Пришвин писал: «Пейзажем называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека» (Пришвин М. Незабудки. – М.: Художественная литература, 1969, с. 84).

То есть выразить себя творчески – это выразить свое отношение, например, к природе, к строительству дома, выразить себя в работе учителя и ветеринара, плотника и коммерсанта; в письме знакомому, в очерке, в беседе с человеком, в записной книжке, в чтении чеховского рассказа. Творчество проясняет, очерчивает, строит и утверждает личность автора. Человек с расстройствами настроения, как уже отмечено, в процессе творчества обретает себя, свою определенность, выбираясь из душевной разлаженности, болезненной растерянности, тревоги-неопределенности.

Как полагает в своей книге «Мозг, психика, здоровье» (М., 1972) автор концепции вероятностного прогнозирования И.М. Фейгенберг – эмоциональная напряженность, тревога обусловлены не столько самой ситуацией опасности, сколько «неопределенностью дальнейшего развития событий», при которой человек, готовый к разнообразным действиям, «не знает еще, какие именно действия понадобятся ». Творческое состояние души вносит в смятенную, аморфную душу известную определенность (в том числе, если не прежде всего, определенность прогноза), практически выражающуюся хотя бы в осознании того, кто есть я, чего стою, что умею, что должен делать в жизни, и в какой ситуации что, вероятнее всего, буду чувствовать и как буду поступать.

Человек творящий невольно и постоянно ищет для своего творчества, для преломления в своей самобытности, материал всюду вокруг себя и в своих переживаниях тоже, даже в горе. И потому он защищен надежнее, нежели человек страдающий, но нетворческий .

Психотерапевт средствами своей души высвобождает в больном человеке целебные силы природы. Это весьма сложное дело, требующее специального образования, опыта, известных врожденных способностей. Врач профессионально знает, как именно (например, творческим самовыражением) помочь человеку в зависимости от особенностей его характера, клинической картины.

В уютной лечебной группе с чаем, музыкой, свечами пациент узнает о своих болезненных расстройствах и о том, как их возможно смягчать, узнает о разных человеческих характерах, общаясь с другими пациентами группы, вглядываясь в иные болезненные расстройства и характерологические структуры, в иные, так сказать, «стили жизни», изучая их вместе с психотерапевтом. Пациент в процессе серьезной (при всей ее внешней праздничности) работы учится понимать, чувствовать в этой камерной лаборатории жизни, кто чем силен и слаб, в чем «сила слабости» и даже тягостных симптомов, что есть для него истинные ценности, как с кем вести себя для обоюдного блага, как щадить ранимость людей, как рассмотреть в людях хорошее, как даже скверные желания, преобразив, направить к добру.

Познавая людей в живом общении и через предметы их творчества (слайды, рассказы и т. д.), узнаешь глубже себя самого со своими способностями,особенностями, недостатками, дабы ярче себя применить для общественной пользы, проникнуться светлым мироощущением. Таким образом, существо ТТС – это помочь глубинно понять себя, найти главное душевное дело свое, в котором целебно выразишься и возвысишься с пользой для людей вокруг, обретя смысл жизни.

Целебное оживление творческих способностей, сил человека, думается, есть самое жизненное и порою единственно серьезное, помогающее страдающему, медицинское вмешательство, хотя для несведущего человека это вроде бы совсем и не медицина. Воздействия такого рода бывают настолько сложны, что нередко производятся опытным психотерапевтом (во всяком случае, поначалу) интуитивно, но истинная интуиция – это ведь, в отличие от инстинкта, сгущенный опыт в своем деле, лишь поначалу не осознаваемый в каждый момент в своих деталях.

Психотерапевт, врачующий в подобном духе, по необходимости есть «научный художник». Холодными и горячими внушениями, самовнушениями, разъяснениями, наставлениями во многих случаях невозможно помочь пациенту понять и почувствовать, как и что ему делать для смягчения тягостной напряженности. В процессе терапии творческим самовыражением врач вынужден побуждать к творчеству пациентов, людей с душевными трудностями, в том числе и собственной творческой индивидуальностью, собственным творческим переживанием. Этим объясняется, быть может, необычная для других медицинских работ, но насущная здесь, научная художественность изложения, изображение лечебного переживания психотерапевта, в том числе в его психотерапевтических рассказах, пьесах.

