Виды спецтехники мчс. Пожарные аварийно-спасательные автомобили. От величины допустимой полной массы

Предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС , огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения .

Это наиболее распространенный тип пожарных автомобилей , в силу универсальности своих технических характеристик.

К основным пожарным автомобилям общего применения относятся ПА для тушения наиболее характерных пожаров в городах и населённых пунктах.

Основные вида ПА общего применения:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом , емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования , проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ .
  • Пожарные автомобили насосно-рукавные (АНР) : Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) лич¬ного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению .
  • Пожарные автомобили первой помощи (АПП) : Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ .
  • Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях .
  • Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ .

Наиболее распространенные Основные пожарные автомобили общего применения


С учетом некоторых допущений, к группе Основных ПА общего применения можно так же отнести новинки типажа пожарных автомобилей:
Считается, что если основа подобного рода гибридного автомобиля – автоцистерна, то такой автомобиль ближе к основным пожарным автомобилям, и в названии аббревиатура АЦ идет впереди. Например, АЦЛ, АЦПК.

Если же, основой для создания гибрида является автолестница или коленчатый подъемник, то автомобиль является специальным, с расширенными функциями. И такие автомобили имеют маркировку в которой сначала указывается тип специального автомобиля и добавляется АЦ. Например, АЛЦ или АПКЦ .

Необычные основные пожарные автомобили общего применения

Источники

  1. ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения"
  2. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. - Санкт-Петербург, 2006.-507с.
  3. М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника , Москва, 2004

Учебные вопросы:

Классификация пожарных автомобилей по полной массе, проходимости и назначению.

Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

Различают основные транспортные средства:

  • общего назначения
  • целевого назначения

Основное отличие заключается в следующем:

  • машины общего назначения используют для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах.
  • машины целевого назначения используют для тушения пожаров на промышленных и специальных объектах и предприятиях (нефтебазы, аэродромы, склады).

общего назначения:

автоцистерны

автонасосы

пожарные насосные станции

– все автомобили первой помощи, используемые для ликвидации и локализации пожара на начальной стадии и проведения аварийно-спасательных работ.

Эти машины используются для доставки расчета, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения к месту возгорания, ведения основных действий по пожаротушению, спасанию людей и материальных ценностей.

Основные транспортные средства пожаротушения целевого назначения:

– аэродромные пожарные машины

– Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

Для осуществления руководства всем пожаротушением используют штабные автомобили:

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс)

средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);

тяжелые с полной массой свыше 14000 кг

Пожарные аэродромные автомобили S- класса

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

2. Назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения.

АЦ предназначены:

    Для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса огнетушащих веществ;

    Подачи воды, воздушно-механической пены или раствора смачивателя (как с установкой на водоисточник так и без установки на водоисточник) к месту пожара;

  • -использования как промежуточной емкости при перекачке;
  • -подвоза воды.

Общее устройство автоцистерн

  1. Двигатель с измененной системой выпуска выхлопных газов.
  2. Шасси.
  3. Кабина водителя и боевого расчета.
  4. Специальный кузов с отсеками.
  5. Емкости для воды и пенообразователя.
  6. Пожарный насос с пеносмесителем.
  7. Вакуумная система (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
  8. Дополнительная трансмиссия на пожарный насос (изменения в силовой передаче базового автомобиля)
  9. Система дополнительного охлаждения.
  10. Система дополнительного обогрева (изменение в системе выхлопа базового автомобиля).
  11. Сдвоенное управление сцеплением и газом из насосного отсека.
  12. Дополнительное электрооборудование.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:

  • цистерны для воды
  • баки для пенообразователя
  • пожарные насосы с трансмиссиями к ним
  • водопенные коммуникации
  • приводы управления механизмами

Цистерна для воды

Бак для пенообразователя в основном располагается в заднем отсеке

Пенобак снабжён люком, позволяющим вести обслуживание

Доступ к нему осуществляется через заливную горловину

Пожарные насосы

– Устанавливаются в закрытых отсеках пожарных автомобилей, в которых во время работы обеспечивается положительная температура.

Водопенные коммуникации пожарных автомобилей особенно на старых машинах, как правило, изнашиваются в один момент, поэтому чаще всего требует полного ремонта с заменой. Водопенное оборудование – это сложная система, делать её нужно в совокупности, но возможна и подетальная замена отдельных частей.

Приводы управления механизмами

Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь:

  • -люки диаметром более 450 мм;
  • Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы;

    цистерны должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом;

  • цистернах необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении.

1 – шасси автомобиля Урал; 2 – ствол лафетный;

3 – цистерна; 4 – отсек размещения ПТВ;

5 – насосный отсек; 6 – насосная установка

Наряду с АЦ, насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.

