Имам аш шафии. Новый жизненный этап: Медина и Йемен

Имамы четырех мазхабов занимают большое место в сердцах людей общины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из-за обширности их знаний и их искренности в служении Аллаху. Одним из этих четырех имамов является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Он является третьим из четырех имамов, согласно временной хронологии, и вторым, согласно числу последователей.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767-820 гг. н.э.) родился в Газе (Палестина) в 150 году по мусульманскому календарю – в год смерти имама Абу Ханифы.

Когда Мухаммаду исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку на родину его предков. Они поселились неподалеку от главной святыни Ислама – мечети аль-Харам. Спустя некоторое время мать устроила его в школу. Так как материальный достаток семьи был крайне мал, платить за учебу не было возможности. Это могло бы сказаться на отношении к нему со стороны учителей, однако события сложились по-иному: ребенок с самого начала относился к учебе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился непосредственно рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. В периоды отсутствия учителя маленький Мухаммад поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Посредством этого у него стремительно развивалась память, он завоевал уважение и авторитет среди сверстников, не говоря уже об учителях. Учебу для него делают бесплатной. К семи годам Мухаммад ибн Идрис становится носителем Священного Писания – заучивает Коран наизусть.

Видя, что школа не даст большего, чем уже получил, он оставил ее и отправился в мечеть аль-Харам, через которую проходило множество людей, в том числе и ученых. Он начал посещать научные круги мечети и специализироваться на грамматических тонкостях арабского языка, а также наречиях разных арабских племен. Когда он многого достиг в этой области, ему посоветовали: “А не заняться ли тебе подробным изучением исламского богословия (фикх) и наук, связанных с изучением Корана и Сунны?” Это пожелание находившихся рядом внимательных и доброжелательных людей стало для будущего имама судьбоносным. Все свое внимание, усилия, время, а точнее, весь остаток жизни Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и посвятил пути Всевышнего, пути наследников пророков, пути изучения и обучения.

За всю свою жизнь аш-Шафи‘и побывал во всех центрах богословской мысли того времени. Был, как мы уже упомянули, в Мекке, затем в Медине, Йемене, Ираке (Куфе). Много путешествовал по областям Персии, Рима и другим неарабским территориям. Затем на два года остановился в Палестине, приумножая и укрепляя свои религиозные познания.

Однажды, после многих лет странствий и учебы, когда аш-Шафи‘и находился в Палестине, прибыл караван из Медины. От людей он узнал о благополучии имама Малика и решил навестить его в радости и достатке.

Через двадцать дней Мухаммад был уже в Медине. Время его прибытия совпало со временем третьей молитвы, поэтому он сразу направился в мечеть Пророка. В мечети он увидел металлическое сиденье, вокруг которого было разложено порядка четырехсот тетрадей.

Через некоторое время в сопровождении большого количества людей в дверях мечети показался имам Малик ибн Анас. Приятный аромат благовония распространился по всей мечети. Он сел на стул и начал урок с вопросов. Задав первый вопрос, он не получил ответа. Аш-Шафи‘и, затерявшийся в толпе сидевших вокруг имама, прошептал на ухо своему соседу ответ. Тот ответил учителю и оказался прав. Так продолжалось некоторое время. Имам Малик, удивившись четкости и правильности ответов, спросил у отвечавшего: “Откуда у тебя такие знания?” Тот ответил: “Рядом со мною сидит юноша, который подсказывает мне”. Имам Малик подозвал к себе юношу и, увидев, что это аш-Шафи‘и, обрадовался, обнял его, прижав к груди. Затем воскликнул: “Заверши урок вместо меня!”

В Медине, рядом с Маликом ибн Анасом аш-Шафи‘и пробыл более четырех лет. В 179 году по мусульманскому календарю умер имам Малик. Мухаммаду тогда было 29 лет. Рассказывают, что имам аш-Шафии не оставил ничего не изученным из знаний и трудов имама Малика. Имам аш-Шафии не покинул Медину, пока не скончался имам Малик.

Вскоре Медину посетил глава Йемена. Группа курайшитов рассказала ему об очень одаренном молодом человеке. Мухаммаду ибн Идрису предложили отправиться в Йемен, в город Сан‘а’, для ведения свободной общественной деятельности на государственном посту. Аш-Шафи‘и согласился.

Своими стараниями он очень быстро заслужил признание, почитание и доверие народа, а также уважение со стороны главы области. Звезда его популярности в Йемене светила все ярче и ярче. Параллельно с этим завистников и недоброжелателей становилось все больше и больше.

Так совпало, что в те времена вспыхнула смута, восстание против халифа. Завистники так все организовали, ведя лживые интриги, что в отчете, отправленном инспектором халифа в Багдад, по результату оценки обстановки в области было указано, что аш-Шафи‘и, который на самом деле никакого отношения не имел к этой смуте, является чуть ли не главным зачинщиком восстания. В отчете, отправленном халифу, было написано: “Этот человек невероятно силен и опасен своим умом и красноречием. Он может сделать то, что другой не в состоянии выполнить мечом и даже зубами. Если ты, о правитель правоверных, хочешь оставить эту область в составе своего государства, то необходимо срочно казнить всех смутьянов”. Халиф вынес приговор на основании этого заключения и приказал немедленно привести его в исполнение.

