Тоти даль монте оперная певица. Тоти даль монте. Смотреть что такое "Даль Монте Тоти" в других словарях


Перевод с итальянского

Л. А. ВЕРШИНИНА


Под редакцией

Н. К. ГЕОРГИЕВСКОЙ

Предисловие

С чувством глубокого уважения и восхищения перед искусством и самоотверженным трудом большой итальянской певицы, нашей современницы, я пишу эти вступительные строки к книге воспоминаний Тоти Даль Монте. Ее имя знакомо нам не только по грамзаписям. Друг нашей страны, замечательная певица четырежды посещала СССР. Первый раз - проездом в начале 30-х годов. Затем, в 1956 году, она была дорогой гостьей москвичей и познакомила нас со своим вокальным мастерством на концерте в Доме ученых, а приехав в 1963 году с труппой Эдуардо Де Филиппо, показала свое искусство драматической актрисы.

В последний раз мы встретились с Тоти Даль Монте в Москве в 1965 году, когда она, приехав в качестве гостьи Министерства культуры СССР, щедро делилась с педагогами-вокалистами и молодыми певцами своим опытом и размышлениями по поводу вокального искусства, которому посвятила свою жизнь.

Воспоминания Тоти Даль Монте великолепно отражают эмоциональную, непосредственную натуру артистки, бесконечно преданной своей профессии. Здесь мы не найдем глубокого анализа основ итальянского вокального искусства, методологии певческого мастерства. Да автор и не ставил перед собой подобных задач. Это увлекательный рассказ о жизненном и творческом пути, приведшем певицу к вершинам мировой славы. Может быть, здесь кое-что идеализировано, кое-что рассказано лишь конспективно. И все же, прочтя эти правдивые строки, понимаешь, каких жертв, труда и напряжения сил стоили Тоти Даль Монте ее искусство, ее слава, которой она в большой мере обязана самой себе, своему умению работать, а также осознанному с юных лет чувству ответственности. Искусство Тоти Даль Монте никак нельзя назвать «слепым даром природы». Из ее воспоминаний ясно, что голос у нее был поначалу совсем небольшой. Но врожденная музыкальность и воспитанная с детства привычка к труду, а также безграничная любовь к своему делу помогли Тоги Даль Монте стать одной из крупнейших лирических певиц первой половины нашего века.

Дочь школьного учителя и «по совместительству» руководителя провинциального оркестра, Тоти пяти лет уже хорошо сольфеджировала и играла на рояле. Девяти лет она пела песни Шуберта, нетрудные классические арии. Но в консерваторию поступила как пианистка, учась у маэстро Тальяпьетро, ученика Феруччио Бузони. И кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы, уже почти заканчивая консерваторию, она не повредила руку. Это привело ее к «королеве бельканто» Барбаре Маркизио, одной из знаменитых сестер Маркизио, любимиц Россини и других великих композиторов. И вот малышка Тоти, как называла ее Барбара Маркизио, уже подписывает свой первый в жизни контракт с ничтожным вознаграждением по десять лир в день…

Высокий профессионализм итальянской оперной сцены, в то время еще богатой замечательными певцами и дирижерами во главе с великим Артуро Тосканини, завершает шлифовку таланта Тоти Даль Монте. Она выдвигается в первый ряд мастеров итальянского бельканто.

Очень ценными являются те строки книги Тоти Даль Монте, где она пишет о Тосканини. Мы видим, какую огромную роль в воспитании молодого певца, в развитии его музыкальной культуры и техники, а также в художественном истолковании им образа играет дирижер.

Я подчеркиваю важные этапы творческой биографии певицы для того, чтобы еще и еще раз напомнить молодым вокалистам и всем, кто любит пение, о сложности нашей профессии. Как часто молодые певцы уже готовы принять за искусство одну еще только голосовую одаренность, думая, что этого достаточно для успеха. Нет, подлинный, прочный успех приходит к тому артисту, который владеет большой музыкальной культурой, который умеет разумно, самоотверженно трудиться и самокритично оценивать свои удачи и ошибки даже тогда, когда встречает широкое признание слушателей. Жизнь каждого большого певца - это непрерывный самозабвенный труд.

