Большой артиллерийский корабль 20 века. Рыцари океана: самые знаменитые линкоры. Вашингтонское морское соглашение

6 июля 1902 года в России был спущен на воду эскадренный броненосец «Орел». Он был одним из последних кораблей данного типа. Его иностранные ровесники вскоре после введения в строй были сняты с вооружения по причине морального устаревания. «Орлу» повезло еще меньше – он попал в японский плен.

1. Россия

броненосец «Андрей Первозванный»

Строго говоря, самым мощным эскадренным броненосцем был «Андрей Первозванный». Но он поступил в состав Балтийского флота в 1912 году, когда уже вовсю шла эпоха дредноутов. И, по сути, уже не был никому особенно нужен. В 1924 году его передали в разделку на лом.

«Орел» же успел повоевать в русско-японской войне. И в 1902 году, в момент спуска на воду, на него возлагались большие надежды. Которые не оправдались отнюдь не по вине кораблестроителей.

«Орел» был одним из пяти эскадренных броненосцев серии «Бородино», заложенных в самом начале ХХ. века. При его создании были учтены характерные недостатки как отечественных, так и иностранных кораблей этого типа.

Броненосец имел высокий борт оптимальной формы, благодаря чему обладал прекрасной и низкой заметностью. Ярусное расположение орудий способствовало раннему обнаружению цели, ведению стрельбы с оптимальной дистанции и увеличению дальности стрельбы. При этом в любом секторе можно было вести огонь из 6-8 орудий. Оптимальная схема бронирования и использование крупповской брони позволили существенно повысить живучесть корабля. Так, в драматическом Цусимском сражении «Орел» получил 76 попаданий. Из них 5 – 305-мм снарядами, 2 – 254-мм, 9 – 203-мм, 39 – 152 мм. Но при этом не потерял плавучесть.

К еще одному существенному достоинству относилась высокая автоматизация корабля.

Вооружение «Орла» было для своего времени одним из лучших. Главный калибр представляли четыре 305-мм орудия. Имелись 12 пушек калибра 152-мм, 20 – 75-мм, 20 – 47-мм. Были также две 62-мм десантные пушки, а также 10 пулеметов «Максим», а также 4 торпедных 381-мм аппарата.

Суммарная мощность двух паровых машин равнялась 15800 л.с., скорость – 17,8 узлов. Экипаж состоял из 806 офицеров и матросов. Водоизмещение – 14400 тонн, длина – 121 метр.

2. Британия
«Лорд Нельсон»

Самым последним и самым мощным британским эскадренным броненосцем стал «Лорд Нельсон» спущенный на воду практически одновременно со вторым таким же кораблем «Агамемнон». Произошло это в сентябре 1906 года. А через два года броненосец был зачислен в королевский ВМФ.

«Лорд Нельсон» был спроектирован таким образом, чтобы повысить огневую мощь миноносцев-предшественников. Основной калибр был тем же самым – 305 мм. Но вспомогательная артиллерия была значительно усилена: вместо 152-мм орудий были использованы десять 234-миллиметровых. Также была существенно повышена бронезащита. Главный пояс, башни главного калибра и командная рубка имели 305-мм броню. По степени вертикальной защиты «Лорд Нельсон» был самым мощным кораблем не только британского, но и мирового флота начала прошлого века, превосходя даже первые дредноуты.

Наращивание корабельной артиллерии и защищенности корабля потребовало установки паровых машин мощностью 17,5 тыс. л.с. При этом достигалась скорость в 18,7 узлов.

«Лорд Нельсон» имел длину 135 м, ширину 24 м, осадку 8 м и полное водоизмещение 17800 тонн.

В этом броненосце впервые были использованы сплошные водонепроницаемые переборки в подводной части корабля. Связь между отсеками осуществлялась только в надводной части. Что снижало риск распространения затопления за пределы пробитого в бою отсека.

До Первой мировой войны броненосец находился в составе Флота митрополии, неся боевое дежурство вблизи территориальных вод Королевства. В 1915 году был переведен в Средиземное море, где принял участие в Дарданелльской операции. А в 1920 году в связи с устареванием был выведен из состава флота и продан на слом.

3. Япония
броненосец «Аки»

Если бы Япония не поиздержалась в ходе русско-японской войны, то броненосец «Аки», спущенный на воду в 1907 году, затмил по мощи знаменитый британский линкор «Дредноут». В соответствии с проектом, который пришлось скорректировать, на нем было бы установлено двенадцать 305-мм орудий. Установили лишь четыре. Но и в таком качестве он стал одним из мощнейших в мире кораблей своего класса.

Длина «Аки» равнялась 152 м, ширина 25 м, водоизмещение 20 тыс. т. Паровая машина развивала мощность 24 тыс. л.с. Обеспечивая этой махине скорость в 20 узлов.

Впечатляла и вспомогательная артиллерия, имевшая двенадцать 254-мм орудий.

Во время Первой мировой войны «Аки» в военных действиях участия не принимал. А в 1922 году в соответствии с Договором Пяти Держав (США, Италия, Франция, Великобритания и Япония) об ограничении морских вооружений броненосец превратили в плавучую мишень. И в 1924 году «Аки» был потоплен во время испытаний новых бронебойных снарядов.

4. Франция
Французский «Дантон»

Французский «Дантон» стал первым в серии из шести эскадренных броненосцев, в которую также вошли «Вольтер», «Дидро», «Кондорсэ», «Мирабо» и «Верньо». Все они были введены в строй летом 1911 года. Но, как и суждено было последним броненосцам, прослужили недолго в связи с наступлением эпохи дредноутов.

По скорострельности «Дантон» превосходил британский «Дредноут». За 10 минут он выпускал 200 тяжелых снарядов общим весом в 60960 кг. «Британец» же – лишь 120 снарядов общим весом 46320 кг. Это достигалось за счет использования двенадцати 240-мм орудий, которые имели рекордную по тем временам скорострельность: в минуту такое орудие выпускало два 220-килограммовых снаряда. Правда, на больших дистанциях это преимущество нивелировалось из-за снижения точности огня.

При солидных габаритах (длина – 146 м), высокой мощности 4-х турбинной силовой установки (22,5 тыс. л.с.) и развитой артиллерии, имевшей 4 калибра, экипаж состоял всего лишь из 680 человек.