Правитель Йемена не мог не подчиниться главе государства. Все участники смуты были пойманы, закованы в кандалы и отправлены в Багдад к Харуну ар-Рашиду на казнь. В их числе был и имам аш-Шафи‘и.

Арестанты прибыли к халифу в сумраке ночи. Харун ар-Рашид восседал за занавесом. Смутьяны проходили вперед по одному. Каждый, кто проходил через занавешенное пространство, падал обезглавленным. Очередь имама постепенно продвигалась вперед, и он неустанно молил Всевышнего мольбой, которая и ранее часто сходила с его уст: “Аллаахумма, йа латыыф! Ас’алюкял-лутфа фии маа джарат бихиль-макаадиир” (О Господи, о Милостивый! Я прошу у тебя милости, мягкости, доброты Твоей во всем том, что (почти) необратимо! [Тебе не составит труда изменить то, что тобою самим уже окончательно определено]”.

Подошла очередь имама. В кандалах его подвели к халифу. Находившиеся рядом с предводителем подняли свои взоры на того, кто вот-вот покинет мирскую обитель. В эти свободные мгновения аш-Шафи‘и воскликнул: “Мир тебе, о правитель правоверных, и благодать Его”, опустив слова “милость Всевышнего”. Халиф ответил: “И тебе – мир, милость Всевышнего и благодать Его”. И продолжил: “Ты начал с сунны, хотя никто не приказывал тебе это делать. Я обязан был ответить тебе. Разве не удивительно?! Как ты смеешь говорить в моем присутствии без моего разрешения?! Мухаммад ответил: “Воистину, в могущественном Коране сказано: “Всевышний дал обещание тем, кто уверовал из вас и творил благие дела, что сделает их преемниками (правителями) на земле [кем и являлся халиф], как делал таковыми тех, что были до вас. Даст им возможности в религии, которую Он пожелал для них. Воистину, заменит Он для них страхи на чувство спокойствия и безопасности [чего хотелось бы пожелать для себя]”. Аллах если обещает, то выполняет Свое обещание, – продолжил аш-Шафи‘и. – Он дал тебе возможность править на Его земле и дал мне чувство спокойствия и безопасности после моего страха. Ведь ты ответил мне: “И тебе – милость Всевышнего (т.е. ты помилован)”. Через твою снисходительность, о правитель правоверных, милость Господа снизошла и на меня”.

Халиф воскликнул: “Как ты можешь искать оправдания после своего предательства в пользу претендента на мой пост?!”
“Что касается уже этого вопроса, – продолжил аш-Шафи‘и, – раз уж ты даешь мне право говорить, то я отвечу правдиво и честно. Только прошу у тебя снять с меня кандалы. Если – нет, то твоя рука выше, а моя – ниже [ты вправе единолично выносить решение]. Всевышний же не нуждается в ком-либо из нас и извечно восхваляем [Он выше всего и над всем]”. Халиф приказал снять кандалы. Имам опустился на колени и процитировал: “О те, которые уверовали! Если придет к вам грешник [о справедливости и правдивости которого неизвестно] с вестью, то проверьте ее достоверность!” Я не являюсь тем, за кого меня выдают. Это все клевета. Тебе принимать решение в соответствии с Писанием Творца. Ты ведь сын дяди (двоюродный брат) Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), защищающий от зла веру и заступающийся за его последователей.

Выражение лица ар-Рашида резко изменилось, засветилось от радости:
– Пусть удалятся все твои страхи! Садись! Каковы познания твои относительно Писания Всевышнего? Ведь это первое, с чего начинают.
– О каком из Писаний ты спрашиваешь? Ведь Всевышний ниспослал немало Писаний.
– Неплохо, – воскликнул халиф, – я спросил у тебя о Писании, что было низведено пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует).
– Наук, связанных со Священным Писанием, немало. Есть аяты, которые однозначны по смыслу (мухкям), а есть те, что многогранны или не имеют четкой ясности (муташабих). Есть те, что были ниспосланы ранее, и те, что ниспосланы позже. Есть взаимоисключающие, отменяющие (насых-мансух).

Аш-Шафи‘и продолжал и продолжал перечислять научные направления, связанные с изучением смыслов и практическим применением Священного Писания. Правитель правоверных и те, кто стоял рядом с ним, были приятно удивлены и поражены познаниями молодого человека.

Халиф начал спрашивать и по другим научным областям, в том числе и физиогномике, а великий ученый все отвечал и отвечал с невероятной точностью и красотой речи.

В заключение халиф обратился с просьбой: “О имам! Дай мне наставление”. Имам аш-Шафи‘и приступил к проповеди, которая пронзила до глубины души присутствовавших и духовно вознесла их сердца. Глаза правителя переполнились слезами…

Благополучно пройдя через это жизненное испытание и получив уважение, признание со стороны правителя, имам отправился в Мекку, где его встретили с любовью и почетом. Войдя в город, он раздал все золото и серебро, что было даровано ему, исполняя завещание матери. Шел 180 год по мусульманскому календарю… Великому богослову тогда исполнилось тридцать лет!

В Мекке имам провел последующие семнадцать лет своей жизни, просвещая и обучая людей. За эти годы ушли из жизни величайшие имамы Абу Юсуф (182 г.), Мухаммад ибн аль-Хасан (188 г.), а также халиф Харун ар-Рашид (193 г.).