Бесчисленные турне по странам мира, по крупным и провинциальным городам Италии требовали большого, напряженного и беспрерывного труда, часто лишали певицу многих простых человеческих радостей. В этом тоже поучительна для нас безыскусственная книга Тоти Даль Монте, хотя певица вовсе не стремится сосредоточить внимание читателей на трудностях и лишениях своей жизни. Наоборот, воспоминания ее привлекают глубоким оптимизмом, искренним и доброжелательным отношением ко всем «великим и малым», кто встретился на ее жизненном и творческом пути. Никакого оттенка соперничества, зависти, жалобы… Это тоже говорит нам о чистой душе подлинного художника, открытой для всего доброго и хорошего. Название книги Тоти Даль Монте «Голос над миром» отвечает ее содержанию. Голос певицы звучал действительно в странах всего мира.

Я с большим удовольствием прочла присланную мне с теплой дарственной надписью автора книгу Тоти Даль Монте, еще раз ощутив всю непосредственность моего милого друга, которая так чарует и в ее искусстве и в ее общении с людьми.

Надеюсь, что эта книга с интересом будет прочитана всеми, кто любит пение и оперный театр. И, конечно, в первую очередь теми, кто вступил или только мечтает вступить на прекрасный, но трудный путь служения вокальному искусству.

Елена Катульская,

народная артистка СССР

Советским читателям

Могла ли я думать в далеком 1931 году, очутившись проездом в Москве, что еще раз вернусь сюда. И не только вернусь, но установлю самые дружеские связи с моими коллегами из Москвы и Ленинграда, ближе узнаю их, проникнусь симпатией к гостеприимным советским людям.

Большим и приятным сюрпризом для меня было известие, что книга моих воспоминаний будет издана в Советском союзе.

В ожидании встречи с моими новыми читателями у меня в груди живет одно-единственное желание - предстать перед вами такой, какая я есть. Я не хотела прибегать в своей книге к стилю примадонны, которая легко, играючи, рассказывает о своих огромных успехах за тридцать лет артистической деятельности. Этот стиль теперь не в моде, да и вряд ли это укрепило бы вашу симпатию ко мне.

Мне хотелось рассказать о неимоверных усилиях, о беспрестанном тяжком труде, без которого немыслимо развивать и совершенствовать свое вокальное мастерство, каким бы высоким оно ни было вначале. Я много и напряженно занималась, отрабатывая каждую каденцию, каждый пассаж с упорством, достойным инструменталистов.

Тоти Даль Монте (Toti Dal Monte), настоящее имя - Антониетта Менегелли (Antonietta Meneghelli), родилась в 1893 году в Моглиано Венето, в итальянской провинции Тревизо (Mogliano Veneto, in the Province of Treviso). Отец ее был школьным преподавателем и руководил местным оркестром, и именно он начал учить музыке и маленькую Тоти, как ласково называли ее дома. Кстати, сценический псевдоним певицы сложился из "Тоти", ее прозвища, и "Даль Монте" - фамилии ее бабушки.

Итак, начав учиться музыке, к 9 годам юная Тоти уже пела романсы Шумана (Robert Schumann) и Шуберта (Franz Peter Schubert). Кроме того, она с детства проявила большой интерес к опере, и первые оперные постановки, на которых довелось побывать Тоти, оставили в ее душе глубокий след.

Ее дебют на оперной сцене состоялся в возрасте 17 лет, на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала (La Scala, Milan), в опере "Франческа да Римини" ("Francesca da Rimini"). Несколько критиков немедленно отметили юную дебютантку, а в целом постановка "Франческа да Римини" стала весьма крупным музыкальным событием Милана.

После столь удачного начинания оперная карьера Тоти обещала быть просто блестящей – она начала много гастролировать по Италии, в том числе пела во Флоренции (Florence), в Генуе (Genova), на Сицилии (Sicily).

