Поведенческий аудит безопасности в образовательных учреждениях. Поведенческий аудит: методика управления организационным поведением. Возникающие проблемы с внедрением проверки

На большинстве предприятий страны охрана труда ограничивается заполнением журналов, бумажек, реагированием на несчастные случаи, поиском и наказанием виновных.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Дабы своевременно предупреждать и выявлять потенциально опасные ситуации, стоит узнать, что такое поведенческий аудит безопасности.

Необходимые сведения

Аварии, травматизм на производстве вызываются опасными действиями работников. Проведением своевременного поведенческого аудита снижается вероятность несчастных случаев.

Таким образом, можно избежать непредвиденных финансовых затрат, сохранить здоровье трудящихся.

Определения

Если кто-либо в группе отсутствует по веским причинам, его обязанности выполняет заместитель. Для этого издается приказ.

Как составить корректирующие мероприятия

С учетом полученных результатов проведенного ПАБ специалисты подготавливают предупреждающие и корректирующие действия.

Одновременно назначаются за их выполнение, устанавливаются сроки. После производится контроль выполнения поставленного задания.

Профессиональная деятельность руководителей оценивается на основании выполнения запланированного проведения ПАБ, своевременного воплощения корректирующих мер.

С целью исправления поведения работника концентрируется его внимание на последствиях поведения. Воздействие производится не спустя время, а сразу незамедлительно, конкретно и последовательно.

Мера помогает закрепить хорошее поведение трудящегося на будущее. Примеры опасных действий:

  • работы выполняются с использование неисправного оборудования;
  • использование инструмента, предназначенного для других видов работы;
  • не применяются средства индивидуальной защиты.

Пример составления графика процедуры

Ответственный за проведение поведенческого аудита безопасности руководитель обязан составить общий график работы отдельно по каждой составляющей процесса:

  • структурной единице;
  • обучению членов команды;
  • координации действий работников;
  • заполнения форм поведенческого аудита по охране труда;
  • передаче данных;
  • доведению информации до ответственных сторон.

Не имеет значения, сколько раз проводится аудит. В этом вопросе важна регулярность. Для этого и составляется график.

Документ обязан содержать следующие данные:

  • день или периодичность проведения исследования;
  • наименование участка;
  • ФИО, .

Графики должны быть в обязательном порядке согласованы с начальниками управления ООС, ППБ. Также они подлежат обязательному утверждению главным инженером или первым заместителем генерального директора.

Важно помнить, что поведенческий , а это двусторонний процесс, основан на взаимодействии между руководителем и работником, за поведением которого ведется процесс наблюдения.

Образец заполнения заключения

Все результаты проведенного исследования отражаются в ежемесячных отчетах стандартных форм.

Окончательное заключение о проведенной проверке, содержащее рекомендации по исправительным мероприятиям, подлежит согласованию с руководителем объекта.

Обязательное условие – издание на предприятии приказа руководителя о выдаче премии не нарушающим правил безопасности работникам. Что призвано побудить и других сотрудников поступать так же.

В документе, содержащем результат проверки, опасные условия, поведение относятся к определенной группе наблюдений. При этом учитываются последствия, к которым они могут привести.

Заключение о проверке должно содержать следующие данные:

  • название обследованного участка;
  • дату аудита;
  • ФИО ответственных лиц;
  • количество работников, участвовавших в проверке;
  • продолжительность (часы);
  • количество отмеченных опасных действий, условий;
  • назначенные корректирующие действия;
  • сроки, отведенные на исправление нарушений;
  • перечень ответственных лиц.

В отчете не указываются имена сотрудников, которые работали на участке, где проводился аудит.

Возникающие проблемы с внедрением проверки

С применением наказания возникает несколько проблем. Самая большая трудность носит психологический характер. Руководителю приходится учиться, непросто наказывать, но так, чтобы это поощряло работника к изменениям.

Это может потребовать поменять личностные черты ответственного сотрудника. Что требует серьезной, кропотливой работы.

Нюансы на производстве

Методика для оценки поведенческого аудита безопасности на производстве может применяться различная.

Существует несколько видов:

Обе системы направлены на предупреждение аварий и несчастных случаев, которые часто являются следствием небезопасного поведения персонала.

Процедура задействует следующие разделы производства:

  • 100% обучение персонала;
  • ответственность;
  • хранение документации;
  • выполнение указаний – каждый работник в течение дня имеет при себе бланк установленной формы.

В бланке обратной связи указываются следующие данные — отдел, ФИО работника, Содержание записи, отметка о выполнении (хорошо, плохо), дата.