Мухаммад ибн Идрис решил на месяц посетить Багдад. Прибыв в столицу, он начал преподавание в западной центральной мечети, где постоянно проходили научные беседы и лекции. Во время приезда имама в этой мечети было более двадцати научных групп. Из них осталось только три. Все остальные стали слушателями имама аш-Шафи‘и.

Из Багдада имам в сопровождении большого количества учеников, среди которых было немало известных богословов того времени, отправился в Египет. Жители Багдада вышли провожать великого ученого. Среди них был и его ученик имам Ахмад Ибн Ханбаль…

27 числа месяца Шавваль 198 года имам приезжает в Египет вместе с правителем этой местности, отправленным новым халифом. Тот просит имама остановиться у него, но он отказывается и поселяется у своих родственников по материнской линии, следуя обычаю пророка Мухаммада в такого рода ситуациях. Ученые-богословы Египта очень радушно встретили имама. Он начал проводить лекции и уроки в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта – в мечети ‘Амра ибн аль-‘Аса. Аш-Шафи‘и был первым, кто в Египте ввел правило в стиле преподавания. Он начинал уроки по завершении утренней молитвы (“Фаджр”) и до полуденной (“Зухр”).
Сначала приходили чтецы Священного Корана и читали перед ним, а также слушали его чтение. Потом – изучавшие хадисоведение, после этого – специалисты арабского языка, поэзии и т. д. После полудня уроки завершались, и имам отправлялся домой с наиболее близкими учениками, говоря: “Мирская жизнь – это путешествие, в котором необходим посох (то, на что можно опереться, особенно когда устал и обессилел)”.

Имам аш-Шафии говорил: " Я не ел досыта с шестнадцати лет, т.к. сытость отяжеляет тело, очерствляет сердце, затмевает ум, навевает сон и ослабляет человека для поклонения… Я не клялся именем Аллаха, ни при каких обстоятельствах ".

От Ахмада ибн Яхья передают, что однажды имам аш-Шафии, выходя с рынка, наткнулся на человека, порочившего имя одного ученого. Аш-Шафии, повернувшись к своим ученикам, сказал: «Сохраняйте свой слух от слушания непристойностей, также как вы сохраняете ваши языки от их произношения. Воистину, слушающий - соучастник говорящего. Кто не уберегает свой нафс, тому не принесут пользу его знания…».

За время пребывания имама в Египте большое количество ученых-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания.

Имам аш-Шафи‘и очень любил напиток из сахарного тростника и порой шутил: “Я остался в Египте из-за любви к сахарному тростнику”.

Глубокими познаниями этого величайшего ученого и невероятными масштабами его общественной полезности восхищались многие светила исламского богословия. Думаю, будет достаточно одной цитаты. Сын имама Ахмада ибн Ханбаля спросил однажды своего отца: “Кем был аш-Шафи‘и? Я вижу, ты постоянно упоминаешь его в своих молитвах”. Величайший имам ответил: “Я упоминаю его имя в своих молитвах уже сорок лет, прося у Всевышнего милости и прощения. О сын мой! Аш-Шафи‘и (по своей значимости) был подобен солнцу для этого мира, здоровью – для тела. Есть ли что-то, что могло бы заменить эти вещи?!”

Получилось так, что годы проживания имама аш-Шафи‘и в Египте стали последними. Он заболел, силы быстро начали покидать его. В последнюю пятничную ночь месяца Раджаб 204 года после пятой молитвы душа великого ученого покинула тело…

Имам аль-Музани - один из учеников имама аш-Шафии рассказывал, что когда приблизилась смерть имама аш-Шафии, я зашел к нему и спросил, как он себя чувствует. Он сказал: " Я чувствую себя покидающим этот мир и своих близких, из рога смерти выпивающим и к Аллаху отправляющимся. И я не знаю, куда моя душа попадет – в Рай или в Ад ".

Незадолго до смерти имам завещал, чтобы его тело после смерти было омыто правителем Египта. Наутро в пятницу родные пошли за правителем области, с которым у имама аш-Шафи‘и были близкие дружеские отношения, и пересказали предсмертное пожелание. Аль-‘Аббас ибн Муса спросил: “Остался ли имам должен кому-то?” Ему ответили: “Да”. Правитель приказал подчиненным расплатиться со всеми долгами ученого и, обращаясь к родственникам, заключил: “Имам, прося омыть его тело, имел в виду именно это”.

muslimpress.com

Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.

Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.

Жизненный путь имама аш-Шафии

А бу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).

В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама , которого поразила широта познаний и способности ученика.

Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани . С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом . Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.

Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой - ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.

Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма ) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России - чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.

Ислам учит очень трепетно относиться к тем людям, которые все свою жизнь посвятили изучению религии и обоснованию некоторых ее основ с научной точки зрения. Таких богословов почитали еще при жизни, и сейчас многие правоверные в ежедневных намазах упоминают о них перед Аллахом. К таким удивительным людям относится имам Шафии.

О нем можно рассказывать бесконечно, ведь одновременно он был ученым, богословом, правоведом и основателем мусульманской юриспруденции. Также его считали очень добрым человеком, который всю жизнь подвергал себя аскезам, чтобы лучше служить Аллаху. В глазах правоверных главная заслуга имама Шафии - мазхаб, созданный им. На сегодняшний день он более всех остальных распространен в исламе. До того момента как Шафия приобрел свои глубокие знания, он прошел долгий жизненный путь, который может стать примером для многих верующих в Аллаха.