Психотерапевтические приемы, подобные приемам ТТС, рассыпаны в психотерапевтическом мире под названиями: «эстетотерапия», «арттерапия» (терапия искусством, преимущественно изобразительным), «терапия занятостью», «терапия творчеством», «музыкотерапия», «библиотерапия» (терапия книгой), «ландшафтотерапия» и т. д. Многие психотерапевты заняты терапией духовной культурой, творчеством , но лишь немногие здесь работают в духе нашей отечественной традиционной медицины, то есть достаточно подробно, проникновенно отправляясь от клинической картины душевного страдания, личностного своеобразия пациентов, дабы лечебно способствовать самозащитным природным силам пациента, заложенным и в самой картине болезни.

Реалистический психотерапевт помогает себе и своим пациентам проникнуться убежденностью в том, что каждый человек (здоровый или больной) ограничен и одновременно силен своими особенностями, что для каждого – свое, лишь бы преобладало доброе, нравственное начало.

Мы не должны никому никогда прощать аморальность, цинизм, откровенное хамство, но должны быть сдержанно-снисходительны, по-доброму внимательны к человеческим слабостям, юношеской неопытности, неразвитым вкусам. Важно понимать, что и в большом, и в малом, особенно в наше время насыщенности мира смертоносным оружием, высшая ценность – это ценность нравственная. Она и должна быть точкой отсчета.

Духовно-радостно познать, прочувствовать, что человек, не согласный с тобой, не похожий на тебя, по-своему прав, и эта его правда может добром служить людям.

Итак, терапия творческим самовыражением серьезно сообразуется с особенностями клинической картины и характера страдающего человека. Не стану, однако, здесь входить в характерологические особенности, трудности людей. Это сделано выше, в специальном разделе . Здесь же будем отправляться, в попытках помочь себе «крохами» терапии творческим самовыражением, от тех душевных трудностей, расстройств, о которых уже рассказано, и из более или менее ясного философского представления дефензивных людей о силе своей слабости.

Не входя в характерологические подробности, отмечу две полярные характерологические структуры – авторитарную (авторитарно-агрессивную) и дефензивную (пассивно-оборонительную), свойственную так называемым «слабым» людям (с переживанием своей неполноценности). В этой «слабости» есть своя сила.

Об этом важно поговорить подробнее, поскольку терапия творческим самовыражением, в своем врачебно-квалифицированном виде (для больных людей) и в упрощенно-домашних, профилактических, формах (для здоровых с душевными трудностями), как отмечено выше, особенно помогает дефензивным («слабым»). «Слабым», дабы успешно лечиться или прибегнуть к психопрофилактической самопомощи, описанной здесь, в порядке целебного самопознания необходимо разобраться в своей «слабости».

Глубокая человеческая любовь к детям, родителям, к близким людям, к своему делу и другие формы истинной, духовной, любви имеют общее неотъемлемое свойство-способность – принести себя в жертву ради этой любви.

Это свойство имеет свой прообраз и в жизни животных. И в животном царстве, как известно, мать нередко не жалеет жизни, защищая, спасая своих детей. Но особенно нежной, ласковой, жертвенной заботой друг о друге отличаются животные меланхолического темперамента («слабого типа высшей нервной деятельности» – в павловской физиологической терминологии).

Например, меланхолические кошки и собаки к хозяевам своим привязываются крепче и теплее, нежели животные других темпераментов. Пугливый ласков, привязчив, и в этой незащищенности – своя попытка защиты.

Основная поведенческая реакция меланхолических («слабых») животных в опасности – это пассивно-оборонительная реакция, то есть стремление, поджав хвост, удалиться из неприятной ситуации, тогда как «сильные» животные ведут себя в опасности преимущественно агрессивно – нападают, оскалившись.

У «слабых» животных обычно плохо, медленно вырабатываются рефлексы, помогающие выжить. «Сильному» животному (холерическому, сангвиническому, даже флегматическому) достаточно бывает один раз увидеть со стороны, как хищник или человек поймал, убил животное того же вида, чтобы в другой раз, завидев врага, спасаться или нападать (так называемый «рефлекс зрителей»). Этот «рефлекс зрителей» вяло вырабатывается у меланхоликов, и они гибнут, вымирают иногда целыми видами.