В течение дня работник, заметив нарушение правил, делает сотруднику корректное замечание, объясняет суть опасности и предлагает методы решения проблемы.

Проведение регулярных поведенческих является залогом успешного и безопасного функционирования предприятия. Благодаря этому снижается травматизм на рабочих местах и соблюдаются правила техники безопасности.

Поведенческий аудит безопасности

На каждом предприятии существует техника безопасности, которую обязаны соблюдать все сотрудники, во избежание несчастных случаев или травматизма на производстве. Нарушение установленных правил безопасности грозит работнику выговором или боле серьёзным наказанием.

Вопросу охраны труда должно отводиться значительное место при проведении инструктажа нового служащего, поскольку от этого может зависеть его жизнь и здоровье. Но на практике всё чаще встречаются случаи халатного отношения к требованиям техники безопасности и пренебрежение установленными правилами и нормами.

Новый уровень обеспечения охраны труда заключается в выявлении возможных опасных ситуаций и в их предотвращении. На этих принципах и основывается поведенческий аудит безопасности (ПАБ), который широко применяется во многих организациях.

Что такое ПАБ?

Он является частью системы по охране труда на предприятии. Таким образом ПАБ представляет собой надзор за действиями сотрудника, а также за его рабочим местом в процессе выполнения определённого вида работ. После этого аудитор проводит беседу с сотрудником и сообщает все обнаруженные ошибки и несоблюдения тех или иных правил безопасности.

Процесс проведения проверки зависит от специфики и особенностей каждой конкретной организации, поэтому аудит регламентируется локальным документом, который составляется на предприятии.

Приказом назначаются члены комиссии и обозначаются подразделения, которые необходимо проверить.

Для наглядности рассмотрим ПАБ в виде таблицы:

Объект наблюдения Что проверяется
Сотрудник, заметивший аудитора на своём рабочем месте
  • приводит в надлежащий вид свои средства защиты;
  • перестраивает рабочий процесс;
  • пытается скрыться от проверяющего;
  • меняет рабочую оснастку;
  • устанавливает необходимые защитные средства или ограждения.
Поза работника и его действия
  • служащий подвергает себя и других опасности;
  • рабочая поза работника небезопасна и может привести к падению или удару;
  • сотрудники вдыхают опасные и вредные вещества;
  • удар электричеством.
Использование специальной защитной одежды, обуви и других приспособлений
  • устанавливается степень соответствия средств ИЗ виду выполняемых работ;
  • проверяется наличие защитных средств;
  • используют ли сотрудники в ходе работы средства защиты;
  • проверяется правильное применение защиты.
Состояние рабочего инструмента и оборудования
  • проверяется исправность и безопасность производственного оборудования и приспособлений;
  • правильно ли использует персонал инструменты для работы;
  • не применяют ли самодельные приспособления.
Следование инструкциям, правилам и технологическим процессам
  • выясняется доступность на рабочих местах данных процедур и инструкций;
  • полностью ли все возможные риски и опасности прописаны в данной документации;
  • соблюдают ли работники все установленные правила;
  • все ли допуски к опасной работе вписаны в инструкции и наряды;
  • осуществляются или нет проверки и замеры воздушной среды.
Порядок и чистота на рабочем месте
  • каким образом поддерживается порядок и соответствует ли он установленному классу чистоты;
  • проверяется рациональность расположения на месте работы инструмента и оснастки.

ПАБ основан на взаимодействии аудитора и работника. Он является интерактивным процессом, в который включены не только проверяющая и проверяемая сторона, но и инструмент, оснастка, рабочее место и средства защиты, применяемые служащим в рабочем процессе.

Как проводится ПАБ?

Для большей наглядности и понятности рассмотрим два варианта, которые могут встретиться в ходе проверки.

Вариант 1. Работник соблюдает правила безопасности

Вариант 2. Работник не соблюдает правила безопасности

  1. В процессе наблюдения за деятельностью сотрудника аудитор обнаружил факты нарушения правил техники безопасности.
  2. Проверяющий должен остановить рабочий процесс.
  3. Аудитор обязан обсудить небезопасное действие служащего, обговорить с ним все возможные последствия и исходы.
  4. Следует уточнить у работника возможно ли выполнить данное действие более безопасно.
  5. Проанализировать причину нарушения сотрудником правил техники безопасности и сделать выводы, которые будут указаны в отчётном документе.
  6. Обсудить с работником мероприятия по охране труда, узнать, как часто проводится обучение и периодический инструктаж.
  7. Поблагодарите проверяемого и заручитесь обещанием в дальнейшем не нарушать правила безопасности.

