Упражнения на 6 времен английского языка. Упражнения на времена (общие). Урок: Простое настоящее и настоящее длительное время

Салли Гордон не теряла времени, готовясь к экзамену по физиологии. Учиться в медицинском колледже и без того нелегко, не хватало еще провалиться на экзамене. Но случилась беда. Пожар этажом выше повредил водопровод, и ей пришлось передвигать мебель, чтобы ремонтная бригада смогла приступить к починке. Она должна еще все расставить по местам, чтобы было где сесть заниматься, а экзамен по физиологии состоится завтра. Только чудо сможет спасти ее.

Физические преимущества физических упражнений - улучшение физического состояния и борьбы с болезнями - уже давно установлены, и врачи всегда поощряют физическую активность. Упражнение также считается жизненно важным для поддержания умственной пригодности, и оно может уменьшить стресс. Исследования показывают, что он очень эффективен в снижении усталости, повышении активности и концентрации, а также в повышении общей когнитивной функции. Это может быть особенно полезно, когда стресс истощил вашу энергию или способность концентрироваться.

У ее подруги Кэти, с которой она делила квартиру, возникла идея: «Давай попробуем заняться растяжением времени, и у тебя появится возможность хорошо подготовиться».

Салли недоверчиво посмотрела на подругу:

– Это невозможно.

– Давай только попробуем, – серьезно сказала Кэти, – мой дядя – шаман в Британской Колумбии. Я часто бывала у него во время летних каникул, и он преподал мне ценные уроки о времени. Ты поразишься, когда это удастся. Но вначале я должна посоветоваться со своим другом, – прибавила Кэти и закрыла глаза. Минуту помолчав, она продолжала:

Будущее в прошедшем

Когда стресс влияет на мозг, с его многочисленными нервными связями, остальная часть тела также ощущает влияние. Или, если ваше тело чувствует себя лучше, так и ваш ум. Упражнения и другая физическая активность производят эндорфины - химические вещества в мозге, которые действуют как естественные болеутоляющие средства, а также улучшают способность спать, что, в свою очередь, уменьшает стресс.

Ученые обнаружили, что было показано, что регулярное участие в аэробных упражнениях снижает общий уровень напряженности, повышает и стабилизирует настроение, улучшает сон и повышает самооценку. Около пяти минут аэробных упражнений могут начать стимулировать действия против тревоги.

– Прекрасно, мой друг Волк поможет тебе. Он предложил воспользоваться бубном, который подарил мне дядя.

Кэти велела, чтобы Салли легла и расслабилась, настроившись на гравитацию. Затем попросила представить себе вход в пещеру, ведущую под землю.

– Подожди там, и если появится волк, делай то, что он скажет.

Кэти начала ударять по бубну.

Через некоторое время Салли открыла глаза и огляделась по сторонам.

– У меня такое чувство, что меня не было здесь несколько часов, – пробормотала она. – Но что-то действительно произошло. Появился твой волк и повел меня вниз по узкому туннелю. Затем нас выбросило из отверстия гейзера на его землю, заряженную энергией. Затем волк полетел к солнцу и повис в небе. Все было неподвижным, кроме меня и волка. Волк вручил мне палочку и сказал: «Сейчас ты хозяйка своего времени». Затем он сгреб меня, и мы полетели через тот же туннель и очутились там, куда я пришла вначале.

– Великолепно! – воскликнула Кэти. – Это очень хорошо, что ты вернулась к началу. Не будем терять времени, возьмемся за книги.

Салли была изумлена собственной энергией. Она без устали глотала главу за главой. Взглянув на часы, она с удивлением отметила, что стрелки почти не движутся. «Что же такое происходит, – подумала она, – Я никогда не прочитывала столько за такое короткое время!»

Через неделю она узнала выпускные оценки. Ей было чем гордиться. «Я всегда считала, что Кэти немного не в себе со своим волком и чудаком-дядей. Сейчас я в этом не уверена!»

Для шаманов эксперимент Салли – довольно-таки обычное событие. Шаманы смотрят на время не так, как большинство из нас. Жесткое время создает задержки и ограничения. Для шаманов время гибкое и ковкое, им можно манипулировать при соответствующих знаниях. Когда время растягивается или сокращается, оно становится орудием, необходимым для настоящего успеха. Как это происходит?

Представьте себе мир следующим образом. Обычная реальность – это мир форм, или «тональ», как говорят некоторые шаманы . В этой реальности существуют различиями все предсбавляется раздельным. Это мир стульев и столов, деревьев и камней. Для шаманов источником мира форм является «нагваль», или мир духа, где существует все, что нельзя назвать. Таким образом физический мир и его первопричина создают реальность, в которой тональ и нагвалъ находятся в динамическом взаимодействии.

В нагвале, или духовном мире время не существует в известном нам из физического мира виде. Так как нагваль является первопричиной тополя, то для манипуляций временем необходимо просто погрузиться в духовный мир и воззвать к его возможностям. Иначе говоря, когда мы хотим что-то сделать, мы поднимаемся к вершине, а в этом случае нужно опуститься к источнику.

Приходя к источнику, шаманы получают доступ ко всем временным структурам. В результате они свободно пользуются информацией как прошлого, так и будущего. Вообразите, что все, что происходит сейчас, записывается на гигантскую голубую пластинку. Но эта пластинка оживлена жизненной энергией. Теперь представьте бесконечное количество зеленых пластинок, на которые она опирается, и такую же стопку пластинок, положенных на нее. На них записаны события прошлого и будущего. Вы можете даже пойти дальше и вообразить, что по краям синей и зеленой пластинок выстроены в ряды желтые пластинки, представляющие собой альтернативное или возможное прошлое, настоящее и будущее. А сейчас визуализируйте шаманское путешествие по духовному миру, где шаманы появляются из отверстия в центре голубой пластинки. Из этого центра им открывается широкий выбор возможностей. Самое главное – знать, что они ищут. Союзники и животные силы водят их по этой живой библиотеке, указывая им на то, что они хотят узнать.

Получив доступ к этой живой записи, шаманы могут не только обогатиться знаниями, во и изменить ход событии. Это не означает, что первоначальный результат отменяется. Просто этот результат уходит в сторону и попадает в стопку возможных событий, а желаемый результат занимает его место на центральной стопке.

Шаманы могут манипулировать временем различным образом. Во-первых, они знают, как растянуть время или замедлить его ход, как это произошло с Салли в ее предэкзаменационном цейтноте, или в экстремальных случаях они могут избежать нежелательных событий. Многие люди рассказывали, как во время автокатастроф они переживали замедление времени, благодаря чему они успевали спасти жизнь. Шаманы бы сказали, что те бессознательно использовали свои шаманские возможности. Шаманы могут искривлять время сознательно.