«Дантон» и пятеро его «братьев» принимали активное участие в сражениях Первой мировой войны. «Вольтер» был поражен двумя торпедами, но остался на плаву. И прослужил в ВМФ Франции до 1935 года. «Дантон» же был потоплен немецкой подводной лодкой в марте 1917 года.

5. Австро-Венгрия
броненосец «Радецкий»

Германия по части создания броненосцев не блеснула. Ее «Дойчланд», имевший четыре 280-мм орудия и четырнадцать 170-мм, по огневой мощи был вполне посредственным кораблем. Заслуживала уважения разве что его бронезащита.

А вот соседняя Австро-Венгрия построила три броненосца семейства «Радецкий», конкурировавших с лучшими зарубежными кораблями этого типа. Так, например, огневая мощь вспомогательного калибра «Радецкого» уступала лишь мощности промежуточной артиллерии французского «Дантона».

Уникальная особенность конструкции заключалась в наличии бронированного двойного дна. Это должно было повысить защиту корабля от подводных взрывов.

По замыслу главного конструктора «Радецкий», заложенный в 1907 году, должен был обладать рядом параметров корабля дредноутного типа. Однако для реализации этой затеи необходимо было перестраивать доки. Правительство сильно торопилось, в связи с чем было предложено немедленно начать строительство корабля облегченного варианта. А этих вариантов более чем хватало: «Радецкий» был построен по четвертому из пяти разработанных проектных вариантов.

Получился не самый крупный в мире броненосец, имеющий длину 138 м, ширину 24 м, водоизмещение 15 тыс. т. Но обладающий прекрасными огневыми качествами. Орудия главного 305-мм калибра, спроектированные и изготовленные на заводе «Шкода», делали три первых выстрела за минуту. Затем, при подачи снарядов из погреба, — 2 выстрела. Вспомогательный 240-мм калибр имел скорострельность 2,5 выстрела в минуту.

Во время Первой мировой войны «Радецкий» и два его «брата-близнеца» — «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и «Зриньи» — участвовали в обстреле итальянского побережья. После поражения в войне перешли к Италии, где в 1920 году были проданы на слом.

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.

10. Крейсер “Худ” (Великобритания)

HMS Hood (ЕВК «Худ») - линейный крейсер британского флота. Назван в честь Сэмюэля Худа, английского адмирала XIX века. При строительстве «Худа» планировалось учесть опыт Ютландского сражения, в результате которого КВМФ Великобритании потерял три линейных крейсера. Однако несмотря на все усовершенствования корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк». Цельноклепаный корпус собран по продольной системе набора. Корабль имел два внутренних вертикальных киля у ДП, и доковые кили. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на 25 отсеков. Все поперечные переборки доходили до верхней палубы. Двойное дно простирается на 218 метров. Имелись скуловые кили. Форштевень яхтенной формы. Котельные и турбинные отделения занимают 90 м средней части корабля. Отношение L/B=8.42. Увеличение осадки на 1 см - 50 тонн. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещении - 0,99м, при полном - 1, 28 м. Угол заката 69° и 73° соответственно. 8 oрудий калибра 381 мм (15″/42 Mark I) в двухорудийных башенных установках типа Mk.II Весь боекомплект 640 снарядов (80 на ствол). В военное время 132 на ствол. Максимальный вертикальный угол возвышения 30°, при этом дальность полёта снаряда 27 200 м. (147 каб) Сектор обстрела - 300° для каждой башни. Заряжение в любом положении ствола (до углов не более 20°). Поворот осуществлялся с помощью гидроприводов. Угловая скорость поворота башни - 2°/сек. Вертикалная скорость наводки ствола - 5°/сек. Диаметр барбета - 9 метров. Башни ГК имели форму многогранника, их бронирование выполнялось из крупповской цементированной брони толщиной: лоб - 381-мм, спереди сбоку - 305-мм; по бокам и корма - 279-мм, крыша - 127-мм. Общая масса вращающейся части башни ГК - 860 тонн. Минный калибр: 140-мм скорострельные орудия образца BL.Mk.I в установках CPII, на лафете образца Mk.II, угол возвышения 30°, дальность стрельбы 16 200 м (87 кбт) бронирование: спереди 38 мм; по бокам 25 мм; сзади открыта. 150 снарядов на ствол.
Зенитные орудия: 4 102-мм орудия длиной ствола 45 калибров образца QF.Mk.V в установках образца Mk.III.HA, угол возвышения 80°. Смонтированы на орудийных станках образца Mk.IV. Орудия ручного заряжения и наведения скорострельностью 9-12 выстрелов в минуту, дальность по высоте 8 700 метров. Боекомплект 200 снарядов на ствол. 2 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомлектом 64 выстрела на ствол. (демонтированы в 1939 г.)
Бронирование: 305-мм наклонный (12°) броневой пояс, высотой 2,9 м, установлен на прокладке из тикового дерева на протяжении 171,4 м (Позади него обшивка корпуса имела толщину 51 мм), от него до верхней палубы (шириной 2,75 м) 178-мм пояс.

9. “Карманный линкор” (Германия)