Данные, которые были получены в ходе проведения проверки, должны быть проанализированы. Аудитор должен составить отчёт, в котором будут указаны все выявленные нарушения и несоответствия установленным на предприятии правилам и нормам безопасности.

Отчётная ведомость составляется в произвольной форме. В ней необходимо указать:

  • участок проведения ПАБ;
  • дату осуществления проверки;
  • количество работников, которые подверглись надзору;
  • продолжительность проверки (указывается количество часов);
  • количество выявленных нарушений техники безопасности;
  • перечень корректирующих и предупреждающих действий;
  • данные аудиторов, проводивших проверку.

В отчёте должны содержаться данные работников, чьи действия подвергались ПАБ. Выявленные нарушения должны быть квалифицированы по степени тяжести:

  • 3 – возможность летального исхода;
  • 2 – возможность получения тяжёлой травмы или увечья;
  • 1 – возможность получения травмы лёгкой степени тяжести.

Кто проводит ПАБ?

В качестве проверяющих выступают руководители высшего и среднего звена. В число аудиторов могут входить:

  • управляющий директор;
  • начальники подразделений или цехов;
  • сменные или старшие мастера;
  • сотрудники отдела по охране труда и технической безопасности;
  • служащие бюро инспекторского надзора за производством.

От масштабности проверки зависит должность, занимаемая аудитором. Чем выше подразделение, в котором происходит ПАБ, тем выше должность проверяющего.

Частота проведения проверок не регламентирована, главное, чтобы они производились на регулярной основе с определённой периодичностью. Это поможет на ранних этапах выявить проблемы, связанные с нарушением правил безопасности и устранить их.

В подразделениях составляются специальные графики. В них указывается дата проведения аудита, участок, который будет подвергнут проверке. Также в нём обозначаются фамилии руководителей, которые будут выступать в качестве проверяющих.

Перед проведением ПАБ руководители различных уровней, которые выступают в качестве аудиторов, должны пройти обучение и первичный инструктаж. На нём проверяющие будут ознакомлены с правилами общения и поведения на производстве. В ходе обучения они узнают правила и методы заполнения отчёта по результатам проведённого аудита.

Заключение

Охрана труда на производстве направлена на предотвращение возможных травм и увечий, которые могут получить сотрудники в ходе выполнения производственного задания. За деятельностью служащих и соблюдением ими правил техники безопасности должен вестись регулярный контроль. Для этого на предприятии проводится ПАБ.

Стоит признать, что во многих организациях охрана труда сводится к заполнению многочисленных бумажек, журналов, реагированию на уже произошедшие несчастные случаи, поиск виновных и их наказание. Качественно иным уровнем организации охраны труда является использование механизмов предупреждения и выявления потенциально опасных ситуаций (действий и условий). Поведенческий аудит безопасности (далее ПАБ) относится к одному из видов таких механизмов.

Поведенческий аудит безопасности – это часть системы управления охраной труда. По сути, ПАБ — это наблюдение за действиями работника, его рабочим участком в процессе выполнения работником производственного задания с последующей беседой между работником и аудитором. Процедура проведения поведенческого аудита безопасности зависит от специфики организации, поэтому организация регламентирует ее локальным документом.

В качестве аудитора(ов) выступают руководители и специалисты всех уровней: генеральный директор, руководители подразделений/отделов, начальники участков, мастера смен, сотрудники отдела охраны труда и т.д. Разница состоит в масштабах участков наблюдения, охватываемых данными сотрудниками: генеральный директор проводит аудит на всех участках организации, а, например, мастера смен только на участках, за которые они непосредственно отвечают.

Частота проведения поведенческого аудита безопасности в различных организациях может отличаться. Главное, чтобы он проводился на регулярной основе. Для этого составляются графики проведения ПАБ. В графике отражается конкретный день или частота проведения поведенческого аудита безопасности, наименование участка или подразделения, указывается, кто выступает в роли аудитора(ов).
Перед проведением поведенческого аудита безопасности руководители разных уровней и специалисты, принимающие в нем участие, должны быть обучены методам и навыкам наблюдения и общения, порядку заполнения отчета. Как правило, в крупных компаниях эти функции ложатся на специально обученных тренеров.