Хотя Рон играл в футбол на протяжении трех лет, он никогда раньше не чувствовал такого давления, как во время этой игры. Шум стадиона оглушал. После победоносного сезона их команда выдохлась, и сейчас противник овладел мячом. Во время схватки у мяча Рол испытал странное чувство в области живота. Он как-то странно себя почувствовал, как будто бы он весил половину своих 210 фунтов. Мяч вырвался из чьих-то рук, и грязь полетела в стороны, игроки ухнули, столкнувшись друг с другом. Он предвидел этот пасс и подпрыгнул, чтобы перехватить мяч. Но мяч взлетел слишком высоко, и к нему устремился другой игрок.

Внезапно все стадо происходить очень медленно, как при замедленной съемке. Мяч был почти неподвижен, а игроки двигались, как в плавном танце. Странно, во сам Рон двигался быстро. Внезапно у него появилось достаточно времени, чтобы подбежать к мячу, плывущему но воздуху. Невероятно, но он мог остановить его твердой рукой. И пока игроки текли по полю, как штока, он прорвался между ними. Когда Рон приближался к линии ворот, он знал, что игра уже выиграна. Рон никому не рассказал о том, что пережил. О нем и так сложилось мнение, как о читателе метафизических книг. Ребята просто подумают, что он сумасшедший. Другой способ манипуляции временем – это его ускорение. Шаманы могут просиживать подолгу без движения, и время для них пролетает в мгновение. Индийские йоги-шаманы вводят себя в такое временное состояние анабиоза на длительный период. Иногда они просят зарыть их в землю, чтобы продемонстрировать свою силу. Когда их последователи откапывают их через несколько дней, а то и недель, они бодры и полны жизненной энергии. Существует бесчисленное количество шаманских историй о взвешенном времени. Вот одна из них с неожиданной концовкой.

Масапа вложил в свою сумку несколько ритуальных предметов, перебросил ее через плечо и помахал на прощание односельчанам. Он отправлялся в горы, к своим духам-хранителям. Жители деревни привыкли к его уходам и возвращениям. Ему, как шаману, нужно проводить некоторое время в одиночестве, чтобы набраться сил для целительства и ясновидения. Когда Масапа взобрался так высоко, что его деревня исчезла внизу под тучами, он присел на камень. Внезапно к нему подбежал большой серый койот. Койот ухмыльнулся и сказал: «Говорят, Масапа, ты запыхался? Почему бы тебе не попить?» Масапа ответил: «У меня нет с собой воды». Койот сказал: «Не очень-то ты хорошо подготовился. Тебе придется провести здесь много времени, чтобы узнать то, что ты хочешь!» Масапа возразил: «Но я собираюсь провести здесь только один день». Койот затрясся от смеха. «Лучше отправляйся со мной», – сказал он, вытирая слезы. Масапа последовал за ним в кусты. Вдруг они очутились в прекрасной долине, где множество животных танцевали и резвились на просторе. Он спустился и проплясал с ними весь день. Почувствовав усталость, он позвал койота: «Койот, Койот, я хочу отправиться назад, в свою деревню, но я не смогу найти туда дорогу. Покажешь мне верный путь?» Койот появился, посмотрел на него и улыбнулся. «Ладно, ступай за мной», – сказал он. И повел его на гору через кусты. Внезапно Масапа узнал местность и возвратился в деревню. Односельчане смотрели на него с удивлением. Его одежда превратилась в лохмотья, а сам он очень исхудал. «Где ты пропадал эти три года?» – закричали они. «Учил урок о времени», – ответил он застенчиво.

Упражнение 1. Растяжение времени

Для растяжения времени вы вначале должны увеличить скорость своих путешествий в мире духа. Когда вы научитесь этому, вы сможете увеличить скорость ваших действий в обыденной реальности. Это требует практики и интенсивной концентрации. Главное, чему вы должны научиться, – это не нестись сломя голову, а выработать быстрый шаг без усилий и напряжения.

Для этого упражнения вам нужны бубен, трещотка или другой ударный инструмент и таймер. Сядьте и расположите бубен прямо перед собой и держите в одной руке трещотку. Лучше попросить друга аккомпанировать вам. Заведите будильник или выставьте время на своем таймере. Через четыре минуты должен прозвучать сигнал. Закройте глаза. Визуализируйте вход в пещеру и начните наигрывать на своем инструменте, размеренно ударяя по нему (приблизительно раз в секунду). Как только появится проводник или животное силы, попросите его помочь вам замедлить время. Увеличьте темп ударов в три раза, чтобы возникло ощущение срочности.

Когда вы услышите сигнал будильника или таймера, время возвращается. Слегка увеличьте темп вашего бубна или трещотки и устремитесь обратно тем же путем, каким пришли. Это должно занять приблизительно минуту.

Много ли вы пережили за эти пять минут? Возможно, вам не хватит часа, чтобы написать обо всем и все осознать.

Упражнение 1. Шаги

2. Выставьте время и начните бить в бубен.

3. Представьте свою пещеру и попросите проводника помочь вам замедлить время.

4. Увеличьте темп ударов в три раза.

5. Следуйте указаниям проводника безоговорочно.

6. Возвращайтесь.

7. Напишите или расскажите о пережитом.

Упражнение 2. Сжатие времени

Для того чтобы сжать время, вы должны полностью выйти из структуры времени обыденной реальности. Вы должны удобно расположиться и отправиться со своим духовным телом в другое, интересующее вас место. Это как раз то, что вы делаете, когда засыпаете на несколько часов. Время идет, а вы почти не осознаете его хода. Секрет состоит в том, чтобы путешествие поглотило вас настолько, что вы потеряете счет времени в обыденной реальности. Не существует формального упражнения, которое бы привело вас к этому феномену, но вы сами переживали это не раз. Рассказ, очевидно, наилучший сократитель времени. Шаманы обычно прекрасные рассказчики. Когда вы слышите историю от хорошего рассказчика, ваше воображение путешествует по просторам той временной структуры, где происходит история.

Вы можете слушать профессиональную запись захватывающего романа, когда отправляетесь в долгий путь на машине. Но лучше вас самих никто вам не расскажет. Чем увлекательнее история, происшедшая с вами, тем быстрее она будет разворачиваться.

Третий способ шаманских игр со временем – это полеты в будущее. Они заглядывают в него и приносят известие о том, что произойдет. Искусство творчества и предвидения хорошо известно таким шаманам. Они путешествуют в мир духа-через один из множества туннелей, пригодных для этой цели. Они попадают в мир без времени и могут появиться в так называемом будущем времени.