В весьма обширном репертуаре Даль Монте – оперы "Сомнамбула" ("La sonnambula"), "Лючия ди Ламмермур" ("Lucia di Lammermoor"), "Риголетто" ("Rigoletto"), "Бал-маскарад" ("Un ballo in maschera"), "Севильский цирюльник" ("Il Barbiere di Siviglia"), "Вильгельм Телль" ("Guillaume Tell"), "Мадам Баттерфляй" ("Madama Butterfly") и многие другие.

В середине 1920-х Даль Монте появилась и на знаменитой сцене Нью-Йорка – в театре Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Кроме того, в США она выступала в Чикаго (Chicago), Бостоне (Boston), Индианаполисе (Indianapolis), Вашингтоне (Washington), Кливленде (Cleveland) и Сан-Франциско (San Francisco).

Кстати, в театре Ла Скала Тоти много поработала с легендарным Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) и даже являлась одной из самых любимых его исполнительниц. Так, настоящим их триумфом стала опера "Лючия ди Ламмермур".

Тоти также довелось выступать с самыми именитыми оперными певцами своего времени - Энрико Карузо (Enrico Caruso), Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), Тито Скипа (Tito Schipa), Карло Галеффи (Carlo Galeffi), Титта Руффо (Titta Ruffo), Федором Шаляпиным, Габриэллой Безанцони (Gabriella Besanzoni).

Лучшие дня

Среди самых ярких образов, созданных Даль Монте - Лючия, Джильда и Розина, а сама певица более всего ценила партию Виолетты в опере Верди "Травиата" ("Traviata"). Кстати, именно Виолетта была и одной из самых "конкурентных" ролей в тот период времени – ее исполняли такие оперные дивы, как Клаудиа Муцио (Claudia Muzio), Мария Канилья (Maria Caniglia), Джильда Далла Рицца (Gilda Dalla Rizza) и Лукреция Бори (Lucrecia Bori). Так, именно опера "Травиата", по мнению самой Тоти, принесла ей самую громкую славу на оперной сцене. Впрочем, нельзя также и недооценивать воплощенный ею образ Чио-Чио-Сан – эта партия является также одним из ярких подтверждений таланта Тоти.

Сопрано Тоти называли "сладким", "прозрачным" и "невероятно сильным".

Во время Второй мировой войны Даль Монте продолжала выступать, и это было весьма непростое для певицы время – заранее запланированные на начало 1940-х годов концерты в Берлине (Berlin), Лейпциге (Leipzig), Гамбурге (Hamburg) и Вене (Vienna) нужно было отрабатывать, что ставило ее в очень и очень сложное положение.

Позднее Тоти переехала в Англию.

Покинула большую сцену Даль Монте в 1945 году, однако после этого она еще продолжала участвовать в концертах, а также появилась в нескольких фильмах, самым известным из которых был "Anonimo veneziano". Кроме концертной деятельности, Даль Монте начала преподавать, и из ее учеников позже стали известными канадская сопрано Доди Протеро (Dodi Protero) и американские певицы-сопрано Долорес Уилсон (Dolores Wilson) и Джанна Д`Анджело (Gianna D"Angelo).

Скончалась Тоти Даль Монте 26 января 1975 года, в возрасте 81 года, в Пьеве-ди-Солиго (Pieve di Soligo). После нее осталось большое количество записей, которые дают прекрасное представление о богатстве сопрано великой оперной певицы.

Тоти Даль Монте (настоящее имя - Антониетта Менегелли) родилась 27 июня 1893 года в городке Мольяно-Венето. «Мое артистическое имя - Тоти Даль Монте - не было, выражаясь словами Гольдони, плодом „хитроумной выдумки“, а принадлежит мне по праву, - писала позднее певица. - Тоти - уменьшительное от Антониетта, так меня ласково называли в семье с раннего детства. Даль Монте - фамилия моей бабушки (с материнской стороны), происходившей из „благородного венецианского рода“. Имя Тоти Даль Монте я взяла со дня моего дебюта на оперной сцене случайно, под влиянием внезапного импульса».

