Пост ашура когда. Пятничная проповедь: Месяц Мухаррам и день "Ашура". История и традиции праздника День Ашура

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2018 году приходится на 20 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) – Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора – поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) – Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) – Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида – сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.

Важную роль в исламском календаре играют «ашхур аль-хурум» (запретные месяцы). Хафиз ибн Касир (да будет доволен им Аллах) в своем знаменитом тафсире приводит слова Хазрата Катады (да будет доволен им Аллах):

«Аллах Та’аля действительно отличил некоторые Свои творения из числа людей и джиннов и избрал их Посланниками. Поминанию Его (зикру) Он придал особую значимость по сравнению со всеми речами и разговорами. На земле Он избрал Масджид. Среди дней Он отличил день Джумуа (пятницу), а среди ночей – Лейлят аль-Кадр (ночь могущества). Таким образом, уважайте то, что почтил Аллах Та’аля, ибо воистину почтение к вещам за те достоинства, которые Аллах Та’аля им даровал – это одна из черт умного человека»(Тафсир ибн Касир, т.2)

Эти четыре священные месяца соблюдаются шариатами всех пророков, все они проповедовали своим последователям, что любой акт поклонения и добродетели в эти месяцы заслуживает большей награды. Но прегрешения и непокорность в эти месяцы считаются более тяжким проступком и караются более серьезно. В шариате различных пророков в эти месяцы также было запрещено воевать даже за правое дело.

Месяц мухаррам

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл пост в этот месяц лучшим из постов после поста в месяц рамадан. В хадисе Пророка (мир ему и благословенне) говорится:

«После поста в рамадане самым лучшим является пост в запретном месяце Аллаха, и лучший намаз из дополнительных намазов – это намаз, выполняемый глубокой ночью, – намаз-тахаджуд» (Сахих Муслим).

«Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года, а тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся, как за 30 постов» (аль-Албани).

Пост в день Ашура

Ибан Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает:

«Я никогда не видел Посланника Аллаха страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим предпочтение перед любым другим днем, нежели в день Ашура и в этот месяц (подразумевая месяц Рамадан)» (Сахих Бухари).

В различных хадисах находим объяснение того, почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) соблюдал этот пост и побуждал своих сподвижников делать то же самое.

Так, в хадисе переданном Ибн Аббасом, кратко объясняется:

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день Ашура, и он спросил у них, что это за день. На что они сказали: “Это благословенный день, в который Аллах спас Бану Исраиль от врагов, потопил Фараона. В знак благодарности Муса постился в этот день, и мы тоже постимся”. После чего Посланник Аллаха сказал: “Мы более достойны Мусы, чем вы, и ближе к нему чем вы”, и повелел поститься в этот день (Сахих Муслим).

Из этого хадиса очевидно, что пост в день Ашура связан со спасением Мусы (мир ему). Кроме этого, нет ни одного хадиса сахих, который объяснял бы причину того, почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) держал в этот день пост.

Прощение грехов за год

Что касается благословений этого поста, то в одном из хадисов в «Сахих Муслим», говорится, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о достоинстве поста в день Ашура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:

«Он служит искуплением грехов прошлого года (т.е. будут прощены грехи прошедшего года)» (Сахих Муслим).

Увеличение расходов на семью

Принято считать, что в день Ашура помимо поста весьма приветствуется щедрость в отношении семьи и трата денег, которые обычно расходуются на еду. Некоторые ученые придерживаются мнения, что хадисы на этот счет недостоверны. Таким образом, выходит, что нет никаких указаний на особое достоинство проявлений щедрости в день Ашура. Однако это неправильно. В подтверждение этому аллама Сахави (да будет доволен им Аллах) пишет:

«Кто увеличивает свои расходы на свою семью в день Ашура, Аллах увеличит его пропитание на весь оставшийся год».