В этом, безусловно, кроется множество практических выгод. Зная о том, что должно свершиться, вы можете планировать свою жизнь так, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Вспомните историю о фермере, который хотел сеять после позднего снега. Зная заранее, что снег скоро выпадет, он воздержался от посева и спас зерно.

С другой стороны, шаманы знают, что будущее не является фиксированным, а зиждется на возможностях. Они могут предвидеть курс событий, ведущих к катастрофе. Изменяя то, что им известно, они предотвращают беду. Предвидение нежелательных событий дает возможность бедствию проявиться символически. К примеру, предвидя наводнение, шаман может построить макет деревни и залить его водой из ведра. Давая символический выход событию, шаман контролирует ситуацию, возможно предотвращая крупномасштабную катастрофу. То, что шаман предвидел, случилось, но с крохотной деревенькой.

Ее преследовало повторяющееся сновидение: она выходит на сцену и внезапно заливается истерическим смехом перед полным задом. Безусловно, ее это беспокоило. От старалась забыть о сне, но чем упорнее она стремилась ее думать об этом, тем навязчивее были воспоминания. Они влияли да ее работу, и актриса начала чувствовать себя на сцен* неуверенно. Наконец она обратилась к консультанту, практикующему шаманизм. Консультант выслушал ее историю и предложил разыграть сновидение на импровизированной сцене.

Консультанту, безусловно, понадобилось некоторое время, чтобы убедить актрису в необходимости инсценировки. Они соорудили в одном конце офиса маленькие подмостки и расставили напротив стулья, имитирующие зрительные места. Затем разыграли: сцену из навязчивого сновидения. Она будет выступать перед залом, а затем начнет изображать истерический смех. Скоро они оба– и актриса, и консультант – хохотали веред рядами стульев, на которых восседали куклы и плюшевые мишки. После этого ее сновидение никогда не повторялось.

Подобные техники модификации поведения основаны на древнем шаманском опыте. Эффективность этой техники объясняют по-разному. Психологи считают, что подобная практика помогает освободиться от беспокойства и лучше изучить проблему. Шаманы же верят в то, что страхи основаны на реальном событии, которое должно произойти в будущем. Дав возможность трагедии произойти безобидным образом, шаман контролирует будущее.

Упражнение 3. Как заглянуть в будущее

Воспользуйтесь бубном или трещоткой. Темп – три удара в секунду. Лягте, закройте глаза, расслабьтесь. Подумайте о событии, которое ожидает вас в будущем, вызывая ваше беспокойство. Это может быть публичное выступление, экзамен, интервью, рождение ребенка или ваша собственная смерть.

Вообразите вход в вашу пещеру или ход, ведущий под землю. Повстречайтесь со своим проводником и попросите его помочь вам заглянуть в возможное будущее, чтобы увидеть интересующее вас событие. Расскажите ему об этом событии. Ваш проводник может отвести вас вначале в определенное место, чтобы вы увидели это событие. Вы можете увидеть нечто странное. Не беспокойтесь, события в духовном мире часто выглядят иначе, чем в обыденной реальности.

Отметьте детали события. Спросите себя, что вам не нравится в том, что вы видите или ощущаете. Отмечайте эмоции, которые возникают, когда вы видите исход. Если с вами все в порядке, вам ничего не нужно делать по возвращении.

Возвращайтесь тогда, когда вы удовлетворены полнотой увиденного. Не забудьте поблагодарить вашего проводника. Если вам не понравилась представшая перед вами картина, постарайтесь воспроизвести ее в трехмерной модели. Используйте глину, спички, игрушки или подушки, разыграйте ее, как это делают дети «понарошке». Затем, если желаете, инсценируйте это событие, но с благоприятным исходом.

Упражнение 3. Шаги

1. Лягте, расслабьтесь.

2. Выберите тревожное будущее событие. Начните бить в бубен.

3. Войдите в пещеру и встретьтесь с проводником. Попросите о помощи.

4. Отправьтесь в путешествие, чтобы ощутить будущее.

5. Изучите событие в деталях и свои эмоции, связанные с ним. Что вам не нравится?

6. Возвращайтесь.

7. Воспроизведите событие в трех измерениях.

Четвертый способ шаманских манипуляций со временем – это путешествие в прошлое для получения утраченной информации, обогащения настоящего древней мудростью и контроля происходящих событий из прошлого. Это древняя техника, пришедшая из тех времен, когда не существовало письменности и мудрость нельзя было хранить в библиотеке или в банке данных. Если бы шаманы не изобрели этот способ получения информации, знания не смогли бы передаваться из поколения в поколение и прогресс был бы немыслим. Благодаря шаманам, люди могли пользоваться жизненно важной информацией в любое время во всех участках земного шара.

Квита смотрел, как град с дождем падает на тростниковые крыши хижин. Казалось, что те скоро не выдержат тяжести скопившегося льда. Никогда еще не было такого холода в их теплых местах. Даже самые старые люди не могли припомнить, чтобы такое творилось в Сезон Позднего Лета. Люди замерзли и боялись, что обычно обильная дичь уйдет из этих мест. Квита знал, что сейчас время для Большого Полета – время поговорить с предками и узнать у них, чем они смогут помочь. Как всегда, он постился и распевал песни в течение семи дней, готовясь к этому путешествию. Сейчас он попросил своего ученика Анку принести ему бубен и большой кристалл. Анка бил в бубен, а Квита поднес кристалл ко лбу и начал входить в сновидение. «О Великий Кристалл, – проговорил он нараспев, – Отнеси меня в землю предков. Помоги нам, замерзающим, пожалуйста, помоги».

Некоторое время Квита просил о помощи, пока не почувствовал, что тело его отяжелело и он не может больше сидеть. Он свалился на циновки и застыл. Его духовное тело летело вместе с кристаллом по невероятным просторам. Он очнулся в хижине, сделанной из древесной коры. В углу горел огонь, комната была уютной. Перед ним сидела старуха. Не спуская с него глаз, она заговорила: «Итак, ты замерз. На, согрейся! – и она протянула ему кружку с приятным и горячим напитком. – Задолго до того, как ваша земля стала солнечной и теплой, – продолжала старуха, – и в ней выросли густые и высокие джунгли, эта земля была холодной и недоброй. Но мы, ваши предки, были довольны жизнью, так как знали о путях холодных ветров и Дедушки Снега, Идем, я покажу тебе, как мы живем».

Квита провел с женщиной шесть месяцев, все больше узнавая о жизни этих людей. Он научился шить теплые одежды из шкур и строить прочные хижины из коры. Он узнал об искусстве изготовления обуви, которая предохраняла от острого и холодного льда.

