Годы правления соломона. Краткое жизнеописание соломона,царя израильского народа

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́ ; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. سليمان‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

По разным хронологиям, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Соломон - персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества (понимание языка зверей, власть над джиннами).

Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов (Пс. 126 (масоретский текст - Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132). В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

Историчность царя Соломона, также как и историчность царя Давида, и историчность Израильского царства является предметом научной дискуссии.

Историчность Соломона

Библия является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий.За вычетом библейских рассказов, прямых исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена из Книги Притчей Соломона (гл. 30, ст. 1 и гл. 31, ст. 1) Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме (Первая Книга Паралипоменон, гл. 3, ст. 5). В Библии упомянуты жена Соломона Наама Аммонитянка (ивр. - נעמה) (Третья Книга Царств, 14: 22,31) и дочери Соломона - Тафафь (ивр. Тафат טפת), (Третья Кн. Царств 4:11) и Васемафа (ивр. Басемат בשמת), (Третья Кн. Цар. 4:15).

Преемником его стал его сын Ровоам (Третья Кн. Цар. 14:21).

Приход к власти

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония (3 Цар. 1:5). Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия (ивр. - בת שבע Бат Шева), а также пророк Нафан (ивр. נתן Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3 Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением (3 Цар. 3:10 - 11)

Состав правительства, сформированного Соломоном:

  • Первосвященники - Садок, Авиафар, Азария;
  • Командующий войсками - Ванея;
  • Министр налогообложения - Адонирам;
  • Придворный летописец - Иосафат; также писцы - Елихореф и Ахия;
  • Ахисар - начальник царской администрации;
  • Завуф;
  • Азария - начальник наместников;
  • 12 наместников:
    • Бен-Хур,
    • Бен-Декер,
    • Бен-Хесед,
    • Бен-Авинадав,
    • Ваана, сын Ахилуда,
    • Бен-Гевер,
    • Ахинадав,
    • Ахимаас,
    • Ваана, сын Хушая,
    • Иосафат,
    • Шимей,
    • Гевер.

Внешняя политика

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом (3 Цар. 9:15). Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками» (Третья Книга Царств, гл. 10).В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила ». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (Третья Книга Царств, 10: 14). Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи.

Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя (Третья Книга Царств, 12:1 - 5). Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Cогласно Талмуду Соломон прожил 52 года.

Соломон в исламе

Согласно Корану Сулейман был сыном пророка Давуда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему». В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

Согласно исламской традиции Сулейман умер на 81-м году жизни.

Символика

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

В оккультизме пентаклем с названием «Звезда Соломона» принято считать 8-и конечную звезду. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ. Эти знаки широко использовались в магии, алхимии, Каббале и прочих мистических учениях.

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рафаэль создал фреску «Суд Соломона», а художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу.А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908).

По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).

В Священном писании существует один библейский персонаж, который окутан целым шлейфом мифов и легенд. Его образ считается неотъемлемым для иудейской, христианской и исламской религий, а его мудрость и справедливость воспевались целыми поколениями литераторов и поэтов. По библейским источникам он выступает в качестве мудрейшего из людей, справедливого судьи, умевшего найти оригинальное решение в самых необыкновенных ситуациях. Этому человеку приписывались и фантастические качества, как то: власть над джиннами, понимание языка зверей.

И хотя ряд историков отрицает его физическое существование, мотивируя это тем, что он и его деяния описываются только в библейских источниках, но в культуре разных народов он упоминается как реальный человек со всеми своими достоинствами и недостатками. Картинки из его жизни и деяний часто изображались на витражах средневековых храмов, миниатюрах византийских рукописей, живописных полотнах художников и в многочисленных произведениях литераторов. А словосочетание «Соломоново решение» уже множество веков существует как крылатое выражение. Да, речь идет о Соломоне, третьем царе Израиля.

Шломо, Соломон, Сулейман – это имя известно практически каждому образованному человеку независимо от его возраста и отношения к религии. Насчет его биографии специалисты спорят до сих пор, однако общепринятой версией считается то, что он был одним из младших сыновей царя Давида, бывшего простого воина, служившего царю Сеулу и прославившегося фантастической победой над Голиафом. После того как этот смелый и находчивый боец сменил на троне Израиля царя Сеула, он стал активно развивать родное государство. Однако, как любой властитель, Давид совершал и ошибки. Одной из них стал грех прелюбодеяния, которое он совершил с Вирсавией, женой одного из своих подчиненных, впоследствии отправленного на верную гибель.

Прекрасная женщина стала женой Давида, и от этого брака в 1011 году до н. э. появился на свет мальчик, которому счастливые родители дали имя Шломо, в буквальном переводе с иврита звучащее как «мир». Правда, грех, совершенный Давидом, не прошел ему даром: у него появились могущественные недоброжелатели, одним из которых стал Нафан, входящий в сонм пророков, авторов Книги Царств. Его проклятие еще долго преследовало Давида, которому долго пришлось вымаливать прощения Всевышнего. Непредсказуемость действий Давида сказалась и на принципе престолонаследия. Имея полноценного преемника на трон старшего сына Адония, он решил отдать царство самому младшему – Соломону.

Этот шаг спровоцировал в стране сильнейший кризис, едва не закончившийся полноценной войной. Адония даже успел сформировать специальный отряд телохранителей, однако в армии и в церковной среде он не получил желаемой поддержки. Неудачному наследнику пришлось искать убежище в Скинии, а его ближайшие соратники были схвачены и подвергнуты наказанию в виде казни или ссылки. Сам Адония был помилован Соломоном, однако это лишь ненадолго продлило его земное существование. Решив жениться на Ависаге Сунамитянке, прислужнице царя Давида, он переступил черту дозволенного, и был казнен.

После того как династический конкурент был устранен, Соломон стал единоличным властителем Израиля. Он был наделен недюжинной мудростью, не принимал военное решение конфликтов, поэтому в числе первых своих действий как полноправного царя совершил сближение с Египтом. Несмотря на скандальный уход евреев из этой страны, это государство было сильно и обладало огромными богатствами. Такие страны лучше иметь, пусть не в союзниках, но в друзьях, поэтому Соломон предложил правящему тогда в Египте фараону Шешонку I отдать ему в жены свою дочь. Вместе с нильской красавицей он в качестве приданого получил город Тель-Гезер, а также возможность брать плату за прохождение торговых караванов по Царской дороге Via Regia, которая тянулась из Египта до Дамаска.

