Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения. Садака аль-Фитр – то, о чем следует помнить перед праздничной молитвой! Праздничный намаз в исламе: как он читается
Закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе мусульманина, обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Выплата закята является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах сказал: « А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Коран, аль-Бейна, 5).
«Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился» (Абу Хурейра).
Халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы!» Признающий необходимость закята, но не выплачивающий его полностью или частично, является грешником, ослушником и заслуживает сурового наказания.
Ежегодный закят - 2,5 % от состояния, превышающего размер нисаба
Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб закята) . В 2016 года нисаб равнялся 195 885 рублей (84,8 г золота).
Размер выплаты садаки во время месяца Рамадан в 2017 году :
- Фидья
(искупление за каждый пропущенный день поста) — 200 рублей.
- Нисаб
для выплаты закята – 198 000 рублей.
- Фитр
— 100 рублей.
В традиции закят выплачивали с четырех видов имущества: 1) золото, серебро и бумажные деньги; 2) зерновые и плоды; 3) товары, предназначенные для торговли; 4) домашний скот (верблюды и верблюдицы, быки и коровы, бараны и овцы, козы и козлы).
В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб , равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) - это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят.
Нисаб золота - 20 мискалей (т.е. 2,8125 тройских унций или 87,48 г); серебра - 200 дирхамов (т.е. 19,6875 тройских унций или 612,36 г). Нисаб на товары, наличные деньги и т.д. — эквивалент того, что меньше по стоимости (обычно это нисаб серебра). Закят составляет 1/40 часть имущества, т.е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно (по курсу Центробанка)
При расчете закята учитывают актив и пассив: наличные деньги, деньги на счету в банке, ликвидационную стоимость акций, товаров и доходов от их продажи в рублях, золото и серебро по текущим ценам, имущество, используемое как инвестиционный актив и другие доходы. Для удобства рекомендуем пользоваться калькулятором закята — http://www.oramadane.ru/index/kalkuljator_zakjata/0-4
Закят-уль-фитр – налог разговения
Закят-уль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».
Мудрость закят-уль-фитр:
- важное условие принятия Всевышним соблюденного поста;
- благодарность Аллаху за дарование сил, чтобы поститься в Рамадан;
- получение всех благ от поста и вознаграждения в Будущей жизни;
- очищение души от привязанности к мирским благам, скупости, и многих других пороков;
- воспитание души через великодушие, сострадание к нуждающимся и заботу о них;
- приумножение своего состояния, поскольку Аллах благословляет его;
- демонстрация величия дня Ид аль-Фитр;
- радость праздника для всех мусульман, сплочение правоверных.
Закят уль-фитр – ваджиб для всех мусульман (мужчин, женщин, детей), которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята; для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.
Закят-уль-фитр выплачивается по тем же направлениям, по которым выплачивается ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети. Закят-уль-фитр не делится: каждую фитру отдают одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни. Это может быть определенное количество одного из следующих продуктов: пшеница – 1460 г; овес – 2920 г; изюм – 2920 г; финики – 2920 г. Этот вид милостыни может быть выплачен деньгами, например, в 2013 году: 100 руб. для малоимущих; 200 руб. для людей со средним достатком; от 300 руб. для состоятельных. С закятом работают исламские благотворительные фонды : “Ярдэм” (Казань), ”Солидарность” (Москва).
Правила закят-уль-фитр
- Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать долее с выплатой греховно.
- Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
- За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
- Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
- Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
- Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
- Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят.
- Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.
Правила распределения закята
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103). Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах.
Основные получатели:
- бедняки (факир ), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
- неимущие (мискин ) – те, у которых ничего нет;
- те, кто занят сбором и раздачей закята;
- вновь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
- должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
- те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях ): бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
- путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).
Очередность распределения закята:
- родные братья и сестры, затем их дети;
- дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
- остальные родственники;
- соседи;
- бедняки своего района;
- бедняки своего города.
Закят не выплачивается:
- отцу и матери, дедушке и бабушке;
- сыну, дочери и всем их потомкам;
- обладающим нисабом;
- немусульманам;
- мужу или жене;
- Семье и роду Пророка, мир ему и благополучие;
- детям младше семи лет;
- психически больным.
Фидья – искупительная милостыня
«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто-либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Коран, 2: 184)
Фидья - это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.
Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр . Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина.
