Виды то связи в пожарной охране. План-конспект проведения занятий со службой оповещения и связи. Автоматические установки по­жарной сигна­лизации

Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспече­ния их взаимодействия и обмена информацией.

Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обес­печивает управление работой подразделений пожарной охраны и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления используются радиостанции и гром­коговорящие установки автомобилей связи и освещения, а также носи­мые радиостанции, телефонные аппараты полевые и АТС, радиотелефо­ны, переговорные устройства, электромегафоны.

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства и связные.

В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Тема 1.13. Значение и виды планирования боевых действий.

Основные понятия и определения.

План тушения пожара - документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

Карточка тушения пожара - документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

Компьютерный план тушения пожара - программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

Время свободного развития пожара - интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

Развитие пожара - увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

Противопожарное водоснабжение - комплекс инженерно-технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

Спасение людей при пожаре - действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

Эвакуация людей при пожаре - вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

Номер (ранг) пожара - условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

Оперативно-тактический характеристика организации - сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

Система противопожарной защиты организации - совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

Значение предварительного планирования боевых действий на пожаре.

Анализ пожаров происшедших в России, показывает, что ежесуточно около 1,5 тысяч раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях, и около 7 тысяч граждан оказываются лицом к лицу с огнем. Россия имеет самый высокий уровень в мире гибели и травмирования людей на пожарах, более чем в 3 раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.

В 1993 году количество погибших на пожарах достигло 13692 человека, а 11557 человек получили травмы. Значительными темпами растет количество пожаров и материальный ущерб от них - 332719 пожаров и 204,2 млрд. рублей ущерб в 1993 году.

К 2000 году количество пожаров в 2,6 раза, а ущерб от них в 3,5 - 4 раза. При этом увеличилось количество людей, погибших и травмированных на пожарах, соответственно до 14 и 130 тыс. человек. Это происходит из-за бурного развития науки и техники, производств с применением новых синтетических материалов, усиленного развития химической, нефтяной и газовой отраслей промышленности, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, увеличения площадей застройки объектов промышленности, строительства высотных общественных и жилых зданий, беспечности и неосторожности граждан в обращении с огнем.

В связи с этим большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства рядового и начальствующего состава ГПС, повышению их уровня боевой готовности, гарантирующей защиту от огня государственной и личной собственности граждан, личной собственности граждан и их жизни.

Качество тушения пожаров зависит не только от тактической подготовки личного состава ГПС, но и от выполнения комплекса служебных организационных мероприятий для предварительного планирования (прогнозирования) боевых действий по линии руководства подразделениями пожарной охраны.

Предварительное планирование боевых действий - это решение целого ряда задач, связанных с подготовкой к тушению пожара. Цель этих мероприятий одна - сделать все возможное, чтобы пожарные подразделения прибывали к месту пожара и вводили в действие средства тушения в минимальный срок. Ибо не часы, а минуты, и даже секунды могут решить исход пожара.

Уменьшение каждого из слагаемых - повседневная задача частей и аппаратов ГПС. С этой целью, в результате расчетов, анализа боевых действий задолго до пожара продумывают и планируют ряд мероприятий, которые в конечном итоге и позволяют выполнить боевую задачу в минимальный срок и на высоком профессиональном уровне. К основным из мероприятий по предварительному планированию боевых действий относятся :

1. Оптимизация дислокации пожарных частей.

2. Размещение пожарной техники и специального оборудования.

3. Взаимодействие подразделений ГПС с другими службами.

4. Создание региональных аварийно-спасательных отрядов и опорных пунктов тушения крупных пожаров.

5. Составление и отработка оперативной документации (расписание выездов, план привлечения сил и средств для тушения пожаров, планы и карточки пожаротушения).

Таким образом:

Предварительное планирование боевых действий позволяет в минимально короткий срок по прибытию подразделений вводить в действие средства тушения.

Из всего многообразия оперативных документов службы, которые вы рассматривали, существенное значение имеет разработка планов тушения крупных пожаров.

Порядок составления и отработка планов пожаротушения.

Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы боевых действий.

Планы тушения пожара и карточки тушения пожара предназначены для:

1. Определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре.

2. Обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара.

3. Повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления.

4. Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

В том числе, основывается на трех показателях: квалификации пожарных и спасателей, быстроте реагирования и качественной связи между подразделениями, а также между ними и штабом. Поэтому организация связи на пожаре – важнейший критерий. Главное назначение связи – передача информации о начале и месте пожара, контроль над проводимыми мероприятиями, связанными с тушением очага возгорания, плюс поддержка подразделений вновь появившейся информацией.

Только связь сплачивает разрозненные подразделения МЧС России, координируя их действия. При этом с ее помощью можно упорядочить взаимодействие центрального пульта с частями, а также со специалистами, которые работают индивидуально. То есть все пожарные из разных отделов начинают работать в одной команде.

Для обеспечения информацией действующих на пожаре подразделений используют разные системы связи. Они подразделяются на стационарное оборудование или передвижные модули. К ним добавляется контролирующие качество приборы и прочее.

Центральное место занимает так называемый связующий компонент. Его задача — организация получения и передачи информации о случившихся катастрофах и пожарах. Информация может поступать от граждан посредству телефона или нажатия кнопки пожарной сигнализации. А также от приборов, установленных на объектах и отвечающих за противопожарную безопасность последнего (разного рода датчики).

Вся информация поступает на два пульта управления одновременно:

  • ЦУС – управляющий системой связи;
  • ПСЧ – пункт связи пожарной части (территориальной).

Есть задачи, которые ставятся перед этими центральными пунктами:

  1. Объединяются функции передачи информации между подразделениями, управляющими органами и должностными лицами.
  2. Происходит объединение технических средств и сил, которые будут обеспечивать все подразделения требуемой информацией. В технические средства входят передатчики и линии связи.
  3. Организация обслуживания и ремонта связующих узлов, пунктов и линий.
  4. Организация технических и эксплуатационных мероприятий. Для этого существует специальная нормативная документация. Именно она ложиться в основу проверок работоспособности оборудования.
  5. Организация хранения полученной информации в течение определенного срока, установленного нормативами. Это общая база, в которой поступившая информация дополнительно обрабатывается.

При этом связь осуществляет дополнительные функции:

  • принимает и отправляет информацию о ситуациях на пожарах или катастрофах в вышестоящие инстанции;
  • если пришел запрос на отправку дополнительного оборудования, то порядок таков – запрос сразу отправляется в определенную специализированную инстанцию;
  • проводит контроль над подразделениями, которые задействованы в ликвидации пожара;
  • проводит обмен оперативной информацией между расчетами и подразделениями, которые относятся к категории вспомогательных;
  • доводит оперативную информацию до властей, должностных лиц, вышестоящих организаций.