АНР предназначены:

    для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования, запаса пенообразователя и пожарных рукавов

  • подачи воды и ВМП к месту пожара с установкой на водоисточник.

Общее устройство АНР (особенности устройства АНР в отличие от АЦ):

  1. Отсутствие цистерны для воды.
  2. Более широкий комплект ПТВ.
  3. Больше мест боевого расчета.
  4. Увеличенный объем бака для пенообразователя.

Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.

Пожарные насосные станции

ПНС предназначены:

  • забора воды из открытых водоисточников
  • подачи воды или раствора пенообразователя к лафетным стволам или к месту пожара для создания резервного запаса воды

Общее устройство

  1. Базовое шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131. Шасси удлинено на 500 мм. Регулируется давление воздуха в колесах шин.
  2. Кузов ПНС-110(131)-131 состоит из деталей оперения и собственно кузова, расположенного за кабиной водителя – цельнометаллический.
  3. Под капотом кузова на специальной подмотороной раме закрепленной к раме шасси – установлен двигатель 2Д12Б с муфтой сцепления для отключения насоса. Сцепление с пневмоуправлением от тормозной системы ЗиЛ-131 (дублирующее – механическое® рычаг). Двигатель с насосом соединен карданным валом.
  4. Пожарный насос ПН-110 (монтируется на задней части рамы).
  5. Вакуумная система.
  6. Для облегчения подъема и опускания всасывающей линии в водоем имеется приспособление, состоящее из:- ручной лебедки;- трубы;- растяжек.

7.Дополнительное электрооборудовани

8 Пожарное оборудование:

ПНС (130) ПМ-2Д12Б
МАРКА ШАССИ ЗИЛ-130 (6х6)
3
МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ВЫСОТА., М 30
МАКСИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВЫЛЕТ, М 16
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ НЕ ПРИСЛОНЁННОЙ ЛЕСТНИЦЫ, КГ 160
ПОЛНАЯ МАССА, КГ 1000080
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 10100х2500х3200
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ 11

Автомобили первой помощи

АПП предназначены:

  • для доставки к месту пожара боевого расчёта
  • пожарно-технического вооружения
  • аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования
  • проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств

Устройство Автомобилей первой помощи:

  1. шасси;
  2. кузова с отсеками для ПТВ;
  3. выдвижной кассеты;
  4. бака для воды;
  5. отопительной установки;
  6. мачты телескопической;
  7. дополнительного электрооборудования
  8. .комплекта аварийно-спасательного пожарно-технического вооружения.
ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ
МАРКА ШАССИ ГАЗ-33023 (4×2)
ЧИСЛО МЕСТ ДЛЯ БОЕВОГО РАСЧЁТА, ШТ 5
ВМЕСТИМОСТЬ ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ, м3 0,5
МАРКА МОТОПОМПЫ НЕТ ДАННЫХ
НАПОР, М 400
ПОЛНАЯ МАССА, КГМАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ 3500100
ГАБАРРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ 5550x2000x2700
СРОК СЛУЖБЫ, ЛЕТ НЕТ ДАННЫХ

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарным автомобилям.

Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Виды шасси пожарных автомобилей:

  • Колесная
  • Гусеничная

Устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте.

Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.

Специальный звуковой сигнал имеет изменяющиеся основную частоту звучания. Продолжительность цикла ее изменения составляет от 0, 5 до 6 секунд.

оздается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был введен на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через цент источника излучения света. Для ПА, созданных на шасси грузовых автомобилей допускается уменьшения угла видимости сигнального маяка до 180 градусов, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА. При необходимости допускается установка на ПА двух проблесковых маяков. Если при размещения маяка на крыше автомобиля элементы крепления находятся с внутренней стороны кабины, то должна быть исключена возможность травмирования личного состава по детали крепления.

Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.

Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей.

Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 – для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 – для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Стандарт, распространяющийся на машины конкретного вида может представлять собой испытательный код по вибрации и, кроме того, включать в себя следующие разделы(пункты):

  1. методы снижения вибраций машины (использования оптимальной конструкции машины или применение защитных устройств) с указанием эффективности метода и процедуры подтверждения этой эффективности;
  2. средства индивидуальной защиты от вибрации, которые могут быть использованы при работе с машиной;
  3. требования к предоставлению информации, связанной с вибрационной безопасностью машины, в эксплуатационных документах.

Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 °С.

Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина – не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы. Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.

Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности. После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение. Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям.

Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании.