Продолжительность нахождения аудитора(ов) на рабочем участке может составлять от 20 до 40 минут (в данное время не включен процесс оформления отчета по результатам ПАБ). Все зависит от характера производства, количества работников на рабочем участке, сложности выполняемых работ.
В процессе наблюдения аудитора интересуют следующие категории:

Схематично ПАБ можно представить следующим образом:

Наблюдаем за: Возможные варианты:
реакцией работника, заметившего на объекте лицо, осуществляющее поведенческий аудит
  • Приводит в порядок СИЗ;
  • Меняет положение;
  • Перестраивает работу;
  • Прекращает работу;
  • Наклоняется, прячется;
  • Меняет инструмент;
  • Подсоединяет или устанавливает необходимые защитные устройства или ограждения
  • положением (позой) работника или действием людей
  • Не подвергает ли кто-нибудь себя опасности получения травмы;
  • Безопасны и правильны приемы работ;
  • Не находится ли кто-либо в небезопасном положении, в результате которого, возможны падение, столкновение, удар, захват;
  • Вдыхание опасных веществ;
  • Поглощение опасных веществ;
  • Поражение электротоком
  • правильным применением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты
  • Соответствует ли спецодежда и СИЗ характеру выполняемых работ;
  • В наличии ли регламентированные для данных работ СИЗ;
  • Используют ли работники, положенные средства индивидуальной защиты;
  • Правильно ли используются СИЗ? Если нет, то почему? Возможно, что СИЗ неудобны в ношении или мешают выполнению работ
  • состоянием инструментов и оборудования
  • Находится ли оборудование в исправном и безопасном состоянии;
  • Используется ли в соответствии с правилами эксплуатации, по назначению;
  • Не используются ли самодельные, кустарно выполненные приспособления и ручной инструмент
  • выполнением требований инструкций, правил и процедур
  • Доступны ли процедуры и инструкции;
  • Адекватны ли правила, инструкции выполняемым работам;
  • Идентифицированы и описаны ли все потенциальные опасности, риски и методы управления ими;
  • Соблюдаются ли установленные правила;
  • Правильно ли выписаны наряды — допуски, разрешения на выполнение опасных работ;
  • Проведены ли замеры воздушной среды
  • порядком на рабочем месте.
  • Поддерживается ли порядок на рабочем месте;
  • Обеспечено ли рациональное размещение инструментов, деталей, оборудования;
  • Не допущено ли загромождение, захламленность проездов и проходов, убраны ли неиспользуемые инструменты и оборудование;
  • Препятствия у лестниц, площадок
  • Важно помнить, что поведенческий аудит безопасности – а это интерактивный процесс, то есть основан на взаимодействии между аудитором и работником, за поведением которого ведется процесс наблюдения.

    Схематично ПАБ можно представить следующим образом:

    Информация, полученная в ходе проведения поведенческого аудита безопасности, подлежит регистрации и анализу. Для этого каждая организация регламентирует форму отчета. Как правило, в данный отчет включается следующее: участок, на котором проводился ПАБ; дата проведения ПАБ; ФИО аудиторов; количество работников, за которыми наблюдали во время ПАБ; продолжительность ПАБ в часах; количество наблюдаемых опасных действий и условий, при этом выявленные опасные действия (условия) необходимо отнести к определенной категории (см. категории наблюдения) и оценить в свете тяжести потенциальных последствий («3» — потенциально смертельный случай, «2» — потенциально тяжелая травма, «1» — потенциально легкая травма); корректирующие действия (принятые немедленно и долгосрочные, решаемые в рабочем порядке или же с привлечением вышестоящего руководства) с указанием сроков и ответственных за исправление. Отчет не должен содержать имен сотрудников, в отношении которых проводился аудит.

    Необходимо понимать, что без заинтересованности со стороны аудитов, без диалога на тему безопасности между аудитором и работником, без желания выявить истинные при-чины нарушений со стороны работников, без желания совершенствовать слабые места в СУОТ, без системы обработки отчетов, без анализа корректирующих мер поведенческий аудит безопасности проводить бесполезно. Весь процесс ПАБ сведется к «заполнению бумажек».

    Безопасное поведение — это норма, а поведенческий аудит безопасности – это способ формирования данной идеи у всех работников!

    Лекции 7. Поведенческий аудит.

    1. Понятие и цель поведенческого аудита.
    2. Этапы поведенческого аудита.
    3. Эффективность метода модификации поведения.

    Завершающий этап взаимодействия человека и организации – это управление и модификация поведения работника в целях реализа­ции индивидуальных и групповых интересов и достижения необхо­димой организационной эффективности.

    Ф. Лютенс и Р. Крайтнер разработали алгоритм модификации ОП, т.е. ими была предложена и описана технология модификации. Основное звено данной технологии – сбор исходной информации. В качестве единиц наблюдения выступают различные формы поведения, связанные с работой, именуемые поведенческими событиями (ситуациями).

    Поведенческий аудит основополагающий элемент рефлексивного поведения организации, направленного на повышение эффективности. Задача поведенческого аудита заключается в выявлении ключевых поведенческих событии, относящихся к конкретному виду трудовой деятельности, и влияющих на ее результаты.

