Умственный и физический труд. Алексей Андреев: «Мы продолжим оказывать поддержку труженикам Севера, которые многолетним трудом доказали свое права на уважение к ним и к их труду»

то изречение великого русского писателя выражает очень глубокую и правильную мысль. Человек - это высшее, разумное существо, резко отделенное от всего остального мира. Изготовление орудий труда выделило человека из животной среды.

К труду приспособлено все тело человека. У него свободны руки, на которые он не опирается при ходьбе. Строение рук таково, что ими удобно брать, двигать и удерживать предметы: они в высшей степени способны к точным движениям. Ноги человека приспособлены к хождению по земле.

У человека в высшей степени высоко организованная нервная система, в особенности головной мозг" По весу наш головной мозг почти в три раза больше (средний вес его около 1500 г), чем мозг высших крупных обезьян - гориллы" шимпанзе, - и значительно более сложный по строению.

Труд человека носит общественный характер. Это требует от людей взаимного понимания. Оно достигается в первую очередь членораздельной речью. У животных средства общения слабее. Они выражаются в криках, выразительных движениях тела.

Уже эта краткая характеристика основных особенностей человека показывает, насколько далеко он ушел от остального животного мира. Но современная наука показала не только, как I - возникли различные телесные особенности человеческого организма, но и как появилось и развилось то, что наиболее отличает человека от животного, и в первую очередь труд, членораздельная речь и другие особенности. Палеонтология и антропология показывают, каковы были предки человека. Археология - наука, изучающая вещественные памятники древней культуры и развитие древнейшего человеческого общества - раскрывает перед нами историю возникновения и развития человеческого общества, его производительных сил и производственных отношений.

Во второй половине прошлого века Чарльз Дарвин и другие ученые показали, что предком человека была порода человекообразных обезьян, покрытых шерстью, с небольшим хвостом и довольно крупными клыками. И действительно, сравнивая людей с человекообразными обезьянами, можно видеть не только различия, но и много сходства в строении скелета, мышц, внутренних органов, в химическом составе крови и ряде других особенностей.

У орангутанга общих с человеком признаков - около 50, у гориллы - 90, а у шимпанзе около 100. Однако Дарвин и другие ученые не знали настоящих предков человека: они тогда еще не были открыты. Они не смогли также объяснить, как и почему возникли основные человеческие особенности.

Главную причину возникновения человека, очеловечивания наших обезьяноподобных предков установил около 80 лет назад Фридрих Энгельс. В своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" он доказал, что труд сыграл решающую роль в возникновении человека.

Решающий шаг от обезьяны к человеку был сделан при переходе к наземному образу жизни и выработке прямой походки. Развитие лесостепей и степей во второй половине и особенно в конце третичного периода на обширных пространствах Азии, Европы и Африки привело к вымиранию многих видов обезьян. Другие приспособились к жизни на Земле, а не на деревьях, "Если прямой походке у наших волосатых предков суждено было стать сначала правилом, а потом и необходимостью, то это предполагает, что на долю рук тем временем доставалось все больше и больше других видов деятельности. Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами" (Ф. Энгельс. Диалектика природы, М., Гогполитиздат, 1955, стр. 133 ).

Двуногое хождение высвободило руки, которыми обезьяны могли хватать камни и палки, обороняясь от врагов; кроме того, они могли также при помощи палок рыть землю, отыскивая корни и луковицы растений, личинки насекомых. "Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его" (Ф. Энгельс. Там же, стр. 133 ).

Сущность всего процесса возникновения человека Энгельс выразил тремя словами: "Труд создал человека". Он считал, что процесс очеловечивания обезьяны совершался в течение огромных промежутков времени.

После работ Дарвина и Энгельса в науке было сделано много открытий, которые подтвердили, дополнили и развили их мысли.