Тяжёлые крейсера типа «Дойчланд» - тип тяжёлых крейсеров Кригсмарине времён Второй мировой войны. Всего было построено 3 единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee).
В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe). С 25 января 1940 года переклассифицированны в тяжёлые крейсера. В военно-морской литературе широко распространён термин «Карманный линкор» (Pocket battleship) - ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов. Конструкция корпуса «карманных линкоров» значительно отличалась от немецких же лёгких крейсеров, знаменитых своей хлипкостью. «Дойчландам» предстояли длительные океанские рейды и к обеспечению надёжности подошли очень серьёзно. Хотя при строительстве широко применялась сварка, все ответственные соединения дублировались клёпкой, доля алюминия в конструкции составила лишь 1 %. В результате крейсера не имели никаких проблем с прочностью, на обеспечение которой работали и внутренние броневые переборки.
На «Дойчланде» установили традиционную для германского флота фок-мачту в форме полой трубы, на которой поместили рубку и дальномерный пост. Как показала практика, такая конструкция сильно вибрировала, и на последующих крейсерах её заменили на легко узнаваемую, башенноподобную надстройку. Козырной картой новых кораблей являлся их главный калибр - 283-мм орудия SK C/28. Разработанные заново, они не имели себе равных среди вооружения кораблей сопоставимого водоизмещения. Длина ствола составляла 52,35 калибра, начальная скорость снаряда 910 м/с, но живучесть была вполне приемлемой. Использовалось три типа снарядов, все весом 300 кг:
Бронебойный, содержавший 7,84 кг ВВ (2,6 % от массы снаряда);
Полубронебойный - 16,94 кг (5,65 %);
Фугасный - 23,3 кг (7,8 %).
Подобное сочетание боеприпасов позволяло эффективно обстреливать самые разнообразные цели. Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения 40° достигала 36 475 метров. Боекомплект колебался от 105 до 120 снарядов на орудия. Система заряжания при фиксированном угле 2° позволяла делать до трёх залпов в минуту на ствол, практическая скорострельность не превышала двух. Такие характеристики обеспечивали уверенное поражение всех среднебронированных кораблей и даже самые защищённые тяжёлые крейсера были уязвимы на любой дистанции.
На фото – Тяжелый крейсер “Дойчланд”

8. Авианосец “Эссекс” (США)

Тип «Эссекс» (англ. Essex class) - серия тяжёлых ударных авианосцев США периода Второй мировой войны. Спроектированы в 1938-1940, при этом первоначально предполагалось построить лишь один корабль этого типа, в дополнение к авианосцам типа «Йорктаун». Однако уже вскоре были заказаны ещё два, а вступление США в войну в декабре 1941 года потребовало массовой постройки авианосцев, в качестве которых, как наиболее современный, был выбран тип «Эссекс». В общей сложности, с 1940 по 1945 были построены 24 авианосца типа «Эссекс», что сделало их как наиболее многочисленной серией авианосцев в истории, не считая эскортных, а также наиболее многочисленной серией военных кораблей водоизмещением более 20 000 т.
Первый из авианосцев типа «Эссекс» вступил в строй в декабре 1942 года, а в 1943 году они стали основным типом тяжёлых авианосцев США и активно использовались вплоть до конца войны, причём при этом ни один из них не был потерян, хотя несколько из авианосцев получали серьёзные повреждения. В первые послевоенные годы 14 из них были выведены в резерв, при этом часть из него уже не выводилась. В 1949-1953 годах большинство из них прошли капитальную модернизацию, при этом модернизированные корабли стали известны также как «тип «Орискани», по имени первого из них, перестроенного ещё на стапеле. В таком виде они использовались в ряде послевоенных конфликтов, включая Корейскую и Вьетнамскую войны, но в конце 1960-х - начале 1970-х большинство из этих морально устаревших кораблей было снято с вооружения. Лишь один из них, «Лексингтон», оставался в строю в роли учебного авианосца вплоть до 1992 года.

7. Линкор “Бисмарк” (Германия)

«Бисмарк» - линейный корабль германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Во время своего единственного похода в мае 1941 г. потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ» (англ. HMS Hood). Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением. Класс «Бисмарк» (позднее был построен ещё один корабль этого класса - линкор «Тирпиц») первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. «Бисмарк» был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 на четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. «Бисмарк» во время своей службы был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

6. Линкор “Северная Каролина” (США)

Первые эскизы предусматривали постройку кораблей, вооруженных девятью орудиями 365 мм способных развивать скорость в 30 узлов. Но по мере разработки проекта вооружение было усилено до 12 орудий 365 мм, что привело к снижению проектной скорости до 28 узлов. А после того, как американская разведка сообщила о том, что японцы отказались от ограничения калибра пушек в 356 мм, было решено увеличит калибр орудий до 406 мм.
Строительство линкора «Северная Каролина» было начато на верфи ВМФ США в Нью-Йорке 27 октября 1937 года. На воду корабль был спущен 13 июня 1938 года, а в строй вошел 9 апреля 1941 года. Однако, ряд технологических проблем устранить не удавалось довольно длительное время, в результате чего готовность к боевым действиям была достигнута только к началу 1942 года.
После этого линкор был направлен на Тихий океан в середине июля 1942 года. Там «Северная Каролина» включается в состав Task Force 26 (в которую входят также авианосец Enterprise, Wasp и Saratoga) и используется для прикрытия авианосцев во время операции в районе Соломоновых островов. Боевое крещение линкор прошел 24 августа 1942 года, защищая авианосную группу от атак японской авиации. 15 сентября «Северная Каролина» получает попадание торпедой, выпущенной подводной лодкой «I-15». Во время взрыва погибло два матроса, но повреждения корабля оказались весьма серьезными – из строя вышла носовая башня главного калибра и корабль пришлось отправить на ремонт в Перл-Харбор.«Северная Каролина» была выведена из состава флота 27 июня 1947 года и переведена в резерв.
В августе 1961 года корабль был приобретен администрацией штата Северная Каролина на пожертвования жителей штата и отбуксирован в Вильмингтон.
С 29 апреля 1962 года корабль действует как музей.

5. Эсминец “Флетчер” (США)