Вторым направлением дружественной дипломатии стало Финикийское царство. Наладив связи с его правителем Хирамом I Великим, который пообещал поставить в Израиль необходимые строительные материалы, он смог начать грандиозное возведение храма. В качестве оплаты за кипарис, золото и работников Финикия получала из Израиля пшеницу и оливковое масло. Кроме того, финикийцам отошла часть израильских южных земель.

О недюжинных умственных способностях Соломона говорит легенда о его общении с правительницей Сабеи царицей Савской. Грамотная и мудрая женщина приехала в Израиль, чтобы проверить Соломона рядом загадок. Царь Израильский с честью выдержал это испытание, за что гостья подарила мудрому правителю огромное количество золота, драгоценных камней и благовоний. Современники утверждали, что после этого визита Израиль стал процветающим и богатым.

Интересно, что как яркий политик Соломон отвергал силовые решения конфликтов. Собственно от него и пошло, что степень вины, а также размер наказания виновного должен определять судья – человек абсолютно независимый от любой из сторон конфликта. Считается, что Соломон стал первым таким судьей, а как пример его работы на данном поприще приводится случай с двумя женщинами, делившими одного ребенка. Видя, что обе матери настаивают, что младенец принадлежит только им, Соломон принял совершенно нетривиальное решение. Он приказал слугам принести меч, которым собрался перерубить несчастного младенца на две части, чтобы каждая из женщин получила свою часть ребенка. По реакции просительниц на столь жестокое решение он смог выяснить, кто из них настоящая мать, а кто самозванка.

Конечно же, царская жизнь не отличалась спокойствием. Но Соломону сохранять самообладание согласно легенде помогало волшебное кольцо. Эта вещица, полученная от придворного философа, давала возможность царю находить спасение от различных страстей. С наружной стороны на перстне была выгравирована надпись: «Все проходит», а внутри ее продолжение: «Пройдет и это». Глядя на эти надписи, царь усмирял свой гнев, успокаивался, после чего находил остроумное решение самых запутанных дел.

Соломону приписывается еще и такое нововведение. Согласно древним легендам некогда нашу планету постигло страшное наводнение, погубившее мощную цивилизацию Атлантиду. Выжившие люди образовали новое общество, а от старого же остались лишь древние артефакты, в числе которых были вещи, имевшие технологическое предназначение. Среди руководителей вновь появившихся стран такие находки ценились очень высоко, ведь они давали преимущество перед конкурентами. Все знания такого рода исключительно путем устной передачи, чтобы важнейшая информация не ушла к враждебно настроенным соседям.

Соломон первым отошел от этой практики. Он начал фиксировать эзотерические знания в письменном виде. Среди приписываемых ему трактатов числятся «Ключи Соломона», в одном из разделов которых есть упоминание о 72 демонах. Современная наука считает это зашифрованными знаниями о количестве человеческих гормонов. Данные труды для удобства чтения информации были дополнены большим количеством схем и знаков. Значительная часть этих рисунков используется в эзотерике до настоящего времени. Помимо «Ключей Соломона» его авторство приписывается также «Книгам Екклесиаста», «Песне песней» и «Книге Притчей».

К сожалению, даже мудрым представителям власти трудно удержаться от соблазнов. Соломона, как и его царство, которое он строил долгие годы, погубило любвеобилие. Легенды говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Одна из жен, которую царь очень сильно любил, была чужестранкой. Умная женщина смогла уговорить Соломона построить языческий алтарь. Его возведение поссорило Соломона с Всевышним, который пообещал лично самонадеянному правителю и его стране наслать различные несчастья. Так и произошло. От многочисленных строительных проектов опустела царская казна, на окраинах начались волнения в среде эдомитян и арамитян, а сам Соломон умер в 52-летнем возрасте, наблюдая за сооружением злополучного алтаря. В дальнейшем предсказание Всевышнего сбылось: древний Израиль раскололся. И хотя у иудеев еще были взлеты в развитии, но достичь процветания времен Соломона древние евреи не смогли.

Царь Соломон (Шломо, в исламе – Сулейман) (1011 – 928 гг. до н. э.) – один из главных персонажей авраамических «священных писаний».

Соломон в «священном писании» именуется великим и мудрым правителем, носителем всевозможных добродетелей (реальных и мнимых).

Заслугами царя Соломона считаются, помимо прочего, возведение главного (и единственного) еврейского Храма, находящегося в Иерусалиме, и сочинение нескольких книг библейского канона:

  • «Песнь песней»;
  • «Книга притчей Соломоновых»;
  • Некоторые псалмы «Псалтыря»;
  • «Книга Экклезиаста».

Автором последней упомянутой книги Соломон уж точно быть не мог: «Экклезиаст» («Беседа отчаявшегося со своим Ба») – классическая древнеегипетская поэма, основанная на египетской религии и философии и перекликающаяся с другой египетской поэмой – «Песней арфиста».

Авторство остальных перечисленных произведений библейского канона также остаётся под вопросом. Для еврейских книжников позднего времени царь Соломон – олицетворение идеального правителя, а его эпоха – своеобразный «золотой век» древнееврейского государства.

Поэтому неудивительно, что его фигуре уделено столь пристальное внимание.

Имя царя

Имя Шломо происходит от еврейского слова «шалом» - «мир (отсутствие войны)», а также от слова «шалем» - «цельный, совершенный», видимо, это слова родственные. Соломон упоминается в «Библии» и под другими именами, например – Иедидиа («возлюбленный Богом, друг Бога»); так его прозвал его отец – царь Давид, когда бог его простил за изнасилование Вирсавии и убийство её мужа.

Как он пришёл к власти

Шломо, по-видимому, был законным наследником еврейского престола, поскольку он являлся соправителем отца в последние годы его жизни. Когда Давид стал совсем старым, власть попытался узурпировать другой его сын – Адония. Он вошёл в сговор с главным жрецом Авиафаром и военачальником Иоавом, объявил народу о своём воцарении и устроил пышный праздник по этому поводу.