В 1891 году на острове Ява в слоях, относящихся к началу антропогена, возраст которых определяют примерно в 1 миллион лет, голландский ученый Дюбуа нашел остатки древнейших людей, или питекантропов. Питекантроп в переводе с греческого - "обезьяночеловек". Существование таких промежуточных существ между человеком и обезьяной предполагал Дарвин, и его научное предвидение блестяще подтвердилось. Судя п® размерам бедер, рост питекантропов был около 170 сантиметров, а объем мозга, как показывает черепная крышка, оказался равным примерно 900 кубическим сантиметрам (у современного человека, как мы уже говорили, - 1400-1500 см3). Этот древнейший человек еще нес в себе много обезьяньих черт: он имел низкий покатый лоб, резко выступающие надглазничные валики, и весь черепной свод был очень низок. Нижняя лобная извилина мозга, где помещается двигательный центр речи, судя по рельефу на черепной крышке, развита значительно сильнее, чем у обезьян. По строению бедра обезьяночеловек более близок к современному, чем по строению мозга и черепа. Он имел неуклюжую, но прямую походку. Впоследствии на Яве были найдены черепа других питекантропов и грубые орудия из камня, которые они делали. Но, по всей видимости, они не умели еще пользоваться огнем. Когда жили питекантропы, Ява была соединена с материком и представляла юго-восточную оконечность Азии. Климат был похож на современный, но был немного прохладнее. Вместе с питекантропами жили в лесах слоны, тапиры, олени, обезьяны и другие животные.

Территория распространения питекантропов не ограничивалась Явой или даже Южной Азией. В последние годы нижние челюсти подобных людей вместе с простейшими каменными орудиями французские ученые нашли в Северной Африке, в Алжире.

В 1927 году китайским археологом Пэй Венчжунем в пещерах близ Пекина было сделано еще одно замечательное открытие. В связи с систематическими раскопками, проводившимися в пещерах близ селения Чжоу-Кау-Тьен в течение ряда лет, были найдены кости многих обезьянолюдей разного возраста и пола, кости различных зверей, грубые орудия из камня, остатки костров. Они были названы синантропами, то есть китайскими обезьянолюдьми. Синантропы жили на 100-200 тысяч лет позднее питекантропов н по своему физическому развитию и культуре ушли вперед по сравнению с ними. Синантропы имели головной мозг объемом около 1100 кубических сантиметров и более выпуклый, чем у питекантропов, лоб. Такое развитие мозга было связано, очевидно, с постоянным изготовлением и использованием орудий труда. У синантропа наблюдается развитие праворукости, - использование при работе преимущественно правой руки. Об этом свидетельствует значительная ассиметрия головного мозга.

Одновременно с трудом у древнейших предков современных людей возникли и развивались мышление и речь. Речь - средство общения людей, а в общественной, трудовой жизни случаи взаимной поддержки и совместной деятельности стали необходимостью. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств" ( ).

О том, что синантропы умели говорить, свидетельствует сложный рельеф в области нижней части левой лобной извилины их мозга, где расположен так называемый двигательный центр речи. Конечности синантропа еще более, чем череп, напоминают по строению конечности современного человека.

В эпоху существования синантропов климат на севере Китая был более мягким и сырым, чем сейчас. Многие поколения синантропов жили в пещерах. Они пользовались огнем. Однако, как показали исследования, искусственно добывать огонь они еще не умели. Добытый при лесном или степном пожаре или вулканическом извержении огонь поддерживали, не давая ему угаснуть. Подобно питекантропам, синантропы жили небольшими группами, сообща собирая растительную пищу - плоды, ягоды, корни, сообща охотясь на различных грызунов, диких лошадей, кабанов, буйволов, иногда даже на слонов и носорогов. Это был начальный этап первобытно-общинного строя, первой в человеческой истории общественно-экономической формации.

Распространение синантропов не ограничивалось Северным Китаем. Находки костей людей, стоящих примерно на том же уровне, сделаны в различных местах Европы, Азии и Африки. Еще в 1907 году близ города Гейдель-берга, в Германии, была найдена нижняя челюсть примитивного человека, близкого к синантропу. Недавно в Центральном Вьетнаме были найдены кости человека, напоминающего синантропа. В различных местах Африки обнаружены остатки различных древнейших людей, близких к питекантропам и синантропам или к первобытным людям, появившимся позже. Это "капские телантропы", близкие к синантропам и гейдельбергским людям, африкантропы, которых называют африканскими синантропами. По некоторым признакам африкантропы похожи уже на первобытных людей, или неандертальцев.

Без сомнения, палеонтологические и археологические исследования в будущем обнаружат новых древних ископаемых людей различного физического типа, находившихся на пути развития к современному человеку.