Так погибли в XVIII веке морские коровы Стеллера. Эти крупные морские млекопитающие, длиною до шести метров, громадными стадами мирно паслись под водой у берегов, питаясь морской травой, не выходя на сушу, не уходя далеко от берега. К ним можно было подплывать на лодке, когда они паслись на мелком месте, втыкать в спину между ребрами крюк, привязанный к канату, и вытаскивать животное на берег. При этом, как заметили очевидцы, морские коровы были чрезвычайно друг к другу привязаны. Например, самец следовал за пойманной самкой к берегу, когда ее тянули канатом; старался с нежной беспомощностью освободить ее, хотя его при этом били с лодки; иногда на другой и на третий день сидел над ее мертвым телом.

Исчезли от своего несовершенства морские коровы и многие другие меланхолические животные. Но в процессе эволюции перешел и к человеку «спрятанный» в пассивно-оборонительном реагировании зачаток, прообраз самоотверженной привязанности, любви к ближнему. Особенно глубокой совестливостью и связанной с ней духовной, нравственно-размышляющей углубленностью, звучащей в обыденной жизни, в научном или художественном творчестве, отличаются люди именно меланхолического темперамента (например, Дарвин, Павлов, Чехов). Потому и сохраняется в мире пассивно-оборонительная «слабость»: за этой маской врожденной физической неуклюжести и непрактичности кроются тесно с нею связанные задатки весьма уважаемых людьми качеств, которые развиваются, расцветают в общественной жизни – обостренная нравственность, совестливость, деликатность, а порой способность к тонкому анализу, незаурядное духовное творчество.

«Слабый» Гамлет слаб в практической (в широком смысле) жизни, не способен, например, к решительной мести убийством (обычной для его современников и соотечественников), потому что это не его удел. Его врожденные способности в другом – в остроумно-ясном, философически-нравственном объяснении людям сложных тайн жизни и смерти. Глубинное, нравственно-аналитическое, ответственное отношение ко всему живому, к таинственно-восхитительному естественному круговороту жизни и смерти мешает ему просто и сразу убить убийцу своего отца. Очень важно, кстати, «слабому» человеку видеть, понимать в себе тень Гамлета – именно для того, чтобы быть решительнее, благородно «практичнее» в опасности, защищая добро от зла: невиновного от несправедливости, Родину от врага.