Эскадренные миноносцы типа «Флетчер» - тип эскадренных миноносцев, в период Второй мировой войны состоящий на вооружении ВМС США. После окончания Второй мировой и начала холодной войны эскадренные миноносцы типа «Флетчер» постепенно передавались ВМС военно-политических союзников США. Эсминцы типа «Флетчер» являются самыми известными эсминцами США и самым крупносерийным типом эсминцев в мире за всю историю флота. Четыре эсминца типа «Флетчер» в натсоящее время являются кораблями-музеями. Корабли принимали активное участие в боевых действиях на море в период Второй мировой войны. За 1943-1945 гг. ВМС США было потеряно 23 эсминца типа «Флетчер» из 175 единиц, поставленных американскому флоту. В послевоенное время, по мере возрастания возможностей советских подводных лодок и повышения их активности в Мировом океане, США начали осуществлять программу экстренного увеличения противолодочных возможностей флота, в том числе и противолодочных возможностей эскадренных миноносцев типа «Флетчер». После отказа от проведения модернизации «флетчеров» по программе FRAM, эсминцы этого типа стали отдавать в аренду или продавать дружественным иностранным правительствам. Первыми эскадренными миноносцами типа «Флетчер» сменившими военно-морской флаг, стали эсминцы Capps и David W.Taylor, переданные Испании 15 мая 1957 года. При этом Capps получил новое имя в честь одной из величайших морских битв в истории - битве при Лепанто. ФРГ в январе 1958 года получила USS Anthony (DD-515), вошедший в строй Бундесмарине как Z-1 (Zerstoerer-1). Затем к нему присоединились еще пять кораблей, причем последний вошёл в состав ВМС ФРГ в апреле 1960 года. Япония получила 2 эсминца этого типа - USS Heywood L. Edwards и Richard P. Leary. Оба были переданы Морским силам самообороны Японии в марте 1959 г. Аргентине, Бразилии, Греции, Италии, Мексике, Республике Тайвань, Турции, Чили, Перу, Колумбии и Республике Корея также были переданы эскадренные миноносцы этого типа. Всего вышеперечисленным 14 странам было передано из ВМС США 53 эсминца типа «Флетчер».

4. Крейсер “Тикондерога” (США)

Тип ракетных крейсеров, стоящих на службе Военно-Морских Сил США. Разработка проекта начата в 1978 году. Крейсера типа «Тикондерога» имеют характерный корпус с далеко вытянутым в корму полубаком, простирающимся на 85 %. его длины, клиперский нос и транцевую корму. Обводы корпуса спроектированы с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля. На основе опыта эксплуатации эсминцев типа Спрюенс общая длина корабля за счет удлинения носовой части была увеличена на 1,1 м, на ней установили специальный фальшборт длиной около 40 и высотой около 1,4 м для уменьшения воздействия волн в штормовую погоду на носовые установки - 127-мм. АУ и УВП (установку вертикального пуска). С той же целью крейсера оснащаются системой стабилизации качки и бортовыми килями.
Согласно проекту крейсер длительное время должен удерживать скорость 20 уз при 7-ми балльном волнении. Дымовые трубы разнесены по бортам и длине корабля. За ходовым мостиком и в средней части надстройки располагаются решетчатые мачты. На первых пяти кораблях типа «Тикондерога» размещались обычные двухбалочные универсальные установки для запуска противокорабельных ракет «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Но в 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска (УВП) ракет с ячейками-контейнерами. Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Тикондерога» - 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2» - всего 122 ракеты в двух модулях.

3. Линкор “Королева Елизавета” (Великобритания)

Водоизмещение: 36,450 тонн
Двигатель: четверная паровая турбина мощностью 80 тыс. л/с
Скорость: 23 узла
Запас хода: 4,500 морских мили при 12 узлах
Защита: максимальная толщина брони – 32,5 см
Основное вооружение: восемь пятнадцатидюймовых пушек
Экипаж: 1190 чел.
Время использования: 1913-1945 гг
Дредноуты типа Queen Elizabeth – пять британских супердредноутов Royal Navy. Головное судно серии было названо в честь английской королевы Елизаветы I. Эта серия кораблей превосходила своих предшественников – дредноуты типа Iron Duke в Королевском ВМФ по огневой мощи, бронезащите и скорости. Немецкие дредноуты типа Konig также уступали этим кораблям, однако дредноуты типа Bayern были сравнимы по характеристикам, за исключением меньшей скорости.

2. Авианосец “Нимиц” (США)

«Нимиц» (англ. USS Nimitz (CVN-68)) - американский авианосец, первый из целой серии кораблей класса Нимиц. Название получил в честь Честера Нимица - главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны.
Заложен 22 июня 1968 года, спущен на воду 13 мая 1972 года, 3 мая 1975 года, при участии президента Джеральда Форда введён в состав флота.
Первый поход совершил в Средиземное море, став первым за десять лет американским кораблём с ядерной силовой установкой, зашедшим в Средиземное море.
В феврале 2008 года в Тихом океане два самолёта Ту-95МС Дальней авиации России сымитировали атаку на авианосец Нимиц, пролетев в непосредственной близости от него. Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км, на перехват были подняты четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты смогли перехватить Ту-95МС, но, несмотря на это, один из стратегических бомбардировщиков дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров, второй пролетел в 90 км от корабля.
Тоннаж: 97000 тонн
Длина: 332,8 м. по ватерлинии 317 м
Ширина: 76,8 м. по ватерлинии 40,8 м
Осадка: 11,3 м
Технические данные
Силовая установка: 2 реактора, 4 турбины.
Мощность: 260000
Скорость: 30 узлов (56 км/ч)
Экипаж: 3200 человек + авиакрыло 2480 человек

1. Линкор “Айова” (США)

Линкор “Айова”, одна из наиболее сильнейших карт в колоде американского флота во время сражений с Японией во второй мировой, являет собой прекрасный образец могучих плавучих крепостей, покорителей морей эпохи дредноутов.

С мнением специалистов, что этот корабль является одним из самых лучших линейных кораблей мира трудно не согласиться потому, что хотя линейные корабли, построенные в конце 30-х годов ведущими морскими державами и имели некоторое превосходство над “Айовой” по отдельным параметрам, однако ни в одном из них не была так тщательно и удачно сбалансирована вся комбинация основных боевых характеристик. Не случайно “Айову” иногда сравнивают с германскими линейными крейсерами первой мировой войны, которые считались классическими тяжелыми артиллерийскими кораблями. Это обстоятельство было тем более приятно американским кораблестроителям, ведь работали они в условиях действия международных договоров по ограничению военно-морских вооружений.Корпус корабля – гладкопалубный, разделен водонепроницаемыми перегородками на 32 отсека, с двойным дном, где располагаются топливные цистерны. Горизонтальными перекрытиями являются три палубы и около десяти платформ. В районе машинных и котельных отделений по бортам установлено множество продольных и поперечных переборок, образующих водонепроницаемые отсеки, являющиеся дополнительной защитой. Некоторые из этих отсеков используются в качестве топливных цистерн.Главная артиллерия линкора представлена девятью 406-мм орудиями, размещенными в трех орудийных башнях. При максимальном угле возвышения 45 градусов и массе снаряда 1225 кг предельная дальность стрельбы достигает 38720 метров. Такой снаряд был способен разрушить 600 миллиметровую броню с дистанции в 9 километров, а 300 мм броню – с 27 километров. Достоверных данных о скорострельности 406 мм орудий нет, однако известно, что за один час все девять орудий линкора способны выпустить около 1000 снарядов.
В качестве универсальной артиллерии установлены 127-мм орудия, которые размещались по 2 в 10 башнях. Эти башни располагались таким образом, что четыре могли вести огонь в носовых и кормовых углах, а шесть – на траверзах.
Зенитная артиллерия была представлена 40-мм автоматами Bofors и 20-мм автоматами Oerlicon. Количество зенитных автоматов на кораблях серии варьировалось год от года. Так, на линкоре Айова после вступления в строй тех и других было по 60, а в декабре 1944 года 40-мм автоматов стало 76, а 20-мм – 52.