Несколько сотен тысяч лет назад из древнейших людей, о которых мы говорили, развились первобытные люди, стоящие между человеком современного типа и обезьяночеловеком. Эти первобытные люди были названы неандертальцами (по названию долины реки Неандерталь в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены их остатки). Их голова, руки уже утратили большую часть обезьяньих признаков и стали почти человеческими. Первобытные люди были невысокого роста, около 160 сантиметров, но отличались значительной силой. Они были коренастого сложения, мускулистые, слегка сутулые, с широкими, выдающимися вперед лицами, с широким, иногда сильно выступающим носом. Зубы крупные, крепкие, приспособленные для жевания твердой пищи. Обезьяньи черты сказывались в мощно развитых надглазничных валиках, косо поставленных зубах и в отсутствии подбородка. Голень и предплечье были сравнительно короткими, а кисти и ступни массивными, что делало движения неандертальцев неуклюжими. Таков в общем портрет неандертальца, который реконструируют анатомы и антропологи на основании изучения его костных остатков. Советский антрополог М. М. Герасимов разработал точную методику восстановления внешнего вида лица людей по черепу. Это дает нам возможность видеть портреты наших предков, живших десятки и сотни тысяч лет назад.

Голова у неандертальцев была большой, и объем их мозга был равен в среднем 1400-1500 кубическим сантиметрам. Лучше, чем у питекантропов и синантропов, был у них развит центр речи в мозгу. Их кости найдены в

Европе, Средней Азии, в Палестине, на Яве и в Южной Африке (в Родезии). Их не было в Америке и Австралии. В СССР они обнаружены в пещерах Крыма около Симферополя, в Узбекистане (грот Тешик-Таш близ г. Байсун). Вместе с остатками костей и скелетов неандертальцев были обнаружены каменные орудия и другие предметы материальной культуры, относящиеся к древнему каменному веку. Неандертальцы лучше, чем их предшественники, выделывали грубые каменные клинья (топоры), различные скребки и другие орудия. Обработка кости у них только зарождалась. Несомненно, что они пользовались и деревянными орудиями - дубинами, копьями, копательными палками. Но они до нас не дошли.

Излюбленным местом обитания неандертальцев были пещеры и долины рек. Они собирали съедобные растения, их плоды, корни, а также охотились на различных диких животных. Неандертальцы широко пользовались огнем и, вероятно, умели добывать его с помощью трения кусков дерева или при ударах кремниевых камней.

Неандертальцы, так же как и другие древние люди, вели тяжелую и суровую жизнь. Большинство их, как показывает изучение костных остатков, умирало или погибало в детском и молодом возрасте. Им приходилось бороться с природой: преодолевать климатические и другие невзгоды, защищаться от нападения диких зверей и т. п. Поэтому В. И. Ленин говорил, что никакого золотого века позади нас не было и что первобытный человек был подавлен трудностью существования.

Интересно, что неандертальцы и сменившие их кроманьонцы страдали ревматизмом и травматическим повреждениями. Многих болезней, характерных для поздних людей (например, туберкулез, зубной кариес), у них не было.

На протяжении примерно 300-400 тысяч лет совершенствовалось тело первобытного человека. Постепенно в результате труда изменялся и весь его внешний облик. Около 100 тысяч лет назад уже появились потомки неандертальцев, внешне похожие на современного человека - кроманьонцы.

В это время великое похолодание на Земле было наибольшим. Но человек уже научился делать одежду, хорошо владеть огнем. Он научился также делать тонкие и длинные, как лезвие ножа, кремниевые пластинки и другие хорошо обработанные орудия. Широко использовалась для различных поделок и кость. Появились тщательно отделанные ножи, шилья, скребки, резцы, костяные иголки с ушками для шитья одежды и т. п. Это был поздний древний каменный век. В стоянках этих древних людей современного облика, кроме хозяйственных предметов и орудий охоты, находят вырезанные из бивня мамонтов женские фигурки или разные изображения животных, а в пещерах обнаружены искусно сделанные ими рисунки.

Сбор растений и охота были по-прежнему главным средством существования новых, или, как их называют, разумных, людей. Первые "новые люди" были охотниками-кочевниками. Они охотились даже на таких крупных животных, как бизон, носорог и мамонт. Особенно много они истребляли северных оленей, а также баранов, белых куропаток и других мелких животных. При раскопках их стоянок находят обычно много костей различных животных, которые остались от "охотников за мамонтами и северными оленями".

Протекали десятки тысячелетий. В образе жизни и в хозяйстве людей происходили крупные изменения. У них появились оседлые поселения, а около 15-20 тысяч лет назад на грани современной геологической эпохи - "голоцена" - человек изобрел лук и стрелы. Это расширило возможности охоты. Наступила новая эпоха в истории человечества - новокаменный век, или неолит. Человек к этому времени уже стал обитателем жилищ, обладателем различной одежды, он окружил себя домашними животными и культурными растениями. Однако 6000-7000 лет назад кончился каменный период. Наступила эпоха металла. Человек от собирания готовых продуктов природы перешел к сознательному производству и накоплению их. Он стал преобразователем природы. Но это - тема специальной книги. Мы же продолжим наше путешествие в глубины времен, в далекую историю жизни.