Система пневмопривода

1,2 – цилиндр управления лафетным стволом; 3 – цилиндр управления сцеплением; 4 – клапан Ду-32; 5 – клапан Ду-90; 6 – клапан Ду-125; 7 – клапан Ду-150; 8 – клапан Ду-50; 9 – распределитель с электроуправлением; 10 – клапан ограничитель;

11 – воздушный баллон; 12 – компрессор; 13 – фильтр; 14 – регулятор давления; 15 – манометр; 16 , 17 – пневмораспределители с электроуправлением; 18 – дроссель с обратным клапаном; 19 – ниевмоглушитель

Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

Правила содержания и обслуживания пожарной техники.

  • 1. Пожарные автомобили следует содержать в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, которые должны иметь отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.
  • 2. Не разрешается снимать с пожарных автомобилей пожарно-техническое вооружение и использовать пожарную технику не по назначению.
  • 3. Пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарнотехническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.
  • 4.За каждой , приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. На предприятии должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.
  • 5.Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения.
  • 6.Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.

Общая информация

Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.

Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).

Виды пожарных автомобилей

В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:

  • Автомобильные цистерны (АЦ).
  • АВД (техника с насосами высокого давления).
  • АПП (машины первой помощи).
  • Насосно-рукавный транспорт (АНР).

Основные ПА целевого применения:

  • Аэродромные варианты (АА).
  • АГВТ (модели газоводного тушения).
  • АП (версии с порошковыми гасителями).
  • Насосные станции (ПНС).
  • Машины с пенным тушением (АПТ).
  • АКТ и АГТ - с комбинированными и газовыми гасителями.

Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:

  • АШ (штабные модификации).
  • АЛ (автомобильные лестницы).
  • Коленчатые автоподъемники (АПК).
  • АР (автомобили рукавные).
  • АСА (аварийно-спасательный вариант).
  • Для удаления дыма (ДУ).
  • ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).

Среди вспомогательных ПА:

  • Грузовые и легковые транспортные средства.
  • Автобусы.
  • Бензовозы.
  • Ремонтные мастерские на колесах.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Назначение

Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.

Классификация

Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение - это тип транспортного средства:

  • Легковая машина - 1.
  • Автобус - 2.
  • Грузовик - 3.
  • Тягач седельный - 4.
  • Самосвал - 5.
  • Цистерна - 6.
  • Фургон - 7.
  • 8 - резервная отметка.
  • 9 - спецтехника.

Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении - это модификация транспортного средства. Шестая цифра - тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата - 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.

Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):

  1. L - полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
  2. М - средние модификации (7,5-14,06 тонны).
  3. S - тяжелый класс (более 14 тонн).

Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси - ЗиЛ-4331, номер модели - ХХХ.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.

Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:

  • Исправность и общее состояние.
  • Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
  • Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
  • Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.

Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.

Особенности

Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:

  • Постоянная техническая готовность к работе.
  • Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
  • Безопасность движения.
  • Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
  • Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
  • Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.

Периодичность

  1. ЕТО - ежедневная проверка при смене караульного состава.
  2. Обслуживание ПА на учении или пожаре.
  3. Аналогичная процедура по возвращении в депо.
  4. ТО после первой тысячи километров пробега.
  5. ТО-1 (первое техобслуживание).
  6. ТО-2.
  7. СО - сезонный осмотр.

Кем и когда проводится ТО?

ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.

ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения - начальником караульной смены.

Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.

Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 - 3 дня).

При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.

Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.

Ремонт

Виды ремонтов пожарных автомобилей:

  • Непосредственно для машин - капитальный, средний и текущий.
  • Для агрегатов - капитальный и текущий.

К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.

Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:

  • После текущего и среднего ремонта - 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
  • После капремонта - 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части - тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Итог

Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материалы и источники их воспламенения. Пожар – это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения. Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.

Таким образом, пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения (табл. 1).

Таблица 1

Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили Вспомогательные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи АВД – с насосом высокого давления АА – аэродромные АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения АКТ – комбинированного тушения АГТ – газового тушения ПНС – насосная станция АГВТ – газоводяного тушения АЛ – автолестницы АПК– автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ - штабные Бензовозы Авторемонтные мастерские Автобусы Грузовые автомобили Легковые автомобили

Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м 3 ; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Примеры условных обозначений.

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси
КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м 3), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30(4310) – пожарная автоцистерна с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рис. 5.

На двери кабины указываются, номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.

Колена пожарных лестниц, авто - и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110–125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Высокая боевая готовность пожарных частей и эффективность пожарного оборудования достигается правильным содержанием, а также проведением плановых обслуживаний пожарных автомобилей и обслуживанием их в минимальное время после пожара. Для обеспечения боевой готовности пожарных частей большое значение имеет правильная организация хранения пожарного оборудования (кислородно-изолирующих противогазов, напорных рукавов и т.д.), запасов горючесмазочных материалов, пенообразователя и т.д.