Этот хадис передали Табрани и Байхаки в своей книге «Аш-Шауб», Фадаил уль-Авкат и Абу Шайх – все от Ибн Масуда. Табрани и Байхаки также передали его от Абу Саида (да будет доволен им Аллах). Имам Байхаки в «Аш-Шауб» также передает его от Джабира и Абу Хурайры. При этом он комментирует этот хадис следующим образом:

«Когда собраны все цепочки этого рассказа, они обладают достаточной силой».

Аллама Шаами тоже указывает на то, что это достоверный хадис. Он пишет:

«Хадис о щедрости в отношении семьи доказанный и достоверный (сахих), о чем упоминает хафиз Суюти в “Ад-Дурар”».

Очищение веры

Среди мусульман бытует много заблуждений о дне Ашура. Эти заблуждения должны быть отброшены. Многие считают, что Ашура – это день траура и скорби о мученической смерти имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Но объяснять значение дня Ашура мученичеством имама Хусейна (да будет доволен им Аллах) нет никаких причин.

Ашура считался важным днем еще во времена Пророка (мир ему и благословение), тогда как имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) был убит через пятьдесят лет после смерти Пророка (мир ему и благословение).

Вообще, особенность дня Ашура объясняют разными обстоятельствами и событиями, но большинство таких объяснений совершенно беспочвенны.

Точно так же не следует примыкать к нововведениям тех, кто питает ненависть к ахлю-байт – семейству Пророка (мир ему и благословение) – или нововведениям невежд, тех, кто пороку противопоставляет порок, а нововведениям – нововведения. Эти люди считают Ашуру днем радости и счастья. В этот день они веселятся, наряжаются, сурьмят глаза, надевают новые вещи, сорят деньгами, готовят особые блюда. Невежественные люди считают все это сунной, тогда как настоящая сунна ничего такого не предполагает, так как неизвестно ни одного достоверного хадиса, который бы дозволял подобные действия.

Что касается вымышленных представлений об особых свойствах дня Ашура, то в наше время их можно услышать достаточно. Например, их приводит шейх мухаддис Дахлави (да будет доволен им Аллах):

У того, кто в день Ашура пользуется сурьмой, весь год не будут болеть глаза.

Тот, кто в день Ашура примет ванну, не заболеет до следующего года.

Кто увеличивает расходы на свою семью в день Ашура, Аллах увеличит его пропитание на весь оставшийся год.

Что же касается утверждений:

о достоинстве салята в этот день;

о том, что в этот день было принято покаяние Адама (мир ему);

о том, что в этот день Ибрахим (мир ему) был спасен от огня;

о том, что в этот день Исмаил (мир ему) был спасен от заклания;

о том, что в этот день Юсуф (мир ему) был возвращен Якубу (мир ему),

то все эти утверждения – вымысел, кроме хадиса о трате денег на семью, хотя один рассказчик в цепочке передатчиков не считается абсолютно надежным.

Отметим, что из целого ряда вымыслов, связанных с днем Ашура, которые приводит шейх мухаддис Дахлави (да будет доволен им Аллах), один хадис не является вымышленным – это хадис о ноевом ковчеге, который в этот день пристал к суше, т.к. этот хадис находим в «Муснаде» имама Ахмада (мир ему).

Итак, день Ашура – это великий день. Помня о его величии, давайте сторониться нововведений и ничем не подтвержденных обычаев, соблюдая которые мы лишаем себя благословений и вознаграждений этого дня. Давайте будем крепко держаться за Коран и Сунну, которые даруют успех в обоих мирах. Аминь.

Мухаррам является одним из высокочтимых священных месяцев для мусульман. Самым ценным днём месяца Мухаррам является день ‘Ашура. Ашура – от слова «ашара», что означает «десять». На 10 мухаррама приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Аль-Курси (Престола), ангелов, Адама, мир ему, переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после грехопадения; множество счастливых случаев, связанных с пророками. Так, в этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели; также в день Ашура Аллах даровал пророку Мусе, мир ему, и сынам Исраиля спасение от Фараона, после чего Муса, мир ему, стал соблюдать пост 10 числа месяца Мухаррама.