Ее отец был школьным учителем и руководителем провинциального оркестра. Под его руководством Тоти с пяти лет уже хорошо сольфеджировала и играла на рояле. Познакомившись с основами теории музыки, в девять лет она пела несложные романсы и песни Шуберта и Шумана.

Вскоре семья переехала в Венецию. Юная Тоти стала посещать оперный театр «Фемиче», где впервые услышала «Сельскую честь» Масканьи и «Паяцы» Пуччини. Дома после спектакля она могла до утра распевать полюбившиеся арии и отрывки из опер.

Однако в Венецианскую консерваторию Тоти поступила как пианистка, учась у маэстро Тальяпьетро, ученика Феруччио Бузони. И кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы, уже почти заканчивая консерваторию, она не повредила правую руку - разорвала сухожилие. Это привело ее к «королеве бельканто» Барбаре Маркизио.

«Барбара Маркизио! - вспоминает Даль Монте. - Она с бесконечной любовью учила меня правильной эмиссии звука, четкой фразировке, речитативам, художественному воплощению образа, вокальной технике, не знающей трудностей при любых пассажах. Но сколько пришлось петь гамм, арпеджио, легато и стаккато, добиваясь совершенства исполнения!

Полутоновые гаммы были любимым средством обучения Барбары Маркизио. Она заставляла меня на одном дыхании брать две октавы вниз и вверх. На уроках она была всегда спокойной, терпеливой, объясняла все просто и убедительно и очень редко прибегала к сердитым выговорам».

Ежедневные занятия с Маркизио, огромное желание и упорство, с которым работает юная певица, дают блестящие результаты. Летом 1915 года Тоти впервые выступает в открытом концерте, а в январе 1916 года подписывает свой первый контракт с миланским театром «Ла Скала» с ничтожным вознаграждением десять лир в день.

«И вот настал день премьеры, - пишет в своей книге „Голос над миром“ певица. - На сцене и в артистических уборных царило лихорадочное возбуждение. Элегантная публика, заполнившая все места в зрительном зале, с нетерпением ждала, когда поднимется занавес; маэстро Маринуцци подбадривал певцов, которые нервничали и очень волновались. А я, я... ничего не видела и не слышала вокруг; в белом платье, белокуром парике... загримированная с помощью моих партнеров, я казалась себе воплощением прекрасного.

Наконец мы вышли на сцену; я была самой маленькой из всех. Смотрю широко раскрытыми глазами в темную пропасть зала, вступаю в нужный момент, но мне кажется, что голос не мой. Да к тому же подвела неприятная неожиданность. Взбегая вместе со служанками по ступенькам дворца, я запуталась в своем слишком длинном платье и упала, сильно ударившись коленом. Я ощутила острую боль, но тут же вскочила. „Может, никто ничего и не заметил?“ Я приободрилась, а тут, слава богу, и акт кончился.

Когда смолкли аплодисменты и актеры перестали выходить на „бис“, мои партнеры окружили меня и стали утешать. Из глаз у меня готовы были брызнуть слезы, и казалось, что я самая несчастная женщина на свете. Ванда Феррарио подходит ко мне и говорит:

Не плачь, Тоти... Запомни... Упала на премьере, значит, жди удачи!»

Постановка «Франчески да Римини» на сцене «Ла Скала» явилась незабываемым событием в музыкальной жизни. Газеты пестрели восторженными отзывами о спектакле. Несколько изданий отметили и юную дебютантку. Газета «Сценическое искусство» писала: «Тоти Даль Монте - одна из подающих надежды певиц нашего театра», а «Музыкально-драматическое обозрение» заметило: «Тоти Даль Монте в роли Белоснежки полна грации, она обладает сочным тембром голоса и незаурядным чувством стиля».

С самого начала своей артистической деятельности Тоти Даль Монте много гастролировала по Италии, выступая в различных театрах. В 1917 году она выступила во Флоренции, исполнив сольную партию в «Stabat Mater» Перголези. В мае этого же года Тоти три раза пела в Генуе в театре «Паганини», в опере «Дон Паскуале» Доницетти, где, как она сама считает, имела первый крупный успех.

