Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения. Садака аль-Фитр – то, о чем следует помнить перед праздничной молитвой! Праздничный намаз в исламе: как он читается

Закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе мусульманина, обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Выплата закята является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах сказал: « А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Коран, аль-Бейна, 5).

«Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился» (Абу Хурейра).

Халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы!» Признающий необходимость закята, но не выплачивающий его полностью или частично, является грешником, ослушником и заслуживает сурового наказания.

Ежегодный закят - 2,5 % от состояния, превышающего размер нисаба

Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб закята) . В 2016 года нисаб равнялся 195 885 рублей (84,8 г золота).

Размер выплаты садаки во время месяца Рамадан в 2017 году :

- Фидья (искупление за каждый пропущенный день поста) — 200 рублей.
- Нисаб для выплаты закята – 198 000 рублей.
- Фитр — 100 рублей.

В традиции закят выплачивали с четырех видов имущества: 1) золото, серебро и бумажные деньги; 2) зерновые и плоды; 3) товары, предназначенные для торговли; 4) домашний скот (верблюды и верблюдицы, быки и коровы, бараны и овцы, козы и козлы).

В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб , равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) - это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят.

Нисаб золота - 20 мискалей (т.е. 2,8125 тройских унций или 87,48 г); серебра - 200 дирхамов (т.е. 19,6875 тройских унций или 612,36 г). Нисаб на товары, наличные деньги и т.д. — эквивалент того, что меньше по стоимости (обычно это нисаб серебра). Закят составляет 1/40 часть имущества, т.е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно (по курсу Центробанка)

При расчете закята учитывают актив и пассив: наличные деньги, деньги на счету в банке, ликвидационную стоимость акций, товаров и доходов от их продажи в рублях, золото и серебро по текущим ценам, имущество, используемое как инвестиционный актив и другие доходы. Для удобства рекомендуем пользоваться калькулятором закята — http://www.oramadane.ru/index/kalkuljator_zakjata/0-4

Закят-уль-фитр – налог разговения

Закят-уль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Мудрость закят-уль-фитр:

  • важное условие принятия Всевышним соблюденного поста;
  • благодарность Аллаху за дарование сил, чтобы поститься в Рамадан;
  • получение всех благ от поста и вознаграждения в Будущей жизни;
  • очищение души от привязанности к мирским благам, скупости, и многих других пороков;
  • воспитание души через великодушие, сострадание к нуждающимся и заботу о них;
  • приумножение своего состояния, поскольку Аллах благословляет его;
  • демонстрация величия дня Ид аль-Фитр;
  • радость праздника для всех мусульман, сплочение правоверных.

Закят уль-фитр – ваджиб для всех мусульман (мужчин, женщин, детей), которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята; для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Закят-уль-фитр выплачивается по тем же направлениям, по которым выплачивается ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети. Закят-уль-фитр не делится: каждую фитру отдают одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни. Это может быть определенное количество одного из следующих продуктов: пшеница – 1460 г; овес – 2920 г; изюм – 2920 г; финики – 2920 г. Этот вид милостыни может быть выплачен деньгами, например, в 2013 году: 100 руб. для малоимущих; 200 руб. для людей со средним достатком; от 300 руб. для состоятельных. С закятом работают исламские благотворительные фонды : “Ярдэм” (Казань), ”Солидарность” (Москва).

Правила закят-уль-фитр

  1. Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать долее с выплатой греховно.
  2. Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
  3. За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
  4. Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
  5. Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
  6. Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
  7. Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят.
  8. Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.

Правила распределения закята

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103). Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах.

Основные получатели:

  1. бедняки (факир ), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
  2. неимущие (мискин ) – те, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  6. те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях ): бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
  7. путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).

Очередность распределения закята:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье и роду Пророка, мир ему и благополучие;
  7. детям младше семи лет;
  8. психически больным.

Фидья – искупительная милостыня

«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто-либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Коран, 2: 184)

Фидья - это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.

Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр . Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина.

