Картотека народных игры старшей группе по фгос. Ткать умею лихо, лихо

ИЗБРАННОЕ

  • Аттестация
  • Лаборатория гуманной педагогики
  • Лаборатория одарённости
  • Лаборатория педагогического мастерства
  • Психологические тесты
  • Тематические подборки материалов
  • Материал по теме:
    КАРТОТЕКА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»



    БУБЕНЦЫ.
    Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
    Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы:
    Диги-диги-диги-дон,
    Отгадай, откуда звон!
    После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.



    МАТУШКА-ВЕСНА
    Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:
    Идет матушка-весна,
    Отворяйте ворота.
    Первый март пришел,
    Всех детей провел;
    А за ним и апрель
    Отворил окно и дверь;
    А уж как пришел май -
    Сколько хочешь гуляй!
    Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.



    ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ
    Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
    Все хором:
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Глянь на небо,
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!
    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.



    ФАНТЫ
    Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
    Вам прислали сто рублей.
    Что хотите, то купите,
    Черный, белый не берите,
    "Да" и "Нет" не говорите!
    После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.
    Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
    Ведущий ведёт примерно такой разговор:
    - Что продаётся в булочной?
    - Хлеб.
    - Какой?
    - Мягкий.
    - А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?
    - Всякий.
    - Из какой муки пекут булки?
    - Из пшеничной. И т.д.
    При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
    Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

    Мячик к верху

    Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

    Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

    Игровая.
    Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
    У дядюшки Трифона
    Было семеро детей,
    Семеро сыновей:
    Они не пили, не ели,
    Друг на друга смотрели.
    Разом делали, как я!
    При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
    Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.



    Молчанка.
    Перед началом игры все играющие произносят певалку:
    Первенчики, червенчики,
    Летали голубенчики
    По свежей росе,
    По чужой полосе,
    Там чашки, орешки,
    Медок, сахарок -
    Молчок!
    Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
    Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.



    Кто дальше бросит?

    Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.
    По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.
    Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
    Сосед, подними руку.
    Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
    Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
    Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется



    Игра "Гуси"
    Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.
    Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"
    Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.
    Друг за дружкою гуськом
    Ходят гуси бережком.
    Впереди идёт вожак,
    Он шагает важно так -
    Га-га-га!
    Гуси все за вожаком
    Вперевалочку, шажком.
    Шаг шагнут, другой шагнут,
    Низко головы нагнут.
    Га-га-га!
    Гуси крыльями взмахнут,
    И скорей бегом на пруд!



    Игра "Лягушки"
    На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.
    Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.
    Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.
    Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.
    Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.
    Весёлые, как девочки,
    Проворные, как мальчики,
    Зелёные, как листки,
    Прыгучие, как мячики -
    Весёлые,
    Проворные,
    Прыгучие подружки -
    Зелёные,
    Зелёные,
    Зелёные лягушки!
    Все квакают и квакают
    И слышно вдалеке:
    Ква-ква! Ква-ква!
    Бре-ке-ке!



    Игра "Воробушки"
    Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.
    Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор, пока не произнесут: "И на дерево от кошки - Шур! - скрылась!"
    Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.
    Воробушки, бойтесь кошки -

    Смолина Ольга Николаевна

    Екатерина Пушкарёва
    Картотека «Русские народные игры»

    Подготовила воспитатель : Пушкарёва Е. В.

    Каскара, 2016 год

    Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры . Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества . В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

    Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

    Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

    Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

    Есть игры , в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки : кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

    «Как у тетушки Ирины»

    Орнаментальный вариант известной игры на повторение жестов и гримас ведущего. В данном случае игра приобрела характер кругового хоровода. Записана в Октябрьском районе Челябинской области.

    Играющие по считалке выбирают тетушку Ирину, которая выходит в центр хоровода. Хоровод берется за руки, ходит по кругу и поет :

    Как у тетушки Ирины

    Было семеро детей,

    Они не пили, не ели,

    Все на тетушку глядели,

    Разом делали вот так.

    Тетушка Ирина изображает всякие гримасы, встает в немыслимые позы (приседает на одной ноге, прижимает коленку к подбородку и т. п.) . Все играющие должны точно повторить ее жесты и гримасы. Кто ошибется, неточно повторит позу тетушки, тот заменит ее в центре круга и сам будет показывать товарищам, что делать.

    «Золотые ворота»

    Золотые ворота,

    Пропустите вы меня.