Однажды женщина сказала ему: «Ты научился многому, чтобы помочь своим соплеменникам, а сейчас отправляйся к ним, они ждут тебя». Сердечно поблагодарив ее, Квита повернул кристалл и понесся обратно в будущее. Очнувшись от сна, он увидел, что рядом с ним на циновке спит Анка, а возле него лежит умолкнувший бубен. Квита тряхнул Анку за плечо. Она проснулась и начала оправдываться: «Я виноват, Квита. Но тебя не было так долго, и я уснула. Ты пролежал без движения целых два дня». Квита научил людей, как бороться с холодом. Люди смогут согреться и выжить.

Упражнение 4. Восстановление утраченных знаний

Для этого упражнения нужно отправиться в простое путешествие. Воспользуйтесь бубном или записью. Темп – приблизительно три удара в секунду.

После обычной релаксационной процедуры подумайте о тех талантах или навыках, которые вы хотите приобрести. Возможно, вам захочется легче заводить друзей или лучше кататься на коньках

Вообразите свой вход в пещеру. Встретьтесь со своим проводником или животным силы, попросите их помочь установить утраченные знания в вашей сфере интереса. Пусть они проведут вас в то место, где вы можете найти эти знания.

Во время путешествия вы можете прочесть то, что вас интересует, в древней книге или поговорить со знатоком, как это сделал Квита. Вы также можете увидеть человека, похожего на вас, прекрасно исполняющего то, чему вы желаете научиться. Он может вручить вам дар или символ.

Поблагодарив проводника и возвратившись, припомните детали увиденного. Если вы видели своего двойника, занимающегося интересующим вас делом, припомните, во что он был одет и что делал. К примеру, если он носил на пальце серебряный перстень, купите себе такой же и носите на том же пальце. Попытайтесь во всем подражать ему на протяжении часа.

Воспроизведение деталей видения как символическое напоминание – один из важнейших аспектов этой техники. Символы – это туннели, по которым мудрость проходит из прошлого в настоящее, преодолевая временные барьеры. Вам не обязательно понимать это для вашей работы. Мы предлагаем вам испытать это на опыте.


Упражнение 4. Шаги

1. Расслабьтесь и закройте глаза.

2. Выберите талант или желаемое условие.

3. Начните бить в барабан.

4. Вообразите вход в пещеру и встретьте своего духа-хранителя. Обратитесь с просьбой.

5. Отправляйтесь в путешествие за утраченным знанием.

6. Возвращайтесь и поблагодарите проводника.

7. Припомните детали и воспроизведите их в повседневной реальности

Путешествие в прошлое дает возможность не только восстановить утраченное знание, но и работать с историей для перемен в настоящем. В случае с Квитой его соплеменники были спасены благодаря древним знаниям, которые тот принес им. Но из следующей истории вам станет ясно, что шаманы могут уходить в прошлое, чтобы изменить в нем ход событий, а следовательно, и настоящее. Они не теряются перед проблемой, так как могут буквально ходатайствовать в прошлом об изменении настоящего, хотя бы чуть-чуть. У них это называется изменить или стереть личную историю.

Джон Лэйджер был прекрасным торговым представителем. Он завоевал репутацию лучшего агента за неполных три года работы в компании по продаже водяных фильтров. Руководство компании решило отправить его работать в сельскую местность – это было многообещающим для его карьеры. Но в деревне дела пошли не столь блестяще, как в городе. Дело было в том, что Джон до смерти боялся собак. И если ему удавалось обходить стороной городские квартиры с собаками, то в деревне это было невозможно.

Когда он ходил по улицам, из каждого двора доносился лай.

Джон знал, что ему нужно как-то бороться с этим страхом, и обратился к местному консультанту, славившемуся своим искусством решать подобные проблемы. Джону было неизвестно, что Фрэд Крэйн использует шаманскую технику в борьбе с фобиями. И когда Джон обратился к нему, Фрэд сказал, что он использует нетрадиционные методы лечения, которые очень эффективны для такого сорта проблем. Фрэд снабдил Джона парой наушников и вставил в магнитофон пленку с записью шаманского бубна. Затем объяснил, что Джон должен расслабиться, закрыть глаза и представить вход в пещеру. Повстречавшись с животным, которое будет его проводником, Джон должен обратиться к нему со своей просьбой.

Через пять минут Джон уже входил в пещеру, где его ожидал большой золотой лев. Поскольку лев был всего лишь кошкой, а не собакой, Джон не испытал страха. Джон изложил свою просьбу, и лев велел ему вскарабкаться к нему на спину и хорошо держаться за гриву. Огромными прыжками лев понесся по ребристому туннелю. Миновав повороты туннеля, они оказались в местности, знакомой Джону, подобной той, где проходило его детство. На другой стороне поля он увидел маленького мальчика, убегающего от двух огромных псов.

С возрастающим беспокойством Джон увидел, как мальчик подбежал к забору из колючей проволоки и повис на нем. Мальчик дергался, стараясь освободить порванную одежду, а псы осаждали его снизу. Одним прыжком лев покрыл расстояние, отделявшее их от мальчика и отогнал собак. Джон соскочил со спины льва и освободил мальчика. Он испытал шок, когда осознал, что мальчик – это он сам много лет назад. Мальчик онемел от страха, и Джону понадобилось немало времени, чтобы успокоить его. Он расчесал волосы мальчика и вытер платком кровоточащий порез на его колене. Затем он подозвал псов и отчитал их. «Я знаю, парни, что вы просто захотели подурачиться, но вы такие большие, что испугали малыша до смерти. Будьте поаккуратнее с детьми».

Собаки вначале злились, но вскоре завиляли хвостами, и мальчик стал гладить их по спине. Скоро он уже смеялся и играл с ними. «Отправляемся, Джон, – окликнул его лев. – Время возвращаться». Джон нагнулся и приласкал мальчика, который был самим Джоном в детстве: «Не бойся, малыш, у тебя могущественные защитники. Каждый раз, когда понадобится, позови нас». С этими словами он вскочил на спину льва и помчался назад.

Джон проснулся, как от толчка, в офисе Фрэда.

– Парень, у тебя было очень мощное путешествие, – сказал Фрэд, улыбаясь. – Тебя здесь не было с полчаса». Джон некоторое время молчал, осознавая пережитое. Он уже понял, что собаки отныне не будут ему столь страшны. Джон не смог полностью избавиться от своих страхов за сутки. Его тело выработало стойкую реакцию страха на собак со времени этого события его детства. Ему потребовалось некоторое время, чтобы научиться свободно чувствовать себя в их присутствии. Но все равно, шаманское путешествие здорово помогло ему. К тому же он завел надежного друга в образе огромного льва, который всегда был готов прийти ему на помощь. Самая большая собака выглядит рядом с ним шавкой.