О правилах взимания закята с имущества —

Вконтакте

Сегодня муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин принял участие в XI Международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», которая проходит в Уфе на площадке Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

В работе форума участвовали врио главы Республики Башкортостан Радий Хабиров, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, а также ученые из различных регионов Российской Федерации и Ближнего и Дальнего зарубежья. Среди почетных гостей были заместитель муфтия РТ, ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин, заместитель муфтия РТ Мансур хазрат Джалялетдин, профессор Болгарской исламской академии Абдуразак Абдурахман Ас-Сагди.

Научный форум приурочен к 230-летию ЦДУМ России и организован в рамках реализации федерального проекта подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Конференция проходит под эгидой Башкирского государственного педагогического университет им. М. Акмуллы и Российского исламского университета ЦДУМ России при содействии Министерства образования и науки РФ и Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан, Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.

В рамках конференции Камиль хазрат Самигуллин выступил с докладом на тему «Роль исламского образования в воспитании молодежи и профилактике асоциальных явлений и экстремизма». Во время своего выступления муфтий Татарстана отметил, что ислам призывает к образованности и культуре.

«Всевышний Аллах в Достопочтимом Куръане сказал: «Сравнятся ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9). Ислам призывает к образованности и воспитанности, к развитию науки, мысли и культуры. Мусульманские учебные заведения в дореволюционный период готовили для нужд российской уммы не только образованных людей, но и людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые формировали лучшую часть общества, национальную элиту, задавали тон прогрессивным взглядам», - сказал он.

Камиль хазрат напомнил, что мусульманские учебные заведения подарили татарскому народу плеяду блистательных гениев, ученых мирового уровня, богословов, общественных деятелей и философов: Шигабутдин Марджани, Габдрахим Утыз Имяни, Галимджан Баруди, Мурат Рамзи, Курсави, Ризаитдин Фахретдин, Муса Биги, Зайнулла Расулев и многие другие. Все они были выходцами из простых сельских медресе, но смогли добиться огромных успехов и признания по всему миру.

Далее муфтий РТ поделился опытом Духовного управления мусульман Татарстана в вопросе развития системы мусульманского образования на благо формирования нравственной, высококультурной, здоровой и грамотной молодежи с активной гражданской позицией.

«Сегодня система исламского просвещения в Республике Татарстан содержательно сформирована и имеет достаточную материально-техническую базу, достойный преподавательский состав и соответствует принятым образовательным стандартам. Ежегодно в республике на примечетских курсах в среднем обучается до 30 тыс. людей. Свыше 1400 преподавателей дают им знания по основам ислама. В Татарстане функционируют 9 медресе, Российский исламский институт и Болгарская исламская академия, в которых трудится 220 преподавателей и обучается свыше 4000 шакирдов. С открытием Болгарской исламской академии в 2017 году система религиозного образования Республики Татарстан окончательно сформировалась, как четырехступенчатая: примечетские курсы - медресе - институт - академия. Это позволяет нам создавать возможности для общества учиться всю жизнь, как это следует из наставлений Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи вассалям), который говорил: «Приобретайте знания от колыбели до могил», - проинформировал он.

Глава мусульман Татарстана подчеркнул необходимость внедрения мусульманского образования уже в дошкольное время.

«Именно в детском возрасте особенно интенсивно идет формирование человека, стереотипов его поведения, привычек, представления о мире, добре и зле. То есть заниматься образованием ребенка - все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Безусловно, мусульманское образование должно быть внедрено еще в дошкольное время, тем самым наши дети приобретут первые знания по основам Ислама и мусульманской этики и нравственности, которые впоследствии запомнятся и останутся с ними навсегда. А с этими знаниями им уже будет намного легче получать первые серьезные знания по Исламу в медресе», - отметил Камиль хазрат.

По словам муфтия, сегодня Духовное управление мусульман Республике Татарстан делает много для популяризации традиционного Ислама. В первую очередь, это реализуется через развитие системы исламского образования.

«В рамках данной системы молодые люди усваивают исламские традиции и знания, что станет их «прививкой» от экстремизма и религиозной нетерпимости. Ведь как правило, экстремизм и терроризм развивается в малограмотной среде, где людям внушают, что Ислам — это религия всемирной борьбы и войны, а не религия диалога и созидания. И сегодня наша задача - возродить российскую богословскую школу, привлечь в медресе лучших преподавателей и наиболее талантливую молодежь», - подытожил он.