    Я и сам пройду,

    Да всех детей проведу.

    Скоро день кончается.

    Ворота закрываются.

    («Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.)

    «Золотые ворота»

    В начале игры выбирают солнце и месяц. Они надевают соответствующие шапочки, становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.

    Дети :

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда

    Первый раз прощается

    Второй – запрещается

    А на третий раз

    Не пропустим вас!

    Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится к солнцу и месяцу в круг и игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы.

    «Кулачки»

    Шла кукушка мимо сети,

    А за нею малы дети,

    Кук мак, кук мак – убирай один кулак!

    Играющие сжимают пальцы в кулаки. Водящий начинает считать играющих :

    Так продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не уберет оба кулака. Теперь он либо выходит из игры , либо выполняет задание играющих (пляшет, прыгает на одной ноге, кукарекает и т. д.) .

    «Колечко»

    Дети сидят на лавочке и держат ладони, сложенные лодочкой, перед собой.

    Водящий зажимает колечко или монетку в своей "лодочке" и поочерёдно проходит мимо каждого участника (можно не раз, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Незаметно он перекладывает к одному из них "колечко", а затем произносит :

    «Колечко-колечко, выйди на крылечко» .

    Задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим. Задача остальных - успеть удержать его.

    «Ручеек»

    Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

    Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

    Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» . И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

    «Царевич – Королевич»

    (идут дети по кругу) .

    Поднимитесь ворота, поднимитесь ворота,

    Царевич – королевич, царевич – королевич (поднимают руки) .

    Он царевну выбирает, он царевну выбирает,

    Царевич – королевич, царевич – королевич (руки расцеплены)

    Царевне поклонись, царевне поклонись,

    Царевич – королевич, царевич – королевич (кланяются друг другу)

    По загороду гуляет, по загороду гуляет,

    Царевич – королевич, царевич – королевич

    (хлопают в ладоши) .

    «Кошки мышки»

    Водящий в шапочке кошки сидит в кругу, остальные дети ходят на носках вокруг и приговаривают :

    Кошка мышек сторожит,

    Притворилась будто спит.

    Тише мышки не шумите,

    Кошку вы не разбудите!

    Водящий :

    Надоели! Я встаю,

    Всех сейчас переловлю!

    Дети разбегаются, водящий их ловит. Игра повторяется 2-3 раза со сменой водящего.

    «Совушка»

    Водящий – «совушка» . На площадке изображается круг диаметром 1,5м – это гнездо «совушки» . Она стоит в кругу, руки на поясе, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг «совушки» большой круг. По сигналу дети идут боком приставным шагом.

    Дети :

    Ах ты совушка-сова,

    Ты большая голова!

    Ты на дереве сидишь

    Летаешь ночью, днем ты спишь.

    День наступает, всё оживает!

    Дети изображают бабочек, жуков, мышек. Встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки» .

    Ведущий :

    Ночь наступает

    Всё засыпает.

    Дети замирают на месте в различных позах. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроком и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3-6 сек. Дается команда «День» и игра продолжается.

    В конце игры называются игроки , которые ни разу не попались «совушке» . Как только она поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая «совушка» , пойманные игроки возвращаются в круг. Игра повторяется 2 раза.

    «Ловишки с ленточками»

    По считалке выбирается ловишка (который становится в центре, остальные встают вокруг него, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону.

    Дети :

    Зима пришла

    Холод принесла

    Зиму примечаем

    В ловишки играем

    Раз, два, три, лови!

    После этих слов дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, собирая ленточки. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3 игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

    «Дружба»

    Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом :

    Мы идем по кругу

    Найдем себе друга

    Найдем себе друга

    Найдем себе дружка

    По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит :

    Раз, два, три, друга себе найди!

    После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка, под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

    При последнем повторении игры педагог может произнести :

    «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать» .

    В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

    «Петух»

    Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку :

    Тух – тух

    Ту – ру- рух!

    Ходит по двору петух.

    Сам со шпорами хвост с узорами.

    Во дворе стоит громче всех кричит!

    Петух : Ку – ка – ре – кууу!

    Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.

    «Горелки»

    Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают :

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо -

    Птички летят.

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три - беги!

    При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

    Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

    «Мышеловка»

    Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки» . Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами :

    Ах, как мыши надоели,

    Все погрызли, всё поели!

    Берегитесь же, плутовки,

    Доберёмся мы до вас!