Несколько фактов об имаме

Личность имама аш-Шафии представляется очень интересной даже с первого взгляда. Его современники часто рассказывали, что он имел просто феноменальные знания не только в области богословия, но и в научных дисциплинах. Во многом это было обеспечено способностью его памяти усваивать всю полученную информацию. Все, кто знал имама достаточно близко, говорили, что он запоминал абсолютно все когда-либо услышанное в своей жизни. Именно это позволяло ему уже к пятнадцати годам выносить мудрые суждения по важным богословским вопросам.

Хочется отметить, что в юности имам Шафия несколько лет прожил в одном из племен. За годы он приобрел неплохие навыки стрельбы из лука и отлично управлялся с лошадьми. Эти занятия приносили ему большое удовольствие, однажды он даже задумался над тем, чтобы оставить науку ради другой судьбы.

В биографии имама написано, что он был очень набожен и добр. Никогда аш-Шафия не испытывал достатка, но это не ожесточило его сердце. Зачастую он раздавал беднякам и всем желающим с трудом заработанные деньги без малейшего сожаления.

Также известно, что за свою сознательную взрослую жизнь он никогда не ел досыта. Иногда это была вынужденная мера из-за крайней нужды, но по большей части - осознанный выбор. Имам считал, что сытость телесная ведет к духовному голоду. Так как наполненное пищей тело не дает в полной мере насладиться общением с Аллахом и делает сердце каменным.

Современники аш-Шафии свидетельствовали о том, что во время чтения некоторых аятов Корана имам часто падал в обморок. Он настолько проникался услышанным, что входил в глубокое состояние транса, который был свойственен только очень религиозным людям.

Неудивительно, что такой человек стал основоположником и создателем одного из мазхабов, названного в честь него. На сегодняшний день намаз по мазхабу имама Шафии считается самым распространенным и его совершает большая часть правоверных.

Мазхаб: краткая характеристика

Не каждый, кто хочет принять ислам, сразу понимает, что представляет собой термин «мазхаб». На самом деле он обозначает школу, где изучают шариатское право. Примечательно, но таких школ насчитывается несколько. В общей массе их шесть, однако наиболее известны четыре:

  • ханафитская;
  • маликитская;
  • шафиитская;
  • ханбалитская.

Также можно назвать еще захиритский и джафаритский мазхаб. Однако один из них практически полностью потерян, а второй применяется только у определенной группы мусульман.

Каждую школу создавали ученые-богословы. Иногда это был один человек, а порой требовалась работа целой группы уважаемых и почитаемых мусульман. Мазхаб является не просто результатом их трудов, но и мнением по тем или иным вопросам ислама, подтвержденным в диспутах и спорах. Такая практика широко применялась среди мусульман и имама Шафии считали превосходным оратором. Он мог победить в спорах с самыми известными учеными того времени, многие богословские диспуты проводились в присутствии зрителей.

Интересно, что разница между мазхабами довольно незначительна. Основу исламских знаний все они преподносят абсолютно одинаково, но второстепенные вопросы каждая школа толкует по-своему.

Детство будущего имама

Полное имя будущего имама состоит из более чем десяти имен. Однако чаще всего его называли Мухаммедом аш-Шафии. Его родословная восходит корнями к семье Пророка, это часто упоминалось в различных источниках. Тем самым подчеркивалось высокое происхождение ученого и богослова относительно других основателей мазхабов. Биография имама Шафии изучена очень хорошо, но много вопросов у специалистов вызывает место его рождения.

Известно, что Мухаммед появился на свет в сто пятидесятом году по мусульманскому календарю. А вот местом его рождения до сих пор называют более четырех различных городов. Официально принято считать, что местом, в котором имам жил до двух лет, была Газа. Однако родители аш-Шафии приехали в Палестину из Мекки из-за деятельности отца Мухаммеда. Он был военным и погиб еще до того времени, как сын вышел из младенческого возраста.

В Газе семья жила очень бедно, и мать решила вернуться вместе с мальчиком в Мекку, где находились их родственники. Это позволило им кое-как но денег семье всегда не хватало. Стоит отметить, что город в те времена был обителью ученых, богословов и мудрецов, поэтому юного имама просто очаровала атмосфера Мекки, и он всей душой потянулся к знаниям. Платить за учебу было нечем, и мальчик просто приходил послушать то, что рассказывают учителя другим детям. Он садился подле учителя и запоминал все сказанное. Иногда Мухаммед даже вел уроки вместо преподавателей, которые быстро отметили его невероятные способности. Мальчика начали учить бесплатно, а записи он вел на коре дерева, листьях и тряпицах, так как мать не могла купить ему бумагу.

В семь лет будущий имам уже наизусть цитировал Коран, а после нескольких лет обучения у двух величайших ученых Мекки стал специалистом по хадисам, выучил высказывания пророка и даже получил право выносить богословские заключения по важным вопросам.

Новый жизненный этап: Медина и Йемен

До тридцати четырех лет имам Шафии обучался в Медине. Здесь жил и трудился великий ученый, основавший маликитский мазхаб. Он с удовольствием принял молодого человека к себе в обучение сразу же после его приезда в город. Но даже известный богослов был поражен, когда его книгу имам Шафии выучил наизусть буквально за девять дней. В «Муватте» Малик ибн Анаса собрал все самые достоверные хадисы, которые часто цитировались правоверными, но все их за столь кроткий срок не мог выучить никто из мусульман.