Упражнение 5. Изменение настоящего из прошлого

Итак, снова отправляйтесь в путешествие; бубен, конечно, очень вам поможет. Расслабьтесь и закройте глаза. Подумайте о препятствии или трудности, возникшей в вашей жизни. Войдите в контакт с чувствами, сопровождающими это, отмечая, какая часть вашего тела реагирует, когда вы фиксируетесь на препятствии. Уделите этому некоторое время.

Вообразите свой вход в пещеру и повстречайтесь с проводником. Попросите его помочь вам припомнить событие в прошлом, которое создает проблему в настоящем. Пусть он отведет вас к месту, где вы сможете заново пережить прошлое событие.

Сознательно вступите во взаимодействие с персонажами разыгрываемой ситуации, как это сделал Джон. Вы можете пожелать дать наставления «себе», которого вы встретите здесь. Вы можете пожелать посоветоваться с проводником ют животным силы о возможности выбора. Действуйте так, словно вы постановщик пьесы. Вы можете проиграть сцену, внося в нее изменения столько раз, сколько пожелаете. Диалоги между людьми следует тщательно обдумывать. Не забывайте об эмоциях, вызванных разыгрываемой ситуацией, пока вы не почувствуете облегчение.

Возвращайтесь из этого места, когда вам покажется, что ситуация разрешилась. Поблагодарите проводника и откройте глаза.

Упражнение 6. Шаги

1. Расслабьтесь и закройте глаза.

2. Выберите препятствие или трудность.

3. Вообразите свою пещеру и встретьтесь с духом-хранителем.

4. Отправляйтесь в прошлое.

5. Восстановите прошлое событие.

6. Возвратитесь и поблагодарите проводника.

Присутствие

Вы можете решить, что за всеми этими путешествиями во времени и манипуляциями шаманы могут забыть, где они находятся. Забвение может действительно стать проблемой для шаманов, поэтому они должны дисциплинировать себя, чтобы помнить о том, где они пребывают. Шаманы одновременно стоят в обоих мирах – в физическом мире, где находится их тело, и в духовном мире, где они путешествуют. Если они не осознают, что они делают и где находятся, они могут напоминать шизофреников, утративших связь с реальным физическим миром. Но шаманы отнюдь не психопаты. Они мастера своего дела и стали ими благодаря длительной практике и дисциплине.

Если, выполняя наши упражнения, вы теряете представление о себе – немедленно прекратите практиковать. Возможно, шаманизм пока что вам не подходит. Возможно, вам прежде следует научиться присутствовать в физической реальности. Это разумный подход. Когда вы усовершенствуете свою способность присутствовать, сможете вновь прийти к шаманской практике.

Секрет стабильности лежит в способности сохранять равновесие и заземленность. Присутствовать – означает совершенствоваться в настоящем мире форм. Вы должны уметь заботиться о собственной жизни, о еде и крове, справляться с трудностями, а также помогать другим. Шаманы умеют поддерживать равновесие в настоящем и являются мастерами времени в каждом из миров.

Хотя шаманы – эксперты в путешествиях во времени и в маневрировании между двумя реальностями, они осознают, что могут достичь наивысшей силы только благодаря присутствию в настоящем. Для шамана желания и надежды, возлагаемые на будущее, и сожаления о прошлом – совершенно неэффективные способы добиться желаемого результата. Желания и сожаления уводят вас от могущества в настоящем. Сознательно избранное время манипуляций в настоящем – основа создания желаемой реальности.

Упражнение 6. Учитесь присутствовать

Поставьте корзинку для бумаг в противоположном конце комнаты или в десяти футах от себя. Скомкайте кусочки бумаги в шарики и начните бросать их в корзинку. Расстояние должно быть таковым, чтобы вы попадали в корзинку не слишком легко, но и не с трудом. А сейчас намеренно подумайте о чем-то другом. Вообразите, что ведете машину или делаете покупки. Продолжайте бросать шарики, не отрываясь мысленно от воображаемых картин. Каков ваш счет?

Если вы подобны большинству людей, количество точных.попаданий должно резко уменьшиться, когда ваши мысли были заняты другим. В это время вы не присутствовали. Вы не присутствуете, когда ваш ум занят бесконечной заботой, бесплодными планами на будущее или пережевыванием последнего разговора. Присутствовать-значит находиться там, где ваше тело. Это касается вашего духовного тела, оно должно находиться там, где ваше физическое тело. Если ваши тела разъединены, вы теряете способность овладевать ситуацией.

Когда вы швыряете бумажные шарики в корзину для бумаг, ваше физическое тело присутствует. Ваше тело всегда присутствует в этой временной структуре. Но ваше духовное тело находится там, где витают ваши мысли. Таким образом, ваше духовное тело отправилось за покупками или ведет машину. Это означает, что духовное тело, окружающее физическое, стало дымчатым, заслоняя от вас реальность. Если вы разговариваете с кем-нибудь, а ваш ум блуждает, то вы становитесь менее внимательным, менее сильным, менее реальным и менее присутствующим.

Мы говорим, что могущественные люди всегда присутствуют в настоящем. Это верно. Они присутствуют вместе со своими мыслями и эмоциями. Их духовные тела сильны, проникая и окружая их физические тела. Они находятся здесь целиком и всегда добиваются результатов. Шаманы умеют присутствовать в физической реальности. Они также знают, как сознательно присутствовать в духовном мире, где они путешествуют в поисках знаний. Вы уже видели, как шаманы защищают свои физические тела во время своих набегов в мир духа. Если они сознательно переносят свое внимание с физического мира в мир духа, они предпринимают необходимые шаги предосторожности.. Вы узнали кое-что о текучести и гибкости времени в шаманской перспективе. Для большинства людей временной барьер непреодолим. Для шаманов же время не только пластично, но и является прекрасным инструментом для свершения больших дел. Шаманы говорят, что посредством техники путешествий в мир духа можно получить доступ и к знаниям, и к самому времени.

В этой главе вы узнали о некоторых играх со временем, которые могут дать вам определенные преимущества.

Вы можете и растянуть время, когда это необходимо, и сжать его, когда оно кажется вам обременительной ношей.

Вы можете заглянуть в будущее и избежать больших трудностей или обнаружить там более благоприятные для вас возможности.

Вы можете восстановить знания и информацию прошлого и даже манипулировать там событиями, изменяя условия настоящего.

Вы также узнали о том, как важно присутствовать в настоящем, чтобы обрести силу. Зная о своем присутствии в мире, вы можете укрепить свои позиции. Вы можете также создать условия для благополучия и успеха.