    Вот захлопнем мышеловку

    И поймаем сразу вас!

    Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

    «Мороз-Красный нос»

    Описание игры : по краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов» . В одном из них собираются игроки. Водящий, т. е. Мороз-Красный нос, встает посреди площадки и говорит :

    Я Мороз – Красный нос,

    Всех морожу без разбора,

    Разберусь со всеми скоро,

    Кто сейчас решится

    В дальний путь пуститься!

    Играющие в ответ скандируют :

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз!

    И тут же бегут в противоположный «дом» . Мороз пытается их догнать и «заморозить» ; те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры , либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот , кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

    «Дударь»

    Ход игры : водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?» , играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.

    Игровой текст :

    «Дударь, дударь, дударище,

    Старый, старый, старичище,

    Его во колоду, его во сырую,

    Дударь, дударь,

    Что болит?» - «Голова!»

    Финал игры : когда водящий устает, на вопрос «Что болит?» , он отвечает «Ничего не болит!» . Играющие отвечают «Вот и полечили!» .

    «Мороз»

    Это игра-хоровод с элементами салок. Водящего – «Мороза» – выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает Мороз». Ребята водят хоровод и читают стихотворение :

    Идет Зимушка-Зима,

    У ней белая коса.

    С ней идут три тетки –

    Белые поддевки :

    Метель, Вьюга да Пурга.

    У тех теток есть слуга :

    Злющий дядька Мороз,

    Кого схватит – тот замерз!

    Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить) . Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу» . Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом» .

    Снеговик

    Снеговик : Я, ребята, Снеговик,

    К снегу, холоду привык.

    Снеговик я не простой,

    А веселый, озорной.

    Очень я люблю играть-

    Бегать, прыгать, догонять!

    На земле (полу) чертят круг, посредине снеговик. Это его «дом» . Дети находятся недалеко от «дома» . Как только Снеговик произнес слова, дети разбегаются, Снеговик их ловит и отводит в «дом» . Игру можно проводить под бубен; закончить действие Снеговика тогда, когда бубен перестанет звучать.

    Снежинки

    Играющие образуют несколько маленьких кружков по 3-4 человека – «снежинки» . Снежинки, соединив руки, легко бегут по кругу, произносят слова :

    Мы снежинки, мы снежинки,

    Очень белые пушинки,

    Мы летим, летим по кругу.

    Очень нравимся друг другу.

    Воспитатель : Дунул ветер – разлетайтесь,

    В воздухе не потеряйтесь!

    Дальше звучит бубен, «снежинки» разлетаются по участку. Как только бубен перестает звучать, «снежинки» должны собраться в свой кружок. Та «снежинка» , которая собралась первой, выигрывает .

    «Колпачок (паучок) »

    Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга.

    Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют :

    Колпачок, колпачок,

    Тоненькие ножки,

    Красные сапожки.

    Мы тебя поили,

    Мы тебя кормили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили. (После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг).

    Хлопая в ладоши, поют :

    Танцевать заставили.

    (Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами)

    Все поют :

    Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

    Выбирай, кого захочешь!

    Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

    Русские народные игры

    для детей среднего дошкольного возраста

    «Дедушка Мазай»

    Игра начинается с выбора водящего - «Дедушки Мазая». Водящий садит­ся на стул. Дети подходят к нему со словами:

    Здравствуй, дедушка Мазай. Из коробки вылезай!

    Водящий отвечает:

    Здравствуйте, дети, где вы были, что вы делали?

    Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!

    Дети жестами показывают действия, о которых договариваются заранее:

    «пекли пирожки», «собирали грибы», «пришивали пуговицы», «играли на ба­лалайке» и т. д.

    Баба Яга

    Водящий - Баба Яга - находится с завязанными глазами и центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заход» в него. Один из играющих произносит:

    В темном лесу избушка

    Стоит задом-наперед.

    В той избушке есть старушка,

    Бабушка Яга живет.

    У нее глаза большие,

    Дыбом волосы стоят.

    Ух и страшная какая,

    Наша Бабушка Яга!

    На последнем слове играющие входят в крут и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный стано­вится Бабой Ягой.

    Два Мороза

    На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос По сигналу «морозы» говорят:

    Мы два брата молодые,

    Два Мороза удалые,

    Я - Мороз Красный Нос,

    Я - Мороз Синий Нос.