Отправившись в Йемен, имам решил заняться преподавательской деятельностью. Он был крайне стеснен в средствах и потому взял много учеников. По словам современников, Мухаммед был превосходным оратором и его речи часто отличались излишней откровенностью. Это заинтересовало местных чиновников, которые через некоторое время обвинили его в заговоре и подстрекании к мятежу.

Будущего имама заковали в цепи и направили в Ирак, где в этот время правил халиф Харуна ар-Рашид. Вместе с Мухаммедом в Ракку прибыли и девять других человек, также обвиненных в восстании против халифата. Аш-Шафии лично встретился с халифом и сумел защитить себя. Харуну ар-Рашиду очень понравилась открытая и горячая речь имама, к тому же за него вступился кади Багдада, которому молодого ученого и передали на поруки после освобождения.

Обучение в Ираке

Знакомство с кади Багдада произвело на имама аш-Шафии сильное впечатление, и он остался в Ираке на два года. Мухаммед аш-Шайбани, спасший будущего имама от казни, стал его учителем и познакомил с многочисленными трудами правоведов, живших в стране в этот период. Они показались молодому ученому очень интересными, однако не со всеми доктринами и цитатами имам Шафии был согласен. Поэтому между учителем и учеником часто возникали споры. Однажды они устроили даже публичный диспут, в котором явную победу одержал будущий имам. Однако отношения между аш-Шайбани и его учеником не испортились, они стали добрыми друзьями.

В дальнейшем выдержки из этого знаменательного диспута вошли даже в одну из книг, написанную будущим имамом. В поисках знаний Мухаммед аш-Шафии объехал множество стран и городов. Он успел побывать в Сирии, Персии и в других областях. После десятилетнего путешествия имам решил вернуться в Мекку.

Преподавание

В Мекке имам вплотную приступил к преподавательской деятельности. Он имел достаточно много учеников, которые были объединены в специальном кружке. Его аш-Шафии организовал практически сразу же после возвращения в Мекку, проходили собрания единомышленников в Запретной мечети.

Однако имама все же привлекал Ирак, в котором он провел свои лучшие годы и в возрасте сорока пяти лет он решил вновь вернуться в эту страну с уже накопленным багажом знаний и жизненным опытом.

Египетский период жизни имама

Прибыв в столицу Ирака, аш-Шафии присоединился к различным научным группам Багдада. Ученые собирались в главной мечети и читали лекции всем желающим. На момент приезда имама в городе насчитывалось около двадцати богословских кружков, за короткий промежуток времени их количество сократилось до трех. Все члены научных групп примкнули к Мухаммеду и стали его учениками.

Спустя три года имам решил направиться в Египет, где в это время собирались самые выдающиеся ученые мусульманского мира. Аш-Шафии приняли в стране очень тепло и предоставили ему возможность вести лекции в самом известном образовательном центре. Здесь наряду с другими богословами и учеными он занимался преподавательской деятельностью, разрабатывая в процессе новые методики.

С раннего утра сразу после молитвы он приступал к занятиям. Изначально к нему приходили для чтения Корана, затем ученики, интересующиеся хадисами. Далее с учителем занимались ораторы, знатоки языка и поэты, читающие свои стихи. Имам Шафии таким образом проводил в трудах целых день, он одновременно учил других и сам получал от людей ценнейшую информацию.

Основы мусульманского права

Имама считают основателем науки, необходимости которой до его трудов никто не понимал. Он задумался над тем, что необходимо сформулировать и оформить в виде книги основы мусульманского права. Первой и самой основательной работой на эту тему стала «Ар-Рисаль». В книге были собраны и обоснованы многочисленные понятия толкования и условия, по которым можно в споре оперировать аятами и хадисами. Данный научный труд считается одним из самых важных в деятельности богослова.

Сам Мухаммед считал, что в работе ему помогала молитва к Аллаху и ежедневный намаз. Имама Шафии часто спрашивали о том, как ему удалось написать такой труд, и он всегда отвечал, что много работал в ночное время, ведь на сон богослов отводил только одну часть темного времени суток.

Смерть имама

Умер аш-Шафии в возрасте пятидесяти четырех лет в Египте. Обстоятельства его смерти не выяснены, некоторые специалисты утверждают, что он стал жертвой нападения. Другие считают, что он покинул этот мир после продолжительной болезни.

Через некоторое время после смерти к гробнице имама потянулись паломники. До сих пор место у подножия Мукатрам, где похоронен Мухаммад, является местом, куда правоверные приезжают помолиться Аллаху.

Шафиитский мазхаб: описание

С первого взгляда сложно разобраться, насколько один мазхаб отличается от другого. Но мы попробовали выделить основные черты школы, созданной имамом:

  • Снятие противоречий между другими мазхабами.
  • Обращение к цитатам Пророка в богословских диспутах происходит максимально спокойно.
  • Особый статус решений, принятых ради общей пользы.
  • По мазхабу имама Шафии обращение к хадисам допустимо лишь тогда, когда соответствующую информацию невозможно отыскать в Коране.
  • Для рассмотрения берутся только те хадисы, которые передавались сподвижниками из Медины.
  • К одним из методов мазхаба относится и единое мнение ученых, оно занимает особое место в методологии.