Психологи, педагоги, работающие в различных направлениях, уже давно используют в своей работе терапию творчеством. Она очень перспективна в работе с детьми и взрослыми. С уверенностью можно сказать, что терапия творчеством эффективна.
Любое творчество - это, прежде всего, способ самовыражения, способ разобраться в себе. Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов.
Нередко продукт творчества помогает приблизить его творца к осознанию того, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.
Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. Люди с проблемами здоровья нередко считают, что им "не до того", к тому же им мешает неуверенность в своих силах, часто - непонимание окружающих, отсутствие поддержки. Сотрудники библиотек, осуществляющие работу с этой категорией граждан, должны помочь им, в том числе, убедить, что в творчестве по большому счету нет правил. Любой творческий порыв человека должен приниматься как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Он просто творит, наслаждаясь процессом. Творит, не опасаясь строгой критики, а тем более - недоумения и насмешек. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.
Действительно, для терапии творчеством не обязателен какой-либо опыт. Иногда как раз после такой работы люди начинают рисовать, писать стихи и прозу, петь, шить и так далее. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку раскрыться, а также он получает положительный опыт самой творческой деятельности.
Большое значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно и значимо для других". Это повышает самооценку, самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более оптимистичным - что особенно важно для людей с ограничениями по здоровью. Уже сам переход от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности к продуктивной (творческой), смена позиции от потребителя к созидателю производит переворот в сознании. Специалисты чаще всего считают, что важен сам процесс творчества, но не его результат. Но "сверхкомпенсация" (достижение высоких результатов) возможна и в этой области. Ведь даже продукт творчества ребенка или взрослого с нарушениями в развитии может обладать эстетической ценностью, быть интересен не только автору, но и другим, поскольку такой человек (в отношении которого принято применять термин "человек с особыми потребностями") имеет специфический жизненный опыт; взгляд на мир такой личности ценен для других своей уникальностью.
При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства проходят некое материальное воплощение в картине, вышивке, фотографии. Они оживают в стихотворении, в процессе театрального действа. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в сам момент творчества, но и в последующем, в воспоминаниях о нем, являясь мощной позитивной доминантой.
Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для людей разного возраста, но особенно - для детей и подростков. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок быстрее развивается, общаясь со своими сверстниками и получая новые знания и навыки.
Диапазон арт-терапевтического воздействия очень широк. Здесь есть всё: коррекционный, эстетический и развивающий аспекты. Занятия любым творчеством изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая найти самого себя. Оно обогащает нелегкую жизнь людей с проблемами здоровья, дарит новые впечатления, становится своеобразной отдушиной.
Более того, порой оно способствует улучшению здоровья. Определенные виды творчества в чем-то сродни лечебной физкультуре. Например, совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают и помогают развивать фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования, работа большого, указательного и среднего пальцев влияют на работу речевых центров мозга.
Любая творческая деятельность способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты. Творчество способствует прояснению осознания системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Всё вышесказанное доказывает и обосновывает бесспорное значение организации арттерапевтических мероприятий (или включения их элементов в традиционную практику) в работе с пользователями различного возраста на базе наших библиотек, особенно это касается работы с пользователями, имеющими ограничения здоровья.
Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, боди-арт (например такое направление, как роспись кистей рук), мозаика, гончарное мастерство, фотография. В арттерапии нередко используют сценическое искусство, в том числе, посредством организации кукольного театра, театра марионеток, театра теней и т.п. Шитье, создание игрушек и моделей, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется, пожалуй, рисование (разнообразные его формы). Причин здесь много, в их числе - большая доступность этой деятельности (в сравнении, например, со стихами или музыкой).
При организации любых арттерапевтических мероприятий следует учитывать, что есть несколько условий, которые необходимо соблюдать.
  1. Любое творчество должно быть радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Нужно стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству, поддерживать инициативу, а сами занятия обставлять как очень важное, интересное и радостное дело.
  2. Организатор занятий должен сопереживать, радоваться творению вместе с его автором (пусть даже оно еще не очень замысловато), поддерживать стремление совершенствоваться, двигаться дальше, не позволять автору излишне акцентировать внимание на неудачах. Это не означает отсутствия критики вообще, однако, критика должна быть крайне тактичной, доброжелательной и образно говоря "мимолетной".
Здесь нельзя не сказать, что библиотекари могут и должны рассказывать о творческих удачах своих пользователей, вывесив наиболее удачные рисунки на видном месте, устроив персональную выставку фотографий или, например, осуществив издание коллективного сборника стихов. Пусть человек с ограничениями здоровья радуется, любит свое творчество. И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Особенно это касается ребенка, подростка. И, может быть, тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и поможет ему в его не очень легкой жизни.
Есть многочисленные положительные примеры из практики работы арттерапевтических студий, работающих на базе библиотек, которую посещают "особые" дети совместно с другими детьми на основе интеграции в здоровую среду. Подобные занятия организуются и для взрослых людей с ограничениями здоровья. Важный момент - творческие занятия должны проходить в первую очередь в качестве реабилитации, затем уже носить обучающий характер.
Человек приходит в библиотеку в определённом настроении, со своими проблемами, чувствами и эмоциями. Ему важно не только рассказать, поделиться, но и решить определённый круг вопросов. Как помочь, как понять, что происходит с ребёнком или взрослым, если он сам не может, не хочет, не настроен рассказывать о проблемах, а может и хочет, но эмоции настолько сильны, что нет возможности его правильно понять и принять. Но выход есть – предложить заняться творчеством, отрешиться от всего, настроиться на своё настроение и посмотреть внутрь себя, понять, что является главным и важным в этот момент и "творить свою жизнь на листе". И в результате мы получим не только выход эмоций, но и способ релаксации.
Именно библиотека может быть центром творческого, эмоционального развития личности, особенно детской. Другой социум (дети и взрослые), отличный от дома, школы, интерната, подразумевает новое общение, доверие, познание, возможность разделить свои увлечения с таким же, как ты. В библиотеке мы, специалисты, должны стремиться к этому, людей с ограничениями жизнедеятельности должны встречать не только книги и знания, увлечения и досуг, но и доброжелательная, комфортная атмосфера. Атмосфера, свободная от навязывания стереотипов, принятие человека таким, каков он есть, уважение и понимание.