Упражнение 242

1. My friend (to like) pies. He (to eat) pies every day. When I (to meet) him in the street yesterday, he (to eat) a pie. He (to tell) me that he (to buy) that pie at the corner of the street. Look at my friend now! He (to eat) a pie again. 2. I always (to come) to school at a quarter to nine. 3. Yesterday I (to come) to school at ten minutes to nine. 4. Tomorrow Nick (not to go) to the cinema because he (to go) to the cin­ema yesterday. He already (to be) to the cinema this week. He (to stay) at home and (to play) a computer game. 5. What your brother (to do) now? 6. My fa­ther (to work) in an office. It (to be) Sunday now. He (not to work), he (to read) at home. 7. I (not to see) you for a while! You (to be) busy at work? - I (to have) an awful week, you (to know). 8. What he (to do) at ten o"clock last night? - He (not to do) anything real­ly. He just (to look) at some magazines. 9. We (to have) rather a difficult time at the moment. - I (to be) sor­ry to hear that. 10. Something awful (to happen). Her little daughter (to swallow) a coin. 11. She (to ask) me if I (to see) her backpack. 12. After the boys (to do) all the work, they (to go) to the pictures.

Упражнение 243

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

1. We (to bring) a lot of berries from the wood. Now we shall make jam. 2. Look! Jane (to swim)


202 ГРАММАТИКА. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ


Употребление времен

across the river. 3. What you (to do) at six o"clock yesterday? 4. You ever (to see) the Pyramids? 5.1 (to go) to the Caucasus two years ago. 6. We (to go) to school every day. 7. Nick (to do) his homework by seven o"clock yesterday. 8. You (to help) your father tomorrow? 9. When Nick (to come) home yesterday, his mother (to return) and (to cook) dinner in the kitchen. 10. When I (to go) to school yesterday, I sud­denly (to remember) that I (to forget) to take my En­glish exercise book. 11. Yesterday grandfather (to tell) us how he (to work) at the factory during the war.

12. When Mr. and Mrs. Smith (to arrive) home, they (to discover) that someone (to break) into their house. Their video recorder and television (to disappear). They (not to know) what they (to do) to deserve this bad luck.

13. The man (to get) off the bus without paying while the conductor (to collect) fares upstairs.

Упражнение 244

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

1. Don"t go to Nick"s place now, he (to work). He (to finish) his homework at seven o"clock. If you (to come) after seven, he (to be) very glad. 2. Pete (to go) to the cinema? - Yes, I (to think) so. He usual­ly (to play) in the yard at this time, and now he (not to be) there. 3. He (to read) a book at five o"clock yesterday. 4. You (to go) for a walk with me? - I (to be) sorry, I can"t. I (to do) my homework. I (not yet to write) the English exercise. If you (to wait) for me, I (to go) with you in half an hour. I (to want) to go for a walk very much, because I (not to go) for a walk yesterday. 5. Yesterday the children (to do) all their homework before mother (to come) home, and when she (to come), they (to play) with the cat.


6. I (to lose) my key when I (to play) in the yard yes­terday. 7. Ring me up as soon as you (to come) home. 8. Where you usually (to take) books for reading?

Упражнение 245

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

1. Mike (to eat) ice cream every day. Look, he (to eat) ice cream now. When I (to see) him in the morn­ing, he (to eat) ice cream, too. He (to say) he (to eat) one ice cream already by that time. I think he (to fall) ill if he (to eat) so much ice cream. 2. They (to walk) along the street and (to talk). Suddenly Nick (to stop) and (to say), "Oh, what shall we do? I (to lose) the key to the door." "If you (not to find) it," said Pete, "we (to have) to wait for mother in the street." 3. When I (to come) to the station yester­day, I (to learn) that my train already (to leave).

4. What he (to do) when you (to see) him yesterday?

5. I (to give) you this book as soon as I (to finish) reading it. 6. When the ship (to cross) the ocean, a great storm (to break) out. 7. I never (to hear) of her. 8. To whom you just (to write)?

Упражнение 246

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

1. Let"s go for a walk. The rain (to stop) and the sun (to shine). 2. If you (to help) me, I (to do) this work well. 3. I always (to get) up at eight o"clock, but to­morrow I (to get) up a little later. 4. What you (to read) now? - I (to read) Tom"s book. I (to be) in a hurry.


204 ГРАММАТИКА. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ


Употребление времен

Tom soon (to come), and I (to want) to finish reading the-book before he (to come). 5. As soon as you (to see) your friend, tell him that I (to want) to see him. 6. When I (to come) home yesterday, my brother (to sleep). 7. When you (to come) to see us? - I (to come) tomorrow if I (not to be) busy. 8. I (not to like) apples. 9. He (to come) home at five o"clock yesterday. 10. I (to ring) you up as soon as I (to come) home tomorrow. 11. I (to show) you my work if you (to like). 12. He (to come) home by six o"clock yesterday. 13. Pete certainly (to help) you with your English if you (to ask) him. 14. This little boy never (to see) a crocodile. 15. Send me a tele­gram as soon as you (to arrive). 16. He (to know) the results before we (to meet).

Упражнение 247

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

1. Yesterday I (to put) five apples into the vase. Where they (to be) now? - I (to eat) them. You (to bring) some more tomorrow? - Yes, if you (not to make) noise when granny (to sleep). 2. You ever (to be) to the Hermitage? 3. What Nick (to do) when you (to ring) him up yesterday? - He (to play) the pi­ano. He (to tell) me that he already (to write) his composition. 4. Why she (to sleep) now? It (to be) too early. She never (to sleep) at this time. 5. You (to go) to the library tomorrow? - No, I already (to be) to the library this week. I (to be) there on Mon­day. As a rule, I (to go) to the library every Wednesday. But yesterday I (not to go) there, be­cause I (not to read) the book. I (to read) it now. I (to go) to the library on Saturday if I (to finish)


the book by that time. 6. As soon as I (to receive) a letter, I shall go to Moscow. 7. By six o"clock we al­ready (to make) arrangements to take the early train.

Упражнение 248

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

1. Autumn (to come). It (to be) November now. It (to get) colder, the days (to get) shorter. It often (to rain). Soon it (to be) very cold. 2. When I (to do) my homework yesterday, I quickly (to run) to the yard, because my friends (to wait) for me there. 3. We (to have) a good time last summer. 4. What you (to learn) for today? - I (to be) sorry, I (not to prepare) my lesson. I (to be) ill yesterday and (not to know) what to do. I (to prepare) my lesson tomorrow. - If you (not to prepare) your lesson tomorrow, you (to get) a bad mark. 5. What you (to do) at five o"clock yesterday? 6. Mike always (to do) his homework in the evening, but today he (to begin) doing it as soon as he comes from school, because his father (to prom­ise) to take him to the theatre. 7. When Mary (to come) home, her brother (to read) the book which she (to bring) him two days before.