Виды связи по их функционалу

  1. ЦУС или ПСЧ. В ее состав входит телефонная линия, которая подключена к городским линиями и АТС соответственно. Она необходима для соединения с важными городскими объектами. Если используется ПСЧ, то дополнительно станция укомплектовывается радиосвязью, сигнализацией и другим видом оборудования, которое используется при контроле над пожарами.
  2. ППС – подвижные пункты. Это мобильные установки, которые перевозят на место возникновения пожара. Считается временной связью, но именно этот вариант соединения между частями и подразделениями можно отнести к высокоэффективным.
  3. ПСО – пункт связи отряда. Эта разновидность дает возможность руководящему составу, который руководит мероприятиями, связанными с ликвидацией очага возгорания, иметь непосредственную связь с подразделениями гарнизона. Именно через нее командиры и штаб получают достоверную информацию от непосредственных участников тушения пожара, находящихся в зоне возгорания. Если пожар – ситуация, требующая больших средств и сил, то ПСО соединяет штаб с тыловыми частями и командирами автотранспортных служб.

Порядок организации связи в непосредственно на объектах, где зарегистрированы очаги возгорания, основывается и на других видах связи. Это громкоговорители, небольшие мобильные установки радиосвязи. Если появляется необходимость, то доставляют в зону пожара автотранспорт с системами оповещения. Чаще используют полевые радиостанции или телефоны на несколько абонентов, мегафоны и прочее.

Если возможности использовать вышеперечисленные способы и оборудование нет, то применяют сигнальную технику, к примеру, прожектора или фонарики. Редко передачу информации обеспечивают с помощью связных, которые бегают от подразделения к подразделению или перемещаются на велосипедах или мотоциклах.

Административно-управленческая

Назначение этого вида – управленческая, в основе которого лежат контролирующие функции. Для этого используют ведомственную телефонную линию. Но сегодня возможности управлять и контролировать пожарные части и гарнизоны расширились. Стали использовать Интернет и мобильную сотовую связь.


Но даже в этом случае есть требования к использованию нововведений. Последние не должны мешать проведению оперативных мероприятий, связанных с тушением пожаров. Поэтому и сегодня чаще пожарные пользуются радиосвязью или телефонной проводной. А значит, передвижные или переносные станции еще в ходу.

(Пока оценок нет)

Связь пожарной охраны по функциональному назначению подразделяется на следующие виды :

Связь извещения;

Оперативно-диспетчерская связь;

Связь на пожаре;

Административно-управленческая связь.

Каждый вид связи включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, проводимых в гарнизоне пожарной охраны, для решения одной или нескольких задач по обеспечению связи.

Связь извещения обеспечивает решение задачи своевременного приема сообщений (извещений) диспетчерской службой пожарной охраны о пожарах, авариях, стихийных бедствиях от заявителей, а также устройств автоматической пожарной сигнализации. Для организации связи извещения необходимо обеспечить соединение центрального диспетчерского пункта пожарной охраны со специальным узлом связи городской телефонной сети входящими соединительными линиями «01», а также подключение к системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве c 27 января 2014 года специальным номером вызова о пожарах становится номер «101». В связи с необходимостью проведения большого количества технических мероприятий по перехода с одного номера на другой, прием звонков о пожаре довольно длительное время будет осуществляться диспетчерскими службами пожарной охраны параллельно на оба номера «01» и «101».

При наличии в районе выезда подразделений пожарной охраны важных социально-значимых и пожароопасных объектов связью извещения предусматривается прием извещений с аппаратуры электрической пожарной сигнализации, установленной на этих объектах, установление прямой телефонной связи со службой охраны (безопасности) объекта. Предусматривается также соединение прямыми проводными линиями центрального диспетчерского пункта пожарной охраны с пультом централизованного наблюдения вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах.

Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает

Прямую телефонную и радиосвязь центрального диспетчерского пункта с пунктами связи подразделений гарнизона для передачи распоряжений и высылки сил на тушение пожаров;

Радиосвязь пунктов связи с пожарными автомобилями для получения информации с мест пожаров;

Прямую телефонную связь со службами жизнеобеспечения, взаимодействующими с подразделениями пожарной охраны при ликвидации пожаров и их последствий.

Связь на пожаре предназначается для управления силами, привлекаемыми для ликвидации пожара, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией с диспетчерской службой и должностными лицами гарнизона пожарной охраны.

Административно-управленческая связь охватывает все виды связи при обеспечении повседневной деятельности гарнизона пожарной охраны, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач. Этот вид связи обеспечивает функционирование административной, кадровой, финансовой, тыловой и других видов деятельности подразделений пожарной охраны, которые не имеют прямого отношения к тушению пожаров.

Планирование связи в гарнизоне пожарной охраны

Основу планирования связи согласно современным требованиям составляет разработка плана связи гарнизона пожарной охраны на карте местности с приложением к нему пояснительной записки и схемы оперативной связи, а также схемы оповещения.

На карте плана связи отображаются границы ответственности гарнизона пожарной охраны, потенциально опасные объекты, зоны возможных ЧС (пожаров), узлы связи пунктов управления, сеть связи общего пользования единой сети электросвязи Российской Федерации (ЕСЭ РФ), линии привязки подразделений Государственной противопожарной службы к узлам связи ЕСЭ РФ и других министерств и ведомств Российской Федерации, места планируемого размещения узла связи подвижного пункта управления, места размещения резерва сил и средств связи.

Дополнительно на плане связи могут быть представлены таблицы позывных должностных лиц и узлов связи, расчета сил и средств связи подразделений ГПО, сигналов управления и оповещения.

Условными обозначениями на карте плана связи поясняются коммутируемые линии связи телефонной сети общего пользования, специальные линии связи для приема сообщений о пожаре, прямые (выделенные) линии связи центрального пункта пожарной связи с подразделениями ГПО, потенциально-опасные объекты экономики, муниципальные органы управления и службы.

Для составления плана связи ГПО необходимо осуществить сбор данных об обстановке по связи. Следующим этапом является проведение анализа и обобщения собранной информации. В результате обобщения сведений об обстановке по связи создается база данных.

Рабочей картой для плана связи с точки зрения удобства ее использования может быть выбрана электронная карта, обеспечивающая возможность применения геоинформационной системы и навигационного обеспечения.

В дальнейшем для составления плана связи необходимо осуществить нанесение данных на рабочую карту в объеме, необходимом для решения поставленных задач.

На рисунке 1.4 представлен пример плана связи одного из местных гарнизонов пожарной охраны с указанием пунктов связи, линий связи, пожароопасных объектов и другой необходимой информации.

Рис. 1. План организации связи в гарнизоне пожарной охраны

Связь Государственной противопожарной службы МЧС России по назначению классифицируется на следующие основные виды:

· связь извещения, обеспечивающая передачу и прием сообщений о пожарах;

· оперативно-диспетчерская связь, обеспечивающая передачу распоряжений подразделениям, своевременную высылку сил и средств подразделений пожарной охраны и ГОЧС для тушения пожаров и ликвидации последствий ЧС, получение информации с мест пожаров, передачу информации о пожарах должностным лицам, организациям и городским службам, получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники;

· связь на пожаре или на месте ЧС, обеспечивающая четкое и бесперебойное управление силами и средствами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара и ЧС;

· административно-управленческая связь, включающая все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач.

Основные виды связи, организуемые в гарнизонах пожарной охраны, представлены на рис.4.1.

Связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах, катастрофах и других видах ЧС от заявителей и устройств автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и в ПСЧ.

Связь извещения предусматривает:

· соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах и ЧС. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двухзначного номера "01", а при наличии ручной телефонной станции – передачей заявителем сообщения "Пожар";

· установку в пожарной части аппаратуры электрической пожарной сигнализации для приема извещений с наиболее важных объектов, расположенных в районе выезда пожарной части;

· соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города;

· соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутаторами органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах;

· соединение заявителей (работников пожарной охраны, оснащенных средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи.

Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает:

· прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи частей, отрядов и пожарных постов;

· радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, автомобилями связи и освещения (связи) и оперативными автомобилями ГОЧС, находящимися в пути следования;

· телефонную связь со службами взаимодействия города.

Схема оперативно-диспетчерской телефонной связи

Связь на пожаре предназначена для управления силами и средствами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией.

Административно-управленческая связь необходима для обеспечения административно-управленческой деятельности ГПС. Для административно-управленческой связи используются, как правило, городские и ведомственные телефонные сети связи и радиосети. В случае необходимости могут использоваться средства оперативной связи не в ущерб выполнению оперативно-тактических задач.

Связь в гарнизоне строится на основе сетей проводной и радиосвязи путем создания разветвленной сети стационарных и подвижных узлов (пунктов) связи, оборудованных средствами связи, в соответствии со своим назначением. К основным видам связи в зависимости от способов передачи электрических сигналов и характера передаваемой информации относятся: телефонная, телеграфная и факсимильная связь, передача данных и пожарная сигнализация.

При организации связи в гарнизонах пожарной охраны создаются стационарные и подвижные пункты связи. К стационарным и подвижным пунктам связи гарнизона пожарной охраны относятся:

· центр управления силами и средствами (ЦУС);

· пункт связи отряда (ПСО);

· пункт связи части (ПСЧ);

· подвижный пункт связи (ППС).

Главным организующим и управляющим звеном службы связи пожарной охраны является ЦУС, обеспечивающий все основные виды связи. При организации в гарнизоне пожарной охраны автоматизированной системы управления силами и средствами ЦУС входит в состав центра АСОУПО и выполняет его основные функции.

Пункт связи отряда организуется и оборудуется по принципу ЦУС. Пункт связи пожарной части создается в каждой пожарной части на базе существующего пункта связи. Функционирование ПСЧ осуществляется под управлением диспетчера пожарной части (радиотелефониста).

Пункт связи отряда может совмещаться с одним из пунктов связи пожарной части или быть автономным.

На пункт связи пожарной части, входящий в состав АСОУПО, возлагаются следующие задачи:

· автоматизированный прием приказов вызова на пожар, поступающих из центра АСОУПО;

· автоматизированная высылка дежурных караулов своего подразделения по сигналу "тревога";

· автоматизированный сбор и передача данных о силах и средствах пожарной части, наличии и состоянии пожарных автомобилей, людских ресурсах;

· передача и прием информации о пожарах и ходе их тушения;

· обмен служебной информацией по телеграфу с дежурной частью центра АСОУПО.

Пункт связи пожарной части оборудуется:

· станцией оперативной связи с подключением к ней: соединительных линий городской (объектовой) телефонной станции для приема извещений о пожарах и осуществления служебной связи, прямых соединительных линий с наиболее важными объектами, находящимися в районе выезда пожарной части, а также прямой соединительной линии для связи с ЦУС;

· стационарными радиостанциями для связи с пожарными автомобилями и ЦУС, а также со службами взаимодействия города (СВ);

· установкой тревожной сигнализации, другой аппаратурой и иными необходимыми принадлежностями.

Подвижные пункты связи используются в качестве временных пунктов связи для управления силами и средствами пожарной охраны и ГОЧС при решении оперативно-тактических задач.

Обобщенная структурная схема проводной связи ГПС

Система проводной связи гарнизона организуется на базе местных и междугородных линий Госкомсвязи Российской Федерации, проводных каналов связи других министерств и ведомств с использованием их линейно-кабельных сооружений, а также сооружений и объектов связи УГПС, ОГПС.

Структурная схема организации проводной связи гарнизона пожарной охраны

Система проводной связи гарнизона ГПС включает:

· линейные и кабельные сооружения УГПС, ОГПС;

· сеть междугородной телефонной связи (МТС) для взаимодействия с подразделениями ГПС других городов, поселков, населенных пунктов;

· городскую телефонную сеть (ГТС), имеющую радиально-узловую структуру и использующую автоматические телефонные станции (АТС) для обслуживания индивидуальных абонентов районов города (через районные АТС-РАТС), абонентов особо важных объектов (ОВО), пунктов централизованной охраны (ПЦО) и административных органов власти;

· сеть телефонной связи по спецлиниям "01", предназначенную для связи с ЦУС любого абонента городской телефонной сети, имеющую выход на соответствующую АТС (РАТС), и использующую соединительные линии и коммутационное оборудование узлов специальной связи (УСС) городских АТС;

· сеть некоммутируемых (выделенных или прямых) телефонных линий, предназначенных для связи ЦУС со стационарными пунктами связи и со службами взаимодействия (специальные службы города – ССГ);

· сеть телеграфной связи для обеспечения документирования информации при обмене сообщениями между абонентами;

· сеть факсимильной связи для обмена буквенно-цифровой и графической информацией между абонентами;

· сеть для передачи данных и сигналов дистанционного управления между ПСЧ, ЦПР, ППС, ПЦО и ЦУС.

Каналы сетей проводной связи могут использоваться в качестве каналов информационного обеспечения АСОУПО.

Система проводной связи областного (республиканского, краевого) гарнизона пожарной охраны обеспечивает возможность ЦУС областного УГПС организации функциональной связи в соответствии с обобщенной структурной схемой

Система проводной связи областного гарнизона помимо сетей телефонной связи городской (ГТС) и местной телефонной сети (МТС) включает в свой состав и сеть сельской (СС) телефонной связи. Последняя состоит из совокупности оконечных (ОС), узловых (УС) и центральных (ЦС) телефонных станций, работающих в ручном или автоматическом режимах. Обобщенная структурная схема проводной связи ГПС обеспечивает соединение с ЦУС абонентов городской АТС, абонентов ОВО, ПЦО, УАТС, а также обеспечивает прямую связь с пунктами связи пожарных частей, отрядов и службами взаимодействия города.

Для организации проводной связи ЦУС с удаленными районами области должна быть предусмотрена возможность использования в качестве центральной телефонной станции одной из районных узловых станций, наименее удаленной от областного центра.

Обобщенная структурная схема организации

проводной связи ГПС областного центра

Организация обобщенной структурной схемы радиосвязи

Радиосвязь в гарнизонах пожарной охраны предназначена:

· для обеспечения оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

· для связи с пожарными автомобилями, подразделениями пожарной охраны и формированиями ГОЧС;

· для взаимного обмена сообщениями между подразделениями на месте пожара или ЧС;

· для дублирования (резервирования) проводных каналов связи.