Броненосец — тяжёлый боевой корабль с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой, существовавший в первой половине XX века. Он предназначался для уничтожения кораблей всех типов, в т.ч. бронированных и действий против приморских крепостей. Различали эскадренные броненосцы (для боя в открытом море) и броненосцы береговой обороны (для действий в прибрежных районах).

Из многочисленных флотов броненосцев оставшихся после Первой мировой войны только в 7 странах они использовались во Второй мировой. Все они были построены еще до начала Первой мировой войны, а в период между войнами многие прошли модернизацию. И только броненосцы береговой обороны Дании, Таиланда и Финляндии были построены в 1923-1938 гг.

Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок. Отличались умеренным водоизмещением, малой осадкой, вооружались артиллерией крупного калибра. Получили заметное развитие в Германии, Великобритании, Нидерландах, России и Франции.

Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тыс.т., способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два (реже три) вала. Главный калибр орудий 280-330 мм (и даже 343 мм, заменённые позже на 305 мм с большей длиной ствола), броневой пояс 229-450 мм, реже более 500 мм.

Ориентировочное количество линкоров и броненосцев, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей

Страны Виды кораблей (всего/погибло) Всего
Броненосцы Линкоры
1 2 3 4
Аргентина 2 2
Бразилия 2 2
Великобритания 17/3 17/3
Германия 3/3 4/3 7/6
Греция 3/2 3/2
Дания 2/1 2/1
Италия 7/2 7/2
Норвегия 4/2 4/2
СССР 3 3
США 25/2 25/2
Таиланд 2/1 2/1
Финляндия 2/1 2/1
Франция 7/5 7/5
Чили 1 1
Швеция 8/1 8/1
Япония 12/11 12/11
ИТОГО 24/11 80/26 104/37

Линейный корабль (линкор) – класс самых крупных бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тыс. т., длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500 — 2800 человек. Линкоры применялись для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Они являлись эволюционным развитием броненосцев.

Основная масса линкоров, принимавших участие во Второй мировой войне была построена до начала Первой мировой. На протяжении 1936 — 1945 годов было построено лишь 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Линкоры из средства ведения войны на море превратились в инструмент большой политики и продолжение их строительства определялось уже не тактической целесообразностью, а совершенно иными мотивами. Иметь такие корабли для престижа страны в первой половине ХХ века означало примерно то же, что сейчас обладать ядерным оружием.

Вторая мировая война стала закатом линкоров, так как на море утвердилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — авиация, палубная и береговая. На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линкоры, японские «Yamato» и «Musashi» были потоплены авиацией, так и не встретившись с аналогичными кораблями противника. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации.

ТТХ лучших образцов линкоров

ТТХ корабля/Страна

и тип корабля

Англия

George V

Герм. Bismarck Италия

Littorio

США Франция

Richelieu

Япония Yamato

Водоизмещение стандартное, тыс. т. 36,7 41,7 40,9 49,5 37,8 63.2
Водоизмещение полное, тыс.т. 42,1 50,9 45,5 58,1 44,7 72.8
Длина, м. 213-227 251 224 262 242 243-260
Ширина, м. 31 36 33 33 33 37
Осадка, м 10 8,6 9,7 11 9,2 10,9
Бронирование борта, мм. 356 -381 320 70 + 280 330 330 410
Бронирование палуб, мм. 127 -152 50 — 80 + 80 -95 45 + 37 + 153-179 150-170 + 40 35-50 + 200-230
Бронирование башен главного калибра, мм. 324 -149 360-130 350-280 496-242 430-195 650
Бронирование боевой рубки, мм. 76 — 114 220-350 260 440 340 500
Мощность энергетических установок, тыс. л.с. 110 138 128 212 150 150
Максимальная скорость хода, узл. 28,5 29 30 33 31 27,5
Максимальная дальность хода, тыс. миль 6 8,5 4,7 15 10 7,2
Запас топлива, тыс.т. нефти 3,8 7,4 4,1 7,6 6,9 6,3
Артиллерия главного калибра 2х4 и 1х2 356-мм 4×2 — 380-мм 3×3 381-мм 3×3 — 406-мм 2×4- 380-мм 3×3 -460-мм
Артиллерия вспомогательного калибра 8х2 — 133-мм 6×2 — 150-мм и 8×2 — 105-мм 4×3 — 152-мм и 12×1 — 90-мм 10×2 — 127-мм 3×3- 152-мь и 6×2 100-мм 4×3- 155-мм и 6×2 -127-мм
Зенитная артиллерия 4х8 — 40-мм 8×2 –

37-мм и 12×1 — 20-мм

8×2 и 4×1 –

37-мм и 8×2 –

15×4 — 40-мм, 60×1 — 20-мм 4×2 — 37-мм

4х2 и 2х2 – 13,2мм

43×3 -25-мм и

2х2 – 13,2мм

Дальность стрельбы ГК, км 35,3 36,5 42,3 38,7 41,7 42
Количество катапульт, шт. 1 2 1 2 2 2
Количество гидросамолетов, шт. 2 4 2 3 3 7
Численность экипажа, чел. 1420 2100 1950 1900 1550 2500

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными кораблями в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального гармоничного сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Они поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом.