Упражнение 249

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

1. Hello! Where you (to go)? - Nowhere in par­ticular. I just (to take) a walk. 2. Our students (to do) all kinds of exercises and now they (to be) sure


206 ГРАММАТИКА. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ


Употребление времен

that they (to know) this rule well. They (to hope) they .(to make) no mistakes in the paper. 3. The expedition (to cover) hundreds of kilometres, but they still (to be) far from their destination. 4. You (to go) to Great Britain next year? 5. Yesterday Nick (to say) that he (to read) much during his summer vacation. 6. At the age of twenty my fa­ther (to combine) work and study. 7. A great number of students (to study) in the reading room when I (to enter) it last night. 8. The storm (to rage) the whole night, and the sailors (to try) to do their best to save the ship. 9. Mike"s friends could hard­ly recognize him as he (to change) greatly after his expedition to the Antarctic. 10. When I (to enter) the hall, the students (to listen) to a very interest­ing lecture in history.

Упражнение 250

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple; Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect.

It was eight o"clock in the morning and time for me to go to work. I (to look) out of the window. It (to rain) hard. "You (to get) wet through if you (to go) out now," said my mother. "No, I ... ," I an­swered, "I (to take) an umbrella." We (to have) five umbrellas in the house, but when I (to want) to take one, I (to find) that there (to be) not one that I could use: they all (to be) torn or broken. So I (to take) them all and (to carry) them to the umbrella maker, saying that I would call for the umbrellas on my way home in the evening. When I (to go) to have lunch in the afternoon, it still (to rain) very hard. I (to go) to the nearest cafe, and (to sit) down at a table. A few minutes later a young woman (to come) in


and (to sit) down at the same table with me. When I (to finish) my lunch and (to be) ready to leave, I ab­sent-mindedly (to take) her umbrella and (to start) for the exit. She (to stop) me saying that I (to take) her umbrella. I (to return) the umbrella with many apologies. In the evening I (to go) to the umbrella maker, (to take) my five umbrellas and (to get) on the tram to go home. It so happened that the wom­an I (to meet) at the cafe (to ride) in the same tram. When she (to see) me with my five umbrellas, she (to say), "You (to have) a successful day today, (to have not) you?"

Future Continuous Tense (Future Progressive Tense) (действие в процессе, будет совершаться в определенный момент в будущем)
1 shall be writing Не will be writingShe will be writing It will be writing We shall be writing You will be writingThey will be writing 1 shall not be writing He will not be writingShe will not be writing It will not be writing We shall not be writing You will not be writingThey will not be writing
Shall 1 be writing? Willhe be writing? Willshe be writing? Will it be writing? Shall we be writing? Willyou be writing? Willthey be writing? Yes, 1 shall.Yes, he will.Yes, she will. Yes, it will. Yes, we shall.Yes, you will.Yes, they will.

208 ГРАММАТИКА. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ


Употребление времен

Спряжение глагола to write(писать) в Future Perfect Tense (действие уже совершится к определенному моменту в будущем)
1 shall have written Не will have writtenShe will have written It will have written We shall have writtenYou will have written They will have written 1 shall not have written He will not have writtenShe will not have written It will not have written We shall not have writtenYou will not have written They will not have written
Shall 1 have written? Willhe have written? Willshe have written? Will it have written? Shall we have written? Willyou have written? Willthey have written? Yes, 1 shall.Yes, he will.Yes, she will.Yes, it will. Yes, we shall.Yes, you will.Yes, they will. No, 1 shan"t. No,he won"t. No,she won"t. No, it won"t. No, we shan"t. No,you won"t.No, they won"t.

Сравните употребление трех будущих времен: Future Simple, Future Continuous, Future Perfect

Упражнение 251

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из будущих времен: Future Simple, Future Continuous или Future Perfect.

1. I (to do) my homework tomorrow. 2. I (to do) my homework at six o"clock tomorrow. 3. I (to do) my homework by six o"clock tomorrow. 4. Tomorrow I (to begin) doing my homework as soon as I come from school. I (to do) my homework from three till


six. My father (to come) home at seven o"clock to­morrow. I (to do) all my homework by the time he comes, and we (to go) for a walk together. 5. When I come home tomorrow, my family (to have) supper. 6. When you come to my place tomorrow, I (to read) your book. I (to do) my homework by the time you come. 7. Don"t come to my place tomorrow. I (to write) a composition the whole evening. 8. I (not to go) to the cinema tomorrow. I (to watch) TV the whole evening. 9. What you (to do) tomorrow?

10. What you (to do) at eight o"clock tomorrow?

11. You (to play) volleyball tomorrow? 12. You (to do) this work by next Sunday? 13. When you (to go) to see your friend next time? 14. How many pages you (to read) by five o"clock tomorrow?

Спряжение глагола to write(писать) в Present Perfect Continuous Tense (Present Perfect Progressive Tense) (действие началось в прошлом, длилось вплоть до настоящего и продолжается в настоящем)
1 have been writing Не has been writingShe has been writing It has been writing We have been writingYou have been writingThey have been writing 1 have not been writing He has not been writingShe has not been writing It has not been writing We have not been writingYou have not been writingThey have not been writing
Have 1 been writing? Hashe been writing? Hasshe been writing? Has it been writing? Have we been writing? Haveyou been writing? Have they been writing? Yes, 1 have.Yes, he has.Yes, she has.Yes, it has. Yes, we have. Yes,you have.Yes, they have No, 1 haven"t. No,he hasn"t. No,she hasn"t. No, it hasn"t. No, we haven"t. No,you haven"t.No, they haven"t.

ГРАММАТИКА. СБОРНИК УПРАЖНЕНИИ


Употребление времен

Упражнение 252

Переведите на английский язык, употребляя глаголы в Present Simple, Present Continuous или Present Perfect Continuous.

1. а) Мой папа работает в институте.

b) Мой папа работает в институте с 1995 года.

2. а) Моя бабушка готовит обед. (СЕЙЧАС) Ь) Моя бабушка готовит обед с двух часов.

3. а) Моя сестра спит.

Ь) Моя сестра спит с пяти часов.

4. а) Мама убирает квартиру. (СЕЙЧАС) Ь) Мама убирает квартиру с утра.

5. а) Дедушка смотрит телевизор. (СЕЙЧАС) Ь) Дедушка смотрит телевизор с шести часов.

6. а) Мой дядя пишет стихи.

Ь) Мой дядя пишет стихи с детства.