Схема радиосвязи организуется применительно к местным условиям с учетом тактико-технических возможностей применяемых радиостанций и электромагнитной обстановки в гарнизоне.

Радиостанции пожарной охраны подразделяются на стационарные, возимые и носимые. Стационарные станции устанавливаются на ЦУС, ЦПР, ПСО, ПСЧ и на отдельных постах, а возимые – на основных и специальных пожарных автомобилях в соответствии с табелем положенности. Носимыми радиостанциями (РН) оснащаются подвижные абоненты (личный состав подразделений, работающих на пожаре: руководитель тушения пожара (РТП), начальник штаба (НШ), начальник тыла (НТ) и т.п.).

В зависимости от типов радиостанций, условий прохождения радиосигналов, наличия помех радиоприему и расстояний между радиостанциями схема организации радиосвязи может строиться по различным принципам. Так, радиосети организуются в случае, когда все радиостанции осуществляют радиообмен с центральным пунктом радиосвязи (ЦПР) гарнизона или с центральной радиостанцией (ЦРС) области, или со стационарной радиостанцией (РС). Радионаправление организуется в случае, когда только две стационарные радиостанции работают на одном частотном канале с общими радиоданными.

Чаще всего схема организации радиосвязи в гарнизоне строится комбинированным способом, когда в структурную схему радиосвязи входят радиосети и радионаправления. Обобщенная структурная схема радиосвязи гарнизона пожарной охраны приведена на рис.4.5.

При разработке структурной схемы оперативной радиосвязи гарнизона необходимо учитывать организационную структуру ГПС, характер выполняемых ее подразделениями задач и необходимости взаимодействия подразделений ГПС как между собой, так и со службами других министерств и ведомств. Это обстоятельство особенно актуально при тушении крупных пожаров и при проведении специальных мероприятий (в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций).

Таким образом, при разработке структурной схемы оперативной радиосвязи гарнизона, с учетом перспектив ее дальнейшего развития, необходимо развертывание следующих радиосетей:

· радиосети, работающей на частоте f 1 , для обеспечения связи центра управления силами и средствами с пунктами связи частей, отрядов и пожарных постов;

· радиосети, работающей на частоте f 2 , для обеспечения связи ЦУС с пожарными автомобилями, автомобилями связи и освещения (связи) и оперативными автомобилями, находящимися в пути следования к месту пожара или ЧС;

· радиосети, работающей на частоте f 3 , для управления РТП силами и средствами на месте тушения пожара, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией РТП с начальниками боевых участков (НБУ);

· радиосети, работающей на частоте f 4 , для обеспечения связи диспетчера ЦУС с руководителем тушения пожара и подразделениями, работающими на пожаре (передача приказов, распоряжений в пожарные части, информационная поддержка РТП при принятии решений по тушению пожаров или ликвидации последствий ЧС);

· радиосети, работающей на частоте f 5 , для персонального вызова личного состава подразделений и органов управления ГПС, находящегося на отдыхе, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций и сборе всего личного состава;

· радиосети, работающей на частоте f 6 , для обеспечения административно-управленческой деятельности ГПС.

Для решения задач по обеспечению административно-управленческой деятельности ГПС возможно использование ресурсов транкинговых радиосетей, создаваемых в настоящее время в МЧС России.

Структурная схема организации связи на месте пожара

Связь, организуемая на месте пожара, предназначена для обеспечения непрерывного информационного обмена между руководителем тушения пожара и подразделениями пожарной охраны, участвующими в тушении пожара в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой. Кроме того, для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом (начальником штаба (НШ), начальником тыла (НТ), начальниками боевых участков (НБУ)) и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой подразделений и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения оперативного управления используются возимые радиостанции (РВ) и громкоговорящие установки (усилитель мощности УМ-100, микрофон-М и громкоговорители Гр) автомобиля связи и освещения (АСО), а также носимые радиостанции (РН), полевые телефонные аппараты, подключенные к коммутатору оперативной связи типа КОС-8Э и электромегафоны.

Обобщенная структурная схема организации связи на месте пожара

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции (РН), полевые телефонные аппараты (ТА), переговорные устройства и связные. В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, штабом (Ш) пожаротушения и ЦУС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или возимых радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен оперативной информацией между диспетчером ЦУС (ПСЧ) с помощью стационарной радиостанции (РС) и подразделениями, находящимися на пожаре и в пути следования. Кроме того с помощью средств радиосвязи обеспечивается передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара, вызов дополнительных сил и средств и передача требований РТП к службам взаимодействия города.

При использовании средств радиосвязи на пожаре РТП обязан обеспечить соблюдение всеми абонентами правил радиообмена. При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети (городской или районной АТС) необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Вывод: Служба связи организует и обеспечивает связь в гарнизоне в соответствии с распоряжениями и указаниями УГПС (ОГПС) субъекта Российской Федерации, разрабатывает подробные схемы организации связи местного гарнизона и необходимые справочные материалы участвует в разработке регламентной документации, предусмотренной УСПО и Боевым уставом пожарной охраны.

202. Система связи – важнейшая составная часть технической основы системы управления гарнизона пожарной охраны и выполняет задачи по обеспечению обмена всеми видами информации, доведения сигналов оповещения. Система связи должна включать в себя все подразделения гарнизона пожарной охраны и строится на базе стационарных линий и узлов связи, подвижных (мобильных) узлов связи с учетом комплексного использования средств связи и автоматизации гарнизона пожарной охраны.

203. Связь в гарнизоне пожарной охраны строится на основе сетей проводной и радиосвязи путем создания сети стационарных и подвижных узлов (пунктов) связи, оборудованных средствами связи, в соответствии со своим назначением. К основным видам связи в зависимости от способов передачи и характера передаваемой информации относятся: телефонная, телеграфная и факсимильная связь, передача данных и пожарная сигнализация.

204. К стационарным и подвижным узлами связи гарнизона пожарной охраны относятся:

пункт связи отряда;

пункт связи части;

подвижной (мобильный) узел связи.

205. На ЕДДС, ПСО, ПСЧ в аппаратной устанавливается специальная многоканальная аппаратура записи, которая необходима для регистрации всех принятых и переданных сообщений по радио и проводным каналам связи. Количество каналов аппаратуры записи определяется оперативной необходимостью (исходя из количества рабочих мест и каналов связи).

Включение магнитной записи должно производиться автоматически.

В обязательном порядке должны фиксироваться время приема и передачи сообщений и распоряжений. При наличии единой службы времени регистрация времени приема сообщений производится автоматически от «говорящих часов» по отдельному каналу.

Контроль за качеством записи осуществляется не менее шести раз в сутки дежурным техническим персоналом.

Порядок допуска лиц к прослушиванию магнитной записи определяется приказом начальника ГУ МЧС России по субъекту РФ.

Диспетчер (радиотелефонист) ЕДДС при приеме и сдаче дежурства в обязательном порядке производит запись на магнитный носитель информации о приеме и сдаче дежурства.

Все записи подлежат учету и хранению. Записанная информация хранится не менее четырнадцати суток.