О правилах взимания закята с имущества —
Вконтакте
Сегодня муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин принял участие в XI Международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», которая проходит в Уфе на площадке Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.
В работе форума участвовали врио главы Республики Башкортостан Радий Хабиров, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, а также ученые из различных регионов Российской Федерации и Ближнего и Дальнего зарубежья. Среди почетных гостей были заместитель муфтия РТ, ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин, заместитель муфтия РТ Мансур хазрат Джалялетдин, профессор Болгарской исламской академии Абдуразак Абдурахман Ас-Сагди.
Научный форум приурочен к 230-летию ЦДУМ России и организован в рамках реализации федерального проекта подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Конференция проходит под эгидой Башкирского государственного педагогического университет им. М. Акмуллы и Российского исламского университета ЦДУМ России при содействии Министерства образования и науки РФ и Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан, Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.
В рамках конференции Камиль хазрат Самигуллин выступил с докладом на тему «Роль исламского образования в воспитании молодежи и профилактике асоциальных явлений и экстремизма». Во время своего выступления муфтий Татарстана отметил, что ислам призывает к образованности и культуре.
«Всевышний Аллах в Достопочтимом Куръане сказал: «Сравнятся ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9). Ислам призывает к образованности и воспитанности, к развитию науки, мысли и культуры. Мусульманские учебные заведения в дореволюционный период готовили для нужд российской уммы не только образованных людей, но и людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые формировали лучшую часть общества, национальную элиту, задавали тон прогрессивным взглядам», - сказал он.
Камиль хазрат напомнил, что мусульманские учебные заведения подарили татарскому народу плеяду блистательных гениев, ученых мирового уровня, богословов, общественных деятелей и философов: Шигабутдин Марджани, Габдрахим Утыз Имяни, Галимджан Баруди, Мурат Рамзи, Курсави, Ризаитдин Фахретдин, Муса Биги, Зайнулла Расулев и многие другие. Все они были выходцами из простых сельских медресе, но смогли добиться огромных успехов и признания по всему миру.
Далее муфтий РТ поделился опытом Духовного управления мусульман Татарстана в вопросе развития системы мусульманского образования на благо формирования нравственной, высококультурной, здоровой и грамотной молодежи с активной гражданской позицией.
«Сегодня система исламского просвещения в Республике Татарстан содержательно сформирована и имеет достаточную материально-техническую базу, достойный преподавательский состав и соответствует принятым образовательным стандартам. Ежегодно в республике на примечетских курсах в среднем обучается до 30 тыс. людей. Свыше 1400 преподавателей дают им знания по основам ислама. В Татарстане функционируют 9 медресе, Российский исламский институт и Болгарская исламская академия, в которых трудится 220 преподавателей и обучается свыше 4000 шакирдов. С открытием Болгарской исламской академии в 2017 году система религиозного образования Республики Татарстан окончательно сформировалась, как четырехступенчатая: примечетские курсы - медресе - институт - академия. Это позволяет нам создавать возможности для общества учиться всю жизнь, как это следует из наставлений Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи вассалям), который говорил: «Приобретайте знания от колыбели до могил», - проинформировал он.
Глава мусульман Татарстана подчеркнул необходимость внедрения мусульманского образования уже в дошкольное время.
«Именно в детском возрасте особенно интенсивно идет формирование человека, стереотипов его поведения, привычек, представления о мире, добре и зле. То есть заниматься образованием ребенка - все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Безусловно, мусульманское образование должно быть внедрено еще в дошкольное время, тем самым наши дети приобретут первые знания по основам Ислама и мусульманской этики и нравственности, которые впоследствии запомнятся и останутся с ними навсегда. А с этими знаниями им уже будет намного легче получать первые серьезные знания по Исламу в медресе», - отметил Камиль хазрат.
По словам муфтия, сегодня Духовное управление мусульман Республике Татарстан делает много для популяризации традиционного Ислама. В первую очередь, это реализуется через развитие системы исламского образования.
«В рамках данной системы молодые люди усваивают исламские традиции и знания, что станет их «прививкой» от экстремизма и религиозной нетерпимости. Ведь как правило, экстремизм и терроризм развивается в малограмотной среде, где людям внушают, что Ислам — это религия всемирной борьбы и войны, а не религия диалога и созидания. И сегодня наша задача - возродить российскую богословскую школу, привлечь в медресе лучших преподавателей и наиболее талантливую молодежь», - подытожил он.