Скорострельность орудий линкора составляла два выстрела в минуту, при этом обеспечивался независимый огонь каждого орудия в башне. Из современников, лишь у японских суперлинкоров «Yamato» был более тяжелый вес залпа главного калибра. Точность стрельбы обеспечивалась РЛС управления артиллерийским огнем, что давало преимущество над японскими кораблями без радарных установок.

Линкор имел радар обнаружения воздушных целей и два обнаружения надвод­ных целей. Дальность по высоте при стрельбе по самолетам достигала 11 километров при заявленной скорострельности в 15 выстрелов в минуту, а управление осуществлялось с помощью РЛС. Корабль был оборудо­ван комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой — чужой», а также системами радиоразведки и радиопротиводействия.

ТТХ основных видов броненосцев и линкоров в разрезе стран изложено ниже.

Вторая мировая война у многих ассоциируется с Курской дугой, бомбардировкой Лондона, падением Эбен-Эмаэля и деяниями одиозного Эрвина Роммеля по прозвищу Лис Пустыни. И все же она не состояла из боев только на земле и в воздухе! У военно-морских сил каждой из сторон конфликта тоже есть свои памятные даты и легенды.

О них и пойдет наш рассказ.
Начнем с Японии и США, ведь их корабли представлены в World of Warships уже сейчас.

ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КУКУРУЗА

Американский флот, пожалуй, не может похвалиться таким обилием культовых имен и связанных с ними событий, как флоты европейских стран. «Честер»? Всего лишь ответ на санкции Лондонского морского договора 1936 года. «Норт Кэролайн»? Один из самых эффективных линкоров США, но не более.

Два известнейших корабля Америки принадлежали к классу, названному в честь ее продовольственного центра, — штата Айова. Утверждая план проекта «Айова» в 1939 году, конгресс вряд ли мог предположить, что очередная попытка военных создать быстроходный дредноут с неприличной огневой мощью увенчается таким успехом, что одноименный головной корабль серии «Айова» продержится в строю аж до 1990 года и будет снят с вооружения из-за несчастного случая.
Но прежде его ждала долгая военная карьера... и короткая роль президентского такси.

Спущенный на воду для испытаний в феврале 1943 года в Чесапикском заливе, «Айова» уже в августе был направлен в Аргентину, где ему угрожало столкновение с немецким «Тирпицем», но судьба оказалась благосклонна к новичку. Вместо опаснейшего нацистского линкора экипаж «Айовы» противостоял климату Касабланки и имел честь принимать на борту самого Франклина Рузвельта, которого требовалось доставить на Тегеранскую конференцию и обратно.
Боевое крещение «Айова» прошел в Тихом океане в январе 1944 года во время операции на Маршалловых островах. Первый месяц боевого дежурства выдался ударным: атака на атоллы Кваджелейн и Эниветок, осада японской базы на острове Трук и последующая зачистка его акватории, удары по Сайпану, Тиниану, Рота и Гуаму в Марианском архипелаге.

С апреля и до июля дредноут побывал в Холландии, Айтапе, Вакде и заливе Гумбольдт, а также участвовал в повторных атаках на Марианский архипелаг. Самое впечатляющее сражение ждало экипаж 19 июня, когда японцы устроили четыре масштабных авианалета, но лишились почти всей имеющейся палубной авиации. Второго Перл-Харбора не вышло.

Наконец, после череды затяжных боев «Айова» в январе 1945 года получил приказ вернуться в Сан-Франциско для капитального ремонта. Долго он там не пробыл, поскольку участие опытного экипажа требовалось в важнейшей операции на Тихоокеанском фронте — вторжении в Японию. Многомесячные бои в Стране восходящего солнца закончились в Токийском заливе 2 сентября, где «Айова» сыграл роль в церемонии подписания японцами капитуляции.

ЛИНКОР СУДЬБЫ

Спущенный на воду в январе 1944 года на нью-йоркской верфи «Большой Мо», как его любовно называли моряки, или линкор «Миссури» класса «Айова», в боях, в отличие от своего собрата по серии,активно не участвовал. Имея эффективную систему ПВО и мощную броню и к тому же считаясь одним из самых быстроходных линкоров, он служил всего-навсего прикрытием для авианосных групп в составе Тихоокеанского флота.

Однако свой кусочек боевой славы «Большой Мо» все-таки заработал: он использовался для артиллерийской поддержки пехоты при штурме Иводзимы. В ходе этой операции линкор атаковали самолеты-камикадзе, и вмятину от одного из них видно по сей день. Помимо этого «Миссури» прикрывал высадку пехоты на Хоккайдо и Хонсю, а также участвовал в массированной атаке на Окинаву.

По сравнению с заслугами «Айовы» достижения «Мо» скромны, но именно на флагмане адмирала Хэлси был подписан акт о капитуляции Японии, что повысило статус «Миссури» до культового. Так у США на целых пятьдесят лет появился абсолютный символ военной мощи и грозный политический рычаг на мировой арене.

Линкор то и дело отправляли в консервацию, задействовали вновь, например для войны в Корее, и превращали в учебный корабль, чтобы в итоге включить в знаменитый «флот из шестисот кораблей». Этот флот был важной частью политической программы Рональда Рейгана на выборах 1980 года, а уж дредноут, считающийся символом армии и входящий в число самых живучих кораблей в истории, прошедших несколько войн, подходил для программы Рейгана просто идеально.

Свой последний залп «Большой Мо» дал в 1991 году в Персидском заливе, после чего отправился на вечную стоянку в Перл-Харборе. Что любопытно, с его палубы видно место гибели «Аризоны» — линкора, уничтоженного во время знаменитого японского авиаудара. «Аризона» продержался пятнадцать минут и стал первой жертвой со стороны США на новом фронте Второй мировой войны.

ЖЕРТВЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В судьбе «Ямато» и «Мусаси» — самых известных кораблей Японии, опять же принадлежащих к одному классу, — тоже было немало интересного. Как и немецкие «вундервафли», суда типа «Ямато» имели репутацию бесполезных монстров, пугающих своим видом лишь чаек да крестьянских детишек. Много позже на флоте даже появилась поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».
Как же вышло, что к самой мощной артиллерийской платформе XX века, оснащенной девятью орудиями калибра 460 мм и способной выдержать больше десяти попаданий торпед (против шести в случае «Айовы»), стали относиться с таким пренебрежением?