    Поведенческий аудит - интерактивный систематический и документированный процесс, который основывается на наблюдении за действиями работниками во время выполнения им производственного задания, его рабочим участком или местом, и последующей беседе между работником и аудитором.

    Целью поведенческого аудита является предоставление объективной информацию о критически значимых формах поведения, наличии функциональных форм поведения, частоте появления дисфункционального поведения.

    В соответствии с этим функциональные виды поведения требуют положительного подкрепления, а дисфункциональные – негативного подкрепления или наказания.

    Поведенческий аудит предполагает:

    1. Немедленное исправление опасного поведения.

    2. Немедленную поддержку или поощрение безопасного поведения и тех усилий, которые работник предпринял, чтобы выполнить требования безопасности.

    3. Выявление причин выполнения работы с нарушениями правил безопасности.

    4. Определение корректирующих мер.

    Поведенческий аудит дает возможность контролировать риски производственного характера и профессиональных заболеваний, повышать эффективность производства, является эффективным механизмом обучения, дает возможность оценить, насколько действия персонала следуют процедурам и правилам, как выполнять работу более безопасно.

    Основные этапы поведенческого аудита: идентификация, измерение поведенческих событий, функциональный анализ поведения, внедрение.

    1. Идентификация - выявление форм поведения, связанных с тру­довой деятельностью. На этом этапе выявляются ключевые формы поведения, или поведенческие события, которые оказывают существен­ное воздействие на деятельность организации (производство, прода­жу изделий или обслуживание клиентов).


    Процесс выявления ключевых поведенческих событий осуществ­ляется двумя путями, отличающимися способом получения первич­ной информации.

    Первый путь подходит для решения проблем конкретного менеджера. В качестве источника первичной информации ис­пользуется опрос непосредственных руководителей и самих исполните­лей.

    Второй путь : заключается в проведении регулярного поведенчес­кого аудита, к которому привлекается внутренний штаб­ной персонал и (или) внешние консультанты.

    Выявлению ключевых поведенческих событий способствует со­блюдение следующих методических принципов:

    · Измеримость - фиксируемые формы поведения должны быть доступны для наблюдения и количественной оценки.

    На этом же этапе подлежащие записи поведенческие события должны быть не только зафиксированы, но и дифференцированы:

    · на функциональные (способствующие выполнению производственных задач);

    · на дисфункциональные (которые отвлекают от производствен­ных задач или сказываются на них отрицательно).

    2. Измерение поведенческих событий, которое осуществ­ляется на основе материалов, собранных на первом этапе. Результаты измерения могут привести к уточнению или пересмотру первоначаль­ных представлений (исходной позиции) менеджмента о статусе пове­денческих событий, как ключевых.

    Цель измерения, проводимого на втором этапе, состоит в том, чтобы выявить ключевые формы поведения на основании количественной оценки частоты их повторения.

    3. Функциональный анализ поведения - проводится после выявления ключевого поведения, относящегося к данной дея­тельности, когда определена частота соответствующих поведенчес­ких событий.

    Функциональный анализ в литературе по ОП известен как ABC-анализ (английская аббревиатура на­звания метода, которая образована из первых букв слов: antecedent (предпосылка), behavior (поведение) и consequence (последствие) и заключается в выявлении как предпосылок А, так и результатов С поведенческого события В.

    Он методологически целиком опирает­ся на бихевиористскую теорию научения, согласно которой знание предшествующих и ре­зультирующих ситуаций имеет решающее значение для понимания, предсказания и контроля поведения людей вообще и в организации в частности.

    Функциональный анализ находит практическое применение и мо­жет быть использован, когда менеджеры сталкиваются с неожиданны­ми негативными изменениями в поведении подчиненных. Он позволя­ет обнаружить не только предпосылки, являющиеся стимулами такого поведения, но и последствия, которые его подкрепляют, выявляет кон­курирующие ситуационные факторы для каждого вида поведения.

    3. Внедрение – этап поведенческого аудита,цель которого состоит в усилении и повышении частоты вос­произведения функциональных форм поведения и (или) ослаблении и уменьшении частоты дисфункционального поведения.

    Наиболее эф­фективными в зависимости от ситуации являются стратегии позитив­ного подкрепления и комбинирования наказания и позитивного под­крепления.

    Стратегия позитивного подкрепления или поощрение, выступает в качестве позитивного способа контроля поведения, в то время как негативное подкрепление - форма негатив­ного контроля.

    Негативный контроль, заключающийся в различного рода нака­заниях, можно считать традиционным и наиболее широко применяе­мым и в современной практике менеджмента.