Однако Вирсавия, мать Соломона, и священник Натан донесли об этом Давиду. Адония решил убежать и скрылся в скинии (походном храме). Соломон, к тому времени уже фактически ставший наследником престола, согласился помиловать брата, если он сдастся и покается. Тот так и поступил. Остальных же заговорщиков Соломон казнил, сформировав затем новое правительство.

Сообщается, что Соломон якобы договорился с Богом; тот дал ему великую мудрость и терпение, как того и просил новый царь, а Соломон поклялся воспитывать народ в верности Богу.

Отношения с другими государствами

Как и подтверждает значение его имени, Соломон был миролюбивым правителем и не желал вести каких-либо войн. Тем не менее он создал объединённое государство Израиля и Иудеи, которое занимало значительную территорию. Основой богатства казны при Соломоне был торговый путь из Египта в Дамаск, проходивший по его территории; также Соломон торговал лошадьми и колесницами, выполнял посреднические сделки.

Только вряд ли на этом можно было заработать столь баснословные богатства, какие приписывают легендарному царю. Археологами было установлено, что во времена Соломона в Израильском царстве было много медных рудников и плавильных печей, по-видимому, это и был главный источник пополнения бюджета.

Соломон дружил с правителями соседних стран, в том числе с египетским фараоном, таким образом, многовековая вражда евреев и египтян закончилась. Для укрепления дружбы Соломон взял в качестве своей первой жены дочь фараона. В дружеских отношениях он находился также с финикийским царём Хирамом - он находился у него в долгу, в счёт погашения которого уступил Хираму некоторые селения на территории его страны.

Израильский царь не решился даже расправиться с Разоном – взбунтовавшимся арамейцем, который изгнал из Дамаска еврейских представителей и объявил себя правителем.

Отношение к своей стране

Соломон был прекрасным администратором, дипломатом, строителем и предпринимателем. Получив от отца не особенно богатое государство, живущее патриархальным племенным укладом и мало кому интересное, он сделал его настоящей древней сверхдержавой, с которой вынуждены были считаться соседние страны – даже такие могущественные, как Египет.

Само Израильское царство стало богатым и процветающим, и в первую очередь это касается Иерусалима – Соломон сделал его роскошным мегаполисом, к тому же – единственным центром иудейской религии. Между тем идеализировать царя Соломона совсем не нужно. Это был довольно властный правитель, который видел в подданных лишь своих рабов.

Роскошь при его дворе доходила до безумия, и одним из символов этой роскоши стал чудовищных размеров гарем Соломона. Царь вёл свою страну к процветанию железной рукой, часто не заботясь о простых подданных либо проявляя в их отношении насилие. Соломон и царица Савская Знаменитой стала история о том, что к Соломону однажды приехала царица Сабейского государства, располагавшегося на Аравийском полуострове. В «Библии» их отношения описаны туманно и загадочно, однако, судя по всему, царь Соломон находился с ней в любовной связи.

Краткое житие пророка Соломона, царя Израильского

Свя-той Со-ло-мон, сын Да-ви-да от же-ны его - Вир-са-вии, тре-тий царь всех из-ра-иль-тян, по-ма-зан-ный на цар-ство в 12 лет и цар-ство-вав-ший 40 лет. Власть Со-ло-мо-на бы-ла так ве-ли-ка, что про-сти-ра-лась на все со-сед-ние на-ро-ды, ко-то-рые бы-ли дан-ни-ка-ми его (). Сла-ва и бо-гат-ство его бы-ли так ве-ли-ки, что все ца-ри зем-ные, по сло-вам Св. Ис-то-рии, же-ла-ли ви-деть бо-гат-ство Со-ло-мо-на и слу-шать муд-рость его. Скон-чал-ся мир-но, оста-вив по-сле се-бя со-чи-не-ния: Прит-чи, Пре-муд-ро-сти, Ек-кле-си-а-ст и Песнь Пес-ней.

Полное житие пророка Соломона, царя Израильского

Как мудр был ты в юно-сти тво-ей и, по-доб-но ре-ке, по-лон ра-зу-ма! Ду-ша твоя по-кры-ла зем-лю, и ты на-пол-нил ее за-га-доч-ны-ми прит-ча-ми; имя твое про-нес-лось до от-да-лен-ных ост-ро-вов, и ты был лю-бим за мир твой; за пес-ни и из-ре-че-ния, за прит-чи и изъ-яс-не-ния те-бе удив-ля-лись стра-ны! Так пре-воз-но-сит Со-ло-мо-на муд-рый Иисус сын Си-ра-ха (). Из-бран-ная от-расль свя-то-го ца-ря Да-ви-да, Со-ло-мон еще в от-ро-че-ских ле-тах был по-ма-зан на цар-ство и про-воз-гла-шен ца-рем еще при жиз-ни от-ца сво-е-го. По утвер-жде-нии сво-ем на пре-сто-ле Из-ра-иль-ском Со-ло-мон преж-де все-го, в ис-пол-не-ние за-ве-ща-ния от-ца сво-е-го, обез-опа-сил се-бя на пре-сто-ле со сто-ро-ны вра-гов сво-их и пред-при-нял по-стро-е-ние хра-ма Бо-гу ис-тин-но-му.