Поклонение

В День Ашура читают молитвы и Священный Коран, раздают садака , радуют детей и близких, совершают другие богоугодные дела. Желательно соблюдать трехдневный пост в день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни – 9, 10 и 11-го мухаррама . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший пост после Рамадана, пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных, молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)

Достоверные хадисы о дне Ашура

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение, тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (Аль-Бухари). Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Поистине, когда Посланник Аллах, мир ему и благословение, прибыл в Медину, он нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса, мир ему, и Его народ от Фараона, поэтому Муса, мир ему, соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Господу”. Тогда Пророк, мир ему и благословение, изрек: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к пророку Мусе, мир ему, в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, избегал сходства с людьми Писания (христианами и иудеями), поэтому он сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после (одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днем Ашура соблюдать один из дней до или после)».

Если человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение (ният) на пост в день Ашура: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат (желательный) пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, сказав: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради (во имя) Аллаха», и тогда он, иншаАллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

В этой статье мы разберём пост в день Ашуры сначала согласно шиитским, а потом согласно суннитским источникам. Таким образом, статья будет состоять из двух частей.

1. Пост в день Ашуры согласно шиитским источникам

Пост в день Ашуры — омейядская традиция, введённая для празднования торжества врагов Аллаха в день убийства пророческого рода. Хадисы Ахль уль-Бейт (А), строго запрещающие пост в день Ашура, очень многочисленны и достигают степени «мутаватир».

Приведём некоторые из них.

Имама Резу (А) спросили о посте в день Ашура. Он сказал: «О посте Ибн Марджаны спрашиваешь меня? В этот день постились враги из рода Зияда в честь убийства ими Хусейна (А)».

(«Кафи», глава «Пост в день Арафат и Ашуры», хадис 5).

В другом хадисе Имам Реза (А) говорит: «Нет, клянусь Господом Запретного Дома, это не день поста! Но это — день печали и горя для всех обитателей небес и земли и всех верующих, и день радости и веселья Ибн Марджаны, рода Зияда и людей Шама».

(«Кафи», глава «Пост в день Арафат и Ашуры», хадис 7).

У Имама Садыка (А) спросили о посте в день Ашура. Он сказал: «Это — день, в который был убит Хусейн (А). Если ты в этот день радуешься его горю, то постись». А потом он сказал: «Род Омейядов — да проклянёт их Аллах! — поклялись, что если Хусейн (А) будет убит, а те, кто вышли против него, вернутся целыми и невредимыми, и халифат останется в руках рода Абу Суфьяна, они сделают этот день праздником и будут поститься в этот день, и станут радовать своих детей (подарками). И эта сунна рода Абу Суфьяна распространилась среди людей, и все они последовали ей, а потому они постятся и веселятся вместе со своими семьями в этот день». А потом сказал: «Пост не бывает по случаю беды и не бывает кроме как в виде благодарности за благополучие. И вот, Хусейн (А) пережил беду, и если ты переживаешь беду вместе с ним, то не постись в этот день. Если же ты в этот день радуешься и поздравляешь Омейядов, то постись».

(«Амали» Туси, том 2, С. 279).

Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто постится в этот день — его удел будет таким же, как удел Ибн Марджаны и рода Зияда». У него спросили: «А каков этот удел?» Он сказал: «Огонь, прибегаем к Аллаху от него!»

(«Кафи», глава «Пост в день Арафат и Ашуры», хадис 6).

Известно, что Омейяды после захвата власти принялись фабриковать хадисы, приписывая их Посланнику Аллаха (С). Очевидный пример этого — «хадисы» о посте в день Ашуры и вообще праздновании этого дня. В источниках «ахлу сунна» таких лже-хадисов множество. Что же касается шиитских источников, то, к сожалению, они пробрались даже в них.