Обслуживание пожарных автомобилей и хранение пожарного оборудования производится в пожарных депо и на территории пожарных частей. В пожарных частях размещаются также учебный городок, бензозаправочная станция, а в военизированных пожарных частях – казармы для личного состава. На территории некоторых частей возможно размещение учебно-тренировочных объектов гарнизонного значения (например, дымокамер, спортивных комплексов и др.).

Пожарное депо – это здание, в котором размещаются дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. Пожарное депо (рис. 6) должно иметь гараж, пункт связи, аккумуляторную, пост или базу газодымозащитной службы (ГДЗС), кабинеты начальствующего состава, учебные классы, комнаты отдыха дежурной смены и т.д.

19
14
13
12
15
15
21
20
15
17
18
16
1
11
2
3
10
5
4
9
8
7
6

Рис. 6. Пример планировки пожарного депо:

А – фасад; Б – план первого этажа нового депо: 1 – гараж; 2 – кабинет начальника части; 3 – канцелярия; 4 – кабинет заместителя начальника части; 5 – помещение общественных организаций; 6 – комната для инструктажа; 7 – комната инструкторов;
8 – электрощитовая; 9 – аккумуляторная; 10 – пункт связи; 11 – аппаратная; 12 – уголок безопасности движения; 13 – контрольный пост; 14 – мастерская поста технического обслуживания; 15 – кладовая; 16 – компрессорная; 17 - сушка рукавов; 18 – учебная башня; 19 – мойка рукавов; 20 – сушка одежды; 21 – гимнастический зал

В связи с организацией централизованного обслуживания рукавов в гарнизонах во вновь строящихся пожарных депо помещения для обслуживания пожарных рукавов не предусматриваются.

Пожарное депо проектируют на 2, 4 и 6 пожарных автомобилей. В пожарных депо крупных гарнизонов пожарной охраны может устанавливаться 8 и более пожарных автомобилей. При проектировании пожарного депо на 2 автомобиля площадь земельного участка пожарной части должна быть не менее 2500 м 2 . При большем числе автомобилей N его площадь определяется ориентировочно по формуле

S = 1000 N ,

где S – площадь земельного участка, м 2 .

Пожарные депо должны размещаться так, чтобы обеспечивался безопасный, удобный и быстрый выезд пожарных автомобилей.

Здания депо должны проектироваться не ниже III степени огнестойкости. Планировка депо должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в минимально короткое время.

Аппаратура пожарной сигнализации и связи, а также аккумуляторная размещаются в специальном помещении, примыкающем к гаражу с правой стороны. В примыкающей к гаражу стене устраивается окно размером 0,5 х 0,75 м, располагаемое напротив кабины водителя пожарного автомобиля, через которое выдается путевой лист и ведется наблюдение за выездом пожарных автомобилей.

Помещение дежурного караула, как правило, располагается на первом этаже за задней стеной гаража или на втором этаже. При расположении на первом этаже выходы в гараж делают из расчета один выход размером 1,2 х 2 м на каждый пожарный автомобиль. При размещении помещения для дежурного караула на втором этаже, кроме общей лестницы, устраивают спусковые металлические столбы в гараж из расчета 1 столб на 7 человек. Спусковые столбы диаметром 100 мм должны иметь совершенно гладкую поверхность. У основания столбов должны быть уложены мягкие маты.

Мойка и сушка рукавов производятся, как правило, в шахте наблюдательной вышки. Площадь сушильных шахт определяется из расчета
0,16 м 2 на один рукав, но не менее 2,4 м 2 на шахту.

Высота шахты от пола до блоков, на которых подвешивают рукава, может быть 12 м при подвеске рукавов на половину их длины и 22 м при подвеске рукавов на всю длину. Высота помещения над блоками должна быть не менее 2 м.

В нижней части сушильной шахты устанавливается моечная машина, резервуар для мойки рукавов, калориферная установка. Для сушки рукавов можно использовать инфракрасные излучатели, которые устанавливают в специальном помещении.

Планировка и оборудование должны за минимальное время обеспечивать приведение пожарных автомобилей в боевую готовность. При этом можно ориентироваться на трудоемкость работ (в чел.- мин).

Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать .

Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за , но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.

Пожарная повозка

Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением – дым, сажа, различные ядовитые вещества.

При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению , за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.

Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниямогнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.

Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника , то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.

На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.

Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.

В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по , спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента ( , ) или же . Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов ( , пожарные насосы, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования , приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Типы

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

  • По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
  • Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Условные обозначения

Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.

Для примера: пожарная автоцистерна – АЦ, пожарный автомобиль первой помощи – АПП автоцистерна, – АСА и др.

Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).

Согласно все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.

Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.

Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).

Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.

Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).