А все из-за глупости человеческой.

Спущенный на воду в августе 1939 года «Ямато» был признан боеспособным только в мае 1942 года и лишь в июне впервые вступил в бой у атолла Мидуэй. Однако он не сделал ни единого выстрела, поскольку стоял в трехстах милях от места событий. Японское командование вечно берегло свои суперлинкоры для серьезных битв, чтобы в итоге оказаться ни с чем, но прежде экипажу «Ямато» предстояло пережить три ужасно скучных года.

Своеобразное боевое крещение корабль получил, словив торпеду у острова Трук в декабре 1943-го, где он выполнял роль плавучего штаба Объединенного флота. Заглотнув пробоиной 3000 тонн воды и лишившись погреба кормовой башни главного калибра, «Ямато» вышел из игры вплоть до июньского сражения 1944 года в Филиппинском море. Но и в этом бою его ждало фиаско. Противник, которого обстреляли орудия ПВО японского линкора, оказался... принадлежащим к Императорскому флоту.

В октябре того же года экипаж «Ямато» в конце концов очутился в сражении. Надеясь остановить высадку США на Филиппинах, Япония задействовала план «Сё-Го», разработанный специально с учетом использования тяжелых кораблей. Впрочем, к тому времени выбора все равно не оставалось, поскольку из-за критических ошибок командования ряды Императорского флота сильно поредели.

Группа из пятнадцати эсминцев, десяти тяжелых и двух легких крейсеров, а также пяти линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», приняла на себя первый удар от американских подлодок 22 октября и с ходу лишилась пары эсминцев. Потеряв еще и «Мусаси», командующий группой вице-адмирал Курита попытался отступить, но его быстро развернули в сторону залива Лейте. В ходе затяжного сражения Курита проявил себя как бездарный командир, да и его артиллеристы тоже, мягко говоря, не блистали. 460-й калибр явно оказался не в тех руках.

Тем не менее это сражение вошло в историю как единственное в своем роде: орудия линкоров и крейсеров проиграли самолетам авианосцев США со счетом 1:3. После такого позора «Ямато» оставалось только погибнуть, по возможности — с честью.

Не вышло.

Ему отвели ключевую роль в операции «Тэнитиго», которая сама по себе была безумием: отбить масштабное наступление американцев на Окинаву, а в случае неудачи выброситься на берег и, превратившись в своего рода крепость, помочь пехоте. Но 7 апреля удача повернулась к Японии кормой — «Ямато» и его эскорт ничего не могли противопоставить 227 самолетам США. После попадания десяти торпед,тринадцати авиабомб и смещения кормового орудия символ могущества Японии как морской державы пошел ко дну.

«Мусаси» и то погиб более зрелищным образом.

Флагман Императорского флота, как и «Ямато», долгое время проходил испытания и лишь в 1943 году отправился к острову Трук, где должен был выступить в качестве флагмана. Его «боевое крещение» стало таким же, как у «Ямато», — торпеда и 3000 тонн воды, — правда, злосчастную железку в кормовую часть «Мусаси» получил уже в море.

Первый и последний бой с участием этого линкора тоже состоялся на Филиппинах во время операции «Сё-Го». Судьба зло подшутила над «Мусаси»: американские самолеты по неизвестной причине сосредоточили огонь именно на нем. Агония длилась шестнадцать часов. Все это время экипаж поддерживал корабль на плаву — невероятное достижение после попадания почти двадцати торпед и семнадцати авиабомб.

Но «Мусаси» не дотянул до берега, как того хотел контр-адмирал Иногути. В 19:36 корабль пошел ко дну вместе с 1043 членами экипажа и самим Иногути, запершимся в каюте. Американцы в этом эпическом противостоянии потеряли всего-навсего восемнадцать самолетов из двухсот пятидесяти девяти.

Военные эксперты частенько спорят, какой линкор лучше, мощнее, быстрее и у кого ствол кормового орудия длиннее. Но история «Ямато» и «Мусаси» служит прекрасным примером того, как глупость нескольких человек приводит к бессмысленной потере мощнейших кораблей в истории XX века.
Что же до американских кораблей... пусть их не боялись так, как «Бисмарка» и «Тирпица», но именно на борту «Миссури» была поставлена точка в войне между Японией и США.
Среди стальных бойцов ВМФ СССР есть свои герои и свои легенды. Пользуясь случаем, мы решили рассказать о двух прославленных боевых кораблях СССР.

В ЗНАМЕНИ - ЧЕСТЬ, В ОРУЖИИ - СЛАВА

Военно-морской флот СССР начали формировать в 1918 году из остатков Российского императорского флота, почти полностью уничтоженного в результате Октябрьской революции и Гражданской войны. До начала тридцатых годов РККФ (Рабоче-крестьянский Красный флот) находился в плачевном состоянии, и лишь в первую пятилетку, во время усиленной индустриализации страны, ситуация стала резко меняться.

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а основой военно-морской мощи должны были стать передовые линкоры типа «Советский Союз», но начавшаяся война помешала этим планам осуществиться. Тем не менее морские силы СССР по меркам тех лет были вполне существенными: три линкора, семь крейсеров, без малого шестьдесят эсминцев, двести с лишним подводных лодок и масса вспомогательных военных судов. Еще примерно столько же готовилось сойти со стапелей.

ЛИНКОР «МАРАТ»

История легендарного корабля начинается в 1909 году. При постройке на заводе в Санкт-Петербурге его нарекли "«Петропавловском». Корабль относился к линкорам типа «Севастополь» и обладал самым передовым на тот момент вооружением. Двенадцать орудий главного калибра могли достать противника на расстоянии в 24 километра — а это мировой рекорд для своего времени!
После революции в кают-компании установили бюст лидера Великой французской революции Жан-Поля Марата, в честь которого вскоре и переименовали корабль. Позднее, уже в тридцатых годах, его серьезно усовершенствовали и «Марат» стал флагманом военно-морских сил на Балтике.
В 1941 году он активно участвовал в обороне Ленинграда, заняв позицию в бассейне ленинградского Морского канала. Для увеличения и без того внушительной огневой дистанции командир корабля применил своеобразную хитрость — затопил несколько отсеков по противоположному от берега борту. От этого «Марат» накренился и башни главного калибра задрали носы еще на несколько метров.