    Различие между этими двумя способами внешнего контроля связано и с характером внутрен­них побуждений, лежащих в основе того или иного поведения, отно­сящегося к работе.

    Позитивный контроль, основанный на позитивном подкреплении, как показывает практика, гораздо более эффективен и устойчив, чем негативный.

    Кроме того, он способствует созданию в организации (под­разделении) существенно более (по сравнению с негативным) здоро­вого и благоприятного для продуктивной работы климата.

    Позитивный подкрепляющий фактор, применяемый в стратегии вмешательства в рамках модификации ОП, может быть любым, лишь бы он усили­вал формы поведения, обеспечивающие эффективность производ­ственной деятельности. Чаще всего считают, что логичным, а иногда и единственным позитивным подкреплением, доступным менеджеру, являются деньги.

    Поми­мо денег другими факторами позитивного подкрепления, весомыми, доступными практически всем менеджерам, ответственным за поведе­ние работников, и не требующими затрат, являются социальные сти­мулы (внимание, признание) и оценка деятельности, выполняющая функцию обратной связи.

    Эти подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, признание и обратная связь) могут эффективно применять­ся в качестве результативной стратегии в рам­ках модификации ОП для повышения трудовых показателей работников.

    Широкое применение находит стратегия комбинирования наказания и позитивного подкрепле­ния. Несмотря на очевидные преимущества позитивного контроля, в ряде поведенческих ситуаций применение наказания для ослабления и уменьшения частоты нежелательного поведения ока­зывается необходимым. Это справедливо особенно в отношении небе­зопасных видов поведения, которые необходимо срочно пресекать.

    Вы­ход заключается в умелом комбинировании наказания и позитивного подкрепления таким образом, чтобы при первой возможности обязатель­но отметить желательное поведение тем или иным способом, напри­мер, знаками одобрения.

    При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы ни при каких обстоятельствах наказание не оказывалось единственной формой реа­гирования руководителя на дисфункциональное поведение.

    Будущим руководителям необходимо знать, что например выговор за тот или иной про­ступок вовсе не гарантирует того, что это данный проступок не повто­рится в отсутствие внешнего контроля. Также известно, что систематические наказания чреваты состояниями тревожности или озлоблен­ности, хронической неудовлетворенностью или стрессом.

    Но самая сложная проблема, возникающая с применением нака­зания, состоит в психологической трудности, обусловленной сменой (руководителем) роли наказывающего на роль поощряющего. Укоре­нившаяся привычка к наказаниям как средству контроля поведения может быть связана как с личностными особенностями руководителя, так и обусловлена свойствами культуры организации или среды, в ко­торую она погружена. Поэтому освоение позитивных средств контро­ля требует серьезной и кропотливой совместной работы руководите­ля и службы персонала.

    Оценка результатов внедрения производится с тем, чтобы сделать обоснованные выводы относительно действенности выбранной системы мероприятий и эффективности методики функциональ­ного анализа в целом. При этом в случае если сколько-нибудь значи­мые результаты не наблюдаются, то вся последовательность этапов повторяется до получения удовлетворительных результатов.

    Мониторинг результатов внедрения предполагает осуществление оценки на всех четы­рех уровнях: реакции, научения, изменения поведения и показателей деятельности.

    Уровень реакции характеризует отношение персонала, являюще­гося субъектом и объектом функционального анализа, к мероприяти­ям по его применению.

    Положительная реакция:

    · повышает вероятность эффективного применения данной тех­нологии в организации;

    · способствуют получению организационной поддержки;

    · дает полезную информацию для разработки последующих про­грамм;

    · может повысить эффективность трех других уровней;

    · содержит информацию, позволяющую сравнить состояния, как отдельных подразделений, так и положение дел в разные мо­менты времени.

    Уровень научения относится к определению степени понимания лиц, применяющих технологию функционального анализа, его теоре­тических основ и сути применяемой методики и ее этапов.

    Уровень изменения поведения связан с ответом на вопрос, како­вы масштабы реальных изменений в формах поведения.

    Уровень показателей деятельности - наиболее важен, посколь­ку дает ответ на главный вопрос, ради которого используется техноло­гия модификации ОП - произошло ли ожидаемое улучшение показателей производ­ственной деятельности подразделения или организации. Положительная реакция персонала, освоение базовых понятий и изменение поведенчес­ких реакций - это промежуточные цели.

    Главная цель - улуч­шение количественных показателей, таких, как объем и качество про­дукции, производительность, текучесть кадров, число прогулов, количество жалоб клиентов, сотрудников, качество медицинских ус­луг, скорость возврата инвести­ций и др.