Например, ваххабиты приводят такие риваяты:

От Имама Садыка (А) от Имама Али (А): «Соблюдайте пост «ашура» — в девятое и десятое число, ибо пост «ашура» искупляет грехи одного года».

(«Тахзиб» Туси, том 4, С. 299).

Также от Имама Али (А): «Посланник Аллаха (С) постился в день Ашура».

(«Истибсар» Туси, том 2, С. 113).

На это надо ответить, что все подобные риваяты являются «хадисами такыйи», то есть были приписаны Имамам (А) в состоянии такыйи, из-за страха перед угнетателями. Важно отметить, что такыйю при этом не обязательно соблюдал Имам (А), которому приписан данный риваят, — её мог соблюдать передатчик, который был вынужден приписать Имаму (А) те или иные слова, которые впоследствии были переданы другими людьми и так попали в шиитские источники. А потому, в соответствии с правилами, оставленными нам самими Имамами (А), мы должны объявить такие риваяты недействительными и не являющимися доводом. Ибо:

1. Эти редкие риваяты противоречат хадисам «мутаватир» о запретности поста в день Ашуры.

2. Явно наличие такыйи, поскольку угнетатели и их последователи постились в этот день, и несогласие с данной «сунной» служило признаком принадлежности к шиизму, что в те времена могло означать быстрое расставание с жизнью.

3. Данные риваяты соответствуют мнению «ахлу сунна», а всё, что соответствует мнению «ахлу сунна», отбрасывается, согласно многочисленным хадисам, таким как:

У Имама Садыка (А) спросили: «Что делать, если два противоречащих друг другу хадиса, переданных от вас, являются одинаково известными (среди шиитов) и оба из них переданы достоверными передатчиками?» Он сказал: «Нужно выбрать тот, который соответствует Корану, Сунне и противоречит толпе (то есть суннизму). Тот же из них, который противоречит Корану, Сунне и соответствует толпе (суннизму), надо отбросить». Тогда у него спросили: «А если оба из них соответствуют Корану и Сунне, но один из них соответствует тому, что говорят сунниты, а второй - нет?» Имам (А) сказал: «Истина в том, что противоречит суннизму».

(«Васаилу шиа», хадис 33334).

Имам Садык (А) спросил у своего сподвижника: «Если я сначала скажу тебе что-то, что соответствует мнению толпы (суннитов), а потом ты придёшь ко мне, и я скажу тебе что-то противоположное этому, то за какое из двух моих высказываний ты будешь держаться?» Он сказал: «За второе». Имам (А) сказал: «Да помилует тебя Аллах».

(«Васаилу шиа», хадис 33340).

Он же сказал: «Отбросьте всё, что соответствует суннизму, потому что истина в том, что противоречит ему».

(«Васаилу шиа», хадис 33352).

От Абу Исхака, что Имам Садык (А) спросил его: «Знаете ли вы, почему вам надо держаться за то, что противоречит толпе (суннизму)?» Он сказал: «Нет». Имам (А) сказал: «Что бы ни делал Али (А) в религии - умма делала противоположное тому, что он делал, чтобы представить ложью его дело. Они спрашивали его о вещи, которую не знали, а когда он говорил им, поступали наоборот».

(«Васаилу шиа», хадис 33357).

2. Пост в день Ашуры согласно суннитским источникам

В суннитских источниках присутствуют сильнейшие противоречия по поводу поста в день Ашуры.