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    Все играющие хором отвечают:

    Не боимся мы угроз,

    И не страшен нам мороз.

    После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» n,i противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

    Скакалка

    Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку. Перед началом игры говорят следующие слова:

    Чтоб был долог колосок,

    Чтобы вырос лен высок,

    Прыгайте как можно выше.

    Можно прыгать выше крыши.

    Бабочки и ласточка

    Играющие изображают бабочек, водящий ловит. Все поют:

    Бабочки летают,

    Пыльцу собирают,

    Ласточка встанет

    И бабочек поймает.

    Пойманный становится «ласточкой».

    Жаворонок

    По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колоколь­чик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем. Все говорят:

    В небе жаворонок пел,

    Колокольчиком звенел.

    Порезвился в тишине,

    Спрятал песенку в траве.

    Тот, кто песенку найдет,

    Будет весел целый год.

    Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

    Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.

    Пчелы

    Играющие по считалке делятся на две равные команды. Одна команда - «пчелы». Другая - «цветы». «Пчелы» их ловят. «Цве­ты» при этом говорят:

    Пчелки, пчелки,

    Жальца жалки,

    Серые, малые,

    Крылышки алые.

    Поверху летают,

    К цветам припадают,

    Медок собирают,

    В колоду таскают.

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

    «Пчела», поймавшая «цветок», говорит: «Замри!» - и «цветок» стоит на месте, не двигаясь. Когда «пчелы» переловят все «цветы», то меняются с ними ролями, и игра продолжается.

    Мосток

    Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой и руке. Это - «паучок». Все поют:

    Паучок паутинку

    Зацепил за травинку,

    А потом за листок:

    Получился мосток.

    С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой - стоящему напротив. По окон­чании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются н;) корточки, натягивая веревку.

    Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».

    Солнышко-ведрышко

    Выбирают водящего - «солнце». Остальные дети - «спящие». Они поют:

    Гори, солнце, ярче -

    Лето будет жарче,

    А зима теплее,

    А весна - милее.

    На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две - поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).

    В круги

    Выбирается водящий.

    Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:

    Становися во кружок

    И скорей кого-нибудь

    Своей палочкой коснись.

    Отвечай поскорей,

    Отгадать поторопись.

    Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг.


    Гуси-гуси

    Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие - «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

    Гуси-гуси!

    Га-га-га!

    Есть хотите?

    Да-да-да!

    Ну, летите же домой!

    Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит, Съесть нас хочет!

    Ну летите, как хотите, только крылья берегите! «Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

    Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

    «Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

    У медведя во бору

    Рисуют два круга: один - «деревня» другой - «лес». В этот круг кладут «ягоды». Один из участников изображает медведя и садится в «лес». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды, у одного из играющих в руках корзинка. Все поют:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру.

    Медведь постыл,

    На печи застыл.

    Затем окружают «лес». Перебрасывая и передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в «лес» и бросить в нее «ягоды». Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится новым «медведем». Игра продолжается.

    Заря-заряница

    Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

    Заря-заряница,

    Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты расписные.

    Один, два, три - не воронь,

    А беги как огонь!

    На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а ос­тавшийся выбирает себе следующего напарника.

    Молчанка

    Играющие садятся рядом друг с другом. Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается, слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя - за это платят фант.


    Золотые ворота

    Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх - делают «золотые ворота». Один их участников игры: водящий, берет одного ребенка за руку и ведет всех "змейкой" и проходит через «золотые ворота. При этом все поют:

    В золотые ворота проходите, господа:

    Первый раз - прощается,

    Второй - запрещается,

    А на третий раз - не пропустим вас!

    На последней фразе песни ворота опускаются и кто попал в ловушку встает за игроком, изображающим ворота. Когда все дети будут пойманы, начинается соревнование "Какая команда перетянет".

    Пустое место

    Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в одну сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Кто быстрее займет пустое место, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

    Третий лишний

    Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

    Удочка

    Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.
    1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).
    2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

    Мышеловка

    Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх (воротики), произносят слова:
    Ах, как мыши надоели,
    Все погрызли, всё поели!
    Берегитесь же, плутовки,
    Доберёмся мы до вас!
    Вот захлопнем мышеловку
    Переловим всех за раз!
    Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

    Угадай, кто позвал

    Участники встают в круг, водящий в центре круга с закрытыми глазами. Кто либо из игроков называет водящего по имени, а тот должен угадать кто его позвал. Если водящий угадывает, проигравший становится вместо него.