На сегодняшний день последователи этой школы встречаются по всему свету. Вы можете встретить их в Пакистане, Иране, Сирии, Африке и даже России. К ним можно отнести чеченцев, ингушей и аварцев. Многие правоверные считают, что шафиитский мазхаб является наиболее понятным. Поэтому он столь популярен среди верующих. Интересно, что даже приверженцы других школ часто используют некоторые нюансы из мазхаба аш-Шафии.

В заключение хотелось бы сказать, что личность имама очень популярна в исламском мире. И большую часть этого отношения богослов заслужил не столько своими трудами, сколько личными качествами. Он обладал всеми характеристиками, которые возведены в Коране в ранг благодетели. Мухаммад слыл смиренным, великодушным и щедрым человеком, который был готов отдавать все время служению Аллаху и изучению наук.

Примечательно, что в текущем году был даже снят сериал о жизни имама Шафии. Все серии составляют уже два сезона и имеют огромный успех. В условиях современного мира с довольно неоднозначным отношением к исламу это позволяет увидеть религию в истинном свете, как это было при жизни аш-Шафии.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 150 году по хиджре в Палестине, в г. Газа. Сам он был родом из Мекки, но его отец находился в этом городе по своим делам. Через два года после рождения сына отец умер, и мать переехала обратно на их родину. По происхождению он был курайшитом, его родословная сходится с родословной Пророка, мир ему, на Абду Манафе.

Он вырос в Мекке и рано начал учиться. По одному сообщению в семь лет, по другому – в восемь, он выучил Коран наизусть. После этого он брал знания у больших ученых, которые преподавали в Масджид аль-Харам (Запретной Мечети). Основным его учителем в это время был ученик сподвижника Ибн Аббаса Муслим ибн Халид аз-Занджи. Для Ибн Аббаса сам Пророк (мир ему) сделал особое дуа, чтобы Аллах дал ему особое понимание Корана. Поэтому его называют главным муфассиром уммы. Его тафсир считается самым признанным и авторитетным. Имам Шафии в 15 лет получил разрешение выносить фетвы, отвечать на вопросы по фикху. Его учитель дал ему иджазу.

После этого он отправился в Медину, чтобы учиться у имама Малика, который считался в то время одним из самых больших знатоков фикха и хадиса. Имам Шафии учился у него в течении двух периодов времени. Поначалу, имам Малик был еще бедным человеком, но однако, когда имам Шафии покинул его чтобы поехать учиться в Ирак, он дал ему с собой около 30 кг фиников. Тогда это была большая ценность. Такое уважение он проявил к своему ученику. Через некоторое время он вернулся к своему учителю и находился с ним до самой его смерти. В общей сложности это составляло чуть больше четырех лет. Когда во второй раз он вернулся в Медину, он пришел в мечеть в то время, когда имам Малик давал урок. Имам Шафии тихо вошел и сел рядом с одним из учеников. Имам Малик стал задавать ученикам вопросы по пройденному материалу, а имам Шафии потихоньку подсказывал правильные ответы тому юноше, рядом с которым он сидел. Учитель удивился, что он так хорошо сегодня отвечает и спросил –"откуда ты это знаешь?" Он указал на того, кто ему подсказывал, на имама Шафии. Тогда имам Малик встал и уступил ему свое место учителя, сказав, чтобы он вместо него продолжил урок. Так он уважал своего ученика. После его смерти имам Шафии женился на внучке третьего праведного халифа Усмана.

Его известность стала расти, амир Йемена пригласил его к себе, давать уроки и приобретать знания. В то время в халифате правили Аббасиды. Мы знаем, что в халифате сначала правили 4 праведных халифа, затем власть перешла к сыну Али Хасану, а тот через некоторое время передал власть Муавии (в 661 г. н.э), с этого времени началась династия Омейядов. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами. И как раз в то время, когда имам Шафии хотел уехать из Медины, правил халиф Харун ар-Рашид. Это очень известная личность, про него много существует легенд. В это время было много восстаний шиитов-зейдитов. И недруги имама донесли халифу, что имам – их сторонник и готовит восстание против халифа. Его друг, правитель Йемена ничего не смог поделать, не смог его защитить, и имама арестовали и привели к халифу в Багдад.

Заговорщиков по очереди подводили к халифу и после короткого разбирательства казнили. Когда дошла очередь до имама, он, подойдя к халифу, поприветствовал его мусульманским приветствием. Тот удивился – «ты начал с Сунны?», но ответил ему. Тогда имам процитировал аят Коран и дал ему краткое пояснение. Правитель удивился – как он в таком положении смеет произносить аяты Корана, когда сам является бунтовщиком против законной власти? Имам постарался объяснить, что он не выступает против власти, что его оклеветали. Кто-то из присутствующих подтвердил, что этот человек – большой ученый, а не заговорщик. Тогда халиф начал задавать ему вопросы по Корану, имам объяснял ему, какие бывают аяты Корана – скрытые и явные и т. д. После этого его отпустили.