Давать распоряжение на более длительное хранение имеет право начальник УГПС (ОГПС).

Регистрация, отметки о прослушивании, а также распоряжения о продлении срока хранения или изъятия магнитных записей производятся диспетчером в журнале учета магнитофонных записей.

Обязанности должностных лиц по организации связи

В гарнизоне пожарной охраны.

206. Обязанности должностных лиц, определяются соответствующими Приказами МЧС России и начальником ГУ МЧС России.

Начальник гарнизона пожарной охраны в области организации деятельности службы связи обязан: организовывать и контролировать работу службы связи и разработку мероприятий по ее развитию и совершенствованию; знать структуру системы связи и оснащенность средствами связи ФПС подразделений гарнизона пожарной охраны; периодически проверять готовность и состояние средств связи; контролировать организацию и обеспечение мероприятий по соблюдению правил и мер безопасности при работе на средствах связи.

Начальник службы связи (нештатной службы связи) подчиняется начальнику связи ГУ МЧС России, является должностным лицом гарнизона пожарной охраны и несет ответственность за организацию связи, постоянную готовность к использованию технических средств, их развитие, совершенствование, эксплуатацию, своевременное представление отчетов, заявок на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы.

Он обязан: организовывать связь между подразделениями ФПС, важнейшими объектами народного хозяйства и службами жизнеобеспечения; обеспечивать своевременную разработку плана эксплуатации средств связи, определять потребность в денежных средствах на содержание и эксплуатацию средств связи и контролировать их выполнение; знать состояние технических средств связи, предназначенных для нужд ФПС, организовывать ведение их учета и распределение по подразделениям; анализировать работу службы связи, разрабатывать мероприятия по ее совершенствованию; организовывать специальную подготовку личного состава гарнизона пожарной охраны, тренировку и разрешать допуск к самостоятельной работе на средствах связи и к их техническому обслуживанию; осуществлять контроль за рекламационной работой; организовывать и контролировать работу частей технической службы (по ремонту средств связи), метрологическое обеспечение средств измерений, вопросы категорирования и списания средств связи; обеспечивать мероприятия по соблюдению правил и мер безопасности при работе на средствах связи; обобщать и направлять в органы снабжения отчеты, заявки на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы, контролировать правильность и своевременность их использования.

Начальник отдела (отделения) пожарной техники несет ответственность за выполнение плана развития связи, организацию, состояние и эксплуатацию средств связи, своевременную подготовку отчетов, заявок на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы.

В области организации деятельности службы связи он обязан: разрабатывать планы эксплуатации и ремонта средств связи в подразделениях ФПС; знать наличие и техническое состояние средств связи гарнизона пожарной охраны, проводить рекламационную работу в соответствии с требованиями ГОСТов; проводить мероприятия по метрологическому обеспечению средств связи, категорированию и списанию аппаратуры; принимать участие в разработке схем связи и данных для работы средств радиосвязи для подразделений гарнизона; организовывать и контролировать работу по проведению инвентаризаций драгоценных металлов, содержащихся в средствах связи, их сбору, учету и сдаче на перерабатывающие предприятия; направлять рационализаторскую работу специалистов связи на улучшение и совершенствование имеющихся технических средств; проводить специальную подготовку личного состава, обслуживающего средства связи гарнизона; организовывать и проводить мероприятия по соблюдению правил мер безопасности и правил технической эксплуатации специалистами связи гарнизона пожарной охраны при работе на средствах связи.

Старший инженер (инженер) отдела (отделения) пожарной техники подчиняется начальнику службы связи гарнизона пожарной охраны и несет ответственность за организацию, техническое состояние, модернизацию и совершенствование средств связи.

В области организации деятельности службы связи он обязан: знать нормативные документы по вопросам организации и эксплуатации средств связи, тактико-технические данные, устройство, правила технического обслуживания и ремонта; разрабатывать и внедрять перспективные схемы организации связи гарнизона, разрабатывать данные для работы средств радиосвязи; планировать и организовывать материально-техническое снабжение и вести учет средств связи гарнизона пожарной охраны; обеспечивать бесперебойную и четкую работу средств связи, имеющихся на ЕДДС, ПСЧ и на пожарной технике; контролировать выполнение графиков и планов технического обслуживания и ремонта средств связи; изучать, обобщать и распространять передовой опыт эксплуатации и технического обслуживания средств связи; организовывать совместно с отделом службы и подготовки специальную подготовку работников службы связи; в установленные сроки производить ремонт, осваивать и ставить на вооружение новые средства связи; проводить рекламационную работу в соответствии с требованиями ГОСТов; оказывать практическую помощь подразделениям в организации оперативно-производственной деятельности; составлять отчеты, заявки на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы в довольствующие органы; проводить работу по учету, сбору и сдаче драгоценных металлов, содержащихся в средствах связи; проводить работу совместно со службой контроля безопасности связи МЧС России, ГУВД, УВД по выявлению и устранению источников помех в гарнизоне пожарной охраны; обеспечить неукоснительное выполнение личным составом службы связи мер безопасности.

207. Начальник ЕДДС назначается на должность и освобождается от должности главой муниципального образования по представлению начальника органа управления ГОЧС муниципального образования в установленном порядке. На начальника ЕДДС возлагается ответственность за организацию и несение дежурства личным составом на пункте управления ЕДДС.

Начальник ЕДДС: организует работу, обеспечивая выполнение задач, возложенных на ЕДДС; организует и отвечает за несение дежурства личным составом ЕДДС; распределяет обязанности между должностными лицами ЕДДС, утверждает должностные инструкции; подписывает и визирует документы по вопросам деятельности ЕДДС; по распоряжению главы администрации муниципального образования осуществляет инспекцию и проверку несения дежурства в ведомственных ДДС (в соответствии с соглашениями).

Заместитель начальника ЕДДС-112, сотрудники ЕДДС назначаются на должность и освобождаются с должности представлению начальника ЕДДС.

208. Начальнику ЕДДС в оперативном отношении подчинены ПСЧ (ПСО) гарнизона пожарной охраны.

В области организации деятельности службы связи обязан: знать дислокацию подразделений гарнизона пожарной охраны, оперативно-тактические возможности дежурных караулов, расположение, назначение и технические возможности средств связи гарнизона пожарной охраны, особо важные объекты, на которые по первому извещению о пожарах высылаются подразделения по повышенному номеру вызова; обеспечивать поддержание высокой организованности и дисциплины и контролировать работу подчиненного личного состава, периодически прослушивать запись телефонных разговоров и радиообмена; анализировать работу диспетчерской службы гарнизона пожарной охраны и разрабатывать мероприятия по ее совершенствованию; организовывать профессиональную подготовку личного состава ЕДДС.

209. Заместитель начальника ЕДДС по технической части подчиняется начальнику ЕДДС и несет ответственность за содержание и эксплуатацию средств связи ЕДДС.

В области организации деятельности службы связи он обязан: знать нормативные документы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств связи; знать наличие и техническое состояние средств связи и правила их сбережения и хранения; выполнять и требовать от подчиненных лиц соблюдения правил техники безопасности при работе на средствах связи; контролировать работу лиц, ответственных за техническое обслуживание средств связи; обеспечивать своевременную отправку средств связи для проведения ремонта, регламентных работ и получения их из ремонта; контролировать ведение учетной и технической документации; периодически проверять состояние и готовность средств связи.