9 сентября прозвучал первый залп. Восемь суток «Марат» безостановочно обстреливал немецкие позиции, полностью блокировав наступление на Ленинград в зоне действия своего вооружения. Прежде такое не удавалось никому!

Немецкое командование всеми силами пыталось обезвредить корабль, но даже эскадрилья из двадцати семи бомбардировщиков не преуспела в этом. Команде «Марата» удалось, не прекращая вести огонь по заданным наземным целям, отбить авианалет и уничтожить несколько бомбардировщиков. От бесконечной пальбы орудия раскалялись докрасна, и матросы вынуждены были остужать их ледяной водой канала.

Лишившись нескольких орудий, корабль отошел в Кронштадт на ремонт, и именно в этот момент некий ас люфтваффе применил против него новую бронебойно-фугасную бомбу — немецкие инженеры разработали ее специально для борьбы с тяжелобронированными целями вроде линкоров. В своих мемуарах тот пилот потом писал, что атаковал «Марат» дважды. Первая бомба упала в воду и не причинила особого ущерба, но второе попадание стало роковым. Сверхтяжелый снаряд проломил пол в носовой части и взорвался внутри порохового погреба.

Линкор разломился пополам и лег на грунт, а орудие главного калибра обрушилось в образовавшуюся дыру, однако глубина гавани была небольшой и часть корабля осталась над водой. Даже будучи полузатопленным, «Марат» самоотверженно продолжал воевать! Выжившие матросы отражали атаки самолетов противника с помощью уцелевших зенитных установок. Они израсходовали восемь тысяч единиц боеприпасов — рекордное количество за все время службы корабля.

Позднее командование ВМФ решило частично восстановить боеспособность линкора и превратить его в плавучую батарею. Корму подняли, осушили и отремонтировали; первую башню главного калибра списали, но остальные три удалось восстановить. Подбитый, но не сломленный, корабль вернулся в строй и продолжил сражаться за Ленинград до победного.
А в 1943 году кораблю вернули его первоначальное имя — «Петропавловск».

КРЕЙСЕР «КРАСНЫЙ КРЫМ»

Теперь давайте перенесемся из холодного Балтийского бассейна на Черное море.
«Обеспечить полное господство на театре военных действий...» — вот так, просто и лаконично, звучал приказ высшего командования Черноморскому флоту. Но, как обычно, сказать проще, чем сделать.

Черноморский флот к началу войны был вторым по мощи после Балтийского и имел более удачную систему базирования. Севастополь, Одесса, Новороссийск, Николаев, Туапсе и другие военно-морские базы находились в боевой готовности еще со времен Российского императорского флота. Корабельные силы включали двадцать пять надводных машин. В Черном море несли службу линкор «Парижская коммуна» (тоже герой Великой Отечественной) и пять крейсеров. Среди них — «Красный Крым», базировавшийся в Севастополе.

Война на Черном море началась в ночь на 22 июня 1941 года. В это время крейсер стоял в доке на плановом ремонте. Вынужденно завершив в спешном порядке все работы, команде пришлось взять курс на осажденную Одессу. Первый раз сигнал воздушной тревоги моряки услышали на подступах к городу, и вскоре в небе показалась группа пикирующих бомбардировщиков «Штука». Улучшенные бортовые орудия помогли отбить атаку, создав в воздухе заградительную стену огня. Боевое крещение прошло успешно.

Уже на следующее утро «Красный Крым» вместе с эсминцами «Фрунзе» и «Дзержинский» вел с моря ожесточенный обстрел сухопутных позиций румынской пехотной дивизии. Полтысячи снарядов из 133-миллиметровых главных орудий обрушилось на одесский берег. Вражеское наступление было сорвано.

Через месяц перед командиром крейсера поставили новую задачу: обеспечить высадку десанта в районе деревни Григорьевка, чтобы солдаты могли нанести контрудар под Одессой. Эта операция уникальна в своем роде — еще никто и никогда не высаживал десант во время оборонительных операций. Вдобавок крейсер попросту не способен подойти близко к берегу — из-за большой осадки и водоизмещения.

Тем не менее команда справилась. Ночью 23 сентября, притом что корабль не прекращал артиллерийский обстрел плацдарма, десантники, следуя белой меловой разметке на палубе, сошли по заготовленным заранее трапам и расселись по шлюпкам. Потери оказались минимальны. Успешно прошел и контрудар.

С тех пор «Красный Крым» прозвали десантным крейсером».

Не было такого места на Черном море, где он не появлялся или не воевал. «Красный Крым» активно участвовал в Керчен-ско-Феодосийской десантной операции, в битве за Кавказ и многих других сражениях. Он совершил сотни походов с десантниками на борту и перевез в своих трюмах тонны вооружения, боеприпасов и продовольствия. Этот крейсер воистину многое сделал, чтобы обеспечить условия для будущей победы.

Про команду «Красного Крыма» в народе судачили, что они родились в рубашках. Как ни удивительно, за все годы войны корабль ни разу серьезно не пострадал, хотя многократно находился на грани гибели.

За проявленную в боях с немецкими захватчиками отвагу и за героизм личного состава экипаж крейсера удостоили звания гвардейского. В ноябре 1944 года «Красный Крым», возглавив эскадру боевых кораблей Черноморского флота, торжественно вернулся в Севастополь под гром канонады артиллерийских салютных выстрелов. На мачтах в тот день подняли флажный сигнал «Привет от победителей непобежденному Севастополю!».

Конечно, мы оставили за бортом еще много подвигов, совершенных боевыми кораблями ВМФ СССР и союзников. Взять хотя бы историю крейсера «Максим Горький» или линкора «Парижская коммуна» — там тоже немало героического. И мы уверены, вам захочется узнать о них как можно больше, стоит только встать за штурвал в World of Warships.

Главная заслуга игры в том, что после пары часов онлайновых баталий руки сами собой тянутся к энциклопедии. Игре с легкостью удается заинтересовать военной историей, навигацией и всеми этими величественными кораблями! Даже если прежде вы были равнодушны к ним.