В «Сахихе» Бухари читаем хадис от Айши:

عَنْ عَائِشَةَ رضى الله عنها قَالَتْ: كَانَ يَوْمُ عَاشُورَاءَ تَصُومُهُ قُرَيْشٌ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَصُومُهُ، فَلَمَّا قَدِمَ الْمَدِينَةَ صَامَهُ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ تَرَكَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ، فَمَنْ شَاءَ صَامَهُ، وَمَنْ شَاءَ تَرَكَهُ

От Айши, что она сказала: «В день Ашуры постились курайшиты во время джахилии. И Посланник Аллаха (С) постился в этот день. И он постился в этот день, когда пришёл в Медину и велел поститься в него. Но когда Аллах предписал пост в месяц рамадан, он оставил пост в день Ашура, и кто хочет — постится в него, а кто хочет — оставляет».

(«Сахих» Бухари, том 2, С. 250, хадис 2002).

Во многом основываясь на этом хадисе, факихи «ахлу сунна» дают фетвы о желательности поста в день Ашуры. Однако в том же самом «Сахихе» Бухари читаем хадис, который говорит о том, что арабы при джахилии не были знакомы с постом в день Ашуры:

حَدَّثَنَا أَبُو مَعْمَرٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الْوَارِثِ حَدَّثَنَا أَيُّوبُ حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ عَنْ أَبِيهِ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ — رضى الله عنهما — قَالَ قَدِمَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — الْمَدِينَةَ. فَرَأَى الْيَهُودَ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ. فَقَالَ «مَا هَذَا». قَالُوا هَذَا يَوْمٌ صَالِحٌ. هَذَا يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ بَنِى إِسْرَائِيلَ مِنْ عَدُوِّهِمْ. فَصَامَهُ مُوسَى. قَالَ «فَأَنَا أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ». فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ.

Пророк (С) пришёл в Медину и увидел, как иудеи постятся в день Ашуры. Он спросил: «Что это?» Они сказали: «Это — праведный день. Это — день, когда Аллах спас народ Исраиля от его врагов. Муса (А) постился в этот день». Он сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». И он стал поститься в этот день и велел поститься в него.

(«Сахих» Бухари, том 2, С. 251, хадис 2004).

Как видим, этот хадис полностью противоречит предыдущему. Первый говорит о том, что арабы во время джахилии и Посланник Аллаха (С) постились в этот день, и Пророк (С) продолжал поститься в него до ниспослания аятов о месяце рамадан. Однако второй хадис утверждает, что Посланник Аллаха (С) не только не постился в этот день, но даже не знал о самом его существовании. Увидев, как иудеи постятся в этот день, он с удивлением спросил, что они делают, и (якобы) перенял этот пост у них.

И вот ещё третий хадис из того же «Сахиха» Бухари, который противоречит первым двум:

عَنِ ابْنِ عُمَرَ رضى الله عنهما قَالَ: صَامَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم عَاشُورَاءَ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ تُرِكَ. وَكَانَ عَبْدُ اللَّهِ لاَ يَصُومُهُ، إِلاَّ أَنْ يُوَافِقَ صَوْمَهُ

От Ибн Умара: «Пророк (С) постился в день Ашуры и велел поститься в этот день. Но когда Аллах велел поститься в месяц рамадан, пост в день Ашуры был оставлен. И Абдуллах не постился в этот день, разве что когда он совпадал с его постом».

(«Сахих» Бухари, том 2, С. 226, хадис 1892).

Тут уже говорится, что Посланник Аллаха (С) велел оставить пост в день Ашуры.

Таким образом, мы видим три хадиса в «Сахихе» Бухари, и все они противоречат друг другу. Зададимся вопросом: почему? Ответ ясен: потому что все эти хадисы были приписаны Посланнику Аллаха (С) задним числом. Но поскольку у фабрикаторов не было ясного плана, каждый из них говорил то, что захочет, а потому тут столько противоречий.

Другая проблема состоит в том, что, согласно суннитским хадисам, получается, что Посланник Аллаха (С) сам не выполнял ту сунну, которую велел исполнять другим. Например, Хейсами приводит:

ان رسول الله صلى الله عليه وسلم أمر بصوم عاشوراء وكان لا يصومه

«Посланник Аллаха (С) велел поститься в день Ашуры, но сам не постился в этот день «.