На-род еще при-но-сил жерт-вы на вы-со-тах, ибо не был по-стро-ен дом име-ни Гос-по-да до то-го вре-ме-ни (). И Со-ло-мон по-шел в Га-ва-он, где на-хо-дил-ся глав-ный жерт-вен-ник, чтобы при-не-сти там жерт-ву Бо-гу. Здесь явил-ся ему Гос-подь в ноч-ном сно-ви-де-нии и ска-зал воз-лю-бив-ше-му Его и хо-дя-ще-му по уста-ву Да-ви-да, от-ца сво-е-го, Со-ло-мо-ну: Про-си, что дать те-бе (). И ска-зал Со-ло-мон: Ныне Гос-по-ди, Бо-же мой! Ты по-ста-вил ра-ба Тво-е-го ца-рем вме-сто Да-ви-да, от-ца мо-е-го; но я - от-рок ма-лый, не знаю ни мо-е-го вы-хо-да, ни вхо-да. И раб Твой - сре-ди на-ро-да Тво-е-го, ко-то-рый из-брал Ты, на-ро-да столь мно-го-чис-лен-но-го, что по мно-же-ству его нель-зя ни ис-чис-лить, ни обо-зреть. Да-руй же ра-бу Тво-е-му серд-це ра-зум-ное, чтобы су-дить на-род Твой и раз-ли-чать, что - доб-ро и что - зло; ибо кто мо-жет управ-лять этим мно-го-чис-лен-ным на-ро-дом Тво-им? И бла-го-угод-но бы-ло Гос-по-ду, что Со-ло-мон про-сил это-го. И ска-зал ему Бог: за то, что ты про-сил это-го, не про-сил се-бе дол-гой жиз-ни, не про-сил се-бе бо-гат-ства, не про-сил се-бе душ вра-гов тво-их, но про-сил се-бе ра-зу-ма, чтобы уметь су-дить, вот, Я сде-лаю по сло-ву тво-е-му. Вот, Я даю те-бе серд-це муд-рое и ра-зум-ное, так что по-доб-но-го те-бе не бы-ло преж-де те-бя, и по-сле те-бя не вос-станет по-доб-ный те-бе. И то, че-го ты не про-сил, Я даю те-бе и бо-гат-ство, и сла-ву, так что не бу-дет по-доб-но-го те-бе меж-ду ца-ря-ми во все дни твои. И ес-ли бу-дешь хо-дить пу-тем Мо-им, со-хра-няя уста-вы Мои и за-по-ве-ди Мои, как хо-дил отец твой Да-вид, Я про-дол-жу дни твои (). И про-бу-дил-ся Со-ло-мон от сно-ви-де-ния сво-е-го, и сбы-лось оно в точ-но-сти. И не за-мед-лил про-явить-ся дар ра-зу-ма - в су-де его над дву-мя жен-щи-на-ми, обес-смер-тив-ший сла-ву его во-ве-ки: ко-гда яви-лись к нему две жен-щи-ны, ро-див-шие од-новре-мен-но мла-ден-цев, из ко-то-рых один умер но-чью, ко-гда они спа-ли в од-ной ком-на-те, и вот, они спо-ри-ли, ко-му из них при-над-ле-жит остав-ший-ся в жи-вых мла-де-нец, - то ска-зал царь: по-дай-те мне меч. И при-нес-ли меч к ца-рю. И ска-зал царь:рас-се-ки-те жи-вое ди-тя на-двое и от-дай-те по-ло-ви-ну од-ной и по-ло-ви-ну дру-гой. И от-ве-ча-ла та жен-щи-на, ко-то-рой сын был жи-вой, ца-рю, ибо взвол-но-ва-лась вся внут-рен-ность ее от жа-ло-сти к сы-ну сво-е-му: о, гос-по-дин мой! от-дай-те ей это-го ре-бен-ка жи-во-го и не умерщ-вляй-те его. А дру-гая го-во-ри-ла: пусть же не бу-дет ни мне, ни те-бе, ру-би-те. И от-ве-чал царь и ска-зал: от-дай-те этой жи-вое ди-тя, и не умерщ-вляй-те его: она - его мать. И услы-шал Из-ра-иль, как рас-су-дил царь, и стал бо-ять-ся ца-ря, ибо уви-дел на-род, что муд-рость Бо-жия в нем, чтобы про-из-во-дить суд. И был Со-ло-мон ца-рем над всем Из-ра-и-лем (). Он вла-дел все-ми цар-ства-ми от ре-ки Ев-фра-та до зем-ли Фили-стим-ской и до пре-де-лов Егип-та. Они при-но-си-ли да-ры и слу-жи-ли Со-ло-мо-ну во все дни жиз-ни его (). И жи-ли Иуда и Из-ра-иль спо-кой-но, каж-дый под ви-но-град-ни-ком сво-им и под смо-ков-ни-цею сво-ею, от Да-на до Вир-са-вии, во все дни Со-ло-мо-на ().

И дал Бог Со-ло-мо-ну муд-рость и весь-ма ве-ли-кий ра-зум и об-шир-ный ум, как пе-сок на бе-ре-гу мо-ря (). Он был муд-рее всех лю-дей... имя его бы-ло в сла-ве у всех окрест-ных на-ро-дов. И из-рек он три ты-ся-чи прит-чей, и пес-ней его бы-ла ты-ся-ча и пять; и го-во-рил он о де-ре-вах, от кед-ра, что в Ли-ване, до ис-со-па, вы-рас-та-ю-ще-го из сте-ны; го-во-рил и о жи-вот-ных, и о пти-цах, и о пре-смы-ка-ю-щих-ся, и о ры-бах. И при-хо-ди-ли от всех на-ро-дов по-слу-шать муд-ро-сти Со-ло-мо-на, от всех ца-рей зем-ных, ко-то-рые слы-ша-ли о муд-ро-сти его (). По-стро-е-ние хра-ма, пред-при-ня-тое Со-ло-мо-ном, про-дол-жа-лось 7 лет; при этом бы-ло 70 000 че-ло-век но-ся-щих ма-те-ри-а-лы, 80 000 ка-ме-но-сеч-цев, 30 000 ру-бя-щих кед-ро-вый лес в Ти-ре, при-став-ни-ков, смот-рев-ших за ра-бо-та-ми - 3 600 че-ло-век. Ко-гда со-вер-ше-на бы-ла вся ра-бо-та для хра-ма Гос-под-ня, Со-ло-мон при-нес по-свя-щен-ное Да-ви-дом, от-цом его, се-реб-ро и зо-ло-то, и ве-щи от-дал в со-кро-вищ-ни-цы хра-ма Гос-под-ня и со-звал ста-рей-шин Из-ра-иле-вых и всех на-чаль-ни-ков ко-лен, глав по-ко-ле-ний сы-нов Из-ра-иле-вых,... чтобы пе-ре-не-сти ков-чег за-ве-та Гос-под-ня из го-ро-да Да-ви-до-ва ().