210. Начальник (руководитель группы) отделения связи и телесигнализации ЕДДС подчиняется начальнику ЕДДС и заместителю начальника ЕДДС (по технической части). Он непосредственно отвечает за организацию и всестороннее обеспечение квалифицированной технической эксплуатации средств связи и сигнализации центра, за их постоянную техническую готовность и в своей работе руководствуется положениями настоящего Наставления.

Он обязан: знать требования руководящих документов по вопросам технического обеспечения средств связи, своевременно доводить их до своих подчиненных и требовать выполнения; осуществлять непосредственное руководство эксплуатацией средств связи и сигнализации и проведением их технического обслуживания на ЕДДС; знать устройство, методики проверки и метрологического контроля средств связи и сигнализации, регулярно проверять их состояние и контролировать ведение учетной документации; принимать активное участие в специальной подготовке руководства и всего личного состава ЕДДС по вопросам организации и обеспечения связи в гарнизоне пожарной охраны; изучать и обобщать эксплуатационные свойства аппаратуры по опыту ее применения, руководить работами по выявлению причин отказов и неисправностей с целью их недопущения в будущем, вести учет неисправностей; сообщать начальнику дежурной части и оперативному дежурному о возникновении отказа (неисправности) средства связи на ЕДДС, обеспечивать немедленную замену отказавшего устройства и восстановление его работоспособности в кратчайшие сроки; при невозможности восстановления аппаратуры связи ЕДДС или в любом из подразделений ФПС их собственными силами и средствами вызывать и направлять для устранения неисправности выездную ремонтную бригаду из части связи (ремонтного подразделения); при повреждениях (авариях) на линиях связи, используемых ЕДДС, а также другими органами управления или подразделениями гарнизона пожарной охраны и находящихся на эксплуатационном обслуживании предприятий связи, требовать немедленного устранения аварии, докладывать руководству ЕДДС и начальнику службы связи гарнизона с последующим незамедлительным документальным оформлением требований и претензий к соответствующему предприятию; осуществлять тесное взаимодействие с местными органами контроля правил ведения радиосвязи с целью своевременного выявления и пресечения случаев использования посторонними организациями и лицами отведенных гарнизону радиочастот и радиохулиганства в эфире; контролировать своевременность восстановления связи после повреждений и аварий во всех случаях; обеспечивать непрерывность поддержания связи резервными средствами при проведении проверок или технического обслуживания аппаратуры; осуществлять контроль за соблюдением подчиненными и всем личным составом правил и мер безопасности при работе на средствах связи и их техническом обслуживании.

211. Инженер связи и телесигнализации ЕДДС подчиняется начальнику отделения (группы) связи и телесигнализации и несет личную ответственность за постоянную техническую готовность средств связи и сигнализации ЕДДС. В отсутствие начальника отделения выполняет его обязанности.

Он обязан: знать устройство аппаратуры связи и сигнализации ЕДДС, нормативную и техническую документацию; владеть методами проверки и электрических измерений всех вышеуказанных средств, регулярно лично проверять их техническое состояние, участвовать в проведении технического обслуживания и вести отчетные документы; уметь быстро определять места и причины отказов аппаратуры связи и сигнализации, устранять возникающие неисправности в кратчайшие сроки и непосредственно участвовать в этой работе; при возникновении отказа немедленно восстанавливать нарушенную связь резервными или дублирующими средствами с одновременным уведомлением об этом начальника дежурной смены и последующим докладом начальнику отделения (группы) связи, принимать меры к быстрейшему устранению повреждения (восстановлению отказавшего устройства); при невозможности восстановления работоспособности аппаратуры связи (сигнализации) на ЕДДС или в любом из подразделений ФПС гарнизона пожарной охраны их собственными силами и средствами докладывать начальнику отделения (группы) связи, вызывать и направлять для устранения неисправности выездную ремонтную бригаду из части связи (ремонтного подразделения); при повреждениях (авариях) на линиях связи, используемых ЕДДС, другими органами управления или подразделениями гарнизона пожарной охраны и находящихся на эксплуатационном обслуживании предприятий связи, немедленно включать дублирующие средства радиосвязи и докладывать начальнику отделения (группы) связи, уведомлять об аварии соответствующее предприятие связи и требовать от него быстрейшего устранения аварии; контролировать своевременность восстановления связи после повреждений и аварий во всех случаях; при проведении проверок или технического обслуживания аппаратуры обеспечивать непрерывность связи резервными средствами; требовать от подчиненных и соблюдать лично правила и меры безопасности при работе на средствах связи и их техническом обслуживании.

212. Диспетчер гарнизона пожарной охраны в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному гарнизона пожарной охраны, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи - начальнику службы связи.

Он обязан: знать оперативную обстановку в гарнизоне пожарной охраны, дислокацию и районы выезда подразделений ФПС, опорных пунктов тушения крупных пожаров, особо важные объекты, на которые при первом сообщении о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова, безводные районы (участки), техническое вооружение и тактические возможности караулов, местонахождение основных запасов огнетушащих веществ, а также местонахождение подразделений гарнизона пожарной охраны; контролировать работу средств связи, записывающей и информационной аппаратуры гарнизона и порядок их использования; уметь пользоваться служебной документацией ЕДДС; обеспечивать быстрый прием сообщений о пожарах, использовать магнитофон для записи поступающих сообщений; направлять на пожары подразделения ФПС согласно расписанию выезда подразделений гарнизона пожарной охраны, распоряжению РТП, оперативного дежурного и начальника гарнизона пожарной охраны; в случае, если на объект предусмотрен повышенный номер вызова, или с учетом складывающейся обстановки на пожаре высылать дополнительные силы и средства; поддерживать связь с дежурной частью органа внутренних дел, со службами города (объекта), взаимодействующими с ФПС, и при необходимости направлять силы и средства этих служб в район пожара (аварии, стихийного бедствия) согласно установленному порядку; принимать все необходимые меры к своевременному получению информации об обстановке с места работы подразделений ФПС; выяснять с помощью справочной документации, а также через соответствующие службы оперативно-тактические особенности, уровень загазованности, радиационную обстановку на объекте пожара и при получении дополнительных сведений немедленно докладывать их РТП; информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона пожарной охраны о выезде подразделений и обстановке на месте их работы; докладывать оперативному дежурному по гарнизону пожарной охраны поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки, а также информировать об этом дежурные караулы (смены) (далее - караулы) подразделений ФПС; производить временную передислокацию подразделений ФПС при выездах караулов по повышенным номерам вызова в соответствии с установленным порядком в гарнизоне пожарной охраны; контролировать своевременность выезда подразделений ФПС на практические занятия (пожарно-тактические учения, занятия, тренировки в теплодымокамере и т.д.); периодически проверять (не реже двух раз в сутки) телефонную и радиосвязь с пожарными подразделениями, службами города и объектами, а также производить сверку часов, находящихся в помещениях ЕДДС и на ПСЧ (ПСЧ); строго соблюдать меры безопасности при работе со средствами связи, установленными на ЕДДС и ЦПР.