(«Маджму заваид» Хейсами, том 3, С. 186).

Каким образом Посланник Аллаха (С) мог не соблюдать свою собственную сунну? Очевидно, что этот риваят был придуман для того, чтобы опровергнуть возражения тех, кто ещё успел застать Пророка (С) и знал, что он не постился в день Ашуры: якобы он велел поститься в этот день, хотя сам и не постился. Таким образом, перед нами еще одна омейядская хитрость.

Таким образом, полное противоречие всех этих хадисов друг другу не оставляет сомнений, что все они — омейядская подделка. Нет никаких свидетельств того, что арабы в период джахилии якобы постились в день Ашуры, как это утверждает Айша (или те омейядские прислужники, которые сочинили этот хадис от имени Айши). И тем более в иудейской традиции нет и намёка на пост в день Ашуры. Иудеи никогда не пользовались лунным календарём и арабскими месяцами, чтобы отмечать этот день. Они держат пост в «йом киппур» — «праздник искупления», отмечаемый в месяц тишрей по солнечному иудейскому календарю, и постятся они 24 часа в сутки — от заката до заката солнца, а не в светлый период дня, как мусульмане.

И ещё один немаловажный момент: во всех приведённых хадисах используется слово «Ашура» и не указывается на месяц. Но что такое, собственно, «Ашура»? В арабском языке «ашура» происходит от слова «ашр» и означает просто нечто «десятое», «десятый день». О каком же «десятом дне» тут идёт речь? О десятом дне месяца мухаррам или, может быть, месяца шавваль, зиль-каада, шаабан, раджаб и т.д.? С точки зрения арабского языка, это может быть десятое число любого месяца. До событий Кербелы слово «Ашура» совсем не подразумевало именно десятое мухаррама. А потому само словесное звучание этих хадисов с головой выдаёт то, что они были придуманы после трагедии Кербелы, когда слово «Ашура» стало прочно ассоциироваться в сознании мусульман именно с десятым днём месяца мухаррам, а не какого-то другого месяца. Иначе говоря, если бы эти хадисы действительно были переданы от Посланника Аллаха (С), то они должны были бы говорить о «десятом мухарраме», а не об «Ашуре». Слово «Ашура» — это что-то непонятное для араба времён Посланника Аллаха (С), поскольку он не мог взять в толк, о «десятом» числе какого именно месяца тут идёт речь. Это всё равно что по-русски сказать: «Поститесь десятого». До того, как слово «десятое» в связи с трагедией Кербелы не вошло в прочное употребление именно как обозначение десятого мухаррама, такое выражение было совершенно непонятно. Однако хадисы упоминают его как что-то понятное и самоочевидное. Из этого следует, что они были выдуманы уже после трагедии Кербелы.

Таким образом, мы видим, как абсурдные омейядские выдумки разоблачают сами себя.

Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма бад

По милости Всевышнего Аллаха, 11 сентября (2018 г.) начинается новый год по Исламу, т.е. у нас наступает 1440 год по хиджре. Не навруз (22-23 марта) новый год у мусульман, и не 1 января, а именно первый день месяца «Мухаррам». Пусть он будет нам во благо.

Хиджра – это переселение Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) а также его сподвижников и их семей из Мекки в Медину. Это было важнейшим событием в жизни мусульман – и тех, и нынешних. В тот год была построена первая мечеть, было введено празднование пятничного дня, установлен порядок богослужений и пр. Мусульмане признали Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) своим правителем. Словом, был заложен фундамент исламской государственности, существующей и по сей день.

Хиджри-календарь

Хиджра произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. От того времени и начинается мусульманское летоисчисление, принятое с 639 г. Его ввёл (уже после ухода из жизни Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радиаЛлаху анху), в связи с необходимостью датирования событий и документов.