В этом эпизоде скрыта большая мудрость – какой метод в отношениях с властью используют ученые Ахлю-Сунна. Наши ученые никогда не были бунтовщиками.Ни один из великих ученых не призывал к восстаниям, наоборот, они сами терпели преследования властей – имам Абу Ханифа погиб за то, что не хотел поступать в угоду властям, имама Малика наказывали за то, что он рассказывал такие хадисы, которые властям не нравились, имам Ахмад терпел большие страдания за то, что не поддерживал вероучение мутазилитов, которое в то время было признанным в государстве, имама Шафии чуть не казнили как бунтовщика. Но никто из них не говорил,что тот или иной правитель кафир, что его кровь халяль, потому что они понимали, что даже несправедливый правитель все-таки лучше, чем смута, которая может начаться, если его свергнут. Это метод наших ученых – мы не выступаем против власти, мы не бунтари. Бунтарями были хариджиты, они выступили против Али, они считали, что всякий, кто совершает большие грехи, неверный, которого можно убить. Это течение унесло много жизней мусульман. Пророк, мир ему, предупреждал нас об этой общине. Он назвал их «псами ада» и сказал, что лично бы их убивал, если бы встретил. Наши великие ученые считали что несправедливый правитель – это кадар Аллаха, поэтому нужно проявлять терпение.

В этот момент имаму Шафии было 30 лет. Потом он продолжил обучение в Ираке, у учеников Абу Ханифы, у имама Мухаммада Шейбани. Тогда в исламском мире было две основные школы – школа хадиса (мадраса аль-хадис) в Хиджазе, в Медине и Мекке, и школа мнения (мадраса ар-рай) в Ираке. Имам Шафии учился и у той, и другой школы. Его мазхаб поэтому совмещает в себе и мнение имама Малика, и имама Абу Ханифы. От имама Малика он взял скрупулезность в хадисе, в частности – непрерывный иснад. До имама Шафии факихи могли использовать хадисы с обрывом в иснаде, он такие хадисы не брал. С другой стороны он применял кыяс, который широко использовали ученики Абу Ханифы. Мы должны понимать, что обе эти школы являются суннитскими, поэтому нельзя сказать, что кто-то из них заблуждается. Всякие разногласия между ними связаны с недопониманием. Как сказал имам Ахмад, "до встречи с Шафии мы ненавидели асхабур-р-рай, потому что не понимали их, но после того, как он пришел к нам, мы полюбили их, потому что поняли, что мы стоим на одном и том же". Разногласия между ними были только в частностях, и он смог примирить эти две школы.

От него передают два мазхаба – один (аль-кадим, первый) он создал на территории Ирака, его учениками тогда были имам Ахмад, Абу Саут, аль-Калянси. Это учителя потом сами стали муджтахидами. Там он написал свою книгу аль-Худжа. Потом он переселился в Египет и там умер. Его зиярат находится в Каире. Там он создал другой мазхаб – аль-джадид. В том, что ученый меняет мнение нет ничего странного, в Египте была иная ситуация, поэтому он изменил мнение по некоторым вопросам. Его последователи берут в основном второй мазхаб, когда дают фетвы.

В частности, когда имам Шафии переехал в Египет он стал говорить, что какая-то практика сахабов не является доводом для понимания (принятия) хадиса. Что это значит? Когда Абу Ханифа принимал какой-то хадис, для него было важным, чтобы тот, кто передает этот хадис, сам бы его практиковал. К примеру, по шафиитскому мазхабу говорится, если на какое-то место на одежде или посуде попала слюна собаки, его нужно промыть шесть раз водой и седьмой раз водой, смешанной с землей. Имам Абу Ханифа передавал этот хадис, но сам его не практиковал, как раз потому, что его не практиковали те, кто его передавал, поэтому он считал, что этот хадис отменен. Имам Шафии считал, что ему нужно следовать, хотя его не практиковали, потому что нет сведений, что он отменен. Как мы видим, разногласия между имамами мазхабов связаны не с тем, что какой-то имам не знал данного хадиса, а с тем, что они по-разному их понимали и практиковали, у них были разные методы понимания хадиса и соответственно, разные решения они принимали. Изменить эти расхождения невозможно, потому что это результат разного понимания источников. Но все хадисы ученые прекрасно знали, иначе их не называли бы имамами-муджтахидами. Одним из условий для муджтахида – чтобы он в каком-то вопросе фикха знал все хадисы, имеющиеся на эту тему. Тем более имам Шафии, который учился и у ученых Медины, и у ученых Ирака, он знал мнения по фикху и тех, и других. Говорить что какой-то хадис до него не дошел – это невежество.

Остаток своей жизни он провел в Египте и там умер. В конце жизни его постигла тяжелая болезнь, у него бывали такие кровотечения, что подстилка, матрац, который под него подкладывали на время уроков, пока он давал уроки, был мокрый от крови. Несмотря на это, он давал уроки, потому что все великие ученые ставили важность распространения религии выше своих нужд. Поэтому они и смогли воспитать замечательных учеников, которые тоже становились великими учеными. Таким учеником был имам Ахмад ибн Ханбаль, один из любимых учеников имама Шафии, который впоследствии основал свой мазхаб. Современный ученый Мухаммад Зухайли говорил, что никогда между верующими не было такой сильной любви, какая была между этими двумя учеными.