После Генуи общество «Рикорди» пригласило ее выступить в опере Пуччини «Ласточки». Новые выступления состоялись в миланском театре «Политеама», в операх Верди «Бал-маскарад» и «Риголетто». Следом за этим в Палермо Тоти исполнила роль Джильды в «Риголетто» и участвовала в премьере «Лодолетты» Масканьи.

Вернувшись из Сицилии в Милан, Даль Монте поет в знаменитом салоне «Люстра дель Ритратто». Она исполнила арии из опер Россини («Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль») и Бизе («Искатели жемчуга»). Эти концерты памятны артистке знакомством с дирижером Артуро Тосканини.

«Эта встреча имела большое значение для дальнейшей судьбы певицы. В начале 1919 года оркестр под управлением Тосканини впервые в Турине исполнил Девятую симфонию Бетховена. Тоти Даль Монте участвовала в этом концерте с тенором Ди Джованни, басом Лузикаром и меццо-сопрано Бергамаско. В марте 1921 года певица заключила контракт на гастроли по городам Латинской Америки: Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Сан-Паоло, Розарио, Монтевидео.

В самый разгар этих первых больших и успешных гастролей Тоти Даль Монте получила телеграмму от Тосканини с предложением участвовать в новой постановке „Риголетто“, включенной в репертуар „Ла Скала“ на сезон 1921/22 года. Спустя неделю Тоти Даль Монте была уже в Милане и начала кропотливую и напряженную работу над образом Джильды под руководством великого дирижера. Премьера „Риголетто“ в постановке Тосканини летом 1921 года навсегда вошла в сокровищницу мирового музыкального искусства. Тоти Даль Монте создала в этом спектакле пленительный по чистоте и грации образ Джильды, сумев передать тончайшие оттенки чувств любящей и страдающей девушки. Красота ее голоса в сочетании со свободой фразировки и совершенством вокального исполнения свидетельствовали о том, что это уже сформировавшийся большой мастер.

Удовлетворенный успехом „Риголетто“, Тосканини ставит затем оперу Доницетти „Лючия ди Ламмермур“ с Даль Монте. И эта постановка прошла с триумфом...»

В декабре 1924 года Даль Монте с успехом пела в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера». Так же удачно в США она выступала в Чикаго, Бостоне, Индианаполисе, Вашингтоне, Кливленде и Сан-Франциско.

Слава Даль Монте быстро распространилась далеко за пределы Италии. Она побывала на всех континентах и выступала с самыми лучшими певцами прошедшего столетия: Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Скипа, К. Галеффи, Т. Руффо, Э. Пинца, Ф. Шаляпиным, Г. Безанцони. Даль Монте удалось создать на протяжении более тридцати лет выступлений на сценах лучших оперных театров мира множество запоминающихся образов, таких как Лючия, Джильда, Розина и другие.

Одной из лучших своих ролей артистка считала роль Виолетты в опере Верди «Травиата»:

«Вспоминая о моих выступлениях в 1935 году, я уже упоминала Осло. Это был очень важный этап в моей артистической карьере. Именно здесь, в живописной столице Норвегии, я впервые спела партию Виолетты в «Травиате».

Этот столь человечный образ страдающей женщины - трагическая история любви, растрогавшая весь мир, - не мог оставить меня равнодушной. Излишне и говорить, что вокруг - чужие люди, гнетущее чувство одиночества. Но теперь во мне пробудилась надежда, и сразу стало как-то легче на душе...

Эхо моего блистательного дебюта докатилось и до Италии, и вскоре итальянскому радио удалось передать из Осло запись третьего представления «Травиаты». Дирижером был Добровейн, редкий знаток театра и вдохновенный музыкант. Испытание действительно оказалось весьма трудным, да к тому же внешне я выглядела на сцене не очень эффектно из-за маленького роста. Но я работала не щадя сил и добилась успеха...