Имам Абу Нуайм (рахимахулЛах) пишет:

«…Умар (радиаЛлаху анху) приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был послан, некоторые сказали — со времени переселения. Умар (радиаЛлаху анху) сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И было это в 17 году от Хиджры…» (См.: «Ат-Тарих»).

Выдающийся учёный Ибн Абидин аль-Ханафи (рахимахулЛах), в пятом томе своей книги фетв «Укуд-уд дурриййе» пишет:

«Летоисчисление у мусульман с веления Умара (радиаЛлаху анху). Первый день месяца Мухаррам единогласным согласием Асхаби-кирам был принят началом летоисчисления мусульманской эры (хиджры)».

Мусульманский календарь – лунный. Год в нём составляет 12 месяцев, т.е. 12 оборотов Луны вокруг Земли. Месяц начинается с рождения новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому, по мусульманскому календарю, год короче, чем по солнечному, и составляет 354-355 дней.

Названия месяцев хиджри-календаря перешли из солнечно-лунного календаря, которым пользовались древние арабы.

Месяц Мухаррам

Поистине месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Коране:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

В хадисе сказано:

«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном». (Аль-Бухари)

Каждый из нас должен помнить о том, что награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. И наоборот, если кто-то в Мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен, и он понесет огромный убыток, о чем и предупредил нас Всевышний:

فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

Ибн Касир (рахимахуЛлах) пишет:

«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Тафсир суры «ат-Тауба», 36 аят).

Пост в этом месяце

Также, не стоит забывать про пост в этом благословенном месяце. Наша мать Аиша (радиаЛлаху анха) передала следующий хадис:

«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари)

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме». (Муслим)

Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах), комментируя данный хадис, пишет:

«Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами. При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность ». (См.: «Исламские месяцы», стр. 8).

Также передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней». (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114).

Большинство ученых склоняется к тому, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не постился в течение месяца за исключением Рамадана.

Данные хадисы всего лишь побуждают увеличить количество постящихся дней и учит относиться к Мухарраму более внимательно. Если кто-то будет поститься все 30 дней Мухаррама, то это сунна, и он удостоится награды.

Ханафитские учёные сошлись во мнении, что пост в запретном месяце является одобряемым делом. Доказательством их словам служит хадис от Муджиба аль-Бахилия. Смысл данного изречения в том, что один человек постоянно держа пост, довел себя до ужасного состояния. В отличии от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), который постился и отдыхал, он постился каждый день в течение всего года. И вот он подошел к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и спросил:

«О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» (Пророк, салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я - аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». Пророк, (салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сказал: «Ты сам себя мучил!» , - а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям сказал): «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», - (и тогда Пророк салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)» , - сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул. (Абу Дауд)

Пост в день Ашура

Десятый день месяца Мухаррама (20 сентября) называется «Яум Ашура» — днем Ашуры. Несколько тысяч лет назад именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (алейхиссалам) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными евреями. После переселения — Хиджры, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) увидел иудеев соблюдающих пост. Он (салляллаху алейхи уа саллям) задал им вопрос о смысле поста.

Сообщается, что Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал:

«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса (алейхиссалам) стал поститься в этот день». Тогда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари)

В первые годы Ислама пост Ашура был обязательным, но потом это обязательство было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Масгуда (радиаЛлаху анху):

«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)». (Муслим)

Когда люди спросили ибн Аббаса (радиаЛлаху анху) о посте Ашура, то он ответил так:

«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана». (Муслим)

Пост в день Ашура (20 сентября) послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим)

Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах) пишет:

«Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:

– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (салляллаху алейхи уа саллям) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура». (См.: «Исламские месяцы», стр. 9)

С началом 1440 года по хиджре братья и сёстры. Пусть в этом году мы больше будем поклонятся Аллаху Свят Он и Велик, и это у нас будет принято. Аминь

А Аллах знает лучше

Подготовил: Хадис аль-Ханафи