И, об-ра-тясь к на-ро-ду и бла-го-сло-вив со-брав-ших-ся из-ра-иль-тян, Со-ло-мон ска-зал: бла-го-сло-вен Гос-подь Бог Из-ра-илев, Ко-то-рый ска-зал Сво-и-ми уста-ми Да-ви-ду, от-цу мо-е-му, и ныне ис-пол-нил ру-кою Сво-ею! Он го-во-рит: с то-го дня, как Я вы-вел на-род Мой, Из-ра-и-ля, из Егип-та, Я не из-брал го-ро-да ни в од-ном из ко-лен Из-ра-иле-вых, чтобы по-стро-ен был дом, в ко-то-ром пре-бы-ва-ло бы имя Мое; но из-брал Иеру-са-лим для пре-бы-ва-ния в нем име-ни Мо-е-го, и из-брал Да-ви-да, чтобы быть ему над на-ро-дом Мо-им, Из-ра-и-лем. У Да-ви-да, от-ца мо-е-го, бы-ло на серд-це по-стро-ить храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва. Но Гос-подь ска-зал Да-ви-ду, от-цу мо-е-му: хо-ро-шо, что у те-бя ле-жит на серд-це по-стро-ить храм име-ни Мо-е-му; од-на-ко не ты по-стро-ишь храм, а сын твой, ис-шед-ший из чресл тво-их, он по-стро-ит храм име-ни Мо-е-му. И ис-пол-нил Гос-подь сло-во Свое, ко-то-рое из-рек. Я всту-пил на ме-сто от-ца мо-е-го Да-ви-да... и по-стро-ил храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва ().

И стал Со-ло-мон пе-ред жерт-вен-ни-ком Гос-под-ним, впе-ре-ди все-го собра-ния Из-ра-иль-тян, и воз-двиг ру-ки свои к небу и ска-зал: Гос-по-ди Бо-же Из-ра-илев! нет по-доб-но-го Те-бе Бо-га на небе-сах ввер-ху и на зем-ле вни-зу! () По-ис-ти-не Бо-гу ли жить на зем-ле? Небо и небо небес не вме-ща-ет Те-бя, тем ме-нее сей храм, ко-то-рый я по-стро-ил име-ни Тво-е-му... Но при-з-ри на мо-лит-ву ра-ба Тво-е-го и на про-ше-ние его! услышь воз-зва-ние и мо-лит-ву, ко-то-рою раб Твой умо-ля-ет Те-бя ныне! Да бу-дут очи Твои от-вер-сты на храм сей день и ночь, на сие ме-сто, о ко-то-ром Ты ска-зал: Мое имя бу-дет там; услышь мо-лит-ву, ко-то-рою бу-дет мо-лить-ся раб Твой на ме-сте сем! () При вся-кой мо-лит-ве при вся-ком про-ше-нии, ка-кое бу-дет от ка-ко-го-ли-бо че-ло-ве-ка во всем на-ро-де Тво-ем, ко-гда они по-чув-ству-ют бед-ствие в серд-це сво-ем и про-струт ру-ки свои к хра-му се-му, Ты услышь с неба, с ме-ста оби-та-ния Тво-е-го, и по-ми-луй; сде-лай и воз-дай каж-до-му по пу-тям его, как Ты усмот-ришь серд-це его, ибо Ты один зна-ешь серд-це всех сы-нов че-ло-ве-че-ских! ().

Ко-гда Со-ло-мон про-из-нес мо-ле-ние и про-ше-ние к Гос-по-ду, то-гда встал с ко-лен от жерт-вен-ни-ка Гос-под-ня, ру-ки же его бы-ли рас-про-стер-ты к небу и, стоя, он бла-го-сло-вил все со-бра-ние Из-ра-иль-тян (). И царь и все Из-ра-иль-тяне с ним при-нес-ли жерт-ву Гос-по-ду ().

И явил-ся Со-ло-мо-ну Гос-подь во вто-рой раз, как явил-ся ему в Га-ва-оне, и ска-зал ему: Я услы-шал мо-лит-ву твою и про-ше-ние твое... Я освя-тил этот храм, ко-то-рый ты по-стро-ил, чтобы пре-бы-вать име-ни Мо-е-му там во-век, и бу-дут очи Мои и серд-це Мое там во все дни (). По окон-ча-нии хра-ма Со-ло-мон воз-двиг сте-ну во-круг Иеру-са-ли-ма и дво-рец для же-ны сво-ей, до-че-ри ца-ря Еги-пет-ско-го, а по-том при-ка-зал устро-ить несколь-ко кре-по-стей.

Бо-гат-ство Со-ло-мо-на бы-ло так ве-ли-ко, что се-реб-ро во дни его не вме-ня-лось ни во что. И сде-лал царь зо-ло-то и се-реб-ро в Иеру-са-ли-ме рав-но-цен-ным про-сто-му кам-ню, а кед-ры, по мно-же-ству их, сде-лал рав-но-цен-ны-ми си-ко-мо-рам, ко-то-рые на низ-ких ме-стах ().

И все ца-ри зем-ли ис-ка-ли ви-деть Со-ло-мо-на, чтобы по-слу-шать муд-ро-сти его, ко-то-рую Бог вло-жил в серд-це его. И каж-дый из них под-но-сил от се-бя в дар со-су-ды се-реб-ря-ные и со-су-ды зо-ло-тые, и одеж-ды, ору-жие и бла-го-во-ния, ко-ней и ло-ша-ков из го-да в год ().

Все ца-ри бы-ли дан-ни-ка-ми Со-ло-мо-на, и да-же ца-ри-ца Сав-ская, услы-шав о сла-ве его во имя Гос-по-да, при-шла ис-пы-тать его за-гад-ка-ми. И при-шла она в Иеру-са-лим с весь-ма боль-шим бо-гат-ством: вер-блю-ды на-вью-че-ны бы-ли бла-го-во-ни-я-ми и ве-ли-ким мно-же-ством зо-ло-та, и дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми, и при-шла к Со-ло-мо-ну и бе-се-до-ва-ла обо всем, что бы-ло у нее на серд-це. И объ-яс-нил ей Со-ло-мон все сло-ва ее ()... И на-шла в Со-ло-моне ца-ри-ца муд-ро-сти и бо-гат-ства еще бо-лее, чем слы-ша-ла о том, и бла-го-сло-ви-ла Гос-по-да, по-ста-вив-ше-го Со-ло-мо-на ца-рем тво-рить суд и прав-ду...