Этому можно привести очень интересную историю. Когда имам Шафии еще находился в Багдаде, имам Ахмад заболел, и был прикован к постели. Это рассказывает сын имама Ахмада Абдулла. Имам Шафии пришел навестить своего друга. Как только он вошел, несмотря на слабость, имам Ахмад вскочил, посадил учителя на свое место, сел перед и ним, как школьник перед учителем и стал задавать разные вопросы по фикху. Когда они поговорили, имам Шафии вышел, сел на коня и собирался уезжать. имам Ахмад схватил его за ногу, держал ее и долго шел за ним. После этого к нему пришел его друг, который тоже был большим ученым, специалистом по хадису, и поинтересовался – зачем он это сделал? Он ответил, "если бы ты так сделал, ты бы получил пользу, даже вдыхать запах лошади, на которой сидит великий ученый, это уже польза, уже понимание религии".

Имама Ахмада как-то спросили – "почему ты посещаешь уроки имама Шафии, а не слушаешь уроки по хадису? Это же слова Пророка, мир ему, а ты, получается, предпочитаешь им слова имама Шафии" – как сейчас любят говорить, что лучше следовать хадису, чем мнению ученого. Он ответил – если какой-то мухаддис умрет, можно найти человека, которому он передал хадисы и спросить их у него. А когда умрет имам Шафии, уйдет то, чего больше ни у кого нет – понимание этого хадиса. То есть, у него есть не просто знание хадиса, а понимание его. Имам Ахмад также говорил, что если бы не имам Шафии, он бы не понял фикха, не научился различать хадисы на отмененные и отменяющие. Бывает так, что на одну тему существует несколько вроде бы противоречивых хадисов, как между ними выбрать? И именно этому учили факихи своих учеников.

Что касается некоторых слов имама Шафии, которые в наше время неправильно толкуют. От него (как и от других великих имамов) передают слова – «достоверный хадис и есть мой мазхаб». Невежественные люди считают, что эти слова относятся к таким, как они, что если в мазхабе, которому ты следуешь, сказано так-то, а в каком-то сборнике хадисов (Бухари или Муслима) сказано как-то иначе по этому вопросу, нужно отложить мнение ученых, мнение мазхаба и следовать хадису. Это ошибка. Эти слова разъясняет имам Навави в своей книге "Аль-Маджму".

Он пишет: «Смысл этих слов не в том, что буквальное понимание каждого достоверного хадиса – это мазхаб Шафии. Иначе пришлось бы сказать, что дозволенность временного брака – это тоже мазхаб Шафии, потому что об этом есть хадисы и они приведены у Бухари. Хадисы о временном браке, действительно, достоверны, но отменены. Те слова относятся к достигшим степени «муджтахид мазхаба» (муджтахид мазхаба – это учёный, который может самостоятельно выносить решения из первоисточников, но на основе усуля, т. е. методологии вынесения решения, которую разработал имам его мазхаба). Условием тут является то, чтобы такой алим считал, что имам Шафии не знал данного хадиса или не был осведомлён о его достоверности. А об этом можно узнать лишь после изучения всех книг по шафиитскому фикху и доказательств этого мазхаба. Это очень сложно, и мало кто достиг этой степени. Ведь имам Шафии, рахимахуллах, оставлял без внимания некоторые достоверные хадисы и не следовал им, и это означало, что у него был довод для этого. Например, этот хадис отменён, или имеет частный смысл, или не толкуется буквально. Ибн Салях сказал: «Смысл слов Шафии не в том, чтобы следовать буквальному смыслу каждого достоверного хадиса. И не каждый факих достиг степени, которая позволяет ему самостоятельно выносить решения» (см. «Аль-Маджмуу ли Имами ан-Навави», 1/104–105).

Из этих слов мы понимаем, что имам Навави выдвигает два условия для того, чтобы человек мог самостоятельно следовать хадису, который противоречит мазхабу:

  1. Он должен быть муджтахидом мазхаба. Если человек, не достигший уровня иджтихад, будет самостоятельно опираться на хадисы при вынесении решения, то считается, что любое его решение будет неправильным, и это будет грехом, поскольку он занимается делом, к которому у него нет способностей. А хадис о том, что «муджтахид получит две награды – если прав, и одну – если ошибся», к нему не относится.
  2. Он должен быть уверен, что имам мазхаба не знал этого хадиса или не знал о его достоверности. А знать это он может только после изучения всех книг мазхаба и – самое главное – доказательной базы мазхаба. А в наши дни мы не можем основательно освоить даже начальные книги! И речи нет о том, чтобы охватить все книги одного мазхаба.

Также неверно считать, что мазхаб – это мнение только одного ученого, за которым фанатично следуют остальные. Нет, мазхаб – это мнение не только самих имамов, но и их учеников и других великих ученых, тысячи лет ученые каждое положение этого мазхаба перепроверяли – на что он опирался и ссылался. У любого мазхаба есть книги в десятки томов, где на кажлое слово в мазхабе приводятся далили.

Поэтому, к примеру, ученик имама Малика Ибн Вахб говорил, что мухаддис, у которого нет имама в фихке, тот заблудший потому что он не сможет сам понять хадисы и сделать из них правильные выводы. Сунна – это не хадис, это понимание хадисов, которое может быть только у ученых. Известно, что имам Шафии, чтобы понимать нюансы смысла хадисов, много лет жил среди одного арабского племени, у которого сохранился самый чистый арабский язык.

Современный учёный из Сирии Мухаммад Сайид Рамазан аль-Бути сказал: «Безмазхабность – это новшество, угрожающее Шариату». Пусть Аллах убережёт нас и наших близких от смуты.