213. Старший мастер связи ЕДДС непосредственно подчиняется инженеру связи и телесигнализации ЕДДС.

Он обязан: осуществлять круглосуточный контроль за работой средств связи, телесигнализации и телемеханики в гарнизоне; обеспечивать под руководством инженера связи правильную техническую эксплуатацию и бесперебойную работу средств связи, рациональное использование оборудования; осуществлять подготовку средств связи к работе, технический осмотр отдельных устройств и узлов, проводить тестовые проверки с целью своевременного обнаружения неисправностей; осуществлять техническое обслуживание и ремонт средств связи, установленных в центре и подразделениях ПО; принимать участие в проверке технического состояния средств связи, приемке устройств из капитального ремонта, а также в приемке и освоении вновь вводимых в эксплуатацию устройств; вести учет и анализировать показатели использования средств связи, принимать участие в работах по их модернизации и усовершенствованию; выполнять необходимые испытания, измерения и другие виды работ, обрабатывать и оформлять в соответствии с методическими материалами полученные результаты, вести их учет; принимать участие в составлении и оформлении технической документации на выполненные работы.

214. Начальник подразделения ФПС несет ответственность за содержание и эксплуатацию средств связи подчиненного подразделения.

Он обязан: знать нормативные документы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств связи; знать наличие и техническое состояние средств связи и правила их сбережения и хранения; выполнять и требовать от подчиненных лиц соблюдения мер безопасности при работе на средствах связи; контролировать работу лиц, ответственных за техническое обслуживание средств связи; обеспечивать своевременную отправку средств связи для проведения ремонта, регламентных работ и получение из ремонта; контролировать ведение учетной и технической документации; периодически проверять состояние и готовность средств связи.

215. Диспетчер (радиотелефонист) ПСЧ подчиняется начальнику караула подразделения ФПС, а в оперативном отношении - диспетчеру гарнизона пожарной охраны. Он отвечает за четкий прием, передачу и регистрацию сообщений, поступающих на пункт связи части, своевременную высылку подразделений на пожары, места аварий и стихийных бедствий.

Он обязан: знать оперативную пожарную обстановку в районе выезда подразделений ФПС, перечень объектов, на которые составлены оперативные планы и карточки тушения пожаров или высылаются при пожаре подразделения по повышенному номеру вызова, безводные участки, месторасположение важных и пожароопасных объектов, проездов и водоисточников, а также основные тактико-технические данные пожарных автомобилей (судов, поездов), имеющихся в гарнизоне; уметь быстро принимать сообщения о пожаре и пользоваться справочной документацией ПСЧ; проверять работу средств связи и сигнализации на ПСЧ при заступлении на дежурство, а также периодически в процессе дежурства содержать их в чистоте и исправности, о всех неисправностях докладывать начальнику караула и диспетчеру гарнизона пожарной охраны; поддерживать связь со службами района (объектов), взаимодействующими с пожарной частью, и при необходимости направлять силы и средства этих служб в район пожара (аварии, стихийного бедствия) согласно установленному порядку; при получении сообщений о закрытии проездов, выходе из строя противопожарного водоснабжения, о нарушениях связи и других изменениях оперативной пожарной обстановки немедленно докладывать начальнику караула и диспетчеру гарнизона пожарной охраны; при вызове по телефону отвечать: «Пожарная охрана»; получив по телефону сообщение о пожаре, не прерывая разговора, включить сигнал тревоги, а в ночное время и дополнительное освещение помещений, заполнить путевку на выезд караула и ее копии по количеству выезжающих отделений, установить адрес пожара, фамилию и номер телефона заявителя, а по возможности - иные сведения о пожаре, могущие повлиять на успешное тушение пожара; вручить путевку начальнику караула, сообщив ему имеющиеся сведения об объекте и характере пожара, одну копию путевки оставить у себя; вместе с путевкой (жетоном) на выезд вручить начальнику караула оперативную карточку (план) тушения пожара (если таковые на данный объект разработаны); при получении сигнала «тревога» от извещателя пожарной сигнализации дать обратный сигнал, взять жетоны извещателя, тщательно сверить номера жетонов с номерами сработавшего извещателя и передать их начальнику караула; при получении сигнала «тревога» от установки пожарной сигнализации оформить выезд караула так же, как и при получении извещения по телефону; при получении сообщения о пожаре на объекте, на который предусмотрена автоматическая высылка сил и средств по повышенному номеру вызова, немедленно сообщить об этом диспетчеру гарнизона пожарной охраны; о выезде караула, направлении дополнительных сил и средств, сведениях, поступивших с места работы караула, о возвращении караула информировать диспетчера гарнизона пожарной охраны и должностных лиц в установленном порядке; устанавливать и поддерживать связь с караулом, выехавшим на пожар (к месту аварии, стихийного бедствия, на практические занятия), с учетом особенностей объекта выяснять с помощью справочной документации, а также через соответствующие службы оперативно-тактические особенности объекта, уровень загазованности, радиационную обстановку, предполагаемые изменения метеоусловий и т.п. и при получении дополнительных сведений немедленно докладывать о них диспетчеру гарнизона пожарной охраны и начальнику караула; принимать все необходимые меры к своевременному получению информации об обстановке с места работы подразделения ФПС и немедленно передавать полученные указания и информацию на ЕДДС; при получении извещения о пожаре вне района выезда данного подразделения ФПС немедленно передать его на ЕДДС или в подразделение ФПС, в районе охраны которого произошел пожар, и доложить об этом начальнику караула; записывать в журнал пункта связи части время получения и содержание сообщений (с указанием фамилий сообщивших о пожарах, авариях, стихийных бедствиях, о выходе из строя гидрантов, водопроводных сетей, дорог, проездов, средств связи и др.), распоряжений и сообщений с места пожара и проведения АСР, аварии, стихийного бедствия, время выезда, прибытия к месту вызова и возвращения дежурного караула (в том числе на занятия и учения), кому из должностных лиц, когда и какая передана информация, что и когда сделано по поступившим сообщениям и во исполнение полученных распоряжений и т.п.; вести учет объектов с круглосуточным пребыванием людей (детских садов, лечебных учреждений т.п.); допускать в помещение пункта связи только начальника караула и его прямых начальников, а также лиц, отвечающих за техническое обслуживание аппаратуры связи.

216. Старший мастер связи ПЧ непосредственно подчиняется руководителю подразделения ФПС, а в оперативном отношении - начальнику службы связи.