Создавать новую историю Белорусской железной дороги и ответственно выполнять работу на своем месте. С таким напутствием начальник дороги Владимир Морозов обратился к более чем восьмидесяти железнодорожникам, которым накануне Дня Независимости Республики Беларусь вручили отраслевые награды.

Торжественная церемония прошла в столице. Среди награжденных – представители каждого отделения, а также обособленных структурных подразделений и Управления магистрали.
– Мы собрались, чтобы отметить ваши заслуги, ваш вклад в развитие дороги, – отметил Владимир Морозов. – Ваш труд и ответственное отношение к делу не остались незамеченными. За много лет вы добились хороших результатов.
По его словам, экономические трудности испытывают дорогу на прочность. И в такой ситуации особенно важно подходить максимально серьезно к выполнению должностных обязанностей. Ведь от этого зависит не только безопасность движения поездов, безупречность выполнения графика, ритмичность грузовых и пассажирских перевозок, но и в целом конкурентоспособность, привлекательность услуг железнодорожного транспорта.
– Каждый из участников торжественной церемонии – частичка большого коллектива Белорусской железной до-роги, – подчеркнул Владимир Морозов. – Среди вас – представители разных профессий и специальностей. И своим трудом вы доказали, что являетесь настоящими профессионалами. По словам руководителя магистрали, за каждым таким поощрением – многолетний усердный труд.
Например, проводник пассажирского вагона Могилевского вагонного участка Ольга Титова отработала на дороге около 15 лет. За этот период не только смогла приобрести богатый опыт, но и умело пользуется полученными знаниями в повседневной работе. Возможно, именно поэтому она добилась больших успехов в конкурсах профессионального мастерства, в том числе – побед в дорожном финале.
Совершенно иной профиль деятельности у другой участницы торжественного мероприятия – Елены Архиповой, ведущего инженера отдела смет Государственного предприятия «Институт «Белжелдорпроект». Ее деятельность в большей степени связана с документами, а не с людьми.
– Тружусь в институте около 37 лет, – рассказывает она. – Начинала чертежницей. Сейчас же, когда на смену ручному труду пришли компьютерные программы, занимаюсь сметами. В этом деле без хорошего умения «читать» чертежи никак не обойтись.
В ее «портфолио» – участие в разработке различных проектов для Белорусской железной дороги. Например, она применила свой опыт при обновлении инфраструктуры в Фаниполе, реконструкции инженерных сетей на других объектах магистрали.

– На дороге нет случайных людей, – уверен Владимир Морозов. – Те, кому по силам такой напряженный труд, остаются надолго.
Возможно, именно по-этому на магистрали, по его словам, не редкость – люди с большим стажем. По некоторым подсчетам, средняя продолжительность труда человека на дороге – 20 лет. А с такой командой профессионалов по плечу любые задачи.
Торжественное вручение отраслевых наград проводится накануе Дня Независимости. И это весьма символично, – обратил внимание начальник дороги. – Наши отцы и деды в тяжелой борьбе завоевали для нас мирное небо. Пришла очередь нам создавать новую историю железной дороги и всей страны.
Владимир Морозов подчеркнул, что очередную важную страницу можно будет перевернуть в декабре 2017 года. Именно в это время Белорусская железная дорога отметит 155-летие.

Руслан АНАНЬЕВ

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или « ». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.

Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.


С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.


Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.


Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa , состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика - в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.


В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

^ 1. Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом.

Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три момента процесса производства: материал, орудие труда и труд сливаются в нейтральном результате - продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации1. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда2.

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества.

В конечном счете, именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия3.

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования4. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности5, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворче- ство: труд проявляется в обществе как «сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы «подготовляют» и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)»6.

С экономической точки зрения труд - это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются: сознательный характер; связь с созиданием благ; рациональность; целенаправленность; общественная полезность.

^ 2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости от характера и содержания труда; предмета и продукта труда; средств и способов труда; условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства - самостоятельный и труд несамостоятельный - наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение)7. Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра - степень интеллектуализации труда и квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации - предмет и продукт труда - учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда. По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.). Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий. В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т. п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий, в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

^ 3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер. Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения - отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско- правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), - трудовым отношением.