С 1935 года партия Виолетты заняла одно из главных мест в моем репертуаре, и мне пришлось выдержать далеко не легкий поединок с очень серьезными «соперницами».

Наиболее известными Виолеттами тех лет были Клаудия Муцио, Мария Канилья, Джильда Далла Рицца и Лукреция Бори. Не мне, конечно, судить о своем исполнении и делать сравнения. Но я могу смело утверждать, что «Травиата» принесла мне не меньший успех, чем «Лючия», «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Сомнамбула», «Лодолетта» и др.

Норвежский триумф повторился на итальянской премьере этой оперы Верди. Она состоялась 9 января 1936 года в неаполитанском театре «Сан-Карло»... В театре присутствовали пьемонтский принц, графиня д’Аоста и критик Паннейн, самая настоящая заноза в сердце многих музыкантов и певцов. Но все прошло как нельзя лучше. После бурных аплодисментов по окончании первого действия восторг публики все нарастал. А когда во втором и третьем действиях я сумела передать, как мне кажется, весь пафос чувств Виолетты, ее безграничное самопожертвование в любви, глубочайшее разочарование после несправедливого оскорбления и неотвратимый уход из жизни, восхищение и энтузиазм зрителей были беспредельны и растрогали меня«.

Даль Монте продолжала выступать и во время Второй мировой войны. По ее словам, она оказалась в 1940–1942 годах «между молотом и наковальней и не могла отказаться от заранее согласованных концертов в Берлине, Лейпциге, Гамбурге, Вене».

При первой возможности артистка приехала в Англию и была по-настоящему счастлива, когда на лондонском концерте почувствовала, что зрителей все сильнее захватывает волшебная сила музыки. В других английских городах ее принимали столь же горячо.

Вскоре она отправилась в очередное турне по Швейцарии, Франции, Бельгии. Вернувшись в Италию, пела во многих операх, но чаще всего - в «Севильском цирюльнике».

В 1948 году после гастролей по Южной Америке певица покидает оперную сцену. Иногда она выступает как драматическая актриса. Много времени отдает педагогической работе. Даль Монте написала книгу «Голос над миром», переведенную на русский язык.

Ее дебют на оперной сцене состоялся в возрасте 17 лет, на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала (La Scala, Milan), в опере "Франческа да Римини" ("Francesca da Rimini").


Тоти Даль Монте (Toti Dal Monte), настоящее имя - Антониетта Менегелли (Antonietta Meneghelli), родилась в 1893 году в Моглиано Венето, в итальянской провинции Тревизо (Mogliano Veneto, in the Province of Treviso). Отец ее был школьным преподавателем и руководил местным оркестром, и именно он начал учить музыке и маленькую Тоти, как ласково называли ее дома. Кстати, сценический псевдоним певицы сложился из "Тоти", ее прозвища, и "Даль Монте" - фамилии ее бабушки.

Итак, начав учиться музыке, к 9 годам юная Тоти уже пела романсы Шумана (Robert Schumann) и Шуберта (Franz Peter Schubert). Кроме того, она с детства проявила большой интерес к опере, и первые оперные постановки, на которых довелось побывать Тоти, оставили в ее душе глубокий след.

Ее дебют на оперной сцене состоялся в возрасте 17 лет, на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала (La Scala, Milan), в опере "Франческа да Римини" ("Francesca da Rimini"). Несколько критиков немедленно отметили юную дебютантку, а в целом постановка "Франческа да Римини" стала весьма крупным музыкальным событием Милана.

После столь удачного начинания оперная карьера Тоти обещала быть просто блестящей – она начала много гастролировать по Италии, в том числе пела во Флоренции (Florence), в Генуе (Genova), на Сицилии (Sicily).

В весьма обширном репертуаре Даль Монте – оперы "Сомнамбула" ("La sonnambula"), "Лючия ди Ламмермур" ("Lucia di Lammermoor"), "Риголетто" ("Rigoletto"), "Бал-маскарад" ("Un ballo in maschera"), "Севильский цирюльник" ("Il Barbiere di Siviglia"), "Вильгельм Телль" ("Guillaume Tell"), "Мадам Баттерфляй" ("Madama Butterfly") и многие другие.