    Картотека народных игр

    Русская народная игра «Ручеёк»

    Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

    Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

    Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

    Варианты:

    В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

    Русская народная игра «Капуста»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

    Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

    Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

    Мелки колышки тешу,

    Огород свой горожу,

    Чтоб капусту не украли,

    В огород не прибежали

    Волк и лисица, бобер и курица,

    Заяц усатый, медведь косолапый.

    Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

    Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

    Русская народная игра «Дедушка Рожок»

    Цель : Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

    Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.

    По божьей росе,

    По поповой полосе

    Там шишки, орешки,

    Медок, сахарок

    Поди вон, дедушка Рожок!

    Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».

    Дети: Ах ты, дедушка Рожок,

    На плече дыру прожёг!

    Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!

    Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

    Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

    Русская народная игра «Лягушки на болоте»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

    Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

    Вот с намокнувшей гнилушки

    В воду прыгают лягушки.

    Стали квакать из воды:

    Ква-ке-ке, ква-ке-ке

    Будет дождик на реке.

    С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

    Русская народная игра «Золотые ворота»

    Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

    Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

    Ай, люди, ай, люди,

    Наши руки мы сплели.

    Мы их подняли повыше,

    Получилась красота!

    Получились не простые,

    Золотые ворота!

    Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз прощается,

    Второй - запрещается.

    А на третий раз

    Не пропустим вас!

    С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

    Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

    Русская народная игра «Лошадки»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

    Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

    Художественное слово:

    Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

    Ты лети, конь, скоро-скоро

    Через реки, через горы!

    Все-таки в галоп - гоп-гоп!

    Трух-трух! Рысью, милый друг!

    Ведь сдержать-то станет силы, -

    Рысью-рысью, конь мой милый!

    Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

    Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

    Русская народная игра «Скакалка»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

    Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

    Перед началом игры говорят следующие слова:

    Чтоб был долог колосок,

    Чтобы вырос лен высок,

    Прыгайте как можно выше.

    Можно прыгать выше крыши.

    Правила игры:

    Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

    Русская народная игра «Мороз красный нос»

    Цель:

    Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

    Он говорит:

    Я Мороз-Красный нос.

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    Играющие отвечают:

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз.

    После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.

    Русская народная игра «Бабка Ёжка»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

    Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

    Бабка Ежка - Костяная Ножка

    С печки упала, Ногу сломала,

    А потом и говорит:

    У меня нога болит.

    Пошла она на улицу -

    Раздавила курицу.

    Пошла на базар –

    Раздавила самовар.

    Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.

    Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте.Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

    Русская народная игра «Два Мороза»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

    Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

    говорят:

    Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

    Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    Играющие отвечают:

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз.

    После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

    Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

    Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

    Описание: Играющие ходят по игровой площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:

    «Хлоп, хлоп, убегай,

    Тебя кони стопчут»

    несколько игроков

    произносят:

    «А я коней не боюсь,

    По дороге прокачусь!»

    и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

    Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

    Русская народная игра «Жмурки»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

    Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

    Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

    Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

    Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

    Русская народная игра «В ногу»

    Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании.

    Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

    Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

    Русская народная игра «Ястреб»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.

    Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

    Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

    Варианты:

    Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок, если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой .

    Русская народная игра «Бубенцы»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

    Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

    Все дети говорят:

    Трынцы-брынцы, бубенцы,

    Раззвонились удальцы:

    Диги-диги-диги-дон,

    Отгадай, откуда звон!

    После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

    Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

    Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

    Русская народная игра «Матушка Весна»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

    Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

    Все дети говорят:

    Идет матушка-весна,

    Отворяйте ворота.

    Первый март пришел,

    Всех детей провел;

    А за ним и апрель

    Отворил окно и дверь;

    А уж как пришел май –

    Сколько хочешь, гуляй!

    Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

    Правила: Не размыкать цепочку

    Русская народная игра «Пирог»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

    Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

    Вот он, какой высоконький,

    Вот он, какой мякошенький,

    Вот он, какой широконький.

    Режь его да ешь!

    После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

    Русская народная игра «Малечина-Калечина»

    Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.

    Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

    Малечина-калечина,

    Сколько часов

    Осталось до вечера,

    До летнего?

    После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.

    Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

    Варианты: Палку можно держать по-разному:

    1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.

    2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.

    3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

    Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.

    Русская народная игра «Цепи кованные»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.

    Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

    Цепи, цепи, разбейте нас!