Так бла-го-сло-вил Бог Со-ло-мо-на в то вре-мя, ко-гда он был непо-ро-чен пе-ред Ним, но ко-гда Со-ло-мон, в уго-жде-ние иным же-нам сво-им, по-стро-ил ка-пи-ща для идо-лов, по-чи-та-е-мых ими, то на-влек на се-бя гнев Бо-жий; Бог пре-дал его враж-де про-тив-ни-ков - Аде-ра иду-ме-я-ни-на и Ра-зо-на, быв-ше-го ра-бом ца-ря Сув-ско-го, ко-то-рый, убе-жав от сво-е-го гос-по-ди-на, со-брал шай-ку мя-теж-ни-ков и укре-пил-ся в Да-мас-ке. Оба они по-сто-ян-но тре-во-жи-ли иуде-ев сво-и-ми на-бе-га-ми. Осо-бен-но бес-по-ко-и-ло Со-ло-мо-на то, что про-рок Ахия пред-ска-зал под-дан-но-му его - Иеро-во-аму (Еф-рем-ля-ни-ну из Ца-ре-ды), что он ис-торгнет цар-ство из ру-ки Со-ло-мо-но-вой и что даст-ся ему власть над 10-ю ко-ле-на-ми из-ра-иль-ски-ми... Со-ло-мон ис-кал то-гда умерт-вить Иеро-воама, но Иеро-во-ам спас-ся бег-ством в Еги-пет, где и жил до смер-ти Со-ло-мо-на. Впро-чем, не пре-был без рас-ка-я-ния, и не за-тми-лась ис-ти-на в ду-ше Со-ло-мо-на. О со-кру-ше-нии ду-ха его и о со-зна-нии прав-ды и еди-но-го на по-тре-бу сви-де-тель-ству-ют сло-ва его в «Эк-кле-зи-а-сте»: Су-е-та су-ет - все су-е-та! ().

Вы-слу-ша-ем сущ-ность все-го: бой-ся Бо-га и за-по-ве-ди Его со-блю-дай, по-то-му что в этом все для че-ло-ве-ка ()...

Всех книг Со-ло-мон на-пи-сал че-ты-ре: Прит-чи, Пре-муд-рость, Эк-кле-зи-аст и Песнь Пес-ней.

Вре-ме-ни цар-ство-ва-ния Со-ло-мо-на в Иеру-са-ли-ме над всем Из-ра-и-лем бы-ло со-рок лет. И по-чил Со-ло-мон с от-ца-ми сво-и-ми, и по-гре-бен был в го-ро-де Да-ви-да, от-ца сво-е-го, и во-ца-рил-ся вме-сто него сын его Ро-во-ам () (от ко-то-ро-го - во ис-пол-не-ние про-ро-че-ства Ахии - при са-мом вос-ше-ствии его на пре-стол от-ло-жи-лись 10 ко-лен Из-ра-иле-вых).

Более прославленного своей мудростью человека в истории сложно отыскать. К его словам прислушивались современники и о них помнят потомки. Поговаривали, что даже дикие звери, растения, птицы, степные духи и огненные джинны склонялись, лишь заслышав имя царя Соломона. Однажды ночью ему явился сам Бог, у которого мудрец не стал требовать богатств или бессмертия. Он просил только мудрости и разумения, чтобы отличать добро от зла, а хорошее от худого. Об этом гласит легенда, но ведь третий правитель объединенного Израильского царства существовал на самом деле. Давайте разберемся, каким был этот удивительный монарх и как сложилась его судьба, тщательно отбирая зерна от плевел, то есть отсеивая правду из вымысла.

Кто такой Соломон: биография величайшего легендарного мудреца

Своего наивысшего расцвета государство Израиль достигло во времена именно этого правителя. Начало десятого века до нашей эры было для него чрезвычайно удачным. Прозорливость предыдущего царя Давида, а также настоящая мудрость Соломона привели к колоссальному скачку экономики, развитию архитектуры, строительства, науки, искусств. Он был мирным царем, за время его правления не произошло ни единого крупного вооруженного конфликта, а сидеть на троне ему довелось ровно сорок лет.

Историческая достоверность всего, что мы будем обсуждать в статье, является предметом научных споров на протяжении сотен лет. Существование Соломона, как и его отца, вкупе со всем Израильским царством, вызывает сомнение даже у ученых-историков. Профессор Исраэль Финкельштейн из Тель-Авива считает, что в те времена Иерусалим был просто крохотной деревенькой на пересечении караванных путей, а сами евреи – шайкой разбойников. Никаких археологических подтверждений «золотого века» найдено так и не было.

Кратко о царе, благословенным Богом

С самого рождения сын Давида Соломон знал, что предназначен для будущего царствования. Отец готовил его к этому, обучая всему, что требуется знать будущему правителю. Он пришел на престол через кровь своего старшего брата, но тот сам выбрал свою судьбу, предавая его. За сорок лет своего правления царь, получивший в полное и безраздельное владение целое государство, не только продержал его на должном уровне, но и значительно возвеличил и укрепил. Считается, что он не любил воевать, а проблемы с соседями решал по-своему – он просто женился на их дочерях, становясь зятем и близким другом. В его гареме было более семи сотен жен и еще около трех сотен одалисок и наложниц.

Особо прославился этот правитель тем, что в центре Иерусалима возвел огромный храм в честь бога Яхве. Постройка по величию, размерам и красоте ничуть не уступала вавилонским или египетским архитектурным шедеврам. Он первым решил применить в иудейской армии конницу и боевые колесницы, хотя сам воевать никогда не стремился. Он окружил себя и своих подданных роскошью и достатком, а также отличался врождённой справедливостью, чем завоевал доверие и любовь. Но, как и любому несовершенному человеку, ему было присуще совершать ошибки, которые впоследствии привели к развалу державы после его смерти.