    (поведенческий аудит безопасности (далее - ПАБ) – процесс, при котором Группой по устранению рисков ведется наблюдение за поведением работников во время выполнения ими производст­венного задания, за организацией и условиями рабочих мест/участков, техническим состоянием оборудования, инструментов и приспособлений, наличием всех необходимых внутренних документов (инструкций, процедур, стандартов и т. д.) с последующей обучающей, мотивирующей беседой с работниками, непосредственно участвующими в организации и ведении работ.

    ЦЕЛИ

    Надлежащее проведение аудитов безопасности позволит достичь следующих целей:

    1. Развитие приверженности и лидерства к вопросам охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды (далее - ОТ, ППБ и ООС), безопасности руководителей всех уровней и работников;

    2. Вовлечение руководителей всех уровней и работников в процесс выявления и управления рисками ;

    3. Развитие и улучшение коммуникаций между руководителями и работниками по вопросам безопасности;

    4. Обеспечение выполнения требований действующего законодательства, а также нормативно-локальных актов Общества по ОТ, ППБ и ООС;

    5. Повышение эффективности обучения в области ОТ, ППБ и ООС;

    6. Мотивация руководителей и работников;

    7. Повышение сознательного отношения работников к вопросам ОТ, ППБ и ООС, стимулирование безопасного поведения и условий труда при выполнении производственных задач;


    8. Реализация политики Общества, направленной на отсутствие происшествий и аварий.

    выполнения работы с нарушениями правил безопасности (недостаточное обучение, понимание, невнимательность, выдача производственного задания с нарушениями, отсутствие ресурсов в необходимом количестве и т. д.);

    9. выявление слабых сторон СУ;

    10. определение корректирующих мер;

    11. подтверждение приверженности принципу безопасной работы.

    12. Неотъемлемым условием поведенческого аудита безопасности является беседа с работником (работниками).

    13. В процесс проведения поведенческих аудитов безопасности вовлекается максимальное количество руководителей, специалистов, других работников Общества, находящихся на месте проведения работ.

    14. Исправление и остановка опасного действия/условия в процессе проведения поведенческого аудита безопасности должны быть немедленными, поскольку немедленное исправление и остановка снижает вероятность травм и иных негативных последствий, а мотивация безопасного действия/условия увеличивает вероятность повторения подобного безопасного поведения в будущем.

    ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ

    АУДИТОВ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Для регулярного и активного участия в процессе поведенческого аудита безопасности работников Общества и максимального охвата аудитом всех объектов организации ежегодно составляются графики аудитов безопасности.

    2. Графики проведения аудитов разрабатываются руководителями структурных подразделений, руководителями структурных подразделений цехового персонала, согласовываются с начальником управления ОТ, ППБ и ООС, утверждаются главным инженером-первым заместителем генерального директора Общества в срок до 15 декабря текущего года.

    3. График проведения аудитов безопасности должен быть составлен таким образом, чтобы руководители структурных подразделений, руководители структурных подразделений цехового персонала проводили не менее 4 аудитов в месяц на объектах, местах производства работ.

    4. Контроль за соблюдением графиков осуществляется управлением ОТ, ППБ и ООС Общества.

    5. Для осуществления аудитов безопасности формируются группы по устранению рисков (далее Группа).

    5.1. В состав Группы входят руководители и специалисты структурных подразделений управления добычи нефти и газа, управления эксплуатации трубопроводов, управления по подготовке и сдачи нефти и газа, работники управления ОТ, ППБ и ООС, а также работники структурных подразделений цехового персонала (начальник цеха, заместители начальника цеха, специалист ОТППБ) не менее 3 человек, но не более 4-6 человек, участвующие в процессе поведенческого аудита безопасности.

    5.2. Руководители Групп назначаются приказом генерального директора.

    5.3. На время отпуска, болезни и в других случаях отсутствия членов группы, выполнение их обязанностей возлагается на работников, замещающих их по должности, либо по приказу.

    5.4. Группы осуществляют аудиты безопасности в соответствии с предварительно утвержденными графиками проведения аудитов безопасности или внепланово.

    5.5. Основные функции Группы: наблюдение, беседа и обучение (корректировка опасных действий/условий, мотивация безопасных действий/условий), устранение рисков, фотографирование аудируемых объектов;


    6. Для вовлечения и совершенствования лидерских качеств руководителей в области ОТ, ППБ и ООС не рекомендуется определять руководителя Группы из числа работников управления ОТ, ППБ и ООС.

    7. По инициативе руководителей Общества могут проводиться целевые (внеплановые) аудиты. Участие в целевых (внеплановых) аудитах является элементом проявления лидерства работников в вопросах ОТ, ППБ и ООС.

    ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

    ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АУДИТА БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Руководителю Группы перед проведением аудита безопасности необходимо направить напоминание участникам Группы по устранению рисков о месте и времени планируемого аудита, а также возможных проводящихся работах, требующих наибольшего внимания.

    2. Аудит безопасности следует проводить в присутствии руководителя структурного подразделения аудируемого объекта и/или непосредственного руководителя работ.

    3. При проведении аудита безопасности руководителем структурного подразделения цехового персонала необходимо присутствие непосредственного руководителя работ на аудируемом объекте.

    4. Руководитель Группы управляет процессом аудита, определяя последовательность аудируемых объектов, продолжительность аудита, а также расставляет акценты непосредственно во время его проведения, руководствуясь памяткой для работника проводящего ПАБ и методикой проведения беседы во время проведения ПАБ.

    5. Участники Группы при проведении аудита на территории объектов должны использовать все необходимые средства индивидуальной защиты в соответствии с требованиями Общества и требованиями аудируемого объекта. Участие в аудитах без выполнения данного требования запрещено.

    6. Во время проведения аудитов безопасности необходимо концентрироваться на вопросах ОТ, ППБ и ООС, не отвлекаясь на выполнение плана и другие производственные вопросы, показывая личным примером приверженность во всех сферах безопасности производства работ и охраны труда.

    7. Основными методами аудита безопасности являются наблюдение (за действиями, условиями), обсуждение их с работниками, документирование результатов наблюдений и обсуждений и дальнейшая разработка корректирующих мероприятий.

    8. При проведении аудита следует внимательно наблюдать за действиями работника и условиями среды их окружающей, пользуясь категориями наблюдения. Эти категории наблюдения помогут аудитору сконцентрировать внимание на том, что необходимо узнать в процессе аудита, а также сформулировать вопросы, задаваемые аудируемым работникам.

    9. Участник Группы по устранению рисков не должен оставлять без внимания, возникшие опасные условия и/или совершаемые опасные действия. Он обязан немедленно остановить работы до устранения опасных действий работников, опасных условий. При невозможности предпринять исправления немедленно, корректирующие мероприятия должны быть отражены в отчете по аудиту безопасности с указанием сроков и ответственных за их выполнение в целях предотвращения повторного возникновения опасных действий и опасных условий.

    10. При выявлении опасного действия/условия или безопасного действия/условия окончательное решение о дальнейших мерах воздействия или корректирующих мероприятиях (вплоть до остановки работ) принимает руководитель Группы по устранению рисков, основываясь на мнениях участников данной Группы, а также сведениях в Картах наблюдений.

    11. При проведении беседы с работниками необходимо обратить внимание на последствие их опасных действий/бездействий, что поможет работникам понять как возможный несчастный случай мог повлиять на них и работников работающих в непосредственной близости, ответственности за свое поведение, свою безопасность и безопасность окружающих , а так же договориться о безопасных действиях в будущем.

    12. По окончании поведенческого аудита безопасности участники Группы по устранению рисков дают оценку лидерским качествам руководителя Группы, которая впоследствии отмечается в отчете в разделе «Положительные моменты», если участники Группы по устранению рисков довольны лидерскими качествами руководителя Группы, или в разделе «Необходимые корректирующие действия», если имеются предложения по улучшению лидерских качеств руководителя Группы.

    13. Для оценки лидерских качеств руководителя Группы в вопросах ОТППБ и ООС рекомендуется использовать следующие критерии:

    ü Участие в плановых аудитах безопасности;

    ü Участие во внеплановых аудитах безопасности;

    ü Руководство Группой по устранению рисков в ходе аудита безопасности;

    ü Качество определения опасных и безопасных условий/действий;

    ü Эффективное общение с персоналом, корректировка действий, обучение и мотивация во время аудита безопасности.

    СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

    ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АУДИТА БЕЗОПАСНОСТИ

    По результатам аудитов безопасности, проведенных в структурных подразделениях цехового персонала, руководителями Групп по устранению рисков составляются ежемесячные отчеты по установленным формам.

    Окончательный отчет об аудите, включающий рекомендации по корректирующим мероприятиям, согласовывается между аудитором и руководителем объекта до того, как аудитор покинет его.

    Обязательным условием подведения квартальных и годовых итогов по результатам аудитов безопасности, проведенных в структурных подразделениях цехового персонала является издание по Обществу приказа о поощрении/депремировании : Yamaleeva.VR@***** Подготовил методические рекомендации отдел охраны и экспертизы условий труда департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, адрес: , телефон (349, 32051, электронная почта: expert@***** " width="351" height="183 "/>