    Кем из нас? – отвечает другая

    Стёпой! - отвечает первая

    Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков .

    Русская народная игра «Салки»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.

    Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я - салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я - салка!»

    Игра повторяется.

    Правила игры:

    1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

    2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

    3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

    Русская народная игра «Ткачиха»

    Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.

    Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

    Я весёлая ткачиха,

    Ткать умею лихо, лихо.

    Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

    Ткать умею лихо, лихо!

    Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

    Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

    Русская народная игра «Медведь»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

    Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

    По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить».

    «Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.

    Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

    Русская народная игра «Горелочки с платочком»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

    Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

    Все хором:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Посмотри на небо,

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три!

    Последняя пара беги!

    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит .

    Русская народная игра «Хромая лиса»

    Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

    Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

    Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.


    Лариса Борисова

    Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

    Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются считалками, потешками, забавными запевками, прибаутками.

    Представляю вашему вниманию небольшую подборку народных игр, которые мы использовали на праздниках.

    Игра «Ручеёк»

    задачи: Развивать ориентировку в пространстве, легкий бег, играть вместе.

    Дети с помощью считалки выбирают «ручеёк».

    Ручей, ручеёк!

    Здравствуй, миленький, дружок!

    «ручеёк»: Можно с вами поиграть?

    Дети: Ты скорее забегай

    И друзей здесь выбирай.

    Дети поднимают руки. «Ручеёк» забегает и выбирает себе пару. Оставшийся один ребёнок бежит и выбирает себе пару.

    «Горелки» (с платочком)

    Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

    Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

    Все хором:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Посмотри на небо,

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три!

    Последняя пара беги!

    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.

    «Петушиный бой»

    Дети делятся на пары и изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Руки можно держать на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

    «Жаворонок».

    «жаворонок» выбирается по считалке (в руке у него колокольчик).

    Он бегает внутри круга. Все говорят:

    В небе жаворонок пел,

    Колокольчиком звенел.

    Порезвился в тишине,

    Спрятал песенку в траве.

    Тот, кто песенку найдёт,

    Будет весел целый год.

    играющие закрывают глаза «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

    игра «Горшки».

    Выбираются 2 водящих: «продавец» и «покупатель». Дети садятся в круг на колени - это «горшки». Под русскую народную мелодию «покупатель» и «продавец» идут за кругом навстречу друг другу. Диалог при встрече:

    - Почем горшки?

    По денежке!

    А не дырявые?

    Сам попробуй!

    «Покупатель» идет по кругу, выбирая «горшок». «Продавец» идет позади, уговаривая его: «Отличные горшки! Новые, блестящие! Выбирай, покупай, не пожалеешь! Когда «покупатель» выбрал «горшок», он останавливается и говорит: «Вот этот беру!». Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до «горшка», становится «продавцом», а «горшок» - «покупателем». Проигравший садится в круг, он «горшок».

    «Матушка – весна»

    Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

    Выбирается Весна. Двое детей взявшись за руки образуют ворота.

    Все дети говорят:

    Идет матушка-весна,

    Отворяйте ворота.

    Первый март пришел,

    Всех детей провел;

    А за ним и апрель

    Отворил окно и дверь;

    А уж как пришел май -

    Сколько хочешь гуляй!

    Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

    Правила: Не размыкать цепочку.

    Подвижные игры – одно из величайших достижений народной педагогики. В них отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. Увлеченность детей игрой, ролевая самоотдача подтверждают целесообразность их включения в любое занятие.

    Публикации по теме:

    Достоинство русских народных сказок Достоинство русских народных сказок. Достоинство русских народных сказок оценено и признано не только нашей публикой, но и вообще всем образованным.

    Сценарий развлечения «Фестиваль народных игр» Актуальность. В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности у дошкольников. Этому способствуют многие факторы.

    Фестиваль «Русских народных игр» В целях формирования интереса и воспитания у детей любви к Родине, к традициям русского народа, к его.

    В нашем детском саду прошла развеселая ярмарка народных игр, посвященная празднику Дня народного единства. К нам в гости пришли дети из.

    Картотека мордовских народных подвижных игр Мордовская народная подвижная игра «В платочки» Руцяняса (мокша) Пацинесэ (эрзя) «В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в.

    Картотека народных игр для детей старшего возраста 1 «ТЕРЕМОК». Задачи: развивать у детей умение передавать в движении содержание текста. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.