Он обязан: знать регламентирующие документы по обслуживанию и организации ремонта средств связи; содержать находящиеся на обслуживании средства связи в исправном состоянии; знать структурные, принципиальные схемы и конструкцию средств связи; определять порядок ремонта средств связи, оперативно находить и устранять неисправность; уметь пользоваться измерительными приборами и знать их основные технические данные; осуществлять постоянный контроль за техническим состоянием средств связи и соответствием режимов работы аппаратуры нормам технических условий (ТУ); содержать в образцовом порядке измерительные приборы, техническую документацию и свое рабочее место; знать межремонтные сроки эксплуатации, сроки проведения технического обслуживания и своевременно направлять средства связи в часть технической службы (по ремонту средств связи) для ремонта и проведения технического обслуживания в соответствии с планом-графиком их проведения; изучать и обобщать причины неисправностей в работе средств связи и принимать меры по их предупреждению и устранению; повышать свои профессиональные знания и навыки, совершенствовать методы эксплуатации средств связи; своевременно и правильно вести техническую и эксплуатационную документацию; знать и строго выполнять меры безопасности при проверке и ремонте средств связи.

217. Командир отделения АСО подчиняется начальнику караула, а в оперативном отношении - начальнику участка (сектора) тушения пожара. Он отвечает за проведение технического обслуживания, за техническое состояние, исправность и сохранность средств связи, вывозимых на автомобиле связи и освещения.

Он обязан: в совершенстве знать тактико-технические данные, устройство и порядок применения аппаратуры связи, находящейся на борту АСО; быстро определять и устранять неисправности и повреждения, возникающие в процессе эксплуатации средств связи; изучать и обобщать причины неисправностей и отказов и принимать меры по их предупреждению; своевременно и правильно вести техническую документацию; выполнять меры безопасности при работе со средствами связи; выезжать по тревоге в соответствии с расписанием выезда на пожар.

При работе на пожарекомандир отделения АСО обязан: оперативно организовать бесперебойную радио- и проводную связь в соответствии с поставленной задачей; довести боевую задачу до каждого бойца в объеме, необходимом для ее выполнения; лично руководить развертыванием, перемещением и работой средств; проверять работу аппаратуры, правильность прокладки силового кабеля и включения проводных линий связи при развертывании средств связи; в случае повреждения средств связи немедленно принимать меры к его устранению и докладывать о происшедшем начальнику штаба; вести четкий учет выдаваемых носимых радиостанций; постоянно осуществлять контроль за соблюдением личным составом мер безопасности при работе с электроустановками и средствами связи.

218. Старший пожарный-радиотелефонист, работающий на радиостанции в салоне АСО, подчиняется командиру отделения и замещает командира отделения при его отсутствии. Он отвечает за своевременное установление и обеспечение радиосвязи с ЕДДС, участками (секторами) тушения пожара и оперативным штабом и техническое состояние закрепленной за ним аппаратуры.

При выезде АСО из части к месту вызова старший пожарный радиотелефонист обязан установить связь с ЕДДС и ПСЧ (ПСО) и доложить командиру отделения об ее установлении.

При работе на пожаре старший пожарный-радиотелефонист обязан: обеспечивать непрерывную радиосвязь с ЕДДС, участками (секторами) тушения пожара, оперативным штабом, передавать и принимать радиограммы (сообщения), при передаче обязательно получать подтверждение о правильности принятого; быстро принимать радиограммы и сдавать в оперативный штаб; знать схему радиосвязи гарнизона пожарной охраны и уметь пользоваться действующими переговорными таблицами; ведение записи на магнитофон; точно выполнять правила и поддерживать установленный порядок ведения радиообмена в радиосетях; включать по указанию начальника караула (командира отделения) АСО усилительные устройства; при неисправности закрепленной за ним аппаратуры докладывать командиру отделения и принимать меры по ее устранению.

219. Старший пожарный-радиотелефонист, работающий у штабного столика, подчиняется командиру отделения и начальнику оперативного штаба. Он отвечает за своевременное подключение к городской сети и подключение оборудования столика к аппаратуре АСО.

Старший пожарный-радиотелефонист по прибытии на место пожара обязан: установить штабной столик в указанное место; подключить телефонный аппарат к городской телефонной сети; проверить и сообщить номер телефона ЕДДС; подсоединить кабелем штабной столик к аппаратуре автомобиля связи и проверить действие аппаратуры; безотлучно находиться у стола и следить за поступающими сигналами и сообщениями; при неисправности закрепленной за ним аппаратуры докладывать начальнику караула (командиру отделения) и принимать меры к ее устранению; производить необходимые записи в рабочей тетради (блокноте).

220. Пожарный - радиотелефонист, работающий на коммутаторе АСО, подчиняется командиру отделения и отвечает за включение коммутатора, подключение телефонных линий к линейному щитку автомобиля и соединение абонентов.

Он обязан: знать схему соединений; номера участков (секторов) тушения пожара и их телефонов, а также номера телефонов городской сети, используемых на пожаре; безотлучно находиться у коммутатора, следить за вызывными сигналами; получив вызов, отвечать: «Автомобиль связи» и затем производить соединение; если нужный абонент занят или не работает линия, отвечать: «Занято» или «Линия не работает»; произведя соединение, убедиться в том, что абоненты разговаривают; следить за отбойными сигналами на коммутаторе; при отсутствии разговора опросить абонентов словом «Переговорили», после чего при неполучении ответа произвести разъединение; предоставлять вне очереди линию РТП, начальнику штаба и диспетчеру гарнизона пожарной охраны (дежурной части).

При разъединении абонентов последние должны быть предупреждены (например: «Разъединяю по приказанию РТП»); при неисправности коммутатора или отсутствии ответа абонентов докладывать командиру отделения и принимать меры к устранению неисправности; производить записи в аппаратном журнале; радиотелефонист, работающий на коммутаторе, отвечает за выдачу и прием носимых радиостанций и ведет запись в журнале выдачи и приема радиостанций.

221. Радиотелефонист, работающий с носимой радиостанцией, подчиняется начальнику караула (командиру отделения) и лицу, в распоряжение которого он направлен.

Он обязан: устанавливать и поддерживать связь с работающими на пожаре радиостанциями; знать позывные работающих на пожаре радиостанций; вести переговоры с соблюдением правил радиообмена; иметь карандаш и блокнот для записи.

222. Радиотелефонист, работающий с телефоном, подчиняется начальнику караула (командиру отделения) и лицу, в распоряжение которого направлен, и отвечает за исправность телефона, своевременное установление и бесперебойную работу линии связи.

Он обязан: после прокладки линии и включения телефонного аппарата проверить их исправность, доложить на коммутатор; знать номера абонентов коммутатора; не отлучаться от аппарата, ожидая сигнала вызова с коммутатора; при вызове отвечать: «Первый участок (например, участок Иванова) слушает», после чего вступить в разговор; переговоры вести кратко, без лишних слов и только по вопросам служебного характера; не допускать использования телефона посторонними лицами; при получении по телефону распоряжения быстро и точно передать их адресату; немедленно уведомлять радиотелефониста, работающего на коммутаторе, о переносе аппарата на новое место и временном прекращении связи; бережно обращаться с телефонным аппаратом и оберегать его от пыли и влаги; иметь блокнот для записи сообщений.

223. Начальник части технической службы (по ремонту средств связи - части связи) подчиняется начальнику производственно - технического центра, отряда (части) технической службы ГУ МЧС России, а в вопросах организации, производства, технического обслуживания, эксплуатации и ремонта средств связи - начальнику службы связи гарнизона пожарной охраны.