7. а) Она читает. (СЕЙЧАС) Ь) Она читает с утра.

8. а) Они играют в волейбол. (СЕЙЧАС) Ь) Они играют в волейбол с трех часов.

9. а) Мы изучаем английский язык.

Ь) Мы изучаем английский язык с 1998 года.


Упражнение 253

Переведите на английский язык, употребляя гла­голы в Present Continuous или в Present Perfect Con­tinuous.

1. а) Она все еще изучает испанский язык.

Ь) Она уже два года изучает испанский язык.

2. а) Они все еще живут на даче.

Ь) Они уже четыре месяца живут на даче.

3. а) Она все еще разговаривает по телефону. Ь) Она разговаривает по телефону уже двад­цать минут.

4. а) Мой брат все еще решает эту трудную за-

дачу. Ь) Он решает эту задачу уже полчаса.

5. а) Она все еще пишет письмо бабушке. Ь) Она уже целый час пишет это письмо.

6. а) Они все еще ловят рыбу.

Ь) Они ловят рыбу уже пять часов.

7. а) Дедушка и бабушка все еще играют в лото. Ь) Они играют в лото уже два часа.

8. а) Они все еще спорят.

Ь) Они спорят уже два часа.

9. а) Она еще спит.

Ь) Она спит уже два часа.


212 ГРАММАТИКА. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ


Употребление времен

10. а) Он еще делает уроки.

Ь) Он делает уроки уже три часа.

11. а) Мальчики все еще играют в футбол.

Ь) Они играют в футбол уже сорок минут.

12. а) Девочки еще переодеваются.

Ь) Они переодеваются уже полчаса.

13. а) Артисты все еще репетируют эту сцену. Ь) Они репетируют эту сцену уже три часа.

14. а) Дети все еще бегают во дворе.

Ь) Они уже три часа бегают во дворе.

15. а) Он все еще пишет свою новую книгу.

Ь) Он пишет свою новую книгу уже два года.

16. а) Он все еще учит монолог Гамлета.

Ь) Он учит монолог Гамлета уже два дня.

17. а) Мы все еще ремонтируем нашу квартиру.
Ь) Мы ремонтируем нашу квартиру уже пол­
месяца.

Сравните употребление всех времен Present

Упражнение 254

Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Present Con­tinuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous.

1. This man (to be) a writer. He (to write) books. He (to write) books since he was a young man. He already (to write) eight books. 2. What you (to do) here since morning? 3. Lena is a very good girl. She always (to help) her mother about the house. Today she (to help) her mother since morning. They already (to wash) the floor and (to dust) the furniture. Now they (to cook) dinner together. 4. He (to run) now. He (to run) for ten minutes without any rest. 5. What they (to do) now? - They (to work) in the reading room. They (to work) there for three hours already. 6. Where he (to be) now? - He (to be) in


the garden. He (to play) volleyball with his friends. They (to play) since breakfast time. 7. I (to live) in St. Petersburg. I (to live) in St. Petersburg since 1990. 8. This is the factory where my father (to work). He (to work) here for fifteen years. 9. You (to find) your notebook? - No! I still (to look) for it. I already (to look) for it for two hours, but (not yet to find) it. 10. You (to play) with a ball for three hours already. Go home and do your homework.

11. Wake up! You (to sleep) for ten hours already.

12. I (to wait) for a letter from my cousin for a month already, but (not yet to receive) it. 13. She already (to do) her homework for two hours; but she (not yet to do) half of it. 14.1 (to wait) for you since two o"clock. 15. What you (to do)? - I (to read). I (to read) for two hours already. I already (to read) sixty pages. 16. It is difficult for me to speak about this opera as I (not to hear) it. 17. I just (to receive) a letter from my granny, but I (not yet to receive) any letters from my parents. 18. The weather (to be) fine today. The sun (to shine) ever since we got up. 19. Every day I (to wind) up my watch at 10 o"clock in the evening. 20. Come along, Henry, what you (to do) now? I (to wait) for you a long time. 21. Where your gloves (to be)? - I (to put) them into my pock­et. 22. I (to stay) with some American friends in Chicago. I (to stay) with them for two weeks now. I (to have) a great time here. I (to take) the opportu­nity to improve my English. I already (to see) the towering skyscrapers of Chicago which are reflect­ed in the rippling water of Lake Michigan. I just (to take) a picture of Chicago"s Sears Tower which (to rise) 1,707 feet and (to provide) a panoramic view from the skydeck. 23. I (to go) to give that cat some food. I (to be) sure it (to starve). - But Jane already (to feed) the cat. You needn"t do it.


214 ГРАММАТИКА. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ


Употребление времен

Глаголы, не имеющие форм Continuous, следует употреблять в Present Perfect.

Упражнение 255

Переведите на английский язык, употребляя гла­голы в Present Simple, Present Continuous, Present Perfect или Present Perfect Continuous.

1. Мы знаем друг друга уже четыре года. 2. Я всегда хотел изучать английский язык. 3. Где Нина? - Она уже два часа дома. 4. Где дети? - Они все еще играют во дворе. 5. Мой брат уже три года инженер. 6. Мой друг знает английский с дет-


ства. 7. Я уже полчаса наблюдаю за тобой. 8. Ваш брат еще болен? - Нет, он уже поправился. Он уже три дня занимается физикой. Он хочет полу­чить отличную оценку на экзамене. 9. Мне уже давно хочется прочесть эту книгу. 10. Я уже двад­цать минут пытаюсь найти мою старую тетрадь.

11. Они уже десять лет живут в Нью Йорке.

12. Моя тетя - артистка. Она всегда любила те­атр. 13. Ваш папа уже вернулся с севера? - Да, он уже две недели дома. 14. Я уже три дня об этом думаю. 15. Моя сестра пьет кофе с молоком. А я всегда предпочитал черный кофе. 16. Мы очень рады вас видеть. Мы вас ждали целый месяц. 17. Вы все еще читаете эту книгу? Сколько вре­мени вы ее уже читаете? 18. Моя сестра занима­ется музыкой уже пять лет. 19. Я ищу тебя весь вечер. Где ты был все это время? 20. Они пишут сочинение уже два часа.

Будущее в прошедшем

Не забудьте, что если главное предложение сто­ит в прошедшем времени, то в придаточном до­полнительном вместо будущих времен должны упот­ребляться соответствующие будущие-в-прошедшем времена.

Спряжение глагола to write(писать)
в Future-in-the-Past Simple Tense
(Не knew that) (He thoughtthat)
1 should write 1 should not write
he would write he would not write
she would write she would not write
it would write it would not write
we should write we should not write
you would write you would not write
they would write they would not write

216 ГРАММАТИКА, СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ


Употребление времен