Рождение легенды Иерусалима

Чтобы разобраться, существовал ли такой правитель, стоит выяснить, кто такой Соломон в Библии. Именно эта книга является главным источником информации о древнем царе. В священных еврейских текстах, связанных с годами его руководства, имеется множество личных имен, географических мест, а также дат и других цифр. Потому принято считать его исторической персоной. Кроме того, в некоторых античных текстах тоже можно отыскать его имя, что полностью подтверждает военачальник и иудейский историк Иосиф Флавий.

Упоминается пророк Сулейман, которого принято отождествлять с интересующим нас персонажем, и в Коране. Обе истории, рассказанные в священных книгах, очень похожи: Соломон строит храм, развивает добропорядочные отношения с соседями, женится на египетской принцессе, а после смерти, все, созданное с любовью и трудом, разваливается – страна рассыпается на отдельные княжества.

Правда, в историчности событий сомневаются многие ученые. Археолог из Израиля Зеэв Херцог считает, что при полном отсутствии фактических доказательных материалов по поводу существования Израильского царства, Давид и Соломон могли быть и правителями соседних княжеств. Более того, он говорит, что Иерусалим, хотя и был уже довольно большим поселением, но никаких дворцов, а тем более, крупных храмов, в нем быть просто не могло.

Однако стоит вернуться к герою нашего повествования. Согласно Библии, он появился на свет в царском семействе приблизительно в 1010-1011 годах до нашей эры, о чем гласит третья глава Первой Книги Паралипоменон. Матерью его была пресловутая Вирсавия (Бат-Шева), которую Давид сперва изнасиловал, а потом послал ее мужа на верную гибель, чтобы узаконить отношения. Существует версия, будто ничего подобного не было, а супруг женщины, отправляясь на войну, дал ей разводное письмо, как было принято в те времена. Тогда-то ее встретил царь и взял к себе во дворец.

При рождении будущему пророку было дано имя Иедидиа, что значит «друг Бога» или «возлюбленный Всевышним». Имя Шломо (Соломон) появилось несколько позже, когда стала понятна натура будущего правителя, ведь слово это происходит от еврейского «шалом», что значит «мир». Было у него еще семеро братьев и сестер, ничем особенным, кроме предательства и измены, не отличившихся.

Приход к власти младшего из братьев

Задолго до того, как развернулись трагические события, царя Соломона, вернее только будущего правителя, отец выбрал в качестве своего преемника, несмотря на то, что он не был старшим из детей. Причина была проста – другие сыновья не оправдали его ожиданий. Старший отпрыск его – Амнон – имел неосторожность влюбиться в собственную сестрицу Фамарь, которая взаимностью ему не отвечала (на близкородственные связи уже существовал строжайший законодательный запрет). Тогда он заманил ее к себе в покои, где изнасиловал, а затем прогнал. Увидев, что Давид никак не наказал сына за такой серьезный проступок, за сестру решил вступиться еще один брат – Авессалом.

Он выжидал очень долго, целых два года тая обиду и планируя месть. Однажды на пиру он приказал своим верным рабам убить Амнона. Эта смерть была ему выгодной вдвойне, ведь так он становился еще и первым по старшинству наследником империи отца, устранив соперника. На этом Авессалом не остановился. Он стал активно агитировать против отца, и его политические игры привели к расколу в кругах знати. В итоге молодой вождь поднял мятеж и даже на некоторое время занял Иерусалим, но Давид справился с проблемой. Будучи уже старым и дряхлым, он решил помазать на царство своего младшего сына от любимой жены.

Последний акт этой древней трагедии разыгрался уже после того, как прежний правитель умер, а молодой успешно взошел на престол. Еще один из братьев пророка Соломона, Адония, заключив тайный договор с военачальником Иоавом, а также верховным священнослужителем Авиафаром, решил узурпировать власть. Его «потуги» были раскрыты, он бежал и спрятался в храме, опасаясь мести брата-правителя. Но тот, казнив всех участников заговора, его помиловал. Правда, когда Адония пришел просить у него руки одалиски Ависаги, Соломон не на шутку рассердился. В те времена, чтобы доказать и укрепить свою власть, мужчины забирали себе жен и наложниц соперников. Упрямого брата царя схватили и тут же казнили, имея вполне законную причину.

Внутренняя политика справедливого царя

Согласно библейским историям, Соломон всегда старался не уничтожать врагов, а приобрести союзников и друзей. Он действительно был нацелен на процветание государства, потому заботился о собственных подданных. Если верить этим рассказам, то он организовал справедливый и честный суд для каждого, вне зависимости от достатка или положения.

Третья книга Царств как нельзя лучше иллюстрирует это. В ней содержится притча о женщинах, живущих в одном доме и неспособных «поделить» ребенка. Каждая из них утверждала, будто ребенок ее, не собираясь уступать. Тогда Соломон приказал разрубить дитя на равные части. После чего царь приказал отдать малыша той, которая просила сжалиться и сохранить ему жизнь.

Согласно тем же библейским рассказам, создание центрального храма в Иерусалиме – намного больше, чем просто возведения культового здания. Это было символом объединения всего израильского народа под эгидой мудрого правителя. Причем проект его был создан еще Давидом, а Соломон только воплотил его в жизнь, хотя это оказалось вовсе не просто.

Считается, что он приступил к работам на четвертом году своего правления, а уже спустя семь лет храм был открыт в аккурат перед праздником Суккот (Кущей). Но так быстро удалось воздвигнуть только основное строение, весь остальной комплекс доводился еще восемь лет. В 586 году до нашей эры великолепное здание было до основания разрушено вавилонянами. При этом пропали древние еврейские реликвии, к примеру, Ковчег Завета со скрижалями Закона Моисея.

В период правления Соломона наблюдалось также зарождение и расцвет иудейской духовной литературы. Как раз тогда были созданы труды Ягвиста, составлены сборники сказаний об Иисусе Навине, досконально проработаны биографии первых израильских царей. Было написано даже некое подобие официальной хроники – «Книга дел Соломоновых». Правда, большинство текстов полностью утрачены и об их существовании можно судить только из более поздних описаний людей, которые якобы держали их в руках.

Внешняя политика дипломатичного лидера

Как упоминалось неоднократно, про царя Соломона всегда говорили, что он являлся мудрым и справедливым правителем и был крайне миролюбив. Он неохотно вступал в конфликты, старался купировать их в стадии зарождения и воссоединил территории Иудеи и Израиля под собственным руководством. Приоритетным для его царства был торговый путь из Дамаска в Египет, который приносил основные доходы в казну.