В середине 1920-х Даль Монте появилась и на знаменитой сцене Нью-Йорка – в театре Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Кроме того, в США она выступала в Чикаго (Chicago), Бостоне (Boston), Индианаполисе (Indianapolis), Вашингтоне (Washington), Кливленде (Cleveland) и Сан-Франциско (San Francisco).

Кстати, в театре Ла Скала Тоти много поработала с легендарным Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) и даже являлась одной из самых любимых его исполнительниц. Так, настоящим их триум

фом стала опера "Лючия ди Ламмермур".

Тоти также довелось выступать с самыми именитыми оперными певцами своего времени - Энрико Карузо (Enrico Caruso), Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), Тито Скипа (Tito Schipa), Карло Галеффи (Carlo Galeffi), Титта Руффо (Titta Ruffo), Федором Шаляпиным, Габриэллой Безанцони (Gabriella Besanzoni).

Среди самых ярких образов, созданных Даль Монте - Лючия, Джильда и Розина, а сама певица более всего ценила партию Виолетты в опере Верди "Травиата" ("Traviata"). Кстати, именно Виолетта была и одной из самых "конкурентных" ролей в тот период времени – ее исполняли такие оперные дивы, как Клаудиа Муцио (Claudia Muzio), Мария Канилья (Maria Caniglia), Джильда Далла Рицца (Gilda Dalla Rizza) и Лукреция Бори (Lucrecia Bori). Так, именно опера "Травиата", по мнению самой Тоти, принесла ей самую громкую славу на оперной сцене. Впрочем, нельзя также и недооценивать воплощенный ею образ Чио-Чио-Сан – эта партия является также одним из ярких подтверждений таланта Тоти.

Сопрано Тоти называли "сладким", "прозрачным" и "невероятно сильным".

Во время Второй мировой войны Даль Монте продолжала выступать, и это было весьма непростое для певицы время – заранее запланированные на начало 1940-х годов концерты в Берлине (Berlin), Лейпциге (Leipzig), Гамбурге (Hamburg) и Вене (Vienna) нужно было отрабатывать, что ставило ее в очень и очень сложное положение.

Позднее Тоти переехала в Англию.

Покинула большую сцену Даль Монте в 1945 году, однако после этого она еще продолжала участвовать в концертах, а также появилась в нескольких фильмах, самым известным из которых был "Anonimo veneziano". Кроме концертной деятельности, Даль Монте начала преподавать, и из ее учеников позже стали известными канадская сопрано Доди Протеро (Dodi Protero) и американские певицы-сопрано Долорес Уилсон (Dolores Wilson) и Джанна Д`Анджело (Gianna D"Angelo).

Скончалась Тоти Даль Монте 26 января 1975 года, в возрасте 81 года, в Пьеве-ди-Солиго (Pieve di Soligo). После нее осталось большое количество записей, которые дают прекрасное представление о богатстве сопрано великой оперной певицы

(1893-06-27 )

Биография

Даль Монте продолжала гастролировать. Даже во время Второй мировой войны , не в силах отказаться от заранее утверждённых концертов в Берлине , Лейпциге , Гамбурге . Но при первой же возможности она поехала в Англию, где выступала в Лондоне и других английских городах. Затем она отправилась в очередное турне по Европе, посетив Швейцарию , Францию , Бельгию и вернулась в Италию. После гастролей по Южной Америке в 1948 году, певица покинула оперную сцену. Некоторое время работала педагогом. Написала книгу «Голос над миром», которая была переведена на русский язык . За время своей певческой карьеры снималась в кино. В 1931, 1956 и 1963 годах посещала Советский Союз с труппой Джорджио Де Лулло.

Умерла 26 января 1975 года в городе Тревизо.

Напишите отзыв о статье "Тоти даль Монте"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Тоти даль Монте

– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.