Также правитель поддерживал дружбу с финикийским монархом Хирамом I Великим. Но главной заслугой Соломона считается то, что он сумел поставить точку в многовековой войне египтян и евреев. Он взял в жены египетскую принцессу и тем самым породнился с правящей там династией. Исследователи считают, что девушка могла быть дочерью фараона Псусеннеса II, Шешонка I или Сиамона.

Эзотерические послания от царя

Вокруг этого правителя всегда ходило множество разнообразных слухов и сплетен, причем большая часть их была окутана тайнами, мистикой и колдовством. Поговаривали, что, кроме ума, он обладал еще и магическими способностями, а также умел правильно и грамотно их использовать. По легенде, он написал даже несколько трактатов по данной теме, а также являлся обладателем настоящих магических артефактов.

  • «Ключи Соломона» - это тайный гримуар (книга заклинаний), авторство которых приписывают иудейскому царю. Нужно понимать, что этот трактат не является единым текстом, а состоит из разных книг, зачастую представляющих и описывающих различные магические системы вызова демонов и подчинения ангелов.
  • Существует система гаданий, называемых «Круг Соломона», который тоже приписывают именно этому человеку. Он состоит из расчерченного листа, разделенного на сто секторов (по числу библейских псалмов) и пшеничного зернышка.
  • Печать царя Соломона также называют еще и его звездой. Речь идет о символе из наложенных друг на друга треугольников, которые символизируют щит Давида. Считается, что при помощи такой печати царю удалось запечатать в сосуде семьдесят два демона и управлять ими по собственному разумению.
  • Еще один артефакт, заслуживающий внимания, это кольцо Соломона. Легенда гласит, что оно было подарено правителю ангелами и дает силу управлять всеми нечестивыми духами, демонами, которые под его воздействием называют свои имена.

Последний предмет якобы хранится в склепе под охраной драконов, однако точного места за все прошедшие тысячелетия выяснить так и не удалось.

Личная жизнь мудрого царя

Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской – Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил. После этого он осыпал девушку драгоценными дарами, а, возможно, и имел с ней интимную связь. Из-за этого христианские правители Эфиопии впоследствии стали считать, будто ведут род от двух этих прославленных личностей и являются их прямыми потомками (Соломонова династия).

Жены, наложницы и дети

В чем не получилось бы упрекнуть древнего иудейского правителя, так это в отсутствии внимания к прекрасному полу. В его гареме была тысяча женщин только по библейским текстам. Причем каждой своей супруге или наложнице он умудрялся уделить время, окружал их роскошью и создавал все условия для радостного и счастливого существования. После него осталось множество детишек, но только один наследник, упомянутый в Библии – Ровоам, сын аммонитянки Наамы (Ноемы). Он и развалил с таким трудом выстроенное царство своего отца. Однако считается, что вина его в том мала, ведь сам Бог пообещал, что за праведность Давида не будет наказывать его сына, а вот внуков уже настигла справедливая кара.

В те времена браки между израильтянами и язычниками не приветствовались. Однако в гареме царя было множество девушек совершенно разных племен и народностей. Годы Соломона протекали в неге и благоденствии, хотя он со своими женщинами мог отправлять языческие культы и его даже видели на горе Порицания (проклятая местность, куда праведным лучше было не соваться). Там он выстроил жертвенник и со своей новой молодой женой поклонялся языческим идолам, за что и навлек гнев Бога.

Закат правления, отступившего от клятв

Конечно, религия многое значила в жизни, в особенности, когда речь идет о древних временах, когда человек не мог объяснить многих явлений природы и окружающего мира. Однако, скорее всего, причины падения колоссального израильского царства были намного более тривиальны. Рядом с огромным и прекрасным храмом царь приказал возвести еще и дворец, достойный самого Всевышнего. Подданные, в том числе и высокопоставленные, со временем начали потихоньку интриговать против правителя. Назревал реальный политический кризис, но ситуацию под контролем удавалось удержать, благодаря былой мощи и славе.

Все это строительство на протяжении сорока лет правления, а также крайнее угнетение народа со стороны вождя привели к полному истощению казны. Повинность в строительстве, которое вытягивало у народа последние жилы, стали отбывать не только рабы, бедняки, нищие и наемные работники, но и обычные граждане. Для этого они должны были оставить свои текущие дела, что вовсе не способствовало экономическому росту. Народ беднел день ото дня. Еще при жизни Соломона стали вспыхивать мятежи и восстания. После его смерти единое государство снова распалось на Иудею и Израиль

Смерть мистика и мудреца

Разняться сведения в священных книгах по поводу того, сколько лет прожил великий царь. Если верить иудейскому талмуду, то возраст его был всего пятьдесят два года, когда он умер от скоротечной болезни. Однако Коран говорит уже восьмидесяти одном. Приближенные правителя уложили его во дворце, выстроив специальное ложе. Они не торопились хоронить тело, так как опасались летаргического сна. Его периодически обмывали, умасливали и натирали разными магическими мазями.

Когда черви завелись в царском посохе, тогда только Соломон был признан мертвым и захоронен. Могила древнего мудрого правителя была строго засекречена, так как, по легенде, на ней выросла волшебная трава, дающая тайные знание всякому, кто ее сорвет. Ученые так и не выяснили, где находится усыпальница Соломона.

В память о легендарном правителе

Образ этого странного человека, который порой совершал нестандартные поступки и принимал удивительные решения, во все века интересовал поэтов, писателей, художников и композиторов. Люди искусства не могли пройти мимо такого колоритного персонажа. Немецкий поэт восемнадцатого века Фридрих Готлиб Клопшток посвятил ему целую трагедию в стихотворной форме, Рубенс написал прекрасную картину «Суд Соломона», а музыкант Шарль Франсуа Гуно – целую оперу «La reine de Saba».

В 1956 году по мотивам библейской истории об этом человеке была снята историческая картина «Соломон и царица Савская». В честь него даже назван узел, который по сути является только лишь зацеплением, состоящим из двух замкнутых петель, переплетенных дважды.